автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Неоконсерватизм США (генезис, структура, философско-политическая платформа)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Неоконсерватизм США (генезис, структура, философско-политическая платформа)"
ЛЕЬИГРг'.цСК;',! ОР;..л'ЧА "¡".[['У! '! С?, ЕНА ТР/ЛОТГО КРАСЛСГО
I!:! г.г.а.'.ах глчолтсп
13РБ«{СЗ\ ;.'/г:ч .тес-нитки
КХаСНГСГ Л:'1 С. А (ГЕНКЗК, .мгаСГУРА, 1ЖСС~/1СК0-!1Ш!!ГЖСКАЯ ППАТ.'ОГЛА)
Спзпиальнзссь '\г'1 - теория научного ССПТ'Г.ЛГСМЛ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учено:? степени кандидата философских наук
ЛЕНИНГРАД 19 9 0
Работа гыполнзна на ко^едяе чсерии соврекзнного сб:;оства Ленинградского ордена Л^глнп и срдена Трудового Красного Знамен;: государственного университета.
Научнмй руководитель:
до;,-тор философских наук, профессор Солонин D.H. Официальны? оппоненты:
- доктор философских наук, профессор Федосеев A.A.
- кандидат философских наук, доцент Барыгин И.Н.
Ведущая" организация:
Ленинградский технологически!"! институт имени Ленсовета
Защита состоится " 6 " 1990 г.
в _ час на заседании спепиализированного совета
К.063.57.28 по присуждению ученой степеш! кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу: 199034', г Ленинград, Менделеевская линия, 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. А.М.Горького Ленинградского университета, Университетская набережная, 7/9.
Автореферат разослан »5 " К0!пУ|ХЯ 1990 г.
I
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук доцант
В.П.Милецкий
Актуальность темы. Объектом исследования диссертации является ьегкснсерватизм в его историческом и идейно-политическом отношении. Являясь интернациональным явлением,он наиболее рельефно проявил себя в США, где он идеологически и политически как течение оформился я 70 годам. Во всех обшествах, где он стал фактором политической, духовно? и социальной жизни, неоконсерватизм вызвал серьезные щЛцессы наложившие свой отпечаток как на их развитие, так и на международные отношения. Их последствия до сих пор до конца не выявлены и теоретически не осмыслены.
Количество работ, посвященных всей совокупности этих проблем, интенсивно возрастает и растет убеждение, что ближайшее десятилетие пройдет под знаком углубления воздействия неоконсервативной программы на динамику современного общественного развития. В СССР заметен нарастающий интерес к неоконсерватизму тем больший, чем явственней становится подобие принимаемых в ходе перестройки социально-экономических, политических и идеологических решений фундаментальным элементам неоконсервативного проекта: приватизация ,элиминация государства из сферы социальных, духовных, культурных отношений как регулирующего и определяющего начала и требование усилить роль предприимчивости, состязательности и фактора риска*.
Однако отставание в исследовании, определившееся уже на старте, (до конца 70-х годов известны в целом спорадические и по духу констатирующие и описательные работа) продолжает сказываться и поныне. Фактически мы не имеем ра-
I. см. Баталов Э.Я. Американский опыт и наша перестройка:
Социологич.размышления.//США. Экономика, политика, идеология. № I, 1939. С.3-12.
Алексеева Т.А.Человек и общество в политической теории современного консерватизма// кн.Проблема человека в современной буржуазной философии. М.,1988. С.24-31. Заыошкин Ю.А. "Конец истории": идеологиэм и реализм.// Вопросы философии. № 3, 1990.
бот, знаменующих концептуальную инициативу в этом плане.
В частности, особую актуальность представляет исследование исторических корней неоконсерватизма, оформление его как из традиционно консервативных настроений американского общества, ориентированных на сохранение фундаментальных черт американского образа жизни, так и из трансформации идеологических и политических воззрений различных движений под воздействием возникших коллизий внутренней и международной жизни.
Если американские исследователи исторической теме и проблеме структурной динамики неоконсерватизма как предпосылках понимания его нынешнего облика придают важное значение, в наших работах они носят лишь беглый, общий характер. В нашем исследовании мы ставим особый акцент на данном аспекте.
