автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Новые социальные движения на Западе и в России: методология исследования и компаративный анализ

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Иванова, Маргарита Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Новые социальные движения на Западе и в России: методология исследования и компаративный анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Новые социальные движения на Западе и в России: методология исследования и компаративный анализ"

На правахрукописи

ИВАНОВА Маргарита Владимировна

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону-2005

Работа выполнена в Ростовском государственном университете в Институте

по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук на кафедре социологии, политологии и права

Научный руководитель: кандидат исторических наук, профессор

Лубский Анатолий Владимирович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Коновалов Валерий Николаевич

совета Д. 212.208.01. по философским и социологическим наукам в Ростовском государственном университете (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК при РГУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан » мая 2005 г.

доктор философских наук, профессор Пигулевский Виктор Олегович

Ведущая организация:

Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)

Защита состоится «30» июня 2005 г. в «.££_» на заседании диссертационного

диссертационного совета

Ученый секретарь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Демократизация, общества способствует возникновению социальных движений различной направленности. В 70-е годы XX века в современном мире появляются социальные движения, которые получили название новых социальных движений. К ним относятся движения за права человека, феминистское, студенческое, молодежные движения, движение за ядерное разоружение, «зеленое», движения, выступающие за альтернативный образ жизни и другие движения за гражданские права в США и Европе.

Термин «новые» в отношении социальных движений, отражает их связь с социальными изменениями, с проблемами и противоречиями в жизни современного общества и повседневной жизни людей, которые проявляются в новом и более широком спектре целей движений, их динамике. Новые социальные движения объединяет ориентация на новые ценности - ценности постиндустриального общества, поиск и обретение новой идентичности. Движения сосредоточиваются на новых темах, новых интересах, их гораздо больше волнуют культурные проблемы, вопросы самостоятельности, прав личности, они выражают обеспокоенность по поводу качества жизни, расширения жизненного пространства, победы гражданского общества.

Деятельность новых социальных движений в странах Запада была связана с институтами гражданского общества. Ими создаются новые ассоциации и новые сектора общественности, они пытаются обогатить и расширить дискуссии в гражданском обществе, а также повлиять на существующие публичные сферы политического сообщества, расширяя их и дополняя новыми формами участия. Иными словами, новые социальные движения - это модель становления новых социальных структур, превращения индивидуальных мотивов в социальные феномены. В 80-е годы новые социальные движения становятся глобальными международными сетевыми структурами, объединенными между собой кооперативными связями ресурсообмена. Это способствует усилению их влияния на политическое сообщество, с од-

ной стороны, а с другой - утверждению новой идентичности и ее институ-ционализации.

Новые политические и экономические условия, возникшие в России в конце 80-х - начале 9 0-х годов XX века, создали новые возможности для деятельности новых социальных движений. Ценностные ориентиры цивили-зационного развития - свобода либеральных и демократических прав человека, мирной жизни и социального обеспечения начинают утверждаться после принятия Конституции 1993 г. Деятельность новых социальных движений связана с воплощением этих ценностей в реальную жизнь общества. В 1993 году российские «зеленые» участвовали в Конституционном совещании, где пытались смягчить авторитарность президентского проекта новой Конституции, отстаивая закрепление в ней демократических принципов и гарантий экологических прав граждан. В условиях рыночной экономики и неустойчивого развития демократических институтов большинство новых социальных движений вынуждено решать адаптационные проблемы, связанные с поиском ресурсов для осуществления своей деятельности. Поэтому стратегией выживания новых российских социальных движений в настоящее время становятся самоподдержание и самосохранение в отличие от подобных движений в странах Запада.

Таким образом, современная ситуация на Западе и в России, связанная с различиями в деятельности новых социальных движений при схожести их целей, актуализирует эту проблему в социально-философском знании. Если на Западе новые социальные движения являются результатом развития гражданского общества, то в России они выступают его предпосылкой, условием формирования. Эта особенность формирования и деятельности новых социальных движений в современном, мире обуславливает стремление к теоретическому осмыслению соответствующих явлений и процессов.

«Новизна» движений проявляется еще и в том, что новыми они являются в качестве предмета научных исследований. Актуальность темы исследования, таким образом, определяется не только социальным контекстом, но и отсутствием адекватных теоретических средств изучения новых социальных движений.

Степень научной разработанности темы. Анализ зарубежной научной литературы по проблеме становления и деятельности новых социальны движений позволяет выделить три этапа ее рассмотрения.

Начало академическим исследованиям социальных движений положили представители психологии масс и теории коллективного поведения. На первом этапе (60-е — 70-е гг. XX в.) в работах X. Аренд, Э. Фромма, Г. Блю-мера, С. Липсета исследовались причины их появления в рамках теории коллективного поведения и массового общества. Согласно этим теориям, в условиях массового общества возникают.внеинституциональные протестные группы, чье коллективное поведение рассматривается как рациональный или нерациональный ответ на социальные изменения общества.

