автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Нравственно-эстетические искания О. Хаксли в 20-е - 30-е годы ХХ века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Рабинович, Валерий Самуилович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Нравственно-эстетические искания О. Хаксли в 20-е - 30-е годы ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-эстетические искания О. Хаксли в 20-е - 30-е годы ХХ века"

МОСКОВСКИ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепя В. П. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 053.01.00

На правах рукописи

РАБИНОВИЧ Валерий Самуилович

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ О. ХАКСЛИ В 20-е - 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Специальность 10.01.05 — литература стран Западно!-} Епропьт, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени ьмтгдидлта филологических паук

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Уральского государственного университета имени А. М. Горького.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор В. Г. БАБЕНКО

Официальные оппонент ы:

доктор филологических наук, профессор Н. Л. СОЛОВЬЕВА,

кандидат искусствоведения Ю. Г. ФРИДШТЕЙН

Ведущая организация — Пермский государственный университет im. А. М. Горького.

jf /У

Защита состоится ......1993 года в "¿..tz... ча-

сов на заседании специализированного совета Д 053.01.06 по защите диссертаций на сопскашю доктора наук в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

ауд. £MCj

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, Д. 1).

/Р , , £

Автореферат разослан «...».*/1992 г.

Ученый секретарв^1^циэдизнро1йм1ного совета > А. ТРЫКОВ

л * * \ ^ < ,* ■

Г" I

Основная" задача'автора диссертации - анализ духовно/, эволюции О.Хаксли в 20-е - ¿¡0-е годы XX века и. ее отдаления в произведениях, написанных им в это время.

Актуальность работы определяется тем, что до самого недавнего времени творческая эволшхя Хаксли, который давно уже оценивается на Западе как классик английской литератур, находилось на периферии отечественного литературоведения (например, все, что было написано Хаксли после "прекрасного нового мира" 11932г.), до самого последнего времен«; рассматривалось как од;.н оплатой "провал" и практически не анализировалось). Между тем в последние несколько лет произведения Хаксли (как "ранние", так и "поздние") стали издаваться в нашел стране очень интенсивно, что таксе во :„ногоы обусловливает, с одно^ стороны, необходимость изучения творческого пути Хаксли не просто как совокупности отдельных художественных текстов, но как единого целого, внутри которого асе взаимосвязано, а, с другой сторонк, необходимость изучения «еста Хаксли в'европейском культурном контексте первоп половины XX ьека. Актуальность работа так^е определяется актуальностью и одновременно обдече-ловеческкм содержанием тех проблем, которые Хаксли рассматривал во всевозможных аспектах на протлыенкк всей своед жизни. Особое внимание бьло обращено автором данное работы на акта-утопяческуы л кнпю в. творчестве Хаксли в контексте европейской утопической и, соответственно, аиткутопвческоЛ .\Kauu

Цель«, работы является анализ отрезка творческого пути Хаксли, приходящегося на ¡¿0-е - Зь>-е годы XX века, как единого целого. Зтпы определяются и более частные задачи.

1) Анализ нравственно-эстетических исканнЛ 20-х годов как н&яенхя, не замкнутого в саком себе, но тесно связанного с последуя..е.. духовно,! эвол»я.пи,'. Хаксли,

2) Рассмотрение "перелома" в ¡.^оодуденпи Хаксли в середине ос-х годов ,.е как случайного явления, но как закономерного прододахиил тьх тепдени:*; в духовно,: оьоЛацпи Хаксли., которые п^о,ш.:ял..е:1 е:це в ¡^-е годп.

0) /ип-лиз структур нрокаьедвйМ^ 'а-кслц, в аервуь очередь ..^о-х годов, худей: сгсты.-иянл осоое.-шостел в сьноЯ с идейным

4; Ян.«..и ..истг. Хаксли в :с/льтурпОа контексте ¿¿зрокы ( в дер-

вую очередь - Англии) первой полоеины XX века.

5).Анализ типологических параллелей, связывающих художественный мир произведений С.Хаксли с художественным миром-произведении Ф. ¡>1. Достоевского.

6) Обзор отечественного и зарубежного литературоведения, б котором затрагивались проблемы, -связанные с творчеством Хаксли,

Исследование проводилось прежде всего на матещале рома-' нов "Келтш; Кром" (1921г.), "Шутовской хоровод" (1923г.), "Эти бесплодные листья" (1927г.), "Контрапункт" (1923г.), "Прекрасный новый пир" (1932г.), "Слепой в Газе" (1936г.),'. "После многих лет умирает лебедь" (1939г.), ноЕелл, трактатов, к статен Хаксли 20-х - 30-х годов, а также литературоведческих трудов, посвященных его творчеству. : .. '.'-,.

МетодологическоК_осноЕОй исследования является теория : "полифонического романа", разработаннаяМ.М. Бахтиным, в также аксиологическая категориальная система, развернутая в тру-. дах М.О.Кагана, Л.Н.Столовича, Л.М.Архангельского, Л.А.Закса. ■

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что творческая оволюция Хаксли ЗЭ-х - 30-х годов впервые рассмотрена здесь как единое целое, а "перелом" в мироощущении' • Хаксли в середине 30-х годов - как закономерное следствие ранее наметившихся тенденций. - ■ , . ;

Практическая значимость работы. Материалы данного иссле^-догоняя могут быть использованы для разработки курса эарубеж- . ной литературы в внсйих и средних учебных заведений (они и были использоввны автором данной работы при разработке одного из разделов авторской программы по зарубежной литературе : в Специализированном учебно-научном центре (лицее) на базе Уральского госуниверситета,.а также при подготовке соответствующего методического пособия). Материалы данной, работы могут также использоваться при подготовке к печати произведений/ ! Хаксли. .-- ^ , • ■■ /V;" ■■

