автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нравственные искания в современной узбекской повести (М.М. Дост, Т. Мурод, Г. Хатамов)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ташпулатов, Гафуржон Гуломович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Нравственные искания в современной узбекской повести (М.М. Дост, Т. Мурод, Г. Хатамов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные искания в современной узбекской повести (М.М. Дост, Т. Мурод, Г. Хатамов)"

РГ6 од

5. I [ГОЛ г,35АК№ЖЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. АЛИШЕРл'НАВОИ

На правах рукописи ТАШПУ1АТ0В ГАФУРЖОН ГУЛОМОВИЧ

НРАВСТВЕННЫЙ ИСКАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

УЗБЕКСКОЙ ПОВЕСТИ (М.М.ДОСТ, т. МУРОД. Г. ХАТАМОВ)

10.01.02 - Современная узбекская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ташкент - 1993

Работа выполнена в orдедах теории литературы,литературных взаимосвязей а теорпт переводе Института литературы им. Алпиере Навои Академии Наук Республика Узбекистан.

Научный руководитель : докюр филологических наук,

профессор, лауреат государственной прении им. кбу Рай-хэна Берунй КАРИМОВ Э.А.

Официальные оппоненты : • доктор фидологических наук,

лрофессор кйРВМИЕВ С,

кандидат филологических hbvk, ИБРАГИМОВА Р.

Ведущая организация - Ташкентский государственный педагогический институт ии. Назаии.

Защита состоится п_" 1993 г. в 10.00 час. не

заседании специализированного совета Д 0X5. 21. по защите диссертаций на соиокание ученой степени доктора наук при Инотитуте литературы ии. Алишера Навои.. Аквдеиии Наук Республика Узбекистон /700170» г. Ташкент» ул.куминова, 9/.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан /Ташкенг-170, ул.Муыиновв, 13/.

Автореферат рвзосдан "__п__;____1993 г.

Ученый секретарь специализированного

совета ÁúJU^f ^ ^ЧЖАНОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теми. Бурныэ процессы происходили и продолжают происходить на 1/5 части планеты, ранее называемой Советским Со-взом. Распад некогда великой деркавы потряс весь мир, приведя в движение дремлющие общественные силы, вызывая цепную реакции взрывов. Республики Союза, обретя самостоятельность, стали независимыми.

Литература, являющаяся чутким барометром общества, еще в доперестроечный период стала откликаться на процессы, происходящие в стране. В литературу пришел новый герой, общечеловеческие и нравственные искания которого привлекло пристальное внимание общества. Проблема гуманности стала в центре современной повести. Новый взгляд на классовость, социальность, даже партийность создал свой собственный тип литературного героя, отмечанного специфическими чертами и в бытовых своих проявлениях и во всем своем поведении, выработал свой художественный стиль. '

Это новое литературное направление следует рассматривать в его целостности,* з его ведущих художественных, философско-психо-логических тенденциях, в его истоках и истории. Это направление можно.было бы назвать гражданственно-гуманистическим, поскольку эстетическая система, свойственная ему, явственно опирается на идеи развития национального самосознания и самоопределения народов. Тема личности, непримиримой, порывающей путы подавления и запретов, открыта добру и человекоявбив.

Народы, до сих пор сыотрев'шие на свои истории и истории своей культуры сквозь призму догматов, запретов и социальных стереотипов, кзчали постигать ее истинные ценности. •

Началось переосмысление норм, насаждаемых десятилетиями.

Принципы партийности и классовости, возведенные в ранг политического канона, начисто лишали народы, в том числе узбекский, своих великих исторических деятелей, художников и ученых, их научного и худояественного наследия.

Узбекская проза 80-х годов развивалась в основном в направлениях:

- изображения процессов национального самосознания народа и своеобразия эго национальной культуры и бытия ;

- изображения нравственно-психологической индивидуальности личности человека.

7нтенсивное обращение узбекских художников к истории наро^з,

жизни и деяниям великих яиц истории, осмысленно того слоя лиге- . ратуры и искуссгва, которая бала под запретом, определяет веду-' щув тенденции развития узбекской прозы 80-х годов.

Выбор героя в литературе социалистического реализма определялся принципами партийности и классовости. Им нередко оказывался секретарь парторганизации района, области, а порой и секретарь ЦК компартии республики. Это было общим местом в литературе доперестроечного времени. Новые веяния, бурные процессы, происходившие в стране разрушили стереотипы и догмы, пробив дорогу к свободному изображение повседневной жизни народа, его героев, их внутреннего духовного . ;ра. На магистраль узбекской литературы выходил герои, ранее незаметный, находившийся, как правило, на обочине свжетно-композиционного пространства, периферии художественного произведения.

Это, в первую очередь, происходило произведениях малого и среднего эпического жанра - рассказах и повестях, а затея и в произведениях крупного эпического жанра-романах.

Новые герои появлялись в узбекской литературе в 80-е годы в таком жанре, мобильном и оперативном, как повесть..'И опять-таки, как правило, в творчестве нового поколения писателей. Новый тип героя - простой, скромный, незаметный, но честный, совестливый человек, взятый в слоеных социально-бытовых обстоятельствах. Художественное изображение и нравственное осмысление этого героя основывалось на принципах творческой свободы и бытовых, повседневных жизненных реалий» Сложность человеческого характера, его внутреннего мира, отношения к обществу, его убеждения и идеалы вскрывались сообразно логике его психического склада, духовности.

"В то время, когда окружавшие погрязали в безнравственности и разлагали всех аморальность» своего поведения, эти люди сумели выстоять к с чистой совестью есть свой хлеб насущный. Они ..и были истинными героями. В исключительных случаях они, возможно,, и..' не соверааг подвига, но верность» своим убеждениям, чистой совестью и твердостью своей они достойны самой высокой оценки"^, -писал об этом типе совестливого, нравственного героя прозаик Хаириддин Султанов. Художественное' осмысление мира,' человеческой, судьбы, разнообразных и слокных процессов,, происходящих в жизни

I Стонов Да^ицат жамоли // Узбекистон адабиёти в.а санъаги.

