автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Образ человека в философии З. Фрейда
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гончарова, Наталья Эдуардовна
Введение.
Глава 1 Антропологическое содержание психоанализа.
Глава 2. Антропологические сюжеты в философии Фрейда.
Глава 3. Философское постижение человека в трудах последователей Фрейда.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Гончарова, Наталья Эдуардовна
Познание человека - одна из самых сложных и интересных задач, встающая перед исследователями всего мира. И как бы далеко сегодня не продвинулось человечество в своих открытиях, загадка появления и существования людей на Земле возможно никогда и не будет разгадана. XX век ознаменовался появлением новой науки - антропологии, предназначение которой и состоит в том, чтобы как можно больше приблизиться к пониманию сути человека, закономерностей его поведения и мышления, постичь смысл жизни.
Идея человека как самостоятельной области знаний имеет свою предысторию. Разумеется, человек стал объектом изучения от самых истоков философии. Но постепенно вызревала мысль о том, что возможна вполне автономная область знаний о человеке как особом роде сущего. Однако на пути философского постижения человека можно выделить наиболее значительные вехи. Конечно, это, прежде всего, попытка И. Канта создать философскую антропологию как самостоятельную область знаний в философии. Он предпринял попытку систематизировать: все открытия, которые сделаны в лоне науки и связаны непосредственно с человеческой природой. Он также предполагал, что только в рамках философии возможен синтез мировоззренческих интуиций и теоретических постижений человека. Самый главный предмет в мире, считал Кант, это человек, ибо он для себя конечная цель1. Кант предпринял попытку в систематическом виде изложить учение о человеке - антропологию, которую разделял на физиологическую и прагматическую.
После Канта огромный вклад в постижение человека внесли философские антропологи XX века - Макс Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Однако актуальность изучения философских вопросов человека возрастает от десятилетия к десятилетию, от века к веку. За последние два века сделаны новаторские открытия, которые радикально изменили образ человека в европейском сознании. Это касается прежде всего открытий в области биологии человека. Но и другие дисциплины, в частности культурная антропология, археология, заставили значительно скорректировать представление о человеке.
Однако наибольшее воздействие на философско-антропологическую практику оказала социальная реальность. Опыт мировых катастроф, расширение синдрома разрушительности, футурошок и другие факторы сделали тему весьма актуальной. В наше время социальные мыслители пришли к убеждению, что крепким, стабильным может оказаться только такое социальное устройство,
1 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения, 1798 которое учитывает измерение человека. Если же общество развивается по собственной логике, без учета знаний о человеке рано или поздно оно сталкивается с неразрешимыми противоречиями и зачастую гибнет.
Антропологическое измерение общества, таким образом, оказывается весьма значительным. Злободневность проведенного исследования подчеркивается также социальной практикой современного российского общества. В процессе изменения общественного строя, образа жизни социальные мыслители все чаще вынуждены обращаться к коренным вопросам философской рефлексии. Какова человеческая природа? В чем ограниченность его собственных ресурсов? Рационален или иррационален человек по своей собственной сути? Каковы резервы человека в условиях кризиса цивилизации.
Актуальность проведенного исследования связана также и с судьбой психоанализа в России. В начале XX в. он начал бурно развиваться в нашей стране, вызвав интерес и к антропологической тематике. Однако после 30-х годов психоанализ в СССР был долгое время запрещен. Мы оказались едва ли не единственной страной в мире, где не проводились развернутые исследования в области психоанализа, не развивалась терапевтическая практика. В результате сложилась парадоксальная ситуация: психоаналитическая версия человека сложилась почти одновременно с немецкой философской антропологией. Однако ее опыт, ее интуиции и весьма продуктивные антропологические констатации остались без рассмотрения. Между тем сама тема нередко возникала в историко-философской литературе, хотя до сих пор ее место в развертывании философского постижения человека не раскрыто. В диссертационной работе ставится цель исправить положение и дать более полную картину развития философско-антропологической мысли в XX столетии.
Актуальность темы исследования обусловлена процессом антропологизации философского знания, развертыванием философско-антропологических исследований во всем мире и, особенно, в нашей стране, где философская антропология не достигла высокого уровня развития. Актуальность проведенного исследования связана с расширением комплекса гуманитарных знаний.
