автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Нравственная культура сельского жителя

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Антошкин, Виктор Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Нравственная культура сельского жителя'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственная культура сельского жителя"

Башкирский,ГосударотвешмИ Университет имени 40-летия Октября

На правах рукописи

АНТОШКШ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СЕЛЬСКОГО КИТЕЛЯ

Ч

Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический ( материализм

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Уфа - .1990

Диасортацвд выполнена ла кафедра фшэсофии Башкирского государственного университета твт 40-латия Октября

Научный руководитель - доктор фадоаофсинх наук , профессор

Садынов а,Б. ■

Официальные оппоненты - доктор философских наук , профессор Вадэее Д.». - доктор философских наук , профессор Злотников P.A..

Ведущая организация - ращироккй ордона Трудового Красного Знамаам селъококоздйствзишй институт

9 . '

•■/ » c/JlJ<Ci0n7i 1990 г. в vV

Защита состоится c/jZ/\Cibi\9i 1990 г. в

т ~г

на даседащш сшздшдвэирошнного Совета К 064.13.03 ш присуждению ученой отепени кандидата фддософокйх наук при Башкирском государственном ушшаройтета имени 40-летия ОктясЭря по адресу : г. Уфа , ул.Фруизэ, 32, глекШй корпус, ауд.

. С дпсерг'ацией мокко ознакомиться в йийлиотеке Башкирского государственного университета ■

Автореферат разослан "^-V 1990 г.

Ученый секретарь специализированного Совета , кандидат философских наук

доцент ^Тухватуллин Р.М,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛШОСТЬ ТЕЩ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сойотское общество нпходит-ся на очень ответственном отрезке своего развития , который во . шогом имеет переломный характер. Б законах, принятых 1 ,'Л и П1 съездами народных дзтутатов СССР , сессиями Верхошого Совета СССР, в документах ХХУП1 съезда КПСС , в публикациях ученых оодортатея основы теории я концепции обновления общества.Перес тройка , начатая в нашей стране , может бить осуществлена только как комплексные революционные изменения , охватывающие в целом все стороны экономической .социально-политической к духовной жизни советского общества. Для осуществления рзволюциокных преобразований необходимо преодолеть сопротивление механизмов торможения и привести б действие все слагаемые человеческого фактора. В настоящее время все более ясной становится диалектическая взаимосвязь экономического , социально-политического и культурно-нравственного прогресса общества.

На современном этапе развития происходит возрастаний реля морального фактора з общественной лизни. Нравственность - сердцевина , ядро развития личности. Моральный облил человека находится в диалектической взаимосвязи с развитием творческих способностей. Полноценная деятельность любого предприятия , учреждения , социальной группы может быть обеспечена , если уровень моральной культуры народных масс достаточно высок. Уровень нравственной культуры личности представляет тст основной компонент, который выражает внутреннюю суиюсть трудовой , политической ,про$эсзиояалъной и гражданской зрелости человека. Забота о развитии культуры , морального зцорозья народа является наиболее надежным путем.к долговременным и прочным успехам во всех сферах жизни общества. Нзя совокупность до1гумэктов свидетельствует о том , что уровень нрав-

странной культуры советского общества невысок. Поэтому важнейшая задача , которая отоиг перед нами - нраватзи.люз , духовное возрождение , выздоровление общества.

Одна из важнейших задач разви-ия советского общества на современном этапе - практическая реализация, продовольственной проблемы, которая находигоя в прямой вавиоимоош от социально-экономического положения крестьянства в общества , достижения социального равновесия города и деревни. От духовного роста личности крестьян вся больше зависят теша поотупатшшюго двмдашот сельского хозяйства. Коронное преобразование аграрных производственник отношений встречает сопротивление со стороны опредол. .шой части сельского населения. Борьба между прогрессивным и консервативным ь деревне приняла в современный период личностный характер. Объективный (экономический) фактор вступает в противоречие о отставание;.! субъективного фактора , особенно уровня моральное,.и индивидов и коллективов.Важно такжз отметить , что неудовлетворенность духовно-культурными' аспектами труда и быта - основная причина миграции сельского населения. Однако на соле да оих, пор преобладает отношение к духовной культуре как к сфере развлечения к досуге , широкое хождение имеют технократические взгляды., оогласно которым духовной культуре отводится второйтепенная роль.

Повышение нравственной культуры личности находится в тесной ьза шюовязи с демократизацией общества. Сохранение угнетения человека человеком к связанные с атим новые формы отчуждения и скрытой эксплуатации - серьезное препятствие на пути прогрессивного развития советского общества. Всесторонний эдализ духовна жизни , культурах трац;щий( Механизмов социального контроля села позволяет глубже понять условия Достижения демократии и реальной свободы личности.

