автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Образ жизни. Личность. Научно-техническая революция (к методологии исследования)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Арутюнян, Манук Арсенович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Образ жизни. Личность. Научно-техническая революция (к методологии исследования)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Арутюнян, Манук Арсенович

ВВЕДЕНИЕ.

ШВА I. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ.'.

§ I Образ жизни как интегральная.характеристика социального типа личности.

§ 2 Образ жизни личности: количественно-качественные параметры.

§ 3 Образ жизни личности: ценностно-нормативный аспект.

ГЛАВА П. НТР И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИА

ЛИСТИЧЕСКОЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ.

И. • Ь |* :

§ I 0 концептуальной схема интеллектуальнотворческого аспекта образа жизни личности.

§ 2 Духовно-нравственные аспекты роста материального благосостояния людей в условиях совершенствования социалистического образа. жизни

§ 3 Тенденции дальнейшей интернационализации социалистического образа жизни и национальные традиции.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Арутюнян, Манук Арсенович

На современном этапе коммунистического строительства в нашей стране - этапе совершенствования развитого социализма - неизмеримо возрастает значение человеческого фактора, творческой активности лвдей во всех сферах общественной жизни. Это обстоятельство придает особую актуальность разработке проблем совершенствования и развития социалистического образа жизни, выдвигает их на передний план как научно-исследовательской, так и социально-управленческой практики.

В своей огромной теоретической и практически-организаторской деятельности КПСС тесно увязывает задачу совершенствования социалистического образа жизни с радикальным переустройством всей системы идеологической, политико-воспитательной работы - переустройством, призванным повысить эффективность действия этой системы, ее соответствие требованиям современного уровня социально-экономического, политического и духовно-культурного развития нашего общества. Курс на совершенствование развитого социализма, выработанный ХХУ1 съездом КПСС, получил свое творческое развитие на ноябрьском (1982), июньском, декабрьском (1983 г.) и февральском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС.

Ставя в центр воспитательного процесса цель формирования и развития социалистического образа жизни, партия усматривает ее достижение на путях всемерного совершенствования социалистических общественных отношений как в сфере материального производства, так и в сфере политико-идеологической, духовной надстройки общества. Этой цели она подчиняет всю совокупность мер, направленных на повышение эффективности и качества труда, усиление контроля за мерой труда и мерой потребления, на стимулирование творческой активности широких масс трудящихся, развитие социалистической демократии, на оптимизацию процессов межнационального общения и дальнейшее выравнивание уровней социального и культурного развития народов нашей страны, на все более полное удовлетворение жизненных потребностей трудящихся, рост их духовно-культурных запросов, укоренение в их сознании и повседневном поведении норм и ценностей социалистического образа жизни.

Подобный широкий подход к проблеме перспектив развития социалистического образа жизни, подкрепленный материальными и духовными ресурсами общества развитого социализма, является посу-ществу углублением и дальнейшим развитием марксистско-ленинской концепции формирования нового человека применительно к условиям НТР. При этом указанный подход в теоретическом плане дает возможность полнее раскрыть закономерности взаимодействия НТР и социалистического образа жизни в процессе формирования нового человека, а в практическом - способствует разработке научно обоснованных программ социализации и воспитания личности. Здесь адекватность социо-технологических тенденций НТР основным целевым установкам развития социалистического образа жизни.

Весьма рельефный аспект актуальности исследования этих проблем связан такае и с тем, что уровень усвоения системы ценностей социалистического образа жизни является важнейшим критерием социально-нравственной зрелости личности социалистического типа, критерием ее оценки. Вместе с тем социально-психологический уровень глубинной интернализации личностью этих ценностей является интегральным показателем эффективности всей системы воспитательных воздействий на нее. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС в докладе К. У. Черненко было подчеркнуто, что ".процесс формирования нового человека так же непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Изменяются социально-экономические условия труда и быта, вступают в пору зрелости все новые поколения. И это ставит немало новых задач, которые партия держит в центре внимания"^.

Теоретико-методологический анализ социалистического образа жизни в условиях НТР носит комплексный характер, затрагивая широкий спектр проблем формирования нового человека.В советской философскою оциологической литературе проблема образа жизни привлекает к себе пристальное внимание исследователей,главным образом в последние 10-15 лет.В общетеоретическом и методологическом плане она рассматривалась в работах ряда советских ученых (П.Н.Федосеева, Г.Е.Глезермана,М.Н.Руткевича,А.П.Бутенко,И.В.Бестужева-Лада,Э.В. Струкова, В.И.Толстых,М.П.Мчедлова и др.),в работах которых предприняты попытки выработки понятийного аппарата, адекватного задачам познания сущности образа жизни в совокупности различных его сторон. На этом пути оцределенные результаты получены в области изучения специфики,структуры»типологии образа жизни,наметились также различные подходы к анализу образа жизни - экономический, психологичесгаш,культурологический,социологическии и т.д.В раскрытии новых теоретических перспектив исследования социалистического образа жизни особое место принадлежит изучению его сущности сквозь призму выраженности в нем активной самореализации личности. В этом ракурсе проблема освещается в работах В.С.Маркова, Н.И.Беловой, Э. В. Струкова и др.

