автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Нравственно-этическое наследие народов Дагестана

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кафаров, Тельман Эмиралиевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Нравственно-этическое наследие народов Дагестана'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Кафаров, Тельман Эмиралиевич

1. Введение. 3

Глава I. Социокультурные механизмы духовно-нравст- 18-54 венной преемственности.

§1. Традиция как феномен этнокультуры. 18

§2. Адаты и обычаи народов Дагестана: генезис и 38-54 факторы влияния.

Глава II. Функционирование традиционных этико- 55-116 правовых регуляторов в горской среде.

§1. Джамааты как носители и хранители этических 55-58 устоев социума.

§2. Этико-правовое регулирование семейных 58-116 отношений.

Глава III. Исламские этические традиции в духовной 117-181 культуре народов Дагестана.

§1. Принципы этики ислама: нравственный ориентир 117-145 для мусульманина.

§2. Шариат и адаты: проблема и взаимодействия и 145-161 сосуществования.

§3. Тарикатский мюридизм: опыт религиозно- 162-181 нравственного подвижничества.

Гл. IV. Этический рационализм и гуманизм местного 182-224 просветительства.

§1. Идея свободы как рефлексия исторического бытия 182-199 народа.

§2. Этическое обоснование образования и просвещения 199-224 в трудах мыслителей Дагестана (конец XIX - нач. XX вв.).

Глава V. Актуализация традиционных этических 225-273 ценностей как фактор этноконфессиональной стабильности в современных условиях.

§1. Функционирование этических норм в современной 225-255 этносоциальной среде.

§2. Оздоровление нравов общества через возрождение 255-273 религии: ожидания и реалии.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Кафаров, Тельман Эмиралиевич

Актуальность темы исследования. Перед лицом возможных глобальных катастроф в мире идет напряженный поиск новых путей развития и человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - философии, искусстве, религии, этике и т.д.

В современном мире между собой сталкиваются и вступают в диалог совершенно разные культурные традиции. И человечество осознает, что надо учиться вести этот диалог. Для этого необходимо научиться понимать другого, не считать свои ценности и культуру абсолютными. Поиск стратегии ненасилия, толерантности - не чья-то политическая прихоть, а парадигма выживания в современных условиях.

Стремление к новому - не самоцель: мир и покой в обществе не менее важны, чем его обновление. Одна из главных проблем развития общества: как обеспечить перемены без глубоких исторических провалов. Возможно, есть разные варианты, но в любом случае несомненно одно - жажда перемен не должна посягать на нравственный культ предков. Гораздо надежнее черпать идеалы (особенно нравственные) в состоявшемся прошлом, чем в нестабильном настоящем и неопределенном будущем. Современная социальная действительность подтверждает, что вполне возможна и реальна модернизация общества не вопреки традициям, а на основе последних.1 Представляется, что проблематично говорить о каком -либо подъеме без опоры на прошлое как и его возможности без ощущения перспективы восхождения, ибо обращение к прошлому

1 См.: Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «Круглого стола») Вопросы философии, №1, 2000. это не отказ от нового, «а новое понимание старого, ощущение себя в истории» (Д.С.Лихачев).

Без всестороннего и глубокого изучения этического наследия, концентрирующего в себе многовековой моральный опыт человечества, без овладения этическими ценностями прошлого невозможно успешное познание закономерностей морального сознания.

Освоение общечеловеческого нравственно-этического наследия требует тщательного изучения истории нравов отдельных народов, их национальной специфики и вклада в этическую культуру человечества. Игнорирование специфики этнорегиональных особенностей развития этической мысли отдельных народов, самобытности их духовной культуры приводит к искаженному изображению реального взаимодействия духовных культур в прошлом и настоящем.

Фундаментальные изменения на территории бывшего СССР привели к общей экономической и социально-политической нестабильности, неуверенности людей в настоящем и будущем. Это обусловливает стремление россиян глубже разобраться в фактах собственной истории, чтобы сформировать свою национально-культурную идентичность как духовную опору.

Иначе говоря, национальная культура, национальная история все больше становится центральной составляющей современной духовной жизни общества. Это усиливает культурную рефлексию в обществе, т.е. состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм духовного развития.

Воссоздание объективной картины духовно-нравственных ориентаций народов, в том числе Дагестана, невозможна без апелляции к народной памяти, которая представляет кладезь сведений по различным аспектам жизни. Именно память - историческая и духовная - стала в нашу эпоху жизненным и эффективным средством целительной тяги и устремления человека как к своему изначально национальному, так и общечеловеческому началу бытия.

Следовать традициям предков - значит идентифицировать себя с историей культуры народа, поскольку традиции (как и культура в целом) - это мир духовно-социального бессмертия человека.

Отношение к прошлому неуместно определять соображениями утилитарного характера. Культура нуждается не только в позитивных образцах, но и в образцах - запретах, понять смысл прошлого, постигнуть уроки и следовать его наставлениям невозможно путем селекции духовно-нравственного опыта (наследия) по принципу "прогрессивное" - "реакционное". Речь не идет об идеализации прошлого, избавляясь от балласта, важно не утратить ценное.

Ценностные ориентации значительной части населения России формируются под влиянием исламских этических традиций, что актуализирует обращение к их истокам и осмысление сущности нравственного идеала мусульман. Разумеется, особую актуальность это имеет для Северного Кавказа, в частности Дагестана, где в свое время "арабская культура нашла. благодатную почву и расцвела пышным цветом, дав много имен выдающихся ученых - дагестанцев в исламском мире. И недаром Дагестан называли встарь "Бахр-аль-ильм", т.е. "море наук".1 Одной из характерных черт постсоветского развития является повсеместное оживление "реанимация" религии. Процесс этот неоднозначен, противоречив и, на наш взгляд, идет преимущественно вширь без глубокого осмысления и переживания. Следствием чего является, с одной стороны, проявления религиозного экстремизма, радикализма (под знаменем борьбьГза" чистоту ислама), а с другой - приспособление ислама к идеологии "новых" слоев.

См.: Габиев С. Мусульманская газета, 24.01.1914.

В этом плане важное значение имеет и выявление (изучение) социокультурного аспекта распространения и утверждения ислама: механизма адаптации традиционной этнокультурной системы к новой структуре мировоззренческих координат. В то же время проблема комплексного теоретического анализа роли взаимодействия религиозного и этнического факторов в формировании духовной культуры, в частности, становлении этической мысли, не получили должного решения.

Представляется, что исследования специфики развития отдельного народа (и народов) на Кавказе невозможны без учета общего фона соответствующих изменений, происходящих в жизни населения всего региона.

Исторические судьбы народов, населяющих Северный Кавказ, тесно переплетены между собой и скреплены самыми различными нитями связей, что позволяет говорить об определенной СевероКавказской региональной духовной общности, уходящей в глубь веков и продолжающей крепнуть в наше время. "Создается впечатление, -писал В.И. Абаев, - что при всем непроницаемом многоязычии на Кавказе складывался единый в существенных чертах культурный мир".1 Эту мысль - на уровне сопоставления разноязычного народного устно - поэтического наследия региона - подтверждает Н.Я. Чиковани: "Процесс взаимоотношения фольклорных традиций кавказских народов имеет многовековую историю".2

Исследования ученых показывают, что аналогии дагестанского фольклора не ограничиваются регионом Кавказа, и порою, они

1 Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, т. 1 М,- Л., Изд-во АН СССР, 1949, с.89.

2 Чиковани Н.Я. Нартские сюжеты в Грузии (Параллели и отображения) // Сказания о нартах -народов Кавказа. М. Наука, 1960, с.226. эпос уводят нас в древнейшие цивилизации Ближнего Востока, Средиземноморья, Средней Азии.1

Между тем понимание уникальности и целостности кавказской цивилизации состоит в том, что в этом историко-культурном и географическом пространстве тысячелетиями происходит системное воспроизводство традиций и обычаев, которые на высокий уровень шкалы ставят честь, достоинство и мужество, уважение к старшим, принципы отношений мужского и женского поведения. Ориентация на такую систему ценностей, а также весьма близкие нормы обычного права являются одним из рычагов традиционного сближения народов Кавказа.

