автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Сущность и специфика современных нетрадиционных религий

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Копысов, Дмитрий Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Сущность и специфика современных нетрадиционных религий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сущность и специфика современных нетрадиционных религий"

х-, ^МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 0 им. М. В. ЛОМОНОСОВА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ Д. 053.05.84 ПО ФИЛОСОФСКИМ НАУКАМ

На правах рукописи

КОПЫСОВ Дмитрий Юрьевич

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ

Специальность 09.00.06 — теория и история • свободомыслия и атеизма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1995

Работа выполнена на кафедре философия религии и религи ведения философского факультета Московского государственно университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель: кандидат философских наук, доца Орлов С. М.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессс Филимонов Э. Г.; кандидат исторических наук Миловидов В. <

Ведущая организация: Ижевский сельскохозяйственный инст! тут.

Защита состоится «__»_ 1995 г. в_часо

па заседании специализированного совета (Д. 053.05.84) по филе софским наукам в Московском государственном университет имена М. В. Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гумаш тарных факультетов МГУ, философский факультет, аудитор»

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале гумг нитарных факультетов МГУ.

Автореферат разослан «__»__________1995 I

Ученый секретарь специализированного совета

Никонов К. И

0Б8ЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИОСЛЕЯОВАГОИ

Актуальность темы.

Проблемы возникновения новых форм религиозности являются одной из самых существенных предметных сфер религиоведения. Особую актуальность и значимость они приобрели в последние несколько лет, когда наше общество пережирает столь слсданй и драматический период в своей истории. В этой кризисной ситуации многие люди ищут выход в религиозных исканиях.

В обществе радикальным образом'меняется отношение к религии, ее институтам, оценке их роли р жизни человека.

Нетрадиционная религиозность второй половины XX века возникла в странах Западной Европы и США, но сейчас она ппцхжо распространилась и у нас в стране. Большая часть нетрадиционных религий была привнесена в нале общество из западных стран, но у нас в страпе они приобрели некоторые новые черты. Если в момент возникновения и р первый период своего существования нетрадиционные религии были резко оппозициончо настроены по отношению к доминирующим е обществе религиям (прежде всего по отношению к католичеству и протестантизму), то во второй период своего существования эти ошнст были смягчены. В целом второй период существования 'нетрадиционной религиозности на Западе мотет быть назвал периодом их стабилизации Именно в этот период споего развития они и проникают в Россию и другие страны СНГ. Острый кризис, охвативший все столпы жизни, в том числе и духовную, породил и собственную российскую нетрадиционную религиозность. Она является более оппозиционной по отношению к суиесгвугаему в стране порядку ре те Л. ч<?м та, которая проникла из ОШ.\, с-трая

Западной Европы и Японии. Ожидавшегося в первые годы перестройки роста фундаментализма в стране не произошло. Сейчас в стране складывается ситуация религиозного плюрализма, во многом напоминающая ту, которая существует в странах Западной Европы и США. Дли нашей страны это явление новое и изучение его является актуальным и в теоретическом, и в практическом плане.

Исследование феномена нетрадиционной религиозности (первоначально на западном материале) началось в нашей стране всего десятилетие назад и комплексных работ, посвященных этой проблеме, еще очень мало. Практически нот работ, обобщающих результаты изучения отечественных вариантов нетрадиционной религиозности.

Ситуацию с нетрадиционными речигиями в России представляется целесообразным рассматривать в сравнении с ситуацией в Западной Европе и США. Для выявления специфики нетрадиционной религиозности нужно рассмотреть причины ее возникновения, хронологию распространения, особенности вероучения, культа и организационной структуры новых религий как на Западе, так и в России.

Степень разработанности проблемы.

Объектом изучения в западной науке нетрадиционные религии стали практически с момента своего появления. Первые исследования появились в начале 70-х гг. > и охватывали достаточно короткий промежуток их истории, отмеченный широчайшим распространением религиозных исканий в странах Западной Европы и США во второй половине XX века (Э. Веьц, Р. Элвуд, М. Харнер). Далее изучение нетрадиционной религиозности проходило по нескольким направлениям. Одним из направлений изучения было выяснение вопроса о том, имели ли нетрадиционные религии второй половины XX века

предиественниц в истории религий и к каким этапам исторического развития человечества относится возникнввение нетрадиционных р^игий вообще (Т.Розаак, М.Элиаде, Р.Элвуд). Другим направлением исследования явилось определение социальной баеы нетрадиционной религиозности (В. Джонсон. Р.К.Феин, ЧГлок, Б.Вильсон). Появились работы, посвященные какому-нибудь одному направлению в нетрадиционной религиозности и Солее всего - неохристианству (ШДопек, Р.Элвуд, А-Мосо. ЛПзтерсон, К.Лич, Э.Плоумен, ЕМайнхольд и др.). Бие одним направлением изучения нетрадици онных религий явилась попытка систематического оСзора вероучения, культа и организации нетрадиционных религий (Р. Хаа.'ос), в том числе и с включением их в общую картину религиозной жизни западного мира а XX веке (X,РЗлиер).

В отечественной науке оутдаствует также достаточно обширная литература по данной теме. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности рассмотрена в статьях Л. Е Митрохина.

В. Ф. Миловидова. Ю. А, Кимелева В работах. Е. Г. Еалагушкина,

- ■ • - • 4

В. В. Никифоровой были проанализированы социальные прсгрзшы нетрадиционных религий, а также их организационная структура. Ряд работ поевяшен отдельным направлениям нетрадиционной религиозности (ЛИ. Митрохин, П.С. Гуревнч, А. А. Ткачева. Б.С. Сафроно-ва. Б. И. Клшз). Проблеме места нетрадиционных религий в духовкой, социальной и религиозной таз ни СЩ посвятили свои работы Л. Я. Велииович. Л. Е. фурман. Н. Н. Яковлев. ¡{епиндуистскке культы, их место в системе реформированного индуизма, подробно осветила в свогй книге "Индуистские мистические организация и диалог культур" А. А. Ткачева Значение нетрадиционной религиозности, богоискательства восОие в широкой панораме духовной, культурной, религиозной жизни западного общества второй полови-

ни XX века рассмотрено в работах П. 0. Гуревпча. Наиболее полным исследованном по проблеме является книга Е. Г. Балагушкица "Критика современник нетрадиционных религий".

В последнее время в стране появились работы теоретиков и основателей различных нетрадиционных религий (Раджавш, Свами Бхактиведанта Прабхупада, Махариши Цахеш йоги, Л. Р. Хаббард и др.), причем в большом количестве выходят и труды идеологов нетрадиционных религий начаш XX зека (Р. ¡агейнер, Е. Вла-ватская, Г. Рюрджиев и другие).

