автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Труд Абдулхая Хабиби "Деомбеш-и Машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Вак, Гулам Ахмад
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Труд Абдулхая Хабиби "Деомбеш-и Машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Труд Абдулхая Хабиби "Деомбеш-и Машрутият дар Афганистан" (конституциональное движение в Афганистане) как источник по новой и новейшей истории Афганистана"

РОССИЙСКАЯ АКАДШИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВВДЕНЙЯ

' На правах рукописи

ВАК Гулач Ахмац

ТРУД АБДУЛХАЯ ХАБИБИ "ДКОМБЕШ-И МАШРУТИЯТ ДАР АФГАНИСТАН" (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ДВИЖЕНИЕ В АФГАНИСТАНЕ) КАК ИСТОЧНИК ПО НОВОЙ И НОВЕЙ1ЯЙ ИСТОРИЙ АФГАНИСТАНА

Сгтеталыюсть 07,00,09 -

"Историография, источниковедение и мятоцч исторического исследования"

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА -1993-

Работа выполнена в Отдела ближнего в Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук

ч.

Научный руководитель - КОРГУН В.Г., кандидат исторических

наук, старший научный сотрудник Официальные оппоненты: ГАЕКОВСЮЙ! Ю.В., доктор историчес-

Еодуцая организация: - Институт стран Азии и Афрглп прз МГУ им. М.В. Ломоносова

опоцп._________,____ ____ - ______... .. .. - ... _____. ..._____ -М

Ияогитуга восюкободйнея РАН (Москва, ул. Роддестаенка, 12).

С диссертацией ноано оапякомнтьоя в библиотеке Иястагута гоогокоподоиия РАН.

ких наук, профессор (Институт воо-токоведения РАН);

ОЖЕГОВ B.C., кандидат экономичэо-ких наук (МВД РФ)

м

Автореферат разослан

Учений секретарь енегщализировапного к.в.к.

С Ияотитут воотожоведеняя РАН, 1993

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В история Афганистана XX в. есть немало явлений и событий, которые легли в основу и определили направление и характер его общественного развития. Одной из наиболее ярких ее страниц может считаться по праву борьба афганских патриотов за конституции и независимость страны в первой трети наиего столетия. Это была эпоха, когда в недрах афганского абсолютизма медленно вызревала предпосылки становления новой общественно-политической формации. Рост ее немногочисленных и ещэ слабых элементов в начале XX в. сдерживался как внешнеполитической изоляцией, навязанной Афганистану британским колониализмом, так и господством в стране вре еще мощных феодальных структур в социально-экономической сфзре, сосуществующих с остатками дофеодальных отношений. Все это входило в растущее противоречие с тенденцией общемирового развития, в орбиту которого неминуемо втягивался Афга-- кистан. На рубеже веков в стране формировались новые социальные слои, ориентирующиеся в. своей экономической деятельности на рыночное хозяйство, в том числе на мировой рынок. Именно в их интересах на следующем этапе исторического развития страны после обретения ев независимости в 1919 г. эмир Аманулла выдвинул смелую, хотя и неосуществимую в тех условиях, программу глубокой трансформации общества в направлении перехода к капиталистическим отношениям. Но это было позже. А пока эти малочисленные и эконоиичьски слабые, разобщенные социальные слои пробивали путь к общественному прогрессу, не шея политического представительства в существовавших структурах атаста и не обладая, таким образом, достаточно сильными рычагами влияния на государственную политику. Выразителями их социальных интересов выступили представители новой афганской интеллигенции, чиновничества, сфтцер-

отва, части аристократия, именуемые в отечественной и зарубежной историографии "конституционалистами" или "младоафганцами". В основу их программы легли требования проведения реформ, в первую очередь конституционной, и обретения страной подлинной независимости. Эти цели и требования совпадали с общенациональными интересами.

Конституциональное движение в Афганистане проходило в таской связи и х.од влиянием национально-освободительного движения в соседней Британской Индии. Афганские патриоты не толысо поддерживали индийских борцов за свободу, но и приняли в свои ряда несколько выходцев из Индии, посвятивших многие годи своей яизни борьбе за независимость и реформы в Афганистане.

Конституционалисты занимались таете просветительством, пропагандировали идей панисламизма, соединив борьбу за национальную независимость Афганистана с интересами других мусульманских народов региона.