Такал образен , изучеичз нразошзнно-культурпих факторов развития общества является актуальным , что привлекает гаштио imo-гиt исслрдо вэт оле й.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМУ. Проблема духовного рамот современной деревни широко , многогранно рассматриваются в работах Арутиняна Ю.В. ,Бондаренко Л.Л. .Великого 11.11., Спмуша П.И. и цр. Исследование проблем культура , морали , нравственно:! культуры представлено я работах Арнольдова Л.Я., Архангельского Л.М., Бзбо-сова Е.М., Бакштановокого В.И..Валеева Д.Н., Винокуровой 0.П. .Волчанки Л.Б., Гусейнова А.Л., Злотнпкова Р.А. .ПкоеьдкоеоЯ G.H., Квасова Г.Г., Кэгана Л.Я. .Сацнкова ''.Б. .Окрипншш А.II. .Согомонова В.В., Соколова З.М., Соколова Э.В. .Тлтаренко А.И. .Тугарчнова Б.Ч..Уледо-ва А.К., Зодоренко Л.Г., Шинкарука Ь.И. Дсрбока Ф.Н. Всестороннее исследование взаимосвязи морали и нпих сфер култлурн началось сравнительно недавно. Поэтому даже в общотеоретичёсксн аспекте проблема нравственной культур» разработана недостаточно. Пока нот опубликованных работ , лосгэтцешшх изучению моральной культуры сельских жителей , хотя достаточно полное решение данной научг^й проблем уже подготовлено современным развитием обществен шх наук. 3 незначительно:! море изучены реалыше повседнззние нргветвентю отношения на селе. Указанные обстоятельства и послужили причиной забора данной темы в качестве предмета диссертзцшшюго исследования. Аптор отдает себе отчег в тем , что всесторонние реыепие проблема требуот комплексных исследований со стороны 'гсредстазителой ра,з-личнкх общественных наук.

ОКЬЕКТ НАШЕГО ИССЛВДОВАНИЯ - нравственная культура сельского жителя как результат детерминации социальными факторами и духовно f активностью субъекта.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОМГЛЯ - выявление уровней развит:« ярзвег-

Е61Ш0Ё культуры различных категорий сельского населения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выяснение результата работы по формированию ооциалйотичеокой нравственной культуры жителей деревни.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ :

- Выяонить условия формирования и определить уровзнь иревст-венной культуры сельских ¡кителей , а следовательно, выявить моральные ценностные орио.чтации и идеалы жителей села;

- Определить отепеиъ развития гражданокой актчвнооти сельских жителей;

Йсоледовать диалектику взаимосвязи демократизации общественных отношений и моральной культуры сельского населения ;

- Сделать анализ детерминирующих факторов негативных форм поведенческой практики;

- Предложить ряд рекомендаций по формированию социалистической нравственной культуры сельских жителей.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЩЩЕМ :

1. Предпринята попытка комплексного изучения состояния и тенденций развития нравственной культуры сельского населения.

2. Изучена реальная практика повседневных нравственных отношений на селе и противоречивость их развития.

3. йивлены эмпирические закономерности ( возрастание роли духовных Потребностей в системе потребностей сеяъских жителей; влияние различных форм и уровней социальной несправедливости на сиккениз уровня моральности -индивидуумов а групп сельских жителей; негативное воздействие административно-бюрократической системы на нравственную культуру тружеников села ), учет которых позволит по-выоить уровень управления процессом культурно-нравственного обновления советского овла.

В своей работе ш исходам из предположения , что об у ровно

п

развитая нравственной ¡гультурц ыозшо судить на оономшш даших об идеалах, взглядах , ценностных ориентация* оолъоких труйшшоз, . их поведения в лроизводотЕанно-вшюшчеакой, общественно-политической , оемеШю-бцтовой и культурней сфзрах лшгшэдеятольнооти. Предполагается , что чом лучшз для пидивзда {или групп») эконсмл-чеокие и культурный уоловкя ороду , том емко уровень нрапотвеннсЗ культуры индивида (группы). При этом ва.7ЛрЗ даторшагаптой культура ко-нраЕотванного развития жителя дарзшщ выступает достигнутый уровень сациалъно-эноношчеокай аредостл о&дзотва и сояа , в частности их маторпзлъно'-тохнйчасниз возиожюоти. Объективные условия для развития социальных групп и отдельных лнчноотей диалектичооки взаимосвязаны о субъективными условиями , о действием факторов само-детормшщции. Эти полояешш выдвигаются в' качество рабочей гипотезы наследования.