Культурная традиция во многом задает реалии межнационального общения, и в этом аспекте правомерно говорить об этноэтике общения. При этом мы придерживаемся принципа этнического нейтралитета (в плане отказа от каких-либо сравнительных оценок морально-этических норм, принятых у других народов) на основе приоритета общечеловеческих нравственных норм.

Проблема, рассматриваемая в исследовании многоплановая и включает достаточно длительный период исторического развития: от появления первых языческих верований до систематизированных этических воззрений. Нравственные представления горцев "рассыпаны" в устном народном творчестве, преданиях, пословицах и поговорках, литературном и художественном наследии, религиозных и этико-философских трактатах. Накопленный опыт изучения духовно-культурного наследия народов Дагестана требует методологического поворота от этнографически-описательной оценки к системному анализу, в частности его этической составляющей. Настоящее исследование - одна из попыток такого рода.

1 См.: Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996, с.383.

Степень разработанности темы. Различные аспекты изучаемой проблемы не остались без внимания исследователей. В частности проделана большая работа по выявлению, сбору и изучению материалов обычного права (как кодексов, так и отдельных адатов). Причем начало было положено еще в период колониального освоения Дагестана царизмом. Значительный вклад в этнографическое изучение дагестанских адатов в досоветский период внесли известные историки - кавказоведы Ф.И. Леонтович и М.М. Ковалевский.

Ф.И. Леонтович, в частности, отмечает, что адаты не только важнейший источник по истории кавказских горцев, они дают возможность для ознакомления с правовым бытом народов (Адаты кавказских горцев. 1882). Исследования М.М. Ковалеского составили целую эпоху в исторической социологии, этнографии и правоведения Кавказа. В первую очередь это фундаментальный труд «Закон и обычай на Кавказе (1896), где впервые было дано обобщение обильного и самобытного кавказского материала в контексте универсальной социально-правовой истории.

Одним из наиболее осведомленных авторов начала XVIII в. является И.Г. Гербер, который дал не только географию политических образований в Дагестане, но достаточно четко описал образ правления в них (И.Г. Гербер. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728.)

Значительный интерес представляет труд С.Броневского (Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (1813), являющийся обобщающим по русской историографии общественного строя на Кавказе, где дается описание обычаев и нравов населения изучаемого региона.

Вопросы этнической и исторической географии, обычаев и нравов занимают важное место и в обстоятельных комментариях французского ученого Дюссона, специалиста по мусульманскому праву (D'ohsson M.S. Del Peuples du Caucas. Paris, 1828)

Несомненный интерес представляет труд И. Бларамберга (Tablean Historique, Topographique, Statistique, Etnographique et Militare Caucase. 1934) по описанию кавказских народов, где подробным образом дается топография местности и климатические условия каждого отдельного района Кавказа. Автор, не без основания, полагает, что условия чисто географического характера, наряду с факторами историческими и социальными влияют на формирование особенностей материальной культуры, а также на нравы и обычаи народов.

Существенно продвинулось научное исследование обычного права горских народов в советский период, благодаря работам Б.В.Далгата, М.О. Косвена, Х-М.О. Хашаева, Б.А.Калоева, В.К. Горданова, Я.С.Смирнова, Р.М.Магомедова и др. Б.Далгат еще в конце Х1Хв. получил известность своими работами в области изучения общинно - родовых отношений народов Северного Кавказа. В контексте нашей работы особое значение имеет его исследование «Материалы по обычному праву даргинцев» (1968), где собраны и профессионально обобщены нравственно-правовые представления урахинского (даргинского) общества.

Значительную ценность для изучения проблем социального строя и организации, а также обычного права горцев представляют работы дагестанских историков Х-М.О. Хашаева «Кодекс законов Умма-Хана Аварского (справедливого)» (1948г.), «Общественный строй Дагестана» (1961), и P.M. Магомедова «Общественно-экономический и политический строй Дагестана XVIII -Х1Хвв.»(1957), «Адаты дагестанских горцев как исторический источник» (1960). В них подчеркивается, что адаты дают богатый и разнообразный материал для изучения дагестанского общества с древнейших времен до Х1Хв. включительно. По ним можно судить об уровне развития сельских общин, вольных обществ, социальной структуре и политической организации общества.

Весомым вкладом в изучении обычаев и традиций горцев Северного Кавказа является труд В.К. Гарданова «Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII - ХГХвв.» (1960), где отмечается, что адаты горцев Северного Кавказа являются главнейшим, а подчас единственным источником для характеристики социальных отношений у этих народов на протяжении многих столетий, начиная с эпохи средневековья. Кроме того, значительный интерес представляют сборники материалов, составленные по адатам как отдельных сельских обществ, так и их союзов, среди которых наиболее обстоятельным является: «Из истории права народов Дагестана» (1968), составленный А.С. Омаровым. Следует отметить, что мнение исследователей в оценке значения адатов, как источников по истории народов Северного Кавказа вообще и Дагестана в частности, в целом едино.

Однако, на фоне обширной литературы историко-этнографического, научно-популярного характера практически отсутствуют исследования философско - культурологического анализа адатов как особого культурного феномена, как способа бытия горцев, парадигмы их жизни. В определенной мере этим требованиям, на наш взгляд, отвечают исследования: Р.А. Ханаху «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ)». Майкоп, 1987; И. Бабич. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995.

Не нашла четкого отображения и морально-этическая составляющая адатов и норм обычного права как ориентиров нравственно-должного поведения. Хотя в этом аспекте также имеются отдельные наработки, в частности в исследованиях М.А. Абдулаева, Г.Г. Гамзатова, О.М. Гусейнова, Г.М. Шайдаевой и др1.

Отдельные и содержательно освещенные аспекты, моменты постановки этических проблем, имеющиеся в литературе, пока еще не стали предметом синтеза в пределах цельного и самостоятельного проблемного исследования. Тем более нравственность - та область духовной жизни, которая была наиболее близка и доступна народу, представляла собой своего рода философию повседневной жизни.

Между тем, накопленный материал делает возможным специальное исследование нравственно-этических представлений народов Дагестана. Это послужит более глубокому изучению духовной культуры народов региона, актуализации нравственно-правового опыта в современных условиях. Все это и обусловило обращение автора к данной проблеме.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является воссоздание целостной картины развития этического наследия народов Дагестана, систематизация и анализ наиболее значительных явлений этого процесса, выдвижение и обоснование концепции становления и развития этической мысли.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- определяются некоторые исходные принципы научного анализа истории нравственных представлений народов Дагестана;

- раскрыта и проанализирована сущность традиции как феномена культуры, механизма духовной преемственности, его универсальный и всеобщий характер, показать соотношение

1 См.: Абдулаев М.А. Из истории философской и общественнополитической мысли Дагестана. Махачкала, 1993, с. 280 - 322. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.1996 с. 529 - 538. Гусейнов О.М. Нравственная культура личности. Махачкала. 1995, с 49 - 64. Шайдаева Г.М. Исламская этика и социально-нравственные воззрения верующих мусульман. Дис. докт. филос. наук. М., 1990. традиции и инновации в процессе духовно-нравственного развития общества;

- показывается генезис, становление адатов и обычаев народов Дагестана, определить основные факторы внутреннего и внешнего влияния на процесс формирования традиционных ценностей;

- дается содержательная характеристика адату (обычаю) как духовно-культурному феномену, фактору социализации индивида в традиционном обществе;

- раскрыто содержание основных категорий и принципов традиционной морали через их реальное влияние на устои и уклад жизни горцев;

- показана роль джамаатов и традиционной семьи как основных субъектов санкционирующих нравственно-должное поведение;

- проанализирована роль и влияние исламских этических ценностей на духовную жизнь горцев, взаимосвязь и взаиомдействие адата и шариата как относительно самостоятельных этико-правовых систем в контексте социально-исторических условий;

- выявлены особенности функционирования суфизма в Дагестане (в форме тарикатского мюридизма), как теории и практики религиозно-нравственного подвижничества;

- раскрыты нравственно-этические аспекты местного просветительства, социально-историческую обусловленность доминирующей роли в ней идеи свободы и гуманизма;

- освещены вопросы этического обоснования идей просвещения и образования в трудах дагестанских мыслителей конца XIX начала XX вв.;

- рассмотрены вопросы актуализации традиционных этических ценностей в условиях современной урбанизированной этносоциальной среды, роль этнического и религиозного компонентов в этом процессе, проблемы и противоречия в духовно-нравственной сфере.

