автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нико Лорткипанидзе - мастер миниатюры

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чеишвили, Майя Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Нико Лорткипанидзе - мастер миниатюры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нико Лорткипанидзе - мастер миниатюры"

АКАДЕМИЯ НАУК ГРУЗИИ ИНСТИТУТ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ШОТА РУСТАВЕЛИ

| На правах рукописи

МАЙЯ ИВАНОВНА ЧЕИШВИЛИ

НИКО ЛОРТКИПАНИДЗЕ — МАСТЕР МИНИАТЮРЫ

10.01.02

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси — 1902

AKä£SM2S ЯЛТЕ gpygia1 Д0Г1ГГ5? ???3EiC5SH 31Ш~Е?АТУга EJ-SHg ЙОТА ГгХ!3~17.

Я В правам PJKOÎÎECH

MJJÎf? ИВАНОВНА ^BESií

НШ-10РТКШИНШ2 - ШСГВ? ШКЛТШ : IO.ÙI.C2

á В Т Т5 Р В 5 3 Р A ï ' ' двсвеетиют га сокекзвве jiéaoS с«еагва кв?52И5эте фяюлоггчэскп* sayn

Тбвявсп 192

Рай от а выполнена в Институте грузинской литературы имени Шота Рустазаля АН Грузии.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

проф. МЕРК51ШЛЗЕ Г.И.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

проф..НИКОЛЙШШ А.О.

кандидат филологических наук ШАВтаЭДЗЕ H.A.

Ведущая организация - Тбилисский государственный педагогический институт даени Сулхан-Саба С>беляани.- .

Защита диссертации состоится

пМ" 1-Ш/Ш992 г. в часов.на заседании Специализированного совета Д 007.11.02 по заадте диссертации на соискание ученой степени доктора .филологических наук в Институте грузинской литературы им. Еота Рус-, тазели АН Грузии.

- Адрес: 380008, Тбилиси, ул. Яостава, 5.

С диссертацией моано ознакомиться з библиотеке Института.

¿атореферат разослан

"■/$■■ Mtld 1Э92 г.

Ученый секретарь Спапяолнзиоованного"совета, ,

кандвдат филологических наук . М.Ю.КДРБЕдШШИ

>

■ ОБЩАЯ 1А?АКТЕЙ!СВ'Щ. НЮ'Я

Актуальность теул. Еико Лорткшзнвдзе в 903 х годах внес в грузинскую беллетристику новое эстетическое вгденяе, Его. перу пркнзялекат до 200 мянлзтвр, которые занимает значительное место во воет.', творчестве писателя.

Имя Шко Лорткипзшщзе тесно связано с реставрацией грузинской миниатюры. Это перзый писатель нового столетня, пссвя-тйзиай свое творчество столь сложному и интересному ззнру художественной проза. ; '

2 Грузии миниатэра,- кчя малое прозаическое произведение, складывалась.в XX веке. Развитие ее к этому периоду обусловили много значительных Лекторов. Вместе с тем, в миниатюре начеяа И века наглядно проявляются ранние традиция грузинской художественной проза. . ..;.. . • - .'

Не случайно, что наши интереса к.исследование этого ганра основываются на творчеств. Яико Лорткшанидзе. Хотя миниатюра создавались и писателаад leo Кяачели,Тицианом Тзбэдзе, Серго Еддяалшила, Шио АрагЕислирели, Сандро Цирекадзе, Дгаку Даордэст-кна, Яикслозом Шщишнили, Михаилов Бочорипшшш, "Дэмной Шенге-. лапа, Дией Чканэди и др., во иинкатюра, как калое прозаическое произведение эпического жанра,' приняла cai-ше изысканные фора и функции в творчества Вяко Лорткиланздзе,

Йгнивтвры Ноко Лорткипанадзе определяет "Еен-фанаго что вызвано тем, что зшшатюра ввиду сзоей малости л комзактно-сти оставляет картину "незаконченности". .

Сегодня почти никто не отрицает факт, что Нико Лортзиоанн-дзе пришел з литературу импрессионистом и что он нр^алСкял^тэетрео-

czomcrssza кегодзг пасьг.ш, особенно аргл сроавазсэгося 2 его :„лшс произведениях.

Своеобразие изяаатюраи ЛортЕипанздзз .предаю? богатая тематика, изысканная поэтика, ы-гсокое искусство повеотЕозаяля, яза-козые л стплястяческке особенности, предельная точность иксдя, музыкальность, глубокая лиризм, целенаправленное использование Фольклорного кзторлала, притягательная fopssa ыаняатары, орагя-калъшй г:од сюгета и комдозяшш.

Необходимо отметнть, что мастерство мяязаторь* Зако Лорткя-пааадзе пока недостаточно изучено. Ыогно сказать, что нал труд представляет первуэ, попытку сравнительно полного аналаза кках--тврасй проза Нш Лорткиданидзе, эта цель определяет актуальность представленного труда. .

