автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
О символике грузинской агиографической литературы V-XI веков

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Грдзелидзе, Тамара Давидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'О символике грузинской агиографической литературы V-XI веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Грдзелидзе, Тамара Давидовна

В в е д е н и е

Глава I. Некоторые вопросы теории символа.

Глава П. Некоторые виды средневековой символики в грузинской агиографии.

Глава Ш. Символика света в грузинской агиографии

Глава 1У. Символика сердца в грузинской агиографии.

Глава У. Символика благоухания в грузинской агиографии

В ы в о д ы.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Грдзелидзе, Тамара Давидовна

В В Е Д Е Н И Е Предлагаемая работа "О символике грузинской агиографической литературы У-Х1 вв." представляет собой попытку изучения всеобъемлющего средневекового символизма на грузинском материале. В истории теории символа хорошо известно, что медиевизм проявил особое внимание к символизму. Значимость символа существенна с незапамятных времен, с религиозных представлений первобытных людей вплоть до сегодняшнего дня. Сущность символа не оставалась неизменной. Чем дальше отходил он от периода своего зарождения, тем больше удалялся от реальной первоосновы. Сегодня семантическое поле символа в основном определяется условностью. В средние же века символ пока еще носит глубокий отпечаток реальности. Грузинский народ,занимающий значительное место среди культурных народов христианского востока, оставил нам богатое духовное наследие. Начало истории грузинской письменности совпадает со временем официального распространения христианства в Грузии. Оно в значительной мере проходит под влиянием правящей силы христианского востока Византии. Иначе и быть не могло. Весь регион христианизированного востока подчинялся Византии, Если временами политическое повиновение какой-либо страны Византии ослабевало, культурная зависимость представлялась непреодолимой. Разработанная в Византии каноническая система неуклонно проводилась во всех цроявлениях духовной жизни восточных христиан. Принятая в византийской литературе каноническая система определяла литературы многих стран.Грузинская духовная письменность, с самого же начала придерживающаяся традищй восточного христианства, следовала принципам символического мировосприятия. Общехристианский медиевальный символизм в грузинской агиографической литературе не изучался систематически тогда как его изучение имеет для нашего литературоведения чрезвычайно важное значение. С одной стороны, выявляется тот аспект древнегрузинской литературы, который хорошо знаком и другим письменностям. Определяются черты, присущие средневековой христианской литературе вообще, С другой стороны, рассмотрение общих вопросов в связи с грузинской литературой способствует установлению оригинальной национальной традиции в символике средневековой грузинской литературы. Приобретает большую реальность вопрос о нащональном в грузинской духовной литературе. Исследование медиевальной литературы чревато опасностью принятия общекультурных явлений за спещфические. Представляется необходимым более точное определение этих общекультурных явлений с тем, чтобы успешно справиться с задачей установления национальных течений. Символ в грузинской духовной литературе всесторонне не изучался. Имеются отдельные попытки в этом направлении, носящие непоследовательный характер. Первым долгом следует упомянуть труды К.С.Кекелидзе. Еще в 1920 году К.С.Кекелидзе издает грузинский перевод "Толкования на Еклессиаста" Смирнского митрополита Митрофана. В предисловии к изданию рассматривается метод символико-аллегорического изображения или "образного" толкования под "образным" подразумевается грузинский термин ba-TLStytattjUiilq K Q торый адекватен термину "мышление в образах"). "В александрийской школе, пишет К.С.Кекелидзе, ведущим был аллегорический или "образный" метод, который в тексте священного писания искал предельно потаенную мысль" Кекелидзе К С 1920 8 Видимо, "аллегорическое толкование" было столь хорошо известно в грузинской литературе, что образовался соответствующий термин "мышление в образах". В книге "Грузинская литература раннефеодального периода" К.С.Кекелидзе определяет символический характер и происхождение имен божиих, данных в первой главе "Мученичества Або". По мнению ученого, автор пользовался сочинением Псевдо-Ареопагита О божественных именах". Итой точки зрения, по тому же вопросу придерживался Ш А б у ладзе. Он полагал, что первоисточником для указанного места в произведении Иоанна Сабанисдзе послужило сочинение Епифания Кипрского "О воскресении" (Абуладзе И.В., 1949 115). В книге Р.Г. Барамидзе Из истории художественной прозы" символу и аллегории посвящен спепцальный

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "О символике грузинской агиографической литературы V-XI веков"

выводы

Работа - "О символике грузинской агиографической литературы У-XI веков" - состоит из вступления и пяти глав. Первая - "Некоторые вопросы теории символа" - являясь теоретической, объединяет три части, из них первая теоретические основы символа, где в основном ссылаемся на труд А.Ф.Лосева "Проблема символа и реалистическое искусство", охватывающий теории и воззрения о символе с античного времени до наших дней. Определение символа, сформулированное А.Лосевым в девяти пунктах, оказалось вполне приемлемым применительно к средневековому христианскому символу - птице,являющейся характерным символом христианства.

