автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Ноосферогенез и переход к устойчивому развитию

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кулиев, Закир Агагюль оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ноосферогенез и переход к устойчивому развитию'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ноосферогенез и переход к устойчивому развитию"

КУЛИЕВ Закир Агагюль оглы | ^ , --

НООСФЕРОГЕНЕЗ И ПЕРЕХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

(философско-методологические проблемы)

Специальность 09.00.08 - философия науки и техники

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

У

у

Москва - 1999

Работа выполнена на кафедре экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель - заслуженный деятель науки РФ, академик АН Молдовы и Международной академии астронавтики, доктор философских наук, профессор УРСУЛ А.Д.

доктор философских наук, профессор -СЕРЕБРЯКОВ ЛЕВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

кандидат философских наук -КУШНАРЕНКО ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ

Ведущая организация - Московский государственный институт электронной техники (Технический университет)

о ^

Защита состоится Оё _ 1999 г. в ( Т часов на заседании

диссертационного совета Д—151.04.17 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, пр.Вернадского, 84,уч.корпус Щи ,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Автореферат разослан оь 1999 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук,

Официальные оппоненты:

доцент

ШИЛОВ А.С.

г да-/?

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Мировая цивилизация переживает экологический кризис, который дополняется обострением демографической, энергетической и ряда других глобальных проблем. Антропогенные и техногенные факторы оказывают существенное воздействие на состояние биосферы; негативные последствия этих воздействий носят необратимый характер, само существование человечества находится под угрозой. В связи с этим на первый план перед цивилизацией выдвигаются вопросы сохранения биосферы, организации системы экологической безопасности. Поэтому многие ученые разрабатывают концепцию перехода общества на путь устойчивого развития. Устойчивое эколого-безопасное развитие предполагает обеспечение должного баланса между решением социально-экологических проблем и сохранением окружающей среды. Нынешние поколения должны позаботиться о том, чтобы удовлетворение их собственных жизненных потребностей не лишило бы таких возможностей для будущих поколений.

В России эти проблемы усугубляются падением уровня производства, ухудшением материального благосостояния абсолютного большинства населения, отсутствием средств для решения экологических проблем, осуществления природно-охранительных мероприятий. В этих условиях концепция устойчивого развития приобретает особое значение, ибо в наши дни страна оказалась в ситуации простого физического выживания - как в экологическом, так и в экономическом и социальном планах. Разработанная в России на основе ноосферного подхода стратегия устойчивого развития становится одной их основных составляющих государственной политики страны (1 апреля 1996 года был подписан Указ Президента РФ № 440 "О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию") и готовится Государственная стратегия устойчивого развития РФ.

Исследование проблем устойчивого развития, на взгляд диссертанта, возможно на основе концепции ноосферы. В рамках этой концепции развитие планеты рассматривается как естественноисторический процесс, в котором гармонически должны сочетаться потребности человечества и возможности биосферы.

Учение о ноосфере объединяет социокультурные, философские и естественнонаучные данные, что позволило поставить и успешно решить вопросы взаимодействия природы и общества, обосновать становление ноо-сферной цивилизации.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью формулирования новой стратегии взаимодействия общества и природы, трудность которой заключается в смене приоритетов: экологические императивы, психологическое здоровье индивидов должны превалировать в системе устойчивого развития цивилизации, а наука и техника должны обеспечить процесс становления ноосферного общества, в котором окружающая среда призвана поддерживать на оптимальном уровне здоровье и генофонд населения и обеспечивать общество ресурсами, необходимыми для удовлетворения его потребностей.

Научная разработанность темы исследования. В основе разработки концепции ноосферного варианта перехода цивилизации на путь устойчивого развития лежат идеи, высказанные в трудах Э.Ле Руа, П.Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского1. Они обосновали учение о ноосфере как фазе развития человечества, о превращении человеческой деятельности под влиянием научной мысли и научных знаний в новый фактор преобразования ноосферы, о признании ноосферы областью единства природы и общества, о ноосфере как планетарно-космической жизнедеятельности человека, преобразованной на основе доминирования коллективного разума.

Большой вклад в исследования проблем взаимоотношений общества и природы, эволюции биосферы и ноосферы, места человека в ноосфере внесли Будыко М.И., Водопьянов П.А., Гирусов Э.В., Зеленков А.И., Казначеев В.П., Кушнаренко И.А., Лось В.А., Мамедов Н.М., Моисеев H.H., Мочалов И.И., Пригожин А.И., Рафаэль С., Реймерс Н.Ф., Урсул А.Д., Швебс Г.И., Яншин А.Л., Яншина Ф.Т2. В их трудах затрагиваются проблемы устойчивого развития в целом и России в частности; определяются

1 См.: Le Roy Е. Lexendnce idealist at le foit de l'évolution - Paris, 1927; П.Тейяр де Шарлей. Феномен человечества - М., 1987; В.Вернадский. Жизнеописание, избранные труды - М. 1993. В.В.Вернадский. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991 и др.

2 См.: Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. - М., 1987; Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М., 1992; Урсул А.Д. Экологическая проблема и агроноосферная революция. - М., 1994; Швебс Г.И. Ноосферное развитие. - Одесса, 1991; Будыко М.И. Эволюция биосферы. - М., 1984; Гирусов Э.В. Взаимодействие общества природы. - M., 1986; Казначеев В.Н. Учение о биосфере -М.,1985; Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). -М.,1994; Яншина Ф.Т. О появлении и первоначальном толковании термина "Ноосфера" / (Вестник РАН. - 1994. - № 11.) Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы человека и природы. - М., 1994.

социальные критерии ноосферного развития; рассматриваются вопросы изменения целей и приоритетов общественного развития.

В то же время необходимо отметить, что во многих работах лишь ставятся проблемы, но до конца они не решены; многие вопросы остаются дискуссионными; нет единства в подходах разных авторов к решению этих проблем. Не исчерпаны проблемы управления ноосферным развитием; остаются дискуссионными критерии ноосферного развития; недостаточно исследованы ноосферные установки технологического развития. По сути дела,проблемы устойчивого развития в России стали исследоваться лишь в последние несколько лет, поэтому остается ряд нерешенных проблем.

Объект исследования: идея ноосферы и концепция устойчивого развитие как факторы, играющие определяющую роль в процессе формирования модели будущей цивилизации.

Предмет исследования. Предметом исследования являются фило-софско-методологические и мировоззренческие основания и аспекты стратегии перехода на путь устойчивого развития ноосферной ориентации.

Цель исследований: философский анализ теоретических и методологических аспектов процесса ноосферогенеза при переходе к устойчивому развитию как способа сохранения биосферы и выхода из экологического кризиса.

Задачи исследования:

•выявить антропотехногенные причины экологического кризиса и пути его преодоления;

•изучить взаимосвязь и взаимообусловленность устойчивого развития и ноосферизации общества;

•исследовать ноосферогенез в плане решения глобальных проблем общества;

•обосновать необходимость изменения критериев социоприродного развития, влекущих изменение мировоззренческих установок общества;

•проанализировать особенности перехода России к устойчивому развитию.

Методологические н теоретические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является структурно-функциональный, системный подход и общефилософские принципы научного познания (абстрагирование, обобщение, анализ и синтез и др.), позволяющий исследовать основные категории, вводимые в диссертацию, причинно-следственные связи между факторами определяющими станов-

ление ноосферы и процесс перехода к устойчивому развитию. В исследовании использованы выводы и обобщения, содержащиеся в трудах В.И.Вернадского и современных российских ученых, разрабатывавших названные проблемы, труды по истории древневосточной философии, философии русского космизма и всеединства.

Основные результаты, полученные лнчно соискателем н их научная новизна.

