автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Немецкая национальная школа в Сибири, конец XIX в. - 1938 г.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Черказьянова, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Немецкая национальная школа в Сибири, конец XIX в. - 1938 г.'

Текст диссертации на тему "Немецкая национальная школа в Сибири, конец XIX в. - 1938 г."

омский государственный педагогическии университет

На правах рукописи

черказьянова ирина васильевна

немецкая национальная школа в сибири (конец XIX в. - 1938 г.)

Специальность 07. 00. 02. - отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент П. П. Вибе

Омск -1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................... 3

Глава I. Немецкая дореволюционная школа: возникновение и проблемы развития

(1890-е - 1917 гг.)......................................................................................................31

1.1. Появление первых немецких школ в Сибири................................................. 31

1.1 .а. Городские школы............................................................................ 31

1.1.6. Сельские школы.................................................................................39

1.2. Типы школ и их конфессиональные особенности............................................ 48

1.2.а. Типы школ..........................................................................................48

t

1.2.6. Положение менноиитских школ.......................................................53

1.3. Факторы, влиявшие на становление и развитие немецких школ....................61

1.4. Политика государства по отношению к сибирской немецкой школе.............70

Глава П. Немецкая национальная школа в годы советской власти (1917 - 1938 гг.). ... 87

II. 1.Первые шаги по организации школьного образования немцев Сибири...... 87

II.2. Развитие школьной сети и проблемы материального обеспечения............. 94

П.3.Подготовка учительских кадров для немецких школ....................................109

П.4.Декрет об отделении школы от церкви и сопротивление населения его

внедрению.............................................................................................................125

II.5. Закрытие немецких национальных школ......................................................138

Заключение.......................................................................................................................147

Приложения......................................................................................................................153

Список использованных источников и литературы..................................................163

Список сокращений........................................................................................................ 182

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории немецкой школы является важным звеном в осмыслении истории и культуры немцев России. Уровень культуры и морали колонистских поселений измерялся по тому состоянию, в котором находились их учебные заведения, причем масштабом служила начальная школа. Посещение ее было обязательным для детей в возрасте с 7 до 14 лет. Школа не только обучала грамоте и готовила детей к конфирмации, но и в условиях иноязычного окружения была важнейшим фактором сохранения родного языка, национальных традиций. Не случайно именно начальную школу государство выбрало орудием политики русификации немецкого населения в конце ХГХ - начале XX века, а в годы Советской власти она стала одним из основных объектов антирелигиозной борьбы.

Среди первоочередных задач, которые решали колонисты с момента водворения, были вопросу образования их детей, строительства школы. На эту особенность немцев указывал еще в середине XIX в. А. А. Клаус: «Особенно у меннонитов и протестантов потребность школьного обучения является прямым последствием конфессионализма, и потребность эта привилась к населению в такой степени, что всякое отдельное поселение его, все равно, большое или малое, на земле собственной или арендованной, считается прочным, самобытным не прежде, как в центре его появится школьный дом... За неимением церкви, школьный дом служит для общих молитв и обучения детей, а учитель, в качестве кистера, исполняет требы, управляет божественною службой и т. д. У колонистов-католиков постановка этого дела несколько иная, у них на первом плане - церковь, ее благолепие и ксендз, а затем уже и школа.»1

В Сибири немцы сохраняли свое традиционно уважительное отношение к школе. На новую почву они перенесли практику всеобщего обязательного обучения, принципы организации школьного дела. Несмотря на высокую задолженность, связанную с переселением, первые свои доходы колонисты использовали на обустройство школ, содержание учителя. В 1920-е годы, в условиях недостаточного или полного отсутствия государственного финансирования школьного образования, жители немецких поселков активно способствовали созданию и поддержке школ.

1 Клаус A.A. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. - СПб., 1869. - С. 377.

Целенаправленное разрушение исторически сложившегося единого организма «община - церковь - школа» в период тоталитарного режима, невероятное демографическое смещение и смешение военных лет, запрет в 1938 году немецких национальных школ по всей стране и развитие всеобщей грамотности на русском языке в последующие годы привели к кризисному состоянию в области языка и культуры немцев, к исчезновению образования на родном языке.

