автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нравственные проблемы в прозе 70-80-х годов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гамидов Октай Мамед Муса оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Нравственные проблемы в прозе 70-80-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственные проблемы в прозе 70-80-х годов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л1. В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

ГАМ ИДО В Октай Мамед Муса оглы

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОЗЕ 70—80-х ГОДОВ (В. Белов, В. Распутин, М. Ибрагимбеков, Ю. Самедоглу и другие)

Специальность 10.01.02 — Литература народов СССР (советского периода)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1991

Работа выполнена на кафедре истории советской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

доктор филологических наук, профессор X. Г. Короглы.

доктор филологических наук Л. И. Залесская, кандидат филологических наук Д. Р. Кондахсазова.

Ведущая организация: БаКИНСКИЙ ГОСуНИВерСИТвТ

в 16.00 часов на заседании специализированного совета Д.053.05.12. при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 119899, ГСП, В-234, Ленинские горы, МГУ, 1 корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель

О ф и ц и а л ь н ы е оппонент ы:

Защита состоится

1992 года

Автореферат разослан « . . . »

1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук профессор

ОБЩАЯ ХАРАУ.'ТЕРИОГЖА РАБОТУ.

Суть человека и человеческой среда на каждой данной ступени их раь^итил зеркально отражена в тех нравственных проблемах, о помощь» которых писатель выражает степени своей проникновенности в общечеловеческое, гчанисгическое. И это то, чем всегда отличалась и выделялась высокохудожественная, классическая литература.

Актуальность проблемы. Литератора же 70-80-х годо, явившаяся как бк '"пиковой" в наметившемся в 50-6'0-е года развитии советской литературы, тем и -характеризуется, что ина во многом приближается к этим кьассиче -кил образцам.

Литература этого периода, и в частности русская и азербайджанская проза, словно би стала возвращаться к своим истокам к классическим традициям, заново вливаться в своя прежнее русло к закономерно продолжат* однажды прерванный в своем течении поток, называемый "национальной литературой", являгчийся составной частью в целом классической мировой литератур:'.

Почто все критики и литературоведа, анализирующие прозу даниого дадешштия, сходятся в бадеяениа ее стремлений и тенденций к свойственному классической литературе "абсолютному проникновении". Она. одтаодуашы в той» что» ставя зо главу угла нравственную проблематику, проза данного периода с йебывалой для еда совсем недавних лет открытостью и от*"?овенн^ст.ло, глубиной я ооггротой» -о позиций общечеловеческого, гумаш.зтичвокого ставила вопросы пр авоте энных. норм а ценностей-, вечного и преходящего а них , це та и смысла человеческого бытт.

Подобная постановка вопроса, имевшая при всем при том, безусловно, какие-то ограничительные барьерн и рамки, в литературе этих. "застойных* лет была зачастую актом чрезвычайно смелым

и делом в высшей степени вакным и значительным. Именно в этой своем качестве литература этих лет еще задолго до 1985 года начала "тихую" перестройку умов советского человека и во многом подготовила и вызвала саму реальную перестройку в обществе.

В этих условиях, исследование нравственных проблем в прозе данного периода, в частности русской и азербайджанской, в их сравнительно-^тшологической соотнесенности, приобретает, быть может, первостепенное для историко~литературозедческой науки значение.

Разработанность теш. В советском литературоведении традиционно рассмотрение теш нравственны:;, проблем в прозе опиралось, о одной стороны, на вычленение Боспшательной /этической/ функции литературы,, а с другой - на выделение в художественном произведении к в целом в лктературоном потоке в качестве нормативных: "нравственного" и "безнравственного". Изменение литературной ситуации в 70-30-е года поставило перед литературоведами задачу совершенно нового обхясу-зния и обоснования как самой нравственности и ее сооикошеная с эстетическим в художественном •произведении, так и самой нравственной проблематики в нем.

Предвосхищая ьлободщеБйооть к важность такой постановки вопроса, Д.С.Лихачев рте в 1368 году в своей статье "Внутренний мир художественного произведет^"1 впервые, не только ¿водит в научный оборот понятие "нраьствшш£1 мир" отдельного художественного произведения, но а закладаваеа оонову будущего концептуального подхода к исследованию кравотаоншк. проблем литературы, отмечая определенную об"щоок> нравсташшх миров отдельных, произведений дая того или иного исторического кремени»

" Эти фундаментальные в методологическом шине идеи Л.С.Лиха-

I. Вопросы лдтературы.-12Б8.-й 8.-С.74-87.

чева органически дополняются Ю.Б.Боревш1» который впослсд-

р о

ствгаг совместно о Й.Я.Поляковш0 od основы: ает методологическую модель "Уудокественной концепции личности и мира".

В последующие, 80-е годы тсоретичесмю положения Д.С.Лихачева свое яркое продолжение находят в статье Г.А.Белой "Нравственный мир художественного произведения"4, а ^деи Ю.В.Бореиа и М.Я.Полятсогт, не менее яркую интерпретацию обретают в работе К.И.Суровцева5.

Достаточно широк круг истор1ш>-ли11ературоведческюс исследовали?, затрагивающих, тему нравственных, проблем в прозе 70-80-х годов. Большая часть исследователей^, отдавая др.::» ело-пившейся традиции, по-прежнему исходила из тематического принципа разделения проз}' и ее анализа. При всем свое;? аналитизме и проникновении в те пли иные нравственные проблемы современной прозы эти работы носят достаточно общий, эмпирическ-Л характер, отражают кап бы первичный для ^сследовательского восприятия, поверхностный слой проблем нравственности. Однако подчас поверхности и те работы» в которых исолидователи, опять же несвободные от крзгаериев и'догм социологизма, упираются на "проблемны.'"4

Г. Борев Ю.Б. Эстета.-М. Политиздат,I9G9.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е,-И.Политиздат,1975; его. ззд» естотшея. Изд. 3-е.- М.:Пс,тигярдаг,1ь>81.

