автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Образ человека в структуре духовного производства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ человека в структуре духовного производства"
На правах рукописи
ООЗ164384
НОГАЙЛИЕВА Марина Халитовна
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09 00 11 - Социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Пятигорск - 2007
003164384
Работа выполнена в Пятигорском государственном технологическом университете
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор Хапчаев Исмаил Абуевич
Официальные оппоненты
доктор философских наук, профессор Антюхина Алла Валентиновна
кандидат философских наук, доцент Лайпанова Фатима Хутовна
Ведущая организация
Армавирский государственный педагогический университет
Защита состоится 09 ноября 2007 года в 16 30 часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.194 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук при Пятигорском государственном технологическом университете по адресу 357500, Ставропольский край, г Пятигорск, пр 40 лет Октября, 56, ауд 120
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Пятигорского государственного технологического университета по адресу г Пятигорск, пр 40 лет Октября, 56
Автореферат разослан 09 октября 2007 года
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор исторических наук, доцент
ГН Рыкун
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Образ человека, формирующийся в процессе социального и культурного развития общества, является одним из важнейших факторов гуманизации и гуманитаризации всех сфер общественной жизни Если атропологический горизонт становления личности отступает на второй план, социальная самоорганизация становится проблематичной, ибо именно гуманитарные ценности обретают статус источника и движущей силы подлинной модернизации социальных институтов и структур Актуальность исследуемой проблемы усиливается также необходимостью дальнейшего рассмотрения таких вопросов философии, как сознание, познание, проблема человека и личности в философии и т д
Господство одномерного рационализма и сциентизма фактически привело к локализации проблемы образа вообще и образа человека в частности в предметном поле эстетики Осмысление образа человека как системообразующего элемента картины мира, мира культуры, онтологии и антропологии - одна из актуальнейших задач современной социальной философии Особое место образ человека занимает в духовном производстве, являясь прасимволом и архетипом различных его подсистем и элементов Следует отметить, что универсальной формой человеческого восприятия следует признавать образ, который для сознания представляет основную смысловую единицу От начальной осведомленности о чем-либо до «картины мира» в основе представлений человека лежат образы
Человек как высшее порождение Универсума соединяет в себе основные закономерности объективной реальности Выступая субъектом познания, он придает последнему направленность и смысл Вся сознательная жизнь человека пронизана образами Как форма достижения мира значимость образа столь велика, что можно говорить о философии образа С нашей точки зрения, такое обобщенное рассмотрение должно выявить в эволюционирующей образности ее основополагающие аспекты бытийный и аксиологический Существенно продвинуться в понимании смысла происходящих с человеком и обществом перемен помогли концептуализации образа человека в философских системах современности Первоначально эти концептуализации возникли как различные доктрины современного мира, но в последнее десятилетие все больше оснований для их объединения по принципу дополнительности Обращение к образу человека как к архетипу системы ценностей позволило оценить различные стороны самосознания индивида и общества в изменяющемся мире
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы отражения широко освещались в отечественной литературе советского периода за последние сорок лет Область данной проблемы затрагивала четыре уровня отражение в неживой природе (Б С Украинцев, В С Тюхтин, А Г Чу-совитин), отражение на физиологическом уровне (П К Анохин, Ф А Ато-Мурадова, Л М Веккер, В Д Глезер, Н И Губанов, И Д Калайков, М И Сетров, В А Энгельгардт), отражение на уровне психики (Л А Ме-
ерсон, М С Шехтер, С Л Рубинштейн и др ), отражение на уровне человеческого сознания (А М Коршунов, Ю Ф Георгиев, А Н Леонтьев, А Н Лой, С Ф Урсул, Н И Чупринова и др ) Необходимо указать, что ясные и определенные границы указанных направлений провести достаточно трудно
Следует сказать, что в данной диссертации использованы труды философов и психологов, посвященные фундаментальным проблемам отражения и специфике познания (работы В П Бранского, Л С Выготского, С С Гусева, В Г Иванова, П В Копнина, В Н Леонтьева, Б В Маркова, К К Платонова, Л О Резникова, С Л Рубинштейна, К А Сергеева, Я А Слинина, Ю Н Солонина, Г Л Тульчинского, В С Тюхтина, Д Н Узнадзе, А Д Урсул, Ю М Шилкова)
Необходимо отметить, что к проблеме идеального обращались такие авторы, как А В Булыгин, А Л Абрамян, Г П Выжлецов, Д И Дубровский, Э В Ильенков, Э Г Классен, В В Лапицкий, М А Лившиц, Д В Пивоваров, Н С Рыбаков, В Н Саготовский, А Г Спиркин)
В отечественной литературе уделялось также внимание проблеме бессознательного (А Н Бойко, В Д Глезер, А Н Дмитриев Д И Дубровский, А С Кармин, А М Коршунов, В Ф Нечипоренко, К К Платонов, А Г Спиркин)
При исследовании образа с позиции культуры автором учитывался вклад ученых, специально занимавшихся данной проблемой (Э А Баллер, А Я Гуревич, М С Каган, Э С Маркарян, В Д Плахов, И Л Савранский, К А Свасьян, Э В Соколов) Существует ряд авторов, освещающих проблему восприятия с позиций кибернетики и теории информации (Э М Браверман, А Г Аркадьев, Л М Веккер, Н И Жуков, И С Тюхтин, Б С Украинцев, А Д Урсул, С М Шалютин)
Огромное количество публикаций посвящено проблеме знака в различных аспектах его бытия (А А Ветров, С Р Вартазян, В В Гриб, В В Ким, А М Коршунов, В В, Мантатов, В В, Налимов, И С Нарский,
М К Петров, Л О Резников, М И Сетров, Ю С Степанов, В П Тугаринов, М Д Феллер, И А Хабаров, В С Швырев)
Написан ряд работ о бытии образа в художественном познании в философском и культурологическом аспектах его рассмотрения (Б Я Зам-бравский, А В Гулыга, М С Коган, А А Казин, С Т Маклина, В В Селиванов, П В Симонов, А Д Столяр, Л М Угринович, О М Ференденберг, В Ф Шерстобитов)
Вопрос условности художественного образа также привлек внимание исследователей (Н В Видинеев, А В Гулыга, В Н Ждан, С Н Маклина, А А Михайлова, Л В Мачалов, Б В Раушенбох и др )
Проблемы знаковой интерпретации художественного познания и рассмотрения символа нашли свое отражение в соответствующих публикациях (Н В Видинеев, С С Аверинцев, Е В Волкова, А А Грокалов, А Ф Лосев, Ю М Лотман, В В Налимов, Н Н Рубцов, Б А Успенский, М Б Храпченко)
Но в работах приведенных авторов проблема образа в основном исследовалась с позиции марксистско-ленинской философии Поэтому еще нет исследований, в которых феномен образности был бы раскрыт с позиции социальной философии с учетом современной ситуации
Следует подчеркнуть, что в своем естественном бытии образные формы производят впечатление простоты и целостности Для исследователя эта видимая гармония выступает специфической системой, которая раскрывает себя лишь в динамике физиологических, психических и интеллектуальных состояний
Объект исследования - образ человека как смыслообразующий элемент в процессе духовного производства
Предмет исследования - структурная, содержательная и смыслообра-зующая роли образа человека в процессе духовного производства и механизмы его воздействия на процессы социальной коммуникации
Цель диссертационного исследования - анализ социальной природы образа человека, его роли в общественном сознании и основных функций в процессе духовного производства
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи
- реконструировать эволюцию образа человека в истории философской мысли,
- проанализировать специфику взаимовлияния идеальных социально-значимых образов и структур социальной реальности,
- выявить основные аспекты концептуализации образа человека в контексте проблемы адекватности образа,
- исследовать перспективы гуманитаризации духовного производства в социальной динамике современности,
- выявить и описать специфику духовного производства в информационном обществе,
- определить аксиологическую и герменевтическую роли образа человека в структуре социальной коммуникации,
Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования.