Различные аспекты взаимодействия НТР и социалистического образа жизни исследованы в работах Л.Н. Родионова, А. П. Бутенко, Н.М.Блинова и др. Ряд исследований посвящен проблемам разумного потребления.В работах В.З. Роговина, В.П.Мотяшова, А.Г. Здраво-мыслова, A.C. Ципко и др. показывается несовместимость системы ценностей социалистического образа жизни с ценностями и установ

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.

М.: Политиздат, 1983, с. 28. ками мещанско-потребительской психологии. Имеется значительное количество работ, посвященных исследованию вопросов диалектики интернационального и национального в социалистическом образе жизни. Эти вопросы освещаются в трудах П.Н. Федосеева, М.И.Куличен-ко, М.С.Джунусова, Ю.В. Арутюняна, А.Ф. Дащцамирова и др.

Следует отметить, однако, что несмотря на все возрастающий интерес к проблемам социалистического образа жизни и ценный вклад многих исследователей в осмысление и разработку данной проблематики, к сожалению, многие аспекты.динамики социалистического образа жизни в эпоху НТР в теоретико-методологическом плане исследованы недостаточно. В этой связи нуждаются в более глубоком изучении методологические проблемы социально-типологического и ценностно-нормативного (аксиологического) подходов.к образу жизни, к уровням практической реализации нормативной модели социалистического, образа жизни. При этом особенно актуально применение указанных подходов к исследованию интеллектуально-творческих аспектов последнего. С этой исследовательской ориентацией тесно связана разработка концепции разумных потребностей, которая может явиться новым стимулом для дальнейшего развития теории социалистического образа жизни. Это соображение и определило поисковую задачу и методологические рамки настоящего диссертационного исследования.

Основной целью диссертации является теоретико-методологические исследования взаимодействия НТР и социалистического образа . жизни в процессе формирования нового человека. Учитывая современное состояние разработки методологических принципов изучения образа жизни, имеющиеся здесь достижения, трудности и проблемы, мы стремимся в данной работе развить систематическое представление о взаимодействии НТР и.социалистического образа жизни как той основы жизнедеятельности людей, которая определяет характер и направленность становления и развития социалистического типа личности, концентрирует в себе гуманистический потенциал развитого социа- . листического общества, а потому служит базисом практического осуществления. принципа "безграничной самореализации личности".

Осуществлению этой общей целевой установки подчинены следующие исследовательские задачи, которые мы ставим перед собой в данной работе:

- исследовать методологические.проблемы образа жизни сквозь призму активной самореализации личности, рассматривая образ жизни как интегральную характеристику - социального типа личности;.

- выявить теоретико-методологические возможности социально-типологического анализа.образа жизни личности, делая исследова-. тельский акцент на ценностно-нормативных .компонентах последнего;

- проанализировать практический ход формирования и развития типических черт социалистического образа жизни (в том.числе и новых традиций) и показать возможности построения его нормативной модели; . . .

- на основе ценностно-нормативного (аксиологического) подхода выявить значение такого общественного механизма взаимодействия НТР и социалистического образа жизни как интеллектуализация, трудовой деятельности, форм и стереотипов повседневного общения;.

- раскрыть значение духовно-нравственных сторон благосостояния лвдей как условия, стимулирующего усвоение творческих ценностей НТР; сформулировать общую идею социалистической цивилизованности личности как социально-психологического механизма воспитания разумных потребностей;

- раскрыть значение контроля над мерой трудаи мерой потребления как важного нормативного принципа формирования социалистического образа жизни; . .

- выявить значение НТР. как социокультурного процесса,кото рый не только ведет к переоценке всей иерархии национально-традиционных ценностей, но и создает принципиально новые возможности для всемерного развития национально-неповторимых сторон социалистического образа жизни.

Автор,опирался в своем исследовании на труды К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также на теоретические положения ХХУ и НУ1 съездов КПСС, труды руководителей партии и правительства по вопросам совершенствования и развития социалистического образа жизни.

