автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Нравственный аспект внутрипартийных отношений (октябрь 1917-1920 гг. ): научно-критический анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственный аспект внутрипартийных отношений (октябрь 1917-1920 гг. ): научно-критический анализ"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи
ПОТЕМКИНА Тамара Викторовна
НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВНУТРИПАРТИЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(октябрь 1917 —1920 гг.): НАУЧНО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 07.00.01 — история и теория общественных движений и политических партий
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва —1992
Работа выполнена в Политологическом центре Российской Академии управления.
Научный руководитель—доктор исторических наук, профессор ВАСЮТИН Ю. С.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор РГСИ — НУРИДЖАНОВ Г. А.
кандидат исторических наук, доцент — МАТРЮХИН Г. И.
Ведущая организация — Московский государственный педагогический университет.
Защита состоится ¿Ь.Ок 1992 г. в I 00 час. на заседании специализированного совета по историческим наукам & -151.01.01 Российского государственного социального ин статута по адресу: 123286, Москва, Садовая-Кудринская ул, Д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального института.
Автореферат разослан 20 марта 1992 года.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторических иау профессор
САФРОНОВАВ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Внутрипартийные отношения ютаются одной из наиболее сложных и недостаточно изученных проблем в отечественной исторшо-партийной науке. Причин этому мною, прежде всего, недавнее господство монопартийной системы, ко-•да предметом научного анализа могла быть в основном только КПСС. ! предшествующих: научных работах, несущих в себе отпечаток вре-1вни, ставилась и проблема нравственного аспекта внутрипартийных :вязей. Сегодня, когда стала реальностью многопартийная система, вращение к избранной теме звучит современно и актуально.
Поражение коммунистов в СССР и странах бывшего Восточно-ев-'опейского содружества нередко отожествляется с катастрофой со-;иализма вообще. Кризис давно осужденного, насильственного мето-,а построения нового общества выдается за крах социалистических деалов. Главным виновником неудавшегося социального эксперимен-а, начатого в Г9Г7 году и послужившего источником трагедии для иллионов людей, оппоненты КПСС называют партию коммунксгов-бо-ьшевиков, присвоившую себе монопольное право на социалистичес-ий выбор, способ достижения цели, безраздельную власть.
В обширной литературе, посвященной истории проблемы, причи-ы партийного диктата пытаются найти в изначальной безнравствен-ости, авторитаризме политической организации большевиков, жест-ой, централизованной модели ее построения, идеологии навязыва-ия народу насильственных методов преобразования общества.
Многие из этих обобщений подтверждены социальной практикой, рудно категорически отрицать, что большевики пользовались под-зржкой народа, иначе бы это не предопределило их успех в борь-з за власть. Но их партия не обладала достаточным опытом госу-зрственного управления и подготовленными кадрами, способными щадить такое управление. Не помогли сделать правильный выбор предложенные большевиками теоретические концепции, страдавшие, 1К теперь ясно, известной долей прямолинейности и популизма, гсутствием исторического опыта. Эти обстоятельства создавали зедпосылки для возможной трансформации большевизма из левора-!кального движения в бюрократическую структуру.
Тем не менее, утверящение противников социализма о том, ч такая трансформация была закономерным порождением самой социал стической идеи, является, на наш взгляд, весьма спорным. Анали реальных фактов, документов, произведений теоретиков "советско гсГ социализма позволяет приблизиться к познанию исторической правды, подводит к мысли, что существенным обстоятельством, вы вавшем трансформации социалистической идеи, стал отход от ее и тинных ценностей. Во многом это было обусловлено той обстановкой, в которой пришлось действовать РКП(б): ни партия, ни стра не были в полной мере готовы осуществить эти идеалы и ценности на деле. Вместе с тем, нельзя не учитывать и ошибки, заблужден забегания вперед, характерные для партийцев того времени, в то числе, и для основателя партии.
После завоевания политической власти возникла необходимое коренной перестройки партии. Из организации, нацеленной на раз рушение старого строя, она должна была превратиться в массовую партию создателей нового общества. Увеличение численности РКП( сопровождалось ростом негативных явлений в партийной среде. Ст правящей, партия оказалась подверженной социально-нравственным порокам, которые всегда гнездились вокруг власти, - карьеризму взяточничеству, угодничеству и т.д. Получили питательную среду конфликты, усилилась борьба за политическое лидерство. Большев ки на собственном горьком опыте стали убеждаться в справедливо сти той истины, что "власть портит". По сути дела наступали по следние дни той большевистской партии, которую создавал В.И.Ле нин.
В этой связи представляется интересным анализ усилий, нал равленных на сохранение в РКП(б) несколько идеализированных тр диций дореволюционного большевизма - товарищества, сплоченност нравственной чистоты партийных рядов. Работы В.И.Ленина, многи идеи которого вошли в документы РКП'б), регламентировавшие вну рипартийные отношения, свидетельствуют о том, что он допускал .возможность нравственного перерождения партии, искал выход мез? старыми привязанностями, дореволюционными нравственными канона ми и новыми постреволюционными реалият, разрушавшими его дети У него не оказалось полноценных методов разрешения возникавших
Противоречий. Изменение условий не повлекло за собой коренного 1ереосмысления проблем партийной морали и выработки соответствую-1их принципов и норм, что отрицательно сказалось как на развитии [артии, так и в целом на обществе.