Методологической основой диссертации являются системный, комплексный, структурно-функциональный, семиотический и аксиологический подходы
Особое внимание уделяется теории социальной коммуникации, семиотическому и герменевтическому анализу сферы духовного производства Источниковой базой изучения социально-философского анализа образа являются принципы и фундаментальные положения, выработанные в трудах классических философов, отечественных и зарубежных исследователей, антропологов, психологов, культурологов, семиотиков Основой для обобщения послужили научные дискуссии, в которых обсуждаемые проблемы были проанализированы с позиции социально-философского анализа образа человека
Разбор базовых понятий образа человека произведен с использованием теоретических и методологических наработок классической и неклассической социальной философии
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем
- показано, что на эволюцию образа человека в истории философской мысли влияли социокультурные, теоретико-научные и идеологические факторы,
- обосновано, что взаимовлияние идеальных социально-значимых образов и структур социальной реальности происходит при отчетливом доминировании реального и деятельностного над идеальным и образным,
- показано, что в концептуализации образа человека регулятивом адекватности образа выступает социокультурно и аксиологически обусловленная рефлексия,
- определено, что гуманитаризация духовного производства является приоритетной задачей социального развития и необходимым условием выживания мировой цивилизации,
- показано, что трансформация духовного производства в информационном обществе обусловлена не только технологическими процессами, но и социально значимыми изменениями человеческой экзистенции,
- определена взаимная обусловленность аксиологической и герменевтической составляющих процесса формирования образа человека в структуре социальной коммуникации
С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные положения:
1 Формирование образа человека в истории мировой цивилизации было гетерогенным и обусловленным совокупностью научно-теоретических, аксиологических, социокультурных и идеологических представлений о человеке Развитие образа человека также было обусловлено логикой идеального Идеальный феномен имеет базовое значение для предметных отношений, связанных с воплощением идеального в действиях и решениях индивидов Для человеческого восприятия наиболее значимо идеальное, дающее смысл отношениям «представленности» С этих позиций образ выступает как некоторый духовный конструкт, реализующий потенции идеального
2 Несмотря на кажущуюся равнозначность идеального и реального при их теоретическом рассмотрении, в процессе практического действия идеальное становится вторичным элементом целеполагания и его детерминированность практически предопределяет направление и содержание в сфере идеальных сущностей Адекватность образа обеспечивается причинностью и изоморфностью отражения, а также функциональностью и информационной нагруженностью образа В концептуализации образа человека регулятивом адекватности образа выступает социокультурно и аксиологически обусловленная рефлексия
3 Образ человека всегда являлся одним из значимых образов в процессе духовного производства Но основания для гуманитаризации духовного производства появились по мере рождения идеи человека как уникальной личности, что позволило сделать его центральным, системо- и смыслообра-зующим феноменом В условиях глобализации и ускоренного развития технических систем все более острой становится проблема дегуманизации пространства бытия человека и общества В этом контексте гуманитаризация духовного производства приобретает статус приоритетной задачи социального развития и необходимого условия выживания мировой цивилизации
4 Становление и развитие информационного общества привело к изменению роли идей и образов в механизмах функционирования знания, ценностей и целеполагания Изменились важнейшие антропологические константы, предопределявшие место человека в общественном бытии Таким образом, трансформация духовного производства в информационном обществе обусловлена не только технологическими процессами, но и социально значимыми изменениями человеческой экзистенции
5 Образ человека является результатом производительной силы социальной коммуникации, что детерминирует его сложную семиотическую структуру Воплощая в себе результаты экстраполяции системы ценностей на различные сферы социального опыта, образ человека включает в себя также результаты актов понимания, задающих иной бытийный модус, нежели аксиологический Все это приводит к необходимости взаимной обусловленности аксиологической и герменевтической составляющих процесса формирования образа человека в структуре социальной коммуникации
Теоретическая и практическая значимость работы. Анализ образа человека имеет важное значение для социальной философии Результаты работы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики социальной онтологии и герменевтики, рефлексивного осмысления задач духовного производства на современном этапе Полученные результаты могут быть положены в основу национальной идеи и концепции социального развития, они могут быть использованы структурами государственного управления и социокультурного проектирования Материалы диссертации могут быть включены в содержание курса социальной философии, при создании спецкурсов
Апробация работы По содержанию работы диссертант выступал на ряде международных, республиканских, региональных, межвузовских, внутривузовских научных конференций и симпозиумов По теме диссертации автором опубликовано 7 работ, общим объемом 4,9 п л
Объем и структура работы Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации Она состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, рассматривается степень ее разработанности, определяется цель и задачи исследования, его объект и предмет, научная новизна диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту, говорится о теоретическом и практическом значении работы, ее апробации
Первая глава «Эволюция образа человека в истории философской мысли», состоящая из двух параграфов, посвящена основным подходам к проблеме образа человека и рассмотрению этого образа в духовной жизни человека
В первом параграфе «Идеальность как характеристика социального бытия образа» дается подробный анализ различных точек зрения на проблему образа человека на различных этапах развития философии
В данном параграфе анализируется антропологическая традиция в ее значении для социальной философии и основанная на философских идеях линии духовного производства Исследуется серия сменяющих друг друга образов человека в античности, средневековье и новом времени Если в античности человек мыслился как соразмерный всему космосу его элемент, находящийся с ним в отношениях, гармонизированных высшим законом бытия, то и образ человека - скульптурно-пластический, вписанный в эстетику классической античности Платон и Аристотель ищут природу человека для определения его блага, то есть цели и смысла существования, обращаясь при этом к концепту идеального, то есть вечного, совершенного и неизменного
Августин и Фома Аквинский определяют человека как тварь, то есть творение божье, что и предопределяет структуру образа человека в средневековой социальной философии Человек мыслится как некий проект, который соотносится с другим проектом — миром Соединение бессмертной души и смертного тела, как и в античной философии, должно символизировать связь идеального и реального Но у данного образа уже есть не смысл, а замысел, что в корне изменяет и структуру, и содержание образа человека
Не менее существенны изменения в период нового времени, ибо тогда образ человека стал неразрывно связан с двумя идеями человека Первая идея - это идея уникальной человеческой личности, позволяющая рассматривать человека как автопроект
Каждый этап в развитии философии имел свои представления об образе Рассматриваются взгляды на проблему образа человека в философии Фомы Аквинского, Р Декарта, Б Спинозы, Д Дидро, вульгарных материалистов, Дж Беркли, Д Юма, Э Маха и других
Особое внимание уделяется исследованию образа человека отечественными философами советского периода Опыт истории философии идентичен опыту формирования свободной мысли, опыту освобождения человека и общества от собственных заблуждений, ложных авторитетов Если нет
единого набора «существенных признаков», значит, речь может идти о неком «генетическом единстве» или о существовании единой интеллектуальной и культурно-исторической традиции, когда все вновь присоединившиеся учитывают или даже оценивают опыт предшественников Включаясь в дело философии, они вступают в диалог с мыслителями прошедших эпох, давая ответы на вопросы, зачастую возникшие в другом месте и по другому поводу, но остающиеся актуальными по сей день Иногда философию называют попыткой ответить на последние вопросы, иногда - поиском первых оснований, иногда - стремлением только лишь увидеть проблему
Выявляется, что идеальное в качестве специального предмета рассмотрения не привлекало должного внимания отечественных философов Однако в 60-х годах ситуация стала изменяться Человечество, действующее в соответствии с законами разума, стремилось к достижению всеобщего процветания и счастья Идея модерна - это идея всеобщей рационализации и секуляризации жизни В новом обществе разум должен был стать естественным принципом управления людьми и вещами, существовавшими в согласии с естественным порядком природы Но проблема идеального начинает переходить к сфере когнитологии и оставаться в русле теории познания Уже никто не говорит об общественном идеале, ибо ценности перестают рассматриваться на уровне образов, а описываются в терминах фактичности и значимости
Ряд авторов считают, что возникшая необходимость носила вначале не философский, а более идеологический характер Следует подчеркнуть, что система социалистического способа хозяйствования начала заходить к этому времени в тупики малой рентабельности Вследствие этого перед философами встала проблема выяснить, какую же роль играет сознание в повседневной жизни общества Разумеется, что, исследуя проблему сознания, философы не могли игнорировать идеальное как таковое
Изучая различные взгляды на проблему идеального в нашей российской науке, необходимо учитывать, что советские философы в значительной мере были связаны гласными и негласными запретами идеологического толка Заметим, что при рассмотрении проблемы идеального, эти препятствия ограничивали поле анализа, поскольку при любом толковании предмета не должна была нарушиться ленинская соотнесенность материи и сознания, а также методологические акценты известного ее определения
