автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Моральное отчуждение как проблема социальной философии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Новикова, Ирина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Моральное отчуждение как проблема социальной философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Моральное отчуждение как проблема социальной философии"

\2 □ О

7, 5 2

МИШ^ТЕГСТЕО НАУКИ, БШИЕП ПКОЛН И ТЕХШНЮКОИ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРЛГ'СКИЛ ОРДЕНА ТРУДОВОГО" КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАГС ТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

НОВИКОВА Марина Езлентановга

МОРАЛЬНОЕ ОТЧУЗДЕННЕ КАК ПРОБЛЕМ. СОЦИАЛЬНОЙ $ИЛСС0§ИИ

09.00-11 - социальная философия

А в т о р е «Т» е р а т

д:?ссертац:::; на со::с:;аш:е ученой с?елеш! хаизидата ''•■г.юсофог.ях наук

Работа выполнена на кафедре философии Симферопольского государственного университета им. М.В.Фрунзе.

Научный руководитель Официальные оппоненты:

Ведущее учреждение

Защита состоится " £1992 г. в час.

на заседай::« специализированного совета Д 063.78.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских н:.ук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького (620083, г.Екатеринбург, К-63, пр.Ленина, 51, комн. 248).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета.

Автореферат разослан 1992 г.

- доктор философских наук, доцент И.И.Кальной

доктор философских наук В.А.Лоскутов

кандидат философских наук, доцент Н.К.ЭГшгорн

- Уральский политехнический институт им.С.М.Кирова, кафедра философии

„ ^ , а-о

Учены;': секретарь специализированного совета, , доктор Философских наук, проФоссо£__^ " /|

Г.П.Орлов

• й.ЛСЯив!

»•'тдел гсерт^щу

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТУ

ыьность темы исследования. Радикальные преобразования

оциальной действительности неотделимы от качественных изменения I структуре общественного сознания. Потребности в нравственном здоровлении, повышении нравственной активности человека как убъекта деятельности и общественных отношений чрезвычайно актуализируют вопросы теоретического обеспечения этих процессов.

Отмена многих идеологических табу на исследование нега-ивных явлении позволила более реалистично подойти к деформациям умаиизма в современном мире. Если еще несколько лет назад вопрос б отчуждении в советском обществе с трудом пробивался ка страки-ы философской печати, то сегодня проблема отчуждения приобрела фициальныЯ статус. Отчуждение проникло практически во все сферы елозеческой жизнедеятельности: отчуждение трудящихся от срэдстз роизводства, от цели, процесса и продуктов труда; отчуждение раздан от власти и реальных политических процессов; всеобщее всечеловеческое отчуядение (незду лядьни в коллективе, мезеду эколекиями в семье, нзкду нутгшной и кенщиноЛ); отчуждение между рбкультурзми в единой национальной культуре; отчуждение человека г целостности козмооа и культуры в их самоценности, от соборности вне-функциональной любви к миру; .отчуждение человека от собст-зчнцх корней и от самого себя.

Если в собственно философском, историческом, социально-элитическом варианте проблема отчуждения достаточно основательно зеледовагз з литературе, то этическая интерпретация феномзнз гчугхдения до нелаикего арэиани оставалась за рд:та:г.: серьезного глософского тзо/.гизирования. О феноменологи;! морального отчуж-2гсяп скапано более чем достаточно. Однако задача состоит з

создании целостной концепции «орального отчуждения, которая объясняла бы логику становления и эеолг;ии морального отчукдени источники и основные форми проявлен;«, определяла пути и средст преодоления морального отчуждения. Уточнение понятийного аппара концепции морального отчуждения мскет служить мощным стимулом далыгейсего развития теории.

Таким образом, актуальность теми исследования обусловлена к с:: логикой имманентного раззития самой этической теории, так я потребностями общественного развития в целом.

