автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Неявные духовные основания научного творчества

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Рыкун, Артем Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Неявные духовные основания научного творчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Неявные духовные основания научного творчества"

Б Ой

государственный комитет российской. федерации по высшему образованно

. ТОМСКИЙ ГОЧУДАРСТБШЫЙ.. УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 165.1+211*1+174

ЕШН АРТШ ЮРЬЕВИЧ НЕЯВНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНЩ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Q9.00.0I -диалектика и теория познания

Д. В. Т О Р Е О 3 РЛ-Т диссертации на соискание учёной стелена кандидата философских наук.

Томск 1994

Диссертация выполнена на кафедре философии /. философского факультета Томского государственного университета ■

Йаучнын руководитель - доктор философских наук»

профессор Завьялова. М.П.

. Официальные оппоненты - доктор философских наук»

профессор Моисеева АЛ* . кандидат. философ "шос наук» доцент Витчеико Я.Ы.

Ведущая научная Томская государственная

■организация " - архитектурно-строительная ' академия

Защита диссертации состоится " 30 " ноября 1994. г. в часов на заседании Специализированного совета Д.063.53.06, по присуждению учёной, ст^певд доктора философских- нау!: по специальности 09.00.01 / диалектика и теория -познания./ в Томском государственном университете: 634050, г.Томск» пр.Ленина, 36, яуд. 2, 3 учебный корпус»

. .. С -диссертацией ьшно ознакомиться. в Научной библиотеке' Томского государственного университета.. • : .

Автореферат разослан О^Гг^кЯ 1994 года. .,

Учёный.секретарь Специализированного совета, кандидат философских нау1«„. . доцент ^

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность

Теш духовных оснований научного творчества чрезвычайно шрока, преадэ всего по причине мировоззренческого н практике кого зпаченвя последнего. Наука на только сфера деятельности. но и область культуры,, оказывающая основополагающее влн-ШИ8 - прямое и косвенное - па большинство аспектов человеческого существования; Этот факт неоспорим, однако отпосонка к -гауке в современную эпоху отнюдь' не однозначно,- С одной сторо-ВД, это объясняется пшрочайишм полем взаимодействия, характерных для науки, с другой стороны, сам факт взаимодействия 1редполагает ещё тех специфических экспектащй, которые сопровождают историю современно» науки?

Начало современной науки восходят к ХУ1в. и связано с такими именами, как Коперник, Кеплер, Галилей и Бэкон, выразггб-ниш в своих трудах тот же импульс;- которой руководил столотаем раньше европейца;,ш, совершившими великие ¿'вографячэсииэ открытия.. ' '.

Если, развитие наука нового времени приблизительно до се-редшш XXX века, характеризовалось верой в прогресс и в целом оптимистическим настроением преобладайте части европейского человечества,, то к началу XX столетия отношение к наука ста ло меняться. Стали. оя5ущаться кризисные тенденции. Внешним их проявлением стало осознанна У как в научной, так а во внека-учной сфере / того,, что плоды науки способны нести не только благо , но и зло.1 Наука начала утрачивать свои доминирующую в общественном сознании. Свидетельством "внутреннего" кризиса науки яьшас£ формулировка специальной ¡.теории относительности. .. _ ■

Разумеется, не специальная теория относительности была, повинна в. том, что кризис затронул глубокие духовные основания науки.- И только как кризис её духовных оснований он ио-жет быть представлен и понят адекватно.' Причём, для такого понимания необходимо использование исторической перспективы,ибо

