автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Моральное отчуждение как проблема социальной философии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Новикова, Марина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Моральное отчуждение как проблема социальной философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Моральное отчуждение как проблема социальной философии"

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВНСШЕЙ ШКОЛУ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

'/РАЛ^КИД ОРДЕНА TF/ДОВОП)' КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ кн.A.M.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

1ШБИКОРЛ Нарнно Валентиновна

МОРАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

09.OG-II - социальная философия

Авто реферат

диссертации :га цснюкаппе ученой степени кандидата «лдособзплх наук

:a?op:;isC;ypr

- IS92

Работа выполнена на кафедре философии Симферопольского государственного университета им. М.В.Фрунзе.

Научный руководитель - доктор философских наук,

доцент И.И.Кальной

Официальные оппоненты: доктор философских наук

В.Л.Лоскутов

кандидат философских наук, доцент Н.К.ЭГшгорн

Ведущее учреждение - Уральский политехнический институт

им.С.Н.Кирова, кафедра философии

Защита состоится " г. в час.

на заседании специализированного совета Д 063.78.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских н^ук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького (620083, г.Екатеринбург, К-63, пр.Ленина, 51, комн. 248).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета. •

Автореферат разослан 1992 г.

Учении секретарь специализированного совета, доктор философских наук, профессор^-л " /

Г.П.Орлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТУ

Актуальность темы «сследогляия. Гадикалышз прзобразосапка гоциальной действительности неотделимы от качественных изменений в структуре общественного сознания. Погрешности в нравственном эздоровлении, повышении нравственной активности человека как зубъекта деятельности и общественных отношений чрезвычайно акту-злизнрупт вопросы теоретического обеспечения этих процессов.

Отмена многих идеологических табу на исследование нега-гизн:;х 1влениП позволила более реалистично подойти к деформациям ^умагазна в современном мире. Если еще несколько лет назад вопрос )б отчуждении з советском обществе о трудом пробивался на странм-дц философской печати, то сегодня проблема отчуждения приобрела инициальная статус. Отчуждение прэмихло практически но все сферц ¡елозечеокоП "•изпедзятельносш: отчуждение трудящихся от ерздетв 1ризЕодотво, от цели, процесса и продуктов труда; отчуждение грандам от власти и рееиьнях политических процессов; всеобаее {епчсловеческсе отчуждение (меаду людьми в коллективе, менду ю ¡солениями з езмьз, м-зкду муотиюй и зхекпиноЯ); отчуждение между ¡убкудьтурзми з единой национальной культуре; отчуждение человека )Т целостности космоса и культурц в их самоценности, от соборности ! вкефунациональной лпбш к мир/;, отчуждение человека от собет-зеннцх корней я от самого себя.

Гели в собственно фнлссофокон, историческом, социально-юлитичсском варианте проблема отчуждения достаточно основательно гсследоБана в литературе, то этическая интерпретация феномена >тчуядсп::я до нвдазгого врзмени оставалась га рамками серьезного 1илосо$ского тео;.визирования. О феноменологии. морального отчуг-[ен'-л сказано более чем достаточно. Однако задача состоит в

и

создании целостной концепции морального отчуждения, которая объясняла би логику обновления и оеолг:ии морального отчужден! источники и ос ковкие формы проявления, определяла пута и средой преодоления морального отчуждения. Уточнение понятийного аг/пзрг кокцзпцйя морального отчуждения мояет служить мощным стимулом дальнейшего рлзттна теории.

Тагам образом, актуальность теки наследования обусловлена ке:: логикой имманентного развития самой этической теории, так потребностями общественного развития в цело.ч.

Степень научной разработанности проблемы. В советской литературе нет специальных монографических исследований пробле; морального отчуждения. Подобное обстоятельство можно объяснить как обцей нзотрефлэксированностьв сущности самой проблемы отчу> кденкя, так и специфическими сложностями этической науки, .слаб' разработанность» ее собственных традиционных проблем (епецкфик; морали, соотгюшзкие «сради к нравственности, методология этических исследований).