Апробация работы. Данная работа была рассмйтренв и одоб-; рена вначале на заседании кафедры'русской и зарубежной литературы Уральского госуниверситета,,п затем на кафедре, всемирной литературы Московского государственного педагогического университета. По,теме данного исолёдования имеется 8 печатных работ, в том числе 5 статей* тезисы 2. докладов и учебное пособие, в которое вошла лекция по Хаксли; в также-раздел

"Утопия и антиутопия XX века", куда тоже озли материалы данной •работа. По теме денно!; работы бкли сделаны "3 доклада соответственно на Первой Всесоюзной конференции литервтурзге-дов-англистов на базе ¡.¡ПГУ и ЕГЕИЛ (199Гг.), конференции но- < лодых ученых на базе УрГУ (15*39г.), а так*е на студенческой конференции на базе ЛГУ (1ЭЗ 'г.>.

Стс2кт22а_и_оозео2ение_|вботы:_ Диссертация состоит, помимо 'введения и заключения, из трех глйе и списка литератур«.

' , Основное содержание и методы исследования

Бо__гве леиин_ по еде обиеИ характеристики месте Хаксли в европейской культуре XX века, некоторых черт творческой индивидуальности Хаксли, а также понятийного аппарата, но который опирался диссертант, дается обзор отечественной и зарубежной литературы по творчеству Хаксли.

До последнего времени творчество О.Хаксли довольно скупо освещалось в советском литературоведении. Отдельно в диссертации дается обзор критических статей 1931-1937 годов (Д. Мирского', МЛевидОБо, Л.Борового, И.Звавич, В.Дмитриевского, 0. Неверовской, А.Стариевв), которые представляют интерес не столько как явление филологической науки, сколько как иллюстрация достаточно доброжелательного отношения советской печати этого времени к творчеству Хаксли. После большого перерыва, связанного о фактическим исключением Хаксли из списка "разрешенных" писателей в ЗО-е - 50-е годы, творчество Хаксли вноеь стаю объектом литературоведческого анализа в начале 60-х го-дог, когда появилось статья П. Палиевского "Гибель сатирика". Значительная часть введения поовящена анализу советского литературоведения 60-х - 80-х годов, в котором в той или иной хере отразилось творчество Хаксли. Среди наиболее концептуальных работ» посвященных творчеству О.Хаксли, можно выделить работы Н.Дьяконовой, В.йествкова, Н.Ияьиной, Л.Ребиховой и ряд-других, работ. При этом в диссертации проведена тематичео-квя классификация работ, в которых затрагивалось творчество Хаксли. В частности, в оток ряцу'были выделены работы, давшие обдуй характеристику творчества Хаксли ЭЭ-х - начала 30-х годов; работы, в которых прослежиЕйотся типологические параллели и генетические связи между творческим методом Хаксли ;и'творческими.методами других писателей (работы Н. Дьяконовой,

¡«.Лурье, А.Петруиккна, Е.Пдаск«;нод, А.Савурёьок) ; работы, где в разной связи рассматривается антпутопичесхая линия в творчестве Хаксли (статья Р.Гальцево.'. к й.Роднанскоь, к,.датынинои, Ц.Палпеьского, А.11лшк1.ка) ; работы, в которых текста произведение Хаксли исследовались прежде всего на структурно-лингвистическом уровне (работы Н.Карп, О.Прохудино»1, £.Са£ронсао«0 ; наконец, предпслоз/я, научно-популярные обзоры, ¿чеокье пособия, рецензии, где так;.е в разно.: связи рассматривалось творчество Хаксли ик хотя бы упоминалось его имя.

Ъ настоящий момент традиции анализа произведений Хакслк на содержательном срезе находятся в стад»»: >орш:роаакия. Связано ото not.ui.vo всего прочего-и с явлениями внекаучного порядке, правде всего с шестым подчинением в недавнем проилом изучения западной литературы задачам идеологической борьба, вследствие чего свободными от привходящие, вненаучных составляющих могли бить до самого последнего времени лкп.ь концепции работ, в которых на материале произведений Хаксли исследовались те или иные закономерности построения художественного текста вообще. Авторы же, пыгаздиеся выпти к анализу художественного ■ мироидудения Хаксли, вынуждены были либо вступать в "идеологическую борьбу" с писателем, либо - в целях "реабилитации" Хаксли - концентрировать внимание на "антикалиталкстпческол" сатире и "забывать" о другие составляющих его художественного сг.ра (В этой связи нельзя не упо;л:нуть статьи В.Ьестакова "Социальная антиутопия Олдоса Хаксли - к реальность" ("Новый

■ мир", ^ 7, 1Ь39г.) - одну из са^ц-х серьезных работ, посвячен-

■ них творчеству Хаксли). Закономерным следствием такого вынужденного идеологизированного подхода стаю то, что большинство исследователей до самого последнего времени воздерживались от вычленения того общего, что объединяет все произведения Хаксли, при всем многобразии к взаимной противоречивости конкретных проявлений. По мнению автора данной работы, традиций рассмотрения художественного мира Хаксли как единого целого в отечественном литературоведении не сложилось. '

В зарубежном литературоведении (преаде всего англоязычном) имеется значительно бол^е богатая традиция научного анализа творчества Хаксли. Среда серьезных концептуальных работ, в которых дан целостны*! анализ творчества Хаксли, ксыно наз-

вать монографии П.Беверинга, С.Гхоуэа, А.Хендерсона, Л.Бран- , дера, К.Мекьерв, Дж.Аткиноа, Дж.Вудкока, Ч.-Н.Холмса, Кришна-рво Шелввнкара, Дж.Брука, а также Г.-В.Кларка, С.Бедфорд и Лауры Хаксли - второй жены писателя (для последних трех монографий характерно доминирование биографического подхода, а е монографии Р.-В. Кларка представлена своего рода "генеалогическая биография" знаменитой английской династии« Хаксли). Кроме того, за рубекгм выаел ряд сборников, целиком посвященных' творчеству Хаксли; творчеству Хаксли посвящены соответствующие разделы в книгах К. ?риерсона, Г. Овертона, Д. Дэйчес а • А, —0. Барда, В.-й. Тик далла, Шона С'^аолзИна и т. д.