В данном параграфе дается анализ взглядов на проблему идеального в концепциях Э В Ильенкова, Я А Понамарева, В Н Саготовского, Д И Дубровского, А В Булыгина, А М Коршунова, А Г Спиркина, А А Новикова, М Лифшица, Э Г Классена и других Настоящий этап развития нашего государства - этап осознания обществом новых возможностей гражданского строительства, понимания политических процессов как попытки создания демократического и правового государства В этой связи рассматривается проблема понимания политического сознания как сферы духовного производства, в рамках которого формирование духовных ценностей
предопределяет управление общественным процессом в трансформирующемся социуме
В работе показано, что в условиях общественного обновления достаточно высокой является степень смены социальных ролей в политическом процессе, что затрагивает возможность реализации населением политических предпочтений, выбора стратегии государственного развития, ставки политических сил на те или иные обособленные группы населения Интересы формируются во взаимном противопоставлении и противостоянии подсистем и могут быть реализованы в рамках существующих общественных отношений и трансформаций
На основе анализа различных концепций автор показывает, что точки зрения об идеальном многочисленны и разноречивы Но просматриваются и центры их смысловой «кристаллизации», поскольку каждая точка зрения декларирует объем существования исследуемого предмета Понимание объема оказывается связанным, в свою очередь, с тем кругом понятий и процессов, которые имеют к нему отношение Поскольку история вопроса об идеальном не входит в непосредственную задачу диссертации, укажем лишь на основные смысловые акценты приведенных ранее суждений Эти акценты следующие а) идеальное есть сознание, б) идеальное есть сознание, но это сознание есть, прежде всего, социум, в) идеальное есть материальное, г) идеальное по объему стремится сравниться с природой
При работе над диссертацией учитывается все положительное в различных концепциях При этом достаточно глубоко обосновывается несостоятельность распространенной в литературе мысли о том, что образ есть только лишь продукт социального, а его нейродинамическая основа является чисто биологическим и вообще не обладает признаками социального Ведь знаковые целостности образов носят интеллектуальный характер Современная наука проливает свет на то, что оперативное манипулирование образной информацией осуществляется по правилам языка, а в особых случаях - текста
Во втором параграфе «Концептуализация образа человека и проблема его адекватности» дается подробный анализ активности образа человека, его деятельностной природы, преобразующей социальную действительность Рассматриваются различные точки зрения по проблеме активности сознания На основе конкретных видов деятельности по их результату выделяются различные формы сознания и дается обстоятельный анализ этих форм Особое внимание уделяется политическому, правовому, нравственному, эстетическому видам сознания Выявляется, что все они включают знание обыденного и теоретического уровня
Виды сознания зависят и от субъекта (индивидуальное, групповое, классовое), особое место среди них занимает массовое сознание, а в последнее время на первое место в их исследовании выдвинулась и проблема национального сознания Роль образа человека позволяет переосмыслить развитие темы политики в социально-философском ракурсе Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и
социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти В этой связи мы сталкиваемся с необходимостью философского обоснования глубинных личностных поводов каждого субъекта, что принимает участие в политическом процессе Но в основе такого участия находятся духовные ценности, и само участие будет представлять собой коммуникативный процесс Это вопросы мотивации, которые рассматриваются как в субъективном, так и в объективном контексте
Если объективную сторону можно описать с помощью методов социологии, науки, призванной объяснить мотив поведения человека в контексте общественных взаимодействий, то внутренняя сторона, переживания субъекта, является объектом философского внимания В умелом сочетании философского подхода и объективного социологического анализа - залог успеха настоящего научного исследования
В поле рассмотрения диссертации попадают вопросы системы социального мира, системы политического устройства, принципы взаимодействия этих систем на уровне сопоставления элементов - органов государства, институтов гражданского общества И, разумеется, их зависимость от образа человека и его социально-философской интерпретации Институциональный уровень исследования позволяет переходить от конкретных социально-политических примеров и ситуаций - к обобщенному уровню описания явлений и процессов
Комплексный анализ образа человека как сознательной деятельности в социально-философском плане позволяет глубже понять его роль как важнейшего фактора в жизни человека и общества, решить проблему активности сознания Это связано с тем, что данное исследование позволило выявить, что виды сознания по-разному связаны с человеком, каждый из них формирует определенные духовные качества и разные виды идеалов
На основе анализа сознания, его структуры делается вывод с одной стороны, сознание как свойство высокоорганизованной материи мозга, которое в субъективных образах отражает внешний мир, есть результат духовной деятельности человека, а с другой - оно активно воздействует на нее и существующие духовные отношения Данное воздействие осуществляет субъект деятельности, обладающий сознанием, определенными знаниями, позволяющими человеку определить цель, осмыслить мотивацию и средства деятельности и на основе познанных законов изменить окружающий мир, социальную среду и самого себя
В работе также анализируется научная деятельность человека В настоящее время создаются реальные условия для объединения различных наук для построения общенаучной картины мира Именно картина мира позволяет преобразовать все мировоззрение и образ человека как его составляющую Синергетика как новое мировидение находит все больше своих сторонников, так как она позволяет выявить инвариантные характеристики разных типов эволюционных процессов и представить их в форме, пригодной для матема-тико-информационной обработки
Синергетика изучает саморазвивающиеся системы, для которых характерна принципиальная необратимость процессов Причем человек не является чем-то внешним, он есть неотъемлемый элемент взаимодействия Из множества возможных вариантов человек выбирает один, и, не будучи в состоянии просчитать результат своего выбора, он не может вернуться в исходное состояние Человек здесь не является чем-то внешним, он включается в систему Синергетика стимулирует создание средств описания Вселенной, частью которой является человек Его образ также стоит в центре социосинер-гетики
Следует отметить, что синергетика связана с обоснованием объективности неопределенности, которая проявляется через бифуркации - это внутреннее свойство системы (состояние неустойчивости, когда небольшое случайное воздействие может вызвать появление новых структур) Данный факт можно отнести и к познанию закономерности развития духовной жизни общества В научном познании важно ограничение ряда свойств объекта через выделение наиболее существенных В этой связи отметим, что И Пригожин сформулировал закон изменения энтропии для открытых систем, а взаимодействие человека и духовной жизни и есть поле неоднозначных путей развития Это открытая нелинейная система, где действует множество различных факторов, способных стать толчком к ее изменению Здесь постоянно происходит обмен внутри каждого элемента и между элементами
Например, сам человек есть сложная система, в которой действуют, в том числе и разные нейродинамические процессы, определяющие линию его поведения, характер (принятие или отторжение) отношения к тем или иным духовным ценностям или к другим людям Следует подчеркнуть, что в человеке тоже какой-либо «случайный» фактор может изменить всю его жизнь
Результаты исследований о мировоззренческом значении идеи нелинейности вполне применимы к исследованию закономерностей духовной жизни общества и человека, перед которым постоянно стоит проблема выбора, множество разных путей включения в эту духовную жизнь, нестабильной, постоянно меняющейся и самоизменяющейся системы Параграф завершается анализом постнеклассической науки
Вторая глава «Духовное производство и образ человека в социальной динамике современности», состоящая из двух параграфов, посвящена анализу информационного общества и коммуникативных процессов как детерминирующих факторов в эволюции образа человека, а также рассмотрению культуры как специфической формы информации и ее организующей сущности
В первом параграфе «Специфика духовного производства в информационном обществе» обстоятельно исследуется соотношение понятий «образ» и «духовное производство», обосновывается, что информационный аспект образа является управляющей функцией духовного производства Отмечается, что специфическая особенность информационных процессов в том, что становление и развитие информационного общества привело к изменению роли идей и образов в механизмах функционирова-
ния знания, ценностей и целеполагания Изменились важнейшие антропологические константы, предопределявшие место человека в общественном бытии
В параграфе дается подробный анализ информационной причинности образа, которая выполняет управленческую роль в сознании человека, неразрывности информации и кода в сознательной деятельности человека В современных условиях развития общественной жизни динамика социальных процессов детерминирована, с одной стороны, техническими средствами, отвечающими потребностям людей в коммуникации, а с другой стороны - возможностью оценивать и пользоваться информацией в различных ее видах Само по себе информационное общество является не средством для достижения нового уровня коммуникации, а механизмом общения как таковым Информация сегодня играет не просто значительно большую роль, нежели пятьдесят или сто лет назад, а становится совершенно новой формой понимания реальности Информация является вполне конкретным товаром, однако информационное поле является более широким сегментом в восприятии человеком повседневности, чем предметы материального мира