В работе выдвинуто и дано обоснование тезиса о том, что категория образа жизни позволяет охватить многомерность жизнедеятельности личности в ее наиболее существенных пунктах и дать требуемые критерии как для определения специфики образа жизни, так и на этой основе, классификации социальных типов личности. Рассматривая вопрос о разграничении понятий "культура" и "образ жизни" автор выдвигает положение об образе жизни как проекции культуры на личность, как личностно-практической характеристики усвоенной культуры.

Рассматривая ценностно-нормативные аспекты образа жизни личности автор раскрывает социокультурные механизмы (традиции и т.д.) социализации личности, каналы, через которые транслируются ценности и стереотипы определенного образа жизни. Научная.новизна работы заключается также в разработке концептуальных моделей идеального (совершенного (коммунистического), нормативного и фактического образов жизни. Одновременно сформулировано положение, согласно которому игнорирование особенностей практических уровней реализации модели идеального, совершенного (коммунистического) образа жизни может привести к возникновению многочисленных трудностей, к искажению реальной-социально-управленческой практики совершенствования социалистического образа жизни.

Выдвинутые методологические принципы конкретизируются в анализе общественного механизма взаимодействия НТР и социалистического образа жизни в процессе формирования нового человека. Выявляя духовно-нравственные аспекты материального благосостояния лвдей, формулируя критерии разумных потребностей, автор впервые обосновывает положение о социалистической цивилизованности личности как о внутреннем, интегральном показателе усвоенноети системы ценностей социалистического образа жизни.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ жизни. Личность. Научно-техническая революция (к методологии исследования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема совершенствования и развития социалистического образа жизни в условиях НТР чрезвычайно сложна и многогранна. В условиях совершенствования развитого социализма произошло усложнение образа жизни как объекта социально-управленческой практики. Взаимосвязи основных структурных элементов образа жизни становятся более широкими и сложными. Проведенный в диссертации анализ позволил рассмотреть широкий спектр вопросов, выдвигаемых.процессом формирования общей теории образа жизни, начиная от обоснования данной области социального знания и кончая определением ее социально-управленческого значения для разработки научно обоснованных программ социализации и воспитания личности.

Основные теоретико-методологические выводы

Предложенный в работе тезис о необходимости рассмотрения образа жизни в.качестве личностно-практического измерения общественной жизни, как процесса превращения характеристик социального целого в личностные характеристики индивида, позволил подойти к исследованию образа жизни как интегральной характеристики социального типа личности. При этом важнейшую социально-познавательную функцию, которую понятие образа жизни призвано выполнять, следует усматривать в таком приспособлении индивида к своей природной и социокультурной среде, в ходе которого он активно усваивает, делает органической частью своей жизнедеятельности те материальные, социальные, политические и другие общественные условия, в которых живет. Принятая методологическая установка позволила прийти к выводу, что важнейшим условием исследования образа жизни является раскрытие сущности с оциальн о-практиче с ког о существования личности в обществе, выявление самой природы ее социально-исторической активности. Это дало возможность также сделать вывод и о том, что в качестве субъекта жизненно-практического поведения личность производит не только необходимые ей материальные и духовные блага, определенные предметы, обладающие полезными для нее свойствами, она производит саму себя, оказывается главным результатом своего образа жизни. .

При рассмотрении этих методологических проблем обосновывается положение о том, что речь идет не о механическом и достаточно поверхностном отождествлении деятельности с образом жизни, а о понимании человеческой жизнедеятельности в качестве решающего условия, источника и способа существования и развития образа жизни личности.

Совершенно очевидно, что когда образ жизни характеризуется как "способ деятельности", то встает вопрос о разграничении этого понятия с понятием "культура". В связи с этим,впервые в нашей литературе, в работе делается вывод о том, что суть разграничения этих понятий состоит в том, что образ жизни является проекцией культуры на личность, что образ жизни является лично-стно-практической характеристикой усвоенной культуры. При рассмотрении этих проблем выделяется ценностная структура, которая не только регулирует процесс удовлетворения социальных потребностей личности, но и оказывает воздействие на их форлировани©. Исходя из этого, в работе делается вывод о том, что проекция образа жизни на культуру, рассмотренная в таком разрезе, позволяет выявить и такую высшую.личностную ценность, как смысл жизни, определить значение того, ради чего мы живем.