Немаловажное значение в истории теории символа имеют труды Гегеля. Имеющие большую научную ценность его воззрения, представленные в "Лекциях по эстетике", рассматриваются в нашем исследовании.

Основные черты средневекового символизма сохраняются и в работах философов последующих веков. Ш особо выделяем из их числа мнения Ф.Шеллинга, О.Шпенглера, Э.Кассирера. Последний, своей теорией о символическом характере познания ближе всех к средневековому символическому восприятию. Наблюдения Э.Кассирера, как историка культуры, помогают нам лучше осветить некоторые вопросы познания; анализировать материал с более широких позиций.

Вторая подглава теоретической части касается всеохватывающего средневекового символизма. Показано, что символизм в средние века имел глобальные масштабы. Мы придерживаемся того мнения,что всеохватывающая волна символизации обусловлена антиномичным и ие-рархичным характером средневекового мышления. Отмеченными чертами наделены в средневековье как небесный, так и земной мир. Антиномия и иерархия присущи самому символу, с одной стороны, как сплаву двух разных природ, а с другой, как относительно-сравнительному отношению эмпирического к трансцендентному.

Отдельные вопросы христианской символики рассматриваются в третьей подглаве. Слово "символика", входящее в название в подгла-вы, как и работы вообще, указывает на то, что в крут наших интересов входят не столько символы предметов, сколько символика понятий и жестов. Поэтому эта подглаЕа непосредственно предпосылается основной части работы.

Труды А.Уварова и ряд толковых словарей христианской символики ведут к исследованиям П.Флоренского и С.Булгакова. В этой части нашего исследования, так же как и во всей работе в целом, уделяется большое внимание "сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита. В его сочинении "О церковной иерархии" раскрыта суть проявляющейся в богослужении христианской символики.

Основная мысль, выраженная в теоретической части, заключается в том, что символ не является условностью. Суть символа ( б-орр^ЛЛ^ ) "соединять", "связывать" наилучшим образом представлена в христианстве при воссоединении эмпирического с трансцендентным. Согласно христианскому мировосприятию символ входит в строение мира. На протяжении многовековой истории христианства он всегда имел объективную основу и отражал реальность. Символ не абстрактное явление, а наоборот, предметное и реальное ( имеется в виду единственно возможная для средневекового человека реальность - духовная).

Во второй главе - "Некоторые виды средневековой символики в грузинской агиографии" - дается символический анализ некоторых действий и жестов. Это - снятие одежды, благословение схимой,осенение крестом, слезы и символическое видение явлений персонажами. Встает вопрос о том, чем обусловлен выбор нами именно этих жестов для своего исследования из всеохватывающего потока медиеваль-ного символизма. Первым долгом тем, что надо было начать с чего-то. Тем более, что согласно этому мировоззрению все и вся в одинаковой мере значится символически, всему предается одна и та же значимость. Поэтому нельзя говорить о приоритете этих действий и жестов по сравнению с другими. Следовательно, вопрос о выборе нами хотя бы именно жеста снятия одежды или слез остается открытым. Однако, ясно олно - цель, которую мы задали в начале работы - воспроизвести общую картину средневекового символизма на материале грузинской литературы - оказалась осуществимой путем анализа указанных действий и жестов. Мы не смогли бы исчерпать вопросы, даже рассмотрев и проанализировав вдвое больше действий и жестов. В работе неоднократно указывается, что исчерпывающее изучение средневековой символики невозможно. Она неиссякаема.

Снятие одежды" относится к такому роду действий, которые для сегодняшнего читателя, не имеющего особой подготовки, не представляют никакой ценности. Святой или мученик строго соблюдают все регалии, в том числе и одежды. Персонажам агиографических произведений небезинтересно, во что они облечены.