Отдельным аспектам морального отчуждения посвящены работы И.Н.Гаврилекко, А.ГУлиги, А.А.Гусейнова, Ю.Н.Давыдова, О.Г.Дро кицкого, Й.М.Смолеицева, В.В.Согоиоиова, А.И.Титарекко, А.Б. кранца, Н.К.Зйнгорн и других исследователей, чьи конструктивны идеи сказали значительное влияние на позицию диссертанта.

Определенный вклад в разработку проблемы морального отчуа дения внесли зарубежнцэ марксисты: А.Агг, Е.Анчел, А.^урелла, ДЛукач, Л.Сов, Э.Фаркаи, М.Фрицкакд, В.Холличер, А.Еафф.

Значительное внимание к исследовании проблем морального отчуждения уделили представители современной западной философ! М.Бубер, А.Камю, Э.Цунье, I,-П.Сартр, В.$раикл, Э.Фромм» М.Ха! деггер, К.Ясперс и др.

На формирование авторской позиции больное воздействие оказали идеи Д.Л.Андреева, Г.С.Батищзва, М.М.Бахтина, М.М.Приа-вина, СЛ.Рубинштейна, А.А.Ухтоиского.

Важными источниками и основой для синтеза с марксистской мыслительной традицией в целях ее развития и обогащения послужили работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова» М.О.Гершензона, Н.О. Лосского, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, А.П.Хомякова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

Актуальность темы исследования и неразработанность ряда вопросов, связанных с механизмом функционирования морального отчуждения, его природой, сущностью и истоками, опрэделяют цель диссертации.

Главной цельп данной работы является целостное рассмотрение проблемы морального отчуждения, исследование его истоков, механизма функционирования и воспроизводства в обцестве, путей ослабления «орального отчуждения.

Общая цель диссертационного ксследования с необходимостью конкретизируется з частгшх исследовательских задачах, постановка и реиение которых обусловлены состоянием it уровнем разработанности проблем» в современной литература. .Реализация главкой цели исследования предполагает реяегае следующих задач:

после,ковать феномен .морального .отчулдейил з историко-философской традиции;

проанализировать марксистское репениз проб.".сип{ рассмотреть основные подходи к проблеме морального отчуждения в современной западной философии;

оценить вклад русской нравственно.! философии а разрзботку проблематики корзльиого' остузхдония;

исследовать специфику морального отчуждения, его истоки, природ/, механизм фуи'-.ционкроБания и госпроизводства в обществ!

определить основные условия и пути преодолений негативных последствий морального отчуждения.

Те о рз ти к о -м е тс д о л огич ее ко й базой диссертационного исследования являются положения, сформулированные в историко-дилосо« с кой традиции. Для осмысления исследуемой проблемы привлекаю; работа советских и зарубежных ученых по скрокому кругу общефилософских проблем отчуждения, культуры, сущности и закономерностей социального функционирования морали, а так;:;е рабсти русских философов-идеалистов, произведения художественной лите ратурк, публицистики и т.д. В собственно этическом анализе диссертант опирался па работи советских этиков С.Ф.Анкеимова, Л.«.Архангельского, А,А.Гусейнова, О.ГДробницкого, Е.А.Дубко, В,А.Блвм.,ина, АЛ.Титарекко, В,Н.Саратовского, Ю.М.Смоленцеза, Ю. З.Согомонова, А.П.Скрипника и др,

Научная новизна исследования обусловлена осуществлением, целостного анализа проблемы морального отчуждения, ее' социокультурной и отеческой интерпретации, что позволило:

исследовать феномен морального отчуждения как процесс и результат, состояние и отношение;

осуществить анализ развития категории "моральное отчужден в мировом историко-философском процессе, а также рассмотреть эволюцию идей морального отчуждения в русской нравственной философии конца XIX - начала XX вв;