Состояние научной разработки проблемы. В том аспекте, который федполагает исследование, сегодня трудно говорить о степени насы-;ения научной литературой. Проблемы партийной этики, нравственных icHOB внутрипартийной жизни большевиков I9I7-I920 гг. традицион-ю освещались в советской историографии в рамках изучения разлитых направлений партийной деятельности, редко служили предметом ¡пециального рассмотрения.
Тем не менее, шел процесс накопления научных знаний, в кото-юм диссертант выделяет следующие этапы.
Первый этап. I917-1920 гг. Сложность и напряженность обста-ювки, в которой оказались большевики, не располагала к откровенным обсуждениям проблем партийной этики, хотя нельзя сказать, :то они полностью выпадали из поля зрения*. Большое значение для [онимания сущности и роли нравственности в борьбе за социализм, ! том числе партийной этики, имели работы В.И.Ленина, созданные м после Октября^.
Важные аспекты партийной морали, нравственных основ внутри-артийных отношений (проблема революционного долга, соотношения ичного и общественного, равенства членов партии и т.д.) затра-ивались в ходе общепартийных дискуссий I917-1920 гг., хотя сами ермины "партийная этика", "внутрипартийные отношения" тогда не рименялись.
Состояние нравственного здоровья РКП(б) было объектом вни-ания периодической печати3. При этом нередко йысказйвались са-
^ Коллонтай A.M. Новая мораль и рабочий класс. - М., 1919; е же: Избранные статьи и речи. - М., 1972; Крупская Н.К. Пе-агогические соч. Т. 1-8. - М., 1978-1985; Луначарский A.B. О во-питании и образовании. - М., 1976 и др.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 35. - С. 195-205; - Т.36. С. 165-208; - Т. 38. - С. 74-79; - Т. 39. - С. 1-29; - Т. 41. С. 298-318 и др. '
3 Никулин. Причина расхлябанности нашей партии//Правда. -919. - 22 февраля; Альтов С. Долой примазавшихся//Правда. - 1919.
4 июля; Сольц А. "Верхи и низы" //Правда. - 1920. - II ноября др.
мые различные взгляды на мораль и ее роль для партии, вплоть д противопоставления ее Уставу''".
Широкое распространение получили издания других политичес: партий, с позиций которых идеи большевизма представлялись безн; вственными, а их носители - людьми аморальными. Политика РКП(б подвергалась критике и со стороны представителей российской и» ллигенции, отвергавших насилие как неприемлемый для высокой нр. вственности и гуманизма метод*".
В целом для первого этапа было характерным широкое pacnpoi транение не научных представлений, а суждения на уровне обьщен: го сознания и сиюминутной политической ситуации.
Второй этап. 20-е - середина 30-х гг. Партийная мораль ст. вится предметом специального обсуждения общепартийной дискусси;
1924 г.3 Важным результатом ее стало принятие на пленуме ЦКК i ответствукяцих установок о партийной этике^. В качестве основно: принципа нравственного поведения партийца выдвигалось требован: верности рабочему классу, партии, ..идеалам социализма и коммуни В ходе обсуждения была дана и общая характеристика категории н; вственности во внутрипартийных отношениях^, раскрывалось содер; ние отдельных норм партийной морали. В целом дискуссия имела п зитивное значение. Она подтолкнула научную мысль, общественное мнение к осознанию роли морали как фактора социальной и личной жизни.
Вардин И. Этика или боевой Устав? //Правда. - 1921. - 2' декабря.
Горький А.М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре //Литературное обозрение. - 1988. - № 9, 10, 12: Ко. роленко В.Г. Письма к Луначарскому //Новый мир. - 1988. - № 10
Кошкарев H.H. 0 пролетарской этике. - Харьков, 1923; 0 партэтике. - Ульяновск, 1924; Ярославский Е.М. 0 партийной эти. ке: Статья и доклады. - Тула, 1924; его же: 0 партэтике. Докла читанный в Коммунистическом университете им.Я.М.Свердлова. - М 1925; 0 морали и партийной этике. - Харьков, 1925; Сборник мат> риалов о партэтике. - Чита, 1925; Луначарский A.B. Мораль с марксистской точки зрения. - Севастополь, 1925 и др.
^ См.: К Пленуму Центральной Контрольной Комиссии РКП(б): Материалы. - М., 1924; 2-й Пленум Центральной Контрольной Коми« сии РКП(б) созыва ХШ съезда партии: Стенограф, отчет. - М., 13
^ Ярославский Е.М. 0 партийной этике. - Тула, 1924. - С. -б^Орджоники^зе Г.К. Статьи и речи. В 2-х томах. - Т. I. - Ы.,
Определявшее значение на процесс становления партийной этики 1зала философская дискуссия 20-30-х гг., итогом которой стало 1ризнание идеи простых норм нравственности, однозначное решение зблемы соотношения в морали общечеловеческого и классового в 1ьзу последнего. К диалектическому анализу этой проблемы совет-ш этическая мысль смогла пробиться лишь после преодоления по-эдствий культа личности.
Третий этап. Середина 30-х - середина 50-х гг. Проблемы парной этики в философской и историко-партийной литературе рас-лривались эпизодически, подменялись вопросами внутрипартийной ,ьбы1. Нравственными ориентирами служили установки, постулаты, эмулированные в выступлениях И.В.Сталина. Мораль рассматрива-;ь с точки зрения партийной и государственной целесообразности, тоду ей не гнушались искажать предшествующий опыт. В этой об-:ти историческая наука утратила принципы историзма, объективно-I, ее продукция все более приобретала характер апологетики ста-[изма.
