автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Неомифологические аспекты поэтики и гоголевская традиция в творчестве С.А. Клычкова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Лыкова, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Неомифологические аспекты поэтики и гоголевская традиция в творчестве С.А. Клычкова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лыкова, Елена Викторовна

Введение.

Глава 1. Мифоиоэтическая антропологии романа.

1.1. Петр Кирилыч.

1.2. Спирилон Емельяныч.

1.3. Леший.

1.4. Маша.

Глава 2. Мифопоэтика пространства.

2.1. Сюжетное пространство.

2.1.1. Первый круг сюжетного пространства (дом и деревня).

2.1.2. Второй круг сюжетного пространства (лес).

2.2. Иконическое пространство храма.

2.2.1. Эстетический аспект икопического пространства.

2.2.1.1. Цветовая символика.

2.2.1.2. Световая символика.

2.2.1.3. Иконичность растительного орнамента.

2.2.2. Онтологический аспект икопического пространства.

Глава 3. Таинство литургии и художественное время.

3.1. Мистериальность и художественное время.

3.2. Проповедь и художественное время.

Глава 4. Мифопоэтика мотивов произведений Н. В. Гоголя в романе С. А. Клычкова «Чертухинский балакирь.

4.1. Картина человека (основные мотивы).

4.2. Дифференциальные признаки в картине человека. Черты лица. Деформация образа лица.

4.3. Мотивный комплекс слова в связи с повествовательной структурой волшебной сказки.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Лыкова, Елена Викторовна

Актуальность темы исследования связана с осмыслением в современной культуре такого яркого феномена, как мифотворчество. Филология последних двух десятилетий сосредоточила свое внимание на разработке различных аспектов мифотворчества в классическом литературном наследии и литературе XX века в особенности. «Современное мифотворчество», заполняющее сознание людей в различной форме - от навязчивой рекламы до наивной веры в очередного шарлатана-мессию — только подтверждает тот факт, что человек, лишенный истинной духовной жизни, испытывает желание заполнить образовавшуюся лакуну. По словам Е. П. Скороспеловой, «стремление обнаружить универсальные начала в конкретно-исторической ситуации, открыть «символические соответствия» в искусстве и реальности, обнажить соположенность разных культурных эпох породило такой способ универсализации как неомифологизм» [242, с. 52].

Для С. А. Клычкова бережное отношение к слову равнозначно прославлению Духа, пребывающего в человеческой душе. Деформация слова и писательского творчества в целом свидетельствует о разрушении, вплоть до полного исчезновения, личности («Самого главного тут нет - нет именно никакой души, есть пар словесный, «приросшая» к затылку заковырка» [1:2, с. 480]).

Творческое использование фольклора, старообрядческих преданий, святоотеческой и художественной литературы на уровне мотивов, образов и сюжетов формируют новый крестьянский миф. Стереотипное восприятие Клычкова как проповедника крестьянской (у символистов) или «кулацкой» идеологии (О. Бескин) предопределило во многом негативное отношение к творчеству писателя, оставив его непонятым. Рассуждая о судьбе великого предшественника С. А. Клычкова - Н. В. Гоголя, И. Ильин в статье «Гоголь великий русский сатирик.» заметил: «Даже современники редко понимали его, а то и вовсе не понимали» [129, с. 142]. Кроме общности критического отклика на творчество писателей, их роднит трогательное отношение к мифологизации крестьянского быта, выраженного в мифопоэтической символике.

Обращение к гоголевским мотивам не случайно: «острая нужда в гармонии» (Н. Солнцева) актуализирует религиозные мотивы. Дьявольщина, открыто заявляющая о себе в «Петербургских повестях», уже вытворяет «проказы» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде». У Гоголя активное вторжение черта в повседневность, по мнению Д. Мережковского, имеет мистическое основание. Клычков, наследуя гоголевскую традицию, противопоставляет бесовской дисгармонии божественную цельность природы. Важно отметить, что влияние малороссийских сказок на Гоголя происходит в период раннего творчества писателя. Для Клычкова сказочность актуальна всегда. Лейтмотивом его творчества служит завет другого классика - I I. С. Лескова: жить в ладу со своей старой сказкой.

Анализ сюжетно-повествовательной формы в рамках неомифологическон поэтики, с учетом достижений, сделанных в этой области, призван, в первую очередь, показать принципы создания нового крестьянского мифа.

Состояние научной разработанности темы. Интерес к творчеству С. Л. Клычкова возник после снятия долгого запрета на публикацию его произведений. Примерно в одно время были защищены четыре кандидатские диссертации (Солнцевой Н. М. (1989), Селицкой 3. Я. (1989), Киселевой Л. А. (1990), Изумрудова Ю. А. (1993)).

В диссертации Н. М. Солнцевой проводится анализ содержания, отмечается художественное своеобразие романов Клычкова. Немногочисленные статьи (Неженца II. и Блинова С.), касающиеся отдельных аспектов поэтики лирических текстов, имеют, скорее, публицистический характер. Н. С. Солнцевой впервые осуществлено полноценное научное исследование прозаических текстов писателя. Автор высказывает мнение, что Клычков в интересующем нас в первую очередь «Чертухинском балакире» выразил свою натурфилософию, основанную на идее пантеизма, противопоставил ее философии христианства. В диссертации подчеркивается исключительность Петра Кирилыча - персонажа, вокруг которого сосредотачиваются усилия трех носителей отличных друг от друга мировоззренческих систем: Ульяны, материализовавшей идею плоти; Спиридона - еретика-христианина и дуалиста; Антютика - натурфилософа и пантеиста. Творчество Клычкова рассматривается в контексте тех идейных и научных споров 20-30-х гг. XX в., которые стали актуальны и в конце столетия (Б. Можаев, В. Белов, В. Распутин и др.).

В 1992 г. вышла монография Н. М. Солнцевой «Китежский павлин», посвященная творчеству крестьянских поэтов, а в 1993 - «Последний Лель. О жизни и творчестве Сергея Клычкова», в которой удачно сочетается биографический метод и литературоведческий анализ текстов писателя и поэта С. А. Клычкова. Творчество Клычкова представлено в широком контексте эпохи: это и родная Тверская земля со своими чудесными деревенскими легендами, и интересные знакомства в кружке Эллиса, первые печатные произведения «Песни» и «Потаенный сад» в «Альционе», близость к поэзии символистов. На фоне изменений в социальной и литературной обстановке показано становление творчества Клычкова, его самобытность, круг интересующих тем и образов: природа, жизнь, лирические напевы, мифологические персонажи. «Пройдут годы, и Клычков вернется к темам уже распавшихся «Скифов». Он создаст образ мужичьего пророка, будет искать оптимальный вариант мужичьего рая, но в отличие от своих предшественников расскажет о том, что этот рай не только красив, но и жесток» [252, с. 44]. Автором сделано интересное наблюдение, выделяющее философскую прозу Клычкова среди творчества других писателей: предметом философских размышлений становится крестьянин.

