автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Образ А. С. Пушкина в контексте литературно-идеологической жизни Татарстана

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Туманов, Дмитрий Валериевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Образ А. С. Пушкина в контексте литературно-идеологической жизни Татарстана'

Текст диссертации на тему "Образ А. С. Пушкина в контексте литературно-идеологической жизни Татарстана"

^ г

Казанский государственный университет имени В.И.Ульянова-Ленина Филологический факультет

Туманов Дмитрий Валериевич

Образ А.С.Пушкина в контексте литературно-идеологической жизни

Татарстана:

публицистическая пушкиниана 1917-1945 годов

• 10.01.10-Журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук профессор А.А.Роот

Казань - 1998

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы

Содержание

Введение.................................................................4

Раздел I. Пушкиниана в контексте литературной и культурной

жизни России первой гюловины XX века...............................24

Раздел II. Публицистическая пушкиниана Татарстана

20-30-х годов XX века...........•............,г...................................63

i

Раздел III. Трансформация образа A.C.Пушкина в публицистической пушкиниане Татарстана периода Великой Отечественной войны............................................95

Заключение.................................................................................130

Список использованных источников

и научной литературы......................................................136

Приложение 1. Gni/fcoK изданий А.С.Пушкина, выходивших в Татарстане в 1917-1945 годах. у

Приложение 2. Список периодических изданий, выходивших в Казани в 1917-1945 годах. >

Введение

В современных условиях обновления российского общества, трансформации отечественной культуры происходит реформирование взглядов на отечественную литературу. Каждая эпоха, исходя из свойственных ей идейно-эстетических идеалов, социально-философских идей, по-своему воспринимала и трактовала А.Пушкина, как и любого другого классика мировой литературы. Но одно дело - свободная творческая интерпретация, и совсем другое -умышленная идеологизация, фальсификация путем использования публицистики как средства воздействия на массовое сознание. Проблема "Пушкин и идеология" еще ждет своего часа. Ее разработка едва начата,'не до конца определены критерии оценки. Поэтому настоящее исследование, в первую очередь, - постановка проблемы и определение путей решения ее.

Объектом нашего исследования выступает научная, публицистическая и народная пушкиниана. Предметом исследования в данной диссертации является социальное образотворчество А.Пушкина, закрепленное в материалах средств массовой информации и зафиксированное в научных документах, отражающих народное представление о его личности и творчестве, приобретающих в определенных исторических условиях публицистический характер.

Актуальность исследования состоит в том, что процесс реформирования взглядов повторяется на каждом новом витке истории, и, в особенности, в те переломные моменты, когда динамика восприятия событий минувшего нарастает в силу потребности определить ценность и значимость литературно-идеологических наработок прошлого.

Пушкиниана, в этом плане представляет исключительный интерес, во-первых, широтой диапазонов социального образотворчества поэта в массовом сознании, во-вторых, тем, что познание механизмов привлечения наследия классиков к идеологической пропаганде не может быть рассмотрено вне личности А.Пушкина. Но так сложилось, что история восприятия личности А.Пушкина в отечественной культуре первой половины XX века далеко не так проста, полна страниц парадоксальных, порой драматических. Этот образ живет, развивается, меняется в социальной памяти - и значит, позволяет всесторонне рассмотреть интересующую нас проблему.

Постичь сущность процесса образотворчества - значит приблизиться к пониманию процессов идеологизации научно-художественных явлений, а это, в свою очередь, чрезвычайно важно при деидеологизации культуры в целом. Однако происходящий сегодня процесс очищения от идеологических наслоений феноменов отечественной и зарубежной культуры поставил новые проблемы. "Как бы, отказываясь от набившего оскомину у многих поколений соотечественников "советского Пушкина", искажающего истинную сущность его творческого наследия, - справедливо предупреждает Е.Челышев, - не удариться нам в другую крайность - представить великого русского поэта, облаченного в монашеское одеяние. Неужели даже и в оценке Пушкина нельзя соблюсти чувство меры, избежать крайностей и перехлестов?"1

События прошлого оставили современным исследователям достаточно богатый материал для раздумий над возможностями

' Челышев Е.П. Пушкиноведение. Итоги и перспективы: К 200-летию со дня рождения поэта. // Пушкин и современная культура. - М.: Наука, 1996. - С.16.

