автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Образно-символическая природа ренессансного мышления

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сизов, Сергей Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Образно-символическая природа ренессансного мышления'

Текст диссертации на тему "Образно-символическая природа ренессансного мышления"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ1 ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЕНЕССАНСНОГО МЫШЛЕНИЯ

специальность 09.00.03. - история философии научный руководитель д.ф.н. Сергеев К.А.

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Сизов Сергей Сергеевич

Санкт-Петербург 1 999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава 1

ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ РЕНЕССАНСНОГО СОЗНАНИЯ

§ 1. Поэтика Данте и Петрарки.....................................................................8

§ 2. Риторическое слово как выражениеренессансного мышления..31 § 3. Творческое слово и искусный образ вренессансном мышлении...52 § 4. Живопись как «истинная наука»..........................................................68

Глава 2 . .....

РЕНЕССАНСНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ

§ 1. Учение о достоинстве человека...........................................................89

§ 2. Образ античности иренессансное историческое мышление... 105

§ 3. Homo faber как homo magus: сущность ренессансной магии......117

§ 4. Ренессансный перспективизм и утопическое мышление.............134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................148

ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................151

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. То, что Ренессанс продолжает оставаться темой общих философских и историко-культурных исследований, само по себе говорит о его продолжающейся актуальности. Ведь он Лишь кажется хорошо изученным явлением, в котором будто бы осталось уточнить некоторые детали, а, по сути дела, как нечто завершенное Ренессанс существует в нашем воображении до первого анализа.

Ренессанс не случайно называют истоком современной технологической цивилизации. Он присутствует в современности не только расхожей историко-

с» V /

культурной тематикой (гуманизм, индивидуализм, возрождение античности, церковное обновленчество, расцвет изобразительного художества), но и укоренившимся навыком активного отношения к истории, цельного охвата природы и мира. Этот навык стал настолько естественным, что трудно представить себе времена, когда история воспринималась как судьба или игра случая, обитаемый мир ощущался как неопределенно малая часть неведомо огромных Земли и Океана и, тем не менее, предельно близким Небу с его гармонией и влияниями.

Итальянское Возрождение XIV — XVI веков — это раннее начало того исторического прогресса, который, безостановочно ускоряясь с тех пор от века к веку, захватил в наши дни всю планету, позволив человечеству накопить себе небывалые возможности как для добра, так и для зла. И здесь поневоле придется осознать, что люди с недоверием относящиеся к современности или отвергающие ее, — как если бы во власти человека было повернуться к истории спиной — оказались в силу своей неприязни к началам современного мира зорче многих чересчур невозмутимых академических исследователей. Обличители технологической цивилизации, раньше времени обрекающие ее на гибель, прямо называют Ренессанс истоком и главной причиной нынешнего глобального кризиса (А. Тойнби). С ними можно и нужно не соглашаться, но в одном они правы — в опознании ключевого исторического значения эпохи Ренессанса.

Примером того, как глубоко внедрившиеся ренессансные начала современного нам мировосприятия могут оставаться непонятными и неосмысленными, служит историософская критика Ренессанса. Авторы этой критики часто не замечают, что их концепция продиктована ренессансным же пониманием истории как человеческого дела, что применяемый ими жанр литературной публицистики был заготовлен для них именно Ренессансом. Саму идею деле-

ния истории на древнюю, срединную и новую вместе с тенденцией к их сравнительной оценке обвинители переняли от обвиняемых. Критика Ренессанса, неосознанно ведущаяся, по сути дела, внутри его позиций, вносит добавочную путаницу в его понимание, но зато еще раз напоминает о том, что его актуальность лежит намного глубже, чем уровень обычно посвящаемой ему исследовательской проблематики. И именно поэтому философский анализ ключевых элементов ренессансного мышления несет на себе особую значимость.

Ренессанс, как это ни странно, отсутствует в периодизации, которой пользуется современная профессиональная историография, ведущая Средние века до 1600 года и затем переходящая к Новому времени. Ясно, что нельзя относить только к сфере литературы и изящных искуств тот сдвиг, после которого у европейского человечества изменился тысячелетний подход ко всему бытию. Если и есть причина не выделять Ренессанс в отдельную историческую эпоху, то только одна: его принципиально метаисторический размах, выходящий за временные рамки и не исчерпывающийся ролью переходного периода (В.В. Бибихин). В этом смысле некоторые современные культурологи считают, что Ренессанс начинался не раз и что он продолжался или продолжается вплоть до новейшего времени (Л. Мэмфорд). Пронизанность Ренессанса и средневековыми влияниями и измерениями представляет особый интерес для историко-философского исследования.

