автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Нравственно-философская проблематика и её художественное воплощение в исторических рассказах Р. Киплинга (сборники "Пак из Страны Холмов" и "Награды и феи")
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-философская проблематика и её художественное воплощение в исторических рассказах Р. Киплинга (сборники "Пак из Страны Холмов" и "Награды и феи")"
№
московский оуй^Ь^тйнл
П ОРДЕНА ТРУДОВОГ(ГКРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепп В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 033.01.06
На правах рукописи
КАРЛЕ1ШО Надежда Владимировна
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА II ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ Р. КИПЛИНГА (сборники «ПАК из Страны Холмов» н «Награды и фен»)
Специальность 10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на сопсвапсе ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1992
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового 'Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. 11. Ленина.
Научный руководитель:
доктор филологических паук, профессор Н, II. МИХАЛЬОКАЯ
Официальные оппоненты:
доктор филологических паук, профессор II. А. СОЛОВЬЕВА,
кандидат филологических наук, доцент М. II. НИКОЛА
Ведущая организация — Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени 300-летия воссоединения Украины с Россией.
сов на заседании специализированного совета Д 053.01.06 по присуждению ученой степени доктора паук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по
адресу: Малая Пироговская, 1, ауд.
С диссертацией мечено ознакомиться з библиотеке МПГУ ;:;:енп В. И. Ленина (Малая Ппрогсзская, д. 1).
Защита состоится
года в 16 ча-
Автсреферат разослан «
Ученый секретарь специализированного совета
В. П. ТРЫКОВ
Творчество Редьярда Джозефа Киплинга /186^- 193Ь/ , начав него литературную деятельность в 80-е годы прошлого столетия, вот
многие десятилетня продолжает оставаться в центре внимания как зарубежной так и отечественной критики.
При возросшем в последние года интересе к Киплингу, у нас переиздаются в основном давно известнее '.читателю его произведения
- обо "Книги джунглей", роман "Ким", сборники индийских новелл, несколько наиболее пспулярнж стихотворений. Произведения, появившиеся после 1Р02 года, остаются практически неисследованный!, что отражает устареваий подход к Киплингу только как к вьфазнте-лю имперских идей: считалось, что после 1902 года он окончательно подчинил свое творчество идеологическим задачам и шетего значительного уде не создал.* В том, что к Киплингу приросла слава, нотериалиста, повинны внелитературние обстоятельства. Понимание этого характерно для целого ряда работ последнего времени; в Киплинга начинают видеть сложного и неоднозначного художника и с соответствующими мерками подходят к изучению его произведений / Л.Л.Бурцев, Л.Долшг.ш, Н.Я.Дьяконова, Ю.Кагарлицкий, Л.П.Ску-ратовскаЛ, Д.Урнов, А.И.Хлебникопа/Давно известные русскому читателю и традиционно переиздаваемые произведения Киплинга / "Книги дяунглей", "Сказки просто так", романы "Ким" и "Свет погас", а также отдельные рассказы и стихотворения рассмотрены этими исследователями под новым углом зрения, в единстве их жанровых, идй/ных и стилистических особенностей.
До сих пор менее исследованными и практически незнакомым! русскому читателю остаются такие значительные произведения позднего периода творчества Киплинга так два сборника его исторических рассказов, рассматриваемые обычно как единый идейно-тематичес-
* Зиннер Э.П. Киплинг-поэт в России II Сравнительное изучение литератур. К вопросу об англо-русских взаимоотношениях в XX столетии. Л. :Иаука, 1976. -С.310. Ионкнс Г.Э. Поэзия Редиарда Киплинга // Проблемы Романтизма и реализма в зарубеянкх литературах ХУШ-ХХ веков'. Кишинев: Штиинца,1972. -С.55. Мирский Д.П. Поэзия Редьярда Киплинга // Мирский Д. Литературно-критические статьи. 1,1. :Советский писатель, 1978. -С.310. Мотылева Т. Киплинг // История английской литературы, - Т.З - М. Издательство АН СССР, 1953»
- л -
кий цикл, - "Пак из Страны Холмов" /1906/ и "Награди и фои"/ЙП/. Адресованный детям, это цикл, где легенды, мифы и исторические факты сливаются в одну сказочно-эпическую панораму, в равной мера считается произведением для взрослых и характеризуется серьезной философской и историко-этнографической направленностью.
Восприятие этого цикла в отечественном литературоведении развивалось от полного отрицания его значения в силу идеологической неприемлемости через попытку оценить некоторые рассказы сборников в контексте всего творчества писателя до признания необходимости публикации и осмысления этих произведений в появившемся в издательстве "Детская литература" сборнике переводов нескольких рассказов и стихотворений .с подробкымикомментариями ^ • Такой произвольный монтаж из нескольких рассказов и стихотворений /семь из двадцати одного рассказа и пять из тридцати семи стихотворений/ не может, безусловно, дать полного представления о сложной и неоднозначной историко-философской концепции всего- цикла. Рассматриваемые в няшвй работе сборники исторических рассказов Киплинга - едва ли не единственное крупное- произведение писателя, которое пока почти неизвестно нашему читателю. Переводы А.Репиной, Е.Н.Нелидовой, В.Н.Погодиной, вышедшие в 1916 году в Петербургском издательстве Сойкина, были очень не полными - из 21 рассказа были переведены лишь девять, но эти переводы нельзя признать удачными. Сопрововдащне рассказы стихотворения не были переведены:
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучения данных сборников рассказов Киплинга в контексте всего творчества и как ванного этапа'творческой эволюции писателя, знаменовавшего некоторые изменения в его идейных позициях, поворот к преимущественно нравственно-философской проблематике. Особая актуальность исследования творчества Киплинга в наше время обусловлена тем значением, которое предается сегодня изучению переходных эпох, особенно целостности их осмысления. В этом смысле творчество писателя представляет несомненный ннтв-
т Мотилева Т. Киплинг // История английской литературы. - Т.З. -
М.: Издательство АН СССР,1Э58. - С.260-261.
