автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Пантюхин, Александр Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в."

На правах рукописи

Пантюхин Александр Михайлович

ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 20-40-Е ГГ. XX В. (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬЯ И ТЕРЕКА)

Специальность 07.00.02 — «Отечественная история»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

2 8 НОЯ 2013

Ростов-на-Дону - 2013 005539895

005539895

Диссертация выполнена на кафедре истории России ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Калинченко Светлана Борисовна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», кафедра связи с общественностью Морозова Ольга Михайловна

кандидат исторических наук, доцент РГБУ «Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики», заместитель директора по науке Кратова Наталья Васильевна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная

педагогическая академия»

Защита состоится 25 декабря 2013 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.08 по историческим наукам при Южном федеральном университете по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 33, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, Д. 148).

Автореферат разослан « ¿3» ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент

Н. Е. Пуховская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Общественно-политическая актуальность темы исследования детерминирована резким повышением роли Православной церкви в жизни государства и общества на постсоветском пространстве. В советский период были заложены основные принципы светского государства, поэтому научное рассмотрение проблематики церковно-государственных отношений в разных аспектах жизни общества позволяет выстроить наиболее эффективные модели современного развития конфессиональной политики в Российской Федерации. Многостороннее научное изучение взаимоотношений государства и Русской православной церкви не может обойтись без рассмотрения особенностей этих процессов на Северном Кавказе. На Северном Кавказе обновленчество имело особенности, отличающие его от подобных явлений в других макрорегионах.

Актуальность темы исследования связана и с процессами этнокультурного характера, протекающими на Северном Кавказе. Поиск идентичности, характерный для северокавказского общества рубежа XX-XXI вв., тесно связан с религиозным фактором жизни. Помимо традиционных для Северного Кавказа православия и ислама, широкое распространение получили и деструктивные религиозные культы. Часть из них выстраивает свое вероучение вокруг понятия «обновленчество», вкладывая в него разное значение.

Научная актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации растет значение локальной истории. Многостороннее научное изучение взаимоотношений государства и Русской православной церкви не может обойтись без рассмотрения особенностей этих процессов на Северном Кавказе. Наличие значительного пласта архивных документов, не введенных ранее в научный оборот, открывает широкие возможности для исторического анализа идейных комплексов обновленчества и социальной жизни прихода.

Объект исследования — обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX века.

Предмет исследования — особенности обновленческого движения на Ставрополье и Тереке в контексте взаимоотношений Русской православной церкви и государственной власти.

Под понятием «обновленческое движение» понимаются процессы как вну-трицерковного характера, так и инициированные советской властью, связанные с попыткой приспособления церковной организации и внутренней жизни к революционным изменениям, с одной стороны, и использования этих попыток со стороны органов советской власти в тактических целях проведения собственной религиозной политики в 20-40-е гг. XX в. — с другой. В связи с первыми попытками приспособления церковной жизни еще к изменениям, связанным с первой российской революцией 1905—1907 гг. и Февральской революцией 1917 г. обусловлено обращение к предпосылкам формирования обновленческого движения, уходящим еще в период начала XX в.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ литературы позволяет разделить ее на группы по хронологическому принципу. Не-

обходимость анализа истоков и предпосылок формирования обновленческого движения детерминировала обращение к дореволюционной историографии проблемы. К ней относятся некоторые канонические исследования, затрагивающие вопросы, поднимаемые дореволюционными обновленцами, а также труды, посвященные изучению проблем религиозно-философских разработок начала XX в., церковных реформ и свободы вероисповеданий в России Ч

Историография советского периода представлена религиоведческими исследованиями, посвященными роли Православной церкви в советском обществе. Раннесоветские религиоведческие исследователи в своих трудах выдвигали положение о церковной реформации как смене политических убеждений в Церкви, которая постепенно должна привести к распаду Православной церкви 2. Исследователи второй половины 1930-х гг. перестали выделять обновленцев даже как внутрицерковное течение, представляя Церковь классовым врагом советского государства3. В основе концепций, выдвигаемых ранними эмигрантскими исследователями 20-40-х гг. XX в. лежит мысль о несоответствии воплощения религиозной политики советской власти декларациям, а также понимание, что неканоническое управление Церковью в синодальный период привело к расколу4.

Позднесоветские религиоведческие труды отличаются общей обзорностью, обновленчество за редким исключением изучено в них крайне слабо. Исследователи выдвигали идею о попытках части духовенства приспособиться к советской модернизации общества для встраивания Церкви в новую общественную систему 5. Церковные исследователи советского периода рассма-

1 Бутырев Л., свяш. Наши сотрудницы // Ставропольские епархиальные ведомости. 1914. № 31. 3 августа; Мелыунов С. Церковь и государство в России (к вопросу о свободе совести). Сборник статей, 1. М„ 1907; Соколов В. Модернизм в Римско-католической и в нашей православно-русской Церкви. Сергиев Посад, 1908; Троицкий С. В. Второбрачие клириков. Спб., 1912; Холопов И. Идеология церковной реформы. Киев, 1916; Юшкевич П. Новые веяния (очерки современных религиозных исканий). Спб., 1910.

2 Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М. - Л., 1926; Бонч-Бруевич В. Д. «Живая церковь» и пролетариат. М., 1923 ; Ярославский Е. О религии. М., 1958; Скворцов-Степанов И. И. О Живой церкви. М., 1922; Красиков П. А. На церковном фронте. М., 1923.

3 Абросенко К. П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938; Ансвенсул В. К. Церковь и гражданская война на Урале. Свердловск, 1937; Беляев В. Против контрреволюционной деятельности церковников. Л., 1939.

4 Возбудители раскола. Париж, 1927; Курдюмов М. Православие и большевизм // Путь. 1930. № 22; Вельямин А. П. Положение церкви в России // Свободная Россия. 1925. № 8; Стратонов И. Русская церковная смута 1921-1931 гг. Берлин, 1932; Демидов И. Русская православная церковь в беженском рассеянии // Свободная Россия. 1924. № 5; Тимашев Н. С. Церковь и советское государство // Путь. 1928. № 10; Таль-берг Н. Д. Церковный раскол. Париж, 1927.

5 Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1987; Красников Н. П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Кры-

тривали обновленчество как политику захвата церковной власти6. Историки-эмигранты полагали, что обновленчество является одним из элементов антирелигиозной политики советской власти 7. В немецкой историографии новейшей истории Русской церкви сложилось мнение об обновленчестве как естественном процессе развития в рамках христианской философской мысли христианско-социалистических идей, характерном в первой половине XX в. для большинства стран Европы 8.

Переходом историографии от советской к постсоветской в период перестройки следует считать пересмотр прежних концепций. Светские российские и американские исследователи 1990-х гг. и церковные историки связывали обновленчество с антирелигиозной политикой советской власти 9. Взаимосвязь

велев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982; Корзун М. С. Русская православная церковь: 1917-1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987; Курочкии П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Плаксин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах: Трифонов И. Я. Раскол в Русской православной церкви (1922-1925 гг.) // Вопросы истории. 1972. № 5; Шейнман М. М. Обновленческое течение в Русской православной церкви после Октября // Вопросы научного атеизма. М., 1966. № 2; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970.

6 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в русской церкви // «Обновленческий» раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002; Губонин М. Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб., 1994; Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007; Боровой В., прот. Социальная проблематика в русском богословии // Журнал Московской патриархии. 1987. № 9; Глухов И. Патриарх Сергий и его деятельность // Журнал Московской патриархии. 1967. № 2; Шабатин И. Русская церковь в 1917-1967 гт. // Журнал Московской патриархии. 1967. № 10.

7 Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958; Криптон К. Защита канонов православия. 1922-1925 // Вестник РСХД. 1979. № 128; Регельсон JT. Трагедия русской церкви, 1917-1945. Paris, 1977; Реслер Р. Церковь и революция в России. Патриарх Тихон и советское государство. Кельн — Вена, 1969.

8 Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12; Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995.