рассмотреть моральное отчуждение не только как негативное явление, но как феномен, имевдай до известных пределов пезити ныл потенциал, являющийся атрибутом к нормой социального развития;

определить структуру морального отчуждения как отчуждения нравственного сознания, отчуждения нравственных отношений и отчуждения нравственной деятельности;

систематизировать категории, прэтквополонные попятив "моральное отчуждение";

ткпологизировать моральное отчуждение, выделив уровни губьег.т-обгек/ных и субъект-субгектных отноиений.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные результаты проведенного исследования могут быть положены в основу иовоП исследовательской парадигчн морального отчуждения, 4то открывает новые возможности анализа феномена морального отчуждения как в обзетеореткческсч, так и в прикладном отноаешш.

Некоторые результаты диссертационного исследования мохно использовзть для разработки спецкурсов по этике, з работе методологических семинаров по соответствующей тематике, з учебном процессе. Выводы диссертации представляют определенный интерес и в декциокпо-прог.агандистской деятельности.

Апробацич работы.Отдельные положения диссертационного исследования были изложены автором на Всесоюзной конференции "Перестройка и отичсскиг исследования в СССР" (Вильнюс, 15Е9), на региональном семинаре "Отчуждение I! пути его преодоления з усдогкях п-эресгрЯхи" (Симферополь, 1565), па Республиканской _ (.'зучке-пглягйче:коЯ конференции "Проблемы формирования философской культуры" (Свердловск, 1991), Всесоюзной научно-теоретической конференции "Отчужден, ч как социокультурный феномен" (Ски-Iерополь, 1991), Всесоюзной конференции "Творчество и духовность •сак стеркень культурц" (Симферополь, 1991).

0око5!шз теоретические подекекия диссертации обсукдалиоь -а рас аирз иной заседании кафедры философии Сни^еропользкого

государственного университета, а также на методологическом семинаре аспирантов и ассиотентов кафедры.

Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной литературы.

Содержание работы изложено на _ страницах, список литературы

включает _ наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Во введении обосновывается актуальность теми исследования, определяется степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, излагается методологические основы и логика структуры работы, отмечается научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Проблема морального отчуждения в историко-философской традиции" диссертант исследует проблему морального отчуждения на основе исторического подхода, исходя из того, что без учета опыта постановки и решения проблемы морального отчуждения в мировой философской культуре, она не может быть адекватно поставлена и конструктивно решена. Историко-философский анализ проблемы морального отчуждения выполняет поэтому рль общетеоретического, методологического обеспечения исследования проблемы.

§ I "Эволюция понятия "моральное отчуждение" з истории Философии" посвящен исследованию феномена морального отчуждения в историко-философской традиция. Уже при зарождении теоретического познания с рангах философских системах ясно осознается феномен морального отчуждения, хотя вербальио он не всегда рефлексируется.

С эпохи Возрождения проблема морального отчуждения утрачивает мифологическую и рзлигнозкую окраску. На заре капиталиста-

I ее ко го общества складывается по>н. '.¡¡не морального отчуждения ;ак сугубо духознсго явления, исключительно как феномена мора-1ьного сознания, а также представления о преодолении его срединами просвещения либо религиозного оке таза. 3 различных теориях общественного договора конца ХУШ в. (Т.Гоббс, К.-?. ?уосо, б.Спиноза и др.) начинает формироваться понамакзд отчуж-юния ;:.к слоеобразной социальной ситуации, когда продукт юловеческоП деятельности становится . :подс?вугсгЯ над чело-зеком силой, возникает й.-.-дстазлзяке об обратном воздействии ¡оциалькнх институтов и обцестзеннмх отсоезний, приобретающих (тноентельнуп самостоятельность и способность действовать на создавая разрукавдгм образом.

