автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Уруджева, Нарима Уруджевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Нравственные основы дагестанского этикета, XIX - начало ХХ вв."

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УРУДЖЕВА Нарима Уруджевна

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДАГЕСТАНСКОГО ЭТИКЕТА (XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА)

Специальность 09.00.05 — Этика

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель — кандидат философских наук, доцент ОВЧИННИКОВА Е.А.

Санкт-Петербург 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение..................................................................................................................................................................................................3

Глава I. Этикет: сущность и содержание..................................................................................12

§ 1. Этикет в системе нравственной регуляции....................................................12

§ 2. Своеобразие формирования этикета народов Дагестана

(конец Х1Х-ХХ вв.)..............................................................................................................................30

§ 3. Соотношение адата и шариата в системе этикета народов

Дагестана..................................................................................................................................................................37

Глава II. Место и роль этикета в культуре народов Дагестана .. 56 § 1. Традиционный дагестанский этикет: характерные черты и

особенности...........................................................................................................56

§ 2. Праздники и обряды жизненного цикла как нравственная

традиция....................................................................................................................................................................91

Заключение........................................................................................................................................................................................118

Список литературы............................................................................................................................................................121

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие сегодня в России социально-экономические и межкультурные изменения резко обозначили проблему межэтнических отношений, необходимость выявления их этических и нравственных оснований. Цивилизованный разлом — имеет ли он место в России? Каковы этноэтические особенности реформирования России? Эти вопросы заставили нас обратиться к анализу основ традиционного общества, его влиянию на современность. "Лица кавказской национальности" — кто они, имеют ли они право существовать в российском обществе? Да и само российское общество — что это, на чем оно держится? Империя, постимперия и регион — каковы механизмы их взаимоотношений? Никто почему-то не ищет этноэтических основ демократии, хотя о ней не говорит только ленивый. А может быть демократия — явление не только и не столько политическое, сколько этическое и этническое? Современность не есть отрицание прошлого, а поиск путей преемственности, которая лежит в этноэтической памяти. Уникальная история Дагестана, особенности его географического положения, многонациональность и уникальный опыт взаимодействия и сосуществования различных социокультурных систем, деятельность и неоднозначность отношений с Россией дают нам большой материал для исследования.

Актуальность исследования. Конец XX века едва ли не везде знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, к культуре ушедших эпох, в том числе и к этноэтикету. Причин тому немало. В неизбежности и даже целесообразности такого явления мало кто сомневается. Чем стремительнее человеческое общество становится единообразным, идентичным, тем активнее противостояние этой нивелирующей тенденции, тем чаще и серьезнее наблюдаемое повсеместно обращение к сугубо национальному, к истокам и традициям, ведь именно традиционные культуры отличались уникальностью, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Опреде-

ленная закономерность есть и в том, что в эпохи кризисные, переломные возникает желание обратить взоры в прошлое, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций и обычаев, почерпнуть свежие идеи, чтобы вернувшись в исходную точку, выйти на новый виток жизни.

Такое время переживает сейчас Дагестан. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры. Наше время воочию заставляет убедиться в том, что без культурной памяти, без знания, понимания и уважения к прошлому нет и не может быть достойного настоящего, что именно прошлое закладывает будущее, объясняет сегодняшние успехи и неудачи и в конце концов помогает нам понять самих себя. Только сейчас мы начинаем понимать, что нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями.

Сегодняшнее исследование этикета при вступлении России и Дагестана как составной ее части в фазу трансформации, приобретает особое звучание в связи с необходимостью глубокого понимания характера нашего культурного наследия, осмысления его исключительно своеобразных ценностей, складывавшихся на протяжении предшествующих столетий и продолжающих жить в нас и поныне, в виде архетипов национальной психологии, стереотипов поведения, зафиксированных в обрядах, обычаях и традициях.

Объектом исследования в данной работе является нравственная культура народов Дагестана.

Предмет исследования - традиционные нравственные нормы дагестанцев и формы их реализации.

Хронологические рамки исследования охватывают более чем вековой период - XIX - нач. XX века.

Степень разработанности. Проблема методологии познания этикета чрезвычайно сложна и многогранна, она исследуется в различных ас-

пектах и на разных уровнях не только этнографией, но и многими другими науками и, прежде всего, этноэтикой, этнопсихологией, этнопедагогикой и др. Причем, каждая из них в соответствии со своим предметом, исследуя, как правило, какой-то из аспектов в их функционировании, использует и вырабатывает специфические для данной науки методы, приемы и формы познания, обеспечивая таким путем достижение поставленных целей своего конкретного исследования.