Важным для широкого читателя событием стал выход двухтомника С. А. Клычкова, составление, подготовку текста и комментарии к которому были сделаны М. Никё, Н. М. Солнцевой, С. И. Субботиным и Г. Маквеем. Одним из последних обращений к неомифологической прозе Клычкова стала статья Е. Б. Скороспеловой «Неомифологизм как средство универсализации» в ее работе «Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»)» (2003). Е. Б. Скороспелова называет роман Клычкова «магическим»: в нем смешиваются сон и явь, равноправно сосуществуют реальные и фантастические персонажи. Повествование переводится из бытового в философский план, что позволяет «заявить о существовании крестьянского космоса с присущими ему законами, рассказать о происхождении этого космоса и о гибели, которую несет ему «железный черт» цивилизации» [242, с. 69]. Е. Б. Скороспелова пишет, что Клычков создал оригинальный вариант лунарного мифа, рассказов о происхождении месяца во вставной новелле об Иване Ленивом. Отмечается влияние фольклора на формирование типа мировоззрения автора и способы его претворения в романе, с этим связывается и тип повествования — особая сказовая манера, воссоздающая «архаично-разговорную фольклорную стихию».

Тем не менее, следует отметить отсутствие пристального интереса современных исследователей к творчеству этого талантливого поэта и писателя. Скорее всего, это можно объяснить трудностью восприятия текстов, насыщенных мифологическими персонажами и мотивами, что может вызывать поверхностное восприятие и, соответственно, непонимание произведений. Наиболее сложным, с точки зрения организации, структуры и взаимодействия мифопоэтических моделей, в полной мере представляющих творчество Клычкова, является роман «Чертухинский балакирь».

Накопившиеся за последние пятнадцать лет исследования в области неомифологической поэтики, а также работы более раннего периода по теории мифа, представленные в библиографии, вызвали потребность в пересмотре отдельных мнений, целостном анализе поэтики С. А. Клычкова на примере романа «Чертухинский балакирь» (1926), наиболее ярко репрезентирующего тип неомифологической прозы. Влияние творчества Гоголя на поэтику произведений Клычкова исследуется впервые.

Цель - выявить мифопоэтическую составляющую в организации художественного мира исследуемого романа и определить специфику авторской установки.

В задачи диссертации входит:

• проанализировать систему образов и сюжет романа в мифопоэтическом аспекте (антропологический аспект);

• соотнести пространственно-временную модель мира в романе с языческой и христианской парадигмами, широко представленными в старообрядческих духовных стихах, апокрифах, святоотеческой литературе и самой архитектонике храма;

• определить роль и значимость славянской мифологии и фольклорных источников в поэтике романе;

• проследить влияние гоголевской традиции и специфику ее претворения в романе;

• выявить специфику мифологической поэтики С. А. Клычкова в романе «Чертухинский балакирь».

Предмет исследования. Малое количество исследований творчества С. А. Клычкова (1889-1937) и, в первую очередь, его прозы обратили внимание диссертанта на роман «Чертухинский балакирь» (1926), наиболее последовательно отражающий зрелое мировоззрение писателя. По сравнению с первым романом («Сахарным немцем»), в котором Клычков был еще сильно зависим от формировавших его творчество источников - произведений И. В. Гоголя, Н. С. Лескова, в этом произведении уже в полной мере раскрывается «крестьянский космос» (Н. М. Солнцева). Концептуальной установкой здесь является достижение гармоничности мира, которая обнаруживает себя для персонажей на разных уровнях. Она формирует и определенный, сказовый, образ повествователя, разворачивающего свой рассказ в назидательных целях, призывая читателя к установлению гармоничного диалога с миром и собой. Философское осмысление судьбы русского крестьянства должно было выразиться в задуманном автором девятикпижье, из которого вышли только «Сахарный немец» (1925, в изд. 1932 г. - «Последний Лель»), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1927 - «Темный корень») и неоконченный «Серый барин» (1929). Последние романы отразят, на наш взгляд, утрату гармонии.

Методологическая основа работы включает новейшие концепты и методики в области теории и поэтики мифа, а также отдельные принципы, выработанные в ходе развития филологической науки отечественной «мифологической школой», А. Потебней и А. Веселовским, русскими формалистами. Изыскания структуралистов, оттолкнувшихся во многом от исследований В. Я. Проппа, помогли выявить универсальную сюжетную и пространственно-временную схему романа С. А. Клычкова.

Научная новизна исследования состоит в реконструкции уникальной поэтики автора в рамках мифологического и сказочного универсализма. Впервые исследуется влияние поэтики Гоголя на творчество Клычкова.

На защиту выносятся следующие положения:

• использованные С. А. Клычковым в романе «Чертухинский балакирь» древние славянские и христианские мифы, фольклор, традиции народного театра и искусство примитива, составляющих в романе национальный колорит русского крестьянского быта, служат материалом для создания оригинального неомифологического романа;

• в организации художественного мира романа наряду с языческими моделями мира С. А. Клычков использует христианскую иконическую модель;

• мифопоэтика мотивов в произведениях Н. В. Гоголя, воплощающая синтез основных художественных тенденций романтизма, актуализирует общую для двух писателей онтологическую проблематику, но получает новое звучание в романе в связи с современными С. А. Клычкову задачами;

• мир персонажей, модель поведения которых во многом подчинена сказочной, актуализирует языковую модель отношений субъекта и предиката, своеобразно претворяющуюся в тексте романа.

Апробация. Основные результаты работы отражены в публикациях и докладах конференций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Неомифологические аспекты поэтики и гоголевская традиция в творчестве С.А. Клычкова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неомифологическая поэтика романа С. А. Клычкова «Чертухинский балакирь», обусловленная влиянием фольклорной и литературной традиции, авторским мировоззрением, направлена, в первую очередь, на создание нового крестьянского мифа.

Мифологическая разработка онтологической проблематики вводит человека в круг космологических проблем, проецируемых на христианские мифы, в том числе и апокрифические сказаиия.

Выяснение семантики мифа связано с нарративными построениями и изысканиями в области волшебной сказки как позднего модифицирования древнейших мифов. Так, например, исследования В. Проппа, Е. М. Мелетинского, структуралистов и нарратологов, позволяют рассмотреть персонажей романа в ключе формирования сказочной сюжетологии. Четыре основных персонажа представляют четыре типа сказочных героев, выполняющих подчас функции антигероев. Сказочная структура служит лишь матрицей, элементы которой вариативны и изоморфны, и обеспечивает тем самым присутствие других жанровых форм (небылицы, народного театра, романтической новеллы, романа).

