автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Нравственные принципы ислама как компонент культуры народов Центральноазиатского региона (методологический анализ)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные принципы ислама как компонент культуры народов Центральноазиатского региона (методологический анализ)"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р Г Б ОД
На правах рукописи
АРИФХАНОВА
Сайера Мурадовна
НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМА КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА
(методологический анализ)
Специальность 09.00.06 — Философия религии
и свободомыслия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандитата философских наук
ТАШКЕНТ — 1994
Диссертация выполнена в Отделе Современной философии и религии Востока Института философии и права имени И. М. Му-минова Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор УСМАНОВ М. А.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор ДЖАББАРОВ И. М., кандидат философских наук, доцент АЗИМОВ А. А.
Ведущая организация — кафедра философии Сельскохозяйственной Академии наук Республики Узбекистан.
Защита диссертации состоится « > 1994 года
в « гУ. » часов на заседании специализированного совета ДК 067.02.29 по присуждению ученой степени доктора философских наук в Ташкентском Государственном Университете (700000, Ташкент, ул. Амира Темура, 60-а, ауд. 208).
С диссертацией мсжно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ТашГУ (Вузгородок).
Отзывы и замечания на автореферат просим направлять ученому секретарю по адресу: 700000, Ташкент, ул. Амира Темура, 60-а, комн. 17.
Автореферат разослан < >
1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета, /
доктор философских наук, профессор
ХАЙДАРОВ У. Ж.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуа^ьшсть исследования. Процессы укрепления суверенной государственности народов Иенгральноазнатского региона во всей своей полноте охватили и духовную сферу. Изменение отношения к религии и верующим создало возможность для объективного научного изучения религии, ее различиях аспектов, в частности проблем религиозной нравственности. В последнее время развернулись горячие споры о месте р-злигни в общественной лизни, в истории и духовной культуре кародов, идет изучение и освоение религиозно-этического наследия народов региона.
Процессу обновления духовной га зги должен способствовать новый подход к проблемам обществоведения, в том числе и рели-гиоведеиия, что требует разработки ее фундаментальных проблем; К числу последних относится вопрос о сущности религиозной морали, ее роли и месте в культуре. Необходимость объяснения места и роли религии, религиозной морали в культуре вытекает из того, что нравственным императивом эпохи стал приоритет общечеловеческих интересов над интересами отаельних стран, народов и классов. Религия же на определенном этапе истории человечества Функционировала как Фактор санкционирования всеобщих нравственных норн, различаясь лишь в их трактовке в рамках догматики каждой конфессии.
В современной научной литературе нет достаточно аргументированного ответа на вопросы о гносеологической природе, социальной и Функциональной направленности религиозной морали, о том, насколько закономерно или случайно подобное образование. А теория господствовавшего у нас атеизма базировалась преимущественно на истаадннои подходе к сущности религиозной морали.
Религия, являясь ретранслятором социального опита, несет в см5е, наряду с национальными обрядами и обычаями, множество общечеловеческих нравственных норы, воэроадение которых в настоящее время имеет большое значение в обновлении и оздоровлении нравственного сознания. Зто предполагает изучение, причем
с позиций нового объективного подхода, истоков, сущности и структуры религиозного сознания, механизма взаимодействия религии и «орали, религиозного и нравственного сознания в процессе культурно- исторического развития общества. Только опираясь на такое знание, можно расчитывать на достижение плюрализма мнений - одного из важнейших факторов демократизации общества.
Таким образом, актуальность изучения нравственных принципов ислама, исламской морали обусловлена объективной необходимость!), реалиями самой современной жизни. Это предполагает исследование с позиций исторического подхода более широкого круга проблем, таких как взаимодействие форм общественяого сознания, их генезис и эволюция.
Мораль является неотъемлемой составной частью любой мировой религии," С другой стороны, мораль не суяествует сама по себе. Она с необходимостью должна реализоваться в такой Форме общественного сознания, которая может обеспечить реализацию ее норм, то есть - в институциональной форме сознания! Именно такой формой общественного сознания является религия'^ Церковь выступает тем институтом, который воплощает в жгзнь норна и требования морали^ Отсюда и значительная степень религиозности морали ¿> ее воплощение в религиозных категориях; религиозно-нравственное учение есть в сущности программа поведения человека в течение всей его жизни, начиная от рождения и вплоть до его смерти! Именно здесь раскрывается диалектика нравственного и религиозного.
Исламская мораль имеет свои особенности,* Прелде всего следует отметить ее глубокую связь с правовые: и религиозными нормами. Б сущности нравственные, правовые и религиозные нормы настолько взаимосвязаны в исламском вариаге, что отдельное выделение нравственной системы представляется весьма сложной задачей. Поэтому целесообразнее целостное рассмотрение шариата, который представляет собой однозначно как нравственную, так и религиозную и правовые систош, Точнее, шариат является такой системой социальных дарм (сонионорматив-ной системой), которая регулирует как релнпт'пое, так и
нравственно-правовое поведете человека, выступает гибкой многофункциональной системой.