9 Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002; Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991; Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории. 1993. № 8; Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002; Рослоф Э. Советское правительство и обновленческий раскол в Русской православной церкви (1922—1923 гг.) // История России: диалог российских и американских историков : материалы российско-американской научной конференции. Саратов, 1992; Буфеев К., свящ. Патриарх Сергий, обновленчество и не-

обновленческого движения и движения христианских социалистов подчеркивали исследователи О. В. Останина, И. В. Симонов, В. П. Сидоров, Д. В. По-спеловский 10. Связывали обновленчество с церковным реформаторством исследователи М. В. Шкаровский, Г. Шульц, Л. Дестивель ".

На рубеже XX-XXI вв. широкое распространение в исторической науке получили исследования истории обновленческого раскола и взаимоотношений органов советской власти и Православной церкви в региональном аспекте. Исследователи обратили внимание на культурно-географический фактор, а также региональную специфику идейного развития обновленчества 12. Иссле-

состоявшаяся реформация Русской церкви XX века// Благодатный огонь. 2001. № 6; Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы. СПб., 2006; Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви. 1900-1927. СПб., 2002; Степанов (Русак) В., свящ. Свидетельство обвинения. М., 1998. Т. 1; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997 и др.

10 Останина О. В. Обновленчество и реформаторство в Российской православной церкви в начале XX века : дис. ... канд. философ, наук. Л., 1991; Сидоров В. П. Христианский социализм в России в конце XIX - начале XX века: философско-религиоведческие очерки. Череповец, 1995; Симонов И. В. Анализ особенностей социально-идеологической деятельности Русской Православной церкви в начале XX века: дис. ... канд. философ, наук. Л., 1993; Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1 и др.

11 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 гг. М., 2005; Schulz G. Das Landeskonzil der Ortodoxen Kirchein in Rußland 1917-1918 - ein unbekan-nets Reformpotetial. Gottingen, 1995; Шульц Г. 1914-1918 гт. как поворотный пункт в церковной истории России //Церковно-исторический вестник. 2001. № 8; Дестивель Л. Поместный Собор Русской православной церкви 1917-1918 гг. и принцип соборности : автореф. дис. ... канд. философ, наук. СПб., 2007.

12 Булавин М. В. Взаимоотношения государства и православной церкви в России (на примере Урала) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000; Головуш-кин Д. А. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви в 1905-1925 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2002; Головушкин Д. Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века. СПб. : Политехника-сервис, 2009; Горбачев Д. А. Донская Голгофа: (советская власть и Русская Православная Церковь Дона 1917-1923 гт.). Ростов-н/Д : Ростиздат, 2007; Ишкуватова Л. М. Обновленческое движение в истории Русской Православной Церкви на Урале в 1905-1929 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Магнитогорск, 2010; Коголь Т. Н. Русская Православная церковь и государство 1917-1927 гг. (наматериалах Западной Сибири) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1995; Лавринов В. В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007; Михайлов С. В. Государство и церковь (Архангельский Север) 1918-1929 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 1998; Паламарчук А. В. Исторический опыт взаимоотношения государства и церкви Юго-Восточной Сибири (1920-1930-е гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2002; Разумов Д. С. Анти-

дователи А. М. Катаев, С. Г. Петров, А. С. Степанов, Н. В. Шабалин, С. П. Ше-стаков рассматривали обновленческое движение как один из инструментов антирелигиозной политики советской власти 13.

Как уже отмечалось, обновленческое движение на Северном Кавказе имело свои особенности, однако в обобщающих трудах по истории региона обновленчество не рассматривалось вовсе 14.

Исследователи Н. С. Струполева, Т. А. Павленко, М. Ю. Данилюк и митрополит Гедеон (Докукин) рассматривали процессы, связанные с либерализацией церковной жизни на Северном Кавказе в начале XX в.15 Исследователи

церковная политика советской власти. 1921-1929 гг. (По материалам Верхнего Поволжья) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1997 и др.

13 Катаев А. М. Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943-1949 годах // Вестник церковной истории. М., 2006. № 1; Катаев А. М. Московская Патриархия и церковные разделения за рубежом и в СССР в 1922-1946 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2006; Петров С. Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г. // История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-1933 гг.) : материалы конференции, г. Сэнтендре (Венгрия), 13—16 ноября 2001 г. Петрозаводск, 2002; Степанов А. С. Обновленческий раскол как средство антицерковной политики советской власти в 1922-1923 гг.: дис____канд. ист. наук. М., 2005; Шабалин Н. В. Русская

Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых-пятидесятые годы XX века. Киров, 2004; Шестаков С. П. Расколы в Русской Православной Церкви в 1924-1926 гг. в контексте госз'дарственно-церковныхотношений : дис. ... канд. ист. наук. М., 2006 и др.

14 История городов и сел Ставрополья : краткие очерки / науч. ред. проф. Д. В. Конура и проф. А. А. Кудрявцев. Ставрополь : Кн. изд-во, 2002; История Ставропольского края от древних времен до 1917 года/ А. В. Найденко, И. М. Назарова, В. А. Колесников и др. Ставрополь : СКИПКРО, 1996; Край наш Ставрополье: Очерки истории / науч. редакторы проф. Д. В. Кочура и проф. В. П. Невская. Ставрополь : Шат-гора, 1999; Краснов Г. Д. Ставрополь на Кавказе. Исторический очерк. Ставрополь : Кн. изд-во, 1957; Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь : Кн. изд-во, 1949; Памятники истории и культуры Ставрополья / авт.-сост.: В. Г. Остапенко, В. В. Госдан-кер, Н. А. Охонько. Ставрополь : Ставропольский фонд культуры, 1993; Шацкий П. А., Муравьев В. Н. Ставрополь. Исторический очерк. Ставрополь : Кн. изд-во, 1977; История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе : Ир, 1987; Кучиев В. Д. История Осетии. XX век. Владикавказ : Ир, 2011; Тотоев М. С. и др. История Северо-Осетинской АССР (советский период). Орджоникидзе, 1966; История Кабардино-Балкарии / под ред. проф. Т. X. Кумыкова. Нальчик, 1989; История КБАССР. М., 1967; Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967; Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967; История Дагестана с древнейших времен до наших дней : в двух томах / ред. А. И. Османов. М.: Наука, 2004.

15 Данилюк М. Ю. Роль Русской Православной Церкви в политике России в Дагестане во второй половине XVIII —начале XX века : дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2008; Струполева Н. С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX -начале XX вв.: социальные функции и духовная жизнь: дис.... канд. ист. наук. Ставрополь, 2007; Павленко Т. А. Бунты ставропольских семинаристов (опыт реконструкции культурного кода протестной акции) // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 2 и др.

Н. Ю. Беликова и Т. А. Колосовская выдвигали положение об обновленчестве на Ставрополье как процессе модернизации религии, имевшем свои региональные особенности. По их мнению, 20-е гг. XX в. - время системной модернизации ставропольского общества, в т. ч. и религиозной составляющей16. В Северной Осетии исследователи А. А. Горобец и игумен Андрей (Мороз) отстаивали мысль о формировании обновленческого движения из малограмотного духовенства, не отличавшегося высокой нравственностью 17. Исследователи С. А. Хабулова, А. А. Горобец и И. А. Гиоева отмечали, что органы государственной власти для формирования в Северной Осетии обновленческого движения задействовали традиционалистские, автономистские и националистические воззрения части верующих 18.

Карачаево-черкесские исследователи Е. В. Кратов и Н. В. Кратова полагали, что обновленческий раскол на Северном Кавказе был инспирирован ГПУ для упрощения возможностей выстраивания государственно-церковных отношений с православным населением региона в рамках идеологии РКП(б) 19.

Исследователи М. В. Шкаровский, А. Беглов, С. И. Линец и Е. А. Макарова выдвинули положение о немецко-фашистской оккупации как одном из ключевых факторов ликвидации обновленческого раскола на Ставрополье 20. Частично с ними согласен церковный историк священник Е. Н. Шишкин, добавляя в качестве факторов изменение государственной религиозной полити-

16 Беликова Н. Ю. Православная Церковь и государство на Юге России (конец

XIX - первая треть XX вв.) : монография. Краснодар, 2004; Беликова Н. Ю. Эволюция Русской Православной Церкви в период постреволюционной модернизации России в 20-30-е гг. XX в. (на материалах Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области) : дис. ... канд. ист. наук. Армавир, 2002; Колосовская Т. А. Государственно-конфессиональные отношения на Ставрополье в конце XIX - первой трети XX вв.: историко-правовой аспект : дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2002 и др.