Несмотря на разгрсм конеглтуционалис гон первой полны в 1907 т., их вдеп были подхвачены и получили дальнейшее развитее в ходе второго огона двилшншг, гробоваиаего ляшадаций абсолютистского рокЕма сайра Хабибуллы как главного тормоза га . нуте доотгяоякя кезавкоиноохи и социального прогресса. Пз шея возможности смостить шара законно, владоафганцн били выдуядо-ш прибегнуть к террору.

Убийство шира Хабибуллы 20 февраля 1319 г. и приход к ¿¡ласта ого сша, участника конституционального двшаэнкя пршпр Ансвуляа отхрнлк иовнЛ этап в афганской истории. После восстановления независимости в ходе недолгой войны Афганистана протки британских колонизаторов шар Аманулла приступил к реализации серки гааквйавх реформ в патиио-эхонсмсчаской к обсэотюнной гаави, шшотнв на практике освовше идеи шшдоафганщэв.

В новых условиях конституциональное движение где органазо-глппля сила порпеголо существовать, добившись провозглашенных ранее цэжай. Его наиболее видана участники заняли важные поста в вскис госудэрствэпвт: п обдаотЕенних структурах, оказывая водцержу 8аару-ро$ор.|атору. Лишь два небольшие группы ыладоаф-гаицеи радикального и либерального толка продолжали политическую деятельность, в той или иной форла оказывая содействие ро-форкаторскому курсу режтеа.

г

Б январе 1929 г. прогрессивный режим Аманулли, не получивший поддержки основных слоев населения, пал под ударами консервативной оппозиции. После прихода к власти Надир Шаха в октябре 1929 г. лидеры я видные деятели конституционального движения подверглись репрессиям: часть из них была казнена, другие были брошены в тюршы на длительные сроки.

Несмотря на драматичный исход конституционального движения, основные иде-: и намерения млсдоафганцев были подхвачены последующим поколением афганских патриотов на пути демократизации общества.

Обо всех этих событиях повествует монография известного афганского историка Абдулхая Хабиби "Конституциональное двета-шге о Афганистане", опубликованная в Кабуле в 1984 г.

Бе автор бесспорно занимает видное место среди самих известных деятелей науки и культуры Афганистана, составляйся "золотой фонд" ого современной интеллигенции, - А,Р. Бтгапл, A.A. Кохэад, М.Г.М. Губар, Г.П. Ульфат, А.Ш. Рашад, Р.Фархади и др. Это был человек разносторонних интересов и наклонностей, проявивший себя в различных областях лизни общества - науке, культуре, общественной я политической деятельности. Он возглавлял в точение долгого времени академии Папто толшт (Академия язи-га пушту) п Историческое общество Афганистана. Его слава ученого далеко порокагаулд границы Афганистана. Он оставил большой след в отечостгепяой истории и кпк кругашй общественный и поли-т.тпскяй коптом,, яоевятшз яизнь защите тгтэ рисов-народа,

Уадзктэутстпуд п объект вослаяотавяяг

Объектом доследования в диссертация является монография A.Xaönöü "Конституциональное двяжопиа в Афганистане", рассмат-рпсагная гак вшшнй источник ко пзучэняя проблем яовоЛ и новпй-игзй. истории Афганистана.

И хотя вопроси двежэния за конститувдо и рофорга п Афгани-агата з первой трети XX в. рассмагрпгалпсь во многих трудах отечэстглтшх п зарубэяних авторов, монография А.Хабибп яшивт-c.i пэрвш комплексинм исследованием проблема в отечоствэнноЗ историография, посвягокнш истокам, целям, характеру, псторпп самого двзжянпя я теспоЗ взаимосвязи с протесами обществоюто-го раэваткя страш. Широко используя прхявггко wäre риалы в воо-пенвиапйя учяптпягоп дштчшя, А.Хпбибп m только яссладогад

Э

деятельность конституционалистов на разных этапах афганской истории, но и представил политические портреты виднейших деятелей этого движения. Так историография движения пополнилась важными фактическими материалами, позволявшими бадеэ глубоко анализировать само движение и его воздействие на политическое развитие страны, национальную и социальную йрироду его участников, кх мосто и роль в общественной жизни в посладувдий период афганской истории, преемственность их идей.