' ■ 'I задачи исследования. •

Общей целью данного исследования является выявление с позиций современного религиоведения сущности и специфики явления нетрадиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

-.рассмотреть причины и механизм, а также социальные, экономические, психологические, гносеологические предпосылки возникновения нетрадиционной религиозности;

- охарактеризовать вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;

- предложить свой вариант классификации и типологии нетрадиционных религий.

Верхняя хронологическая грань исследования, определяется временем написания работы (1993-1994 гг.). Нижний хронологически рубеж исследования - время возникновения нетрадиционной религиозности в странах Западной Европы и США (конец 60-х - начало ','0 х гг. XX века). ;

Методология и источники исследования.

В своем исследовании автор анализирует исследуемые явления, исходя из основополагающего приникла историзма. Из всего кош -лекса методов прежде всего иелольговался исторшсо-генетический подход з сочетании с ретроспективным анализом., Данное исследование невозможно было бы провести без системного анализа, а таюю сравнительного ?.19Тода Бее эти методы применялись в сочетании и взаимном дополнении. .

При разработке темы исследования ' потребовалось обращение к книгам основателей многих нетрадиционных религий. Кроме того, сведения о вероучении, культе и органипации многих нетрадиционных религий, распространенных в России, автор полупил путем бесед с руководителями сект и культов. В качестве источника использовалась' и периодическая печ'птъ (в частности, период ir ческне. издания нетрадиционных религий).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- рассмотрена эволюция нетрадиционной религиозности в период конца 60- х до первой половины 90-х годов: ■

; - проведен сравнительный анализ развития нетрадиционной религиозности на Запале и в {'оссии:

- в1,'делены этапы разтпия нетрадиционной религиозности на Западе и в России;

• р.атмотр-лш ранее, не. попвергавгаиеся анализу направления в российской нетрадиционной религиозности (славянские неоязычни-кн. '•Церковь Ботазй Матери Преобрзхашейся и др.);

- уточнена классификация кзтраяииионшя религий.

Теоретическая 'и практическая гначикэеть исследования заключается в том. что основной аналитический материал и выводи Л1?г-сертац;;и югут быть использоранн при подготовке работ по ре-

лигиоведению, создании обобщающих трудов по истории и теории религий. (Материалы диссертации могут быть испольвованы и уже используются автором в учебно-воспитательном процессе в вузах и школах, в лекционной работе среди населения.

Апробация диссертации.

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на теоретическом семинаре аспирантов кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. Ы. Е, Ломоносова Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. НЕ Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, соответствуюцих основным проблемно-тематическим блокам исследования, ваключения и библиографии. •

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и вытекающие из нее основные задачи, методология и методика исследования, выявлена степень изученности проблемы, дана характеристика литературы и основных групп источников, определены научная новизна и научно-практическая значимость работы.

Глава первая "Обшая характеристика нетрадиционной религиозности" состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматривается хронология нетрадиционной религиозности: время возникновения, этапы распространения. Нетрадиционными религиями называв в современной научной.литературе религиозные новации,воо-

никшие в 60-е - ?0-е гг. XX века Понятие традиция здесь употребляется обычно в трех основных смыслах: 1). ф адиционная религия и церковь в значении их официального признания и доминирования в обществе; 2). Термин "традиция", обозначающий историческую преемственность (в pai.a<ax определенной исторической традиции) основных моментов вероучения, культа и организации; а). В смысле несвойственности тех или других религиозных движений культурно-историческим особенностям социальной среды, в которой оно распространяется.

Можно говорить о двух стадиях развития альтернативных религий в США и Западной Европе. Первая связана с молодежным двило-ниеы протеста, охватившим страны Запада в конце 60-х - начале 70-х гг. , в свою очередь вызванным кризисом и последующей структурной перестройкой западного общества (так называем^! "неоконсервативная революция"), которая была осуществлена в основном в 80-е годы. 11а этом этапе религиозные и мистические настроения молодежи, в среде которой в основном и развивались нетрадиционные религии, ещу четко не оформились.

Второй крупный этап эволюции нетрадиционных религий начинается после распада молодежного движения протеста (примерно с • середины 70-х.гг. ). Большинство нетрадиционных религий, получивших достаточно широкое распространение на волне этого протеста, продолжают существовать, но'их место в религиозной жизни западного мира в целом и молодежи в частности существенно меняется. Социальный активизм, характерный для первого периода эволюции молодежных движений, постепенно сходит на нет. Акценты в мировоззрении новой религиозности все более смешаются в сторону достижения "освобождения" каждой отдельной личностью. Секты организационно оформляются, хотя определенная открытость h этом

отношении (например, возможность не порывать с официальной церковью, вступая в секту, характерная для некоторых неохристи-анеких и неоориенталистских культов) сохраняется, являясь одним и» характерных признаков новой религиозности. Месоианивм и зсхатологизм в вероучении также отступит на второй план, постепенно отодвигаясь во все более отдаленное будущее, в область скорее религиозного воображения» чем в область непосредственного ощущения конца определенной эпохи (если не истории вообще). Более широко развивается преиэводственно-Фи-нанговам деятельность новых религий. На имея традиционных источников доходов официальных церквей и не получая поддержки со стороны государства, многие нетрадиционные религии включаются в новейшие виды производственной деятельности капиталистического мира, становясь в некоторых случаях настоящими промышленными империями и напоминая в этом отношении по своей структуре современные концерны. Кроме того, все нетрадиционные секты ванимаются издательской деятельностью, ставят на коммерческую основу обучение своим методам мистической трансформации человека Религиозное мировоззрение, первоначально связанное о нетрадиционной религиозностью, проникает в слои мышления людей современного западного общества.

В параграфе втором рассматриваются причины возникновения нетрадиционной религиозности и социальная база нетрадиционных религий.