ТЕОРЕТИЧНОКОЙ И МЕТОДОЛОПГй'ИШ'Л ОШОВОЛ диссертационного' исследования являются произведения К,Маркса , -Э,Энгельса, В.И.Ленина, документы съездов народных депутатов ССОР , сессий Верховного Совета СССР , КПСС по проблемам дукошой культуры, ооцкально-ако-номичзокого положения крестьянства в обществе , труда советских обществоведов по вопросам духовного развития советской доревни , проблемам этики и теории культуры.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕН® нравственной кульчуры сельских жителей было основано на следующих методах I наблюдения , опросы, статистические обследования, эксперимент. Широко использовался автором метод ¡«стандартизированного (неформального) интервью.Социологическое изучение проблем нравственной жизни свой! острием было нацелено на анализ моральных явлений в трудовых коллективах.

В диссертационной работе используются результаты исследований социологической лаборатории Башкирского сельскохоЗяйстленного'

института е БаЗыькском , Аургазинсшл и ТуМчзкнскоц районах Башкирии ( 19Ü6 - 1989 гг.). Ври личном участии аззтора бшш опрошенц по репрезентативной вцборке осковкна социальна группы сельского населения, Выборка в основном jico;, .давании пропорционально отражает профессиональную и демографическую-структуру работников сельского коайства всех колхозов (совхозов) указанных районов. Исследование проводилось методик совмещения (корректировки) анкетирования с индивидуальными к группоида беседами. Среди других видов источников изучения нравственной культуры села следует отметить документальные повествования , свидетельства отдолышх лэд и коллективов о нравах , царящих в i-jc среде , материал публицистики, доку-иоктц районных и. сельских советов , протоколу партийных к комсомольских ообрашш , товарищеских- судов , материалы всесоюзных , республиканских и районных газет.

В результата преподанного исследовании били сделаны обобщения и выводы , винооище на защиту , а именно •

- Нравственная культура выражается прежде воего в стеленп гуманности общестьа , превращении человека ь главную ценность общественного прогресса. Падение нравственности в советском обществе - это и следствие „азрушения крестьянства. Нанесение ущерба одному классу , группа , общности Неизбежно ведет к деформации других частей и , следовательно, общества как целого. Низкий уровень нравственной культуры села тесно сшзан с невысоким уровнем культуры общества в целом. С другой стороны , невозможно поднять на новый уровень моральную культуру общества без нравственного оздоровления деревни, Центральный пункт - изживан-j на практике потребительского отношения к селу как средству развития города и щшышинностн. Духовный подъем села возможен только на пути признания обществом человеческого достоинства крестьянина , .

устранения всех искусствешшх препятствии к самоустроопко ш своей жизни. Нравственный долг общестза состоит в том , чтоои осуществить подлинное возрождение деревни , поднять престиж крестьянского труда;

- Сильная сторона нравственной культуры деревни - сохранение тращщиоиных ценностей ; у сельских жителей слабо развита способность к моральному творчеству , к сознательному ir активному утверждение новых форм жизни ; в последние годы на соло более ускорзшшки темпами идет процесс отрицания устаревших моральных ориентации , чем утверждение новых; многим сельским хиголям свойстзен мозаичный характер нравственной культуры , то ость переплетенье прогрессивных

и отрицательных элементов , рассогласование морального сознания и неадекватного ему поведения. Высшего уровня разлития пнцизилуально-гс морального сознания - уровня нравственных потребностей и убеждения - достигает пока незначительная часть сельских тружеников ;

- Вся совокупность наследований и оЗъектпвшх данных подтверждает гипотезу о корреляции уровня социально-экономической зрелости хозяйств , регионов и отдельных поселений с уровнем рп. литая их моральной культуры. Исследование показало , что там , где имеются хорошие условия труда , высокая оплата за высокий конечный результат , развитая социально-бытовая и культурная суерь: жюик. как правлю , выше уровень моральности коллективов и отдельных личностей.