общества и психологии человека, отмеченных печатью времени, нашло свое воплощение в содержании узбекских повестей.

Нравственная и социально-бытовая революция середины 80-х годов коренным образом изменила сознание людей, открыла для яанра широкие возможности развития.

К повестям, в которых изображен новый герой дотоле незаметный и скромный, относятся такие произведения, как "Возвращение в Галатепе", "Мустафа" Мурада Мухамма^а Доста, "Люди в лунной ночи", "Ночь, в которую ржала лоыадь" Тагая Мурада, "Луна над колодцем" Гаффара Хагэмова и др. По-разному складывалась судьба зтих повестей и их авторов. Особенно слокно и трудно складывалась судьба Тагая Мурада и его повестей, подвергшихся резкой, абстракционистской критике. 3 чем только не обвиняли автора. - и в идеализации, и в псзгизацик отсталости и феодальной патриархальщины и т.д., и т.п.

Приход в литературу простого, безыскусственного человека труда, глубокое исследование его богатого духовного мира, разнообразие художественно- изобразительных средств и приемов, воплощение его характера и личности все это свидетельствовало, что гуманистические и нравственные поиски узбекских писателей дают свои плоди.

Нравственно-философские поиск:: прозаиков в изображении человека, в исследовании истоков национального сознания, его этических основ, красоты внутреннего мира, его прекрасных стремлений в причинно-следственных связях сознания человека с народной нравственностьо и объективной реальностью и составляем цель и задачу нашей работы.

Изучение жанра повести 80-х годов во всем его разнообразии, определение его места в литературном процессе, освещение художественно-эстетических проблем, поставленных временем, выявление основных тенденций развития жанра и принципов изображения человека также входят в задачу налей диссертации.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации -раскрыть художественную трактовку человека, нравственно-философские искания узбекских писателей 80-х годов в ходе системного анализа повестей Мурада Мухаммеда Доста, Тагая Мурада, Гаффара Хатанова. •

Исследование новой концепции человека в узбекской повести 30-х годов, иного более сложного и свободного отношения к чело-

веку, его внутреннему духовному миру, к его не только груду и связанных с ним перекиваний, но и к сфере чувств простых тружеников самых различных сословий гакке входит в цель нашей диссертации. .

Рассматривая повести 60-х годов, исследуя и выявляя принципы изображения человека в процессе тех бурных катаклизмов политических, социальных, нравственных, философских, происшедших в обществе, мы обращали внимание в структуре каждого образа не только на социальное, повседневное и преходящее, но и на вечное в сфере чувств, в духовном мире литературноТо героя к какому бы сословие он не принадлежал, какого бы интеллектуального уровня он ни был.

Цель» нашей работы является:*

- анализ ^ормы и содержания кэждой повести, их диалектического единства с акцентом на определение его художественности ;

- выявление принципов изображения человека ;

- определение философской и социально-психологической ин- ' терпретации человека, взятого в сложных, многогранных, а порой . и трагических связях со средой его обитания, бытового и духовного, низкого и высокого, прозаического и поэтического в каждом литературном герое ;

- выявление нравственного, взыскательного, жесткого отношения писателей 60-х годов и к самому человеку, изображенному героем повести, но и к той социально-общественной.среде, порождением которой он является ;

- исследование изображения и оценки доброго и злого, светлого и темного, здорового и больного, эгоистического и аяьтруа-листического, нравственного и аморального в человеке и социально-психологической их детерминированности объективными обстоятельствами ;

- исследования случайного и типического, индивидуального и типологически общего, сенсуалистического и рационального и т.д.

В диссертации на ставится цель рассмотреть все повасги 80-х годов. Для анализа отобраны те из них, в которых художественное изображение современного человека проведено концептуально словно, многозначно, противоречиво, реалисгически точно и весгко, психологически глубоко. Поэтому к литературоведческому анализу повлечены произведения Л.М.Досга, Т.Мурада и Г.Хагамова, где псказ человека вызвал спори, возражения, " порой и осуждение.

Объектом исследования стали повести "Мусгафа", "Возвращение в Галатепе" Мурада Мухаммада Доста, "Круг", "В ночь, когда ржал конь", "Люди в лунной ночи" Тагая Мурада, "Возвращение", "Луна над колодцем" Гаффара Хагамова.

Научная новизна и теоретическое значение диссертации опре-ляются тем, что специальное литературоведческое исследование повестей Мурада Мухаммада Доста, Тагая Мурада и Гаффара Хагамова в аспекте концептуально сложной художественной трактовки человека и в таком сочетании проводится впервые.

Рассматривая жанр повести как самобытный, оперативный и разведывательный, мы попытались выявить и своеобразия жанра повести 80-х тодов. Помимо традиционных компонентов, определяющих природу жанра (характер, масштаб охвата жизненных событий, объем) на повесть воздействует и новый тип героя, романное мышление, поликонфдиктносгь, расширение свжетно-композиционных и просгранственно-гременных параметров, увеличивших емкость среднего эпического жанра.

4 Герой с неоднозначным, противоречивым характером становится ведущим героем жанра. Он предопределяет углубление и усложнение психоанализа, психологические подробности преобладают над событийностью, психологический стиль становится главенствующим.

3 узбекской повести 80-х годов наряду со сложными, неоднозначными характерами изображаются и герои нравственные, мужественные, правда с определенной ее статичностью. Однако писатель художественно глубоко проникает в сложную, меняющуюся противоречивую йизнь. Они, эти герои, проходят трудные испытания на стойкость гуха и убеждения, веры и любви. В отобранных для анализа повестях, изображающих драматическую современность, поднимаются и решаются вечные теиы- и проблемы лвбви, добра, верности, чести и благородства. Таковы герои Мурада Мухаммеда доста, Тагая Мурада.

Тип героя повестей определяет стиль произведений.

Человек и объективная реальность, отображенные в повестях, ставших объектом диссертационного исследования, - это не только продукт семидесяти с лишним лег господствоваваего тоталитарного строя, но ьароднои нравственности, тех общечеловеческих и вечных ценностей, которые всегда живы в духовной ипостасии, в литературе, культуре, сознании каждой нации.