Научная новизна. Некоторые сущео: генные особенности худо-геотЕегшой прозы Нгко Яорткгпаявдзе -не балл обойдены вняызгаеи грузинского литературоведения. Но исследователе удалили особое ваааанае новеляш а рассказан писателя. fia'эту тему яздзнк отдельные статья и труды (С.Члксгаяд, Л«Кя2чэла, В.Жтентг, Г-Чарк-виладзе, С.Цашзвала,. Э«йбрамасшзлд, ТЛС£аач2Л£ШВ2л;;, М.Гветадзе л др.). Ко миааатззра, как пролззедение малой формы эпического жанра,' раскрытие ее специфических особенностей а анализ по се-годаяш-й день ае стала предметом глубокого литературного анализа» . .*"';'

Б дарсергацаонном труде проаналазнрснеча почти все и ;гч затаим Пако Лорткяпэнидзе itas с точка зреяая тематики, так а специфика и поэтяка. Уделено • вваиаяие .мнопы азлолззестяаа момзн-там,. что непосредственно связана а тгорческзм кредо пясатзлл»

Иааааюразя дроза 'Ншсо ЛЬртЕиданлдзе сопрозоздается: яшхрес-

сионистской поэтикой я в ней отразится все существенные признаки згой лаош. Виесге с -теп, в диссертация раскрывается аспекты выработанной з манватврах ритмической прозы,,. цвета а музыки, речь о создавил психологических■иаянатюр я об основании и лях внутреннего монолога» вроавзлаззрованы трд основякх признака творческого капрессноялсгского метола писзтедя. .

Научная вовязва.исследования состоит л з той, что Едко Лэргкклашхдзе, гак яесоэдеяяна- мастер виааатврй, точпо полгоб-рзяшсгл ярасяэ»« кзобр~з;?л собстзеязуи эпохэлькуя мо?аль человеческой концепции, оснозанную на гумзяиотичзсшгх врзядапах»

Пт^ктическоз звзчеяцэ. Труд псу.ъхет .ягелагогем, студентам, учасззгся, всем залдтерэссгт-:.'.т.* ?з??оее сотрсмаянсиТ грузинской -мзяиатэряой пг>зч. Обр*?::? их звгкгеае ?а существен-нн.е особенности гворгагсд Шло ЛЬршшаяздзв'г поможет - усгано-эзгь заслугу ггзса^еля: з ¡кспзка. мпяшгппябгэ гзяра. йатзрязлс

ззрлвчеатя диссертации тяязе «огу? быть яепояьзевия в ягсп: ?-сс зрепогзг/ыпя :г/рсз грузинской япгясстури в 'гугаг. респуб-лгл г э гсследоват ел&сксх учреждениях, во вреда' изучения излете

Це-тт» гу.сстзтзигс.п.г.с.га тр^п, I'""*. гзгжого псс.та^элаа'гя: елмзльвэ ггоаЕЗлпзпрсзгть 'кпяглгзрнугэ' прозу Етйэ ДЪрагагшЕяю. Ргреяелг??«, ггкглз срг^стг21'л'дост.тт сздакйоЗ п""-'^:™^"?^";'"-

гтегзтезза рзссиэтртеь взйзЗ.'гагт ?.го

есввгвг,?» осгато кгетроейкя,- в глн^лгкр-х с^екгст-

яюа, вгетаглпмж&вна, хруоаиа ыври'таявЕй, врздстсвигь-. бэга-туз, рэзвосСрзгв^п ¿злгтру йзшдатврнра вреза Езео Дортквааяэдзо, ее еозтпчеоотб.' Покагза мастерство п~г?»еяеггх воягесс-

- О -

тов я' ладопачностз'фраз,, вызванное.алпяняеи ямпреослоЕясгской ; ахала»... -.,. • •

Мето.жическшл основанием дасьертасяоедого труда яспользо-ваян учебяяка в фувдааеятальаде труда как теоретакоз каровой в ¿ацйовальао® литературы, так я крлтяясЕ. В диссертационном труде также яслользовавз спецзальаая искусствоведческая литература,. практика я мягкая фргнцузскях худогнлкон-гллрессгонлс-тоз, что способствует, теоретическому обасдозаяшз целого, ряда, яройлш г. союзе с-ямпрессаояазмом. •

: - Атобатя труда. Дяссертзцяошшй труд бая рассмотрен 14 :-апреля 1332 года в.Институте грузяаской латературы имени Шотз Рустазеля при Акадеиая' наук Ресдубллкя 1£узия на заседаааа отделения новейзеЯ .литературы. (Ре»(оязеят кандидат фаяологачес-кях наук Ш.А,гладзе). ОтдачэШ^ палоаеяик - из -; груда напечатаны в гуразлах :*Т5Нтяада", яКрЕтякз".-'"1атерагура£Я Грузия'*.

.-;. Объем а сугруатура'^т^а^'ДдесертвцЕояныа-труд состолт кз .149 страниц я структура его такова г встуядеяяе, тря главы а ; заклшенае. К труду прилагается спасок использованной литературы. '

КРАТШЗ''сяд^ШЕ-дассгетщощого.'ЕРШ.

; Всгудлеаяе. Во. встудяезяа ш. коротко я обще рассматриваем еСсскозая^ в. ГЪузяягдяшаатвры, как прозаического дрокзве-деняя малого жанра и процессы ее дальнейшего развита.!» -

В Грузия цишатвра, как.- малое арозагпескоа произведение' упрочзлось,/в основная, б XI веке. К этоглу пзраоду ее развитие ^обусловило мяакество факторов,, но вместе. с тем- корна-■ ызнлатерй' . уходят-в далекое цршзое. Образца устного народного тгорчестаа,

баег-л ля иглой форт, фольклорное 'де • сочияеяая,' все ов* мяняг-тэрвого чроасхогдев'Л. И они считаэтся начальной форлоЗ канта- . тары. Впоследствии, в творчестве Сулхава-Сзба Орбе^иани шшпа- . тире приняла форду некоторой классической азнсканвостя'в • затек • со временем стала распространяться как ташгавое• явлзнав. .