2
Конева Н. Некоторые аспекты философского содержания сборников рассказов Р.Киплинга "Книга джунглей" и "Пак с холма Пука". - Московский гос.ун-т. М.,Г-77, - 28 с./Деп.в ШМОН. 28.02.77 г. -1Л771.
^ Киплинг Р. Меч Зиланда. Сказки старой Англии. - Л.гДетская литература, 108-",. - 266 с.
рес - рассмотренное в контексте двух сложных и противоречивых эпох, оно позволяет поднять много актуальных проблем как мировоззренческого, так и художественно-теоретического характера.
Новизна представляемой диссертации состоит в том, что она является первым в напем литературоведении монографическим исследованием сборников исторических рассказов Киплинга, где данный историко-литературный материал изучается в плане идейно-тематического и лсанрово-стилевого анализа, в контексте жанров исторической прозы неоро.юнтизма, с учетом тенденций развития детской литературы конца XIX- начала XX века. Художественное воплоцение Киплингом 'фавственно-фмлософской проблематики рассмотрено во взаимосвязи с исходными этическими и. 'эстетическими позициями писателя и его концепцией развития общества. В работе вводится в литературоведческий, обиход новый материал - исторические романы и повести современных английских писателей Р.Сатклиф, Г.Триса, Э.Бертон, который рассмотрены в плане развития киплинговских традиций использования исторического материала для решения нравственно-философ.-ских проблем.
Цель работы - исследуя нравственно-философскую проблематику исторических рассказов Киплинга, определять место, которое занимают сборники "Пак из Страны Холмов" и "Награды и феи"в творческой эволюции писателя и в ряду произведений английской литературы исторического канра, рубежа веков.
Целью определяется и круг задач , решаемых в ходе исследования.
1. Показать, что сборники исторических рассказов Р.Киплинга "Пак из Страны Холмов" и "Награда и феи", созданные в нячале XX века, являются попыткой осмыслить действительность в новых социально-исторических условиях, на новом этапе творческой эволюции писателя и художественно воплощают кнплинговскута концепцию развития общества.■
2. Выявить специфику историко-философского мышления Киплинга и связанные с этим закономерности ггатфозегэ оформления его лнроэпических фантазий на теш из история Англии; проследить генезис
и функционирование в цикло "образов-понадий", способствующих создагсш глубокого философского подтекста.
3. Исследовать нравственную проблематику историко-философских рас-сказоз Киплинга я способы её художественного воплощения. Раскрыть актуальность и художественную убедительность нравствен-1шх идей,.высказанных в произведениях английского писателя,что
должно способствовать опровержению все еще бытующего мнения о ¡Сиплинге как о писателе- империалисте,отстаивавшем исключительно имтерские идеалы; выявить общечеловеческую ценность виска эанннх им нравстленных идей. 4. Проследить киплинговскую традицию использования исторического материала для решения нравственно-философских проблем в современном историческом романе для детей и юношества /'Р.Сатклиф, Г.Трис, Э.Бертон/.
Общая методика исследования. В соответствии с характером поставленных задач, нами были применены системный, историко-функциональ-кый и сравнительно-типологический методиисследования.
Теоретической основой диссертации являются труды видных отечественных и зарубежных ученых, посвященные общим проблемам культуры, истории, взаимосвязи литературы и философии: Ь.Адмони, Ю.Борева, М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева,Д.С. Лихачева, А.Ф.Лосева, И.Г.Неупокое-вой, Э.Ауэрбаха, Д.Б.Пристли, С.Финкелстайна. Важное значение в формировании нашей концепции имеет знакомство с работами А,Долинина, Н.Я.Дьяконовой, Ю.Кагарлицкого, Н.П.Михальской, Л;И.Скуратов-ской, Д.М.Урнова, А.И.Хлебниковой и других ученых,исследующих ¿.аз-личные аспекта творчества Р.Киплинга.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его материал и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской литературы рубежа веков, а также при разработке спецкурсов по истории английской детской литературы.
Апробация работы. Основные положения-диссертации обсуждались на заседании га-'гедрн всемирно? литературы МПГУ им. В.й.Ленина. По результатам исследования делались доклады на научных конференциях Пуги'зевские чтения /1990,1992 гг./, Зторой межвузовской конференции литературоведов- англистов /Орел, 19У2 .г./, Крымской научной конференции "Проблемы зарубежного литературоведения и критики" / Сим.;?} опель, 1??2г./ , на межвузовской научно-практической конференции "Гушкизацин и гуманитаризация - приоритетное направле-
кие государственно:-1: политики Украины в области высшего образования / Днепропетровск, 19Р2 г./ и и на ряде других.