эффективного воздействия на человека словом. История умышленных фальсификаций в публицистической пушкиниане тесно сплетается с научным поиском методов и путей манипуляции массовым сознанием через литературную тематику. Динамика образа поэта в сознании общества высвечивает многое как в литературе, так и в истории культуры. Поэтому так важно стремиться к по возможности полно'му, объемному представлению о путях развития пушкинианы, в первую очередь, на страницах периодических изданий как наиболее массовой форме публицистической пушкинианы. Предстоит еще разобраться в смысловой многозначности и изменчивости определений А.Пушкина как "народного" и "национального'^ как "поэта" и "мыслителя", как "революционера" и "монархиста" и т.д..

Переломные моменты истории, когда совершаются кардинальные перемены в общественном сознании, в мировосприятии, характеризуются поиском созвучных настроений в произведениях предыдущих эпох. А.Пушкин представлял собой как раз такую личность, в которой фокусируется прошлое, настоящее и будущее. Связь пушкинианы, в таком случае, с развитием культуры и общественным прогрессом становится еще более сложной и взаимообразной.

И богатейшим наследием, культурным достоянием нации становится не только творчество А.Пушкина, но и процесс создания образа поэта, самая смена представлений о нем и его творчестве, использование пушкинских образов в идеологической пропаганде.

В этой истории интерпретаций прослеживается желание то разбить образ поэта-мыслителя на множество его ипостасей и обличий, то приписать ему взгляды,порой противоположных мировоззренческих направленностей, то возвысить, понимая егс

как основателя всей русской литературы, то низвести до заурядного поэта прошлого.

По мере освобождения произведений самого А.Пушкина и об А.Пушкине от идеологических наслоений, цензурных искажений, по мере открытия архивов, введения в оборот ряда секретных ранее документов, розыска новых данных отчетливее проявляются контуры личности поэта. Одновременно с этим идет процесс уточнения адекватности ранних представлений о нем. "Нужно было пройти через испытания, - говорит Ф.Абрамов, - через реки и моря крови, через битвы, нужно было понять, как хрупка жизнь, понять всю красоту и возможности человека,' чтобы понять самого удивительного, самого духовного богатыря, гармонического, разностороннего человека, каким был Пушкин":2

В переходные эпохи, периоды быстрых и бурных социальных изменений личность А.Пушкина и созданные им образы неоднократно использовались для осознания текущего момента. И тогда А.Пушкин становился активным участником происходящих событий, за него шла борьба. Обусловленность восприятия произведений искусства и литературы особенными социально-историческими обстоятельствами и вытекающие отсюда своеобразие и неповторимость трактовок самих произведений при создании в обществе аналогичной ситуации начинают сходным образом воздействовать на общественную жизнь, поднимая ее на качественно новый уровень. А задача отечественных исследователей публицистики заключается не только в том, чтобы открывать неожиданные пласты писательской мысли, но и определять значение созданного писателем образа для формирования культуры

2 Абрамов Ф. Отец наших душ.//Литературная газета, 1985, 5 июня. - С.5.

современного российского общества в период, когда решается судьба страны.

Степень изученности темы. История пушкинианы с ее реалиями отображенной действительности написана усилиями множества десятков научных коллективов и отдельных исследователей. Казалось бы, нет такой области жизни и творчества поэта, которая не затронута пушкиноведами хотя бы вскользь.

У истоков науки о А.Пушкине находятся многочисленные литературно-критические статьи, появившиеся в печати как при жизни А.Пушкинаг, так и после егакончины. Среди них немало таких, которые вошли в сокровищницу пушкинианы. Это работы П.Вяземского, И.Киреевского, Н.Гоголя, В..Белинского, А.Герцена, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, И.Гончарова, И.Тургенева, Ф.Достоевского, А.Островского, Г.Плеханова/А.Горького, А.Луначарского, К.Симонова и других.3 Отметим, что современной пушкинианой недостаточно изучены высказывания.о А.Пушкине советских писателей, таких как М.Булгаков, А.Платонов, Л.Леонов, С.Маршак, П.Антокольский, А.Твардовский, Е.Винокуров, Д.Самойлов и другие. Между тем они внесли весомый вклад в социальное образотворчество А.Пушкина, в формирование представлений о его жизни и творчестве.