Степень научной разработанности проблемы. В советской литературе нет специальных монографических исследований пробле; морального отчуждения. Подобное обстоятельство можно объяснить как' обпей нзотрефлэксированностьо сущности само:'! проблемы отчуждения, так и специфическими сложностями этической науки, .олабс разработанностью ее собственных традиционных проблем (спецификг морали, соотнесение морали к нравственности, методология этических исследований)»

Отдельным аспектам морального отчуждения посвящены работы И.Н.Гавриленко, А.Гулыги, А.А.фсейнова, В.Н.Давыдова, О.Г.Дро кнцкого, Ю.М.Смоленцгва, Ю.З.Согокоиова, А.И.Титарекко, А.Б. ■Ьранца, Н.К.Элнгорн и других исследователей, чьи конструктивны идеи оказали значительное влияние на позицию диссертанта.

Определенный вклад в разработку проблемы морального от чу ж дения внесли зарубежные марксисты: A.Ait, Е.Анчел, А.^урелла, ДДукеч, Л.Сов, Э.$аркап, М.Фрицхакд, В.Холличер, А.Еафф.

Значительное вникание к исследованию проблем морального отчуждения уделили представители современней западной философ? М.Бубер, А.Камю, Э.Мунье, Б,-П.Сартр, В.Франкл, З.Фромм, М.ХаС дегг-ер, К.Ясперс и др.

На формирование авторской позиции больное воздействие оказали идеи Д.Л.Андреева, Г.С.Батицева, М.М.Бахтина, М.М.Прип-вина, С.1.1убинитейка, А.А.Ухтомского.

Важными источниками и основой для синтеза с марксистской мыслительной традицией з целях ее развития и обогащения послужили работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Г^ршензона, Н.О. Лосского, В.С.Соловьева, СЛ.Франка, А.П.Хомякова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

Актуальность темы исследования и неразработанность ряда вопросов, связанных с механизмом функционирования морального отчуждения, его природой, супшостьс и истоками, определяют цель диссертации.

Главной цельв данной работы является целостное рассмотрение проблемы морального отчуждения, исследование его истоков, механизма функционирования и воспроизводства в обществе, путей ослабления морального отчуждения.

Общая цель диссертационного исследования с необходимостью конкретизируется з частных исследовательских задачах, постановка и решение которых обусловлены состоянием н уровнем разработанности проблемы в современной литературе. .Реализация главкой цели исследования предполагает репзние оледувсих задач:

исследовать феномен морального отчуждения в иоторако-филоссфоксй традиции;

проанализировать марксистское репзниэ проблемы; рассмотреть основное подходи к проблеме морального отчуждения в современной западной философии;

оценить вклад русской нравственной философии в разработку проблематики морального отчуждения;

исследовать специфику морального отчуждения, его потоки, природу, механизм функционирования и воспроизводства в обцест определить основные условия и пути преодоления негативки последствий морального отчуждения.

Теоретико-методологической базой диссертационного иссле^ довэння являются положения, сформулированные в историко-фпдос! скол традиции. Лля осмысления исс-лсдусяоЯ проблемы привлекали работа советских и зарубежных ученых по сирокому кругу общефилософских проблем отчуждения, культуры, оуцкости и закономерностей социального функционирования морали, а также работы русских философов-идеалистов, произведения художественной лит ратуры, публицистики и т.д. В собственно этическом анализе диссертант опирался на работы советских этиков С.Ф.Анисимова, Л.".Архангельского, А.А.Гусейнова, О.РДрзбницкого, Е.А.Дубко В,А.Блюм.;ина, Л.Й.Титарекко, В.Н.Сагатовского, Ю.М.Смоленцеза Ю.З.Согомонова, А.П.Скрипника и др.

