автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нравственные искания человека труда в советской "производственной" прозе (на материале художественных произведений B. Кожевникова, Г. Владимова, В. Попова)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Варфоломеева, Татьяна Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Нравственные искания человека труда в советской "производственной" прозе (на материале художественных произведений B. Кожевникова, Г. Владимова, В. Попова)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные искания человека труда в советской "производственной" прозе (на материале художественных произведений B. Кожевникова, Г. Владимова, В. Попова)"

УЗБЕКСКИЙ РЕСЛУЕШШНШШ' ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ШЮТГГУТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

На правах рукописи

ВАРДОДОМЕЕВА Татьяна Андреевна

НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА В РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ "ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ" ПРОЗЕ (на материале художественных произведений В.Кожевникова, Г.Владимова, В.Попова)

10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ТАШКЕНТ 1992

Работа выполнена в Узбекском республиканском педагогическом институте русского языке и литературы.

Научный руководитель: доктор филологических веук, профессор ВЛАДИМИРОВ Г.П, Официальные оппонент н: доктор филологических наук, ст. и. с. РАСУЛИ М.М., кандидат филологических наук, доцент ЛАВРЕНТЬЕВА К.Н.

Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет им. В.И.Ленина.•

Защита состоится кЛ^&^Т^ 1992 года в часов на заседании специализированного совета К. ИЗ.12,01 по защите диссертаций на соискание ученой отепэни кандидата филологических наук в Узбекском республиканском педагогическом институте русского языка и литературы.

Адрес института: 700110, г.Тапкент, ул.Решетова,

С диссертацией можно ознакомимся в библиотеке института.

Автореферат разоолав "1ЭЭ2. г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогичеоких ваук доцонт

Художественная литература - всегда отражение (реальное или искаженное) той жизни, в которой живет и творит писатель, отнюдь не свободный от ее влияния и воздействия при всей признаваемой или непризнаваемой им подлинной свободе творчества. Это также бесспорно, как и то, uto произведение непременно несет в себе дух времени, его нравственный опьгг к следа бытующей в обществе морали. И потому зрелое литературоведение исследует произведения прошлого с учетом этого чрезвычайно важного обстоятельства. Много ли, например, истины в той нигилистической критике, которая огульно навешивает "соцзаказовый" ярлык на всю отечественную литературу советского периода?

Благороднейшая миссия современного литературоведения - изучать художественный опит минувших десятилетий на уровне дифференцированного осмысления общепризнанных достижений и потерь без тех предвзятостей, которые надиктованы эйфорией отрицания всего пройденного страной более чем за 70 лет. Это одинаково остро касается любых жанров и направлений, в том числе и "производственной" прозы, которая является предметом нашего исследования. В такой литературе героем выступает человек труда, личность - как "активная и динамичная сила в социально-историческом процессе", в разнообразии внутренних коллизий*.

Ярко и проникновенно показать эту силу, художественно исследовать характер и нравственный мир человека труда - задача, которую решает отечественная литература на протяжении многих десяти. летий. При этом художественные поиски мастеров "производственной" . прозу велись в плоскости "последовательного и пристального интереса к проблемам развития и утверждения духовных и нравственных ценностей"^.

Проза 30-70-х годов изображала человека труда в таких производственных обстоятельствах, которые способствовали проявлению лучших качеств его характера и всестороннему раскрытий его творческой активности, преданности трудовому коллективу, своей стране. В литературе о человеке труда читатель находил для себя пример высокого трудолюбия, осознанной доброты ti благородства. Таковы аспекты художественного осмысления и освещения нравственного

1. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. - М.: Современник, 1980, с.94.

2. Кузнецов Ф. За все в ответе. - ti! Советский писатель, 1975,с.b

идеала, воплощенного в облике "положительного героя".

По существу речь идет о "главком содержании литературы на рабочую тему"* нравственном становлении человека труда ("положительно "о героя"), в характере которого - черты социальной и моральной зрелости, деловой активности и смелого трудового поиска. Об этом книги "Люди из захолустья" Л. Малышки на, "Танкер "Дербент" ¡О.Крымо-ва, "Разорванный круг" и "Обретешь в бои" В.Попова, "Сказание о директоре Прончатове" и "'Л это все о нем" В.Липатова, "Знакомьтесь, Балуев!", "Товарищ Елки.ч", "Петр Рябкнкин" В.Кожевникова, "Территория" О.Кузаева. Именно через "положительного героя" писатели художественно исследовали духовный потенциал трудового народа, осмысливали перспективу гражданской активности тех, кому и теперь, ко иным." средствами, возрождать отечество, вытаскивать его из экономического к нравственного кризиса.

Актуальность темы. Отечественная "производственная" проза, опираясь на традиции Н.Лескова, П.Бажова, раннего М.Горького, в новых условиях создает героев активной жизненной позиции - от Глеба Чумалова ("Цемент" й.Гладкова, 1925) до Егора Должикова ("Корки и крона" В.Кожевникова, 19Ы). Здесь - обращение к главному в нашей лизни - к "типическим нравственным чертам" человека-труженика, человека-созидателя, противопоставляющего свое активное "я" тем _ *,эрушительным силам (социальному и общественному равнодушию, апатии, пассивной созерцательности), которые незаметно для общества зародились в послевоенные годы и вызрели в 70-е.