Информация одновременно является возможностью определить собственное жизненное видение мира, она не может быть лишена идеологии, политики, скрытого рекламного содержания, творческой субъективности Проблема получения нужной информации остается столь же острой, однако с совершенствованием технических средств передачи данных усложняется возможность сортировки информации Человек, пытающийся узнать что-либо конкретное, вынужден тратить время на поиск данных и вычленение необходимой информации из огромного потока дезинформации, рекламы и прочих источников
Проблема адекватной оценки информации и возможности ее использования выходит в современном информационном обществе на первый план Она затрагивает трансформацию журналистской деятельности, переосмысление социальной функции власти и возрастание роли так называемой «четвертой власти», т е прессы в разных ее видах Несомненно, рост использования информации на электронных носителях увеличивает долю людей, попадающих в информационную зависимость от всемирной сети Интернет, что приводит к рождению нового типа сознания - выстраиванию «виртуальных» общественных отношений В данном контексте общественная жизнь строится на кардинально отличных принципах развития, что требует иных средств и методов ее описания
Автор в свете достижений современной науки с позиции информационного подхода дает обстоятельный анализ внутренних механизмов информационной причинности образа в социальной деятельности человека, выявляет, что информационная причинность образа человека детерминирует план и обеспечивает целесообразный поведенческий акт человека При этом обосновывается идея о том, что информационная причина образа человека формируется и выполняет управляющую функцию лишь в системе детерминант Субъект воспроизводит образ, опираясь в первую очередь
на социальные детерминанты общества, а также на нейродинамическую систему мозга, слова, в сочетании с потребностями личности
В диссертации раскрывается, что функция будущего, связанная с це-лерациональной деятельностью человека, организует цели поступков, определяет структуру планов, составляющих наиболее активную сторону человеческой деятельности Цели и ценности, поддерживая тесную функциональную связь со сферой духовного производства и идеального вообще, опосредуясь чувственным отражением, играет ведущую роль в определении информационной причинности при выборе человеком поступка в конкретной ситуации
Выявляется, что хотя в процессе реализации цели важным для субъекта является будущее, но «репертуар» последнего основан на опыте прошлого и на представлении о текущем моменте Активность информационной причины личности состоит в поиске внешней причины, которая по некоторым признакам адекватна идеальной причине образа субъекта Поэтому в процессе целереализации результат сохраняет для субъекта свою детерминирующую роль
Во втором параграфе «Образ человека в структуре социальной коммуникаци» выявляется, что с появлением человека, обладающего разумом, появилась способность предвидеть результаты действий, строить поведение не как цепочку однозначных реакций на внешние раздражители, а как определенную программу поведения Следует подчеркнуть, что в развитом виде эта способность выросла в умение соотносить друг с другом фрагменты информации, сопоставлять разные типы ситуаций, переносить представления и ожидания с одного класса объектов на другие
Необходимо отметить, что информация, потеряв жесткую, как в случае условного рефлекса, связь с конкретным действием, начала заготавливаться впрок, что позволило значительно повысить эффективность ее использования Умение накапливать информацию, оторванную от конкретной ситуации, конкретного действия, открыло человеку грандиозную возможность - создать новое, не существующее в природе, реапизовывать такие варианты и формы организации материи, которые бы не возникали естественным путем
Важная составляющая коммуникативной рациональности - ее критицизм И здесь образ человека выполняет роль фокуса критического взгляда на мир Новое понимание природы критического мышления позволяет сделать вывод о том, что понятие социального детерминизма должно учесть фундаментальные изменения, связанные с переходом от субстанциапизма социального действия к новой парадигме Теперь интеракция предстает как некая стихия, порождающая определенные формы зависимости, представление которых возможно путем их опространствления Социальный детерминизм предстает перед нами как детерминизм смысловой Одни значения обусловливают другие по схемам своей особой логики - логики смйгсла
Исследование роли образа человека в структуре критического отношения к миру сегодня базируется на совершенно иных основаниях, нежели
прежде Наиболее интересным выводом здесь является та особая ситуация, в которую попадают исследователи детерминизма после лингвистического поворота Язык рождает совершенно особый вид детерминизма - детерминизм смысловой Именно для его преодоления и нужны подобные исследования
Появившаяся на заре человечества система запретов обеспечила возможность возникновения новой формы «памяти», которая способствует сохранению и передаче знаний, мастерства, навыков, зарождающихся традиций и в конечном итоге привела к формированию культуры
В работе приводятся различные определения культуры ведущих исследователей Особенность культуры как формы информации заключается еще и в том, что она не передается генетически На биологической основе человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями В процессе своей жизни человек формирует себя как культурно-историческое существо Человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т д Справедливо сказать, что культура является одним из основных механизмов самоорганизации индивидов Лишь культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как существа социального Таким образом, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком Данное взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую сущность
Но здесь следует иметь в виду, что человек воспринимает элементы культуры избирательно, под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами Только на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше Будучи субъектом, носителем культуры, он вносит в нее нечто новое, а потому в культуре имеются «островки» устойчивого, стабильного, «консервативного» и появление нового развивающегося, изменяющегося
Стабильный элемент культуры - традиции, благодаря которым приходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей актуализирует этот опыт, опираясь в своей жизнедеятельности на созданное предшествующими поколениями Нравы, ритуалы, общечеловеческие ценности сохраняются и передаются от поколения к поколению Обычаи существуют во всех формах духовной культуры Принято говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях На основе их новое поколение усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные временем элементы культуры В результате этого происходит процесс «научения», характерный для всей природы, а следовательно, облегчается процесс адаптации к конкретному обществу с определенными устоявшимися традициями, устанавливаются
обратные связи, способствующие поддержанию равновесия между индивидом и внешней средой В конечном итоге человек формирует в себе новые качества, характеризующие его не только как существо социальное, но и культурное, и тем самым поднимает его над природным миром
Люди в своих действиях руководствуются внебиологически выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые совершенствуются из поколения в поколение Сознательная деятельность людей с необходимостью потребовала не только объединения усилий и установления между ними упорядоченной системы отношений, но и накопления опыта изготовления орудий труда, совершенствования профессиональных навыков
Преемственность в развитии культуры означает не только активное использование новыми поколениями накопленного ранее опыта, но и воздействие достигнутого в прошлом на формирование культуры будущего Следовательно, идет постоянный процесс расширения границ информации и активного ее влияния на жизнедеятельность новых поколений, включенность культуры в социально - исторический процесс
В работе приводятся различные способы и формы вовлечения культуры в движение человеческой истории При рассмотрении культуры как специфической формы информации и ее организующей сущности особое внимание уделяется науке, нравственности, эстетическим чувствам, искусству, религии
Параграф завершается выводом о том, что культура представляет собой совершенно новую форму информации, присущую только человеку С одной стороны, в ней сконцентрированы социальные ценности, и в этом плане она выступает как специфическая форма «памяти», обеспечивая связь времен и поколений С другой — духовые ценности выполняют регулирующую функцию, функцию «поддерживания образца» в социуме и тем самым помогают человеку адаптироваться к конкретным условиям, избежать деструктивного хаоса При этом, приобщаясь к культуре, индивид формирует в себе новый структурный уровень — духовность, который определяет меру человеческого в человеке
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 Ногайлиева М X Функциональная природа образа // Вестник Ставропольского государственного университета Вып Ставрополь, 2006 — С 78-84-0,4 п л
2 Ногайлиева М X Проблема идеальности и адекватности образа в современной философской литературе//Научная мысль Кавказа №13 - Ростов-на-Дону, 2006 -С 44-50 -0,4 п л
3 Ногайлиева М X Взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания // Исторические этюды Материалы межвузовской научной конференции - № 3 - Карачаевск, 2005 -С 166-169 -0,25 пл
4 Ногайлиева М X Функциональный характер образа // Научные труды Материалы IV региональной научной конференции «Дни науки» - №29 -Пятигорск Изд-во ПГТУ, 2005 - С 39-47 - 0,5 п л
5 Ногайлиева М X Отражение, информация, код, образ, деятельность -Карачаевск, 2005 -36с - 2,25 п л
6 Ногайлиева М X Образ и информационная причинность в деятельности личности Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета Вып 18 - Карачаевск 2006 - С 225-234 -0,6 пл
7 Ногайлиева М X Роль нравственного сознания в духовной жизни человека // Научные проблемы гуманитарных исследований - №6 - Пятигорск, 2007 -С 56-64 -0,5 п л
НОГАЙЛИЕВА Марина Халитовна
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Подписано в печать 4 10 2007 г Формат 60x84/16 Бумага офсетная Печать офсетная Уел печ л 1,2 Тираж 100 экз Заказ №2345 ООО «Рекламно-информационное агентство на Кавминводах» Пятигорск, ул Февральская, 54, тел 33-36-56, тел/факс 39-09-03
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ногайлиева, Марина Халитовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
1.1. Идеальность как характеристика социального бытия образа.