Цели и задачи
Цель диссертации состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом особое внимание уделяется сопоставлению просветительской и фрейдовской модели человека. Задачи, поставленные в данной диссертационной работе, определяются следующими вопросами: обладает ли человек некоей константой или он постоянно преобразует собственное естество? Стабильна ли человеческая природа? В какой мере можно говорить о целостности человека? Какую роль в архетипе человека играет бессознательное?
Методологическая основа диссертации
Методологическая основа диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования. Диссертация ориентирована на общенаучный принцип системности, специфические способы философско-антропологического рассмотрения. В работе также учитываются аксиологический, семиотический и гуманистический взгляды на человека.
Научная новизна исследования.
Проблема человека в философии Фрейда никогда еще не была предметом самостоятельного исследования. Несмотря на то, что в психоанализе тема человека не выделялась, традиционные философско-антропологические темы не рассматривались, можно утверждать, что психоаналитическая версия человека в значительной степени отличается от немецкой философской антропологии. Здесь появляются совершенно иные подходы и самостоятельные открытия.
В психоанализе в целом появилась тема человеческой природы как вбирающей в себя новейшие открытия в области философии и науки| В диссертации показано, что человеческая природа у Фрейда рассматривается как незавершенная. Он придерживается в этом отношении точке зрения Ясперса, однако значительно обогащает эту тему. Фрейд показывал, что животные осуществляют свою жизнь согласно заранее предначертанным путям; каждое новое поколение, подобно всем предыдущим, приспособлено к определенной форме существования. Что касается человека, то его ничто не принуждает строить свою жизнь по заданной модели; человек наделен пластичностью и способен бесконечно меняться. Животные ведут устойчивое существование, так как руководствуются надежными инстинктами. Человек же несет в себе элемент неустойчивости и ненадежности. Человек не предназначен для абсолютных, конечных форм жизни, следовательно, его существование неотделимо от случайностей и опасностей. Человек заблуждается, допускает ошибки, его инстинкты немногочисленны, он, так сказать, изначально «болен», он всецело зависит от собственного свободного выбора.
Новизна диссертации определяется также попыткой сравнительного анализа просветительского и фрейдистского образа человека. Фрейд подорвал основные компоненты просветительской антропологической теории: веру в разум, во вменяемость человека, в возможность «окультурирования». Новое в диссертации также связано с проблемой трактовки целостности человека. Разумеется, эта тема возникала и прежде в истории философии, но Фрейд рассматривал целостность человека не как статическое единство, а как некую динамическую модель.
Степень разработанности проблемы.
Первым, судя по всему, попытался сравнить экзистенциалистскую и психоаналитическую концепции человека был Карл Ясперс. В работе «Общая психопатология» (1913) он отметил не только вклад австрийского ученого в психопатологию, но и, прежде всего, в философское осмысление человека. «Фрейд вошел в науку, - писал Ясперс, - в тот самый момент, когда душа вернулась в поле зрения исследователей, десятилетиями созерцавших только рациональное содержание (учение о паранойе). С того времени важность психологического понимания не подвергается сомнению даже теми учеными, которые не желают ничего знать о фрейдовских теориях»2.
К сожалению, Ясперс недооценил общий вклад Фрейда в философскую теорию человека. Он писал: «Хотя психологическое понимание и стало для психиатрии чем-то новым, с точки зрения истории духа и культуры Фрейд не внес в данную сферу ничего нового. Его особый вклад, будучи рассмотрен в связи с его философской позицией и с исторической точки зрения, представляется своего рода теоретическим построением и утверждением общих принципов»3.
Однако Ясперс ввел в литературу понятие «образ человека», обосновывая который не обошел, разумеется, и фрейдовские идеи.