Структура диссертации.Основная часть работы изложена на 2ЛЛ-страницах машинописного текста, включающего введение, три главы и заключение. Работа имеет приложение "Традиции Киплинга в современной исторической прозе для детей и юношества / Р.Сатклиф, Г.Трис, Э.Бертон/". Список цитируемой и использованной литературы включает 450 названий.
СОДЕРЖАНИЕ РЛЕота
Во введении дается общая характеристика диссертации, обосновывается выбор теш, её актуальность и новизна, освещается степень изученности проблем, поставленных диссертацией, определяется предмет и цель исследования, сформулируются задачи работу. Во введе;ши обосновывается такой подход к изучению литературы, когда исследуется степень проникновения философских идей в ткань худонестзенного произведения, а тагске обосновывается сама возможность их вычленения из системы образов. Здесь же отмечается, что относительно независимая позиция Киплинга как писателя не позволяет нам говорить о каком-либо прямом влиянии философских систем на его мировоззрение, В связи с Киплингом о влиянии философии на литературу можно говорить лишь как осуществляемом в самом аналитическом способе познания действительности, а не в прямолинейном заимствовании идей. Особенностью произведений Киплинга является наличие в них дилософс-ких посылок для образности и органическое соединение философской мысли с художественными элементами, когда мысль формирует образ и естественно из него вытекает. Творчество Киплинга представляется особенно интересным в плане изучения взаимосвязей литературы и философии, так как живя на рубеже эпох, в переломный для Англии и всего буржуазного мира момент истории, когда сосуществует множество социально-философских систем и направлений, этот писатель сумел сохранить известную автономию взглядов и создал свою оригинальную модель мира, взаимодействия природы и социума, нашедшую отражение в "Книгах джунглей", "Сказках просто так", в рассматриваемых наш сборниках исторических рассказов. Тем самым иллюстрируется тезис о самобытности художественного мышления, праве худояника не только
впитывать и отражать идейные влияния эпохи, но и имоть свою самобытную систему <1 ил о с о.-}оких представлений, формирующую его взгляд на мир и собственное творчество. В творчество Киплинга вряд ли можно найти прямое отражение тех или иных философских систем и течений. Создавая свои историко-философские фантазии, Киплинг действительно кладет в основу повесгвания оалемент мыслительный, попытку отображения в четкой художественной модели больших проблем человеческого бытия. Тяготение писателя к постановке и решению на различном жизненном материале общезначимых, магистральных проблем существования личности и общества не является, однако, основанием к причислению его к какому-то конкретному философскому направлению. Мы.пленне Киплинга философично в. то^ смысле, что, решая в своем творчества глобальные проблемы бытия, человека в потоке истории, .взаимоотношения природы и социума, он использует общефилософские методологические приемы, родственные научным, больше других художников своего времени тяготеет к созданию литературных мрделей. Во введении обосновывается необходимость и возможность показа того, как лнплинг посредством перехода конкретно-чувственного образа в .иносказаний и праодрления связей с конкретным изображаемым предметом усиливает понятийное, обобщенное звучат« образа. Для исследования механизма такого перехода представляется правомерным использование термина "образ-понятие", функцией которого становится обобщать явления действительности, т.е.переходить от понятий с меньшим объемом к понятиям более широкого объема.
Поскольку исследуемые сборники рассказов Киплинга построены на историческом материале, во введении определяется специфика художест-пенного историзма Киплинга. Сочетание исторического сйжета с обще-[илосо.'ски!.:и нравственно-этическими проблемами имеет у Киплинга самобытный характер, что не позволяет причислить его с определенностью к какой-либо разновидности исторического или философского жанра. Представляется возможный, однако, рассмотреть исторические рассказы •Сиплинга в контексте исторической прозы неоромантизма,, что и делается по ьведеши.
* "Образ-понятие" - термин Ь'.КоцчуатьевоЯ / Кондратьева Е.В. Влакго^ейстпие философии и художественной литературы. - ' Автогэ'спдт дне. ... кадидата !илосос1ских наук. М.: Иэд-" во \!ГУ; Ж71. - 21 с. .
- ? "
В §1 первой главы - "Худоглественное воплощение концепции общества у Киплинга" - рассматриваются особенности исторического развития Англии эдвардианской эпохи, а такг.е идейно-философское и психологическое восприятие эпохи ведущими художниками данного периода. Хотя общественные институты викторианской эпохи еще не окончательно ушли в прошлое, их прочность и незыблемость были сильно поколеблены. Была утрачена былая уверенность в завтрашнем дно. Возникло ощущение, что религия, семья, пристойность, социальная и политическая стабильность, сама страна находятся в опасности. Позади оставались викторианские верования, мысли, чувства, вкусы, традиции, привычки. Впереди - открытость путей, множественность возможностей, по -которым пойдет дальнейшее развитие английского общества. Киплинг был среди тех писателей, которые остро чувствовали вызревать перемен. В атмосфере поиска новых путей развития общества, писатель создает свою модель мира, своеобразно устремленную в будущее и неразрывно связанную с настоящим и прошлым. 3 сборниках исторических рассказов писатель отходит от глобальных проблем существования и взаимодействия природы и социума, которые решались в "Книгах джунглей", его ключевом произведении. Философские искании перемещаются теперь в иной план; здесь Киплинг оперирует категориями' нэ столь масштабными, но едва ли менее важными.Если раньше в центре внимания были моменты эволюции, движения "природы-общества" ^ то теперь писатель болев осторожен и меняв оптимистичен в оценках. Акцент сделан на вечном, неизменном, повторяющемся без модификаций из поколения з поколение.' Киплинг ищет опору в незыблемых первоосновах человеческого существования и находит их в груде, честности, преданности идее, раз и навсегда избранному идеалу. Взгляд автора становится здесь пристальнее, диапазон охвата явлений- ужа, географический разках "Книг, десунглей" / от необъятных просторов Индии до северных морей/ уступает место замкнутому пространству деревни Певензи в графстве Сассекс на юге Англии. Но внимание к истории не было стремлением подменить злободневное общечеловеческим, типизацию нзошфологизмом, социальные проблемы -морально-этичесткшги. В исторических рассказах Киплинга отразились, с одной'стороны , понимание, нежизнеспособности и неустойчивости социальной, структуры, стремление ее к неизбежному, кардинальному изменению, а с другой - страх за основы бытия.