В этом жесте, свидетельствующем об отрешении от земных забот, наглядно проявился характер средневековой символики - видеть в обыденном, земном божественное, небесное, высочайшее. Вместе с тем, жест снятия может иметь и другое значение, в зависимости от контекста. Если в случае снятия мирской одежды, жест имеет положительное содержание, то в случае снятия монашеской ризы оно приобретает отрицательный смысл. И это исходит из общего характера ме-диевальной символики.

Христианскому миру хорошо известно осенение крестом. Оно встречается на страницах агиографической письменности настолько часто, что входит в наше сознание как жест элементарного, ежеминутного потребления. В результате внимательного изучения выяснились глубокие гносеологические корни крестного знамения. В агиографической литературе осенение крестом никогда не бывает случайным и неосмысленным. Оказалось, что оно всегда служит соотнесению эмпирического мира к трансцендентному. Многое в этой связи требует изучения. Особенно обще-культурный и этимологический характер жеста, стоящего в непосредственной связи с идеей распятия.

Благословение схимой" - элемент богослужебной практики. Исследование его семантических глубин выявило многозначность схимы, как символа. Схима- монашеское одеяние; схима - символ скорби, траура; схима - знак божественной радости. Благословение схимой святой возводится в более высокую степень святости как в вещественном, так и духовном плане одновременно.

Слезы в агиографической литературе и христианском миропонимании вообще имеют очистительную функцию. Им чуждо традиционное понимание скорби. Проливание слез переплетается с чувством умиления. Герой агиографического произведения, полный чувства раскаяния, начинает испытывать радость, которой сопутствует проливание слез. Святой омывается слезами от грехов. Следовательно, для понимания средневекового мироощущения необходима расшифровка символики слез. Слезы, реально льющиеся из глаз, вместе с тем несут функцию очищения, сближения человека с богом.

Агиографические персонажи отличаются символическим восприятием. Наряду с реально-эмпирическим значением происходящего, они постигают его реально-духовную основу. Выходит, что агиографический персонаж наделен способностью воссоединять потусторонний мир с реальным миром. Персонажи видят факты не в одном измерении,но охватывают и обратную сторону реального факта.Символическое восприятие явлений персонажами показывает, что в челонеческом сознании ( в современном понимании, а в средневековом - в "сердце") происходит двуплановое восприятие явлений. Примечательно, что один и тот же факт осознается по разному. Выходит, что восприятие ду-хшвной реальности или постижение божественных сил доступно не каждому.

Следующие главы в сущности объединены по одному общему принципу. Символика трех понятий христианского мировоззрения - света, сердца, и благоухания - поясняет акцентируемые христианством три сферы человеческой деятельности - бог, человек, быт.

На примере символики света выявлено соотношение человека с космической реальностью; место Но^о sapient в сознании человека согласно символике сердца; отношение человека к земной реальности на примере символики благоухания.

В третьей главе работы говорится о символике света в грузинской агиографии. Исследовательская работа по этому вопросу в грузинской научной литературе показала, что свет хорошо известный символ как в христианском, так и в других религиозных системах, где зримый свет отделяется от незримого. Помимо этого, грузинское христианское мироощущение вообще и духовная поэзия в частности отводят важную роль символике света. Свет грузинской культуре известен с незапамятных времен. В христианской действительности грузины могли бы почерпнуть сведения о свете в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита. Изучение символики .света в агиографических текстах выявило ее близость с ареопагитическим корпусом и его комментариями. Вообще древнегрузинская литература в целом носит значительный отпечаток ареопагитического мышления.

Со светом связаны солнце, белый цвет и золото. Для света характерны антиномизм и иерархизм. Первое состоит в его "незримо зрящей" природе. Незримый или первозданный свет освещает, являясь вместе с тем туманом, непознаваемым. Особенно интересным оказались замечания комментаторов ареопагитического корпуса - Максима Исповедника и патриарха Германа (поскольку мы ознакомились с комментариями в рукописях, где авторы комментариев указываются не всегда, в своей работе мы так же не называем авторов используемых нами примечаний. Этот пробел,по-видимому, будет устранен при академическом издании комментариев).

В символике света иерархизм проявился в трех видах:1) божественный свет распределяется по разным светилам, происходит движение света сверху вниз; 2) свет символически излучает нам ангельскую иерархию; 3) иерархизм, содержащийся в способности вмещения света,т.е. свет направлен снизу вверх. Несмотря на то, что божественный свет одинаково излучается для всех, по агиографической литературе, степень его восприятия различна. Она зависит от способности самого воспринимателя.