во Бремена зарождения современной наутек её духовные основапая была исключительно цельны к прочны. В иаучноы сообществе присутствовало чёткое.осознанна единой. цзяп -.о-критт'истшшых законов Универсума, присутствовал и единый» хотя не всегда осознававшийся образ универсума* тот, который позднее'получил название Карте зианско-Кштовско-Лалласовской модели ми-£а, т.е. образ однородного бесконечного пустого, со звёздными к планетаршзлд вкраплениями, космоса, подчиняющегося ьшэдическш законам; Отсюда явствовал мотав,' руководивши наукой..и чело- ?частвои, возлоганаак на неё етст-еерьёзнае• ка-дазды - научиться управлять тдаровии цехшшклоы. 'Эта цель не Еполде утрачена и сегодня. Однако её совреглэншЗ статус в.взш-явав иамэшшюь весьма • общественно» .сегодня она небесспорна^ Емзсте с том изменилось а отновение .. .науке а.сатуадш* б ноЕ сайй. Парадокс заключается в том, что нэ исполнив шг одного кз чаяний человечества в полной мере, она остаётся до'хшцрую-щой' сферой культуры и духовного производства. Более того,: вад-Еейашш чертами. кризиса лв&готся. неспособность науки решать экзястенцталыше проблему иешх, учённх - неспособность "дать ответ на коренные вопросы бытия? а такав утрата «зли-научной деятельности в полом. Дадаасовскаи картина шра утратила, сеоу. роль» но на её цвета не возникло другой,1 да и само иесто^ едк-пое дая всего огромного кюгообразия~научного знания оказалось под вопросом. Серьёзным препятствием стал раскол на гуыанита-рнув и. естествешюяау-шуа. сферы знания» представителя которых врл'-'лн согласятся с возможностью руководствоваться обще;"'.для обоих направлений моделью мпра» ; •'• ■,

,То- обстоятельство» что с Нового, времени от науки скидали-ответов на филЬсофские вопросы^универсаяьного объяснения мира в сочетании с достаточно острима отношенигми мезду наукой с одной стороны и философией и религией с.другой, свидетельствует об экспансии науки в сферы последних. Действительно, рот . исследователей- считает» что создатели новоевропейской науки»» Кеплерг Коперник,. Галилей и эт.» были в такой же мэре создателями новой религии."1 В этой связй получает новое освещение а' лапласовская картина глфа» Это не просто шдоаь, осознаваемая

качество условности,, но образное шразэние специфического ггтгиохюго миросозерцания,, продукт последнего. Особенность ра заключается в том, что в качаствз религии око не осозяава-ось саган "адзлтаиа*. Болоо того, ям«нно новоевропейская аа-ка утвердила идеал объективного отношения к миру, и одаой из asimx сторон её развития била борьба с роязгпозншд иаросозер-

т.е.' с зфисгнанствои.' В то за время зга борьба, особенно на пачалышх стадиях, отнюдь из носила характер наморзи-ioro li осознанного противостояния.' Практически, все таорцц но-гсзвропейской науки были вврувдши христианами, Прачёи, для ¡г шкоторых яэ ин церковь выступала в качества работодателя, а йзкерняк дэлз алел сан и был знаком с вяднейиямз даятеляш ка-голетэской реставрации Польши,- Дзхз в случай несогласия с щзрковьа, речь ве шла об оотзргшкпг христианства. Hi одда за творцов новоевропейской пауки.но vssav бить назван сознательный (г поелвдователышм противником христианства.- II всё ге—. если говорить о том, что Кеплер» Коперник, Галилей п.др."" ш-разила новый тип религиозности,, это ¡лютое объясняет» Объясняет г во-первых, религиозный пафос ах .научних занятий, энтузиазм и дазэ фанатизм, которыми сопровождалось сгановлеииз новоевропейской пауки, а такка ^зктическсо вытеснение объективизмом а материализмом пренней религиозности.

- Вместе с тем это позволит по-иному взглянуть а на прсб-леш самой ваукя, Нз в .одну историческую эпоху, кроиэ новоевропейской и современной,, наука нэ. занимала доьшнирутэщего по- . лояеши в человеческой культуре и это -не воспринималось как рцзилэние ее'-'нрав.- Однако, ожздание от наука ответов на предельные мировозйрепческае вопросы и ее лвдаруода: роль становятся- понятии,, осли учитывать то обстоятельство, что становление науки нового времени сопровоздалось форшровачиеи нового религиозного тша. В качестве выразителя такового наука естественным образом заняла первое ыесто п иерархии ду-

1 HwM-iWl L. TW«. fyfU. of TW HQC-WS.,Yon.k;

p«. fcUj*be+keu V/овЦ p^jj^

- б -

I

ховшх институций новоевропейского общества.