Общепринятым в современной литературе является тезис о том, что это явление есть выражение кризиса по отношению к ситуации й вападном мире в 60-е - ?0-е гг. XX века. Кризис представляется обгешшщим различные сферы жизни общества- социальную, политическую, экономическую, идеологическую, культурную, духов-

ную, религиознуа То, что нетрадиционная религиозность оах~ вативаот более всего молодежь, обменяется тем, что именно этот возрастной пласт в обществе является более восприимчивым к кризисным явлениям и п то же время более склонным к изменениям, даже метаниям в ссоем образе жизни, религиозных н политических воззрениях и т. д. Если кавдая религиозная группа этого времени в отдельности мокат рассматриваться как принадлежащая к какой-либо традиции (например, нетрадиционные иудее-христианские секты к переосмысляемому в определенном направлении христианству, неооркенталистские секты - к кидуиг5му, суфизму, дзэн-буддизму), то почти одновременно? их появление на Западе, привлечение в свои ряды значительных кругов молодежи, не оставляет сомнения в том, что злгеь налицо явление, обусловленное такими проблемами развития западного общества, как негативные последствия научно-технической революции (ухудшение экологической обстановки и психического здоровья человека прежде всего) и' связанная с ними потеря безграничной веры й могущество человеческого разума, социальные потрясения (крушение "государства всеобщего благоденствия"), конфликт поколений и др. Эолььую роль в появлении нетрадиционной религиозности сыгран, на н?ш взгляд, и кризис национальных традиций и культуры.

Пзрагсаф третий .содержит попытку дать типологии и к зссифи-кашто нетрадиционных религий. Нетрадиционные религии второй по-ловинн XX взка возникают в одно и то же время и имепг, как было отмечено выше. одни и те ле причини возникновения. Все они входят 5 мировой спектр религий плюралистического в религиозном отношении общества. Задача построения типологии нетрадиционных религий заключается в расчленении этой системы объектов и группировке их по главным признакам.

Ддя этой цели нетрадиционные религии сравниваются с другими существующими в современном обцзстве религиями - в основном с мировыми и национальными.

Для выяснения места нетрадиционных религий 8 обшей типологии религий следует рассмотреть юс скодство с другими типами религий. За основу мы берем типологию религий, принятую в научной литературе и основанную на соответствии того иди иного типа религии определенному этапу в развитии человеческого общества (Л. Г. Морган, Э. В. Тайлор, С. А. Токарев). Нетрадиционные религии не могут быть объединены с племенными религиями, хотя и имеют с ними сходные черты (возвращение к первобытным религиозным феноменам - шаманизму, анимизму, магии), но еще больше различий: 1). Само развитие общества сделало его принципиально иным по своим основным характеристикам, чем первобытное; 2). В вероучение, культ и организацию современных нетрадиционных религий вошли составными частями элементы национальных и мировых религий, за которыми они следуют в историческом развитии религий, а также положения науки, стереотипы массового сознания второй половины XX века. Национально-государственные религии (конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм) имеют мало обвдэго с нетрадиционными религиями. Ближе всего по своим типологическим признакам нетрадиционные религии к мировым или наднациональным религиям (буддизм, христианство, ислам),. Они сходны по главному своему принципу, исповедовать и те и другие может любой человек, вне зависимости от национальности. Ни по численности веру-вдих. ни по распространению на земном шаре, ни по вкладу в мировую культуру нетрадиционные религии не могут сравниваться с мировыми религиями. Можно сделать вывод, что нетрадиционные религии отличаются от всех исторически предшествующих им типов

религий - племенных, национально-государственных и мировых. Следовательно, поскольку явление это представляется достаточно устойчивым, нетрадиционные религии в целом являются особым типом религий.

Существует несколько классификаций нетрадиционных религий. Одна из существующих классификаций выделяет в современной нетрадиционной религиозности три наиболее общие ее группы: собственно религиозную (неоориентализм и неохристианство), ок~ культно-мистическую и кваэирелигиозную (мистифицированная пси-" хотерания). Здесь за основу взято соотношение собственно религии и различных сопутствующих ей учений - мистицизма, оккультизма и др. (Е. Г. Балагушкин). Эта же классификация существует и в несколько видоизмененном виде. Все нетрадиционные религии согласно ей делятся на четыре большие группы - оккультно-магическое направление и кваэирелигиоэное остаются по отношению к предыдущей классификации без изменений, а первое направление -собственно религиозное - делится на две части (иудео-христианство) и неоориентализм (В. Ф. Хаакк). Главная трудность заключается в том, что существуют религиозные новации, которые трудно определенно отнести к тому или иному направлению. В идеале можно построить на основе зтой более подробвую и точную классификацию нетрадиционных религий. Основными ее подразделениями будут: неохристианство (Церковь Объединения С. М. Муна, "Деги Вога" Д. Берга, Московская Церковь Христа и др.); неоиндуизм (кришнаиз , Ананда Марга), необуддизм (западный дзэн-буддизм), неомусульманство (неосуфизм, "Сабуд" и др.); неошаманизм, неодруидизм. неоязычество; сатанистские культы; культы, основанные на мистифицированной психотерапии (Сайентологическая церковь и др.); уфология. Некоторые нетрадиционные религии будут припая-

лежать одновременно к двум направлениям: Великое Белое Братство - к неохристканству и неонндуизму, Дум Синрикй - к неохристи-аксгву и необуддизму, Трансцендентальная Медитация- - к неоинду-иаму и мистифицированной психотерапии.

Глава вторая "Вероучение, культ и организация н традиционных религий. Нетрадиционные религии в России" посвящена вероучению, культу и организационной структуре нетрадиционных религий. В первом параграфе рассмотрены основные и характерные вероучи-тельные положения нетрадиционных религий.

Для нетрадиционной религиозности в плане отношения верующего к окружающему миру харшстерны две тенденции, по разному проявляющиеся в различных ее направлениях. Первая - ато острое неприятие всего мира, апокалиптические настроения, вторая - ато милланаристские чаяния, окрашенные в светлые тона, основанные на вере в то, что человечество, отныне обладая абсолютным знанием (как таковое любой нетрадиционный культ рассматривает свое учение), может спастись. Эти две тенденции иногда причудливо переплетаются, а если рассматривать их в хронологическом порядке, то для первой стадии развития нетрадиционной религиозности (60-е- начало 70-х гг.) характерна первая из них. для следующей стадии - вторая. Эсхатология отходит на второй план, а многие идеи из вероучений нетрадиционных культа» в 80-е - 90-о гг. прочно входят в поп-культуру. Во многих сектах и культах полимание избранности как обладания истинным учением, недоступным большинству людей из падшего мира постепенно сменяется пониманием избранности как возможности достижения жизненного успеха, самореализации (Сайентология).

