автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Степанова, Светлана Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях"

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова Диссертационный совет по философским наукам /Д212.301.04/

На правах рукописи

СТЕПАНОВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Чебоксары - 2004

Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного универсжета им. И.И. Ульянова

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Э.З. Феизов

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Ю.С. Гуров

доктор педагогических наук, профессор В.К. Кириллов

Ведущая организация — Чувашский филиал Московского

гуманитарно-экономического института

Защита состоится доение 2004 г. в часов

на заседании диссертационного Совета Д 212.301.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова по адресу: г. Чебоксары, ул.Университетская, д.38а.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Чувашского государственного университета.

Автореферат разослан 2004 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент

Ю.П. Кульков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Интерес к проблемам нравственного и безнравственного в поведении человека обнаруживается во всех отраслях общественных наук. Современное состояние общества определяется большинством социологов, психологов, философов как углубляющийся духовно-нравственный кризис.

В период резких переломов в обществе всегда нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие взаимодействия субъектов и социальных институтов, неадекватность социальной политики и морали. Размывание норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. В российском обществе происходит разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре и духовности. Подобное состояние общества принято определять термином «аномия», введенным в оборот Э. Дюркгеймом. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Негативные тенденции общественного развития особенно болезненно отразились на преобладающей части молодежи, обусловив «кризис социализации», девальвацию традиционных российских культурных ценностей, что неизбежно нашло отражение в различных формах девиантного поведения.

Социально-философские исследования, включая изучение психолого-философского материала, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на сознание и поведение молодежи в современных российских условиях.

Актуальность исследования заключается в экспликации таких проблем, как:

нос национальная! | библиотека I

К ¿г-зтл

го 05-4 №оъь

- анализ исторического пути изучения проблемы нравственного сознания и девиантного поведения в контексте философского, психологического и социологического подходов;

- исследование нравственного сознания и девиантного поведения молодежи в современных условиях;

- разработка теоретических и методологических основ для изучения кризисных явлений в нравственном сознании и поведении молодежи.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Проблема нравственного сознания и поведения, в частности девиантного поведения, во все времена занимала умы философов. Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались как на теоретические разработки вопросов нравственности представителей отечественной этики А.А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого, Э.З. Феизова и др., так и на исследования психологической науки, представленные в трудах А.Н. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В. К. Кириллова, в которых раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Важное значение в рассмотрении данной проблемы занимают работы, посвященные изучению ценностей и ценностных ориентций личности. Значительный вклад в разработку теории ценностей в западной литературе внесли Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, М. Рокич и др., а в отечественной науке данными вопросами занимались Н.Н. Андреева, Л.М. Архангельский,

A.Г. Здравомыслов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубин, М.Х. Титма, Л.К. Уледов, В.А. Ядов и др.

Как отмечают многие отечественные ученые, произошли коренные изменения в системе ценностных ориентации современной молодежи (Ю.А. Зубок, В.И. Добрынина,

B.Т. Лисовский, Ф.И. Минюшев, В.И. Чупров и др.). Они замечают, что деформация системы ценностей выступает важным фактором формирования девиантного поведения.

Само понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» получило широкое распространение в зарубежной социологии в

связи с развитием теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма, который понимал под ним поведение, не согласующееся с общепринятыми в обществе нормами. Дальнейшие исследования этого феномена способствовали появлению новых теорий и концепций отклоняющегося поведения.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня - биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются основные причины этого поведения. Биологическое направление признает в качестве основополагающих причин деви-антного поведения антропо-биологические характеристики индивидов (Ч. Ломброзо, Р. Гарофало, Э. Ферри, У. Шелдон и др.). В психологическом направлении основное внимание сосредоточено на психофизических особенностях человека (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.). Но данные подходы в целом устраняют социальную характеристику дви-антного поведения. Исследования же социологов конца ХГХ-начала XX в. Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, Л. Леви-Брюля и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.

В отечественной литературе нарушениям нравственных норм поведения большое внимание стали удалять этики, философы, педагоги: М.С. Алеманскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов,

О.Г. Дробницкий, Н.Н. Кругов, А.И. Титаренко, А.Г. Харчев, В.А. Ддов и др.

В отечественной науке проблематика отклоняющегося поведения имеет сравнительно непродолжительную традицию. Она считалась актуальной лишь для западного общества. Поэтому стала разрабатываться лишь в 70-е годы и складывалась как междисциплинарная отрасль научного знания, испытав сильное влияние дисциплин юридического, медицинского, психологического и педагогического характера. Среди отечественных исследователей девиантного поведения можно назвать

B.C. Афанасьева, В.М. Бехтерева, Я.И. Гилинского,

В.Н. Кудрявцева, И.В. Маточкина, Е.М. Пенькова, В.Д. Плахова, Ю.С. Гурова и др. Их работы направлены на социологическое осмысление сущности и значения различных видов отклоняющегося поведения в развитии нашего общества.

Значительная часть работ посвящена анализу специфики отдельных видов отклоняющегося поведения. Среди них особое место занимают труды В.М. Бехтерева, А.А. Габиани, Я.И. Гилинского, СЕ. Гальперина, М.Н. Гернета, Т.В. Ивановой, Ю.Н. Иконниковой, М.И. Ковалева, И.С. Кона, Г.Г. Силласте и др.

В зарубежной и в отечественной науке отсутствует общепринятое понимание и четкое определение девиантного поведения. Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п., четвертые - социальное творчество. Это связано с неоднозначным отношением ученых к причинам и факторам, детерминирующим девиантное поведение.

Несмотря на то, что в современной отечественной науке проблемы познания сущности и значения отклоняющегося поведения заняли одно из ведущих мест, можно говорить о «белых пятнах» в его изучении. Ими, в частности, являются причины массового распространения различных видов отклоняющегося поведения среди молодежи.

