автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему: Нур Мухаммад Тараки - основоположник современной афганской повести на языке пушту
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Масадыков, Таалатбек Шамудинович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Жанр повести и его возникновение в странах Ближнего и Среднего Востока.
§1 Повесть как литературный жанр.
§2 Проблема зарождения жанра повести в истории мировой литературы.
§3 Возникновение жанра повести в странах Ближнего и Среднего Востока.
ГЛАВА II. Предыстория возникновения жанра повести в пуштунской литературе.
§1 Основные вехи развития литературы на пушту.
§2 Зарождение жанра повести на языке пушту.
ГЛАВА III. Hyp Мухаммад Тараки — писатель и политик.
§1 Жизненный путь Hyp Мухаммада Тараки.
§2 Рассказы Hyp Мухаммада Тараки.
ГЛАВА IV. Анализ повестей Hyp Мухаммада Тараки.
§1 Повесть «Скитания Банга».
§2 Повесть «Спин».
§3 Повесть «Цара».
§4 Повесть «Сангсар».
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Масадыков, Таалатбек Шамудинович
Проблемы, связанные с исследованием жанра повести на языке пушту, истории его возникновения и путей развития, традиционных аспектов и специфических особенностей в современном афгановедении до сих пор не рассматривались. Вообще вся литература Афганистана по сравнению с литературой других стран Востока является едва ли не самой малоизученной, а исследовательских работ, затрагивающих данную тематику, существуют буквально единицы. Следует отметить, что приоритет в изучении как классической, так и современной литературы Афганистана принадлежит российским ученым. Такая тенденция, как отметил Г.Ф. Гире, обозначилась еще в середине XIX столетия,1 но сохраняется и по сей день. Если несколько десятков лет назад зарубежные ученые (доктор Иржи Бечка из Чехословакии и др.) посвящали свои отдельные работы интересующей нас тематике, то со временем этот интерес заметно иссяк. Во всяком случае, никаких сведений об исследованиях в этой области, проведенных на Западе в последнее десятилетие, у нас нет.
В СССР интерес к культуре и, в частности, к литературе Афганистана, наметился еще в 40 - 50-х гг. и достиг своей кульминации в 60 - 80-е гг. В это время укрепились экономические и культурные связи между народами двух стран, стало интенсивно развиваться и советское афгановедение. Однако апрельская революция 1978 и последовавший за ней ввод советских войск в Афганистан, не могли не вызвать напряжение в отношениях между обеими странами. Продолжающаяся уже более двадцати лет гражданская война, приход к власти муджахедов в 1992 г., затем победа движения «Талибан» в 1996 г. и установление ими новых порядков — все это никак не способствовало развитию связей между народами двух стран. Культурный обмен практически прекратился. Объем научных исследований
1 Гире Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. М., 1958, с. 4-5. духовной жизни Афганистана и, в том числе, литературы, был значительно сокращен, и только в последнее время появилась надежда на некоторое изменение этой ситуации в связи с оживлением политической обстановки вокруг Афганистана.
Отдельные немногочисленные труды, посвященные изучению литературы Афганистана, продолжали появляться и в тот проблемный период. Но эти исследования, при всех их бесспорных достоинствах и заслугах, были очень немногочисленны, и, конечно, не могли охватить всех сторон и аспектов данной обширной области. Тема отдельных прозаических жанров на языке пушту, в частности, жанра повести, так и осталась мало разработанной, даже в российском афгановедении. Однако именно этот жанр, наряду с другими, появившимися в пуштунской литературе в середине двадцатого столетия, обладает своеобразными и самобытными чертами и представляет немалый интерес для исследователя. Пуштунская повесть в своем жанровом формировании прошла сложный путь развития. Созданная на базе фольклора и литературных традиций прошлого, она развивалась под влиянием соседних литератур — узбекской, туркменской, таджикской и, разумеется, персидской и афганской литературы на языке дари, что тем не менее не помешало ей сохранить и собственные, своеобразные черты.
