автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Новые тенденции в идеологии и деятельности евангельских христиан-баптистов в СССР

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Пудова, Татьяна Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Новые тенденции в идеологии и деятельности евангельских христиан-баптистов в СССР'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Новые тенденции в идеологии и деятельности евангельских христиан-баптистов в СССР"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯЕРЬСШЙ РЕШЛЩШ4 И ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ : имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совет (К 053.b5.80) . по философским наукам

На правах рукописи

ПУДОВА. Татьяна Алексеевна

УДК I МИ

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИДЕОЛОГИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВАНГЕЯЬСЙИХ ХРИС1ИАН-БАПТИСТОВ В СССР

- 09.00.06 - научный атеизм, религия (история;-и. современность)

АВТОРЕФЕРАТ

та соискание кандидата философских наук

^диссертации на соискание ученой степени

МОСКВА - 1990

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории религии и атеизма философского факультета Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель: кандидат философских наук»

доцент ОРЛОВ С.М.

Официальные оппоненты: доктор философских наун,

профессор КАНТЕРОВ И.Я.

кандидат философских наук, доцент САВЕЛЬЕВ В.Н.

Ведущая организация: Институт научного атеизма АОН

при ЦК КПСС

Защита состоится в /5' часов на заседании специализированного Совета (К 053.05.80) по философским наукам б Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. Адрес: Москва, Ленинские горы, 1-Й корпус гуманитарных факультетов МГУ, 11-й этаж, философский факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов.

Автореферат разослан "" ___г.

Ученый секретарь „.».^ -

специализированного Совета Никонов К.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Современный этап развития советского общества характеризуется существенными изменениями в сфере государственно-церковных отношений. Расширяются права религиозных организаций, создаются условия для активного вовлечения верующих в социальную практику. Все это находит непосредственный отклик в среде евангельских христиан-баптистов.

Церковь евангельских христиан-баптистов - одна из наиболее многочисленных и активных религиозных объединений протестантского толка в нашей стране. На середину 1390 г. на территории СССР действуют около 3 тыс. общин евангельских христиан-баптистов, организационно к отчасти теологически дифференцированных по трем основнш направлениям -Союза евангельских христиан-баптистов, Совета, церквей евангельских христиан-баптистов и автономных церквей евангельских христяан-бапткстов» ~ с соответствующим! социально-политическими ориентация.1.«, от крайне фундаменталистских до модернистских.

Характер взаимоотношений верующих с обществом, специфика их-деятельности (ее направленность, наличие тех или иных форм реализации, степень активности верующих) определяются в первую очередь состоянием общественной практики. Под влиянием общественных преобразований в стране, начавшихся с середины 80-х годов, социально-политические воззрения евангельских христиан-баптистов претерпевают существенные изменения, и это отражается на их деятельности. Наиболее ярко эволюция социально-политических воззрений евангельских христиан-баптистов проявляется в их деятельности в обществе, которая, с одной стороны, направлена на обновление общества, решение его болевых проблем, а, с другой,-на решение знутрицерковвнх проблем и обеспечение за евангельским христианством-баптизмом исторической перспективы. Особую активность в этом плане проявляют общины Союза ЕХБ и автономные общины (в то вреда как общины Совета церквей ЕХБ сохраняют "критическую дистанцию" по отношению к обще-

ствендам проблемам). Поэтому в данном исследовании акцент делается на изучении деятельности этих двух, наиболее активных в настоящее время направлений в евангельском христианстве-баптизме.

Тесная взаимосвязь социальной деятельности евангельских христиан-баптистов с их внутрицерковной деятельностью обусловливает важность их параллельного исследования, анализа их взаимодействия и взаимообусловленности. Кроме того, весьма актуальным представляется рассмотрение тех процессов, которые сопровождают перестройку внутри евангельского христианства-баптизма, их характера и перспектив.