Кроме собственно конституционального движения, тема которого безусловно является центральной в монография, АДабибв рассматривает и другие интересные с те ты отечественной по тории, проливая дополнительный свет на малоизученные проблемы: борьба индийских мусульман за независимость при прямой поддержке Кабула, новые данные об эмигрантском правительстве Индии во главе с Р.Цратапш, о составе германо-турецкой миссии Гентига и Ни-дершйера, обстоятельный и во многой оригинальный анализ причин краха реформаторской политики регшма Амануддц,

Итак, труд А.Хабиби предстает как важный источник по изучена» рада проблем политического и общественного развитая Афганистана в новый и новейший период.

Актуаяьность исследования. Первая греть XX.в. - вто апоха смоны социально-экономической формации в Афганистане, события которой означали исторический поворот в судьбах афганского на- • рода и наложили заметный отпечаток на всю последующую истории общественного развития страны. Поэтому обращение к истории этого периода особенно важно в настоящее вреая, когда после разрушительной гражданской войны и прихода к власти консервативных недалеких сил в апреле 1992 г., страна вновь оказалась перед лицом поиска дальнейшего пути развития. Актуальность изучения труда А.Хабиби обусловлена тгккэ преемственностью идей и духовных ценностей, наседпих отражение в его монографии, - независимости, конституционализма а демократии, которые неминуемо вновь встанут в центр политической борьбы в Афганистане в новых исторических условиях.

Ног,изка ис?слщо,ващя[. Настоящая диссертация является парии ксшюксяш исследованием сочинения А.Хабиби как источника по Езучвннп повой а новейшей истории Афганистана. Кроме того, его первая авадкиггеская работа как в отечественной, так и за-

рубежной историографии, ке только посвященная анализу монографии, но и содержащая оценку научной п общественной деятельности ее автора, его вклада в развитие отечественной науки и культуры.

Основные дели и задачи исследования. Комплексное, многостороннее исследование труда А.Хабиби, основных аспектов и проблем политической истории страны, подходов, оцзяск и выводов историка определяет главную цель диссертации - выявить его цан-ность гак серьезного источника но изучении вопросов новой и новейшей истории Афганистана.

В рамках этой общей доли представляется целесообразным поставить я реализовать следующие конкретные задачи:

- дать обдзственно-политическую и научнув характеристику личности автора, в том числе как очевидца многих из описываемых ш событий;

- показать, какие темы, проблемы и с штаты, преде тавлешшэ в монография, могут послужить основой для научных исследований историков, социологов, обществоведов; дать научный комментарий наиболее важных из них;

- выявить место и роль труда А.Хабиби в отечественной историографии вопроса.

Структура диссертации. Структура работы определяется задачами и характером исследования. Диссертация состоят из введения, ..общэствэнлсь-полигической биография А.Хабиби, .научного комментария, текста перевода монографии на русский язык, списка примечаний -и приложения. Научный'комментарий содержит ряд самостоятель-'ише разделов, соответотвущах основным объектам научного исследования в тематическом плане.

.Приложение вшютавт в себя список использованных источников и литература, терминологический словарь, описок имен собственных, географических названий и этнонимов.

Методика исследования. При проведении исследования был использован исторический метод п метод сравнительного анализа с ' привлечением многих источников я научных трудов, посвящегашх изучении проблем политической истории Афганистана первой трети XX в.

Методологической базой исследования сослуяили тр<уда афганских и советских историков, рассматривающих общоствэнно-полииг-

5

ческиз процессы развития стран ближнего и Среднего Востока.

Практическая значимость диссертации. Результаты анализа, содержащиеся в работе, могут лечь в основу более углубленного изучения проблем'афганской истории 'IX в. а послужить источниковедческой базой для разработки учебных курсов по обществоведению и истории стран Центральной. Азии.

Апробация работы. Отдзльндо йолатания диссертации нашли отражение в ряда статей, опубликованных ее автором в Кабуле в 1982-1988 гг. Кроме того, в печати находится статья, посвященная личности А.Хабиби и содержащая характеристику его политической, общественной и научной деятельности.