В разработке теоретических и нормативных основ шариата в УТИ-XI веках приняли участие многие исламские авторитеты, в числе которых бшш и виходцы из Центральной Азии - аль-Бухара, ат-Териизи, Аль-Шргиаани и другие. Распространение арабо-мусульманской культури в Центральной Азии, как и га всей сулъыанскои Востоке, способствовало разносторонней? переосмыслению коранических V, париатньх установлений на различных уровнях культури, что вносило духовность в принципы и требования ортодоксального богослогия. В данной случае иозно говорить о различных неортодоксальных формах проявления мусульманской нравственности в культуре централыюаэиатских народов: этическая концепция алъ-Оарзби, с ярко выраженный рационзль-ним подходом к нравственном проблемам; суфийские концепции нравственного совершенствования Ахиада Яссавн, Бахаудгшна Накабанда и других, дидактическая литература как жанр, построенный на нравственных поучениях и преследующий ту ¡аз цель духовно-нравственного совершенствования личности н другие'.
Степень разработанности проблемы. Изучение религии в нашей стране до недавнего времени заклвчалось в иод оо ас ж с- ее роли и критике. Она рассматривалась лииь как негативное явление общественного сознания и социальных отношений. Представленной у нас "научный" атеизм исходил из установки, что "советская действительность" не воспроизводит религии, "советский человек" не нуждается в религиозном утеаекии, что религия "тормозит", "сковывает активность людей", является "пережитком" прошлого, а вера в Бога не имеет социальных корней. В таком ключе "велись исследования" по исламу и исламской морали в основном в 60-е, начале 70-х голов*! ч
Авксентьев А.В. Мораль и религия.Ставрополь:Ставропольское кн. изд~во,19б1, он же: Ислам и быт.Ставрополь: Ставропольское кн,изд-во,19бЧ; Падкиев С.М. и Шираков R.3» йслаи и мораль. махачкала:Дагкнигоизцат, 1970; Зьйковец В.Ф; От бога ли нравственность? М. .,ИаукаД961; КУллаев М. Происхождение и реакционная сущность иариата.Вушано'е;Ирфон,19б?; Павки-
В 70-е виды религиоведаш была проделана значительная работа по исследование методологических принципов социологического изучения религии, анализу процессов религиозного отражения в его сложной опосредованное ти различными социальная! звеньями! Это труды И. Н,Яблокова, д;М.Угриновича, АХСухова, Н.И;Конрада, а такке некоторых болгарских авторов, уделяваих большое внимание рассмотрен«) социальных функций религии в отличие от ее чисто религиозник Функций1'!'
На наш взгляд, можно утверждать, что в методологической плане изучение религии идо более успешно, чш применение соответствующих методологических принципов в исследованиях конкретики и слана, исламской морали.
Проблема религиозной морали так или иначе затрагивалась этиками при изучении происховдешя и эволюции, сущности и структуры иорали! Б связи с вьиеуказаннши обстоятельствами в научной литература преобладало мнение об условности понятия "религиозная мораль", ее внутренней противоречивости! В действительности религиозная шраль как форма проявления общечеловеческой морали не вшивает сомнения. Наиболее значительными в области исследования проблем морали, в частности ее религиозных аспектов, являются работы С.Ф.Анисимова, Л.Ц, Архангельского, 0.Г.ДробницкогО, В.П.Ксблйкоиа, Л.Н.Митрохиш, А.Ф.Шив-
лов В.Х, В чем вред морали ислама'!1 Нальчика Кабардино-балкарское кн.иэд-во,19б5, он же: Мораль ислама. Нальчик: Ка-бртиноч5алкарское ки.йзд~во,19б7; Андрианов Н.Н.,Павл»к В,В1 0 морали коммунистической и религиозной. М.;3нание» 1966} Колоницкий П;Ф.- Мораль и религия. Ш:Воениздат,1958? Фаэылов М.С. Реаигня и национальные отношения,Алма-Ата; Казахстан, 1969 и др.
1 Яблоков И; К' Методологические проблеш социологии религии. Нгизд-во МТУ, 1972, он не: Социология религии. М,:изд-во ДО, 1979; Угсйнович Д. 1С" Введение в теоретическое религиоведение. И ; Мысль Л973, его же: Религия и общество. М.: Наука, 1971; Сухов А.Д. Религия в истории общества; Ы.: Мысль, 197 2, его Религия как рбдертвенньй феномен (философские проблемы |1С<У|ецовайияг);М, I Шука.ШЗ; Конрад Н.И. Запад к Восток. Ц,: Наука, 197 2; Шзов 1С Отражение и религия. //Теория отражений и сбцествознаниз. (Под ред; Тодора Павлова).- Со$ия: Наука и искусств ■>,Т973 и др.
- б -
кина, ДЛ.Валеева и др. 1
Специфические особенности исламской морали, внражаоциеся в глубокой взаимосвязанное™ религиозно-нравственных норм о иными социальнши, в особенности с правовыми, вызвали необходимость изучения трудов, посвященннх взаишдействга форм общественного сознания в целом2, религии, морали и права в частности.' Изучение этих трудов показало, что проблега взаимодействия форм общественного сознания, непосредственно связанная с вопросом о происхождении сознания вообще, является ече недостаточно изучертой областьп зпанея. Ее неразработанность в методологическом плане вызивает естественно, болывие трудности в более конкретных исследованиях, в том числе при разработке темы настонщей диссертации.'