Центром киплинговского миропонимания является общество как та-
ковое, и он видит человека в его отношениях к обществу совсем по-иному, чем большинство поздневикторианских и эдвардианских писателен. 3 его взглядах на общество много от позиций социолога, причем, Киплинг почти ничего не заимствует из современных ему английских I о ори Г* общественного развития, зато в его взглядах часто обнаруживаются переклички с теориям континентальных социологов, таких как Э.Дюркгейм, М.Зебер, В.Парето. ¡.!ы не располагаем сведениями, позволяющими говорить о знакомстве ¡{иплинга с трудами этих философов и социологов или о прямом влиянии их на творчество писателя; скорее всего речь может идти лишь о сходстве на типологическом уровня, когда общие проблем! рубежа веков порождали близость в образе кяталения у люден, живущих в'разных странах Квропы. Те лее причини, .готорие побудили этих философов искать новые методы анализа обществеших отношений, приводят Киплинга к подобным же выводам, интс-ка,да,им из его творчества. Ничего так резко не контрастирует с поз^невичторкапскими традициями рубежа веков, как европейская социология. Она регчтельно порывает с философией и историзмом, будь это позитивизм, идеализм или марксизм. Социологи этой поры предпо-почитают рассматривать общество как конгломерат различных групп, страт, каст, находящихся друг с другом в сложных взаимосвязях, считают, что те установления, которые складываются внутри этих групп, обусловливают действия людей в гораздо большей-степени, чем их золя, массовые, культурные или национальные традиции. Социологов начала века интересует вопрос о том, как взаимосвязи и расстановка подобшгс ггупп- страт способствует поддержанию порядка или создани» нестабильности в обществе, тогда как их предшественники исследовали проблемы с другой стороны: насколько та или иная группа человеческого общества способствует его прогрессу. Немецкий социолог У.акс Вебер/ 1864- 1920/, например, не задавался вопросом, хо-: о;:'а или плоха религия как таковая. Он принимал ее как социальный ¡актор и утверждал, что различные религии порождают соответствующие им нор™ поведения, влияющие на политику и экономику общества.
:ган:\узский социолог и философ Эмиль Дюркгейм .. /1858-1917/ показал, как поведение людей определяется обществом, в котором они хизут. Он утверждал, что социология должна изучать общество ^ак о.-ойую ду.оч11ук1 реальность, законы которой отличны от законов индивидуально:1 психологии. Любое общество, по Дкркгейму, основано на общезначима: коллективных представлениях; ученый имеет дело с со-
циальнымн фактами-коллективными представлериями / прсюо, мораль, религия, чувства, привкчки и т д . /, которые принудительно навязываются человеческому сознанию, общественной средой. Зсякое общество, по Дюркгегму, характеризуется социальной солидарностью*, в первобытном общество солидарность была "механической", осгован:'ой на кровном родстве. 3 современном мире солидарность "органическая", основанная на разделении труда, т. е. на ¡массовом содружестве п;.и добывании средств к жизни. Таким образом, Дюркгейм по-новому объясняет наличие порядка в обществе и отколокения от его норм: люди не столько ищут и сами ставят перед собой цели, к которым необходимо идти, сколько принимают те цели, которые их класс или обществен-венная группа выбирают для ¡шх. Общество без морального консенсуса, общепринятых ритуалов и священных объектов стремится к дезинтеграции. . '
Итальянский социолог Зильфредо Парето /1848-19<;3 / толкует исто- • рию человеческих обществ как "циркуляцию элиты", т.е. передвижения "лучших общественных элементов из низов в в- высшие слои аристократии, когда старая "элита" утратила способность к управлению. Тогда, по Парето, и наступает неизбежная революция, приводящая к власти . ' выходцев из низов - новую элиту, ибо старая аристократия стала мягкотелой, исчерпала способность к управлению. . • ...