Четвертый период. Вторая половина 50-х - середина 80-х гг. iTOT период наметились возможности для объективного подхода к 'чению истории партии, процессов становления партийной морали. I не менее, значительная часть исторических работ была выполне-в устоявшихся ранее традициях, когда отсутствуют сомнения, а лиз и аргументация подменяются цитатами классиков. Под влияни-господствующего долгие годы аксиологического подхода к морали, олютизирувщего роль классовых интересов в ущерб общечеловече-м были созданы и работы^, посвященные нравственным аспектам
Гайсинский М. Борьба с уклонами от генеральной линии партии: ор.очерк. - М.-Л., 1930; Вавилин И. Борьба партии против "новой озиции" в ленинградской организации большевиков //Красная лето-ь. - 1934. - № 1(58); Панкратова А. Борьба партии с группой "де-ратического централизма" в годы гражданской войны //Пропаган-т. - 1935. - № 10; 0 бывшей зиновьевской антипартийной группе и подонках (Сб. материалов), - Сталинград, 1935; История Всесоюз-коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. - М.,1938; вский Д. Из истории строительства большевистской партии (оквфь 7 - март 1919) //Историк-марксист. - 1941. - I 2 и др.
Микшн В.В. Ленин о нравственных началах в создании партии ого типа. - Л., 1985; Кулинченко В.А. Демократический централизм азвитие внутрипартийных отношений. - M., 1985. - Гл. Уш; Заха- . C.B. Этика партийного работника. - M., 1986.
внутрипартийной жизни.
На этом фонэ особенно ценны попытки освободиться от идеол гичеоких окоб прошлого, характерные для работ К.А.Адамовой, А. Гоголевского, З.М.Зотовой, Н.В.Романовского"1". Примечательно, ч в их исследованиях поиск велся на основе все расширяющейся ист никовой базы, перепроверке т.н. хрестоматийных истин, многие и которых оказались идеологическим дафсм.
В целом переосмысление наслоений сталинского периода шло тиворечиво. Ученые были ограничены ориентирами постановления Ц КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" и рамка времени, когда еще не вызрели условия упразднения тоталитарног режима и авторитарной партии.
Пятый этап. С середины 80-х гг. процесс переосмысления ис рии партии и общества, нравственных ценностей социализма приоб характер глубокой ломки. Появляются труды ученых, более свобод от догматизма, штампов, прежних оценок и концепций^. Для этих бот характерно обращение к подлинному В.И.Ленину, к его творче кому наследию, объективный анализ причин нравственных деформац в партии, восстановление научной традиции поиска истины.
Современная историография постепенно отходит от одномерно изображения руководителей партии и советского государства, стр
в первый год пролетарской ди октябрь 1917
Дисс. на соиск. ученой степени канд. истор. наук. - 11.\ 1978; ! голевский A.B. Партия и классовое самосознание рабочих Петрогр да в годы гражданской войны: Дисс. на соиск. ученой степени д-истор. наук. -Л., 1989; Зотова З.М. Ленинская концепция проле тарской партии: идейно-теоретическая борьба в Российской социа демократии (I894-IS05 гг.). - М., 1989; Романовский Н.В. Пробл мы морали и нравственности в период становления РСДРП //Постиг. Ленина. Материалы научной конференции. - М., 1990.
^ Режим личной власти Сталина: К истории формирования. - 1 1989; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о пре дпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. ■ М., 1989; Бондаренко Т. Синдром непогрешимости. - М., 1989; Во-лобуев 0., Кулешов С. Очищение. История и перестройка. Публици! тические заметки. - М., 1989: Наумов В.П., Рябов В.В., Филиппо] Ю.И. Об историческом пути КПСС: поиски новых подходов. - М., I' Бордюгов Г.А., Козлов В.А. Историческая развилка весны 1918 г. Вопросы истории КПСС. - 1990. - № 8, 9; их же: От "чрезвычайщины" к "тоталитаризму" //Диалог. - 1991. - 15 5: Сазонов В. Дикт; тура нравственности или диктатура террора? //Диалог. - 1991. -№ 9 и др.
^ Адамова И.А. Вопросы
1ТИЙНОЙ жизни
лсь всесторонне исследовать их деятельность, убедить историчес-ой логикой и фактами^".
Для этого этапа характерно активное обращение (в том числе ряда ученых) к публицистике, в которой возникает коньюктурное аправление, ставящее своей целью не научный поиск, а ниспровер-ение, разоблачение, дискредитацию коммунистических идеалов^.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в пос-ановке проблемы, которая в принятой формулировке ранее практиче-ки не рассматривалась в исторической науке. В диссертации пред-ринята попытка исследования проблемы на основе современных ме-одологических подходов в изучении партийной морали.
Критически переосмысливаются партийные документы, в которых тразились те или иные аспекты изучаемой проблемы, раскрываются х позитивные и негативные стороны. Важным элементом новизны яв-яется и то, что автор вводит в научный оборот ряд архивных мате-иалов, ранее закрытых для печати, а также опубликованные докуме-ты периода 1917-1920 гг., которые в силу господствовавших долгое ремя односторонне позитивных представлений о нравственном облике поведении большевиков были фактически вынесены за рамки истори-еских исследований.
Впервые применен метод контент-анализа при рассмотрении ле-инских взглядов на мораль, партийную этику, изложенных в работах ослеоктябрьского периода. Предпринята попытка обосновать научную есостоятельность утверждений отдельных исследователей о том, гто именно В.И.Ленин создал целостное этическое учение о внутри-юртийной демократии для правящей партии.
Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине. Революция. История. Ли-ность. - М., 1989; Возвращенные имена. В 2-х вып. - М., 1989; гарцев В.И. Л.Д.Троцкий (страницы политической биографии). - М., 989; Бухарин: человек, политик, ученый. - М., 1990; Шелестов Д. ремя Алексея Рыкова. - М., 1990.
^ Селюнин В. Истоки //Новый мир. - 1988. - № 5: Ципко А. стоки сталинизма //Наука и жизнь. - 1988. - № 11,12; - 1989. -1,2; его же: Хороши ли принципы? //Новый мир. - 1990. - № 4; сторожно: большевизм! Беседа с А.Ципко корресповдента журнала Эгонек" И.Милыптейна //Огонек. - 1990. - № 47; Клямкин И. Поче-у трудно говорить правду? //Новый мир. - 1989 - № 2; Буртин Ю. ¡силлесова пята исторической теории Маркса //Октябрь. - 1989. -II; Солоухин В. Читая Ленина //Родина., - 1989. - № 10; Расста-ание с богом. Интервью с В.Солоухиным //Огонек. - 1990. - № 51.
Критическое исследование политической практики позволило 1 явить противоречивость нравственных процессов, протекавших в Р1 что также характеризует новизну научного подхода.
Цель исследования.состоит в том, чтобы на основе предложе! теоретико-методологических и социологических методов системное анализа нравственных отношений внутри политической партии изуч! нравственную обстановку в РКП(б) в пореволюционные годы; выяви' взаимосвязь и взаимообусловленность теоретических изысканий в < ласти морали, партийной этики и практики организации внутрипар1: иной жизни.
Этими целями обусловлены конкретные задачи исследования:
- проанализировать интерпретацию большевистских взглядов I нравственный аспект внутрипартийных отношений в советской исто{ ографии;
- показать эволюцию научных взглядов на проблемы партийно? этики, раскрыть современные методологические требования;
- определить основные общественно-политические и социальнс психологические факторы формирования должной морали коммунисте! и сущей нравственности;
- проанализировать теоретические аспекты и политическую п£ ктику в реализации понятий солидарности, сплоченности, партийно долга, товарищества, чести и достоинства партии, партийной отве ственности, дисциплины.
Объектом исследования является противоречие, возникающее при соотнесении сущей нравственности члена политической органиэ ции с должными требованиями партийной этики в процессе политиче ской деятельности.
Предметом исследования выступают виды и формы реальных нра ственных отношений, которые складываются мезду членами одной по литической организации; моральные аспекты взаимоотношений между партийцами и партийной организащей; между первичными организациями и руководящими партийными органами.
Хронологические рамки работы охватывают период от октябрьс кой революции до конца 1920 года. Основанием служит ряд важных факторов:
- приход большевиков к власти поставил перед ними задачи, торые не решала до этого ни одна политическая партия - сознател
ое планомерное переустройство всех сфер жизни общества, строите-ьство качественно иного человеческого сообщества - причем решать 1С пришлось в экстремальных условиях;
- изменение целей и условий деятельности требовали коренной ерестройки партии в массовую политическую организацию, призван-ую возглавить строительство социализма;
- утвердился новый менталитет партии - претензия на лидерс-во, сложилась организационная структура, были заложены основы артийной этики, которые долгие годы не претерпевали принципиальнее изменений.
Методологической основой диссертации является совокупность сновных принципов материалистической диалектики, таких, как все-бщая связь, становление и развитие; научных принципов и методов ознания, прежде всего, историзма, объективности и системности, еализация этих принципов,' естественно, предполагает использова-ие трудов К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и других теоретиков, втор опиралась на известный научный подход, согласно которое, аждое положение рассматривается "лишь М исторически, /р( лишь связи с другим, /// лишь в связи с конкретным опытом истории"^ читывалось также требование всестороннего изучения процесса, не-бходимость анализа совокупности всех противоречивых тенденций их причин^.
Диссертант считает, что в наибольшей степени приблизиться истине позволяют подходы представителей "школы анналов", заме-ивших традиционную "историю-повествование" "историей-проблемой", работе, в частности, учитывается их постулат, согласно которо-социальное поведение людей лишь отчасти диктуется их матери-цьными интересами и социальным положением - в определенной сте-эни оно детерминировано уровнем образования, культуры, этничес-ш, религиозным менталитетом, особенностями психологии и т.д.
Важное значение для диссертанта имели взгляды на обществен-
-1-
2
С. 22, Ленин в.и. ноли. собр. соч. - Т. I. - С. 153; -
2. - С. 547; - Т. 26. - С. 57-5В; - Т. 42. - С. 286, 29б.
ные процессы О.Нонта; идеи К.Каутского о соотношении революцией ности и насилия; подходы М.Вебера к проблемам власти, демократу бюрократии; этические взгляды Н.Бердяева, А.Грамши. Большой иш рес представляли также работы Д.Роулса и Д.Белла, посвященные проблемам равенства и справедливости.
В процессе исследования использованы методы: периодизации (как инструментарий историографического исследования и контент-анализа (для изучения теоретических взглядов на проблему), а та кже системного подхода.
Источниковая база для исследования проблемы достаточно ши£ ка. Особое место среди источников занимают произведения В.И.Ле* на (тт. 35-41 включительно), созданные им в пореволюционные ro¿
Источниковую основу диссертационного исследования составил документы центральных и местных партийных органов, как опубликс ванные, так и не опубликованные в советских изданиях. Определен ная их часть содержится в гак называемых "бумагах Л.Д.Троцкого (The Tro t^ky рарео'), вышедших в свет в 2 томах в конце 60-х -начале 70-х гг. в Гааге и Париже.