Систематическое изучение символики света в грузинской агиографии показало, что он, как правило, появляется в самых критических и решительных ситуациях. Интересно, что свет - символ, атрибут бога почти всегда появляется в определенном контексте. Его определением служат разные эпитеты, как положительного, так и отрицательного содержания.

Символика света чаще всего воплощена в сопоставлении с тьмой и зримым солнцем. Иногда символика света находит прямую аналогию с книгами ареопагитического корпуса.

Божественный свет предстает и в форме конкретной вещи.Например, в "Житии Григория Хандзтели",где лучи света приобретают форму креста ( в агиографии встречаются случаи, когда свет появляется в форме облака. Аналогия, заимствованная из Евангелия. Однако, само облако невещественно и не имеет конкретной формы).

Свет обычно появляется в сценах, где описывается смерть. Успение святых отождествляется с приобщением к беспредельному свету. Поэтому имена святых сияют, озарякшсветом.

Определенная христианским мировоззрением символика света в агиографической литературе всегда имеет гносеологическую основу, но часто такого рода материал у агиографов осмыслен таким образом, что остается лишь рукой подать до совершенного высокохудожественного образа.

О символике сердца в грузинской агиографии речь идет в последующей четвертой главе. Здесь показано, что деятели восточно-христианской церкви уделяют сердцу особое внимание. Среди них следует выдшшть Макария Египетского, Ефрема Сирина и Исаака Сирина, а также Симеона Нового Богослова.

Исследованием символики сердца занимаются и в XX веке П.Флоренский, А.Позов, Б.Вымеславцев).Исследователи придерживаются того мнения, что сердце является центром физической и психической жизни человека. Та же мысль выражена в книгах Библии. Ее разделяют и деятели церкви. Через сердце проходят все процессы сознания. Оно источник всех чувств и действий. Сердце - обитель любви,веры, надежды и мысли. Движения сердца (его колебания или стойкость) являются показателем всего статуса человека.

Грузинской агиографической литературе известны все мотивы, приписываемые библией сердцу. В агиографической литературе последовательно соблюдены воззрения о сердце христианского средневековья. Именно поэтому представлена символика сердца в текстах столь многообразно. Встречаются мотивы любви, веры, святости и др. В "Житии Григория Хандзтели" синонимом чистого сердца предстает сокрушенное сердце. "Сокрушенное" - это то же самое, что и дрогнувшее, охваченное страхом. Сокрушенное и чистое создают единый семантический план и дополняют друг друга.

Акцентирование сердца в агиографической литературе выявило широкое применение корня слова "сердце" в словообразовании грузинского языка. Давно было замечено, что в тех местах Нового Завета, где речь идет о " ^tistmLoie&q ", в греческих, английских и русских текстах встречаются глаголы, связанные с процессом мышления. Следовательно, словам, связанным с понятием разума грузинский сопоставляет вариации слова "сердце".

Сердце как важнейшее понятие в грузинской действительности существовало с незапамятных времен, что хорошо прослеживается в грузинском словообразовании. С распространением христианства нахлынула новая волна почитания сердца, что легко вошло в грузинское мировостприятие.Дальнейшие поиски толкования корня "^ut "(сердце) в грузинском понимании представляется важнейшей задачей в нашей будущей работе.

Указанная часть исследования не отделяет сердце от тела. Христианское мировоззрение почитает плоть. Она не является предметом лишь земной заботы.Немалую важность приобретает она и пале смерти. Агиографические тексты все, как один, заинтересованы тем, где будут погребены остатки умерших святых. Их телам присуща поразительная сила как в жизни, так и после смерти. Плоть святых не разлагается, не подчиняется законам физического мира. Если по успении душа святого, покидая сей мир, попадает в царствие небесное, то тело остается здесь и благодаря божественным силам продолжает священно действовать. Человеческой плотской природе присуща способность проникаться божественными силами.

В последней части исследования представлен анализ символики благоухания в грузинской агиографической литературе. Символика благоухания подразумевает отношение человека к одному из бытовых аспектов. Хотя эта бытовая реальность изолирована от небесного мира не полностью. Это реальность воплощенная в богослужении.

