автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Народно-демократическая партия Афганистана

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Булатов, Юрий Алексеевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Народно-демократическая партия Афганистана'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Булатов, Юрий Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ стр

ГЛАВА I - Социально-политические и идейные предпосылки создания партийных групп Н.М.Тараки и Б-Кармаля 1 "Виш Эальмиян" - новый этап в развитии обществен- стр-23 но-политической мысли в Афганистане. 2 Независимая пресса и тенденции народничества в стр-33 демократическом движении страны. 3 Распространение социалистических идей в Афганистане стр-71 и эволюция народнических взглядов.

ГЛАВА II - Революционная демократия и организационное оформление Хальк и Парчам. 1 Первый съезд НДПА - платформа консолидации рево- стр-92 люционно-демократических сил. 2 Разработка основ стратегии и тактики революцион- стр-100 но-демократического движения в Афганистане. 3 Раскол в рядах революционной демократии и образо- стр-125 ваиие фракций Хальк и Парчам.

ГЛАВА III - Хальк и Парчам в борьбе за политическое лидерство в демократическом движении Афганистана в последние годы существования монархии. 1 Приоритеты кадровой политики Хальк и Парчам в ус- стр-145 ловиях роста социально-политической активности городских слоев населения Афганистана в конце 60-х - начале 70-х гг. а/ Рабочий вопрос сквозь призму теоретических постулатов и повседневной практики фракций НДПА. стрб/ Деятельность фракций Хальк и Парчам по расширению стр-160 своего влияния среди студеичества и преподавателей учебных заведений Афганистана. 2 Халькистская программа политического просвещения стр-179 масс и кризисное развитие левого движения в Афганистане 3 Расстановка политических сил в Афганистане по стр-210 итогам парламентских выборов 1969 года и различие в подходе Хальк и Парчам к созданию объединенного национального фронта.

ГЛАВА IV - Зигзаги политического курса Хальк и Парчам ф на пути к власти. 1 Афганские народники и борьба политических группи- стр-243 ровок за свержение монархии. 2 Тактика Хальк и Парчам по отношению к республи- стр-271 канскому режиму М.Дауда. 3 Возрастание роли армии # ны и новый курс Хальк программных целей НДПА в политической жизни стра- стр-ЗЮ в борьбе за достижение

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по истории, Булатов, Юрий Алексеевич

Сложное и противоречивое развитие событий в Афганистане, начиная с Апрельской революции 1978 года н вплоть до сегодняшнего дня, вызывает острые дискуссии ученых и политиков, специалистов и дилетантов, всех тех, чья судьба так или иначе соприкоснулась с драматическими событиями в этой стране.

Саурская революция круто изменила жизнь не одного ноколения афганцев, обострив до предела противоречия во всех сферах общественного бытия н сознания. Чрезмерная идеологизация «афганского вопроса» в средствах массовой информации кадс слева, так н справа в период глобального противостояния СССР и США на международной арене, а также первые научные публикации с учетом идеологической заданности не только не внесли ясность в определение степени зрелости субъективных факторов революции в Афганистане, но зачастую еще больше затемняли прнчнино-следственную связь в оценке событий недавнего прошлого. По истечении времени политическая конъюнктура в освещении темы афганской революции и истории НДПА постепенно сошла на нет, но актуальность проблемы сохраняется.

В результате военного переворота, происшедшего почти двадцать лет назад, политическая власть в стране перешла в руки Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), которая своими программными целями провозглашала покончить с многовековой нищетой, отсталостью и бесправием народов и народностей, проживающих на ее территории, решить национальный вопрос в ходе построения «нового общества, свободного от эксплуатации человека человеком», провести аграрную реформу и т.д.

Как известно, задуманный план революционных преобразований не удался. Более того, в последующие годы Афганистан погрузился в хаос гражданской войны, Результаты практически всех усилий, предпринятых лидерами НДПА в период нахождения у власти, оказались противоположными намеченным: вместо обещанного процветания народа начался его геноцид, вместо решения национального вопроса произошла дальнейшая поляризация общества по национальному и родоплеменному признаку, вместо секуляризма утвердились крайние формы исламского фундаментализма.

Сегодня должно быть ясно всем, что «революционный эксперимент» в Афганистане, унесший жизни большого числа не только афганцев, но и советских людей, представлял собой не что иное, как политическую авантюру со стороны руководства Народно-демократической партии Афганистана при активном участии КПСС и Советского государства. Горький опыт прошедших лет продемонстрировал полную непригодность «простых и быстрых» методов разрешения проблем социально-экономического, политического и национального развития Афганистана. Крах СаурскоЙ революции подтвердил необходимость поиска новых форм и путей развития страны на основе долгосрочных компромиссов с различными общественно-политическими силами, социальными, национальными и родоплеменными группами населения.

Вместе с тем история учит, что для дальнейшего продвижения вперед требуется серьезное осмысление прошлого. Эта задача диктуется тем, что причины нынешних вооруженных конфликтов и столкновений в Афганистане между различными национальными группировками исламского толка уходят своими корнями вглубь предреволюционного развития страны. Политическая борьба в афганском обществе времен правления короля М.Захир - шаха и первого президента М.Дауда имеет непосредственные «выходы» на реалии непрекращающейся гражданской войны. Этно-нацнональные противоречия, раздиравшие в прошлом ряды НДПА, в настоящее время создают угрозу раскола уже не политическим партиям и организациям, а всему афганскому обществу.

Внутриполитическая борьба приобрела особую остроту. Экстремистское пуштунское движение талибов не прекращает попыток утвердить свой контроль над всей территорией Афганистана. Упорное сопротивление коалиции правительственных войск, состоящих в основном из представителей таджикской, узбекской н хазарейской национальности, пока не позволяет талибам добиться этого. Боевые действия идут с переменным успехом, нанося непоправимый ущерб экономической ситуации в стране н увеличивая число жертв среди мирного населения. Существует опасность, что гражданская война в Афганистане, если она будет продолжаться, приведет к еще большему ожесточению сторон, примет характер необратимого межэтнического и межконфесснонального конфликта. В этой связи следует особо подчеркнуть, что в Афганистане никогда не существовал^ единства между исламским государством и мусульманским населением различных этнических групп. Все это чревато дезинтеграцией страны, ее расколу на пуштунский юг и непуштунский север, что создаст дестабилизирующую обстановку в сопредельных странах и регионе в целом.

6 пынешиих условиях борьба за власть в Афганистане сменила лишь политическую окраску с точностью до наоборот. Вместе с тем, ее суть осталась прежней - противоборство между пуштунскими и иепуштунскнми группировками. Если ранее «борцы за народное счастье» шли в бой под знаменами прогрессивной теории в своеобразной интерпретации афганских революционеров, то сегодня они выступают под исламскими лозунгами. Иные политические силы рвутся сегодня на политический олимп в Афганистане. Однако для того, чтобы разобраться в сущности нынешних конфликтов и извлечь уроки па будущее, необходимо обратиться к истории борьбы за власть в дореволюционном Афганистане и прежде всего иа примере истории ведущей оппозиционной силы того времени - Народно-демократической партии Афганистана.