Серьезными документальными источниками, раскрывающими нраЕ ственные проблемы и противоречия внутрипартийной жизни РКП(б), являются публикации в печати. Сопоставление материалов газет "Г вда", "Петроградская правда", "Красная газета" с публикациями h большевистской печати (газеты "Новая жизнь", "Воля народа", "Ра бочая газета") позволяет более объемно проанализировать исследо емую проблему.
Важную группу источников составляют архивные документы. Ае тор изучила материалы 2, 4, 17, 60, 70 фондов Российского центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХВДНИ) и 3 фонда Центрального государственного архива общественных движени Москвы (ЦГАСДМ).
Определенный интерес представляет мемуарная литература, ai рами которой являются как сторонники, так и противники болыпеви ма. Хотя эти источники требуют критического подхода, учета неис жного субъективизма в оценках событий, знание различных мнений дает возможность более полно представить картину прошлого.
Апробация и практическое значение диссертации. Основные пс ложения и выводы работы обсуждены на заседании проблемной групп
олитологического центра Российской академии управления, кафедры те" ественней истории Российского государственного социального ин-титута, апробированы в выступлениях на научно-практических кон-еренциях, отражены в авторских публикациях.
В условиях активизации общественной жизни, создания и функ-ионирования большого числа политических партий уроки партийной тики, извлеченные из истории КПСС могут представлять практичес-ий интерес для политических движений различных ориентаций.
Сформулированные в исследовании выводы найдут возможное при-енение при дальнейшей научной разработке данной проблемы. Резу-ьтаты работы могут быть использованы в процессе преподавания и зучения истории и теории общественных движений и политических артий, истории Отечества.
П. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Работа состоит из введения, двух разделов, имеющих внутрен-ее тематическое деление, заключения, списка использованных исто-ников и литературы, приложений.
Во введении обоснованы актуальность, состояние научной раз-аботки проблемы, научная новизна исследования, определены цель задачи, объект и предмет изучения, хронологические рамки рабо-ы, освещена источниковая база и методологическая основа диссер-ационной работы. Основные положения введения изложены выше.
В первом разделе - " Проблемы'методологии и историографии • фтийной этики: история и современность" - проведен историогра-таеский анализ литературы, результаты которого отражены в первой 1сти автореферата.
Ццесь же анализируются современные представления о сущности специфике партийной этики, сложившиеся под влиянием марксистс-их и ленинских представлений о нравственности. Несмотря на оп-еделенные достижения так называемой марксистско-ленинской этил, в конечном итоге игнорирование немарксистских подходов, вра-цебное противостояние инакомыслию отрицательно сказалось на ис-чедованиях проблем морали и партийной нравственности.
Автор разделяет мнение ученых , критикующих отнесение пар---
Бозиев Б.З. О партийной этике. - Нальчик, 1972; Микшин ВВ. энин о нравственных началах в создании партии нового типа. - Л., 385; Яновский Р.Г. Наука, мировоззрение, перестройка.-М., 1990.
•гийной этики к роду этики профессиональной и рассматривает ее как мораль, нравственность партийца, отмечая, с одной стороны, наличие в ней всех компонентов морали в целом, с другой, - ее специфику, вытекающую из программных целей и уставных требований партии.
Из различных подходов к структуре морали в исследовании используются предложенные В.М.Соколовым методы выделения 2 морали систем и подсистем*. Согласно одному из них, партийная этика рассматривается как совокупность концептуальной, должно? и сущей морали партийца. Подчеркивается важность конкретно-исторического подхода к изучению их содержания и специфики.
В конце 80-х гг. в советской философской литературе начал складываться новый образ морали: она понимается как общечеловеческий феномен по изначальной своей природе и сути; рассматривается не как одно из проявлений культуры, духовной жизни наряду с другими, а вьщеляется из этого ряда в качестве некоего основания, корня, из которого произрастает все остальное^. Новый образ морали вскрыл противоречие между методологической и теоретической оснащенностью этики и той моральной реальность! которую она призвана осмыслить. Решение данного противоречия может заключаться, с одной стороны, в пересмотре, уточнении ме тодологических основ этики, а с другой, - в критике самой реальности морального сознания. Но в любом случае само противоречие надо ясно осознавать и фиксировать.
Учитывая это обстоятельство, автор ставит три вопроса, от веты на которые пытается найти в ходе диссертационного исследо вания:
- насколько правомерна попытка партии выработать особую коммунистическую мораль, которая должна была заменить собой другие нравственные ориентиры для всех трудящихся, стать законом, нормой отношений в обществе;
- каковы мотивы, которыми руководствовались большевики,
* См.: Соколов В.ГЛ. Социология нравственного развития лич ности. - М., 1966.
^ См.: Гусейнов A.A. Перестройка: новый образ морали // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. - М., 1990.
стремясь разработать теоретические концепции особой "правильной" морали и внедрить ее в политическую практику;
- почему новая нравственность целенаправленно наполнялась теми, а не иными принципами и нормами.
В известной мере ответить на поставленные вопросы помогает анализ экономических, общественно-политических и социально-пси-холсгичоских факторов формирования должной и сущсй морали коммунистов.