Иное освещение получает и проблема этики науки, поскольку наряду со специфическим типом религиозности в новоевропейской науке сгладывается и своеобразная, соответствующая, ему этика. Эта этика механистична.1' Этический аспект предаёт проблеме ■особую остроту а определяет её практическую значимость, т.к. касается таких задач, как выработка экологического императива, обеспечение безопасности научных исследований.и .от-..' ветственность учёных за результаты своего трудам Однако данный аспект на. шой этики не является ещё.философским.4 Существует философский.'аспект этической теш. Этика'выступает следствием, производной определённой метафизической позиции, результатом специфического видения мира.' Мы связываем этику с. духбвныи типом, т.к.' духовность - интегральная характеристика человеческого духа,, соединяющая интеллектуальное, волевоа а эмоциональное начала.' Т.е. речь идёт о.целостном образовав кии," смысловой каркас которого конституирует религиозный йш;

. Новоевропейская этика науки механистична, античаловечна, но вместе с тем она едашс'лленно-возможное практическое выражение "объективистской религии",4 обожестаяякцей машноабраз-шг универсум; Й поэтому попытки утвердить иные этические... императивы на таком религиозном, фундамента' обречены на правая» Если же такие итеративы. возникают..в самой наука, это свидетельствует об/изменении религиозного тана, лежащего в основе соответствующих концепций.' ... ■.--'-■,-- . '

Таким образом «анализ этика-духовной-ситуации в наук ... предполагает анализ лежащего у е5:оспования религиозного типа, сох ртащего ключ к пониманию смысла а мотивов той. или иной науки; Необходимость- такого анализа ставит нас перед проблемой . неявных духовных / прежде всего религиознее. / предпосылок науки» поскольку мы модем констатировать несовпадение между духовным содержанием научной деятельности и тем религиозный .типом, с который её субъекты себя сознательно' идентифицирует;

Поэтому цель данного исследования предполагает выявление оснований анализа влияния неявных духовных предпосылок на научное творчество я определение возможных перспектив-его яошх

этико-духовных оснований.

Поставленной целью определяются задачи исследования:

1. Анализ степени соответствия декларируемых формальных признаков религиозности фактическому содержанию духовности.

2. Выявление оснований анализа неявных, религиозных оснований творчества.

3; Анализ механизма влияния неявных религиозных оснований на.научное творчество.'

4» Исследование этика-духовной проблемы» возникшей в контексте .науки Нового времени и возможных ей альтернатив.

. . -5." Определение возмояшу перспектив новых трансформаций этнко-духовнше оснований научного творчества.'

.В качестве объекта, исследования выступаю? научные конца-пцш!,' конституирующие духовный тип науки Нового времени / сп-■ стеми Н.Копервшка» И.Ксплераг Г.Галилея» Г.В.Лейбница /, теоретические . концепции русского космизма /• систекы В.И.Вернад-скего, И.З.Циолковского / как альтернатива новоевропейской науке» а таккз теорвтжо^-философскта исследования художественного .творчества и духовных оснований культуры-/ расхоти.В^З/ , Эраа, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева» Дя.Оруэлла, 2Г.иэм$орда, Вд.Со-лоБьова Ц

- - ■ ■ Фплодо^ско-матодологическая база исследования л степетгь теоретической разработанности проблемы; ■

Несмотря на наличие работ» посвященных проблеме духовных оснований науки, говорить о-сложившейся методологии исследовании неявных религиозных предпосылок-.научного творчества не приходится;

В современной литературе существует традыдиг исследований отношения науки 'И религии г в рамках которой религиозность субъекта научной деятельности рассматривается с точки 'зрения формальных.признаков,2 Данная традиция позволяет определить

— « ~ ......

