автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Влияние практики большевизма на изменение нравственного сознания и поведения российского крестьянства в 1921-1927 гг. (на материалах Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние практики большевизма на изменение нравственного сознания и поведения российского крестьянства в 1921-1927 гг. (на материалах Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний)"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.Герцена
На правах рукописи
КОСТИН ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКИ БОЛЬШЕВИЗМА НА ИЗМЕНЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В 1921-1927 гг. /па штэртп.тах Воронеяской, Тамбовской, Орловской и Курокой губерний/
07.00.01 - история общественных движений и политических партий
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 1993
у <
/
/
1 1
: I С-
Работа выполнена на кафедре истории Российского государственного педагогического университета им, А.И.Гэрцеи
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор Б.В.Микпшн
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор А.И.Коротков
кандидат исторических наук, доцент А.Ю.Давыдов
Ведущая организация - Санкт-Петербургский государствен
ный аграрный университет
Защита состоится " (Р " к^^^ 1993 г. в часов на заседании Специализированного совета К 113.05.06 по прису денио ученой степени кандидата наук в Российском государстве, ном педагогическом университете им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб.р.Мойки, 48, корпус 11, ауд. 37
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной биб лиотеке университета
Автореферат разослан " ¡? " ¿у-с^о^аа!993 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент
Г.К.Шлыкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью и растущим вниманием общественности и ученых-историков к анализу нравственно-этических проблем жизни народа, которые долгое время не исследовались или рассматривались упрощенно, в рамках господствовавших стереотипов. Исследование указанной темы особо значимо и потому, что на протяжении веков крестьянство в целом являлось первоосновой нравственного здоровья страны, в значительной степени источником духовно-творчео-кой энергии народа. И именно о деформациями, происходившими в морали крестьянского населения под влиянием практики большевизма, напрямую связаны многие сложнейшие проблемы современного общества. Изучение нравственных процессов, протекавших в крестьянской среде, образцов морального поведения людей, факторов, способствовавших изменению нравственного сознания, позволяет осветить и более глубоко понять роль большевистской партии,общественных движений, церкви и государства в истории России.
Территориальные рамки диссертации определяются географической, исторической и общественно-политической общностью Воронежской, Орловской, Тамбовской и Курской губерний Центрально» Черноземного региона России.
На протяжении веков и в исследуемый период Центральное Чорноземье являлось традиционно крестьянским регионом. Именно здесь крестьянский жизненный уклад оказывал значительное воздействие на нравственные воззрения,моральную практику и народную психологию.Шесте с тем,на региональном уровне вырисовывается и общероссийский фон изменений и деформаций нравственного сознания и поведения крестьянского населения России под воздействием идеологии и практики большевизма,что позволяет наиболее полно раскрыть содержание реконструируемых реалий прошлого.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1921 по 1927 годы. Начальная хронологическая грань указанного исторического промежутка определяется временем окончания в Европейской части России гражданской войны, укреплением в регионе власти большевиков и введением новой экономической политики. Конечная связана с преддверием "великого перелома", с завершением в основном подготовки к проведению коллективизации деревни.
В этот временной отрезок в отличии от последующей эпохи
крестьянское хозяйство в российской деревне продолжало оставаться самостоятельным со всеми ему присущими социально-экономическими атрибутами. И это же время было началом широкомасштабной деятельности местных властей по разрушению традиций, быта, нравственности и жизненного уклада российского крестьянства.
Состояние научной разработки проблемы. В диссертации показано, что, по существу, до настоящего времени тема нравственного облика российского крестьянства в 1920-е годы и влияния праг тики большевизма на изменение морального сознания и поведения сельских жителей не являлась предметом специального исторического исследования.
В отечественной историографии, затрагивающей изучаемую проблему.можно выделить два периода: первый - с начала 20-х годов до конца 1980-х - изучение советской доколхозной деревни в ра?лках господствующей идеологической доктрины. Второй - с конца 1980-х годов - исследование проблем жизни российского крестьянства в условиях становления нового концептуального подхода к изучению исторического процесса. Первый, период подразделяете* на три этапа с примерными рубежами: конец 20-х годов; конец 50-х годов; конец 80-х годов.