За последние десять лет поток литературы, касающийся девиантного поведения, резко вырос. В этих работах внимание исследователей было направлено на разработку общих положений девиантологии. Между тем причины изменения нравственного сознания и поведения молодежи обладают существенной спецификой, и поэтому большой объем литературы по вопросу девиантного поведения не покрывает потребности в решении проблемы нашего исследования.

Исследования Г.А. Дорофеева, В.И. Добрынина,

A.С. Запесоцкого, Ю.А. Зубок, О. И. Карпухина, О. А. Раковской,

B.Т. Лисовского, Б.А. Ручкина, М.В. Ушаковой, В.И. Чупрова и др. посвящены проблеме нравственного сознания и поведения

молодежи в современных условиях. Ими проведен анализ трансформации системы воспитания молодого поколения и предложены новые концепции, отвечающие современному общественному развитию. Исследователями выявлена детерминация девиантного поведения социально-экономическими проблемами (А.Л. Арефьев, М.К. Горшков, В.М. Димов, Л.А. Журавлева, О.Ю. Кондратьева, М.С. Крутер,

В.Т. Лисовский, А. Макеева, В.А. Попов, Ф.Э. Шереги и др.).

Объект исследования — молодежь как социальный субъект трансформирующегося российского общества.

Предмет исследования - кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи.

Цель и задачи исследования. Целью работы является социально-философское исследование нравственного сознания и поведения молодежи на рубеже XX - XXI столетий. Для этого необходимо решение следующих задач:

- обобщить теоретико-методологические подходы к проблеме нормы и отклонения (девиации) в сознании и поведении молодежи;

- определить на основе социально-философского анализа категорий, «нравственность», «молодежь», «девиантное поведение» суть изменений происходящих в сознании и поведении современной молодежи.

- выделить в поведении молодежи позитивное и негативное в общем процессе изменения российского социума;

- рассмотреть основные направления преодоления негативных тенденций в формировании нравственного сознания и поведения молодежи.

Методологическая база исследования основана на использовании таких методологических положений как, объективный анализ, принцип единства исторического и логического, принцип системности и деятельностного подхода.

Научная новизна исследования заключается:

- в выборе и постановке проблемы изменения нравственного сознания и поведения молодежи в условиях кризиса современного российского общества;

- в выяснении того, что широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения молодежи в современном

российском обществе, связано с особенностями процессов трансформации его социально-экономической структуры;

- обоснована необходимость нового подхода к анализу причин изменения личностных характеристик молодежи;

- в разработке рекомендаций по предупреждению деви-антного поведения молодежи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема изменения нравственного сознания, вызванная негативными результатами реформирования российской общественной жизни.

2. Измененное и девиантное поведение детерминированы социально-экономическим кризисом современного российского общества.

3. Элементы негативного поведения молодежи - следствие ломки ценностно-нормативной ориентации, выработанной многовековой российской историей.

4. Кризисное сознание и поведение молодежи обусловлено трудностями адаптации индивида к нестабильному состоянию современного российского общества. Необходима коренная перестройка молодежной политики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный в диссертации анализ нравственного сознания и девиантного поведения молодежи, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе российского общества. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в работе общественных организаций, а также использоваться при чтении курсов социологии, этики, спецкурсов по проблемам нравственного сознания и поведения молодежи.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях Чувашского государственного университета (2000-2003 г.), на всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии и гуманитарное образование» (Чебоксары, 2003 г.), в опубликованных статьях, а также в ходе подготовки спецкурса «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях».

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются цели и задачи исследования, формулируются методологические принципы работы, раскрываются научная новизна и основные положения диссертации.

Первая глава «Методологические проблемы исследования развития нравственного сознания молодежи» посвящается рассмотрению подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме нравственного сознания молодежи, в частности анализу проблемы девиантного поведения молодежи.

В первом параграфе «Нравственное сознание молодежи как предмет философского исследования» рассматривается история, структура нравственного сознания. В параграфе освещаются взгляды ведущих исследователей нравственного сознания, основные направления в изучении молодежи; выявляются особенности молодежного сознания.

Проблема морали во все времена занимала умы философов (Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Б. Мандевиля, И. Канта, Г. Гегеля и др.). Термин «мораль», а в русском языке - «нравственность» очень многомерное понятие. У разных народов ее нормы значительно отличаются друг от друга. С развитием общества, происходит изменение морали. То есть, то, что в одних исторических ситуациях является добром, в других обстоятельствах оборачивается злом. Отношения личности к реально существующим нравам, традициям, образцам поведения и их собственные моральные качества обусловлены и предопределены общественным бытием.

Бытие нравственности личности — в степени гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм и правил поведения. Нормы морали, представляют собой регулятор поведения личности, т.е. такой императив, который принят личностью и образует ее установку. Нормы представлены единством допустимого, приемлемого и запретом на те или иные поступки. Если первые суть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе и другим людям, то вторые - это пределы, которые нельзя переступать во

имя блага другого. Усвоением моральных норм предопределяется нравственность поведения, исходящая из объективной оценки поступков с позиции их общественной значимости. Нравственным поведением реализуется выбор такого отношения к другим социальным субъектам, зависящий от представлений о должном, выраженный в качестве идеала общественного бытия.

В нашем утверждении, исходящим из реального бытия общества, фиксируется острота, связанная с проблемой нравственности молодежи. Наиболее разрушительным и опасным в наше время является кризис морали, выраженный в размывании основных нравственных норм, которые в течение многих веков были присущи российскому народу. Соблюдение норм морали, их содержание, абсолютность или относительность, зависит от личного выбора каждого и от особенностей социальной среды. В результате появились беспрецедентные тенденции «узаконива-ния» в массовом сознании явлений, ранее всегда воспринимавшихся если не крайне отрицательно, то как неизбежное зло.