•обоснован технологической подход к выделению исторических типов цивилизации и становлению ноосферы;

•определено взаимоотношение экологических аспектов развития цивилизации с концепцией ноосферы;

•проведен анализ связи естественнонаучных и социально-гуманистических факторов ноосферного развития человечества;

•установлено, что ноосферогенез выступает в качестве предпосылки решения глобальных проблем цивилизации;

•показана необходимость активного включения России в цивилиза-ционный процесс перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации.

Основные положения, выносимые на защиту: •технологические уклады оказывают существенное влияние на формирование цивилизационного процесса. Показано, что новые информационные технологии приведут к становлению информационной цивилизации первой ступени ноосферы, а высшие экологобезопасные технологии к формированию экологического общества как следующей сферы разума;

•ноосферные идеи имеют системный, интегративный характер и не случайно они становятся методологической основой решения глобальных проблем взаимоотношения человека и природы;

•выживание цивилизации связано с переходом на путь устойчивого развития ноосферной ориентации, в которой интегрируются социально-гуманистические, экономические и экологические факторы, причем это возможно лишь на пути духовного возрождения и обеспечения приоритета нравственного разума;

•устойчивое развитие ноосферной ориентации является стратегией решения глобальных проблем цивилизации и условием выхода на коэво-люционные взаимоотношения природы и общества;

• переход России к устойчивому развитию возможен после выхода из кризисного состояния и страна способна оказаться в будущем в числе лидеров такого перехода, который знаменует следующую эру в развитии всей человеческой цивилизации.

Практическая и теоретическая значимость исследования: методологические положения, содержащиеся в диссертации, целесообразно использовать для дальнейшего междисциплинарного исследования проблем устойчивого развития России и становления ноосферного общества как важнейшего инструмента решения социально-экономических, информационных, мировоззренческих, управленческих и медико-бпологических проблем, для более глубокого анализа взаимосвязи между глобальными и региональными, общечеловеческими, характерными для отдельных стран и народов, проблемами.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов и учебных дисциплин философского, экологического, политологического, социологического, географического и других циклов для аспирантов и слушателей РАГС при Президенте РФ.

Апробация работы: основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены и обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социальной экологии РАГС, отражены в ряде публикаций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, приводится характеристика состояния и степени разработанности проблемы, формулируется цели и основные задачи диссертационного исследования, его методологическая основа, научная новизна и практическая значимость, а также освещается апробация.

Первая глава - "Экологический кризис и становление учения о ноосфере" посвящена углубление экокризиса и идеи ноосферы. Основной акцент делается на выявление ее базовых понятий в истории духовной культуры и их дальнейшее развитие на современном этапе научного поиска. Выделяется практическая направленность идеи ноосферы, ее тесная взаимосвязь со стратегией устойчивого развития.

В первом параграфе - "Углубление экологического кризиса и необходимость социоприродного подхода к развитию" рассматриваются исторические этапы взаимодействия природы и общества, отмечаются противоречия в этом сложном процессе. Особое внимание уделяется цивили-зационно-технологическому подходу, согласно которому индикаторным признаком исторического типа цивилизации является господствующая в данный момент времени технология, которая определяет экономические, социальные и иные условия. Соответственно этому возможно выделить аграрную, индустриальную и постиндустриальную - информационную цивилизации.

В современном обществе в погоне за достижением стандарта "общества потребления" наблюдается мощное давление на природную среду. Природа этого может не выдержать и уже XXI веке может разразиться экологическая катастрофа.

Рассмотрение основных этапов взаимодействия общества и природы позволило сделать вывод, что ни форма собственности, ни господствующая технология не являются отражением социоприродных отношений. Ни тот, ни другой подходы не позволяют разрешить противоречие между природой и обществом. В связи с этим автором описан еще один признак, который может отразить динамику социоприродных отношений - способ взаимодействия общества и природы как единство социально-экономических и экологических характеристик развития социоэкосистемы.

Еще один вывод заключается в том, что человечество охватывает всю планету, выделяется как новая небывалая, как отмечает В.И. Вернадский, геологическая сила. Причем этот процесс развивается с геометрической прогрессией. В диссертации приводятся данные, которые позволяют полагать, что уже в наши дни наблюдается неравномерное заселение Земного шара, что ведет к истощению почвенных ресурсов, загрязнению атмосферы и гидросферы, к нарушению глобальных экологических систем.

В диссертации приводятся обобщенные данные мировой социально-экологической статистики, которые характеризуют масштабы глобального антропо-техногенного воздействия на окружающую среду. В литературе выделяются три вида такого воздействия: изъятие, пополнение и вторжение.

Данные международной статистики свидетельствуют, что за последнее столетие концентрация окиси углерода в атмосфере повысилась приблизительно на 15% за счет сжигания ископаемого топлива и истребления

лесов, что порождает парниковый эффект. К середине XXI века температура может повыситься на 1,5-4,5 градуса, что приведет к глобальным экологическим последствиям (таяние льдов, повышение уровня Мирового океана до 2 метров и др.)

Производственная деятельность ведет к уменьшению озонного слоя в атмосфере, что усиливает интенсивность ультрафиолетового облучения, вызывает рост случаев злокачественной меланомы (рак кожи), изменениям на генетическом уровне и т.д. Выбросы в атмосферу двуокиси серы, оксида натрия и другое способствуют выпадению кислотных дождей. Все это говорит о том, что все страны в той или иной степени наносят вред экосистеме Земли. Серьезной проблемой является нехватка чистых пресных вод, ибо водоемы загрязняются неочищенными сточными водами, содержащими тяжелые металлы и т.п. Еще одно последствие деятельности человека -ухудшение мировых земельных ресурсов; все большие площади мировых земель подвергаются эрозии, выводятся из сельскохозяйственного оборота.

Прогрессирующими темпами ведется освоение неорганической, биогенной и биокосной среды, а это приведет к тому, что уже в начале следующего столетия отходы производства могут превышать по своей массе суммарное количество веществ, участвующих в процессе фотосинтеза.

Приведенные в диссертации данные позволили автору подтвердить вывод, что неолит характеризуется производственно-некоэволюционным способом взаимодействия общества и природы. Тенденции производящей экономики оказались разрушительными, они вызвали силы, которые разрушают окружающую среду, привели к экологическому кризису.

Основным противоречием взаимосвязи биосферы и человечества является противоречие между организованностью биосферы и разрушительными действиями человека, которые по своей мощности стали на один уровень с геологическими силами. Сущность этого противоречия заключается в том, что человечество своими действиями разрушает организованность биосферы, ставя тем самым у крайней черты и собственное существование как биологического вида - части биосферы1.

Во втором параграфе - "Место ноосферных идей в истории духовной культуры" анализируется влияние ноосферного учения на решение актуальных проблем взаимоотношения человечества и природы. Чело-

1 См.:Кушнаренко И.А. Становление ноосферы: проблемы информатизации и экологизации.-Пятигорск: Вестник Кавказа, 1997.-С. 13.

вечество осознает необходимость создания нового концептуального сценария, который может обеспечить выживание человечества и сохранение биосферы как основной среды жизнедеятельности человека. В связи с этим формируется концепция перехода общества на путь устойчивого развития. Наиболее перспективным является ноосферный вариант перехода на путь устойчивого развития, что обусловило необходимость исследования оснований концепции ноосферы.

Сформировавшаяся на протяжении последних тысячелетий культура носит ярко выраженный экофобный характер; человек противопоставляется природе, ставится выше природы, а это ведет к тому, что человек не считается с природой, наносит ей вред. Собственные "интересы" природы не учитываются.

В диссертации в историческом аспекте анализируются философские теории, рассматривающие взаимоотношения природы и человека.

