автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Неформальные игровые объединения в структуре гражданского общества

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Самойлова, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Неформальные игровые объединения в структуре гражданского общества'

Текст диссертации на тему "Неформальные игровые объединения в структуре гражданского общества"

9

ЧЬ - и

Казанский государственный университет

Самойлова Татьяна Александровна

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель-доктор исторических наук, профессор Рахматуллин Э.С.

Казань -1999

Оглавление

Введение _3-13

Глава 1. Социальный неформалитет в структуре гражданского

общества_14-52

1.1. Структура гражданского общества в критико- аналитическом контексте_14-28

1.2. Роль неформальной среды и ее функционально-содержательные трансформации_29-40

1.3. Социокультурное творчество как механизм социальной динамики_41-52

Глава 2. Современные игровые феномены: теоретические подходы и реальность_53-106

2.1. Игра как вид деятельности (типологический

аспект_53-66

2.2. Неформальные игровые объединения в России: генезис и сущность_67-82

2.3. Функции неформальных игровых объединений и специфика их самоорганизации_83-97

2.4. Социальные детерминанты возникновения групп досугового общения_98-106

Заключение_107-110

Библиография_111 -122

Введение

Российская Федерация - социальное государство, таков конституционный принцип, и продвижение к правовому государству в России впрямую зависит от развития гражданских инициатив. За период с 1991 по 1996 гг. по данным Министерства юстиции было зарегистрировано 58 тысяч некоммерческих общественных организаций, аналогичных

"неправительственным организациям" на Западе. После вступления в силу в 1995 г. федеральных законов РФ "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях" и "О благотворительной деятельности" процесс образования негосударственных и некоммерческих организаций пошел особенно интенсивно, и сейчас их в стране насчитывается более 75 тысяч, многие из которых пользуются поддержкой власти. Социальная помощь реализуется в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом и информационном планах. Как говорится в пояснительной записке к проекту федерального закона о государственном социальном заказе, этот закон является одной из форм взаимодействия государства с юридически оформленной гражданской инициативой. Такая форма взаимодействия в настоящее время широко распространена во всем мире: в США - до трети всех средств, инвестируемых в социальную сферу государством, реализуется через некоммерческие неправительственные ( в том числе благотворительные) организации, в ФРГ - до 70%, а во Франции -до 80%1.

Термин "социальное партнерство" для сегодняшней России - нов.

1 Закон для человека// Площадь Мира. - Дубна. -1 сент. 1998.-С.6.

Инициаторы такого подхода видят свою задачу в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческим сектором и некоммерческими организациями, у которых разные представления о природе социального взаимодействия. Однако, становление гражданского общества - насущная задача сегодняшнего дня, и его проблематика одинаково близка и социальным практикам, и политикам, и ученым.

Сложность современного состояния научной разработки проблем гражданского общества в России заключается прежде всего в том, что, по мнению отечественных теоретиков, во-первых, становление гражданского общества в социуме, где не сложились для того адекватные органические предпосылки либо невозможно, либо сомнительно , и, во-вторых, нарастающее господство стихийного во всех сферах общества ныне также губительно сказывается на формировании и функционировании элементов гражданского общества, как когда-то абсолютизм сознательного. Однако, принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность данного общественного организма к самоорганизации. Под этим углом зрения российская ситуация отмечена довольно высоким динамизмом и разнообразием форм: от профсоюзов и партий до ассоциаций обманутых вкладчиков, от Партии любителей пива до многочисленных "площадок", где общаются представители самых различных социальных групп и слоев.

Основными элементами или блоками гражданского общества принято считать политические партии, профсоюзы, предпринимательские объединения и неформальные образования. Наше внимание обращено к неформальной среде в силу актуальности проблемы соотношения официальной и неформальной жизни, достижения общественной гармонии. Самая динамичная часть общества, мобильно реагирующая на изменения в общественном климате, стала, по нашему мнению, естественным индикатором малейших изменений в современном российском пространстве. Неформальная среда, с неизбежностью изменяясь единственно необходимым

образом и образуя единственно возможные формы, соответствуя изменившемуся социуму, выполняет функции интеграции, процесса, ведущего к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей общественного организма в целое.

Мы отмечаем сложность и полифункциональность неформальной среды. Анализ сущности неформальных образований, чья деятельность проходит в рамках политической или экономической сферы социетального пространства, позволяет сделать выводы о том, что этим "составляющим" неформальной среды в первую очередь присущи индикаторная функция и интегративная, в то время как основной функцией неформальных образований, действующих в сфере духовной культуры, является инновационная.