В результате многомерной характеристики образ жизни приходим к выводу, что суть образа жизни как интегральной характеристики социального типа личности следует усматривать в трех качественно различных аспектах. Во-первых, в аспекте соотношения характера и содержания потребностей, ценностей и норм, которые являются составными компонентами образа жизни личности. Во-вторых, в аспекте сфер жизнедеятельности личности, в которых можно установить структуру социально-типических способов ее жизнедеятельности. В-третьих, в аспекте сложившихся условий жизни, которые через систему типических способов жизнедеятельности людей становятся органической частью их образа жизни. Важно при этом учитывать, что система условий детерминирует, способы жизнедеятельности личности вероятностным образом, т,е, условия задают каждой личности определенный спектр, набор возможностей. Поэтому в работе подчеркивается необходимость дальнейшего исследования проблем выбора определенного образа жизни. С учетом этих методологических требований в работе предложен один из вариантов определения образа жизни как системы соци-ально-стереотипизированных форм жизнедеятельности, усвоенных личностью, группой или обществом и являющихся отражением системы, ценностей и потребностей, сформировавшейся в условиях существующего общества. Далее, на основе анализа сложившихся в нашей социологической литературе представлений, делается вывод о содержательной и фунциональной близости таких понятий, как "образ жизни", "уровень жизни", "уклад жизни", "стиль жизни" и "качество жизни". В работе проводится мысль, что дальнейшее развитие марксистско-ленинской концепции образа жизни предполагает все большее усиление внимания к проблемам диалектики образа жизни и уровня жизни.

Рассмотрев ценностно-нормативные аспекты образа жизни личности, убеждаемся, что способность познавать и переживать смысло-образующие ценности социалистического образа жизни (коллективизм, интернационализм, социальный оптимизм и т.д.), испытывать разностороннее их воздействие является важной социально-психологической характеристикой самоопределения социалистической личности и ее образа жизни, В связи с рассмотрением ценностно-нормативных аспектов образа жизни личности в диссертации делается вывод о том, что такая постановка требует включить в единый контекст ин-териоризации норма ценностей образа жизни личности различия, обусловленные социокультурными способами трансляции ценностей культуры. При этом делается вывод также и о том, что среди.социокультурных механизмов материализации норм и ценностей, т.е. создания образцов поведения, особое значение имеют традиции, которые выступают в качестве своеобразных программ исторического существо -вания и воспроизводства данного образа жизни личности. Вместе с тем, совершенно очевидно, что при смене одной общественно-экономической формации другой консерватизм некоторых этнокультурных традиций может играть роль своеобразного "социокультурного тормоза" на пути формирования системы ценностей социалистического образа жизни. Социологическое значение пережиточных норм выражается в том, что они становятся причиной не только социально-ценностной дезориентации личности и отдельных групп, но и их дальнейшей дезадаптации к новым условиям социалистического общества.

Особый теоретико-познавательный интерес представляет попытка на основе анализа практического хода формирования системы ценностей социалистического образа жизни выделить две модели образа жизни. Первая - модель идеального, совершенного (коммунистического) образа жизни, которая в зависимости от фаз развития социалистического общества имеет различные нормативные уровни практической реализации. В связи с этим в работе делается вывод о том, что игнорирование особенностей практических уровней реализации идеального (коммунистического) образа жизни опасно, так как может увести в сторону от поиска наиболее приемлемых переходных этапов и привести к выдвижению преждевременных утопических требований. Вторая - это концептуальная модель морально-должного образа жизни личности. Совершенно очевидно, что эта модель выводится из наиболее общих принципов социализма и коммунизма. Вместе с тем, если нормы говорят об обязательном или допустимом, то идеалы указывают только на желательное поведение.

Реальный, фактический образ жизни отличается от заранее фиксированной нормативной модели тем, что даже саг,гая эффективная нормативная регуляция не в состоянии полностью вытеснить регулятивную силу внутренней диспозиции, складывающейся под действием весьма разнообразных индивидуалышх факторов.

Образ жизни на конкретном уровне исследования в диссертационной работе предстает не только в своих абстрактно-типологических, но и конкретных, качественно-специфических характеристиках. НТР и социалистический образ жизни моделируют творчески активную личность, которая с помощью системы знаний в самом широком значении этого слова вырабатывает.программу своего образа жизни, в которой предусматриваются цель, средство и сроки ее реализации. При этом личность должна учесть ближайшие и даже отдаленные результаты своей жизнедеятельности. Речь идет о создании оптимальных условий для превращения каждой личности в творческого субъекта своего образа жизни.

Обстоятельный анализ интеллектуально-творческих.сторон социалистического образа жизни вскрыл ту закономерность, что рационализация структуры образа жизни отнюдь не есть подчинение стиля жизни личности принципу "формальной рациональности", поскольку творческий стиль жизни гораздо более широкий и разновариантный . феномен, чем структура действий, жестко зафиксированная и стерео-типизированная в образе жизни личности.