1.2. Концептуализация образа человека и проблема его адекватности
ГЛАВА 2. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В
СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ СОВРЕМЕННОСТИ.
2.1. Специфика духовного производства в информационном обществе.
2.2. Образ человека в структуре социальной коммуникации.
Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Ногайлиева, Марина Халитовна
Актуальность темы исследования. Образ человека, формирующийся в процессе социального и культурного развития общества, является одним из важнейших факторов гуманизации и гуманитаризации всех сфер общественной жизни. Если антропологический горизонт становления личности отступает на второй план, социальная самоорганизация становится проблематичной, ибо именно гуманитарные ценности обретают статус источника и движущей силы подлинной модернизации социальных институтов и структур. Актуальность исследуемой проблемы усиливается также необходимостью дальнейшего рассмотрения таких вопросов философии, как сознание, познание, проблема человека и личности в философии и т.д.
Господство одномерного рационализма и сциентизма фактически привело к локализации проблемы образа вообще и образа человека в частности в предметном поле эстетики. Осмысление образа человека как системообразующего элемента картины мира, мира культуры, онтологии и антропологии - одна из актуальнейших задач современной социальной философии. Особое место образ человека занимает в духовном производстве, являясь прасимволом и архетипом различных его подсистем и элементов. Следует отметить, что универсальной формой человеческого восприятия следует признавать образ, который для сознания представляет основную смысловую единицу. От начальной осведомленности о чем-либо до «картины мира» в основе представлений человека лежат образы.
Человек как высшее порождение Универсума соединяет в себе основные закономерности объективной реальности. Выступая субъектом познания, он придает последнему направленность и смысл. Вся сознательная жизнь человека пронизана образами. Как форма достижения мира значимость образа столь велика, что можно говорить о философии образа. С нашей точки зрения, такое обобщенное рассмотрение должно выявить в эволюционирующей образности ее основополагающие аспекты: бытийный и аксиологический. Существенно продвинуться в понимании смысла происходящих с человеком и обществом перемен помогли концептуализации образа человека в философских системах современности. Первоначально эти концептуализации возникли как различные доктрины современного мира, но в последнее десятилетие все больше оснований для их объединения по принципу дополнительности. Обращение к образу человека как к архетипу системы ценностей позволило оценить различные стороны самосознания индивида и общества в изменяющемся мире.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы отражения широко освещались в отечественной литературе советского периода за последние сорок лет. Область данной проблемы затрагивала четыре уровня: отражение в неживой природе (Б.С. Украинцев, B.C. Тюхтин, А.Г. Чу-совитин); отражение на физиологическом уровне (П.К. Анохин, Ф.А. Ато-Мурадова, JI.M. Веккер, В.Д. Глезер, Н.И. Губанов, И.Д. Калайков, М.И. Сетров, В.А. Энгельгардт); отражение на уровне психики (JI.A. Меерсон, М.С. Шехтер, C.JI. Рубинштейн и др.); отражение на уровне человеческого сознания (A.M. Коршунов, Ю.Ф. Георгиев, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лой, С.Ф. Урсул, Н.И. Чупринова и др.). Необходимо указать, что ясные и определенные границы указанных направлений провести достаточно трудно.
Следует сказать, что в данной диссертации использованы труды философов и психологов, посвященные фундаментальным проблемам отражения и специфике познания (работы В.П. Бранского, Л.С. Выготского, С.С. Гусева, В.Г. Иванова, П.В. Копнина, В.Н. Леонтьева, Б.В. Маркова, К.К. Платонова, Л.О. Резникова, С.Л. Рубинштейна, К.А. Сергеева, Я.А. Слинина, Ю.Н. Солонина, Г.Л. Тульчинского, B.C. Тюхтина, Д.Н. Узнадзе, А.Д. Урсул, Ю.М. Шилкова).
Необходимо отметить, что к проблеме идеального обращались такие авторы, как A.B. Булыгин, А.Л. Абрамян, Г.П. Выжлецов, Д.И. Дубровский, Э.В. Ильенков, Э.Г. Классен, В.В. Лапицкий, М.А. Лившиц, Д.В. Пивоваров, Н.С. Рыбаков, В.Н. Саготовский, А.Г. Спиркин).
В отечественной литературе уделялось также внимание проблеме бессознательного (А.Н. Бойко, В.Д. Глезер, А.Н. Дмитриев. Д.И. Дубровский, A.C. Кармин, A.M. Коршунов, В.Ф. Нечипоренко, К.К. Платонов, А.Г. Спиркин).
При исследовании образа с позиции культуры автором учитывался вклад ученых, специально занимавшихся данной проблемой (Э.А. Баллер,
A.Я. Гуревич, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.Л. Савранский, К.А. Свасьян, Э.В. Соколов). Существует ряд авторов, освещающих проблему восприятия с позиций кибернетики и теории информации (Э.М. Браверман, А.Г. Аркадьев, Л.М. Веккер, Н.И. Жуков, И.С. Тюхтин, Б.С. Украинцев, А.Д. Урсул, С.М. Шалютин).
Огромное количество публикаций посвящено проблеме знака в различных аспектах его бытия (A.A. Ветров, С.Р. Вартазян, В.В. Гриб, В.В. Ким, A.M. Коршунов, В.В, Мантатов, В.В, Налимов, И.С. Нарский, М.К. Петров, JI.O. Резников, М.И. Сетров, Ю.С. Степанов, В.П. Тугаринов, М.Д. Феллер, H.A. Хабаров, B.C. Швырев).
Написан ряд работ о бытии образа в художественном познании в философском и культурологическом аспектах его рассмотрения (Б.Я. Зам-бравский, A.B. Гулыга, М.С. Коган, A.A. Казин, С.Т. Маклина, В.В. Селиванов, П.В. Симонов, А.Д. Столяр, Л.М. Угринович, О.М. Ференденберг,
B.Ф. Шерстобитов).