• Внгодский,М.Я. Галилей и инквизиция. -М.ЧИ.-,1934? Кузнецов Б .Г. Дзэрдано Бруно'и генезис классической яауки.-£Л.,'1970 Бзрд;Ч„ Реформация ¿ш.: л её отношений к новому гдлшюншо.' -Спо. »1897г• Гарадаа Неотомизм, разум, наука. ~М.=,1969й шпак; Б.В. . изучение систеш-Коперника в Кивво-МогалянокоЗ• ■академии // Философские науки. МД974;' Льоцца М. История

»

общ;о парадигму отношений науки и религия, нрезде всего как социо-культурных институтов, и выделить формальные критерии . религиозности. Однако эта традиция'не предполагает существования, наряду с декларируемой религиозностью, неявного религиозного типа, не совпадающего с ней.' В следствии этого результаты соответствующих работ могут быть, использованы в контексте данного исследования лишь частично. Фактически 11Ш1- . чие неявных религиозных предпосылок культуры и творчества было осознано лишь в отдельных произведениях философской литературы, лреэуг всего у авторов гуианисткческой шш. религиозной ориентации и, вследствие эпизодичности, такого рода' осознаний,.'неизменно носило характер открытия. К работам этого типа относятся статьи Вл.Соловьёва и А.АДозлсда» - по-видимому, первых авторов,.заметивших факт нессрпадендя внешней и„глу~ бшйой религиозности / причём,;' Вл.Соловьёв дано использует специфический термин - "буддийское настроение"» говоря о слу-* чае неявной-религиозности буддийского, по его мнению,, типа./;' Я.А.Бердязва» Д.Ф.Лосева. Очевидно чёткое осозна-.

шю данной проблемы присутствовало» суда по., отзывам П.£"эдран-ского и А.ФДосева», у В.Б.Розанова, но как тема исследования она его, по всей, вероятности не интересовала» Ни одна аз эшиг раоот не содерашт методологии анализа, неявной' религиозно'сицц даае не шест по^ановкц тшсой задачи. .Еаиболео яркое, осознание данной проблемы присутствует у Д„Ф.'Лосева» НЛ.Еердяева е Вл.Соловьёва,, но у первых двух авторов усмотрение- подлинного религиозного типа / индивида и куль тури-/ осуществляется ;шту-итиеным дугам {> о чём говорят и' они .сами*. Этот де способ, усмотрения мы находим и у Вл.Соловьёва, однако:он» на наи взгу-';' ляд, был наиболее, доизок к построению систематической методо-лопп1г поскольку в его трудах присутствует идея единой строгой иерархия духовных типовР реализованная на конкретной ис-торико-реллгпозяом и историко-философском материале.' Наличие

физики. - И;, 1970; МендвТ. Макс Плаяк и религия, в кн. Макс, шсакк и философия. - М.Д963 и. др.

:акого теоретического конструкта позволяет говорить -о воамог,-. гости выработки 'методологических подходов анализа неявной ре-*-пшиозностя 11 имеет немаловажное значение дал данной работы.' СарактерноЗ чертой работ подобного тппа является' их ориентации на. художественное творчество и религиозную-проблематику 1аука как отдельный аспект анализа в этих работах отсутствует. Вместе с тем их выбор в настоящем исследовании, носит не случайный характер поскольку, как это явствует.из приведённых имён* все они / за исключением, покалуй, А.А.Козлова / оказываются объединены pai.Kai.in одного философского движения и стоят на одних и тех ае осепнанио-хрпстианских позициях, что , как мы покажем в дальнейшем, оказывается существенным условк-* ем открытия ими феномена неявной религиозности. С другой стороны, обращение к традиции, исследующей неявные религиозные основания художественного творчества, продиктовано тем, что. послеинее будучи, по определению, выражением глубинных субъективных структур само эксплицирует черты неявной религиозности,которые в систематизированном к обобщённом виде могут служить посредником в анализе неявных религиозных предпосылок уЕо научного творчества. Следует отметить, что в истории фи- . лософик прослеживается именно такая последовательность :.анализ скрытых духовных оснований худозветь^нного.творчества / в некоторых прикладных форм культуры - архитектуры, преяда всего / предшествует аналогичных аспектов-науки. К числу такого рода работ, исследующих собственно неявные, религиозные предпосылки науки, относятся работы Л.Мэыщорда и В.Тростникова, имеющие, несмотря на различные духовные позиции авторов, ряд общих черт и в .долом показательные джя указанного направления3.' Однако Taime работы, вследствие своей ориентированности на полемические задачи / это в равной, степени относится п к . Д,Мэм5орду, стоящему на позициях, близких к гуманизму, и к В.1 1£.Тростникову, стоящему на позициях христианства /, не содержат артикулированной методологии и, разумеется, не преследует. цели, обозначенной в настоящем исследовании.