17 Горобец А. А. История Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2004; Андрей (Мороз), иг. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006.

18 Горобец А., Киреев Ф. Страсти по Александру (о протоиерее Владикавказской епархии А. А. Малиновском) // Северная Осетия: история и современность. Владикавказ, 2000. Вып. 5; Гиоева И. А. Русская Православная Церковь в истории Северной Осетии.

XX - нач. XXI в. : дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2005; Хабулова С. А. Весь мир мой храм: поликонфессиональный Владикавказ в XX веке. Владикавказ, 2005.

19 Кратов Е. В., Кратова Н. В. Православие и русское сектантство в СевероКавказском крае (1924-1934 гг.) // Вестник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований. Черкесск, 2004. Вып. 3 - Общественные науки.

20 Беглов А. Последний бой обновленцев. Эпизоды воссоединения с Патриаршей Церковью в 1944-1946 гг. // Альфа и Омега. 2004. № 2 (40); Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943) : дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск, 2003; Макарова Е. А. Взаимоотношения государственных органов власти и Русской Православной Церкви в 1940-е гг. на территории Ставропольского края : дис— канд. ист. наук. Ставрополь, 2008.

ки в годы Великой Отечественной войны и антираскольничью деятельность архиепископа Антония (Романовского) в 1943-1945 гт.21

Анализируя историографию обновленческого движения на Ставрополье и Тереке, важно отметить, что остались неисследованными проблемы церковно-революционного движения начала XX в., эволюции обновленческих тенденций в регионе в первые два десятилетия XX в. и их влияния на формирование обновленческого раскола, обновленческой религиозной жизни и повседневности региона в 20-40-е гг., сравнительной характеристики местных особенностей обновленческого движения на Ставрополье и Тереке, деятельности обновленцев Ставрополья и Терека в условиях ужесточения антирелигиозной политики советской власти в 30-е гг., ликвидации обновленчества в Северной Осетии и других национальных образованиях Северного Кавказа, пережитков обновленческого сознания духовенства и верующих Ставропольской епархии во второй половине 40-х гг. XX в. Попытка анализа данной проблематики делается в данном диссертационном исследовании.

В данном исследовании «обновленческое движение» понимается как более широкое понятие, чем «обновленческий раскол», включающее в себя не только церковные реформы, осуществленные на практике, но и разноплановые обновленческие тенденции, направленные на адаптацию Церкви к современным реалиям. Обновленчество - религиозный феномен, который возник и получил развитие в Русской православной церкви в первой половине XX в. Он ориентирован на реформу вероучения, обрядности и организационной структуры и трансформацию социальной концепции Православной церкви. Исходя из этого, цель работы состоит в исследовании региональных особенностей формирования и эволюции обновленческого движения Русской православной церкви на Ставрополье и Тереке в контексте церковно-государственных взаимоотношений. Из цели вытекает необходимость решения следующих задач:

- проанализировать обновленческие тенденции в церковной жизни Ставрополья и Терека в начале XX в.;

- исследовать особенности формирования обновленческого движения региона;

- выявить местные особенности обновленческой идеологии;

- рассмотреть деятельность обновленцев региона в условиях антирелигиозной политики советской власти 20—30-х гг.;

- проанализировать особенности церковной жизни и повседневности обновленческого прихода на Ставрополье и Тереке;

- исследовать процесс ликвидации обновленчества в регионе.

21 Шишкин Е. Н. Кавказский свяценноисповедник митрополит Антоний (Романовский): жизнеописание. Ставрополь, 2006; Шишкин Е. Н. Митрополит Антоний (Романовский). Вехи жизненного пути // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России: материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2004; Шишкин Е. Ставропольская епархия в 1943 году // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии : материалы IX Минаевских чтений по археологии, этнографии и региональной истории Северного Кавказа (23-24 октября 2009 г.). Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009.

Хронологические рамки работы, 20-40-е годы XX века, определяются периодом функционирования обновленческого раскола Русской церкви на территории Ставрополья и Терека. Начальная дата определяется отделением обновленцев от Патриаршей церкви в 1922 г. Конечная дата хронологически связана с распадом обновленчества в середине 1940-х гг. и переходом обновленцев Северного Кавказа под омофор патриарха Алексия I. Развитие предпосылок формирования обновленческого движения в предреволюционные годы детерминировало обращение исследования к событиям начала XX в.

Территориальные границы исследования связаны с расположением приходов Ставропольской, Пятигорской и Владикавказской обновленческих епархий. До февраля 1921 г. они располагались на территории Ставропольской губернии и Терской области (с 1921 г. - губернии), с 1924 по 1937 г. входивших в состав Северо-Кавказского края с центром в г. Ростове-на-Дону. В январе 1934 г. край был разукрупнен, а центр перемещен в г. Пятигорск. С весны 1937 г. обновленческие приходы Ставрополья и Терека включали территорию Орджоникидзевского края, Кабардино-Балкарской и Осетино-Ингушской автономных республик. В январе 1943 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский.

Использование географического названия «Терек» обусловлено распространением православия южнее Ставрополья преимущественно в казачьих и осетинских населенных пунктах, расположенных вдоль одноименной реки и ее притоков.

Методологическую основу данного диссертационного исследования составило пересечение методологического инструментария исторической антропологии, социальной истории, этнопсихологии, религиоведения, религиозной истории, интеллектуальной истории, истории сознания и истории повседневности. Работа строится на принципах историчности и объективности.

Исследование построено на полидисциплинарности и междисциплинарном взаимодействии, основанном не только на использовании данных и методов других научных дисциплин, но и на интеграции на уровне объектов их научных интересов. Были задействованы идейно-биографический метод, метод конструирования социального бытия посредством культурной практики, общеисторические методы (историко-генетический и историко-сравни-тельный), метод антропологии, метод этнопсихологии — сравнительный анализ конкретно-исторических феноменов. Методология исследования дополняется функциональным, синхронистическим и типологическим методами.

Источниковая база. Диссертационное исследование опирается на широкий круг неопубликованных и опубликованных источников, условно разделенных на несколько групп. Первую группу составляют неопубликованные документы, извлеченные из федеральных и региональных архивов и музеев: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), государственных архивов Ростовской области (ГАРО, ЦДНИРО), Ставропольского края (ГАНИСК, ГАСК), Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА PCO - А, ЦГА ИПД PCO - А, ОРФ СОИГСИ), Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР, ЦДОДиП КЧР), архивов Ставропольского государственного историко-куль-

турного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (СГМЗ), Музея церковной истории и искусства Ставропольской митрополии (МЦИИ СМ) и личных архивов. В них содержатся личные дела священнослужителей и церковных деятелей, епархиальные документы, циркуляры, постановления, распоряжения, протоколы, планы работы, отчеты и письма. В диссертационном исследовании задействованы материалы более 250 дел, хранящиеся в 52 фондах государственных архивов и музеев. Большая часть выявленных документов введена в научный оборот впервые.

Вторую группу составили опубликованные документы: законодательные акты, нормативные акты и официальные документы органов государственной власти, общественных и религиозных организаций. Данный вид источника содержится в сборниках документов, приложениях научных монографий и отдельных публикациях. Эти пласты документов отражают положение Православной церкви в советском государстве, религиозную политику советской власти, взаимоотношения центральных и местных органов советской власти и Русской православной церкви, взаимоотношения православных религиозных организаций между собой.

Третью группу источников составила светская и церковная периодическая печать. Публикации, посвященные взаимоотношениям государственной власти и Церкви, церковной жизни, изъятиям церковных ценностей на Ставрополье и Тереке, позволили проникнуть в атмосферу изучаемого периода, проанализировать настроения церковных, общественных и политических деятелей, разобраться в особенностях местной обновленческой идеологии.