зработащости_проблеш. В советской литературе исследованию евангельского христианства-баптизма (истории его возникновения и развития, особенностей его идеологии и деятельности) посвящено значительное число работ. Всю литературу можно разделить на две группы. В первую группу входят работы, в которых рассмотрение евангельского христианства-баптизма осуществляется опосредовано, в рамках изучения целого ряда протестантских организаций, исходя из наиболее общих целей *. Вторую группу образуют работы, посвященные непосредственному изучению евангельского христианства-баптизма как самостоятельного объекта исследования. Часть из них рассматривают евангельское христианство-баптизм во всем комплексе его идеологии и деятельно-

См.: Белов A.B. Секту, сектантство, сектанты. - М., 1978; Каушанский П.Л. Идеология и деятельность христианских сект. - Кемерово, 1965; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М.» 1973; Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. - М., 1969; Лешан В.Е. Новые тенденции в эволюции религиозного сектантства: Дисс. ... канд. философ, наук. - М., 1985; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск, 1976; Филимонов Э.Г. Эволюция христианского сектантства в социалистическом обществе: Дисс. ... докг. философ, наук. - М., 1985; Филис? Г.М. Урбанизация и сектантство.. - Минзк,. 1986 и др.

стиГ*. Есть и работы, посвященнйе- изучению -отдельных аспектов идеологии и деятельности ЯХБ ^. • Отдельную подгруппу составляют исследования особенностей идеологии и деятельно-

• ■ ^......

сти Совета церквей ЕХБ". ' " ^ '

■ См.: Андреев А.П. Идеология и. практика современного баптизма: Дисс. ... канд. философ.'-наук. - М., 1673; Баптизм и баптисты. - Минск, 1969; Ворошилов. A.C., Баптизм . как он есть. - Ростов-на-Дону, 1983; . Евангельское христианство—баптизм: основные1направления в идеологии и-деятельности // Вопросы научного атеизма. — гМ., 1979 „■■ - Т..24; Калиничева З.В. Социальная сущность баптизма:" I9I7-IS29 гг. -Л., IS72; Лялина P.C. Баптизм: иллюзии и реальность; -М., 1977;- Митрохин Л.Н.,^Баптизм. 1966; .Ческоков П.II.

Современный баптизм как предмет системного исследования: Дисс. ... канд- философ, наук. - Иркутск, 1970; Яшин-П-П. Идеология и практика евангельских христиан-баптистов., -2-е изд.Харьков, 1984 и. др. ......

^ Беленко П.И. Критика баптистского понимания проблемы соо'тношёния личности и общества: Диес. ... канд. философ. наук. -Киев, 1973; Гальперин Б.И. Модификация догмата о спасении в совтэеменном баптизме // Труды КГУ. Проблемы научного атеизма.' - Вып. I, ч. I. - Фрунзе».1976; Голубович В.И. Критический анализ теистических и ссциально-зтических концепций евангельских христиан-баптистов: Дисс. ... канд. философ, наук. - М., 1970; -Евглевекий А.А, Критический анализ баптистской концепции смысла жизни: Дисс. ... канд. философ, наук. - Алма-Ата, 1975; Каушанский П.Л. Баптистская моюаль. Чему она учит? - Одесса, 1974; Мануйлова Д.Е. Эволюция социальных функций баптистской обиины: Дисс. ... канд. философ, наук. - М., 1972; Мащенко С.Т. Особенности внутриобщинйос отношений евангельских христиан-баптистов: Дисс. ... канд. философ, наук. -. М., 1971 я Д 'р- . . ; ...'..

'' 3. Бражник И.й. Генезис и социальная сущность движения баптистов-"инициативников": Дисс,. ... канд. философ, наук. - М., 1969; Гальперин Б.И. Особенности идеология и деятельности группировки последователей так называемого' "Совета церквей евангельских христиан-баптистов": Дисс. ... канд.. философ, наук. - .Фрунзе., 1970; Левнин В., Юрьев Г. Отделенцы. Кто они?: о деятельности баптистов-отделенцев в Ставропольском крае. - Ставрополь, 1975; Митрохин. JI.H., Клибаноз А.И. Раскол в Баптистской Церкви сегодня"// Вопросы научного атеизма. - М.,- IS67. - Т. 3 и др.