Взгляды этих континентальных философов долго не находили почвы в Англии и игнорировались там. Для Киплинга, однако, характерно принятие как реальности того, что Дюркгейм называл "социальными факторами". Он , конечно, не анализировал социальный процесс тая, как это делали Зебер или Дюркгейм; Киплинг был художником, творившим по законам искусства, а не следуя дедуктивным законам мышления. 3 то время как для большинства писателей общество было всего лишь фоном, для Киплинга рте само существование общества представляется проблр-мой. Как и упомянутые социологи, он был захвачен идеей проникновения, в законы существования социального порядка. Его английские сов]емен-ники, .живя в обществе, на, протяжении долгого времени не затронутом ■ Еойнами, революциями, экоифмческимя и духовными кризисами, не бы-' ли вынуждены задаваться вопросом, почему общество существует и сохраняется столько времени в присущем ему виде. Но ¡шплингу пришлось задуматься именно над этим. Он родился и начал работать в Индии и принадлежал к'одно!; из многих имевшихся на субконтинента групп, каждая из которых обладала своими традициями, установления'",!, мл. ралью. Зсего за тридцать лет до того, как ¡(игшшг начал писать и
публиковаться , сообщество англо-индийцев/ т.е.тех англичан, для . которых Индия сделалась второй родиной/ стояло перед лицом полного уничтожения во время общеиндийского национального мятежа 1857-Г659 гг. Киплинг очень остро чувствовал противрречие между тем, во что заставляли верить англичан относительно законов общественного развития, и том, что в'действительности существовало в Индии. И когда он задавался вопросом, какие же силы подчеркивают отдельные группы этого сложного по своей структуре общества в состоянии единого целого, он, кап и Дюркгейм, находил ответ, что цементирующей силой являются силы социального контроля. В этой связи проясняется и киплинговское понимание Закона: для Киплинга Закон был нз просто идеей - в его понимании он был близок к тому, что в антропологии обозначают термином "культура". Что касается отдельного человека, то его Киплинг видит пребывающим в система общественных отношений, которые накладывают на него определенный кодекс поведения { соответствующий среде.
Киплинг считал, что силы социального контроля кестоки и неумо- . лимы, но бремя принуждения мэяет облегчаться принадлежностью человека к внутренним 'подгруппам, составляющим более крупные общественные образования. Эти подгруппы защищают своих членов от чужих, которые могут посягать. ■ на их частную гиэнь, и дифференцируют их, наделяя присущей группе особенностью.' Люди непроизвольно принадлежат к своей семье как первой и основной подгруппе каждого общества, они также входят в подгруппу по месту учебы, а затеи выбирают какую-либо подгруппу согласно избранной профессии. Каждая группа обучагет своих членов тем правилам, по которым живет'общество. В первой главы диссертации на конкрэтних примерах из творчества Киплинга показано его понимание механизмов функционирования общества. Особое место в система социологических взглядов Киплинга занимают два сборники его исторических рассказов - "Пак из Страны Холмов" и "Награды и феи", Киплинг намеренно нарушает хронологию расположения рассказов, чтобы проиллюстрировать связь между общественным устройством и цивилизацией.
,Рассказы Норманнского цикла показывают картину Англии, раздираемую на части мятежными баронами и являющуюся предметом раздоров' : саксов и норманнов. Писатель ставит вопрос г "Что привело к краху цивилизации и состоянию беспорядка в обществе?" Ответ на втот воп-
рос читатель находит в .следующем за норманнским циклов ряде рассказов из истории римского завоевания Британии. И ответ этот вопроссо-стоит в том, что Рим утратил способность эффективно управлять - неполадки в самой метрополии, в Риме, приводят к подобным явлениям на окраинах империи и к разладу всей государственной системы. Хитрый и политически мудрый норманнский барон.Де Аквила хочет объединить страну, пытаясь найти'для этого общие основания,- приемлемые и для саксов и для норманнов, для завоеванных и для завоевателей. Последний рассказ первого сборника исторических^ рассказов/ "Сокровище и Закон"/ переносит читателя в начало XIII века, когда при короле Иоанне Безземельном была принята знаменитая "Великая хар-» тия вольностей'' /121Ъ г./, которая отражала .тенденцию к компрмисеу между различными слоями господствующего класса, тенденцию к такой организации государства, которая давала бы возможность всем сослр-' виям, возвышающимся над сельскими и городскими тружениками, в той. или иной мере воздействовать на королевскую власть. Главным действующим лицом рассказа "Сокровище и Закон" является еврей Кэдмиэл, единственный, кто до конца понимает роль денег з государстве и ста- . рается изъять из игры политических сил несметные сокровища, приве зенша Ричардом' и Хью из Африки, знал, какую роковую роль они мо- -гут сыграть в столь критический для истории страны момент,, выступая силой дане большей, чем оруяие. И Кэдмиэлу удается использовать Сокровище с пользой для СБоего народа, до сих пор являвшегося изгоем общества,'заставив включить в положения Хартии и права евреев.
В исторических рассказах Киплинг делит общество на несколько подгрупп-корпораций, в соответствии с их миссией в обществе и местом в системе общественных отношений. Четко определяются четыре основные группы. Первая группа - это герои, подобные пиктам из римс-' кого цикла рассказов, чувствующие себя рабами необходимости:, подобно перемалывающимся зернам между двумя могучими жерновами - Римом и воинственными, северными племенами - они вынуждены подчиняться чу-кой воле, будучи такте и рабами по' натуре, потому что "Сга слиз;-ком малы, чтобы любить или ненавидеть". Но из малых усилий складывается большое дело: незаметная, кропотливая "работа" пкктсв подтачивает могущество Рима, приводя его к крах}. Киплинг не склонен перечеркивать даче такие малые усилия полудикарей-пиктов, показывая, что ллЗая деятельность мохет оказаться плодотворго:!, если л;:-
бить сбою работу и отдаваться ей. Несколько иной аспект той хе проблем! раскрывается в рассказе "Хладное железо", где фигурирует в-качестве действующего лица "простой люд в домишках", который можно та:ше отнести к, первой группе героев по киплинговской классификации, Приземленное, обыденное существование этих людей с их неизбывным! каждодневными заботам! противопоставлено в рассказе миру фей и волшебников с их беззаботной самовлюбленностью. Попытка навсегда увлечь в этот мир фантазий мальчика, сына умершей рабыни, воспн-тайного феями для лучшей участи, оказывается безрезультатной: рабское ;.:елезное кольцо неодолимо притягивает мальчика, замкнувшись од^ачдч у него на шее и навсегда связав его с"людьми из домишек", обреченными на унылое существование. Но сцена приобщения мальчика к извечному человеческому закону, диктующему неизбежное подчинение "железной" необходимости, лишена трагического смысла: мальчик без жалости расстается с бесплодной мечтательностью фей и идет служить л;одям-; сознательно пренебрегая собственны)»! интереса:,и.'