Проблема взаимодействия права и морали является более разработанной благодаря усилиям правоведов, которые внесли большой вклад в изучение и мусульманского права*5. Следует осо-
т * ^
Анпсимов С.11'1. Нравственный прогресс и религия, М,:!/ысль, 1965, его яе: Ценности реальные и мнимые.(Критика христианского истолкования и использования ценностей вдзни и культур«). М.:Мысль, 1970, он же:Марксистско-ленинская этика, Лекции по курсу, М.'.Высшая школа, 1974* Архангельский JI.lt Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М,;Внсшая школа, 1974; Дробнацкий О. Г. Понятие морали. М.; НаукаД974. его яе: Проблемы нравственности, М.: Наука, 1977; Шишкин А. ф; Человеческая природа и нравственность.«.'.Шсяь,1979* Кобляков В. П. Этическое сознание. Историко-теоретнчесшй оческ взаимодействия морального сознания и этичеоотх воззрений.' Л;:изд-во Л1У.1979; Валеев Д.Ж. Происхождение морали.Саратов: изд-во Саратовск; ун-та,19В1 и др.
Келле В,1. Довальзон М.Я, Формы общественного сознания,М,: Госполитиздат, £959; Взаимодействие форм общественного сознания. М. ¡Политиздат, 1961: Уледов АД. Структура общественного сознания.(Теоретико-социологическое исследование).М.: Наука, 1968;0бществешгое сознание и его формы, Н.: Политиздат, 1986 и др.
3 Керимов Г.ч. Шариат и его социальная суппгосгь. М.': Наука,
197Я; Алексеев С,С. Общая теория правя. Т.1. М,;Орид. лит.,
1981; Сюк.гяйнеп Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и
практики. М.: Наука, 1986; Могилев с ей я А.Л; Правосозгание и
религия. Ашхабад: няни, 1977; Савельев В. А.' Некоторые воп-
росы отношения ппзва к нравственности. Исторический аспект.
У/Согетское гос-во и права, 19В'+1л 12 ч др;
бо отметить работн Л.Р.Сюкияйнсиа, посвященные общей теории мусульманского права, его основным понятиям и институтам, Болыпое внимание уделено в них происхождения и природе, источникам, структуре и механизму действия к/сульшяского права, его соотношения с религиозной системой, прослеживается историческая рволщия мусульманского права,
В плане изучения вариата как правовой системы значительный интерес представляют труды русских доркзаяюциояяих анторон: В.В.Бартольда, В. П. Наливки«з, А.Е.Крымского, IL [¡.Остроумова и других, а также мвогих западноевропейских авторов1-;
Большой фактический материал для анализа и обобщения по исследуемой проблем? представлен в работах этнографов и археологов2 и непосредственно в первоисточниках3.
Определений вклад в изучение ислама и мусульманской морали внесли.ученые республики:.А.И.Абдусамедов, A.A.Артыков,
* Бартольд Б.В; Ислам. Пг^гизд-во Огки,1918; Конспект лекчий по истории ислат и по мусульманскому праву, читанных В. П. йзливкиным в I9CS-7 учебном году. Т. ;1908; Кргаский А.Е. История мусульманства. М.:1903; Остроумов Ii. П. Исламоведение. Т.;изд-во Л.Л.Кирснера,1912; фон цтнебаум Г.?. Основные черты арабо-мусульманской культуры. Наука, 1981; столе: Классический ислам. Очерк истории (600~125Я).Иер.с англ. М.: Наука, 1986; Массэ А. Очер.- истории. Ислам. М.; Наука, 1982« Мец А. Мусульманский pviteccanci Ч:изд--во иностр.литры, 1966; Шарль Р. М/сульпанское право. М. Г (пука, 1959 и др.
- Дом/сульманские верования и обряды в Средней Азии! М.;Нзука. 1975; Восточрый Туркестан в древности к раняем средневековье. Очерк Чигорин, К: Наука, 1988; Материала к этнической истооии Сред;'2й Азии. Т;:Фан. 1986; Сухарева O.A. Ислам в Узбекистане. Т. :изд-во АН УэССР, i960; Смирна О.И. Очерки из истории Согда. М,;Наука. 1970; Дорошенко К. Л, Зороасг-рийпы в Иране (историко-ггнографический очеь'ОЛ<. : шука, 1982; Бойс М. Зороастрийцн. Веоования и обш-.-и.М.:Наука, 19вв; Басилов В. 11 Культ святых в исламе. М 'ноль,1570; Снесарев Г. П. Реликты доиусульмааеких верор-;,;;й и обрядов j узбеков Хорезщ. М.: Наука, 1969, его »e: Xot-! г окие легещн как источник по истории культов Средней Азии !•'.:Наука, 1983 и др.
5 Коран. М.: Йзука,19аб и др.изд;; Хилая. Korvr'.rapiw мусульманского права. Т.:изд-во IL ГЬрдякова, 1893; и-поил ал-Бухо-рий. Ал-Ада5 ял-Нуфрал. Т.*„Узбекистон,1990,- '?рови из хади-са. (Ахлок-одобга омд Хадвс нчгуиэларО.Т. V; ', '.990; Хигая. Кп. I. Т. :Узбекчстон, Т9?Ч к до.