Все эти исследования в той или иной степени-освещают процесса эволюции в идеологии и деятельности евангельского христианства-баптизма на определенном историческом этапе» базируются на соответствующих этому этапу наличных условиях существования евангельского христианства-баптизма в обществе и отражают имевшее место в предыдущие годы отношение к религии и верующим. Настоящая. диссертация, посвящена изучешш: тех процессов,; которые еще; не нашли отражение в религиоведческих: исследованиях. .'' • ' '' .

Изучение религиозной литературы, содержания проповедей показызает» что в дцеологш и деягвльйсйи» "совранного евангельского христианства-баптизма .наметился, и надад развиваться, ряд тецценций, .требующих" а'Шайза т основе нового материала. В свете возможной консолидации верующих и неверующих в обновлении общества особый интерес представляет исследование социальных аспектов деятельности "евангельского христианстза-:ба,птизма и их преломление во: внутри-..церковной.деятельности в "новых социальных условиях. .

Актуальность данной-теш и необходимость дальнейшего ^исследования определили. управление' диссертационной рабо-:ты» ее-цель"и'задачич:,-; £ ■■.■'•■'• :'.г

."■..■уЦель .диссертационного ■ исследования-'заключается, в том, чтобы на" основа::философскд-"социрлогического:. анализа выявить :.сущность,"'характер и направленность- иийнений в.деятельности евангельских христиан-баптистов 80-х годов,' а"также раскрыть Связанные с этими изменениями новые тенденции. Для достижения поставленной цели в диссертации'предполагается решить следующие задачи:

\' - дать анализ" базового теологического состояния еван-гер>скогй 'з<ристианства-.(5ап:тизма .в .плаке его' коврвсскокаяь-но.й интерпретации возказщортей ;и форм взаад&дейотвия. церк~ ви и ббществаг . •■■■.": :-с;- ■..', . .-Л-- ~г""

'-'опроададазйровалъ.отношение еванРвльсйис христкан-' баптйстйв. к перестр0йке^..их;п01шд%ше,лерсп9ктив и условий ее успеха, их оценку возможностей'влияНия'демократизации на положение церкви и верующих в обществе, на внутрицерков-ную жизнь, выявить, какую роль они отводят себе в решении насущных социальных проблем;

- рассмотреть отношение евангельских христиан-баптистов к законодательным актам советского государства о религии и церкви;

- проанализировать сущность современной реформы организационной структуры Союза евангельских христиан-баптистов;

- рассмотреть специфику, основные формы молодежной деятельности в евангельском христианстве-баптизме и перспективы ее развития.

Теоретической и методологической основой диссертации послужило марксистское религиоведение, которое рассматривает религию как социальное явление и научные основы ленинской политики в отношении религии, церкви и верующих, к который ш в настоящее время возвращаемся. При разработке темы автор использовал религиоведческие исследования Ю.Ф.Борункова, В.И.Гарадаси, А.Д.Сухова* Д.М.Угриновича, З.Г.Филимонова и др.

Б диссертации широко-используются периодика евангельского христианства-баптизма 80-х годов, работы крупнейших зарубежных теологов евангельского христианства-баптизма, архивные материалы Союза ЕХБ и его пресвитерских советов, . Совета по делам религий при Совете Министров СССР, результаты конкретно-социологических исследований Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС г. Москвы, а.также личные наблюдения и заметки автора.

Научная новизна исследования определяется постановкой задач, использованным материалом и полученными результатами. В нем:

1. Представлен анализ эволюции теологической программы религиозной деятельности через призму традиционного понимания соотношения "вертикального" и "горизонтального" служения в евангельском христианстве-баптизме и выявлены ее ведущие тенденции.

2. Выявлены и проанализированы изменения, произошедшие в деятельности евангельских христиан-баптистов (как внутрицерковной, так и внецерковной) за период с начала общественных преобразований в стране (1985 г.) до конца

1990 г.

3. Вьщелены и проанализированы приоритетные направления деятельности евангельских-христиан-баптистов и их позиция в плане перспектив развития церкви евангельских христиан-баптистов в-общеотве. .-;

4. Рассмотрены процессы, связанные с .изменением организационных структур в евангельском христианстве-бацтизме и показана их специфика.