Ренессанс многогранен, большинство исследователей часто понимают под ним разные вещи. Якобы плавный, как склоняет думать применяемая типологическая терминология, переход от «раннего» к «зрелому» или «высокому» Возрождению четко ощущался и в те века, но на самом деле был разрывом. Действительно, примерно на рубеже XIV и XV вв. Кончается бурная экономическая, демографическая и территориальная экспансия итальянских городов-государств, народное самоуправление сменяется скрытыми или явными формами тирании, почти полная независимость городов уступает место сложному балансированию этих теряющих самостоятельность социально-политических образований между силами восходящих европейских монархий. В культуре со смертью Петрарки (1374) и Боккаччо (1375) обрывается эпоха великой итальянской поэзии и народной словесности, надолго уступая место литературным изысканиям латиноязычных гуманистов и своеобразной ренессансной грамматической схоластике, которая обожествляя и комментируя Данте, изменяет

ему, потому что не в силах не только продолжить, но даже понять его национальное и всечеловеческое дело.

Ренессансный импульс, иссякший в словесности вместе с угасанием ранней философской поэзии, ищет и находит в себе путь в изобразительном искусстве, в научно-техническом изобретательстве, в географических открытиях, в социальном реформаторстве и философском обновлении. Ренессансное начало, ведя в непредвиденных условиях борьбу за выживание против угрозы нового подчинения року и безликому порядку природы, открывает небывалые средства самоутверждения на путях укорененного в человеке творчества. Многогранность последнего есть залог «продолжающегося ренессанса» в европейской и мировой культуре.

Все эти обстоятельства вместе обуславливают актуальность исследования идейного строя Ренессанса, его образа и места в истории культуры, а также образно-символической природы характерного ему мышления.

Степень разработанности темы. Специфика ренессансного сознания достаточно широко освещена в современной литературе. Причем нужно отметить многоаспектность подходов к данной теме. Она привлекает внимание философов, историков и культурологов. В отечественной литературе, посвященной данному вопросу, следует выделить работы С.С. Аверинцева, A.B. Ахутина, JIM. Баткина, JI.M. Брагиной, Н.И. Конрада, Б.Г. Кузнецова, А.Ф. Лосева, Н.В. Ревуненковой, В.И. Рутенбурга, К.А. Сергеева, Г.Ф. Сунягина, Р.И. Хлодовского, Н.И. Осиновского и др. Очень обширна литература также и на европейских языках, что обуславливается особым значением данной темы в современной истории философии. Она затрагивается в работах Х.Г. Гадамера, Э. Гарена, Э. Кассирера, Б. Кроче, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Панофского, А. Тойнби, М. Хайдеггера и др. Это фундаментальные и серьезные исследования, служащие ориентиром для изысканий автора. Положительные итоги исследовательской работы во всех названных работах не отменяют того факта, что многие проблемы феномена ренессансного сознания и его места в историко-философской литературе остается дискуссионным. До сих пор не только в европейской, но и в русской литературе ни методы, ни границы, ни временные рамки Ренессанса не представляют четкой определенности и достаточной общепризнанности.

Диссертационное исследование ориентировано на то, чтобы выявить и рассмотреть основные методологические проблемы, которые возникают при

исследовании поэтики, риторики слова, художественного образа, живописи как науки, как формируется историческое сознание античного человека, как понимается сущность ренессансной магии в структуре ренессансного сознания.

Цель и основные задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть образно-символическую специфику ренессансного мышления, выявить проблематичность присущую структуре ренессансного сознания, в котором поэтическое слово, живописные образ и риторическая установка сочетаются с формированием исторического сознания. Учение о достоинстве человека подкрепляется широким распространением разного рода оккультных наук, а присущий Ренессансу перспективизм находит свое выражение в утопии. Эта цель исследования предполагает решение следующих основных задач:

- раскрытие сущности поэтического слова Данте и Петрарки в их фило-софско-тематическом измерении;

- выяснение связи ренессансной риторики с живописью как наукой;

- анализируется учение о достоинстве человека, лежащее в основе ренессансного исторического сознания;

- рассматривается магический аспект ренессансного образа человека;

- дается краткая характеристика ренессансного перспективизма, лежащая в основе утопического мышления.

Методология и источники исследования. Методологической основой исследования является принцип преемственности идей, соотношения логического и исторического в историко-философском процессе ренессансного сознания. Применялись некоторые новые формы контекстуального и герменевтического анализа, получившие свое выражение в работах Х.-Г. Гадамера, А. Ф. Лосева, М. Хайдеггера. Использовался опыт исследований средневековой философии в русской и зарубежной литературе.

Отказавшись от сложившихся стереотипов, автор попытался раскрыть положительный смысл учений Данте, Петрарки, Леонардо да Винчи, Цицерона, Макиавелли, Августина в культуре их времени и в общей перспективе истории философии. К научной новизне работы можно отнести и использование таких философских идей как ренессансный перспективизм и утопическое сознание; место магии в ренессансном сознании. Автор основывался на новейших изданиях источников и исследований на английском и итальянском языках.