Был ли замечен этот негативный процесс художниками? Нацию сь ли в критике 50-70-х годов место разговору об этом негативном социальном явлении? В ответах на данные актуальные, вопросы и содержится то, во имя чего предпринята попытка осмыслить и изучить "производственную" прозу та уровне нравственных исканий человека труда. У этой прозы своя бога-пя образами и сюжетами история м свой художественный опыт,- отнпд не сводтятй лишь к'показу производственных процессов и поверхности.* юсргт:те"*тк до^стпиЯ ляде", включенных в них. Главное в этом опигч - ро»шгэо изображение действительности, многогранное отображение подлипни: героики труда, раскрытие характера челове!«-тру~£»ых1, его нрзистронно--пенхологического уклада, "привлекасчегс- »атат?.гя слое" угткче-

I. Рекеычук Л. В столе арония. - Дружба нарсудов, 1970, № 3, с. 250.

мостью, ясностью киэенной позиции"^. Исследование такого жизненного понимания делового человека на производстве и его художественного воплощения в литературе 30-70-х годов - тема особенно актуальная в наше время, когда в оздоровлении больной экономики добросовестный труд каждого работника в любой сфере деятельности и тем более в промышленном производстве и строительстве становится основой основ.

Героями "производственной" прозы тех лет движет осознанная необходимость, выраженная в скупых словах Сергея Бакланова: "гЛы все обреченные люди... Мы обречены на нашу работу... и это есть лучшая в мире обреченность"^.

Возводя труд в ранг высшей нравственной категории, А.Рекем-чук подчеркивает: "Проблематика нравственная - вот что, на мой

взгляд, ... главное в содержании литературы на рабочую тему___В

данном случае я говорю... о той общественной морали, носителем ко • торой является рабочий"^. Писатели и литературоведы в 60-70-е годы вкладывали в понятие "рабочий" широкий смысл человеческой деятельности - рабочая честь, самоотверженность, политическая зрелость - и высшие ее приоритеты: трудолюбие, долг перед отечеством, чувство ответственности за порученное дело.

Отношение человека к делу - мерило его трудовой нравственности, гражданской активности в социальной сфере, качественный показатель жизненной позиции. Конкретный историко-литературный материал подтверждает мысль о том, что нравственные качества личности несут в себе заряд воспитувщего свойства.

"Производственная" проза при всем неоднозначном отношении к ней критики - от комплиментарного пафоса до откровенного неприятия - давно привлекает внимание литературоведов своей тревожной правдой застойных явлений ("Битва в пути" Г.Николаевой, "Обретешь в бою" В.Попова, "Большая руда" Г.ВладимЬва и др.), своим восхищением героикой труда ("Далеко от Москвы" В.Акаева, "Особое подразделение" В.Кожевникова и др.), своей озабоченностью о перспективах развития сферы производства ("Знакомьтесь, Балуев!"

1. Шагалов А. Верность человеку труда. - П.: Художественная яте-ратура, 19Ь7, с.4.

2. Куваев 0. Территория. - В кн.: Избранное в 2-х томах. Т.2. -М.: Молодая гвардия, 19ЬЬ, с.329.

3. Рекемчук А. В поле зрения. - Дружба народов, 1970, № 3, с.2.50.

- б -

В.Кожевникова, 'Тазорваншп" круг" В.Попова и др.).

iiiiropcc отечественной литературы к человеку-созидатёлю объясняется еще и тек, что писатели пытаются, с одной стороны, понять причины застойных явлений, с другой, - пробудить в обществе потреб ность признания новаторов и осуждения консерваторов. В таких произведениях сюжет как система событий и поступков героев в "форме жизни" нетрадиционен (А.Рекемчук "Скудный материк", "Время летних отпусков", ВЛипатов "Сказание о директоре Прончатове", В.Кожевников "Водолазы", "День летящий", "Знакомьтесь, E-алуев!"). Сютетооб-раэуоцич звеном становится дволшия внутреннего мира человека: вен подчинено одной пели - раскрыть характер героя в его раз виги:!, становлении, показать нравственные устои человека труда.

Многие аспекты "производственной" презы серьезно и глубоко рассматриваются в книгах и статьях Ю.Андреева, В.Баранов?., Г.Бров--мана, Л.Гринберга, В.Гейдеко, Г.Гоца, Е.Книпович, Ф.Кузнецова, В. Леонова, А.Метченко, В.К.Панкова, М.Синельникова, ИЛ'едч, А.Шагалова, И.Яновского.

Но одна из актуальных проблем - проблема нравственных исканий человека труда, соотносимая с общечеловечески1« моралыпг.;и ценностями,-по сути до сих пор не подвергалась специальному исследованию, если не считать отдельных статей, содержащих призывы к вослсчених) этого пробела.

Научная новизна темы и состоит в попытке специального исследо вания нравственных исканий человека труда (о чем шла речь) в "производственной" прозе 30-70-х годов и в том числе в произведениях В.Кожевникова, Г.Владимова, В.Попова, оставивших заметный ■ след в литературном процессе тех десятилетий.

Новизна темы определяется также попыткой теоретически осмыслить и эмпирически исследовать на художественном материале названных писателей новые представления о труде как высшей нравственней категории, осознаваемой молодым околением людз.Ч труда, призванных возродить разЕаливв1уюся экономику.

Цели и задачи диссертационного исследования вытентот из самой новизны и актуальности тематики - изучение "проазгодствйнног'' прозы в плоскости нравственных ксканнй ее гюло!;:птрльнгч героев, которые вместе с писателями vi по т творческой струлчтсл г. нравственному идеалу, базирующемуся на тиоговексзтл ияродаю*; or¡"~ те, ,его обычаях и традициях. Одна из naiwx задач работы - щучить многообразие способов и приемов, нспользуе'тгх плеп^оля"» для

раскрытия характера человека труда, его морального облшш. А попутно с нтим доказать, что авторы-"прошзводствешшкй" уже в 60-« годы видели нарастание элементов застоя и высвечивали их через изображение характера отрицательных персо'"1&ей, вскрывая и обличая их антиобщественные, аморальные деяния, художественными средствами поднимали тревогу по этому поводу, будили сознание народа, указывая на негативные явления в жизни производства и строек. А. это - не в угоду, а вопреки "соцзаказу", о котором так много говорит современная критика. Диссертант преследует цель на основе подробного анализа произведений В .Кожевникова, Г.Владиглова, Б. Попова и других писателей выявить пути и средлтна художественного не следования ими нравственного и духовного мира человека труда, раскрыть причины тех противоречий между положительными и отрицательными персонажами, которые в конечном итоге и привели к застою в жизни страны.