Публицистика как исторический источник представлена четвертой группой. Труды идеологов коммунистического движения, философов «нового религиозного сознания», государственных и церковных деятелей отражают представления участников изучаемых событий об обновленчестве. К пятой группе относятся источники личного происхождения, раскрывающие личное субъективное отношение участников анализируемых событий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются следующим:

- впервые был проведен комплексный анализ обновленческого движения региона как исторического феномена;

- обновленчество на Ставрополье и Тереке рассматривается не только как сообщество религиозных организаций, отколовшихся от Русской православной церкви, имеющих свою структуру и идеологию, но и как элемент интеллектуального пространства общества Ставрополья и Терека в 20-40-е гг. XX в.;

- впервые выявлена взаимосвязь ставропольского и терского церковно-революционного движения начала XX в. с обновленчеством;

- впервые показана специфика организационных форм и идеологии обновленческих групп региона;

- впервые показаны особенности повседневной жизни верующих-обновленцев Ставрополья и Терека;

— в научный оборот введено большое количество ранее не исследованных источников, преимущественно архивных документов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы органами государственной власти, занимающимися вопросами свободы совести и вероисповеданий. Органы управления Русской православной церкви могут задействовать результаты работы при анализе либерально-модернистских явлений современной церковной жизни и организации церковно-общественной жизни верующих. Результаты исследования могут быть использованы при формировании трудов по истории Церкви на Северном Кавказе, разработке учебных курсов по истории Северного Кавказа, церковной истории. Материалы диссертации нашли отражение в коллективном труде, подготовленном к организации церковно-общественного форума «Всемирного русского народного собора» в г. Ставрополе 22. Основные положения диссертационного исследования могут быть задействованы исследователями при изучении истории государственной религиозной политики советской власти на Ставрополье и Тереке, конфессиональных противоречий региона. Фактические данные об обновленческих религиозных организациях необходимы и при составлении путеводителей и справочников к архивным фондам.

В диссертации выдвигается ряд положений, выносимых на защиту:

— Обновленческое движение Русской православной церкви явилось апогеем процесса либерализации церковной жизни начала XX в. на Ставрополье и Тереке, растянувшегося на значительный период.

— Обновленчество — это не только совокупность религиозных организаций 20-40-х гг., отколовшихся от Православной церкви, но и уникальный идейный комплекс, объединяющий философские, исторические, богословские и социально-политические идеи и теоретические разработки, направленные на реформирование русского православия.

— Предшественниками обновленческого движения в регионе являлись сформировавшиеся к 1906 г. на Ставрополье церковно-революционные группы, а на Тереке — организованные к 1917 г. епископом Макарием (Павловым) новые «демократичные» органы церковного управления, соответствовавшие курсу так называемой «официальной реформации» В. Н. Львова.

— Раскол Русской православной церкви 1922 г. на Ставрополье и Тереке, как и везде по стране, стал логическим завершением процесса институ-ализации обновленческого движения и формирования так называемой «церкви приспособления к революции».

— Формированию обновленческого движения способствовали следующие факторы: либерализация церковной жизни, социальное расслоение верующих и духовенства, распространение в среде духовенства Ставрополья и Терека модернистских религиозно-философских идей, а также

22 История Ставропольской митрополии : очерк / текст: прот. М. Моздор, свящ. Е. Шишкин ; ред. коллегия: прот. В. Сафонов, прот. М. Моздор, диак. А. Пантюхин. Ставрополь : Изд-кий центр СтПДС, 2012. 48 с.

попытки приспособления к меняющейся общественно-политической обстановке в стране и регионе. Затрудняла распространение обновленческого движения в регионе миссионерская политика архиереев Северного Кавказа.

- На Ставрополье обновленческий раскол стал результатом религиозной политики советской власти, направленной на формирование слоя лояльного духовенства, готового проводить политику власти в церковной жизни.

- Церковная жизнь обновленческих приходов в регионе была построена на формальном исполнении канонов и противодействии органам церковной власти посредством советского религиозного законодательства.

- Под держка обновленческого движения на Ставрополье и частично на Тереке осуществлялась до середины 1930-х гг. и позднее, тогда как в целом в СССР - до 1926 г. В 1940-е гг. местные органы власти стремились к сохранению за обновленцами первенства в церковной жизни региона.

- Ликвидация обновленчества на Ставрополье и Тереке стала возможной только благодаря новому курсу религиозной политики государственной власти с 1943 г. После 1945 г. в регионе сохранились пережитки обновленческого сознания в церковной жизни и продолжались попытки уполномоченного по делам РПЦ создания из бывших обновленцев прослойки лояльного духовенства, проводящего политику советской власти в Церкви.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены автором на Международной научной интернет-конференции «Новая локальная история: хронотоп сельской и городской истории» (Ставрополь, 2008 г.), круглом столе к 90-летию Юго-восточного Русского Церковного собора «История Церкви в истории России» (Ставрополь, 2009 г.), научно-практической конференции «Общественные организации Юга России в контексте становления гражданского общества: история, проблемы и перспективы развития» (Ставрополь, 2009 г.), региональной научно-практической конференции «Великая Отечественная война в историческом знании и народной памяти» (Ставрополь, 2010 г.), и Всероссийской научной интернет-конференции «Новая локальная история: социальные практики и повседневная жизнь горожан и сельских жителей» (Ставрополь, 2010 г.); круглом столе «Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа», проходившем в рамках IV Свято-Игнатиевских чтений (Ставрополь, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность» (Владикавказ, 2012 г.); научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе» в рамках V Свято-Игнатиевских чтений (Ставрополь, 2013 г.). Диссертация обсуждена на кафедре истории России Северо-Кавказского федерального университета. Опубликованы научные статьи общим объемом 3,62 п. л.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснованы выбор проблемы и ее актуальность, определены объект и предмет исследования, хронологические, территориальные рамки. Содержится историографический анализ литературы, устанавливается состояние изученности темы. Поставлены цели и задачи исследования, сформулирована методологическая основа работы, охарактеризована источниковая база, раскрываются новизна исследования и практическая значимость.

Первая глава диссертации «Формирование обновленческого движения на Ставрополье и Тереке» состоит из двух параграфов. В главе рассматриваются предпосылки и причины появления обновленческого движения, его развитие и поэтапная институализация на Ставрополье и Тереке. В главе делаются выводы о формировании «церкви приспособления к революции» в три основных этапа, каждый из которых соответствовал революционным событиям и послереволюционным преобразованиям первой четверти XX в. Первый этап совпал с революцией 1905-1907 гг. и периодом нарастания революционной активности в 1914—1916 гг. Второй этап тесно связан с Февральской революцией, деятельностью Белых правительств периода Гражданской войны и демократизацией общественной жизни. Третий этап начался после Октябрьской революции и социалистических преобразований в советской России.

В первом параграфе «Предпосылки формирования обновленчества в регионе» анализируются предпосылки формирования обновленческого движения и условия государственной, общественной и церковной жизни, способствовавшие либерализации церковной жизни, выступившей одной из важнейших причин формирования обновленчества. Еще в XIX в. на Северном Кавказе начала формироваться особая модель церковной жизни. Православное духовенство, состоявшее из разнородных слоев населения, для противостояния натиску сектантов и иноверцев было вынуждено проводить широкую миссионерскую работу. К началу XX в. в убеждениях священнослужителей ясно стали прослеживаться хилиастические, христианско-социалистические и обновленческие идеи, тесно связанные друг с другом и частично базирующиеся на философии «нового религиозного сознания» (т.н. Серебряного века). Многие священники ассоциировали себя с армией борцов за чистоту православия. В эти же годы достигла апогея бунтарская деятельность студентов духовных семинарий, приобретшая профессиональный характер, а также некоторые предпосылки революционного движения духовенства. В церковной жизни Ставрополья и Терека переплелись два

начала: обмирщение церковной жизни и реформистские устремления либерально настроенного духовенства, поддержанные и адекватно воплощенные в жизнь епархиальным руководством. Именно деятельность епархиального руководства Ставропольской и Владикавказской епархий позволила замедлить процесс формирования обновленческого движения в регионе. Постепенное преодоление обмирщения соседствовало с ростом либеральных тенденций, что привело к взятию этих процессов под контроль путем умеренной либерализации церковной жизни региона сверху.