•з. Поляков М.Я. Цена пророчества ж бун^а.-к. :Сов„ писатель. 1°75; его жо» Вопросы поэтики и художественной семантики.-М,:Сов. писатель,1978; его не, Вопросы доэтшеи и художественной семантики» Изд. 2-е, доя,- М.:Сов; писатель, IS86.

4'; Вопросы литературы.- 1983.- № С.ГЭ-бй.

5. Суровцев Ю,К. В 70-а лсегодая,- М.:0ов. писатель, 1985.

6. Архангельский Л.М., Архангельская H.A. Этическая тема в современной советской художественной литературе.- М.:3наяие, 1£30; Вйдако В.А.Пос.ояЕйТЕ) перемен.'2-е изд.» перераб. и доп.- М,:Ссзременй1Ш,1985'; Дториев В.А. Гз^анизм советской литературы.- W, ¡Шоль ,1930; Кузнецов <М5, JSa все в ответе. 3-е изд.- Й. :Сов. писатель, 1Ш;, Лавров- В.' Человек.Время.Литература. - Л.:Худэй.'литература,IJ81:'Соколов В.П. Литература нравственных исканий;- М.:Знание,ГЗ-В; Теракопяя Я.А. Параллели и пересечения,- Ы.:Худоя. литература,1954 и другие.

принцип . 0: раничеькость нравственных ориентиров и координат рамками данной социальной общности, порождая методолоптеескук ограниченность, ¿одет лег. к -^определенности и незавершенности когцептуальных построений и выводоь исследователей, не позволяет проникнуть в суть реальной художественной концепции ^ловека и бытия в прозе ^O-SO-x годов.

В этом ря/у работ особи выделяются исследования АЛЧБочгро-

2 Q /'

за , А.В.Панкова л Г.А.Белой'. И хотя их. труда не полностью свободны от некоторых "традиций"' своего времени, но во многом именно они и явились определяющими для исследований нравственных проблем 70-8о-х; голов, опорами для последующих исследований, .среда которых особо с оит отметить паботы А.Ф.Лапчеяко^, Ю.М.Кравч^нко и Т.К.ПересуиЬко6.

При всем этом необходао отметить, что если русская проза 70-80-х годов исследована достаточно полно, то круг исследований данной проблемы в азербайджанской прозе данного периода ог-

. .. :..... ' ' b

раиичь... Тем не менее можно к делать работы С.Г.Асадуллаева ,

1. Еузник Р.В. Социалистический гуъг.низм и художественные проблемы.- Л. :Каука,1535; Воронов Б,И. Художественная концепция.- М'. :Сов. писатель,IS84'; Гусе^ов Ч.Г. Этот яивой феномен,-№. :Сов. писатель, 1988: Еулинский Н.Г.' Человек в литературе,-Киев:Наукова Думка,1:„33; Суровцев Ю.й. В D-e и сегодня,— М»:-Сов. писательД981..; Шатан В, А» Проблемы взаимодействия советских национальных литератур,- Л.:Йаука,1989 и другие..

2. Бочаров A.F. требовательная любовь„Концепция личности в современной согздскои прозе.- Ы.;Сов. тюатэль,1577.

■8. Панков A.B. Вечное к злободневноеМ.;Сов. писатель,

Х98Г

*4'. иелая Г'.А. Художественный мир современной прозы.- М.:

Шу11аёР1аГг:енко А.Ш. Человек'и земля в русской социажно-фк-лософской прозе 70-х годов;/Б;Раогутвд, В.Аотафьев» С.Залыгин/.-

ко Т.К. время и шо«ТО:, но-нрав^твенные пг"Х5лемн современной советской прозы*- киев.

Дыбиль, 1|^2дулдаев С.Г. Эстетический иде«л и социальная активность писателя,- Баку:ЯзычыД382.

— D -

С.А.Алиевой1, А'.Гадкиеваг, А.М.Гусейнова3, Г.М.Гулиева4.

Таким образом, при г оей разработанности данное темы в совет« оком литературоведении вое же на сегодняшний день нет аакой работы, в которой бы было предпринято исследование целостной система нравственных, проблем данного литературного периода, а потому наиболее полное концептуальное исследование этих нравственных проблем прозы V0-80-X годов вдет еп,з своего воплощения. Не пре-текпует на такую полно!/ и данная работа.

Деляг и задачи исследования. Нравственные проблемы любви и семьи, взаимоотношения человека и власти, национально-генетической памяти, исследуемые в р фернруемой работе, являются лишь частью общей для прозы 70-80-х годов художественной концепция нравственности человеческого бытия.

При вычленении данных нравственных, проблем °втор исходил лшгь из их. доминантное?** в нравственном мире художественного произведения.