Кзученяе вопроса показывает, что клнкагэра, как ароаззеде-ние малого'ганра, сродни такому Фольклорное явлению, как в ' - . сзоэ греет было искусство маесозого л популярного гпсгряона {И-ХП вв.). "Которое в Англии было известно как менестрель,•в• Германии - ашльйенн, во Франция - жзнглер, в Италия - мки,:а в Росслл - скоморох". (Г.Бара'вдзе, Бсэзия сцены и экрана, 16., 1976, с.315).

Что' ае касается непосредственно дйредеяея'ая'шнаатзра, .несмотря на скупке сведения в. литературной критике, люшо сделать выводы, пропстекаввде.из-лнчшх васйвддени^:•• кяниатора - это. прозаическое произведение эпического згвра малой формы, которое клеет гндашЕцуалькуэ просею композиция собственный

стиль, специфику.'повествование в миниатюре представлено яре- •' •дельно динамично,'связно, коротко.

3 узком понимании шшяатора' передает содержание лаконично, коротким рассказов. В игроком ге пониманий ипаиатзро2 иокно. назвать ьсе.прбагведеава малого-формата.

лак 'ш узе отметила, хавг&тврви драсун момент ""Иой-^инйуо кнвизтэра, ввиду своей компактности % короткости,- оставляет впечатление "незгверпеннсетд"..

Олределенауэ роль играет миниатэра з театральном и 'киноискусстве, Сна вавдигея £ некоторой связи а такж.х азчрааг,'Я8К иасгш^ь,. фарс-, .шеедия а. др. В кузви® манааггара иокет бать

. представлена;в форда е, „ »шюньких аъьз.

Глвг-з X - ,-В а) "Некоторые суждения к ■

■ краткому эксяурсу0. Едесь речь о происхождении шниахазрц; отметим, что -шшиатвра- берет .свое начало из персидской литературы. 'В/Ш-ЩГвв.- здесь отдается предпочтение коротка повеет-" вогаааяи, басням, анекдотам, новеллам, маленьким рассказам,собственно миниатюрам.

Сначала персидская проза на своем раннем этапе была представлена шореской, анекдотом, "ыяаиатюрой. В мглой прозе Бос-, тока представляет.интерес маленький сборник коротки известий .•"Хабар абсанэ" (тысяча' сказок), который еще в IX веке лег ь ос-, ног,.- Тысяча к одной, ночи". Предполагается, что появление отих-ар02аьедеаа& ^последствий сыграло определенную: роль в развитии .ишаатдфаой проза. ... :

Вместе с тем, при обсуждении ..иностранной. миниатюрной литературы, о. ее ироясхоадешя и дальнейшем развитии нам представляется -необходимым хотя .бы в нескольких словах упомянуть о $ек-те распространения "малой прозы" в современной Индии, так как . на одном из древнейших индийских языков - санскрите создавалось множество новелл., басен, шниатюр, анекдотов а других -произведений малого форелата. По мнению современного индийского ученого

■ Хььааина Кабари, на санскрите создавались басни, которые- позднее легли в основу творчества древнегреческого баснослова Эзопа. За историко-литературный образец индийской -литературы.-можно принять всемирно, известный сборник индийских басен .я коротких повествовании ("Хитопадэш") - "Полезные советы", "Панчатантра" .2 индийская !Л1наат®ра ИУ-ХУ Ееков, сборник повеял Тридцать четнре рассказа; о'цонаханяз:0. (Ехгратакадзатриншт). По иневЕю

- э -

ученых, индийские мяняагзры тесно связанн о фольклором.

В груде идет речь о распространенна ганра мяяиатарн и ее дальнейшей популяризации в таких ведущих странах, как Франция, Германия, ЛЕсгрия, Австралия... Уделяется внимание происходя-егм в лигзратуре начала Л века яягересшзл начинаниям. В частности, ш выделяем те новые фор® я писательский сталь,, кото-' рнн возник в яеко-эрой мере под влшшяем. модернизма. Здесь ке подчеркиваем сложный комплекс писательского восприятия укоре-. лившегося е прозе, ворвавшимся сяяьяш потоком мовеяты поэтического шшлешш, о лирической я психологической тональности миниатюр, в достаточном мере присутствующей в них, что послу-' кило формированию' таких модернистских'течений, как символизм," импрессионизм, экспрессионизм, натурализм, кубизм и др.

В этой главе груда речь идет об известных.иастерах яяосг-ранно! улниатггоы 1уго фонГофааястаяе, Франце Кафке, Артуре ■ ¡Шшцяере, Петере Аяьтенберге,Шарле Бодлере, Стефане Маларке, Алане Маргглле, Джеймсе Эндерсоне я 'других.