Античные мыслители относящиеся к Эллинской культуре, пытались осознать сущность практического взаимодействия человека с природной средой, определить место в ней самого человека. А также античная наука стремилась к познанию первоначал бытия, организации микрокосма, компонентом которого являлся слабоотчужденный от природы человек. Делалась попытка рассмотреть проблему целостности космоса. Этим не исчерпывается многообразие идей, выдвигаемых античными мыслителями. Человек выделялся ими из окружающей природной среды, провозглашался примат микрокосма над макрокосмом.

На этом богатом историческом материале В.И.Вернадский сделал вывод о "всеединстве мирового целого". Взгляды В.И.Вернадского опираются также на труды отечественных ученых, разрабатывавших концепцию космизма. В связи с этим в диссертации анализируются взгляды Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, В.С.Соловьева.

В рамках этих взглядов возникла идея совершенствования нравственных начал, мирового порядка. Н. Ф. Федоров рассматривал преображение мира как задачу исторического процесса. По мнению ученого, все люди планеты должны объединить свои силы в сознательном и нравственном деле управление слепыми силами природы, в деле преодоления разрушений и смерти. Согласно его взглядам, жизнь, вовсе не чаша, она отчуждаема, а человек смертен.

Заметное место в разработке проблем ноосферы занимает известный русский космист П.А.Флоренский. Тема целостности Универсума, нерас-

горжимости его с человеком, недопустимости насилия над природой занимает важное место в учении П.А.Флоренского. Ноосфера, согласно ученому, область, в которой превалирует духовное начало, а ведущая роль отводится научным открытиям.

Диссертантом отмечается особая роль в становлении концепции ноосферы идеи всеединства Вл.Соловьева, позволяющая рассматривать мир и, лежащие в его основе закономерности, как единое целое. Исходным пунктом философии Вл.Соловьева была идея становления человечества как единого духовного начала - "богочеловечества". Для обозначения отношений индивида со средой Вл.Соловьев вводит понятие "сизигия" - соединение активного личностного с идеей всеединства. Общие основание мирового развития он видит в объединении всего существующего, в духовном совершенствовании человечества, в его эволюции к богочеловеку. Высший идеал такого "собирания Вселенной" Вл. Соловьев находит в становлении "Царства Божьего", объединяющего в себе рациональные, мистические и научные элементы. "Царство Божье" можно рассматривать как аналог понятия "ноосфера", т.к. они включают в себя высшую организованность человечества с преобладанием этического начала, а "богочеловек" может ассоциироваться с новым "ноосферным" типом человека.

Обзор литературы позволил диссертанту сделать вывод, что в России на рубеже Х1Х-ХХ веков оформились основные черты активно-эволюционного направления, связанного с пониманием процесса естественного развития, эволюции разума, осознания активности личности в деле преобразования природы, с представлением человека как активного социального начала. Эти идеи нашли дальнейшее развитие в учении о ноосфере, что означает, что становление концепции ноосферы в России не случайно.

Другой вывод сводится к тому, что концепция ноосферы В.И.Вернадского синтетична, объединяет в себе культурологические идеи предшествующих российских и зарубежных (восточных и западных) мыслителей.

В третьем параграфе первой главы - "Философско-мнровоззренческие предпосылки ноосферного мышления" исследуются неразрывная связь учении о ноосфере с философским освоением мира. На разных этапах развития человеческого общества философские системы по разному осмысливали проблемы взаимосвязи природы и человека. Определяя место человека в его естественном окружении, В.И.Вернадский рас-

сматривал человека и природу как два взаимосвязанных компонента единой социоэкосистемы. Идеи о биологическом круговороте на планете, лежащие в основе учения о переходе к ноосфере В.И.Вернадского имеют глубокие предпосылки в философских системах Древней Индии и Китая. Философы нового времени, в отличие от древних восточных мыслителей, рассматривали природу как объект эксплуатации. В их трудах обосновы-. вался антропоцентрический взгляд на природу. Успехи точных наук и развитие техники определило установку на подчинение природы посредством технических средств целям человека. Вместе с тем в ряде исследований обосновалась вера в безграничное торжество и всемогущество разума, что и в наши дни является лейтмотивом ноосферных идей. В диссертации рассматриваются взгляды Р.Декарта, И.Канта, К.Линнея, А.Бюффона, Д.Гетгона, Ж.Б.Ламарка, М.В.Ломоносова, Ч.Лайелья, Т.Кларье де Флерье, Д.И.Анучина, Э.Леруа, П.Тейяр де Шардена и др.

В начале XX века появляются первые научные основы представления о ноосфере. Так, английский океанолог Д.Меррей считал, что в пределах биосферы у человека родилась сфера разума, и пытался истолковать и объяснить космос, называя такое состояние психосферой.

Заметное влияние на формирование учения о ноосфере оказал Р.Декарт. История учения о биосфере относится к периоду выделения структуры оболочек Земли по времени их образования и связана с космогоническим учением.

Идеи о системном описании взаимосвязей между органическим и неорганическими элементами высказывались А. Гумбольдтом, который неоднократно подчеркивал необходимость целостного изучения земных пространств.

Эта идея созвучна представлениям Э.Леруа и В.И.Вернадского о ноосфере. Таким образом, возникновение идей ноосферы подготавливали многие мыслители нового и новейшего времени. На формирование понятия биосферы в системе будущих научных воззрений В.И.Вернадского значительное влияние оказали идеи русского ученого - энциклопедиста М.В.Ломоносова. Он объяснял многообразие естественных тел и их свойств сложным взаимодействием живого и неживого и высоко ценил роль разума. М.В.Ломоносов, акцентируя внимание на различии между животным и человеком, подчеркивал его способность рассуждать, полагая, что человек, как существо разумное, может не только бороться со стихийными бедствиями, но и прогнозировать их возникновение. Он создал кар-

тину биогеосферного круговорота, определяющего эволюцию приповерхностен зоны Земли. Ученый представлял человека как геологическую силу, которая достигает земные глубины разумом. Он также, как и западные мыслители, отводил приоритетную роль человеку в решении вопросов взаимодействия общество и природы.

Это позволило В.И.Вернадскому сделать вывод о том, что ученые в своих представлениях об эволюционном процессе живого вещества недостаточно учитывают реально существующую направленность эволюционного процесса, что центральная нервная система развивается только вперед, что имеется взаимосвязь эволюции биосферы с эволюцией живого вещества. Перед человечеством, по его мнению, открываются невиданные перспективы для своего совершенствования; развитие идеи единства человека и природы, выявление их теснейшей связи мы находим в его концепции ноосферы, в понятии "коэволюция", используемых в современных концепциях ноосферы.

В четвертом параграфе первой главы — "Философское обоснование В.И.Вернадским учения о сфере разума" анализируется философское обоснование В.И.Вернадским учения о сфере разума. На основе обобщений и выводов, содержащихся в трудах философов, В.И.Вернадский выделил три основные идеи возможного перехода от биосферы к ноосфере: вселенскость, идея единства человечества и усиление роли народных масс в общественной жизни. По его мнению, вселенскость человечества проявилась в проникновении человека в самые труднодоступные места, в расширении человеческой деятельности в лито- гидро- и биосфере. Единство человечества он рассматривал как другую предпосылку становления ноосферы. Люди, считал ученый, несмотря на различие морфологических типов, обладают единым геологическим прошлым и отличны от других форм живого вещества планеты. Философские предпосылки позволили В.И.Вернадскому рассматривать реальную проблему перехода биосферы в ноосферу уже в настоящее время. Он считал, что трагедия современного мира такова, что человечество стало крупнейшей геологической силой на планете и оказывало на геосферу и биосферу воздействие не в пользу природы, поскольку еще не выработало соответствующие этой силе планетный разум и нравственность. Сила превосходила разум, поэтому действовала слепо. Э.Леруа считал разум детищем ноосферы, который позволяет определить биосферные закономерности. Становление разума ученый связывает с процессом усложнения нервной системы, при-

чем допускает наличие его у высокоразвитых животных. Он рассматривая закономерности эволюции жизни, пришел к выводу, что в человеке биологическая эволюция себя исчерпала. Э.Леруа справедливо считал, что дальнейшая эволюция живого на планете будет совершаться только духовными средствами: индукция, общество, язык, разум. И это будет ноосфера, которая последует за биосферой (эта последняя превратится в первую).