Научная новизна исследования обусловлена осуществлением целостного анализа проблемы морального отчуждения, ее' социокультурной и этической интерпретации, что позволило:

исследовать феномен морального отчуздения как процесс и результат, состояние и отноаение;

осуществить анализ развития категории "моральное отчужде в мировом историко-философском процессе, а также рассмотреть аволщкв идей морального отчуждения в русской нравственной философии конца XIX - начала XX вв;

рассмотреть моральное отчуждение не только как негативно явление, но как феномен, имеющий до известных пределов пезити ныл потенциал, являющийся атрибутом и нормой социального развития;

определить структуру морального отчуждения как отчуждения нравственного сознания, отчуждения нравственная отношений и отчуждения нравственной деятельности;

систематизировать категории, противоположные понятию "моральное отчуждение";

типологазировать моральное отчуждение, выделив уровни субъег.т-объек лшх и субъект-субъектных отношений.

Теоретическая и пгак тпческая значимость шботы. О с но в н ы е результаты проведенного исследования могут быть положена в основу новоЧ исследовательской парадигмы морального отчуждения, что открывает новые возможности анализа феномена морального отчуждения как в общетеоретическом, так и з прикладном отношении.

Некоторые результаты диссертационного исследования можно использовать для разработки спецкурсов по этике, в работе методологических семинаров по соответствуйте,! тематике, з учебном процессе. Выводы диссертации представляют определенны;! интерес и в лекшюкмо-пропагаидиотской деятельности.

Хпуобащ'Я работы.Отдельные положения диссертационного исследования были изложены автором на Всесоюзной конференции "Перестройка и этические исследования в СССР" (Вильнюс, 15с9), на региональном семинаре "Отчуждение и пути его преодоления в уело?::.« персстгоЛки" (Симферополь, 1955), па Республиканской _ Езучкс~лрл:-:т:;чс:;:оП конференции "Проблемы формирован::! философской культуры" (Свердловск, 1991), Всесоюзной научно-теоретичез-кол ;:он[ер'мнгни "Отчужден, с как социскультурныЯ фгномон" (Сим-гепталь, 19-91). 3:есс53НоЛ конференции "Творчество и духовность как с?зр.е:» культуры" (Сим;еропель, 1991).

Гзксзазе теоретические положения диссертации обсуждались на расширенном заседании кафедры философии Симферопольского

государственного университета, а также на методологическом семинаре аспирантов и ассиотентов кафедры.

Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной литературы. Содержание работы изложено на ^ страницах, список литературы включает наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, излагаются методологические основы и логика структуры работы, отмечается научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Проблема морального отчуждения в историко-философской традиции" диссертант исследует проблему морального отчуждения на основе исторического подхода, исходя из того, что без учета опыта постановки и репения проблемы морального отчуждения в мировой философской культуре, она не может быть адекватно поставлена и конструктивно решена. Историко-философский анализ проблемы морального отчуждения выполняет поэтому роль общетеоретического, методологического обеспечения исследования проблемы.

§ I "Эволюция понятия "мотальное отчуждение" з истории философии" посвящен исследованию феномена морального отчуждения в историко-философской традиции. Уже при зарождении теоретического познания в ранних философских системах ясно осознается феномен морального отчуждения, хотя вербадько он не всегда рефлексируется.

С эпохи Возрождения проблема морального отчуждения утрачивает мифологическую и религиозную окраску. На заре капиталиста-

э

1 ее ко го общества складывается поюг -ние морального отчуждения сак сугубо духознсго каления, исключительно как феномена мора--шгого сознания, а также представления о преодолев»! гго с релизами просвещения либо религиозно:^ экстаза. 3 различных теориях общественного договора конца ХУП в. (Т.Гоббс, Е.-Е. Руссо, Б.Спиноза и др.) начинает формироваться понимание отчук-цения к:.к своеобразной соцпалыюй ситуации, когда продукт 1еловэческоП деятельности становится зпсдствуюцей над человеком сихоЯ, возникает п^-;дстаэлэ!ие об обратаэи зозлеЯзтзии зоцизлькых институтов и общественнмх отношений, приобретающих этносительную самостоятельность и способность действовать на ;воих создателей разрушающим образом.

