автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Объективные законы производства материальной жизни общества

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Бобров, Михаил Яковлевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Объективные законы производства материальной жизни общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Объективные законы производства материальной жизни общества"

юга

Ч/ АКЛДЕЛ1ИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ЛЕНИНА СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

ххГК

На правах рукописи

УДК 300.31

БОБРОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Новосибирск — 1988

Работа выполнена на кафедре философии и научного коммунизма Алтайского государственного медицинского института имени Ленинского комсомола.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Гендин А. М.

доктор философских наук, профессор Черненко А. К.

доктор философских наук, профессор Гурьев Д. В.

Ведущее учреждение — Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова.

Защита состоится «............» .......................................... 1988 г. в ............ часов на заседании специализированного совета Д 002.77.О/С— по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора паук при Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР.

Адрес: 630090, г. Новосибирск, 90, проспект академика Лаврентьева, 17.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, филологии и философии СО АН СССР.

Автореферат разослан «............» ................................................ 1988 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

С. Н. ЕРЕМИН

Г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Практика социалистического строительства в СССР вступила в новый этап своего революционного :^развйгш. Он обусловливается необходимостью ускоренного социально-экономического , политического и духовного развития общества. На ХХУП съезде Коммунистической партии Советского Союза М.С.Горбачев говорил: "Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего повышение темпов экономического роста. Но не только. Суть его - в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда"1. Из этого положения видно, что новое качество экономического роста, интенсификация, структурная перестройка экономики и управления, организация и стимулирование труда непосредственно связаны с системой производства материальной стзви общества. Естественно, этот новый курс на ускоренное социально-экономическое развитие выдвигает ноша задачи перед марксистско-ленинской философией. В речи на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук (1986 г.) М.С.Горбачев указывал: "Теория необходима для перспективной социальной и политической ориентации. Она нужна буквально для каждого нашего шага вперед. Ни один сколько-нибудь крупный практический вопрос не может быть решен, ни будучи осмыслен и обоснован теоретически. Сама теоретическая деятельность становится Одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, вгтаейпшм инструментом перестройки" .

Актуальность исследования объективных законов производства материальной жизни общества как раз обусловливается необходимостью разработки его общей научной теории. Именно научная теория производства материальной жизни общества может стимулировать новое качество роста, его интенсификация, управление, а также раскрыть значение человеческого фактора в истории вообще и, в частности, человеческого фактора в период

£ Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: 1986. - С. 21. ~ Каялукист, 198в. К 15. - С. 3.

ускоренного развития социализма в нашу эпоху.

Политика партии в области повышения человеческого фактора в социалистическом строительстве направлена на создание динамического прогресса социально-экономической, политической и духовной жизни страны, который, в свою очередь, цредполага-ет переход от экстенсивных методов материальной деятельности жщв& к интенсивным. Вопрос о переходе от экстенсивного производства к интенсивному был одним из основных среди проблем, заинтересованно обсуждающихся на ХШ1 съезде КПСС. Следует заметить, что интенсификация производства материальной жизни не является очерёдной временной кампанией в нашей стране, а есть программа действия на длительный период развития социализма. Б этой связи актуальность исследования законов производства материальной жизни возрастает не только в наше время, но будет иметь большое перспективное значение.'Оно состоит в том, что анализ данных законов раскрывает не только его сущность, но и условия труда, повышение его производительности и улучшения качества производимой продукции. Известно, что решение этих воцросов относится тоже к числу наиболее важных и перспективных.

Актуальность анализа объективных законов производства материальной жизни общества особо возрастает сейчас в связи с необходимостью перестройки экономической и социально-политической жизнп- лвдей. Ведь эта перестройка охватывает все сферы материальной деятельности: труд, коллективную жизнь, личность и личную жизнь, индивида и индивидуальную жизнь, семью а брач-но-семейную жизнь.

Разумеется, без исследования этих законов нельзя разработать общей теории управления социально-экономическими процессами. '

Вместе с этим анализ законов производства материальной гизни общества настоятельно диктуется необходимостью разработки диалектики глобальных проблем современности. Известно, что в этой области философских исследований мы заметно отстаем от зарубежных разработок, которые были начаты значительно раньше, чем в социалистических странах. Примером могут служить доклады Римскому клубу.

Особую актуальность рассмотрение законов производства ма-

терияльной жизни приобретает в связи с переходом на новые формы планирования экономической и социальной жизни людей, управлений субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты жизнедеятельности общества, вопросы, связанные с изучением его общих законов, были и остаются объектом пристального внимания философов. При этом можно выделить несколько сравнительно самостоятельных- направлений их исследования:

- труды философов, анализирующие законы об определяющей роли способа производства материальной низни относительно социальной, политической и духовной сфер яизни вообще, об определяющей роли общественного бытия относительно общественного сознания и его форм (В.Г.Афанасьев, В.С.Барулин, Ю.К.Плетни-ков, В.Я.Келле, М.Я.Ковальзон, В.П.Тугаринов, Г.Е.Глезерман, Ю.Е.Еремин, В.Г.Маратов, Г.Г.Караваев, Ф.В.Константинов, П.Н.Федосеев, Г.Кох, В.ЭЙхорн, Э.Хаан и др.);

- работы обществоведов, исследующих законы об обратном воздействии общественного сознания и общественной надстройки на материальную жизнь общества, его экономический базис (А.К.Уледов, В.И.Разин, В.В.Денисов, А.М.Ковалев, Д.В.Гурьев, В.П.Зеркин, А.М.Гевдин, В.П.Фофанов и др.);.

- социально-философские исследования, в которых рассматриваются законы структуры, функционирования и развития общества (В.П.Роеян, А.С.Мамзин, С.И.Гончарук, В.Г.Виноградов, А.Д.Сирин, А.Т.Москаленко, Г.В.Мокроносов, В.П.Фофанов, А.КЛерненко и др.);

- особую группу представляют работы, анализирующие зако-нк перемещения функций от субъективных производительных сил

к объективнкг.1, а также обобществления средств производства (В.Г.Марахов, В.Д.Комаров, Е.А.Шаповалов, В.А.Ельыеев, А.Д.Дроздов, М.Н.Перфильев и др.);

Вместе о тем, в последних партийных документах постоянно отмечалось, что мы яивем в обществе, законы которого еще не полностью изучены, что философско-социологические разработки нередко- отдалены от реальной яизни, от практики социалистического строительства. В частности, проблема субстанциональных и структурно-функциональных законов производства материальной жизни почти совсем не рассматривалась в нашей литера-

туре. Практически отсутствуют работы, связанные о выявлением механизма действия в нем субстанциональных и структурно—функциональных законов. Фактически не изучались всеобщие существенные характеристики этих законов в системе производства материальной жизни общества в делом.

