автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философский анализ понятия неявной деятельности
Текст диссертации на тему "Философский анализ понятия неявной деятельности"
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
ух ^ . ?•
* / 3 /> . _ . - ' —- • ' / /
Башкирский государственный университет
На правах рукописи Пушкарева Марина Алексеевна Философский анализ понятия неявной деятельности
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор А.В. Лукьянов
Уфа - 1999
Содержание
Введение ................................................................................ 3-11
Глава 1. Обоснование понятия неявной деятельности в философии 12-54
§ 1. Ретроспективный анализ понятия деятельности в
древнегреческой и немецкой классической философии ...12-26
§ 2. Неявная деятельность как "опосредствующая
деятельность" ......................................................... 27-40
§ 3. Содержание понятий неявной и духовной деятельности 41-54 Глава 2. Неявная деятельность : содержательный аспект ............55-102
§ 1. Проблема концептуализации понятия неявной
деятельности........................................................... 55-69
§ 2. Роль неявного знания и скрытой деятельности в
человеческой жизни................................................. 70-84
§ 3. Неявный содержательный аспект языковой
деятельности.......................................................... 85-102
Заключение ......................................................................... 103-107
Библиография..................................................................... 108-127
Введение.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью методологического анализа неявной или скрытой стороны деятельности человека, которая не есть какая-то дополнительная или вторичная характеристика его деятельности, а определенная грань, показывающая ее специфику и многомерность.
Уже в различных формах предметно- материальной деятельности человек по сути дела взаимодействует с другим лицом, с человеческими силами, свернутыми или преобразованными в предмете. Если взять реальный исторический процесс, то с течением времени здесь также выявляются скрытые силы и обстоятельства, действие которых в будущем трудно было предвидеть.
Общение людей, как пишет В.Е. Кемеров, "может быть прямым или неявным, опосредствованным"1. Через средства жизни и деятельности человек в своем предметном бытии оказывается связанным с целым множеством людей, в прямые контакты с которыми он никогда не вступал. Следует учесть и то обстоятельство, что тяга человека к предмету детерминирована неявным, скрытым или же, напротив, выявленными качествами.
Мы далеки от того, чтобы сводить понимание неявной деятельности к сознанию существования только неосознанного как в самой деятельности, так и в знании. Гегелевская мистификация неявной или "опосредствующей деятельности"мирового разума привела к тому, что, так называемая, скрытая сторона деятельности (как материальной,
1 См.: Кемеров В.Е. Социальное бытие как деятельность людей//Двенадцать лекций по философии. Текст лекций. Екатеринбург, 1996. - С. 123.
так и духовной) стала рассматриваться чуть-ли не в качестве ведущей, хотя и действующей как бы за спиной людей. Однако исторический опыт показывает, что ни идеальные, ни материальные факторы не следует абсолютизировать. Человеческая деятельность, как единство неосознанного и осознанного, весьма противоречива. Например, человеческая духовная деятельность, в основе которой лежит принцип будущего, чаще всего заканчивается тем, что рождается нечто, к чему человек даже и не стремится. Факты бездействия при желании действовать, затем факт несовпадения цели и результата говорят о наличии скрытых или неявных детерминант в осуществлении сознательной деятельности. Между тем, что человек мыслит о себе и думает о том, что делает и действительным содержанием действия существует разница. Возникают и ситуации, когда человек не осознает причин, находящихся в нем самом (так, творческая личность часто не осознает всего своего значения; для нее самой ее деятельность остается скрытой, и даже, когда другие обращают внимание на последствия ее деяний, она все же продолжает действовать в избранном направлении).
Бывает и так, что человек, мечтая о благородном поступке и руководствуясь сознательным желанием, так и не доходит до действительного поступка. Размеры этой дистанции, как пишет С.С. Абрамов, - "зависят не столько от самого этого желания или материальных обстоятельств, сколько от той области субъективности, посредством которой осуществляется перевод сознания в материальные действия"1.
Надо подчеркнуть, что акты жизнедеятельности человека опосредованы действием субъективного фактора. Многое зависит от
1 См.: Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. - С.7.
уровня сознания, умения мыслить и чувствовать. Но если учесть возможную структурированность субъекта (не только его разновидности, но и сущностные уровни), то человек выступает и в качестве носителя неявного для него самого слоя субъективной реальности ("душа", "дух", "Абсолют"). Дух, как иногда говорят, любит скрываться и сразу же ускользает, как только его пытаются облечь в какую-либо чувственно-понятийную форму.
Человеческая деятельность полна противоречий. Она рациональна и нерациональна, сознательна и бессознательна, "поскольку, - как верно замечает А.Ф. Кудряшев, - всегда целесообразна, но не настолько, чтобы человек, будучи ее субъектом, знал заранее все ее результаты и сверхцель. Характерные для процесса деятельности динамичность и противоречивость объективно обуславливают существование ее различных схематизаций"1.