Предмет, цели и задачи исследования. В данной работе анализируется деятельность Народно-демократической партии Афганистана и ее фракций Хальк и Парчам в период, предшествующий Апрельской революции 1978 года. Автор ставит перед собой задачу сквозь призму революционной практики НДПА раскрыть особенности развития политических н национальных процессов в Афганистане в период правления короля М.Захир-шаха и первого президента М.Дауда, исследовать основные узлы противоречий афганского общества прошлых лет. В этой связи ставятся следующие конкретные цели исследования: раскрыть преемственность в развитии демократического движения в Афганистане н на конкретных примерах показать, что НДПА представляла собой непосредственно продукт внутриполитического развития афганского общества; доказать, что создание НДПА ин в коей мере ие было связано с деятельностью международного коммунистического движения иа Востоке, как это делается рядом западных исследователей с тем, чтобы вывести эту проблему за рамки Афганистана; проанализировать «исторические судьбы учения К.Маркса» иа афганской земле; систематизировать историю НДПА» Дать периодизацию основных этапов деятельности партии н ее фракций в борьбе за завоевание политической власти в стране; исследовать значимость внешних факторов с точки зрения их влияния на <# развитие внутриполитической ситуации в Афганистане, становление НДГТА и ее фракций, а также для вызревания объективных и субъективных предпосылок Апрельской революции 1978 года; дать характеристику основным политическим силам, действовавшим в Афганистане в дореволюционный период (в первую очередь, левым и центристским), выявить сущность «демократических экспериментов» правящих кругов страны; вскрыть причины раскола НДПА на фракции Хальк и Парчам и утопичность программных установок НДПА по созданию Объединенного национально-демократического фронта; исследовать причины различия тактики Хальк и Парчам после антимонархического переворота 1973 года, несмотря на факт первоначально формального единства нх взглядов по отношению к республиканскому режиму М.Дауда; проанализировать формы н методы работы группировки Парчам в государственном аппарате и других структурах республиканской власти М.Дауда и # стиль ее политического руководства в рассматриваемый период; выявить роль армии в развитии оппозиционного и демократического движения в Афганистане, исследовать причины ее сближения с НДПА, дать характеристику теоретических и организационных основ деятельности фракции Хальк среди военнослужащих; исследовать механизм установления прямых контактов фракции Хальк с политическими руководством СССР накануне 7-го Саура; ^ раскрыть временный характер победы НДПА в ходе Апрельской революции

1978 года.

Краеугольным камнем всего исследования является задача вычленить этно-нацнональную проблему в истории возникновения, становления и развития НДПА и ее фракций Хальк и Парчам, показать решающее влияние национального фактора на формирование политических и идейных позиций партий и движений в афганском обществе прошлых лет; дать характеристику особенностей племенного и кланового состава афганского государства с учетом роста пуштунского национализма и щ внутрипуштунских противоречий и антагонизмов, которые во многом определяли политическое лицо любой партии или группы, созданной в Афганистане в тот период.

Естественно, что эта проблема пе могла бы считаться новой в отечественной афганистике впе связи с деятельностью НДПА. Вместе с тем следует отметить, что и обычные исследования этого вопроса идут в основном по линии изучения пуштунского национализма и противостоящих ему движений угнетенных национальных меньшинств. При таком подходе, как правило, выносится за скобки не поддающийся объяснению факт участия самих пуштунов в политических организациях и нелегальных военных формированиях, создававшихся представителями национальных меньшинств. Сегодня, например, многих исследователей ставит в тупик участие пуштунов в вооруженной борьбе, которую ведут таджикоязычные А.Ш.Масуд, Б.Раббанн и узбек Дустум с пуштунским движением «Талибан». Осмысливая это неординарное с первого взгляда явление, некоторые, особенно западные исследователи, делают далеко идущие, но в корне неверные выводы о том, что в настоящее время в стране успешно идет процесс интернационализации и пуштунский национализм сходит на нет. Это, по их мнению, снимает вопрос о влиянии этно-национальпого фактора на развитие афганского кризиса.1 На самом деле, все обстоит как раз наоборот. Усиливается раскол в пуштунском этносе, который связан с постоянно углубляющимися противоречиями между господствующей в прошлом группировкой пуштунских племен мухаммадзаев, баракзаев и т.д. и племенным объединением пуцггунов-гильзаев,2 отстраненным от государственного управления на протяжении всего существования афганского государства, что впрочем, всегда официально отрицалось в афганских источниках, твердивших о несокрушимости пуштунского единства.

Степень разработанности темы. Доапрельский период истории НДПА слабо представлен в российской и зарубежной афганистике. Научное осмысление этого периода в науке лишь начинается и происходит параллельно с продолжающимся поиском и накоплением фактов и материалов, посвященных данной теме.

1 См. Стенограмму международной конференции «Гражданская война в Афганистане: предварительные итоги и перспективы», М., МГИМО, 1996. г Пуштуны-гильзаи под руководством Н.М.Тараки и Х.Амина находились у власти в Афганистане всего лишь с апреля 1978 по декабрь 1979 гт. (примеч. Автора Ю.Б.)

Первоначальный сбор материалов российскими специалистами по Афганистану привел к выходу справочной литературы, где в форме исторических очерков излагалась лишь канва событий в истории НДПА накануне Апрелькой революции 1978 года.1 Хлынувший поток заказных статей по этой теме в СССР характеризовался исключительно комплиментарным подходом авторов в адрес НДПА. В этих публикациях замалчивались или скороговоркой отмечались проблемы и трудности в развитии партии афганских революционеров в дореволюционный период.2 Следует также отметить, что основная масса этих изданий выходила по каналам партийной печати под неослабным контролем ЦК КПСС, который проводил линию на подачу строго дозированной и сбалансированной информации по истории создания Народно-демократической партии Афганистана. Тон в изложении истории НДПА задавался Международным отделом ЦК КПСС. Р.А.Ульяновский, один из руководителей этого высшего подразделения партии, в своей статье «Развитие революционного процесса в Афганистане» давал установку в оценке деятельности НДПА в период до и после Апрельской революции. Вышеназванный автор высоко оценивал работу НДПА среди различных категорий населения Афганистана в преддверии революции. Более того, в этой публикации начисто отметалось существование каких-либо проблем национального порядка в рядах афганских революционеров. Наоборот, особо подчеркивалось, что в предреволюционный период Хальк и Парчам неизменно выступали за «улучшение положения национальных меньшинств, призывали всех трудящихся и патриотические силы независимо от их национальной принадлежности объединиться против общего врага - феодалов, бюрократов и ростовщиков, для того,

1 М.Р.Арунова, В.Г.Коргун, Г.А.Поляков «Исторический очерк» (справочник «Демократическая республика Афганистан», М., 1981), Рахматов И. «Исторический очерк» (справочник «Афганистан сегодня», Душанбе, 1988).

2 Демченко П. «Афганистан на страже завоеваний народа» - статья в журнале «Коммунист» № 5, 1980; Шатров И. «Передовой отряд афганской демократии» -статья в журнале «Партийная жизнь» № 10,1983; Умпов А. ((Афганский народ на верном пути» - статья в журнале «Мировая экономика и международные отношения» № 4, 1979; Миронов Л., Поляков Г. «Афганистан: начало новой жизни» - статья в журнале «Международная жизнь» № 2,1979 и т.д. чтобы в ходе прогрессивных реформ решить на демократической основе и Ф национальный вопрос».1

Этно-национальную проблему в рядах НДПА не освещали даже в информация, которая распространялась по закрытым партийным каналам среди членов КПСС. Например, в Закрытом письме ЦК КПСС по Афганистану от 10 мая 1988 года без каких-либоуобъяснений всего лишь констатировался факт наличия острых разногласий между двумя фракциями НДПА, «враждовавшими между собой еще в период, предшествующий революции и ипой раз больше чем с л силами, противостоящими революции». Высокая степень идеологизации межгосударственных отношений СССР и революционного Афганистана в 80-е годы, а также публичные оценки, которые Б.Кармаль давал НДПА, называя ее «партией подлинных интернационалистов»,3 тормозили, а иногда и делали невозможным объективно исследовать историю партии афганских революционеров в открытых публикациях российских ученых.

Первый серьезный подход к изучению данной темы был сделан в коллективной монографии М.Р.Аруновой, В.В.Басова, В.Н.Пластуна и Ф C.B.Полтавской «Актуальные проблемы афганской революции», вышедшей с грифом для служебного пользования в 1984 году. В этой работе впервые в отечественной афганистике ставился вопрос о необходимости изучения истории НДПА в неразрывной связи с проблемами национального развития Афганистана. В целом положительно оценивая данное исследование, автор на страницах диссертации вступает в полемику с авторами этого исследования по ряду высказанных имн положений. Следует также отметить, что вышеназванная работа отличается большой 0 информационной насыщенностью и обилием фактического материала. Вместе с тем, в брошюре В.В.Басова и Г.А.Полякова «Афганистан: трудные судьбы революции»

1 Р.А.Ульяновский «Победы и трудности национально-освободительной борьбы», М., 1985, с.207.

2 Закрытое письмо ЦК КПСС по Афганистану от 10 мая 1988. М., 1988, с.2.