3 этой связи каша работа представляет собой попытку пока-

зать того, что человек, изображенный в повестях 80-х годов, является хранителем народной нравственности, общечеловеческих и вечных ценностей.

Методологической основой диссертации стали работы ведущих наших ученых, исследующих проблему героя и времени, метода и принципов изображения человека.

В этом плане для нашей диссертации весьма полезным и плодотворным был теоретический.опыг таких ученых, как М.Бахтин, Г.Гуковский, Д.Лихачев, М.Храпченко, 'Л.А.Султанов, Б.А.Назаров, С-Мамаджанов, Х.Абдусаматов, С.Мирвалиев, Э.Каримов, У.Нориа-тов, Г.Салямов, Н.В.Владимирова, Н.ХуДойберганов и др.

Практическое значение исследования. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в трудах по теории и истории жанра повести, а также в учебниках и учебных пособиях по современной узбекской литературе, в лекционных курсах, спецсеминарах на филологических факультетах вузов, в школе.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в 2-х статьях и 4-х тезисах докладов, сделанных на научных конференциях в Института литературы им. Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.

Структура диссертации. В соответствии с поставленной проб- • лемой_-и методологией исследования, целями и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Во введении определяются актуальность и новизна исследования, его цели и задачи, методологическая основа,'теоретическая и практическая значимость, освещается степень изученности проблемы.

Первая глава диссертации "Романное мышление и творчество Мурада Мухаммада Доста", где исследуются повести "Мустафа" и "Возвращение в Галатепэ", состоит из двух подглавок.

В первом разделе "Художественный тип человека в повести "Мус-таыд" рассматриваются принципы изображения нового.типа героя, выдвинувшегося в центр повествования самой жизнью. Определяются художественные особенности повести, значимость его содержания.

Герой этой повести получил в прессе разноречивую оценку.

Так, критик Я.Яквалхужаев относит Мустафу к тому же типу героев, что и старик Момун из повести Ч.Айтматова "Белый пароход", соглашаясь, что он новый х.ля узбекской литературы*.. Однако характеры старика Момуна ("Белый пароход" Ч.Айтматова) и Мустафь (из одноименной повести М. М.Доста) существенна разнятся, и отнесение их к одному и тому же социальному типу сомнительно.

Чингиз айтматовский Момун (слово "момун" в переводе на русский язык означает "кроткий", "смирный") заслужил прозвище "расторопный" - не только "за свою неизменную приветливость ко всем, но и готовность любому услужить".

Момун кроток и безъязык. Он не может никого и ничто защитить от зла, ни свою дочь, ни своего внука, ни свое достоинство, ни Рогатую мать-олениху.

Мустафа считает человеком того, кто в состоянии сберечь достоинство. Такоза его вера и убеждение. Рзмена убеждению равноценно гибели. Поэтому он не может простить дочери, позволившей надругательство над женской честью.

За свою аморфное, ь Момун поплатился жизнью и гиоельа 2ьу-ка сказкой своей о Рогатой матери-оленихе. То была расг.л-гз человека перед судом поруганной совести и вера.

Мустафа тоже тих и кроток, но он тверд в своих уоеждс::;;ях. Он не мирится и не позволит надругться над телом человека 2 смерти. Он противится оскорблению человеческого достоинства, к не страшась гнева "красных", с соответствующими ритуалами предает земле тело убитого курбаши.

Мустафа - тип героя времени пробуждения, времени нравственного самосознания народа и личности.

Такие типы лядей существовали во все времена.

Момун - тип забитого, запуганного временем человека.

В центре повествования узбекской литературы появился тип героя, противостоящий классовому злу. Мустафа противостоит , но по своему характеру и своим уоевдеииям он не мо>.:ет твегить на зло злом, насилию насилием. Его протест носит внутренний характер. -Он предпочитает не участвовать в общественном зле, хотя его и заставляют.принуждают к этому, Но он всегда противостоит социальному, классовому злу, оставаясь верным законам нэрод-

I Яквалхужаев ¿. Уч кксса - уч олам // 7зоеку.стон адабиётй ва санъати, 1979, 16 о.стябрь.

ной нравственности.

Мурад Мухаммад Дост в изображении Мустафи и связанных с ник событий предельно объективен. В повествовании отражается своеобразие наречного восприятия мира чв._овеком-тружеников узбекского кишлака, его представление о прекрасном и безобразном, о добре и зле. Средства художественной изобразительности подчинены глубокой психологической разработке национального характера, своеобразию национального самосознания. В изображении национального характера и его типа мышления М.М.Дост учился у Абдуя-ли Кадыри - классика узбекской романистики. •"... Произведения Кадыри, - пишет он, - не устарели. Причину этого мы должны искать в национальности характера, национальности стиля речи""'-. К в юморе он миогое перенимает у А.Кадыри, но по-своему. "Вторая необходимая черт.., - пишет Мурад Мухаммад Дост, - которую мы.и молодые должны изучать - смех. У него /-А.Кадыри/ можно обнаружить всо типы смеха - от безобидной улыбки до убийственного сарказма. Сатира Кадыри очень сильна. Он не уступает в пародировании Рабле или Свифту"^.

Правда, М.М.Дост учился не только у Абдудлы Кадыри, но и у I;.а.Гоголя, у своих великих и малых предшественников,но прежде всего он учился у самок газни.

Создавая национальные характеры стариков в повести "Муста-фа", М.М.Дост окрашивал их фигуры и речь своеобразным юмором, свойственным только ему.

В изображении характера концентрируется художественный опыт многих писателей и литератур многих народов.

Повесть "Мустафа" - важная ступень в творчестве писателя, в росте его мастерства, в глубоком художественном постижении действительности, которое наиболее ярко и сильно проявилось в его следующем произведении - "Возвращение в Галагепв".

Во втором разделе I главы рассматривается вопрос о соотнесенности "Героя и жанровой. природы повести "Возвращение в Гала-тзпе", вокруг которой развернулись страстные споры. Клвчевым моментом этих споров стал неоднозначный, непонятный порой критикам характер главного героя произведения Ташпулата Хайбэровв.