Еще один автор использовал термин "ноосфера", им был П.Теяр де Шарден, который связывал появление разума с определенной эволюционной ступенью развития. Ученый считал, что разум дан человеку не эволюционным путем, а трансцендентно, свыше. Становление разума он относил к верхнему палеолиту, и, следовательно, к этому периоду он относил и становление ноосферы.

Появление человека на Земле он рассматривал как новый геологический и космический фактор и подчеркивал роль разума. В.И.Вернадским неоднократно высказывалась идея ноосферы как качественно преобразованной человечеством среды обитания. Но наибольший вклад в эту теорию внес В.И.Вернадский, который рассматривал ноосферу как преобразованную человеком биосферу Земли на началах разума и рассматривал ее становление как естественноисторический процесс, имманентно обусловленный природными факторами, который подготовлен прогрессивной длительной эволюцией мира.

Весьма привлекательна идея автотрофности, выдвинутая В.И.Вернадским. Не будет преувеличением сказать, что это была революционная идея, которая окажет самое решительное влияние на весь дальнейший ход цивилизации.

Автотрофность, по мнению В.И.Вернадского, обеспечит независимость человека от биосферы по материально-энергетическим параметрам, в результате чего человек сможет изменить формы источника энергии, т.е. овладеть энергией солнца, приливов и отливов, ветров и др. Ученый считал автотрофность колоссальным эволюционным поворотом человечества, благодаря которому оно сможет поддерживать и воспроизводить собственный организм, по аналогии с растениями, из самых элементарных природных неорганических веществ. Идея автотрофности понималась им как способ взаимодействия с окружающей средой, который будет бесконечным. К сожалению, эта гипотеза не получила поддержки в отечественной литературе.

Основным фактором создания ноосферы ученый считал научное знание. Наука в его понимании представляет собой геологическую и историческую силу, которая изменит биосферу и жизнь человечества, позволит углубить их единство. Учение В.И.Вернадского о биосфере, о становлении ноосферы по мере развития человеческой деятельности и внедрения в практику достижений научного знания приобретает особую актуальность как фундаментальный подход к комплексной экологической проблеме.

Науку он рассматривал как общепланетарную силу, мощный преобразующий фактор. В центре же ноосферного процесса находится культура. Таким образом, В.И.Вернадский высказал целый ряд плодотворных идей, которые в наши дни приобретают особую актуальность.

Вторая глава - "Переход цивилизации к устойчивому развитию как необходимое условие становления ноосферы" представляет собой обоснование концепции ноосферы как методологического инструмента исследования будущего и влияние на реальные процессы, а также перехода России к устойчивому развитию.

В первом параграфе второй главы "Ноосферогенез и решение глобальных проблем" ноосферогенез рассматривается как стратегия решения глобальных проблем и устойчивого развития. В первом параграфе второй главы рассматриваются глобальные проблемы, такие как экологическая, энергетическая, демографическая, плодородия земли, эскалации вооруженных конфликтов на политической, межэтнической и межконфессиональной почве. В диссертации подчеркивается комплексный характер этих проблем, их взаимная связь. Поэтому автором предлагается рассмотреть следующую систему глобальных проблем:

- прежде всего, экологическую, которая состоит в том, что в результате антропотехногенного давления экологические циклы переходят в линейные цепи, а это приводит к ухудшению качество среды обитания человека;

- энергетическую, которая состоит в прогрессирующем уменьшении запасов ископаемых и биологических энергоносителей;

- демографическую, которая выражается в стремительном росте численности планеты. Рост населения опережает прирост производства;

- с запасом убывающего плодородия земли тесно связано продовольственное обеспечение, заключающееся в одновременном существовании в мире излишков продовольствия и миллионов людей;

- выделим еще одну угрозу, которая состоит в эскалации вооруженных конфликтов на политической, межэтнической и межконфессиональной почве.

Каждая из этих проблем многократно усиливает все другие.

На взгляд автора, решение всех этих проблем возможно только на пути ноосферного развития общества. Наиболее точным представляется определения ноосферы А.Д.Урсула: "Под ноосферной цивилизацией понимается ее качественно новое состояние, при котором на пути своих интенсивных трансформаций социум войдет в коэволюцию с природой, приоритетными станут гуманитарно-общечеловеческие ценности и интегральный интеллект человечества обеспечит его переход от стихийного сползания к глобальной катастрофе к выживанию и эффективно управляемому, устойчивому и безопасному во всех отношениях развитию"1.

Авторы, разрабатывавшие проблемы ноосферы, отмечали, что ноосфера, как новое состояние цивилизации, будет принципиально отличаться как от современного капитализма, так и от советского централизованного социализма и от шведской бюрократической системы всеобщего благоденствия. Но переход к ноосферной цивилизации будет осуществлен не при помощи "общественного договора" в духе Руссо. Вступление в эпоху ноосферы - это специальный, долгий и целенаправленный процесс. В то же время, он и безальтернативный, ибо человечество не имеет будущности вне ноосферы. В диссертации подчеркивается неизбежность наступления ноосферной цивилизации и отмечается, что этот процесс не является автоматическим; а это означает, что необходимы усилия политиков, ученых, предпринимателей, деятелей культуры и др.

Во втором параграфе второй главы - "Исследования формирования проблемы сферы разума в свете перехода к устойчивому развитию" исследуются проблемы формирования сферы разума в свете перехода к устойчивому развитию, анализируются взгляды современных ученых на ноосферу: Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, В.П.Казначеева, Е.А.Спирина, Э.В.Гирусова, О.Д.Куракиной и др. В их трудах исследуются проблемы коэволюции человечества и биосферы, управления ноосфер-ным обществом, роли интеллекта в процессе эволюционного развития.

Урсул А.Д. Выживание человечества и становление ноосферы (философ-ско-гуманитарный аспект) // Социальная теория и современность. Вып. 5. Экология. Философия. Будущее. - М., 1992. - С.78.

Диссертантом анализируется трактовка концепции ноосферы Н.Н.Моисеева. Основной идеей ученого является коэволюция - сосуществование человека и природной среды на основах разума. Так, Н.Н.Моисеев рассматривает учение В.И.Вернадского о перерастании биосферы в ноосферы как переход к изучению планеты в целом, к исследованию процессов взаимодействия техносферы, биосферы и социосферы. Он считает определяющим фактором становления ноосферы интеллект человека, а цель этого процесса видит в сохранение гомеостазиса системы "общество -природа". В этой связи Н.Н.Моисеев предлагает вести исследование взаимодействия человека и природы по двум направлением: во-первых, изучить необходимые условия коэволюции и, во-вторых, определить возможности обеспечения этих условий.

Диссертантом анализируются категории общественного разума, в которых ноосфера получает предметное содержание через раскрытие самоорганизации общества и интеллектуально-духовных способностей. Заслуживает внимания и поддержки мысль о том, что процесс становления ноосферы связан с освоением космического пространства. В этой связи весьма плодотворные идеи высказывал К.Э.Циолковский, говоря о роли разума в освоении Вселенной.

Весьма важным положением для нашего анализа является то, что процесс становления ноосферы обычно связывается с освоением космического пространства. Основоположник концепции антропокосмизма К.Э.Циолковский в своей работе "Свободное пространство" представлял космическое пространство, как новую среду обитания человека, растений и животных, которую человек может освоить. Среди причин необходимого освоения космоса, он упоминал спасение от земных катастроф, решение проблемы перенаселения планеты и т.п.