3 Доклад Генерального Секретаря ЦК НДПА, Председателя Революционного Совета ДРА Б.Кармаля «Народно-демократическая партия Афганистана - вдохновитель и организатор борьбы афганского народа за национальный и социальный прогресс» (сборник «20-летне Народно-демократической партии Афганистана. Материалы юбилейного заседания ЦК НДПА, Революционного Совета и Совета Министров

• ДРА, 10 января 1985 года». Кабул, 1985, с.9).

1988 г.), которая вышла уже в открытой печати, история НДПА в доапрельский период была изложена лишь пунктиром, но уже признавался тот факт, что по мере нарастания предреволюционного кризиса обострялся национальный вопрос и усиливалась межнациональная рознь, что мешало созданию единого демократического фронта всех прогрессивных сил.1

Национальная проблематика осталась также в стороне в первых научных публикациях и исследованиях российских и афганских специалистов, посвященных тем или иным аспектам деятельности НДПА ( В.Г.Коргун " Народно-демократическая партия Афганистана в борьбе за социальное освобождение трудящихся"- "Партии и революцонный процесс в странах Азии и Африки", М., 1983; А.В.Павловский " Политика НДПА в отношении городских предпринимательских слоев афганского общества (1978-1987 гг.),М.,1989-диссертация на соискание ученой степени канидата исторических науу; А.А.Карими "Роль периодической печати в культурной революции ДРА", М., 1984 - диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук и.т.д.)

В настоящее время публикуется большое число интересных воспоминаний участников и очевидцев революционных событий в Афганистане, которые так или иначе затрагивают вопросы истории создания НДПА. Однако проблемы, связанные с этно-национальпыми противоречиями в партийных рядах афганских революционеров неизменно остаются за пределами этих изданий. (Гай Д., Снегирев В. «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны», М., 1991; Гареев М.А. «Моя последняя война (Афганистан без советских войск)», М., 1996; Громов Б.В. «Ограниченный контингент», М., 1994; Ляховскин A.A. «Трагедия и доблесть Афгана», М., 1995 н т.д.)

Зарубежная афганистика, хотя и была свободна от партийных установок и не испытывала тех трудностей, которые выпали на долю российских авторов в прошлом, тем ие менее очень медленно продвигается вперед в исследовании истории НДПА и ее фракций с точки зрения развития национальных процессов в Афганистане. Особняком в ряду иностранных изданий стоит монография Раджн Анвара «Трагедия Афганистана». Этот исследователь первым поставил вопрос о необходимости изучать историю НДПА в неразрывной связи с анализом этно

1 В.В.Басов, Г.А.Поляков «Афганистан: трудные судьбы революции» М., 1988, с.17. 10 национальных проблем и внутрипуштунских противоречий. Р.Анвар в своей работе прямо ухазывает, что на момент создания Народно-демократическая партия Афганистана представляла собой сборный пункт радикально настроенной интеллигенции левой ориентации под крышей пуштунов-гильзаев.1 Заслуживает внимания исследование Э.Арнольда «Двухпартийный коммунизм в Афганистане: Хальк н Парчам». Этот автор, в прошлом кадровый сотрудник ЦРУ США, дает скрупулезный анализ проблем, связанных с формированием социальной базы двух фракций НДПА по национальному признаку.2 Следует также отметить, что история НДПА в предреволюционный период нашла большее отражение в работах иностранных авторов, чем в исследованиях отечественных специалистов. В той нлн иной степени деятельность НДПА в рассматриваемый период анализируется в работах Б.Амстутца, Г.Брадшара, А.С.Гауса, М.А.Вакмана, Т.Хаймоиа, Ф.Холддея, Р.Класс, Б.Мейла, Б.Р.Рубнна и других.3 Однако большинство этнх работ, выполненных как по «горячим следам», так и отстоящих во времени от исследуемых событий, страдают определенным схематизмом в изложении истории НДПА, и лишь констатируют факт различия национального состава фракций Хальк и Парчам. Хотя тема истории НДПА и затрагивается в ряде многочисленных публикаций признанного авторитета в мировой афганистике Л.Дюпре, она тем ие менее не стала предметом фундаментального исследования.4

1 Raja Anwer «The Tragedy of Afghanistan», New York, 1988, p.7.

2 Anthony Arnold «Afghanistan's two-party communism: Pare ham and Khalq», California,

1983

3 Y Bruce Amstutz «The Five Years of Soviet Occupation». Washington, 1986; Henry S.Bradsher «Afghanistan and Soviet Union», Durham, N.C. 1983; M.Amin Wakman «Afghanistan at the crossroads», New Delhi, 1985; Abdul Samad Ghaus «The Fall of Afghanistan. An Insider's Account», Washington, 1988; Tomas T. Hammond «Red Flag over Afghanistan. The Communist Coup, the Soviet Invasion and consequences», Colorado, USA, 1984; A.Hyman «Afghanistan under Soviet Domination (1964 - 1991)», London, 1992; «Afghanistan, the Great Game revisted» edited by Rosanne Klass. New York, 1987, Halliday F. «Revolution in Afghanistan» (New Left Review Noll2,1978, London); B.Male «Revolutionary Afghanistan», London, 1982; Barnett R.Rubin «The Fragmentation of Afghanistan. State Formation and Collapse in the International System». Yale University, 1995.

4 L.Dupree «Afghanistan under the Khalq» (Problems of Communism. Washington, 1979, vol.28, No 4/July - August); L.Dupree «Red Flag over the Hindu Kush. Part 1,2 (AUFS No 44,45 (Asia) 1979; L.Dupree «The Marxist Regimes and the Soviet Presence in Afghanistan: An Ages - Old Culture Responds to Late Twentieth - Century Aggression («Revolutions and Rebellions in Afghanistan. Anthropological Perspectives» edited by M.Nazif Shahrani and Robert L. Canfield. California, 1984.

Некоторый интерес представляет работа турецкого автора Э.Энджина "Революция в Афганистане" целиком и полностью написанная с позиций защиты и оправдания всей деятельности Х.Амина в партийных рядах НДПА, в том числе и после узурпации им власти в Афганистане и физического уничтожения Н.М.Тараки. (Emine Engine " The Revolution in Afghanistan", London, 1982)

Характеристика демократического движения, а также исследования роли и влияния НДПА на развитие политических процессов в Афганистане нашли отражение в работах государственных и общественных деятелей Афганистана предреволюционного периода: заместителя министра иностранных дел Афганистана А.С.Гауса, Генерального секретаря Социал-демократической партьни Афганистана М.А.Вакмана, активных участников демократического движения послевоенной поры А.Р.Беиавы, М.Г.М.Губара, М.С.Фарханга н.т.д. (A.S. Ghaus "The Fall of Afghanistan. An Insider's Account", Washington, 1988; M.A. Wakman" Afghanistan at the crossroads", N.D.,1985; А.Р.Бенава " Родина для нас, мы для Родины" - статья в газете "Ватан" от 5 апреля 1951; М.Г.М.Губар "История Афганистана", Кабул, 1973; М.Г.М.Губар " Афганистан на пути истории", М., 1987; М.С.Фарханг "Афганистан в последние пять веков", т.Н, США, Вирджиния, 1989 ).

Представление о политической борьбе, развернувшейся в те годы в Афганистане, двют также публикации бывшего премьер-мнпнстра и лидера Прогрессивной демократической партии Афганистана MX. Мейвандваля, руководителей маоистской организации "Коммунистическая партия Афганистана" и редакторов газеты "Шоалее Джавитд" Р.Махмуда и X.Махмуда, нынешнего президента первого президента Республики Афганистан М.Дауда ( М.Н. Maiwandwal " Progressive Democracy ; A Philosophy for Action" in : Kabul Times Annual: a book of facts about Afghanistan with a review of developments in 1966, Kabul, 1967; Р.Махмуди "Цели нашего движенн", Х.Махмуди "Что такое освободительное демократическое двнжепие ? "- статьи в газете "Шоалее Джавид" от 3 и 11 апреля 1966; Б.Раббани " М.Дауд : постыдное прошлое, преступное настоящене и гибельное будущее", Пешавар, 1976; M.Daud 'The Republic of Afghanistan : Statements, Messages and Press Interviews of the National Leader and the Founder of the Republic. No. 1, Kabul, 1973".

