автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Образы либерала в уральской печати в период Первой российской революции
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Аверенкова, Наталья Вячеславовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ УРАЛЬСКИХ ЛИБЕРАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ.
1.1. Развитие периодики i ia Урале в период Первой российской революции.
1.2. Средства и каналы распространения либеральных образов.
1.3. Образ либерала в уральской либеральной прессе.
ГЛАВА 2.
ЛИБЕРАЛЫ ГЛАЗАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ.
2.1. Либерал как образ врага в левой публицистике.
2.2. Восприятие либералов ультраправыми.
2.3. Образ конституционных демократов в консервативно-реформистской частной и государственной печати.
Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Аверенкова, Наталья Вячеславовна
На протяжении десятилетий не спадает интерес исследователей к истории российского либерализма, и то, что проблемы либерализма остаются в научной моде, не случайно. Одним из итогов прошедших в нашей стране выборов 2003 года в Государственную думу стало поражение либералов в масштабах страны. Последние не преодолели необходимого 5% порога, что, в свою очередь, свидетельствует о крайней непопулярности в стране либеральной идеологии, ее системы ценностей и путей достижения цели. По итогам политического рейтинга за 2003 год российские либералы попали в графу «самые непопулярные». Таким образом, нужно считать свершившимся фактом современного момента антилиберальные настроения большинства россиян.
Данный феномен нуждается в глубоком и серьезном анализе, а также дает пищу для размышлений, по меньшей мере, по двум проблемам, имеющим в настоящее время особую научную и общественную актуальность. Во-первых, это - выяснение глубинных причин поражения либерализма в России, что, в свою очередь, заставляет исследователей самого разного научного спектра обратить свое внимание на понимание важных особенностей менталитета и социальной психологии россиян; во-вторых, - значение опыта российских либералов начала XX века для сегодняшних усилий по построению гражданского общества.
Сложившаяся ситуация заставляет нас обратиться к политической истории России начала XX века, когда, несмотря на электоральные успехи при выборах в Государственные думы, либералы в лице Конституционно-демократической партии в конечном итоге уступили свое влияние партиям социалистического толка, выступавшим против принципов и идеалов либерализма.
Нам представляется весьма своевременным обращение к проблеме либерализма в России, а именно к выяснению его сути, анализу той социомо-ральной среды, в рамках которой развился либерализм. Это, в свою очередь, поможет понять особенности формирования и функционирования в России политических партий либерального толка, а главное, поможет выяснить отношение к либералам и восприятие последних различными социальными группами в начале XX века. Как хотели выглядеть либералы в российском обществе? Как воспринимали либералов избиратели? Кем они представлялись правящей властью и политическими оппонентами?
Выяснение ситуации, связанной с восприятием либералов как носителей определенной идеологии в начале XX века, помогает пониманию современного отношения россиян к либералам и их партиям. По мнению Л.П. Репиной, актуализированные в общественном сознании образы коллективного прошлого во многом обусловлены переживаемым настоящим1. Реконструкция восприятия либералов, как в собственной среде, так и в «чужой» позволяет по-новому взглянуть на факторы, определившие историческую драму российского либерализма. Без исчерпывающего ответа остается вопрос: почему либеральное видение судеб России оказалось невостребованным политической практикой, в силу чего классически либеральное определение свободы как свободы человека от внешнего авторитета оказалось недостаточным в борьбе против царского самодержавия?
Есть мнение, что ни одна из особенностей российского экономического, социального и политического развития не оказывала непосредственного воздействия на судьбу либерализма. Ключевым явлением, прямо определившим его роковой конец и объединившим все неблагоприятные для его победы обстоятельства, представляется специфическая, популистская и оттор
1 Репина Л.П. Образы прошлого в памяти и в истории // Образы прошлого и коллективная идемтич ность в Европе до начала Нового времени. - М., 2003. - С. 17. гающая либеральные ценности политическая культура2. Политическая культура - это часть духовной культуры общества, система исторически сложившихся у его сограждан политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и поведенческих установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Содержание политической культуры включает в себя ответ на вопросы, как человек действует в той или иной системе политических отношений, как он относится к тем или иным политическим ценностям, как он реагирует на политические изменения, что можно ожидать он него в той или иной ситуации.
Политическая культура раскрывается в политическом и социальном взаимодействии субъектов. Одним из видов материального воплощения этих взаимоотношений служат материалы периодической печати и публицистики в целом. Печать в рассматриваемый период превратилась в мощный институт политической жизни, явилась важнейшим орудием межпартийного сотрудничества и борьбы. На страницах газет и журналов субъекты политической жизни выражали свое восприятие других и свое отношение к ним, к их дея-4> тельности. А это, в свою очередь, позволяет рассматривать публицистику как источник, где содержится совокупность субъективных значений, или, другими словами, образов по восприятию этих «других», в нашем случае либералов.