НозкЛ подход к исследования проблемы морального отчуждения, связан с именами II.Канта, И.5ихте, Г.Гегеля, Фейербаха, •!>. Еиллера, которые радикально трансфор; ровали саму иде:?, создали новую исследовательскую программу, наполнили но зам содержанием категории морального отчуждения, придав проблеме подлинно философский статус. •

Достижением философской мысли этого периода было создание устойчивой теоретической традиции исследования морального отчуждения как феномена, сопряженного с гуманистической проблематикой.

Позитивный сдвиг в решении проблемы морального отчуждения связан с открытием принципа материалистического г-.энннлкия истории.

§ 2 "Проблема морального о?чу:гдеп;п я ^нлосс'н:; л.М?г':еа" посвящен иссдедозаглз проблемы • эральиого лтчукденкя з работах Маркса, Оценивая его концепции отчуждения, диссертант отмечает, что Магко сделал анализ окономического отчукденпя, но нрагзт-

венный аспект проблемы не получил в его работах самостоятельного исследования. Тем не менее Маркс предложил основные мето дологические установки для анализа морального отчуждения. Он подчеркивал, что в условиях господства частной собственности отчуждение проникло во все сферы человеческой жизнедеятельности, и в частности, в нравственную жизнь общества. Именно здесь человеческая индивидуальность, личная мораль не только не принадлежит самой личности, но превращается в предмет купли-продажи. Моральное бытие человека сводится к меновой стоимости, в результате чего все меглеловеческие связи дефорк мируются, извращаются, деперсоинфицируются. Отмечая, что отчуг дение в капиталистическом обществе становится тотальным и достигает трагического напряжения, Маркс детально рассмотрел вопросы о путях подлинно человеческой эмансипации. Только устранение социально-экономических причин отчуждения сможет уничтожить извращенные, обесчеловеченные отноиения между людьк заменить функциональный подход к человеку признанием его высокой социальной ценности, нравственной самодостаточности, преодолеть внутреннюю саморазорванность морального сознания личности. И если Маркс не уделил достаточного внимания моральному отчуждению как нравственно-психологическому феномену, то запад пая немарксистская философская культура смогла более.детально исследовать феномен морального отчуждения на психологическом уровне.

Анализ основных подходов к проблеме морального отчуждения в западной философской традиции составляет задачу § 3 "Феномен морального отчуждения в современной западной философской культуре". Западная философия чутко реагирует на коллизии человече кого бытия и сознания, отражая сущность "ситуации человека"

(К.Ясперс) в современном пире, духовный разлад индизида, его "тоску по самому себе" (Н.-Л.Сартр) з системе социальных процессов, ведус.х к отчуждение, десубъектизашш и деперсонализации, но оказывается но в состоянии адекватно рзпить эти проблемы. Автор подчеркивает, что ¡лубоко аолновавгиз экзистенциализм проблемы человеческой свободы, нравственная целостности человека и че могли быть решены при принципиальной экзистенциалистской установке на отказ от социальных преобразований, "уход в себя" (А.Камп).

Проблема метального отчуждения рассматривается и в философской антропологии. М.Еубер вводит з обращение понятие "обсенне-зстрзча" как диалог между "я" и "ты", з результате чего появляется нечто больпее, чего не было в "я" и "ты" изначально и впервые создается именно во "встрече". Диссертант отмечает эвристичкость и перспективность этой идеи для понимания и репения проблемы ослабления морального отчуждения.

В осмыслении проблематики морального отчуждения внесла определенный вклад и логотерапия В.Франкла, которой вслед за Бубером критикует монологичкость западной философии и гуманистической психологии и постулирует лвбозь как срэдстзо преодоления морального отчуждения. Понимание 5ранклом экзистенциальной приватности как способности "превратить негативные переживания в нечто позитивное, конструктивное, творческое" оказало значительное влияние на азторское понимание проблемы морального отчуждения как не только негативного явления, ко безусловно обладающего позитивным потенциалом.