Факторы, влиявшие на складывание нового религиозного сознания, ставшего основой обновленчества в Северо-Кавказском регионе, отличались как от Московских и Петроградских, так и от других регионов страны. Обновленческие идеи начали проникать на Ставрополье и в Северную Осетию в начале XX в., но, в отличие от центральных регионов, на Ставрополье архиепископ Агафодор (Преображенский) в переработанном виде интегрировал их в развивающуюся систему миссионерства. Во время Гражданской войны наблюдались два взаимосвязанных процесса: во-первых, практически тотальное подчинение Ставропольской епархии ВВЦУ, контролировавшемуся белым движением; во-вторых, попытки подразделений РККА и местных органов советской власти взять под контроль духовенство и превратить его в идеологический орган советской власти среди верующих и организацию, обслуживающую религиозные нужды верующих коммунистов и красноармейцев.

Либеральные преобразования епархиальной власти сделали духовенство более независимым в своих действиях от правящего архиерея. Прерывание этого курса не позволило до конца сформироваться независимому типу духовенства, подчиняющегося только канонам и прямому церковному руководству. Религиозная политика противостоявших в Гражданской войне сторон сформировала у священнослужителей осознание себя некими вынужденными «прислужниками» власти, что окончательно подготовило переход к обновленческому расколу на Северном Кавказе.

Во втором параграфе «Институализация обновленческого движения на Ставрополье и Тереке в 1918-1923 гг.» рассматриваются государственно-церковные отношения в 1918-1923 гг. и обновленческий раскол как результат этих отношений. Изучаются основные этапы противостояния обновленчества с Патриаршей церковью, а также эволюция обновленческой идеологии под влиянием меняющейся исторической обстановки. С 1919 по 1922 г. различные обновленческие группы, уже в значительной степени обособившиеся от Патриаршей церкви, но еще не решившиеся на окончательный раскол, пытались организовать новую «советскую» Церковь, готовую на сотрудничество с советской властью. Это им удалось только в 1922-1923 гг. благодаря поддержке государственных органов. Раскол, а затем восстановление канонических органов церковной власти патриархом Тихоном стали началом упадка идейного обновленчества, лишившегося идеологической

базы из-за признания советской власти патриархом. В 1923—1926 гг. обновленцы были заняты попытками восстановления своего авторитета различными способами: частичное восстановление канонических основ, сотрудничество с восточными и схизматическими Православными церквами, компрометирование Патриаршей церкви.

С установлением советской власти на Ставрополье и национальных округах Северного Кавказа параллельно с секуляризацией церковной жизни усилилась политика формирования лояльного духовенства, используемого для нужд государственной власти. Обновленчество, как раскол лояльного советской власти духовенства, начало распространяться на Ставрополье и Тереке во второй половине 1922 г., но только в 1923 г. начались церковные реформы. В 1922 г. под влиянием изъятий церковных ценностей произошел раскол православного духовенства на «советское» и «реакционное», приобретший канонические формы под влиянием мощной агитации в пользу обновленческой группы «Живая церковь» в местной печати. В Пятигорской епархии, перешедшей в раскол, были легко реформированы органы церковной власти. На Ставрополье для насаждения раскола использовалось административное давление местных органов власти, а в Северной Осетии -психологическая игра на национализме и автономистских устремлениях местного духовенства.

В первой главе делаются выводы об интенсивном процессе формирования новых общественно-религиозных и религиозно-философских идеологических конструктов, направленных на решение проблем церковной жизни в начале XX в. Первая российская революция расколола духовенство на либерально-модернистское (обновленческое) и традиционалистское. В результате Февральской революции и функционирования белогвардейских республик из обновленческого движения выделились обновленцы «второй волны», стоявшие на республиканско-демократических позициях и выступавшие за перенесение демократических общественных институтов на церковную почву. С окончательным установлением советской власти выделилась группа обновленцев «третьей волны», участвовавшая в организации раскола. Органы власти, заинтересованные в создании прослойки лояльного духовенства в Церкви использовали обновленчество в своих политических целях.

Окончательная институализация обновленческого раскола на Ставрополье и Тереке произошла только в 1922-1924 гг. в зависимости от региональных общественно-политических и религиозных особенностей. В регионе сформировались три основных обновленческих центра (Ставрополье, Кавказские Минеральные Воды и Северная Осетия), имевших свои особенности процесса институализации и сложившихся форм обновленческого движения.

Вторая глава «Религиозная жизнь Ставрополья и Терека в 20-е - начале 40-х гг. XX в.» состоит из двух параграфов. В главе рассматривается религиозная политика советской власти на Ставрополье и Тереке в 1920-е -

начале 1940-х гг. и особенности церковной жизни региона того же периода в контексте обновленческого раскола Русской православной церкви.

В первом параграфе «Государственная религиозная политика в регионе» рассматриваются особенности отношения государственной власти в отношении Православной церкви на Ставрополье и Тереке. Делается подробный сравнительный анализ эволюции антирелигиозных мероприятий в Ставропольском и Терском округах, Карачаевской, Черкесской и СевероОсетинской автономных областях Северо-Кавказского края.

На Ставрополье и Тереке государственная религиозная политика в 1920-1941 гг. претерпела ряд изменений. В начале 1920-х гг. она была направлена на построение светского секуляризированного государства, с 1922 по 1929 г. можно наблюдать постепенное расширение принципов использования Церкви для государственных нужд. Религиозная политика на Ставрополье и Тереке в 1930-е гг. была основана на законодательстве 1929 г. и характеризовалась широким использованием административных мер против приходов и православного духовенства. В эти годы уже практически не делалось различий между Патриаршей и обновленческой церковью. С середины 1930-х гг. отмечались случаи репрессий против неугодного местной власти духовенства. Только в 1939-1941 гг. началось некоторое смягчение антирелигиозной политики советской власти на Ставрополье и Тереке.

Одним из главных инструментов государственной политики советской власти в отношении религии на Ставрополье и Тереке стало обновленчество. Обновленческий раскол на Северном Кавказе стал результатом полного подчинения православного духовенства местными органами советской власти, у представителей которых к началу 20-х гг. XX в. еще наблюдались пережитки религиозного сознания. Административные меры в отношении религиозных организаций сочетались с использованием обновленцев в подавлении оппозиционных настроений.

Во втором параграфе «Церковная жизнь Северного Кавказа в 20— 30-е гг. XX в.» рассматривается обновленческая приходская жизнь и повседневность верующих и священнослужителей Северного Кавказа. Особый упор в исследовании делается на рассмотрение изменений религиозной жизни в связи с новой религиозной политикой местной государственной власти и расколом Церкви.

С установлением на Ставрополье и Тереке советской власти, в связи с проведением реформ в области религиозного законодательства, изменились принципы управления приходом, а также подчинения приходов епархиальным органам церковной власти. На религиозной жизни отражались особенности управления в данной епархии. Например, на Ставрополье в 1923 г. была проведена обновленческая реформа и систематизация религиозной жизни, тогда как Кавказские Минеральные Воды отличались распространением «театрализованных» форм обновленческого богослужебного строя. В Северной Осетии и других горских регионах православная религиозная

жизнь была поставлена под жесткий административный контроль со стороны государства.

Изменения в приходском управлении нашли свое отражение в обновленческих реформах, направленных в первую очередь на обложение общин многочисленными поборами в пользу обновленческих органов церковной власти. На Ставрополье и Тереке широкое распространение получила практика отстаивания обновленческими приходами своих прав перед епархиальным руководством с помощью умелого манипулирования советским законодательством. Нередко епархиальные управления шли на уступки только для сохранения поступления средств с приходов.

Во второй главе делаются выводы о систематизации и формализации взаимного движения государственных органов, осуществляющих религиозную политику, и части православного духовенства в 1922-1923 гг. В 20-е гг. XX в. на Ставрополье и Тереке шло формирование новых принципов государственно-церковных отношений. Органы государственной власти сохраняли заинтересованность в лояльном духовенстве и религии, перестроенной по новым принципам. В первую очередь, государственные органы нуждались в поддержке своей религиозной политики со стороны самой Церкви и верующих, которых на Северном Кавказе было значительное количество. Частично эта политика была направлена на постепенное изживание религиозных чувств коммунистов и советских служащих. Процесс формирования лояльного «секуляризированного» православия фактически приобрел двухсторонний характер, так как в нем были заинтересованы как часть представителей государственной власти, так и часть православного духовенства.