Методологическая и теоретическая основа диссертации - произведения классиков русской критики народно-демократического направления, а такие работы известных отечественных литературоведов и теоретические труды по этике, эстетике и проблемам "производственной" прозы 30-70-х годов. Теоретической посылкой исследования выступает методологически емкая мысль о том, что нравственные качества личности в такой прозе наиболее полно раскрываются в трех основных аспектах: в отношении к труду; в степени осознания гражданского долга; в отношении к общечеловеческим нравственным ценностям.

Практическая ценность работы состоит в том, что основные ее положения, выводы и результаты анализа произведений могут быть использованы преподавателями вузов при чтении курсов лекций по истории отечественной (советской) литературы, по введению в литературоведение и по теории литературы, а также в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам нравственности в художественной литера туре.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в пяти статьях (общим объемом 2,1 н.л.), п докладах и сообщениях на межвузовских конференциях молодых учеши (ТашГУ, 1968, 1909гг.), конференциях профессорско-преподавательского состава УэРГЫРЯиЛ, а также в сообщениях на заседаниях кафедры советской литературы и кафедры советской многонанпоннлыкл! литературы Узбекского республиканского педагогического иистпг.уга

русского яэш:а и литературы.

Структура и объем риссертации обусловлены содержанием и характером исследования художественного и теоретического материала, связанных с нравственными исканиями человека труда в "производственной" прозе и критике о ней. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, общим объемом страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во впадении дается обоснование актуальности и новизны темы, прослеживаются теоретические изыскания, связанные с представлениями многогранного понятия "производственная нравственность" и его художественного воплощения в писательской практике. Здесь кратко излагаются суждения о своеобразии "производственной" прозы таких литературоведов, как Ю.Андреев, Г.Еровман, В.Варанов, Я.Гринберг, М.Каминский, Ф.Кузнецов, БЛеонов, А/Шагалов и др. Во введении определяются цели и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость р .боты,

В первой главе "Художественное исследование писателями человека и производства в прозе 30-40-х годов" изучаются произведения производственной тематики в свете представлений о труде как нравственной категории. Анализируя романы "Энергия" (1932-193У) ¿.Гладкова, "Время, вперед!" В.Катаева (1932), "Люди из захолустья" (1936) А.Малншкина, повесть "Танкер "Дербент" (1938) Ю.Крнмона,. рассказы В.Кожевникова зтого периода, диссертант акцентирует внимание на нравственных представлениях писателей и 'их героев тружеников, для которых честный труд - основа жизни; честно??/ работнику - слава и почет, если его труд полезен обществу. Такова центральная идея "производстгенной" прозы 30-х годов, сосгпетствовлв шал жестким идеологическим установкам "персов". Однако отч годи памятны и мощним трудовым энтузиазмом, больоглг нлан">м:г и сворр?~ ни.тш, небывалыми темпами развития экономики странн. У л'>:гегату--ро тех лет практически доминируют две темы - строите чьст"о социализма и формнроранке нового человека. Но в начапе 30-х голов писатели художественно исследовали не столько самого человека е< труде, сколько технологические процессы, а его внутренни'? мкп, его психология, актипная жизненная позимия изображались контурно,

порой схематично на фоне глобальных проблем создания годной индустрии.

В середине 30-х годов "производственная" проза сормает ноьне черты, социально-нравственный смысл. Геро. проиэпедвниН -¿.Гладком« ("Энергия"), К..'Лапьцчкина ("Люди из захолустья"), ¡Э.Крымом ("Танке)) "Дербент"), рассказов В.1Сожевникопа предстают перед читателями слот»«» натурами; их характеры не статичны - они в становлении и развитии. Труд представляется писателям не только средством преображения жизни, но и внутренней потребностью в нем рабочего челэнч-ка, в котором художественно высвечиваются его социальные черты и обнаруживаются мотивы нравственного соверше. ..ства человека труда. Писатели тех лет стремились изобразить действительность в таком ракурсе, чтобы "читатель увидел живых людей, человека"*. Теперь герои - люди активной жизненной позиции, в характерах которых опосредованно высвечиваются процессы нравственно-психологической мотивации их действий. Молодая литература "искала пути к человеческому сердцу, в биении которого улавливались бы ритмы эпохи"^, пыталась представить читателю своих героев в двух аспектах одновременно -реальном ("какой он есть") и идеологизированном ("каким он допнен быть"Следуя общей тенденции литературного процесса, (¿.Гладков показывает становление в сознании герэя чувства гражданской ответственности за качество личного труда и за общее государственное дело. В центре романа "Энергия" образ Ватагина - старого большевика, активного участника гражданской войны. В разработке '.гаракгера ¡¿имш 1 Ватагина - прртийного. "вожака",- бесцеременно виетшшшцегося и о дола самого производства, волевым образом, подменяя порой руководите ля предприятия Балеева, - Ф.Гладков глубоко правдив, если-увчп.оть Ватагине персонифицированную тенденцию "классовой борьбы" как оды-, из остротиповых черт общественного развития страны того времени. Современные исследования истории партии и государства показали, чк. "классовая борьба", сопровождающаяся жесточайшими репрессиями, Формировала именно таких "вожаков", как Ватагина с присущей им холодностью и черствостью. В его характере преобладают сугубо волевпе начала, а это - типично. Образ Ватагина в романе статичен. В отчи-чие от него нравственные представления начальника стройки Батеезп быстро эволюционируют. Вначале он глубоко осознает, что творит

1. Гладков Великий путь. - Знамя, 1957, № II, с.202.

2. Хватов А.И. Александр Малышкин.-Л.:Худ,лит. -ра, 19Ы5, с. В'Мй:.

3. Гладков -л. Моя работа над "Энергией".- Октябрь, 1.91Я, с.Мо.