Хаьбаров - личность духсэно одаренная» неординарная. Его

1 Дуст Мурод Мухаммед. Кбраг // Ыарк.Юлдузв. 1964, В 167 б.

2 Там ке.

пытливый ум всегда в напряжении, стараясь проникнуть в суть самых различных явлений и событий истории и современной жизни.

Жизнь отца, судьбы старой Анзират, бывшей жены отца, братьев и сестер, дяди Мурада изображается в процессе восприятия и осмысления Ташпулата. Он пытается проникать в смысл судеб. Обдумывая, он сталкивается с различными социальными, политическими, философскими, нравственными проблемами. В его сознании наслаиваются самые различные впечатления. И суждения его поэтому неоднозначны. Хаибаров - человек аналитического типа мышления, ищущий. Говорить об ищущих героях, что они социально пассивны, что в их изображении "недостаточно ощущается социальное содержа-ние"^ неправомерно, да и старо.

Сложность и противоречивость героя потребовали от автора соответствующей художественной формы изображения. Особенность повести вызвала оживленные споры о жанровой природе произведения и специфике его конфликта.

Критики разошлись в определении жанра "Возвращение в Гала-тепе". Одни считали произведение повестью^, другие - романом^, третьи - неопределенного жанра^. Все это свидетельствовало о необычности структуры и содержания произведения, не укладывавшегося а формы традиционных представлений.

Потребность к оценке сдвигов и превратностей, сложностей человеческих судеб, к определению его интеллектуальных и духовных потенций, к переоценке жизненных позиций в столкновениях с внешней средой, с господствующими догмами и предписаниями и обусловливало объективные предпосылки возникновения нового художественного видения мира.

В основе узбекской повести 80-х годов лежит иное, более ана-литичное, чей прежде мышление, получившее название в литературе "романного".

Романное мышление определяло резко возросший уровень концентрации событий, аналитическую емкость и масштаб художественного обобщения.

Акрамов Р. Бадиия суз ва назарий фикр // Узбекистон адабиёти ва сзнъати. 1985. 6 сентябрь.

2

с!н£атп ^19^^0°октя§рь'5ааа^И ^ Узбекистон адабиёти ва

3 Аъзэм А. Даврадан таицаридаги одам // Узбекистон адэбиёги эа саньати, .1982 , 29 октябрь: Болтабоав X. Хаётий ва сохга конф-яикглар // Узбекистон адаоиети ва санвзп?,.1933, 26 август. Ц Кмоиов Б. Типздргкм такдил ва конлифкт /V Узбекистон адаОиёти

ВЭ СЗНЪЗТИ» 1 Х-/ ЯКддрЬ#

М.М.Дост проводит циклизацию своих произведений. Видимо, нэ . зря автор одцу из своих книг, куда вошли повести "Мустэфа", "Возвращение в Галатепе" и "Отставной" назвал "Галатепинские повести*.

Так, герои-галатепинцы становятся действующими лицами таких его повестей, как "Мустафа", "Возвращение в Галатепе", "Отставной" и ряда рассказов.

В повести Мурада Мухаммада Доста нравственно-философская проблематика осмысливается, преломляясь сквозь призму сознания Хайбарова, судьба которого переплетена с судьбами многих односельчан и горожан, которыи связан- с Хайбаровым, реальность» его памяти. Для художественного воплощения авторского замысла, его нравственно-фидоссфских исканий, необходим был не только герой с аналитичным складом сознания, но и целый цикл произведений, расширяющий масштаб отображенной реальности, произведение с разветвленной соаетно-композиционной структурой, с временными-пространственными параметрами, соответствующими своим масштабом той жизни, которая отображается в системе художественных образов, воплощающих замысел писателя. Герои же выступает синтезирующим началом, стягивающим воедино главные проблемы духовной жизни нашего современника, их организующим и свжетно, и психологи- • чески центром.

Романность узбекских повестей отмечена и в книге "Адабий. турлар ва жанрлар" ("Литературные роды и жанры"). Там говорится, что "диффузия жанров создает новые виды и разновидности повести. Повесть, не теряя присущие ей жанровые черты, приближается к форме романа. Это явление связано и с проникновением романного мышления в жанр повести"^.

Романность проникает в средний эпический жанр, формируя романную разновидность повести, расширяя художественные возможности жанра для углубленного и разностороннего изучения личности человека.

В повести М.М.Доста противоречия носят интенциональный-характер. Содержание повести синтезирует нравственную, личностную проблематику.с социальной, философской и исторической^ Возникают

1 Дуст Мухаммед. Гадатепа ниссалари. - Тошкен-.: Ёш гвар-

2 Каримов Э.А. Узбек совет адабиётида повеоть жанри. В кн.: Адабии турлар ва жанрлар. Т.1. - Тошкент: $ан,-1991: С.165.

конфликтные ситуации, порождающие новую развегвленную сеть сюжетов ретроспакцкй. Борьба противоборствующих сил (или тенденции) органически смыкается с борьбой характеров. Эта особенность конфликта повести отмечена и в критике ♦ Конфликты социальные и личностные в слиянной форме изображены в главе "Воспоминания". Оказавшись "в котле страстей тех времен", строя новую жизнь, Раим аксакал, втянутый в пучину непредсказуемых политических событий,становится ее жертвой. Власт:, которой он правдой и верой служил, сажает его в тюрьму. Противоборство различных тенденций и конфликтов сказывается . во взаимоотношениях Раима аксакала с муллой Чари. Столкновение характеров дает себя знать и в отношениях Хайбарова с Самадом, с сестрой и т.д. Но ведущим конфликтом является противостояние человека обществу. Источник •психологических коллизий, внутрзкчих страданий к размышлений определяется противоречием между человеком и обществом.

В повести герой изображается в сложных формах реального жизненного процесса, в разветвленных сюжетных построениях, в поликонфликтной ситуации.

Многоплановость, многозначность, философичность повести в ее романноети.

Повесть М.М.Досга "Возвращение в Галагепе", где в финальной части герой задумывается о возвращении из города з село, не только сложна, многозначна и многослойна в сюжетно-временном композиционном пространстве, но и философски-психологична глубока, поликонфликтна и полифоьична в принципах изображения человека.