Говоря о человеке, отмечал Ясперс, прибегают к самым различным метафизическим образам. Так, человеческое сознание представляют как сцену, на которой постоянно что-то появляется и исчезает, разыгрываются разнообразные события. Психическая субстанция со всеми своими переживаниями умозрительно разделяется на восприятия, представления, мысли, чувства, инстинктивные влечения, волю (или на какие-либо иные составные части). Жизнь уподобляется рефлекторной дуге: она отвечает на внешние воздействия благодаря наличию сложной внутренней структуры, которая осуществляет необходимый отбор стимулов, трансформирует их, и, в конечном счете, оказывает обратное воздействие на внешнюю среду.
Любопытно, что Ясперс формулирует здесь проблемы, которые потом стали объектом исследования в психоанализе. Назовем лишь некоторые проблемы. Ясперс критически оценивает тот факт, что сущность человека усматривается в егб самообъектировании посредством экспрессивных проявлений, поведенческих актов, творчества, целенаправленных действий по формированию окружающего мира. Структура человека понимается как единство понятных или
2 Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997, с. 649
3 Там же, с. 649 причинно обусловленных связей. Наличное бытие рассматривается как биологическое существование (антропология), как образы духа (история), как нечто исторически уникальное и неповторимое (экзистенциальное озарение). Человек толкуется как единство души и тела, как триединство тела, души и духа (триализм), как единая нераздельная соматопсихическая субстанция (монизм). Человек рассматривается с точки зрения многообразия фундаментальных возможностей «человеческого» общения, находящего свое проявление в различных конституциях и характерологических типах.
Попытка охарактеризовать образ человека у Фрейда содержится у многих его последователей, особенно в России («Антология Российского психоанализа»4 в двух томах). Вышли также два тома «Энциклопедии глубинной психологии». В первом сборнике5, в частности, отмечается, что «Фрейду стоило огромных усилий открыть бессознательные компоненты сексуальности в нормальном взаимодействии между людьми и их символическом отображении, а также наличие сексуальности в детском возрасте». Второй том «Энциклопедии глубинной психологии»6 содержит также ценный материал, который раскрывает интерес к этой теме в западной литературе. Значительно активизировалось постижение человека в психоанализе после выхода в свет «Популярной энциклопедии. Психоанализ»7.
Весьма содержательный материал по антропологической тематике находим в работах A.M. Руткевича. Особый интерес представляет глава «Миф о герое» в книге A.M. Руткевича: «Психоанализ. Курс лекций»8. В числе отечественных авторов, которые обращались к тематике фрейдизма, можно назвать множество исследователей, прежде всего А.Э. Воскобойников, М.С. Кельнер, В.М. Лейбин, В.И. Овчаренко, В.В. Старовойтов и других. П.С. Гуревичу принадлежит работа «Клиническая психология»9 и пособие «Теория и практика психоанализа»10.
За последние годы интерес к философско-антропологической теме в отечественной литературе значительно возрос. Появились работы, авторы которых всесторонне осветили антропологический поворот на Западе. В трудах К. Ашина, Б.Н. Бессонова, Б.Т. Григорьяна, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича. А.Б. Зыковой, Ю.А. Кимелева, О.С. Суворовой, Г.М. Тавризян и других исследователей освещены различные аспекты западной антропологической мысли. Интерес к различным аспектам психоаналитической антропологии обнаруживается в работах В.Д. Губина, B.C. Барулина. На разработку темы диссертации оказали
4 Антология Российского психоанализа (под ред. В.И. Овчаренко В.М. Лейбина). М., 1997
5 Энциклопедия глубинной психологии, т.1, М., 1998.
6 Энциклопедии глубинной психологии, М., 2001.
7 Популярная энциклопедии. Психоанализ (под ред. П.С. Гуревича), М., 1998
8 Руткевич A.M. Психоанализ. Курс лекций. М., 1997.
9 Клиническая психология, М., 2001.
10 Теория и практика психоанализа, M., 2000. значительное влияние труды Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова, И.В. Вдовиной. К.М. Долгова, Л.П. Буевой, B.C. Степина и других авторов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психоаналитическая версия человека обладает значительной эвристической мощью и может быть вполне сравнима с экзистенциалистской и философско-антропологической версиями человека. Она обладает самобытностью и своими теоретическими открытиями, которые заслуживают внимания.