Таким образом, выявляется необходимость целостного, многогранного и всестороннего исследования тех общих объективных законов, которые действуют в производстве матешальной жизни общества. ,

Объект, предмет, основная цель и задачи исследования. Научно-практическая актуальность теш обусловили объект, предмет, цейи и задачи диссертационного исследования. Его объектом является производство материальной еизни общества, в качестве предмета избраны всеобщие законы материалистической диалектики, действующие в различных элементах производительных сил и системе производства материальной .жизни. Непосредственной целью работы представляется установление субстанциональных и структурно-функциональных законов материальной жизнедеятельности людей.

Достижению поставленной цели в работе слупит решение следующих задач:

- рассмотреть действия законов диалектики в различных элементах производительных сил и производства материальной жизни как их-всеобщие субстанциональные законы;

- в соотвегствии с анализом действия этих законов в различных элементах производства раскрыть отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения и потребления между ними;

- установить, что из этих общих объективных отношений складываются структурно-функциональные законы производства материальной жизни общества;

"- проанализировать механизм действия субстанциональных и структурно-функциональных законов и показать, что они являются законами происхождения, самодвижения, развития и истории производства материальной жизни общества;

- исследовать механизм действия этих законов и установить, что в истории производства материальной жизни общества они на отмирают и не уничтожаются в социальных революциях, а только

изменяют свою форму. В изменении этой фор,и проявляется их историзм;

- изучить методологическое значение историзма данных законов для объяснения диалектики глобальных проблем современности и ускоренного развития общественно-экономических формаций.

Методология исследования. При анализе всеобщих законов производства материальной жизни общества используется весь комплекс идей марксистско-ленинской философии и их применение к познанию избранной теш диссертации. В первую очередь, диссертант исходил из богатейшего теоретического наследия К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Из произведений, которые широко использовались в диссертации в рассмотрении субстанциональных законов производства, следует выделить "К критике гегелевской философии права", "Нищета философии", "Наемный труд и капитал", "Письмо П.В.Анненкову'", "Капитал" К.Маркса, "К кшшцЕОму вопросу", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" Ф.Энгельса, "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", "Материализм и эмщриокритшшзм", "Философские тетради", "Три источника и три составные части марксизма", "О значении воинствующего материализма" В.И.Ленина. В анализе структурно-функциональных законов производства, кроме вышеуказанных работ, широко попользовались "Немецкая идеология" К.Маркса и Ф.Энгельса,."Тезисы о Фейербахе", "Эко-номическо-философские рукописи 1844"г.", "Экономические рукописи 1857-1858 годов" К.Маркса, "Происхождение семьи, част-нс!-собственности и государства", "Принципы коммунизма" Ф.Энгельса, "Исторические судьбы учения К.Маркса", "Рабочий класс и. неомальтузианство", "Государство и революция" В.И.Ленина. Кроме этого, в диссертационном исследовании применялись Материалы Апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, ХХУП съезда КПСС, а также последующих Пленумов ЦК КПСС. Важнейшее место в методологии исследования темы диссертации занимал тезис марк-систско-леньлской философии о практической природе познания, а также труды, посвященные анализу производства общественной жизни.

В исследовании объективных законов производства матери-

альной жизни общества является понятие "производство жизни". ; Для обоснования этой категории используются представления классиков марксизма-ленинизма о развитии материи и появление ее различных форм движения. Именно из этих представлений еле-дует,. что производственная деятельность является способом существования социальной материи. Вместе с тем теоретическое обоснование данной категории дополняется эмпирическим обоснованием. При этом обосновании было установлено, что относительно простыми элементами производства жизни являются рабочая сипа человека и средства производства. Следовательно, в обосновании исходного понятия диссертационного исследования использовался метод теоретического л эмпирического анализа.

После того, как только было получено это исходное понятие, в работе применялся метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этим методом было установлено, что производство материальной жизни общества есть система, состоящая из таких подсистем, как производство трудовой, социально-групповой, личной, индивидуальной и брачно-семейной жизни. В результате синтеза этих подсистем была получена система производства материальной жизни уже в теоретически.конкретной форме. При дальнейшем восхождении от абстрактного к конкретному были рассмотрены ее объективные субстанциональные я структурно-функциональные законы. Тем самым была установлена эвристическая эффективность метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна и конкретные результаты исследования ■ содержатся в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту: ■

- предметом систематического исследования выступают всеобщие субстанциональные' и структурно-функциональные законы производства материальной жизни общества;

- обосновано, что действие законов материалистической диалектики в различных элементах производительных сил есть действие субстанциональных законов производства материальной шзни. В диссертации подробно доказывается, что эти субстанциональные законы являются источником развития производительных сил ж материальной деятельности лзиаи;

_ показано, что в соответствии с действием данятос законов

в системе производства материальной низни складываются объективные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения и потребления. Выявлено, что эти отноше-ння являются наиболее общими, простили, первичными, существенными и необходимо повторяшдгалися материальными отношениями. Из них и складываются структурно-функциональные законы производства материальной жизни. Они выступает как движущие силы в развитии производства жизни общества;

- установлена правомерность выделения в системе производства материальной лизни общества таких ее подсистем, как производство трудовой кизни, производство социально-групповой лизни, производство личной ;:шзнн, производство индивидуальной жизни, производство брачно-семейной низки;

- выявлено, что система производства материальной жизни является не только объективной, но и субъективной деятельностью лкщей.. В диссертации последовательно устанавливается, что люди -вместе со своей материальной'жизнью производят в процесса производства различные формы своего сознания и, таким образом, оказываются его субъектом. В этой связи в системе производства материальной низни складываются субъект-объект-пне и субъект-субъектные отношения.

Научно-практическая значимость работы. Полученные в диссертация шводн, а такие собранные материалы могут быть использованы: : "

- в области планирования общественного производства материальной яизни социалистического общества. В диссертации показано , что объективные законы этого производства лежат в основа- его планомерного и пропорционального развития;

- при определении наиболее эффективных путей перехода от экстенсивных методов производства материальной жизни к интенсивным и целенаправленного использования объективных законов в деятельности каждого.работника;

- в поисках новых путей повышения производительности общественного труда; '

- для наиболее активного формирования у людей профессионального, коллективного, личного, индивидуального и брачно-семейного сознания;

- для дальнейшего развития экономического и экологическо-

го сознания как у отдельных лкдей, так и у общества в целом;

- для анализа диалектической связи ыёаду общественными, естественными, медицинскими, техническим л технологическими дисциплинами;

- в преподавании в высшей школе таких глав марксистско-ленинской философии, как "Общество и природа", "Материальное производство - основа существования и развития общества", "Движущие силы развития общества. Роль народные масс в истории" , "Общественный прогресс и глобальные проблемы современности" ,*

- в социально-экономической и политической цропагадде исторического материализма;

- при подготовке и издании учебников и учебных пособий по курсу "Исторический материализм" в свете перестройки преподавания общественных наук в высшей школе;

- в практике работы философских (методологических) семинаров, в совершенствовании системы философского и философско-методологического просвещения в целом.