б) "Миняаторн в старой и новой грузинской литературе". В этоЗ чаем речь идет о происхождения шяяатэрн з Грузия я ее ■дальнейшем развитии. Мы заостряем Еашайяе на древнейшем жанре басен, что. по нашему цнешш, легло в основу зароздеяяя ияяиа-твры. "

В дервуг очередь, в литературу мосрым поюгсу зореалясь проязведешгз, аегголнеязше восточного стиля и содержания Т^ус-рость Балавзра", ■ "Тысяча я одна ночь:% "Тит-я Шиз", "Бахтаяр Намо", "Вясраы2£ня", с Запада "Декамерон" а т.д., которые, в основном, раскрывается на фоне маленьких басен и рассказов. • Э?й это послужило созданию прекрасных образцов ишоЗ дрозн

грузинской лятерггурз, таких как ,,АкпрлндародкаВйза.,1а Мосэ Хо-"зди и "Мудрости ляи" Сулхаяг-Саба ОрЗгдиани. Ргспрсстраненяэ подобных сборников в э<юху грузинского Возрождения способствовали, во-первых, сильны! поток'восточной литературы, а во-вторых, вкус читателя той эпохи. Позднее, в XIX веке грузинская малая проза все более утончается л обращается в определенные "рамхл**« Ответим некоторые лучшие образцы произведений ¡¿алой фор13, которые высказывают некоторые претензии на завершенное миниатюрное произведение. Это произведения писателей Екатерины Габаявилп, Сопроы ыгалоблишили, Ешо Накашидзе, Ыариам Гари-кула я т.д. В этот ке период 70-80 годы яанр миниатюры приобретает все более изысканные .форма. Подтверждением этому являются некоторые произведения :,;алой форды Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Вава-Пшавела. .

Словом, древнегрузинская литература создала богатую традицию малой прозы, а новая проза XIX века приняла и развила богатое наследие. В этой прозе были некоторые шероховатости и провалы, восполнить которые вызвался поначалу аурнал "Цискари", а уке в 900-х годах появились блестящие мастера изучения гру-'зиаской- 'малой прозы Юрагвиспирзла и Ч.Ломтатидзе. ■

Во время обзора миниатюр начала XX зека ш задераываеа свое Ениглание на широко распространенной в то время в Звропе тенденция ритмической прозы, которую в Грузию принесла широкая "европеизация". Здесь проявляется новая манера письма, которая обуславливается новшш образами,, новой техникой поэтического слога,' новыми формами эпического жанра. В тот период был велик ■авторитет'.русской' а европейской литературы в среде молодых писателей. Эте^: и мозно объяснять такую большую популярность но-

зелл, эскизов, миниатюр, втвдов среди нас.

Поскольку в теория литературы .мшшагюра есэ еще недостаточно изучена как ганр, попытаемся на примере анализа миниа-тар некоторых писателей представить вклад грузинской литературы в развитие этого гянрз.

Глава П - "?,'шшаторы Нико Лорткиванидзе". з) Тематика. Вторая глава диссертационного труда посвящается миниатюрам Нико Лорткшанвдзе, при обзоре которых мы попытались раскрыть мировоззрение писателя, его творческое кредо и интересы. Подчеркнута многообразность ¡тематики его миниатюр.

Через все творчество Нико Лорткиванидзе основной нптьа проходят патриотизм и гуманизм. О широте кругозора писателя свидетельствует ряд циклов миниатюр, исполненных с потрясающей психологической глубиной, где яено выражено разностороннее, слоеное понятие .человека в писательском восприятии, который худове-ственными импрессиями. дает совершенно новые переживания и-чувства читателю. Бесспорным достоинством многих миниатюр является глубоко правдивое, внутреннее влечениек худокественному фиксированию духовных порывов личности, скрытых от постороннего взгляда. ..■.-,'.-.■•'.

При обзоре миниатюрной тематики,:предметом отдельного обсуждения мы выбрали т.н. "психологическуа шшиатору". Отмечаем, что то, что увидели в лздях с психологической точки зрения Достоевский, Шекспир, Гете, в адекватной форме представили нам Шио. АрагЕисвирели и Нико Яорткиванидзб..

Нико Лорткиванидзе одним из первых основал отдельные лирические картины авторского изображения, т.н. внутренний монолог в мияяатэрной прозе, в результате чего так обогатились псполь-

зуекые в миниатюре .отдельна фразы, либо слова.

В психологической кишатюре Нико Лорткияанядзе можно выделить следуицие аспекты: а) игображешге псшсологяческих переживаний человека, сохранность в стиле и манере объектов момента лиры; б) выражение психологических впечатлений с применением внутреннего монолога, что в частых случаях осознается с потоком сознания; в) доминирование психологического аспекта видения параллельно психологическому восприятии личности; г) специфическое применение психологических теорий Фрейда5 и Юнга, изысканное мотивирование действиям персонажа, вникание в глубину человеческой души,факт личностной концепции, опиравшейся на гуманные принципы. .

. В миниатюрах Еико Лорткипанидзе с особой глубиной и научной точностью описаны нравственные качества личности. По мнению писателя, потребность к труду п способность трудиться саше большие ценности из всех других, духовных человеческих возможно- ; стей. .

■ . Писатель в своих миниатюрах особенно ярко выражает собст- . венную концепцию грузинской женщины. Подобное точное и исчерпывающее представление женского феномена в столь малом, как миниатюра, произведении дается разве что больший мастерам художественного слова.