В отличие от романа и рассказа, повесть как жанр наименее изучена литературоведением. Специальные исследования, посвященные ее характеристикам и особенностям очень немногочисленны, и даже в общих работах по теории и истории формирования литературных жанров, повести, как правило, уделяется весьма незначительное место. Работы по проблеме возникновения и развития жанра повести в литературе тех или иных народов (может быть, за исключением русской), также очень немногочисленны. Что же касается истории возникновения жанра повести в литературе на пушту, то подобных исследований в современной афганисти-ке просто не существует.
Во всех без исключения литературоведческих трудах, так или иначе касающихся пуштунской прозы, а также во всех справочных изданиях, обязательно упоминается имя Нур Мухаммада Тараки. «Нур Мухаммад Тараки по праву занимает первое место среди писателей нового направления», — пишут A.C. Герасимова и Г.Ф. Гире.1 Исследователи отмечают новаторские черты творчества писателя, говорят о его влиянии на последующее развитие афганской литературы, о наметившихся после появления его произведений «новых тенденциях», о становлении и развитии жанров рассказа и повести.2 Выводы, сделанные в результате анализа творческого наследия писателей — современников Тараки и, тем более, его предшественников, позволяют говорить о том, что прозаический жанр повести в современном понимании этого термина, еще не был разработан. Все это дает основание полагать, что косвенно литературоведы так или иначе признают за Нур Мухаммадом Тараки право считаться родоначальником пуштунской повести, но специальных исследований, посвященных данной проблеме, которые подтвердили или опровергли бы эту гипотезу, на сегодняшний день пока нет.
Первой в истории афгановедения работой, уделившей внимание творчеству Нур Мухаммада Тараки, явилась монография Г.Ф. Гирса «Современная художественная проза на пушту в Афганистане», вышедшая в свет в 1958 г. В ней автор впервые знакомит российского читателя с ранними произведениями еще совсем молодого тогда пуштунского литератора — рассказами-очерками «Сын-неуч» («Бетарбия ЗОЙ»), «Вяленая говядина» («Дъ гвайи ланди») и «Вот потрудись-ка!» («Да дъй хидмат»), излагает
1 Герасимова A.C., Гире Г.Ф. Литература Афганистана, М., 1963, с. 153.
2 См. Герасимова A.C. Литература Афганистана на языке пушту. М., 1986, с. 97.;
Гире Г.Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. М., 1958, с. 138. их содержание, проводит краткий анализ и дает собственную оценку достоинств и недостатков этих произведений, в том числе, и литературного языка, которым пользуется Тараки.
В вышедшем спустя пять лет совместном исследовании A.C. Герасимовой и Г.Ф. Гирса «Литература Афганистана. Краткий очерк» Hyp Мухаммад Тараки уже предстает перед российским читателем не как начинающий автор, а как ведущий пуштунский прозаик, один из немногих профессиональных писателей Афганистана. Это не удивительно — именно за этот короткий срок, который отделяет два упомянутых издания друг от друга, Hyp Мухаммад Тараки успел создать «несколько рассказов и повестей, которые выдвинули его в число ведущих прозаиков Афганистана».1 В работе A.C. Герасимовой и Г.Ф. Гирса приводится краткая биография писателя, перечисляются его основные произведения, формулируются специфические аспекты творческого метода. Так, говоря о произведениях малой формы (в данной работе они впервые получили название рассказов-очерков), авторы указывают на обнаженность сюжетных ходов, отсутствие описания пейзажа, портрета и даже характера героя, что придает произведениям или излишнюю сухость или излишнюю сентиментальность, а анализируя повесть «Скитания Банга» («Дъ Банг мусафири»), отмечают несомненный рост писательского мастерства автора, появление в его творчестве реалистических тенденций.
Самой значительной, на наш взгляд, работой, затрагивающей творчество Hyp Мухаммада Тараки, остается книга A.C. Герасимовой «Литература Афганистана на языке пушту», изданная в 1986 г. В ней излагаются основные вехи творческого пути литератора, прослеживается развитие и совершенствование его писательского мастерства от дебюта в 1940 г. (рассказ-очерк «Сын-неуч») до публикации трех из четырех повестей
1 Герасимова A.C., Гире Г.Ф. Литература Афганистана, М., 1963, с. 153.