Первые публикации, содержащие описания жизни крестьянскогс населения губерний Центрального Черноземья, появляются уже в 1920-е годы. Авторами этих работ,главным образом,являлись партийные, советские и комсомольские работники, обобщающие данные результатов обследований жизни деревни Заметное место в этш изданиях отводилось осмыслению изменений, происходивших в настроениях, оценках и поведении крестьянства, затрагивались вопросы аффективности антирелигиозной пропаганды в деревне и борьбы с религиозным мировоззрением. Здесь приводились конкретные данные о жизли деревни, высказывания и отношения крестьян к проис-
1. См.: Яковлев Я.А. Деревня как она есть /очерки Никольской волости/.-Ы.г 1923; Его же. Наша деревня. Новое в старом и старое в новом.-М., 1924; Воронов И.К. Групповой состав Вороная ской деревни /к вопросу о расслоении/.-Воронеж, 1925; Федоров ( Антирелигиозная пропаганда в деревне.-М., 1925; Келезнов Ф, Воронежская деревня. Больше-Верейская волость.-Воронеж, 1926; Та-радин И. "Золотое дно". Экономика, история, культура и быт Центрально-Черноземной области.-Воронеж,»1928 и др.
ходящиы событиям, содержались некоторые моральные оценки.
Значительный круг публикаций в эти годы был посвящен показу становления, развития и укрепления деревенских партийных, комсомольских и советских организаций, т.е. именно тех социально-политических институтов, на которые возлагалась задача по формированию нового политического лица деревни и нового морального облика российского крестьянства Ч Однако,эти работы иногда явно тенденциозно отражали процессы, протекавшие в деревне, что било обусловлено как позициями авторов, так и социальным заказом, выполняемым ими.Все это диктует необходимость осторожного и критического отношения к выводам, содержащимся в данных публикациях.
В 30-50-е годы нравственные проблемы жизни общества и вопросы изменений в морали и поведении крестьянства практически не рассматривались. В немнсточисленных работах этого периода, затрагивающих проблемы общественной жизни доколхозной деревни и показывающих роль большевистской партии в воспитании нового сознания крестьянства, проблематика диссертации представлена лишь двумя-тремя десятками фактов, имеющих непосредственное отношение к анализу нравственных процессов, происходивших в крестьянской среде, сельских партийных и комсомольских организациях губерний Черноземного Центра России в 1921-1927 годах 2. Необходимо также указать на то, что общим существенным недостатком исследований этого периода являлись схематизм, упрощенность, ярко выраженный односторонний подход в анализе проблем общественной жизни деревни 1920-х годов.
1. См.: Шохин А.П. Комсомольская деравня.-М., 1923; Хатае-вич М.Н. Партийные ячейки в деревне. По материалам обследования комиссии Щ РКП/б/ и ЦКК.-Л., 1925; Яковлев Я.А. Коммунисты на советской работе в деревне.-М., 1925; Розит Д.П. Проверка работы низового аппарата в деревне: основные итоги проверки низового аппарата членами ЦКК РКП/б/ в 12-ти уездах и округах СССР.-М., 1926 и др.
2. См.: Шуваев К.М» Старая и новая деревня. Материалы исследования с.Ново-Животинного и дер. Моховатки Березовского района Воронежской области за 1901 и 1907, 1926 и 1937 гг.-М.,1939; Анисимов А. Советское крестьянство.-М., 1947; Абросенко К. 0 социалистическом перевоспитании крестьянства.41., 1949. и др.
Только начиная с 60-х годов, появляются первые работы, посвященные непосредственно вопросам изменения нравственного сознания народа исследования, характеризующие нравственный аспект отношений внутри большевистской партии описывающие создание и деятельность партийных структур,призванных стоять на страже коммунистической нравственности . В 60-80-е годы вышли в свет работы,выполненные.на региональном уровне,затрагивающие как проблемы духовного облика деревни Центрально-Черноземного региона России,так и моральные проблемы в жизни местных партийных организаций,характеризующие деятельность местных ячеек РКП/б/ по оздоровлению и укреплению качественного состава своих рядов
1. См.: Шишкин В.Ф. Так складывалась революционная мораль /исторический очерк/.-М.,1967; Его же. Великий Октябрь и пролетарская мораль.-М.,1976; Петропавловский Р.В. Революционная мораль рабочего класса.-М., 1981 и др.