Апробация результатов исследования. Работа была обсуждена на кафедре философии и научного коммунизма Алтайского государственного медицинского института имени Ленинского комсомола. Основные результаты, подученные в диссертации, докладывались на региональных, республиканских, всесоюзных и международных конференциях, в частности: на региональной конференции "В.И.Ланин и проблемы научного управления социалистически* обществом" (Красноярск, 1970 г.); Всесоюзной конференции "Актуальные проблемы развития исторического материализма" (Москва, 1972 г.); республиканской конференции "Методологические проблемы исторического материализма" (Барнаул, IS76 г.); меадународной встрече преподавателей кафедр общественных наук вузов-партнеров социалистических стран "60 лет Великой Октябрьской социалистической революции и задачи развития общественных наук в свете решения ХХ7 съезда КПСС и съездов коммунистических и рабочих партий социалистических стран" (Ленинград, 1977 г.); республиканской научной конференции "Диалектика общественного развитая в условиях научно-технической революции" (Ленинград, 1981 г.); региональной научной конференции "По методологии истории, историографии и источниковедению" (Томск,

1982 г.); республиканской конференции "Противоречие как источник развития" (Ленинград, 1984 г.); расширенном пленарном заседании Проблемного совета "Современный этап и тенденция развития, материалистической диалектики" (Ленинград, 1985г.); всесоюзной конференции "ЗСОТ1 съезд КПСС и пути ускоренного развития Сибири" (Барнаул, 1986 г.); расширенном пленарном заседании Проблемного совета "Диалектика и творческое мышление" (Ленинград, 1987 г.). Кроме этого они использовались при чтении спецкурсов в Алтайском государственном университете для студентов и аспирантов, в Алтайском государственном медицинском институте имени Ленинского комсомола для аспирантов, в лекциях для партийных работников сельских райкомов КПСС Алтайского края.

Диссертация обсуядалась и была одобрена на заседании Отдела философии и социологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертации состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность проблемы, цели и задачи исследования, состояние изученности теш, метод, на который опирался диссертант, научная новизна, практическая значимость и применение результатов исследования.'

В первой.главе "Категория производства материальной жизни" рассматриваются теоретические и эмпирические основы исследования важнейшего понятия исторического материализма -производство материальной жизни общества, а также его становление и развитие в марксистско-ленинской философии.

Сущность теоретических основ анализа этой категории состоит в том, что она отражает материальную жизнь общества, которая появляется вслед за биологической жизнью естественным, а не сверхъестественным путем. Именно в производстве материальной жизни общества проявляется высшая форма движения. ■

В эмпирическом обосновании данной категории устанавливаются общие, простые, существенные и необходимо повторяюши-

еся субстанциональные элементы производства материальной жизни. Ими являются физическая и духовная способность или работ чая сила, присущая живому организму человека, средства и предмет труда. Диссертант доказывает, что эти элементы были впервые открыты классиками марксизма-ленинизма. Их открытие служит критерием отличения человеческого производства, от жизнедеятельности животных. Вместе с тем понятия "рабочая сила", "средства труда" и "предмет труда" определяются эмпирически. В самом деле, рабочая сила есть физическая и духовная способность людей к трудусредствами труда являются все вещи, ко- • торые человек помещает между собой и предметом труда, предметом же труда оказываются все вещи, на которые воздействует яивой труд. Эти понятия служат средством эмпирического обоснования категории "производство материальной жизни общества".

Таким образом, на основе теоретического и эмпирического обоснования.в текст диссертации вводится категория "производство материальной жизни" в форме общей абстракции. Затем прослеживается ее развитие в трудах классиков марксизма-ленинизма. Впервые эта категория была введена ими в "Немецкой вдео-логии". В ней классики марксизма-ленинизма, констатируя первую предпосылку всякого человеческого существования, а. следовательно, и всякой истории, утверждали, что люди должна иметь возможность жить, чтобы "делать историю". Но для жизни нужны прежде всего пища и питье, жшшще, одежда и т.п. Итак, первый исторический акт - это производство .средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство материальной жизни. Принципиальное отличие производства материальной жизни от процесса труда состоит в их конечных результатах. Результатов процесса труда оказывается его продукт в вице -материального или духовного богатства, а результатом производства материальной казни оказывается саадо общество. В этом значении категория "производство материальной жизни" является исходной абстракцией в исследовании поставленной в дпз-еертацзЕ проблемы. ■ .

Во второй главе "Простые, лзраичше п общие социальные материальные отношения и функции" з хгачзстве первой ступени ьосхозденпя от абстрактного к конкретного исследуются наиболее существенные, простые, первичные з общие материальные от-

ношения. Отмечая* что в работах А.Д.Дроздова, М.Н.Перфильева, В.Г.Марахова, Ю.К.Плетникова, В.НЛесенко, В.П.Фофанова,• А.Т.Москаленко, Г.В.Мокроносова, Ю.П.Андреева и др. проделана значительная работа в области исследования общественных отношений, в диссертации подробно рассматривается отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения и потребления. Эти отношения складываются в производстве и являются первичными, общими, существенными и повторяющимися отношениями. К.Маркс, составляя план исследования производственных' отношений, чегко разграничивал вторичные и третичные, вообще производные.. перенесенные, не первичные производственные отношения. В состав этих вторичных, третичных, производственных, перенесенных отношений входят стоимостные, товарно-денежные отношения, рента, прибыль, проценты, капитал и др. Они являются таковыми потому, что возникают на основе владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения и потребления. В диссертации дана довольно полная и всесторонняя аргументация того, что все эти отношения являются производственными отношениями.

Вместе с рассмотренными отношениями в этой же главе анализируются социальные функции элементов производства. В самом деле, при наличии отношений между элементами производства у них возникают определенные функции. Например, при наличии отношений между рабочей силой людей и средствами труда у рабочей силы возникает функция, которую К.Маркс называет живым трудом. Важно отметить, что установление различия между рабочей силой человека и его трудом было впервые установлено классиками марксизма. При наличии материальных отношений между другими элементами/производства у них возникают соответствующие функции. Так, продукт труда является функцией живого труда' людей и предмета труда. В зависимости от этой функции продукт труда получает в системе производства соответствующие определения. Он может быть определен в виде средств труда, предмета труда (сырья) или предмета личного потребления.

Методологическое значение понятия "социальные функции" состоит в том, что оно является критерием расчленения производства на определенные части. Известно, что само производство тлеет круговую форму движения. Как небесные тела, однатаы

начавшие определенное движение, отмечается у Маркса в "Капитале", - постоянно повторяют его, совершенно также и общественное производство, раз оно вовлечено в движение попеременного расширения и сокращения, повторяет это движение. Но чтобы понять это круговое движение производства, его нуяно расчленить на части и изучить каждую из них и дать соответствующее определение. Производство вообще - это абстрация, но абстракция разумная, поскольку она действительно выделяет общее, фиксирует его и поэтому избавляет нас от повторений. Однако это всеобщее или выделенное путем сравнения общее само многообразно расчлененное, вырааакщееся в различных определениях. Кроме того, это понятие имеет ванное методологическое значение в исследовании сознания людей, как функции мозга. Психика, сознание и т.д. есть высший продукт-материи (т.е. физического), есть функция мозга человека. Б качестве такой функции психика и сознание изучаются философией и естествознанием.:

В третьей главе "Система производства материальной жизни", продолжая восхождение от абстрактного в конкретному,- производство материальной жизни рассматривается в качестве системы. Исходя из соответствующих социальных функций, она расчленяется на такие подсистемы, как производство трудовой жизни, производство социально-групповой жизни, производство личной жизни, производство индивидуальной аизни и производство брач-но-семейной жизни. Ввделенне этих подсистем из систеш производства материальной лизни и порядок их следования друг за другом по кругу не является произвольным, а обусловливается ее внутренней логикой.