- е
ХД.Аликулов, И. М.Деаббаров, Ю.Дя.'Джумабаев, Н.Я. Гаибов, А.Х. Саидоэ, М.А.Усманов, М. М.Хайруллаев, С.Ш.Шермухамедоз и др;1
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблематики, связанной с сущностью и генезисом исламской морали, ее социокультурнши аспектами, предопределили выбор темы диссс^ациэнного исследования, соответствующий характер его целей и задач.
Цельп диссертационного исследования является выявление сущности и специфики исламской морали и ее значения в культуре народов Центральной Азии;
Цель исследования предполагает рсзекпе следуиких основных задач;
- опираясь на поим мание происхождения, суцкости и эвото-ции морали, раскрыть взаимосвязь норм нравственности с другими социальная иормаш (религиозными, правовшл)}
- проанализировать закономерность возникновения религиозной морали га определении эгале культурно-исторического процесса;
- выявить специфические особенности исламской морали в контексте концепции происходя екия ислама и объективной необходимости его распространения в Иентральноазиатс-ком регионе а эпоху феодализма;
- рассмотреть развитие исламской иорали в культуре народов Централы» й Азии.
Абдусамедов А.И.: Социал тараккиёг ва ислом.Т. :Узбекистов, 19В4; Аликулов X. Йалолиддин ЛавонийЛ. :Фан", 1592, онае: Этические ьоззреиия„мыслителеа Средней Азии я Хорасава.Т;! Фан, 1992; Кумаооев и., Урта ОсиЗ этикаси »арихи очерклари, Т. :УзбекистонД980: Джаббаров И. М. Общественный Прогресс, быт и религия. Т.{Узбекистан.ШЗ, он Худолар, авлиё-лар ва оянилар.Т. Гвардия, |9В5,' Саидоо А. а. Введение в основные правовые системы соврвиевнбсэд. Т: :<£ан. 198в: Усманов Н. л. Оо исламе как нравственная категорий. /Диалог, 1991,11 7;он *е$ Иойо« ва аейояра?иЧ,//Ыулокрт,1991,* 7; Хайруллаев м.млау Наср Фарзби, и.:Наука, 19В?: Шермухаме-дов СЛ." Инсон ошли ва совет мин яти тарлккиетини иаяпл-лаитирда. Г, «Узбе«йоточ,1903{И8вббйроа И.,Дрвовнйская Г. Лухи, снятые, боги Средней 1Узбекиьтан,!99з и жр.
Научная новизна диссертации состоит в том, что с позиций нового подхода к религии раскрывается значение исламской морали в истории культуры центральюазнатсжи): народов;,
- Рассмотрен генезис нравственного и религиозного, истоки и предпосылки возникновения религиозной морали, закономерность ее появления на определенном этапе культурно-исторического процесса;
- дана характеристика системы нравственных норм в шариате;
- рассмотрены различные формы развития исламской морали в культуре народов Централь гай Азии.
Источниковедческая основа исследования. Исследование опирается превде всего на первоисточники во исламу (Коран, ха-дисы), на работы авторов, разрабатшашцих проблемы религиоведения, згики, права, взаимодействия форм общественного сознания, ссциогенеза, истории культуры н т.д. В работе использован философский, исторический, этнографический и историко-культурный материал, данные периодической печати, труды исламоведов, отражающие сущность морали ислама, ее генезис, взаимодействие социальных поры, входящих в систему нормативной регуляции ислама, и формы проявления исламской морали в общественном созкшии. .
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в тоу, что ее иодоаения и визоды могут представлять ин-терео для дальнейшего исследования таких проблем, как сущность морали ислама, нравственное регулирование к он еде гая в исламе, а также для исследования истории общечеловеческой морали.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке государственной политики по отношению к религии, а также в качестве материалов в процессе чтения лекций и при •подготовке спецкурсов по истории и теории религии, в частности иолашкой морали и культура.
Апробация исследования. Рукопись ; «ссертации неоднократно обсунпалась ¡¡а заседаниях Отдела Современной философии и
религий "Востока и на ученой совета Института философии и права имени И, Н.мунинова Акадеш<и га у к Республики Узбекистан.
Основные положения и результаты исследования били доложены па Всссогшюй научно-теоретической конференции молод их ученых по общественныи наукам (Тапкенг, 1988 г.), Всессязвой научно-теоретической конференция "Диалектические противоречия в общественном развитии и пути их разрешения" (Ташкент, Х990 г:). Молодежной гаучно-теоретической конференции (Ташкент,
1990 г.), Международной научко-тсоретичесгой конференции "К^стакиллик ва дунёкараи: реаллик ва ривояианипг иккониятлэри-гапг фалсафий нуашолзри" (Тоакент, 1992 й.), Шучно-чеоретк-ческой конференции "Цивилизация, мустакиллик, инсоп" (Тозкент,
1991 й.), а также в сборнике статей "49 вопросов и ответов об исламе", Ташкент; Тан ,1980 г.
Структура диссертации.' Работа состоит из введения, двух глаз, заключения и списка использованной литературы. Она изложена на W9 страницах иаиивопиеного текста. Список использованной литературы.