Неоконсерватизм не представил специфически новой философской и социально-политической программы. Его знаменем всегда был лозунг возврата к истинно фундаментальным ценностям и нормам человеческой жизни. Но тем более важно осмыслить, на чем базировался тот быстрый успех и широкая популярность этого движения, позволившие неоконсерваторам 8анять доминирующие позиции в американском массовом сознании и оттеснить на вторые позиции либералов и демократов различного толка. По нашему мнению дело в совпадении ситуации, определившейся исчерпанием и кризисом социально-экономической политики, отмеченной значительной ролью в ней государства (например, "государства всеобщего благоденствия") с происшедшими смысловыми сдвигами в концептуальных элементах идеологии неоконсерваторов и взаимном соотношении последних. Так, национализм, хотя и не является специфически консервативной ценностью, был успешно использован неоконсерваторами для политической мобилизации. Это же относится и к манипуляции религиозным фактором и ценностями массового сознания (дом, семья, благополучие, мир и т.д.). Новые группы населения отождествляли свой жизненный горизонт с системой ценностей неоконсерваторов.
Этог поворот "вправо" был настолько мощным, что и конкурирующие партии, увлеченные общим потоком,как бь вобрали в себя многие элементы политики и идеологии, ноторые больше индентифицируются с консерваторами.
Осе эти явления были подвергнуты детальному анализу американскими политологами различных ориентация: в наОих же исследования* до последнего времени работа были в целом одноплрнояпки консерватизм в любых его проявлениях рассматривался как реакционное явление, основной характеристикой которого является антикоммунизм. Только в последние годы стали появляться работы дающие более сложный и более реальный образ неоконсерватизма^.
Таким образом, актуальность данной теш определяется как масштабностью анализируемого явления, так и необходимостью освободиться от одностороннего представления о неоконсерватизме .
Не теряет свою значимость и конкретный анализ социально-теоретического и философско-политического содержания концепций, относимых к идеологическому блоку неоконсерватизма. Хотя здесь проделана известная работа и имеются конкретные результаты, но очень много остается невыявленным. Следует учесть, что неоконсервативные идеологи отличаются определенной мобильностью в усовершенствовании своих представлений и то, что в орбиту массового воздействия входят концепции и воззрения, выработанные как бы на периферии, но в процессе эволюции неоконсерватизма, приобретшие влияние-и вышедшие на передний план.
Целью данной работы является попытка представить концептуальный анализ американского неоконсерватизма с учетом
2. Государство и социальная политика; к анализу консервативных тенденций 60-х гг.//Отв.ред.Плеханов С.М., М.,Наука, 1966.
Эволюция буржуазных идеологических течений: тенденции 80 гг. М., 193В
Проблема свободы человека в совр.идеологич.борьбе. Рига,
его исторической трансформации и структурной неоднородности. Поставленная цель в работе реализуется:
- анализом консерватизма как явления в целом;
- выявлением его социально-политических истоков, характеристикой генезиса;
- сравнительным исследованием его разновидностей (традиционализма, либерализма, неоконсерватизма);
- изучением конкретно-исторического контекста функционирования;
- исследованием динамики и направлением трансформации в последнее десятилетие;
- анализом социально-политических и философских установок.
Степень разработанности проблемы и научная новизна диссертации . В конкретно-историческом плане возникновение неоконсерватизма связано с изменением позиции бывших либералов, членов демократической партии, перешедших на консервативную платформу в связи с неудачей попыток предотвратить "сдвиг влево", который произошел в этой партии. Первыми исследователями и теоретиками, которые заметили данное явление и подвергли его детальному анализу были Д.Белл, П.Стейнфелс (давший название новому феномену), Н.Глейзер, И.Кристолл и другие американские социологи. Исследование неоконсерватизма стало особым направлением в американской политологии и социологии .
Явление неоконсерватизма не осталось незамеченным и на* шими авторами, хотя и с известным опозданием. Можно выделить несколько групп работ в соответствии с различными аспектами рассмотрения феномена неоконсерватизма. Так, для многих работ 70-х характерна наибольшая степень "идеологизации" проблемы и соответственно наименьшая возможность адекватной опенки явления. Работы 80-х группируются в соответствии с аспектами изучения неоконсерватизма: экономического, правового и политического, работы по идеологии, социальной философии и т.д. Их обобщенная характеристика дана в диссертации.
Выявление социальной базы^истоков идеологии, основных характеристик неоконсерватизма как части политико-идеологи-
p.