Действительно, для удовлетворения материальных потребностей людям нужны пища и питье, одежда и обувь»и жилище. Бо ш в природе в готовом виде не существует. Поэтому они должны быть произведены. Для этого производства сначала люди соединяют свою рабочую силу с орудиями труда. Б этой связи у рабочей силы появляется функция в вице живого труда. Производство, в котором появляется труд, называется производством трудовой

ЕИЗНН. „ '."■'■

Теперь рассмотрим такую функцию, как цродукт труда. В продукте труда, по К.Марксу, происходит соединение вещества природы и живого труда. Бресте с тем труд отдельных ладей сли-

Бается здесь в общий труд. Труд отдельного индивида в его (труда) непосредственном бытии положен как снятый труд, т.е. полонен как общественный труд. В этой связи продукт труда оказывается продуктом многих людей и поэтому производство, в котором они его производят, называется производством социально-групповой жизни.

За производством социально-групповой жизни, напомним, следует производство личной жизни. В диссертации отмечается, что в трудах В.П.Тугаринова, Ф.В.Константинова, А.Т.Москаленко, Г.В.Мокроносова, И.С.Кона-, Е.А.Ануфриева, Г.А.Смирнова, М.Я.Корнеева, Т.Ярошевского, Л.Сэва и др. проделана значительная работа в исследовании проблемы личности% Шесте с тем в нашей литературе насчитывается свыше 70 определений понятия личности. Такая ситуация в исследовании личности человека сложилась в нашей литературе потому, что ее часто рассматривали вне движения, вне производства, следовательно, вне социальной • группы или коллектива, а в классовом обществе вне классов. А ведь социальные группы, в частности, классы, не являются безликой массой. В.И.Ленин, критикуя субъективные социологические взгляды народников на проблему личности, бесконечно разнообразные и, казалось, не поддающиеся никакой систематизации, были обобщены и сведены к действиям групп личностей, различающихся меящу собой по роли, которую они. играли в системе производственных отношений, по условиям производства и, следовательно, по условиям их кизненной обстановки. В этом ленинском положении, на наш взгляд, указано направление исследования личности человека. Оно.состоит в том, что ее нельзя понять вне производства и вне производственных отношений. Исследуя действительные производственные отношения и их действительное развитие, мы исследуем именно продукт деятельности дивых личностей.

Объективно производство личной жизни следует за производством социально-групповой жизни. Его относительно простыми и общими элементами являются рабочая сила, бывшая в процессе труда, и продукт труда в форме новых средств производства. Именно личность человека и есть функция его рабочей силы. Эта связь личности с рабочей силой человека была впервые установлена классиками марксизма-ленинизма. Рассматривая процесс труда,

К.Маркс разделил его элементы на материальные факторы, или средства производства, и личный фактор, или рабочую силу. От- ' свда следует, что личность человека находится в.зависимости от его физических и духовных способностей. Но в сфере производства жизни личность осуществляет ее материальными факто- . рами. В этой связи ее вторым элементом являются средства производства.

Чисто эмпирическим путем можно установить, что у разных ладей в социальной группе - различные рабочие силы, что является основой для заключения о неравенстве ах между собой. Когда социалисты говорят о равенстве, то они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и духовных способностей отдельных личностей. В связи с этим неравенством у лвдей не может не быть различия в использовании и потреблении одних и тех же средств производства, а это различие, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на качество и количество производимой ими продукции, например, сюртуков или токарных станков. Но если существует различие в способностях ладей, то у них неизбежно появляется различие в отрицательном значении тех, элементов производительных сил, в частности, рабочей силы и средств труда, которыми осуществлялось производство продуктов. В этой связи легко понять, что выше производительность-труда у того человека, у которого отрицательное значение тех же средств производства больше. Значит он произвол лучшего качества и в болыаем количестве продуктов труда в общем продукте. Поэтому мы выделяем такого человека из социальной группы как незаурядную личность. •

Вместе с тем в процессе производства социально-зтрупповой . жизни у всех лицей сложились отношения владения, пользования и распоряжения продуктом труда. И в этих отношениях они равны между собой. Но з таком случае продукт труда, например, в форме новых средств производства, отделен от отдельной рабочей силы, следовательно, в этом виде они оказываются элементами личной жизни только в возможности. Данная возможность превращается в действительность следующим образом. В соответствии с отрицательным значением количества, качества и меры средств производства, фушсциоштровавсшх в технологии, соци-

альная группа распределяет между своими членами ноше средства производства. В этой связи продукт труда начинает перемещаться из рук социальной группы в руки отдельной личности. И ш со всей отчетливостью видим здесь, каким образом в процессе производства на основе движения вещей складываются отношения между людьми. Вместе с тем становится покгтно, что личность человека есть функция его рабочей силы, бывшей в процессе труда и продукта труда- в виде новых средств производства.

: Очевидно, воспроизводя средства производства, люди готовы снова начать процесс труда. Однако сейчас они не могут этого сделать потому, что в процессе производства продуктов шесте со средствами производства осуществлялось потребление рабочей силы. В.этой связи лещи утратили на время свою личную способность к труду. Значит, процесс производства может повториться только тогда, когда будет воспроизведена рабочая сила. Воспроизводство же рабочей силы осуществляется уже в производстве индивидуальной жизни.

В нашей социологической литературе до самого последнего времени понятия "личность" и "индивид" отождествлялись. Ныне, во все большей степени признается, что. индивид и личность -это разные понятия. Хотя цровести различие между ними в более или менее строгой форме пока еще не удалось. Например, одни авторы считают, что индивид есть природное качество человека, а другие доказывают его социальный характер. На наш взгляд, более правильный ответ содержится во второй точке зрения. Такой подаод к индивиду соответствует взгляду классиков марксизма. К.Маркс отмечает, что индивид есть общественное существо. Понятие "производство индивидуальной жизни" было тоже введено в философию классиками марксизма. Индивидуум цроизводит предает и через его потребление возвращается опять к самому себе, но ужа как производящий и воспроизводящий себя самого индивидуум. Путем введения в науку указанного понятия К.Маркс выделил из системы производства материальной жизни особое производство индивидуальной жизни.