Историографический обзор в нашем исследовании включает характеристику следующих проблемно-тематических блоков: анализ литературы по истории Первой русской революции, истории либерализма, истории многопартийности и истории печати. Нас интересует, в какой степени в имеющейся литературе разработана проблема восприятия либерализма и формирования образов либерала в России. т>
2 Нарский И.В. Российский либерализм в европейском и национальном контексте (историографический парадокс) // История национальных политических партий в России. - М., 1997. - С. 352.
Сегодня в распоряжении историка имеется достаточное количество историографических обзоров, содержащих подробный анализ достижений советской исторической науки в изучении проблем революции 1905-1907 годов3. В январе 2005 года исполнилось 100 лет с момента начала Первой русской революции. По мнению историков, сегодня «крайне важно продумать новые подходы к анализу событий 1905-1907 годов в контексте состояния российского общества того времени, но оценить их с точки зрения иного па-радигмального понимания, сформировавшегося под влиянием исторического опыта всего XX века и особенно последнего его двадцатилетия в истории нашей страны»4. Нам представляется целесообразным остановиться на рассмотрении современной историографической ситуации, сложившейся в отношении Первой русской революции5.
Исследователи едины во мнении, что за последние 10-15 лет ситуация в изучении революции 1905-1907 годов радикальным образом изменилась. «Безудержная идеализация революций в советское время уступила место очернению, плюсы в оценках почти механически поменялись на минусы и вместо сколько-нибудь значительного приращения исторических знаний о революции мы имеем на сегодняшний день в основном лишь немногочис
3 Волобуев О.В. Современная историография революции 1905-1907 гг. // Революция 1905-1907 гг. в России и ее всемирно-историческое значение. - М., 1976. - С. 82-96; Актуальные проблемы советской историографии Первой русской революции. Сб. статей. - М., 1978; Волобуев О.В., Муравьев В.А. Ленинская концепция революции 1905-1907 годов в России и советская историография. - М., 1982; Волобуев О.В., Леонов М.И., Уткин А.И., Шелохаев В.В. История политических партий периода Первой российской революции в новейшей советской литературе // Вопросы истории. - 1985. - № 7. - С. 52-67; Новейшие исследования по истории России периода империализма в советской и зарубежной историографии. - М., 1985; Борьба Ленинской партии против непролетарских партий и течений: (дооокт. период): Историогр. очерки. - Л., 1987; Новое о революции 1905-1907 гг. в России. Межвузовский сборник. - Л., 1989; Первая российская революция 1905-1907 гг. Обзор советской и зарубежной историографии. - М., 1991; и др.
4 «Великие потрясения» 1905-1907 годов в контексте российской модернизации. // Свободная мысль XXI.-2005.-№ 1.-С. 178.
5 Тютюкин С.В. Накануне столетия первой революции в России. (Историографические заметки) // Призвание историка. Проблемы духовной и политической жизни России. Сб. статей. - М., 2001. - С. 7-21; Драма российской истории: большевики и революция. - М., 2002. - С. 8-27; Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие // Отечественная история. - 2004. - № 6. - С. 126-140; В. Шелохаев Все вдруг разом двинулось в разные стороны // Знание-сила. - 2005. - № 1. - С. 20-27; и др. ленные реинтерпретации давно известных фактов в духе новых идеологических веяний.»6. Несмотря на довольно высокие издержки смены методологической парадигмы, в истекшем десятилетии для историографии Первой русской революции наметились и произошли значительные сдвиги. Заметно расширилась источниковая база по истории революции. В ряде трудов обобщающего характера период революции 1905-1907 годов нашел достойное освещение7. Характерной тенденцией современной историографической ситуации в отношении революции 1905-1907 годов стало сужение исследовательского интереса собственно к событиям революции и более пристальное внимание к отдельным ее сюжетам. Усилился интерес к истории политических партий всего политического спектра, изучается процесс складывания и функционирования российского парламентаризма, предметом специального изучения стала история земского движения, предпринимаются попытки по-новому оценить взаимоотношения власти и оппозиции8. Новым в плане постановки проблем явился проект, воплощенный в жизнь научным советом РАН «История революций в России» в 1996 году, «Революция и человек». Его руководители признали необходимым «перенести центр тяжести от событийной историографии к психоментальной истории «людских душ» переломной эпохи»9. В числе изучаемых инновационных сюжетов и проблем, не
6 Тютюкин С.В. Накануне столетия первой революции в России. С. 8.