Проблемы отчуждения человека и овеществления межличностных отношений стояли и з центре з'глмання французских персоналистов, рассматривающих чзлозека "чуждым самому себе и утра-

чивающим себя" (Э.Мунье). Однако отчуждение в персонализме является не объективным отношением, а выступает как следствие отчужденной позиции самого человека, выбирающего наиболее легкий путь существования, "пассивную жизнь среди вещей",подчинение продуктам собстг :аой деятельности.

По мнению диссертанта,'наиболее весомый вклад в создание новой исследовательской парадигмы морального отчуждения внесла блестящая когорта деятелей русской философской культуры: Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Карсавин, В.Соловьев, С.Франк, П.Флоренский, Л.Шестов и др. Пониманию феномена морального отчуждения в отечественной философской традиции посвящен § 4 "Моральное отчуждение в русской нравственной философии конца XIX - начала XX веков".

Автор отмечает, что русская нравственная философия придала проблеме отчуждения принципиально иной ста'сус и емнсл. Преодоление отчуждения рассматривалось как проблема выхода человечества из духовного и культурного кризиса, обретения человеком своей подлинной сущности и нравственного единения человеческого рода. Особое значение для решения проблемы морального отчуждения имели обоснованные В.Соловьевым идеи соборности, софийности, положительного всеединства. Хаосу и деструкции, разобщенности и_ моральному отчуждению, по Соловьеву, можно противопоставить синтез оп:г:".:, разума и веры как нравственное основание Царства Божия на Земле. Цель человека и смысл истории -осуществление Добра, "Богочеловеческое царство".

Острое переживание русскими мыслителями неумолимого процесса формализации мира, углубляющейся атомизации челозечества, усиливающейся тенденции превращения народа в безликое население, наконец, отмирания всех человеческих свойств дуви, т.е. кри-

зиса идентичности самих "атомов", подтверждается и иллюстр!-руется через обращение к творчеству Н.Бердяева, С.Булгакова, Достоевского, Л.Толстого.

3 целом истор:::'.о-философскиЯ анализ свидетельствует о методологических и эвристических возможностях категории "моральное отчуждение", которая не только объемно характеризует человеческую ситуации, антиномичность сущности человека и его существования, но и"высвечизает" диалектику отношения личности и социума, общества и природы, раскрывает механизм связи объекта и субъекта,.

Вторая глава "Сущность, типология и пути ослабления морального отчуждения" посвящена анализу проблемы морального отчуждения, состоит из 3-х параграфов.

В § I "Сущность и специфика морального отчуждения" диссертант определяет эвристический потенциал категории "морально? отчуждение", необходимость введ- ния ее в систему этических категория. Опираясь на общефилософскую идею отчуждения, с^тор отмечает закономерный характер отчуждения, атрибутивность его человеческой жизнедеятельности, его "нормальность". При этом отчуждение является не просто превращенной формой человеческой деятельности, но необходимым моментом саморазвития, коренным свойством любого социума.

В самом общем виде моральное отчуждение есть определенный вид диалектического противоречия в общественном развитии, специфический тип взаимоотношения личности и социума, когда либо человек ке является самоценность» для мира, либо мир не является самоценностью для человека (В.Н.СагатоэскиЯ).

По мнению диссертанта, несовпадение морали и нравственности создает предпосылки для существования и воспроизводства в обществе феномена морального отчуждения.

После краткого обзора точек зрения на соотнопение морали и нравственности в советской литературе автор отмечает плодотворность и перспективность позиции В.Н.Сагатовского, который различает мораль и нравственность как разные уровни регуляции человеческого поведения.