Научная значимость исследования. В данной работе предпринята по сути дела одна из первых попыток дать комплексный и объективно-критический анализ

Афганистан Б.Раббани, заявления, послания и интервью основных этапов деятельности НДПА в годы, предшествовавшие событиям 7-го Саура. Это обуславливается тем, что после прихода к власти руководство НДПА намеренно фальсифицировало и искажало весь ход политической борьбы в афганском обществе в предреволюционный период.

Такая политика проводилась функционерами Хальк и Парчам с тем, чтобы задним числом подлакировать свое революционное прошлое, укрепить или развенчать авторитет того или иного лидера НДПА, а также «выпрямить» линию революционного процесса в Афганистане с точки зрення буквального понимания теоретического постулата марксистско-ленинской теории о преемственности и последовательности в цепн развития событий на внутриполитической арене страны. За исключением пропагандистских брошюр Хальк, посвященных главным образом разбору разногласий между халькистами и парчамистами, а также философско-публицистнческих очерков Г.Д.Пандшери по истории Афганистана в новейшее время1 афганские революционеры так н ие смогли подготовить цельное издание по истории партии, хотя нопытки такого рода предпринимались. Чехарда в партийном руководстве и трагический финал деятельности НДПА вольно или невольно привели к потере или уничтожению большого числа партийных документов и материалов. Личный поиск разрозненных документов, а также беседы автора с бывшими руководителями фракций НДПА позволили на основе многочисленных перепроверок закрыть некоторые «белые пятна» в истории НДПА.

Одна из задач исследования заключалась в очистке немногочисленных публикаций российских авторов по этой теме от наслоений политической конъюнктуры. Однако никого винить в этом случае нельзя, т.к. в советский период любая публикация неукоснительно связывалась с обязательным проведением «партийной линии» в научных исследованиях, причем степень нх политизации или деполнтизацин зависела от ситуации, сложившейся в советско-афганских отношениях и на международной арене в целом.

1 «О Народно-демократической партии Афганистана /авангарде рабочего класса Афганистана», Кабул, 1976, «Народно-демократическая партия Афганистана /авангард рабочего класса/. Краткая история до Саурской революции», Кабул, 1978; D.Panjsheri «А glimps at the History of Revolutionary Afghanistan (Democratic Republic of Afghanistan, Annual, Saur 7, 1358», Kabul, 1979)

Так рождались и умирали мифы о марксистско-ленинской ориентации Н.МТараки уже с конца 40-х годов н его руководстве некой левой фракцией в рядах общественно-политического движения «Пробудившаяся молодежь» (Виш Зальмнян), о неустанной работе активистов НДПА среди афганских рабочих, подготовке военных кадров в рядах Хальк и Парчам с момента создания этих фракций и т.д. В данном исследовании предпринята попытка расчистить эти завалы дезинформации, и ставится целью дать объективный анализ деятельности НДПА с момента создания и вплоть до ее превращения в правящую партию в революционном Афганистане.

Научная значимость работы определяется также критическим подходом к оценке реформаторской политики короля М.Захнр-шаха и президента М.Дауда. Такой подход необходим потому, что сегодня все чаще раздаются голоса как специалистов, ищущих выход из афганского кризиса, так и со стороны самих афганцев, что самым лучшим для страны будет продолжить курс реформ, начатых в 60-е года опальным королем, вернуть его в страну и восстановить монархические институты. Автор считает, что пойти этим путем значило бы ввергнуть страну в еще больший хаос с непредсказуемыми последствиями. В работе дается принципиальная оценка «демократическим» преобразованиям вышеназванных руководителей афганского государства и показано, что все, что делалось в этом направлении, особенно в монархический период, имело не более, чем косметический характер н представляло собой реакцию на все усиливавшееся недовольство народа правящим режимом. Даже в республиканский период более целенаправленные реформы МДауда не проводились по единому плану, были импульсивны и подвержены влиянию со стороны противоборствующих группировок в окружении МДауда.

Сфера практического применения результатов и материалов исследования достаточно широка : от использования в учебном процессе в высших учебных заведениях, таких как МГИМО, ИСАА МГУ, Военный институт и др. до применения в оперативной работе соответствующих подразделений МИД РФ, которые уже внедрили некоторые нз предлагаемых автором идей в свою практическую деятельность. Имеющиеся отзывы на монографию автора "Хальк и Парчам : основные этапы борьбы за завоевание политической власти в Афганистане" (1997) указывают на тот интерес, который проявлен к исследуемой проблеме в научных востоковедческих кругах, а также в российских внешнеполитических организациях, действующих на афганском и центральноазнатском направлениях.

Теоретической и методологической основой данного исследования является метод системного анализа, который дает возможность комплексно подходить к рассмотрению отдельных событий н явлений на внутриполитической арене Афганистана, связывая их напрямую с теми или иными процессами становления н развития Народно-демократической партии Афганистана и ее фракций Хальк и Парчам. Системный подход дает возможность провести анализ событий прошлых лет на разных уровнях такого взаимодействия - государственном, общественном и партийном.

Использование этой научной методологии позволило автору, например, сделать неоднозначные выводы по сути демократического эксперимента афганского короля М.Захир-шаха, связанного с принятием Конституции 1964 года, нового Закона о печати (1965), проведением впервые за всю историю страны «свободных, всеобщих, тайных и прямых» выборов в нижнюю палату парламента «Вулуси Джирга». Ознакомление с вышеназванными документами, а также с оценками, которые им давали общественные н политические деятели, включая лидеров НДПА, привело автора к твердому убеждению, что было бы неправильно ограничивать анализ социально-политических процессов в Афганистане на рубеже 60-х - начала 70-х гг. только констатацией краха демократического эксперимента или рассматривать его как некий исторический курьез, продемонстрировавший неудачную попытку афганского монарха соединить ценности западной демократии с родоплеменной структурой государства и общества. В действительности демократический эксперимент М.Захир-шаха со своей непоследовательностью н противоречивостью явился для традиционного афганского общества зарядом огромной разрушительной силы, последствия которого и по сей день сказываются на судьбах народов Афганистана. Главный итог демократизации афганского общества в 1963-1973 гг. заключался в том, что этот так называемый эксперимент разрушил хрупкое социально-политическое и национальное равновесие н сдвинул с места традиционную структуру афганского общества.

Использование метода системного анализа позволило также по-нному подойти к оценке Апрельской революции в Афганистане. В данной работе события апреля 1978 года рассматриваются не с традиционной точки зрения как начало качественно нового этапа в истории страны, а с точки зрения логического завершения эволюции радикальной политической мысли в афганском обществе, направленной на поиск быстрого выхода из многовековой отсталости государства. После 7-го Саура борьба различных группировок за власть приобрела наиболее острые формы и развивается сейчас преимущественно в плоскости вооруженного противостояния, но уже в общенациональном масштабе.

Поскольку создание НДПА подводило определенный итог почти 20-летней борьбы афганских разночинцев, демократических сил, в хронологические рамки работы включен также анализ деятельности общественно-политического движения «Виш Зальмияи», характеристика независимой прессы времен либерального парламента 7-го созыва и прежде всего газет «Ангар», «Ватаи» и «Нидай-е-Хальк», раскрываются причины и особенности появления на внутриполитической арене страны первых кружков левой ориентации. Таким образом, хронологические рамки исследования охватывают период с конца 40-х гт. до апреля 1978 года. Выбор именно этого периода афганской истории неслучаен. Автор убежден н по мере возможности пытается доказать в своей работе, что все то, что произошло в Афганистане после Апрельской революции во многом было предрешено в предшествующие года. Именно тогда складывалась расстановка национальных, семейно-клановых и родоплеменных сил, которые схлестнулись в непримиримой вражде друг к другу после прихода к власти НДПА.

Источниками для данного исследования послужили материалы Учредительного съезда НДПА, основополагающие партийные документы (Программа н Устав), решения пленумов и конференций НДПА и фракций Хальк и Парчам, традиционные доклады руководства НДПА, приуроченные к очередной дате празднования годовщины со дня проведения Первого съезда НДПА, в которых излагались основы партийного курса в борьбе за завоевание политической власти, рассматривалась и оценивалась внутриполитическая обстановка в стране.