Неформальные образования, действующие в сфере духовной культуры ( к ним принято относить1 национально-, эколого-, историко-, социокультурные; научные, религиозно-мистические, этической и социопсихологической направленности; досугово-развлекательные, спортивного образа жизни и субкультурно-контркультурные), по нашему мнению, являются в наибольшей степени источниками появления уникальных социальных форм. "Индивидуальность" организации, ее уникальность составляют ценнейшее достояние общества и ее самой. Более того, отсутствие или недостаток какого-либо типа есть одна из форм так называемой социальной бедности, неразвитости общества"2. "Мир общества организован весьма сложным образом: его конфигурация большей частью искривлена, собрана в складки, огромная социальная дистанция может помещаться буквально в радиусе вытянутой руки, очень маленькие "массы" (десяток или сотня человек) способны порождать колоссальную социальную "гравитацию" и видоизменять

о

параметры окружающего пространства..." . Образования, которые можно

1 См.: Арсеньев H.A. Неформальные объединения: генезис и перспективы: Дис. ...канд.социол.наук. - Тюмень,1991.

2 Пригожин А.И. Современная социология организаций.-М. - 1995.-С.14.

3 Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. - М., 1996. - С.9.

отнести к такому типу, стали объектом нашего исследования. Впервые в отечественной исследовательской практике представлены неформальные игровые объединения.

Роль, функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентаций общества. Игра своеобразно моделирует и отражает сознание и самосознание общества, являясь специфическим показателем его состояния, доминирующих ценностных ориентаций. Анализ игровых феноменов имеет непосредственное практическое значение в связи с расцветом молодежной рок-культуры и развитием массовых театрализованных действий, шоу и хэппенингов.

Гипотеза исследования. Гражданское общество выполняет интегративную функцию по отношению к государству, являя собой совокупность самоорганизующихся посреднических объединений. В свою очередь, неформальная среда, как часть гражданского общества, выполняет такую же функцию по. отношению к нему. В сложной альтернативной полифункциональной самоорганизующейся социальной системе, какой является неформальная среда, наиболее уникальные самоорганизующиеся формы являют образования, действующие в духовной сфере, в силу их наименьшей заинтересованности в контактах с социумом. Неформальные игровые объединения - самоорганизующиеся динамические образования -являются "лабораториями" по продуцированию уникальных сюжетно-ролевых игр.

В силу комплексности нашей проблемы мы обратились к системному анализу. Через рассмотрение подходов к современному пониманию природы гражданского общества определили роль в нем неформальной среды и ее функционально-содержательные трансформации. Полагая, что механизмом социальной динамики является социокультурное творчество, мы определяем его как инновационную деятельность по оснащению новой групповой потребности в процессе продуцирования адекватных ей норм и ценностей.

Среди социальных новообразований, появляющихся в процессе социокультурного творчества, мы особо выделяем игровые феномены и анализируем специфику неформальных игровых объединений как уникальных самоорганизующихся образований. Отдельный параграф посвящен детерминантам возникновения групп досугового общения (клубов по интересам и любительским объединениям), с целью показа их принципиального отличия от неформальных игровых объединений.

Степень разработанности проблемы. В литературе, посвященной гражданскому обществу, проблемы его сущности и функций не получили достаточного философского и культурологического осмысления. В основном ему посвящены статьи в научных сборниках, периодических изданиях, выступления на научных конференциях.1 Практически отсутствуют монографические философские работы, однако отметим коллективный труд "Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России"(М.: Эдиториал УРСС, 1998,- 311с.) под редакцией В.Г.Хороса, в котором делается серьезная попытка проанализировать современное состояние проблемы. Недостаточная разработанность темы современной общественной активности связана с тем, что эта проблема сравнительно нова для отечественного обществознания. Накопленный фактический материал и исследовательский опыт, который позволил бы сделать обоснованные выводы относительно основных составляющих(блоков) гражданского общества и их взаимовлияния и способов самоорганизации недостаточен. Однако, среди интересных работ, посвященных той части гражданского общества, которую принято называть неформальной средой, можно выделить в числе наиболее содержательных труды Н.Арсеньева, А.Запесоцкого, И.Кона, В.Левичевой, В.Лисовского, И.Сундиева, А.Файна2.

1 См.н.: Гражданское общество. Реферативный сборник. М., РАУ, 1994. - 65 е.; Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социол.исслед. 1995. -№11; Голенкова 3.T., Витюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.В. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социол.исслед., 1995. - № 6. - С.14-24; Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полит.исслед., 1996. - № 5. - С. 107-119.

2 См.: Арсеньев H.A. Неформальные объединения: генезис и перспективы(региональный аспект): Дис. ...канд.соц.наук. - Тюмень, 1991; Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные

Неформальная среда включает в себя самые разнообразные социальные слои и группы, однако , к сожалению, подавляющее преимущество работ обращено к ее молодежной составляющей1. Методологические и содержательные аспекты исследуемой проблемы анализируются также в трудах Ю.Блувштейна, Е.Комаровой, М.Малютина, К.Мяло, Д.Ольшанского, Н.Петрук, Л.Радзиховского, В.Чурбанова, О.Яницкого и др. Однако, большинство публикаций характеризуется разнообразием применяемой методологии, множественностью подходов к типологии и социальной детерминации неформальных образований.