Исходя из того, что в условиях НТР по мере роста материального благосостояния советских людей все более актуальным становится всемерный учет социально-психологических и духовно-нравственных последствий сдвигов в материальных условиях жизни людей, в работе делается вывод о том, что речь здесь прежде всего идет действительно о самой сущности социализма: его перспективы всегда были шире материального комфорта. Эти перспективы включают в себя весь спектр гуманистических ценностей социалистического образа. жизни,.как деятельности; освобожденной от эксплуатации и принуждения, деятельности, которая придает жизни духовно-нравственную ценность и смысл. Отсюда совершенно очевидно, что при характеристике духовно-нравственных сторон роста благосостояния людей следует широко использовать понятие "социалистическая цивилизованность" для характеристики того, каким образом люди воспринимают себя и свои цели и нужды, насколько разумно они распоряжаются своими материальными возможностями. Социалистическая цивилизованность - это качественная характеристика усвоенной системы ценностей реального социалистического образа жизни, она заключает в себе сведения не только об объеме, масштабах культурного.багажа, о пределах овладения арсеналом социалистической культуры, о количестве освоенных (или неосвоенных) элементов культуры или видов культурных ценностей, но и информацию о содержании социалистического образа жизни, о характере его ценностей, о гуманистической направленности идеалов, норм и ценностей социалистического образа жизни. Поэтому необходимо серьезное изучение как тех потребностей, которые характеризуют социалистический образ жизни, так и потребностей, присущих его антиподам.

Совершенно очевидно, что для социально-управленческой практики особый интерес представляет изучение социокультурных механизмов формирования ориентации личности на общезначимые, интернациональные ценности социалистического образа жизни. В связи с этим в работе делается вывод о том, что среди таких механизмов важнейшее значение приобретают этнокультурные традиции, которые выполняют также и функцию формирующего механизма стереотипизиро-ванных способов удовлетворения потребностей личности. Вместе с тем, принятая методологическая установка в конечном итоге позволила показать, что в эпоху НТР в ходе культурно-исторической практики индивидуальное своеобразие отдельных национальных традиций и соответствующих им стереотипов материального и духовного потребления постепенно становится достоянием также и других народов. Процессу дальнейшего развертывания.НТР мешают как дифференциация в содержании труда и квалификации, так и некоторые отжившие этнокультурные традиции, которые устанавливают сравнительно жесткие рамки для индивидуального выбора, самовыражения личности. Поэтому решительная борьба против антиподов социалистического образа жизни означает также борьбу за подлинное освобождение национальных традиций от национальных предрассудков, ложных потребительских стереотипов, которые в эпоху НТР препятствуют усвоению общезначимый ценностей социалистического образа жизни. Оздоровление национальных традиций означает внедрение новых традиций, наиболее адекватно воплощающих систему ценностей НТР. и социалистического образа жизни. В связи с этим представляется необходимым повышение эффективности социального управления развитием социалистического образа жизни, что требует создания теоретических моделей социалистического образа жизни отдельных регионов. Создание таких моделей дало бы возможность научного прогнозирования развития национальных традиций.

 

Список научной литературыАрутюнян, Манук Арсенович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, Маркс К,, Энгельс Ф, Соч. 2-е изд. т. 3, с. 7-544.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

3. Маркс К», Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 4, с.419-459.

4. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд.,т.6, с. 428-459.

5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К.»Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с. 115-217.

6. Маркс К. Капитал. Книга первая. Маркс К,, Энгельс Ф, Соч.2.е изд., т. 23. 784 с.

7. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф.

8. Соч.,2-е изд., т. 19, с. 9-32.

9. Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов. Маркс К.,

10. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 47, с. 3-612.

11. Маркс К. Население, преступность и пауперизм. Маркс К.»Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. , т. 13, с. 513-518.

12. Энгельс Ф, Положение рабочего класса в Англии, Маркс К.,

13. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с. 231-517.

14. Энгельс Ф. Карл Маркс. "К критике политической экономии".

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13,с.489-499.

16. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т. 20, с. 1-338.

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с4 269-317.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 23-178.

19. Ленин В. И* Что такое "друзья народа" и как они воюют противсоциал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с.125-346.

20. Ленин В. И. Развитие капитализма в России. Поли. собр.соч.,т. 3, с. 1-609.

21. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критикаего в книге Г. Струве. Полн. собр. соч., т.1, с. 347-534.

22. Ленин В. И. Государство и революция. Полн. собр. соч.,т.33,с. 1-120.

23. Ленин В. И. Марксизм и ревизионизм. Полн. собр. соч.,т.17,с. 15-26.

24. Ленин В. И. "Научная" система выжимания пота. Полн.собр.соч., т. 23, с. 18-19.