Научная новизна диссертации. Новизна проведенного исследования определяется тем, что впервые в качестве самостоятельного предмета изучения выдвигается важная и малоизученная проблема этического наследия народов Дагестана, сформулирована концепция становления и развития этических представлений народов края.

Определяются внутренние и внешние социально-культурные и природно-географические факторы, оказавшие влияние на духовно-нравственное развитие местного социума.

Исходя из структуры историко-этического процесса, прослеживается как практическая - развитие самих нравов, нравственного сознания, так и теоретическая сторона - развитие воззрений, учений о морали. Дается анализ адатов и обычаев как способов социализации, этико-правовых регуляторов в горской среде. Методом сравнительно-сопоставительного анализа (компаравистики) показывается параллельное функционирование двух этико-правовых систем: адата и шариата, их взаимодействие и взаимосвязь.

Исследование тарикатского мюридизма в контексте антиколлониальной борьбы народов позволило высветить широкую амплитуду действия суфизма, выходящую за рамки религии, аскетизма и мистицизма.

Предметом отдельного рассмотрения стал процесс концептуализации нравственно-этических представлений народов Дагестана, что проявилось в феномене местного просветительства, сквозными идеями которого стали идеи гуманизма и свободы.

Анализ развития реальных нравов и морально-этических представлений и их обобщение позволил обозначить основные характеристики личностного образца горца.

В диссертации обосновывается идея, что модернизация общества возможна не вопреки, а благодаря опоры на духовно-нравственные традиции, которые выступают фактором стабильности в полиэтноконфессиональной социальной среде.

Методическую и теоретическую основу исследования составил принцип объективности, историзма, единства исторического и логического.

В работе используются методы исторического и логического анализа, сравнительно - сопоставительный подход. Компонентом исследовательской парадигмы является междисциплинарный подход, позволивший при исследовании данных разных наук (философии, этики, социологии, культурологии, этнографии) наполнить основные понятия конкретным содержанием.

Исследование генезиса этических представленний рассматривается в контексте социально-исторических, природно-географических условий.

Сравнительно-сопоставительный анализ помог автору при анализе параллельного функционирования двух нормативных систем: адата и шариата. Метод конкретно-исторического анализа позволил по иному представить суфизм, в его северо-кавказской разновидности -тарикатский мюридизм, бытование адатов и обычаев в разных социально-исторических условиях.

При анализе традиции, как социокультурного феномена автор апеллировал к теоретико-философским изысканиям Э.А. Баллера, Ю.М. Бромлея, В.В. Власовой, Б.С. Ерасова, В.М. Каирова, И.Т. Касавина, B.JI. Левченко, Э.С. Маркаряна, О.А. Осиповой, А.И.

Першиц, B.C. Семенова, И.В. Суханова, В.Д. Плахова, К.В. Чистова, Е. Шацкого.

Исследование комплекса исламских этических традиций в Дагестане стало возможным во многом благодаря трудам известных ориенталистов: В.В. Бартольда, Д.Е. Бертельса, JI.C. Васильева, А.Н. Генко, М. Казем-Бека, Г.М. Керимова, И.Ю. Крачковского, Г.М. Резвана, М.С. Саидова, А.В. Смирнова, М.Т. Степанянц, П.К. Услара, М.М. Хайрулаева, А.Р. Шихсаидова, а также А.Меца, Г.Э. Грюнебаума, Дж. Триминген, А. Массе и др.

Философско-этическая, культурологическая проблематика исследования реализовывались с опорой на труды А. Бергсона, Г.Гегеля, Р. Генона, К. Лоренца, И. Канта, Л. Леви-Брюлля, М. Мид, Г. Ортеги-и-Гассета, М. Оссовской, Э. Фромма, А. Тойнби, А. Швейцера, К. Ясперса, а также С.Ф. Анисимова, С.С. Аверинцева, А.Я.Гуревича, А.А.Гусейнова, Ю.Н. Давыдова, Е. В. Давидовича, О.Г. Дробницкого, Е.Л. Дубко, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, В.М. Межуева, Л.М. Митрохина, Г. Померанца, Ю.М. Смоленцева, В.Н. Шердакова.

Важным подспорьем являются и использованные автором архивные материалы и исторические хроники, труды дагестанских (и не только) мыслителей прошлого (Мухаммеда ад-Дербенди, Мухаммеда Рафи, М. Ярагского, Дж. Казикумухского, Абдурахмана Согратлинского, Г. Алкадари, А. Акаева, А. Каяева, С. Габиева, а также ал-Газали, ибн Араби, ал-Казвини и др.).

Анализ адатов, обычного права горцев проводился на основе исследований кавказоведов: Б.В. Далгата, М.М. Ковалевского, А.В. Комарова, М.О. Косвена, Е.И. Крупнова, И.Ф. Леонтовича.

Региональная компонента исследования реализовывалась также с привлечением трудов В.И. Абаева, М.А. Абдулаева, А.Г.Агаева, М.А. Агларова, А.Г. Булатовой, Б.Х. Бгажнокова, А.Г. Гаджиева, С.Ш.

Гаджиевой, М. Гайдарбекова, Г.Г. Гамазтова, Г.В. Гарданова, 3. Геюшева, P.M. Магомедова, Б.А. Калоева, Г.М. Курбанова, Х.-М.О. Хашаева, Г.М. Шайдаевой, А.Р. Шихсаидова и др.

В диссертации нашли отражение публикации в периодической печати - статьи, обзоры, заметки, данные социологических исследований и опросов, проведенных, в том числе, и с участием автора.

Научно-практическая значимость исследования.

Практическая значимость исследования определяется разработкой малоизученной темы в комплексе истории отечественной этики и нравов. Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы при разработке и чтении курсов и спецкурсов по истории философии, этике, культурологии, религиоведению. Результаты проведенного исследования могут стимулировать углубление и расширение исследовательских возможностей в дальнейшей разработке проблем отечественного духовно-нравственного наследия.

Рекомендации и выводы исследования представляют интерес для органов государственной власти и управления при выработке концептуальных основ межнациональных, межконфессиональных отношений, предупреждении и разрешении социальных конфликтов. Этико-правовой анализ таких феноменов как джамаат, маслиат и др., обнаруживает в них значительный потенциал, который может быть востребован в формирующемся гражданском обществе, особенно в условиях северо-кавказского региона.

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в публикациях автора, а также представлены в выступлениях на научно-теоретических конференциях и симпозиумах в Кишиневе (1988) и Махачкале (1991, 1993, 1999, 2000).

Ряд положений диссертации разработан в рамках исследовательской программы Регионального центра этнополитических исследований при ДНЦ РАН: "Общинно-адатные традиции и их роль в стабилизации межнациональных отношений", что нашло отражение в итоговой публикации: «Межнациональные отношения в Дагестане: некоторые аспекты их стабилизации». Махачкала, 1994 (в соавторстве).

Материалы исследования использовались при чтении курсов этики, культурологии, истории философии и спецкурса: «Традиционные духовно-нравственные ценности и современность: проблема актуализации", на кафедре общественных дисциплин Дагестанской государственной медицинской академии в 1993-2000 гг. Кроме того, отдельные положения диссертации использовались автором при выступлениях на научно-теоретических семинарах кафедры общественных дисциплин ДГМА в 1993-2000 гг.