Конкретизация партийной лиинн нашла свое отражение также в директивах, заявлениях и листовках Хальк и Парчам, большинство из которых впервые вводится в научный оборот: Директива ЦК НДПА (Парчам) своим первичным организациям от 24 сентября 1973 года, Заявления ЦК НДПА (Хальк) от 17 июля 1973 г., от 29 апреля 1974 г. и от 22 марта 1976 г., Заявление ЦК НДПА (Парчам) от 17 июля 1973 г., Майское заявление НДПА (Хальк) 1975 г. и Июльское заявление ЦК НДПА (Парчам) 1974 г.1

Большое значение для изучения данной темы имели выступления руководящих деятелей НДПА и в первую очередь Н.М.Тараки, Б.Кармаля и X. Амина, в которых корректировались пути и средства достижения поставленных целей, оценивались формы и методы борьбы НДПА и ее фракций за расширение своего влияния среди различных категорий населения н прежде всего среди его городской части. (Н.М.Тараки: доклад на Первом съезде НДПА «Об историческом развитии Афганистана и задачах группы «Прогресс» - январь 1, 1965, Приветствие Первому съезду НДПА - январь 1, 1965, выступление перед работниками Министерства высшего образования - январь 31, 1979, выступление перед партийными работниками провинции Пактия - апрель 17, 1979 и т.д.; Б.Кармаль: Речь в парламенте от 7 августа 1966 года, статьи в газете «Парчам» - «Взгляд на наши национальные задачи на текущем историческом этапе (пути и средства победы)» - март 14, 1968, «О генеральной лиини народно-демократического движения в Афганистане - май 19, 1969, Доклад на пленуме ЦК - декабрь 16, 1975 н на 3-ей конференции НДПА (Парчам) и т.д.; Х.Амни: Обращение к участникам халькнстского семниара по образованию - декабрь 12, 1978 г., выступление по случаю 14-оЙ годовщины со дия проведения Первого съезда НДПА - январь 1, 1979 и т.д. Следует также отметить, что в данной работе впервые в научный оборот вводится фундаментальный труд X.Амина «Революционный путь» (1979), а также сборник его статей под общим названием «Теория СаурскоЙ революции» (1979 г.), которые были изданы только на языке пушту и по понятным причинам никогда не увидели свет в России и в других странах.

В ходе исследования автор счел необходимым ознакомиться как с ранними статьями Н.М.Тараки, опубликованными на страницах газеты «Ангар» («Самое сильное лекарство против наших болезней» - апрель 1, 1951 г., «Каково Ваше мнение?» - апрель 15, 1951 г.), так и с его философским трудом «Новая жизнь» (первое издание - 1961 г.) и литературными произведениями (рассказами «Такая служба», «Что за свобода?», повестями «Скитание Банга», «На заработках», «Дочь

1 Майское заявление НДПА (Хальк) 1975 г. и Июльское заявление ЦК НДПА (Парчам) были распространены без указания конкретного числа (примеч. Автора -Ю.Б.) крестьянина», «Спин» и т.д., публиковавшиеся на протяжении 50-х - начала 60-х гг.). Все это позволило лучше понять особенности и стиль политического руководства этого политика, склонного в значительной мере к революционной романтике в сочетании с книжным марксизмом.

Несмотря на несколько односторонний подход в изложении событий внутри страны, а также на международной арене, субъективность оценок внутрипартийной борьбы в рамках НДПА, ценным источником явилась брошюра «О Народно-демократической партии Афганистана (авангарде рабочего класса Афганистана)», вышедшая нелегально в Кабуле в 1976 году, а также издание «Народно-демократическая партия Афганистана (авангард рабочего класса). Краткая история до Саурской революции «, увидевшая свет сразу же после победы Апрельской революции 1978 года.

Для определения основных направлений и характера агитационно-пропагандистской работы среди членов НДПА, а также кампаний политического просвещения масс несомненный интерес имеют следующие партийные издания НДПА: «Что такое аграрная реформа?», «О единстве демократических сил», «Бороться против отклонений», «Путь», «Критический анализ «Шоалее Джавид», «О руководстве организацией и социальной борьбой».1

Наряду с вышеназванными партийными документами и материалами большое значение для изучения данной темы имели издания Политотдела НДПА в вооруженных силах и прежде всего Краткая биография Н.М.Тараки и материал, озаглавленный «О Саурской революции»,

Важным источником для изучения данной темы явились встречи автора с рядом функционеров Хальк и Парчам и непосредственными руководителями Апрельской революции в Афганистане: X.Амином, М.Барналайем, Г.Дж.Бахтари, А.Кадыром, С.А.Кештмандом, А.Ратебзад, Г.Д.Пандшери, М.Экбалем и другими.

Одним из главных научно-теоретических источников исследования явились аналитические выводы содержащиеся в научных трудах российских ученых-востоковедов: М.Р.Аруновой, Р.Т.Ахрамовича, Ю.В.Ганковского, Н.М-Гуревича, АДДавьщова, В.Г.Коргуна, В.Н.Спольиикова, Л.Б.Теплинского н др. (Арунова

1 Эти партийные издания публиковались без указания года и места выпуска. По словам функционеров НДПА, эта партийная литература выходила с 1965 по 1975 гг.

М.Р.Ганковскнй Ю.В., Коргун В.Г. и др. "История Афганистана с древнейших времен до наших дней", М.,1982; Ахрамович Р.Т. "Афганистан в 1961-1966 гт. Политическое положение. Конституционные реформы",М.,1967; Ганковский Ю.В. ред. "История вооруженных сил Афганистана 1747-1977", М.,1985; Ганковский Ю.В. ред. "Афганистан : Экономика, Политика, История", М.,1984; Ганковский Ю.В. "Империя дуррани. Очерки административной и военной системы", М., 1958; Гуревич Н.М. "Афганистан: некоторые особенности социально-экономического развития 1919-1977", М., 1983; Давыдов А.Д. "Афганистан : войны могло не быть. Крестьянство и реформы", М., 1993; Давыдов А.Д. ред. "Афганистан : проблемы войны и мнра", М., 1996; Коргун В.Г. " Интеллигенция в политической жизни Афганистана", М., 1983; Спольииков В.Н. " Афганистан ; исламская оппозиция, истоки и цели", М., 1990; Теплинскнй Л.Б. " История советско-афганских отношений 1919-1987 гг.",М., 1988 и т.д.)

Для выяснения тех идеологических основ, на которых создавалась и в последующем пыталась действовать НДПА, автор обращался к марксистско-ленинским источникам ( К.Маркс "Капитал", К.Маркс н Ф.Энгельс "Манифест Коммунистической партии"; работы В.И.Ленина "Экономическое содержание народничества", "Две утопии", " Критические заметки по национальному вопросу" и т.д.)

При освещении вопроса об уровне межпартийных контактов КПСС и НДПА автор использовал некоторые данные из архивных документов: материалы Международного фонда помощи левым рабочим организациям, действовавшего под эгидой ЦК КПСС (Центр Хранения Современной Документации - фонд 69) и информации Текущего архива Общесоюзного Совета по делам иностранных учащихся т.1. 1968-1977 гг.

Разносторонний фактический материал по теме исследования содержат периодические издания НДПА (газеты «Хальк», «Парчам», «Да Саур Инкилаб» и «Хакикат-е-Инкнлаб-е-Саур), а также публикации независимой прессы (газеты «Ангар», «Ватан», «Нидай-е-Хальк», «Караван», «Пайам-е-Ведждан», «Розгар»), а также государственных газет «Кабул Тайме» и «Кабул Нью Тайме».1

1 Речь идет о газете «Кабул Тайме», которая стала издаваться в Афганистане под прежним названием и после победы Апрельской революции (примеч. автора-Ю.Б.)

Научная новизна. В данной работе по сути дела впервые в российской афганистике дается комплексное исследование всех перипетий борьбы в рядах НДПА в дореволюционный период, которая обуславливалась не только н не столько соображениями идейного порядка. Многообразие национальностей, племен и этнических групп в Афганистане с их традициями, обычаями, нравами и иерархией нашли отражение и получили развитие в партийном противоборстве и преимущественно создавали почву для всех конфликтов в рядах НДПА.