5. 'Рассмотрена, позиция евангельских христиан-баптистов по отношению к новому Закону СССР "О свободе совести и религиозных организациях" на основа, их отношения к- государственным законодательным актам о религии, церкви и верующих советского периода и их вероисповедных особенностей.

■Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том,.что философско-социологичес!сое исследование, проведенное в ней, позволяет- глубже, проникнуть в сухость сложного процесса взаимосвязи конфессиональных сообществ . с социальной средой, ее основными характеристиками, и их взаимозависимости в стабилизации общественных процессов и утверждении позитивных тенденций. Вносится определенный вклад в. .разработку, социологических проблем исследования религии 01.обществе. Материалы диссертации могут быть ис-. пользованы для подготовки лекционных курсов по .теории и истории религии.-и..атеизма в.вузах, в практике проведения се--,, шнарских-.занятий, при разработке;, спецкурсов, в^лекционно-пропагандистской работе, в исследованиях и; публикациях по данной проблеме.. ч-:..;-:; .„■'..,'.;■ ,

- - Апробация работы.- Результату исследования апробированы в выступлении на кафедре теории и истории религии и атеизма философского .факультета.МГУ ш.. М.В.Ломоносова.. Основные положения и выводы диссертации; .отражены ц опубликованных статьях. ч.-, п^-

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа., . заключения и библиографии. .Объем: работы составляет ... .машинописных .страниц..'. о - >. а-,' V. ! ч - : -.

ОСНОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, характеризуются теоретико-методологическая основа и источники диссертации, определяются ее научная новизна, теоретическая' и практическая значимость, освещается апробация результатов' исследования, его структура.' "• •■,"-'

В_первой_г;лаве - "Социально-политические аспекты перестроечных процессов в' СССР и их отражение в сознании евангельских христиан-баптистов" - рассматривается эволюция социально-политических воззрений' евангельских христиан-баптистов под влиянием общественных преобразований в стране во второй половине 80-х годов*

В первом параграфе автор рассматривает соотношение ■ "вертикального" и "горизонтального" служения в современной теологии евангельского христианства-баптизма..

Подобно любой конфессии, евангельское христианство-баптизм имеет свою программу деятельности церкви и верующих, отражающую ее специфические вероисповедные черты, и выступающую по отношению к поведению его последователей как некая подлежащая усвоению норма. Исходя из принципа всеобщего священства, согласно которому в церкви евангельских христиан-баптистов отсутствует деление на клир и мир, а какдый верующий наделен священническими функциями, понятие "служение" - "служение богу" определяет в теологии евангельского христианства-баптизма всю деятельность как церкви в целом, так и каждого верующего в отдельности. Традиционно служение богу выступает в евангельском христианстве-баптизме в единстве его "вертикального" и "горизонтального" аспектов. Если "вертикальное" служение - это практика непосредственного, личного отношения верующего к богу (молитва, изучение Библии, исповедь, покаяние и т.п.), то "горизонтальное" служение - это служение верующего в сфере определенных форм социальной деятельности (миссия, благо-

творительность» труд в сфере общественного производства и т.п.).

Из двух аспектов служения "горизонтальное" является наиболее изменчивым, всецело определяющимся наличными условиями существования церкви в обществе. Поэтому его границы расширяются или сужаются в зависимости от объективно существующих взаимоотношений верующих с - окружающей социальной средой. В теологии евангельского христианства-баптизма это выражается в .усилении либо фундаменталистских, либо модернистских тенденций и в актуализации того или иного аспекта служения. При этом,.если .усиление .фундаменталистских тенденций связано с актуализацией "вертикального" служения и сужением границ "горизонтального",.то усиление модернистских - с актуализацией "горизонтального" служения и расширением его границ-. Но и в том, и в другом случае "вертикальное" служение неизменно остается..ядром, "сущностной" деятельностью церкви и верующих.