2. См.: Гребенников С.И. В.И.Ленин о моральном облике пролетарского революционера.-М., 1966; Пикшин В.В. В.И.Ленин о нравственных началах в создании партии нового типа.-Л.,1985 и др.
3. Адцрухов Н.Г. Партийное строительство после октября. 1917-1924.-Ы., 1973; Москаленко И.М. ЦКК в борьбе за единство и чистоту партийных рядов /1920-1934 гг./: Автореф. дне. ... докт. истор. наук.-М., 1976. и др.
4. См.: Социально-экономические преобразования в Воронежской деревне /1917-1967/.-Воронеж, 1967; Логунов В.И. КПСС - организатор восстановления народного хозяйства Центрального Черноземья: 1921-1927 гг.-Воронеж, 1970; Гражданская война и социалистическое строительство в Черноземном Центре.-Тамбов, 1976; Островерхов Н.Г. Ленинский призыв в РКП/б/ и укрепление партийных организаций Черноземья: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. -Воронеж,1975; Якушкин Е.М. Борьба партийных организаций Центрального Черноземья за идейное и организационное укрепление рядов /1921-1925/:Автореф.дис. ... канд.истор.наук.-Горький,1980; Сергиенко В.М. Деятельность партийных организаций Центрального Черноземья по улучшению качественного состава своих рядов /19211927/: Автореф. дис. ... канд. истор. наук.-Ярославль, 1981; Сеыьянов А.К. Из истории становления коллективистских нравственных ценностей /по материалам колхозов Тамбовской губернии/ // Сб. Научные проблемы этики.-Тамбов, 1576, с.98-113. и др.
Названная литература была ориентирована исключительно на гозитивный показ организаторской и политической деятельности лестных партийных организаций по преобразованию жизни крестьянских масс, триумф политики большевистской партии в деревнях Центрального Черноземья. Определенное отражение находили здесь и 1равственные проблемы сельских партийных ячеек.моральный аспект взаимоотношений деревенских коммунистов и крестьянства; показы-залось зарождение новых, отличных от прошлого, отношений в крестьянской среде, изменение в оценках, поведении и настроениях сельских жителей.
В эти годы вышли в свет работы, посвященные описанию событий , связанных с преодолением голода 1921-1922 годов а также исследования, затрагивающие проблемы взаимоотношений властны:: структур и церкви в которых присутствовали сюжеты, не разрыв- • то связанные с моральной проблематикой жизни деревни.
В конце 80-х годов появляются исследования, непосредствен-яо анализирующие изменения психологии крестьянства и проблемы гогховного развития российской деревни Однако, широкие хронологические рамки этих исследований, многочисленность и сложность поставленных задач не позволили авторам подробно остановиться на проблеме изменений нравственного сознания крестьянства.
В целом, при обращении к исследовательской практике историков этого периода наряду с признанием несомненного вклада в развитие исторической науки, введением в научный оборот значительного круга ранее неизвестных документов, разработкой новых направлений исторических исследований, приходится констатировать, что проблемы нравственного фактора в .жзни российского крестьянства рассматривались лишь фрагментарно,
1. См.: Поляков Ю.А. 1921-й победа над голодом.-М.,1975; Хенкин Е.М. Очерки истории борьбы советского государства с голодом /1921-1922/.-Красноярск, 1988. и др.
2. См.: Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции 19171923 гг.-М., 1968; Шишкин A.A. Сущность и значение обновленческого раскола русской церкви.-Казань, 1975. и др.
3. См.: Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохаев Е.В. Особенности психологии крестьянства /прошлое и настоящее/.-«., 1983; Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения.-!,!., 1988; Кабнтов П.С. Русское крестьянство в начало 20 века.-Саратов, 1990. и др.
Новый период в отечественной историографии начинается с конца 80-х годов. Началось становление нового концептуального подхода к изучению нравственно-этической проблематики в историческом процессе, особенно на переломных этапах российской истории. В работах, вышедших в последние годы и затрагивающих исследуемую наш проблему, содержатся новые методологические подходы, важнее концептуальные выводы, определяющие общие вопросы взаимосвязи морали и политики.