Зторая большая группа героев, выделяемая в исторических рассказах - ото мастера Англии, основная опора и залог существования любого общества, будь это эпоха короля Генриха УТИ пли елизаветинская эпоха. Настоящие мастера из любых исторических эпох легко понимают друг друга, потому что их объединяет беззаветная преданность своему делу и вдохновенный труд по законам гармонии, которые часто непонятны непосвященным в секреты мастерства и профессиональные тгШны. Корпорация Мастеров представляется Киплингу одной из главных структурообразующих сил каждого общества. Мастер как твореД и со-созидатель противопоставлен не-Жстеру, не умеющему порой даже оценить по достоинству результаты труда Мастера. Труд настоящего Мастера чужд суетных целей и стремления к славе, а настоящее творчество возможно только тогда, когда оно совершается ради него самого. Такова главная мысль рассказа "Гэл-художник" о замечательном тетере Гарри Доу, которому удается смирить свою гордыню и высокомерие и только после этого достичь истинной гармонии в своем творчестве.•
Третья группа героев, представляющая;немаловажный элемент общественного устройства, - это администраторы и офицеры в армии, совершающие каждодневную трудную работу, вникающие в малейшие подробности доверенного им дела, умеющие находить общий язык со своими подчиненными, быть и беспощадными, но и снисходительными, когда это требует-
ся обстоятельствам, верныо своему долгу до конца. Типичные представители такого типа героев в исторических рассказах - это молодые римские центурионы Парнезий и Пертинакс, несущие службу на крайних рубетсах разваливающейся на глазах Римской империи, но сохраняющие присутствие духа и стойкость, отбтая все более сильные атаки варварских племен силам небольшого ¿гарнизона, крепости. К этой группе можно отнести и двух отважных кузенов из рассказа "Глориана" /сб."Награды и ¡геи"/, которые зная о риске и не надеясь'возвратиться живыми, отправляются в дальнее плаванье капитанами кораблей, чтобы отстоять интересы британской короны, у берегов американской колонии Виргинии.
К четвертому типу героев следует отнести политиков и властителей, представленных в исторических рассказах образами римского военачальника Максима, мечтающего об императорской короне, короля сак^ сов Гарольда, проигравшего битву при Гастингсе в 1066 году, коро--ля Генриха УШ, королевы Елизаветы, Наполеона, первого американского президента ДгкорджаЗашингтона, французского политика.Талейра-на. Роль и значение этих личностей соотносятся с целями и средствами, которые они выбирают, идя к власти и осуществляя свои государственные функции. Ставя проблему ответственности властителя за судьбы нации, Киплинг рассматривает её прежде всего в моральна-этичес-ком плане.
В стремлении выверить настоящее опытом истории Киплинг не был одинок в литературе своего времени. У каждого писателя существуют ■ свои побудительные мотивы обращения к прошлому, чтобы лучсе понять современное состояние мира, его насущные проблемы. В §3 первой главы ка:ией работы сборники исторических рассказов ¿{иплинга рассматриваются в контексте исторической прозы рубежа веков и сопоставлены с произведениями Конан Дойла, йейтса, создательниц детского исторического романа Ш.Понг и Э.Несбит.■Здесь же утверждается, что исторические рассказы Киплинга невозможно исключить из контекста английской детской литературы своего времени, хитя они традиционно • считаются в равной мере принадлежащими и детской и "взрослой" литературе. Основной тенденцией развития детского исторического романа этого периода С-ло отрешение к развлекателы.ости, иллюстративности, много:ггасо"ному воспроизведению зиесних примет описываемого периода. Сели при этом читателям надо было зну:ить какую-то назидательную идею, то ча'".е всего сна искусственно п;л:нносю.ась звто ом извне, ;:ак, кит, имс;;, з ¡оман-з Г.оьт "'¿члены®»' герцог". ."лплннг г*
кладет в основу своих историко-философских фантазий элемент мыслительной, призивая и юного читателя задуматься над ' сложными и неоднозначными проблемами бытия. Прием "путешествия" в прошлое не был 'новым в английской литературе рубежа веков и был заимствован Киплингом у второстепенной детской писательницы того времени Эдит Несбит. Но в своих исторических рассказах 1Сиплинг переосмыслил этот прием и создал свою оригинальную систему пространственнотвременных отношений. Киплинговский норманнский рыцарь или римский цетури-
■ он приходят к детям и рассказывают свои истории, но дети при этом не участвуют в тех событиях, о которых повествуется. Общим для слушающих детей и рассказчиков-пришельцев из других эпох является пространство - земля Сассекса, точнее небольшая деревушка в области Певензи; где живут современные дети Дан и Юна. Пришельцы из других исторических эпох не знают ничего из того, что произошло в этой области пространства с тех далеких времен» она словно выхвачены пр^.га из прошлого. При этом возникает прихотливое, присущее только Киплингу сочетание и взаимодействие, временных пластов и планов.