Одной из мер государственной власти в отношении Православной церкви стала практика изъятия церковных ценностей в 1922 г., а также сопровождающая ее агитационная кампания, направленная на раскол верующих. В 20-30-е гг. мероприятия по изъятию церковного имущества проводились регулярно и были нацелены на все небогослужебное имущество. Антирелигиозная политика 20-30-х гг. сопровождалась местным экономическим умыслом в проводимых мероприятиях.

Реформирование системы епархиального управления обновленцами в 1922-1924 гг. сопровождалось, с одной стороны, нормализацией церковной жизни, ослаблением административного давления со стороны органов государственной власти, с другой стороны, захватом приходов и коммерциализацией приходской деятельности. Церковная жизнь 20-30-х гг. на Ставрополье и Тереке характеризовалась борьбой общин различных юрисдикций между собой, а также стремлением к использованию во внутрицерковных конфликтах советского религиозного законодательства.

В 1930-е гг. религиозная политика советской власти приобрела системный характер, основываясь на законодательстве 1929 г. В это время практически не делалось различий между юрисдикциями, а антицерковные мероприятия были построены на принципах местной экономической или общественно-политической выгоды.

Третья глава «Деятельность обновленцев на Ставрополье и Тереке»

состоит из двух параграфов. В ней анализируются проявления обновленческого движения на Северного Кавказа в 20-40-е гг. Ставрополье и Терек фактически стали вторым центром обновленчества в СССР, при этом имея свои особенности развития, обусловленные местной религиозной и национальной политикой советской власти.

В первом параграфе «Практика реализации обновленческих реформ в регионе в 20-е - первой половине 30-х гг. XX в.» рассматривается эволюция обновленческого движения на Ставрополье и Тереке в 20-е - первую половины 30-х гг. XX в. Это десятилетие стало временем расцвета обновленчества, укрепившегося благодаря трудам ОГПУ по сотрудничеству с лояльными конфессиональными направлениями для превращения религии в государственный инструмент воздействия на верующих. Обновленцы удерживали монополию в религиозной жизни Ставрополья с 1923 по 1925 г., Терека - с 1923 по 1929 гг. Противодействие духовенства, поддерживающего линию патриарха Тихона, подавлялось административными методами. Государственная поддержка обновленчества на Ставрополье и Тереке продолжалась все двадцатые годы. Раскол обновленчества на «синодальное» и «анархическое» и последовавший затем кризис последнего стали закономерным завершением оккультномистических поисков русской интеллигенции в условиях раннесоветского общества.

С 1929 г. в СССР началось резкое ужесточение государственной религиозной политики, направленной теперь не только против Патриаршей церкви, но и любых религиозных организаций вообще. В противовес обновленцам, в Патриаршей церкви создана «новообрядческая» система для возвращающихся в каноническое подчинение митрополиту Сергию (Страгородскому) обновленцев, выступавших за литургическую реформу Православной церкви. На Ставрополье и Тереке отмечалось постепенное ослабление православной религиозной жизни, сопровождавшееся серьезным административным давлением на Церковь и репрессивными воздействиями на неугодных представителей духовенства. При этом сохранялась поддержка обновленчества местными органами государственной власти в рамках советского религиозного законодательства.

Во втором параграфе «Кризис обновленческого движения во второй половине 30-х - 40-е гг. XX в.» рассматривается обновленческое движение периода антирелигиозных мероприятий второй половины 30-х гг. и в 40-е гг. XX в., характеризовавшиеся закатом обновленчества на Ставрополье и Тереке, анализируются причины отказа государственной власти от поддержки обновленчества и рассматриваются рецидивы обновленческого сознания в ново-сформированной Ставропольской и Бакинской епархии.

В 30-е гг. XX в. обновленцы сохранили частичное влияние на верующих благодаря сложившемуся восприятию раскола как противостоянию двух равноправных частей одной Православной церкви, а также малочисленности

легально действующих православных приходов. Ударом по обновленчеству стало сворачивание идейно-реформаторского начала.

В 1940-е гг. обновленческие лидеры безуспешно начали искать пути выхода из кризиса, поразившего обновленческое движение в 1930-е гг. и усугубившегося отказом государственной власти СССР от поддержки обновленцев. 40-е гг. XX в. стали периодом окончательного заката обновленчества на Ставрополье и Тереке. На Ставрополье тяжелый урон обновленчеству был нанесен не только государственной властью после 1943 г., но и немецко-фашистскими оккупантами. Обновленчество на Северном Кавказе, при слабой идеологической базе, практически до 1945 г. оставалось сильным организационно. Полный распад стал возможен только благодаря умелым действиям архиепископа Антония (Романовскому) по преодолению раскола и сдаче обновленческим митрополитом Василием Кожиным своих позиций.

Попытки возродить обновленчество в 1940-е гг. были детерминированы страхом потерять возможность священнослужения для духовенства неканоничного поставления или находящегося под прещениями и заключались в формировании ряда проектов, связанных с соглашениями с другими конфессиями. Во второй половине 40-х гг. обновленчество распалось как идейный комплекс на ряд идейных направлений, практически не связанных друг с другом.

В третьей главе делаются выводы о полной зависимости обновленцев от воли властей в 1930-е гг. В эти годы уже практически не делалось различий между Патриаршей и обновленческой церковью. 40-е гг. XX в. стали временем окончательного заката обновленчества на Ставрополье и Тереке. На Ставрополье тяжелый урон обновленчеству был нанесен не только государственной властью после 1943 г., но и немецко-фашистскими оккупантами. Обновленчество на Северном Кавказе, при слабой идеологической базе, практически до 1945 г. оставалось сильным организационно. Одним из фундаментов сильной организации обновленцев на Северном Кавказе стала личность митрополита Василия Кожина. Вслед за прекращением деятельности обновленческой религиозной организации сохранились обновленческие методы воздействия на Церковь и многочисленные пережитки и рецидивы обновленческого сознания.

В заключении подведены основные итоги исследования и сформулированы выводы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Панпохин А. М. Обновленческое движение Русской Православной Церкви в Северо-Кавказском крае во второй половине 1920-х годов //

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. №5 (11). Ч. II. С. 136-138.

2. Пантюхин А. М. Реализация религиозной политики советской власти на Ставрополье и Тереке в 1917-1929 гг. // Известия Алтайского государственного университета. Серия: история, политология. Барнаул, 2010. № 4/2 (68/2). С. 174-177.

3. Пантюхин А. М. Формирование обновленческой идеологии на Северном Кавказе в первой четверти XX века (на примере Ставрополья) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 4. С. 44—48.

Работы, опубликованные в других научных изданиях:

1. Пантюхин А. М. Взаимоотношения обновленческих организаций Северного Кавказа с государственной властью в начале XX века // Общественные организации Юга России в контексте становления гражданского общества: история, проблемы и перспективы развития : материалы региональной научно-практической конференции 15—16 октября 2009 г. Ставрополь, 2009. С. 84-89.

2. Пантюхин А. М. Практика антирелигиозной работы органов советской власти на Ставрополье и Тереке во второй половине 1920-х — первой половине 1930-х гг. // Аюуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе : материалы V Международных Свято-Игнатиевских чтений, г. Ставрополь, 14 мая 2013 г. Ставрополь : Изд-кий центр СтПДС, 2013. С. 199-206.

3. Пантюхин А. М. Изменение положения обновленческого раскола Русской Православной Церкви на Тереке в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война в историческом знании и народной памяти : материалы региональной научно-практической конференции. 20-21 октября 2010 г. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2010. С. 152-157.

4. Пантюхин А. М. Крестный путь Андреевского собора г. Ставрополя после проведения Юго-Восточного русского церковного собора // Седьмые Прозрителевские чтения : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. 22-23 ноября 2012 г. С. 70-73.

5. Пантюхин А. М. Либерально-реформистские тенденции в церковной жизни Северной Осетии начала XX в. // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа : материалы IV Свято-Игнатиевских чтений, г. Ставрополь, 11-12 мая 2011 г. Ставрополь : Изд-кий центр СтПДС, 2012. Вып. II. С. 226-237.

6. Пантюхин А. М. Либеральные тенденции в церковной жизни Ставрополья в 1905-1917 гг. // Актуальные проблемы отечественной и зарубеж-

ной истории в работах молодых исследователей : сборник материалов. Вып. 1. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2010. С. 50-54.