Разрушительные тенденции кризисного социума, прежде всего, повлияли на молодежь. Автор в своей работе характеризует сознание молодого человека как маргинальное, промежуточное, в котором обнаруживаются элементы детского сознания (от прошлого), юношеского (от настоящего) и взрослого (от будущего). При этом различные черты детского и зрелого сознания не только «механически» сосуществуют, но и взаимно влияют, взаимодействуют, рождая качественно новые элементы, присущие только молодежному сознанию.

В сознании современной молодежи наметилась эрозия тех стандартов и образцов общественного поведения, считавшихся прежде единственно приемлемыми. С этим связан моральный релятивизм: примат обогащения, борьба за комфорт как высшей и единственной ценности. Молодежь не осознает значимости этих лет для всей последующей жизни. Цели и ценности молодых людей нередко характеризуются конформизмом в отношении отрицательных составляющих общественного бытия.

Кризис в обществе, охвативший все сферы общественной жизни, оказывает непосредственное влияние на процесс социализации. Ухудшение условий жизни подвергает молодое поколение такому психологическому давлению, при котором утрачи-

ваются традиционные ценности, происходит почти неизбежное снижение этических и социокультурных барьеров, являющихся самыми главными сдерживающими факторами и, одновременно, гарантами поведения, согласующимися с нормами морали и права.

Диссертант подчеркивает, что в подобной ситуации молодые люди чувствуют собственную невостребованность и формируют социальную группу, ощущающую себя аутсайдером общества. В условиях постоянной борьбы за выживание, не дающей большой надежды на победу, существенно повышается риск формирования психологии маргиналов. Маргинальный социальный статус молодежи в сочетании с противоречивыми индивидуальными физиологическими процессами создает основу для развития внутриличностных конфликтов, которые разрешаются обычно путем объединения молодых людей в группы со специфическими интересами, очень часто имеющими девиантную направленность. Процесс маргинализации в последнее время стал охватывать самые различные слои молодежи, в том числе и круг молодых людей, имеющих образование и занимающих далеко не последние позиции в социальной иерархии.

Концентрация в молодежном социуме людей, сознание, психика, чувства которых находятся под постоянным негативным воздействием социальной среды, с неизбежностью приводит к росту девиантного поведения.

Во втором параграфе «Многообразие нравственного поведения молодежи (элементы девиантного поведения) уточняется содержание понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение». Рассматриваются научные подходы к его определению, указывается на связь понятий «аномия» и «девиантное поведение».

Термин «девиантное поведение» определяется по-разному. Современные исследования данного феномена позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. Этот феномен трактуется многими учеными в зависимости от их специальности и приверженности к той или иной теоретической традиции.

Девиантное поведение непосредственно корреспондирует с социальной нормой, которая, с точки зрения большинства отечественных социологов, представляет собой исторически сложившееся в конкретном обществе установление пределов допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп. Соответственно девиантное поведение есть отступление, отказ следовать общепринятым социальным нормам при совершении тех или иных действий. Многие современные американские ученые связывают девиантное поведение не только с нарушением социальных норм, но и с их несоответствием социальным ожиданиям (А. Коэн), ценностям и ролям (Н. Смелзер).

Девиантное поведение релятивно и является реакцией на общественные условия исторической эпохи и уровень культуры.

Обращение к различным теоретическим традициям исследований девиантного поведения позволяет выделить три основных подхода к выяснению причин и сущности данного социального явления: антропо-биологический, психологический и социологический.

Исследования биологических детерминант поведения человека - прерогатива биологии, медицины, криминологии, физиологии и особенно генетики. В диссертации отмечается, что антропо-биологический подход прежде всего представлен исследованиями Ч. Ломброзо, Р. Гарофало, Э. Ферри, У. Шелдона, У. Пирса и др. Ч. Ломброзо абсолютизирована роль генетических факторов в осуществлении девиантного поведения. У. Шелдон в объяснении отклоняющегося поведения исходил из особенностей строения человеческого тела. Исследования У. Пирса показали, что наличие лишней Y - хромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению.

Биологическое объяснение не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается.

В рамках биологического подхода было выявлено, что наследуются не конкретные формы девиантного поведения, а определенные индивидуально-типологические свойства, увеличи-

вающие вероятность формирования девиантности, например импульсивность или стремление к лидерству.

С антропо-биологическим направлением в девиантологии тесно связан психологический подход в том смысле, что он ин-дивидоцентричен, а сами отклонения обуславливаются врожденными или приобретенными особенностями биологии и психики человека.

Психологическое направление девиации представлено экзистенциально - гуманистическим подходом В. Франкла, К. Роджерса, А. Маслоу, П. Роблока, психоаналитическими исследованиями 3. Фрейда, Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна и др.

В социологическом направлении нами выделены исследования Ж. Кетле, Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна, М. Вебера и др., о связи девиантного поведения с социальными условиями существования людей.

В зарубежной науке доминируют два подхода в изучении девиантного поведения: структурно-функциональный и инте-ракционистский. Представители структурного функционализма (Э. Дюркгейм, Р. Мертон Т. Парсонс, А. Коэн, Т. Селлин, Н. Смелзер и др.) исходят из того, что объяснения социальной жизни надо искать в свойствах самого общества. Личность рассматривается как пассивный элемент, исполняющий «императивы» социума. Отклонение от «нормального» поведения якобы объективно, присуще человеческой природе. Отклоняющееся поведение, трактуется как ненормативное, дисфункциональное, разрушающее равновесие социальной системы, ведущее после превышения определенного порога к ее дезинтеграции. Деви-антное поведение не только дисфункционально, но и адаптивно, различные его виды продолжают существовать и развиваться во многих экономически благополучных странах.