П. ОС ГШ НОЯ СОДЕРЯАШЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Во введении обосновываются актуальность рассматриваемой проблемы, состояние ее разработанности в религиоведческой и фкяоеофсконкульгуровенческой литературе, определяется цель и задали исследования, подчеркивается научная новизна и значимость работы!
Первая глава "Религиозная мораль как закономерное явление культурно-исторического процесса" состоит из двух параграфов. В первом - "Взаимодействие нравственного и религиозного в процессе становления морали" - диссертант рассматривает происхождение, сущность н эволецио морали, раскрывает взаимосвязь норм нравс-П'знности о другими социалыгаыя нормами (религиозными, прзвовнмл).
М'рачь зяровдается в родовом обществе прение всего как
система норм, регулирующая общественные отноаеяия; В функционировании морали как регулятивной система о га не имела "конкурентов".' Поя регулирующим воздействием нравственной системы формируется нравственное мировоззрение, отражавшее равноправные и справедливые социальные отпопения. Регулирующее воздействие морали было однонаправленный - от общесма к личности. Самосознание личности йшо подчинено общественному, личность не выделяла себя из коллектива. Другие социальные нормы (например, религиозные) играли роль обеспечения, укреплений нравственных норм." Таким образом, можно утверждать, что мораль в общественном сознании раннеродового общества занимает доминирующее положение. В формах же своего проявления нравственные представления переплетены о религиозным;!.
С усложнением социальных отношений, появлением имущественного неравенства, дифференциацией общества на классы возможности нравственной регулятивной системы оказываются недостаточными, что становится причиной появления других нормативных систем (обычая, обычного права, права), нормы которых имели большую итеративность, но в своей основе несли все те же нравственные нормы. Болыаая вффективгость этих новых систем регулирования социальных отношений обеспечивается с помощью физического п психологического принуждения, всевозможных угроз и насилия; а в дальнейшем - вое больше религией, что ведет к ее развитие и усложнению. Она начинает приобретать социальные функции и таким образом усиливает свое влияние на общество.
В условиях разлогения родового общества мораль сходит с доминирующих погиций в общественном сознании;« что,вероятно, приводит к развитию в ней другого направления - инднвидуачьно-ыраветвенного сознания, появлению положительных норм (норм-образцов), идеалов, принципов; В целом мораль как форма общественного сознания уже окончательно сформировалась (мораль можно отличить ог обычая).
Следует также отменить, что мораль, сформировавшаяся в условиях первоботнэго "всеобщего равенства" (что отражено в нравственном созгаяии) и приспособленная к регуляции отношений в "обществе равных", становится неспособной к осуществле-
нив это? функция в условиях неравенства, раскола общества на классы. Вероятно, большое значение здесь имело то, что мораль носит неинституциональиня характер, а моральная регуляция расчитана га все общество в целой (всзобщность морали), Обше-ственпсе шгепие, выступавшее до сих пор в качеств? основной обеспечительной силой морали, уке очень слабо могла противостоять новым норматив!™ предписаниям, подкрепленных принудительной силой (государственными, правовыш актами).' Поэтов в условиях развития государственности и классовых антагонизмов мораль находит новую форму проявления (реализации) в религии; В силу обретения религией в класоовых обществах домикчрующего положения II общественном сознании, институционального характера в целим, моральные нормы и предписания получают необходимое обеспечепне. Роиается новая синтетическая форма общественного сознания - религиозная мораль5. Мораль реализуется в религиозных категориях, в этических учениях догматических (в том число монотеистических) религий. На полагаем, что не религия сакрализует нравственность и ее нормы, а, наоборот, нравственность использует религию для реализации своих норм, пораженных в религиозных категориях. Религиозгая мораль суть одна из форм реализации общечеловеческой морали на определенном этапе культурно-исторического процесса. Развитие других нормативных систем (например, прээа) в классовых обществах протекает под сильнейним влиянием религии.
lio втором параграфе - "Религиозная мораль как одна из форм проявления общечеловеческой морали"- обосновывается закономерность возникновения религиозной морали на определенном этапе культурю-исторического процесса;
Рассмотрение феномена возникновения религиозной морали в контексте эволюции религии дает следующую картину» В переходный к классовому обществу период регулятивная роль нравственности оказывается недостаточной для управления общественнши отношениями, поэтому нравственная регуляция сначала дополняется другим нормативными систе(®ми (такими ::ак обычай, обычное пр?чо), а затем и полностью сменяется ими! Однако нельзя
забывать, что в основе норм обычного права детат нравственные нормы.
Традиционалистское сознание держит в зяестких рамках поведение ладей в обществе! поступай так, как поступят все, но не смея поступать иначе! Это сознание тесно взаимосвязано с религиозным, и поэтому нормы обычного права непременно сакра-яизуются: поступгй как велено богом, не смей поступать иначе -это грех! Тесная взаимосвязь этих обеих форм сознания приводит к усиленго религии, что проявляется в возрастании ее влияния на общество, в приобретении ею социальных функций.
Влияние религии на социальную структуру приводит к стабилизации этой структуры (например, кастовой системы, корпоративности), но это, в свою очередь, приводит к застойности и даяе стагнации общества, к тормокенио его развития.