На втором этапе (80-е гг. XX в.) сторонники структурно-функциональной теории коллективного поведения - Т. Герр, Ж. Пиаже, Н. Смелзер, П. Фресс, сосредоточили свое внимание на объяснении участия индивидов в новых социальных движениях, рассматривая проявление недовольства и разделяемые ими ценности как реакцию на быстрые социальные изменения и социальную дезорганизацию. По-прежнему внимание ученых привлекает психологическая реакция на кризисную ситуацию, грубые средства коммуникации и переменчивые цели.

На третьем этапе (в 80-90-е годы.XX века) начинают.изучаться проблемы роста, упадка и изменения новых социальных движений, их стратегия и тактика. Движение рассматривается не столько как определенный вид коллективного поведения, типичный для массового общества, а как один из специфических видов организации, имеющей внутренние и внешние факторы, ресурсы развития. Различные интерпретации , сущности деятельности новых социальных движений находят свое отражение в двух концепциях -мобилизации ресурсов (США) и ориентации на самоидентификацию (Западная Европа).

Основоположник концепции мобилизации ресурсов Ч. Тилли и его последователи - М. Асим, К, Вильсон, М. Зальд, Дж. Маккарти исследуют стратегии достижения политического представительства новыми, социальными движениями. Поэтому движения рассматриваются как профессио-

нальные организации, мобилизующие массы на коллективные действия по политическим соображениям, а гражданское и политическое общество представляет поле их деятельности.

Представители концепции ориентации на самоидентификацию - П. Коз-ловбки, А. Турен изучают новые социальные движения с позиций формирования ими новой групповой идентичности в рамках общей социальной идентичности. Соответственно гражданское общество рассматривается как социальное пространство; в котором происходит создание норм, идентичностей, институтов посредством социальных отношений господства и сопротивления.

Следовательно, для этих двух подходов характерна различная логика исследования коллективного действия новых социальных движений: концепция ориентации на самоидентификацию акцентирует внимание на влиянии новых социальных движений на институты гражданского общества, тогда как концепция мобилизации ресурсов изучает возможности политического влияния новых социальных движений на государственные и экономические структуры.

Таким образом, в зарубежной литературе основное внимание уделяется изучению стратегий и тактики новых социальных движений, обусловленных напряжением между гражданским и политическим обществами в развитых демократических странах. Однако различные интерпретации сущности деятельности новых социальных движений порождают ряд дискуссионных вопросов: какой способ исследования коллективного действия новых социальных движений - мобилизации ресурсов или ориентации на самоидентификацию является наиболее предпочтительным? Каковы критерии успеха деятельности новых социальных движений?

Отечественные ученые начали изучать деятельность новых социальных движений в начале 90-х годов XX века. И.Н. Савельева исследовала их в контексте альтернативных моделей развития общества. Новые социальные движения рассматривались как нетрадиционные, альтернативные движения, которые являются своеобразной реакцией на проблемы современного общества - технологические, социальные, экологические, духовные и другие, и пытаются найти т.н. «третий путь» развития. Они осуществляют в обществе

функцию дезинтеграции и являются, по сути, деструктивными, поэтому новые социальные движения автор называет - антисистемными движениями, так как они, по ее мнению, направлены не против отдельных экономических недостатков системы конкретного общества, а против системы в целом. Цель таких движений состоит в обосновании необходимости изменения существующего общества путем выхода за его пределы с помощью нового типа производства и создания децентрализованных самоуправляющихся общественных структур.

Исследователи Е.В. Белокурова, Н.Ю. Беляева, З.Т. Голенкова, Е.А. Здра-вомыслова, О.Н. Яницкий стремились осмыслить теоретические подходы к анализу процессов формирования и деятельности новых социальных движений, разрабатываемые западными коллегами, а также тенденции их развития.

Е.А. Здравомыслова анализировала методологические подходы к изучению новых социальные движения в теориях коллективного поведения, массового общества и концепции мобилизации ресурсов. Она констатировала отсутствие в отечественной литературе методологического инструментария, позволяющего исследовать деятельность новых социальных движений, что было связано, по ее мнению, с новизной самого феномена, де позволяющего пока осмыслить ученым его преобразовательный потенциал.

Исследованию деятельности новых социальных движений в контексте развития гражданского общества посвящены работы Н.Ю. Беляевой, З.Т.Хо-ленковой. Они подчеркивали зависимость возникновения и воспроизводства новых социальных движений от процесса становления и развития гражданского общества.

Впоследствии ученые Т.И. Заславская, Е.А. Здравомыслова, В. Чернов, О.Н. Яницкий обратились к изучению особенностей коллективного поведения новых социальных движений в транзитивных российских условиях. По их мнению, прагматизм и рационализм новых социальных движении вызван необходимостью адаптации к неопределенной среде.

Большой интерес вызывает работа О.Н. Яницкого «Экологическое движение в России. Критический анализ» (М., 1996), в которой автор обращается к исследованию причин возникновения и особенностей деятельности

новых социальных движений на примере «зеленых», описывает цели, социальную базу и экоцентристское мировоззрение этого движения. По мнению автора, специфика производства и воспроизводства экологического движения в России вызвана сменой фаз новейшей российской истории.