Среди них необходимо прежде всего упомянуть докторскую диссертацию И.С.Кузнецова, в которой прослеживаются и анализируются основные изменения, происходившие в 1920-е годы в мировоззренческих основах и психологии сибирского крестьянства Нестандартно, по-новому пытаются в своих исследованиях подходить к анализу взаимоотношений церкви и государства, роли религии в духовном и нравственном воздействии на людей в 20-е годы В.А.Алексеев, Ц.И.Вострышев и др. Однако, нравственный аспект ъзаи-мооотношений государства и церкви в этих работах раскрыт явно недостаточно. Непосредственно проблемам морали, нравственного воспитания, нравственному аспекту внутрипартийных отношений посвящены исследования Ы.А.Голлавд, Т.В.Потемкиной и др.
Эти работы ценны попытками освободиться от идеологических оков прошлого. Примечательно, что в этих исследованиях поиск велся на основе все расширяющейся источниковой базы, перепроварке так называемых хрестоматийных истин, многие из которых оказались идеологическими мифами. Значительное место в этих работах отводится анализу партийных документов и взглядов на нравственные проблемы лидеров и идеологов большевизма.
1. См.: Кузнецов И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е годы: Автореф. дис. ... докт. истор. наук. -Новосибирск, 1992.
2. См.: Вострышев М.И. Божий избранник. Крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.-М., 1990; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы.-М., 1991 и др.
3. См.: Голланд U.A. Периодическая печать Верхнего Поволжья как исторический источник изучения проблем нравственного воспитания в Советской России в 1921-1925 годах:Автореф. дне. ... канд. истор. наук.-Санкт-Петербург, 1991; Потемкина Т.В. Нравственный аспект внутрипартийных отношений /окт.1917-1920/: Ав- • тораф. дис. ... канд. истор. нпук.-М., 1992 и др.
Вместе с тем, при всем обилии и разнообразии литературы последнего периода обращение к нравственной тематике в жизни российской деревни 20-х годов, вопросам морального облика сельских коммунистов, нравственному аспекту в отношениях государства и церкви только обозначены.
Цель и задачи исследования. В диссертации ставится цель -изучить влияние практики большевизма на изменение нравственных отношений в обществе и деформации морального сознания российского крестьянства губерний Центрального Черноземья.
Поставленная цель могла бить осуществлена, по предположению автора, при решении следующих задач:
- проследить изменение в морали, нравственном сознании и поведении крестьянства Центрально-Черноземного региона России;
- охарактеризовать моральные проблемы внутрипартийных отношений в местных организациях РКП/б/ и их влияние на нравственную жизнь деревни;
- выявить особенности деятельности местных партийно-государственных структур и роль крестьянского населения в организации помощи голодающим в 1921-1922 годах;
- проанализировать нравственный аспект взаимоотношений большевистской власти и церковных организаций региона; воздействие церкви и христианской морали на нравственные ориентиры крестьянского населения;
- показать формы и методы идеологического воздействия местных властей, направленные на борьбу с христианской моралью и пропаганду новых нравственных ценностей в деревне;
- раскрыть моральные и социально-психологические предпосылки формирования сельского партийно-комсомольского актива как непосредственного проводника большевистской политики в деревне.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка проследить изменения нравственного облика российской деревни Центрального Черноземья 1920-х годов,обусловленного как изменениями социально-экономического характера, так и целенаправленным воздействием партийно-государственных структур господствующего режима. С позиций общечеловеческих ценностей нами характеризуется нравственный аспект взаимоотношений церкви и государства, нравственные проблемы, возникавшие внутри самой правящей большевистской партии, прежде всего, на местах, в российской глубинке.
Метододогической основой диссертации является совокупност: основных принципов диалектики, таких, как всеобщая связь, становление и развитие; научных принципов и методов познания, прежде всего, историзма, объективности и системности. Многообразие и многоаспектность исследуемой проблемы обусловили необходимость проблемно-хронологического подхода в освещении исторического процесса.
Преодолению узкопартийного классового подхода способствовало признание приоритета общечеловеческих ценностей. Автор н ходит из убеждения в том, что поведение человека в обществе лишь отчасти диктуется материальными интересами и социальным ш ложением. В определенной степени оно детерминировано уровнем 01 разования, культуры, религиозным менталитетом, особенностями психологии и нравственного сознания. Мораль изначально обращен, к общечеловеческим ценностям,и именно общечеловеческое являете специфическим для нравственного сознания.