Срастание религии с государственным аппаратом ведет к укрепления последнего и усилению государственной глести. Все это било характерно для Восточных стран как в древности (Древний Египет, Китай), так и в период средневековья (мусульманские государства).
Эти же причины приводят к усложнению самой религиозной системы, к появлению в ней втического учения (или усиления в религии морального фактора). Нравственные нормы-образцы, принципы, идеалы воплощаются в религиозных категориях. Религия и мораль меняются местами; теперь в общественном сознании религия занимает доминирующее положение, а вое остальные формы общественного сознания принимают религиозную "окрасху" г подстраиваются под нее.'
Религиозная мораль не существует сама по себе, но функционирует наряду и в тесной взаимосвязи с другим! нормативными системами (как-то обычай,, обряд , обычное право)/ Заряду с религиозной моральо в классовом обществе возникает право, причем это не просто право, а религиозное ("бог-ественное") право. Оно содержит не только правовые, но и религиозные, нравственные нормы, а также нормы обычного права и соответствующие обычаи.
Вторая глава - "Исламская иэраль как составная часть духовной культуры народов Центральной Азии" - объединяет три параграфа.
В первом - "Социально-экономические и психологические предпосылки распространения исламской морали в Центральной Азии" - говорится о том, что проблема распространения ислама на территории Центральной Азии вызывает много споров, и исследователи еще не пришли к единому и окончательному выводу. Решение этой проблемы усложняется из-за крайней недостаточности письменных источников того периода, а Фактический материал, добываемый археологами и зтшграфаш, требует дальнейшего исследования в обобщетя.
В дисеергации отмечается, что к данной работе зта проблема имеет отношение косвенное, лишь с точки зрения реконст-« рукции религиозно-нравственных представлений народов региона в домусульианекий период (У1-УП вв.) и их более поздней трансформации в исламские. Для решения этой задачи автор исследует три основных фактора (социально-экономический, религиозно-исторический, психологический), которые определяют характер рачигиозпо-нравственных представлений. В ходе исследования биле выявлено, что в социально-экономическом и религиозном плана* существовало многообразие - нногоукладность экономики, конфессиональный плюрализм (с преобладанием зороастризма), что, в свою очередь, способствовало разнообразию психологических акцентов. Все это позволило заключить, что многие стороны теологии и обрядиости ислама были близки и понятны для централькоазиатсках народов, знакомых с более ранними по происхождению шровши религиям:!, поэтому ислам и исламская нравственность не были для них чем-то совершенно новый, а поэтому чуждым и неприемлемым,' Мораль ислаиа содержала общечеловеческие нравственные нормы и принципы, которые являются обязательным компонентом лвбой религиозмо-нравсгвеной системы!,
Дальнейшая разработки религиозной морали (как составной части иариата) происходила у«е после принятия народами региона ислама, и, что очень важно, с "учетом местных условий",
ю есть все домусульманские нравственные представления трансформировались и влилась в и ела иску с религиозно-нравственную си стеку.
В диссертации отмечается, что существование предпосылок для распространения ислама еяе не означает, что именно они обусловили реализацию этого процесса. Автор разделяет точку зрения профессора ИДДсманова о навязывании арабами ислама народам региона и даже насильственной исдамлзации, что позволяет дать обоснованное объяснение многочисленным антиарабсюш движения« в тот период?
Причины сопротивления заключаются в следующем: во-первых, арабы прлвли в Централыуо Азио как завоеватели, поэтому совершенно закономерно возникает освободительное движете местных народов против поработителей; во-вторых, пришельцы навязывали свор идеологию (ислам) местному населению,, духовная культура которого развивалась в тесном взаимовжияши с рядом культур других »¡родов (древних: греков, индийцев, иранцев и т.д.), накопила о'огатейгае духовные ценности за снос шогове-ковув цсториа, и поэтому не могла боть так просто отброшена или забита. Араб«, стремившиеся не только к акономтскому, но и духовному господству, по иногочкеяевиш свидетельствам мусульманских и западноевропейских источников, уничтожали многое из того, что кмело отвооение к гуховним ценностям пародов региона.
Второй параграф - "Особенности исламской морали". В диссертации отмечается, что возникновение ислама есть качественный скачок в религиозных верованиях арабов, новая ступень в развитии ик религии, которая характеризуется услоянеииеи религиозного сознания - появления идеологии в структуре религии. Идеологе«, как б то уве о«иечедо, воплощается в религиозно-нравс*веннои ученик; Ислаи - :мо скачок в развитии не только
Усиавов U.А; Распространение ислаш и его роль в истории Средней АЯИИ.//ЙЗ HotopM обцеотвенно-философской мысли и вольнодума я в Средней Авии. Т.: Фил, 1991 - с. 10-26.
религиозных верований арабов, та и и* морального сознзгая; Религиозю-нраветветюе ученге ислама, тагам образом, есть так^е новая форма исторической реализации морали арабов? А именно; вечное блаженство па том свете, обещанное Кора гон мусульманину, ставится в пртдто зависимость от образа здзпа, пезедеиия человека на этом стзете: 0 с петой для этой "программы повеления" слугали нравственные заповеди Кора паТ
При внимательном рассмотрения нравственных установлений Корана становится очевидгош, что их момо представить как чисто религиозные (например, "не признавать сотоварищей Аллаха") или правовое (например, запрети убийства, защита имущества сироты, запрет прелюбодеяния), или нравственные однозначно. Итак, одно и то т» кораническое установление мокет быть интерпретировано одновременно и как религиозное, и как нравственное, и как правовое. Этим ге свойством наделена и нормы париата; И ето, на пап взгляд, является основпой специфической особенностью исламской морали.