С позиций символического интеракционизма (Г. Беккер, Э. Шур, Э. Леммерт) внутренней социальной жизнью группы определяются соответствующие правила. Девиация становится следствием чрезмерного социального контроля.

В отечественных исследованиях в толковании отклоняющегося поведения превалирует структурно-функциональный

подход, в котором отклонение непосредственно связывается с понятием «норма».

Исходя из исследований Э. Дюркгейма Р. Мертона, Т. Парсонса, А. Коэна, Р. Кловарда, Л. Олина, Т. Селлина, Г. Беккера, Э. Шура, Э. Леммерта и др., диссертант показывает, что отклоняющееся поведение детерминировано аномией, состоянием общества с нарушением нормативной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

В России политические и социально-экономические реформы 90-х годов привели к состоянию аномии, разрушили прежнюю социальную идентичность и систему социального контроля.

Обращение отечественных ученых к концепции аномии обусловлено необходимостью анализа распространения преступности, наркомании, проституции, самоубийств, алкоголизма и других социально-негативных явлений среди молодежи в современном российском обществе.

Проведенный нами обзор зарубежных и отечественных исследований девиантного поведения, позволяет прийти к выводу о возросшей социальной обусловленности девиантного поведения в современном социуме.

Во второй главе «Социально-философские проблемы развития нравственного сознания молодежи» анализируются причины изменения нравственного сознания и поведения молодежи в современных условиях.

В первом параграфе «Кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи» рассматривается проблема нравственности современной молодежи. В диссертации анализируются различные подходы к вопросу о негативных тенденциях в нравственном сознании и поведении молодежи в современных российских условиях.

Наше исследование исходит из особенности ситуации в России, связанной с разрушением традиционных норм и переходу к новым общественным отношениям. Общество утрачивает свои «антиэнтропийные» механизмы, девальвирует прежнюю систему ценностей, что усиливает трудности социализации молодежи. Этим обусловлен переход молодежи в маргинальные слои с девиацией в поведении. Молодое поколение находится в

эпицентре проявления всех социальных деформаций, связанных с кризисной ситуацией нашего общества.

На фоне отхода от жестких традиционных форм социального контроля, в условиях отсутствия новых моральных границ, разрушения ценностно-нормативной системы усиливается индивидуализация сознания. В относительно свободной нормативной структуре с ущербностью воспроизводства четких жизненных целей и норм отсутствуют надежные социальные ориентиры. Соответственно не определены жизненные позиции молодежи и внутренние смыслообразующие основания. Молодежное сознание характеризуется постепенным отходом от коллективистко-патерналисткого типа сознания, прагматизмом, тяготением лишь к материальному богатству.

Человек усваивает нравственные нормы и ценности в процессе социализации. Происходящими реформами обусловлена трансформация прежних норм. В нестабильном, аномичном российском обществе получает широкую распространенность кризисная социализация. В таком обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область незрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны.

В кризисном социуме происходит процесс искажения системы потребностей и снижения их уровня, выдвижение на первый план биологических, низменных потребностей. Потребности в знаниях, творчестве, духовном общении, в социальной активности становятся производными, поскольку начинают обслуживать элементарные биологические потребности.

Деформация структуры потребностей вызвана обострением противоречий между существующими у человека потребностями и объективными возможностями их удовлетворения, что приводит к социальным конфликтам.

Исходя из результатов исследований Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовского, В.И. Чупрова и др., диссертант акцентирует внимание на нарушении процесса развития молодежи, воспроизводства жизненных сил самого человека. Нарастанием угрозы здоровью и жизни молодых людей создается неопределенность возможностей жизненного старта молодежи, снижение их статуса, в сравнении с имевшимся у родителей. Неопределенность

самореализации молодежи, детерминируется многими социальными факторами, способствующими появлению нисходящей мобильности и девиантного поведения. Девальвация традиционных общественных ценностей, их вытеснение групповыми, приводит к ущербности институционализации. В ситуации «отсутствия» норм молодой человек теряет привычные ориентации, чувство опоры и связь с обществом. Риск социальной дезориентации, становление аномии, разрыв с социальными институтами характерен переходному периоду в развитии общества. Разрушение традиционных идентификаций и возникновение новых деструктивно направленных идентичностей — специфика этого периода. Риск кризиса идентичности в молодежной среде обретает неотвратимость.

Во втором параграфе «Перспективы устранения противоречия между нравственным сознанием и поведением молодежи» указывается на противоречивость современного нравственного сознания молодежи, предлагаются рекомендации по преодолению негативных тенденций в сознании и поведении молодежи.

Формирование личности обусловлено общественными отношениями функционирующими на этапе развития общества. Противоречия, сложившиеся в общественных отношениях выражаются в борьбе старого и нового, в способности личности адаптироваться к господствующей системе общественных отношений и овладевать новой стратегией поведения. Молодежь неадаптированная к противоречивости бытия, не в состоянии приспособиться к нему из-за отсутствия активной жизненной позиции. Противоречивость общественного бытия сказывается в нарушении целостности личности. Сюда присоединяется диспропорция в материальных потребностях и невозможности их реализации в условиях современного общества. Рассогласование между потребностями и реальными возможностями удовлетворения их приводит к росту девиантного поведения.

Пропаганда в средствах массовой информации низменных потребностей с биологизацией человека дополняется противоречивым изображением духовной сферы, в которой господствуют антинаучные представления о свободе, общечеловеческих ценностях. Молодежь, не имея способности критического осмысле-

ния и необходимой научной базы, с легкостью воспринимает все то, что реализуется в чувственных и мыслительных структурах освоения действительности.