Вторая глава-диссертации "Гуманистическая концепция повести Тагая Мурада:"Люди в лунной ночи" и новый тип героя" подразделена на три подглавки.

В первой подглавке, названной "Композиция и герои" исследу- ■ ется взаимосвязь структуры повести с образной структурой и особенностью изображения человека.

Композиционная организация ретроспективного сюжета носит строго упорядоченный характер. События, происшедшие в совместной жизни героев, сцепляются одно с другим, не нарушая временной структуры произведения, что способствует развертыванию художественной концепции человека постепенно.

I См. об этом: У лугов А. Киссачилигимиз кярралари. - Топкенг Уцшуачи, 1951. С.39.

Композиционное сцепление событий в повествовании начинается с совместной жизни Каплана и Оймомо - их сватовства, изображения свадебных обрядов узбеков. Так подчеркиваются внутренние, эмоционально-смысловые связи между вводно.. новеллой и ретроспективным сюжетом. 3 этих связях детерминируется состояние старика Каплана, мысленно Еедущего спор со своей ушедшей из жизни женой.

Детализированное изображение свадебных обрядов как бы накаливает заряд эмоционального эффекта для финала повести. Такая детализация необходима и для того, 'чтобы как можно выпуклее изобразить тот неповторимый мир, в котором живет Каплзн и воспоминания, которые поддерживают его.

1ольклорнке элементы композиции подчинены раскрытию основной проблематики повести - изображению великой любви двух людей - Каплана и Ойм-мо - их верности своеку чувству, преданности друг другу.

Замедляющее сюжетное действие вставные зюкенты не только обостряют коллизии, но к психологизирует внутренний мир героев. Страдания и тоска по неродившемуся ребенку всюду и везде преследуют героев повести, не давая им покоя, грызя их души.

Ретроспективный св&ет построек гак, что действие начинается ранней весной и завершается поздней осенью. Композиция приобретает своеобразно-символическое значение. Художественное время вбирает в себя рождение и расцвет, оплодотворение и созревание, время плодов и увядааие прлроды. Время дьигается неумолимо вперед. Мечта героев найти свой плод в этой быстротечной жизни становится все страстнее, отчаяннее, нереальнее.

Включенные в композицию повествования иррациональные .элементы - видения сновидения Каплана и Оймомо не противоречат логике развития сюжета, напротив, помогает еще глубже, сложнее раскрыть психологию героев, сокровенные чаяния их души» обусловленные бесконечностью ожиданий в тоски по неродившемуся ребенку.

Хотя грань иежду свои и явью в художественном тексте отыежо-вана от событий, явлений действительности, сон как выражение напряженной работы психики героев, горявдгх желанием иметь ребенка, вписывается * композиционен структуру повести в качестве необходимого элемента, усигавэвцего художественное содержанке произведения.

Дальнейшая композит' энная организация повествования приобретает глубоко лиро-психодогическиа характер. Она строятся в форме

сменяющихся лирических раздумий, к которым как бы подключается повествования о событиях.

Лирическая медитация о простой и преданной человеческой любви персонажей, нравственных взаимоотношениях людей - помогает автору сосредоточить изображение на социальных, нравственных проблемах бытия.. Стиль сказа своей мелодичностью, соучастием рассказчика в переживаниях героев сближается со стилем дастанов народных сказителей - бахши. Медитацконный строй помогает рассказчику выразить свое отношение к событиям в жизни героев, к бытовым и нравственным проблемам-, выразить свою концепцию человека.

Во второй подглавке второй главы рассмотрен герой, вступивший в конфликт со средой, с общественным мнением.

Постигая человека, Тагай Мурад в своей повести "Люди в лунной ночи" обращается к изображению его скрытой, сокровенной внутренней духовной жизни. Конфликтная ситуация между человеком и обществом возникает в сфере быта. Он возникает как результат противоречия между желанием и невозможностью ее реализации, между человеком и нравами и обычаями среды. Любовь героев повести Тага.я Мурада сильна как смерть и даже сильнее смерти.. Любовь Каплава продолжается к после смерти его жены Оймомо, Интересно в диссертации сопоставление любви Капкана и Ойиомо с любовью героев Н.В-.Гогожя "Старосветские помещики", с любовью овеянной легендой древнегреческих мифологических персонажей Филимоном и Бавкидой.

Национальная психология сформировала круг интересов, желаний, гамму чувств Каплана и породила антиномию во внутреннем его мире. Жажда иметь детей, обусловленная национальной спецификой его характера, вступает в противоречие с его любовью, порождая трагические перекивания.

Внутреннее Тагай Мурад передает через внешнее. Строй чувств й мыслей героев раскрывался в процессе реакции на внешнее. Беглые, предельно лаконичные, как бы вскользь высказанные суждения, недоговоренности и недомолвки, составившие стилевую атмосферу повести, были продуманным психологически« приемом.

Конфликт в повести возникает в сфере социальных отношений, возрастает душевная напряженность, отчаяние, чувство потерянности героев, неуверенность в себе, в добро, в светлые начала жиз-

ни, происходят сдвиги в сознании, психике героев._

Трагический конфликт с обществом и самими собой завершается катарсисом, духовным очищением. На склоне их жизни наступает нравственное успокоение и гармония.

В третьей подглавке второй главы исследуется "Отношение повествователя к герою", позиция автора по отношению к обществу.

Отношение автора к своим персонажам выражается в выборе героя, жестком отборе реалий, в принципах их изображения, выделении и усилении своеобразных сторон жизни.

Тенденция художественного произведения выражается в системе образов, в разработке характера, описании внешности, поведения, поступков, действий, внутренних психологических перипетий.

■ Тенденция выражается в повествовании, в рассказе от третьего лица, рассуждениях и суждениях автора, персонажей, в отношении автора к своим героям и т.д. и т.п.

Персонификация повествователя позволяет смонтировать исто-рико-хроникаяьную ретроспекцию с развертывающимся действием в настоящем.