По мнению ученого, освоение нового космического пространства приведет к "беспредельности прогресса", даст надежду на уничтожение смерти человечества.

Довольно четко идею о взаимосвязи человека и Вселенной проводит А.Д.Урсул, который видит космическое общество одной из ступеней становления ноосферы. По его мнению, человечество стоит перед принятием правильного решения, тогда можно вести речь о становлении ноосферы, что связано с выживанием и устойчивом развитием человечества. Эти идеи весьма плодотворны для понимания устойчивого развития, поэтому де-

тально им рассмотрена концепция ноосферы и ее связь с устойчивым развитием.

Он справедливо полагает, что человек является одновременно и целью и средством процесса ноосферизации. Выживание цивилизации возможно лишь в результате принятия глобальных решений посредством нового ткпа разума - общечеловеческого ноосферного интеллекта. Это новая эпоха в развитии человечества. Ученый связывает становление ноосферы с появлением нового ноосферного (подлинно разумного) человека. Поэтому можно говорить о существовании людей "ноосферной ориентации". На этапе ноосферной цивилизации разум перестает быть атомарным, он становится общепланетарным, ноосферным. Он выделяет так же три этапа становления ноосферы - информационный, экологический и космический. Важной чертой ноосферного общества являются развитие коэволюционно-го способа природопользования.

В.П.Казначеев и Е.А.Спирин высказывают интересные идеи о становлении ноосферы через единство социокультурных, космических и психофизических качеств человека. При этом они выделяют космопланетар-ную эволюцию земли и деятельность человечества как главные эволюционные факторы. Они рассматривают человека, его разум и знания в плане космического проявления фундаментального единства универсума.

Они предлагают, исходя из положения В. И. Вернадского о взаимосвязи макро- и микрокосма, изучать природу живого вещества на новом уровне, в аспекте сочетаний информационно-энергетических потоков.

Другой автор - Э.В.Гирусов - подчеркивает особое мировоззренческое значение термина "ноосфера" в практической деятельности людей. По мнению ученого, ноосфера характеризует направленность биосферных изменений, обусловленных вмешательством человека в природные процессы. Ноосферу он рассматривает как социоестествеиное образование, которому должны быть присущи законы согласованности развития природы и общества.

Интересными представляются взгляды О.Д.Куракиной. Она рассматривает ноосферную синархию, которая постигается через триаду динамическую и архитипическую, триаду космогенеза: "синархию", "сизигию" и "симфонию"1. Она делает попытку интегрировать в единое целое все под-

1 См.: Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.: МФТИ, 1993.-С. 158.

ходы к изучению ноосферы, лучшие идеи "общего дела" Н.Ф.Федорова, "сизигия" Владимира Соловьева, "Розу мира" Д.Л.Андреева и "синархию" В.Шлякова и создать "Ноосферную синархию"

Справедливости ради отметим, что некоторые авторы рассматривают ноосферу как явление вредное человеку, как утопию. Так, В.А.Кугырев выделяет в учении о ноосфере элементы утопии и предлагает различать трактовку ноосферы как утопии и ее реальное состояние. Более того, он отождествляет становление ноосферы и возникновение глобального кризиса.

В диссертации рассматривается и антиноосферная точка зрения Э.Демиденко, который считает, что современные концепции ноосферы возникают, исходя из воздействия техносферно-искусственного мира на человека, что ведет к деградации последнего.

В работе рассматривается взаимосвязь идей ноосферы и устойчивого развития. При этом понятие устойчивого развития объединяет социальные, экономические, экологические характеристики в одно целое.

Реализация устойчивого развития направлено на создание условий для жизни последующих поколений. Это есть развитие, позволяющее обеспечить стабильный экономический рост и предотвращающее деграда-ционные изменения природной среды. Концепция устойчивого развития ставит в центр внимания человека, но необходима трансформация многих черт человека, а также изменение ценностных ориентации общества, отношений общества и природы в сторону сохранения биосферы. Непременным условием выступает развитие ноосферологии, создающей концептуальный базис для принятия решений выхода из сложившейся экологической ситуации. Необходимо учитывать, что понятие ноосферы отличимо от понятия устойчивого развития, т.к. включает более широкий спектр целей и задач. Устойчивое развитие на взгляд диссертанта, часть учения о ноосфере.

Для реализации концепции устойчивого развития необходимо выявить политические, экономические, мировоззренческие, медико-биологические, социокультурные механизмы обеспечения этого процесса.

В третьем параграфе второй главы - "Особенности перехода России к устойчивому развитию" рассматривается основные факторы перехода к устойчивому развитию. Кризисное состояние России обостряет также и экологический кризис, в связи с этим в настоящей работе рассматривается степень устойчивости развития России с точки зрения состояния ря-

да факторов и критериев. Это особенно важно в свете того, что страна оказалась в ситуации простого физического выживания, как в экономическом, так и в экологическом и геополитическом планах. Для того чтобы Россия выжила, она должна встать на путь устойчивого развития. В связи с этим в диссертации приводятся данные, показывающие высокую степень остроты проблем экологии, экономики, демографии и ряда других. Автор анализирует причины глубокого системного кризиса, в котором оказалась Россия. На основе этих обобщений делается вывод, что демократические преобразования не только не разрешили эти острые проблемы, но, напротив, обострили их до предела.

В диссертации рассматриваются условия выхода России из кризиса и перехода к устойчивому развитию. В связи с этим анализируются геополитические трансформации России и, в частности, превращение ее из решающего субъекта мировых процессов в объект, управляемый извне. Все это свидетельствует о том, что устойчивое развитие, с одной стороны, является единственным выходом для России, с другой же, переход к устойчивому развитию тормозится резким ухудшением социально-экономических условий России.

В России до сих пор сокращаются объемы производства, в тяжелом положении находится экосистема страны, серьезной проблемой остается технологическая отсталость, распад СССР привел к разрушению единого научно-информационного пространства, смертность превышает рождаемость - все это с особой остротой ставит вопрос о необходимости перехода к эколого-безопасному устойчивому развитию государства. Именно в этом спасение России. Для перехода страны к устойчивому развитию требуется разрешение назревших сложившихся противоречий. Для успешной реализации концепции устойчивого развития потребуется изменить ряд человеческих качеств, их соотношение и приоритеты, что зависит от каждого индивида, так от общества. Среди этих изменений:

- осуществление новой экогуманистической революции, главной целью которой будет становление ноосферы;

- создание системы законодательной и моральной поддержки перехода к устойчивому развитию;

-гарантия прав любого человека на выбор благоприятных экологических условий проживания, причем это должно относиться в равной мере как к нынешнему, так и к будущим поколениям;

- дальнейшая разработка концепции ноосферноориентированного устойчивого развития;

- дальнейшее развитие идеи автотрофности человечества;

- принятие эффективных мер к устранению социальных и биологических патологий (алкоголизма, курения, наркомании, генетического вырождения и т.д.), создающих в социуме опасность появления дивергентных и "распадных" особей;

В четвертом параграфе второй главы — "Перспективы устойчивого развития в свете ноосферной концепции" особое внимание уделяется обострению глобальных проблем цивилизации, угрозам мировой термоядерной войны и экологической катастрофы. Традиционный путь развития человечества с натяжкой можно рассматривать, как триумфальное шествие по пути прогресса. Автор обосновывает появление экокризиса ростом народонаселения планеты по экспоненте в основном в развивающихся странах, где самый низкий жизненный уровень и его обнищание по сравнению с развитыми индустриальными странами.

Ученые, исследовавшие экологическую и другие глобальные проблемы и перспективы экоразвития, пришли к выводу, что современная цивилизация исчерпала свои возможности стихийно-естественного развития. А в ближайшие 10-15 лет Земле угрожает глобальный омницид - гибель не только человеческого рода, но и всей высокоразвитой жизни на планете, всей биосферы.