Необходимо социально ориентированное гуманистическое воспитание, функционирование которого обеспечивается созданием различных социокультурных сред, где личность развивается и приобретает социальный опыт, получает помощь в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей. Воспитание основывается на идее саморазвития субъекта как творческой личности в условиях постоянного воздействия факторов социальной среды. В данной парадигме воспитания снимается противоречие между социальным и индивидуальным. Лишь в их единстве и взаимодействии возможно оптимальное развитие цельной личности, формирование у нее социально значимых ценностей, признание и принятие ею общественных приоритетов, культуры, идеологии и т.д.

Противоречивость нравственного сознания молодежи переходного периода проявляется в противоречии между субъективной ориентацией на модернистские ценности и подспудной готовностью следовать традиционным поведенческим схемам. Источником самовыражения, самореализации молодежи является противоречие между объективной необходимостью развития их способностей, склонностей, выполнения ролей, статусов в обществе и субъективной проблематичностью такого становления в силу недостаточного опыта, все усложняющихся условий жизнедеятельности, социальных связей, возрастающих информационных потоков.

Девиантное поведение молодежи вызвано противоречием между сложившимися интересами и потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Исходя из этого, можно предположить, что источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей людей, принадлежащих к различным социальным группам.

Проблема современного общества обусловлена во многом утратой моральных ценностей и норм как регуляторов поведения. Для того чтобы общественная моральная норма начала работать на уровне индивидуального сознания и поведения, необходимо не только ее информационное усвоение личностью, но

важно и то, чтобы норма как бы преломилась сквозь призму нравственного сознания и самосознания личности, была соотнесена с ее нравственными ценностями. При этом общественный эталон сопоставляется с собственными нравственными ценностями. Действенность моральной нормы как внутреннего регулятора поведения личности зависит от степени ее совпадения с системой общественных взглядов, принципов, норм поведения.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует ускорить формирование эффективной профилактической работы и квалифицированной помощи в преодолении трудностей. Профилактика отклоняющегося поведения может быть эффективна, если в центре внимания предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми чертами характера.

Сегодня необходимо стратегическое решение молодежных проблем, направленное на то, чтобы нейтрализовать негативные процессы в формировании нравственного сознания и поведения молодого человека. В общественном мнении должно сложиться позитивное отношение к различного рода социально значимым поступкам, героическим действиям как в историческом прошлом Отечества, так и в настоящем. Без целенаправленной молодежной политики в условиях общества переходного периода нравственные коллизии несут в себе опасность деградации личности молодого человека: развитие эгоцентризма, элитарности, полного пренебрежения общественными интересами.

Девиантное поведение - побочный продукт жизнедеятельности общества. В кризисные, аномийные периоды деструктивные проявления начинают повсеместно доминировать, оттесняя конструктивно-созидательные девиации. Особенно остро данные явления отражаются на молодежи. Девиантное поведение, его эксцессы предостерегают общество, указывают недопустимость расслабленности, заставляют ее пребывать в состоянии рабочего напряжения, предпринимать превентивные меры, думать о будущем, т.е. препятствовать закостенению. Девиантное поведение противоречиво: в нем содержится стремление к адаптации современной российской действительности.

Задача общества состоит в том, чтобы минимизировать негативные проявления отклоняющегося поведения, помочь максимально приспособиться к новым социально-экономическим условиям.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны теоретические обобщения и практические выводы, намечены перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Степанова С. Е. Социальная детерминация девиантного поведения молодежи: Сб. науч. ст.// Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика. - Чебоксары, 2004. -С.235-237.

2. Степанова С. Е. Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях: Сб. науч. тр. ученых и специалистов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - С. 12.

3. Степанова С. Е. Проявление девиации в студенческой среде: Сб. ст. Всерос. науч.-метод. конференции // Информационные технологии и гуманитарное образование. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003.- С. 247-254.

4. Степанова С. Е. Девиантное поведение как проявление трансформации социальной реальности: Сб. ст. Поволжской научной конференции. Ч.И. // Экономическая, политическая и духовная трансформация приволжского Федерального округа. -Чебоксары, 2001. -С.111-114.

5. Степанова С. Е., Гуров Ю. С. Две стороны девиантного поведения: Сб. науч. тр. // На рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. - С.4.

Подписано в печать 18.10.2004. Формат 60x84/16. Объем 1.0 п.л. Печать оперативная. Тираж 100 экз. Заказ №659.

Отпечатано в типографии Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова 428015 Чебоксары, Московский проспект, 15

Р 215 4 5

РНБ Русский фонд

2005-4 19036

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Степанова, Светлана Евгеньевна

Введение.

Глава 1. Методологические проблемы исследования развития нравственного сознания молодежи.

1.1 Нравственное сознание молодежи как предмет философского исследования.

1.2. Многообразие нравственного поведения молодежи (элементы девиантного поведения).

Глава 2. Социально-философские проблемы развития нравственного сознания молодежи.

2.1. Кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи.

2.2. Перспективы устранения противоречия между нравственным сознанием и поведением молодежи.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Степанова, Светлана Евгеньевна

Актуальность темы. Современное состояние общества определяется большинством социологов, психологов, философов как углубляющийся духовно-нравственный кризис.

В период резких переломов в обществе всегда нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие взаимодействия субъектов и социальных институтов, неадекватность социальной политики и морали. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Произошел разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре и духовности. Аномия — так обозначены эти состояния. Под аномией понимаются «различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей» [56, С. 100].

Негативные тенденции общественного развития особенно болезненно отразились на преобладающей части молодежи, обусловив «кризис социализации», девальвацию традиционных культурных ценностей, что неизбежно нашло отражение в различных формах девиантного поведения.