Другие ученые - Н. Работяжев, Б. Романов, С.С. Юрьев изучали практику и перспективы деятельности новых социальных движений в глобализированном мире. По их мнению, новые социальные движения имеют «универсалистский» характер вследствие процесса глобализации как доминирующей , тенденции современного мирового развития. Анализу причин возникновения и практики деятельности альтернативного транснационального движения антиглобализма посвящены работы А.В: Бузгалина и К. Майданика. Подчеркивая различия целей этих новых социальных движений, исследователи единодушны в отношении формы организации данных движений в глобализированном мире - это международные сетевые структуры, объединяемые между собой горизонтальными кооперативными связями ресурсо-обмена. Возрастающая роль неправительственных организаций и гражданских инициатив свидетельствует, как полагают ученые, о формировании мировой публичной сферы, призванной играть все большую роль в «определении повестки дня мирового сообщества».

Следовательно, в современной отечественной литературе отсутствует единство мнений в отношении определения понятия новых социальных движений, условий их формирования и деятельности, что затрудняет проведение сравнительных исследований и порождает ряд дискуссионных вопросов: каково определение понятия новых социальных движений? С какими факторами связано воспроизводство социальных движений и в чем заключается специфика их деятельности в России? Подобная ситуация позволяет выявить исследовательские лакуны в отношении явления новых социальных движений - отсутствие методологии изучения этого явления, а также теории, описывающей специфику новых социальных движений.

Таким образом, анализ степени разработанности придает теме диссертационного исследования проблемный характер и позволяет наметить его проблемное поле.

Цель и основные задачи исследования. Целью социально-

философского исследования новых социальных движений является компаративное осмысление их формирования и деятельности на Западе и в России. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические предпосылки изучения новых социальных движений в социально-философских концепциях Г.В.Ф. Гегеля и Г. Пар-сонса; ,

2) выделить основные теоретические концепты изучения новых социальных движений;

3) разработать методологический конструкт социально-философского исследования новых социальных движений;

4) установить специфику возникновения новых социальных движений на Западе и в России;

5) выявить особенности деятельности новых социальных движений в странах Запада и в России.

Объект исследования - новые социальные движения. Предмет исследования - процесс возникновения и деятельности новых социальных движений на Западе и в России.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы научной социальной философии, претендующие на метатеорети-ческое обобщение результатов частных научных исследований. Это - принципы холизма и объективизма. Принцип холизма, требующий целостного рассмотрения предмета исследования, предполагает использование системного подхода к изучению возникновения и воспроизводства новых социальных, движений. Принцип объективизма предполагает поиск методологических средств, позволяющих адекватно реконструировать процесс формирования и деятельности новых социальных движений.

В качестве методологической основы диссертационного исследования использовалась также концепция «двойного морфогенеза» П. Штомпки. Согласно этой концепции, новые социальные движения приводят к изменениям в обществе с момента своего зарождения, Аналогичным образом измене-

ния в обществе также все время влияют на него по принципу обратной связи, постоянно модифицируют «карьеру» движения, его размах, скорость и направление. Следовательно, новые социальные движения при определенных условиях не только изменяют институциональную и организационную структуру общества, но и могут воздействовать на его исторически сформировавшееся нормативно-ценностное ядро - доминирующую социальную парадигму.

При изучении деятельности новых социальных движений как целостного общественного явления использовались методы системного, генетического и компаративного анализа, позволившие выявить сущность этого явления, имманентные экономические, политические и культурные условия его возникновения, роль и функции на Западе и в России.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Исследованы социально-философские концепции Г.В.Ф. Гегеля и Т. Парсонса с позиций выявления форм самоорганизации индивидов и групп в гражданском обществе.

2. Разработана целостная концепция исследования новых социальных движений, включающая мобилизацию ресурсов и ориентацию на самоидентификацию, позволяющая разработать понятие новых социальных движений и выявить их сущность.

3. Создан методологический конструкт социально-философского исследования формирования и деятельности новых социальных движений в условиях Западного общества и особенностей коллективного поведения в транзитивных российских условиях.

4. Установлена специфика возникновения новых социальных движений на Западе и в России с позиций выполняемых ими функций в конкретно-исторических условиях.

5. Выявлены особенности деятельности новых социальных движений, осуществляющих политику влияния и идентификации на Западе, и политику адаптации в России.

Новизна постановки проблемы и предлагаемой подход к ее решению нашли отражение в основных тезисах работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. К теоретическим предпосылкам изучения новых социальных движений относятся концепции гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля и социе-тального сообщества Т. Парсонса. Этих ученых интересует проблема социальной интеграции, рассмотрение которой позволяет выявить формы самоорганизации индивидов и групп в гражданском обществе. В качестве такой формы Гегель в гносеологическом аспекте выделяет корпорацию, где осуществляется переход от частного к общему, а также собрания сословных представителей и общественного мнения в онтологическом аспекте. К структурным компонентам социетального сообщества, по мнению Парсонса, относится ассоциация, основанная на солидарности составляющих ее членов в отношении общей нормативной структуры, развитие принципов которой находит свое выражение в государственных органах управления и других секторах общества.