При всем многообразии подходов к творчеству Хаксли одной из наиболее дискуссионных проблем для западного литературоведения является проблема, связанная с авторской позицией абсолютного сомнения, воплощенной в произведениях Хаксли 20-х годов. Так, К.^риерсон вообзд отказывает Хаксли в признании за ним сколько-нибудь серьезного отношения к действительности, утверждая, что скепткиизм Хаксли 20-х годов есть липь "легкомысленный интеллектуальный и языческий бунт... против всех' идеологий"^. В свой очередь многих исследователей (С.Гхоуза, , С.Еедфард, А.Хендогони, П.Еаверингв, М.Еирнбаума, Д.Дэйчеоа, ДяиВудкока, Шона С $волэйна, В.-Я. Тин дел ла, Ч.-К.Холмса, У.Ал-ленаХ объединяет взгляд но скептицизм Хаколи 20-х годов как на результат мучительного разочарования во всех имеющихся концепциях бытия,и одноврменно - напряженного искания своего ценностного мира. Из такого подхода вытекает и идея неслучайности "перелома" в мироощущении Хаксли в середине 30-х годов и обретения им в ото время определенной системы позитивных иеннос- , тей - и в зарубежном литературоведении в связи о этим существует достаточно богатая традиция исследования творческого пути Хаксли как единого целого. Отдельно автор'данной работы остановился во введении на сломившихся в западном литературоведении традициях анализа антиугопической линии в творчестве Хаксли

В первой главе "Замкнутый круг сомнения. НравстЕенно-эсте-тические искания О.Хаксли в Ю-етоды XX века" рассматриваются основное особенности художественного мира произведений Хаксли,

Лм гС У/и ¿'л. /{/ин^ (у г/¿г ¿А.

I

'■Яма />г/н. - /Ш. Р.'/'/.

нанизанных в М-е годи XX секс. Бэо5;:е большинство исследора-' телеИ вилеяяют ж качестве безусловно симост.'ятелыпго этапа г творческой згэлшии Хаксли этап, примерно ограниченный с одноК стороны романом "Желты;-: Кром" (1921г.), а с другой сторпны -романами "Контрапункт" (1923г.) и "Прекрасна! новы« мир"(Г932). В основе мирэошу^пт.ч Хаксли 1933-х гоцэе лекала идея принципиальной неспособности человека пэзнать ценностную природу ок-рукао^его его мира - и е связи с этим его произведения этого времени имеют "полифоническую" структуру, предполагающую чередование большого количества относительно равноправных друг по отношению к другу "голосов" героев-идеологов. Большинстео исследователей согласны с тем, что худэкестгенный мир Хаксли 19Ю-* годое пронизан ощущением "стены", отделяйте!' кей'дэго конкретного человека от окружающего его. мира. В это время нет ни одного явления бытия, ни одной пели, ниодной ценности, которые не подвергались бы писателем ироническому переосмыслению. Объектом сомнения для Хаксли в это время становится реальное содержание даке "предельных" пон.яткй - вплоть до "истинного "Я" 'как такового.

В то же время ценностный скептицизм Хаколи годов не есть отражение легкомысленно-циничного отноиения писателя к осмеиваемым ценностям - скорее, мэтно говорить о позиции Хаксли 20-х годов как о результате напряженного искания. Не случайно в начале 30-х годов в своем интервью журналу "Обсергер" Хяксли заявляет: "Главным движущим мотибэм моего творчества было желание выразить мою точку зрения. Или, скорее, прояснить свою то- ■ чку зрения для себя самого"^. Более того,ценностный скептицизм Хаксли 20-х годов есть результат е какой-то мере метафизической ценностной абсолютизации, о^чуисдения писателем -таких ценностей, как Истина (в ее ценностном аспекте), Добро и Красота, : от субъективного восприятия. Априорно сообщая тем или иным относительно субъективным ценностным представлениям свойства "бо-годанности", "абсолютности" л затеи последовательного разоблачая условность .ограниченность, субъективность этих ценностей, Хаксли в ЗЭ-е годы приводит читателя к идее принципиальной не^ способности человека познать ценностную'природу окружающего , мира - и сознательно его изменять. Писателю не удалось избежать круговорота ценностного сознания, полюса которого - цен-

~ "ЗййтГпоЗ&^Ж" Ний!Ы.-е&лс&л -¿гелМ -

- Р. ¿/¿¿¿/Я.

ностная'абсолютизация .и гонностнш; нигилизм: Д. Дэ!;чес, характеризуя Хаксли кчк "разочарованного романтика", сравнивает его в этой связи с Дк. Опытом.

Отдельно г данной работе рассматривается эссе Хаколи "Вор-дсворт в тропиках" (15?9г.), е котором сен писатель иллюстрирует кругов' рот, в котором пребигало его ценностное сознание.

мироощущение С.Хаксли 3^-х годов воплотил ^ь в ряде особенностей структуры его произгедений зтого периода, и отдельно е работе рассмотрены некоторое из этих особенностей. В этой сеязи, в'частности, рассмотрено п) ли?¡ничсская структура романов Хаксли 23-х годов, а такте д)стигвемий писателем "эЭДект контрапункта'1.