Вопрос условности художественного образа также привлек внимание исследователей (Н.В. Видинеев, A.B. Гулыга, В.Н. Ждан, С.Н. Маклина, A.A. Михайлова, Л.В. Мачалов, Б.В. Раушенбох и др.).
Проблемы знаковой интерпретации художественного познания и рассмотрения символа нашли свое отражение в соответствующих публикациях (Н.В. Видинеев, С.С. Аверинцев, Е.В. Волкова, A.A. Грокалов, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, В.В. Налимов, H.H. Рубцов, Б.А. Успенский, М.Б. Храпченко).
Но в работах приведенных авторов проблема образа в основном исследовалась с позиции марксистско-ленинской философии. Поэтому еще нет исследований, в которых феномен образности был бы раскрыт с позиции социальной философии с учетом современной ситуации.
Следует подчеркнуть, что в своем естественном бытии образные формы производят впечатление простоты и целостности. Для исследователя эта видимая гармония выступает специфической системой, которая раскрывает себя лишь в динамике физиологических, психических и интеллектуальных состояний.
Объект исследования - образ человека как смыслообразующий элемент в процессе духовного производства.
Предмет исследования - структурная, содержательная и смыслообра-зующая роли образа человека в процессе духовного производства и механизмы его воздействия на процессы социальной коммуникации.
Цель диссертационного исследования - анализ социальной природы образа человека, его роли в общественном сознании и основных функций в процессе духовного производства.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
- реконструировать эволюцию образа человека в истории философской мысли;
- проанализировать специфику взаимовлияния идеальных социально-значимых образов и структур социальной реальности;
- выявить основные аспекты концептуализации образа человека в контексте проблемы адекватности образа;
- исследовать перспективы гуманитаризации духовного производства в социальной динамике современности;
- выявить и описать специфику духовного производства в информационном обществе;
- определить аксиологическую и герменевтическую роли образа человека в структуре социальной коммуникации;
Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования.
Методологической основой диссертации являются системный, комплексный, структурно-функциональный, семиотический и аксиологический подходы.
Особое внимание уделяется теории социальной коммуникации, семиотическому и герменевтическому анализу сферы духовного производства. Источниковой базой изучения социально-философского анализа образа являются принципы и фундаментальные положения, выработанные в трудах классических философов, отечественных и зарубежных исследователей, антропологов, психологов, культурологов, семиотиков. Основой для обобщения послужили научные дискуссии, в которых обсуждаемые проблемы были проанализированы с позиции социально-философского анализа образа человека.
Разбор базовых понятий образа человека произведен с использованием теоретических и методологических наработок классической и неклассической социальной философии.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- показано, что на эволюцию образа человека в истории философской мысли влияли социокультурные, теоретико-научные и идеологические факторы;
- обосновано, что взаимовлияние идеальных социально-значимых образов и структур социальной реальности происходит при отчетливом доминировании реального и деятельностного над идеальным и образным;
- показано, что в концептуализации образа человека регулятивом адекватности образа выступает социокультурно и аксиологически обусловленная рефлексия;
- определено, что гуманитаризация духовного производства является приоритетной задачей социального развития и необходимым условием выживания мировой цивилизации;
- показано, что трансформация духовного производства в информационном обществе обусловлена не только технологическими процессами, но и социально значимыми изменениями человеческой экзистенции;
- определена взаимная обусловленность аксиологической и герменевтической составляющих процесса формирования образа человека в структуре социальной коммуникации.
С учётом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Формирование образа человека в истории мировой цивилизации было гетерогенным и обусловленным совокупностью научно-теоретических, аксиологических, социокультурных и идеологических представлений о человеке. Развитие образа человека также было обусловлено логикой идеального. Идеальный феномен имеет базовое значение для предметных отношений, связанных с воплощением идеального в действиях и решениях индивидов. Для человеческого восприятия наиболее значимо идеальное, дающее смысл отношениям «представленности». С этих позиций образ выступает как некоторый духовный конструкт, реализующий потенции идеального.
2. Несмотря на кажущуюся равнозначность идеального и реального при их теоретическом рассмотрении, в процессе практического действия идеальное становится вторичным элементом целеполагания и его детерминированность практически предопределяет направление и содержание в сфере идеальных сущностей. Адекватность образа обеспечивается причинностью и изоморфностью отражения, а также функциональностью и информационной нагруженностью образа. В концептуализации образа человека регулятивом адекватности образа выступает социокультурно и аксиологи-чески обусловленная рефлексия.
3. Образ человека всегда являлся одним из значимых образов в процессе духовного производства. Но основания для гуманитаризации духовного производства появились по мере рождения идеи человека как уникальной личности, что позволило сделать его центральным, системо- и смыслообра-зующим феноменом. В условиях глобализации и ускоренного развития технических систем все более острой становится проблема дегуманизации пространства бытия человека и общества. В этом контексте гуманитаризация духовного производства приобретает статус приоритетной задачи социального развития и необходимого условия выживания мировой цивилизации.
4. Становление и развитие информационного общества привело к изменению роли идей и образов в механизмах функционирования знания, ценностей и целеполагания. Изменились важнейшие антропологические константы, предопределявшие место человека в общественном бытии. Таким образом, трансформация духовного производства в информационном обществе обусловлена не только технологическими процессами, но и социально значимыми изменениями человеческой экзистенции.
5. Образ человека является результатом производительной силы социальной коммуникации, что детерминирует его сложную семиотическую структуру. Воплощая в себе результаты экстраполяции системы ценностей на различные сферы социального опыта, образ человека включает в себя также результаты актов понимания, задающих иной бытийный модус, нежели аксиологический. Все это приводит к необходимости взаимной обусловленности аксиологической и герменевтической составляющих процесса формирования образа человека в структуре социальной коммуникации.
Теоретическая и практическая значимость работы. Анализ образа человека имеет важное значение для социальной философии. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики социальной онтологии и герменевтики, рефлексивного осмысления задач духовного производства на современном этапе. Полученные результаты могут быть положены в основу национальной идеи и концепции социального развития, они могут быть использованы структурами государственного управления и социокультурного проектирования. Материалы диссертации могут быть включены в содержание курса социальной философии, при создании спецкурсов.
Апробация работы. По содержанию работы диссертант выступал на ряде международных, республиканских, региональных, межвузовских, внутривузовских научных конференций и симпозиумов. По теме диссертации автором опубликовано 7 работ, общим объемом 4,9 п.л.
Объём и структура работы. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ человека в структуре духовного производства"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в диссертации мы предприняли попытку рассмотреть чрезвычайно сложную проблему: образ человека, различные точки зрения на проблему образа и обосновать собственный взгляд на нее.
В работе делается вывод, что главный элемент в системе духовной жизни общества - это образ как сознательная деятельность человека. Обосновывается проблема активности сознания, необходимость воспитания человека как активного субъекта общества. На основе анализа сознания выявляется, что сознание с одной стороны, направлено на осознание внешних социальных отношений, а с другой - на познание самого себя (саморефлексия), своего внутреннего мира.
В работе структура сознания анализируется в двух аспектах. Один из них традиционно обусловлен индивидуально-личностным в человеке, и выделение структурных его элементов, которые менее слабо связаны с духовной жизнью человека. Они относятся к человеку как к единице общества: это ощущение, восприятие, представление, мышление, сознательное и бессознательное в человеке, самосознание. Другой аспект связан с тем, что человек есть субъект различных видов духовной деятельности и духовных отношений, что обусловило появление разных видов сознания (политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического и.т.д.). Указанные аспекты включают знание обыденного и теоретического уровня. Среди видов сознания, особое место занимает массовое сознание, а в последние годы на первое место в их исследовании выдвинулась и проблема национального сознания. Формы активности человеческого сознания различны: целеполагание, конструктивно-преобразующая деятельность, научное предвидение. При анализе активности сознания особое внимание уделяется такому аспекту, как учению о мыслеформах. Подчеркивается, что в мыслеформах есть рациональное зерно-значимость для самосовершенствования и саморазвития человеком самого себя. Данный философский вывод значим для реальной практики формирования человека, воспитания его активной позиции, что и было показано в данной работе на конкретных примерах.