Социально-философские исследования, включая изучение психолого-философского материала, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на сознание и поведение молодежи в современных российских условиях.

Актуальность исследования заключается в экспликации и тематизации таких проблем, как:

- анализ исторического пути изучения проблемы нравственного сознания и девиантного поведения в контексте философского, психологического и социологического подходов;

- исследование нравственного сознания и поведения молодежи в современных условиях;

- разработка теоретических и методологических основ для изучения кризисных явлений в нравственном сознании и поведении молодежи.

Степень изученности проблемы.

Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения получило широкое распространение в зарубежной социологии в связи с развитием теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма, который понимал под ним поведение, не согласующееся с общепринятыми в обществе нормами. Дальнейшие исследования этого феномена способствовали появлению новых теорий и концепций отклоняющегося поведения. Значительный вклад в разработку проблематики девиантного поведения внесли Ч. Беккариа, Г. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, У. Миллер, Т. Парсонс, Э. Сатерленд, Т. Селлин, Э. Шур и др. Из отечественных ученых следует назвать Б.С. Братуся, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, М.Г. Гернета, Я.И. Гилинского, И.С. Кона, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Клейберга, В.Т. Лисовского, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейна и др.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня - биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются основные причины этого поведения. Биологическое направление в изучение девиантного поведения представлено исследованиями Ч. Ломброзо, который обосновал связь между анатомическим строением тела человека и преступным поведением. Кречмер, Шелдон связывают девиантное поведение с особенностями строения тела, Прайс и Уиткин - аномалиями половых хромосом. Исследования социологов конца XIX - начала XX в. Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, JI. Леви-Брюля и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. В рамках социологического подхода можно выделить интеракциони-сткое направление и структурный анализ. Первого придерживаются Ф. Тан-ненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер. Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а следствие социальной оценки (стигматизации, «клеймения»). Структурный анализ предлагает три объяснения причин девиации: культурологическое, строящееся на позиции признания «конфликта между нормами культуры» (Т. Селлин, У. Миллер); конфликтологическое, в котором девиация выступает как результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма (К. Маркс, Р. Квинин, И. Тейлор, П. Уолтон, Д. Янг); в теории «социальной аномии» Р. Мертона, обуславливающего девиантное поведение аномией, рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институционализированными средствами их достижения.

В основе психологического направления девиаций лежит ряд психологических идей: экзистенциально - гуманистический подход В. Франкла, К. Роджерса, А. Маслоу, П. Роблока и психоанализ, разработанный видным австрийским врачом 3. Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эрик-сона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна и др. Экзистенциально-гуманистическая традиция рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека, делает акцент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как духовное бытие и самоактуализация. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда в объяснении отклонений основывается на том, что человек асоциален по природе и в основе своей представляет неуправляемое, импульсивное животное. Поэтому наличие социальных ограничений необходимо для контроля над агрессивным, отклоняющимся поведением.

В отечественной науке проблематика отклоняющегося поведения имеет сравнительно непродолжительную традицию. Она считалась актуальной лишь для западного общества. Поэтому стала разрабатываться лишь в 70-е годы и складывалась как междисциплинарная отрасль научного знания, испытав сильное влияние дисциплин юридического, медицинского, психологического и педагогического характера. Среди отечественных исследователей девиантного поведения можно назвать B.C. Афанасьева, В.М. Бехтерева, Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, И.В. Маточкина, Е.М. Пенькова,

B.Д. Плахова и др. В их работах предпринимались попытки социологического осмысления сущности и значения различных видов отклоняющегося поведения в развитии нашего общества.

Значительная часть работ посвящена анализу специфики конкретных видов отклоняющегося поведения. Среди них особое место занимают труды А.А. Габиани, Я.И. Гилинского, С.Е. Гальперина, М.Н. Гернета, Т.В. Ивановой, Ю.Н. Иконниковой, М.И. Ковалева, И.С. Кона, Г.Г. Силласте и др. [150,

C.592-608].

Вместе с тем и в зарубежной, и в отечественной науке отсутствует общепринятое понимание и четкое определение отклоняющегося поведения. Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т. п.), четвертые - социальное творчество. Это связано с неоднозначным отношением ученых к причинам и факторам, детерминирующим девиантное поведение. Спектр мнений включает в себя, с одной стороны, признание психофизиологических свойств индивидов в качестве основополагающих причин генезиса их деятельности. Такой подход устраняет социальную характеристику отклоняющегося поведения. С другой стороны, высказываются мнения, абсолютизирующие объективные факторы жизнедеятельности людей. Тем самым, фактически исключаются сознательность и активность человеческих действий.

Таким образом, несмотря на то, что в современной отечественной науке проблемы познания сущности и значения отклоняющегося поведения заняли одно из ведущих мест, можно говорить о «белых пятнах» в его изучении. Ими, в частности, являются причины массового распространения различных видов отклоняющегося поведения среди молодежи.

За короткий срок поток литературы, касающийся девиантного поведения, резко вырос. Однако внимание исследователей было направлено на разработку общих положений девиантологии. Между тем причины изменения нравственного сознания и поведения молодежи обладают существенной спецификой и поэтому большой объем литературы по вопросу девиантного поведения не исчерпывает потребности в решении проблемы нашего исследования.

Проблема формирования нравственности привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, врачей, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Водзинский, А.И. Рувинский, И.О. Свадковский, И.Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого и др.

Нарушениям нравственных норм поведения большее внимание стали уделять этики, философы, педагоги: М.С. Алеманскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, В.В. Давыдов, О.Г. Дроб-ницкий, Н.Н. Крутов, И.А. Невский, А.И. Титаренко, Л.Б. Филонов, А.Г. Хар-чев, В.А. Ядов и др.