Другим важным разделом пушкиноведения стала мемуарная

3 См. например: Пушкин в русской критике: Сб. - M., 1953; Дань признательной любви: Сб. - Л.,1979; Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. - М.: Искусство, 1984; Киреевский И.В. Нечто о характере поэзии Пушкина. // Московский вестник, 1828, N 6.

- С.6-8; Белинский В.Г. Литературные мечтания. // Белинский В.Г. Собр.соч.- Т.1. - M., 1953; Белинский В.Г, Русская литература в 1841 году. // Белинский В.Г. Собр.соч.- Т.5.

- M., 1955; Герцен А.И, О развитии революционных идей в России. // Герцен А.И. Собр. соч. -Т.7. - Мм 1956. - C.5-263; Герцен.А.И. Новая фаза русской литературы. // Герцен А.И. Собр. соч. - Т.8. - M., 1958. - С.156-208; Добролюбов H.A. Сочинения Пушкина. // Добролюбов H.A. Соч. - Т.1. - Спб, 1862. - C.462-476; Добролюбов H.A. Литературная критика: В 2-хт. - Л., 1984; Плеханов Г.В. История в слове. - M.Современник, 1988.

литература, отражающая представление о поэте его современников. Окружение А.Пушкина органично входит в его биографию и творчество, и наше понимание его наследия во многом зависит от того, насколько мы знаем среду, в которой он жил и работал, умеем ответить на вопросы: каким А.Пушкин хотел выглядеть в глазах современников и каким они его воспринимали. Одним из первых опытов постановки проблемы явился трехтомный труд Н.Гастфрейнда "Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею", вышедший в 1912-1913 годах. Среди фундаментальных трудов по изучению А.Пушкина и его окружения - работы В.Вересаева, Л.Иерейского, коллективные работы "Друзья Пушкина", "Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками", "Последний год жизни Пушкина".4

Научная академическая пушкиниана, решающая фактологические.и текстологические проблемы, наиболее обширна. В ней труды Д.Благого, В.Виноградова, Б.Мейлаха, Ю.Лотмана, Г.Макогоненко, Б.Модзалевского, Г.Винокура, К.Чуковского, Б.Томашевского, В.Десницкого, Ю.Тынянова, М.Алексеева, Б.Бурсова и многих других.5 Пушкиноведение проделало поистине

4 См. например: Вересаев В.В. Пушкин в жизни. - M., 1987; Вересаев В.В. Спутники Пушкина: В 2-хт. - M., 1993; Вересаев В.В. Загадочный Пушкин. - М., 1996; Черейский Л.Г. Пушкин и его окружение. - Л., 1989; Друзья Пушкина: В 2-х т. - М., 1986; Жизнь Пушкина, рассказанная им самим й его современниками: В 2-хт. - М., 1987; Последний год жизни Пушкина. - M., 1988; А.С.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-хт. -М., 1985.

5 См.: Благой Д.Д. Творческий Куть Пушкина: Кн.1. - М., 1950; Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина: Кн.2. - М., 1967;'Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995; Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969; Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. - Л., 1985; Томашевский Б.В. Стих и язык. - М.-Л., 1959; Томашевский Б.В. Пушкин. - М., 1990; Десницкий B.A. Статьи и исследрвания. - Л., 1979; Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1969; Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. - Л., 1984; Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. - Л., 1987; Бурсов Б.И. Судьба Пушкина.1 Л., 1986.

титаническую работу по исследованию жизни и творчества поэта, собрав, прокомментировав, проанализировав все, относящиеся сюда факты.

Гораздо мё,нее исследованными остались общие проблемы

творчества А.Пушкина, его миросозерцания, хотя в этой сфере

созданы серьезные и значительные работы И.Фейнберга, Г.Волкова,

Б.Городецкого, В.Непрмняще.го и других.6

\ *

Еще менее изучено народное восприятие образа А.Пушкина. Здесь можно назвать работы С.Гейченко, С.Клепикова, А.Крейна, О.Васильевой, Н.Кнышевского и других.7

И уж совсем неисследованной осталась публицистическая пушкиниана.