В современной-теологии, евангельского христианства-баптизма определяющей .становится идея расширения рамок "горизонтального" служения- через повышение социальной ответственности и. активности-верующих. Ее развитие отражает глубокие изменения: в сознании верующих, происходящие под влиянием изменений: в. обществе, их личного .социального опыта. '-Дал- евангельского- -христианства,-баптизма в СССР утверждение ■"горизонтального" злужения протекает в русле тенденций современной западав-теологии баптизма. Слабость отечественной -теологической школы, а также.выравнивание статуса ■церкви и -верующих ЗХБ.. в. СССР со-статусом их зарубежных единоверцев, ^позволяет И'даже, делает необходимым использование идеологами-Союза ЕХБ зарубежных, .исследований, посвященных ' теологическому осмысления? социальной 'проблематики. Шесте с-тем начинают широко использоваться некоторые идеи основоположников' евангельского, христианства-баптизма в нашей стране - Проханову, Марцинковского, Водневского, Карева', и других, которые проецируются на современную действительность я .¡гэи быт 'ва-.*^; для идеологов ЕХБ в нашей стране,

ЧТО УЧА^':^'-: УСЛОВИЯ. . ' ,.

В •геолс^гоес. '/;. тр^о^ке социальной ответственности

и активности верующих неизменно присутствует как "земное", так и "небесное", при этом последнее получает главенствую--щее значение. Социальная активность возвышается в глазах верующего только потому, что она направлена на достижение спасения и обретение царства бония. Главный смысл "горизонтальной" деятельности усматривается в необходимости "привлекать внимание к Богу", свидетельствовать о нем, за него. Поэтому базовой формой "горизонтального" служения неизменно выступает миссионерская деятельность, которой современные теологи евангельского христианства-баптизма пытаются придать гуманистическую общественную направленность. При этом расширение границ "горизонтального" служения является в то ■ же время и расширением поля миссионерской деятельности, элементы которой обязательно присутствуют в деятельности евангельских христиан-баптистов в обществе. Таким образом, допущение в рамках церкви ЕКБ самых разнообразных форм "горизонтальной" деятельности, заключающих в себе "весь мир с его нуждами", базируется в первую очередь на стремлении использовать социальную ситуацию в миссионерско-прозелит-ских целях, обеспечить перспективы развития евангельского христианства-баптизма в стране, сделать религию составным элементом общественной жизни.

Объявляя человека "соработником" бога, теологи евангельского христианства-баптизма' лишают его "горизонтальную" деятельность самостоятельной ценности. Их стремление создать сбалансированную между фундаменталистскими и модернистскими элементами концепция социальной активности верующих в новых социальных условиях опирается на идеи о необходимости, "вертикального" подхода к социальной активности евангельских христиан-баптистов. Разработка концепции направлена в перспективе на совершенствование и развитие программы деятельности евангельского христианства-баптизма в целом с учетом изменившихся общественных отношений. Однако уже.теперь», будучи модернизированы, идеологические установки Союза ЕХБ оказывают обратное воздействие на его последователей, закладывая под их практическую деятельность теологический фундамент и придавая ей религиозное содержание. С одной стороны, все это весьма перспективно с точки зрения

возможности развития общественной активности верующих и несет в себе социально позитивное, конструктивное содержание, а, с другой, - раздваивает устремления верующих на "земное" и "небесное" и, в конечном счете, снижает эту активность. Позитивная сторона данного процесса существенно ограничивается также за счет сохранения в рамках современного евангельского христианства-баптизма крайних фундаменталистских воззрений и, как следствие, сектантских тенденций.

Автор подробно останавливается на особенностях крайне фувдаменталистских воззрений, носителями которых выступают идеологи Совета церквей ЕХВ, в вопросе о соотношении "горизонтального" и "вертикального" служения. Акцентируя внимание верующих на "вертикальном" служении и на базовой форме "горизонтального" (миссионерской деятельности, но полностью лишенной какого бы то ни было общественного содержания), идеологи Совета церквей ЕХВ сохраняют курс на максимальный отрыв жизни верующего от социальных форм ее существования.

Во втором параграфе анализируется отношение евангельских христиан-баптистов к перестройке, их понимание перспектив ее' успешного развития, условий ее необратимости, их оценка влияния перестройки на положение евангельского' христианства-баптизма в обществе, на внутрицерковную жизнь, рассматриваются процессы адаптации евангельских христиан-баптистов к новым социальным-условиям.