С другой стороны , существующие во многих региэнч/, областях, хозяйствах ниблпгопрнятнье условия труда , низкий ^ролень механизации, несовершенство органкзацпоино-зконогмчепких отношений н сельском хозяйстве , слабой развитие социально! инфраструктур!! цереЕНИ - вся эта совокупность объективных данных не позволяет ю.ногим сельским жителям достичь высокого уровня нравственной культуры. Пели по некоторым компонентам духовной культуры село опережает город , то

оно значительно уступает города в уровне бытовой цивилизации, в отэпени развития демократии и свободы личности ;

- Чаотые нарушения принципов подлинной демократии и социальной справедливости оказывают деморализующее влияние на основную маооу сельских тружеников. Гоопоцстио административно-бюрократической системы ,■ ограниченность духовного мира руководителей и специалистов сельского хозяйства - основное препятствие на путл экономического и культурно-нравственного обновления. В то ке время утверждение демократических начал на с.еле происходит в трудной борьбе о противниками в среде рядовых работников, которые не желают брать на себя функции хозяина. Когда каждый сельский труженик станет субъектом управления , тогда будут созданы предпосылки для снятия отчуждения во' всех основных сферах человеческой жизнедеятельности , что является оущноотью к конечной целью культурной революции |

- В системе потребностей сельских жителей возрастает роль духовных потребностей . Однако во многих случаях даже тот минимум духовных ценностей , которым располагает деревня , далеко не всегда используется сельскими тружениками ввиду слабой развитости духовных потребностей. В последние два десятилетия произошел определенный спад в активных формах занятий культурным творчеством и соотношение потребительских л творческих элементов в культурной деятельности селян сложилось в пользу первых ;

- Можно выделить три условные морально-йсихологическио группы сельских кителей :

I) Труженики села о высоким уровнем культурно-нравственного развития. Доля сельских жителей , добросовестно относящихся к труду в общественном хозяйстве , занимающих активную гражданскую позицию , поддерживающих демократические методы управления, харак-

теризующнхся относительно высоким уровнем духовных потребностей и прогрессивной огрукгурой цооуга составляет в разных группах оель-ских жителей от 20 % до 55 % \

2) Жители деревни со среднеразвитым уровнем нравотвенной культуры. У них преобладает материально-житейская направленность мотивов поведения ; большинство из них добросовеотно трудитоя в общв-ствапнои секторе , но определенная чэоть не осзобоцилеоь от привычек прошлого';

3) Груша сельских жителей , у которых преобладают примитивные эгоистические интересы. 11м свойствен низкий уровень духовно-нравственного развития.

Вся совокупность имеющихся данных позволяет сделать вывод , что самой многочисленной группой сельских жителей являются люди со средне'! степенью развитости нравотвенной культуры. Полярные группы - с высшим и низшим уровнями развития нравственной культуры -сравнительно малочисленны ,в чем находит свое отражение тенденция к однообразию , уравниловке . нивелировке индивидуальных различий, которая бнла свойственна деревне долгиэ года;

- Сегодня в центр внимания выдвинута проблема создания в коллективах здоровой морально-пояхелогической атмосферы .доверия и справедливости, максимально благоприятствующей развитии личности работника. Основу механизма подъема нравственной кульчурн сельского кителя составляет качественное изменение производственных отношений , которое цожшо происходить на базе учета наличного уровня морального сознания , сохранения фундаментальных культуршх и национальных традиций. Эффективное сельскохозяйственное производство , формирование здоровой сельской общности возможны только на путях утверждения принципа хозяйственной самостоятельности крестьян л их добровольных кооперативных объединений;хозяйствен-

пая самостоятельность - путь не только к более высокой производительности труда , но и к возрастанию активности гражданской позиции , к расширена» культурного кругозора.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация ¡шеьзт как тзоретичоскум , так и практическую значимость. Комплексное использование на практике выводов в рекомендации, сделанных в работе , иоможот в выборе оптимальных путей пуховно-куль-турного развития советского села. Выводы диссертации могут быть применены при разработке комплексны/, целевых социальных программ. Полученные результаты могут использоваться при разработке инструментария, методик и программ исследования проблем духовного разви-тея современной деревни. Кроме того , положения и выводы работы могут найти примэнешю в преподавании этики , философии и других обществоведческих дисциплин , при организации спецкурсов и спецсеминаров , на факультетах общественных профессий сельскохозяйственных вузов.

АПРОЕАЦШ результатов исследования била осуществлена в публикациях автора и сообщениях на четырех научно-практических конференциях.

СТРУКТ/РЛ РАЕОТЬ' такова , что сначала излагаются результаты исслодования наличных идеалов и'ценностных ориентация сельских кителей , в загеч речь вдет о материально-производственных и управленческих отношениях трудовой , общественно-политической и культурно!! деятельности тр5?:еников деревни , которые являются од-коьромошю и причиной , и следствием определенного уровня моральней культуры. Диссертация состоит из введения , де—: глав, заключения л списка использовзшюй лигературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕКШШЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении дано обоснование актуальности теш , показана степень со изученности , определены объект , предаст , .сформулированы цель и задачи исследования , определена научная новизна и практическая значимость проделанной работы , а также укавана ем-пирическая и информационная база диосертации,