Наиболее часто к достижению эЫ.екта контрапункта Хаксли обращается в 20-с год;), что тесно свят-ено о его мкро'.нухением, достаточно отчетливо этраэшаимся'в словах "автобиографического" героя "Контрапункта" писателя ?шп*.па Куорлгп: "Я хотел бы взглянуть на -игнь всеми глазами сразу... глазами верующего, глазами ученого, глазами экономиста, глазами обывателя"'' -причем далее £илкп Куорлз и?лагпет свое художественное кредо, тесно связанное с подобном "политическим" мироощущением и вбираюиее в себя, помимо всего прочего, идею "контрапункта параллельных силке то в", когда Енутри одного романа сосуществуют несколько "романистов", осмысляющих одни и те же события в разных аспектах и излагающих один и тот же сюжет в разных формах (теоретически возможно, что даже ив алгебраических уравнениях).

Особо нужно.выделить очень широкое употребление Хаксли ценностно окрашенных контрастных единств. Для Хаксли 20-х годов это не было только художественным приемом: для Хаксли Еесь мир был контрастным единствам, что ухе и определяло основные принципы построения сюжете.

Было о и метафизическим упрощением рассматривать ценностные искания Хаксли 30-х - ночкла "ЗО-х годов нашего века вне сея-п с оониными «вправлениями развития европейской культурной т; а .мини. Зле дуст сказать, ч'ю Хаксли часто вводит в свои .прэизгегипия ценностно окраиенние упоминания о различных $ило-с-оГских системах и худ^х-отгонных а коя ах всех времен и наро-

~^Хг.ко.::1 .'. ппункт.~'т, 1335.- С. 217.

дов - порой при этом свои взгляд на мир он доносит через полемику с Другими, более ограниченными, на'его взгляд, позициями. "Голоса" героев "Контрапункта" время от времени сталкиваются с воображаемыми "голосами" $.М.ДостоеЕского, Д.Н.Толстого, Дж. -Г.Байрона, П.-Б.Нелли и т.п.'И в то же время целью автора данной работы было, не столько выявление генетических связей между художественным миром Хаксли и иными художественными мирами, околько выявление связей типологических,т.е. »«членение общих-и существенных универсалии, возникающих на основе наиболее общих тенденций в развитии европейской культурной традиции.

■ Традиция амбивалентного .осмысления ценностной' иерархии имеет в Европе достаточно глубокие корни. Б разных формах эта традиция проявлялась еще в античности, позже - в эпоху Возрождения. В то же время в данной работе подчеркнуто, что эпоха Возрождения (а затем - эпоха Просвещения),в немалой степени способствуя амбивалентному переосмыслении ряда ценностей, оа-ми заложили в общественном сознании претендующий на незыблемость ценностный фундамент, представляющий собой оовокупнооть не подлежащих сомнению гуманистических идей, наполненных верой в способность человека адекватно познавать мир - и разумно его переустраивать в соответствии со своими идеалами Истины, Добра и Красоты.

Со временем, однако, эти идеи (и также лежащая в их основе идея изначального'совершенства человеческой природы) стали обнаруживать свою относительную ограниченность. Особенно ин- ' тенсивныи этой процесс стад во второй половине'XIX века, и • своего рода знамением этого ценностного переворота стало рождение полифонического мира Ф.М.Достоевского, В основе полифонии - такое отношение автора к миру, при котором не авторская "законченная", "монологическая" позиция навязывается миру, но, напротив, "всепоглощающему сознанию героя автор может противопоставить лишь один объективный мир -пир других равноправных с ним сознаний"-5. Но подобная "незавершенность и нерешенность" героя неотделима от "незавершенности и нерешенности" в глазах автора мира в целом. Именно подобное "полифоническое видение" и сближает Достоевского и Хаксли. В данной работе затронуты некоторые сближающие.художественные ми-

-ГБахтин 1!. Проблемы поэтики Достоевского.- М; 1963.-0.'63.

ры обоих писателей параллели. Сбъединяет, по мнение е^вторь данной работы, Достоевского и Хаксяи идея неспособности человеческого разума к законченному познание бытия и его целенаправленному изменению (другое дело, что ¿¡.Достоевский, в отличие от О.Хаксли,.обанкротившейся в его глазах "арифметике" • противопоставил незыблемый ценностный мир иного порядка - для Хаксли в 20-е годы такого мире не; судостюгало). В данной, работе приведены высказывания героев Достоевского и Хаксли, являющиеся бунтом против срезения мкра и Бога к Формулам того же ряда, что и С этим связаны и ярко выраженные антиу-

топические мотивы как в произведениях Достоевского; ^ак и в, произведениях Хаксли ЭЭ-х - начала ро-х годов (в этом аспекте творчество Хаксли подробно анализируется во второй главе).' Определенный мировоззренческий параллелизм определил ряд общих черт и в построений произведений Хаксли и Доотоегскэго ("полифоническая" структуре, широкое использование оксюморэнных ■ '' единств и т.д.),и в системе характеров. В этой связи в данной работе выделено несколько облапаюшх относительной общностью "групп" героев.

. Огромное рлияние нв кризис прежде незыблемых представлений о человеческой природе оказала перЕвя мировая война, что проявилось * в частности,• в литературе "потерянного поколения". Автор данной работы согласен с Н.Дьяконовой; Г. Анджапаридзе, Н.Ильиной в тон, что произведения Хаксли ЭО-х годов (хотя лично писатель на фронте не был) является в значительной степейи именно явлением литературы "потерянного поколения", ибо Хакс-яи; Не вводя в художественный мир своих произведений непосредственно фронтовых сцен, сумел о исклвчителыюй точностьо передать те. порой внешне малозаметные изменения, которые привнесла в оану атмосферу английской общественной.жизни первая мировая война. По мнение автора денной работы, очень представительна в этом плене новелле Хакож» "И зажили они очаотливо", напечатанная в сборнике ''Лимб" (1920г.-'). В художественных мирах, романов "Шутовской хоровод" и "Контрапункт" недавно эакон-чивааябя война воспринимается как почти незримый, но навязчивый фон, на котором и разворачивается действие.