Новый подход к исследований проблемы морального отчуждения !вязан с именами И.Канта, ИЛихте, Г.Гегеля, 3!.Фейербаха, Оиллера, которые радикально траксфор: ■ ровали саму идея, создали ювуо исследовательскую программу, наполнили новым содержанием сатегорип морального отчуждения, придав проблеме подлинно фило-¡офскиЯ статус. •

Достижением философской иксли этого периода было создание гстойчивой теоретической традиции исследования морального отчуждения как феномена, сопряженного с гуманистической проблематикой.

Позитивней едзиг в репении проблемы .морального отчужден;!? ¡зязан с открытием принципа материалистического лонимакия •сториа.

§ 2 "Проблема морального отчуядення я .фнлосоЗи;; К.!Ьр::ог" I освящен исследозакш проблемы • трального "тчукдекия з работах !аркса. Оценивая его концепцию отчуждения, диссертант отмечает, [то Маркс сделал анализ экономического отчуждения, но нратт»

го

венный аспект проблемы не получил в его работах самостоятельного изследования. Тем не менее Маркс предложил основные методологические ус.лновкн для анализа морального отчуждения. Он подчеркивал, что в условиях господства частной собственности отчуждение проникло во все сферы человеческой жизнедеятельности, и в частности, в нравственную етзнь общества. Именно здесь человеческая индивидуальность, личная мораль не только не принадлежит сакоЯ личности, но превращается в предмет купли-продажи. Моральное бытие человека сводится к меновой стоимости, в результате чего все нечеловеческие связи деформируются, извращается, деперсоинфицируются. Отмечая, что отчуг деше в капиталистическом обществе становится тотальным и достигает трагического напряжения, Маркс детально рассмотрел вопросы о путях подлинно человеческой эмансипации. Только устранение социально-экономических причин отчуждения сможет уничтогшть изврзщеннкз, обеочеловеченные отнопения модцу лады заменить функциональный подход к человеку признанием его высокой социальной ценности, нравственной самодостаточности, преодолеть внутреннюю саморазорванность морального сознания личности. И если Маркс не уделил достаточного внимания моральному отчуждению как нравственно-психологическому феномену, то запаг ная немарксистская философская культура смогла более.детально исследовать феномен морального отчуждения на психологическом уровне.

Анализ основных подходов к проблеме морального отчузкдени; в западной философской традиции составляет задачу § 3 "реноме] морального отчуждения в современной западной философской культуре" . Западная философия чутко реагирует на коллизии человечб кого бытия и сознания, отражая сущность "ситуации человека"

(КЛсперс) в современном мире, духовный разлад индивида, его "тоску по самому себе" (Н,-П.Сартр) з системе социальных процессов, ведус;':х к отчуждение, десубъективашш ¡1 деперсонализации, но оказывается ко в состояний адекватно решить эти проблема. Автор подчеркивает, что глубоко волновавшие экзистенциализм проблемы человеческой свободы, нравственной целостности человека и нэ могли быть решена при принципиальной экзистенциалистской установке на отказ от социальных преобразований, "уход в себя" (А.Камв).

Проблема морального отчуждения рассматривается и в философской антропологии. М.Еубер взолит в обра-дение понятие "обсзние-встреча" как диалог между "я" и "ти", з результате чего появляется нечто больнее, чего не было в "я" и "ты" изначально и вперзыс создается именно во "встрече". Диссертант отмечает эвристичкость и перспективность этой идеи для понимания и решения проблема ослабления морального отчуждения.

В осмыслении проблематики морального отчуждения внесла определенный вклад и логотерапия В.5ранкла, которой вслед зз Бубером критикует конологичкость западной философии и гуманистической психологии и постулирует лпбовь как средство прео-дг.-з кия морального отчуждения. Понимание Франклом экзистенциальной приватности как способности "превратить негативнее перехизания в нечто позитивное, конструктивное, творческое" оказало значительное влияние на авторское понимание проблема морального отчуждения как не только негативного явления, но безусловно обладавшего позитивным потенциалом.