В первой главе "Нравственная ку-цътура. и методология ее исследования". указаны теоретические и метадологическио основы данной работы , определены объем и содержание таких узловых понятий диссертации , как культура , мораль , нравственная культура. Культура и мораль связаны между собой как целое и часть , взаимно содержатся друг в друге, представляя единство тождества и различия. Культура включается во все виды практики как качественный показатель человеческой деятельности и ооотоянин взаимоотношений в коллзктиве и обществе. В то же время мораль - один из существенных показателей этого качества, ибо и она проникает во все сферы жизнедеятельности. Диалектическое единство культуры и морали предполагает и противоречие между ниш. Нравственная культура является сущностной характеристикой духовной культуры , синтетичес- . кик. интегральным результатом духовного развития личности. Нравственная культура - это вошедшие в быт , привычку , практику повседневных отношений общечеловеческие моральные ценности. В главе определены основные компоненты и функции нравственной культуры.

Методология изучения нравственной культуры - материалиста-, ческзя диалектике . Еа."лэ отметить , что моральные явления - хоть и существенная , но только часть , сторона социальных явлений, и в этом случае искать главную причину развития морали я ее собственных противоречиях было бы методологически неверно. При изучении явлений нравственной культуры автор исходил из философско-социологачсского анализа, основанного на единстве объективного и

субъективного, материального и идеального , количественного и качественного , типичного и индивидуального , исторического и логического , морального и психологического. Теоретический уровень исследования диссертации оонсвываетлч на структурно-функциональном и генетическом (историческом) методе объяснения.

Нравственная-культура сельского зрителя представляет собой своеобразную равнодействующую различных воздействий , ибо советская деревня неоднородна ъ социальное отношении. Аренда и фермерство ведут к дальнейшему расслоении единого коллективного интереса на групповые. Усиливаются противоречия между управленцами-оклащгака-ми , поденщляаш-тарифниками, с одно оторопи , и арендаторами, фермерами - с другой.Вместе с тем усиление социальной .диффоренциа-ции на селе неотделимо от интеграционных процессов.

Поступки и правы сельских экителей мзтсдологически неверно было бы оценивать только с "городски.* колокольни". ПереЕне присущ черты , которые отличачт ее от поселков городского типа и от городов. В етом смысле можно говорить о специфике условий нравственного развития кителей села и выделить пять основных особенностей условии духовного развития деревни , которые оказывают неоднозначное воздействие на мотальный облик сельских тружеников.

В глава также рассматривается вопрос об общих и частных критериях реального уровня развития нравственной культуры. Показатели уровня моральной культуры человека подразделяются :га пря;лые и косвенные, комплексные и единичные,количественные и качественные.

Б данной главе речь идет и о методах, источниках емшшгческо-го изучения моральной культуры села. Нравственная "ультура как объект исследования является нематериальным (идеальном) образованием. Тюитому эмпирическое изучение ее вомпслшо без применения особах гиооеологическгх прокэцур г гг. всех гтанах пропчзнлаотсл

теоретическим обоснованием.

В заключении глзвн обосновывается основная структура етссор--тации и в связи с итгм раскрывается вопрос о социальных причинах моралышх отклонен^:': п поведении , находящихся в неоазрквкон одик-стве о гзпотичесшши и приобретенными биолоппссют.га качествами человека.

Условия формирования и уровень моральной кул г,тупы тружеников деревни рассматриваются по П главо ''Современный уровень нравственной культуры сельского населения". Эта глава состоит из четырех частей. В первом параграфе "Моральные ценностные ориентации к идеалы тружеников села" проблема исследуется , главным образом , з гносеолопггеском и аксиологическом аспектах. Вводятся в оборот такие категории , как "культура нравственного сознания", "культура этического чыниения", "культура нравственных чувств" , ''ценностная ориентация","идеал"."нравственная потребность"."убеждение","моральные качества личности", выделяется пять уровне'} развития индивидуального морального сознания. Кратко характеризуется история развития морального сознания Мигелей села.При оценке современного уровня морального сознания подвергается критике ряд стзроотипов, господствующих в массово,.! сознании.Некоторая часть населения деревни придерживается отрицательных установок в .те.глационяльных отношениях. Широкое распространение на села получила одна из соьвомегсшх форм антигуманизма- идеология сциентизма.Свои практическое воплощенно она находит в активном функционировании технократической психологии, в серьезном ухудшений зколсгическсгс состояния среда обитания сельских жителей.