7 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. - М., 1995; Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксисты и русская революция. - М., 1996; 1905 год - начало революционных потрясений в России XX века. — М., 1996.История политических партий: история и современность. - М., 2000; История Европы. Т. 5. - М., 2001; История Москвы. - М., 2001; и др.
8 Власть и оппозиция. - М. 1995; Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Государственная дума и ее депутаты. 1906-1917гг. - Пермь, 1995; Королева Н.Г Земство на переломе (19051907). - М., 1995; Власть и реформы. - М., 1996; Козбаненко В.А. Партийные фракции в I и II Государственных думах России. 1906-1917. - М., 1996; Демин В.А. Государственная Дума России 1906-1917: механизм функционирования. - М., 1997; Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. 1906-1917. Историко-правовой очерк. - М., 1998; Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю. Витте и его время. - СПб., 1999; Бородин А.П. Государственный Совет России. 1906-1917 гг. - Киров, 1999; Первая революция в России: взгляд через столетие. Отв. ред.: А.П. Корелин, С.В. Тютюкин. - М., 2004; и др.
9 Булдаков О.В. К изучению психологии и психопатологии революционной эпохи // Революция и человек. Социально-психологический аспект. - М., 1996. - С. 7. характерных для советской историографии, следует назвать социально-психологический, террористический, общинно-крестьянский, социокультурный, религиозный, этический аспекты революции10.
Преодолев в основном стереотипы советской историографии, тем не менее, сегодня историки «не пришли к целостному переосмыслению истории Первой российской революции как крупномасштабного системного кризиса в рамках процесса модернизации страны»11. Актуальными для изучения остаются проблемы социальной и культурной истории революции, в том числе и процессы социального взаимодействия и восприятия, в результате которых рождались многочисленные образы, в частности и образы либералов.
Второй проблемно-тематический блок, важный для изучения проблемы формирования образов либерала — исследования по истории либерализма. На сегодняшний день история изучения проблемы истории либерализма в России достаточно подробно исследована и проанализирована, о чем свидетельствует большое количество историографических обзоров, имеющихся в распоряжении историка12. Наличие подобных обзоров избавляет нас, в свою очередь, от подробного анализа литературы по истории русского либерализма и позволяет выделить проблемы, находившиеся в поле зрения историков. Наиболее разработанными вопросами являются: особенности политической и
10 Канищев В.В. Русский бунт - бессмысленный и беспощадный. - Тамбов, 1995; Буховец О.Г. Социальные конфликты и крестьянская менталыюсть в Российской империи начала XX века: новые материалы, методы, результаты. - М., 1996; Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). Материалы международной конференции. - М., 1996; Шанин Т. Революция как момент истины. - М., 1997; Земцов Б.Н. Социальные и психологические процессы начала XX века. - М., 1998; Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология. - М., 2000; Он же. Терроризм и террористы // Знание-сила. - 2005. - № 1. - С. 28-29; Кудрина Ю. «Злой дух витает над Россией.» // Там же. - С. 30-40; и др.
11 Тютюкин С.В. Первая революция в России. С. 129.
12 Думова Н.Г. Российский либерализм в освещении англо-американской историографии // История СССР в современной западной немарксистской историографии. - М., 1990; Медушевский А.Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. - 1992. - №8-9. - С. 167-178; Нар-ский И.В. Российский либерализм в европейском и национальном контексте. С. 335-354; Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. - 1998. - №4. -С. 26-41; и др. экономической программы либералов, организационная структура движения, социальная база российского либерализма. Нам представляется целесообразным остановиться на современной историографической ситуации по проблемам либерализма в России.
В 90-е годы XX века в историографии истории русского либерализма произошел качественный скачок. Трансформационные процессы, происходившие в посткоммунистической России, стимулировали и обусловили рост профессионального и общественного интереса к проблемам истории западного и русского либерализма. Последнее десятилетие минувшего века ознаменовалось появлением ряда крупных монографий и статей по проблемам либерализма13. Был защищен ряд кандидатских диссертаций14. Началось переиздание трудов видных теоретиков и идеологов западного и русского либерализма, впервые были переведены на русский язык монографические исследования и статьи ряда западных ученых15. Рассмотрению комплекса про
13 Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. - М., 1993. - Ч. 1; Секиринский С.С., Филиппова T.A. Родословная российской свободы. - М., 1993; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность. - 1993. - №3. - С. 124-135; Они же. Новый либерализм в России // Там же. - 1993. - №5. - С. 132-140; Они же. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. - 1993. - №1. - С. 69-73;Секиринский С.С., Шелоха-ев В.В. Либерализм в России: очерки истории. - М., 1995; Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX - начала XX века. - СПб., 1996; Гоголевский А. Очерки русского либерализма XIX - начала XX века. -СПб., 1996; Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996; Медушевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории. - 1996.