рню, что "он - в центре великих работ... несет огромную ответственность перед всей страной, перед целым миром"Постепенно Балеев утрам тает ото святое чувстьо и перерождается в бездушного, "холодного, расчетливого, математически бесстрастного"^ чиновника. При- . чик его нравственной болепни - в его недоверии к людям и во все возрастающем отчуждении рабочих к нему. И писатель "находит" пути психологического "лечения" этой болезни. По мере развития сюжета инженер осознает свои ошибки и уже тянется к людям, обретает их доверие. Теперь он познает выслую мудрость трудовой жизни: счастье человека не в возвышении над людьми, а в верном "чувстве человеческого сердца".

Образ Балеева - схема, читатель не верит в его "перерождение-возрождение". Автор и сам осознавал, что его роман "Энергия" уязвим, что "книга написана с серьезными намерениями, но художественный ее уровень очень слаб... она не увлекает читателя... он не поддается ее обаянию"^. Отрицательную оценку получил роман у М.Горького, который особо подчеркнул, что-"в книге "пропадает самое существенное значение огромнейшей массы человеческой энергии, самой ценнейшей энергии в мире..."^. В целом же роман "Энергия" в литературных кругах того времени воспринимался как крупное литературное событие. Л все же современному читателю более близка оценка Л.В.Луначарского: "Плохо обстоит дело с романом "Энергия" Гладко-па, - .'.¡:сал критик, - Он чрезвычайно важен по теме... задуман, прочуствован чрезвычайно честно. Тов.'Гладков с огромной искренностью старался изобразить нам людей на великой стройке... Но этот -роман нельзя читать fies 'досада: тов. Гладков .буквально не скажет в простоте ни одного слова... Выверты и сложные изыски заслонили от самого Гладкова банальность признаний, размышлений, терзаний, переживаний ого действующих лиц"0.

Истоки новых социально-нравственных ценностей обнаруживаем и

I. Гладков ?>. Коя работа над "Энергией". ~ Октябрь, 1934, h~ 5,

с. 140. Z. Так же.

3. Гладноз й. 0 литературе. - М.: ГйХЛ, 1955, о.41.

4. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах, т.27. - М.: Г-Ж. 1953, с.226.

5. Лунач&ракнН A.B. Мысли о мастере. - 'Литературная газете., II июня, 1935.

и романе А.-'/ллыпислна "Люди из захолустья", где забитый, угнетенный кустарь-одиночка, озаренный идеей преобразования д.изнн, Пиан Журкин обретает светлую окршгенность; он открывает для себя нравственную истину высокой человеческой сто1 .ости - особое, отношение к коллективному труду. Судьба Ивана Куркина - "это история человека, маконеы. випряммвлего голову, обретшего радость и гель лизни, человека, как бы родившегося снова". Художественно исследуя характер и судьбу героя, оказавшегося волей обстоятельств на социалистической стройке, А.Малшкмн убекдает читателя, что человек не может полностью раскрыть в себе человеческое, если он замкнут, зациклен лишь на заботах о своем благополу^•п.

Разработанные в романе типические характеры и обстоятельства, художественно воспетый пафос "зеликого перелома" и столкновения двух враждебных миров на гигантской стройке в Красногорске, размах трудового энтузиазма - все подчинено решению проблемы нравственного перерождения человека. Писателя интересовали "не строящиеся гигантские корпуса н домны", а "судьба одного из объектов великого переустройства страны - маленьких искривленных людей из захолустья, которых переделывает ;кньотворящая сила"? созидания.

Проблема нравственного "выпрямления" человека в процессе кои лективного труда в литературе 50-х годов нередко решалась через изобра: ;ние судьбы обретшего счастье "маленького человека". У А. Малыш1, ¡на - через художественное исследование облика придавлени».г. судьбой мастера-краснодеревщика Ивана Нуркшю и бывшего батрака Тишки. Представления.Журкика о - счастье долгое время были ограничь-к» мечтой о честном вознаграждении за чесаный труд. Вечный неудач ■ ник, несмотря на золотые руки, он думает только об одном: была бы работа, "на гяжелину не погляжу". Трудолюбивый, добросовестный работник, он далек от забот и интересов трудового коллектива. Но оказавшись среди людей, увлеченных общими-заботами большой стройки, Журкин почувствовал, что в нем "сокрушилось что-то", просыпается новое, ранее неизведанное чувство - беспокойство за дела в цехах деревообделочного завода. Приходит ощущение радости от сознания своей полезности и возможности раскрыть свои творческие <;п . •

1. Хватов /I. Александр Малышкин. - Л.: Художественная литература, 1985, с.136.

2. Добин Е. Конец Мшанска. - Литературный современник, ККН, 'М. I, с.213.

собиости краснодеревщика.

Большое вникание уделяет писатель и нравственному перерождению воее'.-надпатилетнего паренька Тишки. Б его крестьянской душе заложено собственническое начало. Его мечта - много заработать и на пеА пе заработанные деньги "осилить для матери хибарку двухоконную, двор огородить, купить лошадей". Сам недавний батрак Тишка (загадывавший, чтобы мать для хозяйства "принаняла паренька, а то двух: мало ли их теперь шатается, голодных бобылей ребят), оказавшись на курсах шоферов, начинает осознавать свою значимость, испытывает наслаждение от того, что машина покорно слушается его. Н''ет процесс нравственного обновления в характере Тшки.