Новизна работы. Суть научной новизны исследования заключается в обосновании того положения, что образно-символическая специфика ренес-сансного мышления имела ярко выраженный магический характер. Отсюда основные положения, полученные в результате исследования и выносимые автором на защиту:

- поэтика Данте и Петрарки, которая сменяет логическое слово Фомы Ак-винского и мистическое слово Бонавентуры, ориентирована на возрождение истории как фундаментальной человеческой реальности;

- символика ренессансного художественного образа оказывается в своей основе магической;

- микрокосм есть ренессансный образ человека, в котором сходятся небесные и земные явления; человек скрывает в себе все чудеса неба и земных стихий;

- стремление ренессансного человека к достоинству и славе порожд гт особого рода риторику, в которой основную роль играют исторические примеры благостной античности;

- ренессансный человек в его предельных стремлениях обретает перспек-тивистское мышление, которое завершается утопическим сознанием.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют дополнить понимание специфики ренессансного сознания, как модели синкретического феномена, в котором поэзия, живопись, магия и утопия образуют контекст возвращения к истокам античной культуры. Содержание диссертационного исследования может быть использовано при чтении лекционных курсов по истории философии и науки, по истории культурологии, политологии и поэтики; в спецкурсах по историко-философским, исто-рико-эстетическим разделам, включая лекции по культурологии, поэтике и семинары по сравнительному анализу природы ренессансного сознания.

Глава I

ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ РЕНЕССАНСНОГО СОЗНАНИЯ

§ 1. Поэтика Данте и Петрарки

Пожалуй, никакой другой период не требовал столько усилий мысли для смены прежних философско-этических координат как эпоха Возрождения. Чем глубже проникаешь в нее, тем яснее обнаруживаешь, как далеко до ее сколько-нибудь полного исчерпания. Последняя четверть века отмечена и в западной и в отечественной историографии заметным подъемом внимания к Данте и Петрарке1. Вся далеко идущая программа нового человека, которая не могла быть осуществлена ни на второй, ни на последующих стадиях Ренессанса и которая, возможно, только теперь поддается осмыслению как таковая, а не просто как прекрасная мечта, уже была по своему написана в философской поэзии конца XIII — начала XIV вв. Трудно считать ступенями единого процесса «периоды» Ренессанса. Тяжело представить, что создатели национального языка и начинатели новой европейской литературы — Данте, Петрарка, Боккаччо — были призваны только подготовить почву для филологического гуманизма XV в., не сумевшего выставить в области словесности никого, кроме латинистов, чьи имена известны сейчас только профессионалам.

Но дело не в словесности, а в разных планах исторического описания. История мысли устроена несколько иначе, чем социально-политическая, экономическая или даже культурная. Дело в том, что каждый из ее периодов начинает не какое-то событие в чисто рациональной или чисто жизненной сфере, а событие в сфере поэтической. Такое инициирующее событие можно истолковывать

1 Одно за другим появляются издания переводов их сочинений солидные монографии выдвигаются новые концепции, определяется, уточняется, пересматривается время создания произведений, всё больше интереса проявляется к философскому анализу каждого из них. О круге исследователей и основных направлениях в изучении мировоззрения Данте и Петрарки дают представление материалы конгрессов прошедших в связи с 600-летием со дня смерти последнего. Большинство их участников продолжают заниматься ранним гуманизмом и ныне. См.: // Petrarka ad Arqua. Atti del convegno di Studi nel centenario (1370-1374). Padova, 1975; Convegno intemazionale Francesco Petrarca, Atti dei convegni lincci Roma, 1976; Petrarca, 1304-1374. Frankfurt а. M., 1975; Fransis Petrarch, Six Centimes

как незаинтересованное называние вещей своими именами, а можно — и как нахождение нового, близкого человеку смыслу реальности. То есть новая мысль рождается в творческом усилии нового слова и оказывается на первых порах преимущественно с этим усилием неразрывно связанной. Внимание к творческому истоку мысли — а таковое есть важнейшее обстоятельство в историко-философском исследовании — позволяет обращаться к исторической позиции поэта или философа не как к чему-то внешнему для анализа природы его мышления, а как к тому, что проясняет и эксплицирует его внутренний настрой, заданный поэтическим первособытием. И поэтому в переломную эпоху, время больших исторических перемен общественно-политическая и идейная позиция писателя, поэта, философа обретает большое значение в истории культуры; его духовные поиски, обращение к прошлому и зоркое предвосхищение будущего, его участие в событиях оказывают огромное влияние на современников, формируют их настроения, взгляды, идеалы. И не только современников. Через столетия многое в воззрениях передового мыслителя может оказаться политически, культурно, научно актуальным. Сказанное в полной мере относится к наследию Данте и Петрарки: их представление о природе человека, свободе, гуманности, их поиски истины и отрицание абсолютных авторитетов, их взгляды на отношения государства и граждан, на власть, на нравственный облик того, кто ею облечён на войну и мир, тиранов и тиранию во многом созвучны проблемам сегодняшнего дня. Это побуждает нас к пристальному рассмотрению творческого арсенала гуманистов итальянского Возрождения, в первую очередь — поэтики Данте и Петрарки.

На рубеже ХП-ХШ веков основная масса литературно-художественных произведений не основывались на олицетворении и не имели ничего общего с аллегорией, как это было раньше. В это время появляется символика, в которой общее и