Источниковая база. В процессе исследования наряду с испод эованием сведений, содержащихся в 15 периодических изданиях, к ходивших в губерниях Центрально-Черноземного региона в исследу! мый период, били привлечены документы 19 фондов 9-ти областных и центральных архивов. Многие из документов впервые вводятся в научный оборот. Для выявления изменений в нравственном сознани крестьянства автором анализируется также местный фольклор. Несмотря на неравноценность и недостатки, присущие различным гру: пам используемых источников, общая информативная емкость их до вольно велика и в совокупности позволяет воссоздать объективну; картину нравственной жизни российской деревни в 1920-е годы.
Апробацид и практическое значение диссертатгии. Основные положения и выводы работы обсуждены на заседании кафедры истории Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, апробированы в выступлениях на научно-практических конференциях, отражены в авторских публикациях.
Результат работы могут быть использованы в процессе преподавания истории Отечества, в дальнейших исследованиях данной проблемы, в обобщающих изданиях по истории российского крестьянства.
СТРУКТУРА, ОСНОВНОЕ СОДЕЕЕАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, указателя источников и списка литературы.
Во ^ведении обосновывается актуальность, определяются хронологические и территориальные рамки, формулируются методологические основы исследования, рассматриваются основные группы используемых источников, характеризуется степень изученности темы, определяются цели и задачи работы.
В первой главе - "Нравственный облик российской деревни в начале 20-х годов" - выявляются основные изменения, происшедшие в поведении и нравственном сознании крестьянского населения губерний Центрально-Черноземного региона России. В диссертации показано, что эволюция нравственного сознания крестьянского населения Центрально-Черночемных губерний России в 1920-е годы в целом характеризовалась тенденциями, присущими всей стране. Специфика же этих процессов определялась своеобразием социально-экономического и политического положения региона, которое накладывало яркий отпечаток на хозяйственную и духовную жизнь крестьянства. Ожесточение, произвол и беззаконие периода гражданской войны, массовые крестьянские выступления против Советской власти в губерниях Черноземного Центра и их последствия; новые отношения, активно насаждаемые в деревне в ходе революционных изменений обусловили стремление крестьян к сохранению и укреплению испытанных й привычных форм жизни, и, прежде всего, сельского схода и общинной организации. Вместо с ниш в деревнях региона сохранялись выработанные на протяжении веков нравственные представления и нормы традиционной трудовой этики, оказывавшие существенное влияние на поведение крестьянства.
Но наряду с этим в деревнях Центрально-Черноземного региона наблюдались многочисленные факты морального разложения, проявления ненависти и жестокости. Усилившееся воровство, как результат тяжелого продовольственного положения в деревне, приводило к росту количества самосудов н расправ разъяренных крестьян над людьми, уличенными или подозреваемыми в совершении неблаговидных поступков. Значительно шире, чем прежде, в деревнях региона распространяются пьянство а сквернословие, обычаи,
проповедующие культ силы и превосходства одного человека над другим /кулачные бои, массовые драки и др./.
Анализируя данные о количественном и качественном составе сельских ячеек РКП/б/ в губерниях Центрального Черноземья, автор делает вывод, что деревенские коммунисты являлись в основном выходцами из той же крестьянской среды, были связаны с ней множеством прочных нитей, узами кровного родства, общим миропониманием и мироощущением. Близкие по духовным запросам, манере общения, вышедшие из среды, задавленной тяготами повседневной яизни, сельские коммунисты не выделялись в массе своей из крестьянского населения ни образованием, ни культурой, ни умениями и навыками в трудовой деятельности.
Поэтому нравственные проблемы остро проявлялись в самой партийной среде, в яизни местных сельских ячеек РКП/б/. Реалии периода гражданской войны, когда принадлежность к большевистской организации давала возможность человеку распоряжаться имуществом и судьбами, а иногда и жизнями других людей, пагубным образом сказывались на моральном здоровье деревенских партийных организаций. В диссертации рассматриваются многочисленные факты того, что многие сельские коммунисты не выдерживали испытания властью, творили беззакония и расправы над подчиненным
населением, обогащались за чужой счет. Безнравственность и аморализм в партийной среде проявлялись и на бытовом уровне. В селах и уездах губерний Центрально-Черноземного региона среди членов правящей партии и местных руководящих работников были распространены случаи пьянства,, должностных преступлений, злоупотреблений служебным положением, воровства и т.д.