Если А.Маташкш исследует процесс нравственного "выпрямления" когда-то забитых и обездоленных людей труда из захолустья, то Ю. Крымов в повести "Танкер "Дербент" нравственную проблему решает в другой плоскости. Для Ю.Крымова высшая нравственная категория в личной ответственности человека труда перед страной за порученное дело. Главный герой повести - Басов -^личность уже вполне сформированная. В основе его нравственности - жизненное требование к проявлению своего -"я": мало хотеть чего-то, надо думать, насколько достигнутое тобой будет нужным и полезным "текущему моменту". Это - его жизненное кредо, помогающее сплотить лкдек на судне, вызвать в них нравственный переворот, пробудить чувство гордости за сь^л танкер.,

Деморализованная команда "Дербента" под влиянием Басова, назначенного механиком, испытывает нравственное перерождение; в каждом пробуждается и крепнет осознание личной ответственности рц дола на танкере. Повесть Ю.Крымова о превращении "сброда" в крепкий трудовой коллектив, победивший в себе апатию,' равнодушие и анархию. .

В "производственной" прозе 30-х годов тема облагораживаемого влияния труда на нравственный уровень рабочего человека чаще всего встречалась в сюжетах романтического звучания, сочетаю-

щегося с четкой публицистической формой повествования, от и особенности наиболее ярко проявились в рассказах В.Кожевникова, который выбирает "героев, всегда или почти всегда несу;;(лч в себе героику современности" и постоянно осущостчпяпщах в себе робэту

I. Леонов Б. На солнечной стороне гшанетм. Очерк творчества Вадима Колесникова. - М.: Советский писатель, 1976, с,30.

- п -

нровстлшшрга само^очерпенстроваш'ч я процессе трудовой деятельности. Его герои •- созидатели соннали?чмчес.ко!1 индустрии. В рассказах "Кипяток" (193?.), ".У лошадей был праздник" (193-1), "Гудок" (19.78), "Огни" (19:«), "B-na" (19.!;), "Соргк тру* мастеря Чибиревг" (1939), проблематика которых так созпучна с immetî изломанной современностью, R.Кожевников раскрывает социальную суть формировании характера рабочего человека, обновление его нравственного уклада.

Если Семен Кочет ("Кипяток"), разочарованный в сьоеЙ никчемной жизни и мечтающий о вечном покое, оказавшись в новых социальных условиях - в рабочем коллективе огромной стройки, становится активны?? тружеником, то "беэлошадник" Сстап Чудь (".У лошадей бил праздник") приходит к этому же через преодоление п себе собственнических настроений и становится хозяином целого табуна колтан>^-лошадей.

Рассказы В.Кояериикова 30-х годов, несуш/'е на себе груз "соц-заказорого" свойства, - это произведения о зарождении и упрочении новых социально-нравственных начал в лпдях коллектириого труда, осгободип-.нлхся от моральных пережитков прям по го. Справедливо указывая в диссертации на художественнее недостатки его ряс ,к«.зоп, отдадим дол1«ой творческому своеобразие уолсдого писателя, ct:.«î-тivч глуботлг«1 лиричность его произведений, умение "н малом pa^rp'Hi. •••ногое"*, убедительно и правдиво "^ассчазатъ о творческом труде, лодях, которых г мгла воспитать советская действительность"^.

В основа спготоп первых произведений В.Кажерникова де»ат действительные события и факты. Но при этом они наполнены романтической взволнованностью, поэтической искренностью и мягким лиризмом. Писатель выступает как художник -'исследоватег*» ндейно-нрав-ственных качеств характера рабочего человека, поэтизируя повседневные будни и воспевая героику труда. Кожевникова-романтика занимают и литейские частности, и чрезвычайные происшествия, исключительные ситуации, и типические для перпнх пятилеток события гч-сокой нравственной напряженности. Расекэни молодого писателя от-мочен1-! четкой гражданской позицией автора. Его оценочный голос елчгсеи отчетливо и в авторском комментарии, и а опиеанн-'х природы. и р портретнч*- рариоонках. Эта творческая особенность !Ггк-/пим

î. Куприна G. БолыаэЯ характер. - Октябрь, 1946, V 12, с.Р-7.

2. Со;inc.ona И. ïï-ездп, 194", Ï- 10,

кова отчетливо проглядывает и в последних его произведениям. Положительные герои писателя - носители того нравственного кредо, которое для jauoro автора - не только устойчивая жизненная позиция, но и соылалшш платформа, личностное отношение к происходящему в обществе.

Ьти особенности наиболее ' полно проявились в его "труие-никак войны". Писатель остро и оперативно отражал стремительность происходящих во фронтовой жизни событий, оперативно реагировал на факты героизма. Герой В.Кожевникова военных лет - ото и рабочий и воин одновременно, для него уничтожение фашистских танков, разрушение боевых укреплений врага - такая же необходимая работа, как скажем, возведение кирпичной заводской трубы.

В коротких рассказах писатель рисует нравственный обдик простого русского труженика - колхозного сторожа, в котором чувство личной ответственности за судьбу Родины выше цены собственной жизни ,'Данила", 1941); вчерашнего рабочего Сидоренко, стремившегося выполнить воинский долг и сумевшего выжить ("Пятый номер',' Í91I).

В.Кожевников с разных сторон подходит к изображению человека на войне. В одних рассказах война - ото ратные будни ("Мост", "Два товарища", "¡¿ера твердости", "Линия" и др.), в других - воинский подвиг простых, скрош'нх людей .("Данила", "Март-апрель", "Семена Лзмайлов", "Кузьма Тарасюк" и до.).

В сборнике рассказов "Труженики войны" четко прослеживается нр«пе'1?и<5!Шо-философскап связь между мирной работой и трудом фронтовым. Сапер Григорий Борззко {'"loe?", 1941) - до. войны молпр, "слыл у себя на родина; великим искусником", боец Туркин ("Я вижу", 1943) - таляптлишш скрипач. Нравственный облик э-гих лвдеД в серых шинелях обочтем предельно просто: все они мирные доб,-росовзетшзе трупиликп, мшолнявдио доверенную им работу на войне.