Во второй главе диссертации / "Художественное своеобразие во, площения проблемы корней, в римском и норманнском циклах рассказов"/
■ рассмотрены рассказы сборника "Пак из Страны Холмов". В римском и норманнском циклах этого сборника, а также в примикащих к пмм рассказах "Холодное железо" и "Гэл-чертелсник" Киплинг размышляет над историко-философской проблемой о путях становлешш нации: "Что
"такое нация, этнос? В чем единство этноса?" Должны были пройти • многие века кропотливой совместной работы на общее благо, к которой призывает киплинговский герой Де Акаила из норманнского цикла, прежде чем англы,' саксы, юты, норманны, пикты и другие народы, оказавшиеся на британских островах, слились в единую монолитную нацию' с присущими только ей чертами национального характера, быта и культуры. Пути становления этой'нации и пытается проследить Киплинг, когда показывает отважных норманнов, гордых и сдерганных сакоов, многочисленные выносливые кельтские племена, для которых Британия была родиной раньые, чем для англо-саксов и норманнов. Киплинг обладал прирожденной широтой взгляда на мир как вместилище многих народов, каядый из которых обладает историей, культурой, самобытностью, заслуживающими уважения. Самоценность культур всех народов мира он. воспринимал как часть бегатстза и силы мира и человечества в долог!. • ОтсюДа и внимание писателя к проявлениям национального харктера, в каких'бы незначительных деталях ош не проявлялись. Вместо с геро-
ем рассказа "Гзл-чертежник" автор восхищается предприимчивостью жителей небольшой английской деревушки, сумевших выйти из затруднительного положения, не уронив своего достоинства и даже найдя силы посмеяться над собой. Зигура рассказчика Гэла отодвигается на задний план, привлекая внимание читателя к тому, что дает творческий импульс таланту художника, - родная земля и живущие на ней люди. Радостный риск и л отвага, но типе и умение настойчиво и кропотливо трудиться, чувствуя себя необходимой частью большого и сложного общественного организма, - вот те качества, которые, по мнению писателя, составляют ядро нации, к которой он причисляет и 'себя.
История Англии знала разные моменты: нарисоваз в римском цикле рассказов картину краха некогда могущественной Римской империи) 'Лт линг показал, к чему могут привести непомерные амбиции правителей, забывающих об общем благе. Читая рассказы о последних днях пребыла-1 ния римлян на Британских сстрозах после рассказов норманнского цик- • ла. читатель должен бил сделать вывод о хрупкости и недолговечности всего, созданного человеком, особенно если речь идет о таких построениях, как колоссальная по разменам империя римлян .или Британская Империя. Но любое общественное образование, по Киплингу, силь- • но людьми, которые.его составляют: Империя может погибнуть^ но идея Истерии как великого объединительного начала нации жива-, пока живы люди, несущие в ду.:ах"имперский огонь". Таким образом, размышления Киплинга о том, какими путями должен осуществляться прогресс нации и означает ли крах империи конечный пункт этого прогресса, неизбежно приводят его к вопросу о назначении человека и смысле его жизни.
Для липлинга характерен особый взгляд на историю и выделение не событийного, а личностного ее аспекта. Такой подход становится преобладающим во втором сборнике историчёскж рассказов - "Награды и ' . феи" - где-в центре внимания оказывается судьба героя. Сборник."Награды и феи " рассмотрен в третьей главе нашей работы-'- "Проблема героя и способы создания характеров". Картина истории у ;йшлннга строится как пересечение судеб многих_людей, каждый из которых за- • поминается читателю как яркая'индивидуальность, независимо от того', выдающаяся ли это личность исторического масштаба /Наполеон, Талей-ран, королева Елизавета, или Джордж Вашингтон/ или незаметный человек своей япохи. У/язиъ каждого оказывается в равной мере лажной для истории« потому что главным критерием оценки личности оказывается сЦ ¡фаэстзенное самосознание. Верная и точная психологическая ха;а/.тч-ристика .героев, достигаемая с культи средствами, позволяет /пплшр-у
создать иллюзию реальности эпизодов истории, сбеепечизает максимальное приближение к действительности. Такому восприятию способствует взаимодействие лирических и эпических элементов, разных способов оценки собитцй и героев. Например, фигура Наполеона возникает как эпизодическая з рассказе "Священшк поневоле" и дана через призму восприятия контрабандиста ' йагаона Ли, который видит его в тот момент, когда он еще не император, а перый первый из трех консулов республики. 3 глазах Сараона Ли Наполеон предстает как фигура почти комическая, но и таящая опасность из-за своих потенциальных черт тирана, которые подсознательно фиксирует герой, наблюдающий за будущим литератором. А в завершающем рассказ стихотворении "Колыбельная на острове святой Елеш" судьба Наполеона оказывается вписанной в общечеловеческий контекст и приобретает черты трагизма. На примере Наполеона прослеживается путь личности, притязающей на величие и славу, но приходящую к бесславному концу из-за своих непомерных амбиций. 3 колыбельной песне, заве;шающзн"рассказ, автор yj авнизает величие и милость, властители и простого смертного -все начинают одинаково с первых неузереиных шагов и зазер:':ают свой .жизненный путь тоже одинаково, у Враг Господних. Такой способ харак-' теристики героев, выбор момента и ситуации, в которой они показаны, определенного угла зрения, обеспечивает создание выпуклых многомерных образов с тонкой психологической мотивировкой поступков и действий. Образные характеристики создаются н по принципу контраста. Так '.¡игурой, противостоящей Наполеону в двух рассказах, объединенных судьбой 5араона Ли,'является Джордж Вашингтон. Возникает оппозиция образны' характеристик Наполеона и Вашингтона: суетность, мелкость устремлений маленького коварного корсиканца и величие, неторопливость, 'соразмерность и выверенность жестов и движений Вашингтона, подтверждаемые завершающим рассказ стихотворением "Если" /"Заповедь'/, каждая строфа которого - поэтическая интерпретация выдающихся качеств конкретной исторической личности, Джорджа.Зам.икгтона, и одно-31 еменно возведение этих качеств в ранг общечеловечески важных и не-обходи:лых для любого, обдумывающего жизнь, так как это стихотворение обращено к сыну писателя.