Работа была обсуждена на кафедре этики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 15 июня 2001 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, пяти глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственно-этическое наследие народов Дагестана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ нравственно-этического наследия народов Дагестана, предпринятый в данном исследовании позволяет сделать ряд общих выводов и практических рекомендаций, а также обозначить перспективу дальнейших исследований по проблеме.

Процесс социализации поколений, вступающих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс самовоспроизводства общества, тесно связан с традициями (адатами).

Вместе с тем, в условиях современной урбанизированной и сверхдинамичной социальной среды велика реальная опасность отчуждения общества от исторических духовных корней. Констатируя такое положение, известный этолог К. Лоренц назвал разрыв с традицией одним из ".смертных грехов цивилизованного человечества". Между тем, часто люди искренне полагают, что прошлое, как бы грандиозно оно не было, исчезло безвозвратно, и следовательно, никакого значения для сегодняшней, а тем более будущей действительности иметь не может. Однако жизнь вновь и вновь подтверждает, что культурное наследие народа - отнюдь не мертвое отложение прошлого, не архаическая неподвижность, а живая и действенная духовная реальность, находящаяся в постоянном саморазвитии и реализующаяся в сознании и деяниях каждого нового поколения. «Для философа, - подчеркивает В.М. Межуев, - прошлое существует лишь в связи с настоящим, заключающем в себе новые возможности и тенденции, еще не реализованные в истории. Его интерес к прошлому продиктован потребностью людей не только знать историю, но и жить в ней».1

Цит. по: Межуев В.М. Философия истории и историческая наука. // Вопросы философии. 1994, №4, с. 77

Социальное напряжение и коллизии в обществе в немалой степени можно снять или предупредить, выработав эффективные механизмы взаимодействия традиций и инноваций. Проведенный анализ показывает, что нравственно-этическое наследие дагестанских народов представлено не столько в специальных, концептуально-завершенных этических системах, сколько в форме нравственных максим, моральных сентенций, этических оценок поведения, критики или одобрения нравов, в форме представлений о добродетелях и пороках, в виде дидактических нравоучительных рассказов и т.д.

Адатные правила (нормы) обрели моральный статус благодаря своему содержанию, которое определенным образом обосновывалось (в частности по принципу: так поступали предки) вменялось и санкционировалось.

Иначе говоря мораль освящает, санкционирует социально-одобренные традиции и адаты, исторически сложившиеся нормы и правила приличия.

С развитием просветительских идей, наблюдается тенденция к объективизации и рационализации этического рассуждения, что стало возможным благодаря освоению разнообразного культурно-исторического, этнографического материала.

Жанровое многообразие источников является отражением и выражением богатства и разнообразия нравственного опыта народа. При этом в различной степени и форме обнаруживается проявление фундаментальных этических идей: таких как аксиологии (представлений о нравственно значимом, добре, зле, благе), деонтологии (традиционного представления о долге), аретологии (устоявшихся представлений о добродетелях и пороках, о моральных качествах личности - горца), фелицитологии (господствующих представлениях о счастье и любви, дружбе), танатологии (о смысле жизни, отношении к смерти).

Идущий из глубины веков духовный потенциал дагестанских народов реализовался и в характерном для них широко развитом художественном производстве, и в становлении собственного религиозно-этического стандарта, и в способности творчески воспринять достижения двух великих цивилизаций: арабо-мусульманской и российско-европейской. Видимо, и благодаря этому, в условиях сложнейшего геополитического положения, в непосредственном "горячем" окружении, Дагестан избежал непримиримых межэтнических противостояний. Очевидно, сказалась и врожденная энергия самозащиты, генетическое чувство самосохранения, материализовавшиеся в общих традициях, и присущие естеству самого горского общества. Вместе с тем, опросы, проведенные среди молодежи (преимущественно студенческой) говорят о слабой ее информированности по части этнокультурного наследия. В этом контексте выглядит вполне обоснованным введение в школьные программы специальных дисциплин по проблемам историко-культурного наследия народов. Значительно перестроены и вузовские программы: в соответствии с государственным образовательным стандартом по циклу гуманитарных дисциплин предусмотрен так называемый региональный компонент. В современных условиях, возможно, как никогда раньше требуется государственный протекционизм в области духовной культуры. Представляется, что необходимо создание соответствующих условий национальным группам на сохранение родного языка, его использования в официальных учреждениях на территории компактного проживания этноса, право на охрану среды проживания и развития национальной культуры. В области социально-политической, требуется реализация принципа адекватного представительства национальных групп или меньшинств в органах государственной власти. Децентрализация власти, самоуправление хозяйственных единиц должно быть дополнено строгим учетом интересов коренных этносов в исторически сложившихся местах их проживания. Государственная власть, независимо от миграционных процессов, призвана способствовать безболезненной модернизации сложившегося экономического и культурного уклада жизни. Программы общедагестанского значения должны учитывать не только экономический, технологический, но и этнокультурный аспект. Любые решения, касающиеся непосредственно проблем этносожительства должны пройти предварительную экспертизу у такого авторитетного и неформального института как совет старейшин, что существенно повысило бы степень легитимности принимаемых решений.

Приверженность к традиционным духовно-нравственным ценностям способствует моделированию поведения в нестандартных ситуациях. Чем больше в сознании человека, особенно подростка, будет готовых моделей поведения в особых ситуациях, тем легче он справится с разнообразными жизненными коллизиями. Между тем имеет место причудливое сочетание: с одной стороны - подлинная теплота человеческих взаимоотношений (в первую очередь близкородственных), а с другой - определенная глухота к всеобщему, общедагестанскому, общероссийскому; это и благородный обычай почитания старших и одновременно клановый эгоизм.

Проведенное исследование позволяет заключить, что формирование этических представлений в Дагестане в значительной мере связано с религиозным мировоззрением. Вместе с тем конструктивные отношения между государством (властью) и конфессиями является важнейшим условием стабильного развития общества. При этом обе стороны должны исходить из сложившихся реалий. Власти необходимо окончательно смириться с тем, что эпоха директивного атеизма канула в лету. История духовной культуры позволяет заключить, что основной водораздел пролегает не между верующими и атеистами а между реакционерами, циниками, человеконенавистниками с одной стороны и гуманистами, людьми чести и долга с другой.

Но и сторонники "исламского" государства должны исходить из того, что в ближайшей перспективе об этом не может быть и речи. На сегодня ислам в Дагестане (впрочем, как и в других регионах) является фактором конфессионально-культурной идентификации. Очевидно, что право на религиозную свободу не дает никому сопутствующего права под прикрытием религиозной мотивации манипулировать сознанием людей, особенно детей и подростков. По существу, социальный порядок сегодня важнее, чем форма, в которой он осуществляется. Разумеется, и форма должна быть адекватной как менталитету, историко-культурным традициям, так и современным требованиям цивилизованного общества.

В исследовательско-теоретическом плане очевидно, что в обстановке нынешнего "религиозного бума", когда доминирует эмоциональное, односторонне-поверхностное отношение к Богу, возрастает общественная потребность в взвешенном, научно-достоверном обсуждении и понимании места и роли различных конфессий в нашем обществе.

Стремление опереться на корневые основы человеческой природы (сохранить истоки) и потребность собственного пересотворения (расширить сферу созидания) - две важнейшие взаимосвязанные тенденции развития культуры.

ТЧ О U U О

В реальной российской действительности, представленной поликультурным духовно-нравственным пространством, эти тенденции нередко выступают в виде конфликта поведенческих кодексов различных культур и социальных групп. В теоретическом плане ситуация конфликта моральных кодексов, как правило, стимулирует этические изыскания, направленные на переосмысление определенных принципов. При этом сталкивающиеся между собой формы поведения должны интерпретироваться как нравственно нейтральные, снимая вопрос о предпочтительности тех или других.