- №9. - С. 3-23; Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию // Отечественная история. - 1997. -№1. - С. 105-117; Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 1998; Михайлова H.B. Зарождение либерализма в России. - Челябинск, 1998; Сибиряков И.В. Новый российский либерализм: опыт реконструкции социоморальной среды. - Челябинск, 1998; и др.
14 Глебова Л.И. Политическая деятельность кадетов в эмиграции (20-е гг.). Дисс. . канд. ист. наук.
- М., 1994; Барсуков С.М. Конституционно-демократическая партия: разработка программных, организационных и тактических принципов деятельности в ходе первой российской революции. Дисс. . канд. ист. наук. - Ростов н/Д., 1995; Веденеева О.Е. Права человека в либеральной доктрине конституционно-демократической партии России (к. XIX - нач. XX вв.). Дисс. . канд. ист. наук. - М., 1995; Ульяновская E.B. Радикальный либерализм в журнале «Освобождение» 1902-октябрь 1905 гг. Дисс. . канд. ист. наук. -СПб., 1995; Иванова М.А. Роль B.A. Маклакова в общественно-политической жизни России. Дисс. . канд. ист. наук. - М., 1997; Тимофеев Д.В. Восприятие либеральных идей правительственной элитой в первой четверти XIX в. Дисс. . канд. ист. наук. - Челябинск, 2002; и др.
15 Ногородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991; Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2-х тт. - М., 1995; Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. - М., 1995; Фламэн М. История либерализма и современный либерализм.
- М., 1995; Деринг Д. Либерализм: размышления о свободе. - М., 1996; Рормозер Г. Пути либерализма в блем истории русского либерализма были посвящены международные и общероссийские конференции и симпозиумы, по итогам работы которых выпущен ряд сборников16. Проблема русского либерализма стала изучаться не только историками, к ее разработке активно подключились философы, политологи, правоведы и социологи17. Важной составляющей историографического процесса сегодня стал биографический жанр18.
Наряду с общими проблемами либерализма в центре внимания исследователей оказались различные аспекты истории русского либерализма: вопрос о времени рождения русского либерализма и его происхождении, место западников и славянофилов в истории либерализма, разработка и эволюция идеологических установок, процесс его превращения в социально-политическое движение, место и роль либерального движения в российском общественно-политическом процессе, причины поражения либерализма в России19.
Современная историографическая ситуация в отношении либерализма позволяет представить нам указанную проблему во всем многообразии ее
России// Полис. - 1993. -№1. - С. 31-36; Он же. Кризис либерализма. - М., 1996; О свободе: Антология мировой либеральной мысли (перв. половина XX века). - М., 2000; Берлин И. История свободы. Россия. - М., 2001; Он же. Философия свободы. Европа. -М., 2001; и др.
16 Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. Материалы международной конференции. Москва, 27-29 мая 1998 г. - М., 1999; Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д, 25-26 мая 2000 г. - М., 2001; и др.
17 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1995; Левитина Ю.И. Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов: Автореф. дис. .канд. политич. наук. - М., 2000; Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме: Автореф. дис. докт. политич. наук.
- Екатеринбург, 2002; Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 Т. - Ростов н/Д., 2002; Теория разделения властей в русской либеральной правовой мысли конца XIX - начала XX века // История государства и права.
- 2003. - №6. - С. 27-29; Корпев A.B. К истории формирования либеральной политико-правовой теории в России // Там же. - 2004. - №2. - С. 2-6; Литературная газета. 2004.2 июня; и др.
18 Российские либералы: Сб. статей. /Под ред. Б.С. Итенберга и В.В. Шелохаева. - M., 2001; Шело-хаев В.В. Петр Дмитриевич Долгоруков: Исторический портрет земского деятеля, основателя кружка «Беседа», журнала «Освобождение» //Вопросы истории. -2001. - № 8.-С. 68-79; и др.
19 Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: очерки истории (середина XIX - начало XX вв.). - M., 1995; Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996; Пантин И.К. Драма противостояния // Полис. - 1994. - №3. - С. 75-94; Он же. Историческая драма русского либерализма // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. С. 94. граней и ракурсов20. Несмотря на качественные теоретические и методологические сдвиги в подходах к решению проблем либерализма в России, генеральной линией все же осталась политическая история, в рамках которой исследователи уделяют внимание программам, организационным структурам и практической деятельности либеральных партий. И существование, и их поражение интерпретировалось с позиций политической истории. Проблемам формирования образов авторы уделяют косвенное внимание, не выходя за рамки политической истории, в основном, когда затрагивают проблемы взаимодействия и взаимоотношений между политическими партиями. Однако это нельзя рассматривать как негативный момент и упрекать исследователей, так как историки и не ставили себе в качестве самостоятельной задачи реконструкцию образов либерала. Работ, специально посвященных проблеме формирования и реконструкции образов либерала, автором не обнаружено.