четкого комплекса началось с работ А.Ю.Мельвиля, Ю.А.За-мошкина, А.А.Галкина, В.В.Соргина. Среди авторов, исследующих неоконсерватизм в условиях кризиса власти в США, разрушения партийной системы необходимо отметить работа Печат-нова B.C., Панарина A.C., Оленька D.i., Веремьева Е.М.
Вопросы типологии политического сознания, одтм из "типов" которого является неоконсервативное сознание, разрабатывались Мявениерадзе З.В., Замошгсиным 10.А. .ГоджиеизмК.С.
Исследованию философских основ консерватизма в целен и неоконсерватизма, в частности, а также социально-философских взглядов неоконсерваторов посвящены монографии Мельвиля D.A., Супруна В.П., Фадеевой Т., Овчинниковой З.Л. Значительное внимание уделено причинам перехода либералов в консерттивнын "лагерь" в процессе разложения их движении, однако не "отслежена" трансформация неоконсервативного движения в 70-80, а это представляет значительный интерес. Рель консервативной идеологии, причины "реидеологизации" политиков-неоконсерваторов, осознания ими необходимости в "более рафинированной идеологии" освещены в работах Гадаш-ева, Ровдо З.П., Федосеева A.A., Белкина А.Г. Сравнение либеральной и консервативной теорий дает интересное исследование Осадчей U.M. 3 работах последних лет повышенный интерес привлекают отдельные проблемы политики неоконсерваторов, в частности, ее проникновение в культуру (культурное обновление представляется ими как альтернатива социальной революции) - ото работы А.Л.Павлова, Н.Б.Мальковской, Разлогова К.Э. Изучается влияние их на искусство (работы Молчанова В., Онуфриенко Г.), этика неоконсерватизма (Турчанинов ü.M.), религиозные установки неоконсерваторов (Турчанинов И.М., Фурман Д.Е., Ковальчук С.Н., Митрохин Л.Н.). Тем не менее, в дополнение к ранее сказанному, можно отметить в качестве слабо освещенной - проблему возникновения неоконсерватизма в контексте определенной эволюции американского общества; одноплановы представления о консерватизме и неоконсерватизме как философском явлении; неоконсерватизм рассматривается в статике, как данность, в то время как гибкость и приспособительные характеристики данного типа
б
массового политического сознания очень велики.
Новизна диссертационного исследования представляется в попытке дать анализ самого явления консерватизма как цемента, характеризующего общественные процессы и явления в целом, то есть имеющего определенный социально-онтологический аспект. Он выражается не только в моментах устойчивости, тяготении к традиции или преклонении современности перед духовными и социальными ценностями прошлого, что особенно подчеркивается западными исследователями, но и как присутствие преображенного прошлого в настоящем. Определение консерватизма как философского понятия и соответствующего ему явления, позволяет подойти к пониманию психологических, политических и иных форм его выражения. 3 диссертации обращено внимание на заботливое отношение виднейших идеологов неоном серватизма к сохранению устойчивого представления о консерватизме как глубинной доминанте их философии, не получающей, однако, однозначного закрепления в устойчивых политических формах. Это, по мнению диссертанта, делает неоконсерватизм устойчивым и гибким фактором политической и духовной жизни американского общества. Наряду с концептуальной характеристикой консерватизма в диссертации на основе оригинальных источников представлены:
- генезис американского консерватизма и анализ его истоков и предпосылок психологического, социального и политического планов;
- анализ условий, определивших появление новой фазы его эволюции - неоконсерватизма;
- сравнительный контекст консервативной и лпберально-прогрессистской тенденции в американском обществе;
- социально-экономические установки и ориентиры неоконсерватизма;
- исследование социально-философской платформы в лице виднейших идеологов и лидеров неоконсерватизма;
- анализ критической аргументации неоконсерваторов в от ношении социальных идеалов либералов (теория "общества благоденствия" и др.