2. Особенности коллективного действия новых социальных движений исследуются в концепциях мобилизации ресурсов и ориентации на самоидентификацию. Если сторонники концепции мобилизации ресурсов акцентируют внимание на стратегиях достижения политического представительства новыми социальными движениями, то представители концепции ориентации на самоидентификацию изучают проблемы формирования их групповой идеи-тичности в рамках общей социальной идентичности, с интерпретацией которой они борются. В рамках концепции ориентации на самоидентификацию исследуется влияние новых социальных движений на институты гражданского общества, тогда как основанием концепции мобилизации ресурсов является давление новых социальных движений на государственные и экономические структуры. Интегрирование этих методологических подходов позволяет концептуализировать понятие новых социальных движений.

Новые социальные движения - это автономные, добровольные и местные ассоциации в рамках гражданского общества, стратегической целью которых являются нормативные и культурные изменения, осуществляемые посредством оказания влияния на общественное мнение при использований коммуникационных и других ресурсных сетей. Формирование новых соцй-

альных движений связано с социальным конфликтом вокруг интерпретации норм публичной, частной и политической сфер деятельности, и их борьбой против различных форм господства в этих областях, что обеспечивает возможность демократических институтов влиять на политическую систему и экономику.

3. Стадиальная модель формирования и деятельности новых социальных движений включает четыре стадии: возникновение, мобилизацию, совершенствование структуры и завершение. Эта модель учитывает их дуалистическую организационную логику, которая позволяет выявить двойную политическую задачу: приобретение влияния на политическое сообщество со стороны общественности, ассоциаций и организаций, а также институ-ционализацию их завоеваний - новой идентичности, автономных эгалитарных форм ассоциации, демократизированных институтов. Стадиальная модель разрабатывалась с учетом возможностей исследования возникновения и воспроизводства новых социальных движений в условиях реформирования российского общества. Воспроизводственный цикл новых социальных движений изменялся в зависимости от внешних условий и от развития их собственных связей. К особенностям коллективного поведения новых социальных движений в транзитивных условиях относятся прагматизм и рационализм, что вызвано необходимостью адаптации к неопределенной среде; выраженной в трансформации из неформальных сообществ в легитимные неправительственные организации, поддерживаемые органами власти.

4. К особенностям становления новых социальных движений в Западной Европе относится осуществление гражданской общественностью политической функции, которая заключается в реализации критического контроля правительства на основе институционализированных связей публики, прессы, партий и парламента. Ее организационными-принципами являются гласность- парламентских переговоров, судебных разбирательств и управления. В итоге - политически действующая общественность приобретает нормативный статус органа, обеспечивающего связь гражданского общества с государственной властью. К экономическим и политическим особенностям возникновения политической общественности в России относится патерна-

лизм государства. Возникновение политической общественности в России связано с реформой крепостного права, когда появляются самодеятельные общественные организации для защиты своих интересов (земства, сельскохозяйственные общества и общества взаимопомощи). Однако властные структуры всячески затрудняли регистрацию этих организаций, стремились постоянно контролировать их деятельность, подвергая полицейскому надзору. В результате государство фактически признавало возникновение общественных организаций, но формально отказывалось легализовать их права.

5. Новые социальные движения на Западе осуществляют политику влияния и идентификации с целью осуществления реформ гражданского общества Если движение «зеленых» использует тактику политического участия, вызванную базисно-демократической моделью общественного устройства, то антиглобалистское движение стремиться к поддержке своих действий общественным мнением для завоевания гегемонии в глобальном гражданском обществе как противовеса существующим структурам глобальной политической власти. Особенности деятельности новых социальных движений в современной России определяются трансформацией в различных сферах жизнедеятельности общества. Эти движения избирают адаптационную тактику, вызванную поиском ресурсов для воспроизводства, что ведет к их профессионализации и бюрократизации. Следствием этого является резкое сужение политических возможностей для российских социальных движений и отсутствие поддержки их деятельности общественным мнением.

Практическая значимость исследования. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, имеют общетеоретическое значение и могут быть использования в дальнейшем изучении современных социально-политических процессов и в гносеологических разработках, посвященных проблемам демократического устройства и управления. К результатам работы можно обращаться в процессе преподавательской деятельности при разработке рабочих программ и учебных курсов по социальной философии, социологии, политологии.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийских кон-

ференциях «Становление нового социального порядка в России» (Краснодар, 2002), «Федеративные отношения на Юге России» (Ростов-на-Дону, 2003), на региональных и внутривузовских научных конференциях в 2000-2005 гг.

Теоретические положения диссертационной работы были использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Основы социологии и политологии» в колледже рационального обучения Института Управления, Бизнеса и Права.

Материалы исследования были отражены в шести научных публикациях, общим объемом 2,4 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы из 154 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, освещается степень ее разработанности, определяются объект и предмет изучения, формулируются цель и задачи исследования, излагаются теоретико-методологические основания, формулируется новизна и положения, выносимые на защиту, определяется практическая значимость работы.

В первой главе «Новые социальные движения: теоретическое исследование проблемы» изучаются теоретико-методологические основания изучения новых социальных движений - анализируются различные теории новых социальных движений и разрабатывается методологический конструкт социально-философского исследования формирования и деятельности новых социальных движений в условиях Западного общества и транзитивных российских условиях.