Цель ^аниой 'диссертационной работы - разработка на материале русской и азербайджанской прогч 70-80-х годов упомянутых нравственных проблем, являющихся опорными состав.' :ющими некой целостной худояеегвенной концепции миропорядка. В работе исследуются х/дожествешше произведения В.Белова и В Лиспу тина, В.Шукшина и АЛнханова, Ю.Самедоглу и .".Ибрагимбекова, ИЛе-дикзаде и М.Сулейманлы, Анара. и А.АЙлисли, П;л эти., де.ается попыткч выявить концептуальную общность,, предполагающую «нди-В1.дуг льную и нацисдаль.ую xaj дктерность, творчества русских, и азербайджанских прозаиков 70-60-х. годов, их позиций, нравствен-

I. Алиева '1,1. Челслек в меняющемся мире.-Баку:Язычи,

198°*2. Гадаиев А. Ь поисках герся.- Шку:ЯзычнД|81.

3. Гусейнов A.M. Тендер/развития современной азербайджанской прозы /1960-1330 года/.- Еаку:Эда,1£85.

4. Гуда-в Г.М. Рубежи проза.- Баку:Язнчи,19Ь2.

них миров их произведений и героев.

Теоретической базой исследования являются работы советом ученых теоретиков и историков литературы. .1втор опирается тага на теоретические суждения и положения ученых и мыслителей как Ш. и XX столетий, так и предыдущих: веков.

Научная новизна исследования. Данная диссертация-является первым опытом сравнительно-типологического иаучекия концепту-алтчости нравственных проблем на материале русской и азербайджанской прозы.

Подобное исследование позволяет выявить векую, выходящую за рамки самодовления, общезначимость и той я другой вациональ ной литературы, и одновременно более зримо отразить те общие тенденции, когорые присущи литературному процессу 70-80-х годо Теоретическое и практическое значение £аботы заключается в том, что она содержит концептуальные теоретические выводы о нравственной проблематике как в 'прозе 7080-х. голов, так и в литературе вообще.

Методологические подходы,разработки теш диссертации могу быть использованы при расширении круга исследованных нравствен ных проблем внутри той или иной национальной литературы.

Материал диссертации может быть использован при чтении ву зовских курсов по современной советской литературе и литератур народов СССР, на практических занятиях, спецкурсах и спецсеминарах, при создании пособий. .. .

апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в публикациях по теме. Результаты исследования отражены в докладах, гредставленнык на ХХ1У и ХХУ Научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов иоторико-филолс гического факультета Ш имени П.Лумумбя /Мос..ва, 1989, 19Э0и

а Всесоюзной межвузовской научной конференции, посвященной (0-летию со дня рождения Л.М.Леонова /Москва, 1989 г./, Всесо-)зной научно-практической .зренции "В М.Шукшин. Жизнь и тво->чество" /Барнаул, 1989 г./, Всесоюзной научно-теоретической сонференции "Коота Хетагуроь и современные проблемы общественно-юлитической и культурной мысли народов СССР" /Орджоникидзе, Г<389 г./, Республиканской нау^но-теоретичсской конференции 'Творческая платформа советской многонациональной литературы" ''Баку, 1989 г./.

Структура работы. Диссергация состоит из введения, трех глав, заключения,, списга литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновываете," актуальность проблемы, определяется разработанность теш, формулируются цели и задачи исследования, обозначается его теоретгческая база и научная новизна, характеризуются теоретическое практическое значение работы, ее структура.

В реферируемой работе отмвчазтсЯ, ч.о исследуемые проблемы: любви и семейных отношений, человека и власти, национально-генетической памяти,- рассматриваются не как самостоятельные, независимо, а в их концептуальной взаимосвязи, лак одни нз тс* основоаолагаодих проблем, образующих нравственный мир художественной прогч 70-80-х годов в целом. Кул э?с..1, они выявляются как доминантные проблемы нравственного мира отдельного художественного произведешь, котор-ю оттлшют все .¡рутис »¡..двствен-ниг проблемы в данном произведет.н и концепцию пьсатоля, позволяют типологически соотносить л сраглпгоатъ оти проблемы ь рат.дх нацкоьальних литературах.

- е -

В_церво}* главе; названной "Любовь и оемейвые отношения", автор подчеркивает закономерность обращения писателей к нравственной проблеме любви и семейных, отношений, ибо эти два начала ' человеческого существования, как никакие другие, являются пробными камнями нра_)ственности.

В ряду этой общей нравственной проблемы автор диссертации виде, лет четыре нодироблемы.

Первая - это проблема отношения к понятию "любовь", осознанию ее сути л взаимоотношения в ней, .Панной проблеме посвящены рассказ В.Шукшина "Страдания молодого Ваганова" и повесть М.Ибрагимбекова '¿т^ поедет в Трускавец".

Ставя своих героев в ситуацию, когда необходимо сделать нравственный выбор и тем самым определить свою дальнейшую судьбу, писатели как бы исподволь заставляют их выявить для себя и дознать любовь как некое неустареваадее человеческое начало, имеющее. свои законы и накладывающее на человека свои обязательства, е-> что 1амое важное, как некое духовное новообразование, поровден-ное лишь взаимностью двух любящих, сердец. \

• Главное, что сближает героев'В,Щу1цшиа и Ы.Ибрагшбекова, это первоначально инсинктивное^ затем все более осознаваемое восприятие ¿хлбви как некой духовной ипостаси человека, не временной и не преходящей, а способной породить такую телогэческую ипостась, как семья, и воплотиться в поьгедаеввой семейкой юш.

Но процесс этого осознания в щшдом случае происходит по-равному. Если в шукшинском тасоказе Рыкристаялззоваваине представления о любви происходит через."приземление" им своих чувств, наполнен их реальной жиныо, избегая прч этом какого-^о внутреннего обеднения, то в повести М.ИбрагшйЗекова это «е происходит через возрождение в герое способности чувствовать любовь, г »-минуемо разрушающей прежнее привычное "сосияние" «шлзка.