особенности морали ислама исследованы в работе преимущественно в нормативном аспекте, то есть с точки зрения воздействия норм исламской нравственности на общественное созна!ше и восприятия их мэссо пш со знатен, Выявлено следующее? I) На уровне норматикк моральное регулирование гасит относительно самостоятельна характер, да глубоко взаимосвязано с др.'геш формами социального регулирования (правовыми, религиозными и др.). Моральные нормы так же, как юридические и го-суд чретвеннне, участвуют в выполнении регулятивной функции ислама; Более того религиозгго-иравственвш нормы составляют ядро исламской системы соционормативного регулирования, ее идейную основу и обеспечивают единство ее регулирующего воздействия га общественные отяояеняя,
2) На уровне общественной психологии париат воспринимается массовые сознанием гдноэшчпо как нравственный, так и правовой кодс'.с.
3) Иа у,•оече объестдейтой ллра.«гии господствует рели-гиозно-зрпвет^енное у^егмз, ооповрпное га таких установлениях иг/а'м, г.ох пгрп в гонец стотя, в прекопределяие я вое-
кресение из мертвых. Религиозно-нравственное учение ислама лежит в основе регулирования как общественных отношений (»тот вид регуляции осуществляется с помощью исламской соционорна-тивной системы), так и поведения и сознания отдельного индивида (личности);
В третьем параграфе - "Развитие исламской морали в культуре народов Центральной Аэи»" - рассмотрено развитие исламской морали в культуре народов региона на примере этического учения Абу Насра Фараби. В диссертации отмечается, что принципы исламской морали оказывали огромное влияние на все компоненты культуры, л том числе и на философию, которая во времена Фараби носила относительно самостоятельный характер по отношению к господствующей идеологии. Философия в своих категориях пытается осмыслить религиозно-нравственные представления, значение религии для общества^ Этим объясняется интеграция неоплатонизма (вманационной теории) в восточный перипатетизм (Фараби, позже Ибн Си на и др.).
Отличительной чертой этической концепции Фг.раби является этический интеллектуализм, рационализм и гуманизм^ Фараби считает, что нравственные качества приобретаются людьми в зависимости от образа лизни. Белое того человек с уже сложившимся нравом может с помощью самовоспитания избавиться от дурных сторон характера. Фараби утверждает.автономность морали, ез независимость от чьей-либо вели, ее проявление как творческое начпяо в человеке. Таким образом ^яраби яаклади-вает Фундамент теории совершенствования человека, которая всесторонне разрабатывалась последующими поколениями мыслителей Центральной Азии и всего исламского миро.
Далее рассмотрено отношение Фараби к религии, оценка Фараби роли и места религии в обществе. Предпринята попытка переосмысления отношения Фараби к религии с точки зрения более объективного подхода и новых тенденций в излигиоведении. По мнению диссертанта, Фараби как дсбросов«;::::<й ученый не мог считать религию просто ложьг. Раз релнггя ./чествует как ферма созгашя, глк кетоя икзлестя, как вера, следовательно,
ее суаествование обусловлено объастхвной необходимостью, значит она - явление закономерное, естественно-необходимое. Рассматривая ислам н мораль как неразрывные явления, Фараби стре мится всесторонне исследовать их и подвести научную базу под их существование.
В работе отмечается, что этические воззрения Фарзби всегда били в центре внимания всех крупных мыслителей не только Центральной Азии, но и во всем исламском мире и даже в Западной Европе (этика Спинозы). Исследование исламской морали, начатое Абу Насром Фараби, было продоляено в трудах Юсу Фа Хос Хадтаба, Махмуда Кашгарн, Ахмада Огнаки, Пахлава на Махмуда, Алишера 1йвои, Джалалиддина Давани и других вплоть до дгадвдов включительно: Змтрата, Чулпана, Абдуллн Авлони и других. Многие аспект« этической концепции Фа раб и получили дальнейшее развитие в трудах этих миелит елей,
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы по диссертации, выдвигаются предполагаемые направления дальнейшего исследования проблемы!
По теме диссертации опубликовано:
1. "49 вопросов и ответов об исламе". Сборник статей^ Ташкент: Фан , 1988, с.96-100, о,2 п.л.
2."Закономерность повторяемости социальных явлешй (на примере норм морали и права)" - тезисы доклада к Всесоюзной научно-теоретической конференции молодых ученых по общественным наукам. Ташкент: Фан ,1980, 0,3 п. л.
3."0 значении марксистского принципа историзма в изучении диалектики национального и религиозного" - тезисы доклада к Всесоюзной научно-теоретической конференции "Диалектические противоречия в общественном развитии и пути их разрешения". Ташкент: Фян ,1990, 0,2 п.л.
"Новый подход к религии как один из факторов нравственного обновления общества" - тезисы доклада к молодежной
научно-георетичесюй конференции. Ташкент: Фан ,1990,0,3 п.л.