2. Автор диссертации показывает, что фрейдистская концепция человека разительно отличается от просветительской. Фрейд разрушил просветительскую версию человека и воссоздал новый образ человека, который сохраняет свою значимость и в наши дни.
3. Человек сложен, но он являет собой некую особость. Целостность -это не свойство, не атрибут, а специфический взгляд, который позволяет находить общее, связанное, нерасторжимое. Одну и ту же реальность можно описать, по-видимому, через качественное разнообразие, несводимость, различие, но в то же время и как онтологическую целостность. Постановку вопроса диктует исследовательская оптика. Иначе говоря, целостность не задана человеку. Она обретается им.
4. Фрейдистская концепция человека сохраняет свое значение и в наши дни, составляя важный фрагмент философско-антропологического знания.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Данная диссертация может оказать помощь в разработке историко-философских курсов для чтения лекций студентам. Она может содействовать разработке философско-антропологической тематики в ситуации « антропологического поворота». Диссертация может быть полезной для уяснения специфики гуманитарного знания.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ человека в философии З. Фрейда"
Заключение
Автор впервые со всей полнотой рассмотрел проблему человека в философии З.Фрейда, уделяя особое внимание сопоставлению просветительской и фрейдистской модели человека.
Показано, что психоаналитическая версия человека в значительной степени отличалась от сложившейся к концу XIX века философско-антропологической версии. Психоаналитическая версия человека обладает значительной эвристической мощью, она обладает уникальностью и самобытностью.
Еклад Фрейда и в философию, и в науку нельзя недооценивать, ря на то, что и при его жизни, и после появилось немало противников теории Фрейда, его открытия повлияли на развитие многих психологических школ Европы, Америки и России. Сейчас, наверное, не осталось человека, который бы не слышал имени Фрейда, но в своей жизни сам он сталкивался со многими трудностями и, вероятно, не мог представить масштаба своего учения.
Психоанализ как теория и практика имеет разносторонние истоки и предпосылки: философские и естественнонаучные, собственно связанные с психологией. С одной стороны, фрейдизм вобрал в себя различные теоретические открытия и интуиции. Но с другой, Фрейду удалось сделать принципиальный рывок в психологии. Его работы отличаются не только целостностью. В них — философская глубина, основательность в понимании психических процессов, попытка опереться на весь комплекс естественнонаучных знаний своего времени.
В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее значение которого пациент признает безусловно. При таком взаимодействии устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Психоанализ, в том числе, основывается и на символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, он внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями, основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными.
К ним относятся прежде всего следующие положения:
1) Понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2) Представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
3) Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
4) Идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладываются основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает]
В диссертации рассмотрена проблема целостности человека в его динамическом развитии. Показано, как эта проблема решается последователями Фрейда. 1По Фрейду, человек в психоанализе - это субъект, сознательное и бессознательное которого находятся в постоянном конфликте. Этот конфликт и служит причиной возникновения неврозов, психозов, навязчивых идей, истоки которых закладываются еще в детстве и могут вызывать неадекватное поведение во взрослом возрасте. Массовые агрессии ведут к войнам, которые в свою очередь закономерны и неизбежны. Человеком управляет не сознание, а бессознательное. В нем хранятся все вытесненные негативные эмоции, все неосознанные желания, которые стремятся вырваться наружу. Бессознательное - это источник творчества и фантазий человека. Сублимация внутренней энергии ведет к созданию мировых шедевров. Искусство немыслимо без бессознательного.)
Фрейд создает свою теорию развития человека, выделяя основные стадии взросления. Он отмечает, что незавершение в прохождении какой-либо стадии ведет к развитию невротической личности. Концепция становления человека явилась важным научным открытием и повлияла на развитие психолого-педагогической мысли, открыв новые горизонты в понимании детской психики.
Основатель психоанализа пытался раскрыть культурогенез через механизм вытеснения в подсознание мыслей, чувств, поведения людей, не одобряемых сообществом. Он считал, что для удержания их от «выхода наружу» требуется энергия. Эта сублимированная энергия, по мнению Фрейда, и создает цивилизацию. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные импульсы творческой энергии человека позволит подойти к изучению феномена культуры в целом. Фрейд исследовал традиции и обычаи древних племен и открыл многие закономерности психики, которые присутствуют и в современном обществе.