Эти два произведения в постановке и разрешении дайной нравственной проблемы как бы органически дополняют друг друга. Так, если в первом случае любовь определяется как гармония, че на день и не на два,, а на целую жизнь, гармония, как порождение взаимных глубоких чувств, то во втором - уже как бы выделяются составляющие этой гармонии, такие, как чистота и нежность, верность и бескорыстие.

Вторая нравственная подароблема, аналиэгруемая автором на примере рассказа В.Шукшина. "Осенью" и повести Анара "Шестой этаж пятиэтакного дома",- это проблема того, как люди, обретшие такое высокое и большое чувство - любовь, любовь как гармонию и согласи.', смогли им распорядиться, к каковы были последствия этого л-<я их дальнейшей судьбы.

Писатели, прослеживая на пример^ судьбы своих героев тот эпкономерный тупик, к которому привели ш: взаимная .¡ечуткост»*, неуступчивость, ложная принципиальюсть, хоть и не убивающие в них это чувство любви, но подавляющие его и, в результате, оттолкнувшие их друг от друга; как бы подводят к мысли о том, что любое- настоящая, взаимная в жизни человека может быть лишь раз, и что ему надо эту любовь беречь от всего противоречащего и угрожающего зй в своем внутреннем "я", не допускать разлада а стре-ыиться к гармоник п своем "я" по отношению к этому доотояныз, каким является любо.л, Квоте о.тчухденяе от себя этого второго "я", с которым человека сызала любовь, отсп¿тление от вето, а значит уничтожение любви в реальности, я сольное или невольное обретение ее дашь в качестве воспоминали.*, памяти - ведет, как зто пс-каэываю1"' писатели через судьбы своих героев, к обессйцсла«тйа их всей гставшейся жизни, лрввралря ее в некий "туишний сон", а самих героев в свою тень, в каких-то гпичраков»

Проблш а любви органически опязгша дяп писателей с ии^о^д •

мой семьи и семейных отношений, с теи первичным для человеческого "я" институтом, к которому закономерно должна подводить любовь л находить в нем свое воплощение и продолжение. В этом смысле тре- , тьей проблемой, выделяемой автором работ, является проблема выявления сути семьи и семейных отношений, понимания человеком своего предназначения для семьи и роли в вей. Исследование данной проблемы опирается на анализ цикла маленьких повестей В.Белова "Воспитание по доктору Споку" и повести М.Ибрагимбекова "Прилетела сова".

Оба писателя далека от каках-либо схем или дот в показе и утверждении семьи, двух людей, вступивших в эти брачные узьи Они .прекрасно представляют оебо, что несмотря на все чувства, которые с необходимость» предшествует сеыейшш увал, каадай из вступивших в брак остается индивидуальность», и что главная проблема семьи -в сближении и соотыковке духовной, нравственной сути, а значит принципов и взглядов,, мужа. и жены.'

И В.Белов и М.Ибрагимбеков стремятся выявить как внешние, так и внутренние препятствия на пути к полноценной семейной киа-нж, которые во многом повторяются, .сшаавтся в пересекаются в обоих произведениях. Таковшн препятствиями являются недостаток взаимной теплоты и уважительности, терпимости и добродушия, ус- ■ тгпчивости и доверительности, которые в отличие от властности и грубости, жестокости и подозрительности, независимости и холодности, препятствующих установлению, нормальных супружеских взаимоотношений,- способствуют супружеской целостности и слитности; и в то ке время, соответственно, чрезмерная, неоправданная социализация семьи, вмешательство извне в семейные отношения, отношения мужа и жены, перекладывание супругами своих каких-то внутрисемейных конфликтов и проблем на плечи общества или же среда.

Отношения мужа и жены в семье - первичны, но семья не огра-

пячтааетоя только этим отношениями. Не менее важны, значимы и другие отношенвя в сем»е, Я в первую очередь - отношения родителей н детай.

В этом смысле писателей, и в частности А.Лиханова в повести "Благие намерения" и И.Меликзаде в повести "Праздник Новруз у галчат", до глубины души волнует проблема сиротства, являющаяся поровдением неудавшихся,, несложившихся семей, семей неблагополучных, а также - следствием легкомысленности в допущении отношения меаду мужчиной и женщиной как отношения внесемейного.

Судьба этих детей-сирот, перспектива степени их духовности не позволяют писателям видеть в сиротство "обычные издержки любого общественного развития", ибо они осознают, что злость и бездуховность, порожденные снротатвои, в конце концов могут обернуться и против общества н против людей, оказавшихся равнодушными, слепыми и глухими к тоскливым глазам, печальным вздохам, беспросветной безнадежности покинутых детских сердец.

Главный вывод, к которому приходят писатели, исследующие проблему сиротства, это то, что никакие самые фешенебельные дет— • скиа дом и интернаты, никакие саше опытные педагоги и воспитатели tie способны до конца отогреть сиротское сердде.чтг лишь тепло родiого или ставшего родным человеческого сержа, тепло родного или ставшего родным семейного очага способны отогреть и навсегда излечить его. А потому сиротство, в понимании художников слова, это именно проблема семья: будут крепкие семьи, будет нравственное отношение к созданию семьи» как единственно приемлемой основе взаимоотношений мужчины в женщины, можно будет до минимума свести масштабы этого трагического явления человеческой среды.