Несмотря па то, что отношение к науке в различных течениях нетрадиционной религиозности и на разных этапах ее эволюции яв-

д - 15 -

ляется различным, можно выделить некоторые характерные для большинства движений черты: 1). Порожденные кризисом, охватившим в 60-е - 70-е гг. все сферы кизни, в том числе и науку, нетрадиционные религии скептически относятся к существующей науке. свдтая ее ответственной за негативные последствия научно-технической революции, за плохое экологическое состояние окружающей среды, за игнорирование индивидуальных духовных запросов каждого человека; 2). Поскольку на протяжении XIX -XX вв. представление о науке как движущей силе прогресса прочно вошли в массовое сознание Запада, новые религии все же не могут полностью игнорировать значение науки; 3). Попытка синтеза науки и своей религиозной доктрины в ряде нетрадиционных религий; 4). Для нетрадиционных религий 60 - йО-к гг. XX века одной и» характерных черт является также претензия на универсальность. Для нетрадиционной религиозности не существует национальных барьеров.

Еще одной характерной и определяющей чертой нетрадиционных религий является наличие в них мистических тенденций. В целом все нетрадиционные религии могут быть охарактеризованы как мистические религии. Если рассматривать мистицизм как религиоз ную практику, имеющую целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику, то он присущ в большей мере всем нетрадиционным сектам ч культам.

Следующий параграф посвящен культу и организации нетрадиционных религий. На первом плане развития нетрадиционных религий (00-70-е гг.) общей чертой их культа выступает его противостояние ритуалу официальной церкви, объявляемому рутииным и несоот-

ветствумвдш потребностям человека. На следующем этапе развития происходит процесс взаимовлияния ритуалов официальных церквей (в данном случае на йападе- - католической церкви и различных протестантских конфессий, в России - православной церкви и нетрадиционных культов и сект).

Сначала в нетрадиционных религиях на первом плане находится амоционально-психологическая сторона, оттесняю^ на задний план вероучение, что вирадаетея в провозглашении приоритета религиозного переживания, "опыта" над положениями богословия. На втором этане своего развития в 90-е гг. пс мере организационного оформления нетрадиционных движений они во многом становятся схожими с официальными церквями. Прямое заимствование в сфере ритуально культовой практики, конечно, не прослеживается, но само упорядочивание организации системы вероучения ведет к упорядочиванию культа Пс отношению.к этому времени можно говорить уже, например, и о неохристианском ритуале, когда сама спонтанность выражения религиозных чувств оформляется заранее существующим "сценарием" (богослужения Московской Церкви Христа и др.). В последние десятилетия наметилось «.встречное движение.

Организационная структура нетрадиционных 'религий также довольно резко отличается от организационной структуры традиционных религий и существенно изменяется во времени. В отечественном религиоведении проблему организации нетрадиционной религиозности наиболее полно исследовал Е. Г.. Валагушкин. Качественное отличие нетрадиционной религиозности от традиционной заключается в преобладании неииститущкшалыюй формы или, точнее, 'выработке новых форм институтов. На заре своего появления в 60-е - 70-е гг. нетрадиционные религии часто не имели определенной, строга установленной организации, часто было и формального

членства. Часто прозелит может даже не порывать со своей прежней религией, посещать церковь. Но последующая эволюция этих религий сопровождалась формированием развитой структуры и институциональных форм деятельности. Нетрадиционные религии постепенно обретают институционный статус, хотя он никогда не был схож со. статусом традиционных церквей. Как специфические институциональные формы нетрадиционных религий выступают их миссии, общества, центры, фонды, особые учебные заведения, системы курсов и групп (например, психотерапевтические группы в ТЫ и Сайентологической церкви), которые существуют недолговременно, а затем адепты продолжают заниматься сами, бытовые коммуны неохристиан и других сектантов, неоиндуистские и дзэн-буд-дисгские монастыри и г.д..

Третий параграф поевяшэн развитию и распространению нетрадиционных религий в России. В начале 80-х гг. организационно оформленных сект и культов еще не существовало. Новый этан в развитии нетрадиционной религиозности в России наступил лишь с началом реформ в середине 80-х годов. Но до 1989 года в России существовали лишь маленькие группы из 3-4 человек на нелегальном и полулегальном положении. В 1989 году в связи с изменением общей социально-политической обстановки в стране и проведением администрацией М.С. Горбачева "новой церковной политики" эти группы были легализованы. С середины 80-х гг. начинают появляться нетрадиционные религии собственно на российской почве. Этот этап, продолжающийся и поныне, можно обозначить как этан массового распространения новых культов и сект. Сейчас в России представлены все-основные направления нетрадиционной религиозности, существовавшие ранее в странах Запада. Это Церковь Объединения С. М. \Муна, Московская Церковь Христа (аналог многих

западных неохристианских объединений), Сайентологическая церковь, сайентисты ("Христианская:наука"), Международное Общество Соьианкя Кришны, Трансцендентальная Медитация, различные направления дзэн-буддизма, в том числе и Аум Синрикб, синтезирующая в своем учении элементы буддизма, христианства и некоторых других религиозных учений, множество, школ йоги. Существуют также незначительные по численности адептов объединения сата-нистов, многочисленные наоиатнисгские группы, причем как имею-, щие западное происхождение (в основном последователи К. Каста-ноды), так и основанные на модернизированных культах народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера Возникают и новые религии, существующие только у нас в стране. Это неоязыческие объединения, реконструирующие славянское язычество, ЦегкевьБо-жией Матери Преображающейся, Великое Белое Братство, Церковь Последнего Завета. Исходным пунктом для распространения и раз- ; вития нетрадиционных религий в России является социально-политический и идеологический кризис 80-х - 90-х гг. и следующая за ним структурная перестройка экономики и общественных отношений. Социально-экономическое положение человека в обигстве в такие периоды бывает довольно неустойчивым. Это порождает страх за свою дальнейшую судьбу, связанный с моментами внутренней маргинализации, часто приводящей людей в ряды различных агрессивно настроенных объединений (в том числе религиозных, таких как Белое Братство или Церковь Божией Матери Преображагдарся), ели заставляющей искать более прочных, чем имеющиеся, социальных уз; (более умеренные религиозные организации, в том числе и нетрадиционные). - ■

Для полного изучения вопроса о социальной базе нетрадиционных культов и сеют у. пас в стране нужен всесторонний социологи-