Еще раз хотелось бы отметить, что открытие Фрейда радикально изменило образ человека. Со времен Просвещения человек рассматривался как рассудочное, разумное создание. Теперь выяснилось, что в человеке много неразумия, иррациональных страстей, бессознательных комплексов. Просветительскому идеалу человека был нанесен страшный удар. Теперь исследователи обратили внимание на тот факт, что к сознанию надо относиться с большой осторожностью. Ведь оно может просто-напросто поставить себя на службу неразумию. Вся мыслительная деятельность человека способна мобилизоваться, чтобы доказать правомерность индивидуальных или коллективных побуждений человека. Сознание по-своему оправдывает, облагораживает эти побуждения.
Австрийский ученый делает вывод о том, что человек сложен, но он являет собой некую особость. Он отмечает, что одно из важнейших свойств человека - это его целостность^ имеющая антропологическое значение. Целостность - это не свойство, не атрибут, а специфический взгляд, который позволяет находить общее, связанное, нерасторжимое. Одну и ту же реальность можно описать, по-видимому, через качественное разнообразие, несводимость, различие, но в то же время и как онтологическую целостность. Постановку вопроса диктует исследовательская оптика. Иначе говоря, целостность не задана человеку. Она обретается им. Таким образом, человек предстал у Фрейда созданием гораздо более сложным, чем у просветителей. «Фрейд открыл, что человек как духовная целостность представляет собой структуру, составленную из сил, — писал Фромм, — в значительной степени противоречивых и заряженных энергией. И здесь мы также имеем дело с научной проблемой специфики, интенсивности и направленности действия этих сил, решение которых позволит понять прошлое и предсказать будущее»^
Многие идеи Фрейда, как известно, активно поддерживались его учениками и последователями. Но практически все психологические направления, сложившееся под влиянием психоанализа, стали подчеркивать значительную роль социального в развитии человека. Неофрейдизм сформировался в результате воздействия на психоанализ американских социологических и этнологических теорий. Прагматические и бихевиористские установки неофрейдизм пытался сочетать с рядом положений и технических приемов психоанализа. Исходным положением неофрейдизма оказался так называемый принцип социального (Э.Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма. Речь шла о решающей роли социальной среды как фактора, который формирует психологию.
Сейчас психоанализ как философско-антропологическое и психологическое направление является достаточно популярным, а как вид терапии активно используется в ведущих клиниках и психологических центрах мира. Но научный вклад австрийского ученого этим не ограничивается.
3аслуга З.Фрейда заключается прежде всего в новаторстве его идей, смелости позиций и нестандартности мышления^ Трудно представить себе как складывалась бы психологическая мысль XX века, если бы ни было З.Фрейда. Он явился целой эпохой для мировой антропологии и психологии. С его учения началась новая веха культурно-просветительской мысли, он повлиял на целые поколения, на мировую историю. Показав, что разум вовсе не является истинным двигателем наших мыслей, эмоций и поступков, Фрейд в значительной степени разрушил просветительскую версию человека и воссоздал новый образ человека, который сохраняет свою значимость и в наши дни. Было бы логичным на этом основании видеть основу личности в бессознательном. Однако Фрейд, в определенном смысле сохраняет верность просветительской модели, указывая на тот факт, что именно разум может лечить неврозы. Вместе с тем Фрейд сделал колоссальный шаг вперед в осмыслении феномена человека. Таким образом, Фрейд, с одной стороны, создавал свою концепцию в рамках просветительской модели, а с другой стороны, он своими открытиями резко подорвал просветительский образ человека.
Благодаря Фрейду и его эпохальному открытию бессознательного, привычный взгляд на человеческие желания был поколеблен. В наши дни представление о бессознательном проникло почти во все сферы человеческой жизни. Располагая психоаналитической теорией и практикой, можно помогать пациентам в устранении неврозов, психических травм, которые оказывают воздействие на поведение человека! Мы говорим, следовательно, о психоанализе, имея в виду клиническую помощь тем, кто в ней нуждается, возможности личностного роста, обретения психического здоровья.