В определенном смысле можно, на наш взгляд, вести речь о неявной деятельности, подразумевая под этим неявную или скрытую сторону не только творческой деятельности, но и латентный,
о о о /
имплицитныи, потенциальный слои человеческой деятельности вообще.
Актуальность исследования определяется как раз задачей, вырастающей из осознания проблемы достижения в ходе деятельности общественно-значимых результатов. "Для того, чтобы их получить необходимы подготовительные действия, осмысленные и целенаправленные; кроме того, надо уметь использовать полученные результаты. Все это тоже деятельность, результативность которой может ощущаться не сразу (т.е. эта результативность может оставаться
о и \
скрытой, неявной), поскольку результат опосредован промежуточными,
'Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. - Уфа, 1997. - С.5-6.
вроде бы безрезультатными, действиями, каждое из которых все же должно быть соответствующим образом мотивировано"1.
По всей вероятности, в деятельности человека следует различать две стороны. Первая из них - неявная деятельность, имеющая как позитивное, так и негативное влияние на человека. Например, сознательно-скрываемая деятельность. Ее раскрытие во многих случаях весьма затруднительно. Проникновение во внутренний мир субъекта составляет необходимое, но еще не достаточное условие для того, чтобы открылись истинные цели. Требуется высокий уровень общественного самосознания, чтобы имитационная неявная деятельность была сведена к минимуму.
В условиях, когда наука стала мощным социальным институтом, одинаково важным является не только то, что общество должно учитывать и уметь по достоинству оценить творческую результативность, которая действительно не сразу может проявиться в явном виде, но и то, что общество должно учиться ставить заслоны именно тем видам активности, результаты которой не могут быть соответствующим образом мотивированы, если не опираются на общечеловеческие ценности.
Вторая из них - это явная или сознательная деятельность. В принципе, в человеческой деятельности все элементы выделяются явно. Но когда деятельность осуществляется, каких-то элементов не достает. Это и есть то неявное, которое затем начинает о себе заявлять.
Бывает и так, что существуют виды деятельности, о которых общество информировано слабо или не имеет информации вообще.
Сознание актуальности анализа этой неявной стороны деятельности людей и определило содержание настоящего исследования.
1 Кудряшев А.Ф. Указ. соч. - С.6-7.
Степень разработанности проблемы. Введение в научный обиход понятий "неявного знания", "неявной субъективности" и т.д. связано с концепцией личностного знания М. По лани. Неявное означает собою такие факторы в познавательной и практической деятельности, которые оказываются скрытыми, периферийными, потенциальными прежде всего по отношению к субъекту - носителю этой деятельности. Следует заметить, что обоснование понятия неявного субъекта упирается в трудность его сравнительного анализа с другими философскими понятиями, описывающими его субъективное бытие. Так, понятия "неявное" и "бессознательное" обладают различной степенью смысловой нагруженности. Например, это лучше всего проявляется в их отношении к категории "деятельность" (неявная сторона человеческой деятельности включает в себя наряду с неосознаваемой и осознаваемую деятельность). Субъект осознанно может завуалировать свою деятельность, сделать ее "тихой", "невидимой", в то время как неосознаваемая деятельность не сознается субъектом, хотя и производится им.
Значительные результаты в осмыслении понятия неявного знания достигнуты в трудах С. С. Абрамова, Н.Т. Абрамовой, Н.С. Автономовой, И.В. Ватина, А.Н. Дмитриева, Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, Л.Е. Моториной, К.С. Пигрова, Л.Б. Султановой. Различные стороны понятия неявного (в том числе деятельностный аспект) проанализированы в исследованиях Анисимова С.Ф., Андрусенко В.А., Арефьевой Г.С., Белякова Б.Н., Гайденко П.П., Галимова Б.С., Демина М.В., Кагана М.С., Кемерова В.Е., Кудряшева А.Ф., Лекторского В.А., Лощилина А.Н., Любутина К.Н., Нуриева Д.А., Портнова А.Н., Федотовой В.Г., Швырева B.C.
Согласно В.А. Лекторскому, "неявное знание" есть первоначальная форма взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта. Л.А. Микешина, подчеркивая актуальность анализа
ценностно-мировоззренческого предпосылочного знания, рассматривает неявное знание как феномен сознания и познания.
Отметим прежде всего трудности гносеологического характера, возникающие в процессе анализа термина "неявное". Попытки учесть неявные элементы в познавательном процессе на основе исключительно принципа активности сознания приводят к такой модели познания, которая подобна замкнутому кругу. Поэтому многие авторы исходят из той мысли, что связь сознания с материальной деятельностью, как объектом познания, должна быть опосредована различного рода факторами, в том числе и такими, которые не осознаются субъектом. Такие исследователи, как А.Н. Бойко, Ю. Борисов, Г.Н. Велиев, А.Н. Дмитриев, М.С. Кунафин к числу подобного рода факторов относят неосознаваемые ощущения, восприятия, представления, понятия, установку, интуицию. Однако это требует, в свою очередь, знания онтологических оснований неявного субъекта. В работах Д. И. Дубровского и С.С. Абрамова этот вопрос еще только ставится.