Траектория движения персонажа в романе связана с языковой моделью - субъект, скитающийся в поисках своего предиката. Возможное будущее (сказочные и религиозные ценности) определяет действия персонажей, создавая иллюзию поведенческих стратегий. Сама по себе деятельность, как и бездействие, парадоксальна, так как только каждое случившееся событие по-настоящему формируют будущее, субъективно представляемое персонажами. Мир возможностей, характерный для волшебной сказки, изменяется с включением авантюрного времени. Желание занять определенное «место» в структуре мира рассматривается персонажами в категориях судьбы, доли, счастья.

Сюжетное пространство, разворачивающееся в мифопоэтическом, социальном, духовно-моральном и меморальном (временном) планах, представляется как «точечное», «плоскостное» (географическое) и «объемное», вмещающее предыдущие типы. Дом, деревня, лес, чужие земли, как и пограничные зоны - река, изгородь, окно наделяются признаками своего или чуэ/сого, динамика которых часто зависит от времени суток. Трехчленная структура пространства (первый круг - система поселений, погребальных памятников, земледельческих угодий; второй - река Дубна, Чертухинский лес; третий - другие земли: село Гусенки, город, Афонский монастырь и весь мир в целом) представляет ландшафтную мифологему, включенную в сакральное пространство, своеобразную вертикаль мира, в котором пограничные зоны выполняют роль медиаторов. Соединение всех типов пространства связано с перемещением героев.

В центре первого круга сюжетного пространства стоит крестьянская изба - средоточие социальных, духовных, мифопоэтический, культурных и исторических осей существования русского этноса. Кодификация функций крестьянского мифа связана с возможностью преодолеть личные и семейные конфликтные ситуации.

Бытовая культура формируется вокруг семейного очага - печи, мифологическим хранителем которой выступает Петр Кирилыч. Причастность к семейному очагу (лежание на печи) позволяет осуществлять коммуникативную власть над аудиторией, служит причиной семейного конфликта и символизирует упущенную возможность изменить свой статус. Труд, как и повседневные действия, в том числе и физиологические, подлежат мифологической ритуализации.

Одежда выступает знаковым элементом. Повторяя крой и фасон крестьянской «сряды» XIX в., она сигнализирует о материальном достатке, социальном статусе, иоле. Объем понятия «одежда» не тождественен всему понятию «человек». Одежда служит маской, позволяющей скрывать для персонажей и обнаруживать для читателей истинную сущность персонажей.

Пищевой код связан, в первую очередь, со свадебным пиром, вызывающим ассоциации с брачным христианским пиром. С другой стороны, поглощение пищи в огромном количестве принадлежит языческому коду. Свадьба, превратившаяся в похороны, наследует элементы тризны и христианских ритуалов. Голубое вино, проливающееся в высших сферах, обозрение которых доступно умершей Маше, свидетельствует о том, что подлинная свадьба совершается на сакральном уровне и в идеальном пространстве.

Мифологическое пространство леса характеризуется темнотой и дремучестыо и актуализирует мотив кажимости. Пространство леса неоднородно. Светлое болото и Густая Елка выступают сакральным центром. Тропки, дорожки и быстрое передвижение Ульяны в образе бабы-Яги прорезают пространство, делая его чужеродным и опасным. Лес выступает как жизненное пространство, убежище, место откровения, испытаний. Организация лесного пространства подразумевает заселенность леса. Звери и птицы включаются в общую ткапь повествования или как самостоятельные элементы (например, лось и сова) или как тотемы (медведь, заяц, соловей, кукушка).

Лес уподоблен в некоторой степени храмовому пространству, получившиму наиболее полное развертывание в изображении Афонского монастыря и Спиридоновой церкви, соотносящихся, в свою очередь, с иконическим пространством.

Архитектурное пространство храма рассмотрено в исследовании с точки зрения эстетики и символики храмового устройства, в контексте литургии, в иконологическом аспекте. Икона выступает магистральным образом, идеология которого сопоставима с микросюжетами текста романа, формирующимися вокруг центральной темы и / или персонажа. Основными семами этой идеологии будут «церковь», «мир» и «слово».

Эстетический аспект иконологичного пространства сопряжен с понятием канона. «Умозрение в красках» представляет воображаемый универсум. Разнообразные цветосветовые комбинации обнаруживают внутреннюю символику цвета и цветовых сочетаний, раскрывают онтологическую проблематику видения и представления мира, вызывают эмоциональную реакцию.

Виртуальное пространство храма представляет собой сложную систему символов и выступает событием. Наглядное присутствие человека в храме делает его одним из элементов этой структуры и обеспечивает ее действие, существование. Храмовое пространство соотносится с концептами «корабля» и «идеального пространства», коррелирующими с пониманием судьбы человека. Особая роль в храмовом пространстве принадлежит иконостасу.

Центральным событием литургии является Евхаристия - «чудесное превращение верующих в соборное тело Христово» [136, с. 102]. Но ироничное отношение к Спиридоновой литургии, скрывающейся под маской серьезности, открывается посредством передачи простодушных мыслей Петра Кирилыча: «тело» и «кровь» разлагаются на составляющие - хлеб и «хорошее домашнее сусло».

Мифопоэтическая евхаристия осуществляется в проповеди и чтении духовных стихов из книги «Златые уста» (Весна поднимет над головой чашу и прольет голубое вино) посредством мотива брачного пира. В этом случае особое значение занимает мотив участия (в брачном пире). В природном мире никто не обижен: «Трава и деревья, звери и птицы, рыбы и люди все в ней рассажены по своим местам как на чинном пиру, никто не обижен, и никто чересчур не оделен, и шайка и хозяйка у всякого есть!.» [1:2, с. 78]. В этом справедливом распределении слышится упрек человеческому миру и пиру немногих, на который не принимаются пирующие «со своей посудой». Недозволенпости занять свое место на всеобщем христианском пиру (иконостасе) противопоставлено участие всего мира в Спиридоновой литургии: «Весь мир для Спиридона обращался в радостный клир.» [1:2, с.

106]. Служба предстает как движение мира, схождение в одну точку пространства и времени. Но вынести эту тяжесть, подобно Христу, Спиридону не под силу. «Радостный клир» обретает естественную для этого персонажа психосоматику: «Спуталось все в душе Спиридона.» [1, с. 107].

Очистительный огонь «Неопалимой купины» противостоит всей бесовщине «проклятой церкви». Слова, сбегающие огненными буквами, становятся тем апокалиптический огнем, который очищает мир от скверны.