В диссертации раскрывается значение информационного подхода для объяснения активности образа. Выявляется, что информация образа человека выполняет управляющую функцию сознания. Проблема управляющей функции образа человека включает два аспекта: информационную причинность образа; свободу воли. Несмотря на тесную связь этих аспектов их можно рассмотреть отдельно.
Проблема информационной причинности образа в истории науки решалась или путем сведения образа к функции мозга или путем «субстанали-зации» образа (и постулирования особой духовной энергии). При этом считалось, что вне этой альтернативы остается путь лишь к эпифеноменозизму.
В свете данных современной науки основные трудности в решении проблемы связаны с трактовкой информационной причинности образа и выявлением ее функции в деятельности человека. Говоря об идеальной причине, многие ученые отвлекаются от «внутреннего» механизма идеального причинения - воплощенности идеальных явлений в деятельности мозга человека и обращают внимание на «структуру» - идея-действие-результат.
Анализ внутреннего механизма информационной причинности образа человека предлагает иную структуру объяснения. Возможность такого объяснения связана с реализацией информационного подхода. Принцип инвариантности информации по отношению к физико-химическим свойствам кода дает ключ к пониманию того, что не физические свойства кода, а его содержание и ценность, т.е. информационная причинность образа человека, детерминирует план и обеспечивает целесообразный поведенческий акт человека.
В работе подробно обосновывается, что свобода выбора человека обусловлена информационным аспектам образа, который трактуется в диссертации в качестве информационной причины сознания.
Рассматривая образ человека и специфику процесса самоорганизации индивида, особую роль мы отвели культуре. Культура выступает как бы дополнением к генетической информации, которая присуща всем система живой природы и является необходимым факторам самоорганизации. Культура представляет собой специфическую форму «памяти», сконцентрировав в себе духовные ценности человечества, передаваемые от поколения к поколению. И поскольку культура носит надбиологический характер, то каждое новое поколение приобщается к доминирующим в эту эпоху духовным ценностям каждый раз заново. Приобщаясь к духовным ценностям, человек формирует в себе новый уровень - духовности, которая определяет меру человеческого в человеке.
В работе подчеркнута важность морали и выработанных ею нравственных норм для конструктивной формы направленности процесса самоорганизации индивида. Нравственные нормы не только дают образец должного поведения, их регулирующая функция способствует установлению относительной равновесности в социуме. Человек, приобщаясь к ним, нормирует в себе способность к самоограничению. Это очень важное качество, поскольку любая система может конструктивно развиваться лишь при условии согласованного функционирования ее структурных элементов в интересах целого. Данная закономерность присуща и человеку как сложной открытой системе. Будучи элементом природного и социального мира, он должен свои личностные эгоистические устремления согласовать с интересами целостности. Именно на это и направлен принцип самоограничения. Пренебрежение им приводит или к усилию хаоса, который, достигнув критической точки, может привести к разрушению системы или к различного рода деструкциям.
В своей работе мы выявили и такие важные компоненты культуры, как наука, религия, искусство. Проанализировали их как особые формы информации и факторы самоорганизации культуры. Выявили, что особая роль науки в процессе самоорганизации индивида заключается в том, что именно наука способствует формированию и развитию интеллекта, расширяет горизонты миропонимания, повышает творческие способности человека, его культуру мышления. Использование научной информации, оторванной от конкретной ситуации, конкретного действия, открывает перед человеком новые возможности - создавать то, что не существует в природе, реализовать такие варианты и формы организации материи, которые до появления науки были невозможны
Приобщаясь к искусству, человек обогащает свой внутренний мир эстетическими чувствами, переживаниями, учится осваивать внешнюю реальность по законам красоты. Эстетические чувства свидетельствуют о духовной развитости человека.
В самоорганизации человека определенную роль играет и религия. Она способствует приобщению человека к трансцендентному, к выходу за пределы его бытия; предлагает высокие духовные ценности. Одновременно религиозная идеология предъявляет требования обуздания низменных страстей и эгоистических устремлений; и тем самым наряду с другими элементами культуры, служит основой социального порядка. Религиозные взгляды - иррациональное, человек, наряду с чувственным и рациональным, впускает в свой внутренний мир. Все это свидетельствует о сложности и противоречивости духовного уровня организации человека, о его открытости и незавершенности.
125
Список научной литературыНогайлиева, Марина Халитовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аронов P.A. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии. -2005.- № 6.
2. Абрамов С.С. Неявная субъективность: Опыт философского исследования. Томск: Издательство Томского университета, 1991.
3. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М., 1994.
4. Абрамян Л.А. Идеально ли идеальное?: (несколько замечаний в ходе дискуссии) // Вопросы философии. 1987. -№10.
5. Аверинцев С.С. Памяти учителя (А.Ф. Лосев) /Контекст-90: литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1990.
6. Аверинцев С.С. Символ // ФЭС. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
7. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.
8. Авоян Р.Г. Значение в языке (философский анализ). М.: Высшая школа, 1985.
9. Айдинян P.M. Система понятий и принципов гносеологии. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
10. Анализ знаковых систем: История, логика и методология науки. /Тезисы докладов. Киев: Наук, думка, 1986.
11. П.Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
12. Анцыферова Л.И. Материалистическая диалектика и психологическая наука // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988.
13. Н.Арлычев А.И. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992.
14. Н.Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
15. Аскин Я.Ф. Обобщенное понимание детерминизма // Принцип детерминизма. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1983.
16. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг: системный анализ. М.: Медицина, 1980.
17. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. М.: Политиздат, 1986.
18. Ахлибиникский Б.В., Асеев В.А., Шорохов И.М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. JI.: Издательство Ленинградского университета, 1984.
19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.
20. Балодин Р.К. Распознание в природе и природа распознания. Минск: Издательство Минского университета, 1988.21 .Бальмонт К. Избранное. М., 2003.
21. Барт Р. S/Z. М.: РИК «Культура», 1994.
22. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика/Перев. с фран. М.: Университет, 1994.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986.
24. Беккара и Бентамъ. Ихъ жизнь и общественная дъательность. Биогр. очерки П.Я. Левенсона. СПб., 1893.
25. Белых А.К. Управление и самоуправление. Л., 2003.
26. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. -М., 1997.
27. Бентам И. Введение в принципы морали и права// Бентам И. Избр. соч. Т. 1., 1997.
28. Бергсон А. Материя и память // Собрание соч. в 4-х томах. М.: Московский клуб, 1992.-Т. 1.
29. ЗО.Берлянт A.C. Образ пространства: карта и информация. М.: Наука, 1990.
30. ЗКБернштейн H.A. Физиология движения и активность. М.: Наука, 1990.
31. Беспалов Б.И. Действие: психологические механизмы визуального мышления. М.: Издательство Московского университета, 1984.
32. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. J1, 1971.
33. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Булыгин А. В. К истокам идеального. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
34. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев C.B. Ней-родинамические механизмы мышления. Л., 1985.
35. Бляхр Е.Д., Волынская Л.М. Научная метафора: методологии исследования трансляции знания // Философские науки. 1989. - №2.
36. Бодрияр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
37. Бондалетова О.Б. Представление знаний: фреймы и понятия // Философские науки. 1989. - №4.
38. Ботороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.
39. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство, и время человека // Вопросы философии. 1978.-№3.
40. Брутян Г.А. Концептуализация философского знания //Вопросы философии. 1980.-№11.
41. Брушлинский A.B. Деятельностный подход психофизиологическаянаука //Вопросы философии. 2002 - №2.
42. Будалов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии. -2006. № 5.
43. Булыгин A.B. К истокам идеального: естественнонаучный анализ проблемы.-Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.
44. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1977.
45. Вартофский М. Модели: репрезентация и научное понимание/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
46. Васильев В. В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта/ Вопросы философии.-2006.-№ 1.
47. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наук, думка, 1988.
48. Вебер М. Избранные произведения. М.: Наука, 1990.
49. Веккер JI.M. Психические процессы. В 3-х томах. J1.: Издательство Ленинградского университета, 1974, 1976, 1981.51 .Вербер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
50. Веселовский В.Н. О соотношении информации и отражения. Свердловск, 1997.
51. Вопросы философии. 1992. - № 12.
52. Газенко Н., Костюк П. Надежность мозга. М., 1987.
53. Гамбрих Э. В. Символические образы. //Вопросы философии. 2001.-№12.
54. Георгиев Ю.Ф. Континуальность социальной жизни, закон ее пульсации и вакуум СПб., 1993.
55. Гершон Д., Страуб Г. Обретение силы. М., 2004.
56. Гомбриях Э. Символические образы//Вопросы философии. -2001.7.
57. Гордеев H.A., Зинченко В.П. Функциональные структуры действия. -М, 1982.
58. Готт B.C., Тюхтин B.C., Чудинов Э.М. Философские проблемы современного естествознания. М., 1974.61 .Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
59. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
60. Джекебаев У.С. О социально-психологических аспектах преступного поведения. М.: Наука, 1992.
61. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психология очаговых поражений мозга. М., 1977.
62. Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство, и время человека // Вопросы философии. 1978.-№3.
63. Доброхотова Т.Н., Брагина H.H. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека // Вопросы философии. 1986. - №6.
64. Дубровский Д. И. Проблема идеального в свете ленинских принципов анализа социальной деятельности //Философские науки. 1980. - №3.
65. Дубровский Д.И. Информационный подход к проблеме «Сознание и мозг» //Вопросы философии. 1996. -№ 11.
66. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
67. Дубровский Д.И. К истокам идеального. -JT.: Изд-во ЛГУ, 1988.
68. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
69. Дубровский Д.И. Проблемы духа и тела: возможности решения// Вопросы философии . 2002. - № 10.
70. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. -М., 1991.
71. Дубровский Д.И., Ченосвистов Е.В. К анализу структуры объективной реальности//Вопросы философии. 1979. -№3.
72. Жуков Н.И. Информация. Минск, 1986.
73. Иванов Ю.М. Человек и его душа. -М., 1991.
74. Иванов В.Г., Лапицкий В.В, Сознание как категория материалистической диалектики. Л., 1989.
75. Ильенков Э.В. Проблема идеального //Вопросы философии. 1979. -№6.
76. Иодль Ф. История этики в новой философии. М., 1898.
77. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991.
78. Касавин И. Т. Теория как образ и понятие // Вопросы философии. -2001.-№3.
79. Кашперский В.И. Отражение и функция. Роль процесса отражения в детерминации развивающихся систем (философско-методический анализ). Свердловск, 1989.
80. Келле В.Ж. Социальное знание и социальное управление. М., 1976.
81. Классен Э.Г. Еще раз об идеальном (письмо в редакцию) //Философские науки. 1988. - №3.
82. Классен Э.Г. Идеальное: концепция К. Маркса. Красноярск, 1984.
83. Кнозоров Ю.В. Письменность индейцев Майя. -М., 1983.
84. Колеватов В.А. Социальная память. М., 1984.
85. Кориелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.
86. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. -М., 1988.
87. Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. М., 1997.
88. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры. Вып. 4.- Псков, 1994.
89. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. //Вопросы философии. 1986. - №12.
90. Лившиц М. Об идеальном и реальном// Вопросы философии. 1984. -№10.
91. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: Изд-во МГУ, 1985.
92. Лунь-юй. Краткие изречения Конфуция. М.: Госиздат. - 1991.
93. Майданов A.C. Экстраординарные открытия и их типология //Вопросы философии. 1986. - №12.
94. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. //Природа. 1988. - № 11.
95. Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988.
96. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М, 1981.
97. Мартин Лютер Кинг. Антология ненасилия. М. - Бостон, 1991.
98. Мартынов А. Исповедимый путь. М., 1991
99. Медведев C.B. Нейродинамические механизмы мышления. JL, 1985.
100. Нейропсихология. / Под редакцией Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1983.
101. Новиков A.A. О содержании и статусе категории идеального в марксистской философии // Вопросы философии. 1988. - №3.
102. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
103. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2002.
104. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994.
105. Панов E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983.
106. Плотников В.И. Идеальное о структуре исторически являющейся реальности как философская проблема // Идеальное как продукт исторического развития человечества. Свердловск, 1989.
107. Понамарев Я.А. Проблема идеального // Вопросы философии. 1964. - №8.
108. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1984.
109. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 3-е изд. доп. М.: Наука, 1989.
110. Пратусевич Ю.М., Сербиненко М.В., Орбачевская Г.Н. Системный анализ процесса мышления. М.: Медицина, 1989.
111. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1999.
112. Рапопорт С.К. Гносеологически проблемы художественного мышления.-М., 1988.
113. Ретенберг B.C., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984.-№4.
114. Ровинский Р. Е. Синергетика и процессы развития сложных систем h Вопросы философии. 2006. - №2.
115. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. Курс лекций. М., 1983.
116. Саготовский В.Н. Материальное и идеальное как характеристики сознания // На путях строительства коммунизма. Сборник статей. - Тюмень, 1992.
117. Свияш А. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли. -М., 1997.
118. Симонов П.В. Мозг и творчество //Вопросы философии. 1992. -№11.
119. Словарь философских терминов. Под ред. В.Г. Кузнецова. М., 2005.
120. Социально-философский анализ взаимодействия политического и правового сознания. М., 1986.
121. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы постнеклассическая рациональности/Вопросы философии. 2006. - №4.
122. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постклассичекая рациональность //Вопросы философии. 2003.- №8.
123. Стивене Дж. Приручи своих драконов. СПб., 1995.
124. Тульгинский Г. Л. О природе свободы// Вопросы философии. 2006.
125. Уайтхед JI. Избранные работы по философии. М., 1990.
126. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
127. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.
128. Успенский П.Д. Психология возможного развития человека // Наука и религия. 1990.-№8.
129. Утияма Р. К чему пришла физика: От теории относительности к теории колибровочных полей. М.: Знание, 1987.
130. Фейербах Л. Избр. Филос. Пр. Т. 1.-М., 1955.
131. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. -Л., 1982.
132. Швейцар А. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 2005.
133. Чанышев А.Н. Трактат о небытии //Вопросы философии. 1990. -№10.
134. Шри Ауробиндо. Синтез йоги. СПб., 1992.
135. Эссе экспериментальной эволюции. М., 1993.
136. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1981.
137. Brezinski Z. and S.Hunetington. Political powers: USA/ USSR. -N.Y., 1964.
138. Feigl H. Philosophy of Science. In: Philosophy / Ed, by R. Schlatter-Englewood Cliffs, 1964.
139. Flew A. A rational Animal. In: Brain and Mind. Modern Concepts of the Nature of Mind.-N.Y., 1965.
140. Hodges D. The end of the end of ideology in american Jornal of economics and sociology. Lankaster, 1967. January, vol. 16. N1.
141. Holdane J.B.S. Possible Worlds. London, 1927.
142. Honderich T. Only Determinism. In: Essays of Action / Ed. By T. Honderich. - London-Boston, 1973.
143. Melden I. Free Action. London, 1961.
144. Ryle G. The Concept of Mind. London, 1976.
145. Schäfer A. Die Moral in der Politik. Berlin, 2007.
146. Keldor S. "Snail» Multilinguei speakers problems in Second lengutge -Liguistics. Paris. - 1972. - №87.
147. Pratt C.C. Free Will. In; Mind, Matter and Method. - Minneapolis, 1966.
148. Smart J.J. Between Science and Philosophy. An Introduction to the Philosophy of Science.-N.Y., 1968