Ери обзоре' миниатюр т ■вщшша произведения на . тему любви. Анализом миниатюр, созданных на данную тему, мы обнаруживаем, что ллбовь обожествлена писателем а ее несуществование в иной мирз это как бы продолжение идеи платонической лззбви. От-метш, что по.Платону "Олицетворением абсолютной красоты является Бог л участь избранных;постичь эту красоту. И пусть никто

яе покоряется воле Зроса, так как жларная во.та вызовет гнев Богов, а если "з ш заслужил любьа. к расположения божества, то воистину прилояимся к предмету.нашей любви" ''Платон, Пиршество. Пер-, на груз. Г.Брегзадзе; Тб., 1954, с.19).

Гимном вечной лвбви ковно назвать миняатг.рн допекая голубка", "Яеяостианмая либовь",. "Жени^ина", "Рогхбстаенские ми-ниатюрк", "Море", "Завсегдатай кофейни" и многие другие.

Мы обращаем свое вникание на пассивнне, одинокий действия героев я их .личный душевный настрой на осуществление мечты. Мы считаем, что их подобное состояние исходит яз безграничной веры в Бога. Для Нико Дорэттанидзе христианство означает вечное ве-стЕае путем духовного возвышения, постоянный рост, добра и знаний, восстановление ь душе райского покоя. Кредо писателя таково: воистину счастлив тот, кто способен сшрзнлть в себе величие божие, кто "нашел" Бога я'гзвет его законами. Сведетельст-вой тому миниатюры писателя, написанные в форте диалога мегду Всевышним и человеке:... ■

Для Нико Лорткшаявдзе верность религиозным идеалам подразумевается в слепой вере, для него христианская шраль считается осознанием этического убеждения личности.

В данном случае нам.интересно, какова смысловая нагрузка "образа" Бога. Бог в миниатюрах Нзео Дорткигаздзе, в большинстве случаев, та главная действующая сила, которая, моано сказать,"управляет "писателем.

б) Поэтика. Здесь, в основной, речь пойдет о цвете и иузн-ке, использованнша Нико Лорткипанздзв в своих шниатарах. От-ыетш, что в мияяатэрах пасателя-шпрессиоаяста предает изображен так, какими глазами воспринимает его писателе в момент ас—

сткЕеяия. Речь идет о двух отличительных системах восприятия цвета: о спектральной теории Ньигона и,об известной е западноевропейской еивописи "теории цвета" Гете. В сеязи с ми рассмотрим некоторые миниатюры В.Лорткипгндцзе интересные раскладное цвета, благодаря которому мояно уловить душевное состояние писателя.'

Прелесть ыиниатюр Нико Лорткипанидзе, конечно же, в цвете и пузике. Цвет в данном случае средство выражения настроений и чувств дисзгеля, его эстетический депоыеа. Он своеобразно воспринимает окружаэдии мир, подобно французскш.2 худозадкагл-жшрес-сиояистам, представляет яаы прочувствованные разумом вдета, что создает потрясающую ассоциацию цветовой гаммы слов. Его словесные полотна, соединениеразличное цветовой палитры, которая придает каяцой дрззе некую таяяственяуи значительность.

Взаимоотношение Нико Лорткипанидзе с окружающим миром и . явлениями природы одна из главных тем его живописно Г: миниатюрно! прозы. Сдержанными, гармонически слитыми цветами описывает. ■ он вам красоту природы я в сочетания ва этой фоне субъективных чувств, с цветами и;иллщзоршши переянваняятш, он представляет вам свои внутренний мир. Восприятие мира глазами еивошсцз, пристальное вшсиние к художнической среде, а такке творческий талант позволяли Нако Лорткипанидзе придать своим шниатэрам особый "аромат" и функции. /

Почти все даета мы находим в ыаниатярах Лорткипанидзе. Его живописные концепции переменчивы. Но наряду с.перламутровым тоном превалирует 1фасный и белый цвета.

С учетом существующей е ралигян цветовой символики, ш попыталась параллельно с анализом ыияиагвры представить пологи-

тельные •эмоции писателя а его .чалятро ч-зраамутроыИ кгга,

Нико ЛортЕшшавдэе, помимо собсх-веаного интеллектуального восприятия мира з цЕете, обращается а к музыка. Часто в его миниатюрах настроение, перешедшее в мелодию,, эстетическое и эвфоническое звучание слогов, приводят как бы з порядок ход мыслей. Писатель ставит себе цель, если выразиться, его агз словами, "посредством слов заставить музыку звучать" ("Душевные настроения").

Музыка Нико Лорткшанвдзе - средство выражения эффекта ведения. Кггдая фраза миниатюр проявляет ззашосвязлщость доброго согласия л возвышенных ассоциаций. Здесь же следует отметить,, что ритмические модуляции больше выделяет мелодическое изображение миниатюр и делаыт более динамичной их содер2Э,пелы-:уэ структуру.

в) Ритмическая проза. Здесь речь вдет об известных мастер pax ритмической прозы - французе Шарле Бодлере и грузинских писателях В.Барнове, Гр.х'обакидзе, К .Гамсахурдиа. Отмечаем, что почти все миниатюры Нико Лорткиванидзе представляют лучшие образцы поэтической прозы. В большинстве случаев выявляется ¿акты, свидетельствуете о такой глубине мысли л чувства, когда они (т.е. мысль и чувство) достигает вершины поэтического переживания. . .