3

■ 1.Мэгйорд,указ.соч; Тростников В.П. Мысли перед рассветом. Д1арпжД9В0

Среда других рабогг посвященных анализу неявншс аспектов научного творчества, обращает на себя внимание книга М. Полани "Личностное знание" /и.,1985/. Это пр,изведе'нка символизирует отход от объективистского взгляда на науку, игнорирующего её Згачвостный аспект. Примечательно, что дайн&ч переориентация совершается в самой науке и, следовательновыражает органичные для неё процессы. Вместе с тем анализ такого рода не исключает, по-видалому, и более широкой теоретико-мзтодологическои перспективы, ибо личностный аспект научного' творчества не газет быть адекватно понят вне контекста духовной ситуации в целом. '

В предлагаемом диссертационном исследовании анализ скрытых духовных типов проводится с учётом идеи яоследовательной рзллгиозноЗтшолоиш как единого и гисономерного процесса становления человеческой духовности и кожет рассматриваться в качестве подхода к построения подобной перспективы.

Таков, в общих^чертах, теореиюо-глетодологйческкй фон предлагаемой, работы., - '

Научная новизна т>або'--д заключается в том, что в неЧ впервые предпринят систематизированшй подход к выявлению неявных духовных предпосылок научного творчества. На основе- теоретического анализа -научных концепций, конститрфувщпх тип науки Нового времени и, как альтернативный ему, тип русского космизма,, выработаны способы эксшшкашш скрытых религиозных прод-' посылок научного творчества. Применение указанных способов по звс-тяет получить адекватное представление о духовных осн-> н;тх .науки различных парадигм. Проведённое исследование! дает во? таность правильно оценивать причины кризисного состояния', современной науки и наметить пути его преодолеши. На защиту выносятся следующие подоагтия; I. В основе культуры и творчества лежит определённый тин духовности целостпач характеристика, сообщазцая импульс -творчеству и культуре, оьределялцая направление их развития, содержащая рекешю вопроса о месте данной культуры в.специфически №слиаом-к!фв».

. 2. Существует различие между' подлинным духовным таном,

лрояпшолщмся как на уровне индивида, так и на уровне культуры л типом религиозности,.с которым носители культуры идентифицируют себя сознательно» Фактическим основанием творчест-' ш выступ, зт неявный, неосознаваемый духовный тип. Для - -адекватного понимания сущностных характеристик и потенций развития данной культуры необходим соответствующий метод его экспликации./ Примечание: описание ¿ютод« логического подхода к., анализу неявных, духовных: оснований научного гворчества является -промежуточной цель» данной работы и реализуемся в той . пзрэ» которая -необходима для оценил духовных, оснований ново-овропейской науки и возможных ей альтернатив./ '

3." На основе метода экспликации обнаруживается скрытый духовный тин, леаазей в основании новоевропейской науки, ге-> пэтяческя связанный с христианством и обладшциЗ рядом специфических. характеристик." '

4." русский космизм / в его естественнонаучном.варианте У иожоз рассматриваться как альтернатива новоевропейской пауке Г. Коалам.предполагает изменение мировоззренческой перспективы

в целом; содержит возможность снятия характерного, для совра-», ионной науки конфликта пойду гуманитарным и естествекнонауч-. пым знанием, включает специ^дчески^-этпчесний компонент пятящийся выражение'-« религиозного типа," альтер'нативпоГо новоевропейскому. _ ■ -

5;"' Неявный релотгазпнй тип, .яозащпй. з основании космизма с-бусловлпвазт его известкуя кэтафизическуя ограягггегаостБ» .. Тоядзшси выхода из кризиса , с учётом опыта посг..язма,- прод-патагзпт-ипуя луговнуя перспективу»-

Ащюбапяя работы. Основные глшвгггауздьные зоягвяая дго-сертацяи обсуядались на тсоратич^сках сашнарах асащшгоэ философского Факультета Томского университета, на кокфереытад: "Национаяьная-вдввдгяфашадая личности в еятуащп трэлскультур- . .ьл влияний Неаяент, 1990} ТХроблзш фор.провшпм обцест-П0ННОГО сознания в современных условиях", Тоцса,1930;' Два славянок'»! культуры п ппськэнноеттг, То1ЮК,ШЗ,* а х<шв отразит в публикациях,. список которых; пошгдёя в кото автора'Т^ра-та. - : - .