История изучения вопроса. Политические события первой трети XX в. в Афганистане нашли освещение в трудах отечественных историков уже в 30-е гг. Наиболее крупные из них - "Кризис и спасение" М.Аниса /Кабул, 1931/, "Надир Афганский" Б.Кушкаки /Кабул, 1931/, "Воспоминания героя" М.Салеха /Кабул, 1936/, "Прогрессивный Афганистан" М.Али /Лахор, 1933/ и "Трагедия Ама-1.уллы" И.А. Шаха /Лондон, 1933/. Они в основном содержат описательный характер и представляют апологетику деяний афганских монархов. Отсутствие научного анализа обусловлено незрелостью заровдавшейся тогда отечественной историографии и яесткима цэн-зурными условиями; Однако ценность этах сочинений в их фактоло- . гий, ибо их автора были участниками или очевидцами описываемых, событий. "

Более полное исследование проблем политической истории Афганистана начала XX в. появилось в страна уже в конце 60-х гг. Важный вклад в его изучение внес известный ученый и общественный деятель, участник младоафгаяского движения М.Г.М. Рубар, издавший в 1967 г. фундаментальный труд ^Афганистан на путях истории". Б последней его глава коротко рассматриваются вопросы конституционального движения в Афганистане.

Посладушдае труды афганских историков такие содержат лаконичное описание борьбы конституционалистов, ьо многом повторякь щае материалы М.Г.М. 1^бара.

Конституциональное двигсенде в Афганистане, его характер и история рассматриваются и г трудах советских историков. Однако специальное исследование этой проблемы появилось лишь в 1985 г. в форме небольшой коногвефив известного узбекского ученого Д.Я. 6

Очильдиева "Младоафганское движение в Афганистане" Дашкент, 1985/, которая в основном базируется на афганских материалах и исследованиях и носит обобщающий характер.

Ка Западе никто этой проблемой специально не занимался; в отдельных трудах имеется ляиь косвэшшэ упоминания об афганских конституционалистах.

В цел да монография А.Хабиби - это итог немногочислешнсс исследований в Афганистана и за рубежом, в основа которого легат материалы и оценки самого автора, его богатый исследовательский опыт.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Общественно-политическая биография А.Хабиби;. Абдулхай Ха-бпбя родился в 1Э10 г. в семьо известного ученого и одного из основателей конституционального движения Абдул Хака. Это наложило больпой отпэчаток на его последующую гаучяуз и политачес-хсую деятельность. Ужэ в молодые года он активно включается в общеегвзнную я политическую жизнь как прогрессивный журналист. В 30-е гг. он начинает заниматься научными изысканиями, публикует свои первые труда по история а филологии, йля А.Хабиби становится известным уже в.1940 г., когда он был назначен по указу короля президента! Академия языка пушту ("Пашто толнна"). В дальнейшем А.Хабиби основывает факультет литературы и общественных наук в Кабульском*университета, где читает циклы лекций по история отечественной литературы. В то ке врёьи он не прекращает'научную деятельность: йз-под его пера выходят монографии "Лектория литературы на пушту", "Пуптуязычпые поэты", "Грамматика языка пушту". Параллельно он занимается историческими исследованиями," заняв пост президента Исторического общества Афганистана,

Во второй половине 40-х гг. наступает качественно новый этап в яиэнн ученого: он активно вклотаэтея в политическую борьбу в ратях деятельности оппозиционного движения "Ban зальмпян" /"Пробудившаяся молодежь"/ и становятся одним из его ведущих деятелей , хотя формально он не являлся членом ни одной из политических группировок. А.Хабиби выступал с одних позиций с таима . видными представителями интеллигенции как А.Р, Бивава, Г.П. Уль-фат, будущим главой государства В,М. Тараки. В 1948 г. он бил избран депутатом парламента от г. Кандагар. Недолгий период острой политической борьбы в стране закончился разгромом оппозаци-

7

онного" движения з 1952 г. А.Хаиби был вынузден покинутъ страну. В эмиграции в Пакистане он не прекратил политическую деятельность, издавая газету "Азад Афганистан" /"Свободный Афганистан"/, где выступал в поддержку идей демократизации афганского общества.

Вернувшись из эмиграции в 1963 г., А.Хабиби отходит от активной политической деятельности,- хотя з последующем в условиях нарастангч политической борьбы в стране его имя появляется в газете "Мосават" - органе Брох-рессивной демократической партии, где он публякует серив статей о конституциональном двике-нии в Афганистане. Одновременно он продолжает преподавать в унЕшэрситэге и возглавляет Историческое обфство Афганистана.