Анализ потребностей показал , что у большинства селга.преобладают запросы в предметах материального потребления, что обусловлено и их дефицитом. На основе совокупности ианннх делается вы-

вод о том, что у современной сельской молодежи ориентация на материальное благополучно уже не играет той роли , что раньше , а значимость духовных факторов возросла, Е целом тенденция развития потребностей сельского населения такова , что духовный фактор занимает все большее место в его планах и ориентации.

В данном параграфе большоо внимание уделяется анализу степени укорененности традиционных нравственных ценностей в сегодняшней деревне , а также реальное юс воплощение в моральных качествах се-льокого жителя. Анализируются ценностные ориентации в сфере семей-но-быговых отношений. Сохраняющееся битовое неравенство , ограниченное развитие ненщин негативно воздействует на моральную культуру села. Несмотря на го, что произошел коренной перелом в морально-психологических, представлениях сельских жителей о взаимоотношениях жени и мужа , в оемейно-бытовой сфере многие консервативные привычки традиционно-крестьянского уклада лизни изживаются медленнее, чем-в других областях жизнедеятельности.

Во втором параграфе главы "Влияние материально-экономических факторов и производственно-трудовой сферы на нравственное развитие" речь вдэт о производственных и культурно-бытовых условиях формирования моральной культуры жителей села. Специфические условия воздействующие на нравственности коллективов и индивидуумов, можно разделить на следующие групгы : условия труда, уровень механизации сельскохозяйственного производства¡производственные отношения; уровень материальной обеспеченности; материальная среда быта? итерационные фактора ; социальная сфера физического развития человека и его здоровье.

Нзвысокий уровень механизации труда приводит к тому , что увеличение производства сельскохозяйственной продукции достигается за счет физического и нервного перенапряжения жителей деревни.

Еиаота о тем сома кохаиизэщ'я трудопк: продсоооп ояаацрдвт прота-

ворвчапое воздействие на нравзтооцяоо развитие личяоиги»

Основа развит:» моральной культура - проязяодатпотю-окзиемп:-4GCKHG ОТНОШЭНИЯ, В ДШШСМ параграф!} рЗ£|фЫЕЕ9ТСЯ влцяннз проитеод-ответных отиоисшгй на нравственность в их »огортгшеком развитии. Вслвдотлйй нзооворийноизл проязвояотгзш:цй отцетшпШ во многш: сельских трудовых яодлоктэк nponsoota огг/.чденкэ ярео^шшпэ о? средств проазеодотвз, Бззрлздгчнеа orncsaiao рабагпта п огоему дз-лу связано С рядом MGp ПО отторзепкп C3?00Tt!C!lJ3IS прав КрООТШШ-на ц прзлдо всего лрапз на спбатг.снисзтъ, Отфяршгй частной собственности оказалось недизлактичеоп::! , веа ударззиия положительного содержания (хояяйотвзнная прздпрдаяягюать , самостоятельность и т.д.) и преобрззорлт'л его на новой основе, Стремления крестьянам бить на земло хогятюм б:гяэ неправомерно объявлено ■ частнособственническим перегшткоп.

Подробно анализируются раалкчлио фор.а в уровни социальной несправедливости на соло. Социологический исследования в сельских трудовых коллективах рядов районов Башкирии позволили выявить доминирующее настроение, которое можно обозначить как недовольство тружеников фактическим раапрздслэт!?« материальных благ, ка-лобы на социалыгую несправедливость в различных ее проявлениях.

В параграфе рассматривается проблема культуры производства, предполагающей сочетание 1сультурц организаторской и исполнительской деятельности. Исучение опыта работа лучшее тружеников показат ли , что профессионально-нравственная культура внутренне связана с творческой самоотдачей в труде. Внимание удалдетбй и степени удовлетворенности своей работой , которая выступает одййМ ИЗ Системообразующих компонентов нравствешШ культуры личйооти».

Анализ потребителтой деятельности , бытовых условий tía се«

ле свидетельствует о воплощении на практике сциентистской мировоззренческой установки , когда производственной сфере отдается приоритет перед социальной. Несмотря на восрастание материального благосостояния сельских кителей , уровень реальных доходов и бытовых условий в дороше значительно ниже , чем в городе.

Нравственные аспекты миграции сельского населения рассматриваются ео взаимосвязи с проблемой потребительства. Наличие на селе узкого круга профессий , низкий престиж работников несельскохозяйственных специальностей - ото лишь часть более общей причини миграции нолодеаи из села , которую можно обозначить как ограничение свободы. Ограничение свободы личност. связано но только оо специфическими особенностями и объективными материальными возможностями деревни , но и с множеством искусственных препятствий, воплощенных в субъективном факторе. В шкале ценностей молодого поколения свобода постепенно вытесняет фактсу материального благополучия.