В первом параграфе этой главы «Теоретические предпосылки изучения новых социальных движений в социально-философских концепциях Г.В.Ф. Гегеля и Т. Парсонса» рассматриваются концепции гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля и социетального сообщества Т. Парсонса с позиций проблемы социальной интеграции, изучение которой позволяет выявить формы самоорганизации индивидов и групп в гражданском обществе.

Наиболее полно, с учетом усложнения социального развития, концепция гражданского общества была изложена Г.В.Ф. Гегелем. Он рассматривал гражданское общество как сферу общественной жизни, нормой которой является нравственность, подчеркивающая тождество воли субъекта с законами и институтами, где по отношению к нему государство выступает «внешней формой». При анализе гегелевской концепции нас интересовала проблема_социальной интеграции, которая позволяет выявить и рассмотреть формы самоинтеграции гражданского общества, являющиеся теоретической предпосылкой анализа формирования новых социальных движений. Раскрытие этой проблемы осуществляется Гегелем в гносеологическом аспекте посредством рассмотрения корпорации, где осуществляется переход от частного к общему, а также собрания сословных представителей и общественного мнения в онтологическом аспекте.

По мнению Гегеля, в корпорации, как организационной форме, основанной на экономическом интересе, осуществим переход от частных, эгоистических целей к общему интересу посредством выполняемой ею функции социализации. В государстве гражданское общество представлено собранием сословных представителей. Собрание сословных представителей завершает работу, которая была начата корпорацией в плане перехода от особенного ко всеобщему, но уже в масштабе общества в целом. Законы, вводимые представителями общественности, могут быть признаны легитимными лишь в том случае, если строго соблюдаются процедуры публичного обсуждения. Как отмечал Гегель, собрание сословных представителей должно быть открыто для общественного мнения. Само же общественное мнение он определяет как формальную объективную свободу, заключающуюся в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное суждение, мнение и подают свои советы, касающиеся всеобщих дел.

Представление Гегеля о гражданском обществе как о главной области социальной интеграции и общественной свободы сыграло главную роль в работах Т. Парсонса. Парсонс расширяет его значение и рассматривает как самоорганизующуюся систему, специфика которой заключается в её символичности («ориентации на ценности»), нормативности («ориентации на нормы»)

и волюнтаристичности («ориентация на ситуацию»). Взаимодействие социальных субъектов рассматривается им как система «взаимных ожиданий» и характеризует его как представителя неклассической социально-философской парадигмы. Однако предложенная им структурно-функциональная концепция общества претендовала на целостное описание и объяснение социальной реальности как взаимодействия определенных систем и структур, которое получило последующее развитие в социальной философии.

Гражданское общество интерпретируется Парсонсом как подсистема общества - социетальное сообщество, обеспечивающее или, наоборот, не обеспечивающее различные порядки и уровни внутренней интеграции. По его мнению, структурным компонентом социетального сообщества в гносеологическом плане является ассоциация, основанная на солидарности составляющих ее членов в отношении общей нормативной структуры. К принципам ассоциации относятся идентичность, основанная на солидарности, и коллективность в принятии решений. В качестве основных характеристик современных ассоциаций Парсонс выделяет равенство членов, принцип добровольности, процедурализм.

При изучении структурных компонентов социетального сообщества в онтологическом аспекте Парсонс указывает на развитие принципов ассоциации в государственных органах управления и увеличении числа ассоциаций в других секторах общества. Причем в современных обществах основанием, национальной солидарности служит признак гражданства, тогда как в «раннесовременных» обществах им являлся принцип национальности.

Рассмотрение проблемы социальной интеграции, позволяющее выявить формы самоорганизации индивидов и групп в гражданском обществе, находит свое логическое продолжение непосредственно в концепциях новых социальных движений.

Во втором параграфе этой главы исследуются различные «Современные теории изучения формирования и деятельности новых социальных движений». Интерес к изучению формирования и деятельности новых социальных движений четко обозначился во второй половине 60-х-начале ,70-х гг, когда были предприняты попытки анализа феминистского, студенческого,

антиядерного, «зеленого» и других движений за гражданские права в США и Европе, получившие название в научной литературе «новых социальных движений».

Во второй половине XX века рассмотрение деятельности новых социальных движений осуществлялось с позиций теории коллективного поведения и массового общества. В рамках этих теорий они исследовались с позиций стихийного характера возникновения организационных структур, поэтому поведение участников движения изучалось как иррациональное поведение в одном ряду с толпой и публикой, что связано с непредсказуемостью действий, спонтанностью и аномией. Подобная интерпретация деятельности новых социальных движений была вызвана новизной самого феномена, не позволяющего в тот период ученым осмыслить его преобразовательный потенциал.