Летом 1921 года в губернских партийных организациях Центрального Черноземья была развернута -активная кампания по проведению чистки партии, одной из задач которой являлась борьба с негативными явлениями в поведении коммунистов и подъем авторитета большевистских организаций в народе.Обращение к документам и материалам по итогам чистки местных партийных организаций приводит к выводу о том, что несмотря на некоторый, прежде всего, количественный эффект, широкомасштабные кампании по нравственному очищению большевистских организаций, основанные на классовом подходе и "специфических" критериях в оценках поступ-хов местных партийцев,не смогли привести к ожидаемому результа-
гу. Моральные проблемы с новой силой давали знать о себе, осо-5енно в сельских ячейках РКП/б/.
Новая экономическая политика, открывшая определенный простор товарно-денежным отношениям на селе, еще в большей степени эбострила проблему морального облика и нравственного авторитета коммунистов в деревне. Согласно данным обследований сельских гаеек РКП/б/, проводившихся специальнши комиссиями губкомов зартии в ряде районов, более 60$ от общего числа сельских коммунистов не имели вообще никакого авторитета среди крестьянского населения. В ряду причин подобного явления назывались как шзкий уровень политической грамотности и общего развития, так i неблаговидные поступки местных партийцев. Вмрств с тем, было 5ы ошибкой говорить о всех сельских коммунистах как о порочных [ безнравственных людях. Определенная часть состава деревенских юртийных ячеек искренне верила в провозглашаемые идеалы,страшись жить и поступать по совести, в соответствии со своими ¡нутреннкми убеждениями.
Позиции и поступки центральных и местных властей, церкви, >бщественных организаций, крестьянских масс,нравственные идеалы ¡онкретных личностей ярко проявились и обозначились в трагичной туации голода 1921-1922 годов. В этот трудный исторический [ериод на первый план выдвигались не столько политические пра-¡трастия, сколько проявлялась истинная, глубинная суть челове-[еского естества. На конкретном фактическом материале в диссер-ации показывается, что в российской деревне начала 20-х годов ;вижимые одними и теми же чувствами - стремлением помочь голодным и обездоленным, - рядом оказывались бедный и зажиточный, оммунист и священнослужитель. Разрушение моральных устоев об-;ественной жизни, с одной стороны, и извечное стремление лвдей : гуманизму и справедливости,с другой, преодопределили пестро-у н противоречивость поступков и поведения человека в эти годы, дфры добровольных пожертвований, сборы вещей, денег, продово-ьствия в фонд помощи голодающим,тысячи обреченных детой из айонов бедствия,взятые на воспитание и содержание в трудовыо рестьянскйе семьи, и тем самым спасенные от голодной смерти, вляли собой яркое проявление лучших качеств русского народа -оброты, милосердия, человеколюбия. Вместе с тем в работе прз-одятся факты проявлений совершенно противоположных качеств в.
поведении лвдей в эти годы - жестокости, бесчеловечности, корысти.
Вторая глав^ диссертации - "Отражение практики большевизма в нравственном сознании и поведении крестьянского населения Центрального Черноземья" - посвящена анализу влияния деятельности властных структур на мировоззренческие основы, нравственные отношения и поведение крестьянства региона на всем протяжении исследуемого периода.
Диссертант обращается прежде всего к изучении нравственного аспекта взаимоотношений церкви и государства, прослеживает влияние этих отношений на изменения моральных оценок и поведения жителей российской деревни. В работе показывается, что православная церковь и христианское учение продолжали оказывать значительное влияние на сознание и поведение крестьянского населения, играли существенную роль в сохранении традиционных моральных представлений народа, являясь определенной преградой на пути всеобщего падения нравственности.