Ценными попытками осмыслить назначение неформальных образований, действующих в сфере духовной культуры, представляются ряд работ обобщающего характера2. Общефилософский подход к анализу типологии культурной деятельности, ее форм подробно рассмотрены Г.С.Кнабе3, который особо выделил ту область культуры, которая связана с "неупорядоченной стихией повседневного самовыражения". Проблематика игровых феноменов культуры с социологических позиций рассматривается в работе Ю.А.Левады ("Игровые структуры в системах социального действия" // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1984. С.273-293.) только в теоретическом аспекте. На уровне прикладных исследований работ, посвященных изучению социокультурного существования игровых форм почти нет, за исключением диссертации А.А.Орлова4. Однако,

объединения. - М., 1989,- 63 е.; Лисовский B.T. Советское студенчество. Социологические очерки. - М.,1990.- 302 е.; Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. - М., 1990,- 222 е.; Сундиев И.В. Самодеятельные объединения молодежи // Социол.исслед., 1989. - № 2.

1 См.н.: Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М., 1990; Левичева В.Ф. Анатомия неформального движения // Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 4; Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня...А завтра? - М., 1988; Неформальная волна. - М., 1990.

2См.: Лицом к лицу: Неформальные творческие объединения - размышления, поиски, находки: Сборник/ Сост. Приходько Т.Ф.- М„ 1989; Бетуганов A.A., Пищулин Н.П. Молодежь: культура и досуг,- Нальчик, 1988.-140 с.

3 Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии,- 1989. - №5. - С.28.

4Орлов A.A. Игровой элемент в культурной деятельности: Дис. ...канд.соц.наук. - М., 1990.

изучение собственно игровой деятельности имеет длительную исследовательскую традицию в педагогике (Запорожец A.B., Спиваковская A.C., Щедровицкий Г.П.), психологии ( Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.), философии (Апинян Т.А., Ростомашвили Е., Устименко В.И.)1.

Эмпирический материал, использованный в работе, был получен в ходе многолетнего (около 20 лет) включенного наблюдения, в силу чего исследование основано на уникальном и обширном материале. Органически вписываясь в круг исследований социальных психологов, культурологов и этнографов, посвященных массовым формам культуры, данная работа, однако, выходит за рамки архаической традиции и обращена к современности, к наиболее быстро обновляющемуся общественному слою - неформальной среде. Прямое вживание в среду ( по понятным причинам закрытой для внешних воздействий), которая подлежала исследованию, обеспечило заинтересованность и объективность сбора первичного материала, и при дальнейшем его анализе. Одновременное наблюдение изнутри и извне, поиск методов, адекватных уникальному объекту - вот главные сложности в процессе определения места и роли неформальных игровых объединений в структуре гражданского общества.

За генеральную совокупность мы приняли ныне действующие группы: толкиенисты, "Митьки", Академия дураков, Орден куртуазных маньеристов, арт-сквот "Свободная территория", консорт "Багаж", Марш сексуального большинства, мотологи, клайнеры, "Эскадрон имени поручика Ржевского" и "Государство". В историческом аспекте изучались петровские "компания" и "всепьянейший собор", общество "Любовь и голод правят миром", "Трактир "Не рыдай" и "Скорпионовы сестры". Располагая основательной информацией о генеральной совокупности, мы сделали вывод о том, что в качестве модели данной совокупности по большинству параметров может выступать "Эскадрон

1 См.н.: Спиваковская A.C. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.-133 е.; Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995.- 800 е.; Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978,- 304 е.; Апинян Т.А. Игра как феномен культуры (типология и историко-культурологический анализ): Дис. ...докг.филос.наук. - С-Пб, 1994; Устименко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. -1980. - № 2.

имени поручика Ржевского" (Казань). Уникальность и сложность объекта определила методику первоначального сбора материала, известную как закон этнографического поля: наблюдение за процессами структурирования, самоорганизации, самоидентификации одного конкретного сообщества. Монографическое полевое исследование позволило всесторонне изучить субъективные и объективные факторы в соответствии с программой исследования исключительного объекта, как своеобразного социального образования с общими символами, их интерпретациями в поведении, традициями, фольклором, самоназванием и самоописанием.

Пионерский характер исследования определялся самим объектом: оно отличалось от обычного социально-психологического изучения групп . На начальном этапе мы, наряду с социометрическим наблюдением, применяли и тестирование (с целью определения ценностных ориентаций по 18-ти терминальным и инструментальным) и неформализованное интервью1. В ходе разработки плана интервью было решено использовать вопросник, рассчитанный на то, чтобы побудить респондентов отрефлексировать их собственные представления об объекте нашего исследования. Учитывая значимость наших респондентов (в подавляющем большинстве представляющих �