Проблемы отчуждения человека » озедествления кеяличност-иых отношений стояли и в центре экимания французских персоналистов, рассматривающих человека "чуядым самому себе и утра-

чивавщии себя" (З.Мунье). Однако отчуждение в персонализме является не объективным отношением, а выступает как следствие отчужденной позиции самого человека, выбирающего наиболее легкий путь существования, "пассивную хизнь среди вещей",подчинение продуктам собстх :аой деятельности.

По мнения диссертанта,"наиболее весомый вклад в создание новой исследовательской парадигмы морального отчуждения внесла блестящая когорта деятелей русской философской культура: Н.Бер-' дяев, С.Булгаков, Л.Карсавин, В.Соловьев, С.Франк, П.Флоренский, Л.Шестов и др. Понимании феномена морального отчуждения « '

в отечественной философской традиции посвяцем § 4 "Моральное отчуждение в русской нравственной философии конца XIX - начала XX веков".

Автор отмечает, что русская нравственная философия придала проблеме отчуждения принципиально иной ста:/2 и ®мцсл. Преодоление отчуждения рассматривалось как проблема выхода человечества из духовного и культурного кризиса, обретения человеком своей подлинной сущности и нравственного единения человеческого рода. Особое значение для решения проблемы морального отчуждения имели обоснованные В.Соловьевым идеи соборности, софийности, положительного всеединства. Хаосу и деструкции, разобщенности и,моральному отчуждению, по Соловьеву, можно противопоставить синтез ош™а, разума и веры как нравственное основание Царства Божия на Земле. Цель человека и смысл истории -осуществление Добра, "Богочеловеческое царство".

Острое переживание русскими мыслителями неумолимого процесса формализации мира, углублявшейся атомизации человечества, усиливающейся тенденции прзврэцзния народа б безликое население, наконец, отмирания всех человеческих свойств души, т.е. кри-

зиса идентичности самих "атомов", подтверждается и иллюстрируется через обращение к творчеству Н.Бердяева, С.Булгакова, Ф.Достоевского, Л.Толстого.

В целом исторлко-философскиЯ анализ свидетельствует о методологических и эвристических возможностях категории "моральное отчуждение", которая не только объемно характеризует человеческую ситуацию, антикомичность сущности человека и его существования, ко «"высвечивает" диалектику отноаения личности и социума, общества и природы, раскрывает механизм связи объекта и субъекта.

Вторая глава "Сущность, типология и пути ослабления морального отчуждения" посвяцена анализу проблемы морального отчуждения, состоит из 3-х параграфов.

В § I "Суаность и специфика морального отчуждения" диссертант определяет эвристический потенциал категории "морально? отчуждение", необходимость введения ее в систему этических категорий. Опираясь на общефилософскую идею отчуждения, сзтор отмечает закономерный характер отчуждения, атрибутивное!ь его человеческой жизнедеятельности, его "нормальность". При этом отчуждение является не просто превращенной формой человеческой деятельности, но необходимым моментом саморазвития, коренным свойством любого социума.

В саном общем виде моральное отчуждение есть определенный вид диалектического противоречия в общественном развитии, специфический тип ззаимоогнонения личности и социума, когда либо человек не является самоценностью для мира, либо мир не является самоценностью для человека (В,Н.£згатовский).

По ккенив диссертанта, несовпадение морали и нравстзеннзсти создает предпосылки для существования и воспроизводства в обществе феномена морального отчуждения.

После краткого обзора точек зрения на соотношение морали и нравственности в советской литературе автор отмечает плодотворность и перспективность позиции В.Н.Сагатовсаого, который различает мораль и нравственность как разные уровни регуляции человеческого поведения.