В диссертации показано, что в 1917-1920 гг. РКП(б) действовала в условиях социально-психологического и морального разрушения общества. Происходившие в стране противоречивые нравственные процессы затронули и партию. Но было бы неверно обнаружившиеся в РКП(б) негативные тенденции целиком списывать на общий упадок нравов. Обострение проблем партийной этики в значительной степени было детерминировано внутрипартийными причинами, среди которых выделяются следующие:
1. йгстрый численный рост партийных рядов неизбежно оборачивался размыванием нравственных устоев организации. По мере упрочения руководящего положения РКП(б) она наполнялась носителями мелкобуржуазного, а не революционного менталитета, поскольку, как отмечалось в одном из писем ЦК, - "создается обстановка, при которой "выйти в люди", создать себе карьеру, получить кусочек власти, можно, только, пойдя на службу к Советской власти"1.
Ситуация усугублялась низким уровнем общего и политического образования партийцев, их недостаточной гравданской сознательностью и культурой.
2. В партии наметилась тенденция расслоения, образования "верхов" и "низов". В результате некогда спаянный общностью целей и товарищескими узами союз стал разъедаться иерархическими и бюрократическими отношениями.
3. Экстремальные условия, в которых находилась страна, диктовали необходимость ограничения важных элементов внутрипартийной демократии: в значительной степени снизился реальный контроль партийных масс за деятельностью тех, кто осуществлял
* КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. - М., 1963. - С. 439.
властные функции и полномочия; сузились рамки гласности; выборность подменялась назначенством и кооптацией. Незаметно, но последовательно демократические традиции партии стали вытесняться в реальной жизни бюрократическими приемами, РКП(б) все более трансформировалась в авторитарную организацию. Причем в период мирного развития эти процессы не только не были остановлены, но и нарастали.
Отрицательный нравственный заряд накапливался и в условиях монопартийной системы.
Во втором разделе - "Теоретические аспекты и политическая практика партийной морали большевиков" автор на основе контент-анализа ряда ленинских работ и соотнесения его взглядов с политической практикой РКП(б), анализирует процесс выработки нравственных принципов и норм внутрипартийной жизни, рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность должной и сущей партийной морали, их противоречивость.
Раскрывая ленинские подходы к таким принципам, как солидарность, сплоченность, диссертант обращает внимание на то, что, по мысли В.И.Ленина, они должны были обеспечить в РКП(б) единство действий и единство мыслей партийцев, которым он придавал равноценное значение.
Единство мыслей В.И.Ленин связывсл с двумя группами требований, одна из которых характеризовала необходимость творческого мышления (высокая степень продуманности и сознательности, способность революционно мыслить, анализировать явления и процессы), другая предполагала непоколебимость взглядов (твердость позиций, решительность, непримиримость). Количественное соотношение требований, входящих в эти группы (1:1,75 соответственно)1 свидетельствует о приоритетном внимании В.И.Ленина ко второй группе. Это нашло отражение в партийных документах, регламентировавших внутрипартийную жизнь, проявилось в политической практике РКП(б).
Произвол и беззаконие, царившие в России накануне револю-
* См.: Диссертация. - Приложение № 2.
ции, ожесточенная борьба в ходе гражданской войны способствовали укреплению в сознании партийцев установок на бескомпромисное отношение к противнику и подавление колеблющихся. Многие партийцы воспринимали действительность упрощенно, подменяя марксизм догматизмом, революционное мышление - начетничеством, убежденность - послушанием, непримиримостью к любому отступлению от декларируемых схем. На основе фактического материала показано, что главным методом разъяснительной работы нередко становилось не убеждение словом, а грубое насилие, угроза расправы. Политические ярлыки, подавление плюрализма мнений подменяли анализ позиций оппонентов, "помогали" утверждать "единство и единомыслие" в партии.
Ориентация на подчинение воле РКП(б) просматривается еще более рельефно при анализе критериев, с помощью которых В.И.Ленин характеризовал единство действий. Об этом свидетельствует соотношение между требованиями дружной, сплоченной работы, товарищеского сотрудничества, с одной стороны, и необходимостью усиления в РКП(б) командно-административных начал, с другой стороны (1:3)*. Кроме этого, многие правильные призывы были по сути дела только'декларированы, особенно на фоне милитаризации партии, сохранения ее как "боевой" организации с "железной" дисциплиной.
Во многом такое положение было обусловлено сложностью конкретно-исторической обстановки, в которой пришлось действовать большевикам. Это обстоятельство, на наш взгляд, в определенной степени лишь объясняет ситуацию, но не оправдывает ее.
Исследуя большевистские представления о партийном долге, в диссертации отмечается, что суть этого нравственного принципа связывалась с подчинением личного поведения коммунистов интересам партии, вытекала из классового подхода к морали. Подчеркивается стремление В.И.Ленина возвести в ранг высоконравственных постулатов простые и понятные требования налаживания порядка, организованности, личной инициативы, дисциплины.
Его же соратники (Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий и др.) понима-
* См.: Диссертация.
- Приложение 2.
ли процесс воспитания как реализацию идей "пролетарского принуждения во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью" и программы милитаризации труда^. Распространению благотворных идей препятствовало и расслоение партии на "верхи" и "низы". В диссертации приводятся факты, подтверждающие формирование на этой основе двойной морали, практику жесткого подавления таких проявлений в среде рядовых коммунистов и беспартийных.
При определении понятия партийного долга В.И.Ленину была свойственна преимущественно социально-утилитаристская ориентация, которая возводила в нравственный принцип, вменяла коммунисту в качестве морального долга разнообразные практические интересы в пользу партии, в результате личный моральный долг подменялся партийным интересом, что исключало взвешенное отношение к происходившему.