Начало 70-х гг. ученый встретил на посту совэтника премьер-министра по культуре, а в 60-х гг., после государственного переворота 1978 г. занял пост советника Государственного комитета ДРА по культуре. Умер он в 1984 г, и похоронен в Кабуле.

Абдулхай Хабиби вошэл по праву в число самых видных представителей афганской национальной интеллигенции. Он оставил бо-гатоз творческое наследие в области истории, литературы и в целом национальной культуры. Его имя ученого приобрело мировую известность, он выступал наиболее чем 30 международных конференциях, его труды публиковались за рубежом. Многие его научные труда ядут своих исследователей.

. Научный комментарий

Афганская историография конституционального движения.

Главная цель этого раздела - дать краткую характеристику отечественных исследований цо рассматриваемому вопросу и выявить место монографии А.Хабиби в изучении проблем конституционального движения.

Как уже упоминалось, сочинения большинства афганских авторов по новой и ковзйиой истории носили апологетический, зачас-тув субъективный характер и были лишены обобщзндих оценок. Лишь в последние два десятилетия афганская историография пополнилась серьезными трудами, содержащими попытку проанализировать отечз-егвещую историю с объективных позиций, с учетом роли народных масс а ах лидеров з общественной а политической еизни общества. Чвпбздее крупнш и значительным из них явилась фундаментальная моЕогрз$ия известного афганского историка М.Г.М. Губара "Афга-8

листан на путях истории", кэ толыш вызвавшая большой интерес общественности страны, но и получившая определенный политический резонанс. Несмотря на то, что король, сочтя ее опасной, подрывающей монархические устои, наложил арест на весь тирая тотчас же после опубликования в 1967 г., монография в последующем, уже в период пребывания у власти ЦЦПА, выдержала два издания, каковой чести удостаивались лишь очокь немногие афганские ученые. Книга содержит обзор истории Афганистана с древнейших времен. Последний раздел ее лосвящэи истории страны первой трети XX в. В числе других проблей М.Г.М. Губар рассматривает и движение афганских конституционалистов. И хотя автор анализирует довольно коротко лишь отдельные аспекты этого двикения, его заслуга в том, что он первый затронул эту тему, выявил характер, цели, задачи и участников этого движения и тем сачил пололи начало более глубокой разработке этой проблема. Материалы М.Г.М. Губара по юшдоафганскому движению, которое он, на наш взгляд, не совсем правомерно называет "демократическим", ценны и тем, что юс автор бнл непосредственна.! участником этого двя-зиэния, поэтому его сведения, представленные в книге, могут рассматриваться как первоисточник. Другие исследователи, изучавшие впоследствии вопросы конституционализма в Афганистане, брали за основу его данные, в цел®'разделяя его точку зрения на описываемые события. ■ ■

В аналогичном югаче исследуемая проблема была рассмотрена в капитальном труде видного деятеля ВДПА,' бывшего члена Полит-. бюро ЦК партии Дастегира Пандапшри "Возникновение и развитие капитализма в Афганистане", написанном им в тюрьке в начале 70-х гг. Это первая попытка марксистского анализа процесса исторического развития Афганистана на современном этапа. Касаясь конституционалистов, он з целом повторяет сказанное о шх М.Г.М. Субаром, дополнял некоторши малосущественной деталями. Насколько глублэ у него, ножяд у предшественника, рассмотрен вопрос об основных факторах, приведших к возникновении оппозиционного , движения конституционалистов.

Конституциональное дв¡стенке стало объектом исследования и в двух монографиях профессора Кабульского университета С.С. Хаитами, представителя нового поколения афганских историков, политические а научные поз ¡щии которых ощутили заметное воздействие

советской марксистской науки посла прихода^-шастя-.адТА в апреле 1978 г., когда изучение отечественной истории под воздействием советских советников подгонялось под жесткие, застывшие схемы классов и классовой борьбы. Отсвда схематизм исследования, преувеличение остроты социальных антагонизмов в Афганистане, игнорирование национальной специфики афганского общества. В своих монографиях "Современный; Афганистан'1 /Кабул, 1980/ и • "Новейшая история Афганистана" /Кабул, 1985/ С.С. Хашими, дочерпнув основные сведения о конституционалистах У своих предшественников, дополняет новыми данными программы патриотов и их деятельность в период правления эмира Амануллы. . г

Таковы основные наузные исследования в афганской историографии, в которых коротко рассматривался вопрос о конституциональном движении. Используя зги труды, А.Хабиби не только обобщил известный материал, но, базируясь на архивах, воспоминаниях современников, бывших лидерами.и участниками движения, создал целостную картину политической борьбы начала XX в. в Афганистане, определившей направление дальнейшего пути развития страны.