Исследования омских этнографов, проведенные в немецких селах Западной Сибири в 1989 - начале 1990-х гг., характеризуют современное состояние языка у немцев. Соотношение знаний родного и русского языков выглядит следующим образом: свободно немецким владеют лишь 43,9% респондентов, около 38% - на разговорном уровне, около 15% - могут объясниться, 3,4% - вообще не владеют. При этом лучшее знание языка наблюдается у молодежи, которая учила немецкий в школе, и в той возрастной группе, чье школьное детство пришлось на довоенные годы, на период существования национальной школы с немёцким языком преподавания. В то же время 90,8% опрошенных свободно владеют русским языком. И здесь важнейшим фактором знания языка послужило обучение в школе - 89,9% жителей получило образование на русском языке.2 Таким образом, современные исследования не только свидетельствуют о кризисной языковой ситуации у немцев, но и вскрывают главнейшую ее причину - отсутствие образования на родном языке.

Актуальность темы обусловлена не только общепризнанным значением образования в современном мире, но и кризисным положением в области этнокультурной жизни российских немцев. Школа неотрывна от национальной почвы, она является базой национальной культуры, важнейшим фактором удовлетворения национальных и культурных потребностей любого народа. Именно школа с родным языком преподавания играет значительную роль в сохранении и передаче общественно-исторического опыта последующим поколениям. Сохранение немецкого этноса в России напрямую связано с сохранением родного языка и возрождением немецкой национальной школы. До настоящего времени пока не удалось возродить национальную школу ни в Сибири, ни в Поволжье, т. к. процесс утраты этнической специфики и национальной культуры зашел очень далеко. Молодое поколение российских немцев в большинстве своем называет родным русский язык, а немецкий причисляет к иностранному. К этому следует добавить

2 Смирнова Т. Б. Современное состояние языка немцев Западной Сибири// Гуманитарные науки в Сибири. - 1396, - № 3. - С. 81.

такое негативное явление, как эмиграция немцев в Германию, прибытие в места компактного поселения немцев вынужденных переселенцев из Казахстана и Средней Азии, т. е. с оттоком носителей языка идет дальнейший процесс его исчезновения. Изучение исторических аспектов проблемы образования немцев является одним из условий понимания как настоящего положения в этом вопросе, так и вероятных перспектив. Использование опыта прошлых лет позволит ученым и педагогам определить приемлемую форму возрождения немецкой школы в сложившейся ситуации.

Историография проблемы. Трудности изучения данной темы были обусловлены слабой изученностью проблем сибирской немецкой школы и, в целом, немецкой диаспоры Сибири. Эту сложность удалось в некоторой степени преодолеть благодаря тому, что тема диссертации рассматривалась в ее органической связи с общими проблемами национальных школ, в т. ч. немецкой школы в европейской части России, с вопросами развития школьного образования в Сибири, в контексте социально-экономического и культурного развития немецкого населения России.

В изучении истории, культуры и, в частности, образования российских немцев можно выделить несколько периодов: 1) дореволюционный (XVIII - нач. XX вв.), 2) советский (1917 - конец 1980-х гг.), в котором, в свою очередь, следует вычленить этапы: а) 1920-х - 1930-х гг., б) 1940-х - 1960-х гг., в) с конца 1960-х - 1980-х гг., 3) современный (с конца 1980-х гг.).

В целом, дореволюционная историческая литература о немцах России малочисленна, ее авторы не принадлежат к определенным школам. Авторами зачастую являются пасторы, учителя - современники многих описываемых событий, поэтому весьма условно разделение их трудов на историографические и исторические источники, на исследования и мемуары. К числу именно таких относятся работы А. Ф. Бюшинга по истории лютеранских общин России, фон Врееха о немецкой школе в Тобольске, организованной пленными шведскими офицерами, П. М. Фризена по истории меннонитских общин России, ряд других.3 Так, книга П. Фризена содержит богатый фактологический материал по истории меннонитских колоний, их культуре и образованию, биографические сведения об отдельных деятелях, учителях. Автор приводит и те сведения,

3 Buesching A. F. Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinden in Russischen Reich. Bd. 1 - 2. -Altona, 1766 - 1767; Wreech v. K. F. Wahrhafte und umstaendliche Historie von denen schwedischen Gefangenen in Russland und Sibirien. - Sorau, 1725; Friesen P. M. Die Alt-Evangelische mennonitische Bruderschaft in Russland (1789 -1910) im Rahmen der mennonitischen Gesamtgeschichte. - Halbstadt, 1911.