В диссертации критически оцениваются некоторые большевист-. ские представлений о партийном товариществе, воспринимавшемся как сложное явление, суть которого определяли такие моральные категории, как равноправие партийцев, партийное доверие, уважение и авторитет, взаимопомощь и взаимоподдержка в сочетании с требовательностью, взыскательностью, принципиальностью. Нравственное значение этих требований для политической партии, организации ее внутрипартийной жизни не вызывает сомнения.
Однако конкретный анализ декларируемых положений, их соотнесение с реальной политической практикой выявляют неоднозначность, противоречивость процесса утверждения во внутрипартийных отношениях принципа партийного товарищества. Очевидно, что в теоретических разработках лидеров партии не было целостной концепции понимания принципа партийного товарищества. Пропагандируемые признаки, нормы товарищества представляются не как нравственный идеал, к которому следует стремиться, а скорее, как средство достижения определенных политических целей. По вертикали создавалась строгая иерархия между вождями, функционерами, радовыда коммунистами, что в свою очередь исключало равенство
^ Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. Часть первая. Общая теория трансформационного прогресса. - М., 1920. - С.138-139; Девятый съезд РКГКб). Протоколы. - М., 1960. - С. 546.
между 'Ьтажами" партийной структуры, оставляло только равенство на уровне горизонтальных связей. Нравственным считалось проявление партийцами "низшей" ступени преданности, верности вышестоящим. Неоднозначное толкование уважения, доверия позволяло избирательно решать тему товарищества. Толкование свободы критики в зависимости от того состояния, в котором находилась страна, практика славословия в адрес руководителей партии на фоне особенностей психологии основной массы партийцев создавали предпосылки для вождизма, позволяли спекулировать высокими принципами.
Не случайно прагматический подход к морали позднее был активно взят на вооружение И.В.Сталиным, который формулировал свои идеи и демонстрировал их на популистском уровне (скромность, непритязательность и т.д.), апеллируя к принципам и нормам товарищества, партийной этики.
В советской историографии утвердилось мнение, согласно которому, одним из основных принципов партийной этики В.И.Ленин считал поддержание чести и достоинства коммуниста. Стремление большевиков наполнить содержание этого принципа разумными и полезными нравственными требованиями имели определенный позитивный воспитательный эффект.
Однако предложенные В.И.Лениным и поддержанные массой моральные постулаты, основанные на приоритете классовых интересов, прагматизме, принудительных мерах, а также отсутствие научного анализа процесса воспроизводства нравственных пороков лишь обозначили существовавшие проблемы морали, но не давали ответов для их практической реализации. Это касается, в первую очередь, особого подхода к самим понятиям чести и достоинства. Трактовка чести как моральной оценки личности, связанной в конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами не вызывает возражений. Толкование же достоинства, исходя из классовых приоритетов, однозначно отрицавшее наличие этого права у людей, не принадлежавших к пролетариату или трудовому крестьянству, не являвшихся членами РКП(б), искажало суть проблемы.
Несостоятельными оказались и меры по преодолению бюрокра-
тизма, основанные на иллюзии полной ликвидации бюрократии после уничтожения частной собственности и создания нового советского аппарата, свободного от груза прошлого. Противоречиво решалась проблема воспитания нового отношения к труду, ценность и нормы которого, не подкрепленные практическими мерами (за исключением первых субботников) по наполнению его творческим содержанием, изменению рутинного характера трудовой деятельности, остались просто идеологической конструкцией. Трактовка жертвенности не только в военное, но и в мирное время, развязывала руки любому насилию. Прагматический подход к морали приводил к тому, что нравственность теряла свою самоценность. Целью становился не человек, его совершенствование, а лишь новая организация общества.
Анализируя ленинские представления о партийной ответственности .и политическую.практику РКП(б), диссертант обращает внимание на го, что содержание этого понятия включает в себя два уровня: личную ответственность коммунистов и ответственность партии как политической организации.
Б структуре партийной ответственности наибольшее внимание В.И.Ленин уделял личной ответственности коммуниста. Количество его высказываний по этому поводу в 1,5* раза превышает число его же обращений к ответственности самой партии перед обществом. В реальной жизни формирование у кавдого коммуниста как члена правящей партии ответственности за ее политику нередко подменялось диктатом руководящих органов, превращая людей в послушные "винтики" партийной машины. Не последнюю роль в такой подмене сыграла поддержка IX съездом РКП(б) программы милитаризации Л. Троцкого^. Эта тенденция нашла широкое применение в различных аспектах на всем пути деятельности партии.
Исследуя ответственность второго уровня", автор обращает внимание на то, что в ленинских высказываниях ответственность партии за своих членов упоминается в 1,7 раза чаще, чем ответственность партии перед обществом за свою политику и действия^. Поскольку первый вид ответственности В.И.Ленин связывал, в первую очередь, с контролирующей и регулирующей функциями РКП(б),
-т-
о См.: Диссертация. - Приложение .Г3 6.
3 См.: Девятый съезд РКП(б). Протоколы. - М., 1960. - С.546, См.: Диссертация. - Приложение ДО 6.
создается впечатление, что он сознательно перекладывал всю полноту ответственности за действия партии на отдельных партийцев. Причем рядовые коммунисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке партийных решений, но обязанные в силу партийной дисциплины строго им следовать, оказывались ответственными за их последствия в той же мере, что и партийные руководители. Такое положение сохранялось до самого последнего времени. В конечном итоге все это способствовало освобождению "людей верха" от любого вида ответственности, превратило партийную масзу в организацию, послушную руководящему ядру, деформировало нравственность.