За исключением верующих из общин Совета церквей ЕХБ, лидеры которого заявляют о неизменности своей социально-политической ориентации, подавляющее большинство ЕХБ положительно восприняли перестройку, что нашло отражение в возросшем уровне их социально-политической активности с конца 80-х гг. Принципы общественного служения евангельских христиан-баптистов в СССР, разработка которых берет начало на 42-м съезде Союза ЕХБ (1979 г.), продолжают углубляться и конкретизироваться. Считая себя истинными "людьми перестройки"» евангельские христиане-баптисты отводят себе в ней авангардную роль, связывают возможности ускорения перестроечных процессов со своим непременным участием в* жизни общества, в решении всех его болевых проблем.

По их мнению», вклад евангельского христианства-баптизма в перестройку может быть практически неограниченным, однако приоритет отдается духовному фактору - нравственному переустройству общества на основе евангельских ценностей. При этом евангелизация выступает в качестве' условия, необходимого для спасения ладей от социальных потрясений и обновления общества. Успех перестройки, достижение позитивных результатов верующие ЕХБ связывают с количественным и качественным ростом их церкви в стране. Это последнее, в особенности,. ведет к тому, что, во-первых, рост социальной активности рассматривается как стимул для "духовного об- . новления" внутри самого евангельского христианства-баптиз- . ма,.для активизации внутрицерковной деятельности, и, во-вторых, появляется необходимость в перестройке всей системы образования и подготовки кадров в евангельском христианстве-баптизме, а также выработке путей наиболее рационального их использования.

... • По оценкам евангельских христиан-баптистов, влияние . ; перестройки ка их вцутрицерковную жизнь и деятельность про- . является в развитии.давно не практикуемых шли форм деятель-кости. Автор, подробно останавливается на тех внутренних., процессах, которые сопровождают развитие в евангельском христианстве-баптизме миссионерской, благотворительной, издательской, кооперативной деятельности.

Вмтретьем.параграфе рассматривается позиция верующих ЕХБ по отношений к общесоюзному Закону "О свободе совести и религиозных организациях" (1990 г.).

Отношение евангельских христиан-баптистов ко всем го- .; сударственным законодательным актам о религии, церкви и верующих, принимавшимся в нашей'стране, всецело.определяется особенностями их вероучения и, в первую очередь, тем его аспектом, который'связан с требованием отделения церкви от светской власти и ее невмешательства в религиозные ; дела. Для подтверждения этого положения 'автор вкратце раскрывает оценку евангельскими'христианами-баптистами период да действия в стране ленинского Декрета об отделении церкви от государства й школы от церкви (1918 г.),' затем пе- . риода действия .законодательства о религиозных культах

1929/75 гг. и уже на их основе - отношение евангельских христиан-баптистов к новому Закону СССР 1990 г.

Сложившийся у руководства Совета церквей ЕХБ комплекс идеологической нетерпимости по отношению к "миру" обусловил его отказ от участия в обсуждении положений закона. Между тем основная часть веруюащ: приняла довольно активное участие в его обсуждении. Подавляющее большинство сочло целесообразны;/, в период, являющийся переходным к правовому государству, принятие и действие закона, -не только закрепляющего принцип свободы совести в его ленинском понимании, но и. регламентирующий права и обязанности верующих и их организаций. Автор подробно рассматривает- предложения, выдвинутые евангельскими христианами-баптистами в ходе обсуждения .проекта Закона СССР (о необходимости правового регулирования деятельности атеистов и' атеистических организаций, отделения атеизма от государства наравне с религией, исключения атеистической направленности школьного обучения и т.п.), те оценки, которые дают верующие отдельным, наиболее принципиальным его положениям с учетом специфики евангельского христианства-баптизма (в их числе религиозное обучение, создание различного рода религиозных организаций, связанных с распространением Евайгелия и др.), а также оценку закона в целом.,

- '"Новые подходы к решению традиционных проблем в Союзе евангельских христиан-баптистов" -определяются специфика и направленность современных внутри-церковных процессов в евангельском христианстве-баптизме и их зависимость от характера общественных отношений.