Многие исследователи подтверждают о написанных Еико -Торг-кипанидзе в стиле прозаического стяга миниатюрах в ^орие верлибра. Здесь существенна стихсобразная музыкальность, мелодичная линия,.рсгмоверсификационная упорядоченность, эвфонизм. "Писатель з лоасках необычного интима, во этот 'интим установлен не с кем-либо одним, а со всеми ладьми и имеет0 с ними со

всем миром". (С.Клдиашвшш, газ. "Латературули Сакартвзло", 1964, й 22).

Миниатюры - "Бахча", "Две дороги", "И нсе ке я не смогу плохо о тебе отозваться", "Та", "Какое тебе дело до моей любви" и др. лучшие образпд ритмической прозы, на фоне анализа которых строго выдержанная.ритмическая проза, лапидарность повествования, ритмическое написание звуков в тропическом мьшме-нии: также в строках чувствуются признаки композиционного и ритмически упорядоченного согласования фонем, где доминируют перекрестные. ( а г а в), и смежные. ( а а ь в>) -ри|мы. Вместе с тем данные в вшггагарах маркированные слоги передают нам все интонации к настрой, произведения и делают емкой семантику повествований. ■ ■• .

г) Специфика. (Стиль,- язык). Здесь речь идет о художественном языке Яако Дорткипанадзе и о его особом литературном стиле. Литературный язык Нико :Лорткипанидзе характеризуется простыми, лаконичными, короткими фразами. Во время прочтения его миниатюр, читатель должен быть внимательным,-так как ему предстоит наряду с текстом вычитывать и "подтекст", способность разгадывания выраженных там "обертонов" эмоционально-психологических наансов.

Отмечаем, что в творчестве писателя простая фраза, пронизанная образностью и сБетлым лиризмом, занимает особое место. Вместе с тем, трудно найти в грузинской литере-туре аналоги писательской манеры Лорткипанидзе (подразумеваем манеру подтекста). Подобный стиль письма должен в нашей литературе считаться, наглядным для новелл.:

В шнаатэрах Нико Лорткипанидзе .проявляются все те основ-

яхте компоненты, характерные • дяа импрессионизмаf создает индивидуальный cults мировоззрения худслгзха. Субъективное зоз-зргаяе писателя на тот или иной предает, полг-ченный в результате творческого восприятия, внз??:но озределешшм вдейяш подходе:.: к угддеяному,•

Язык Пико Лсртхипанадзе разгружен от какпх-дябо ыногосло-зи£, но возиояно иногда вам монет показаться, что его глагол нзегт "ЛЕЕшаэ" $уяхцш> з предлс-кении. Рафашгрозглзая фраза, от-гочтажге внрапеяня и конструкции создают дух произведения. Богатой азажгаой игр Евхо Лзрпешанвдзв 'седерют етого легко "рзс-крнваеаигхя эпитетов, сравшшЕй з не~абор. Часто гетречеэтея ар-хапз:,!Ы и' шшзрееонннй строй предлог.^зй.' Егасте о та;, пиегтелв "не вмещается" в граьйлатзчесхае норма, ?а зтв "паруззнк;:" мы долзён считать совершенно 'естествевнЕмв» cv

д) Кушозиши, фог~''.а ита'.чэса. Ксмпозящюйянй строй михцга-тар Нико ЛорткгшгЕидзе слокен, так "как я здесь, в условиях край-ллх обстоятельств, эти внутренне регулируемый целтр, который 'фактически управляет, соединяет все компоненты произведения -начиная с проблемы до малеВзвх деталей.

Отаечаеа, что форма должна слуалть ясмс?-.у вкекззывакиа :ас-лп, а то, какую форму выберет писатель для передачи есдеркавая, to многом зависит от.его мастйрства.

Правда, Еако Лортяглаагдае прявеьяе? ад«к8ям эб^прпнятзй горг.а, но у него своя спстела строения композиг^-лпогэ плана, ее раскрытая.

С точка зреши архитектоники. маазатара Яано ¿Ьоткяаан.азз делятся за соаетяыв и бессшетшеПредпочтена отдается ссслед-is:: к»ст?е» часто предлагав«,манлатвры без ^¡-Jy^, которые от-

~ 1Ь ~ ..

лечазтся.в основном, экспрессивноетье сзззавсгтаческак звуча-•акем е С12хообразз125 построеввек js ссндггт хпрг?аса-уэ мелодпэ 'ягз к рааьш.

Отмечаем, что если .в большие гардах -эпического ванрг грг-mvja вомвогдасяного строения кЕсуоо.брьзны {tss.'bse здесь, факторы просггазствз а .Ереиека пгр«р;дас<зтабва), • в saspe sssbbsts-js чзего де£с??уащв: лиц мало, и гезтему здесь мозао будет охш-вать 'К£Кс1;-л2бо один конкретный случай, эпизод или кастроание, ' вследсзхгб чего. сг&Орсэат&."зьн££ cropcsa грэвзведения ограничена,

Мавяатюрь Н.Лорткявгвздае хгректерг^ст :.тсавс-исс кошо-зввгд, которая дает вам ..ощущение покоя., • воздушной легкости, сс~ чедзаой и хрупкой крзсстк* Здесь-аг.'оти-гзаеад, -яте б млнлатзрах Н.Лортквп&видэе знгчЕт.ельяус роль играют лауза, вторые часто 'ёггслкяззгач музьлхльншш. звуками. -Еоэтака мнклгтзрлой прозы писателя хара-ктеризуетсв еще одним свойствомжзизтюрн часто со-дрзгскдашсЕ щшвекеиа, .которые как-будго облагчгаг чвтатеяа вникнуть г суть .ярогзведеввя. На самом хз деле :"ûsa создают вув-

душевный настрой, доввоянтаий •ваавнуи.. ,-so заутренний мир произведения"^ {С Ликованв. Соч., т,4, 16., IS&L,.с.124). .