В своем сочинении А.Хабиби осветил три наиболее ваших аспекта историй первой трети XX в.: общественно-политическая обстановка в Афганистане в рассматриваемый период, конституциональное деикение, политические портреты елохи.

Общвотвэняо-пататичэская обстановка в Афганистане -

В отличие от своих предшественников в отечественной историографии, в трудах которых движение конституционалистов рассматривалось в контексте общей политической ситуации, А.Хабиби выделил некоторые проблемы политической обстановки в отдельные разделы.

Наиболее интересной из них представляется антибрятанскоэ, антиколониальное движение индийских патриотов, которое было тс-сно связано с афганскими конституционалистами. Исследуя исгорка ' этого ДВИЕ9НЕЯ, автор отчетливо прослеживает роль Кабула в общественно-политических процессах начала XX в. в обеих страна;:, ■ который, по его мнении, с танов моя "цзнтром политической деятельности сторонников независимости Индии". В этой связи А .Хабк-бй затрагивает один малоизвестный аспект деятельности Времецно-го правительства Индии в Кабуле - его неудачные попытки добить-

ся мвздукародаого признания: несколько дипломатических миссий, отправленных в Японию, Китай, Турции а Пццего, не достигли с^о-пх целей, их сотрудники попали в руки британских колониальных властей в Индии и бит брошены за решетку. Б рамках этого жэ сгеета в монографии рассматривается деятельность партии "Хезб-а аллах" на территории Британской Индии, которая положила начало длительному этапу антиколониальной борьба зарубежных пуштунов,

Среда новых материалов книги - дашшо о влиянии печатного рупора младоафганцев газета "Сврадк аль-ахбар" в Средней Азии и Британской Индии, реакции на нее британских колониальных властей.

Оригиналы™ выглядит взгляд А.Хабиби на первую афганскув конституции 1923 г., которую он, в отличие от своих коллег, в том числе зарубежных, рассматривает под критическим углом. Предусмотренная ее статьями авторитарность правления, полагает автор, создавала предпосылки для последупцего кризиса системы и ■ухода с политической арены творцов конституция.

Конституциональное движение

Разделял в целом оценку этого движения, данную его цредда-. ственниками, А.Хабиби шесте с тем дополняет, уточняет ряд фактов и данных, вступает в полемику и впервые в историографии дает политические характеристики его героев.

В то же вреда у него, как.и'у других исследователей, виден явный пробел в работе - отсутствие анализа практической деятельности афганских патриотов, что, видимо, можно объяснить на столько.отсутствием информации, сколько ограниченная числом политических акций участников движения, действовавших нелегально.

Впрочем, это упущение автор компенсировал исследованием других важных аспектов борьбы за конституция, вводя т> научный оборот не только новые материалы, но и расширяя представления о характера и истории самого движения. Это, в первую очередь* относится к обществу "Серадж аль-ахбар", которое стало его предтечей. Анализ общества базируется на двух оригинальных документах, впервые приведенных в монографии.

Далее, исследуя деятельность конституционального движения на его первом этапе, А.Хабиби характеризует его нацяонгиСьиую я социальную структуры, политические связи и сямлртия констятуци-

о

оналистов. Особо он выделяет участников движения индийского происхождения.■ оценка которых у наго далеко не однозначна. Отмечая их заслуги перэд афганским народом, автор в полемической манере категорически отвергает распространенную среди широкого круга отечественных и зарубежных историков идею о том, что индийские патриоты возглавляли движение афганских конституционалистов и бьлд его идеологами. Доказывая подлинно национальный характер двюмния, он приводит вполне убедительные аргументы.