7. Пантюхин А. М. Обновленческий Ленинградский высший богословский институт // Zprävy vedecke ideje - 2008. Materiäly IV mezinärodni vëdecko-prakticka konference. Historie, filosofie. Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2008. T. 9. C. 7—10.

8. Пантюхин А. M. Рецидивы обновленческого раскола Русской православной церкви на Северном Кавказе и их преодоление во 2-й половине 40-х гг. XX в. // Религия в истории народов России и Центральной Азии : материалы Всероссийской с международным участием конференции, посвященной 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. С. 190-194.

9. Пантюхин А. М. Рождение обновленческого движения Русской Православной Церкви // Aktualne problemy nowoczesnych nauk — 2008. Materialy IV mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Historia, filozofia, politologija. Przemysl: Nauka i studia, 2008. T. 16. C. 3—7.

Подписано в печать 13.11.2013. Формат 60x84 '/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100. Заказ № 520.

Отпечатано в типографии шдательско-полиграфического комплекса СтГАУ «АГРУС», г. Ставрополь, ул. Пушкина, 15.

 

Текст диссертации на тему "Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в."

Северо-Кавказский федеральный университет

На правах рукописи

04201455142

Пантюхин Александр Михайлович

Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX в.

(на материалах Ставрополья и Терека)

07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, проф. Калинченко С.Б.

Ростов-на-Дону - 2013

Содержание:

Введение .................................................................................... 3

Глава I - Формирование обновленческого движения на Ставрополье и Тереке .......................................................................................... 29

1.1. Предпосылки формирования обновленчества в регионе..................29

1.2. Институализация обновленческого движения на Ставрополье и Тереке в

1918-1923 гг............................................................................... 51

Глава II - Религиозная жизнь Ставрополья и Терека в 20-е - начале 40-х гг. XX в........................................................................................ 83

2.1. Государственная религиозная политика в регионе ........................ 83

2.2. Церковная жизнь Северного Кавказа в 20-30-е гг. XX в................ 107

Глава III - Деятельность обновленцев на Ставрополье и Тереке ......... 133

3.1. Практика реализации обновленческих реформ в регионе в 20-е - первой половине 30-х гг. XX в................................................................ 133

3.2. Кризис обновленческого движения во второй половине 30-х - 40-е гг. XX

в........................................................................................... 150

Заключение ........................................................................... 177

Приложения ........................................................................... 190

Список источников и литературы ............................................. 209

Источники .............................................................................. 209

Литература .............................................................................. 236

Введение

Актуальность темы исследования детерминирована резким повышением роли Православной церкви в жизни государства и общества на постсоветском пространстве. Расширение участия Русской православной церкви в социальной, воспитательной и иных сферах жизни общества, в сотрудничестве с органами государственной власти всех уровней актуализирует рассмотрение опыта прошлого. Именно в послереволюционный период были заложены основные принципы светского государства, поэтому научное рассмотрение проблематики церковно-государственных отношений в разных аспектах жизни общества позволяет выстроить наиболее эффективные модели современного развития конфессиональной политики в Российской Федерации. В настоящее время проходит процесс переосмысления роли Церкви как в государственной, так и общественной жизни, что придает общественно-политическую актуальность теме исследования.

Актуальность темы исследования связана с процессами этнокультурного характера, протекающими на Северном Кавказе. Поиск идентичности, характерный для северокавказского общества рубежа ХХ-ХХ1 вв., связан с религиозным фактором жизни. Помимо традиционных для Северного Кавказа православия и ислама широкое распространение получили и деструктивные религиозные культы. Часть из них выстраивает свое вероучение вокруг понятия «обновленчество», вкладывая в него разное значение. Деятельность некоторых деструктивных сил прямо направлена на раскол верующих по принципу отношения к событиям истории церковно-государственных отношений в эпоху 20-40-х гг. XX в.

Научная актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации растет значение локальной истории. Многостороннее научное изучение взаимоотношений государства и Русской православной церкви не может обойтись без рассмотрения особенностей этих процессов на Северном Кавказе. На Северном Кавказе обновленчество имело свои особенности, зна-

чительно отличающие его от подобных явлений в других макрорегионах. Важно проследить идеологические основы обновленчества на Ставрополье и Тереке и изучить характер приходской жизни в условиях внутрицерковной борьбы, сопровождающейся вмешательством государства в религиозную жизнь общества. Появление новых научных подходов способствует всестороннему анализу этих явлений в рамках локальной истории.

Наличие значительного пласта архивных документов, пока еще не введенных в научный оборот, открывает широкие возможности для исторического анализа идейных комплексов обновленчества и социальной жизни обновленческого прихода.

Объект работы - Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-е - 40-е гг. XX века.

Предмет данного исследования - особенности обновленческого движения на Ставрополье и Тереке в контексте взаимоотношений Русской православной церкви и советской власти.

Под понятием «обновленческое движение» понимаются процессы как внутрицерковного характера, так и инициированные советской власти, связанные с попыткой приспособления церковной организации и внутренней жизни к революционным изменениям с одной стороны, и использования этих попыток со стороны органов советской власти в тактических целях проведения собственной религиозной политики в 20-40-е гг. XX в. В связи с первыми попытками приспособления церковной жизни еще к изменениям, связанным с первой российской революцией 1905-1907 гг. и Февральской революцией 1917 г. обусловлено обращение к предпосылкам формирования обновленческого движения, уходящим еще в период начала XX в.

Хронологические рамки работы, 20-40-е годы XX в., определяются

периодом функционирования обновленческого движения Русской Церкви на

территории Ставрополья и Терека. Начальная дата определяется институали-

зацией обновленчества в начале 1920-х гг. Конечная дата хронологически

связана с распадом обновленчества в середине 1940-х гг. и переходом обнов-

4

ленцев Северного Кавказа под омофор патриарха Алексия I. Наличие предпосылок развития обновленческого движения в предреволюционный период детерминировало обращение исследования к событиям начала XX в.

Территориальные границы исследования связаны с расположением приходов Ставропольской, Пятигорской и Владикавказской обновленческих епархий. До апреля 1921 г. они располагались на территории Ставропольской губернии и Терской области, в июле 1918 г. на короткий срок вошедших в состав Северо-Кавказской Советской республики, уничтоженной Белыми войсками и позднее не восстановленной. В апреле 1921 г. Терская область была преобразована в Терскую губернию. В феврале 1924 г. Ставропольская и Терская губернии вошли в состав Северо-Кавказского края, а в октябре 1924 г. они были преобразованы в округа. В августе 1930 г. Ставропольский и Терский округа были упразднены с подчинением их непосредственно краевому центру - Ростову-на-Дону. После разукрупнения края в январе 1934 г., они включали территорию Северо-Кавказского края (с центром в Пятигорске). С весны 1937 г. обновленческие приходы Ставрополья и Терека включали территорию Орджоникидзевского края, Кабардино-Балкарской и Осетино-ингушской автономных республик. В январе 1943 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский, а в октябре из его состава была выведена Карачаевская автономная область. Осетино-ингушская автономная республика преобразована в Северо-Осетинскую автономную республику. В 2010 г. эти территории составили Северо-Кавказский федеральный округ.

Использование географического названия Терек обусловлено распространением православия южнее Ставрополья преимущественно в казачьих и осетинских населенных пунктах, расположенных вдоль одноименной реки и ее притоков.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ литературы позволяет разделить ее на группы по хронологическому принципу. Необходимость анализа истоков и предпосылок формирования обновленческого

движения детерминировала обращение к дореволюционной историографии

5

проблемы. К ней относятся некоторые канонические исследования, затрагивающие вопросы, поднимаемые дореволюционными обновленцами. Сборник статей С. Мельгунова посвящен изучению истории свободы вероисповеданий в России1. Большой научный интерес представляет капитальный труд C.B. Троицкого, рассматривающий на основе канонических норм вопрос о второ-брачии белого духовенства . Обзорная работа П. Юшкевича посвящена религиозно-философским разработкам начала XX в.3, что позволяет проследить оценку философско-обновленческой мысли глазами современников. В.А. Соколов и И.Д. Холопов рассматривали идеологию обновленчества как развитие христианской мысли под влиянием западных заимствований4.