ческий анализ, пока же можно сделать лишь предварительные выводы. В сектах, пришедших в Россию с Запада, руководящее ядро обычно состоит из иностранцев (Церковь Объединения. Сайентологическая Церковь). По в этих религиозных организациях, а еще в большей степени в таких, как Международное Общество Сознания Кришны и ТМ существует достаточно большое количество руководящих деятелей из местных жителей. Как правило, эти руководящие деятели по своему социальному происхождению принадлежат к интеллигентным кругам. То же самое молю сказать и об идеологах нетрадиционных религий, возникших непосредственно у нас в стране. Состав рядовых верующих различен в разных сектах и культах-. Как уже отмечалось применительно к западным нетрадиционным сектам и культам, основу этих движений составляет в основном молодежь. Именно молодежь является наиболее восприимчивой к изменениям в обществе. Во всех нетрадиционных религиях практически отсутствуют социальные или национальные ограничения для вступающих в секту. Сами руководителя движений в интервью и беседах с ними обычно подчеркивают, что в их организации представлены различные социальные слои и группы. Несмотря на это, для некоторых сект возможно выделение достаточно узких социальных слоев молодежи, составляющих их основу.. Социальной базой таких объединений, как Сайентологическая Церковь и Церковь Объединения являются выходцы из семей средних классов. В большинстве своем - это молодежь с осознанными"жизненными проблемами. Уход в религию для нее является попыткой выйти за пределы меркантильной психологии, культивируемой не только в семье, но и в масштабе« всей страны с помощью средств массовой информации. Это чаще всего люди с высшим образованием или студенты. Большинство членов Церкви Объединения в России владеют английским языком как

переводчики. Социальную основу Белого Братства составляет в основном учащиеся 1ГГУ из неблагополучных, часто неполных семей. Агрессивность и антиинтеллектуальный мистицизм идеологов данной секты смыкается с острым недовольством окружающим миром ее адептов. Церковь Христа можно характеризовать кь.? организацию студенческую.

В этом параграфе рассматриваются только вероучение, культ и организация тех нетрадиционных религий, которые существуют лишь в России. , ,

В заключительном разделе подводятся некоторые общие . итоги. исследования и в какой-то степени намечаются те задачи, которые можно поставить при исследовании нетрадиционных религий. Тема открывает новые грани проблемы, новые перспективы исследования.

Основные положения диссертации были изложены автором в следующих работах: -

I. Вероучения нетрадиционных религий 60-е - 80-е гг. XX века ("Вестник Удмуртского университета", N б. 1394 г., г. Ижевск).

II. Человек и история в вероучении нетрадиционных религий. ("Луч", N 2, 1995 г.. г. Ижевск).

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Копысов, Дмитрий Юрьевич

Введение. . 3-е. 10.

Глава I. Общая характеристика нетрадиционной религиозности. 11 - 56.

1. Хронология нетрадиционной религиозности. 11-е. 29.

2. Причины возникновения феномена нетрадиционной религиозности, егоциальная Раза. 29-е. 40.

3. Типология и классификация нетрадиционной религиозности. 41-е. 56.

Глава II. Вероучение, культ и организация нетрадиционных религий. Нетрадиционные религии в России. 57-е. 148.

1. Вероучение нетрадиционных религий. 57 - 93.

2. Культ и организация нетрадиционных религий.". о. 93-е. 113.

3. Нетрадиционные религии в России. 114 - 148.

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по философии, Копысов, Дмитрий Юрьевич

Объект исследования, предпринятого в данной работе - нетрадиционные религии. Задача выявления предмета исследования путем установления специфических черт и времени его существования еще очень далека от однозначного решения. В настоящее время, как и с появлением нетрадиционных религий (60-70е г. г. XX. века), исследователи расходятся во взглядах в вопросе о том, что следует считать нетрадиционной религиозностью и с каким периодом истории связано ее появление.

По отношению к характеристике религии и церкви наиболее часто употребляемыми в научной литературе являются три разных значения термина "традиция". Первое употребляется, когда речь .идет о традиционной религии и церкви в значении их доминирования в обществе и официального их признания государством. Второе значение этого термина используется для обозначения исторической преемственности основных положений вероучения, культа и организации. Третье значение термина (обычно формулируемое отрицательно) употребляется для подчеркивания несвойственности того или иного религиозного движэния культурно-историческим особенностям социума, в котором оно возникло и распространяется.

В данной работе понятие "нетрадиционные религии", включающее в себя все три смысловых значения термина "традиция", обозна-' ченнью выше, используется в узком смысле. Именно в таком узком смысле он используется практически с момента возникновения самого обозначаемого им явления. 'Этим явлением были религиозные новации 60-70-х г г. XX века в странах Западной Европы и Северной Америки, значительно отличающиеся от господствующей христианской традиции в лице католичества и протестантизма.

Но уже в то время многими исследователями, как зарубежными*, так и советскими**, было установлено, что подобные же религиозные феномены могут быть отмечены и в послевоенной Японии. Продолжив исследования вглубь религиозной истории, многие ученые сошлись во мнении, что нетрадиционные формы религии могут быть обнаружены практически на всем протяжении истории человечества, поскольку любая из существующих, да и существовавшие ранее являются возникшими. Даже те, что претендуют на изначальное существование (как, например, индуизм), подвергались в ходе' истории многочисленным модификациям и имели в качестве своих предшественников первобытные формы верований. А первобытные формы верований, в свою очередь, также не были неизменными.

Так сложилось широкое понимание термина "нетрадиционные религии". Оно отмечает наличие множества тенденций нетрадиционной религиозности в разные периоды истории и у разных народов, слагающихся на общей основе в специфическую "традицию. Практически с начала изучения нетрадиционных религий нашего времени была отмечена и связь альтернативной религиозности с кризисными состояниями общества на протяжении всей истории человечества.

В данной работе термин "нетрадиционные религии" используется в узком, первоначальном смысле - для обозначения новых религиозных явлений, охвативших западные страны в 60-70-е гг. XX в. Benz Е. Neue Religionen. - Stuttgart, 1971. Арутюнов С. А. , Светлов Г. Е. Старые и новые боги Японии. М. , 1968.

Этот первый, употребленный, пожалуй, интуитивно, представляется наиболее полно отражающим специфику проблемы (хотя явление нетрадиционной религиозности 60-70-х г г. столь разнообразно и многолико в своих проявлениях, что и этот'термин иногда приходится употреблять с оговорками).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречаются и другие термины для обозначения данного явления. Один из них - "альтернативные религии". Употребление' его представляется достаточно правомерным. Но он выражает только одну из тенденций нетрадиционной религиозности - ее оппозиционность по отношению не только к вероучению, культу и организации господствующей в обществе церкви, но иногда и ко всему социальному строю в целом. Оппозиционность эта, как правило, очень ярко выраженная на этапе возникновения религиозной новации, затем несколько смягчается, и на первый план выступает несколько иное значение термина "альтернативные религии" - как декларирование возможности для человека современного общества выбрать для себя подходящую религию среди множества других.