Решая проблемы предотвращения глобального кризиса современной цивилизации и выживания человечества, ученые пришли к нетривиальным концепциям нашего общего будущего. Так, в 1987 году был опубликован доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х.Брунтланд, в котором введено понятие устойчивого развития. Переход цивилизации на устойчивое развитие должен обеспечить гармонию человека, общества и природы.

Многие идеи, которые вошли в стратегию устойчивого развития в той или иной форме, уже были высказаны представителями российской научной мысли - К.Э.Циолковским и В.И.Вернадским. Основоположником теоретической космонавтики К.Э.Циолковским впервые изложена идея о бессмертии человечества. Идея В.И.Вернадского о необходимости создания ноосферы - сферы разума, заслуживают особого рассмотрения. Эта идея оказалась мировоззренческим фундаментом стратегии перехода мирового сообщества на модель устойчивого развития.

В России после разработки концепции перехода страны на модель устойчивого развития создана правительственная концепция, которая в качестве конечной цели ставит становление ноосферы.

Главным признаком ноосферы, как сферы разума, является приоритет разумности решений, как важнейшая характеристика всей цивилизации, которая сможет выжить только благодаря нравственно-гуманистическому разуму. Диссертантом особое внимание уделяется тому, что переходный процесс от современного неустойчивого развития цивилизации к модели устойчивого развития реален лишь при возможности управления этим процессом в масштабах всего человечества, над чем сейчас работают различные международные сообщества людей (бахаи. мон-диалистыУ

Реализация стратегии устойчивого развития невозможна, если человечество окажется не способным договориться в лице правительств почти 200 государств планеты о том, чтобы будущие поколения могли бы появиться и удовлетворять свои жизненные потребности наравне с нынешними.

Концепция устойчивого развития соответствует многим положениям теории становления ноосферы, и это было показано в ряде научных трудов, начиная с работ А.Д.Урсула.

Важная особенность ноосферы заключается в приоритете духовно-информационной и этой будущей сферы человеческого существования. Из этого следует важный вывод о том, что в ноосферной концепции перехода на путь устойчивого развития приоритетное значение должно быть отдано духовному возрождению России.

По мнению автора, переход к ноосфере возможен лишь в ходе грядущей гуманитарно-гуманистической трансформации, которую можно было бы именовать революцией - но революцией мирной. Важным положением ноосферной концепции является то, что устойчивое развития должно быть не просто непрерывным движением без цели и изменении качества, а управляемым устойчивым движением к ноосфере, как новому, высшему качеству развитие человечества, его гармоничного взаимодействия с природой.

Переход к устойчивому развитию потребует коренной переориентации сознания и мышления людей.

Сейчас важно вести и практическую и теоретическую работу в области ноосферологии. Важно знать, что же может представлять собой ноосфе-

ра в перспективе, поскольку сфера разума, даже в своей начальной стадии, еще не существует.

Автор присоединяется к мнению о том что, качественно новое состояние общества, именуемое ноосферой, представляет собой будущую систему коэволюции общества и природы, в которой высшего развития достигает интеллект человека и человечества в целом, восторжествуют принципы и идеалы гуманизма и будет обеспечено безопасное во всех отношениях развитие на Земле и во Вселенной. Становление ноосферы совершается для выживания и развития всего человечества, для блага каждого человека, во имя сохранения природы.

Следует подчеркнуть, что переход на путь устойчивого развития выступает начальным этапом трансформации, направленных на становление ноосферы. Иной перспективной ориентацией устойчивого развития, чем становление глобальной, а затем и космической ноосферы, просто нет, полагает диссертант. Ноосфера выступает той целевой ориентацией, по которой и устремляется переходный процесс становления устойчивой цивилизации.

В заключении подводятся итоги исследования, приводится резюме, излагаются рекомендации, направленные на решение проблем, связанных с переходом к устойчивому развитию.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Кулиев 3. А., Урсул А.Д. Становление ноосферы и переход к устойчивому развитию // Социальная экология и устойчивое развитие. - М.: Изд-во РАГС, 1996 г. - 1,2 п. л.

2. Кулиев 3. А. Социоприродный подход к изучению глобальных проблем современности // Проблемы реформирования России и современный мир. Выпуск 6. - М.: Изд-во РАГС, 1997 г. - 0, 6 п. л.

3.Кулиев 3. А. Особенности перехода России к устойчивому развитию: проблемы и перспективы // Экология: устойчивое развитие и управление природопользованием. - М.: Изд-во РАГС, 1998 г. - 0,8 п. л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кулиев, Закир Агагюль оглы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИИ КРИЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ.

1.1. Углубление экологического кризиса и необходимость социоприродного подхода к развитию.

1.2. Место ноосферных идей в истории духовной культуры.

1.3. философско-мировоззренческие предпосылки ноосферного мышления.

1.4. Философское обоснование В .И.Вернадским учения о сфере разума.

ГЛАВА 2. ПЕРЕХОД ЦИВИЛИЗАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРЫ.

2.1. ноосферогенез и решения глобальных проблем.

2.2. Исследования формирования проблемы сферы разума в свете перехода к устойчивому развитию.

2.3. Особенности перехода России к устойчивому развитию.

2.4. Перспективы устойчивого развития в свете ноосферной концепции

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Кулиев, Закир Агагюль оглы

Актуальность темы диссертационного исследования. Мировая цивилизация переживает экологический кризис, который дополняется обострением демографической, энергетической и ряда других глобальных проблем. Антропогенные и техногенные факторы оказывают существенное воздействие на состояние биосферы; негативные последствия этих воздействий носят необратимый характер, само существование человечества находится под угрозой. В связи с этим на первый план перед цивилизацией выдвигаются вопросы сохранения биосферы, организации системы экологической безопасности. Поэтому многие ученые разрабатывают концепцию перехода общества на путь устойчивого развития. Устойчивое эколого-безопасное развитие предполагает обеспечение должного баланса между решением социально-экологических проблем и сохранением окружающей среды. Нынешние поколения должны позаботиться о том, чтобы удовлетворение их собственных жизненных потребностей не лишило бы таких возможностей для будущих поколений.

В России эти проблемы усугубляются падением уровня производства, ухудшением материального благосостояния абсолютного большинства населения, отсутствием средств для решения экологических проблем, осуществления природоохранительных мероприятий. В этих условиях концепция устойчивого развития приобретает особое значение, ибо в наши дни страна оказалась в ситуации простого физического выживания - как в экологическом, так и в экономическом и социальном планах. Разработанная в России на основе ноосферного подхода стратегия устойчивого развития становится одной их основных составляющих государственной политики страны (1 апреля 1996 года был подписан Указ Президента РФ № 440 "О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию") и готовится Государственная стратегия устойчивого развития РФ.

Исследование проблем устойчивого развития, на взгляд диссертанта возможно на основе концепции ноосферы. В рамках этой концепции развитие планеты рассматривается как естественноисторический процесс, в котором гармонически должны сочетаться потребности человечества и возможности биосферы.

Учение о ноосфере объединяет социокультурные, философские и естественнонаучные данные, что позволило поставить и успешно решить вопросы взаимодействия природы и общества, обосновать становление ноосферной цивилизации.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью формулирования новой стратегии взаимодействия общества и природы, трудность которой заключается в смене приоритетов: экологические императивы, психологическое здоровье индивидов должны превалировать в системе устойчивого развития цивилизации, а наука и техника должны обеспечить процесс становления ноосферно-го общества, в котором окружающая среда призвана поддерживать на оптимальном уровне здоровье и генофонд населения и обеспечивать общество ресурсами, необходимыми для удовлетворения его потребностей.