Челябинские историки И.В. Нарский и И.В. Сибиряков исследовательское внимание в рассмотрении проблем русского либерализма сосредоточили на культурных в широком смысле этого слова аспектах темы21. Новшеством в исследованиях указанных авторов стало изучение российской либеральной культуры и анализ ее социоморальной среды, изучение влияния на становление и развитие либерализма в России таких компонентов, как религия, обра
20 Селезнева Л.В. Западная демократия глазами российских либералов начала XX века. - Ростов н/Д., 1995; Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. - СПб., 1996; Михайлова Н.В. Зарождение либерализма в России. - Челябинск, 1998; Пантин И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание. Сб. статей. - М., 2000; Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). - М., 2000; Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. -М., 2001; Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. - Екатеринбург, 2001; Объединенное дворянство. Съезды уполномоченных губернских дворянских обществ. 1906-1916 гг. В 3-х тт. Т.1. - М., 2001; Похмелкин В.В. В царство свободы дорога. Очерки либеральной футурологии. - М., 2001; Гоголевский А.В. Русский либерализм в последнее десятилетие. - СПб., 2002; Секиринский С.С. Российский либерализм XIX века: Формула судьбы // Россия XXI век. - 2002. - №1.-С. 68-87; Постзападная цивилизация. Либерализм: прошлое, настоящее и будущее. - М., 2002; и др.
21 Сибиряков И.В. Указ соч.; Он же. Нравственные ценности нового российского либерализма (исторический аспект). Автореферат дисс. . докт. ист. наук. - Челябинск, 1998; Нарский И.В. К вопросу о социально-моральной среде российского либерализма. С. 405-414; Он же. И.В. Взгляд на российский консервативный либерализм из историко-культурной перспективы // Либеральный консерватизм: история и современность. С. 214-222. зование, культура быта и воспитания, региональные традиции и хозяйственный уклад.
В настоящее время перспектива в изучении проблем русского либерализма, на наш взгляд, лежит именно в развитии исследований социокультурного компонента. Кроме того, есть мнение, что «такая динамика исследовательского интереса типична для международной историографии, и Россия в этом отношении не стала исключением»22.
Следующий проблемно-тематический блок в исследовании проблемы формирования и реконструкции образов либерала - это исследования отечественных ученых по проблемам многопартийности в России. Наличие достаточно подробных историографических обзоров,23 в которых тщательнейшим образом проанализированы основные вехи и достижения в изучении проблемы складывания многопартийности, избавляет нас от необходимости детального анализа этой литературы, позволяя ограничиться лишь рядом замечаний касательно проблемы образов в этом пласте литературы.
Одним из основных итогов изучения многопартийности явилось превращение истории меньшевиков, кадетов, октябристов и черносотенцев в самостоятельный объект изучения24.
22 Нарский И.В. К вопросу о социально-моральной среде российского либерализма. С. 405.
23 Марушкин Б.И., Иоффе Г.З., Романовский Н.В. Три революции в России в буржуазной историографии. - М., 1977; Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М., 1983. - С. 28-33; Он же. Партия октябристов в период первой российской революции. -М., 1987. - С. 19-20; Волобуев О.В., Леонов М.И., Уткин А.И., Шелохаев В.В. История политических партий в советской историографии // Вопросы истории. - 1989 - №4. - С. 147-161; Волобуев О.В., Миллер В.И., Шелохаев В.В. Непролетарские партии России: Итоги изучения и нерешенные проблемы // Непролетарские партии России в трех революциях. -М., 1989. - С. 5-20; Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914). -М., 1992. - С. 6; История политических партий в России. - М., 1994. - С. 22-38; Политические партии России: история и современность. — М., 2000. - С. 18-38.
24 Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии, 1907-1914 гг. - М., 1991; Павлов Д.Б. Эсеры-максималисты в Первой российской революции. - М., 1989; Национальная правая прежде и теперь: Историко-социологические очерки в 3-х ч. - СПб., 1992; Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914). - М., 1992; История политических партий России. - М., 1994; Ко-жинов В.В. Загадочные страницы истории XX века: «Черносотенцы» и революция. - М., 1995; Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. - М., 1996; Правые партии: Документы и материалы: в 2 т. - М., 1998; Политические партии России: страницы истории. - М., 2000; Политические партии
Несмотря на жесткие идеологические рамки, в которых долгое время находились исследователи, в изучении истории непролетарских партий, как в общероссийском масштабе, так и на Урале достигнуты ощутимые результаты. В работах историков нашли освещение такие проблемы, как количественный и социальный состав буржуазных партий, территориальное размещение, программные установки, процесс политической консолидации либеральной буржуазии25. Подробно и обстоятельно изучались вопросы межпартийной борьбы и межпартийных взаимоотношений26.