Большинство военных рассказов В.Кожевникова, написанных в 19-11-1942 годы, вобрали в себя нравственные "параграфы" окопной "науки ненависти" и несли на себе печать агитационной нацеленное, тп - покапать характер героя ь ситуациях, иобукдаицих к наивысиа-•му прояв"ени.о его нравственных и патриотических качеств. В таких рассказах, как "Два товарища",. "líepa твердости", "Дом без номера", "Разгадчик Захар Сипкпш", "Приказ есть приказ" и др. обнаруживаем и ояецн Ц.И1 и;гизм=», и эиемеяш! скрытого noy чиня, и пропаганду ллцмаго бчов-лК' смекалисты* бойиов и котнд.-цюь.

- F> -

Воевать "no науке" - ото постигать все тонкости поенного тсрства, овладевать сильным чувством ответственности за чоручон-ное военной дело, па свое "рабочее место" на поло боя - яот нрав--ствснннП леНтмстив военшгх рассказов В.Кокрвникопч. "Винтовка токе. маиина, - говорит артиллерист Грачев ("Дач товарг'П"), ирптчпуч бойца Горбуля. - Тм всепять на одном азарте гоче;н.. ib тебе míi-на - толыго IIa огного-* tv королем ходить, а на млрпчг лечп-

ту в руки гзять брезгаешь..."

;1од лозунгем "Все для Фроста, рое для победы", которого были подчинен« г. гуманистическая направленность, и нрапспунность, и сама человеческая жизнь, - проходили "на ура" и талантливые произведения и заведомо слабые - "соплаказовые" - литературные подол-ки. Например, в рассказе "Мера твердости" (1942) 6oov Похписпеп отказывается от участия в опасной операции, догнать, ссмеРлому человеку незачем "на ротон лезть". Гладг.таз реуно осуждает его: "iie отец ты своим детям, а родитель только. Если б Tri отеп был. так ты бы р бон, как на спасение ополг доте;', кидался". Такова нравственная мора поведения "сотакаловогэ" человека нз воГгне, которой руководствуется гг/.сатсль. Он заставляет Глздышена в заявлен:.. в парторганкззш»г> обвинить ¡Ьхв::сне;за в трусости. Во время бия рухнувшая балка придавила гмометчику Гладьтаеяу ноги. Однако он продолжает вест:: огонь, пргжззав ibевнецеву под-апать диски. По т< i из "добрых" побуждений не. шполн«:л .грнказ, а предпринял попытку гтодыпть балку и высвободить нош пулеметчика - товарища, который осудил его за малодупие л трусость, утверждая,• что "лоиивая", бе-:-контрольная доброта на boíího обривается ч своч противоположность - во зло...

Не все D рассказах В.Кожевникова интересно и значительно. Писатель не всегда умело выбирал и художественно обрабатывал жизненный материал. Но в полом его военные рассказы "о сложных психологических процессах внпрямлешм человека", нравстленного совершенствования "тружеников войны" под влиянием "окопных будней" благожелательно были встречены члгатзлем и критикой.

Масштабной гудокестпенная мчояь "производственной" прозы властно проникала з сокрорсннтт угояки народного сознания. ÍÍ пт, что составляет реальность происходящего n i*g слорпке годы, оценивается и Езвояпт.агг'сп с точки зрения челеттэсхой •»орали нравственности. Она вдохновляет i:aTpvn, и на подвиг.

Нравственная связь между личность1!? рабочего тыла п r.j.-i-v

- ш -

та в прозе 30-40-х годов соотносима с грандиозный созидателыш-ми планами страны. "производственная" проза 30-40-х годов, таким образом, при всех ее пздер?лшх "еоиоаказовоги" свойства, сыграла известную ч;.лйшп'в):ъную роль как в нравственно-эстетическом плане, так и в раацыюм изображении характерзи положительных героев, действия и поступки которых -положительно влияли на сознание массового читателя.

Во второй главе. "Ьравственныа искания человека труда в "производственной" прозе 60-70-х годои" подчеркивается, что в лучших книгах "производственной" прозы нравственное содержание характера героя находилось в прямой зависимости от его дела, а состояние дела в свою очередь зависело от нравственных устоев человека труда. Надшга прямая взаимозависимость. В основе социальной концепции лекала справедливая мысль о том, что человек организует труд, а труд его преобразует. Таким образом, в 60-е года и "производственной' прозе эстетическая концепция человека-труженика на передний план выдвинула идею художественного освоения внутреннего мира современника, исследования нравственно-психологической мотивации действий героя, его готовности к трудовому подвигу. Писателей интересует дуковннй рост человека, обостренное чувство личной ответственности за все происходящее в обществе. Труд рассматривается как фактор, окДзнзанщиЙ воздействие на развитие общества и.на iopí.iu¡:oBHH¡;e нравственного облика человека. Появляются Книга, в когори*. проблемы производственные переплетаются с проблемами нрав-сл'веишглн ("ihToiai", 195У) Г.Коновалова., "Разорванный круг" (1966) В.Попона, "Сказаыге о директоре Прончатове" (1969) ВЛипатова и АР-

Следует заметить, чго произведения о рабочем классе не сводя! си >: мысли о том, что главными героями должны быть только ра->*ни1 < .* Извгнтш романы, в центре повествования которых - вчерап-шь': р i'Joiwn, а сегодня - начальник участка, трткйшй руководитель fu! учении. R произведениях такой тематики "затрагиваются важные труда н общественные проблемы современной жизни"*.

Г.Владимов, Д.Гранил, В.Кожевников, ¡>1.Колесников, Ь.Попов, ■ А. 1'(н:емч"к н своих произведениях поднимают проблемы нравственно-духэчннх искали!! героон-нронэводственников, в характерах которых

L Г'::?.Д9Кп ЬЛ. Рабочий в современной литература. - М,: Знание, с, [:).

отложились'черти социальной и моральной раскованности и деловой активности.