Основным тгоаст.?1ческкч' итого?* и-'кщ могло йа стать п^з^

подготовки соответствиях.фшюсофских спецкурсов, постров- . Ю1В прикладного социологического метода анализа неявных религиозных оснований культуры .и> проведение на основе этого метода социологических исследований» носвящённых реальной этико-духовной ситуация как в науке, так и в иных социокультурных сферах; '' -

Структура работы определяется целью -^следования, его внутренней логикой и отражаем последовательность решения па-, ставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованной литературы,

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

. » ■

- Введение содержит постановку продаемы диссертационного исследования, обоснование ей актуальности» характеристику степени теоретической разработанности, .темы, философской-методологической и источштковой базы исследования» а также формулировку цели и'задач работы, её научной новизны» теоретической и практической .значтюсти, описание его структуры. .

Первая глава "Цробяет °нализа скрытых духовных преддо-'.. оылок научного творчества". Б ней предпринимается анализ формальных критериев религиозности, который показывает несовпадение декларируемой религиозности носителей светской и духовной культуры с фактическим содеряаяием их духовного опыта.' При .. рассмотрении теоретико-философских исследований художественного и научного творчества предпринимается попытка разработки систематизированного подхода к определении духовных предпосылок творчества;4 Показываатся, что кокституирующигди здзмента-мд.этого подхода являются первичная доре^шексивная мотивация творчества, лежащие в его основа, метафизические представления и соответствующие игл этические кокчоненты.. При этом рассматривается специфическое отличие миросозерцания религиозного ха-. рактёра от-.безрелигиозного, включающего аналогичные элементы.1 . В пег'вок-павагоабе "Формальные признаки религиозного сознания" предпринимается анализ, опыта исламской и. христиане-. кой культур.. Целью такого анализа является, потребность выяснен .нзя отношения науки к духовным, основаниям культуры. Поскольку,

наука есть порождение единого культурного целого,' она определённым образом.связана с господствующим в данной культура ти- -пом духовности. Тип духовности' - это предельные оснований культуры, глубинные её представления об универсуме и месте человека в нём. Эти представления суть, содержание мифологии и религии, они реализуются во всех видах'деятельности, в том числе и в. науке, а экспликация -¡и. и приведение в'понятийнув систматичеекуи $орму есть задача философии.

Необходимым условием оценки духовного содерж.дия пауки я является исследование её связи с мифологическими.л религиозными основаниями культуры. Задача осложяется тем, что явные . релагиознш идеалы культуры но всегда совпадает с её г^бин- . нам духовным содержанием. Очевидно, последнее и отражает подлинный-тип духовности. Анализу его общезначимых характеристик, . составляющему основную цель первой, гллки,-. необходимо предпослать описание формальных признаков религиозного миросозерцания. С целью выработка таких признаков. в первом параграфе? анализируется ортодоксальная точка зрения,' причём помимо христианской культуры, необходимо разворачивается исследовательская деятельность, представленная в данной работе,, объектом исследования оказывается культут'а исламская, поскольку зада-ча„настоящей работы обязывает обратиться.« системам, оршгап-ровандым прежде всего, на дознание. Этим определяется выбор исламских, источников в Качестве предмета сравнительного анализа о типом-духовности»1 представленном, в западной культуре^ т. о» с христианством.' Духовная куль"тура ислама как. в религиозном, так и в научно-философском аспектах генетически родственно■европейской,, однако га. толдестнеяна ой,- Причём, .одним из домп-ннруюцих. понятий, определивших, её своеобразие, было понятий знание. Исламской цивилизации, в отличие от христианской, удалось сохранить исключительно валнуда роль религии й-социальной тэт в сочетании с высоким уровнем развития науки*,'

В первом параграфе решается троякая задача, во-первых, исследуется соотношение светского знания и релзгао^юста в контексте исламской культуры, во-вторых, определяется собственно формальный критерий релшгиозяости и опкснваетсяего геде-

эис, в-третьих,.определяется господствующий штив ислама как типа духовности,' Анализ недалекой. культуры проводится в сопоставлении с культурой ..ристианокой. В результате данного ана-.