Главе Ш - "ймзреосиояиет и Елка a) ¿¿¿npsccaoazsa, как основной сцредеяяэзва ^етод.кавсатзр . Ж.Лортк2ШК£Дзе.' Еще -в начале 22 зеке было известно, что.творчество Е.ЛррткЕлаащзе опирается на виврессаовпс! сапа срасет». В I&1S году Сандро ДгрекЕДзе писал: "Другое : явление Bsâo Логг-квзгавдзе. 1 него одна манера васькв ваг. в раигааг. так и в вк-вветэргх. ЛзрткЕаанвдзе•вмврессиоквст,. д следовательно, встев-Hiii: сын ускорения л эяехтроав. iiasepa ги-сьца Лорткгзнкдзе exe-:?.

- iS-~ ■ .

с аааврсй ©аадуэского худоангка Лотрэкс. Од возьмет целое, полотно а зарисует. Б его.адааатотах'всегда чувствуется, чзо это цельный эппзод" (эс."шеоцяэбэ'наашрэба"ISI3 г., I £езраля), В этой части диссертационного труда, речь о'сузествуток сегодня в литературной кратгкз разлачвыз:: мнениях об использования Н.Лооткллаяядэе в йааяатярах ¿ксрвёсаонлстского метода текла. В частности,' рассмотрена саббргаевяя известных грузин-.'схгс.учеаах so этому.вопросу:' Б.&йнта, ОЛалаеэши,-- Д.Ееяанва-ла, С.5ашЕали, ГЛерквплздзе, В.ЦпсЕарвдзе,. АЛариангпзяла, Т-Кванчадаваазз, Р.Беаа'яшгвзла, ¿.Еяколэшззпдл. •

Для знявлеаая амлрессаоаастского метода,, использованного э цазлатэрах ЕДорткипанадза, из.параллельно расаатразази произведения "мблсдой. заяскоЗ груши" алсаталей '¿ртура • ¿азезерв, Петзра Альтенбергз,-Хьэго "фон Гойлансталя, Ггр&заа Бара, Гранта .SasKHj Роберта Хузааг» Густаза• йаирзяка. Остазавлаззаа зЕЖ-аназ на эссе Гершаа Баса ^реодатенге 'натурализма*; {1690), где об' окончательно слоааш-з£ся врограгзаэ дозого лнткугтурного течения, которая-под влзяняам 'эа^яЬкрзтшззиа Зрзстз Нахз .баяа празнзаа'|злосо§иеЗ ампресоаовазкг.

' Дл. определения' творческого метода." лапрессзоалзглз панлдзэ внделягм трл основных признака:

Ассоциативное зпгчзтдззаэ,. т.з. такое, которое 'резко огзз-чается от. ?о2 aöbesssssaZ даЛствательностЕ, -зссодзатхгао? 2Д5~ которой сна создает; Злдззосйов^аяи фантизгое-нпгчатдеяае,.„т.з. тгхое, sotejee дрзяяхо от объективно засущгстзуздей дейсгзатэльяостя. лгглегз субье'ктпгаого ззобразепэ?»' путей осабочнсго зоспрхчт э^гзнг^: чувств «егозгга (peussropaas)?".

-

Энгармоническое впечатление, т.е. такое, которое эквивалент:::, об&екгявнай действагельноетя, что определяется.яепосред-

.Г£?£«0 ВОСПрЯЯТИек.

В труде говорятся о возникновении психологического яыпрес-и;;с-яизаа' я о роли писателе! этого стиля Леопольда Адриана, Ра-,'с;-рда Хельсе, Герхардта Гауитмава. Откечеем, .что для объяснена? психологического-1Е.шрессяоняз;й, исследователя прибегали к заранее подразуиеваадимся психологически:.: и философским предпосылкам, че:л глубке изучали випрессаоЕизм, как худоазствешюе мление. "¡-Ьярессяонягк - это ае &йлосо§Ш5 а нг .'Ьщрго-

сяоялзк - это искусство, г: ею основание' новое худолесггенкое ?.эдеяае мира, яовая-техника" С! .Алпатов. "Поэтакз змсрзасяскдг-V.?.", К., 1973, с.65).

Б пронизанной яозни новаторски.! видением мшшггвре Н.Лсрг ■ капанидзе, где глазами ашреооаояагга выхвачена действо-гель-пость, показала'за короткий иаг цзагзя ггадость.

б) Узгеетешая мидзатггое импрессионистская г.:анеш. и до:л:ш:1-рованиа сттдг а творчестве Нгко До.рткпп.а.кздзе. Общеизвестно, • что дасатв В.Лоргхгпзавдзе язчзл с произвелеак.; ашштюрного га&рз, Но нареку с эта:, его перу прсаадлегат новелла, рассказы, два романе -е несколько драматических произведений, з которых явно д>'дияирупг все. существевние признаки Еларесскоиззла, «сЕользуеаае ел ь швиатэрах. • "Погьзов«аае богатели. со -звучааг;'.' г цзету словааа так яе слоеео, каг-фальзшвыаи драгоценностями а крячаосш цветами-в одежде".-.Эха даохь Еана Некто .как бы полно гты>' ргскраваегая з .творчестве И.Лортшвавдзе, доказавшего характерным 'дгл.,своэгб шсьса коротким .'а простая оловом, но о з-.;есте с тедз ' с такой богатой ;патро2 цвета и авучгяая, • пред-.