Скитания Банга» 1958 г., «Спин» 1958 г. и «Цара» 1961 г.). A.C. Герасимова проводит основательный анализ произведений каждого периода, отмечая сильные и слабые стороны, художественное новаторство (как в области тематики, так и в области использования литературных приемов и методов) и творческую индивидуальность автора. Большое внимание исследователь уделяет тому месту, которое занимает Hyp Мухаммад Тараки в общей картине литературы на языке пушту.
Впервые гипотеза о том, что Hyp Мухаммад Тараки является основоположником современной афганской повести на языке пушту, была выдвинута К.А. Лебедевым в его статьях «Повесть Hyp Мухаммада Тараки "Скитания Банга"»1 и «Нур Мухаммад Тараки — создатель художественной повести на языке пушту». В этих работах приводится биография писателя и дается краткий анализ его повестей. Указывая на несомненные заслуги Тараки на литературном поприще, К.А. Лебедев называет его создателем жанра повести в пуштунской литературе, однако не приводит достаточных доказательств в подтверждение данному тезису.
В последние десятилетия в отечественном литературоведении Востока обозначилась некоторая тенденция предпочтения анализа содержания произведений рассмотрению их формы. Затрагивая же проблемы художественного метода прозаиков современности, исследователи стремились в основном выявить тяготение автора к реалистическому отражению действительности. Под этим понятием подразумевалась довольно широкая смысловая категория, включавшая в себя как отражение просветительского миропонимания и проявление метода просветительского реализма, так и реализм критический. Коренные же различия данных нюансов обычно не обсуждались.
1 Ученые записки (кафедры русского и иностранных языков) ИМО, М., 1969.
2 Очерки истории и культуры Афганистана, Ирана и Турции, М., 1996.
Очевидно, что на современном этапе развития мировой литературы, с одной стороны, и литературоведческой науки с другой, такое положение вещей не может удовлетворить исследователей. Разумеется, существовали и работы, целиком посвященные анализу различных творческих методов или отдельных направлений.1 Но, как уже говорилось выше, эти исследования до сих пор очень немногочисленны. В афганском (пуштунском) литературоведении их практически нет.
Диссертационное исследование представляет собой первую в истории отечественной и зарубежной афганистики работу, специально посвященную зарождению повествовательного жанра повести на языке пушту. Впервые в российском литературоведении сделан полный анализ творчества знаменитого афганского прозаика Hyp Мухаммада Тараки с точки зрения особенностей его художественного подхода, специфики реалистического метода, традиционных и новаторских черт творчества. Лейтмотивом работы является доказательство того тезиса, что именно Hyp Мухаммад Тараки является основоположником современной афганской повести на языке пушту.
Предметом исследования являются прозаические художественные произведения Hyp Мухаммада Тараки, их место в пуштунской литературе, а также тенденции появления и развития жанра повести как в мировой литературе, так и в литературе Востока, в частности, народов, близких пуштунам и имеющих сходные литературные традиции и пути развития литературного процесса. Исследование проводится на основе литературоведческих работ по общей теории литературы.
Основной задачей настоящей работы является глубокое и всестороннее изучение повести как прозаического жанра, ее нюансов и специфики, особенностей, характерных для повествовательной литературы средних
1 Напр. Федорова А.Н. Проблема романтизма и историческая проза Ирана начала XX в. М„ 1987. форм, рассмотрение генезиса этого жанра в литературе некоторых народов стран Ближнего и Среднего Востока, а также изучение в этом аспекте творческого наследия Hyp Мухаммада Тараки. В связи с этим можно выделить несколько конкретных задач, таких как: теоретическое обоснование особенностей жанра повести на основе изучения формирования и развития жанра повести в истории мировой литературы; изучение формирования и развития повести в истории литературы народов, культурно близких пуштунам, а также выявление специфики таких повестей; краткий анализ предыстории возникновения жанра повести в афганской литературе на языке пушту до появления Hyp Мухаммада Тараки; изучение творческого пути Hyp Мухаммада Тараки исследование произведений Hyp Мухаммада Тараки «Скитания Банга» («Дъ Банг мусафири»), «Спин» («Спин»), «На заработки» («Цара») и «Суд над Шером» («Сангсар»)1 и возможности причисления их к жанру повести.