На базе широкого круга источников и фактического материала воссоздана картина становления, консолидации и раскола НДПА по национальному признаку, раскрывается сущность противоречий двух антиподов - фракций НДПА Хальк и Парчам. По-новому представлены политические портреты ведущих лидеров НДПА того периода - Н.М.Таракн, Б.Кармаля и Х.Амина.

На конкретных примерах исследуется тернистый путь в революцию Н.М.Тараки, отмеченный не только лаврами революционного лидера марксистско-ленинской ориентации, но и клятвами в прошлом в адрес «любимого монарха» М.Захир-шаха. На фоне исторических событий автор поэтапно исследует политическую биографию основателя НДПА, раскрывает причины его возвышения на уровень харизматического лидера Хальк в преддверии Апрельской революции.

Не отрицая заслуги Б.Кармаля перед афганской демократической общественностью, автор в своем исследовании концентрирует внимание на том уроне, который нанес революционному процессу лидер Парчам. В работе приводится система доказательств того, что тему единства действий всех прогрессивных и демократических сил в Афганистане этот парчамист номер один использовал исключительно для спекуляций и манипуляций. Его безудержное стремление достичь вершин политической власти во что бы то ни стало привело к тому, что Б.Кармаль постоянно выступал в роли «главного героя» почти во всех сколь-нибудь значимых событиях внутриполитической жизни страны, что не только дезориентировало сторонников демократического движения, но и вносило в его ряды элементы раскола.

При освещении роли Х.Амина в истории НДПА в дореволюционный период была предпринята попытка выйти за рамки сложившихся штампов в оценке его деятельности. Выдающиеся способности этого халькиста проявились не только в постановке партийной работы в афганской армии и в приведении в действие механизма военного переворота 1978 года, что общеизвестно. Х.Амин внес решающий вклад в создание сети партийных ячеек Хальк по стране. Именно под его руководством и при непосредственном участии учителя и преподаватели высших и средних учебных заведений, а также начальных школ составили организационный каркас НДПА (Хальк). В работе также дается характеристика деятельности Х.Амина по подготовке и проведению халькистских кампаний политического просвещения масс, в ходе которых по партийным каналам обеспечивалась связь руководства НДПА (Хальк) с активистами на местах.

Автор доказывает, что с 1967 года в стране действовали две партии: Хальк, представлявшая собой революционно-демократическую организацию с ярко выраженной националистической (пуштунской) окраской, н Парчам, неизменно выступавшая с центристских позиций н представлявшая собой городскую политическую организацию буржуазно-демократического толка. Обе партии на протяжении всей последующей нсторин действовали самостоятельно и независимо друг от друга, соглашаясь на временный союз лишь под давлением внешних сил.

По своей структуре диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Народно-демократическая партия Афганистана"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История создания Народно-демократической партии Афганистана неразрывно связана с процессом становления и развития демократического движения в стране после окончания второй мировой войны. Учредительный съезд НДПА положил начало окончательному размежеванию демократов на сторонников умеренных реформ и приверженцев революционных преобразований. Идеи народнического типа о «самобытности» афганского общества и «особом пути» развития Афганистана, ранее столь популярные в рядах общественно-политического движения «Виш Зальмиян», приобретали иную социальную направленность и по мере развития классовых противоречий наполнялись новым революционным содержанием.

Крупномасштабное советско-афганское сотрудничество в те годы имело исключительно важное значение для развертывания классовой и политической борьбы в Афганистане. Без всякого преувеличения можно сказать, что для этого небольшого азиатского государства, как и для многих других стран Востока, внешний фактор есть фактор внутренний, оказавший в этом случае революционизирующее воздействие на ход внутриполитической борьбы.

Просоветские тенденции в демократическом движении Афганистана нашли свое закрепление в формировании первых кружков левого толка под руководством Н.М. Тараки и Б.Кармаля. Несмотря на общность мировоззренческих познцнн н некоторую схожесть в организационном становлении, их кружки разительно отличались друг от друга по национальному и социальному составу. Это объяснялось в первую очередь тем, что слабая стратификация афганского общества, а также резкие различия в уровнях социально-экономического, политического и культурного развития афганских этносов традиционно предопределяли формирование всех политических группировок в стране в основном по национальному признаку как в прошлом, так и в настоящем. В этой связи следует подчеркнуть, что к пониманию задач, форм н методов политической борьбы за социальное освобождение афганские революционеры в большинстве своем приходили, отталкиваясь от реалий, окрашенных прежде всего в национальные цвета.

В начале 60-х гг. протест против социального н национального гнета стал определяющим фактором в деле создания новых кружков левой ориентации, ряды которых пополнялись за счет представителей мелкобуржуазных слоев населения.

По своему национальному составу кружки левого толка можно было условно разделить на три категории: группы пуштунов при сохранении лидирующей роли пуштунов-гильзаев, кружки столичной интеллигенции из числа лиц таджикской национальности и таджкизированных пуштунов и группы, выражавшие интересы национальных меньшинств народов афганского Севера.

Члены кружков, как и будущие члены НДПА, выступали одновременно в двух ипостасях. С одной стороны, оии являлись выразителями идей мелкобуржуазной революционности городских слоев; с другой стороны, представляли интересы национальных групп народов и народностей Афганистана, находившихся иа неодинаковом уровне социально-экономического развития и в силу исторических причин занимавших неодинаковое положение в системе внутренних общественных взаимосвязей афганского общества.

Разброд и шатания в рядах демократического движения никак не совпадал с быстрыми темпами организационного оформления НДПА как общенациональной политической силы. То есть этот феномен в действительности носнл верхушечный характер. Под флагом единой организации НДПА была предпринята попытка со стороны большинства национальных групп левой ориентации обрести официальный статус и легализовать свою деятельность в условиях начавшегося демократического эксперимента короля М.Захир-шаха. Таким образом, на момент своего создания НДПА ни в коей мере не являлась партией в прямом смысле этого слова. Первоначальное объединение в рамках НДПА представляло собой некий блок или союз партийных групп и кружков левого толка, отличавшихся друг от друга неоднозначными подходами к выбору сил и средств в достижении поставленных целей.

Реальные перспективы медленного становления НДПА как авангардной партии с учетом сильного влияния на массы религиозного, национального и родоплеменного факторов никак не устраивали Н.М. Тараки и его единомышленников. Оии стали искусственно форсировать процесс радикализации взглядов и убеждений членов партии, выдвинув в качестве главной задачи формирование их мировоззрения на основе марксистско-ленинских идей и опыта борьбы КПСС за завоевание политической власти в стране.

Марксистско-ленинская идеология, провозглашенная на первом съезде НДПА в качестве идейной платформы партии, так и не стала никогда основой сплочения ее рядов. Группе Н.М. Тараки, выступавшей с позиций «революционной нетерпимости» пуштунов-гильзаев, противостояли на съезде сторонники Б.Кармаля, чья марксистско-ленинская убежденность сопрягалась в первую очередь с государственной политикой дружбы н сотрудничества между СССР и Афганистаном. По существу уже на Первом съезде НДПА раскол партии был предрешен, хотя н откладывался по тактическим соображениям на некоторое время.

Учитывая неустойчивость, ограниченность и аморфность социальной базы НДПА, ее партийное руководство предпринимало попытки найти точку опоры в своей деятельности вне пределов Афганистана, обратив свой взгляд в сторону СССР. Единичные контакты с ответственными сотрудниками ЦК КПСС в период создания НДПА не могли удовлетворить партийных лидеров-соперников, ратовавших за всемерное развитие и углубление партийных связей с советскими коммунистами.

Программные документы НДПА, составленные по советским образцам, не оправдали надежд афганских левых на развитие регулярных контактов с ЦК КПСС и получение действенной помощи из Москвы. Партийно-политическое руководство СССР посчитало целесообразным действовать через посредников и передавало связи с функционерами НДПА соответствующим службам Посольства СССР в Кабуле, которые уже по своему усмотрению оказывали финансовую поддержку лидерам НДПА на индивидуальной основе. В создавшейся обстановке просоветская ориентация как мотивация единства рядов партии, необходимого для получения помощи н поддержки КПСС нарождавшемуся левому движению в Афганистане, утрачивала свою практическую значимость для соперничавших групп левого толка в составе НДПА.