25. Ленин В. И. Как увеличить размеры душевого потребления в

26. России? Полн. собр. соч., т. 23, с.360-362.

27. Ленин В. И. Система Тейлора порабощение человека машиной.

28. Полн. собр. соч., т. 24, с. 369-371.

29. Ленин В. И. Как организовать соревнование? Полн. собр. соч.,т. 35, с. 195-205.

30. Ленин В. И. Проект положения о рабочем контроле. Полн.собр.соч., т. 35, с. 30-31.

31. Ленин В. И. Великий почин. Полн. собр. соч., т.39, с.1-29.

32. Ленин В. И. Две речи, записанные на грамофонных пластинках.0 трудовой дисциплине. Полн. собр. соч., т.40, с. 230-232.

33. Ленин В. И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке. -Полн. собр. соч., т.41, с. 107-109.

34. Ленин В. И. Задачи Союза молодежи /Речь на Ш Всероссийскомсъезде Российского Коммунистического Союза Молодежи/. -Полн. собр. соч., т.41, с. 298-318.

35. Ленин В. И. Набросок плана научно-технических работ. Полн.собр. соч., т. 36, с. 228-231.

36. Ленин В. И, От разрушения векового уклада к творчеству нового. -Полн. собр. соч., т. 40, с. 314-316,

37. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. 144 с.

38. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

39. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

40. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

41. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983. 80 с.

42. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.

43. Адибекян А. А. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни личности: Автореф.дис. . канд. филос.наук. -М., 1977. 21 с.

44. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.

45. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.:

46. Изд-во Моеков. ун-та, 1971. 152 с.

47. Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни (методологическиеи методические вопросы). М.: Высшая школа, 182 с.

48. Арефьева Г. С. Социальная активность (Проблемы субъекта иобъекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. - 230 с.

49. Арнольдов А. И. Социалистический образ жизни и культура. М.:1. Мысль, 1976. 156 с.

50. Арнольдов А. И. Социалистический образ жизни и культура общения. Советская педагогика, 1976, $ 12, с.13-21.

51. Арутюнян М. А. Социалистический и буржуазный образы жизни.

52. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. 119 с. (на арм. яз.).

53. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системногоисследования). Изд. 2-е, доп. -М.: Политиздат, 1973. 392 с.

54. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативыи решения. М.: Политиздат, 1983. - 224 с.

55. Батыгин Г. С. Типология социальных показателей образа жизни:

56. Методологические и методические проблемы: Авто-реф. дио. . канд. филос. наук. М.,1977. -18 с.

57. Белова Л. В. Социалистический образ жизни. (О некоторых теоретических и методологических проблемах). Л.: Лениздат, 1980. 183 с.

58. Белова Л. В. К вопросу о понятии "образ жизни". Философские науки, 1977, № I, с. 15-24.

59. Бестужев-Лада И. В. Содержание и структура "образа жизни",

60. В кн.: Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.,1979, с.4-21.

61. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.:1. Наука, 1978. 310 с.

62. Бороноев А. 0. Нравственное и социально-психологическое единство образа жизни советского народа. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1979. - 185 с.

63. Блинов Н. М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М.: Наука, 1979. - 143 с.

64. Бромлей Ю. В., Шкаратан 0. И. Национальные трудовые традиции- важный фактор интенсификации производства. -Социологические исследования, 1983, № 2,с.43-54.

65. Буева Л. П. -Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978. 216 с.

66. Бутенко А. П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. - 365 с.

67. Бутенко А. П. Общее и специфическое в социалистическом образе жизни. Общественные науки, 1979, № I, с. 44-58.

68. Бутенко А. П. К вопросу о социалистическом образе жизни.

69. Коммунист, 1976, № I, с. 78-87.

70. Бутенко А. П. Образ жизни: содержание проблемы и нерешенныевопросы. Вопросы философии, 1978,В II,с.37-50.

71. Глезерман Г. Е. Образ жизни как социологическая категория.

72. Социологические исследования, 1976, № I, с.70-81.

73. Гордон Л. А., Клопов Э. В., Оников Л. А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1977. - 159 с.

74. Гордон Л. А., Чертихина Э. С. Экспертная оценка гипотез приизучении перспектив развития образа жизни. Социологические исследования, 1983, 2, с.64-73.

75. Грушин Б, А. Социалистический образ жизни: понятие и возможные направления эмпирического исследования. -Вопросы философии, 1977, № 2, с.24-35.

76. Грушин Б. А. Образ жизни городского населения: типология ифакторы (программа эмпирического исследования).-Социологические исследования, 1978, № I,c.I77-I9I

77. Жилина Л. Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. М.: Мысль, 1969. - 174 с.