При осмыслении ценностей прошлого необходимы такт и прозорливость, вдумчивость и разборчивость. Из духовного очага предков нужно брать "не остывший пепел, а пылающий огонь". Нельзя забывать, что "быть дальше своих предшественников, не всегда значит быть выше, лучше и достойнее их" (Белинский В.Г.). В равной степени несостоятельно как апологетическое повторение всякого прошлого, слепое его копирование, так и анархический отказ от духовного наследия, радикальный разрыв с прошлым опытом.

Разумеется, невозможно в одном исследовании представить всю полноту духовно-нравственного наследия народов региона (такой задачи мы и не ставили). К тому же явления духовной культуры характеризуются тем, что они, как правило, окончательно не выявляются, а напротив, остаются открытыми для их исторического переосмысления. Думается, что специального исследования заслуживает выявление общегуманистических, нравственных мотивов богатейшего дагестанского фольклора. Более подробно и глубже может быть проанализировано местное просветительство в морально-этическом аспекте, самостоятельный пласт духовной культуры - поэзия и проза, буквально пронизанные нравственной проблематикой.

Надеемся, что попытка, предпринятая нами, окажется стимулом для дальнейших научных исследований в этой области. Ретроспективный взгляд на развитие человеческого общества позволяет сохранить оптимизм, поскольку каким бы испытаниям не подвергалась история, в ней действует своеобразный закон "сохранения человечности", в силу которого самые ужасные катаклизмы порождают вместе с тем и высокие образцы нравственного мужества и духовного величия.

 

Список научной литературыКафаров, Тельман Эмиралиевич, диссертация по теме "Этика"

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Том 1. M.-J1., Изд-во Акад.наук СССР, 1949, с.72-120.

2. Абдулаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана -Хаджи и его родословная. Махачкала, 1998. 288с.

3. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М.: Наука, 1987. 325 с.

4. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на СевероВосточном Кавказе. Махачкала, 2000. 242с.

5. Абдуллаев М.А., Кафаров Т.Э. Культура народов Дагестана: история и современность. Культурология (учебное пособие с методическими рекомендациями). Махачкала, 1997. с. 159-187.

6. Абдулаев М.А. Кафаров Т.Э. Межнациональные отношения: проблемы их стабилизации. Махачкала, 1993. 72 с.

7. Аверинцев С. Глубокие корни общности. Лики культуры. Альманах. Т.1. М.: Юрист, 1995. с. 431-444.

8. Авеста. Пер. И. Стеблин-Каменского. М. 1993.

9. Авксентьев А.В. Коран, шариат и адаты. Ставрополь, Кн. изд-во, 1966.- 144 с.

10. Агаев А.А. Философия совести. Махачкала, 1995. 336с.

11. П.Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX нач. XX в. М.: Наука, 1978.-245с.

12. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -нач. XIXbb. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М.: Наука, 1988. 240с.

13. Адабуль Марзия (Правила достодолжных приличий). Сочинение шейха Джамалутдина Газикумухского: Пер. с арабского, / Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. II, Тифлис, 1869.-20 с.

14. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: // Судоустройство и судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления. Под ред. И.Я. Сандрыгайло. -Тифлис, 1899.-622 с.

15. Адаты жителей кумыкской плоскости. Оттиск: "Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ)", т. 6,1872, с. 1-20.

16. Адаты кумыков. Запись Маная Алибекова. Перевод Т.Б. Бейболатова. Махачкала, 1927. Рукописный Фонд института истории языка и литературы (ИИЯЛ) ДНЦ РАН.

17. Адаты и обычаи даргинцев. Рук. Фонд института истории языка и литературы (ИИЯЛ) ДНЦ РАН, ф. 5, on. 1, д. 35

18. Адаты южно-дагестанских обществ. Оттиск: "Сборник сведений о кавказских горцах", вып. 8, Тбилиси, 1875. 55 с.

19. Акаев А. Корабль спасения: Основные нормы и правила Ислама. / сост. С.С. Самбиев. Махачкала: Юпитер, 1991. - 72 с.

20. Акаев А. Календарь на сто лет. Темир-Хан-Шура (на кумыкском языке). 1904.

21. Акаев А. Книга по этике / сост. Г.М.-Р. Оразаев, Буйнакск, 1992. -48 с.

22. Акимушкин О.Ф. Очерки по истории культуры средневекового Ирана: письменность и литература. М., 1984.

23. Акты исторические. СПб, 1842, т.4, № 57. с.100-162.

24. Ал-Джахиз Книга о скупых. Китаб аль-бухала. Пер. с араб. Баранова Х.К. М., 1965. 287 с.

25. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII первой половины XIX в. (Экономика, земельные и социальные отношения, средства власти). Отв. ред. А.Р. Шихсаидов, Махачкала, 1999. - 339с.

26. Алиев Р.А. Народная мудрость компонент общественно-философской мысли. Дисс. докт. филос. наук. Баку, 1990.

27. Алкадари Г.-э. Асари Дагестан. Вступ. статья, комент., примеч. и общ. редакция В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1994. - 222 с.

28. Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение наук о вере: избр.главы / (Пер. с араб., исслед. и коммент. Наумкина В.В.). М.: Наука, 1980. -376 с.

29. Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы. Пер.с араб. М.: Наука. Гл.ред. Восст.лит., 1983. 142 с.

30. Анчабадзе Г.З. Сведения турецкого путешественника XVII в. Элвии Челеби о Дагестане. // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1975, с.240 262.

31. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.

32. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.: Наука, 1981.-230 с.

33. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996. -70 с.

34. Бабич И. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995.

35. Баймурзаев А.Д. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1984. - 139 с.

36. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-225 с.

37. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992г. 144с.

38. Бартольд В.В. Дагестан. Народы Дагестана. №1, 1993.

39. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444 с.

40. Бгажноков Б.Х. Культура общения и этнос (по материалам культуры общения адыгских народов). Автореферат. дисс. д-ра ист. наук. М., 1984.

41. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

42. Бергсон А. Два источника морали и религии (пер. с фр., послесловие и примечание А.Б. Гофмана). М.: "Канон", 1994. -384 с.

43. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. М., Правда, 1989.-607 с.

44. Бертельс Д.Е. Суфизм и суфийская литература. Избр.труды. т.З. М.: Наука 1965. 524 с.

45. Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры. Советская Этнография, 1981, №2 с. 107 -110.

46. Библия (Современный перевод библейских текстов). М., 1993, с.210, 238 239, 606.

47. Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны. Наш Дагестан. 1994, №167-168.

48. Бойс Мери. Зороастрийцы. Верования и обряды. М., 1987. 302 с.

49. Большаков О.Г. История Халифата, т.1. Ислам в Аравии (570 -633). М.: Наука. Главн.ред. вост.лит-ры, 1989, с. 3-10.

50. Бромлей Ю.М. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 335с.

51. Бромлей Ю.М. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983. 412 с.

52. Брюханов И.А. Государственное устройство и административное управление "вольных обществ" / Сб. трудов, Пятигорский пединститут, вып. I, Ставрополь, 1947.

53. Бог человек - общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, 1993.-224с.

54. Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М.: Наука, 1987. 248 с.

55. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Дагестана в XIX XX в. Л.: Наука, 1988. - 199 с.

56. Буцковский A.M. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседских горских областей. // История, география и этнография Дагестана (ИГЭД) XVII XIX вв.: Архивные материалы. / Под ред. М.О. Косвена, Х - М.О.Хашаева. М., 1958.

57. Васильев Л.С. История Востока: в 2т. Т. 1, М.: Высшая школа, 1993.-495с.

58. Васильев Л.С. История религий Востока: Уч. пособие для студентов ВУЗов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1988.-416с.

59. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993. - 105 с.

60. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану / Сб.сведений о кавказских горцах. 1869, вып.1.

61. Вучетич Н. 4 месяца в Дагестане. // Кавказ, 1864, № 75.

62. Габиев С. Арабы, ислам и арабо-мусульманская культура. Краткий исторический очерк. ПГ, 1915.

63. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. (СМОМПК). Тифлис, вып. 36, 1906.

64. Гаджиев А.Г. Памятники обычного права Дагестана (Опыт историковедческого анализа) Известия Сев. Кавказского научного центра, Высшая школа №6, 1987. с. 71 - 86.

65. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. 182с.

66. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале ХХв. М., 1985.-359с.

67. Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке. Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, ф. 3, on. 1, д. 162, л. 286.

68. Гайдарбеков М. Биография Г.Н. Согратлинского. Антология дагестанской поэзии на арабском языке. Рук. Фонд ИАЭ ДНЦ РАН, ф.З, on. 1, д. 129 (35-60).

69. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в коллейдоскопе памяти. М.: "Наследие", 1996. 653 с.

70. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: истоки, традиции и своеобразие художественной системы. Махачкала, 1978. 420 с.

71. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала,1976.- 164 с.

72. Гарданов В.К. Обычное право как источник изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII XX вв., Советская этнография, № 5, 1960.

73. Гафуров В.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972. - 664 с.

74. Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. Махачкала, 1975. 158 с.

75. Генон Рене. Заметки об инициации. Волшебная гора. 1999, №5,

76. Генон Рене. Символы священной науки. М., 1997.

77. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука,1977.-703 с.

78. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. История, география и этнография Дагестана (ИГЭД) XVII-XIX вв.: Архивные материалы / под ред. М.О. Косвена, X. М.О. Хашаева. М.: Изд. вост. лит., 1958.

79. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3, М., 1973.

80. Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане (исторические очерки) Баку. 1968. 562с.

81. Геюшев 3. Этические взгляды восточных мыслителей. Баку, 1982.

82. Гидатлинские адаты. / Перевод с арабского М.-С. Саидова. Под ред. Х-М.О. Хашаева и М-С. Саидова. Махачкала, 1957. 42 с.

83. Гиргас В. Словарь по арабской хрестоматии и Корану. Казань, 1881

84. Гомер. Иллиада. М.-Л., 1935., ч.2. 356 с

85. Государство и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

86. Грабовский Н.Ф. Ингуши. Сб.сведений о кавказских горцах, 1876, вып.IX, с.15-68.

87. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Срднего Вотока. М.: Наука, 1966.

88. Гумилев Л.М. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку. 1991. 312с.

89. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 288с.

90. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.-351с.

91. Гусейнов А.А. Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.-589с.

92. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.

93. Гусейнов А.А. Этика ненасилия. / Вопросы философии, 1992, №3, с. 72-82.

94. Гусейнов О.М. Нравственная культура личности. Махачкала, 1995,- 166с.

95. Гуссерль Э. Статьи об обновлении. // Вопросы философии, 1995, №4.

96. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989. -220с.

97. Давудов О.М. Культура Дагестана эпохи раннего железа. Махачкала, 1974.- 192 с.

98. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: "Молодая гвардия", 1982. 287с.

99. Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана. Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, ф. 5, on. 1, д. 22.

100. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев. Терский сборник, Вып. 3, отд. II, Владикавказ, 1893.

101. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1962.-205 с.

102. Дибиров Г.М. Дагестанские предания и суеверия. / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1884, вып. 4.

103. Достижение и современные проблемы развития науки в Дагестане. Тезисы докладов междунар. научной конференции посвященной 275-летию РАН и 50-летию ДНЦ РАН 21-25 мая 1999г. (гуманитарные и общественные науки). Махачкала, 1999.

104. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. 333 с.

105. Дубко Е.Л. Анализ фундаментальных этических идей (на материалах современной англо-американской философии). Дисс. докт. филос. наук. М., 1989.

106. Дубровин Н. История войн и владычество русских на Кавказе. Т.1. кн. 1, с. 505 -560.

107. Духовность, художественное творчество, нравственность: (материалы "круглого стола"). // Вопросы философии, 1996, №2.

108. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хетского царства. // Вестник древней истории (ВДИ). М., №4, 1952.

109. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. -276 с.

110. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.- 572 с.

111. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М.: Наука, 1990. 205с.

112. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

113. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. М.: Наука, 1980.- 238 с.

114. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. М.: Наука, 1991. 207с.

115. Зенер Р.Ч. Учение магов. Избр. заветы мудрецов. М., 1993.

116. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность. // Вопросы философии, 1996, №4, с.72-106.

117. Зульпукарова Э.М-Г. Просветительское движение в Дагестане в конце XIX нач XX вв. (до 1917г.). Тбилиси, 1988.

118. Иваненков С.П. Социализация молодежи в современных условиях. Дисс. докт. филос. наук. М., 1999.

119. Иванова Ю.В. Институт гостеприимства у горских народов Балканского полуострова и Кавказа. М., 1974.

120. Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы. Махачкала, 1968. 238 с.

121. Из истории средневековой восточной философии. Баку, 1989. -148 с.

122. Из истории суфизма: источники и социальная практика. Под ред. Хайруллаева М.М. Ташкент: 1991. - 145 с.

123. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. - 122 с.

124. Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.

125. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций. // Вопросы философии, 1998, №12, с. 37-50.

126. Иоселиани А.Д. Система «человек природа» в религиях Востока. // Философские науки, 2000, №3.

127. Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. -232с.

128. Ислам: исторические очерки (под общ. ред. С.М. Прозорова). М.: Наука, 1991.

129. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 315с.

130. Истины. Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов. Перевод Н. Гребнева,- М.: Наука, 1968 320 с.

131. Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. Махачкала, 1988.- 153 с.

132. История китайской философии. Пер. с кит. (общ. ред. и послесл. M.J1. Титаренко). М.: Прогресс, 1989. 552 с.

133. Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа принципы и методы изучения, оценки и использования (Мат-лы региональной конференции). Махачкала, 1991.-231с.

134. Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1984. 246 с.

135. Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986.- 176 с.

136. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

137. Калоев Б.А. Ковалевский М.М. и его исследования горских народов Кавказа. М.: Наука, 1979. 202 с .

138. Кант И. Лекции по этике: пер. с нем. (общ. ред., сост. и вступит, ст. А.А Гусейнова). М.: Республика, 2000. 431с.

139. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. М.: Политиздат. 1987.- 189 с.

140. Кафаров Т.Э. Традиция как социокультурный феномен. // Философские исследования, №1, 2001., с. 142-152.

141. Кафаров Т.Э. Культура компромисса и согласия (из духовно-нравственного опыта народов Дагестана) // Философские исследования, №2, 2001, с. 47-59.

142. Каяев А. Воззрения дагестанских ученых. Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, 1978.

143. Каяев А. Ашарат уль - исламия (Путь ислама). Приложение к кн.: Ю.В. Меджидов, Абдуллаев М.А.: Али Каяев. Махачкала, 1993.-415 с.

144. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. М.: изд-во "Леном", 1999.-304 с.

145. Кессиди Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству. // Вопросы философии, №5, 1966.

146. Клочков И.С. Социально-этические представления вавилонян (По текстам 2-го тысячелетия до н.э.). Проблемы источниковедения. М., 1978.

147. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе в 2-х т. М., 1890. -594 с.

148. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. ССКГ, Тифлис, Вып.1., 1868.

149. Кон И.С. К проблеме национального характера история и психология. М., 1971.

150. Коновалова Л.Г. Прикладная этика (по мат. западной литер.). Вып. 1: Биоэтика и этика. М., 1998. - 216 с.

151. Копьева Е.С. Первобытная мифология и религия: проблемы генезиса. // Вестник МГУ, серия 7, Философия, №11, 1984.

152. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского, Душанбе, 1999.

153. Косвен М.О. Аталычество. // Советская этнография, 1935, №5.

154. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. 258 с.

155. Котович В.М. Древнейшие писаницы (горного) Дагестана. М.: Воениздат, 1976. 100 с.

156. Крачковский И.Ю. Аш-Шанфара. Песнь пустыни. Избранные сочинения. Т. 2, М.-Л., 1956, с. 238 245.

157. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе. Избр.соч.М.-Л: Изд-во АН СССР, 1960, т.6, с.580-690.

158. Крупнов Е.И. Кавказ в древней истории нашей страны. // Вестник истории, 1999, №5

159. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе: сб. 1993. 309 с. Воспоминания о Сократе. СБ, 1887.

160. Кузнецов Н.И. О дебрях Дагестана. Исследования Русского Георафического общества (ИРГО). СПб, 1913, т.49, вып. 1-3. с.65-96.

161. Кули Заде З.А. Из истории азербайджанской философии VII -XVI вв. Баку, 1992 -273с.

162. Культура: инновации и традиции. Пенза, 1995.

163. Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995. - 703с.

164. Курбанов Г.М. Зороастризм в средневековом Дагестане. Историко-философские аспекты. Махачкала, 1998. 179с.

165. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление (Хрестоматия исторической психологии). М., 1980.

166. Левченко В.Л. Традиция и ее роль в культурно-исторической преемственности. Дисс. канд. филос. наук. М., 1991.

167. Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982.

168. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма. // Вопросы философии, 1994, №6

169. Лекторский В.А. Гуманизм как идеал и как реальность. М., 1996.

170. Лики культуры: Альманах. Том I. М.: Юрист, 1995. 527с.

171. Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. / Сб. статей и материалов. Махачкала, 1992. 175 с.

172. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. // Литературная газета, 1982,15 декабря.

173. Ломакин А. Обычное право туркмен (адат). Ашхабад, 1897.

174. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. // Вопросы философии, №3,1992.

175. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525с.

176. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис., Издательская группа "Прогресс", 1952. 272с.

177. Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. М., 1996. 168с.

178. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Часть 1, уч. пособие, Махачкала, 1997 296с.

179. Магомедов P.M. Мы не щепки в потоке жизни. // Дагестанская правда, 1998, 30 октября.

180. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана XVIII XIX вв. - Махачкала, 1957. - 407 с.

181. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев, как исторический источник (доклад на XXI конгрессе востоковедов). М., I960 11 с.

182. Магомедов P.M. Магомедов А.Р. Сохранить межнациональное единство наших народов. // Научная мысль Кавказа, 1995, №1.

183. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

184. Маликова Н.Р. Парадоксы межнационального общения (опыт этнографического исследования в Азербайджане). М., 1992. -188с.

185. Мамхегова Р. А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

186. Манхейм К. Диагноз нашего времени: Сб. М.: Юрист, 1994. -700 с.

187. Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции. Советская этнография, 1981, №2.

188. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 22, с. 318

189. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.192. Массе А. Ислам. М., 1963.

190. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 115с.

191. Меджидов Ю.В., Абдуллаев М.А. Али Каяев. Махачкала, 1993. -416с.

192. Межуев В.М. Между прошлым и будущим. Избр. социально-философская публицистика. М., 1996. 150с.

193. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука. // Вопросы философии, 1994, №4, с.74-87.

194. Методология этических исследований.- М.: Наука, 1982 382 с.

195. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. М.: Наука, 1988. -429 с.

196. Митрохин JI.H. Религия и культура (философские очерки). М., 2000.-318с.

197. Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1989.

198. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304с.

199. Монтень М. Опыты. Кн. 1- 2, М.: Наука, 1979. 703 с.

200. Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955. 799 с.

201. Мораль и рациональность. М., 1995. 197с.

202. Мугудин Магомедханов (Магомедов). Истинные и ложные исследователи тариката. ССКГ, вып IV. Тифлис, 1860.

203. Мунчаев P.M. Древнейшая культура Северо-Восточного Кавказа. М., 1961.- 165 с.

204. Мустафинов М.И. Зикризм и его социальная сущность. Грозный, 1971. -41 с.

205. Муххамед ал-Кумыки. Суфизм и наши суфии. // Джаридату Дагистан (Газета Дагестана), №45, 1913.

206. Муххамед ибн Алжадж аль-Карахи. Наука этики. Темир-хан-Шура, 1915.

207. Муххамед Садыки Кашкари. Адаб-уль-Салихан (Кодекс приличий на Востоке). Пер. Н. Лыкошина. Ташкент, 1895.

208. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Дагестанские тетради. Махачкала, 1962. 368 с.

209. Назаревич А.Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. Махачкала, 1958. 143 с.

210. Назаров В.Н. Нравственная мудрость как творчество жизни. // Философские науки, 1997, №11.

211. Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20 50-х годах XIX в. / Всесоюзная научная конференция, Махачкала, 1989. - 192 с

212. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание. // Вопросы философии, 1994, №2, с. 45 54.

213. Народная лирика Северного Кавказа. Махачкала, 1960.

214. Наумкин В.В. Идея «высшего состояния» у Аль-Газали. // Народы Азии и Африки (НАА): история, экономика, культура. М., 1973, №5.

215. Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания. М., 1993.- 116с.

216. Новые духовные ценности: учение Бахай. М., 1992.

217. Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. Душанбе, 1991.

218. Омаров А.С. Изменения в праве и суде после присоединения Дагестана к Росси. / Ученные записки ИИЯЛ, 1970. Т. XX.

219. Омаров А.С. Общественный быт Нагорного Дагестана по материалам обычного права (до присоединения Дагестана к России). Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, ф. 3, оп. 3, д. 84.

220. Омаров А.С. Правовые памятники Дагестана (XVI XVII вв.) Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, ф. 3, on. 1, д. 49

221. Ортега- и Гассет. Восстание масс. // Вопросы философии, 1989, №4, с. 114-155.

222. Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья: Сб.- Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1986.- 119 с.

223. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука, 1985.- 128 с.

224. Основы религиоведения. Учеб. под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994. 368с.

225. Очерки устно-поэтического творчества народов Дагестана. Махачкала, 1973.

226. Памятники обычного права Дагестана XVI XVII вв. (VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук). М., 1964.

227. Памятники обычного права народов Дагестана. Архивные материалы. Сост. предисл. и примеч. Х.-М.О. Хашаева (XVII -XIX вв.). М.: Наука, 1965. 278 с.

228. Пашазаде Аллахшукур Г. Распространение ислама: проблема уммы и шу'уб. Научный доклад на соискание уч. степени докт. истор. наук. Баку, 1992.

229. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс. // Народы Азии и Африки. 1981, №4.

230. Петров Л. Обычное право и закон на Кавказе. // Кавказский вестник, 1901, №1.

231. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, Глав, ред. вост. лит., 1991 219 с.

232. Письма об ишкиле. // Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН, ф.8. on. 1. Д.224. л. 20.

233. Письменные памятники Дагестана XVIII XIX вв. -Махачкала, 1989. - 181 с.

234. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М., 1985. 253с.

235. Повесть временных лет: М., АН СССР 1950, т. 1. 404 с

236. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в Х1х столетии. М., 1923. 392 с.

237. Померанц Г. Диалог культурных миров. Лики культуры. Альманах. Том 1. М., 1995, с. 445-455

238. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дисс. доктсоциол. наук. Екатеринбург, 1997.

239. Поэзия народов Дагестана. Махачкала. 1954. - 717 с.

240. Поэтика фольклора народов Дагестана.Махачкала, 1981.-181 с.

241. Прежцлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане. / Вост. сб. СПб, 1860, Т. 2, №4.

242. Прежцлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи. / Вестник Европы, СПб, 1863, Т.З.

243. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

244. Проблемы философии истории: традиция и новейшее в социокльтурном процессе. М., 1989.

245. Прушановский К. О начале и развитии мюридизма или духовной войны в Дагестане и Чечне с 1823 по 1843 гг. / Центральный государственный военно-исторический архив, Ф. ВУА, № 6512, л. 1,2,7.

246. Радхакришнан. С. Индийская философия. М., 1956. Т.1, с.115-132.

247. Разин А.В. Сознание и нравственность, антропогенетическое единство. // Вестник МГУ, серия 7, Философия, 1999, №3.