Начала изучаться история национальных партий. Состоялась международная научная конференция «История национальных партий России», по итогам работы которой издан сборник с аналогичным названием27.
Успешно реализуется публикация крупнейшего проекта «Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Документальное наследие». Начало его практического осуществления относится к первой половине 90-х годов, к настоящему моменту вышли 40 томов, в которых содер-^ жится более 6 тысяч документов.
России: история и современность. - М., 2000; Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркова Е.Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. - Новосибирск, 2002; Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. - М., 2002; и др.
25 Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в Первой русской революции. - М., 1970; Шацилло К.Ф. Русский либерализм на рубеже двух веков // В.И. Ленин о социальной структуре и политическом строе капиталистической России. - М., 1970; Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М., 1983; Он же. Партия октябристов в период первой русской революции. - М., 1987; Киселева И.Н., Корелин А.П., Шелохаев В.В. Политические партии в России в 1905-1907 гг.: численность, состав, размещение (Количественный анализ) // История СССР. - 1990. - №4. - С.71-88; и др.
26 Быстрых Ф.П. Большевистские организации Урала в революции 1905-1907 гг. - Свердловск, 1959; Киреев Н.П. Борьба В.И. Ленина против партии кадетов во время революции 1905-1907 гг. // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. - М, 1970. - Т. 342, 380; Капцугович И.С. История политической гибели эсеров на Урале. Пермь, 1975; Леванов Б.В. Из истории борьбы большевистской партии против эсеров. 1903-1917 гг. - Л., 1978; Суслов М.Г. Зарождение и борьба политических партий на Урале в конце XIX -начале XX вв. // Борьба классов и партий на Урале в период империализма: Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь, 1985. - С. 3-20; Филатов M.H. «Левый блок» на Урале в революции 1905-1907 годов. Дисс. . канд. ист. наук. - Свердловск, 1987; и др.
О 27 История национальных партий России. - М., 1997.
Весомый вклад в разработку проблемы многопартийности внесли ученые-историки Челябинска, Перми, Оренбурга и Екатеринбурга. Произошло смещение исследовательского интереса к проблемам истории местных политических организаций различной ориентации28. В работе И.В. Нарского, посвященной истории праворадикальных организаций на Урале, есть сюжеты, связанные с реконструкцией образов либерала ультраправыми. Черносотенцы использовали собирательный образ «врага народа»29. Таковыми были социалисты и революционеры всех мастей, но самыми опасными были либералы. В представлении черносотенцев либерал - это, прежде всего, еврей-революционер, безбожник-антихрист, «жидомасон», жаждущий уничтожить Россию и поработить православный народ.
В основном была преодолена «краткокурсовая» методология. Историки выбрали своим объектом изучения разные по идеологической ориентации партии. Изучение политических партий ведется с позиций комплексного подхода. Исследователи тщательно анализируют классовую природу политических партий, их социальный состав, численность, территориальное размещение, формирование идеологии и программ, стратегию и тактику, средства и формы агитационно-пропагандистской деятельности среди различных социальных групп населения, ее эффективность. В центре внимания находится
28 Нарский И.В. Кадеты на Урале (1905-1907). - Свердловск, 1991; Белорыбкина Е.В., Державин В.А. Образование и деятельность черносотенных организаций в Пермской губернии / 1905-1907 гг./ // Страницы истории Урала: Сб. ст. и информационных материалов. - Пермь, 1993. Вып. 1. - С. 4-14; Нарский И.В. Революционеры «справа»: черносотенцы на Урале в 1905-1916 гг. (Материалы к исследованию «русско-сти»), - Екатеринбург, 1994; Сафонов Д.А. Складывание многопартийности в Оренбуржье в первое десятилетие XX в. // Оренбургскому краю - 250 лет: Материалы юбилейной научной конференции. - Оренбург, 1994.-С. 54-57; Сидоренко Н.С. Возникновение правомонархических организаций на Урале в годы Первой русской революции /1905-1907 гг./// Политические партии. История. Современность: Материалы научной конференции. - Орел, 1994; Нарский И.В. Русская провинциальная партийность: политические объединения на Урале до 1917г. - Челябинск, 1995. Ч. 1, 2; Лоскутов С.А. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале /1905-1916 гг./. - Челябинск, 1996; Антошин А.В. Консервативный либерализм на Урале в начале XX в. /на примере Партии правового порядка/ // Первые Татищевские чтения. Тез. докл. и со-общ. - Екатеринбург, 1997. - С. 76-78; Курасова А. А. Уральские организации политических партий на Урале накануне и в период революции 1905-1907 гг. (по материалам печати). Дисс. . канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2000; и др.