Таким образом, в восприятии писателей любовь и семья предстают в качестве тех. важных духовных ипостасей, отношение к которым является наивысшим и основополагающим критериев доброты я

человеколИия того или иного индивида, и которые одновременно являются гарантами и стимулами человеческого существования л по-' зволяют человеку в своей жизнедеятельности в наибольшей степени соответствовать неким надчеловеческим закономерностям бытия.

Вторая глава - "Критерии нравственности в социальной структуре общества" - целиком посвящена анализу двух романов: В.Белове "Кануны" и Ю.Самедоглу "День казни".

В обоих произведениях в качестве доминантной нравственной проблемы автором выделяется и нееле.-уется проблема истинной сути, порочности и непорочности взаимоотношения человека и социальной структуры,, власти. Если В.Белов в романе "Кануны" рассматривает эту проблему как бы в горизонтальном разрезе, беря за основу после довагвд определенный временный орез в целом всей социальной системы, то Ю.Самедоглу в романе "День казни", останавливающийся, казалось бы, лишь на одном аспекте - судьбе поэта-творца в обществе, сопоставляет и сравнивает два временных отрезка: репрессивные годы с современности, а все вместе - с. историческим временем.

При этом, критерием, на который опираются авторы произведений, является духовная культура народа, в своей некой всеохват-ности и всеобщности, мирозданческой возведенности, ее преломление и воплощение как в человеке, так и в социаг.ной системе, ее ценность и значение в данной системе отношений. В.Белсча интересует то, как у тех или иных носителей духовной культуры в той или ино! степени начинается процесс деградации, превращающий их в неких "индивидов", лишенных определенных основополагающих человеческих ниостасеь; Ю.Самедоглу.же в овоем романс к осознанию этого процесса приходит через глубокое исследование судьбы выдающегося носителя духовной культуры, как в капле воды отражение* историческую иульбу самого парода и его культурных достояний.

В своем многоплановом произведении В.Белов выстраивает еди-гв цепочку взгимодействин и взаимозависимости происходящих в по-;ствовании коллизий и конфликтов. Вну удпется выявить две проти-зполож!"7е, несовместимые нравственные концепции бытия, человека общества, концепции, разъединяющие простого труженика и социаль-» № систему, ее носителей, что приводит в итоге к чгчужденкю зрвых от вторых.

'Беспомощной в политическом и житейском плане перед демагоги-гской ультрареволюционной безнравственностью власть предержащих называемся позиция большинства крестьян, связанных крепкими уза-я с землей, на своих плечах перенесших все тяготы предшествующих ет, и уж во всяком случае никак пз являющихся врагами Советской ласти, противниками грядущего будущего.

В.Белов художественно - воссоздает ту реальную ситуацию, когда оциальная система не только допускает, но и возводит в ранг дольного коварство и подлость, забвение и растаптывание тех духовных ¡постасей, которые были святы... Кай бы требуя от своих героев аждай раз подтверждения их нравственного выбора между изначально цзостейшими понятиями добра и зла, писатель с особой силой передает, зачастую чреватую потерей личностного начала, противоречивость в поведении и характерах своих героев. Он •-лается выявить гот доминирующий в отношениях человека и отчества процесс душевного разлада, „омки человека, его уничижены, который становится всеоощим.

Все это ведет, как доказывает В.Белов, к поляризации в обществе, выделению таких полей, как народ, все более внутренне _ расслаивающийся и разобщающийся социальной системой, и как власть, которую "власть имущие" поставили на службу се-е и своим интересам; а о другой трансформации самого шимям "ойшеетво? лишающегося своей человеческой сути, человеческой наполненности.

В этом плане характерно начинавшееся складываться в обществе Не только отношение к своему далекому прошлому, к.культуре н'знаниям и их носителям - старой интеллигенции, церкви и ее служителям по л пренебрежительное отношение 2; своему недавнему прошлому, за-_ бвение тех, кто своими руками строил эту новую жизнь. При этом, крестьянская деревня, характеризующаяся ладностью отношений, наиболее ярко и очевидно отражая перспективу тех процессов, которые воцарились в обществе, через ничем не обоснованное, искусственно« расслоение крестьян, их противопоставление и нагнетение врадды ыезду ними, из поящей и кормящей постепенно превращается в вырождающуюся и погибающую,

Панораыность и обобщенность в постановке проблемы человека и социальной системы,, человека и власти, свойственная роману В.Белова, достигается Ю.Самедоглу в романе "День казни" расширен® ем, в первую очередь, временных рамок, сближением событий далекого, ближайшего прошлого к современности, внешне лашь отдаленно касательных по отношению друг к другу, установление и выявление юс ассоциативных рядов и причинно-следственной с>жи, хотя все , же расширение пространственных, координат присутствует и в этом произведении. ■ •

По для того, чтобы это стало возможным, Юсифу Самедоглу нужно было поставить в центр своего повествования такую судьбу,-которая бы притягивала и объединяла все остальные судьбы и события в единое органическое целое, такую личность, которая, являясь ярким выразителем и носителем духовного, нравственного начала своег народа, своей участь» символизировала бы и высвечивала взаимоотношение человека и власти, человека и социальной системы в ее проблематичности, порочности. И такой центральной для романа явилась личность, судьба поэта и писателя Сада Эфенди, прообразом г.^торому послужил репрессированный в сталинские года выдающийся

1зербайдаанский поэт,.. дра!гатург, писатель Гусейн Д«аэвд.

Ю.Самедоглу как бы создает сложное, многоплановое по своему ¡омпозицигонному и стилевому поотроению произведение, в котором ¡вторая перемежается о современностью и где-то предопределяет бу-(ущее,. реальность перемежается с иррациональностью, а исповвдаль-[ость — с бесстрастностью.