Целью исследования является доказательство гипотезы, предполагающей, что Hyp Мухаммад Тараки действительно является основателем жанра художественной повести на языке пушту.
Важнейшие положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Повесть как специфический прозаический жанр имеет свои отличительные особенности.
2. До появления в афганской литературе фигуры Hyp Мухаммада Тараки жанр повести в современном понимании этого слова не был разработан в пуштунской литературе.
1 Тараки Hyp Мухаммад. Повести. М., 1987.
3. Произведения Hyp Мухаммада Тараки «Скитания Банга» («Дъ Банг мусафири»), «Спин» («Спин»), «На заработки» («Цара») и «Суд над Шером» («Сангсар») обладают всеми признаками повести как литературного жанра.
Следовательно, Hyp Мухаммад Тараки является основоположником современной афганской повести на языке пушту.
Методологической основой исследования послужили теоретические и практические принципы российского литературоведения и востоковедения, методы компаративистики и системный анализ. Фактографические данные афганистики позволяют применить историко-типологический метод к изучению литературы этой страны и, в первую очередь, — художественного метода, наглядно отражающего своеобразие развития литературного процесса в Афганистане.
Результаты исследования могут быть учтены при дальнейшем изучении афганской литературы на языке пушту. Выводы диссертации, пополняющие представление о теории и истории пуштунской литературы, могут быть использованы при написании монографий, вузовских учебников, курсов лекций и спецкурсов по литературе Ближнего и Среднего Востока.
Основные тезисы исследования изложены в публикации «О творческом методе Hyp Мухаммада Тараки» в первом томе сборника тезисов V Всесоюзной школы молодых востоковедов Института Востоковедения АН СССР в 1989 г. Статьи, посвященные теме диссертационного исследования, «Нур Мухаммад Тараки — основатель жанра повести на языке пушту» и «Новаторские приемы в произведениях Нур Мухаммада Тараки» опубликованы в сборнике «Обычаи, традиции и обряды народов Востока» вып. 1, Институт восточных языков и культур, Бишкек 2000 г.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Нур Мухаммад Тараки - основоположник современной афганской повести на языке пушту"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В основе данного исследования лежит гипотеза о том, что Нур Мухаммад Тараки является основоположником современной афганской повести на языке пушту. Целью данной работы послужило доказательство этой гипотезы.
До настоящего времени данная проблема не подвергалась изучению. Проделанное нами исследование является первой работой, посвященной зарождению и освоению жанра повести в пуштунской литературе.
Для этого нами был проделан подробный анализ теоретического материала по проблеме повести как жанра современной литературы и выявлены ее основные характеристики. К ним относятся:
1. «Неустойчивый», средний объем произведения, средние сроки временного охвата и среднее количество описываемых событий.
2. Последовательность и хронологический порядок изложения событий.
3. Наличие одной-единственной сюжетной линии и тот факт, что все действие или разворачивается вокруг судьбы главного героя или имеет к ней самое непосредственное отношение.
4. Присутствие значительного количества второстепенных персонажей.
5. Наличие динамики развития и изменения личности героя, как правило, раскрывающейся не через авторские высказывания и оценки, а через слова персонажа и его поступки.
6. Одной из ярких характеристик повести является описание культурно-исторической обстановки, в которой происходят те или иные события;
Следующим нашим шагом был анализ предыстории появления жанра повести в пуштунской литературе. Нами было выявлено, что, хотя произведения, относимые литературоведами к этому жанру, и существовали до появления повестей Hyp Мухаммад Тараки, ни одно из них не соответствовало полностью или, хотя бы, почти полностью, выше перечисленным характеристикам, и не обладало значительными художественными достоинствами. Немаловажен тут и языковой аспект. Ни одна из афганских повестей, появившаяся до рассмотренных нами произведений Hyp Мухаммада Тараки, не была написана столь чистым и выразительным языком пушту, свободным от иноязычных примесей и заимствований.
До настоящего времени еще не было проделано подробного и досконального изучения литературного наследия Hyp Мухаммада Тараки. Проведенный нами предварительный анализ произведений «Скитания Банга», «Спин», «Цара» и «Сангсар» и соотнесение их с характеристиками современной повести дает основание сделать вывод о том, что каждое из рассмотренных произведений является повестью в современном понимании этого термина.