Диалектика' взаимосвязи демократизации общественных отношений и моральной культуры сельского населения исследуется в третьем параграфе Б главы "Активность гражданской позиции сельского труженика". Сельскохозяйственный ТРУД органически несовместим о командной системой управления , с диктатом инструкций и нормативов , от-чукдагада крестьян от собственности' и власти. При анализе бюрократической системы управления ш попользовали принцип историзма. Доо'кольк} кооперативной форме собственности по самой природа чуждо администрирование , эта система особенно ощутимо повлияла на крестьянство , затормозив развитие его нравственной культуры.

Анализ проблемы внутриколхозной демократии позволяет сделать вывод , что полокение колхозника низведено фактически до полной личной зависимости от управленческой сферы. Низкий уровень моральной культуры руководителей и специалистов сельского хозяйства

обусловлен материальной независимостью от результатов производства, фактической неподотчетноетыо перед коллективом. Кроме того, анализ системы отбора и расстановки касров показал ,что практически но учитываются нравственные качества и психологические особен -уости претендента на руководящую должность,

В данном параграфе дзлается попытка определить степень раэви-тия активности гражданской позиции сельского жителя. Период культа личности и застоя характеризовался принижением личности , низведением человека до роли виьтика и придатка аппарата ацшншетратишо-команцной оистеш. Когда люди видят отношение к себе как к средству достижения цели, го ответом но потребительское отношение к личности является потребительское отношение к обществу.Если обобщить данные, полученные в различных региональных исследованиях, то в цепом нэ более полов:шы (а е иных хозяйствах и деревнях значительно меньше) сельских тружеников занимают акпгагую шзненную позицию , что является показателем невысокого уровня развития политической и нравственной культуры.

Широкое распространение на селе получили такие явлен, i , как комбинаторство к групповщина - неизбежное порождение комачдно-бю-рократичес'йой системы управления.В параграфе рассматриваются также иные негативные формы поведенческой практики, дается анализ их' детерминирующих Факторов.

Судьба процессов обновления общества в нынешних условиях зависит главным образом от уровня моральности трудовых коллективов и отдельных тружеников. Возникающие на путл революционных преобразований тормозящие факторы имеют в значительной степени моральный характер.Так,переход па принципы подлинного хозрасчета встречает сопротивление а среде рядовых работников , зараженных иждивенческими настроениями. Явления нравственной коррозии, развивсьеся

в предшяотвующае десятилетья , в новых условиях препятствуют прогрессивному развитию деревни,

В четвертом параграфе "Роль культурной среды и духовной деятельности в иравотвошом развитии сельских житалей" рассматривается взаимосвязь духовно-культурных факторов и моральной культуры тружеников деревни,Правде воого даетоя характеристика уровня культурного обслуживания оола , иослодуетия диалектика взаимосвязи системы управления и культурно-духовной сферы деревни, Совокупность данных позволяет сдолать вывод, что осуществлявшаяся в годы господства бюрократических методов управления политика по отношению к селу вела его по пум духовного обеднения.

Систем распределения на селе ценностей духовной культуры, масоовых средств'информации и пропаганды еще не достигли уровня потребности села в духовном развитии.

'Интегральный уровень моральности групп людей находится во взаимодействии с региональными культурными различиям,Поэтому важно обеспечение относительно равных уоловий доступа к культурным благам всех групп сельского населения. Однако на практике зачастую органы управления ие нацелены на ликвидацию диспропорций в куль-рном обслуживании.

Важно выяснить характер использования свободного времени сельских кителей, меру приоощзния к духовной культуре.В диссертации прослеживаются исторические изменения в фурмах проведения досуга сельского жителя. Отрицательной стороной в содержании досуга зги-•гелей сегодняшней деревни является преобладание потребительских элементов. На почве легкого времяпрепровождения формируются искаженные кдэалы "настоящей жизни", приводящие к аморализму в поведении. Противоречия, возникающие в процессе воздействия культуры на нравственное развитие личности сельского жителя , проявляются

в повер;шостном охвате различных сфер культуры , а тате в тем, что значительная часть труяенииов оела на обладает еще достаточно стойкой потребности и умением преодолевать трудности в освоении лучших образцов человечеокой кулътурц. У сольаких кителей надсота-точно развита потребность в тах формах иосользоьянит свободного Бремени , которые связаны о созданием и потреблением духовных ценностей. Серьезное препятотвиэ нз пути нравственного совершенствования - невысокий уровень, художественной культуры многих жителей села.