Методологическую и источниковедческую основу диссерта нии составили: работа классиков марксизма, советская философ екая, социологическая литература, посвященная проблемам неоконсерватизма, материалы конференции. Библиография включает в себя основные работы советских авторов к работа ведущих западных тзоретиков по теме диссертации (более 300 наиСзно-ваний). Среди них произведения теоретиков неоконсерватизма, их идейны/, предшественников, их критиков. Особое внимание уделено источникам, оценивающимся как определяющие при исследовании феномена неоконсерватизма на Западе,- трудам И.Крис-толла, Д.Белла, П.Бергера, Р.Кисбета, -М.Нсвака, Б.Пайнса, У.Еакли, М.Дектер, Н.Подгореиа, У.СзфаПра, С.Блюменталя, Д.Джа-диса, П.Стейнфелса и других. Использованы материалы ведущих политических изданий неоконсерватизма: "Паблик интрест", "Кэшнл", "Знкаунтер", "Коымзнтари".
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представление о феномене неоконсерватизма, как составной части политико-идеологического комплекса С!.'1А. '/сследовано возникновение нового проявления неоконсерватизма - нового поколения неоконсерваторов, их отличия и характеристики. Конструктивность критики неоконсервативных теорий помогает разобраться в современном состоянии данного типа политического сознания, дает представление об объективности его возникновения в современных условиях, позволяет преодолеть односторонний негативны!; подход, извращающий смысл данного явления.
Научно-практическая значимость. .Материалы и выводы могут быть использованы в ходе разработки современной политической теории, а такке различных проблем, связанных с современной политической историей СИ!А. Отдельные разделы могут найти применение а практике преподавания при разработке тем: "Консерватизм", "Политическое сознание и его разновидности", "Современная буржуазная социология и политология". На ее основе создан спецкурс "Социальная философия современного неоконсерватизма" .
Научная апробация работы. Основные положения и выводы работы докладывались диссертантом на научно-теоретической конференции в Доме политического просвещения Ленинградского
Обкома КПСС в сентябре 1967 года; "ХХУГ1 сгезд и проблемы философско-сошюлсгииаских исследований" (декабрь 19В6); на Республиканской конференция "Новейшие течения и тенденции в буржуазной философии и социологии" (ноябрь 1968); "Развитие фундаментальных и прикладных исследований" 1415 мая 19С6 года; за Круглым столом "1орт общественного прогресса" (1-7 февраля 1990г'.).
Основное содержание работы
Диссертация состоит из введения и двух глав.
Во введении раскрывается актуальность темы, анализируется современное состояние проблемы и степень ее разработанности, определяются цель и задачи данной диссертации, формулируются методологические и конкретно-исторические основы исследования, характеризуется новизна и практическая значимость работы.
Глава первая "Американский консерватизм в контексте исторических и структурных изменений" посвящена генезису неоконсерватизма, исследованию фаз его эволюции и структурным изменениям.
3 первом параграфе анализируются представления о природе консерватизма, его традициях и законах функционирования на основе имеющихся исследований в отечественной и зарубежной литературе. Делается попытка расширить представление о данном явлении, преодолеть традиционный взгляд на консерватизм, распространенный и в советской и западной литературе, как синоним застоя, регресса, отрицания изменений,' явлении,принш!пиально противостоящем революционным и прогрессивным изменениям в обществе.
Критический анализ позволяет сделать вывод о консерватизме как явлении многогранном, имеющем различные характеристики в различных своих проявлениях, Даеюя представление о консерватизме психологическом, ситуационном, политическом, филосс/фсксм. Отмечается, что различного рода определения консерватизма, как психологического феномена, даваемое западными исследователями, не могут считаться базовыми, хотя и неразрывно связаны внутренне со всеми разноьид-
ностями консерватизма. Нз обладает такс;'1 же фундомонталь-ностью и консерватизм как политическое явление. Необходимо отличать консерватизм как политическое направленно, политическое движение от того момента консерватизма, который связан с сущностным началом человеческого общества. Кпнссрзтгизм как лозунг в политической борьбе представляет лнпь спим нз моментов внешнего плана проявления консерватизма. Нормальное здоровое развитие общества невозможно без присутствия в нем консервативного начала. Сто не только обращении ;с прошлому, но и творческ*.** энергия историл. при этим раскрывается внутренний смысл присущей человечеству идеализации прошлого: преображенное Г!ро:нло9, свидетельством которого становится каждое новое поколение -символ вечности^преемственности, пс-торисма, непрерывности бытия, его слитности. Прогресс предполагает накопление, которое невозможно без сохранения устойчивого начала, оно представлено консервативной тенденцией. Однако, необходимч и реформаторская деятельность. Исследование исторического процесса позволяет заметить постоянную смену и взаимозависимость этих двух начал. Они являются началами однопорядковыми, но разнонаправленный, л различаются функционально. Консерватизм "закрепляет" любые формы деятельности на опрзделеннсм уровне их развития; например, определенный уровень политической культуры, достигнутый совокупной деятельностью всех агентов политической ж;;з:га общества. В этом смысле вакно отметить выражение консерватизма в структуре культурного прогресса человечества как тенденции к накоплению творческого начала и духовных ценностей, обеспечение функционирования законов морали и устойчивости " целей общества, его идеалов. Нарушение законов деструктивно для общества и губительно для личности. Умножение ценностей совериается через творческое консервативное начало, отрицающего дискретность бытия. На этот философский момент консерватизма как определенной философии бытия обращают внимание его наиболее глубокие представители. Неоконсерваторы ближе других подошли к создания философии, сближающей эти два начала: либерализм и консерватизм. Диссертация содержит да представления по данному вопросу. В заключении параграфа
обращайте внимание на политическую форму консерватизма.