Относительно простыми элементами этого производства является личность человека и продукт труда в форме предметов личного потребления. Производство индивидуальной жизни начи-

нается именно с распределения социальной группой предметов личного потребления в соответствии с затратами каждой личностью ее рабочей силы. Ведь в процессе труда вместе со средствами производства потреблялась рабочая сила в известном количестве , качестве и мере. В соответствии с этими затратами теперь личность получает из общего продукта труда необходимое качество и количество предметов потребления. Здесь мы снова обнаруживаем тот факт, как на основе отношений лвдей к вещам складываются отношения между людьми. В связи с этими отношениями у личности и предметов личного потребления образуется социальная функция, в которой проявляется индивидуальность человека .

Таким образом, в производстве индивидуальной жизни за счет предметов личного потребления'человек воспроизводит свою естественную жизнь и шесте с ней рабочую силу. Воспроизводя свою физическую и духовную способность к труду, личность снова бросает ее в сферу производства трудовой жизни, социально-групповой, личной и индивидуальной. Однако это круговое движение производства со временем переходит в движение по спирали. Дело в том, что индивиды разных полов,'постоянно производя свою ицдивидуальную жизнь, начинают производить других лвдзй в браке и семье.

Понятие "производство семьи" было введено в науку классиками марксизма. Без данной категории, очевидно, нельзя понять суть производство человека человеком, нельзя понять цро-долаение человеческого рода.

В этом производстве, как и во всякой цредшествующей ей системе между г.ндивддамн с разными полами складываются отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения и потребления личных предметов.

Итак, в производстве брачно-семейной жизни воспроизводится новое поколение лвдей, а .система производства материальной жизни становится целостной относительно автономной самовосцроизводящей системой. Конечный результат этой системы - человек в его общественных отношениях. -

В четвертой главе "Объективные законы системы производства материальной жизни" рассматриваются субстанциональные и структурно-функциональные законы производства. Говоря об этих

типах законов,^нельзя не сказать, что в нашей литературе здесь существует "белое пятно". Еще нет ответа на вопрос о том, каковы вообще тпы наиболее общих законов.

Субстанциональные законы - это законы диалектики, действующие в различных элементах системы производства мате-ральной яизни. Примером творческого применения я развития этих законов в системе социалистического производства моде т слулшть Политический доклад ЦК нашей партии ХХУП съезду КПСС, в котором особо выделяется проблема качества продукции. Конечно, Езделяя проблему качества продукции в ускоренном развитии социализма в нашей стране, никто не помышляет .отрицать ее количество. М.С.Горбачев отмечал, что говоря о качестве, мы вовсе не хотам сказать, что количественные показатели утратили свое значение. И сегодня нужно больше производить зерна, овощей, мяса, добывать угля и нефти, выпускать товаров народного потребления. Но качество и количество продукции есть ее противоположные стороны. Разумеется, преувеличение одной из них в системе производства влечет за собой нарушение в ней общих законов, которое поролдает трудности в развитии производительных сил, производства продукции и производственных отношений. Так, преувеличение количественных изменений в развитии средств производства в нашей стране в последние года привело к отставанию их качественного развития, а вместе с этил и понижению качества выпускаемой продукции.

Таким образом, повышение качества производимой продукции оказывает непосредственное влияние на ее количественное изменение. Разумеется, это количественное изменение со временем скова приведет к отрицанию старого качества рабочей силы, средств производства, кивого труда и производимой продукции. В этом взаимно противоположном отрицании качеством количественных изменений.и количеством качественных изменений элементов производства и проявляется их диалектически противоречивое развитие. К.Наркс отмечал, что всякое развитие независимо от его содержания можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом

Г7

таким образом, что одна является отрицанием другой. Вот законы материалистической диалектики, действующие в различных -, элементах системы производства материальной жизни, мн тазы-, ваеы ее субстанциональными законами.

Теперь следует остановиться на структурно-функциональных законах производственной деятельности. Эти законы проявляются в системе таких цроизводственных отношений, как владение, пользование, распоряжение, распределение, присвоение и потребление. Из отношений владения, пользования и распоряжения складываются структурные законы, а из отношений распределения, присвоения и потребления функциональные законы производства. Первые являются структурными потому, что они определяют строение вторых. В самом деле,'если вла-.дение, пользование и распоряжение в системе производства являются общественными, то и распределение, присвоение и потребление в нем всех элементов будет общественным. И наоборот, если владение, пользование и распоряжение в системе производства материальной жизни оказываются частными, то частными будут и распределение, присвоение и потребление в ней всех элементов.

Однако, будучи различными, структурные и функциональные законы связаны в системе производства ее элементами. Поэтому из них образуются единые структурно-функциональные законы цроизводства материальной жизни общества. Кроме того, такая связь существует не только мезду структурными и функциональными законами, но и структурно-функциональными и субстанциональными законами производства. Эта связь обусловливается диалектическим единством производительных сил и цроизводственных отношений. Поэтому в системе цроизводства материальной жизни общества действуют общие субстанциональные и структурно-функциональные законы. Анализ механизма их действия показывает, что они являются законами ее происхождения, самодвижения, развития и истории.

Таким образом, изложенный подход взаимодействия производительных сил и производственных отношений приводит к ■ формулировке субстанциональных и структурно-функциональных

законов производства материальной лизни общества.

В пятой главе "Соотношение объективного и субъективного. в системе производства материальной жизни и ее существенные свойства", продолжая восхождение от абстрактного к конкретному, содержательно показывается, что материальная деятельность лвдей является их сознательной деятельностью. Е самом деле, в производстве жизни жди вместе с ней производят свое сознание. Они являются производителями своих представлений, идей и т.д.

В диссертации рассматривается четыре аспекта соотношения объективного и субъективного в материальной жизнедеятельности лвдей- и три ее наиболее существенных свойства. Один из аспектов соотношения объективного и субъективного проявляется в первичности материальной жизни и вторич-ности дознания, второй выражается в совпадении сознания с материальной жизнью, третий - в ее опережающем отражении в сознании человека, а четвертый - в его самосознании. Из существенных свойств системы производства рассматриваются детерминизм и самоорганизация, историзм объективных законов и диалектика глобальных проблем, а также процесс ускоренного развития общества.

Первичность материальной жизни я вторйчность сознания человека в системе производства обусловливается первичностью объективных потребностей и вторичностью их отражения в мозгу лвдей. Из этого следует, что сознанение лвдей в. системе производства детерминируется материальными потребностями. Из. чего и делается вывод о первичности материальной жизни и втсричности сознания. Вместе с этим раскрывается диалектико-материалистическое понимание, истории.

Анализ совпадение различных форм сознания людей с их материальной яизнью, в сущности, является исследованием второй стороны основного вопроса философии в социологических исследованиях материальной деятельности общества. Оно необходимо для того, чтобы установить познавательные способности и возможности человека в его практической деятельности, так как производство материальной жизни относится

к силой практике. Люди получата ожидаемый результат в своей практике только тогда, когда их сознание совпадает с действительностью, короче говоря, когда оно истинное. Совпадение шел? с объектом в процессе производства означа-л их истинность и познаваемость мира человеком.