Центробежные тенденции усилились в среде афганских левых, совпадая по времени с дальнейшим ростом противоречий в афганском обществе между представителями тех или иных национальностей, между уроженцами различных районов страны. Пуштунский этнос в рядах НДПА, а также и иа внутриполитической арене Афганистана в целом составлял сильнейшую конкуренцию таджикам, место которых в социально-экономической жизни страны было неадекватно их политическому положению. Эта специфика традиционного афганского общества обусловила и появление «межпартийных разногласий». Внутрипартийная борьба все более вырождалась в конкуренцию групп и кланов в руководстве НДПА. Размежевание сил происходило с учетом принадлежности к традиционному коллективу (семья- клан-племя-союз племен), где личная преданность всегда ценилась выше идейных убеждений. Раскол партии в 1967 году на фракции Хальк и Парчам положил начало очередному разводу демократического движения в Афганистане по национальным квартирам.

Рост социально-политической активности городских слоев населения Афганистана в последние годы существования монархии позволил лидерам Хальк и Парчам в определенной степени преодолеть негативные последствия раскола и обеспечить приток новых сил в свои ряды. Каждая фракция продолжала заявлять о своей верности идеологии рабочего класса и на этапе рекрутирования молодого пополнения в свои организации нещадно эксплуатировала внешнюю привлекательность коммунистических идей и лозунгов. Тем самым в афганском обществе со стороны халькистов и парчамистов предпринималась попытка под маской марксизма реализовать интересы докапиталистических социальных групп и слоев населения, которые не имели ничего общего с коммунистической идеей -«свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».

На параллельных курсах проходил процесс становления двух партий, руководящие органы которых избирались независимо друг от друга, и каждая сторона демонстрировала различие подходов прн разработке стратегии н тактики политической борьбы. Национальный состав Хальк н Парчам обуславливал специфику их кадровой политики, а также формы и методы работы среди различных категорий городского населения страны.

Вместе с тем, на примере парламентских выборов 1969 года руководители двух фракций НДПА сумели иа собственном опыте убедиться, что в ближайшей перспективе ни Хальк, ни Парчам ие смогут в одиночку достичь вершин политической власти мирным путем. Избрание Х.Амииа и Б.Кармаля в депутатский корпус страны не было результатом активной агитационно-пропагандистской работы их фракций. В условиях застойности традиционного общества, архаичности социальных структур и порождаемого ими консервативного мышления успех X.Амина и Б.Кармаля на выборах объяснялся лишь тем, что их политические кампании были выдержаны в рамках традиционалистских отношений.

После свержения королевского режима группировки Б.Кармаля и Н.М. Тараки демонстрировали внешнее единодушие в поддержке республиканского режима. Однако обе фракции отдельно друг от друга разрабатывали собственный сценарий участия в намеченной новым правительством программе демократизации афганского общества, первоначально в большей илн меньшей степени делая ставку на политический союз с М.Даудом.

По мере укрепления режима личной власти М.Дауда тактика парчамнстов, нацеленная на безоговорочную поддержку политического курса М.Дауда, потерпела полный провал. Своим сотрудничеством с республиканской властью на всех уровнях лидеры Парчам поставили себя в двусмысленное положение. Они были вынуждены делить ответственность с правительством за допущенные ошибки и очевидное банкротство программы реформ. Группировка Парчам постепенно утрачивала позиции формального лидера левых и демократических сил. Все это обеспечило перегруппировку левых и демократических сил в стране.

На ведущую роль в общественно-политической жизни стала претендовать фракция Хальк, сумевшая сохранить свою организационную самостоятельность и нелегальную структуру в годы правления М.Дауда. Методом проб и ошибок халькистам удалось разработать свою тактику по отношению к правящему режиму, которая предусматривала поддержку правительства в проведении прогрессивных реформ и возможность организации критический выступлений в адрес властей. По мере отхода президента Афганистана от своих программных заявлений халькистская критика режима становилась все более жесткой, что свидетельствовало о нараставшем противостоянии Хальк политической группировке М.Дауда.

В создавшейся обстановке неотложной задачей стала разработка цельной программы действий фракций НДПА среди военных. Конкретные цели агитации и пропаганды среди военных руководители Хальк и Парчам определяли с учетом своей тактики по отношению к правящему режиму. Б.Кармаль и его соратники пытались расширить свое влияние в армейской среде, рассматривая армию в данном конкретном случае как средство для организации политического давления на правительство М.Дауда.

Халькисты, в свою очередь, считали возможным насильственное ниспровержение режима М.Дауда при опоре исключительно на военную силу и без какого-либо участия народных масс. Успех халькистскон пропаганды в армейской среде объяснялся прежде всего этнической близостью активистов Хальк с основной массой военнослужащих афганской армии, ядро которой формировалось в те годы преимущественно из пуштунов н отчасти таджиков. Программа фракции Хальк, получившая в дальнейшем название «Теория Саурской революции», способствовала росту национального самосознания у пуштунов и прежде всего у пуштунов-гильзаев. По мере расширения контактов и тесного общения Н.М. Тараки с радикально настроенной пуштунской интеллигенцией марксистско-ленинская теория в его интерпретации все больше превращалась в самостоятельную н по своему стройную систему взглядов. В конечном итоге все это привело к возникновению такого идейно-теоретнческого феномена как халькизм, представлявший собой гремучую смесь из идей народнического типа, некоторых положений марксизма-ленинизма и троцкизма с пуштунским национализмом.

Несмотря на доклады о готовности боевых отрядов фракции Хальк в армии осуществить вооруженный переворот с малыми потерями, Н.М. Тараки медлил с принятием решения. Лидер Хальк прекрасно понимал, что его политическая группировка с усеченной социальной и национальной базой не в состоянии будет удержать власть без поддержки извне. Халькистскому руководству удалось установить прямой контакт с Москвой, допустив намеренную утечку информации в адрес советского Посольства в Кабуле о своей готовности совершить новый государственный переворот в Афганистане. Расчет халькистов оказался верным, т.к. советская сторона оперативно вышла на контакт с Н.М. Тараки и его сторонниками.

Учитывая высокий уровень межгосударственных отношении СССР и Афганистана, руководство СССР не было заинтересовано в дестабилизации обстановки в данном регионе. С другой стороны, в период застоя кремлевские политики остро нуждались в демонстрационном эффекте дальнейшего победного шествия идей социализма по всему миру. Эта двойственность позиции Москвы привела в конечном итоге к постепенному погружению Советского Союза в «афганские дела». Первоначальной акцией явилось воссоединение фракций Хальк и Парчам в рамках одной партии под давлением советской стороны. Прямой контакт с Москвой одновременно уменьшал рнск ответственности для халькистов в деле принятия самостоятельных решений. И они решились пойти ва-банк. 27 апреля 1978 года в Кабуле был осуществлен государственный переворот.

Таким образом: модель "догоняющего развития", в пользу которой высказывались и король М. Захир-шах, и первый президент М.Дауд, привели к социальному взрыву. В его эпицентре оказалась НДПА - партия, которая явочным порядком присвоила себе право выступать от имени всех народов и народностей

Афганистана. Однако, как показала практика, эта монополия НДПА на представительство интересов народных масс оказалась призрачной, т.к. не соответствовала реальной расстановке социальных, политических и национальных сил в афганском обществе.

Прямой захват власти военными под руководством НДПА привел к резкому обострению противоборства между сторонниками Н.М.Тараки и Б.Кармаля. Сработал обратный эффект от использования традиционалистских отношений при формировании рядов Хальк и Парчам. Его суть заключалась в том, что обе фракции НДПА, при всем различии их социальной и национальной базы, были лишены фактически прочных и глубоких корней в афганском обществе и их влияние подчас было эфемерным. Пуштуны и таджики, принадлежавшие к родоплеменным и семейно-клановым цепочкам функционеров Хальк и Парчам, находились на положении статистов и не оказывали какого-либо влияния на формирование партийного курса двух фракций. Тем самым НДПА, как правящая партия, все чаще становилась игрушкой в руках честолюбивых политиков. Появление НДПА на политическом олимпе в апреле 1978 года означало, по сути дела, начало конца ее политического господства в Афганистане.