которые собрал лично. Например, в монографии имеются краткие данные о состоянии общин меннонитов Омского уезда на 1910 г. Большой и ценный материал о просветительской деятельности лютеранской церкви в России содержат труды, подготовленные и опубликованные Центральной вспомогательной кассой евангелическо-лютеранских приходов России, которая была призвана материально поддерживать своих единоверцев. Отдельные главы в этих трудах посвящены сибирским приходам в Омске, Томске, Барнауле, Иркутске.4

Начало изучения истории немецких колонистов светскими исследователями относится к 30-м гг. XIX в., проблемы школьного образования немцев в этот период практических не поднимаются. Систематическое изучение российских немцев историками и экономистами началось в 70-е гг. прошлого столетия, тогда же появился ряд исследований, всецело посвященных вопросам школы. Последние носят локальный характер, освещают положение школ в отдельных регионах Российской империи или отдельные аспекты образования.5

Обстоятельный анализ различных сторон жизни немецких колонистов дал в своих трудах А. А. Клаус. Его монография «Наши колонии» стала по сути первой обобщающей книгой о земледельческих колониях немцев в России, не утратила она своего значения и сегодня - многие современные исследователи обращаются к ней. Привлекая материалы государственных архивов, опираясь на статистику, А. Клаус широко показал экономическое развитие колоний. Самостоятельную главу монографии и отдельную статью он посвятил вопросам церкви и школы.6 Особое внимание он уделил положению лютеранских и католических школ Поволжья в 60-е гг. XIX в. Оценивая их состояние как «печальное», автор обвиняет духовенство в нежелании перестроить школу в соответствии с требованиями времени, главнейшим из которых считал введение преподавания русского языка. Клаус осуждает духовенство за стремление обвинить в русификаторской

4 Busch Е. Н. Materialen zur Geschichte und Statistik des Kirchen- und Schulwesens der evangelischlutherischen Gemeinden in Russland. - St.-Petersburg, 1862; Die evangelisch-lutherischen Gemenden in Russland. Eine historisch-statistische Darstellung. I. Bd. - St.-Petersburg, 1909; Gernet A. Geschichte der Allerhoechst bestaetigten Unterstuetzungskasse fuer evangelisch-lutherischen Gemeinden in Russland. -St. Petersburg, 1909.

5 Diehl P. Die Centraischulen in den deutschen Kolonien Suedrusslands. - Odessa, 1872; Erbes J. Deutsche Volksschule in unseren Wolgakolonien. - Saratow, 1906; Goerz A. Die Schulen in den Mennoniten-Kolonien an der Molotschna. - Berdjansk, 1882; Русский. О народном образовании в немецких колониях Поволжья// Русский вестник. -1897. - № 8, 9,10; Цветаев Д. Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра. - Варшава, 1889.

6 Клаус А. Сектаторы-колонисты в России: исторические очерки// Вестник Европы. -1868. - Т. 1-4; Духовенство и школы в наших немецких колониях// Там же. -1869. - Т. 1, 3; Наши колонии. - СПб., 1869.

деятельности тех чиновников, которые ратовали за изучение государственного языка. Поднятые им проблемы о преодолении узкой конфессиональности немецких школ оставались актуальны и в последующие десятилетия.