Вместе с тем совпадение сознания с объектом в системе производства всегда оказывается неполным, оно не тождественно ему. Критикуя представление Богданова о тождестве общественного сознания общественному бытию, В.И.Ленин указывал, что отражение может быть приблизительной копией отражаемого, но о тождестве говорить нелепо.

Третий аспект соотношения объективного и субъективного в материальной деятельности людей, как уже отмечалось вше, проявляется в опережающем отражении действительности в сознании человека. Оно обусловливается строением системы производства материальной жизни общества. Действительно, структура данной системы такова, что в ней одна подсистема постоянно предшествует другой. В самом деле, духовная способность к труду предшествует самому труду, а значит опережает его. В свою очередь, умственный труд предшествует производству продукта. В конце процесса труда цо-■ дучается результат, который в начале этого процесса тлелся в представлении человека, т.е. идеально. Но цроизводство личного сознания предшествует индивидуально!,у и брачно-семейному сознанию, следовательно, опережает его.

Сущность же самосознания лкдей в системе производства материальной жизни проявляется в том, что „ ее каждой последующей подсистеме происходит преобразование их сознания, сложившегося в предыдущей подсистеме. В этом преобразовании одних форм сознания в другие и осуществляется самосознание лвдей.

Различные аспссты соотношения объективного и субъективного самым тесным образом связаны с особенностью детер-. минизма системы производства материальной жизни. Эта особенность состоит в том, что действие в ней субстанциональны! и структурно-функциональных законов порождает у' лвдей

материальные потребности в трудовой, социально-групповой, личной, индивидуальной и брачно-семейной жизни. Они удовлетворяются рабочей слой и средствами труда, яивнм трудом и предметом труда, новыми средствами производства и предметами личного потребления, самой жизнью з браке и семье. Но удовлетворенная потребность порождает ноше потребности и новые средства их удовлетворения. Второй аспект данного детерминизма состоит в том, что действие субстанциональных н структурно-функциональных законов в системе производства обусловливает относительно замкнутую цепь причинно-следственной связи. Она проявляется в том, что одна подсистема системы производства сказывается причиной другой, следующей за ней подсистемой. Действительно, производство трудовой жизни служит причиной производства социально-групповой жизни, а последняя выступает причиной производства личной жизни, а производство личной жизни есть уже причина производства индивидуальной жизни, а последнее становится причиной производства брачно-семейной лизни. Теперь уже производство брачно-семейной жизни является, с одной стороны, причиной производства трудовой, социально-групповой, личной и индивидуальной жизни, с другой стороны, причиной появления нового поколения людей, а из'«лены поколений, как известно, складывается человеческая история. Суть же самоорганизации производства материальной жизни как'раз проявляется в этой специфической цепи причинно-следственной связи. В ежом деле, в производстве трудовой и социально-групповой жизни проявляется прямая связь, а в цроизводстве личной, индивидуальной и брачно-семейной жизни обратная связь системы производства. На основе этих прямой и обратной связи и осуществляется самоорганизация производственной ' деятельности. .

Суть историзма объективных законов общественного производства состоит в том, что в процессе его развития субстанциональные и структурно-функциональные законы не отменяются и Ев уничтожаются в социальных революциях, а только изменяют свою форму. В нашей литературе существует две, на

первый взгляд, взаимоисключающие точки зрения на существенные свойства объективных законов. Например Б.П.Тугаринов настаивал на том, что объективные законы не могут изменять-, ся или развиваться, они или постоянно действуют, или см-з-няются другими. Б.М.Кедров же утверждал, что объективные законы - законы природы, а тем более законы общества - оказываются не абсолютными, вечными, безусловными, неизменными, а относительными, исторически преходящими, зависящими от условий, изменчивыми. В.П.Тугаринов прав относительно действия единичных и особенных законов. Например, закон прибавочной стоимости возникает в известный исторический период, а затем уничтожается в социалистической революции. Иное дело с общими законами: они, раз возникнув, продолжают действовать на протяжении всей истории объекта. Это положение в полной мере относится к общим законам производства материальной жизни общества. Они в процессе его исторического развития не исчезают, а только изменяют свою форму. Изменение этой формы мы называем их историзмом.

Историзм объективных законов производства материальной. заазни общества в свои очередь является причиной его ускоренного развития и появления тлобальных проблем в наша • время.

В литературе по историческому материализму утверзда-ется, что к числу глобальных проблем мы должны относить такие научно-технические, социально-экономические, политические и культурно-нравственные проблемы современного общества» которые для своего развития и разрешения требуют всестороннего постоянного, не подверженного конъюнктурным колебаниям международного сотрудничества всех шш большинства народов мира, максимально сопряженных усилий всего человечества. В исследовании таких проблем в нашей литературе достигнуты известные успехи. Однако есть и упущения, суть которых состоит в том, что до настоящего времени эти проблемы рассматривались вне их совокупности,не в комплексе, вне реальной динамики существующих.мезду ними связей, без достаточно полного осознания особенностей и глубины влия-

ния именно комплекса глобальных проблем на жизнь и развитие человечества. В этом смысле можно сказать, что перед нами возник в какой-то степени новый объект научного исследования, с изучением которого мы явно запоздали. Одна из причин запаздывания, на наш взгляд, недостаточно глубокая разработка динамики производства материальной жизни •общества и изменения.формы его объективных законов.

Действительно, конечным результатом производства материальной жизни является Само общество. Что касается глобальных проблем, то они возникают в результате взаимодействия общества и природа, но последнее ведь проявляется в том же производстве. В нем само.общество оказывается субъектом, а црирода противостоит ему в качестве объекта. Следовательно, определения, которые действительны для производства вообще, должны быть выделены именно для того, ' чтобы из-за единства, которое вытекает уже из того, что субъект, человечество и объект, природа, - одни и те же, не было забыто существенное различие. Следовательно, категория "производство жизни" позволяет нам строго логически перейти к таким понятиям; как "субъект" и "объект", и вы-' вести исследование глобальных проблем на фапософско-кате-гориальный уровень. -

Как уже отмечалось выше, взаимодействие субъекта и-объекта осуществляется в цроизводстве материальной жизни. В этой связи оно производит не только предает для субъекта, но. и субъект для предмета. Легко понять, что в данном производстве между субъектом и объектом складываются субъект-объектные отношения. В связи с.чем начинается преобразование природа в продукт труда. В этом преобразовании объект субъективируется в обществе, а общество субъективируется в природе. Здесь внешние предметы объекта носгсяпло переходят во внутреннюю жизнь субъекта, а его вйугренпдя жизнь постоянно проявляется во взаимодействии -с объектом. В этом взаимодействии как раз и обнаруживаются все аспекта дза-лектика глобальных проблем.

Во-перзнх, в процессе производства появляются тахго-

логические отхода, которые, оказавшись на стороне природы, загрязняют ее биосферу, атмосферу, гидросферу и литосферу, а вместе с тем они оказывают известное влияние на жизнь самого субъекта.