Все четыре повести Hyp Мухаммада Тараки стали значительным явлением в истории афганской литературы на пушту. Как пишет A.C. Герасимова, «с повестями Тараки в пуштунскую прозу вошла стихия реализма; пристальное внимание к социальным обстоятельствам крестьянской жизни, включение в повествование экономического, этнографического, статистического и другого внелитературного материала, а также публицистичность делают этот реализм своеобразным, придают ему социологическую направленность». И далее — «Обращение к социальным проблемам современности, пафос прозы Тараки были подхвачены пуштунской литературой 60-70-х гг. В это время происходит становление в ней жанров рассказа и повести».1 Высокую оценку получили повести Тараки и у его соотечественников. Поэт и академик Сулейман Лаэк, известный прозаик Мухаммад Ибрагим Атайи, писатель, член «Пашто толына» Дост Шинвари — все они высоко отзывались о повестях Hyp Мухаммада Тараки и говорили о той роли, которую они сыграли в развитии пуштунской литературы. Значение же повестей Hyp Мухаммада Тараки для афганского общества отлично характеризует тот факт, что вскоре после написания они были запрещены властями и попали к читателю лишь после победы апрельской революции.
Анализируя дальнейшее развитие пуштунской литературы, A.C. Герасимова называет имена нескольких выдающихся афганских прозаиков, продолживших разработку тем, введенных Hyp Мухаммадом Тараки и использующих приемы, созданные этим автором. Это Хабибула Тыжай, красочно описывающий жизнь афганской деревни, Инсанулла Хейр, впервые столь остро поднявший проблему «маленького человека», поэт и прозаик Сулейман Лаик, одна из первых пуштунских женщин-писательниц Кобра Мазхари и другие. Некоторые из этих литераторов создали свои произведения в жанре повести.
Подводя итоги своей статье, названной «Нур Мухаммад Тараки — создатель художественной повести на языке пушту», К.А. Лебедев пишет «необходимо отметить, что с выходом в свет произведений Нур Мухаммада Тараки в литературе на языке пушту наметился новый путь».2 В другой своей статье тот же исследователь заявляет: «Уже сейчас у Нур Мухаммада Тараки появились последователи из числа современной афганской
1 Герасимова A.C. Литература Афганистана на языке пушту. М., 1986, с. 97.
2 Очерки истории и культуры Афганистана, Ирана и Турции, 1996, с. 85. молодежи. Из них следует упомянуть X. Тыжай. Таким образом, в современной афганской литературе появилось новое направление и основателем этого направления является Hyp Мухаммад Тараки.
Hyp Мухаммад Тараки — создатель художественной повести на пушту, а его «Скитания Банга» — первая повесть на пушту».1
Опираясь на высказывания столь авторитетных исследователей и проведенный нами анализ литературных произведений Hyp Мухаммада Тараки, мы считаем себя в праве утверждать, что выдвинутая гипотеза доказана. Hyp Мухаммад Тараки действительно является основоположником современной афганской повести на языке пушту.
Мы надеемся, что данное диссертационное исследование заложит основы для дальнейшего изучения современной художественной прозы на языке пушту как в Афганистане, так и в Пакистане, поскольку эта тема на сегодняшний день является еще очень мало разработанной.
Список научной литературыМасадыков, Таалатбек Шамудинович, диссертация по теме "Литература народов Азии и Африки"
1. Белинский В.Г. Избранные сочинения. М., 1948.
2. Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.
3. Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. М., 1962-1965 гг.
4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
5. Неизвестный богатырь. Рассказы афганских писателей. М., 1961.
6. Осень в горах. Восточный альманах, вып. 7. М., 1979.
7. Очерки и рассказы современных афганских писателей, ч. 1 и 2, М., 1947, 1949.
8. Рассказы и очерки на восточноафганском языке (пахто), М., 1948.
9. Снег идет. Современная восточная новелла. М., 1964.
10. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. 11 .Тараки Hyp Мухаммед. Повести. М., 1987.
11. Авторефераты и диссертации
12. И.Абдуллаее У. Традиции и новаторство в туркменской прозе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ашхабад, 1968.