78. Зацепин В. И. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности. М.: Знание, 1977. - 64 с.

79. Здравомыслов А.Г. Актуальные проблемы социальной политики

80. КПСС. М.: Знание, 1981. - 80 с.

81. ЗдравомыслоЕ А. Г. К вопросу о типологии образа жизни в социалистическом обществе. Социологические исследования, 1974, fê 2, с. 87-89.

82. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат,1974.- 328 с.

83. Калмыков В, Н. Социалистический образ жизни: новые качестваличности. Минск: Изд-во Беларус.ун-та им,Ленина, 1979. - 192 с.

84. Касьяненко В. И. Роль КПСС в формировании социалистическогообраза жизни. М.: Политиздат, 1979. - 279 с.

85. Касьяненко В. И. Советский образ жизни: проблемы исследования.- М.: Мысль, 1982. 215 с,

86. Капустин Е. И. Социалистический образ жизни. Экономический аспект. М.: Мысль, 1976. - 301 с.

87. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.:1. Мысль, 1968. 148 с.

88. Косолапов Р. И. Социализм: к вопросам теории. 2-е изд. -М.:1. Мысль, 1979. 598 с.

89. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-582 с.

90. Кон И. С. Национальный характер миф или реальность? - Иностранная литература, 1968, № 9, с.215-230.

91. Куличенко М. И. Национальное и интернациональное в социалистическом образе жизни. М.: Знание, 1980. -64 с.

92. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

93. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1975. 203 с.

94. Майер В. Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль,1977.- 263 с.

95. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973.-146 с.

96. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логикометодол.анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

97. Марков Г. Е. Этнос, этнические процессы и проблема образажизни. Расы и народы, 1977, № 7, с. 9-28.

98. Марков В. С. Образ жизни и формирование человека. Вопросыфилософии, 1976, № 7, с. 16-25; № 9, с,18-29.

99. Марчук Г. Научно-технический прогресс основа интенсификации общественного производства. Коммунист, 1983, № 4, с. 61-72.

100. Методологические проблемы социологического исследования.

101. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1979. 224 с.

102. Методы социальной психологии. Л.: Изд-во Л1У, 1977. 174 с.

103. Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности.

104. М.: Политиздат, 1982. 191 с.

105. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс, 1975.- 163 с.

106. Мотяшов В. П. Потребляющий мир: за и против. Человек в океане вещей, материальное и духовное в жизни общества. М.: Молодая гвардия, 1976. - 272 с.

107. Мотяшов В. П. Социалистический образ жизни и культура личности. М.: Знание, 1982. - 42 с.

108. Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания.- М.: Мысль, 1972. 190 с.

109. Мчедлов М. П. Образ жизни и идеологическая борьба. М.: Знание, 1976. 64 с.

110. Навасардян Р. Г. Формирование марксистской концепции человека. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1976. - 211 с.

111. Народное хозяйство СССР в 1979 г. Статистический ежегодник.

112. М.: Статистика, 1980. 615 с.

113. Научно-техническая революция: личность, деятельность, коллектив. Киев: Наукова Думка, 1975. - 344 с.

114. Научно-техническая революция: социализм, культура, человек.1. М.: Наука, 1981. с. 176.

115. Научно-техническая революция и формирование духовных потребностей советских рабочих. Киев: Политиздат Украины, 1982. - 327 с.

116. Опыт этносоциологического исследования образа жизни (по материалам Молдавской ССР). М.: Наука, 1980. -269 с.

117. ЮО.Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс,1972. 247 с.

118. Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван:Изд-во1. АН АрмССР, 1979. 144 с.

119. Ю2.Парыгин Б. Д. Советский образ жизни и социально-психологические проблемы формирования личности. КиевЗнание, 1975. - 24 с.

120. Пеньков Е. М. Ценности и нормы социалистического образа жизни. (Некоторые методологические проблемы). Философские науки, 1977, № 4, с. 12-21.

121. Петровский А. В. Личность. Деятельноеть.Коллектив.-Л,: Политиздат, 1982. 255 с.

122. Проблемы формирования потребностей человека в условиях развитого социализма. Минск: Беларусь, 1978.207 с.

123. Проблемы социалистического образа жизни. М.: Наука, 1977.- 288 с.

124. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.1. М.: Наука, 1976. 367 с.

125. Роговин В. 3. Формирование разумных потребностей. М.¡Знание, 1979. 64 с.

126. Роговин В. 3., Безруков А. В. Развитие социалистического образа жизни. М.: Знание, 1977. - 63 с.

127. Роговин В. 3. Формирование потребностей личности в условияхразвитого социализма. М.: Знание, I98I.-64 с.