Проблема нравственного сознания и поведения молодежи не может быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений, выделяющих ключевую роль в формировании личности, ее потребностей (С.Л. Рубинштейн, А.К. Ковалев, Д.А. Кикнадзе, А.И. Божович и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.В. Петровский), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер, М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н.Н. Андреевой, Л.М. Архангельского, Н.Я. Голубковой, Л.Г. Новиковой, С.Ф. Анисимова, С.И. Григорьева, М.Н. Громова,

A.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, Д.А. Кикнадзе, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, A.M. Гендина, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, Л.К. Уледова, П.Н. Якобсона,

B.А. Ядова и др.

Как отмечают многие отечественные ученые, произошли коренные изменения в системе ценностных ориентаций современной молодежи (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, В.И. Добрынина, Ф.И. Минюшев и др.). Деформация системы ценностей выступает важным фактором формирования отклоняющегося поведения.

Большая часть работ, находящихся в историографическом поле, изучаемой проблемы, В.Т. Лисовского, А.С. Запесоцкого, Ю.А. Зубок, М.В. Ушаковой, В.И. Чупрова, Г.А. Дорофеева, В.И. Добрынина, О.И. Карпухина, О.А. Раковской, Б.А. Ручкина и др. посвящена анализу социальноэкономического положения молодежи в современном российском обществе. Учеными проведен анализ трансформации системы воспитания молодого поколения и предложены новые концепции, отвечающие современному общественному развитию. Большое внимание исследователи уделяют социальным вопросам материального обеспечения молодых граждан, что имеет непосредственную связь с девиантным поведением молодежи (В.М. Димов, В.Т. Лисовский, А. Макеева, JI.A. Журавлева, A.JI. Арефьев, В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева, М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги, М. С. Крутер и др.). В широком социальном контексте анализируются проблемы образования, труда, укрепления здоровья молодых людей.

Объект исследования - молодежь как социальный субъект трансформирующегося российского общества.

Предмет исследования - кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи.

Цель и задачи исследования. Целью работы является социально-философское исследование нравственного сознания и поведения молодежи на рубеже XX - XXI столетий. Для этого необходимо решение следующих задач:

- обобщить теоретико-методологические подходы к проблеме нормы и отклонения (девиации) в сознании и поведении молодежи;

- определить на основе социально-философского анализа категорий, «нравственность», «молодежь», «девиантное поведение» суть изменений происходящих в сознании и поведении современной молодежи;

- выделить в поведении молодежи позитивное и негативное в общем процессе изменения российского социума;

- рассмотреть основные направления преодоления негативных тенденций в формировании нравственного сознания и поведения молодежи.

Методологическая база исследования основана на использовании таких методологических положений как, объективный анализ, принцип единства исторического и логического, принцип системности и деятельностного подхода.

Научная новизна исследования заключается:

- в выборе и постановке проблемы изменения нравственного сознания и поведения молодежи в условиях кризиса современного российского общества;

- в выяснении того, что широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения молодежи в современном российском обществе, связано с особенностями процессов трансформации его социально-экономической структуры;

- обоснована необходимость нового подхода к анализу причин изменения личностных характеристик молодежи;

- в разработке рекомендаций по предупреждению девиантного поведения молодежи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема изменения нравственного сознания, вызванная негативными результатами реформирования российской общественной жизни.

2. Измененное и девиантное поведение детерминированы социально-экономическим кризисом современного российского общества.

3. Элементы негативного поведения молодежи - следствие ломки ценностно-нормативной ориентации, выработанной многовековой российской историей.

4. Кризисное сознание и поведение молодежи обусловлено трудностями адаптации индивида к нестабильному состоянию современного российского общества. Необходима коренная перестройка молодежной политики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный в диссертации анализ нравственного сознания и девиантного поведения молодежи, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе российского общества. Результаты, полученные в ходе Исследования, могут быть применены в работе общественных организаций, а также использоваться при чтении курсов социологии, этики, спецкурсов по проблемам нравственного сознания и поведения молодежи.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях Чувашского государственного университета (2000-2003 г.), на всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии и гуманитарное образование» (Чебоксары, 2003 г.), в опубликованных статьях, а также в ходе подготовки спецкурса «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, проведенное по теме «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях», показало, что обозначенная проблема является не только весьма актуальной и значимой, но, пожалуй, одной из самых трудно решаемых на современном этапе трансформации общества.

В российском обществе сегодня проходят процессы, которые приводят к изменению нравственного сознания и поведения людей, в особенности молодежи. Взаимоотношения между людьми в обществе регулируются с помощью нравственных норм, мотивов деятельности и поведения человека, которые в значительной мере детерминируют стратегию и тактику поведения человека по отношению к другим в различных ситуациях. Мораль соучаствует в социализации человека. Социализация в современной России происходит в условиях деформации всей ценностно-нормативной системы и способствует появлению различных форм девиантного поведения, особенно в молодежной среде.

Молодежный возраст чрезвычайно насыщен новым опытом, динамичным и противоречивым. В этот период оформляются и приобретают устойчивость политические взгляды и мировоззрение, возникают профессиональные интересы, развивается самосознание, складывается новый образ жизни, меняется стиль поведения. В основе этих процессов лежит изменение положения молодого человека в обществе, увеличение его прав и обязанностей. Вместе с тем недостаточная устойчивость убеждений, использование противоречивой информации, малый жизненный опыт становятся основой для проявления негативных черт в поведении молодого человека. В условиях кризисного состояния социума в сознании современной молодежи началась эрозия тех стандартов и образцов общественного поведения, которые так долго считались единственно приемлемыми. С этим связан моральный релятивизм: примат обогащения, борьба за комфорт как высшей единственной ценности. Ведущими свойствами личности становятся индивидуализм, прагматизм, эгоизм, стремление обеспечить свои интересы любой ценой.