Научная разработанность темы исследования. В основе разработки концепции ноосферного варианта перехода цивилизации на путь устойчивого развития лежат идеи, высказанные в трудах Э.Ле Руа, П.Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского1. Они обосновали учение о ноосфере как фазе развития человечества, о превращении человеческой деятельности под влиянием научной мысли и научных знаний в новый фактор преобразования ноосферы, о признании ноосферы областью единства природы и общества, о ноосфере как планетарно-космической жизнедеятельности человека, преобразованной на основе доминирования коллективного разума.

Большой вклад в исследования проблем взаимоотношений общества и природы, эволюции биосферы и ноосферы, места человека в ноосфере внесли Будыко М.И., Водопьянов П.А., Гирусов Э.В., Зеленков А.И., Казначеев В.П., Кушнаренко И.А., Лось В.А., Мамедов Н.М., Моисеев H.H., Мочалов И.И., Пригожин А.И., Рафаэль С., Реймерс Н.Ф., Урсул А.Д., Швебс Г.И., Яншин А.Л., Яншина Ф.Т2 В их трудах затрагиваются проблемы устойчивого развития в целом и России в частности; определяются социальные критерии ноосферного развития; рассматриваются вопросы изменения целей и приоритетов общественного развития.

См.: Le Roy Е. Lexendnce idealist at le foit de revolution - Paris, 1927; П.Тейяр де Шарден. Феномен человечества - М., 1987; В.Вернадский. Жизнеописание, избранные труды - М. 1993. В.В.Вернадский. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991 и др. 2

См.: Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. - М., 1987; Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М., 1992; Урсул А.Д. Экологическая проблема и агроноосферная революция. - М., 1994; Швебс Г.И. Ноосферное развитие. - Одесса, 1991; Будыко М.И. Эволюция биосферы. - М., 1984; Гирусов Э.В. Взаимодействие общества природы. - М., 1986; Казначеев В.Н. Учение о биосфере - М.,1985; Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.Д994; Яншина Ф.Т. О появлении и первоначальном толковании термина "Ноосфера" / (Вестник РАН. - 1994. - № 11.) Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы человека и природы. - М., 1994.

В то же время необходимо отметить, что во многих работах лишь ставятся проблемы, но до конца они не решены; многие вопросы остаются дискуссионными; нет единства в подходах разных авторов к решению этих проблем. Не исчерпаны проблемы управления ноосферным развитием; остаются дискуссионными критерии ноосферного развития; недостаточно исследованы ноосферные установки технологического развития. По сути дела проблемы устойчивого развития в России стали исследоваться лишь в последние несколько лет, поэтому остается ряд нерешенных проблем.

Объект исследования: идея ноосферы и концепция устойчивого развитие как факторы, играющие определяющую роль в процессе формирования модели будущей цивилизации.

Предмет исследования. Предметом исследования являются философско-методологические и мировоззренческие основания и аспекты стратегии перехода на путь устойчивого развития ноосферной ориентации.

Цель исследований: философский анализ теоретических и методологических аспектов процесса ноосферогенеза при переходе к устойчивому развитию как способа сохранения биосферы и выхода из экологического кризиса.

Задачи исследования:

•выявить антропотехногенные причины экологического кризиса и пути его преодоления;

•изучить взаимосвязь и взаимообусловленность устойчивого развития и ноо-сферизации общества;

•исследовать ноосферогенез в плане решения глобальных проблем общества;

•обосновать необходимость изменения критериев социоприродного развития, влекущих изменение мировоззренческих установок общества;

•проанализировать особенности перехода России к устойчивому развитию.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является структурно-функциональный, системный подход и общефилософские принципы научного познания (абстрагирование, обобщение, анализ и синтез и др.), позволяющий исследовать основные категории, вводимые в диссертацию, причинно-следственные связи между факторами определяющими становление ноосферы и процесс перехода к устойчивому развитию. В исследовании использованы выводы и обобщения, содержащиеся в трудах

В.И.Вернадского и современных российских ученых, разрабатывавших названные проблемы, труды по истории древневосточной философии, философии русского космизма и всеединства.

Основные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

•обоснован технологический подход к выделению исторических типов цивилизации и становлению ноосферы;

•определено взаимоотношение экологических аспектов развития цивилизации с концепцией ноосферы;

•проведен анализ связи естественнонаучных и социально-гуманистических факторов ноосферного развития человечества;

•установлено, что ноосферогенез выступает в качестве предпосылки решения глобальных проблем цивилизации;

•показана необходимость активного включения России в цивилизационный процесс перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации. Основные положения, выносимые на защиту:

•технологические уклады оказывают существенное влияние на формирование цивилизационного процесса. Показано, что новые информационные технологии приведут к становлению информационной цивилизации первой ступени ноосферы, а высшие экологобезопасные технологии к формированию экологического общества как следующей сферы разума;

•ноосферные идеи имеют системный, интегративный характер и не случайно, они становятся методологической основой решения глобальных проблем взаимоотношения человека и природы;

•выживание цивилизации связано с переходом на путь устойчивого развития ноосферной ориентации, в которой интегрируются социально-гуманистические, экономические и экологические факторы, причём это возможно лишь на пути духовного возрождения и обеспечения приоритета нравственного разума;

•устойчивое развитие ноосферной ориентации является стратегией решения глобальных проблем цивилизации и условием выхода на коэволюционные взаимоотношения природы и общества; 7

• переход России к устойчивому развитию возможен после выхода из кризисного состояния и страна способна оказаться в будущем в числе лидеров такого перехода, который знаменует следующую эру в развитии всей человеческой цивилизации.

Практическая и теоретическая значимость исследования: методологические положения, содержащиеся в диссертации, целесообразно использовать для дальнейшего междисциплинарного исследования проблем устойчивого развития России и становления ноосферного общества как важнейшего инструмента решения социально-экономических, информационных, мировоззренческих, управленческих и медико-биологических проблем, для более глубокого анализа взаимосвязи между глобальными и региональными, общечеловеческими, характерными для отдельных стран и народов, проблемами.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов и учебных дисциплин философского, экологического, политологического, социологического, географического и других циклов для аспирантов и слушателей РАГС при Президенте РФ.

Апробация работы: основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены и обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социальной экологии РАГС, отражены в ряде публикаций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Список научной литературыКулиев, Закир Агагюль оглы, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Аксенов Г.П. : Понятие живого вещества от Бюффона до Вернадского // Вопросы истории естествознания и техники. 1988. - № 1- С.57-66.

2. Блаватский В.Д. Природа и античное общество. М.: Наука, 1976,- 79 с.

3. Будыко М.И. Эволюция биосферы. М., 1984 - 488 с.

4. Васильев B.C. Проблема генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета. -М.: Наука, 1989.-206 с.

5. Вернадский В.И. Жизнеописание, избранные труды. М., 1993,- 688 с.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.271 с.

7. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988,- 334 с.

8. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.-Л., 1940,- 320 с.

9. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.: Наука, 1965.-362 с.

10. Вернадский В.И. Очерки геохимии. М.-Л., 1927,- 368 с.

11. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм. -М.:Пе-догогика-Пресс, 1993,-С. 303-311.

12. Вернадский В.И. Автотрофность человечества// В кн.Владимир Вернадский. -М.: Современник, 1993. -С. 288-303.

13. Голиченко А.К., Чиркин C.B. На пути к формированию правовых основ экологической безопасности человечества // История взаимодействия общества и природы. Тез. конф. - М., 1990. -С. 11-14.

14. Гирусов Э.В. Взаимодействие общества природы. М., 1986 - 196 с.

15. Гирусов Э.В. Система "общество природа": (Проблемы социальной -экологии). -М., 1976- 167 с.

16. Глобальные проблемы и будущее человечества // Реф. сборник. М.: ИНИОН, 1988. -Вып.7 - 56 с.