3 заключении подводятся итоги работы, делаются выводы о природе киплинговского философствования, рассматривается уровень осмыслении бытия, связанный с функционированием в исторических рассказах oôjia-зов-г1"онитий, которые можно проследить лишь на широком контексте рассказов обоих сборников. Здесь же оперделяется жанровая специ}и-
ка рассказов как историко-философская фантазия, где лирические и эпические элементы сливаются в единое целое.
Основные положения диссертации отражены в работах:
1. Взаимодействие прозы п поэзии как принцип организации текста у Р. Киплинга // Тезисы научной конференции «Исследования молодых ученых — в практику работы вуза, школы, производства». Кировоград: Кировоградский гос. пед. пн-т им. А. С. Пушкина, 1987. — С. 147—149.
2. О некоторых аспектах философской концепции истории у Р. Киплинга // Тезисы научной конференции «Внедрение результатов исследований молодых ученых в реализацию реформы средней школы п перестройку высшей школы». Кировоград: Кировоградский гос. пед. ин-т А. С. Пушкина, 1988.— С. 63-66.
3. Нравственная проблематика и ее художественное воплощение в сборниках исторических рассказов Р. Киплинга // Материалы межвузовской научно-практической конференции филологов. Балашов: Балашовский пединститут; Саратов: Саратовский ордена Знак почета гос. пединститут им. К. А. Фе-дипа, 1991. - С. 163-167.
4. О новых аспектах изучения творчества Р. Кпплнпга в курсе детской зарубежной литературы // Прнорптетн1 пробле-ми навчалыю-впховного процесу вшцо1 та середпьо1 школи. Тези науково-практпчио1 конфереицП молоднх вченпх, при-свячеио1 00-р1ччю 1нституту. Шровоград: Шровоградський державний пед1пстптут 1м. О. С. Пушк1на, 1991. — С. 57—60.
5. Произведения Р. Киплпнга для детей // Твори для д1тей I про дГгей у в1тчизнян1й та заруб!жн1й л1тератур1. Тези I катер1алп допов1дей обласно1 м1жвуз1всько1 науково-мето-дично! конференцП 11—15 тразня 1991 року. Одеса: Одесь-кий держазнпй педагог1чний 1нстптут 1м. К. Д. Ушинського; Одеський державний ун1зерситет 1м. II. Мечникова, 1991.— С. 33-34.
6. Об особенностях хронотопа в сборниках исторических рассказов Р. Киплинга // Пуршиевские чтения: Материалы 3-ей Всесоюзной научной конференции по птзоблемам всемирной литературы. 20—22 дек. 1990 г. М.: МПГУ им. В. И. Ленина. Деп. в ИНИОН АН СССР 13.06 1991 г. № 44743. -С. 138-151.
7. Типы героев в сборниках исторических рассказов Р. Киплинга II IV Пуршиевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Тезисы. М.: МПГУ нм. В. И. Ленина;
Ассоциация содействия педагогическому образованию, 1992.— С. 72-74.
8. Особенности концепции гуманизма в сборниках исторических рассказов Р. Киплинга // Гуманизация п гуманитаризация — приоритетное направление государственной политики Украины в области высшего образования. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции: Дне-провск, 13—15 мая 1992 г. — Днепропетровск: Издательство днепропетровского госуниверситета, 1992. — С. 63.
9. Функция символа в поэтике исторических рассказов Р. Киплинга // Вторая межвузовская конференция литературоведов-англистов, посвященная 200-летшо П. Б. Шеллп. Тезисы докладов и сообщений. — Орел: Орловский пединститут, 1992. - С. 52.
10. Проблема художественного историзма в творчестве Р. Киплинга в освещении зарубежной критики // Тезисы докладов Крымской научной конференции «Проблемы зарубелс-пого литературоведения и критики» 22—26 сентября 1992 г.— Симферополь: Симферопольский государственный университет, 1992. - С. 71—72.
Подп. к печ. 29.12.92. Объем 1 п. л. Зак. 754. Тпр. 100 Типография МПГУ им. В. И. Ленина