Основной моральный мотив - долг - становится индикатором морального отчуждения, если оказывается единственным и последним принципом .хлзни. Добро и ответственность является ключевыми ценностями нравственности как формы реализации человеческой свободы, общегумашстических ценностей. Когда ответственность заменяется формальным исполнением долга, служебных инструкций, а добровольное принятие самоценности другого человека - конформистским приспособлением, пассивной адаптацией к предписаниям среды, тогда нравственная жизнь человека деградирует, нравственность разрушается деструктивный воздействием морального отчуждения.

Далее диссертант предпринимает шпыгеу рационального реконструирования истоков морального отчуждения, механизма его функционирования и восприэводства в обществе. Редуцирование человека к функциональному исполнителя социальных ролей всегда чревато низведением его до средства, всегда сопряжено с подменой личности социально-ролевыми "мзскьми", а ото ведет к десубгскт;:-вации, деперсонификацин, овецкенив челозека, т.е. уподоблении его веди, подчиняемой заранее поставленной ноли, В обществе нарастает тенденция к повторному отчуждении морали, усиленная политическим и социально-экономическим отчуждением. Она проявляется, в частности, в раздвоении морали не, официальную, декларируемую, и неофициальную, практикуемую, в повсеместном /твзряда кии двойной системы ценностных координат.

В 5 2 "Типология и формы проявления морального отчуждения" автор дзет развернутую типо.согип форм, видов и уровней морального отчутэдшшя, показывает основные формы проявления его в современной кизии. Рассмотрение вопроса о типологии и формах проявления морального отчундения а обществе позволило диссертанту сделать следуявде выводи. Во-первых, моральное отчуждение и рамках субъект-объектных отновенлй отражает исторнчесгсуа ситуация, когда нравственные нормы и ценности, а так,те институты нравственной социализации обретает: самостоятельны.! ста» туес превращаясь з помехи, преграды нравственного развития личности и общества, выстулаэ-т как нечто чуждое, вяепкее или безразличное для личности, как извне навязанные, идеологически закрепленное "моральные барьеры". Моральное отчуждение проявляется в редукции нравственной способности к формальному следования регламентация!* этикета, что порождает многочисленнее виды нравственной мимикрии, конформизма, имитации нравственной деятельности. Во-вторых, в интервале субъект-субъектных отнесений моральное отчуждение есть такое специфическое противоречие в нравственной развитии личности и общества, когда субъекты теряют своя самоценность, начина,от рассматриваться как объекты, подлежащие рациональному использованию с точки зре гая функциональной пригодности, теряют близость и идентичность. На уровне индивидуального нравственного сознания моральное отчуждение означает бес-компенсационную потеря личность!) своей самотогдественности, аутентичности & собственной краз- . ственной суциостьо. В рамках субъект-субъектных отношений диссертант зцделяет межличностный и зцутриличностный уровни морального отчуждения, описывает зотирические признаки и основные формы проявления морального отчуждения на каждом из этих уровней.

Опираясь на методологический принцип единства сознания, отнояения и деятельности, диссертант определяет структуру морального отчуждения как отчуждения нравственного сознания (проявляется в догматизацки, фетиписации морального сознания), отчуждения нравственных откокений (проявляется в дегуманизации деперсонализации нравственных отношений) и отчуждения нравственной деятельности (утрата способности творческой реализации нравственных норм и ценностей, подавление способности личности к аутентичному моральному вцбор/, уклонение от нравственной ответственности).

Диссертант обращает внимание на многомерность феномена моральное отчуждение, которое может существовать на уровне процесса и результата, а такяе в качестве отношения и состояния. Важно учитывать их своеобразную диалектику и дииа(®1ку развертывания морального отчуждения от естественного, процесса человеческой жизнедеятельности, ииевщего в известном окисле позиткзное значение, до патологичного противостояния, достигающего состояния крайней негатиздасти. При этом индикатором нарастания негативных аспекте» морального отчуждения является степень персокализации социальных структур и отношений и де~ персонификации лкдей, превращения их в частичных, одномерных, усредненных индивидов. Как исторически закономерный прцесс озукеот5ле»йя человеческой деятельности отчуждение приобретав: различные формы в зависимости от способа организации жизни людей з обществе. ¿£акая направленность их развития - лозчтав-кая или негативная - будет преобладать, в конечном итоге дете; минировано общественными отношениями. Позитивные характеристк! морального отчуждения утрачиЕЗвтся, а негативные его аспекты приобретают доминирующее ?яучание, если экономические струк-

тури и социальные институты не компенсируют самоутрату человека в процессе его деятельности равнозначными ценностями, а, наоборот, приобретают самостоятельный статус, присваивают себе результаты этой деятельности и паразитируют на них.