Это позволяет писателю выявить единую суть исторически отлаянных друг от друга властей, социальных отруктур п'нх отношения ; человеку. Эта абсолютно одна и та же суть заключена: и в "той бщей несвободе, проявляющейся в завоевании силой'страны н народа и властвовании ими; и в насаждаемом среди людей страхе, взалм- . ой жестокости и бесчеловечности; и в той корысти,, которая явля-тся побудительной основой самого властвования; и в тех нацио-ально-духовных жертвах, которые неминуемо требуют от народа и траны эти власти...

История в романе Ю.Самедоглу повторяется, повторяется в сво-м добре и зле, человечности и бесчеловечности, исконной природ— ,ости и насильственно привнесенной искусственности. Но это не лроо-о случайное повторение или совпадение. Повторяясь, история, во йогом благодаря попустительству самого человека, одновременно [родолжается в своем проявленном прежде зло, бесчеловечности, насильственной искусственности. Забвение своего прошлого и отоут-:твие уроков я выводов из настоящего и еще недавнего прошлого — [елают эти повторы н продолжения бесконечными и обрекают челове-а на вечную яизнь в 1рехе и зле.

Но история в ее целостности, по мысли писателя, живет не . •олько в закоулках человеческого сознания и человеческого «любыми, она живет в бытии природы и в инобытии всего сущего, она существует независимо от воли и сознания человека, который сам явля-5тся частей природа и всего сущего.

Тем самым, истиной для Ю.Самедоглу, к которой он подводит всем своим поветсвованием, является то, что, хотя отношение между надчеловеческой властью и человеком, которого она пытается, и зачастую небезуспешно, превратить в непомнящую, немыслящую и безвольную тварь и тем самым изменить своей природной сутг,- складывается не в пользу последнего, все ни власть эта обречена... Она че способна окончательно убить в человеке человеческое, его при-родность, разорвать единую цепь бытия и инобытия, соединяющую все сущее. И поднимая руку на человека, а значит и на пргроду, мироздание, эта власть сама накличет на себя рано или поздно тот очистительный ветер, который окончательно сметет ее, эту болезнь, с лица земли.

Таким образом, чтобы до конца осознать то, что мы имеем во взаимоотношении человека и общества, человека и социальной системы, влас-ч, неооход^тю было понять причин': и предпосылки всего этнго, понять, так и какими путяги ми к этому шли и достигли подобного качества. Авторы, полок.т в осногу своих, исследований наш историю, наше прошлое, в которых брали начало сегодняшняя неприглядная реальность, порочность взагаоотнанешш человека с социаль ной системой, властью и обществом, выявляете и раскрывают то, как ради благополучия и процветания одних считалось ипсбходашш обрекать на лишения и уничтожать друг .и, или же рада отдаленного-декларируемого гуманизма отказываться ~>т реальною человеколюбия и гуманизма, выдавая эти представленгч за ложные абстракт-..!« Писатели как бы художественно обосновывают и подтверждают общезначимость и универсальность для всех времен, для любого общества и любой человеческой среда таких оощечелове^иских заповедей, как те,, что "праведные цели не приемлют неправедных средств для их достикения". что "общвстъо, власть в своих оспоеих дожни опираться на нравотьешше устои", что "добро - в самой жизнг, ь ее

¡охранении, а зло - в ее уничтожении".

^.-•фвтьей главе, названной "Память - индивидуальная и наци-шально-генетическая", автор исследует выявляемо в целом в про--ie 70-80-х годов нравственную проблему соотнесенности индивидуальной памяти с памятью национально-генетической, являющейся еди-¡ой, как некая духовная ипостась, для людей, связанных той или шой национально-генетической общностью: общностью истории и сов->оменности, прошлого и будущего, окружающей среда и образа жизни, ¡ультуры и нравов.

В рамках, этой единой нравственной проблемы автор выделяет 'ри подпроблемы.

Первая из них, первичная, как считает автор диссертационной >аботы, для национально-генетической памяти людей,- это проблема шюшения человека к своей "малой родине" - к земле предков, от-(ов, к земле,, на которой родился, где стоит родительский дом, и зыявляется она на примере анализа повестей В.Распутша "Прощание 5 Матерой" и А.Айлисли "И светились'только ивы".

В этих произведениях шпатели пытаются ответить на вопрос, прежде не возникающий и не могущий изникнуть, а именно: можно ш человеку ощущать себя полноцешшм представителем той или иной зацлонально-генетической общности, с присущей ей памятью, поры-зая или уже порвав свои связи с "малой родиной" - землей предков, предав забвению ради той или иной внепе благородной'идеи 3BOS истоки.

в.Распутин далек от одномерного, однозначного восприятия . действительности, и в его произведении перед мшш.предстает целая галерея характеров, в своей совокупности выражающих существующее в обществе разноликое отношение к судьбе "малой родины". При этой основную свою Задачу писатель видит в том, чтобы-последовательно выявить "правду" каждого характера, одновременно рас-

крывая ее закономерность и последствия.

Правда самого В.Распутина заключена в том, что судьба и участь острова Матеры, затопляемого из-за одной стрсыцейся ГЭС, отражает в масштабах страны процесс повального уничтожения челов/ ком своей "малой родины" и связанной с ней памяти и, как следствз разрыва прежнего уклада, прежних корней, связей, обретение взаме] лишь безродности, разобщенности и отчужденности.