; В работе* выделен ряд типологических параллелей ^объединявших художественный мир Хаксли и художественные мира французских писателей экзистенциалистского направления 1.-П. Сартра и

А. Каме. Этих писателей ровдит как ярко выраженная "идеологич-ность", так и подход к суеностным проблемам челореческого бы-1' тия (месго челоЕека в мире, мера сео6овд выбора к диалектической сгязи с мерз!; ответственности и т.п.).

Прежде всего Хаксли роднит с I.-П.Сартром (и в какоН-то мере - с А.Ка>;а) игея трагического сочетания ьжизни,челогека относительной сЕобоци выбора и соотЕетстгенно яг.чноИ нравственной от!-е гстл-е,нюсти за гсё совершаемое - и то:>. "степи" между челогекои и окруяаю^пм пиром, которая не погхиляе: челоге-ку преат.цеть последствия сыего св"<б; иного в-обора, Еследс:'вие чего челог-ек обречен на трагическое одиночестго р чужцои ему мире, на постоянны!'. страх перед лицом этого пира и одновременно - но постоянные угрызения согес!к как результат не желаемых чел)хеком после дот и-Д с-го свободного-г-ибзра. В работе ,со-постпЕлени сктуаикн, г- когоркс старят сгог.х героев Сартр и Хаксли и е которых наличие относительно!; сгобози выбора в момент поступка сочетается с неспособность*] пгеиипеть последствия того или иного яйорг. и с о'.'рсченн )стьс на трагическуо хину. Отдельно г- работе страну та прсбдслй трагического прозрения, к которому £ опре.".с*ленный иоь-.нт пры-ынт сюпх героев как I.-П.Сартр и А.Как», так и С.Хаксли к которое заклачается е осознании то1: "стони", кот.рая стл^т не.кяу чол'гикон и ни- . рои. : . :......

Во второй глаю "Ангг.утсппл I гкрчесто-е С.Хаксли■ Ю-х -30-х г о дог ъ контексте иг.роюп йитг.утопнчоск;!'. транши». От фантазии мистера Скоугсне. - к "Г.гекпааншу няоыу миру" рас-сматриЕзстся аитиугопическся л.и;ия I творчестве (.Хаксли .20-х - 30-х годов (е зон ¡енн! на материале романа СЛакслк "Прек-расннИ ногии иг.р" (1932г.), а такхе енткут¡пичесхнх исткьов в романах Хаксли Ю-х годов). В течестгемюк ллтературпе ад-ник имеется достаточно багетно трьдииии анализа про?, до ген» К Хаксли именно * атом аспекте (статьи Б.['.естекоц», Д.Кантш-еой, Р.Гальисв)(с и 1!.Роднянско;., £Латг.кииоГ., П. Палкег-сксго, А.Шиаккна и т.д.). Б то :.>е ьред-.я сере «л ни Ю-х г-.л/п- г, ряде статей антиугопическая линия ь т^рчестк Хаксли садилась к незамыслоЕагому ряду лрпьь толь них конкретно-п >лит г.ческих установок: полемика зачастую лилась вокруг того, какдя конкретно социально-политическая система - кагш'галпстпческйк или социалистическая - стала чзнп-ны-; оехсктч.!-. елтороксл кри-

тики. Меаду ток антиутопичеекая линия е гторчсстге ^аколи 20-х - 30-х годов тесно' сгязона с его агнозтцчееки-пессимис-тическо!Г концепцией мира, с его идеей невозиожнюти познания об*ектиЕной действительности гоб'ле и ебтект^гюй основы яо-<5о!< ценности в частности, а тагле с метафизическим разгигом ценностного мира на авп этделеннчх друг пт друга ряда генное--•тек; с -зцнэ-й стороны - возможно существу эхйе и - опять же-, . возможно - реализующиеся но ге^ле ценности объектитнневысшие', абсолютные, а имсннл Истина, Добро и Красота; с дпугоИ стороны - субъективные относительнее "ценности", основной критерий которых - соответствие легко вычисляемым утг.литагн^м потребностям человехп. Т^чек соприкосновения кехду двумя этими мирами Хаксли не тидел. В мире тнепих 'ценностей разум че- ' л.овека, по мнению Хаксли, обречен на абсолютное сомнение, и ■ Л-ипь мир ценностей утилитарного характера'доступен познанию. В свя?и п этим, по мнению Хаксли 20-х - начала 30-х годов, единственный реальный путь-социального переустройства в,сторону гармонизации интересов личности и интересов общества -это такая "реконструкция" личности, когда из челорека было бы вытравлено всё,-что не входит в круг утилитарных потребностей, которые могут быть до кониа познаны »в соответственно удовлетворены. Хаксли 20-х - начала 30-х годов видит в современном ' ему обществе тенденции, толкведвг человечество именно в эту сторону, - именно етйм и определяется в первуп очередь антиутопичеекая линия в творчестве Хаксли этого периода.

В антиу^опическом мире Хаксли "усечение" личности до размеров, подвластных познанию л манипулированию, является не просто принадлежностью какой-то конкретной социальной системы, но закономерным итогом всякой попытки научно детермини- . ровать мир. ..-' ■.