128. Руткевич М. Н. Социалистический образ жизни и его развитиев СССР. М.: Мысль, 1977. - 59 с.

129. Рубахин В. Ф., Филипов А. В. Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973. - 64 с.

130. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

131. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Наука, 1979. - 264 с.

132. Сдобнов С. И. Социалистический образ жизни: Экономическийаспект. М.: Экономика, 1978. - 102 с.

133. Семенов В. С. Образ жизни советского человека. М.: Знание,1975. 60 с.

134. Синицин В. Г. Образ жизни, достойный человека. М.: Знание,1970. 48 с.

135. Скляр В. В. Культура и образ жизни. Философские науки,1979,6, с. 51-58.

136. Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980. - 463 с.

137. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.:

138. Ин-т социолог.исслед. АН СССР, 1978. 199 с.

139. Социалистический образ жизни. М.: Политиздат, 1976.-160 с.

140. Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. М.: Политиздат, 1977. - 383 с.

141. Социалистический образ жизни и современная идеологическаяборьба. М.: Политиздат, 1976. - 350 с.

142. Социалистический образ жизни. Сборник статей ученых социалистических стран. -М.: Прогресс, 1979. Вып.1.- 213 е., вып. 2. 180 с.

143. Социальные показатели образа жизни советского общества.1. М.: Наука, 1980. 215 с.

144. Социалистический образ жизни и новый человек. М.: Политиздат, 1978. 207 с.

145. Состояние и основные тенденции развития советского образажизни. М.: Ин-т социолог.исследований АН СССР, 1980. - 197 с.

146. Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред.

147. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. -М.: Политиздат, 1975. 319 с.

148. Стиль жизни личности /Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова Думка, 1982. - 372 с.

149. Струков Э. В. Социалистический образ жизни: Теорет. и идейно-воспитат. проблемы. М.: Мысль, 1977.-263с.

150. Струков Э. В. Проблемы теории социалистического образа жизни и практики формирования нового человека: Ав-тореф. дис. . д-ра филос.наук. М.,1979.-50с.

151. Струков Э. В. Основные этапы становления и развития социалистического образа жизни. -М.: Знание, 1982.- 48 с.

152. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.

153. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

154. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.: Ин-т социолог.исследов., 1979.182 с.

155. Типология потребления. М.: Наука, 1978. - 168 с.

156. Тонмасян С. С. Философские проблемы труда и техники. М.:1. Мысль, 1972. 279 с.

157. Товмасян С. С. Качественные фазы развития техники и современная научно-техническая революция. Ереван: Изд-во Айастан, 1970. - 99 с.

158. Толстых В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность .Проблемы.

159. М.: Политиздат, 1975. 184 с.

160. Толстых В. И. Социалистический образ жизни и культурный ростличности. Коммунист, 1977, № I, с. 71-79.

161. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во

162. Ленинград, ун-та, 1968. 124 с.

163. Федосеев П. Конституция СССР и социалистический образ жизни.

164. Коммунист, 1978, 2, с.56-69.

165. Фролов И. Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979.336 с.

166. Философские проблемы общественного развития: Некоторые аспекты формирования и развития социалистического образа жизни. М.: Мысль, 1976. - 263 с.

167. Фурсин И. И, Обрядность и ее место в социалистическом образежизни. М.: Знание, 1977. - 48 с.

168. Харкевич А. А. Избранные труды. В 3-х т. М.: Наука, 1973,т.3.

169. Теория информации. Опознание образов. 524 с.

170. Харчев В. Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание.- М.: Политиздат, 1977. 143 с.

171. Ципко А. С. Социализм: жизнь общества и человека . (Полемические заметки). М.: Молодая гвардия,1980.-287 с.

172. Ципко А. С. Некоторые методологические аспекты исследованиясоциалистического образа жизни. Вопросы философии, 1976, № 4, с. 42-52.

173. Чангли И. И. Труд. М.: Наука, 1978. - 588 с.

174. Человек наука - техника.(Опыт марксистского анализа научнотехнической революции). М.: Политиздат, 1973.366 с.

175. Человек и его работа. Социологическое исследование. М.:1. Мысль, 1967. 392 с.

176. Шахназаров Г. X, Социалистическая судьба человечества. М. :1. Политиздат, 1978. 462 с.

177. Шахназаров Г. X. Развитие личности и социалистический образжизни. Вопросы философии, 1977, № II,с.12-24.

178. Шендрик С. М. Нравственный фактор в социалистическом образежизни: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -Львов, 1977. 24 с.

179. Экмалян А. М. Социализм. Научно-техническая революция. Личность. Ереван: Знание, 1977. - 27 с.