Взгляды писателя на мир, на природу человека, его общественную суть фиксируются прежде всего в образе, творческом процессе вообще. Художественный текст нередко сочетает изображение героев, детализацию их действий, отношение с людьми, обществом, государством, природой, с человечеством и вселенной.

Третья глава диссертации названа "Типологически общее в концепции героев повестей Т.Мурада и Г.Хагамова". Она состоит из двух подглавок.

В первой подглавке исследуется "Сходство и различие в изоб- " ражении героев в повестях Т.Мурада и Г.Хагамова".

Внимание Тагая Мурада, Гаффара Хатамова и других их сверстников привлекает человек времени застоя, его суть, взгляды, искания, духовный тупик, в ротором он оказался и тщетные попытки выхода из него. Человак времени застоя должен был либо замкнуться в себе, либо приспособиться к существующим порядкам, к всеобщему нравственному разложению общества, непредсказуемому по своим последствиям. Люди, бунтующие, не принимающие существующего положения, становятся героями Т.Мурада и Г.Хатамова'. ' аиболее яркое свое воплощение они получают в повестях "Люди в лунной ночи", "В ночь, когда ржа* конь" Т.Мурада и "Возвращение", "Луна над колодцем" Г.Хатамова.

Понимание человека, его исканий в творчестве каждого писателя было неоднозначным. Если Г.Хатамова интересовали типы героев, ищущие своих идеалов, неустоявшиеся, то Т-Мурада привлекали нравственно устойчивые, благородной души. Типология характеров их героев разни-ся по своей социальной и нравственной структуре. Своей разностью они и интересны. Однако их объединяет тяготение к изображению национальных характеров, национальных духовных и нравственных истоков и устоев.

Национальное своеобразие повести Т.Мурада "Лог: в лунной ночи" обусловлена своеобразием изображения и истолкования оыта и нравов узбекского кишлака, психологии народа, его чадолюбия. Содержание и определяет сажетно-композиционную организацию произведения, своеобразие конфликтных ситуаций, психологических коллизий,. высокую духовность героев, отношение повествователя, автора-рассказчика к своим героям.

Исторически конкретная среда породила свои осооенные социальные типы людей, сложных, противоречивых, со своим взглядом на мир. Писатель не уг:рощаег человеческих отношений, наоборот, обостряет их.

Тагай Мурад изображает нравственно стойких людей, показывает ту тяжелуа, изнурительную внутреннюю борьбу, которую они ведут с общественным мнением среды, отстаивая чистоту своих чувств и идеалов.

В центре произведений Тагая Иурада простой сельский труженик, который почти ничем не отличается от своих односельчан, разве что стойкостью своих нравственных идеалов. Именно он главная фигура его повестей. Характеры и воззрения героев созвучны с философской и нравственной концепций автора: обыкновенность в необыкновенности, стойкость, терпеливость, доброта, благородство, умение глубоко любить, пожалуй, вот слагаемые положенные в основу структуры характера, концепции жизни. Она высвечивается в созданных характерах и социальных типах. Индивидуальной характер поднят на уровень социального типа.

В повести "Луна над колодцем", Гаффар Хатамов также старается глубже проникнуть в личностные начала своего героя. Центр художественного изображения и анализа смещен э сознание и психику персонажа. Хотя в повести художественное время не рэзд;зпн.\-то (здесь, как и в первой его повести, события происходя? в продолжении -одних суток), насыщенность мыслительных и эмоииональ-

ных процессов значительно возрастает за счет ретроспективного изображения. Бея жизнь героя вмещена в одни сутки его переживаний, ставшего худокественным временем. Отсюда и обостренность, драматизм прич-нно-следственных связей, переживаний и. поведения героя. Писатель скрупулезен в художественном исследовании человека, решившего противостоять аморальности общества, порвать с прошлым, которое преступно и начать новую, чистую и нравственную жизнь.

В этом противостоянии двух начал обнажается трагедия героя повести.

Захлопнув душу для правда, справедливости, добра, Хаким прошел через многие стадии стяжательства. Чужие, неправедные деньги стали стекаться и в его карман, как и в карман его покровителей. Оь был назначен кассиром вместо убитого Хаккуда, который как бы пробудившись от дурного сна, попытался восстать против руководства хозяйства, обиравших, грабивших колхозников.

Но как бы ни были всесильны деньги, дремавшая в Хакиме совесть, усыпленная, подавленная временным вторжением в его душу власти лай, стяжательства, денег, начинает пробуждаться и протестовать. Этот протест был в его душе, он таился там еще в тот день, когда Хаким вынужден был пойти на компромисс с Забитовым. Но он подавлял свой протест, заливая его водкой, и не давая вырваться ему наружу. Он искал и нашел в лице Гавхар человека, который не знал угрызений совести. Она успокаивает Хакима утверждением, что наслаждение-и благополучие оправдывает все. Хаким, прибегая к помощи Гавхар, надеялся на избавление от мучений совести. Но его старания тщетны. Ни водка, ни ласки Гавхар, ни ее воззрения не в силах совладать с его просыпающейся совестью. В его даже залитом водкои сознании постоянно и все отчетливее вырисовывалась снова и снова картина ночнои дороги, где лежал изувеченный труп Салама Хаккула, вновь и вновь пред его духрвным взором вставала безумная Истарчи момо с протянутыми руками и ищущим своего сына взглядом.

Психологический процесс духовного возрождения героя в повести Г-Хагамова "Луна над колодцем", драматические конвульсивные терзания его совести кзеЗракеш» сложно и противоречиво, с той глубиной и многозначностью, которая в навей сознании связывается с само/, высокой художественностью.

V в ранней повести Г.Хатамоза "Бозвлацэнне" изображался re-

рой, заблулившийся в лабиринтах жизни, герой, искавший свое потерянное "я", свою индивидуальность, человек, который хочет возвратиться к своим нравственным, духовным народным истокам. В повести "Луна над колодцем" герой предстает еще более сложным, еще более противоречивым. Еще более сильно проступает индивидуальное, духовное начало в повести.

Во второй подглавке рассматривается "Типологически общее и индивидуально своеобразное в героях, проблематике и поэтике произведений Т.Мурада и Г.Хатамова".