Антиутопические мотивы присутствует уже в романе "Желтый Крои" (1921г.). Но основное внимание а работе уделено антиутопическому роману "Прекрасней- новый'мир" (1932г.) - Хаксли здесь сконструировал модель "идеального" общества, в котором полное отсутствие каких-либо внутренних противоречий ("Все счастливы. .Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить"6) достигается за счет уничтожения самого понятая индивидуальности и превращения че-

~~~~ъ1/и4&ч Л. ¿гли Уеьг У, МЛ.-Р.М

ловека в полностью запрограммированный извне механизм (выведение лидер, из-пробирок, соответствующие химические манипуляции с зародышами, "гипнопедия" и т.п.).- В данной работе непосредственно рассматриЕеется ряд особенностей жизнеустройства антиутопического мира романа Хаксли "Прекрасный новы!! мир" (в типологической связи с антиуЮпическими мирами из "Братьев Карамазовых" и "Еесэв" }.Ы.Достоевского (модели "рая не земле" по Великому Инквизитору и Шигалёву), из романа "Мы",. Е.Еамятина, иэ романа'Д*. Оруэлле "198^" « г,ь, а такае с ую-, пическими мирами из рэиснс ГЛэллса "Люди как боги" ("Прек-рвсныР. новий ну.?" бил создан именно в порядке полемики с утопической моделью Г.Узллоа) и из пенталчгии Д>:.-Б.Ш>у "Назад'' к Мафусаилу"). .

Осно£нке_осс^енности_£ессма^ ан-

тиутопических миров.

•I) Вытеснение из. кругозоре обитателе)! антиугопичсоких пиров всяких представлений о недостижимом в реальной ккгнк идеале, самих понятий Истины, Добра и Красот

2) Вынесение в центр ценностного мира утилитарно-ценностной категории Счастья как полного соответствия между ¿ел&нияии. человека и возможностями общества-в плене их удовлетворения.

3) Неизбежность выбора СьободоИ и Счастьем (одно ксклв-' чает другое)" - и конечны!'. Выбор в п>ль?у Счастья.

'О Жесткое "кастовое" деление ойцесгва, фактически искличво-«ее возможность-взаикопереходоЕ,

5) Допущение социальна селекции, искусственного "отсечения" тех, кто-по тем или »¡ним причинам меаает построению "рая на земле"..

6) Абсолютный приоритет обдега перед личным, "!<.ы" перед "Я".

7) Претензии уже построенного общества на абсолютное совершенство.

Затронуты в работе и некоторые другие черты, характерные как для антмутопическог■> икра Хьхсли, так и зла'ряда-других антиутопических миров.

, В середине ЗО-х годов в сознании Хаксли произошел "пет. релом" - однако обретенная Хаксли система позитивных ценностей находилась за пределами традиционных для 'европейской ку-. Иьтурной традиции понятии прогресса,, цивилизации и т. п. ■- в связи с этим взгляд Хаксли на способность человека адекватно:.

познатпть окрушвдц-; кар г. на научно!! о еноте его переустраивать теперь не только вбирает в себя мн'гие черти взгляда Хаксли - автора "Прекрасного нмого кигв", но го многих ниях становится ete пессимистичнее. Кок очень продстаытель-ный пример в данной работе рассмотрена "поздняя" ант;.утопия Хаксли "Обезьяна и сущность", ¡отопая.гто :хн;н> штора панно!: работы, является закономерным1 про дол -/снкеИ антиутоппчез-кок линии, стормировавае;!ся в творчестве Хаксли г 20-е ~ начале 30-х га доб.

_Б__третье!! главе: "Обретение Абсолюта: нрагетюне-.-эстегл-ческие искания С.Хаксли во 2-'•>;•: половине 30-х годов (на материале романов "Слепо!! в Газе" и "После многих дне!; упирает .■ лебедь"^рассматривается духовный "перелом" середины 30-х годов, который в значительной степени повлиял уже на художественный мир романов Хаксли 2-1! половины 30-х годов. Если раннее творчество Хаксли - 20-е - начало ЗС-х годов нашего века - довольно подробно рассматривалось в работах ряде советских литературоведов, то художественный мир Хаксли последующих десятилетий практически не осваивался. В большинстве случаев происходило метафизическое разделение творческой жизни писателя на два совершенно не связанных друг с другом отрезка. Между тем Хаксли-проповедник конца 30-х - 60-х годов не отрицает Хаксли-скептика 3)-х годов - но перерастает его; существует едины!! "стерхень", проходя^и!! и через "раннее",« через "позднее" творчество Хаксли, к в западном литературоге сешти наметился ряа. подходов к выявлении этого "стер:кяя"(авгого;.; данной работы рассмотрены в ото:' связи концепции Iii. С'£>аолэ;:на, Л. Дэ!;-чеса, П.Еаверинга, Ч.-М. Холмса и ряда других исследователе«).

Уже в перв ü главе данной работы доказывалось, что пози-. ция абсолютного сомнения, отразившаяся в художественном' мире произведений Хаксли 2Э-х годов, есть на самом деле позиция напряженного искания "своей" ценностно!! системы - и потому предполагает возможность обретения в кякон-то момент такой системы. В данном работе исследуются основные причины приходя Хаксли к обретении "положительной программа" именно в промежутке, примерно ограниченном 1932 и 1936 годами. Своего рода "зеркалом" "перелома" в сознании Хаксли стал процесс работы над ром'аном "Слепой в Газе", который писался-по сравнению'о другими произведениями Хаксли необычно долго - с 1932 по 1936