Д-ЗЗНЕШШ Дано обобщенно проделанной работы, оодвряатоя выводы , оформу лире ванн рекомендации союзным , республиканским, районным партийным, советским, хояяйатвеюпш органам , профсоюзным н комсомольским организациям, руководителям предприятий и организаций агропромышленного комплакоа. Наиболее существенные из этих рекомендаций : осуществить преобразование всей ойат>. i про-' изводственных отношений на селе с использованием а различных ее зглньях кооперативных принципов ; отменить принудительно« членство а колхозе , представить колхозникам а райочим совхозов йрэао выхода из хозяйстве а зэмелышм паем , Право набора формы хозяйственной деятельности j выравнять крестьянство & бкономичеоком, социальном , юридическом плане а рабочими и слуюцими j сочетать экономические метода о социалистическим альтруизмом на базе социальной оправецгазооти | существенно улучшить битовые условия на селе, максимально приблизить уровэнЬ комфортности жилья на селе к городском:/ уровню , добиваться выравнивания регионов , хозяйств , отдельных поселений по культурно-бытовым условиям} войпвты вать ус!ежцениа в примате моральных ценностей НЭД вс.еМ Другим* видами ценностей i при подготовке , йыЙвйжений й оценке кадров рассматривать в неразрывном единстве профессиона.тьно-деловне

и нравственные качества ; оделать состояние морально-психологического климата в коллективе главным критерием эффективности управленческий деятельности ( привлекать к руководству хозяйствами не только агрозоотехническую интеллигенцию , но и представителей гуманитарной 'интеллигенции и другие категории высокообразованных работников) практическую культурную политику оорентировать на устранение традиционно сложивоихся диспропорций в культурном обслуживании районов и поселений , на преодоление различий в уровне духовной культуры категорий оельсксго населения; возобновить книжную торговля во всех населенных пунктах, восстановить в каждой деревне общественные помвщегсш (клуб, изба-читальня и т.д.)¡обеспечить свободное-перемещение людей из деревни в город и обратно, свободный выбор профессий на основе объективных научных данных о личности; поднимать общественное мнение селян до уровня неприятия лю-биЖ форм унижения человэчоокого достоинства, развенчивать идеалы грубой фиэичеокой силы, бороться о воспеванием драк, всех форм наглости н хамства; чаще проводить сходы граждан, особенно в малых наовлвшшх пунктах, {создать на села постоянно действующие социологические службы.

По теме исследования у автора имеются следующие публикации: ' I, Свободное время и совершенствование социалистического образа жизни // Агропромышленная интеграция - важный фактор социального развития современного села. Тезисы докладов.-Уфа,1987.-0.60-62,- в соавторстве,

2. На первый план -. забота о человеке // Октябрьское знамя -Орган Баймакского райкома КПСС и районного Совета народных депутатов Башкирской АССР. 1908.- 14 апреля.

3.Демократизация общественных отношений и нравственная культура сельского труженика // "Гуманистическая сущность перестройки

и ее реализация в условиях агропрома,Тааиси докладов,- Хероон , 1988.- С.62-83, ,

4. Как ми воспринимаем перестройку,- На башкирском языке // Совет Бащкортостаиы,- 1988,- 16 декабря»

5. Научно-технический прогресс и нрзвогвюшое развитие труяв-ников села // Движущие силы и социальные факторы ускорения науч« но-техничаского прогресса. Тезисы докладов Уфа, 1988.- 0.05-86.

6. Совершенствование структуру свободного времэии // Путь Родины - Орган Аургазинского райкома ШОО , райошгога Совета народных депутатов Башкирской АССР - 1989,- 27 ккш,.

7. Роль руководителей и специалистов солъокого хозяйства в развитии культуры села // Роль чедаваческого фактора в рзиешш-социально-экономических проблем села. Тезисы'докладов,- Уфа, 1989,-С.104-106.

8. Как жиаатся, молодежь? Молодо.! работник в азркале социологических исследований // Знамя лешшвзца Орган Алъшеевского райкома КПСС и районного Совета народных дапутотов Банкирской АССР 1989 .- 13 имя.

9. Какой специалист нужен селу // Блокнот агитатора 1989.-»24.- С.25-Я9.

10. Духовно-нравственное развитие - ваяный фактор формирования творческих способностей сельских ийтелей // Иакуоотво , наука , техника : пути сопряжения. - Уфа, 1989.- С.107-110,

11. Моралъно-психологичеокиэ аспекты врендно-цодрядных форм организации труда // Вопросы агропромышленной интеграции а кооперации : Сборник научных трудов.- Уфа, Ульяновский СХИ ^ 1989.- С.62-

сс

Подписано к печати 15/Х-90 Зак.769 ТйрЛОО Роталрвят Е#аГУ

Антошкин В.Н.