Что касается политической деятельности конституционалистов, то в сочинении А.Хабибй следует выделить впервые приводимый документ - обращение к эмиру Хабибудла-хану, которое характеризует политический идеал первых афганских конституционалистов - создан;© режима просвещенного монарха, правящего на основе конституционных положений. Автор пишет, что это обращение вызвало опасение у эмира за свою власть и привело к разгрому первой волны борцов за конституцию, в чем он расходится с другими афганскими исследователями, полагающими, что репрессии последовали .как результат доноса провокаторов о деятельности уча-, стников движения.

Рассматривая деятельность конституционалистов второй волны, А.Хабиби предлагает свои оцзнки этого движения, зачастую отличные от уже известных. Так, он отрицает версии о династической подоплеке убийства эмира Хабибуллы в 1919 г. и вполне правомерно считает его политическим, хотя он, гак и другие авторы, так и не вскрывает подлинный характер эткх событий.

Представляет немалый интерес раздел монографии, посвященный итогам деятельности конституционалистов второй волны, в которой автор рассматривает их не как сплоченную группу последователей эмира-реформатора Аманулды, а ярких, кивше личностей, занявших неоднозначную позицию в отношении реформаторского режима. И хотя многие из них в целом подчеркивали реформы, било немало я тех, кто видел отход эмира от идеалов конституционализма п находил муяэство выступать с критикой политики правительства.При этом автор в подтверждение приводит неизвестные ранеу олк-ш цз биографии одного из лидеров млздоафганцзв - Абдуррахмагл Луяиел, горячего пршзеркекщ эмира Амануллы, сумевшего, тем на ыекзо, трезво оцонять его политику, пряблшмЕшуи страну к глубокому политическому кризису. Сн прямо обвинвл в коррупции и некогаотент-

ности окружение монарха, видя не <5зз основания в действиях этих лиц одну из причин непопулярности режима и неудач в осу-, ществлении реформаторского курса.

В целом А.Хабиби внес немнох'о нового в освещение деятельности младоафганцев второй волны, однако он сумел взглянуть на нее под другим, нетрадиционном углом зрения и там самим öostje четко выявить их роль в общественных пропзссах первого этапа независимого развития Афганистана.

Политические портрета эпохи

Это наиболее яркий и научно значимый сюжет в монография А.Хабиби. Участники конституционального движения, их жизнь и деятельность, их нелегкие, зачастую трагические судьбы - это своого рода эпоха в лицах, это история страны в лице конкрот-ннх лодей, без сомнения составляющих национальнув гордость. По-зхалуй, это наиболее крупный вклад историка в изучение проблем конституционализма в Афганистане.

Богатую галерею героев борьбы за конституции в монографии бесспорно венчает легендарная фигура Max?,туда Тарзи - идейного воздя движения, отца афганского просветительства, издателя газеты "Сорада аль-ахбар", биографии, мировоззрении и деятелтлоо-тя которого посвящено несколько разделов кпига. И хотя на ату тему написано немало .трудов гак в отечественной, гак я в зарубежной историографии, А.Хабиби пытается найти свой подход к образу этого человека, идеи которого по существу легли в основу заровдашейся в тот период в Афганистане национальяо-бур-гу-азной идеологии. Он видит в нем живую личность - политика, философа, писателя, поэта, историка.

Первое, чем привлек н себе внимание автора М.Тарзп - ого последовательный антякояониализм, который он пронес через сов свою лизнь и А.Хабиби подкрепляет этот тезис характариш эпизодом из тхизни своего героя. Другая кшгая тема в эточ раздело:. М.Тарзя - ученик и продолжатель идей известного реформатора С.Д. Афгани. Здесь книга изобилует фактологическими материалами об их встречах. Далее, изучая роль и место М.Тарзп в конституциональном дакании, автор не уходит от признания того факта, что он не был ни руководителем, на его прямнм участником» Однако, и это самое важное, - его идеи независимости, консгятулзо-

нализма, развития науки и культуры, просвещения, пропаганды панисламизма, афганского национализма легли в основу политической борьбы патриотов. В этом автор справедливо видит заслуги этого человека перед историей и народом.