- Ik -

годи. По характеристике Д;.-:.Вузкока, годи работы над романом :'-били "четырьмя го дат: тв^ческой агонии, какой Хаксли никог-"' да пгекде не копигивал", еразнимэй. с оостояниеы Д.Н.Толстого на pjíc;¡;;e 1370-х - 80-х годов - причем, по слогам Дк.Будкока,-"есть очешдние основания предполагать, что книга изначально планировалась как нечто совершенно иное, нежели появившийся на свет роион"^. В данно',; работе дане характеристика структуры Г.)мгнв (54 чоот>!, преднамеренное разрупение соответствия не?.цу временной отнесьнностьо тех или иних событии и расположением• друг относительно яруга частей текста и т.п.). Центральной . се-.;ет|пк линией р-<кани "Слепой в Гаьс" является ли>ия оголю-ьч'.к сознания "автобиографического" героя Энтони, Бидкса, гото-puil ,прс :ол'.-:ает начатуо еще в 3)-е годы галерея "автобио-^а-•ткчеекцх героев" Хаксли. "В, художественно* мире романа вое прочие с о® т низ линии лишены дано относительно!; автонсгп:к"-.-.все огианваеиие в романе события либо пряно связана с бисгрв-. ' :ri:e¡: Знтон'и Биьиса; либо пропу-скгготся через' его рефлексирую-' нее сознание и играет опседеленнуо роль i эв.м'ляиии этого сознания, причем каждое из .опвс'нвоемнх. сз.б.ытий строго датируе.» ■ тся. В К'нечнл.! счете духовная эв^шия Энтони Бкгксв - это ',-путь от характерного для молодого.Хаксли 30-х родов абсолют- . но го сокненкя, порожденного исклсчительным, ьеннэстным какой- ,, мелизюк. к "обретение с истеки. п^зитигикх ненностей, которое, • приходится в судьбе Знтони Бкеисе на IS34-35 годы. В своих исканиях Знтони-Бигис проходит и через одобрение некоторых форм зкизии, характерных для антиутопическЬго .общества из "Прекрасного нового ьира'^и через "компромиссную" идею отказа -от подчинения жизни эба;ии принципам, и,.через-разочарование в этой идее, и через одурение неизбежности трагического еы-бора: "Развал" с ог,но^ стороны, икквизиикя'и правление СГОУ -с другой"®. В конечном счете Хаксли заставил в определенный момент своего Энтони Бкеисб прийти к "положительной прогрей-'. líe",- в основе которой - .не изменение, внешних ^»рм'бытия, но' .", . осознанное исправление, каждам ко'нкретним. человеком собсвен- ' ной природы прежде, всего через, добровольный и осознанный от.-каз от экспансии своего "й" на интересы'-других "Я": в у.деа-ле - достижение всеобщей "оверхличнок" лвбви (в 'художествен- .

Ж t/JS/^t

* /Щ -P.iU,

ном мире романа "Слепой в Газе" отразилось уже и увлечение ти сателя идеей "творческой эволюции", что- роднит его с Д*.-Б,Шоу),

Ряд страниц в работе посвящен анализу роианп Хаксли "После многих лет умирает лебедь" (1939г..), которые в отечественном литературоведении практически не затрагивался. Это откровенно' пропоЕёдническии роман, обладающий многими "жпнрообпаэу-ющими" свойствами трактата:.' это и' абсолютное подчинение образной системы идейному содержанию, это и "плексигласовая": прозрачность героев-идеологов, это и моделирование заведомо неправдоподобных "экспериментальных" ситуация (еплоть до "обратной эволоиии", которую претерпел один из героев), это. и введение выпадающих из общего повествования монологов одного из-героев,, мистера Проптера, в уста-которого вложена "положительная про--грамма" самого Хаксли (по мнения Дж. Война, сама фамилия "Про-птер" выполняет проповедническую функцию - ибо она по своему звучании вызывает прямые ассоциации со словами "рс/хг" ("правильный") и "рада^г" ("подсказчик1') и тем самым выделяет своего носителя среии других героев как носителя "правильной" ; оистемы взглядов). По'убеждениям "героя-идеолога" мистера Проптера, путь к Истине и Свободе человеку закрывает его.соб- , 'ственное "Я", сквозь призму которого он смотрит на все-явления . бытия, что и мешает ему быть абсолютно объективным, а так*ё ' избегать столкновения о внешними ограничениями свободы. С точки зрения мистера Проптера, условными, ограниченными являются все выработанные человечеством за долгие века истории ценности - .именно потому, что реальный человек, создавая эти ценности, отталкивался от своих страстей и потребностей, а не от объективной Истины. "Положительная программа" мистера Проптера базируется прежде всего на идее "освобождения от ■ -•' индивидуальности"^, освобождения абсолютного, когда сабст-; венное "Я" перестает восприниматься человеком как нечто бо- : 'лее ценное, ^ежёли другие "Я", и воспринимается как объектив' но существующая медьчайиая частице ЦеАого. Но при этом ,име-етоя в виду вовсе не всякое ^освобождение от индивидуальности". Двумя годами рвньие, в'1937,году, Хаксли - автор трак-';тата."Це8н и средства" говорил с двух путях такого "о особо ж- ■ . дения": один путь - путь вниз, от Человека к Зверю, путь не-.

' 9 о&ю тал*а тяжъ.лб/*А уи>аА. ^глУгл-

- j. 3 -