■ дцза делается вывод что сущностное содержание религия не сводится к формальному критерию. Специфхяеские особенности конкретного типа религиоз&остя определяет не догматика, а неко-

■ торая доминирующая черта духовного типа / эпецифкческий исламский фатализм и сознание собственного ничтожества перед .бесконечностью образа Христа /.Таким образом, констатируется несовпадение мезду формально-дошатической и сущностной сторона-шреякгкозности, конституирувдши неявный духовный тип.

Во втором параграфе посвящённом анализу скрытых духовных предпосылок научного и худоаествешого миросозерцания, предпринимается попытка найти базисную характеристику неявного духовного типа." Этой попета: предпосылаются параметры, которыми данная характеристика долина'обладать...На основании результатов первого параграфа делается предположение, что скрытая характеристика долзна составлять устойчивое основание миросозерцания я содержать решение вопроса с предельном отношении человека в мира, о строении ушш:рсума, т.е." в шплицятной форма., содержать метафизику, далкаа позволять отличить носителя данной .характеристики - .будь то культура или индивид - от ла-.-бых других типов, передавать его уникальность-.и-иметь непосредственную казненную ценность, i.e. составлять,неразрывное единство взглядов, идей к реальных-га прояв^энай.1 Она .долена объединять в себе основные начала реально действующего. .. шього целого - волю, интеллект и эмоционально-образное переживание.

В такой трактовке искомая характеристика сджтсавтся о описанной в первом параграфе религиозностью, а такие с мифо-. логическими основаниями культуры t творчества. Для её построения предпринимается рассмотрение и систематизация опыта исследования; неявной религиозности, 1Г мифологических оснований культуры и творчества, представленного в -философской, традиции,4

В. качестве объекта для анализа избраны работы представля-кщиэ русскую религиозно-философскую традицию - работа А.Ф.Ло-

сева, Ц.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьёва, В.Ф.Зрна, а такав выразителя современного варианта гуманистического миросозерцания: Да.Орузлла. В результате работы предпринятой > во втором лараграфе даётся описание- искомой характеристики,' а такшз формулируются другие условия определения неявного духовного типа. К числу таких относятся правде всого. наличие' . артикулированной религиозной поьлции " самого исследователя, а. также наличие у него стремления к последовательной типо-логизаши духовной жизни. Основанием базисной характеристики неявного духовного типа слугат наличие неких высших и последних ценностей, которые человек признаэг над собой я вше себя, и то практическое отношение, в которое он.ставит Съоя йо отношению к этим ценностям. Базисная характеристика позволяет оценить скрытую .духовную позицию лишь' в принципе, без учёта её уникальных особенностей.' Содержательные различия -, представляются.значительными в связи с дина нчеешм характе- ■ регл духовности. Об этом свидетельствует факт постепенного, восхондешга человеческого духа от нпзаих религиозных типов -'/'брахманизм, буддизм'/ к вистам /иудаизм, христианство/, 'представленный в виде последовательности духовных типов, отражённой упомянутой тапологизатцм. Неявный религиозный тип является ядром духовных оснований творчества, ' включавших в . себя первичную дорефлексивную щотвацна, иетафпзику и. этику.'