248. Рамазанов Х.Х. Великие имена великой эпохи. // Дагестанская правда, 1997, 15 октября.

249. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти. // Философские науки, 1977, №5

250. Резван А.Е. Исследования по терминологии Корана. В кн.: Проблемы арабской культуры. М., 1987. 391 с.

251. Резван Е.А. Побратимство в Коране (от кровнородственных коллектива к религиозно-политическому сообществу). Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока (ПППИКНВ). М., 1983, в 2-х ч. 351 с.

252. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М., Л., 1966. с.182 -212.

253. Ромех О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи. Дисс. докт. филос. наук. М., 1997.

254. Рукописная и печатная книга в Дагестане. Сб. статей и материалов. Отв. ред. А.Р. Шихсаидов. Махачкала, 1991. 189с.

255. Руновский А.И. Кодекс Шамиля. Военный сборник, т. XXII, ч.2, 1962. Записки о Шамиле. М., 1989. - 175 с.

256. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. -205с.

257. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М., Главн. ред. вост. лит-ры, изд-во "Наука", 1984.-302с.

258. Саидов М.С. О распространении Абумуслимом ислама в Дагестане. Ученые записки института истории языка и литературы (УЗ ИИЯЛ). Махачкала, 1952, т.2, с. 42-51.

259. Саидов М.С. Дагестанская литература XVIII XIX вв. на арабском языке. Труды XXV Международного конгресса востоковедов, т. 2, М.: Наука, 1960.

260. Сатира и юмор народов Дагестана. Махачкала, 1976. - 399 с.

261. Сборник адатов даргинского округа. Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦ РАН ф.1, on. 1, д. 188.

262. Семенов B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхавадгиты. В сб. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

263. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М.-Л., 1925.

264. Сергеевич В. Значения обычного права в княжеской и царской России. // Наблюдатель, 1882, №2.

265. Сефербеков Р. Аграрные культы табасаранцев. М., 1995.

266. Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. Дисс. докт. филос. наук. М., 1997.

267. Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1996.

268. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. (Опыт парадигмального анализа философии ибн Араби). М.: Наука, 1993. - 328 с.

269. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. 243 с.

270. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа во второй пол. XIX нач ХХвв. М.: Наука, 1982. - 264 с.

271. Смоленцев Ю.М. К проблеме абсолютного в морали. Этика. Мировозрение. Нравственное воспитание. М., 1987.

272. Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. Варшава, 1911.

273. Степанянц М.Т. Философские аспектысуфизма.М., 1987.-190 с.

274. Султанов Р.И. Становление арабо-мусульманской этической мысли (VII XII вв.). Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1993. - 38 с.

275. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука, 1989. -341с.

276. Тагирова-Шайдаева Т.М. Исламская этика и социально-нравственные воззрения верующих мусульман. Дисс. докт филос. наук. М., 1990г.

277. Тамай А.И. Дагестан в XV XVII веках. Рук. Фонд ИИЯЛ ДНЦРАНф. 3, он. 1, д. 19.

278. Терещенко А. Быт русского народа. Т. 1 2, СПб., 1848.

279. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания М.: Мысль, 1974.-288 с.

280. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сб. М.: Прогресс, 1991. -736 с.

281. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 540 с.

282. Толстой Л.Н. О жизни. Собр. сочинений в 22 т. «Художественная литература», 1984, т. 17, с. 118-196.

283. Традиции в многонациональном обществе. Минск, 1990.

284. Традиции и инновации в истории культуры. Новосибирск., 1995.

285. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э. VIb. н.э., М., Л. 1989.

286. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. с. 116-225.

287. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. / пер. с англ. М.: Наука, 1989.-326 с.

288. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

289. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е издание, доп., М.: Мысль, 1985.-270с.

290. Уотт, Монтгомери. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976. 128 с.

291. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание и народные сказания кавказских горцев. Сб. сведений о кавказских горцах (ССКГ). вып.1., Тифлис, 1868.

292. Фарж А. Маргиналы. Опыт словаря нового мышления. М., 1989, с. 143-144

293. Феодальные отношения в Дагестане XIX начале ХХв. Архивные материалы. Составитель Х.М. Хашаев. М.: Наука, 1969. -396 с.

294. Философия и культура VIII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии. М., 1987. -335с.

295. Филыптинский И.М. Концепция динства религиозного опыта у арабских суфиев. М.: Наука, 1989.

296. Франк В. Человек в поисках смысла. Сб.: Пер. с англ. и нем. (Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева). М., 1990. 386с.

297. Фрейд 3. Психоанализ. Религия, культура, (сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича) М., 1991. 296с.

298. Хадисы Пророка. Перевод и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. 2, Москва: "Аванта+", 2000. 191с.

299. Халидова М.Р. Мифологический и исторический этнос народов Дагестана. Махачкала, 1992. 273 с.

300. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1987.

301. Ханбабаев К. Реисламизация в Дагестане: причины и факторы. // Дагестанская правда, 2001, 24 декабря.

302. Хашаев Х-М.О. Общественный строй Дагестана в XIXb. М.: Изд. АН СССР, 1961.-261 с.

303. Хашаев Х.-М.О. Кодекс законов Умма-Хана Аварского (справедливого). М., 1948.

304. Хвостов В.М. Основы социологии. Элементарный очерк. М., 1920.

305. Хоперская Л.Л. Современные этнологические процессы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1977.

306. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974. -246 с.

307. Чикагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. С-Пб, 1889.

308. Чиковани Н.Я. Нартские сюжеты в Грузии (параллели и отображения). Сказания о нартах Эпос народов Кавказа. М.: Наука, 1960. -226с.

309. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М., 1986. 303 с.

310. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

311. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. Махачкала, 1990. 160с.

312. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

313. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М., 1982. 287 с.

314. Шиллинг Г.М. Кубачинцы и их культура. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949.-223 с.

315. Шихсаидов А.Р. Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. 298 с.

316. Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Муххамеда Рафи. / Письменные памятники Востока. Историко-философ. исследования. М., 1972. с.90-119.

317. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X -XVII вв. как исторический источник. М., 1984. 463 с.

318. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII XV вв.). Махачкала, 1969. - 251 с.

319. Этикет у народов Передней Азии. М.: Наука, 1988. 264с.

320. Этическая мысль: науч. публицистические чтения. Общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 1992. - 446с.

321. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: Политизидат, 1988. 384с.

322. Этическая мысль: Ежегодник. М., 2000. 216 с.

323. Этнические и культурно-бытовые процессы у народов Кавказа. М., 1978.-280 с.

324. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983. 188 с.

325. Юсеф аль-Кардави. Халал и харам в исламе. Перевод с араб. 3. Арухова и Р. Гаджиева. Махачкала, 1992. 79с.

326. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.

327. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с.

328. Bakhtian L. Sufi Expussion of the Mystic Quest. Z. 1976

329. D' Ohsson M.S. Del Peuples du Caucas, Paris. 1828

330. Erel S Dagistainliler. Jst. 1961

331. Ernst C. Words jf Ecstas in Sufism. N-Y. 1985

332. Gragg K. The Wisdom of the Sufism.L.1976

333. Hartford Conn Yunayd's view of tawhid. The Muslim Word. 1983 №37/1

334. Hodgson M.G. The Venture of Islam concience and History in World Civilization. Chicago and London. 1974 t.2

335. Radtke B. Theologen and Mystiker in Hurasan and Transoxanien // Zeitsehrift der Deutschen/ Morgen landisehen Ge sellschaft. Lp. 2 Wisbaden (ZDMC), 1986. 132/2

336. Rodinson M. The Western Image of Western Studies of Islam/The Legacy of Islfm/ Ed dy J. Schqcht and CE Bosmorthl, 1974

337. Shimmel A. Mystical Dimensions of Islam/The Univesity of North Corolina North Press. 1975

338. Sells M. I bn "Arabis garden a mong the flames a Recvatution" // History of Religioions/ Ah International Journal for Comporative Historical Studies. University of Chicago. 1984