Религиозная проблематика проясняет восприятие С. А. Клычковым гоголевской традиции. Понимание человека у обоих писателей восходит к евангельскому: человек создан по образу и подобию божьему. Апокрифическая традиция, обнаруживающая дьявольские козни, направленные на порчу человека в отместку богу, находит свое понимание у Н. В. Гоголя как художественный прием - «совать в лицо», то есть, испортить, обезобразить лик, сделать его личиной. В формировании образа лица, как средоточия человеческой сущности, участвует найденный Гоголем прием дифференциации признаков, позволяющих выделить и сопоставить типы лиц, а также сравнить элементы внутри самой системы - картины человека. Многообразию бесовских «харь» у Гоголя и Клычкова противопоставлен просветленный лик, характеризующийся неземной красотой и благообразием.

Целостность образа человека важна и в связи с мотивным комплексом слова. Высокое значение слова обусловлено мотивом памяти (старина как идеальное время), мотивом сказа (старинные сказки всегда правдивы) и евангельским мотивом («от одного слова мир пошел»). Мотив балаганного веселья, представляющий народную смеховую культуру, вводит мотив диалогичного слова. Оппозиция живого и мертвого представлена как произнесенное слово и молчание (другой вариант - невозможность высказать мысль), целокупное и разделенное, разорванное слово, переходящее в тиражирование фразы и действия. Множественность может выражаться и как дублирование или передразнивание, создающие комический эффект. Одним из таких персонажей в «Чсртухииском балакире» является ведьма Ульяна, подкрепляющая свои намерения действиями, в том числе и превращениями, характерными для антимира. Мотивы торга, договора с дьяволом реализуются посредством вербальной коммуникации (особых жестов) и соответствующими фразами разных стилевых направлений, точно характеризующих персонажей (их социальное положение, эмоциональное состояние, волевую направленность). В качестве маркера невесты выступает тембр и ритм голоса. Однообразию и повторяемости примитивной кукушечьей песни (Машин голос) противопоставлена соловьиная (Феклушина) песня.

Еще одним способом вербализации слова является книжное (как вариант - иконное) слово. Это — живое Слово, несущее мир и справедливость.

Таким образом, мы можем констатировать, что фольклор, древние славянские и христианские мифы, народный театр, искусство примитива, составляющие в романе национальный колорит русского крестьянского мира послужили материалом для создания оригинального неомифологического романа; формирование духовной культуры, представленной в романе, сопряжено с философскими и религиозно-этическими воззрениями автора. В организации художественного мира романа наряду с языческими мифологическими моделями мира С. А. Клычков использует христианскую иконичсскую модель. Актуализация онтологической проблематики для II. В. Гоголя и С. А. Клычкова происходит с учетом литературной традиции и авторского замысла, обуславливающего своеобразное понимание и представление читателю мира художественного произведения. Мир персонажей, модель поведения которых во многом подчинена сказочной, актуализирует языковую модель отношений субъекта и предиката, своеобразно претворяющуюся в тексте романа. Выводы, полученные в ходе исследования, соответствуют положениям, выносимым на защиту.

209

 

Список научной литературыЛыкова, Елена Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Клычков С. А. Собр. соч.: В 2 т. / Составление, подготовка текста, комментарии М. Никё, И. М. Солнцевой, С. И. Субботина. - М.: Эллис Лак, 2000.-Т. 1-2.

2. Гоголь И. В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1984. - Т. 1-8.

3. Гоголь И. В. Собр. соч.: В 4 т. М.: Библиосфера, 1999. - Т.1: Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Приложение.

4. Аверипцев С. С. «Скворешниц вольных гражданин.»: Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами / С. С. Аверинцев. СПб., 2001.

5. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

6. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.

7. Александрийский «Физиолог». Зоологическая мистерия. Исследование Юрченко А. Г. СПб., 2001.

8. Александрова С. В. Повести И. В. Гоголя и комедийные традиции его времени: Дис. .канд. филол. наук. СПб., 2001.

9. Алленова Т. Ю. Категория ирреального ужасного и способы ее выражения в художественном пространстве И. В. Гоголя: (На материале языка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»): Дис. .канд. филол. наук. М., 2000.

10. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1978.

11. Амфитеатров А. Женщины Гоголя // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь / Сост., вступ. ст. и коммент. М. Д. Филина. М., 2002, С. 60-67.

12. Анастасьева И. JI. «Мысль семейная» и религиозно-философское движение рубежа XIX-XX вв. // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. - № 3. - С. 63-72.

13. Андрей Белый. Гоголь // Андрей Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. / Вступ. ст., сост., А. А. Казии, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева. М., 1994, Т. 2.

14. Анненков Е. И. Православие в историко-культурной концепции А. С. Хомякова и в творческом сознании Н. В. Гоголя // Вопросы литературы. 1991. №8. С. 89-105.

15. Античные риторики. Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., Изд-во Моск. ун-та, 1987.

16. Антощук Л. К. Концепция и поэтика безумия в русской культуре и литературе 20-30-х гг. XIX века: Дис. канд. филол. наук. Томск, 1996.

17. Апресян Ю. Д. Нетвердое мнение: казаться и его синонимы // nOAYTPOnON. К семидесятилетию Владимира Николаевича Топорова. М., 1998, С. 276-293.

18. Арсеньев В. О церковном иконописании // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993, С. 140-144.

19. Арутюнова II. Д. Фактор адресата // Известия РАН. Серия литературы и языка. М., 1981. Т. 40. № 4.

20. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.-Т. 1-3.

21. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. М., 1996.

22. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, С. 66-99.

23. Бакпш II. Л. Герой-«чудак» в австрийской и русской литературе XIX века: (Грильпарцер, Гоголь, Лесков, Розеггер): Дис. . канд. филол. наук. М., 2002.

24. Барт P. S / Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. М., 2001.

25. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000, С. 196-239.

26. Барт Р. Драма, поэма, роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С.312-336.

27. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. с. 3-45. Г. К. Косикова. М, 1994.

28. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина; Вступ. ст. и коммент. С. И. Зенкина. М., 1996.

29. Барт Р. Нулевая система письма // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С. 50-98.

30. Батракова С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX в. / С. П. Батракова. М., 2002.

31. Батюр М. Роман как исследование. М.: МГУ, 2000.

32. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

33. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

34. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

35. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

36. Белова О. В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М., 1999.

37. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002.

38. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991.

39. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1997.— 1371 стр.

40. Блинов С. Печаль зримая, печаль вещая // Встречи с прошлым. Вып. №6. М.: Советская Россия, 1988. С 180-190.

41. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996.

42. Богомат1р: Повне шюстрироване описания IY зелмного життя тя присвяченних IV iMeni чудотворних iKOH: У 2ч. Пщ ред. Е. Поселянина. Репринт, вид. К.: Мистецтво, 1994. — Рос. мовою.