Дореволюционный период исследования характеризуется накоплением определенного эмпирического материала, посвященного различным аспектам культуры и быта дагестанцев. Этот материал отличается описательно-стью, и авторы в этот период выдвигали в качестве первостепенных различные, нередко противоречащие друг другу положения и принципы, характеризовавшие по их мнению, культуру и уклад жизни дагестанцев в целом. Среди них: И.Н. Березин, П.Пржецлавский, М.М.Ковалевский, Ф.Леонтович,

B. Швецов, А.Т.Васильев, Н.Данилевский, Н.Дубровин и др.1

К изучению своей традиционной культуры обращались многие дагестанские авторы: А.Г.Агаев, С.С.Агаширинова, А.Г.Булатова, Т.В.Вагабов,

C.Ш.Гаджиева, Р.М.Магамедов, Г.А.Гаджиев, С.М.Гаджиев, С.А.Лугуев,

1 Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. СПб., М., 1949; Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. -1867. - Т.З. - С.141-192; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890, он же. Современный обычай и древний закон. М., 1886; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883, вып.1-П; Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856; Васильев А.Т. Кази-кумухцы. Этнографическое обозрение. 1899, т.42, № 3; Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1846; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.

Х.М.Хашаев, С.Ш.Муслимов и др.1, сочинения которых содержат, в основном, описания семейного быта и обрядов, религиозных воззрений.

По собственно кавказоведческой проблематике есть ряд работ историков, этнографов, фольклористов, философов и т.д.: Б.Х.Бгажнокова, Р.Ж. Бетрозова, В.Х.Гарданова, Ш.Д.Инал-Ипа, В.М. Зумакулова, С.Х.Мафедзева, Б.С.Саламова, А.И.Мусукаев, В.С.Уарзиати, Х.К.Цаллаева, Б.Х.Цавкилова, Ю.Д.Ачнабадзе и др.2

1 Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство; история и современность. Махачкала, 1995; Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. М., 1978; Агаширинова С.С., Сергеева Г.А. Формирование новых праздников и обрядов у народов Дагестана // Советская этнография. - № 4. - 1966; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — нач.ХХ в. Л., 1989; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — нач.ХХ вв. М., 1985; она же. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала, 1979; Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991; Гаджиев С.М. Личность и общество. Махачкала, 1975; Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. М., 1960; он же. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992; Лугуев С.А. О традиционных нормах общения у народов Дагестана в сфере "мужчина-женщина" // Краткое содержание сред-неазиатско-кавказских чтений 1990-1991. СПб., 1992; Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961; Муслимов С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. Махачкала, 1968.

2 Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Бетрозов Р.Ж. Адыги: истоки этноса. Нальчик, 1990; Галданов В.Х. Общественный строй адыгских народов (XVIII-XIX вв.). М., 1967; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984, он же. Традиции и современность. Сухуми, 1973; Зу-макулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985; Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984;

Большое методологическое значение для разработки данной проблемы имеют труды культурологов, этиков, эстетиков. Исследования A.B. Авксентьева, С.ФАнисимова, М.М. Бахтина, Д.Ж.Валеева, А.А.Гусейнова, В.Г. Иванова, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, В.И. Бакштановского, А.П. Варда-мацкого, Э.В.Соколова, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, Е.М.Пенькова и др.1 от-

он же. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979; Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, 1986; он же. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990; Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968; Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995; Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995; Цаллаев Х.К. Традиции и нравственное воспитание. Орджоникидзе, 1989; Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961; Ачнабадзе Ю.Д. Прекрасный обычай гостеприимства // Советская этнография. - М., 1985. - № 4 и др.

1 Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Бахтин М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981; Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988; он же. Великие моралисты. М., 1995; Иванов В.Г. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Свердловск, 1985; Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы СПб., 1996. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; он же. Философская теория ценности. СПб., 1997; Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979; Вардамацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск, 1987; Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972; он же. Свободное время и культура досуга. Л., 1977; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994; Пеньков Е.М. Социальные нормы — размеры поведения личности. М., 1972.

личаются тем, что в них фиксируется взаимосвязь, взаимообусловленность нравственных категорий, исследуется своеобразие специфики нравственного поведения.