Сторонники структурно-функциональной теории коллективного поведения сосредоточили свое внимание на объяснении участия индивидов в новых социальных движениях, рассматривая проявление недовольства и разделяемые ими ценности как психологическую реакцию на быстрые социальные изменения и социальную дезорганизацию. Подобный подход был вызван господствующей во второй половине XX века теорией коллективного поведения, в рамках которой участие индивидов в новых социальных движениях рассматривалось как проявление недовольства в результате быстрых нормативных и институциональных изменений общества. Гражданское общество, соответственно, понималось, как область общественного согласия, нормативно и ценностно ориентирующая коллективное поведение. Однако этот подход не учитывал способность социальных движений одновременно бороться за демократизацию гражданского общества и включение в политическое сообщество. Эта особенность коллективного действия современных социальных движений находит отражение в концепциях мобилизации ресурсов (США) и ориентации на самоидентификацию (Западная Европа).

Новые социальные движения изучаются в рамках концепции мобилизации ресурсов как профессиональные организации, мобилизующие массы на коллективные действия по политическим соображениям. Внимание сторон-

ников этой концепции концентрируется на стратегиях достижения политического представительства новыми социальными движениями, а гражданское общество интерпретируется как поле деятельности социальных движений, которые организуются и мобилизуются в зависимости от их целей.

Представители концепции ориентации на самоидентификацию интерпретируют гражданское общество как социальное пространство, в котором происходит создание норм, идентичностей, институтов посредством социальных отношений господства и сопротивления. Поэтому новые социальные движения изучаются ими с позиции нормативно ориентируемого взаимодействия между противниками, придерживающимися несходных интерпретаций и противоположных социальных моделей одной и той же культурной области. Современные социальные движения, согласно концепции ориентации на самоидентификацию, формируют свою групповую идентичность в рамках общей социальной идентичности, с интерпретацией которой они борются.

В рамках концепции ориентации на самоидентификацию изучается влияние новых социальных движений на институты гражданского общества, тогда как концепция мобилизации ресурсов исследует процесс политического влияния новых социальных движений на государственные и экономические структуры. Необходимо было интегрировать различную логику исследования коллективного поведения, что нашло отражение в следующем параграфе диссертационной работы.

В третьем параграфе первой главы изучается «Стадиальная модель исследования новых социальных движений». В 90-х годах XX века в зарубежном социально-философском знании сформировалась устойчивая тенденция создания многомерной теории новых социальных движений. Это связано с тем, что новые социальные движения на Западе приобретают новые черты: они выходят за рамки одной страны, становятся глобальными, транснациональными. Основанием многомерной теории является сочетание различных подходов, позволяющее лучше понять социальные закономерности, которые скрываются за возникновением и деятельностью новых социальных движений.

Одним из вариантов создания такой теории является стадиальная модель, разработанная П. Штомпкой. Эта модель базируется на принципе «двойного морфогенеза» - внешней и внутренней динамике социального движения. По мнению автора, новые социальные движения приводят к изменениям в обществе с самого начала своего зарождения. Аналогичным образом, изменения в обществе также все время влияют на них по принципу обратной связи. Во внутренней динамике движений П. Штомпка выделяет четыре стадии: возникновение, мобилизацию, совершенствование структуры и завершение.

В работе показано, что предложенная П. Штомпкой стадиальная теория деятельности социальных движений, разработана в соответствии с линейной моделью развития. Она фиксирует важные, аспекты деятельности социальных движений, но не способна объяснить те особенности новых движений, которые являются существенными в условиях глобализации современного мира.

Рассмотрение деятельности новых социальных движений эффективнее с позиций дуалистической организационной логики, которая позволяет выявить двойную политическую задачу: приобретение влияния на политическое сообщество со стороны общественности, ассоциаций и организаций, а также институционализацию их завоеваний - новой идентичности, автономных эгалитарных форм ассоциации, демократизированных институтов. Решение социальных проблем новыми социальными движениями сопровождается первоначально политикой_идентификации, порождающей членов гражданского общества. Эта политика предполагает изменение идентичности, традиционных смыслов и институционализированных норм. Следствием преобразований в отношении организованности и четкой выработки ориентации членов новых социальных движений является, политика включения, которая формирует из них членов политического сообщества. Последующая политика реформ направлена на стратегическую деятельность политических организаций и партий с выработкой государственной политики. Критерий успеха новых социальных движений обусловлен институционализацией их прав. Однако достижение этой цели и прекращение деятельности социальт

ного движения не означает исчезновение самого контекста проблем. Вновь созданные и институционализированные коллективные идентичности порождают новые ассоциации и движения, чья деятельность направлена на создание новых институциональных установлений.

Проблема динамики новых социальных движений, вызванная напряжением между гражданским и политическим обществом является актуальной а условиях Западного общества. В условиях социальной трансформации российского общества актуальностью обладает проблема возникновения и воспроизводства новых социальных движений, которая обусловлена исторической уникальностью и чрезвычайной социальной интенсивностью развития России.-

Способ воспроизводства движений существенно зависит от состояния общества как системы и его идеологической составляющей. К особенностям коллективного поведения новых социальных движений в транзитивных российских условиях относится прагматизм и рационализм. Это вызвано необходимостью адаптации к неопределенной среде, выраженной в трансформации из неформальных сообществ в легитимные неправительственные организации, поддерживаемые - органами власти. Другой причиной подобной направленности коллективного поведения становится потребность новых социальных движений в профессиональном менеджеризме. Воспроизводственный цикл новых социальных движений изменялся в зависимости от внешних условий и от развития их собственных связей. В дореформенный период эти организации использовали ресурсы для осуществления деятельности и создания сетей взаимоподдержки, когда эта порождающая среда истощилась, члены новых социальных движений создали свою собственную и, используя накопленный потенциал знаний и организационных инноваций, трансформировали свои организации в структуры самообеспечивающихся экономик. Они также использовали протестные акции и кампании как средство мобилизации людских и финансовых ресурсов. После распада СССР, в ходе углубляющегося экономического кризиса воспроизводственный цикл претерпел двоякое изменение: он «вестернизировался» и стал использовать невостребованные ресурсы -безработных, профессионалов, научные институты.