Во-вторых, в связи с преобразованием природы в продукт труда катастрофически уменьшаются естественные запасы угля и нефти, торфа и газа, различных руд и пресной воды, растений и животных, кислорода и чистого воздуха.

В-третьих, в результате преобразования природа в продукт субъект развивается количественно и качественно. Критерием .его количественного развития является общий рост народонаселения на Зылле. Установлено, что около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно I млн. человек, 60 тыс. лет назад - 5 млн., а 300 лет назад - уже 500 млн., в 1850 г. - I млрд., в 1900 г. - вдвое больше, в .1970 г. -3,6 млрд., а в настоящее время - уже более 5 млрд. человек. Критерий качественного развития субъекта в конечном счете - его производительные силы, непосредственно связанные с производственными отношениями. В .такой связи, как известно, из них образуется способ производства материальной жизни, которому, в свою очередь, соответствует общественно-экономическая формация. А из смены общественно-экономических формаций становится всемирная история общества. В этой истории обнаруживаются уже другие стороны глобальной проблемы. Их суть проявляется в том, что в историческом развитии человечества, субъекта, его различные социа-альные организмы проходят качественное развитие не одновременно. В начале пути мировая история человечества имела единую точку отсчета, ибо.исторический тип общественных отношений везде был одинаков - все древние народа начали свое развитие с первобытного, родового общества. В дальнейшем синхронность развития различных регионов нарушается. Кроме того, нужно учитывать, что отдельные социальные организмы не только проходили, но и до сих пор находятся на разном качественном уровне социально-экономического, политического, нравственно-эстетического, культурного и

научного развития. Достаточно напомнить, что и теперь, в современную эпоху, на земном шаре не только существуют социализм и капитализм, но в ряде стран сохраняются еще различные виды феодальных, рабовладельческих и первобытных отношений. Поэтому современное человечество включает в себя различные способы производства материальной кизил с их внутренними субстанциональными и структурно-функциональными законами, а результатом каждого из этих способов производства является соответствующий социальный организм. Поэтому сейчао развиваются первобытнообщинные, рабовладельческие-, феодальные, буржуазные и социалистические общества, разумеется, каждое из них, входя в состав челове-. чества, представляет собой субъект, которое известий фрагмент природа противостоит в качестве объекта. В свою ' очередь, каждый из этих субъектов взаимодействует со своим объектом на основе только ему присущих субъект-объектных отношений. Поэтому в нашу эпоху в составе человечества существуют первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические формы субъект-объектных отношений с их различными социально-экономическими, научно-техническиш, экологическими, политическими, нравственно-эстетическими и правовыми отношениями. Они-то и определяют в наше время, например, глобальную экологию, демографию, научно-технический прогресс. »

Однако вся глобальная проблематика не исчерпывается только этими сторонами. Ведь исторически-конкретные субъекты взаимодействуют не только со своими объектами, ко и медду собой на основе тех же способов производства материальной жизни. В самом деле, первобытные общины взаимодействуют между собой, креме этого, с феодальными, буржуазными и социалистическими странами. В свою очередь, всякое феодальное" общество взаимодействует с себе подобными и другими странами капиталистической и социалистической систем. Легко понять, что такое взаимодействие существует между буржуазной и социалистической системами и различными Странами внутри этих систем. Естественно, на основе всех этих

различных форы взаимодействия между различными и противоположными странами и ех системами складываются столь же различные и противоположные субъект-субъектные социально-экономические, научно-технические, политические, правовые и нравственно-эстетические отношения, на основе которых возникает целая система противоречий, подробно проанализированная на ХОТ съезде КПСС. Б материалах этого съезда первой; наиболее важной с точки зрения судеб-человечества, выделяется группа противоречий, связанная с отношениями между государствами капиталистической и социалистической системами. Вторая группа противоречий действует внутри капиталистического мира, третья - между империализмом и развивающимися странами и народами. Эти конкретно-исторические противоречия, собственно, образуют диалектику развития современной эпохи.

В диссертации особо выделяется и анализируется противоречие между социалистической и капиталистической системами и возможность его разрешения путем развязывания современным империализмом атомной войны. В этой связи специально подчеркивается о настоятельной необходимости борьбы народов за сохранение и уцрочение современного мира. Легко понять, что в этой борьбе за мир нашей стране • принадлежит очень важное место. .

В качестве еще одного аспекта глобальной проблемы в диссертации рассматривается ускоренное развитие общества. Ускоренное движение ж развитие существует в природе, обществе и мышлении. В физике под ускорением понимают изменение скорости движения тел за единицу времени. Законы' ускоренного движения в ней, как известно," были открыты Галилеем и Ньютоном. Честь открытия ускоренного развития организмов , и его общего закона принадлежит классика:.! марксизма-ленинизма. Ф.Энгельс писал, что по .отношению ко всей истории организмов надо признать закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта. Чем выше, тем быстрее вдет дело. Общая материалистическая идея об ускоренном развитии общества и научного со-

знания -такие принадлежит ему. Он отмечал, что медленно начинает история свой бег от невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты, но круги ее все растут, все быстрее и живее становится полет, наконец, она мчится, подобно пылающей.комете, от звезды к звезде, часто касаясь старых своих цутей, часто пересекая их, и с кандым оборотом все больше приближается к бесконечности. Естественно, с ускорением развития общества начинается ускоренное-развитие научного мышления. Ф.Энгельс писал, что после великого открытия Коперника наука начинает развиваться гигантскими шагами. Это развитие усилилось пропорционально квадрату удаления во времени от своего исходного пункта, как бы келая показать гетру, что по отношению к двияешпо высшего цвета органической материи, человеческому духу, имеет саду закон, обратный закону движения неорганической материи. Таким образом, содержание понятия ускоренное двине-ниэ и развитие охватывает неорганический мир, мир дзенх организмов, общество п научное сознание. К сожалении, ему до сих пор в философско-соцаологических исследованиях почти . совсем но. уделялось долзного внимания, а поэтому выдвинутое- и обоснованное на ШП съезде КПСС положение об уско- * ренном развитии нашего социалистического общества, буквально, захватило философов, социологов и экономистов врасплох.

Правда, з историческом материализме установлено, что в основе ускоренного развития общества лежит материальная деятельность лвдей, производство. Это правильное утзернде-ние,в свою очередь, ставит вопрос о причинах ускоренного развития общественного производства материальной лизни общества. Самой существенной причиной его ускоренного развития как раз является историзм субстанциональных я структурно-функциональных законов. Емеете с тем ускоренное развитие производства материальной нпзнл общества обусловливает появление других общих закономерностей ускоренного развития, например, народонаселения, повышения творческой' активности народных масс и возвышения потребностей. Эти

закономерности в особой форме, очевидно, присущи социалистическому обществу. При общем ускоренном развитии нашей страны постепенно нарастали объективные условия для изме- . нения формы действия субстанциональных Е структурно-функциональных законов производства материальной жизни общества. В семидесятых годах необходимость данного изменения, например, переход от экстенсивных методов производства материальной :;аязни к интенсивным стал объективной потребностью, на что сначала обратил внимание апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС.'ШП съезд партии более полно и глубоко обсудил эту проблему и принял необходимые решения о перестройке и ускоренном развитии производительных сил, производственных отношений и всей системы производства материальной аизни социалистического общества.