43. Бокарева Ю. М. Коммуникативно-синтаксические средства адресации в прозе Н. В. Гоголя и место в них метатекстовых элементов: Дис. канд. филол. наук: СПб., 1998.

44. Болкунова Н. С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н. В. Гоголя: Дис. .канд. филол. наук, Саратов, 1999.

45. Бочаров С. Г. Вокруг «Носа» // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999, С. 98-120.

46. Бражников И. Л. Мифопоэтический аспект литературного произведения: Дис. канд. филол. наук. М., 1997.w*

47. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000. С.239-247.

48. Булгаков С. Икона, ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993, С. 281-292.

49. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. «Дискурсиыные» употребления вдруг II nOAYTPOnON. К семидесятилетию Владимира Николаевича Топорова. М., 1998, С. 306-324.

50. Бусева-Давыдова И. Л. Толкования на литургию и представления о символике храма в Древней Руси // Восточнохристиапский храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994, С. 197-203.

51. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство / Ф. И. Буслаев. СПб., 2001.

52. Буслаев Ф. И. О литературе: Исслед. ст. / Сост., вступ. ст., примеч. Э. А. Афанасьева. М., 1990.

53. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.

54. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.

55. Бычков В. В. К вопросу о древнерусской эстетике (методологические заметки) // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г. В. Степанов. М.: Наука, 1985, С. 303-311.

56. Бычков В. В. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. // Бычков В. В. Двести лет христианской культуры sub specie aesthetica. М., СПб., 1999, Т. 2.

57. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

58. Веселовский Л. И. Воспоминания об Л. Л. Котляревском Алексея Веселовского. Киев, 1888.

59. Веселовский А. Н. История русского романа. Записки слушательниц по лекциям А. Н. Веселовского. М., лит. Рихтера, 1908.

60. Веселовский А. Н. Лекцш по древней русской литературе, читанныя г. Веселовскимъ въ 81 /82 году, СПб., 1882.

61. Викторович В. А. Понятие мотива в литературоведческих исследованиях // Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. Горький: Изд-во Горьковского ун-та, 1975. Вып. 2., С. 189192.

62. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990.

63. Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., ^ 1976.

64. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., Изд-во АН СССР, 1963.

65. Виноградов И. А. Гоголь художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000.

66. Виноградов И. А. Пьеро, Коломбина и Арлекин: к истории создания «Тараса Бульбы» и «Ревизора» Н. В. Гоголя // Русская литература. 1999. №1.

67. Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Мотив «уничтожения проводов нечистой силы» в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, С. 99-118.

68. Виноградова Н. В. Имя персонажа в художественном тексте: т 1 (функционально-семантическая типология): Дис. .канд. филол. наук.1. Тверь, 2001.г

69. Власова 3. И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001.

70. Власова И. В. Группы русских северной зоны // Русские. М.: Наука, 1997. С. 108-111.

71. Волкова Е. В. Мотив в поэтическом мире автора (на материале поэзии

72. B. Ф. Ходасевича): Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 2001.

73. Волкова Т. Н. Вводные жанры в романе: виды и функции: (на материале русского классического романа 19в.): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Новосибирск, 1999.

74. Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля: Межвузовский тематический сборник научных трудов / ред. Гуляев Н. А. Калининский государственный университет. Калинин, 1986.

75. Воронова О. Е. Между религией и «русской идеей»: С. А. Есенин и Н. А. Бердяев // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. Есенинский сборник. М., 1997. Вып. III, С. 83-92.

76. Воропаев В. А. Традиции русского народного творчества в поэтике «Мертвых душ» Н. В. Гоголя: Дис. .канд. филол. наук. М., 1985.

77. Воропаев В. А. Гоголь над страницами духовных книг: научно-популярные очерки. М., 2002.

78. Воропаев В. А. Полтора века спустя (Гоголь в современном литературоведении) // Н. В. Гоголь и мировая культура: Вторые гоголевские чтения: Сб. докл. / Под общ. ред. В. П. Викуловой. М., 2003,1. C. 29-41.

79. Гаврюшин Н. К. Вехи русской религиозной эстетики (предисловие) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Литология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. С. 7-33.

80. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1988. №10. С. 96-100.

81. Гассет Х.-О. Действие и созерцание // Гассет Х.-О. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. М., 1991.

82. Гассет Х.-О. Мысли о романе // Гассет Х.-О. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. М., 1991.

83. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада: Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. — К.: Ирис; М.: Алетейа, 1998.

84. Гиппиус В. Гоголь. М., 1999.

85. Гоголь и мировая литература / Отв. ред. IO. В. Манн. М., 1988.

86. Головкина С. X. Термины родства в Поэзии Н. Клюева: (В лексикографическом аспекте): Дис. канд. филол. наук, Вологда, 1999.

87. Гольденберг А. X. Житийная традиция в «Мертвых душах» // Литературная учеба. 1982. №3. С 155-162.

88. Гольденберг А. X. Традиция древнерусских поучений в поэтике «Мертвых душ» // И. В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989, С. 45-59.

89. Гончаров С. А. Еще раз о заглавии гоголевской поэмы (текст контекст-подтекст) // Н. В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989, С. 22-44.

90. Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.

91. Греймас А.-Ж. Размышление об актаитпых моделях // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и

92. ЛГ' вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С.153-171.

93. Гречапик И. В. Религиозно-философские и стилевые тенденции в лирике первой трети XX века (Д. Мережковский, А. Блок, Н. Клюев): Дис. .канд. филол. наук. Армавир, 1998.

94. Грифцов Б. А. Теория романа. М.,1927.

95. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000.

96. Портрете» Гоголя // Гоголь как явление мировой литера туры. Сб. ст.по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Под ред. Ю. В. Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 178-184.

97. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Даль В. и другие. Русское колдовство. М., СПб., 2002, С. 7-116.

98. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1989, Т. 1-4.

99. Де Лотто Ч. Гоголь: одежда и мода // Гоголь как явление мировой литера туры. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Под ред. Ю. В. Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 79-86.

100. Денисов В. Лики «Портрета» // Гоголь как явление мировой литера туры. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Под ред. Ю. В. Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 184-192.

101. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С. 407-427.

102. Дмитриева Е. Е. Стернианская традиция и романтическая ирония в «Вечерах.» // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1992. Т. 51. №3. С. 18-28.

103. Дмитриева Р. П. Прение живота со смертию // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1989, С. 303-305.

104. Добрынина Э. Н. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр московского акафиста Богородице // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: Сб. ст./ Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994, С. 188-193.

105. Евтихиева А. С. Гоголь в критике Русского зарубежья: Дис. .канд. филол. наук. М., 1999.