Основной моральный мотив - долг - становится индикатором морального отчуждения, если оказывается единственным и последним принципом г.лзни. Добро и ответственность является ключевыми ценностями нравственности как формы реализации человеческой свободы, обнегуманистических ценностей. Когда ответственность заменяется формальным исполнением долга, служебных инструкций, а добровольное пршятие самоценности другого человека - конформистским приспособлением, пассивной адаптацией к предписаниям среды, тогда нравственная жизнь человека деградирует, нравственность разрушается деструктивным воздействием морального отчуждения.

Далее диссертант предпринимает гуситку рационального реконструирования истоков морального отчуадения, механизма его функционирования и воспроизводства в обществе. Редуцирование человека к функциональному исполнителю социальных релей всегда чревато низведением его до средства, всегда сопряжено с подменой личности социально-ролевыми "масками", а ото ведет к десубъскт;:-вации, деперсонификации, овещнению челозека, т.е. уподоблению его вещи, подчиняемой заранее поставленной цели. 3 обществе нарастает тенденция к повторному отчуждении морали, усиленная политическим и социально-экономическим отчуждением. Она проявляется, з частности, в раэдзоении морали на официальную,, декларируемую, и неофициальную, практикуемую, в повсеместно:.; утверждении двойной системы ценностных координат.

В § 2 "Типология и формы проязлетш морального отчуждения" автор дает развернутую типологию форм, видов и уровней морального отчуждения, показывает основные формы проявления его в современной жизни. Рассмотрение вопроса о типологии и формах проявления морального отчуждения в обществе позволило диссертанту сделать следующие выводи. Во-первых, моральное отчуждение и рамках субъект-объектных отношения отражает историческую ситуацию, когда нравственные нормы и ценности, а также институты нравственной социализации обрзтавт самостоятельный статус, превращаясь в помехи, преграды нравственного развития личности и общества, выступают как нечто чуждое, внешнее или безразличное для личности, как извне навязанные, идеологически закрепленные "моральные барьеры". Моральное отчуждение проявляется в редукции нравственной способности к формальному следованию регламентация« этикета, что порождает многочисленные виды нравственной мимикрии, конформизма, имитации нравственной деятельности. Во-зторых, в интервале субъект-субъектных отнопений моральное отчуждение есть такое специфическое противоречие з нравственном развитии личности и общества, когда субъекты теряют своя самоценность, начинают рассматриваться как объекты, подлежащие рациональному использованию с точки зрегая функциональной пригодности, теряют близость и идентичность. На уровне индивидуального нравственного сознания моральное отчуждение означает бескомпенсационную потерю личностью своей самотсждественности, аутентичности & собственной нравственной сущностью. В ранках субъект-субгектних отношений диссертант выделяет межличностный и знутриличностныЛ уровни морального отчуждения, описывает эмпирические признаки и основные формы проявления морального отчуждения на каждом из этих уровней.

Опираясь на методологический принцип единства сознания, отношения и деятельности, диссертант определяет структуру морального отчуждения как отчуждения нравственного сознания (проявляется в догматизацни, фетишизации морального сознания), отчуждения нравственных отношений (проявляется в дегуманизации, деперсонализации нравственных отношений) и отчуждения нравственной деятельности (утрата способности творческой реализации нравственных корм и ценностей, подавление способности личности к аутентичному моральному выбору, уклонение от нравственной ответственности).

Диссертант обращает внимание на многомерность феномена моральное отчуждение, которое может существовать на уровне процесса и результата, и также в качестве отношения и состояния. Зажко учитывать их своеобразную диалектику и динамику развертывания морального отчуждения от естественного, процесса человеческой жизнедеятельности, имеющего в известном смысле позитивное значение, до патологичного противостояния, достигающего состояния крайней негатизности. При этом индикатором нарастания негативных аспектов морального отчуждения является степень персокализации социальных структур и отношений и де-персонификацки лндей, превращения их в частичных, одномерных, усредненных индчвидои. Как исторически закономерный процесс осуществления человеческой деятельности отчуждение приобретает различные формы в зависимости от способа организации жизни людей з обществе. Какая направленность их развития - позитивная или негатизкая - будет преобладать, в конечном итоге детер минировано общественным» отноценияии. Позитивные характеристик морального отчуждения утрачисавтся, а негативные его аспекты приобретают доминирующее звучание, если экономические струк-