По сравнеыш с Б.Васпутиным А.Айлисли данвую проблему в сво1 повести, проблему отношения человека к своей малой родине, к земле предков и отчему дому, художественно исследует на более частном и ивдавидуал ном, по характеру, случае - судьбе одного героя По случай Э'. от также оер^-т свое начало в повсеместно распростран* нном в общества явлении: измене своим корням, отстранении и отчуз дении человеком себя от своей малой родины и связанной с нею пам: ти,

Чрезвычайно сшволичны для структуры данных произведений смерть распутинского деда Егора и самоубийство героя ^.Айлиоли -эти проявления одной и той же людской трагедии. Эти смерть и сам убийство, словно бы подводящие черту под художественное ясследов ние данной проблемы, окончательно выявляют значимость для чедове ка его ¡злой родины 1. всего того, что с ней связано, и как бы предвосхищают если не физический, то духовный конец, внутреннюю, душевную исчерпанность лгпей, лишивших себя своей памяти, своих корней и истоков.

Гторая проблема, органично к закономешо продолжающая первз в рамках, отмеченной вше дробями человека г- памяти, это - проб: ыа "ценной реашц.^" в человеческой памяти, нравственности и дух* ности, вызванная разлукой и утратой человеком своей "малой пода-ни", проблема ее восполнимости. И анализируется она автором на примере произведений тех кс писателей, В.Распутина "Помар" и

Ь.Айлисли "Репортаж с поминок", произведений, как тематически, гак и хронологически примыкающих к вышеназванным.

Являвцийся основой сюяета распутинской повести пижар на ср~ зовских складах поселка как бы высвечивав/ в восприятии где ного героя во всей совокупности и сегодняшнюю неприглядную реальность их с односельчанами житья, я тот путь, который всеми был лройден К-такому положению. Этот пожар, с одной стороны, подобен тому "пожару" в душе героя, который сделал невыносимым его жизнь в поселке,, а с другой - как бы воспроизводит "пожар", происшедоий в нравис. его односельчан,, которые двадцать лет тому назад Переехали из затопляемой деревни в этот неуютный и неопрятный mee— лок? "пожар" в нравах, от которых в результате точно так : з, как и от орсовских складов, осталось очень v очень немного.

Повесть А»Млислз» "Репортаж с пошнок", в которой ставится та же проблема разлученности человека со своей "малой родиной" и проблема восполнимости подобной памяти, представляет собой цепь воспоминаний и размышлений рассказчика, вызванных воеприятк - ■ ем своих бывших односельчан, так же, как и он, переехавших и живущих в столичном городе, встреченных гал на поминках своей бывшей деревенской соседки и учительницы, которой суждено лежать в этой далекой земле.

Повесть А.Айлисли менее остра, по сравнении с повестью В.Распутина, и более лирична, и даже в определенной степени - иронична. чо за воем этил угадываем ¿я грусть и печаль рассказчика .ив еще большей степени какая-то безысходность оа~ ого автора, со всей ясностью ощущавдего драматизм положения своих героев, по той или иной причине, прежде всего субтактивной, разлученных с их "кзлой роданой" и обреченных в силу этого на некую духовную обделенность.

Если В .Распутин со .всей наглядностью показывает то печальное и негативное в жизни людей, к чему пришли они в своем беспамят-

стве, то А.Айлисли 1сак бы стремится исследовать данную юоблему, идя от обратного. За внешне благопристойным и благополучным видом своих, героев, вызывг-тцих в памяти рассказчика то или иное воспоминание, писатель пытается выявить в них ту внутреннюю, ду-.шевнуго пустоту, которая образовалась вследствие их разлученности с "малой родиной", пустоту, котооую,, как оказывается, так до кои-г а жизни ничем и не заполнить...

Но вовсе не обязательно, как в произведениях В.Распутина и ■ А.Айлисли, покидать родной край и очаг, открещиваться от малой родины, чтоб изменить своей национально-генетической памяти. С . не меньшим успехом мочно просто никуда не уезжая со се эей малой родины и по-прежнему живя на ней, уничтожить некий обобщенный, общезначимый для данной национально-генетической общности символ этой памяти, ее.некую духовную ипостась, что и будет в итоге свидетельствовать об этой свершившейся измени.

В этом смысле автор работы, обращаясь к анализу рассказов В.Шукшин? "Мастер" и "Крепкий мужик" и помести М.Сулеймаилч "Мельница", выявляет третью нравственную проблему в ряду общей проблемы человека и п^ляти, проблему отношения человека к некоему обобщенному символу своей национально-генетической памяти..

Такими общезначимыми символами - носителями совместной чу-ховной и материалтой культуры художественно исследуемых писате-„лми национально-генетических общносте,., среда прочих, выявляются церковь - в первом случае, г мельница — во втором.

Оба пеателя всем своим повествован-, гм породят к осознанию той истины, что в напионально-генетической памяти нет ничего преходящего, нет ничего такого, что действительно, как полагает подчас человек в своей бл"зорукооти, отживало бы свой :;ек и превращалось б'- в ненунный духовный кЛи материальный "хлам"; -¡то в ней важны каждый ее носитель г выразитьль, каждая, на первый

згляд, "мелочь", а тем более такая ее составляющая единица, ко-орая несет дал духовности, нравственности данной нац:онально~ге~ :етической общности некое, незаменимое по своей сути, обобщенное,

*

шволи.зское значение.