Кризисные социальные ситуации в своей совокупности создают тот уровень психологического давления на молодежь, при котором происходит почти неизбежное снижение этических и социокультурных «барьеров», являющихся, в принципе, самыми главными «сдержками» и одновременно гарантами поведения, согласующегося с ценностями общества и требованиями права. Для молодежи переживаемый страной кризис выступает, прежде всего, причиной возникновения множества неопределенных социальных ситуаций, для решения которых чаще всего не хватает как помощи «извне» от государственных и общественных структур, так и собственно личного и группового опыта. Подобная ситуация способствует тому, что молодые люди воспринимают себя лично и те группы, к которым они принадлежат, аутсайдерами на обочине общества. В этом надо видеть не только источник повышенного социального напряжения, способного даже при самом малом «толчке» привести к срыву поведения. В условиях, в которых молодым людям уготовлена не нормальная жизнь, а сплошная борьба за выживание без большой надежды на победу, существенно повышается риск формирования психологии маргиналов. Маргинальный социальный статус молодежи в сочетании с противоречивыми индивидуальными физиологическими процессами создает основу для развития внутриличностных конфликтов, которые разрешаются обычно путем объединения молодых людей в группы по интересам со специфическими субкультурами, очень часто имеющими девиантный характер.

Девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам. Существуют различные подходы в объяснении девиантного поведения: антропо-биологический, психологический, социологический. Но многолетние научные споры привели к пониманию того, что поведение личности обусловливается, как правило, сочетанием социально-биологических факторов.

Можно выделить специфические особенности отклоняющегося поведения молодежи: социально-экономический кризис; социальное отчуждение, негативное отношение к учебе и честному труду, готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, вовлечение взрослыми несовершеннолетних в преступную деятельность, особенно в преступный бизнес и проституцию; неэффективность воспитания в семье и в учебных заведениях; социальное сиротство, жестокость и равнодушие взрослых; разрушение детских и молодежных организаций; манипулирование сознанием, особенно через СМИ; рост числа психических заболеваний, приводящих к неспособности контролировать свои эмоции и агрессивность.

Современное содержание духовно-нравственного воспитания в России претерпевает существенные изменения в связи переосмыслением духовных ценностей. Неизменным остается понятие нравственной культуры личности, представляющее собой такую характеристику ее нравственного развития, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Человек культуры - гуманная личность. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни.

Научная новизна проведенной работы заключается в актуализации исследования проблемы нравственного сознания и поведения молодежи в современных условиях.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует ускорить формирование эффективной профилактической работы и квалифицированного специализированного лечения. Профилактика отклоняющегося поведения может быть эффективна, если в центре внимания предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

В результате исследования выявлено, что девиантное поведение - объективное и закономерное явление общественной жизни, представляющее собой одну из форм разрешения противоречия. Однако в кризисные периоды развития общества деструктивные проявления девиантного поведения начинают преобладать, оттесняя конструктивно-созидательные девиации. Необходимо применять превентивные меры по отношению к негативным девиациям.

Выход из духовно-нравственного вакуума в кризисном обществе может быть найден в обращении к истинно гуманистическим ценностям: любви, правам человека, помощи ближнему, сострадании, умении проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы:

1) в подготовке вузовских курсов по социальной философии, политологии, психологии, социологии, включающих тематику отклоняющегося поведения;

2) в дальнейших исследованиях нравственного сознания и поведения молодежи в социальной философии и в таких науках, как социология, политология и педагогика;

3) при разработке социальных программ, направленных на решение молодежных проблем;

4) при разработке социально-педагогических программ по профилактике девиантного поведения молодежи;

5) в разработке идеологии и концепций молодежной политики.

По материалам диссертации были сделаны доклады на научных конференциях, методологических семинарах, опубликованы теоретические статьи. Разработан спецкурс «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях».

 

Список научной литературыСтепанова, Светлана Евгеньевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2001. - 704 с.

2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. - 158 с.

4. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 5 - 17.

5. Арефьев А. Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. - № 8. - С. 97 - 105.

6. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. - 64 с.

7. Ассев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.

8. Банчини В. А. Антропосоциология анормального поведения // Общественные науки и современность. 2001. - №3. - С. 62 - 74.

9. Банчинин В. А. Диалектика нравственных противоречий. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. - 106 с.

10. Батку И. Г., Мартынчик Е. Г. Социально-правовые факторы преодоления антиобщественного поведения подростков. Кишинев: «Штиинца», 1988. -205 с.

11. Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984. - 207 с.

12. Бестужев-Лада И. В. К щколе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. - 205 с

13. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. - 64 с.

14. Блюмкин В. А., Гуманицкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. -143 с.

15. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. - № 3. - С. 56 - 65.

16. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.

17. Бодалев А. А., Малькова 3. А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. - № 3-4. - С. И - 19.

18. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29-37.

19. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 304 с.

20. Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. -М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. 60 с.

21. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 7 - 8.

22. Бушмарин Н. В. Проблема отклоняющегося поведения молодежи в современной социологии // Динамика социально-политических процессов в современном обществе. Сб. научн. трудов. - Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1997.-С. 42-57.

23. Быков С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптирован-ности // Социологические исследования. 2002. - № 4. - С. 43 - 48.

24. Вардомацкий А. П. Мораль как регулятивная система // Философские науки. 1998. - №10. - С. 16-21.

25. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег. // Общественные науки и современность. 2001. - № 4. - С. 5 - 30.26.