106. Егоров И. В. «Мертвые души» и жанр плутовского романа // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1978. Т. 37. №1. С. 31-36.

107. Елеонская Е. К изучению заговора и колдовства в России // Даль В. и другие. Русское колдовство. М СПб., 2002, С. 117-214.

108. Есаулов И. А. Пасхальность в поэтике Гоголя // Н. В. Гоголь и мировая культура: Вторые гоголевские чтения: Сб. докл. / Под общ. ред. В. П. Викуловой. М., 2003, С. 21-28.

109. Есенин С. Ключи Марии // Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. Проза. Сост., подготовка текстов и коммент. А. Н. Захарова, С. П. Кошечкина, Е. А. Самоделовой, С. И. Субботина и Н. Г. Юсова. М., 1997. Т. 5: С. 186-213.

110. Женетт Ж. Фигуры в 2 т. М: Издательство им. Сабашниковых, 1998.

111. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003.

112. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

113. Захарова JI. В. Творчество Н. Л. Клюева в литературном процессе 10-30-х годов XX в. (Тииол. Общность и индивидуал, своеобразие): Дис. . канд. филол. наук. М, 1993.

114. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; подготовка текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. М., 1995.

115. Зеньковский В. В. Н. В. Гоголь // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа / Сост. П. В. Алексеева; Подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой; Вступ. ст. В. Н. Жукова и М. А. Маслина. М., 1997.

116. Золотусский И. Гоголь. М. 1979.

117. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001.

118. Зюмтор П. От романа к новелле. // Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. Пер. Стаф И. К. СПб., 2003.

119. Иванов Вяч. Вс. Реконструкция структуры символики и семантики индоевропейского погребального обряда // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, С. 5-11.

120. Иванов Вяч. Достоевский. Трагедия миф - мистика // Иванов Вяч. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория / Вступ. ст., предисл. С. С. Аверинцева. М., 1995, С 351-459.

121. Иванов Вяч. Лик и личины России // Иванов Вяч. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория / Вступ. ст., предисл. С. С. Аверинцева. М., 1995, С 312-351.

122. Изумрудов Ю. А. Лирика Сергея Клычкова: Дис. . канд. филол. наук, Нижний Новгород, 1993.

123. Иларион. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С. 14-26.

124. Ильин И. Гоголь великий русский сатирик, романтик, философ жизни //Трудный путь. Зарубежная Россия и Гоголь. М., 2002, С. 141- 184.

125. История русского романа. М.-Л.: Изд-во акад. наук СССР, 1962, в 2-х т., Т.1.

126. Казинцев А. И. Дом и дорога//Наш современник. 1992. №1. С. 128-141.

127. Каманина Е. В. Жанр романа в творчестве Леонида Андреева: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 2000.

128. Касаткина Т. А. Антихрист у Гоголя и Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. 1996. №6. С. 91-97.

129. Киселева Л. А. Особенности художественного мышления новокрестьянских писателей (II. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец): Дис. .канд. филол. наук. Киев, 1990.

130. Киселева М. С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.

131. Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М., 1991.

132. Коваленко А. Г. Художественный конфликт в русской литературе XX века: (Структура и поэтика): Дис. д-ра филол. наук. М., 1999.

133. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материалеевропейской литературы первой половины XX века). М.: Изд-во МГУ, 1999.

134. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

135. Козлов А. С. Архетип // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада ИНИОН, 1996, С. 194195.

136. Козлов А. С. Миф // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада ИНИОН, 1996, С. 233236.

137. Козлов А. С. Мифема, Мифологема // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада -ИНИОН, 1996, С. 236-237.

138. Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцепы раннего и позднего средневековья. М., 2002.

139. Компаньон А. Демон теории: литература и здравый смысл. М., 2001.

140. Конотоп А. В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994.

141. Корнилова Е. Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма: Дис. д-ра филол. наук. М., 2002.

142. Косиков Г. К. «Структура» и / или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и встун. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С. 3-50.

143. Косиков Г. К. Идеология. Коннотация. Текст. // Барт P. S / Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. М., 2001, С. 8-29.

144. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Лвт. очерка и коммент. Б. Г. Литвак; Под общ. ред. Н. И. Павленко. М., 1992.

145. Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. Исследование А. Котляревского. М., 1868.

146. Котляревский А. А. Древняя русская письменность. Опыт библиол. изложения истории его изучения. Проф. А. Котляревского. Воронеж, 1881.

147. Котляревский А. А. Исторические песни малорусского народа. С объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова. Том первый. Киев. 1874.

148. Котляревский А. А. К вопросу об обработке славянской мифологии. Разбор соч. г. Афанасьева: «Поэтические воззрения славян на природу». Проф. А. Котляревского. СПб., тип. Акад. наук, 1872.

149. Котляревский А. А. русская народная сказка. Рец. на. Народные русские сказки А. И. Афанасьева. М., 1855-1863г. 8 томов. СПб., 1864.

150. Котляревский А. А. Сочинения А. А. Котляревского. СПб., тип. Акад. наук, 1889-1895.-Т. 1-4.

151. Кремлева И. А. Похоронно-поминальпые обычаи и обряды // Русские. М., 1997, С. 517-532

152. Кривонос В. Наполеоновский миф у Гоголя // Гоголь как явление мировой литера туры. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Под ред. Ю. В. Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 67-72.

153. Кривонос В. Ш. Фольклорио-мифологические мотивы в «Петербургских повестях» Гоголя // Изв. РАН. Серия литературы и языка. Т. 55. №1. 1996. С. 44-53.

154. Кристева 10. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М„ 2000, С. 427-458.

155. Кристева Ю. К семиологии параграмм // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С. 484-517.

156. Кузнецов С. В. Религиозно-этические взгляды крестьян на землю и труд //Русские. М., 1997, С. 189-196.

157. Jle Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С. К. Цатуровой. М., 2001.

158. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М., 2000, С.121-153.

159. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Миф в культуре: человек нечеловек / Ред. Л. Д. Софронова, Л. 11. Титова. М., 2000. С. 87-96.

160. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.

161. Лепахин В. В. Икона и иконичность. СПб., 2002.

162. Лидов Д. М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994, 17-27.

163. Литература и эстетика. Сборник статей под ред. проф. Б. Г. Реизова. Л, Издательство Ленинградского университета, 1960.

164. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. И. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАИ. — М.: НПК «Интелвак», 2001.

165. Литературоведение как проблема. М., 2001.

166. Лихачев Д. С. «Слово о Законе и Блигодати» Иллариона // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989, С. 45-55.

167. Лихачев Д. С. тысячелетие культуры // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989, С.6-13.

168. Лихачев Д. С., Панчепко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. М., 1984.

169. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн.2. М., 1994.

170. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

171. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

172. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

173. Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила (фрагменты) // Даль

174. B. и другие. Русское колдовство. М.-СПб., 2002, С. 216-362.

175. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1987.

176. Маркина Н. Ю. «Четырехчастная икона» в контексте богослужебного чина // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994.

177. Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского словесного искусства: Дис. .д-ра. филол. наук, Петрозаводск: Изд-во РАН, 1997.

178. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

179. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». М., 2000.

180. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

181. Мережковский Д. С. Гоголь и черт (Исследование) // Мережковский Д.

182. C. В тихом омуте. М., 1991, С. 213-309.

183. Миллер О. Ф. Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями. СПб., 1874.

184. Миллер О. Ф. Великорусские былины и малорусские думы. Реферат О.Ф. Миллера. Киев, 1876.

185. Миллер О. Ф. Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критич. Наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса Ореста Миллера. СПб., 1869.

186. Миллер О. Ф. История русской народной словесности. Лекции, чит. проф. Спб. ун-та О. Ф. Миллером в 1880 / 81 учеб. акад. г. и изд. с его разреш. Спб., издатель студент фил. 1 к.Знаменский, 1881.

187. Миллер О. Ф. Нечто о русских свадебных песнях. Воронеж, 1872

188. Миллер О. Ф. О церкви в исторической жизни русского народа. По поводу пятисотлетия от начала архипастырства св. Стефана Пермского. М., 1883.

189. Миллер О. Ф. Сказ об Илье Муромце. Изд. Под ред. Ореста Федоровича Миллера. СПб., 1887.

190. Мильдон В. И. Контуры художественной философии Гоголя // Н. В. Гоголь и мировая культура: Вторые гоголевские чтения: Сб. докл. / Под общ. ред. В. П. Викуловой. М., 2003, С. 131 137.

191. Минц 3. Г. Поэтика А. Блока. Спб., 1999.

192. Мишохина Е. А. «Мертвые души» Н. В. Гоголя и традиции народной зрелищной культуры (к характеристике образов Ноздрева и Собакевича) // Творчество Пушкина и Гоголя в историко-литературном контексте. СПб., 1999. С. 73-78.

193. Мир народной картинки: Материалы науч. конф. «Випперовские чтения -1997» / Гос. музей изобраз. Искусств им. А. А. Пушкина. М., 1999.

194. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т. 1. А-К; Т. 2. К-Я.

195. Моторин А. «Вечера на хуторе.» близ Кокушкина моста: К истории создания.//Нева. 1987. №4. С. 197-201.

196. Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994, С. 7-16.

197. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. М.: Наука. - Т. 1, 1984; Т.2, 1985; Т.З, 1985.

198. Наставление преподобного отца нашего Кирилла братии // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартипиан Белозерские / Подг. текста Е. Г. Водолазкина. СПб., 1994.

199. Неженец Н. Поэтическая мифология Сергея Клычкова. Русская речь, 1987, №1. С. 119-125.

200. Незабываемая Россия: Русские глазами британцев XVII-XIX век. М., 1997.

201. Никитина И. П. Пространство мира и пространство искусства. М., 2001.

202. Никитина Н. К вопросу о русских колдунах // Даль В. и другие. Русское колдовство. М.-СПб., 2002, С. 364-395.

203. Николаев О. К истолкованию одной детали «Старосветских помещиков» Н. В. Гоголя // Русская литература. 1988. №1. С. 175-180.

204. Овечкин С. В. Видение и слово у Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород») // Н. В. Гоголь и мировая культура: Вторые гоголевские чтения: Сб. докл. / Под общ. ред. В. П. Викуловой. М., 2003, С. 153- 161.

205. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд. - М.: Русский язык, 1987.

206. Ортега-и-Гассет X. Адам в раю // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. М., 1991, С. 6162.

207. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. М., 199. С. 218-260.

208. Панченко А. А. Народное православие, СПб., 1998.

209. Перетц В. I I. Гоголь и малорусская литературная традиция. СПб., 1902.

210. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида / Кузьма Петров-Водкин. СПб., 2000.

211. Пинский JI. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

212. Пинский JI. Е. Философский роман // Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М., 2002.

213. Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой. Л., 1979.

214. Подобедова О. И. Роль преподобного Сергия Радонежского в духовной жизни Русской земли (середина XIV-XV столетия) // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., РАН: Дмитрий Буланин, 1998, С.23-26.

215. Потебпя А. А. Миф и слово // Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Муратова. М., 1990, С. 300-311.

216. Потебня А. А. Мышление поэтическое и мифическое // Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Муратова. М., 1990, С. 281-288.

217. Потебпя А. А. Отношение язычества к христианству, веры к знанию // Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989, С. 275-282.

218. Потебня А. А. Характер мифологического мышления // Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Муратова. М., 1990, С. 288-300.

219. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

220. Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки. М., 1969.

221. Прохоров С. М. Фольклор в художественном мире С. А. Есенина: Дис. . канд. филол. наук, Коломна, 1997.

222. Радецкая М. М. Становление сатиры в творчестве Н. В. Гоголя. Львов, 1964.

223. Раушенбах Б. В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г. В. Степанов. М., 1985. С. 316-325.

224. Редько Я. П. Поэтика цикла «Избяные песни» Н. Клюева: Дис. . канд. филол. наук. Красноярск, 1998.

225. Розанов В. В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1994.

226. Розанов В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 1995.

227. Русские народные картинки: В 2 т. / Собрал и записал Д. Ровинский. СПб., 2002.

228. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988.

229. Савельев Д. А. Духовные искания Николая Клюева и его творческое наследие 1910- 1930-х годов: Дис. канд. филол. Наук. М, 1999.

230. Савченко Т. К. Есенин и Ширяевец // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. Есенинский сборник. М., 1997. Вып. III. С. 297-313

231. Свирида И. И. Человек не-человек в искусстве (О границах бытия) // Миф в культуре: человек - не-человек / Ред. Л. А. Софронова, Л. Н. Титова. М., 2000. С 138-149.

232. Святитель Григорий Нисский. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. М.: Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 1997.

233. Седакова О. А. Тема «доли» в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал) //Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, С. 54-63.

234. Селицкая 3. Я. Творчество Сергея Клычкова: (Черты творческой индивидуальности худож.): Дис. канд. филол. наук. JI., 1989.

235. Силантьев И. В. Мотив в системе художественного повествования: Дис. . д-ра филол. наук. Новосибирск, 2001.

236. Скороспелова Е. Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»), М., 2003.

237. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: JI. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

238. Словарь современного рус. литературного языка: В 20 т. / АН СССР. Ин-т рус.яз.; Гл. ред. К. С. Горбачевич. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1991. - Т. 1: А - Б.

239. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души». J1., 1984.

240. Снегирев И. Взгляд на православное иконописание // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. С. 101-112.

241. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Сост. О. Б. Христофорова. Отв. ред. С. Ю. Неклюдов. (Серия «Традиция, текст, фольклор»). М., 2001.

242. Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада ИНИОН. - 1996.

243. Современный роман: Опыт исследования. М., 1990.

244. Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002.

245. Солнцева Н. М. Китежский павлин: Филол. проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992.

246. Солнцева Н. М. Последний Лель. О жизни и творчестве Сергея Клычкова. М., 1993.

247. Солнцева Н. М. Проза Сергея Клычкова: (из истории идейных и художественный исканий в литературе 20-х гг.): Дис. . канд. филол. наук. М, 1989.

248. Софронова Л. А. О мифопоэтическом значении оппозиции человек / нечеловек // Миф в культуре: человек не-человек / Ред. Л. А. Софронова, Л. Н. Титова. М., 2000, С. 9-32.

249. Списокъ трудовъ А. А. Котляревского въ хронологическомъ порядке ихъ въ печати съ указашемъ тома и страницъ настоящаго собрашего сочинешя 1855-1881 //Отечественные записки. 1862. №12. С. 1-27.

250. Стерлигова И. А. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 220-226.

251. Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. 3. М., 1997.

252. Структура волшебной сказки. М., 2001.

253. Судакова Е. К. И. В. Гоголь в немецком литературоведении 70-90 годы XX века: Дис. .канд. филол. наук. М., 1999. С. 192-200.

254. Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 2001.

255. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев. с фр. Б. Нарумова. М., 1997.

256. Тодоров Ц. Теории символа / Перевод с фр. Бетони нарумова. М., 1998.

257. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова, Т. 1.: А КЮРИНЫ, М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», ОГИЗ, 1935.

258. Толстой II. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

259. Томашсвский Б. В. Теория литературы (Поэтика). Л., 1926.

260. Топорков Л. JI. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.

261. Топоров. В. Н. Заметка о двух индоевропейских глаголах умирания // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990. С. 47-53.

262. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

263. Топоров. В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С. 3-103.

264. Топорова Т. В. Семантические структуры древнегерманской модели мира. М., 1994.

265. Трубецкой Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2003, С. 187-276.

266. Турбин В. Н. Пушкин. Гоголь Лермонтов. Об изучении литературных жанров. М., 1978

267. Тынянов 10. II. Литературная эволюция: Избранные труды. М: Аграф, 2002. 494с.

268. Тынянов 10. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М. Наука, 1977.

269. Тюпа В. И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001.

270. Уколова В. И. Мудрость мастера // Хейзинга Й. Осень средневековья: Соч. В 3 т.: Пер. с нидерланд. Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В. И. М., 1995. Т.1.

271. Успенский Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г. В. Степанов. М., 1985. С. 326-336.

272. Успенский Б. А. Поэтика композиции / Борис Успенский. СПб., 2000.

273. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

274. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладного искусства городов и народов Русского Севера к. ХУН-Х1Хвеков / И. Н. Уханова. СПб., 2001.

275. Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. Л., священник. Сочинения: В 4 т. М., 1996. Т.2, С. 419-526.

276. Флоренский П. А. Небесные знамения (Размышления о символике цветов) // Флоренский П. А., священник. Сочинения: В 4 т. М., 1996, Т.2. С. 414-419.

277. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

278. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. А. У водораздела мысли, Т.2. М.: Правда, 1990.

279. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4 т. М., 1996. Т.2. С.370-383.

280. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи эссе. М., 1987. С. 232-264.

281. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. -2 изд., испр. и доп. М.: «Вост. лит.» РАН, 1998.

282. Фридлендер Г. М. Вопросы реализма в творчестве Гоголя 30-х гг. // Проблемы реализма русской литературы XIX века. M.-J1.: Издательство Акад. наук СССР, 1961, С. 45-76.

283. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Былинная история (Работы разных лет). СПб., 1997.

284. Хазагеров Т. Г., Ширина JL С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур: Учеб. пос. / Отв. ред. Е.Н. Ширяев. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1994.

285. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; Коммент. Д. X. Харитоновича. М., 1997.

286. Хейзинга Й. Осень средневековья: Соч. В 3 т. Т.1: Пер. с нидерланд. Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В. И. М., 1995.

287. Херрин Дж. Женщины и иконопочитание в ранней церкви // Воеточнохристианекий храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994. С.81-106.

288. Ходанен Л. А. Миф в творчестве русских романтиков: Дис. . д-ра филол. наук. Томск, 2000.

289. Цветочки святого Франциска Ассизского: Первое житие святого Франциска / Пер. с лат. Цветочки Святого Франциска / Пер. с лат. Св. Франциск Ассизский. Сочинения / Пер. с лат. Честертон Г. К. Святой Франциск Ассизсский / Пер. с англ. СПб., 2000.

290. Цветы необычайные: нар. худож. культура России рубежа веков. Культуроведческая перспектива. М., 2002.

291. Чавчанидзе Д. Я. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. Изд-во МГУ, 1997.

292. Чернихов А. Из истории русского алфавита // Альманах библиофила. Вып. 26. М, 1989, С.40-43.

293. Чернышева Е. Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века: Дис. . д-ра филол. наук. М., 1999. С. 281314

294. Чижикова Л. Н. Сельская жилая и хозяйственная застройка в XIII XVII " веках // Русские. М., 1997, с. 251-256

295. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

296. Чудаков Г. И. Отражение мотивов народной словесности в произведениях Н. В. Гоголя. Киев, 1906.

297. Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. СПб., 2001.

298. Шалина И. А. Псковские иконы «Сошествие во Ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Воеточнохристианекий храм. Литургия и искусство: Сб. ст. / Отв. ред. А. М. Лидов. СПб., 1994. С.230-264.

299. Шведова С. О. Русская проза 1830-х годов и культурно-бытовой мистицизм эпохи: Дис. канд. филол. наук. СПб., 1998.

300. Шведова С. О. Театральная поэтика барокко в художественном пространстве «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя // Гоголевский сборник. СПб., 1993.

301. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983.

302. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

303. Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разн. лет. / Сост.: О.Б. Эйхенбаум, Е. А. Тоддес; Вступ. ст.: М. О. Чудакова, Е. А. Тодес. М., 1987.

304. Эпштейн М. Ирония стиля: Демоническое в образе России у Гоголя // Новое литературное обозрение. 1996. №19. С. 129-147.

305. Этингоф О. С. Икона «Христос Пантократор» из ГМИИ им. А. С. Пушкина. Памятник последнего расцвета константинопольской живописи // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XVbb. СПб., РАН.