Первы^параграф освещает основные принципы организации и деятельности евангельских христиан-баптистов на базе нового Устава Союза ЕХБ. При этом его сравнительный анализ с Уставом.Союза ЕХБ 1979 г.. имеет целью проследить изменения, произошедшие в устройстве и деятельности общин евангельских христиан-баптистов, выявить новые тенденции.

Согласно новому Уставу, Союз ЕХБ строится по федеративному принципу, в силу чего и организационная структура Союза, и основные направления деятельности его органов, и сам характер этой деятельности претерпевают соответствующие

: изменения,;/Устав Союза ЕХБ 1990 г., во-первых, фиксирует расширение-рамок деятельности .евангельских христиан-баптистов дли .каждого-уровня, начиная с поместной церкви и кончая ^руководяя^ центром -г.Ср^егом"Союза ЕШ (CCSXB); во-вторых». закрепляет самостоятельность церквей на региональном уровне; в-третьих, предполагает расширение прав ни-зсгоЕйх звеньев Союза ЕХБ; Б--четвер1:ых, определяет4 порядок формирования руководящих, звеньев Союза и'их функций.

Сравштелькый анализ обоих, документов позволяет ■ автору сделать-вывод» что новый.Устав Союза ЕХБ излишне дета-■лизироваю-за дчет »жогоодслетщх регламентация. Такое стремление, обговорить все и вся з.деятельности всех звеньев-Союза ЕХБ,; с одной стороны,'дозволяет-'исключить- во'змоз-

• 'несть--различного толкования _ ?вх ..или иных половший доку--••мента Счто, .в..частности, шэло.мор?о"применительно"зк Уст'а-."ву. Союза ЕХБ 1979 г.},, а, 'с,.другой'стороны',' ограничивает

применение на •щ>актихсе_ статей, прэдусйМтривающих самоетоя-'Теяьность церквей и.инициативу вёруюдах.Твм"'-сашм-развитие демократических тенденций, одерживается' за'счет сохранения

- практически,.®.: неизменном, виде^ (лищь отчаатп реформированной) Ибрархтее2^бюрократкческ0й''систе1-лы"'управления' церквями Союза ЕХБ. ...........-,

Во втором,-параграфе анализируется современное состояние проблемы единства...в. евангельском ^хрйс'ийнстве-баптизме. Автор.-.вкратце .определяет исторические' причины образо-

- вания-в евангельском христианстве-баптизме дв^ 'аспектов

• единства--.духовного и.организационного - и выход-последнего на передний план, и подробно останавливается на рассмотрении специфики подхода.руководства Союза ЕХБ-к-решению проблемы единства со времени образования Ссвза;до кон-

-•ца -80-х гг.. Зтот ..подход выражался'в стремлении сохранить и "'упрочить:- прелдй-.всего оргашзацйонккё формы единства за -" счет-чисто административньрс.методов управления церквями • • (санкционирование "сверху" любых мероприятий в церкви, »"борьба с разнодаелиями,. формирование общественного мнения, Отвечающего: всецело мнению, руководства," погоня за числен-ifflji ростом церквей Союза SS.и .т.п.).' '

Учитывая изменение внешних условйй и расширение сферы деятельности церкви евангельских христиан-баптистов, руководство Союза ЕХБ начинает постепенно менять свое отношение к проблеме единства,' однако изменения затрагивают лишь сферу отношений к Совету церквей ЕХБ и автономным церквям ЕХБ В:этом вопросе руководство Союза ЕХБ предпочло отказаться-от традиционно существовавшей конфронтации (по крайней мере, со своей, стороны), отметив невозможность в настоящее время призывать к "структурному единству и провозгласив дальнейший-курс в вопросе достижения единства на ■Развитие его духовного аспекта (через...сотрудничество по са_ 4м различным направлениям деятельности). Главный акцент делается на создании атмосферы взаимного доверия и понимания Внутри Союза ЕХБ развитие нового подхода сдерживается сил« консервативными тенденциями '*, прежде всего, противодействием руководящего звена Союза. Лишь необходимость

преодоления усидащихся "центробежных"' сил в Союзе ЕХБ заставляет руководство Союза идти на определенные уступки Радикально настроенным группам верующий, выступающих против искусственно образованных организационных структур, за переход от чисто организационных форм единства к духовно-

организационшм^ - йорон (paffiKa310B-и консер-

ваторов) в вопросе о решении, проблемы единства в евангельском христианстве-баптизме, автор делает вывод, что успех консервативных сил определяется сохраняющая в достаточ-;0 большой степени инертностью мышления верующих, верой в

авторитет "старших братьев". .. .