Существенный вклад в научное осмысление и развитие теории этикета внесли работы,, которые позволили автору определиться с принципами и методами исследования этикета как предмета этнографической, исторической, философско-этической науки. Это, в основном, работы А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Л.В.Волченко, Н.С.Сарсенбаева, И.В.Суханова, Ш.Д.Инал-Ипа, В.М.Замакулова, А.К.Алиева и др.1 В трудах этих исследований раскрывается значение этикета для человеческого общения, осмысляется понятие стиля поведения, а также дается определение правил поведения как сложившихся требований общества к индивиду, передающихся по традиции в своих общечеловеческих формах.

Надо сказать, что собственно философско-этических работ, посвященных анализу нравственной культуры народов Кавказа, очень мало. Лишь с 90-х годов появляются исследования по философии, этике, культурологии кавказской проблематике: Р.М.Алиева, К.Х.Унежев, Р.А.Ханаху, А.Ю. Шад-же2.

1 Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990; Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. М., 1976; она же. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992; Суханов И. 8. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984; Зумакулов ВМ Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. Нальчик, 1985 и др.; Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968 и др.

2 Алиева P.M. Мораль и нравственность в системе этнокультуры (на материалах народов Северного Кавказа). Диссерт.на соиск.уч.степ.к.фил.н. -

При всем многообразии литературы, исследований, различных подходов к данной проблеме, обобщающей, систематизирующей работы, которая рассматривала бы целостно данное явление, нет.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой работой, специально посвященной этическим традициям и этикетным нормам народов Дагестана. Несмотря на обилие работ по отдельным разделам этикета, тем не менее нет комплексного исследования, посвященного собственно проблеме этикета и культурным традициям народов Дагестана и их роли в жизни этих народов, которых насчитывается более 30. Опубликованные ранее в литературе данные по отдельным разделам дагестанского этикета рассмотрены в диссертации под новым углом зрения, поскольку выявлены общечеловеческие ценности этикета и его этноэтическое своеобразие.

Целью диссертационной работы является исследование и анализ системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассмотрены ведущие типы ценностей - этические, религиозные, социальные. Их анализ проводится на нескольких основных уровнях -уровне сознания, поведения, социальной и религиозной жизни. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

- Описать традиционный дагестанский этикет и определить его основные принципы;

- Показать, какого рода нравственное долженствование содержится в нормах этикета, указать культурно-воспитательное значение этикета;

- Выявить специфику и содержание религиозных ценностей в сфере

СПб., 1992; Унежев К.Х. Традиционная культура адыгов. Авт.на соиск.уч. докт.филос.н. - Ростов-на-Дону, 1998; Ханаху P.A. Традиционная культура: специфика и проблемы эволюции (на примере Северного Кавказа). Авт. докт.филос.н. - М., 1998; Шадже А.Ю. Национальные ценности: социально-философский анализ. Авт.докт.филос.н. - Ростов-на-Дону, 1997.

этикета. Проанализировать адатно-шариатский механизм регулирования се-мейно-бытовых отношений, сложившихся исторически у народов Дагестана;

- Рассмотреть праздник как социокультурное явление и роль этикета в

нем;

- Раскрыть специфику этикета по отношению к другим социальным нормам, обычаям, обрядам и т.д.;

- определить место нравственных ценностей и этикета на современном этапе народов Дагестана.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов по истории и этнографии, в которых прямо или опосредовано были поставлены, проанализированы важнейшие проблемы развития этносов и межэтнических отношений (Байбурин А.К., Бгажноков Б.Х., Инал-Ипа Ш.Д., Магомедов P.M., Мафедзев С.Х., Першиц А.Ч.). Также методологической основой исследования являются философско-этические и культурологические работы отечественных авторов. Большое значение для разработки данной проблематики имеют работы С.Ф.Анисимова, JI.M. Архангельского, А.А.Гусейнова, В.Г.Иванова, С.Н.Иконниковой, А.Н.Титаренко, O.JI. Дробницкого, Э.В.Соколова. В диссертации относительно предмета исследования конкретизированы такие методологические принципы, как принцип историзма, развития, системности.

Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью использования ее основных положений в разработке основ и принципов национальной политики, стратегии социального реформирования в регионах многонационального общества, в подготовке общих и специальных курсов по этике и культурологии, методических материалов по истории культуры дагестанцев, религиоведению и этнопсихологии. Определенные положения диссертации могут представлять интерес для философов, культурологов, социологов, изучающих механизмы разнообразных процессов культурных трансформаций. Проблематика данного исследования помогает установить

г некоторые аспекты значимости культ^ры как социального явления и как ^собой отрасли социально-философского знания.

Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в четырех научных публикациях. Некоторые аспекты диссертации легли в основ