5."В.Vi.Ленин и вопрос о месте религии в система культуры" (в соавторстве). Tau не.
6."Нравственные принципы ислама как один из факторов формирования нового менталитета в условиях независимости" -тезисы доклада к мевдународной научно-теоретической конференции "Ку ставил лик ва душ кар ал: реаллик ва р1вокланиш имкоки-я-гларишнг фалсафий муаммалари".' Тсакент: Фан , 1992,0,3 бГт."
7."К вопросу о переосшслеши религиозных ценностей в систеие духовного наследия Узбекистана" - тезисы к научно-теоретической конференции "Цивилизация, мустакиялик, инсок". Ташкент: изд-во ТСИС, IS9't, 0,2 п.л. (в соавюрсгве).
Подписано к печати 2Ü.06.9V. Тираж 100 экз. Обьам In/л. ааказ»- ¡50 Отпечатано на ротапринте ¡Ш Росп/йлики Узбекистан г.Ташкент Ул, Нумшюва IJ
5 U H N A R Y
The process of strenthenir.g the sovereign stateness of peoples of Central Asia regions fully comprises the sar-e spiritual sphere?. Cher.ging relations of the belivers to the religion founded the possibility for objective researching of the religion, rsligionsness (particular'/ rosleir.) of morality. The religion, being retranslator cf social experience, deals with both national custom and tradishions and many common hun'aiir-,es cf the lrcral nci-rs which has a great liiportance of renewing =rd recovering rccral consciousness. That is why actuality of research of roral principles cf inoslea is the reason of objective possibility cf religion in modern life.
In introduction actuality of the problem, state of its working: cut is rounded in religions research and phihos.ophy-cultuiliterature, defines air1 and tasks, of the research, pointed out scientific novelty and iirportanse of the practical nieans cf the work.
In the first chapter, origin, creation and evolution of tne morality is sxplcred, interconnection of moral norms, with other social norns (religions, leral) and also tendency of the religions ¡tarsi of the definite stage of cultural-historical process is founded.
In the secsnci chapter, religuons-roral imagination of the peep's in the researching area before isoslem period (VI-VII a,d) and its nest latest period'of transformation of inosleiiis is defined. Pecularit;/ m the research of morality of moslerc ir. .'iorr'?t:c .r^pct, that is its influence of the moslem irarality tc corron. consciousness is defined. Development of rosier) penality to culture or the given area on the example of etr.ic resaro'" of Abu ¡laser FharsiM is r.ct uuven here.
In the rrlusaori of the tresis the nain summary of research v? qi v?n or, th? proposed direction of the further exploring of the prebler.
РЕЗЮМЕ
Ыаркаэий Осиё халклариникг суверен давлатчилигини иус-та^аилаш хараёни шьнавий ^аётни чаи тула цаираб олио^а. Днвга ва динга аии^од чилувчкларга ыуносабат узгаргани туфай-хя кивни, дикий ахлоцни^ хусусав ислошй ахло^ни, илиий тош-нидав ургании учун иароот яратилди; Дин июгимоий аыалиёг у5-казувчиси сифатида шхиий урф-одат ва анъаналар ^аторида укуи-инсоний ахло^ий ^адриятларш узида иужассакяаштиради. Ушбу ах-ло^ий 15адриягларяи гиоаш *эзиргя кунда маьнавий онгнинг янри-ланшшда уу>$ии а^ашят касб этади. Шунинг учун ислошй ахлоц яориаларини урганишкинг дал за рблиги Козирги кун галабидан келий чицыоеда.
Ушбу диссертациянинг кирки 1{исыида урганилаёгган ыуамыо-нинг доязарблиги, унинг фалсафа, диниунослик ва ыаданиятшунос-лик доираларнда урганилганлик даражаси, гадкикотмнг ма^сад ва вазифалари, иаланишникг илиий янгилиги ва назарий-ашлий а^а-шяти зайд егилган;
Биринчи бобка ахло^нинг к ели б чи^иши, ыо^ияни ва ривох-ланиши, ахло^ий норшларншг Йошка ижтиыоий (дивдй, ^у^уций) но риала р б план богликлигн, ыаданий-тарихий ривожяанишиинг цаглуи бос^ичнда диний ахло^нинг вуаудга келии зону ни лти асос-лаб б ерилгаи.
Иккинчи бобда урганилаётган иарказий Осиё регионида ислои-гача булган (У1-УП асрларда) халкларнинг диний-ахло^ий нараш-лари ^андай ^ихиб ислошй «¡араиларга узгарганлиги курилган, Ислошй ахло^нинг хусусияглари аоосан норматив жи^атдан, яьни ислошй ахлоцнипг ижтииоий онгга таьсири ва ижтииоий онг тоио-нидан увбу ахлочнинг ^абул килинганлиги «араёкяари урганилган. И слои ахлоцининг ривоыаниши Маркаэий Осиё хал!{лари ыаданияти-да Абу Наср Форобийнииг ахло^ий таыимоти ми соли да урганииган.
Хулосада тадкицотнинг якунлари, аоосий хулосалар, иуаимо-ни янада чучур $рганяи8инг иу$иы йувалишлари олга сурилган.