В настоящем диссертационном исследовании мы отходим от сведения всей глубины проблемы неявной деятельности к анализу понятия "неявная субъективность". На наш взгляд, точка зрения на неявную субъективность, как на "особый способ субъективного бытия человека, качественно отличный от сознания как такового"1, не исчерпывает всего содержания термина "неявное". Требуется сущностный анализ "неявного", учитывающий не только субъект-субъектные, но и субъект-объектные отношения.
Объектом диссертационного исследования является неявная сторона человеческой деятельности.
Предмет исследования: содержательный аспект понятия
' Абрамов С.С. Указ. соч. - С.24.
неявной деятельности.
В работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Дать историко-философское обоснование понятия скрытой или неявной деятельности, подключая для этого творческий потенциал древнегреческой и немецкой классической философии.
2. Обосновать понятие "неявной деятельности" путем сравнительного анализа философских понятий, отображающих диалектику субъективного и объективного бытия ("неявное знание", "неявный субъект", неосознанная и бессознательная деятельность и т.д.).
3. Исследовать методологическое значение термина "неявное" и на этой основе раскрыть позитивный смысл существования "неявного знания" и деятельности, стремящейся данный вид знания увековечить.
4. Проанализировать содержательный аспект понятия неявной деятельности.
Методологической основой диссертации выступает идея структурированности субъекта, предполагающая выявление инвариантных смыслов, сформированных исторически, опираясь на которые можно оценить характер человеческого вмешательства не только во внешний мир, но и в свою внутреннюю природу, его содержание и глубину. При этом автор отталкивается от единства исторического и логического и других принципов диалектической логики, от системно-структурного подхода к деятельности человека как сложному многоуровневому образованию.
Источники исследования в основном следующие: труды Платона и Аристотеля, Фихте и Гегеля, Шеллинга и Фейербаха. В диссертации использованы сочинения И.В. Гете, В. Гумбольдта, С. Кьеркегора, Ф. Шлейермахера, а также работы относящиеся к русской общественно-политической и философской мысли.
Проанализировано наследие как наших отечественных, так и современных зарубежных мыслителей - М. Полани, Л. Вайсгербера, М. Вебера.
Научная новизна диссертации обусловлена целостным, системным подходом к изучаемой проблеме и может быть сформулирована в виде следующих результатов:
- впервые в философский обиход введено понятие "неявной деятельности", как действия такого остаточного элемента, который образуется путем вычитания из системы деятельности ее предмета, целей, средств и результата;
- обосновано, что сознательная деятельность человека не может претендовать на статус инстанции, охватывающей субъективное бытие. Она - лишь фрагмент более обширной духовной деятельности, предполагающей наличие неявной компоненты;
установлено, что исследование содержательной стороны понятия "неявной деятельности" предотвращает опасную для общества результативность каких-либо явно выраженных действий, вытекающих из абсолютизации принципа будущего;
обнаружено, что язык, выступая в качестве неявного содержательно-смыслового основания мыслительной деятельности, детерминирован духовной деятельностью, не выступающей в явном виде.
Научно-теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что философский анализ понятия неявной деятельности позволяет активно противостоять той форме мифологического сознания, которая рассматривает предметно-материальную духовную деятельность исключительно с позиции принципа долженствования.
Осмысление данного понятия заставляет задуматься над тем, что не все существующее знание, как и не вся деятельность являются
доступными для человека. К пользованию материальными вещами, как и предметами духовного мира человека необходимо готовить заранее.
Результаты диссертации найдут свое применение как в составлении различного рода комплексных программ духовного развития человека, так и могут быть использованы в лекциях и на семинарских занятиях по КУРСУ "Философия", в соответствующих спецкурсах по проблемам онтологии и теории познания, а также в ходе дальнейших исследовании в области философии деятельности.
Апробация_исследования. Теоретические положения
диссертационного исследования изложены в шести научных публикациях и апробированы на следующих конференциях: на межвузовской научной конференции "Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца XX века (Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997); на Российской научно-практической конференции "Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века (Уфа, октябрь 1997); на Всероссийской теоретической конференции "Духовность и культура философствования на рубеже ХХ-ХХ1 веков" (Стерлитамак, 24-26 марта 1998); на Российской конференции "Философия ценностей" (Курган, 26-27 марта 1998); на научно-практической конференции "От П. А. Столыпина до Б.Н. Ельцина: аграрный вопрос в России и Башкортостане" (Уфа, 6 февраля 1998).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и библиографии в количестве 256 наименований.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета.
Глава 1. Обоснование понятия неявной деятельности в философии
§ 1. Ретроспективный анализ понятия деятельности в древнегреческой
и немецкой классической философии
Еще древние философы констатировали сложный и противоречивый характер человеческих деяний, поступ