Во второй главе «Формирование и деятельность новых социальных движений на Западе и в России» исследуется онтологический аспект деятельности новых социальных движений: предпосылки их формирования в Западной Европе и России, а также особенности их деятельности в современном мире.

В первом параграфе этой главы «Специфика становления новых социальных движений на Западе и в России» рассматриваются экономические, и политические особенности возникновения гражданской общественности в Западной Европе и России как предпосылки новых социальных движений.

Гражданская общественность является основой формирования новых социальных движений в Западной Европе. Её возникновение в европейских странах связано с, либеральным этапом развития общества. Либеральный порядок устанавливается вследствие победы буржуазных революций. Именно с развитием капиталистического производства формируется частная сфера, которая противостоит общественной. Она возникает по мере того, как утверждается общественный интерес подданных к частной сфере как своему личному делу, а не делу верховной власти. Также общественность основывается на разделении двух сфер - государства и общества. Вследствие буржуазных революций экономический аспект гражданской общественности дополняется ее политической легализацией. Политическая функция гражданской общественности заключается в том, что она осуществляет критический контроль правительства на основе институционализированных связей публики, прессы, партий и парламента. Таким образом, ее организационным принципом становится гласность парламентских переговоров, судебных разбирательств и управления.

К экономическим и политическим особенностям возникновения общественности в России относится патернализм государства. Патернализм оказывал влияние на отношения товарообмена и развитие информационных связей. Все это в совокупности, при господстве аграрной тенденции развития России, затрудняло формирование «третьего сословия». Возникновение гражданской общественности в России связано с реформой крепостного

права. После реформы 1861 г. возникают самодеятельные общественные организации для защиты своих интересов. К ним относятся земства, способствующие организации политических сил в стране, сельскохозяйственные, общества, общества взаимопомощи, которые стали постепенно превращаться в; профессиональные организации.

Однако властные структуры всячески затрудняли регистрацию самодеятельных организаций, стремились постоянно контролировать их деятельность, подвергая их полицейскому надзору. В результате - возникло противоречие когда государство фактически признавало возникновение тех или иных общественных организаций, но формально отказывалось легализовать их права. Последующая революция и гражданская война обусловили окончательный срыв буржуазной модернизации России, ликвидацию демократических структур и начавшей формироваться гражданской общественности.

С развитием советского социума, по мере усложнения его структуры и углубления разделения труда, усиливаются и создаются потребности в рыночных связях обмена, и в становлении товарного производства. Однако при сохранении нормативного порядка эти потребности так или иначе подавлялись или устранялись, что придало товарным связям специфический облик неформальной, теневой экономики. С другой стороны, развивались обменные связи между отраслями, предприятиями, регионами и т.д. Отрасли и предприятия обретали определенную экономическую самостоятельность, что свидетельствует о появлении иного типа граждански-организованной социальности. В политической сфере общественно-политические объединения действовали как механизмы, направленные против становления политических условий гражданского общества.

Сдвиг в направлении формирования агентов гражданской общественности произошел на уровне индивида. Речь идет о поколении индивидуалистов-шестидесятников. Возникает «частный человек», он осознает единственность своей собственной личности как высшую ценность, обладает чувством ответственности и перед собою, и перед историей. Чувство личной ответственности предполагает активность такого индивида. Однако эта активность не обязательно принимает форму общественно-политической дея-

тельности, так как «частный человек» это скорее протоэлемент, а не адекватный представитель общественности.

Во втором параграфе второй главы исследуется «Деятельность новых социальных движений на Западе и в России» на примере антиглобалистского движения и движения «зеленых».

Новые социальные движения в Западной Европе осуществляют политику влияния и идентификации с целью осуществления реформ гражданского общества Программа антиглобалистов предполагает деятельность по двум взаимосвязанным направлениям - созидание и сопротивление. Под созиданием понимается укрепление систем самоуправления и создание нового типа поселений, сопротивление же представляет собой противодействие укреплению власти корпоративного капитала. Задачу свою участники движения видят в поддержке общественным мнением своих действий, распространении идеологии антиглобализма. Стратегическая цель движения - завоевание гегемонии в глобальном гражданском обществе, что предполагает, прежде всего, кристаллизацию самого этого общества как противовеса существующим структурам глобальной политической власти. Движение «зеленых» характеризуется своей неоднородностью: его требования колеблются от радикальной перестройки постиндустриального общества до частичной его коррекции в соответствии с требованиями экологии. К особенностям движения, в отличие от антиглобалистского движения, относится тактика политического участия, вызванная базисно-демократической моделью общественного устройства. Эта модель предполагает децентрализацию власти, развитие самоуправления, более широкую автономизацию низовых структур.