ТвемапаваРЕЙ посвящен ;проблеме смены поколений в

евангельском христианстве-баптизме.

Ее решение предполагает:, в евангельском христианстве-баптизме не только обеспечение стабильной численности об-шн! но, прежде всего, воспитание "социально перспективной шеш". Поэтому, ставка на молодежь во все периода деятель-

Гсш евангельских датиан-баптистов „является стратегической линией в обеспечении евангельскому, христианству-баптизму исторической перспективы.

По сравнению с 60-70-ми гг., когда воспроизводство общин осуществлялось главным образом за счет лиц старшего возраста, в 80-ые гг. наблюдается иная тенденция - к воспроизводству общин главным образом за счет молодежи и их постепенному "омоложению". Этот процесс сопровождается ростом образовательного уровня верующих, увеличением числа верующих, занятых в общественном производстве. В параграфе приводятся конкретные данные, характеризующие состояние проблемы смены поколений в.евангельском христианстве-баптизме в последнее десятилетие, в динамике (число общин, количество верующих в них, их возрастной состав, образовательный уровень). Наблюдается увеличение доли молодежи в составе пресвитеров и проповедников.

Развитие в евангельском христианстве-баптизме молодежной деятельности, впервые за несколько десятилетий принявшей открытый характер, определило курс, взятый руководством Союза ЕХБ во второй половине 80-х гг., на активизацию работы с молодежью и обновлеше кадров служителей. Однако развитие молодежной деятельности влечет за собой обострение проблемы отношения поколений. Автор подробно останавливается ка рассмотрении основных ее составляющих - проблем воспитания преемственности в новых поколениях, сохранения' традиций, создания в общинах микроклимата, удовлетворяющего молодых верующих, преодоления конфликтности между поколениями, делая попытку бпределить степень сложности и перспективы их разрешения.

В настоящее время в евангельском христианстве-баптизме идет активная разработка программы работы с детьми и молодежью (не только из семей ЕХБ, но и из неверующей среды). Она осуществляется по следующим направлениям деятельности: I) семейное религиозное воспитание, 2) диалоги молодых верующих с неверующей молодежью, 3) посещение исправительно-трудовых учреждений, 4) профориентация молодежи ЕХБ с учетом современных требований, 5) молодежные музыкальные группы, оркестры, хоровые коллективы, б) воскресные школы. От молодежи руководители общин ждут активности в поиске новых форм и методов служения.

Попытки руководства Союза ЕХБ упорядочить молодежную деятельность с целью ее координации из центра наталкиваются на противодействие молодежи, все более стремящейся к самостоятельности. Этот аспект проблемы рассматривается автором на основе материала, связанного с дискуссиями, проходящими в евангельском христианстве-баптизме в связи с проектом "Положения о молодежных советах ЕХБ".

Б Заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Пудова Т.А. Особенности социально-политических воззрений евангельских христиан-баптистов в СССР // Проблемы религии и атеизма в контексте культурных традиций. -Рукопись.деп. в ИНИОН АН СССР 26.09.88 г., № 35655. -

0,5 п.л.

2. Пудова Т.А. Религиозная ситуация в общинах евангельских христиан-баптистов // Информационный бюллетень Центрального Дома знаний о религии и атеизме. - М., 1990.0,7 п.л.

3. Пудова Т.А. Эволюция социально-политических воззрений евангельских христиан-баптистов // Социально-политические ориентации религиозных организаций в советском обществе. - М.: Ин-т научного атеизма АОН при ЦК КПСС, 1990. - I п.л.