13. Абибов А. Из истории таджикской литературы XIX начала XX вв. в Бадахшане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1967.
14. Асланов М.Г. Афганский фольклор (сказки, песни, загадки). Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1944-1945.
15. Гелъдышева Ш. Становление и развитие жанра повести в туркменской советской литературе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ашхабад, 1990.
16. Герасимова A.C. Пути развития послевоенной афганской литературы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1968.
17. Гире Г.Ф. Становление и развитие художественной прозы на пушту в Афганистане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1955.
18. Масули H.A. Язык повести Садриддина Айни «Смерть ростовщика». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Сталинабад, 1954.
19. Махкамова Ш. Развитие повести в таджикской советской литературе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1980.
20. Оразов А. Эпоха и художественная концепция героя в туркменской прозе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Баку, 1990.
21. Равшанов 77. Формирование и развитие узбекской советской детской повести. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самарканд, 1973.
22. Расули Г.М. Автобиографические повести Садриддина Айни. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1976.
23. Сапаров О. Рассказы и повести Берды Кербабаева (1928-1958 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ашхабад, 1966.
24. Усманов А. Проза Гуль-Пача Ульфата. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1963.
25. Федорова АН. Проблема романтизма и историческая проза Ирана начала XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1987.
26. Шодиев Н.Т. Мастерство психологического анализа Абдуллы Каххара. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ташкент, 1973.
27. Шпак И. Современная афганская (пуштунская) новелла. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1971.
28. Шукуров М. Проблемы жанра и стиля в современной таджикской прозе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1970.1. Литература35Абдумавлянов А., Бабаханов А. История узбекской литературы. Ташкент, 1966.
29. Абрамович ГЛ. Введение в литературоведение. М., 1979.31 .Алиева С. У. Современная туркменская проза. М., 1986.
30. Анализ литературного произведения. Л., 1976.39 .Арипов Ш. Цикл произведений Абдуррауфа Бенава «Горестные размышления». Душанбе, 1977.40 .Асланов М.Г. Афганская литература, — Краткая литературная энциклопедия, т. 1,М., 1950.
31. Асланов М.Г. Афганский фольклор и его изучение в СССР, — «Труды МИВ», 1947, №5.42 .Асланов М.Г., Гире Г.Ф. Заметки об афганской литературе, — «Литературная газета» от 13.03.1956.
32. Асланов М.Г. Очерки и рассказы афганских писателей 1947-1949 гг. М., 1952.
33. Асоев X. Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари. Душанбе, 1988.
34. Афганистан сегодня. — «Советская культура» от 15.12.1955.
35. Берковский H.JJ. Статьи о литературе. М.—Л., 1962.
36. К ^ Т/ГрТГЧЛТ/ГСГ ггмтепят^н^т И WTTT.TVr»T.T Т/Гпяня АД 1 ОЯЯ
37. I • * V»V nyv J/. • JL XV 1. >1111 X. vj^w А. j J»/ 11 ivj ^ A ij л. J J. V+J. X W« X T JL • J J. S ,4%.Бертелъс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М., 1960.
38. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литератур. М., 1972.
39. Брагинский И. С. Иранское литературное наследие. М., 1984.51 .Герасимова A.C. Горький в Афганистане. — в кн. Горький и литературы зарубежного Востока. М., 1968.
40. Герасимова A.C. Горький и советская литература в Афганистане. — в кн. Литература стран зарубежного Востока и советская литература. М., 1977.
41. Герасимова A.C., Гире Г.Ф. Литература Афганистана (Краткий очерк). М., 1963.5А.Герасимова A.C. Литература Афганистана XX века. Исследования по литературам Ближнего и Среднего Востока (Иран Афганистан)Лбилиси, 1986.
42. Герасимова A.C. Тенденции традиционализма в афганской новеллистике начала 70-х гг. (наблюдения за прозой журнала «Кабул») — в кн. Идеологическая борьба и современные литературы Востока. М., 1977.
43. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.л 1 Ашзйипя ТТ $7 О ггг,т/гуптт<лгттт1£»г,и-г>тт ттгч-эе» ТТ 101П
44. УУ 1. I 141 ^УС ^ 1 1 • V/ £1 1WV.1V V," -Г 1. . / .