Выясняется, что благоухание знакомо не только христианскому миру.Оно известно древним грекам, иудеям, персам, индусам и египтянам. В средневековье (и еще раньше) существовало ремесло изготовителя елея,т.е. ремесло изготовителя благовонных мазей. В символике благоухания хорошо проявилась неоднозначность богослужения; все элементы литургии наделены на трансцендентный мир.

Оказалось, что благоухание, как и другие виды христианской символики, носит отпечаток антиномии и иерархии. Оно является единством вещественного и нематериального, а его суть несколько ступенчатая, функция благоухания иерархично представлена в мазях, свечах, ладане и елее. Последний характеризуется высшей очистительной силой.

Агиографическая литература расширяет границы символики благоухания. Первым долгом оно встречается как один из компонентов литургии. В памятниках встречаются случаи, когда богослужение исполняется в самой простой форме, наскоро. При этом используются наиболее существенные элементы литургической практики -свечи,пение, благоухание.

Более важным представляется определение степени святости посредством символики благоухания. А также его функция - причащать к божественности.

По христианскому мировоззрению благоухание играет роль связующего звена между эмпирическим и трансцендентным мирами. Это его основная и колоритная функция в агиографической литературе. Поэтому, благоухание всегда фигурирует в сценах, описывающих видения и чудодействия.

Наиболее насыщена символика благоухания в сценах повествующих о смерти. Тело святого, как было отмечено, после смерти не превращается в труп. Благодаря своей необыкновенности и нетленности тело источает благоухание. Место усопшего святого всегда наполнено благоуханием.

Итак, в грузинской агиографической литературе многосторонно проявилась суть благоухания - воссоединение временного и вечного.

Благоухание, подобно свету, является "нематериальной материей; которая является лучшим материалом при создании художественных образов ( акцентирование сего считаем необходимым, ибо дело касается литературы, которая не разграничивает этическое от эстетического).

Благоухание, являясь воплощением христианской символики в повседневной действительности, выступает в роли некоего связующего между двумя остальными понятиями - сердца и света. Таким же образом сердце выступает в роли медиума между небесным и земным, мирами. Что касается символики света, она как знак (символ,аттрибут) божества связывает, объединяет понятия высокого рода, в том числе и символику сердца и благоухания.

Рассмотренные нами понятия - света,'^сердца, благоухания,выявили присущие христианскому средневековому символизму черты -первым долгом антиномизм и иерархизм.

В самом начале предлагаемого исследования было указано, что оно не претендует на исчерпывающее изучение намеченной проблемы. Изучение некоторых аспектов средневековой мировоззренческой системы, .думаем, послужило воспроизведению общей картины средневековой христианской символики в связи с грузинской агиографической литературой.

Многое в этой связи остается недодуманным и недоисследован-ным как в отношении отдельных вопросов, так и вообще. Интересно проследить, какую тенденцию проявляет грузинское мироощущение относительно Есеобщехристианской символики? Какому мотиву отдается предпочтение? Что акцентируется больше всего? На эти вопросы можно ответить лишь в результате глубокого изучения и исследования христианской средневековой символики. Почерпанный в грузинской духовной литературе материал может послужить для решения ряда вопросов общекультурного характера в средневековой грузинской действительности.

- 12Ь

 

Список научной литературыГрдзелидзе, Тамара Давидовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, T.1..M.,1961. 594 с.

2. Абуладзе И.В. Один из источников "Мученичества Або Тбилели" Иоанна Сабанисдзе, Труды Т1У, XXX 0.1949, с. 223-232.

3. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры, в кн.: Византия, южные славяне и древняя Русь. Западная Европа, М., 1973, с.43-51.

4. Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья, в кн.: Семиотика и художественное творчество, М., 1977, с.308-326.

5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977, 248 с.

6. Арсеньев B.C. О символизме православного богослужения, М., 1892, 64 с.

7. Барамидзе Р.Г. Очерки из истории художественной прозы, Тб., 1966, 220 с.

8. Басин Е.Я. Семиотическая философия искусства, М., 1973, 120 с.

9. Берман Б.И. Читатель жития, в кн.: Художественный язык средневековья, М., 1982, с.10. Библия, М., 1956, с.1252.

10. Бицилли П. Элементы средневековой культуры,Одесса, 1919, с. ;167.

11. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Сютта Эригены, СПб., 1898, с.550.

12. Булгаков С. Свет невечерний, М., 1917, с.425.

13. Булгаков С. Философия имени, Париж, 1953, с.278.15,16,17,18,19