Создание условия и предпосылок подлинного освобождения от цепей морального отчуждения диссертант рассматривает в § 3' "Предпосылки и пути ослабления морального отчуждения".

Действительное освобождение человека, снятие иегатизцых проявлений морального отчуждения возможно только в русле общего нравственного очищения и оздоровления всего общества, восстав иовлекия утраченных гуманистических традиций отечественной духовной культуры.

Чтобы создать эффективную систему средств, и путей преодоления морального отчуждения, автор исследует объективные и субъективные условия преодоления морального отчуждения. Только четкое представление как в теоретическом, так и в практическом плане о модели морально неотчужденной личности является ориентиром на пути ослабления и преодоления морального отчуждения. По мнению диссертанта, это такая личность, которая свободно, творчески осваивает нравственные кормы к ценности общества, понимает и принимает высокую социальную ценность и нравственную самодостаточность других лк'деЯ,. исходит в своей ккзнедея-тзлькости из принципов культуры глубинного общения, нравственной целостности.

В известном смысле вопрос о путях преодоления морального отчуждения сопряжен с поисками оппозиции моральному отчуждению. В диссертации предпринята попытка систематизации категорий, противоположных понятию "моральное отчуждение" на разных уровнях отнопенин.

Так, а рамках субъект-объектных отношения оппозицией моральному отчужденил является свобода как результат опредмечивания, усвоения, присвоения нравственных норн и ценностей общества, которые из общественного нравственного сознания перешли в индивидуальное, стали внутренними компонентами личностной структуры, основанием нравственных качестз личности В интервале субъект-субъектных отношений на межличностном уровне непосредственной противоположность» морального отчуждения является соборность, "общение в любви" (А.С.Хомяков), культура глубинного общения (Г.С.Батицев) с ее сопричастностью к Универсуму, доминантностью на Других, "безусловной презумпцией бытия других" и полифоническим сотрудничеством. На вну-тряличностном уровне аналогом выступает нравственныя целостность. Отсюда преодоление морального отчуждения - ото установление соборных, полифонических, сопричастных отношений мезду людьми, восстановление утраченной нравственной целостности личности, тзорческое присвоение нравственных корм общества» Преодоление морального отчуждения означает переход от функционально-утилитарного взгляда на человека к признанию его самодостаточности и индивидуальности, к ценностному, дисфункциональному его пониманию, переход ог .монологического мировосприятия к диалогическому типу, смену культурных парадигм, сотворчество в духе соборности и сопричастности диалектике бытия.

В закличем и диссертации подводятся основные итоги исследования и формулируются направления и перспективы даль-нейаего развития темы.

Содержание работы навло отражение ч еледупсих публикациях автора.

1. Нравственное воспитание: Тзорчество и отчуждение// 71 семинар по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь, 1589. С.Ш-Ш.

2. Отчуждение как феномзн общественного развития// -!я/ло-софско-соцнолоп:ческая мысль. 193Г. 6. 0'.ГбГ-16б.(в соавт.)

3. Отчуздение как социокультурный феномен// Философские науки. 1951. Ун 10. С.РЙ-В5 (в соазт.).

Моральное отчуждение и его типология// Отчуждение как социокультурный феномен: теория, история, современность. Тез. зсесовзн. науч.-тзор. конференции 16-19 апреля 1951. Симферополь, 1991. С.6Г-63.