Еще одно обозначение нетрадиционных религий в литературе -"молодежные", что верно указывает на возрастной состав участников религиозного движения.

Понятие "религии Нового века", навеянное двухтысячелетним юбилеем христианства, отражает в какой-то мере взгляд на проблему представителей традиционных христианских конфессий и не лишено некоего апокалиптического смысла, придаваемого ими явлению нетрадиционной религиозности*. См. , например: Роуз С. Православие и религия будущего. -М. , 1991.

Другие обозначения, встречающиеся в литературе - "новые"; "странные", "экзотичные" являются не более чем эпитетами. Таким образом, термин "нетрадиционные религии" (в узком смысле) представляется наиболее полно отражающим суть исследуемого феномена.

В последние-голы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все , сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках.' В этих-условиях в Россию в большом количестве начинают, проникать нетрадиционные .религии из Западной Европы и США. Причем некоторые из них, .например, иеоориенталистские культы, становятся на территории России как. бы дважды нетрадиционными, так как культурно инородными для нашей страны являются и сами гю себе восточные религии и их западные переиздания. Окрепшие за прошедшие годы в финансовом отношении, хорошо организованные и использующие новейшие достижении техники для пропаганды своего вероучения в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, они находят в России достаточное количество новых адептов. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько 'Трад-ционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты;, а принадлежность человека к одной из них определялась культурными и духовными традициями среды его обитания, то теперь человек (в первую очередь лейте ли городов.] поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для исповедания.

В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных религий. Следует отметить также, что в связи с объективными условиями в последнее время в пашей стране количество научных исследований по данной теме резко сократилось по сравнению с 80-ми годами. Обобщюшцх работ практически нет совсем. Получилось так, что одновременно в стране появилось множество работ теоретиков нетрадиционных религий (Раджкиша, ивами Бхактиведан-ты Прабхупады, Махариши Махеш йоги и др. ; причем в большом количестве выходят и труды идеологов нетрадиционных религий нача-. ла XX века (теософии, антропософии) - Р. Штейнера, Е. ' Бла-ватской и др.). Пропаганда их религиозных воззрений ведется по телевидению и радио. Таким образом, именно сейчас данная тема исследования стала актуальной в буквальном смысле. . Объектом изучения западной науки нетрадиционные религии стали практически с момента своего появления. Первые исследования о нетрадиционных религиях появились в начале 70-х гг. и охватывали достаточно короткий промежуток их истории, отмеченный широчайшим распространением религиозных исканий в странах Западной Европы и США во второй половине XX века*.

Эти первые работы в значительной степени являлись обзорными, а далее изучение нетрадиционной религиозности проходило по нескольким направлениям. Одним из направлений изучения было выяснение вопроса о том, имели ли нетрадиционные религии 2-й половины XX века предшественников в истории религий и к каким

1. Benz Е. Neue Religionen. - Stuttgart, 1971. Ellwood R.

Religious and Spiritual Groups in Modern America. Englewood Cliffs, 1973; Harper M. Gurus, Swamis and Avataras.

Philadelphia, 197 2 и др. этапам исторического развития человечества относится возникновение нетрадиционных религий вообще (Т. Роззак, М. Элиаде, Р. Элвуд). Другим направлением исследования явилось определение социальной базы нетрадиционной религиозности (Б. Джонсон, Р. К. Фенн, Ч Гдок, Е. Вильсон). Появились работы, посвященные какому-нибудь одному направлению в нетрадиционной религиозности (более всего - неохристианству - Ж. Дюшен, Р. Элвуд, А. Мосс, Д. Петерсон, К. Лич, Э. Плоумен, П. Майнхольд и др.). Еще одним направлением изучения нетрадиционных религий явилась попытка систематического обзора вероучения, культа и организации нетрадиционных религий (Р. Хаакк), в том числе и с включением их в общую картину религиозной жизни западного мира в XX веке (X. Рёллер).

В отечественной науке существует также достаточно обширная литература по данной теме. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности рассмотрена в статьях Л Н. Митрохина, В. Ф. Миловидова, Ю. А. Кимелева. В работах Е. Г. Балагушкина, Б. 3. Никифоровой были рассмотрены социальные программы нетрадиционных религий, а также их организационная структура. Достаточно много работ посвящено отдельным направлениям нетрадиционной религиозности Ulli. Митрохин, П. С. Гуревич, A.A. Ткачева, E.G. Сафронова, Б. И. Клюев). Проблеме места нетрадиционных религий в духовной, социальной и религиозной жизни США посвятили свои работы Л. Н. Великович, Д. Е. Фурман, H. H. Яковлев. Неоиндуистские культы, их место в системе реформированного индуизма подробно осветила в своей книге "Индуистские мистические организации и диалог культур" А. А. Ткачева*. Значение нетрадиционной Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. - М. , 1988. религиозности, богоискательства вообще в широкой панораме духовной, культурной, религиозной жизни западного общества 2-й половины XX века рассмотрено в работах П. С. Гуревича. Наиболее полным и всеобъемлющим теоретическим исследованием по проблеме является книга Е. Г. Балагужина "Критика современных нетрадиционных религий"*. Следует отметить, что хотя это исследование Е. Г. Балагушкина является очень ценным по широте охвата проблемы, ее теоретическому религиоведческому анализу и огромному количеству фактического материала, основная схема возникновения и развития нетрадиционной религиозности дана с несколько устаревших методологических позиций.

Исходя из общего состояния разработки проблемы в научной литературе и ее практической значимости для современного периода в диссертации формируется основная цель: выявить с позиций современного религиоведения сущность и специфику явления- нетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

- рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, ее социальную базу, а также социальные, экономические, психологические, гносеологические предпосылки возникновения;

- рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;

- выявить этапы развития и распространения нетрадиционных Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М. , 1984. религий;

- попытаться дать классификацию и типологию нетрадиционных религий.