Такш образом, на основе.историзма общесоциологических законов удается объяснить ускоренное развитие производства материальной аизни. Вместе с тем историзм имеет важное, методологическое значение для объяснения появления отдельных общих закономерностей ускоренного развития общества в целом. На ХЛУП съезде КПСС обсуждалась возможность овладения этими объективными закономерностями ускоренного-развития социалистического общества.

Кроме этого,-историзм имеет очень важное теоретико-познавательное значение для глубокого изучения способа производства материальной жизни, который определяется в форме диалектического единства производительных сил и производственных отношений. Но в различных элементах производительных сил действуют общесоциологические субстанциональные законы, а в системе производственных отношений дейст- ■ вуют структурно-функциональные законы производства материальной жизни. Следовательно, они являются общесоциологичес-кгели субстанциональными и структурно-функциональными законами общественного способа производства и если их изучить в каждом исторически сменяющемся обществе, то мы существенно углубим его познание от внешности к субстанции. Такое углубление в первую очередь необходимо в анализе соцналис-

тического способа цроизводства материальной жизни общества. Эта необходимость существенно возрастает в связи с переломным периодом в развитии социализма.

При разработке этих общесоциологических законов социалистического способа цроизводства материальной жизни будет получена его общесоциологическая теория, которая необходима для научного управления ускоренным развитием социализма в нашей стране. Классики марксизма-ленинизма отмечали, что без революционной теории не может быть революционного движения, и что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией.

Итак, анализ.понятия ускоренного исторического развития общественно-экономических формаций тлеет важное методологическое значение для анализа и понимания ускоренного развития социалистического общества как первой фазы коммунистической общественно-экономической формации. Рассматривая же его ускорение во всей системе субъект-объектных и субъект-субъектных материальных и. идеологических отношений, в диссертационной работе, тем самым, раскрывается не только диалектика современной эпохи вообще, но и диалектика ее глобальных проблем, что имеет важное методологическое значение дая социальной экологии, демографии, политической экономии, истории, научного коммунизма, политики и культура.

В заключении подводятся краткие итоги работы, подчеркивается, что исследование поставленной в диссертации теш показывает, что оно состоит из двух основных этапов. На первом из них путем теоретического обоснования и восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному была получена категория "цроизводстгэ материальной жизни общества" в самой абстрактной форме. В этом виде она оказывается исходным понятием для второго этапа исследований. На этом этапе осуществляется уже восхождение от абстрактного к конкретному посредством мышления. При данном, восхождении были раскрыты субстанциональные и структурно-функциональные законы, а категория производство материальной жизни цри-

обретает конкретно-всеобщую форму. В этой форме данное понятие служит исходной категорией для логического и исторического восхождения в исследовании субстанциональных и структурно-функциональных законов в системах первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и буржуазного производства материальной жизни.

Следовательно, анализ производства материальной жизни в общем виде оказывается необходимым для начала его исследования в соответствии с методом исторического и логического восхищения от абстрактного к конкретному. Само собой разумеется, что историческое и логическое восхождение не исключает того, что от общей теории производства материальной жизни можно сразу перейти к исследованию субстанциональных и структурно-функциональных законов системы социалистического производства материальной жизни, необходимость которого стала особо актуальна в период перестройки социалистической экономики, социальных условий жизни людей, осуществления энергичной политики внутри страны и в международной жизни, дальнейшего культурного развития. Вместе с тем, анализ этих объективных законов особо необходим в связи с настоятельной потребностью в разработке общей теории социалистического производства материальной жизни общества.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Объективные законы общественного производства материальной жизни. - Красноярск: Изд-во'ГО. - 1986. -212 с.

2. Ориентиры: человек и время. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1937. - 192 с. (в соавторстве).

3. К.Маркс о процессе духовного производства // Вопросы философии. - Новосибирск, 1968. - С. 82-101.

4. Структурно-функциональный анализ социальных систем как социологическая теория // Вопросы философии. - Новосибирск. - 1969. - С. 28-35.

5. 0 возможности структурно-функционального подхода

к природе и обществу // Некоторые проблемы философии. -Новосибирск. - 1970. - С. 52-56.

6. К.Маркс об определении понятия "общественные отношения" в системе "человек-машина" // В.И.Ленин и проблемы управления социалистическим обществом. - Красноярск, - 1970. - С. 24-29.

7. К.Маркс о процессе труда, его элементах и структуре // Проблемы социальных исследований. - Томск: Изд-во ТГУ. - 1971. - С. 90-95.

8. Анализ отношений собственности как материальной основы сознания в трудах К.Маркса /У Общественное сознание. - Барнаул. - 1975. - С. 146-169.

9. К.Маркс о духовном производстве и языке как действительном сознании // Вопросы теории русского языка. -Новосибирск. - .1975. - С. 82-94 (в соавторстве).

10. Классики марксизма о соотношении категорий "труд", "процесс труда" и "производство" // Методологические проблемы исторического материализма. - Барнаул. -1976. - С. I07-III.

11. Анализ форм частной собственности в трудах классиков марксизма-ленинизма // Методологические проблемы исторического материализма. - Барнаул. - 1977. - С. 25-32.

12. Законы трудовой деятельности в материальном производстве // Вопросы философии. - 1977. - 3 6. - С. 170171.

13. Категория "производство материальной жизни" // Диалектика общественного развития в условиях научно-технической революции. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - С. 40.

14. Воспитательные функции лекции по марксистско-ленинской философии /'/ Содержание, формы и методы организации самостоятельной работы студентов по общественным

- наукам. - Барнаул: 1983. - С. 90-96.

15. Исходные условия превращения знаний в творческую активность сознания // Пути и условия формирования творчески активной личности учителя. - Барнаул: 1984. - С. 713 (в соавторстве).

16. Актуальные проблемы диалектики развития общества // Ежегодник Философского общества СССР. 1986. - М.: Наука, 1986. - С. 318-322.

17. Методологическое значение историзма объективных законов производства материальной кизни для исследования ускоренного развития общества // Ускорение социально-экономического развития и человеческий фактор (Философа Алтая 70-летию Великой Октябрьской социалист лческой революции а 50-летию Алтайского края). - Барнаул. - 1987. - С. 31-34.

18. Законы производства материальной лизни как законы практической деятельности нового поколения // Социальное развитие советского общества и молодежь: актуальные проблемы переориентации общественного сознания. Материалы все-, союзной конференции "ХХУП съезд КПСС и задачи ускорения социального развития Сибири" (Секция социологии молодежи и народного образования). - Барнаул, 1987. - С. 3-13.

/

г. Барнаул, и. о. «Полиграфист». Зак.З-^^Тнр.