В повести Г.Владимова "Большая руда" (1951) идет поиск нравственных критериев, бел которых трудовая жизнь со?ременног,> человека теряет свой общественно поло:зн"'Л смысл. Читатель явл^т-ся свидетелем иранствениэго обновления Чронякти, олпг.рдакщпатося трудовым тод»шгом. В момент приезда на. карьер он надеется, что "копеечка потечет" репс¡5, мечтает "елять свое" у жизни, и поточу прижимист. И в то же время вдруг устраивает "шикарное" угощение для всей бригады. Пз-яа этих противоречивых поступков товарищи относятся к нему настороженно, и 1'шстор до самом смерти остается непонятым ими. А у читателя с первого знакомства с Иронякиным возникает сцущение, что ото человек дела, ¡гроявлпется симпатия и доверие к нему, усиливаясь по мере дальнейшего знакомства с ним. Оценив огромный объем работы на карьере и боясь осуждения л'-одеП. что пришел "на готовенькое", он увлеченно "лечит" "мазик" - "катафалк моей бабушки" - и убеждает со«нетщеРося в ого способное тях бригадира Мацуява: "Зверь будет, а но "я..цип". Вэсстаношв "мазик", делая большое количество худ ж, Виктор нстунает В К'.'Н^-лйкт о бригадой, которой ттэтея (и во многом снрас.адлпсо), что оч работает на износ только ради ияжипц. ,1р"№шга ^еПствотелми трудится самозабвенно - 'одновременно и ради денег, и п>д пт.тш'-«м "доброй идеи большой руды", а » .еино ему дл-з.иоь гыроэгть порвут руду Hi карьера.

Художественно исследуя рнутрешы"' мир своего герая, Г.Влчди мов особенно пристально пглядыяягтея в '"онкостн нрарствгнно-пси» лиогаческа» мотиваций движения ого дуди и соанпнпя. деталмл» г"спечивает оттенки его переживаний. Постепенно, п-.ла^азчитю р">г рыпается ;;зред читателем картина становления тру.эвой личности, нрчпсгггнное совершенство истинного героя труда.

Если в начале работы на карьере завидное трудолюбие и невероятно огромный "энергорасход'' "¡ронякина вызревали на нескрываемом птрг^лен'.ги побольше взять для себя от затраченных им усилий, то теперь на финише жизни, он потерял интерес к преобретательст-ву и был счастлив, что "пошла руда". Охваченный восторженным чувством, ¡ронякин спешит в бригаду под проливны" дождем - не п си -лаг переедать нечог.- ду, - чтоб;-! еиобриггь едлгтнуп весть: "п -'ила гуда'" .Ij^iTctb н? окрпчат того. что «г? горо.': п гяуСнне д'.'гш

.if'i: на .tvip.v.»."!!:»» •" !"<.;-,ег'->" " »;•» • i>, -

- 1ь -

мя решительно отверг, его "крохоборские замашки". _Но примирение -не формальный акт, а явление психологически сложное. И автор опосредованы:) убеждает читателя в том, что легче не портить, чем восстанаь ииш'ь испорченные взаимоотношения с коллективом.

Художественное освещение характера рабочего современника в единстве его трудовой, общественной и внутренней жизни, обнаружить в нем ростки качественно нового человека - одна из особенностей литературы 60-х годов. И эти поиски многогранны.

Если в "Большой руде" нравственный конфликт локализован рамками бригады, то в "Разорванном круге" В. Лопова. сталкиваются два мощных влиятельных трудопк коллектива - рабочих сибирского шинного завода и.ученых Московского научно-исследовательского института, которые отвергают, "антистаратели", изобретенные на заводе. Писатель сосредоточивает внимание на внутреннем борении двух начал в сознании научного сотрудника Чалышевой - нравственного и социаь лого, завершающегося победой нравственного начала - Чалышэ-ва признает свое поражение и дает высокую оценку результатам поисков рабочих-шинников. Разрывая круг противоречий между новаторской мыслью рабочих шинного завода и своими консервативными представлениями и технологических особенностях производства "обуви для машин", Чалышева глубоко осознает, что нравственное бездорожье, которое она /питалась пройти с гордо поднятой головой, в .сущни сти оказалось бесплодной топью. .

В таком же ключе в понане "Разорванный круг" художественно исследуется гражданская и нравственная.позиция директора завода Вряныева. Он решителен, смел, находчив, энергичен, умеет увлечь рабочих и руководителей цехов на решение сложных задач производства. Для директора важно не само решение технической проблемы, но развитие инициативы.рабочих, их профессиональный уровень. . •

Повышенный интерес "производственной" прозы конпа 60 и особенно 70-х годов к нравственному содержанию характера человека тру/и - оудь он рабочий, инженер или руководитель предприятия - объясняется тем обстоятельством, что многие писатели уже видели пагуб-н:.е влияние на все области жизни страны факторов застоя и забили треи:-гу. ьзг.'лощая ее ь художественные образы. В этом смысле, по-'лллуЯ, характерным является роман В.Липатова "Сказание о директоре Пгончятове" (1969), в котором все повествование подчинено главном^ - изеврмегиав характера руководителя "нор^го типа". Его ха~ ¡гектар разррббшваатса писателем в двух ситуативных ракурсах:

а) внутрипроизводственного конфликта на уровне искала его умении четко и вдохновенно работать и воодушевлять своим примером рабочих и служащих; б) конфликта интимно-бытового на уровне показа не очень прочных и мало связанных с вековыми нравственными народными традициями и принципами не очегь разборчивой интимно-личностной "всеядности". Прончатов - директор всегда собран, логичен, аккуратен, увлечен делом, обязателен и точен в работе; Прончатов - человек - раскованная, нравственно необязательная, жаждущая веселой жизни фигура интипю-б'товой вседозволенности. Он не укладывался в привычные стереотипные представления о руководителе предприятия. И потом:/ вызвал в критике противоречивые суждения. Однако многие сходились на том, что "лучше с не совсем гармоничным Лрончатовмм, чем с безнадежно консервативным, находящимся в цепях инерции Цветковым"^.