Во втором параграфе рассматриваются основные разновидности консерватизма на материале социально-политической »изни С!!'А. Можно выделить три основные вариации консерватизма в современных развитых обществах в целом. "Неоконсерватизм", который преимущественно распространен в СТА и Англии, где взанмопрсникновеше консерватизма и либерализма сильнее и где неоконсерватизм имеет более или менее гомогенную идеологию и постоянную социальную базу. Эта форма предполагает сохранение базовых капиталистических характе- • рисгик общества, утверждает строгую связь между рыночной экономикой и индивидуальном свободо:';. У неоконсерва-
тизма самая широкая социальная база, что вызывает его внутренние расслоетю. Вьутри неоконсервативного движения выделяются группы, значительно отличающиеся друг от друга по своему социальному пслодению и происхождению, по возрасту, комбинации конкретных идей и по мотивам, которые определили их переход или принадлежность к неоконсерваторам. Ко это расслоение едва ли следует переоценивать. Считать, что консерваторы не представляют собой единого движения из-за того, что они могут быть делимы на различные группировки( нельзя. Опыт показал их способность сплачиваться в целях достижения политических предпосылок к реализации идеала или программы. Поэтому неверны оказались расчеты на недолговечность неоконсерватизма, исходящие из представлений о его аморфной социальной основы.
Традиционалисты представляют еще одну разновидность консерватизма. Происхождение отлично от либерального, социальная и идеологическая база остается на деноминационной основе в большей степени, чем на экономической. Главное вы-
3. В самонаименовании неоконсерваторов США и в исследованиях о них употребляются и иные термины: "либералвкые консерваторы", "современный консерватизм", "консервативный либерализм" и др.
ражетк» этоЛ ^орга - цзнностный консерватизм, ппфоециЯся на моральные религиозные ценноетн.
Третьей разновидность» является либ^ртлризм. Существуют противоречия между традиционалистами и либортарисюми. Традиционалисты готовы принять вмешательство государства п регуляшга человеческого поведения, с чем нзсоогласны либер-таристы (экономический консерватизм). Наблюдается растущая конвергенция между неоконсерваторами и традиционалистами. Она основана на общей коалиционной стратегии, сходных экономических программах. Для более ясного очертания неоконсерватизма в этом параграфе даны сравнительные характеристики всех трех течений, "новых правыми либералов. Показаны социологические и идеологические различия, перспективы сотрудничества и взаимопроникновения.