Поскольку Есе нравственные принципы пронизывает требование обязательного подчинения партийной дисциплине, то эта категория исследуется в работе отдельно.
Используя фактический материал, диссертант подтверждает выводы постановления ЦК РКП(б) от 18 мая 1918 г. об общем упадке партийной работы, низком уровне дисциплины во многих партийных организациях"''. Показано, что в партии существовало два подхода к укреплению дисциплины, отражавших реальное противоречие качественного состава РКП(б) - создание сознательной, свободной, добровольной, товарищеской дисциплины, с одной стороны, и формирование беспрекословного подчинения воле партийных "верхов", железной, строжайшей, военной дисциплины, с другой. Сделан вывод о возобладании в политической практике первых послереволюционных лет диктата и принуздения. Ровденное в экстремальных условиях, такое положение сохранилось и с появлением возможностей для развития внутрипартийной демократии, в мирное время.
В заключении подведены итоги проведенного исследования. Отмечается, что ни одно общественное движение, тем более политическая партия, не могут исключить нравственные, или моральные институты из арсенала средств воздействия, которые они используют в своей деятельности, особенно, если речь идет об удержании власти. В этом смысле нравственные проблемы, которые пришлось решать большевикам, не являются специфическими только для этой па-
1 См.: Правда. - 1918. - 24 мая.
ртии.
Любая партия имеет право на формирование нравственных норм с учетом своих программных целей и уставных требований. Однако попытка абсолютизации партийной морали, подмены ев всех этических устремлений, существующих в обществе, в мировой практике, превращение ее в единственно возможные нравственные ориентиры, по «нению диссертанта, - несостоятельны, не способствуют разрешению этических противоречий и лишь обостряют их.
В этом смысле важным представляется анализ ошибок, извлечение уроков из исторического опыта РКП(б), особенно первых лет ее деятельности в качестве правящей партии, когда были заложены основы партийной этики, принципы партийного строительства, не претерпевшие в дальнейшем существенных изменений.
Предце всего, это касается соотношения нравственных программных ориентиров с общечеловеческими ценностями, значимость которых, на наш взгляд, является бесспорной. Соответствующими должны быть и методы преобразования общества, исключающие насилие и подавление личности. Такую возможность дает реальная демократия, сотрудничество близких по целям и задачам партий и политических движений, их цивилизованный диалог, терпимость к различным взглядам и мнениям, отказ от претензий на исключительность, истину в последней инстанции, особую "высшую" мораль.
В области внутрипартийных отношений гарантом от деформаций должной этики может стать развитие внутрипартийной демократии, принципы которой были разработаны В.И.Лениным, но в силу ряда объективных и субъективных причин, часто сознательного искажения их сути так и оставшихся простой декларацией. Позитивное нравственное значение, по мнению диссертанта, имеет и пересмотр политическими партиями места и роли центра, жесткой вертикальной модели, снижающей активную роль горизонтальных отношений в разработке и реализации партийных решений.
Основное внимание уделено анализу причин, приведшим к фальсификациям, существовавшим в исторической литературе, посвященной проблемам партийной этики пореволюционных лет. В этом смысле важным представляется вывод о научной несостоятельности утверждений о создании еще при жизни В.И.Ленина в послереволюци-
онный период целостной концепции эгики, партийной морали. Следует подчеркнуть, что ни Ленин, ни его соратники никогда не претендовали на авторство в так называемой науке о партийной морали. Это итог последующих интерпретаций и пропагандистских наслоений.
Дальнейшая разработка темы, по мнению диссертанта, потребует активного переосмысления сложившихся в исторической науке традиций.
Во-первых, для освобождения исторической науки от догм и стереотипов прошлого и вывода ее на качественно иной уровень существенную помощь может оказать критический анализ достигнутого, переход от "истории-повествования" к "истории-проблеме". В этих целях необходимо издание трудов представителей различных направлений и взглядов, в том числе зарубежных авторов, систематически обмениваться информацией между учеными, занимающими противоположные мировоззренческие позиции.
Во-вторых, требуется расширение источниковой базы исследований за счет доступа к архивным материалам политических партий, их руководящих органов как в отечественных, так и в зарубежных архивах.
В-третьих, в серьезных коррективах нуждается система подготовки и переподготовки обществоведов, исследователей, профессионально ориентирующихся в мировой науке. Это предполагает использование достижений компьютеризации творческой лаборатории историков, знание иностранных языков.
Разумеется, что множество из поставленных и проанализированных в диссертации актуальных проблем - это только подходы к большой и творческой работе, которая еще предстоит исторической науке. Современные условия, активизация общественно-политической жизни предполагают новые исследования проблем внутрипартийной жизни, партийной этики и создают для этого благоприятные возможности.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
1. Возродится ли честь и совесть КПСС? /Результаты социологических исследований //Ленинское знамя. - 1991. - I февраля.
- 0,5 п.л.
2. Этика внутрипартийных отношений РКП(б) в 1918-1920 гг. Историография проблемы //Внутрипартийные отношения в КПСС. Историография проблемы. Сборник статей. - М.: АОН ЦК КПСС, 1991.
- 1,5 п.л.
3. Проблемы морального кризиса КПСС //Этика и проблемы современной нравственной ситуации. Материалы симпозиума. - М.: Издательство МГУ, 1992. - 0,4 п.л.