Историография советского периода представлена религиоведческими исследованиями, посвященными роли Православной церкви в советском обществе. Можно выделить два основных периода советской историографии: 20-30-х и 60-80-х гг., отличающиеся концептуальными положениями и оценками. Партийные идеологи и советские политические деятели В.Д. Бонч-Бру-евич, Е.М. Ярославский, П.А. Красиков, A.B. Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов, И.В. Боговой, B.C. Рожицын в своих трудах выдвигали положение

0 церковной реформации как смене политических убеждений в Церкви, которая постепенно должна привести к распаду Православной церкви5. Исследователи второй половины 1930-х гг. В.К. Ансвенсул, К.П. Абросенко, В. Беляев перестали выделять обновленцев даже как внутрицерковное течение, представляя Церковь классовым врагом советского государства6.

Идеологи обновленчества Б.В. Титлинов, А.И. Введенский, Н.Ф. Платонов, А. Адамов выдвигали идею о развитии обновленчества с начала XX в.

1 Мельгунов С. Церковь и государство в России (к вопросу о свободе совести). Сборник статей, 1. М., 1907

2 Троицкий С. В. Второбрачие клириков. СПб., 1912

3 Юшкевич П. Новые веяния (очерки современных религиозных исканий). СПб., 1910

4 Соколов В. Модернизм в Римско-католической и в нашей православно-русской Церкви. Сергиев Посад, 1908 ; Холопов И. Идеология церковной реформы. Киев, 1916

5 Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М.-Л., 1926 ; Бонч-Бруевич В. Д. «Живая церковь» и пролетариат. М., 1923 ; Ярославский Е. О религии. М., 1958 ; Скворцов-Степанов И. И. О Живой церкви. М., 1922 ; Красиков П. А. На церковном фронте. М., 1923

6 Абросенко К. П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938 ; Ансвенсул В. К. Церковь и гражданская война на Урале. Свердловск, 1937 ; Беляев В. Против контрреволюционной деятельности церковников. Л., 1939

и принятии обновленцами Октябрьской революции в связи с ее перерастанием в социально-освободительное движение, якобы традиционное для христианства1. В основе концепций, выдвигаемых ранними эмигрантскими исследователями 20-40-х гг. XX в. М. Курдюмовым, А.П. Вельямином, И. Страто-новым, И. Демидовым, Н.С. Тимашевым, Н.Д. Тальбергом лежит мысль о несоответствии практического воплощения религиозной политики советской власти декларациям, а также понимание, что неканоническое управление Церковью в т.н. синодальный период привело к расколу. Революция стала лишь толчком к схизме2.

Труды советских религиоведов 60-80-х гг., позиционирующих себя как представителей направления «научный атеизм», отличаются общей обзорностью, обновленчество изучено в них крайне слабо. Н.С. Гордиенко, Н.П. Красников, И.А. Крывелев, М.С. Корзун, П.К. Курочкин, Р.Ю. Плаксин, И.Я. Трифонов и М.М. Шейнман выдвигали мысль о попытках части духовенства приспособиться к советской модернизации общества для гармоничной интег-

о

рации Церкви в новую общественную систему . Единственный труд периода, в котором были систематизированы введенные на тот момент в научный обо-

1 Введенский А. И. Революция и церковь. Пг., 1922 ; Введенский А. И. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России в 1918-1922 гг.). М., 1923 ; Платонов Н. Ф. Православная церковь в 1917-1935 гг. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.-Л., 1961. Т. V ; Платонов Н. Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг.) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.-Л., 1960. Т. IV ; Адамов Д. Политическое обоснование церковного обновленчества. Воронеж, 1925 ; Титлинов Б. В. Новая церковь. Пг.-М., 1923 ; Титлинов Б. В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924 ; Титлинов Б. В. Историческое обоснование обновленческого движения. Самара, 1926 ; Борьба за мир в церкви (Обновление церкви). Самара, 1926 ; Смысл обновленческого движения в истории. Самара, 1926

2 Возбудители раскола. Париж, 1927 ; Курдюмов М. Православие и большевизм // Путь. 1930. № 22 ; Велья-мин А. П. Положение церкви в России // Свободная Россия. 1925. № 8 ; Стратонов И. Русская церковная смута 1921-1931 гг. Берлин, 1932 ; Демидов И. Русская православная церковь в беженском рассеянии // Свободная Россия. 1924. № 5 ; Тимашев Н. С. Церковь и советское государство // Путь. 1928. № 10 ; Тальберг Н. Д. Церковный раскол. Париж, 1927

3 Гордиенко Н. С. Христианство и Русь. М., 1988 ; Его же. Современное православие. М., 1968 ; Его же. Эволюция русского православия (20-80-е гг. XX ст.) // Научный атеизм. М., 1984. № 1 ; Красников Н. П. Русское православие, государство и культура // Научный атеизм. М., 1989. № 12 ; Его же. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988 ; Крывелев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982 ; Корзун М. С. Русская православная церковь: 1917-1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987; Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Плаксин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны. Л., 1987; Трифонов И. Я. Раскол в Русской православной церкви (1922-1925 гг.) // Вопросы истории. 1972. № 5; Шейнман М. М. Обновленческое течение в Русской православной церкви после Октября // Вопросы научного атеизма. М., 1966. № 2. Модернизация религии в современных условиях

рот факты об обновленчестве - монография A.A. Шишкина1. По его мнению, обновленчество - это попытка части духовенства вывести православие 20-х гг. XX в. из состояния общецерковного кризиса.

Диаметрально противоположные концепции выдвигались в церковной и зарубежной историографии позднесоветского периода. В этих работах выдвигается мысль о предательстве обновленческой иерархией канонического церковного руководства и заинтересованности государственной власти в распространении обновленчества. Наиболее известен труд, авторство которого оспаривали А.И. Кузнецов и епископ Сергий (Ларин), бывший обновленец2. В работе выдвигается положение о важной роли лидера северокавказских обновленцев митрополита Василия Кожина в обновленческой иерархии 40-х гг. XX в. Церковный документовед М.Е. Губонин на основании документов личного архива оставил труды, в которых пытался показать, кроме раскрытия основных вопросов, и святость подвижников 20-30-х гг. XX в.3 В публикациях протоиерея В. Борового, И. Глухова и И. Шабатина раскрывается мысль об обновленчестве как политике захвата церковной власти и новом богословском взгляде на социальные революции, не противоречащем христианству4. Священник А. Докукин отстаивал идею о нововведениях в Ставропольской епархии в начале XX в. как миссионерских шагах архиепископа Агафодора5.

Труды представителей русской эмиграции профессора C.B. Троицкого и священника М. Польского построены по принципу симбиоза исторического исследования с личными воспоминаниями6. Вопрос антирелигиозной полити-

1 Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970

2 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в русской церкви // «Обновленческий» раскол (материалы для цер-ковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002

3 Кифа / сост. М.Е. Губонин. М.: изд-во О. Абышко, 2006 ; Губонин М. Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб.: СатисЪ, 1994 ; Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007

4 Боровой В., прот. Социальная проблематика в русском богословии // Журнал Московской патриархии. 1987. № 9; Его же. Требования и уместность богословия по отношению к социальным революциям нашего времени // Журнал Московской патриархии. 1966. № 9 ; Глухов И. Патриарх Сергий и его деятельность // Журнал Московской патриархии. 1967. № 2 ; Шабатин И. Русская церковь в 1917-1967 гг. // Журнал Московской патриархии. 1967. № 10

5 Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992

6 Польский М., протопр. Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника. СПб., 1995 ; Троицкий С. В. Что такое «Живая Церковь» // «Обновленческий» раскол (материалы для цер-

ки советской власти исследовали историки-эмигранты A.A. Боголепов, Г. Граббе, К. Криптон, JI. Регельсон и Р. Реслер1. А.Э. Левитин-Краснов и В. Шавров в своих работах представляли обновленчество как ошибку части православного духовенства, приведшую к расколу2. Немецкие исследователи Г. Штриккер и Ю. Шерер полагали, что обновленчество - это естественный процесс развития в рамках философской мысли христианско-социалист