17. Голубев B.C., Шаповалова И. Что же такое устойчивое развитие //Свободная мысль. -М., 1993. -№ 5,-С. 63-68.

18. Дао.: Из книг мудрецов. Проза древнего Китая. М., 1987,- 285 с.

19. Демиденко Э. Экологический Апокалипсис, или "конец света" природного человека / Доклад XIX Всемирному Философскому Конгрессу. Брянск: Очаг.

20. Дернинг А. Задаваясь вопросом: где мера достаточного? // Экологическая антология. -Москва-Бостон, 1992. -С. 231-239.

21. Дуэйн Т., Кипин Б. Эффективное использование энергии и окружающая Среда // Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992,- 180 с.

22. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции-М., 1987. -240 с.

23. Казначеев В Н. Учение о биосфере. М., 1985 -80 с.

24. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991.-302 с.

25. Кеннет Инеда. Экологические проблемы в контексте буддизма // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М.: Прогресс, 1990,-С. 271-294.

26. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. -М.: Прогресс-Пангея, 1991. -344 с.

27. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. -278 с.

28. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития "проект" // Зеленый мир. 1995, №4,-С. 4-7.

29. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Инф. обзор. Новосибирск, 1992.-61 с.

30. Кригер Д., Уорнер Г. Факты о состоянии окружающей среды в США и мире // Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992,- 33 с.

31. Круть И.В., Забелин Г.Е. Очерки истории представлений о взаимоотношении общества и природы. М.: Наука, 1986. - 414 с.

32. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов. -М.: МГУ, 1988. 160 с.

33. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. -М.:МФТИ, 1993. 184 с.

34. Кутырев В. А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. № 11. - 1990, № 11-С. 3-10.

35. Кушнаренко И.А. Становление ноосферы: проблемы информатизации и экологизации. -Пятигорск: Вестник Кавказа,1997. 149 с.

36. Леопольд А. Альманах "Сэнд Каунти" // Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992.-С. 54-55.

37. Лихачева Э.А., Смирнова Е.Б. Экологические проблемы Москвы за 150 лет.-М., 1994.-248 с.

38. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы как глобально-региональная проблема. М.: ИНИОН, 1991. -. 82 с.

39. Лось В.А. Уроки Прометея // Вестник РАН. № 4. - 1994.-С. 335-339.

40. Моисеев H.H. Система "Гея" и проблема запретной черты // Мир науки. 1985. -№ 1,-С. 3-28.

41. Моисеев H.H. Учение о ноосфере современный гуманизм // - М., 1992. - Международный журнал социальных наук. Избранные статьи: 1988-1990. - М., 1992-С. 40-51.

42. Моисеев H.H. Человек и ноосфера-М., 1992. Мол. гвард., 1990.-351 с.

43. Моисеев H.H. Исторические развитие и экологическое образование. М., 1995. -190 с.

44. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого политологический анализ // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 3-30.

45. Мочалов И.И., Вернадский В.И.-М.: Наука, 1982.-488 с.

46. Монтескье Ш: Избранные произведения. М., 1955,- 800 с.

47. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. - 312 с.

48. Переписка Вернадского В.И. и Личкова Б.П. 1918—1939гг.— М.: Laoca, 1979. -198с.

49. Переписка В.И.Вернадского и П.А.Флоренского// Новый Мир. 1989.-№ 2. -С. 194-203.

50. Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трех томах. Т. 1. - М., 1961. - 503 с.

51. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.-367 с.

52. Семенова С. Вернадский и русский космизм // Антология философ, мысли. М.: Педогогика-Пресс, 1993. -. 365 с.

53. Соловьев B.C. Сочинения в 2 томах. М.: Наука, 1988. Т. 1.-293 с.

54. Страницы автобиографии В.И.Вернадского. М.: Наука, 1981. - 349 с.

55. Судаков K.B. Диагноз здоровья. М.: ММА им. И.М.Сеченова, 1993- 206 с.

56. П.Тейяр де Шарден. Феномен человечества. М., 1987. - 240 с.

57. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980. - 409 с.

58. Топоров В.Н. О брахмане: К истокам концепции // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. -М.: Наука, 1974,- С. 25-38.

59. Файбусович Э. Основание экологического пессимизма // История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. Тез. конф. - М., 1990.

60. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм: Антология философской мысли. -М., 1993,- С. 69-79.

61. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм: Антология философской мысли.-М., 1993,-С. 149-162.

62. Фромм 3. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

63. Флибах М., Френдли А. Экоцид в СССР. М., 1992. - 309 с.

64. Циолковский К.Э. Собр. соч. Т. IV. - М., 1964. - 460 с.

65. Швебс Г.И. Ноосферное развитие. Одесса, 1991. - 173 с.

66. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М.: Луч, 1993. - 275 с.

67. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 269 с.

68. Урсул А.Д. Экологическая проблема и агроноосферная революция. М.: Луч, 1994. - 194 с.

69. Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы человека и природы. М., 1994. - 78 с.

70. Урсул А.Д. Выживание человечества и становление ноосферы (философско-гуманитарный аспект) //Социальная теория и современность. Вып.5. Экология. Философия. Будущее. -М., 1992. -С. 63-89.

71. Френц X. Восстановление окружающей среды в Восточной Европе и Советском Союзе // Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992. -С. 40-49.

72. Эрлих П., Эрлих А. Демографический взрыв // Экологическая антология. -Москва-Бостон, 1992. -С. 63-85.

73. Яншина Ф.Т. О появлении и первоначальном толковании термина «Ноосфера» Вестник РАН 1994-№ 11- С. 1018- 1021.

74. Allsopp В. Ecolodgical Morality London: Muller, 1972, 117 p.

75. Baade F. La course a L'an 2000 Paris: P.U.F., 1963, 265 p.

76. Bonnefous E. L'homme ou La nature? Paris: Hachette, 1971, 462 p.

77. Commoner B. Quelle Terre Laisserons nous a nos enfants? Paris: Sueil, 1969, 206 p.

78. P. Duvigneaud. La synthese ecologigue: Populations, Communauyes, Ecosystems, Biosphere, Noosphere Paris, 1964, 262 p.

79. Drouin P. L'autre futur. P.: Fayard, 1989, p. 385.

80. Hydrogen Energy progress VII (in three Volumes) Proceedings of 7-th World Hydrogen Energy Conference N.Y.: Prgamon press, 1988 - logop.

81. Global Biodiversity, stpategy ( Guedlines for Acnion to save, stady and Use Earth's Biotic Wealth sustainably and Equitably, 1992.

82. Le Roy E. Lexedance idealist et Le foit de L'évolution Paris, 1927, 456p.

83. Lovelock L. E. Gaya: a nen look at life on eath. Oxford, N.Y, Toronto, Melburn: Oxford Univ. press, 1979.

84. Messegue M. C'est La Nature qui a raison Paris: Zaffont, 1972, 359p.

85. Mosse J. et Faereonneau G. Les aliments de demain. Paris: La Recherche, 1973, 643 P.

86. PellerinP. Nature, attention: poisons! Paris: stock, 1970, p. 128.

87. Le Roy E. L'exigence idealiste ete le foint de L'évolution Paris, 1927, 270p.

88. Sternberg J. Lettre dux gents malheureux et gui out bien raison de L'etre Paris: Zos-feld, 1972, 139 p.

89. Guille Escuret, Ceorge. Les sociétés et Leurs natures. - Paris, 1989, 173 p.

90. Ward B. et Dubos R. Nous n' auons qu'une terre Paris: Denoel, 1972, 357 p.

91. Urban G.R. Sur vivre au futur Paris: Mercure de France, 1972, 384p.

92. Sachel, Nordest, Amazonie Politigues d'aménagement en milieux fragilles Paris, 1991, 289 p.