Третий параграф характеризует развитие неоконсерватизма в 70-80-е годы в СТА. Ото развитее и преобразсвагае неоконсерватизма обеспечило его жизнеспособность. Отмечаются причины возникновения и развития неоконсерватизма, основной из которых явилось изменение конкретно-исторического контекста его (функционирования. Неоконсерватизм был вызван к жизни необходимостью структурной перестройки экономики, означающей переход от постиндустриального к "информационному" обществу, основанному на технотронике и всеобщей компьютеризации. "Неоконсервативная революция", во главе которой стали "люди из академических кругов" /И.Кристолл/, бывшие либералы, перешедшие на консервативные позиции - ускорила изменение социальной структуры общества. Представители "консервативьой коалиции", состоящей из представителей консервативного ис~- -теблисмента, "новых правых", неоконсерваторов, традиционалистов поняли невозможность дальнейшего существования либеральной программы "государства благоденствия", которая стала тормозе:.) для происходящей перестройки экономики. Принципы "государства благоденствия" были необходимы для предшествующих этапов развития - дальнейшее его существование оборачивалось дезорганизацией экономики, политики, культуры, обострило ряд серьезных проблем. Произошло изменение национальных приоритетов: в середине 60-х годов,основными проблемами
являлись бедность, социальное обеспечение, гранда»-ские права, общие задачи внешней политики. Либералы в целом справились с этими проблемами, и в этом смысле нельзя говорить о неудачах их политики, однако, к началу 70-х годов методы либеральной политики породили новые проблемы, кото-риз именно и явились последствиями разрешения прежних. Возросла степень социальной нестабильности, размывались социальные и человеческие ценности, упал престиж государства. На этой почве росли националистические предпочтения и тяга к устойчивым базовым моральны!,! принципа!,!, тс есть к религии. Именно неоконсерваторы провозгласили необходимость перейти на новый уровень организации общества на "новых" консервативных принципах. Неоконсервативные устои оказались более адекватными новым ожиданиям и соответствовал,.:л в большей степени социальной структурированности 'апелляция к "молчаливому большинству"). Отмечается изменение самого консерватизма и его идейное обогащение в результате взаимодействия с либерализмом, изменение социальной базы неоконсерваторов.
Американские исследователи выделяют три поколения (волны) в неоконсерватизме. Кроме хронологического момента ими учитывается специфичность идейно-политических функций каждого поколения в консервативном движении. Первое поколение заложило интеллектуальные основы. Второе поколение создало организационные основы деятельности неоконсерваторов (политические объединения, "мозговые тресты", стратегию воздействия и распространения своих идей). Третье поколение отмечено деятельностным использованием накопленного поте1гциала. Хорошо подготовлено к конкретной деятельности в различных правительственных, политических и других организациях. Его основные идеи: прагматическое использованиз р политике консервативных идей, превращение неоконсервативного движения в постоянный фактор, создание правящей инфраструктуры, работа в средствах массовой информации. Одна из главных идей - найти точки пересечения всех форм консерватизма как основы единства. Новый консерватизм - это переустройство общества на консервативных принципах.
Вторая глава "Социально-политическая философия неоконсерватизма. Критический анализ" посвящена исследованию собственно идеологического ядра его платформы.
В основе неоконсервативной политики лежит их оссбый взгляд на историю, традицию, собственность, власть, авторитет, свободу, религии, природу современного капитализма. Основными теоретиками являются Р.Нисбет и Ь.Пейнп, М.Новак, воззрения которых анализируются в первом параграфе. По их мнению история по своей сущности - не что иное, как опыт. И именно из-за сдержанного отношения к экспериментаторству в области человеческих взаимоотношений, неоконсерваторы весьма подозрительно относятся к истории. Их взгляды и сегодня опираются на традиционные идеи консерватизма. Так, общественное устройство для Р.Нисбета-это непрерывный момент согласия в функционирующем обществе. Настоящее № свободно, как пытается доказать рационалистическая мысль, оправдывая свою склонность искусственно переделывать социальную структуру общества согласно духу новаторства.
Лигитимность вновь созданного государства нельзя внушить обществу. Она создается работой истории и традиций, и эта работа далеко не одного поколения. История заключена не в последовательно зафиксированных событиях, а в постоянстве структур, общин, привычек и в передаче их от поколения к поколению**.
Там, где прогрессивные рационалисты видят настоящее, как начало будущего, неоконсерваторы считают истинным иное видение: настоящее как последняя точка, к которой привело течение прошлого в непрерывно продолжающемся движении времени. Общество в представлении неоконсервативных теоретиков не тождественно государству. Оно органично в своем сочленении институтов и взаимозависимости функций, в своем необратимом всеобщем развитии во времени
4. ГиьЬеЛ , К.. Сог^е-гдта^пл . ам4 ^еа&Чу.
ПУшп., 192& , р. 23.
Тч
Исторический метод консерваторов направлен против утилитарного подхода к человеку и его истории, который восходит к Еентаму. Неоконсерваторы считают, что современные политики не учитывают самого главного - что каждая нация имеет характер, а именно в лтом новая потенция для удачной или неудачной политики. Технократизм привел к бездуховности, механическим попыткам госудаоственного устройства; они обречены на провал так же как абстрактный, рационалистический, дедуктивный взгляд на историю социалистов и некоторых либералов.