Исследование творчества нового поколения писателей, рассмотрение повестей Т.Мурада и Г.Хатамова показало примат нравственного в их произведениях. Ибо- в нравственной проблематике внимание художника сосредоточено на жизненной позиции личности и на тех изменениях этой позиции, которые получает свое художественное воплощение в произведении. Главное в содержанки их произведений философские и нравственно-этические поисхи героев, поиски ответа на вопросы о емкеле жизни, о добре и зле, справедливости и несправедливости. Важнейшим компонентом в проблематике повести является изображение процесса нравственного и идейного самоочищения и самоопределения, личности. ...

Одной из. особенностей этого периода является органическая связь духовно-ценностного момента в характеристике героев с временной ориентацией, которая гак или иначе сопровождается внутренней напряженностью и психологическими перегрузками, налагающими на литературу печать- драматизма и трагизма.

Г.Хагамов изображает своего героя в экстремальной ситуации, в переломный момент жизни, когда он стоит перед выбором верного нравственного пути, когда происходит конфликт между личностью и обществом, когда написанные законы определенной среды вступают в столкновение с добром и созиданием, истиной и красотой.

Герой в драматической ситуации подчиняет свои поступки своей совести. В этом собственное "я" характера Хакима, приво- ■ дящего свои действия, поступки, мысли и чувства в соответствие с совестью.

Реальная действительность в произведении изображается опосредованно. Она проходит осмысление э сознании художника через авторскую субъективность и индивидуальность. В этом процессе творческой типизации художник выделяет определенные, интересующие его грани объективной реальности, осмысляет жизненные явления и

процессы.

: В повести Т.Цурада "Люди ,в лунной ночи" в качестве преграды выступает не то ихи иное событие, факт, этическая норма, а вся.совокупность ценностно-нормативной системы нравов и обычаев. В основе трагедии героев Тагая Ыурада лежит конфликт с абсолютом господствующего общественного мнения и относительностью этогс мнения для их любви.

Сближает Г.Хатамова и Т.Мурада многозначность и глубина художественно-психологической разработки характеров, многослой-' ность отображения существующей реальности. Однако формы психологизма 7 них разные. Если Г.Хатамоа старается осмыслить сущность характера героя через посредство движения его мыслей, то Т.Мурад в изображении борений, происходящих в дуве своих героев, прибегает к приему "тайного психологизма", передаче их чувств через посредство недомолвок, недоговоренностей, а порой и простого молчания.

Если Тагай Мурад ищет своих героев в сфере высокой нравственности, гуманности, и они, как- правило, нравственно устойчивы, то Гаффар Хатамов ищет своих героев в сложных, противоречивых условиях социальной жизни, в борьбе с ними.

Но герои Т.Мурада и Г.Хатамова - это герои ищущие, меняющиеся под влиянием разнообразных жизненных ситуаций и коллизий. И они, их сознание и мысль постоянно и напряженно ищут нравственный смысл жизни, его высокую цель и предназначения. Изображая психологически точно механизм действия и поступков своих героев, писатели не только показывают зависимость их от общества, его норм и мнений, но и преодоление этой зависимости, когда она вступает в противоречие с правдой, нравственностью и высоким предназначением человека. • .

В заключении обобщаются выводы, вытекающие из содержания всей диссертации.

Интенсивная диффузия жанров, романнпсть мышления, внимание к художественности изменила структуру повести. Появились новые разновидности жанров. Содержание повести становится насыщеннее и аналитичнее, само же художественно-временное пространство населяется плотнее.

Повесть как средний эпический жанр стал многозначнее и многословнее по содержанию.

В новых исторических условиях переходного периода, когда на

смену одному строя, одной государственной системе, подвергшейся интенсивной ломке и разрушении, шел другой, более гуманьый, более демократичный, чем прежний, пришел и новый тип героя.

Новый тип героя, ищущий новые общечеловеческие нравственные, философские ценности, абсолюты и устои, перестроил и жанровую структуру повести, сделал ее романнее, многозначнее, мно-госяойнее, свжетно разветвленнее и аналитичиее по содержанию.

В свою очередь и изменившаяся структура повести подняла социальный тип, порожденный эпохой смены различных ту дарственных систем на уровень романного, эпического героя, на уровень изображения катарсиса : духовного очищения человека. Как видим, в жанре повести происходили процессы неоднозначные, но диалектически взаимосвязанные. Герой стал сложнее, противоречивее, психологическая разработка харак^гэра глубже. Решал он проблемы общечеловеческой значимости, не только социальные, но и вечные.

Приматом в изображении героя был критерий нравственный при сохранении критериев социальных. И содержанием новой повести и ее жанровых разновидностей по преимуществу стало содержание нравственное и философское.

Анализ произведений М.М.Доста, Т.Мурада, Г.Хатамова показывает, что.на данном этапе исторического развития проблема нового типа героя является актуальной л коренной. Художественная трактовка героя времени становится сложнее не только в жанра повести, но и в других жанрах.

Возрастает интерес к проблеме личности, стремление к перво-открытпо нового человека. Причем, это открытие и постч^ение проявляется не только в' изображении посгупкой, действий, но и показе интенсивности внутренней жкзни, духовных искании литературного героя.

Своеобразие художественной трактовки человока алечзт за собой изменения и в. художественной форме. Появляптся ноенэ кадровые разновидности как в жанре повести, так и э других яанрах. Складывается более глубокое представление о нааей эпохе, нашей истории и нашеи литературе.

Основные положения диссеагации отражены в следующих публикациях:

I. Русская классическая литература и творчество Т.Мурада. Материалы научно-теоретической конференции молодых учзных-^ило-логов республики. Тоикент: §ан, 1989.

¿. Психологии гахдил принциплери хусусида. Магеривлы научно-теорешческой конференция иолодых ученых-филологов республики. - Ташкент •: Фан, 1990.

3. Конфликт за кахрвыон. Материалы научно-георегической конференции иолодых ученых-филологов республики. - Тошкенг, 1991.

Düofí ва зс8рнг*нг KjHptjji хуоусиягд^Р« /"Га да гена га дактии" чиоовси ьксол№ /кагеривлы конференций иолоднх лигерв-1Урогедо"в республика. - ТошкенЕ, I99¿.