В книгах производственной тематики А.Рекемчука ("Скудный пятерик"), В.Липатова ("Сказание о директоре Прончатове"), В.Кожевникова ("День летящий", "Знакомьтесь, Балуев!") сшетообразующим звеном становится эволюция внутреннего мира человека. Нравственные устои характеров главных героев высвечиваются в двух ракурсах видения их жизни - в производственной и бытовой.

Показательно в этом отношении творчество В.Кожевникова 60-начала 70-х годов. Его продолжают волновать вопросы человеческой совести, верности своему гражданок.му долгу. В отличие от В.Липатова, который ищет и находит в киэни героя нетрадиционного, необычного, в чем-то окстравагантного, .В.Кожевников остается верен своей манере - в обггчном человеке он стремится увидеть н показать читателю натуру цельную, героическую, нравственно выдержанную, порой ершистую и непримиримую к производственным и ./.итейским просчетам и недостаткам. Характеры кожевниковских героев 60-70-х годов формировались еще'на фронтах Великой Отечественная войны, и теперь, в мирное время, многое в их натурах воспринимается как "чудинка", не всегда понятная лпдям молодого поколения. Создавая образы Елкича ("Товарищ Елкин", 1939), Лапшина ("Водолазы", 1969),. Валуева ("Знакомьтесь,-Балуев!", 1960), Петра Рябинкина из одноименной повести (196Ь),,Степана Букова ("Особое подразделение", 1969), писатель решает проблему положительного героя в горьковской

1. Бровман Г. Труд. Герой. Литература. - М.: Художественная литература, 1974, с. 326.

и лаоновской традиции. Для писателя валПо высветить в рабочем человеке его главные достоинства - упорство, порядочность, деловитость, находчивость, бытовую нравственность - все ото и многое другое, «т.- приобреталось в окопной жизни и без чего победить фашизм было бы невозможно, равно как и невозможно восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

В диссертации проводится сопоставление двух произведений -"Знакомьтесь, Балуев!" (1960) В.Кожевникова и "Сказание о директоре Прончатове" (1969) В.Липатова. Писатели разрабатывают типологически сходные образы главных героев - руководителей производства, но В.Кожевников создает образ вожака производственного коллектива - руководителя и воспитателя с прочными моральными принципами; В.Липатов - образ талантливого командира производства, нравственно раскованного, свободного от каких бы то ни было моральных принципов. И Балуев, и Прончатов поглощены заботами о деле, но Балуев ^забочен еще и проблемой воспитания нового человека, хотя он и не очень четко представляет себе каков он должен быть: "Как узнать его черты, по каким признакам угадывать?" - задает Балуев себе вапросы и пытается найти на них верные ответы. Прончатову такие вопросы чужды: он человек дела, его волнует производство и не волнуют нравственные и моральные'качества людей.

В.Кожевников-своим многолетним творчеством доказал и в ряде статей утверждает ту мысль, что "производственная" тема.богата и поэтическими возможностями в изображении человека труда - будь то условия заводской или око.¡ной жизни. Я та и. другая действительность одинаково сильно привлекают писателя насыщенностью своих сложных Ьнутрешшх коллизий и конфликтов, глубиной и непредсказуемостью психологического и нравственного движения души человека труда -рабочего и руководителя, воина и командира.

Активная жизненная позиция - основа общей художественной кол-пешнш В.Попова, Г.Владимова, а также В.Кожевникова, не изменившего себе и в романе "В полдень на солнечной стороне", не свободном от ''сонзаказового" налета, однако в то же время несущим в себе заряд высокой человеческой нравственности. Продолжая тему "двойного подвига рабочего человека в годы войны и послевоенной разрухи, автрр освещает высокую трудовую сознательность, показывая сколь велика активная жизненная позиция человека труда в годи, называемые теперь "застойными". В названии романа заложен философский пмыоа: страна, ее народ-труженик -■ в "полдень", т.е. в середине

своего пути к заветным целям; автора ннтересуют отнюдь не теневые моменты в жизни человека и общества, а "солнечная сторона" ото го пути, та нравственная сторона человеческой деятельности, которая обусловливается самой природой человека труда.

В романе "В полдень на солнечной стороне", как впрочем, и л большинстве произведений В,Кожевникова активная жизненная позиция - как одна из высших нравственных категорий автора п героев - органически слиты, переплетены: автор и герой - единое стилевое начало повествования. Эта художественная особенность объясняется необходимостью полного вхождения писателя "в образ" героя, в его человеческую сущность - силой ощущения и чувством собственного "л". Во всем этом - одна из типологически особенностей "производственной" прозы изучаемых нами писателей.

В заключении диссертации подведены некоторые итоги исследования, сформулированы основные выводы о состоянии "производственной" прозы 60-70-х годов, намечены пути дальнейшего изучения ее нравственных аспектов.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Образ автора в повести В.Кокевникова "Знакомьтесь, Балуев!" // сб. Изучение творчества советских писателей в педагогических вузах Узбекистана. - Ташкент, ТГП.1 им .Низами, 19«6, С.29-34.

2. Нравственная позиция художника и его героев.// Проблематика

и поэтика современной советской проты. - М., 19Н9. - 0,5 п.л. - Рукопись депонирована в ИИИОН-АН СССР 12.01.Ь9 № 36644.

3. Нравственные ценности в "производственной" прозо 30-х год-;а. // сб. Вопросы поэтики советской литературы. - Ташкент, ТГ11 им. Низами, 1909. С.78-09.

"1. Нравственная формула в "производственной" прозе // Тейио.н докладов научной кон^рены.чи молодых ученых ТагаП и Р'ПРЯиЛ "Проблемы русской фплологик". - Ташкент: Ей Гвардия, 191*9. С.1М-1Л6.

г>. Художественное постиг.ение героики труда в "иротеодстлегнпГ!" прозе // Пробле"?' 'теории и истории литературы. Тезисы докладов научной конференции. - Ташкент: изд-во литератур',1 и искусства им. Г.Гуляма, 1950, С.21-22.