тури и социальные институты не компенсируют самоутрату человека в процессе его деятельности равнозначными ценностями, а, наоборот, приобретают самостоятельный статус-, присваивают себе результаты ото!! деятельности и паразитируют на mix.

Создание условия и предпосылок подлинного освобождения от цепей морального отчуждения диссертант рассматривает в § 3' "Предпосылки и пути ослабления морального отчуждения".

ДсПстлитэльное освобождение человека, снятие негативных проязлг.ний морального отчуждения возможно только в русле общего нравственного очищения и оздоровления всего обцества, восстановления утраченных гуманистических традиций отечественной духовной культуры.

Чтобы создать эффективную систему средств и путей преодоления морального отчуждения, автор исследует объективные и субъективные условия преодоления морального отчуждения. Только четкое представление как в теоретическом, так и в практическом плане о модели морально неотчужденкой личности является ориентиром на пути ослабления и преодоления морального отчуждения. По мнения диссертанта, ото такая личность, которая свободно, творчески осваивает нравственные корма и ценности общества, понимает и принимает высокую социальную ценность и нравственную самодостаточность других людей, исходит в своей жизнедеятельности из принципов культуры глубинного общения, нравственной целостности.

В известном смысле вопрос о путях преодоления морального отчуждения сопряжен с поисками оппозиции моральному отчуждения. В диссертации предпринята попытка систематизации категорий, противоположных понятии "моральное отчуждение" на разных уровнях отношений.

Так, в рамках субъект-обьектных отношений оппозицией моральному отчуждение является свобода как результат опредмечивания, усвоения, присвоения нравственных норм и ценностей обцсства, которые из общественного нравственного сознания перешли в индивидуальное, стали внутренними компонентами личностной структуры, основанием нравственных качеств личности. В интервале субъект-субъектных отношений на межличностном уровне непосредственной противоположностью морального отчуждения является соборность, "общение в любви" (А.С.Хомяков), культура глубинного общения (Г.С.Баткцев) с ее сопричастностью к Универсуму, доминантностью на Других, "безусловной презумпцией бытия других" и полифоническим сотрудничеством. На вну-тркличностком уровне аналогом выступает нравственныя целостность. Отсюда преодоление морального отчуждения ~ это установление соборных, полифонических, сопричастных отношений между людьми, восстановление утраченной нравственной целостности личности, творческое присвоение нравственных корм общества. Преодоление морального отчуждения означает переход от функционально-утилитарного взгляда на человека к признаний его самодостаточности и индивидуальности, к ценностному, дисфункциональному его пониманию, переход от монологического мировосприятия к диалогическому типу, смену культурных парадигм, сотворчество в духе соборности и сопричастности диалектике бытия.

В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования и формулируются направления и перспективы дальнейшего развития темы.

Содержание работы наело отражение ч следующих публикациях автора.

1. Нравственное воспитание: Творчество и отчуждение// 71 семинар по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь, 1989. С.И8-Ш.

2. Отчуждение кафеномен общественного развития// ,'ило-софс;;о-зоциологпчес?;ая ньяль. IS3I. )ï б. С.1бГ-1бб.(з соазт.)

3. Отчуждение как социокультурная феномен// Философские науки. ISSI, У: 10. (в соавт.).

4. Моральное отчуждение и его типология// Отчуждение как социокультурный феномен: теория, история, современность. Тез. взесоюзн. науч.-теор. конференции 16-19 апреля 1991. Симферополь, 1991. С.бГ-бЗ.