5. Бад'1|лй цвхрв-iOH ва нвар габиаш // Узбек гили ва вдаби-ёг!-!, 1993. lo нечаги/

6. г'аффэр Xoibuob ькодида иноон твсвири // Труды молодых ученых НГУ, 1993.

7. Цоиходогачеокие отрыгая современной узбекской повесги. В сб. Изучение литературных образов в вузе. - Ташкент, 1993«

Тошпулатов FofypieoH Руломович

хозргрги замш Узбек киссачшигида маънавий

изланишлар (М.М.Дуст,Т.Мурод,РДотамов ижоди мясолида) Диссертация филология фан лари номзоди илмий даражасини олиш учун ёзилгая • • Мугахассислик - 10.01.02- Хозгтрги узбек адабиёта

То$уррон Тошпулатовнинг" "Хозиргя .узбек киссачилиггтда маъна-еи^ изланишлар" мавзуидагч номзодлик диссергацяясида. мухим илмий ахамиятга эга булган долзарб муаммо тадкик этилади.

Диссертация ?з мазмунй ва куйииган максадларига кура квриш, уч боб, хулоса ва фойдаланилган адабяётлар руйхатидан иборат.

Иш узбек адабиётшунослигининг долзарб муаммопаридан бири - хо-зиоги замон узбек циссачилигидэга маънаэий-ахлский изланишларнинг тадкикига багятланган.' Тадкикот объекти сифатида Мурод Мухаммад ДУстнинг "Мустафо",' "Галатепяга кайтта", Torafi Муроднинг "Ойдикда юпган ода.члар", "От кишнаган ониомда", Раффор ^отамовнкнг "Кудук тепасидаги ой" ва узбек адабиётида бадиият сохасида янги суз бул-ган кяосалар танлаб олтвдган ва улар маълум нуктаи назардан каоаб чикил^ан. ■ • ' • '

Шуни алохйда таъкидлаш керакки, бу киссаларнинг баъзи бирла-[.'.1 чаълум бахсларга сабаб булган ва гурли^ зиддиятли бахолар ол-ган. Бунинг сабабларини хам диссертант холисона,, объектив тарзда очиб бера олган.

¡in назарзй аспектда ёзилган.

Диссертант узбек киссаларини тахллл килар экан, улардаги мав-зу янги лиги, киссаларда романга хос тафаккур, ках£"-<мон типининг, фалсафий-яхлокий ва гуманистик мазмуннинг янгилиги, мураккаблиги, кулмаънолиги ва купкирралигини бадиий асарлар тахлилии жараёяида игаонапли очпб беради.

Шуни айтии керакки, ищдаги хар бир фикр, хар бир . хулоса бадиий матннинг атрофлича тепан гахлили оркали исботланади. Диссертант исботланмаган, декларатив фико-му лохазапардан к.очади.

Дзссертациянинг яна бир эъгиборяи тортадиган гомони шундаки, унда муаллиф узбек киссаларининг бадиийлиги даратгаси ва уларнинг узбек эдабиётида эгаллаган урнини белгилаб беришга харакат килган.

Илмий гадкикогда куряб чикилган асоскй масалалао куйидагилар: 1> романга хос гафаккур ва М.М.ДУсгнинг киссалари; 2) Т.Муроднинг "ОЯдинда юпган одамлар" киссасининг гуманистик

концепцияси ва янги типдаги кахрамон;

3) Т.Мурод ва РДогамов киссаларида кахрамон концепциясининг ти-пологик умумийлиги.

Юкоридаги барча масалалар янги типдаги кахрамон муаммоси <3и-лан чамбарчас богтшк равипща куриб чикилган.

Янги типдаги умуминсоний, маънавий, фалсафий кадриятларни, мутлак киймат ва мезонларни изловчи кахрамон кисса канри сгруктура-сининг узгаряиига, унинг романийрок, яъни сермаъно, сер?штлам, скжети нуктаи назаридан тармокланган ва мазмунан.аналитикрок туе олишига сабаб булди.

?з навбатида киссанинг узгарган структураси янги иятимоий тип-ни романий-эпик кахрамон дараяасига, инсоннинг покланишини ва маъ-навий.тозаришини тасвирлаш даражасига кутарди.

М.М.ДУсг, Т.Нурод ва РДотамов асарларининг тахлили тарихий ривогланишнинг yntíy боскичида янги типдаги кахрамон муаммоси дол-зяпб ва аооеий муаммолардан булиб ко лган липши курсатади.

Шахе муаммосига кизикиш, инсонни те ран кашф этишга ттижт ортди. Инсонни кашф киляш ва идрок этиш нафакат хатти-каракатлао тасвирида, балкв адабий кахрамоннггаг тдда?ли ичяи хаётини, маъна-вий изланитларини курсатищда хам начоён будди. ■

Звддиятли, мураккаб характерли кахрамон ганрнинг етакчи ках-•рамони булиб колмокда. У психоанализ^яинг чукурлашуви ва мураккаб-лашувини белгиламовда: психологик тафеилотлар вокеликдан уставор бушокда, психологик услуб бош услуб дараяасига кутарилмокда.

80-йиллар кисса жанрини бутун ранг-баранглигида урганиш,унинг адабий гараёндаги урнини белгилаш, давр томонидан куйилган бадиий-эстетик муаммоларнп ёритиш, канр ва инсон тасвири'ривогининг асосий тенденцияларини аниклаш хам диссертациянинг вази^влапи сирасига. киради.

Диссертант узбек киссаларини киёсий-гипологик планда урганвб, уларнинг сюжет ва композицияси, ганрий узига хосликлари хакида блко юригган, адабий кахпамонларнинг маънавий-фаясафий , бадиий ^упаккаблигини, умуминсоний мохияти ва Ауналишини, уларнинг гума-ияетик мазмунини очишга-харакаг килган.

Подписано.з печать 3.05.93 г. Заказ 42, Тираж ГОО экз.

Отпечатало на ротапринта СПКБ. 700170,г. Тазкзнт.Володарского„26.