 

Список научной литературыБулатов, Юрий Алексеевич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1.Документы, материалы и публикации руководящих деятелей Народно-демократической партии Афганистана, фракций Хальк и Парчам, Демократической Республики Афганистан и Республики Афганистан.

2. Программа Народно-демократической партии Афганистана (газета "Хальк", апрель П, 1966) на языке пушту

3. Устав Народно-демократической партии Афганистана. Кабул, 1966, на языке пушту.

4. Основополагающие документы Народно-демократической партии Афганистана и Демократической Республики Афганистан. Кабул, 1981, на языке пушту.

5. Директива ЦК НДПА (Парчам) своим первичным партийным организациям на местах от 24 сентября 1973 года на языке дари.

6. Доклад ЦК НДПА (Хальк), посвященный 9-ой годовщине образования Хальк. Кабул, 1 января 1974 года, на языке пушту.

7. Заявление ЦК НДПА (Хальк) от 26 Саратана (17 июля) 1973 года.

8. Заявление ЦК НДПА (Парчам) от 26 Саратана (17 июля) 1973 года.

9. Заявление ЦК НДПА (Хальк) от 11 ноября 1973 года.

10. Заявление НДПА (Хальк) от 29 апреля 1974 года на языке пушту.

11. Заявление ЦК НДПА (Хальк) от 1 мая 1974 год.

12. Заявление ЦК НДПА (Парчам), июль 1974 года на языках пушту дари.

13. Заявление НДПА (Хальк), май 1975 года на языке пушту.

14. Заявление ЦК НДПА (Хальк) от 22 марта 1976 года на языке пушту.

15. Листовки Хальк, 17 июль 1974 года, март 1975 года, июль 1976 года на языке пушту.

16. Листовка НДПА (Парчам) май 1974 года на языке дари.

17. Халькистская брошюра "Вопросы и ответы", Кабул, на языке пушту и дари.

18. Халькистская брошюра "Что такое аграрная реформа?", Кабул, иа языке пушту и дари.

19. Брошюра ЦК НДПА(Хальк) "О единстве демократических сил", Кабул, на языках пушту и дари.

20. Халькистское издание "Бороться против отклонений", Кабул, на языке пушту.

21. Халькистское издание "Путь", Кабул, на языке пушту

22. Халькистский сборник "Позиция Шоалее Джавид по вопросу единства демократических сил", Кабул, на языке пушту.

23. Халькистская брошюра 'Критический анализ "Шоалее Джавид", Кабул, на языке дари

24. Брошюра НДПА (Хальк) "О руководстве организацией и социальной борьбой", Кабул, на языке пушту цшри

25. Халькистское издание "Партия рабочего класса", Кабул, на языке пушту.1

26. Х.Амин "Революционный путь", Кабул, 1979 год, на языке пушту.

27. Х.Амин 'Теория Саурской революции", Кабул, 1979 год, на языке пушту.

28. Речь Б.Кармаля в Парламенте от 7 августа 1966 года (вестник "Да Вулуси Джирге Джарида", Кабул, 1966 год, на языке пушту.

29. Б.Кармаль "Взгляд на наши национальные задачи на текущем историческом этапе (пути и средства достижения победы)" газета 'Парчам", 14 марта 1968 года, на языке дари.

30. Б.Кармаль "Народ Афганистана отстоит революцию" журанал "Проблемы мира и социализма", №4,1980 год.

31. Б.Кармаль "Нерасторжимое единство с народом" журнал "Проблемы мира и социализма", №6,1981 год.

32. Зарай С М. "Афганистан: начало новой эры" журнал "Проблемы мира и социализма", №1, 1979 год.

33. Б.Кармаль "О Генеральной линии народно-демократического движения в Афганистане" газета "Парчам", 19 мая 1969 года, иа языке дари.

34. Б.Кармаль "Доклад Генерального секретаря ЦК НДГТА (партии трудящихся Афганистана) на пленуме ЦК 16 декабря 1975 года и на Ш

35. О Народно-демократической партии Афганистана (авангарде рабочего класса Афганистана), Кабул, 1976, на языке пушту.

36. Н.М. Тараки статья "Самое сильное средство против наших болезней" газета "Ангар", 1 апреля 1951 год, на языке пушту и дари.

37. Н.М. Тараки статья "Каково Ваше мнение?" газета "Ангар", 15 апреля 1951 года, на языке пушту и дарн,

38. Н.М. Таракн "Новая жизнь", Кабул, 1969 год, на языке дари.

39. Н.М. Тараки "Скитания Банга и другие повести", М., 1980 год, на русском языке

40. Н.М. Тараки "Повести", М., 1987 год, иа русском языке.

41. Основной закон Республики Афганистан. Кабул, 1987 год, иая^дке пушту и дари.

42. Основные принципы Демократической Республики Афганистщ. Кабул, 1980 год, на языке пушту и дари.

43. Конституция Республики Афганистан. Кабул, 1977 год, на языке пушту и дари.

44. Устав Партии Национальной Революции. Кабул, 1977 год, на языке пушту.

45. H.Amin "Afghan YouthMovement" in Mohammed Yassin Nassini ed. Yearbook of the Associated Students of Afghanistan in the United States, USA, 1964,

46. Comittee of the Afghan Communists Abroad Statement, March, 18, 1976

47. Great Leder's address to the 1-st Party Congress (DRA, Annual, Saur, 1, 1358. Kabul, 1979.

48. Great Leader meets officials of Higher Education Ministry (DRA, Annnual, Saur, 7, 1358. Rfbul, 1979).

49. Great Leader receives Party cadres from Pakthia Province (DRA, Annual, Saur, 7, 1358. Kabul, 1979).

50. N.M. Taraki's speech over Radio Kabul. August, 2,1978 in FBIS/ME, August, 17,1978

51. HafizuMah Amin addresses Khalqi Education Seminar (DRA, Annual, Saur, 7, 1358. Kabul, 1979).

52. H. Amin's spech on the 14-th anniversary of PDPA first Congress (DRA, Annual, Sayr, 7, 1358. Kabul, 1979).

53. B. Karmal "Impapt International", London, January, Ц-24,1980.

54. D. Panjsheri "A glimps at the History of Revolutionary Afghanistan" (DRA, Annual, Saur, 7, 1358. Kabul, 1979).

55. A Short Biography of Noor Mohammad Taraki, Kabul, 1978,

56. On the Saur Revolution published by the political department of People's Democratic Party of Afghanistan in armed forces of Afghanistan. Kabul, May, 22,1978.

57. Mohammed Daud 'The Republic of Afghanistan: Statements, Messages and Press Interviews of the National Leader and the Founder of the Republic, No 1, Kabul, 1973.

58. President and Prime Minister Mohammad Daud's Speeches of July, 17 -August, 23, 1973. Kabul, 1973.60. "The Cotinuing Revolution" (Tbe Republic of Afghanistan Annal 1973 -1974. Kabul, 1974).

59. П. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ а) материалы no Афганистану

60. Афганистан. Справочник. М., 1960

61. Афганистан. Справочник. М , 1964

62. Афганистан. Справочник. М., 1976

63. Афганистан сегодня. Справочник. Душанбе, 1988

64. М.И. Атаи "Терминологический словарь пуштунских племен". Кабул, 1979, на языке пушту.

65. Бюллетень Московской ассоциации пуштулогов. М., 21 июня 1990 года.

66. Государственные и общественные деятели Афганистана. М., 1967

67. Демократическая республика Афганистан. Справочник. М., 1981

68. Закон о создании политических партий в Афганистане (газета "Ислах", 16 апреля 1966 года), на языке пушту

69. Конституция Афганистана 1964 года. Кабул, 1964 год, на языке пушту и дари

70. Кто есть кто в мировой полигике. Справочник. М., 1990

71. Словарь географических названий Афганистана. М., 1988

72. Справочник активиста НДПА Кабул, 1982 год, на языке дари