1 Огромное значение имеет психоанализ для всех наук о человеке, в том числе для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные предметные области, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастающее влияние психоанализа наблюдается и в теории, и практике современного искусства: литературе, театре, живописи, кино. Не менее существенным оказывается воздействие психоанализа на множество философских и социологических школ, на политологию и культурологию^
Различные аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры. 1 Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечество^
Подводя итог, можно еще раз отметить, что теория австрийского психоаналитика позволяет глубже и разностороннее подойти к пониманию сущности человека, его роли в истории и мировой культуре. Несмотря на то, что Фрейд никогда не считал себя антропологом, он создал собственную антропологическую теорию, повлиявшую на всю научно-философскую мысль XX века. Да, и в XXI веке идеи Фрейда становятся все более и более современными. Таким образом, фрейдистская концепция человека сохраняет свое значение и в наши дни, составляя важный фрагмент философско-антропологического знания.
Интерес к человеку в современном общественном сознании можно считать глубоким и всепроникающим. Современная наука и философия стоят на пороге величайших открытий. Выстраивается некая панорама современных суждений о человеке, определенных подходов и концепций, в рамках которых осмысливается природа человека, а процесс изучения человеческой природы будет продолжаться до тех пор, пока существует человечество.
Список научной литературыГончарова, Наталья Эдуардовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Аббаньяно Николо. Бессознательное и сексуальность// Аббаньяно Н. Мудрость философии. С-П., 1998.
2. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа//Вопросы , философии. 1991.1/3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
3. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.
4. Башкирова г. Варианты судьбы// Пути в незнакомое. Писатели рассказывают о науке. М., 1982.
5. Беккер Агнес. Психологическая теория сновидений// Энциклопедия глубинной психологии. 4.1, м., 1998.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
8. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С-Пб, 1991.
9. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.1, 1-5. Тбилиси,1978. Т.4 Тбилиси, 1985.
10. Блюм Г. Психоаналитическая теория личности. М., 1996.
11. Бородай Ю.М. Психоанализ и «массовое искусство»// Массовая культура. Иллюзии и действительность. М., 1975.
12. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996.
13. Бубер М. Два образа веры, М., 1998.
14. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики, Пг., 1917.
15. Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1999.
16. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993.
17. Виндельбанд В. Что такое философия? О понятии и истории философии// Виндельбанд В. Избранное. Дух и материя. М., 1995.
18. Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк, М., 1993.
19. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
20. Гарфилд Патриция. Путь к блаженству. Метод мандалы сновидений. М., 1998.
21. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994.
22. Грюмбаум А. Теория Фрейда и философия науки// Вопросы философии. 1991. №4.
23. Гроф С. За пределами мозга. М., 1982.
24. Гуревич П.С. «Величайшее доступное наслаждение.»//Фрейд 3. Либидо. М„ 1996.
25. Гуревич П.С. Введение в философию. М., 1997.
26. Гуревич П.С. Загадки архаичной культуры// Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1998.
27. Гуревич П.С. Клиническая психология. М., 2001.
28. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.
29. Гуревич П.С. Приключения имиджа. М., 1991.
30. Гуревич П.С. Проблема целостности человека//Личность, Культура, Общество, 2001, №7.
31. Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М., 2000.
32. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1954.
33. Гуревич П.С. Философия человека. М., 2001.
34. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.
35. Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
36. Гуревич П.С. Психология. М., 1999.
37. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1983.
38. Джеймс У. Психология. М., 1991.
39. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.
40. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.
41. Дильтей А. «Понимающая психология». Мысли об описательной и расчленяющей психологии// Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
42. Захер-Мазох Леопольд. Венера в мехах. Демонические женщины. М., 1993.
43. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения, 1798.
44. Кнапп Гунтрап. Понятие бессознательного и его значение у Фрейда// Энциклопедия глубинной психологии. М., 1988.
45. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви, М., 1998.
46. Крук В.М., Харитонов А.Н. Основные источники фрейдовского классического психоанализа// Российский психоаналитический вестник. 1994. №3-4.
47. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
48. Куттер П. Современный психоанализ. С-Пб., 1997.
49. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
50. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
51. Лейбин В.И. Сверх-Я, Эго//Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
52. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
53. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.
54. Мальцева Н.А. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. Волгоград, 1936.
55. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю. Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. Философия и наука. М., 1972.
56. Мамфорд Л. Техника и природа человека//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
57. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
58. Овчаренко В.И. Бессознательное// Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
59. Овчаренко В.И. Либидо//Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
60. Овчаренко В.И. Танатос// Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
61. Подорога В.А. Мир без сознания/ Проблема телесности в философии Ницше// Проблемы сознания в западной философии. М., 1989.
62. Поппер К. Открытое общество и его враги. 4.1. М., 1992.
63. Популярная психология. Психоанализ (под ред. П.С.Гуревича). М., 1998.
64. Решетников М.М. Что такое психоанализ? С-Пб., 1998.
65. Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
66. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. Введение в теорию, практику и историю психоанализа. М., 1994.
67. Рубинштейн С.Д. Человек и мир. М., 1997.
68. Руткевич A.M. Психоанализ. Курс лекций. М., 1997.
69. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.
70. Сандлер Джозеф., Дэр Кристофер, Иолдер Алекс. Пациент и психоаналитик. Основы психологического процесса. Воронеж, 1993.
71. Сидорова В. Анальный характер//Популярная энциклопедия. М., 1998.
72. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии. Человек в пространстве культуры. Новосибирск, 1996.
73. Соловьев В. Был ли Фрейд великим писателем?// Иностранная литература. 1990. №6.
74. Соловьев B.C. Собр. соч. в двух томах. М., 1988.
75. Степин B.C. Философская антропология и философия науки, М., 1992.
76. Томэ X., Зиглер Д. Теория личности. С-Пб, 1997.
77. Феномен Человека. Антология (составитель П.С.Гуревич), М., 1993.
78. V 79. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы личности, М., 1993.
79. Фрейд 3. К теории полового влечения//Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.
80. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М, 1991. 82. Фрейд 3. Избранное. М., 1990. U- 83. Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 1999.
81. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой// Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.• 85. Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997.
82. Фрейд 3. Психоаналитические этюды// Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997.
83. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. М. 1999. \/88. Фрейд 3. Размышления о войне и смерти// Архетип. 1995. №2. У/89. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997.
84. У 90. Фрейд 3. «Два фрагмента об Эдипе» из сборника «Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции», М., 1998. 91. Фрейд 3. «Я» и «Оно»// Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1998.
85. V 92. Фрейд 3. Психоанализ и учение о характерах. М., 1923.
86. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.
87. Фромм Э. Величие и ограниченность Фрейда, М. 2000.
88. Фромм Э. Искусство любить// Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
89. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993
90. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997
91. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996
92. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
93. Шелер М. Человек и история// Человек: образ и сущность. Выпуск.2, М.,1991.
94. Шопенгауэр А. Мир как воля и как представление//Шопенгауэр А. Собр. соч. М., 1992,Т.1.
95. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.
96. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и культурные моды//Рациональное и иррациональное в современном сознании. М., 1987.
97. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
98. Энциклопедический словарь по культурологии//под ред. Радушна A.M., 1997г.
99. Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998.
100. Эриксон Э. Первый психоаналитик// Архетип. 1996. №1.
101. Это человек. Антология. (Составитель П.С.Гуревич), М., 1995.
102. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
103. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М, 1996.
104. Jung C.-G. Wandlungen und Symbole der Libido//Jahrbuch fur psychoanalitische und psychopathologische Vorchungen.Bd.IV, 1912.
105. S.Freud. Analyse der Phobie eines funfjahrigen Knaben. Wien.1905.
106. S.Freud. Drei Abhundlungen zur Sexualtheorie. Wien. 1905.
107. S.Freud. Die Traumdeutung. Wien, Leipzig, 1900.
108. S. Freud. Der Familienromane der Neurotiker (1906). Frankfurt a. M. 1969.
109. S.Freud. Meine Ansichten uber die Rolle der Sexualitit in der Atiologie der Neurosen. Wien, 1906