В списке виднейших политических деятелей эпохи, представленных в монографии, - руководители и активные участники младо-афганского движения, леди очень разные по национальности, социальному происхождению, образованию, социальной принадлежности, политическим симпатиям н общественным оыязям. Это лидер движения первой волны преподаватель лицея, ou жэ придворный мулла /бдуррауф-хан Кандагара; поэт, переводчик н педагог Мухаммад Сарвар-хан, автор обращения конституционалистов к эмиру, кончивший жизнь на эшафоте; его братья, разделившие его судьбу; Мир Касем-хаи, одни из виднейших интеллигентов эпохи Аманулли, чьи воспоминания лэгла в основу многих трудов по истории консти-туциокалцзш, провел за решеткой 16 лег после падения реформаторского режима, затеи сделавший карьеру министра юстиции после войны; историк и летописец Фгчз Мухашад Катаб, представитель самой обездоленной народности ~ хазара, внесший неоценимый вклад -з отечественную историографию, не ввдеркавший ударов судьба в кратки!! период правлэния узурпатора прзстола Баччаи Спк-као.

Из видных деятелей второй волны двпетшя А.Хябябп особо выделяет двух очояь разных ладей, оказавших заметное влияние на политическую еизнь страш;. Это поэт и курпаяист Л.Х. Дави, правая рупа М.Тарзн в редакции газета "Серда алъ-ахбар", либерал, наодкояратко сидевший в «зрошшх зазэвиках, ироккл доку»» жизнь, отдав зшчцтелшу» ее часть дшхяшатичэсыэй: работе, доцутатскому креслу s парламента п детвраяуриой деятельности. Вторая г>п-rypa - Абдуррахчак Лудвн - наиболее яркая личность в констцтуы."-ойолькш двшшиа, радикал, республиканец, поэт. Его :сс:п бурней к короткой. Он неудачно покушался на sanpa Хыопбуллу, и лишь последуодая смерть монарха спасла его от казни. Прк Акэнуя-яа, но аанпмая крупных постов, он был одним из не:днокто разочаровался в политике шира-реформагора, дагал смелолуь азст,*-пать с критикой его деятельности. После ухода с политической арена Амануллы он пал жертвой'террора, разитзакпого королем Надир fflaxœ против конституционалистов.

Паконоц, еще одгш герой монографии - М.Г.М. пооло-

доватолышй демократ, также прошел через тиршн, после войны -один из лидеров бур-куазпо-демократпческой оппозиции, депутат парламента, известный историк, автор блестящего труда по оге-чэствэнно:'! истории.

Таковы главные гороп сочинения А.Хабиби, творцы истории, проповедники идей свободы, независимости и патриотизма, идеи которых продолжит езою жизнь в программах последующих поколо-imíi афганских патриотов.

SSMSüSlSli

Этот раздел содержит краткое резюо, отрешапцео в целом достоянотва монографии как важного исторического источника. Таковыми в пор1>7ю очородь предегавлявтея елвдунвде. Автор сам выступает как rurooit свидетель оквсываомнх roí событий. Используя разнообразию дарэопстшпш, в том число архивы и воспсгтт-пяя своих гороов, он такшетвя многие из глачолзвеспгах фаг.тси и событий афганской hopo! п погашай история, дополнил и уточп'ттг своих предпосидаюшеов - ис&яэдогэтолрй проблемы коястптутопа-¿rar tía, дач рпзмрнутуп характеристику движения, ого истории, I! главнее, А.Хлбпбя кгсеал в ясторяв своей страны яркие сбряги политических и обизеттогошх деятелей, стояших В ЦОН'ГрО сгыс!!-сасшк ки собнтай и оказавшие огромное шяшио на шелодугкуг? всторип страны. Шкокоц, автор првляояпл своя соботввппш код-ходы и опрнки, обохацатяю слегиваиоол: шттленшг об этой яркой эпохе.

По томо диссертация опубликована следутещо работы:

. I. Причгяш пздвшя правительства rampa Лмпиулла-хатга.Дгт-локяпя работа. Кабул, 1974.

2. Двкгетшв коястптушовшгаша в Афганистана. Тязпоп гмп-стратурн. Кабул, 1985.

3. Еудагэи в Афганистане. Работа научной степаггп. Кабул,

IS34.

4. Отиошняя Афганистана с сосодпгми стряпали. Л."Обп?сг~ вегаша пауки". Изд-во ¡кабульского ун-та, 1982.

5. Биография А.Хзбпби. Сб.ст. Ин-та востоковедения ГАИ.

S. Исторические дровяоети города Кабула. Я. "Л/топ"', Г?

Изд-во Кабульского ун-та, I9B3,