29 Нарский И.В. Революционеры «справа». С. 61. проблема взаимоотношений между партиями и факторы их определяющие. Однако и в данном пласте литературы проблема восприятия и формирования образов либерала в глазах политических оппонентов остается без должного внимания.
И, наконец, четвертый проблемно-тематический блок - это литература по истории печати, главного средства формирования и трансляции образов в дореволюционной России. В трудах по истории политических партий материалы газет и журналов используются как исторический источник, а проблеме изучения самой системы политической печати в историографии отведено скромное место.
Появившиеся в недавнем прошлом исследования содержат довольно подробные анализы изученности проблем истории печати, а это избавляет нас от систематического анализа этой литературы, позволяя ограничиться лишь несколькими замечаниями о современном состоянии вопроса30.
Исследователи едины во мнении, что вплоть до середины 80-х годов XX века преимущественное внимание уделялось изучению печатных органов большевиков, таких как, «Искра», «Социал-демократ», «Новая жизнь», «Правда» и др.31 В поле зрения уральских историков также находились вопросы организации издательской деятельности большевиков или использование ими прессы других направлений,32 основная же масса периодических
30 Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914) /Под ред. Б.И. Есина - M., 1991; Она же. История русской журналистики н. XX в.: Учеб. пособие. - М., 2002; Пухов Д.Ю. Общественно-политические позиции легальной демократической прессы Урала в середине 1890-х гг. - феврале 1917 г. (по материалам Вятской и Пермской губерний). Дисс. канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2003.
31 Кости» А. Большевистская газета «Вперед». - М., 1952; Зародов К. Ленинская газета «Пролетарий». - М., 1955; Карелина M. Большевистская газета «Новая жизнь» (1905г.). - M., 1955; Гуров П.Я. Большевистская печать накануне и в период Первой русской революции 1905-1907 гг. - М., 1957; Большевистская периодическая печать 1900-1907 гг. - M., 1959-1960; Андронов С.А. Большевистская печать в трех революциях. - М., 1974; Большевистская печать в годы первой русской революции (1905-1907). Библиографический указатель. - M., 1955; Иоффе А. Издательская деятельность большевиков в 1905-1907 гг. - M., 1971; Бережной А.Ф. История партийно-советской печати. Дооктябрьский период. Учеб. пособие. - M., 1987; и др.
32 Гаврилова Н.В. Использование большевиками демократической прессы в борьбе за массы (19051907) // Деятельность партийных организаций Урала в дооктябрьский период (1894-1917). - Пермь, 1978. изданий либерально-буржуазного и монархического толка называлась буржуазной и контрреволюционной и специально не исследовалась.
Большой вклад для изучения периодики начала века внесен историками журналистики". Специалисты по истории журналистики изучали как издательскую деятельность большевиков, так и немало монографий, статей и сборников посвящено непролетарской журналистике. В работах Б.И. Есина, С.В. Смирного, С.Я. Махониной в основном освещена деятельность легальной прессы в разные периоды предреволюционного двадцатилетия, раскрыта история создания ряда газет и журналов.
В 1976 году вышел в свет библиографический указатель «Периодика Урала: Дореволюционные издания». Он имел большое значение для исследования уральской дореволюционной печати. В нем впервые были представлены виды и типы периодики всех политических партий и движений, выходивших с конца XVIII века по 1917 год включительно. Указатель дает исследователям возможность получить полную информацию о месте и времени выхода периодического издания, является уникальным в России справочником подобного рода по региональной периодике. Указатель ценен тем, что, кроме типографских изданий, в нем можно найти сведения и о рукописных и гектографических изданиях дореволюционного периода34.
В работах Л.П. Макашиной поставлена и исследована проблема использования легальной печати большевиками, автор приводит интересные
С. 53-63; Пугина Г.В. Использование большевиками демократической прессы в 1905-1907 гг. // Там же. - С. 64-74; Андреева Т.А. Челябинская газета «Голос Приуралья» и ее роль в общественной жизни (1906-1916 гг.) // Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. — Пермь, 1990.
33 Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. 1702-1917. - М., 1971; Он же. Русская газета и газетное дело в России. - М., 1981; Смирнов С.В. Легальная печать в годы первой русской революции. - Л., 1981; Акопов А.И. Отечественные журналы. 1765-1917. - Ростов н/Д., 1986; Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914). -М., 1991; и др.