Резко изменившаяся'общественная и духовная ситуация последнего времени поставила перед современной пушкинистикой ряд новых задач. Необходимо прежде всего освободиться от устаревших идеологических штампов в создании образа А.Пушкина. В этом смысле новаторским стало исследование Е.Высочиной, давшей обзор социального образотворчества А.Пушкина за полтора века - с 1820-х по 1980-е годы. Поставив проблему комплексного изучения образа поэта в памяти поколений, она положила начало

6 См. например: Фейнберг И.Л. Незавершенные работы Пушкина. - М., 1979; Фейнберг И.Л. Читая тетради Пушкина. - М., 1985; Волков Г.Н. Тебя, как первую любовь... - М., 1980; Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989; Пушкин. Итоги и проблемы изучения. / Под ред.Б.Городецкого, Н.Измайлова, Б.Мейлаха. - M., 1966; Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. - М., 1987.

7 См. например: Гейченко С.С. Завет внуку. - M., 1986; Клепиков С.А. Пушкин и его произведения в русской народной картинке. - M., 1949; Крейн А.З. Жизнь музея. - М., 1979; Красухин Г.Г. В присутствии Пушкина. - М., 1985; Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. - М., 1987; Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Итальянская пушкиниана. - М., 1991; Предания и песни Болдинской старины. - Горький, 1972; Аненкова А.А. Отражение личности Пушкина в народном сознании. // Пушкин и современная культура. - М.: Наука, 1996. - С. 185-192; Достояние народа. - М., 1988; Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. - М., 1994.

новому этапу в развитии пушкиноведения, нашедшему возможности переосмысления методологических основ своей науки. К этой же проблеме обратились и В.Лазарев и О.Туганова, рассмотрев трансформацию образа Пушкина в тайниках современного массового сознания.8

• »

Важность исследования данной темы обусловливается и давно назревшей необходимостью оценки периодической печати в контексте литературно-идеологической жизни, определении ее как неотъемлемой части историко-литературного процесса. Этой проблеме посвящено немало капитальных трудов, широко представивших картину становления отечественной журналистики в целом и национальных журналистик в частности. Среди них работы Г.Антюхина, А.Бережного, В.Березиной, П.Беркова, Х.Булацева, А.Дементьева, Б.Есина, А.Западова, М.Ковалевой, Б.Козьмина, Е.Корнилова, А.Станько, АСквирской, А.Вахрушева, Н.Кондратьева, Л.Любимова и других, указавших на необходимость комплексного изучения печати.9

Анализ литературы был бы не полным без характеристики татарстанской публицистической пушкинианы. События, происходившие в Татарстане в изучаемый период, были

8 См.например: Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый.- М., 1989; Лазарев В.Я.ДугановаО.Э. Трансформация образа Пушкина в тайниках современного массового сознания. // Пушкин и современная культура. - М.: Наука, 1996. - С.199-206.

9 См.например: Антюхин Г.В. Печатное слово России. - Воронеж, 1993; Бережной А.Ф. История отечественной журналистики: КонецXIX- началоXXвеков. - СПб., 1997; Березина В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. - Л., 1969; Булацев Х.С. Пионеры провинциальной печати: Первые шаги демократической прессы российской провинции второй половины XIX века. - Л., 1981; Бурмистрова Л.П. Провинциальная газета в эпоху русских просветителей. - Казань, 1985; Вахрушев А.А. Становление и развитие печати Вятской губерний. - Ижевск, -1994; Ёсин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. - М., 1981; Русская печать XIX - XX веков: Сб.ст, - М.: РГБ, 1994; Станько А.И. Журналистика Дона и Северного Кавказа. - Ростов н/Д., 1990; Любимов Л.С. История сибирской печати. - Ижевск, 1985.

сориентированы на общее течение общественно-политической мысли страны. Потому, говоря о местной публицистической пушкиниане, приходится апеллировать и к изданиям общегосударственным. Что же касается проблемы, вынесенной во главу нашего диссертационного исследования, то исследований по ней пока еще.нет совсем. Тем не менее, согласно моему подсчету по библиографическим сборникам пушкинианы, из 7500 произведений об А.Пушкине, выпущенных с 1917 по 1945 годы в СССР, на долю Татарстана приходится 25 публицистических материалов на русском языке. Причем число это далеко не полно, так как многие произведения публицистической пушкинианы бесследно исчезли в годы массовых репрессий.

Таким образом, практическая значимость проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы диссертации.

Це