ставленных аозеллниз з плат:«'- ;г Трзгедга без rezas".

Зола учтен дгщзесепанастского ^^¡лэнлд, то

H Лорткппааядзе•s тагах пэвестяых расскезах, как "Раза он", "Лзхолетьs", Трозянй господин", "-¿еодалн", "Непокоренные" л т.д. зз прявкчаых е.'ду остроумных фрагментарных сдает ах создает уяогэчясдзаные картяан зз аазал той эпохи, ^сгордческзз рассказы" "Лихолетье" а "Грозят,:: господин" резклцд эмоциональными перзадэзааяма представлю? нам' тогдадндй бит Грузия. Приписка "Зшюторячэскзй случай" говорят о топ, что агрессивные прсязвэ-девая чисто гларессгонястскае. Писатагз зтди как бн "подготовил" нас к тому,, тгобк в сознании чгггтздя запечатлелась змезао псторяческае факты ярошюго.

'Лк отазчааа, что амярзссяоаазм зароададся в сознания зпечат-длтадьаой природа л он сделал сзрзаз:шй га? а восяра.-гтла дзета, но так и не сшг вникнуть в свойства дзета, гак как до .мнеалэ определенной часта исследователей, дуярессзая.чза аз оссзазн. Псзтоыу пуаятхтззм стал зржыа. результатом осознания агыхрессго-нязка, что в зазопяса (з аоздяее в литературе) опиралось на онсдстзч аоаииаяяя дзета. Для ряда.прояззедзнгй Н.Лгзткд2анлдз-г ríspairrepub: дветаае картава я сузествовааде точечных иазков, что непосредственна связано с новой формой' ампресодзплзаа, представленного осознанием восприятия впечатлительного otíie:-.Ta.

Заделай несколько асяовзкх гдскзкгоз ггпрассхоадстскэгс зл-денпя, представленных в гзорчествэ 3.Лозтгдплкддзз: з) лапидарность л авторский яро^ессмаальный почерк. Псдхолзгзчесяай :i¿aa, ззсыдэнйий нравственным пластом; б) здлззарно-суб'ьеытпззсе леаяе сясатела я поэтпчгснлз дпргза, сбаечелсззчасзяэ-нравственности л гууйяазка,.«иторие форызрузсся з аяргдззазнуз

асЕХЕчес::?» традицию ъ -конкретной национальной "действагельнос-, те; г) Я.1орткяааяздзе как "худовикк'застроена*', целостность» ' какого отдельно езятого фрагментарного срэязведения создает, своеэбразнне перегнваавя в вообрагенги читателя; г) часто интересно не то, что ояесаяэ писателен, а то, как он это передает и автор в каждой предаете и явлении видит прекрасное, нзо-брагзаное короткими фразами и подчеркнутыми мазками; д) в произведениях Е.Лортюшанадзе - равномерное распределение слов, с гграонячнаш и звучными высказываниямц, с частила и короткими абзацам - бессаоркьма признаками шгарессионаала.

Заключение. Б ззклгучкгельной части диссертационного труда мы подвода. некоторые итоги нашим наушм изыскавши,- На первом ялнае отличительные место и роль икняатвр Я.Лорткипанидзе.

Мк отметили, что яанр современной миниатюры в яовейаей грузинской литературе, в основном, осаоЕал Н.Хорткипанидзе, который воваторскв.' освоза как родине, так а иностранные классические . традиции. ТрадазЕЛ Н.Лорткиланвдзе и других грузинских классиков получав? новое развитие в современной грузинской миниатюре {Ак.Гацерелиа, Т.Еуачидзе, Р.ИнавишвЕЯ2, Й.Руруа-, Е.Девдариа-пи).

БЛорткииаЕИДзе с точке зрения худокествеввого шилеедщ вписал яовуе главу в:Естрриэ развития грузинской литературы и ноти^шо закрепил вз собой славу мастера минаатэры.

Основные положения диссертации опубликованы в следуэдзх ■ публикациях автора: :

I. Некоторые наблюдения над .»яишатиранш Нико Лорткипанвд-ве. // •Тактпадя",Л II, 19Эи, с.178-181.

3.0 психологических мяняатпрзх Зияо Лортаипакяззв. // Тантиази", 5 1-2, 1992, о.1Сг-1С5.

3. Доминирование иипрессаонвстячзсхого .стиля.э творчестве Нико Лортзсапаяядзв.// "Критика" $ 3, 1392, с.73-33.

4. ?<%тниатвсы Нико Лорткапаяидзэ.// "Зятвратурная Грузи", 5 5, 1992, 0.45-51.

КЗ'аиссксе полиграфическое Ерошвсисгьсннос oóbeaa¿íS£S5 Дсиарткм«ытг' no печати РеспуОлиьь Грузик г. Кутаиси, ер, И. .Чавыавадзс, 33, "

687 ф. 400