Раскрывается смысл легитимности государства, его соотношение с обществом, смысл протестантской этики (восходит к Веберу и Р.Нкбуру), выявляется понятие селективности неоконсервативной философии.
Рассматриваются взгляды М.Новака на моральный структуры, которые соединяют демократию и капитализм. По его мнению фактор, которым пренебрегали мыслители до сих пор (главным образом, под влиянием Маркса) - это фактор духа. Система политических институтов порождается определенным духом цивилизации/'дух демократического капитализма4 М.Новака представляет собой трехзначную систему: экономическую, нравственную и политическую одновременно. Он отмечает, что тс, кто пытались защитить капитализм, сталкивались с недостатком интеллектуальной традиции, которая бы питала эту защиту. Критический подход, наиболее распространенный до недавнего времени является очевидно недостаточным и для сегодняшнего дня уже непродуктивным. М.Новак считает необходимым заново проанализировать накопленный человечеством опыт для выявления скрытых начал "духа демократического капитализма" я разработки новой всемирной философии, которая fw позволила найта "окончательную форму "социальной гармонии"
Сейчас, считает Нсвак, &то вновь актуально, так как человечество соит на пороге создания нового образца "космического порядка", нового видения человеческой истории.
Б. Поуак, ,lJ\.
3W ЬргсИ-
С' dm>ot/H)'t.ïi Г. U ibi2 , |>.Л<?
Философские взгляда неоконсерваторов не носят отвлеченный характер. На их основе выстраивается "правильная" "более соответствующая природе человека" политика.
Во втором параграфе рассматриваются согшально-полити-ческие теории неоконсерваторов. Они построены на критике идей и принципов "государства благоденствия", созданного за предыдущие десятилетия политикой либералов. В диссертации рассматривается место теории "государства благоденствия" в контексте массового сознания и социальной ориентации, прослеживается необходимость существования "государства благоденствия" на определенном этапе развития общества.
Неоконсервативная критика "государства благоденствия" при внимательном изучении является в гораздо большей степени идеологией, нежели наукой. Исследование эволюции идейно-теоретической платформы неоконсерватизма позволяет заключить, что в последние годы во внутриполитической стратегии прослеживается тенденция к некоторому государственному вмешательству. Резкость первоначальной критики была вызвана необходимостью нанести удар по всем позициям либералов.
Анализ неоконсервативных теорий позволяет выделить основные их недостатки: I) привлечение базиса, не дающего каких-либо обоснований; 2) использование подобранных оснований; 3) односторонний некритический взгляд на функционирование правительства; 45 неадекватность концепции роли демократии и политики в современных обществах; 5) неумение распознать проблему социальной интеграции в рыночном обс^ствг, а именно, как учитывать разрушительные общественные эффекты рыночной экономики. Аргументы неоконсераваторов различаются по своему уровню абстракции, но в целом общая тенденция заключается в их односторонности и в том, что они полагаются на слишком избранные аргументы.
Отсутствие какей-либо концепции национального государства как сообщества, отрицание социального, попытка конституировать спонтанность, в результате которой возникает рыночный порядок, отсутствие исторического понимания капиталистического развития делают неоконсерватизм неадекватным учением для развитых промышленных демократий. Однако, критика
неоконсерваторами "государства благоденствия" имеет и позитивный аспект: проблема непредсказуемых последствий, роста правительства, его ошибок, последствий той или иной социальной политики, критика функиионалистских детерминистских теорий государства, проблема эффективности общественного сектора - являются важными вопросами, связанными с развитием любого государства.
Заключение содержит основные итоги и намечает перспективы дальнейшего исследования проблемы.
По теме диссертации опубликованы слсдущие работы:
1. Неоконсерватизм о проблемах социальной динамики современного общества.// Человек и общественный прогресс: социально-философские аспекты. Рун.деп. в 11НИСН АЛ СССР
№ 40III от 14.II .89 - 0,5 п.л.
2. Особенности новой волны американского консерватизма.// Вестник ЛГУ, Серия 6, ЬпЛ, ЛГУ, 1967.
Объем 1 уч.-изд.л. Тираж;<00 экз. Заказ ¿¿¿Зс
Отпечатано Ротапринт типографии им.Урицкого