В своем исследовании автор руководствовался диалектико-мате-•риалистической научной методологией, анализируя исследуемые явления, исходя из основополагающего принципа историзма. Из всего комплекса методов прежде всего использовался историко-генети-ческий подход в сочетании с ретроспективным анализом. '■ Данное, исследование невозможно было бы провести без системного анализа, а также сравнительного метода. Все эти методы применялись в сочетании и взаимном дополнении.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации была предпринята попытка целостного исследования феномена нетрадиционной религиозности на западном и российском материале. Материалы по российским нетрадиционным религиям были собраны автором диссертации в основном методом социологического опроса, т. е. бесед с представителями новых сект и культов. Вероучение, культ и организация некоторых из них (славянские неоязычники, Церковь Божией Матери Преображающейся) ранее в научных работах не освещалась.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и методические положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы, а материалы исследования могут быть использованы в преподавании и изучении курса истории религиозных учений. По своей структуре диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сущность и специфика современных нетрадиционных религий"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б заключение стоит отметить, что нетрадиционные религии представляют собой чрезвычайно сложное ■ явление: выявить •сущ-. кость и специфику которого можно лишь рассмотрев все его аспекты. основной причиной возникновения данного феномена видится само изменение ситуации человека в мире, вызванное кризисом традиционных духовных, культурных и религиозных ценностей, который был вызван в свою очередь комплексом социальных, экономических и политических потрясений, охвативших страны Европы, и Северной Америки в середине и конце XX века. Несмотря на некоторую стабилизацию экономики и политического положения, наступившего в до-х гг. в западном мире, можно с достаточной доле уверенности сказать, что феномен нетрадиционной религиозности не исчезнет с преодолением кризисной полосы в развитии Запада, беиео того, путем проникновения в Восточную Европу и-в страны бывшего СССР нетрадиционная религиозность расширила свой ареал. Конечно, можно отметить, что многие из мелких нетрадиционных сект и культов возникают и исчезают за небольшой промежуток времени, но в целом причины, раз за разом порождающие их, остаются. Более того, многие положения нетрадиционных религий, в том числе и неоориенталистских, проникают в массовое сознание западного мира, становясь расхожими стереотипами, а богоиска-тольокие настроения, в основном в среде молодежи и интеллигенции, существуют довольно устойчиво. Массовое сознание западного человека в свете этого по может быть охарактеризовано как христианское, но и его еекудярнып характер является .весьма сомнительным. В связи с этим можно вспомнить, что представители многих христианских конфессий рассматривают современную эпоху как "постхристианскую" (в частности, под таким углом зрения она рассматривается в правое пав и и.). о такие крупные , хорошо организованные и крепко стоящие на ногах в финансово-экономическом отношении секты и культы, как Международное Общество Сознания Кришны, Трансцендентальная Медитация, Сайентологическая церковь, Миссия Божественного Света, Церковь Объединения и. некоторые другие, прочно заняли свое место в ряду религиозных явлений Запада. Ситуация религиозного плюрализма в целом представляется тоже достаточно устойчивой, а возможность выбора человеком религии для исповедания создает новые условия в системе взаимоотношений человек - общество.

Преимущество нашего времени заключается в том, что сегодня можно исследовать эволюцию нетрадиционной религиозности на протяжении довольно длительного времени с конец 60-х гг. - начало 90~х гг. XX века).

Можно также рассматривать и ыяавнивать их развитие и распространение в странах ясна и западной Европы и у нас в стране. Рассмотрение проблемы г; таком временном и географическом отрезвев .времени подтверждает1 мнение о том, что эволюция нетрадиционных сект и культов направлена от непримив^имой оппозиции, прежде всего духовной, к интеграции в современный плюралистический религиозный мир. Вновь возникающие в России секты и культы настроены по отношению к порядку в обществе столь же непримиримо, как и их предшественники па Западе в конце 60-х - начале 70-х гг. Но даже сейчас в некоторых из них видны тенденции, могущие пои определенных обстоувгельствах привести к примирению их с окружающим обществом, при условии, что государственная политика 151 будет поощрять плюрализм в религиозном отношении. Славянское неоязычество, например, в лице многих своих.членов связано с нарождающимся предпринимательством. Церковь Божией Матери Преображающейся отличается уже сейчас благожелательным отношением к реформам в России. .

Типологически нетрадиционные секты и культы принадлежат не столько к тем религиозным традициям, связь с которыми они декларируют (индуизм, буддизм, христианство, язычество и др.), сколько к новому типу религий. Если брать за- основу принятую в отечественной литературе типологию религий в связи с их соответствием тому или иному этапу развития общества, то можно отметить,^ что нетрадиционные религии можно выделить в определенный тип религиозности, отдельный от всех предыдущих - племенных, национально-государственных и мировых. Поскольку он следует за мировыми религиями по времени возникновения и в смысловом отношении (тяга к универсализму, сопряженная с дроблением в рамках определенных субкультур), то их можно определить как постмировые религии (или, может быть квазинаДнационадьные религии, хотя оам термин- згу пит неблагозвучно), так как они выражают собой главную тенденцию современного индустриального общества I, посткапиталистичеокопо, по определению некоторых отечественных и зарубежных социологов) в области религии - тенденцию к осуществлению выбора религии человеком в рамках спектра религий всего мира, .осуществляемого с надеждой на то, что именно эта религия является изначальной (чаше всего) и истинной (всегда). В рамках современных процессов экономической, социальной, политической и культурной интеграции духовное соперничество мировых ■религий выглядит в глазах молодежи Западной Европы, США и России (а именно она составляет основную часть адептов нетрадиционных религий) как нспсонс, отсюда и стремление вернуться к изначальной истине (М. Ьлиаде), которую как им кажется, воплощают нетрадиционные религии. Но адекватное возвращение к архаическим культам невозможно, как мы попытались это показать на примере неозычеетва, неощаманизма и т. д. , поэтому налицо религиозное творчество. Но в конце XX века теоретики нетрадиционной религиозности не могут игнорировать науку, отсюда включение в вероучение ряда научных (иногда псевдонаучных, напрашивается аналогия с магией) положении, а также элементов различных современных философских, политических, экономических теорий, что создает эклектичную ¡.'ангину всего вероучения в целом, впрочем, соответствующую положению современного человека в мире, когда высшие достижения НТР соседствуют в реальной жизни с "примитивными представлениями о многих вещах. для определения принадлежности той или иной секты или культа к нетрадиционным религиям мною наличия одного какого-либо признака. Лишь наличие нескольких определяющих признаков должно решать этот вопрос. Для нетрадиционных религий характерны такие черты: ь). особый тип организации, к). Новые по отношению к традиционным религиям формы культа, достаточно эклектичные. 3). Характерные моменты в вероучении - мистическая основа, своеобразное отношение к науке (отрицательное отношение к традиционной науке и объявление своего учения "наукой", "знанием")., антропоцентризм ■( не всегда), претензии на избранность и универсальное значение своего учения м всегда).