Стремление большевиков преодолеть религию и уничтожить церковь, вызвавшее упорное сопротивление и неприятие этих лозунгов крестьянством, с полной определенностью показали местным властям к концу 1922 года опасность и бесперспективность прямых и грубых атак на религиозные чувства населения. Административное закрытие церквей, преследования священнослужителей способствовали возрождению у части крестьянства симпатий к религии и церкви. Своими руками Советская власть сотворила сотни мучекников и страдальцев за веру. В духовном противостоянии власти и церкви нравственная победа была на стороне последней. Поэтому в губерниях Центрального Черноземья постепенно изменяется тактика местных властей по отношению к религии и церкви.
В диссертации подчеркивается, что ставка в борьбе с религией делалась в первую очередь на моральную дискредитацию служителей культа в глазах верующего населения. Одновременно предпринимались попытки посеять вражду и смуту внутри самой церковной организации. Документы свидетельствуют о том, что власти энергично вмешивались ва внутрицерковные дела, активно поддерживали и инициировали на местах церковный раскол и обновленческое движение. Ведущая роль в проведении так называемой "церковной революции" отводилась репрессивным органам и службе безопасности, которые вербовали и использовала в своих целях как
рядовых священников, так и лиц, занимавших высокие посты в церковной иерархии. Местные партийно-советские власти, губернские отделы ОГПУ использовали для подрыва морального авторитета и преследования неугодных священнослужителей ложь, клевету, подлоги, доносы, публикации покаянных писем служителей культа, судебные разбирательства, специфические "агентурные мероприятия" и др.
В диссертации показывается, что в 1924-1925 годах в Центральном Черноземье приобрела еще более широкий размах агитационно-пропагандистская кампания по борьбе с религией и христианской моралью. В губерниях региона проводились многочисленные митинги, собрания, диспуты, агитационные суды, лекции. По подсчетам автора количество газетных публикаций на антирелигиозные темы в местной губернской прессе за 1924-1925 годы в сравнении с периодом 1921 года увеличилось в 4-5 раз. Церковные традиции и обряды заменялись новыми социалистическими /обряд "крещения заменялся "красшлли крестинами", обряд "венчания" - "красными свадьбами" и т.п./. Все эти действия порождали крайнюю пестроту поступков, суждений, образцов поведения как в крестьянской сро-це, так и в кругу самих сельских партийцев и активистов. Они же являлись питательной средой процветания своеобразной мимикрии и конформизма, что, в свою очередь, прямо способствовало формированию двойных стандартов поведения п двойной морали.
Сводки и отчеты 0П1У с мест свидетельствуют, что некоторые крестьяне осмеливались выражать свое непонимание и недовольство, Другие колебались между старым и новым, помещая рядом иконы и портреты лидеров большевизма.. Но многие стойко держались за традиционные верования и нравственные представления.
На конкретном фактическом материале в диссертации делается вывод, что у определенной части сельских жителей наблюдалось стремление к нравственным исканиям, которое проявлялось в обра-ценин к сектантскому движению. Это движение в губерниях Центра-иьно-Чорнозомного региона в исследуемый период только по официальным данным возросло количественно в 6-9 раз, в основном за счет беднейшего крестьянства. Духовный ваккуум, который образовывался в сознании людей, заполнялся взглядами, проповедуемыми тредставителями различных направлений сектантства.
Значительное внимание в диссертации уделяется нравственным
ироблемам, возникавшим в деревнях Черноземного Центра в процессе формирования сельского партийно-комсомольского актива. Активное вовлечение крестьянства в общественную жизнь, выдвижение представителей беднейших слоев деревни на ответственную работу в сельские советы, женские, кооперативные и другие общественные организации, руководимые и направляемые местными партийными ячейками, не только создавало опору в проведении политики большевиков в деревне, но и порождало серьезные нравственные проблемы.
Анализируемый в работе материал свидетельствует, что уже начиная с конца 1923 года в общественном мнении деревни утверждается представление, согласно которому членство в правящей партии и комсомоле рассматривалось как возможность получить платную должность и поправить свое хозяйственное положение. Ни проводимые чистки, ни борьба с "хозяйственным обрастанием" коммунистов так и не смогли предотвратить этот логически неизбежный в условиях российской деревни 20-х годов процесс.