Особенности воспроизводства новых социальных движений (на примере «зеленых») в ходе смены фаз новейшей российской истории определяются трансформацией в различных сферах жизнедеятельности общества. Эти движения избирают адаптационную тактику, вызванную поиском ресурсов для воспроизводства, что ведет к их профессионализации и бюрократизации. Следствием этого является резкое сужение политических возможностей для российских социальных движений и отсутствие поддержки их деятельности общественным мнением.

Таким образом, новые социальные движения на Западе и в России ориентируются на проблемы экологии, условий жизни человека и выживания человечества. Сущность движений определяется в терминах культурных ценностей, к которым относятся идентичность, автономия, альтернативный образ жизни, индивидуальный стиль жизни и другие, которые конкретизируют планетарный характер сознания участников новых движений.

Стратегической целью деятельности движений являются нормативные и культурные изменения, утверждение новой идентичности, автономных, эгалитарных форм ассоциации, демократических институтов и их институ-ционализация, а также приобретение влияния на политическое сообщество со стороны общественности, ассоциаций и организаций. Культурная и нор-мотворЧеская функция новых движений заключается в том, что движения формируют новые ценности и связанные с ними нормы. Этим они способствуют адаптации населения к социальным изменениям и ускоряют их темп. Политическая функция новых социальных движений проявляется в том, что они способствуют изменению отношений между гражданским обществом и государством, изменению границ между личным и общественным.

Движения вырабатывают альтернативные организационные структуры, которые коренным образом отличаются от партийных политических структур, созданных как инструменты захвата власти или участия во властных отношениях. Организации представляет собой систему взаимодействия, обмена информацией и ресурсами между небольшими группами. Структурная децентрализация, самоуправление, горизонтальная сеть коммуникаций являются организационными коррелятами ценностей движений. В соответствии с ними новые социальные движения ориентированы на создание небольших неформальных групп, соединенных горизонтальными связями координации и информации. Группы, составляющие ячейки новых движений, не имеют четких ролевых и лидерских структур. Мягкие и размытые организационные структуры допускают Множественность членства.

Новые социальные движения на Западе стали основой формирования новой социальной общности и мобилизационный потенциал движений составляют представители различных социальных групп; Новый средний

класс является ядром и основной базой нового протеста. Ему присущ высокий образовательный уровень, экономическая защищенность. В современном Западном обществе новый средний класс и периферические группы рыночной экономики численно растут, что означает увеличение социальной базы новых социальных движений на Западе.

Одним из факторов участия в движениях стран Запада является профессиональная и экономическая защищенность людей, социальные гарантии стабильного существования, которые позволяют ощущать свою независимость от государства. В условиях российской действительности участники движений, зависимые от правовых и экономических условий своей трудовой деятельности, не могут в полной мере стать социальной базой протеста. Жесткий контроль российской бюрократической системы не позволяет людям участвовать в движениях. Это относится к таким социальным категориям, как учащиеся высших учебных заведений, пенсионеры и домохозяйки. Первые страдают от патернализма администрации учебных заведений, вторые испытывают гнет старых традиций семьи и это также влияет на возможность участия в протесте. Таким образом, социальная база движений в России объективно сужается.

В «Заключении» диссертации сформулированы основные результаты проведенного исследования и намечены перспективы дальнейшей разработки темы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Иванова М.В. Формирование гражданской общественности в Западной Европе // Актуальные проблемы социального функционирования транзитивного общества. Социологические очерки. Ч. 5. Ростов на/Д: Изд-во РГПУ, 2002. 0,1 п.л.

2. Иванова М.В. Современные теории изучения социальных движений: противоречия и перспективы // Путь в науку. Вып. 5. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. 0,1 п.л.

3. Иванова М.В. Формирование гражданской общественности в Западной Европе // Сотрудничество без границ. Юбилейный сборник научных трудов. Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2004.1 п.л.

4. Иванова М.В. Возникновение гражданской общественности' в России. //Ученые записки Донского Юридического Института. Т. 27. Ростов-н/Д: Изд-во ДЮИ, 2005. 0,2 п.л.

5. Иванова М.В. Деятельность новых социальных движений на Западе и в России. // Сборник трудов аспирантов и соискателей Института Управления, Бизнеса и Права. Ростов-н/Д: Изд-во ИУБиП, 2005. 0,5 п.л.

6. Методологический конструкт исследования новых социальных движений // Ученые записки ИУБиП. Сер. Социально-гуманитарные науки. Вып 1. Ростов-н-Д: Изд-во ИУБиП, 2005.0,5 п.л.

Подписано в печать 25.05.05 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Ризография. Объем 1,0 уч.-изд. л. Тираж 100. Заказ № 15/05.

Отпечатано в типографии ООО «Диапазон». 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 206. Лиц. ПЛД № 65-116 от29.09.1997 г.

/ \

ииюлш

" 12 lY"