В результате отсайннх и 'систематизированных во втором параграфе первой главы способов. экспликации неявных духов- .. . шх оснований творчества во Второй удаве " Проблема, механизма влияния неявных, духовйше предпосылок на научное творчест-- во в разных, типах ядую!™ реконструируется н-эяг лэттоз-шй .'тяпг.леиа15кЗ в осиовааяп нов'^вропейской науки,' определяется критерии типизации* ira. пх' основе оцениваются аяьтйр- . натив'аые модели. науке / русский космлэм./ и Формируются к»змояш9 направлена* .вяхода из кризиса. •

■ 3 первом параграфа "Неявные духовные основяндя пауки Нового тэьзэна" предпринимается анатаэ духаччкх а реп-

, .посылок данного тяпа науки, СоответствуэдкК редагяозтЛ т'гп. оказывается определяющим в плаке мэтавацги в&упюго. зэтртзет-■ ва, а также в плата методологии oofï.rin::ат;ггтг Яопсгг

времени. Выясняется, что данный тип имеет двойственную духовою природу. С одной стороны,, специфический горизонт науч-■ еовд шшлешш Нового грешня задало христианство» сделавшее, возможным открытие индивида, обладающего автономный внутрен-ш содержанием. С другой, базисным компонентом науки Нового вредюни была обьективиитскад, механистическая картиа ыира^ генетически связанная с христианством, однако.противоположная ему, поскольку последнее одухотворяет мир.'. Двойственно- . схь 'духовных, оснований указанного типа науки проявилась .в творчестве вадаейших её представителей в виде признаков,' упомянутых. ранее „ а такие через "первичные штуицип" - т.е. цз~ досташа представления, образующие основу системы или концепции, по не исчерпываемые ш-ли, и могущие» наряду с мотивацией, метафизикой и этикой, служить средством выявления подаик-нога духовного типа мыслителя; На основании анализа механизма влияния неявных, религиозных оснований на научное.творчество делается вывод о том, что решение этшсо-духовной проблаш в конт-ексте- научного творчества предполагает'изменение неявного духовного типа, а, следователю, его неявных религиозных оснований.' .

Во втором параграфе "Русский космизм как альтернатива швоевроцеЕскоЗ науке" рассматривается естественнонаучный. ва-р4!ант русского космизма, представленный, в концептуальных построениях В.' .Вернадского и К.3,Циолковского. Выясняется, что, наряду с концептуальной стройностью этих учений, представляющих органичное сочетание иных, чем в науке Нового времени, мотивации познания, а такав метафизики и этика и позволяю-.' щих в это?! связи предложить позитивные шаги в направлении решения зтико-духовной проблемы, возникшей в новоевропейской., науке, космизм закономерным образом тяготеет и к иному духов-, нселу'тщту,' смысловое ядро которого составляет брахшнистекпй етя религиозности;' \ . '

. На основами положительных сторон космизма, органичной для семой науки альтернативы новоевропейскому -типу, а такае в связи со специфическим характером его неявных религиозных предпосылок формулируется примерная модель решения этико-ду-ховноЗ проблемы в ситуации современной пауки. Показывается,

что средством такого решения могут бить по шепппа коря, подобные выработке нового "экологического законодательства" пли формулировке нового принципа объективности» а формирование пршщтгаа .¿но нового типа духовности посредством сознательного- приобщения представителей научного сообщества к роллгпоз-пой 'градации и осознанного включения их. в едисЭй всемирно-исторический процесс развития'и э^ансивп-щт человеческого духа;

В зйкязчзпнз указаны основные итог,я работы и. из.теш пути дальнейшего исследования поставленных проблем.'

Основные -нояссгекЕя работы отражены в атед/щих публикациях; .

Г.' Рйкуя А.Ю.' Цро&юш духовной салюяденкнгшсацгщ лячгго-ста в cirtyaunii трапскультурннх шишай /7 "Восток-Запад. Проблема ссыоиденткТчпсацгя! лзпности-в ситуации тракскультяяпх. . влшшиЯ?ЛЯатерпаян кеадуаародноИ конф- ^еяциа^-.Тазкепт, 1./90, с.51-54.

2; Еыкуи АД» Картпаа кцра я мировоззрение явдшэда // Сб. .Паука;4 Философия.. Культура. ПУ» Томск, 1990. Деп.' в ишззнан СССР Г2.06.90.Й 42094 . . '

3.' Ракун АЛО» Шфхтопюациа в обцествеаном и' индивиду- .. альнси сознании // Яроблеш форпровялия. .общественного созя&-йЕя.Е..соЕре!яеяиыг.услоЕ1спс.'. Тезисы докладов научной коя^орен-цши' - Томск,1990. С25-27 i • '