Такш образом, все писатели, исследующие данную про''тему, даны в одном, в том,, что без своей национально-генетической па-итя человек в конечном итоге способен лишь превратиться в "жи-юй труп"в ничто,- в некую "однодневку", не тлеющую ни пред- • сов„ ни потомков,, никакого родства со своими современниками. При >том, он оказывается лишенным того, что связывает 'его не только J прошлым, бывшим до него, или se с будущим, которое буд^т после tero, но и даже с настоящим, с тем,, что каждодневно окружает, зопутстьует его индивидуальной жизни.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы,, явившиеся ого результатом, слетаются перспективы дальнейшего изучения нравственных проблем в прозе 70-80-х годов, в литературе вообще.

Подчеркивается, что главным достижением прозы 70-£0-х годов, и в частности русской к азербайджанской, явился приход к некоему . "новому" мировосприятию, во многом оказавшемуся возвращением к . давно забытому "старому",, току старому, чем всегда была сильна классическая 'литература, а тленно - к мировосприятие, для которое го свойственны, во-первых, восприятие бытия в его целостности, во-вторых, некиг шфозданческкй, экзистенциальный взгляд на происходящее в человеке, его сознании и поведении,, связях и отношениях.

Проза данного двадцатилетия в ее лучших образцах пришла к осознанию того, что объектом литературы может и должно быть бытие во всей его давности., противоречивой ж внешне хаотичной, за которыми скрывается глубокая, неподвластная человеку закономер-

ность, органичность и гармоничность всего сущего, с его тесно взаимосвязанными, переплетенными и сплавленными нравственным-безнравственным, нсгеншдможкым, прскрасньм-безобра<«шм и т.д.; что тленно "быт в целостности" определяет некгтз всеобщую "мьроздан-ческую нравственность",, с которой должен соотносить свое бытие • человек, являющийся непосредственным объекте?,5 литературы,- свое, "индивидуальное" бытие, первичным и -чпредолящш в котором опять же является нравственность, как душевное и духовное хсачество к состояние личности.

Литература, ставя в центр своих исследований человека, его бытие, неизбежно приходила, во-первых, к художественной разработке нравственности кале сути человека и его бытия, как той аксиологической и императивной основы человеческого существования, на которой сходится и.строится все внутри- и вяелнчностлое, социальное и на-,тональное, политическое и философское и т.д.; а во-вто-ргг.', к соотнесению этой нравстве"ностя, этого человеческого бытия с их мирозданческой принадлежностью и сутью.

В диссертации отмечаемся, что не всегда прявствеккая проблематика "человека и бытия" в целостности оказывается в фокусе пристального писательского внимания, и что художники слова в. своем большинстве так или иначе выделяют в создаваемых щи нравственные мирах'художественных, произведений ;;екую домдаашную нравственную проблему. А погону единая нравственная концепция человеке и быт» в ее некой законченной целостности получгет овое художественное воплощение, в опоре на ящ^тщуальтв нпавотвшше шры писателей и их художественные концепции человека л бытия, иреаде всего и главным образом в рамках, национальной и на уровне шгшадаональ ной прозы данной литературной ьпохи.

Общим вектором этой художественной концепции человека и бы-тпя, концепции миропорядка является единая природность всего ми-

оздания, когда материальное к духовное - это не иерархия, а данство изначального природного качек :>а миропорядкг в котором се взаимосвязано и взаимообусловлено.

Эт.- обусловливает, почему писателя, к какой бы нравственное роблеме очи ни обращалась, не просто осознают и обозначают, а . конечном итоге именно проповедует то общее я единое для них, аковыми являются гуманизм, любовь, забота и бережливость ко все!.. ко всему, что окружает человека,, что составляет и определяет ерез воздействие и отношение иззне, через окружающую культуру го личностную суть, его самосознание. • ' •

Под пером художников слова человек из несколько узко и эго-втично понимаемой "меры всех вещ».л" превращается в хранителя и аранга общечеловеческого естества, и прекде всего в его духовном, ультурно-историческом понимании, предстает ответственным за реемственность л продолжение рода людского г их изначальной прк-юдаой сущности - как земляк.

По теме диссертации опубликованы следующие работы;

.*. Худокества;.:;аа концепция человека з рассказах 70-х годов В.М.Шукшина// В.М.Шукшин.Жизнь и.гворчество:/Сборник тезисов докладов к гояферешущ/.- Барнаул:Кзд-зо Алт. ун-та,1989./0,1ц.л./

2. Творческий' метод и новая концепция нраве твенностУ/ Творческая платформа советской тогонациональной литературы:Тезисы докладов Республиканской научно-теоретической конференции/нрябрь 1989 г./.- Баку:Изд-во Азерб.. ун-та,1989./0,1 п.л./

3. Нравственность и ее художественное воплощение в романс В.^елова "Кануны"// Вопросы сравнительного изучения национальных языков и литератур.- М.,1989. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР & 40183 от . 21.1Г.89 г. /0,5 п.л.-/

4. Нравственная „роблема человека и смысла жизни в прозе 70-80-х годов /на материале русской и азербайджанской советских, литератур// Вопросы лкнгтюпоэтики и литературоведения,- М.,1990. Рукопись деп. в ШКОН АН ССС7 Л 43022 от 12,10.90 г./0,а п.л./ й. Художественно-эстетические воззрения Шукшина и его гонцепция личности в рассказах 70-х годов// Шукшинские чтения.- Барнаул, 1989. /I п.л./ - /находится в печати/. 6. Типология нравственных проблем в творчестве Коста Хетагурова и в прозе 70-80-х годов /на материале русской к а?ербайдаа_1-ской советских литератур// Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. /I п.л./ — /принята к печати/*

Подписано к печати 26.. II.91 г. Тираж 100, зак. 1136 Типография № СССР'