Сиободцого рхстворенкл личности в то.ше ; друго.1 >..е путь - путь льарх, от Н'елоьека к Бог/, путь свободного ¡i осознанного "не-рерастаипл" собственного ¡1 то ьре..'л осно&«а»:.: внешиы ,'CKropoü, способстьулддм "uejсрастании" собстьениого V, Хаксли считал :4:кс<и.-.адьио. bow«:o -цуа ьиеикяа свободу к г..ашшлш> ¿оз:.:й.-:кос уважение к ;:кдпв;.дуаль.:остп: ь уста "героя-идеолога" г.-.лстеj-a i.poniepa из ро .хна "После waonsx лет у;»ираьт ль^едь" Xi.nc.li: аЛОл.-,-л олоьы "Ьбство i: ^ш-тизм усилиеь^т власть над челоз..кои ь¿exc-ü::, ¿да и собственного "а"... Чем больше

juai /. ;.ic,¡:biJü'Urtlhoctv. - те;.'. ci:or.oe челоььк до,л.:ет, что bOíuUn v /

;:íW.;u¡..£j^иность есть i»»!!.»""1 . Автор ушо.. работк болье детально остановился на р;де конкрчтшх составляацпх социальной програ\т:.щ Хаксли ьто;о.'. иолодиш ^'Зс-х годов.

Отдельно в работе рассмотрена система характеров в ¡«маках Хаксли 1-.\ полошпш óo-x годов - и пры:де всего акцент был сделан нз изменении отнои-енул пксыел^ к традиционно;.:/ _ для Хьксли "Ш)1оЗ','.огра:):чьско!,'.у героы", соьщевшкцеь^.ся во всем писателю :: ;ндосо[у с "полифонически;.." ¡.¿илением. íükcjuí - автор "Слепого в Газе" заставляет сасего "аатобиогра.кческого ге-рол" деноп иучительноЛ внутренне;. работк преодолеть cao» скепсис и обреет;: "положительную nporpa.vj.y". Что касается ро:,:ана "После- uioriLx лет умирает лебедь", то здесь ьпор^ье собственно "еьтобногр.'! л:чёсм:.; герол", в когоро;.: отразился ра черт личности самого Хаксли, и носитель ааторсяод "паюлктельнод прог-pa:.;vií" - это ризнке лк,дц. Но тьвьрь Хькслк аьстааялет "автобиографического героя" ирг.анать сьои духовное банкротство перед лпцог/. ноьод-- влоиешой ь уста bj.cí-epu ilpoutepa - правды.

Отдельно в данко.; раооте затягиваются некоторые с.ы.ьтш,-е особенности пронаэедышл Хьксли втор,о,, подовик со-х годов, например иирокое использование писателей "экспёримектьяьььх" ситуации, ь которых бы проверились те или ше систем иде...

Ь За^.очен'.'.". содержатса некоторые обобд^ння, ¡>ьса»вд.есд, во-зервых, недопустимости ьеханкчвского дротиюноставленьа тьорчесты» Хаксли ¿.Сг-х годов его творчеств, последу »акх деи.- ■ тнлетил ; во-ьторых, взап^осальп ьнтдутопическо,; лит..: в тьор- • честье Халат ü'o-x - н&ч&ла Си-х годоь не с коккрстнк;а! сь\;иь-líjiffi к антипатиями Хаксли, ко с его коншине.: :л:ра и человека лообае ; ь-третьпх, того литературного контекста, в которое происходила духоинег! эволпцьЯ лапсли в - начале óJ-x го-

^ IÍ4í¿e¡//! /4f¿e-z /nasiy о $ы-ч/не¿ ... р. ¿¿ .

дов. Отдельно дана краткая характеристика некоторых проблем, связанных с творчеством Хакслл, которые еще требуют разработки (эволюция мироощущения Хаксли в 1940-е — 60-е гг. в ее диалектической связи с предшествующими этапами духовной эволюции писателя; влияние творческого наследия Хаксли на последующее развитие западпой литературы).

На данный момент по материалам диссертации опубликованы следующие работы:

1. Ф. М. Достоевский и О. Хаксли. Некоторые аспекты социально-философских исканий II Содержание и форма в языке и литературе. — Свердловск: УрГУ, 1988. — С. 80—92. Рукопись деп. в ИНИОН ЛИ СССР № 33.623 от 26.04.88.

2. Разрушители утопий // Урал. — 1989. — № 8. — С. 161-167.

3. Антиутопия в творчестве О. Хаксли 1920—30 гг. //Форма и содержание в языке, фольклоре и литературе: Тезисы докладов. — Свердловск: УрГУ, 1989. — С. 0—10.

4. «Пред-экзистенцпалистское» начало в художественном мире О. Хаксли // Модификации художественных систем в историко-литературном процессе. — Свердловск: УрГУ, 1990.— С. 117-125.

5. Обретение Абсолюта: нравственно-эстетические искания О. Хаксли во 2-й половине 30-х годов (на материале романа «После многих лет умирает лебедь») // Содержание и форма в языке и литературе. — Свердловск: УрГУ, 1990. — С. 94— 104. Рукопись деп. в И И ИОН АН СССР № 42.956 от 02.10.90.

6. Проблема характеров в художественном мире «идеологического романа» О. Хаксли 20—30-х гг. // Проблема характера в зарубежных литературах. — Свердловск: СГПИ, 1991.— С. 87-96.

7. Опыт научения английской утопии н английской антиутопии в рамках курса зарубежной литературы в Специализированном учебно-научном центре (лицее) на базе Уральского государственного университета // Первая Всесоюзная конференция литературоведов-англистов: Тезисы докладов. — М.: МПГУ и В Г БИЛ, 1991. - С. 74-76.

8. Опыт изучения курса западной литературы в X—XI классах лицея: Методическое пособие и 4 выпусках. — Екатеринбург: УрГУ, 1991—92. Вып. IV. Гл. 2: Утопия и антиутопия в европейской литературе XX века (произведения Г. Уэллса,

Дж.-Б. Шоу, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери и т. д.).— С. 17—51. Гл. 3: Творчество О. Хаксли. - 'С. 52-74. Гл. 5: экзистенциалистская философия и французская литература XX пека (-творчество Ж.-П. Сартра и А. Камю). — С. 128—

Объем ,1 п. л. Зак. С7|3. Тпр. 100

Подп. к печ. '13-11.92.

ТЕпография МПГУ имени В. И. Ленина