Задача изучения нетрадиционной религиозности далека от завершения, хотя бы потому, что возникновение новых сект и культов происходит у нас на. плазах. Н.о уже возможно углубленное ивученит их развития' в внух различных культурно-исторических

- 153 регионах - на Западе и г России и в определенном временном промежутке. с

 

Список научной литературыКопысов, Дмитрий Юрьевич, диссертация по теме "Философия религии"

1. Арсёнкин В. К. Кризис религиозности и молодежь. М. , 1984.3'. Арутюнов С. А. , С гГ. В. Старые и новые боги Японии. М. , 1968.

2. Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М. , 1978.

3. Великович Л. Н. Современный капитализм и религия. М. , 1984,- 155 •

4. Григоренко А. Ю. Сон разума рождает чудовищ. Критические заметки о мистицизме и иррационализме. Л. , 1986.

5. Григулевич 14. Р. Пророки "новой истины". М. , 1983.

6. Гуревич П. С. Бесхрамовые боги. Л , 1984.

7. Га' Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? М. , 1986. 13. гуревич П. С. Миропоозрепчеекио аспекты соотношения мистики, и науки. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М. , 1989.

8. Гуревич П. С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. У, , 1981.

9. Гуревич П. С. Соверменные внеконфесеиональные организации на Западе. М,- , 1983. " '

10. Гусева И. Г. Индуизм. М. , 197?.22, ДжеймсЗУ .Многообразий- религиозного опыта. М. , 1910.

11. Клюев Б. И. Йога: философия и практика. Вопросы научногоатеизма. М. , 1939. 24. Корпев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран

12. Азии. М. , 1983. 35. Кочетков А. А. Буддизм. М. , 1937.ыб. Курт^жова Л. П. .-п л,н.'ия и церковь в ФРГ Вопросы научного атеизма. Вып. 39. ы. , 1903.

13. Лебедев Б. И. Духи в ,,еркале психологии. М. , 1987.

14. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. м. , 1989. 33. Митрохин Л. П. Негритянское движение в США: идеология и политика. М. ,1974.

15. Митрохин JL Н. Религии "Нового века". М. , 1986.

16. Митрохин Л. Н. Социально • политическая природа "религий нового века". Вопрос;.1' научного атеизма. Вып. 32. М. , 1985.35. "Мифы народов мира". Энциклопедия. М. , 1987-88.

17. Молчанов В. В. Массовая культура и суеверие. Е , 1987. •

18. Шло Е. Г. Проблемы романтического сознания в молодежной "контркультуре" 60-х годов. В кн. : Культура и идеологическая борьба. М. , 1979.

19. Никифорова В. 3. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности. Бон росы научного атеизма. Вып. ,38. М.,'1989.

20. Поспелов Б. В. Идеология "левого" радикализма в Японии и ее социально-классовая ноль. В кн. : Япония. Ежегодник. 1975.

21. Рожнов В. Е. , Рожпова М. Д. Гипноз от древности 'до наших . дней. М. , 1987.ч!. Руткевич A.M. Психоанализ и религия. М. , 1986.

22. Руткевич A.M. Социально-психологические аспекты критики религии. Л. , 1986.

23. Рыбаков Б. А. "Язычество древних славян"', Е , 1994 г.

24. Сафронова Ё. С. Некоторые аспекты эволюции буддизма на Запа7ТР "Rnnnn-'M.! ¡-.¡'-Л/ШКУРМ >VV'P М-::, Чип ЯЯ М 1 QRQ

25. Татаринцев В. П. знахарство: правда и вымысел: Что стоит за "экстрасенсами". Алма-Ата, 1987.47. -Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М. , 1989.

26. Ткачева А. А. Неоиндуистский мистицизм. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М. , 1989,- 157 ■ '

27. Радиков Б. 3. Трансформация индуизма в США. Взаимодействие культур Востока и Запада. М. , 1987.

28. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М. , 1981.

29. Фурман Д. Е. Трагедия Джонстауна и американские секты. .

30. США: экономика, политика, идеология, 1979.

31. Шахнович М. И. Мистика в свете современной науки. Л. , 1964,

32. Элиаде М. Космос и история. М. , 1988.

33. Яблоко в И. В. Социология религии. М. , 1979.

34. ЛИТЕРАТУРА НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

35. Adler 'S. Die Jesus Bewesung. Auitruch der enttauschten Jugend. Dusseidorf, 1972.

36. Benz E. Neue Religionen. Stuttgart, 1971.

37. Bracher K. D. Die Kr:se Europas 1917-1975. Berlin, 1979.

38. Christus, Km. onuo, Knsna, Scleleb Betters hof, 1975.- .

39. Eli ade m. Seharnan ismus und archaishe Ekstasetechnik. Zürich, 1957.

40. Seppe г t H. Wir Sotteskuncier. Die Jesus people Be wegung. Wurzhurg, 1972.

41. Haack F. V/. Jugend - Religionen. München, 1979.

42. Handbuch religiösen SememoohafPen. Su Tersloh, 1978.

43. Hat die Religion Zukunft, o. Sehatz (Hrsg). Srotz, 1971.

44. Hermanns J. Kennst du Jesus Sozial report ules Jesus? -Zeuto in Deutschland. München, 1972.

45. Jantzen H. Namen und Werke. Biographien und Beitrage zur Soziologie der Jugendbewegung. Bd. 1. Frankfurt а. M. , 1972.12. .Johnston W. Der- runende Punkt Zen und christliche Mystik, Ereihung, 1074.

46. Eanczkowski S. Bio neu о Religion. München, 1974.

47. Meinhold R. Aussenseiter in den Kirchen. Freihurg, 1977.

48. Mi Iclenberger №. die religiöse Revolte Jugend zwischen Flucht und Auf 1 vuch, 1979.

49. Mildenberger ¡Vi. Heil aus Asien, 1974.

50. Müller El man B. Kräfte aus der Stille■'.; .v mi- 159 .ia Nannen H- ^i'SS). Die himlischen vevtuhrer Sekten Deutschland Hamsurg, 1979.7 19. Plädoyers in Sachen- Religion. W. D. Marsch (Hrsg), . Sutersloh, 1973.

51. Reimer H. D. Die neuen "Jugendreligionen". Eil bennruhisendes Zeichen der Zeit; in: Herder Korrespondenz, Hefi 5, 197?.

52. Religion im Umbruch. Stuttgart, 1972.

53. Religion im Untergrund. Zurich, 1975,

54. Religiös ohne Kirche? Z. V/. Forster (Hrsg)Mainz, 1977.

55. Religionen am Paede der Gesellschaft L. Zinke (Hrsg) München, 1977.

56. Stahl inW. Sechioksae und • Sinn der deutsche Jugen oilstadt, 1926.