В диссертации показано негативное влияние на сознание и поведение сельской молодежи политики большевиков по разжиганию классовой борьбы в деревне, поощрения властями вульгарно-уравнительных устремлений. В результате у части населения постепенно изменялось отношение к труду на земле, хозяйственному достатку, критериям, определяющим добродетели и человеческую ценность. Деструктивное влияние этих процессов на крестьянскую мораль определялось и тем, что они порождали борцов за новую нравственность в среде самого крестьянства-/сельские партийцы, комсомольцы, актив/. Приближаясь к рычагам власти и привилегиям, многие из них культивировали пренебрежение к труду, озлобленность, зависть, социальную нетерпимость и экстремизм.
£ заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны общие выводы.'
Сложные и противоречивые перемены в жизни и духовном мире российского крестьянства 1920-х годов проявлялись в наличии двух тенденций в функционировании нравственного сознания сельских жителей. Первая была связана с ломкой традиционных моральных устоев, нарастанием одичания, ожесточения, проявлениями нравственной деградации в крестьянской среде. С другой стороны, четко обнаруживалось стремление противостоять разрушению традиционных основ крестьянской морали, диктуемое здравым смыслом, инстинктом
самосохранения. Важную роль здесь играли сохранявшиеся в российской деревне элемент» общинного уклада крестьянской жизни. Об- ' щественное мнение деревни, выразителем которого являлся сельский сход, играло решающую роль не только в хозяйственной и культурной жизни села в начале 20-х годов, но оно еще долгое время выполняло важные функции в регулировании нравственных отношений как внутри крестьянского социума, так и за его пределами.
Социально-психологическое и моральное разрушение общества, общий упадок нравственности отразились и на самой правящей партии, затронули ее местные сельские организации, вызвав обострение этических проблем непосредственно в коммунистической среде. Предпринимаемые руководством большевистской партии попытки нравственного очищения местных ячеек РКП/б/ не смогли привести к желаемому результату. Сложившаяся в умах многих деревенских пар- • тийцев система взглядов на мораль имела главным критерием не человека как высшую ценность, а принадлежность его к той или иной социальной группе. Высшими мерилами добродетели являлись не общечеловеческие ценности, а борьба с врагами революции и беспрекословное выполнение указаний партии. Эта система, оправдывающая насилие и убийство ради достижения будущего всеобщего благоденствия, не могла способствовать моральному возвышению человека, а порождала и культивировала фанатизм, приспособленчество и безнравственность.
В то же время реалии жизни российской деревни предопределили положение, когда люди, объявившие себя большевиками, но не обладавшие достаточным уровнем образования и культуры и не имевшие четкого представления о марксизме, просто должны были верить в партию и ее вождей. Эта слепая, фанатичная вера в возможность построения коммунистического общества была сродни религиозной. Очевидна прямая связь враждебности Советской власти к религии и церкви с пропагандой и насаждением новой ."коммунистической веры" и новых нравственных ценностей.
Под влиянием практики большевизма происходило постепенное разрушение в сознании крестьянства, в первую очередь сельской молодежи и бедняцкого актива деревни, традиционных основ крестьянской морали, трудовой этики и в целом стабильности духовного мира сельского труженика.
Вместе с тем быстрые перемены в морали, быту я жизни крестьянского населения, к которым стремились местные большевистские
ре-
организации, несмотря на некоторый внешний аффект, в целом, ока аались недостижимыми. Приверженность традиционным нравственным ориентирам значительной части крестьянского населения, безнравственные поступки и аморализм проводников новой жизни в деревне и сама практика насильственного навязывания и культивирования официальных идеологических установок и принципов новой морали препятствовали реализации коммунистических идей в сельской глубинке. Однако, такие народные качества, как доверчивость и внеш нее смирение, являлись факторами, способствовавшими неблагоприятному повороту в общественной жизни страны на рубеже 20-30-х годов и утверждению тоталитаризма.
По теме диссертационного исследование автором опубликованы следующие работы:
1. Нравственные проблемы в истории советского общества 20-х годов //Историк - художественная литература и публицистика. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. -Орел, 1991, с.6&-72.
2. Деятельность политических организаций и крестьянское население Центрально-Черноземных губерний России в период голода 1921-1922 годов /нравственный аспект/. Рос. гос. пед. ун-т. Д.: 1922 г., 20 е., библиогр. 40 назв. /Рукопись деп. в ИНИОН РАН 12.01.1993 г., М7550.
ртп ргпу 3.106. т. 100 8.10.93.