Другой значительной работой среди дореволюционных авторов является история поволжских немцев Я. Е. Дитца, написанная им к 150-летию немецких колоний на Волге.7 К сожалению, рукопись Дитца была доступна лишь узкому кругу исследователей и впервые была опубликована в 1997 г. Автор использовал широкий круг источников, многие из которых не дошли до настоящего времени. Отдельная глава книги посвящена школе. По мнению Дитца, наиболее слабо было поставлено дело в церковных школах, в положении которых мало что изменилось даже после передачи их в ведение МНП. Автор подчеркивает особую роль земств в развитии образования.

В годы первой мировой войны положение немцев в России стало объектом самого пристального внимания. На страницах массовой печати была развернута антинемецкая кампания. Появились работы как черносотенного характера, так и написанные в защиту немцев. Большинство публикаций этого периода, посвященных немецкой тематике, в т.ч. вопросам их школьного дела, выдержано в откровенно националистических тонах.8 Например, православный священник Сосунцов обвиняет в порочности всю российскую школу, т. к., по его мнению, она со времен Петра I оставалась насквозь германской.

Наиболее показательная работа такого рода принадлежит П. Луппову9 Автор обосновывает «немецкое засилие» в области начального образования и призывает встать «на строго национальную точку зрения и усиленно стремиться к тому, чтобы здесь наши государственные интересы не приносились более в жертву германизму, чтобы, в частности, немецкая начальная школа... явилась проводником в массу населения идей русской государственности, а не интересов германского бронированного кулака».10 Для этого он настоятельно требует принять все меры к тому, чтобы преподавание в немецких школах велось исключительно на русском языке, учителей допускать к работе лишь при знании ими русского языка, русской истории и географии, всю деловую школьную переписку вести на государственном языке, ужесточить общий надзор инспекторов за этими школами. Несмотря на тенденциозность эта работа представляет определенную ценность, т. к.

7 Дитц Я. Е. История поволжских немцев-колонистов. - М., 1997.

8 Например, Ренников А. Золото Рейна. О немцах в России. - Пг., 1915; Сосунцов Е.Ф. Немецкое влияние в русской школе. - Казань, 1915.

9 Луппов П. Немецкие начальные школы в России. - Пг., 1916.

10 Там же. - С.45.

характеризует положение немецких российских школ в конце XIX - начале XX в., содержит обширный статистический материал, обобщает итоги школьной переписи 1911 г., дает обзор законодательных актов, посвященных немецкой школе. Автор отмечает с некоторым удивлением наличие немецких учащихся в Сибири и Средней Азии, основное же внимание уделяет немцам Поволжья.

Ряд авторов выступили в защиту колонистов от нападок в годы первой мировой войны. Так, пастор Я. Штах пишет о прочном овладении немцами русским языком. Действительно, школы меннонитов Таврической губернии были образцовыми. Но и здесь знания русского языка даже у преподавателей со временем снижались, т.к. средством общения оставался немецкий.11 Поэтому выводы автора нельзя распространить на другие регионы, где действовали немецкие школы. Вместе с тем, книга Штаха ярко продемонстрировала не только уровень развития немецких колоний, но и их вклад в развитие российской экономики, культуры. За это строптивый пастор был выслан властями в Сибирь, Славгород.

В защиту инородческой школы против русификаторской политики правительства выступили участники Первого Всероссийского съезда по народному образованию, проходившего в декабре 1913 - январе 1914 г. в Петербурге. Сборник материалов секции по нерусской школе вышел в свет лишь в 1916 г. Объективно эта книга играла защитную функцию в период гонений на немцев, т. к. их школы в одинаковой мере с другими нерусскими народами страдали от политики русификации.12 Наиболее полный и объективный анализ государственной национально-просветительской политики дал в своей статье Н. П. Малиновский. Проанализировав российское законодательство XIX в., он пришел к выводу, что ни один из народов России, кроме евреев, не был лишен права обучать своих детей, не был закрыт и доступ в общую школу. Автор ставит и анализирует вопрос о том, что на практике дает инородцам провозглашенное право. Его выводы о реальном положении дел недвусмысленно свидетельствуют о последовательно проводившейся с конца 1860-х гг. русификаторской школьной политике правительства, ущемлении прав инородцев. Н. П. Малиновский акцентирует внимание на сути школьной по