45. Гире Г.Ф. Литература непокоренного народа. М., 1966.
46. Гире Г.Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. М., 1958.
47. Гиунашвили Л.С. Проблемы становления и развития реализма в современной персидской прозе. Тбилиси, 1985.
48. Гринцер П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада. М., 1997.
49. Дворянков Н.А. Афганская литература, — «Современный восток», 1959, №2. 61 .Дворников Н.А. Новые горизонты афганской литературы. М., 1963.68Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.
50. История Афганистана. М., 1982.
51. История всемирной литературы в 8-ми т. М., 1983-1994.
52. История персидской и таджикской литературы. М., 1970.
53. История советской многонациональной литературы, т. 1, М., 1970.
54. История узбекской советской литературы. М., 1967.
55. А.Комаров А. Жанр автобиографической повести в литературах народов
56. Средней Азии и Казахстана. Самарканд, 1970.
57. Киселева Л. Н. Двуязычие пашто-дари в Афганистане, — Народы Азии и Африки, 1982, №6.
58. Кожинов В.В. Основы теории литературы. М., 1989 г.1. .Комиссаров Д.С. Пути развития новой и новейшей персидской литературы. М., 1982.1%.Коргун В.Г. Афганистан: политика и политики. М., 1999.
59. Кор-Оглы X. Г. Туркменская литература. М., 1972.
60. Кор-Оглы X. Г. Узбекская литература. М., 1968.
61. Краткая история литератур Ирана, Афганистана и Турции. JL, 1971.
62. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984.
63. S3 .Лебедев К.А. Афганский народ — паштуны. М., 1997.
64. Лебедев К.А. Повесть Hyp Мухаммада Тараки «Скитания Банга» — в сб. Ученые записки кафедры русского и иностранных языков Института Международных отношений. М., 1969.
65. Литература Востока в новейшее время. М., 1977.
66. Лихачев Д. С. Неравнодушная проза. — предисл. к кн. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984.
67. Ниалло А. Заметки об афганской литературе. М., 1946.
68. Очерк истории туркменской советской литературы. М., 1980.
69. Очерки истории и культуры Афганистана Ирана и Турции. М., 1996.
70. Очерки истории таджикской советской литературы. М., 1961.
71. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.
72. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.
73. Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР. М., 1968.
74. Пурецкий Б.Д. Афганская литература. М., 1929.
75. Рейснер И.М., Ахрамович Р.Т. Наш сосед Афганистан. М., 1956.
76. Розенфельд A3. О художественной прозе в персидской литературе XX в. — Вестник Ленинградского университета, 1949, №5, с. 115-123.
77. Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана. М., 1983.
78. Русская повесть XIX в. (об истории термина повесть). Л., 1973.
79. Семибратова И.В. Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй пол. XVIII нач. XX в. М., 1981.
80. Современная русская советская повесть. Л., 1975.151
81. Современные проблемы реализма и модернизма. М., 1964.
82. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1977.
83. Теория литературы в 3-х томах. М., 1962-1965.
84. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976.
85. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л., 1982.
86. Федорова А.Н. Афганская литература на языке пушту. — «Вестник МГУ». Востоковедение. 1990, №1, с. 71-72.
87. Хализев В.Е. Теория литературы, М., 1999.
88. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.
89. Шкловский В.В. О теории прозы. М., 1983.
90. Элъсберг Я.Е. Теория литературных стилей. М., 1976.
91. Литература на европейских языках.
92. A chrestomathy of the pushtu or Afghan language. Ed. by Dorn D., St.-Petersbourg, 1847.
93. Afghanistan, Reihe Länder der Erde, Leipzig, 1953, №7, s. 55-60.
94. Central Asian review, vol. 4, №2, London, 1956, p. 193.
95. Dorn B. Proben aus dem Divan des Afghanischen Dichter Abdurrehman — «Bulletin scientifique publie par lAcademie imperiale des sciences de Saint-Petersbourg», t. 1, №7, St.-Peterbourg, 1836, p. 54-55.1. Литература на пушту.13Нч\1. Ъ . 2 исЛИо