34 Периодика Урала: Дореволюционные издания. Библиографический указатель. / Сост. Г.М. Савиных. - Свердловск, 1976. Вып. 1. сведения о идейно-теоретической борьбе между большевиками и либералами, которая велась на страницах уральских газет35.
В целом же можно заключить, что вопросам изучения истории дореволюционной системы печати опосредованное внимание уделялось на протяжении всего советского периода. Однако разработанным в этот период оказался лишь один узкий аспект этой проблемы - история создания и функционирования печатных органов большевиков. Вопросами изучения издательской деятельности непролетарских партий в период революции 1905-1907 годов историки специально не занимались, в работах, посвященным большевистской печати встречаются лишь разрозненные указания об отдельных изданиях. Но даже такое упоминание в большинстве случаев подавалось со строго классовых позиций.
В последнее десятилетие, однако, ситуация стала несколько изменяться в сторону более детального изучения всей системы русской прессы начала XX века. Девяностые годы прошлого века ознаменовались многообразием методологических подходов и расширением тематики исследований. Усилился интерес к истории непролетарских партий, в рамках этой проблемы активизировалось исследование системы политической печати.
В монографиях И.В. Нарского классифицируются уральские периодические издания начала XX века по политической направленности, проанализировано соотношение государственных и частных периодических изданий на Урале36. Автором установлено, что в регионе «преобладала общедемокра
35 Макашина Л.П. Редактор «Уральской газеты» И Уральский следопыт. - 1986. - № 2. - С. 25-27; Она же. Легальная большевистская печать и публицистика Урала (1905-1907 гг.). Закономерности и региональная специфика. Дисс. . канд. ист. наук. - Свердловск, 1987; Она же. Легальная печать и публицистика Урала в 1907-1914 гг.-Свердловск, 1988.
36 Нарский И.В. Кадеты на Урале. Приложения VI-VII; Он же. Русская провинциальная партийность. Приложение 19; Он же. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 гг. - М., 2001. - С. 587-591. тическая или «внепартийная» оппозиционная пресса»37. В работах А.В. Шевцова на монографическом уровне исследована издательская деятельность несоциалистических партий в начале XX века38. Автором был составлен библиографический указатель, куда вошли свыше 3500 наименований книг, брошюр и листовок, выпущенных русскими либеральными и консервативными партиями, партийными объединениями и околопартийными организациями за период с 1901 по 1918 год. Основной массив составляют издания крупнейших политических организаций: Конституционно-демократической партии, Союза русского народа и Союза 17 октября39.
Тема взаимоотношений печатных изданий со столичными и местными административными организациями нашла освещение в работах В.П. Калашникова, Дж. Дейли, В.А. Павлова40. А.А. Вахрушев, Ю.А. Балыбердин, В.Д. Сергеев в своих работах отразили процесс становления периодической печати в Вятской губернии41. Диссертационное исследование Д.Ю. Пухова посвящено выяснению общественно-политических позиций легальной демократической газетной прессы двух губерний Урала в период с конца XIX -начала XX века42. В работе рассмотрен процесс становления и функционирования системы легальной демократической печати в Пермской и Вятской гу
37 Он же. Русская провинциальная партийность. С. 352.
38 Шевцов А.В. Издательская деятельность русских несоциалистических партий начала XX века. -СПб., 1997.
39 Он же. Непериодические издания русских либеральных и консервативных партий начала XX века. Библиографический указатель. - СПб., 2002.
40 Калашников В.П. Политическая деятельность уральской интеллигенции в годы первой русской революции в России (1905-1907 гг.). Дисс. . канд. ист. наук. - Пермь, 1993; Лихоманов А.В. Борьба самодержавия за общественное мнение в 1905-1907 годах. - СПб., 1997; Загребин С.С. Культурная политика государства: принципы и реализация в 1900-1940 гг. (на материалах уральского региона). - Челябинск, 1998; Дейли Дж. Пресса и государство в России (1906-1917 гг.) // Вопросы истории. - 2001. - № 10. - С. 25-45; Павлов В.А. Лики «Свободы печати»: Власть и пресса. Урал. 1905-1907 гг. - Екатеринбург, 2002; и др.
41 Вахрушев А.А. Становление и развитие печати Вятской губернии (XIX - начало XX века). -Ижевск, 1994; Балыбердин Ю.А. Политические партии в начале века // Энциклопедия земли Вятской. - Киров, 1995. Т. 4. - С. 313; Сергеев В.Д. Из истории вятских газет 1838-1917: Учеб. пособие. - Вятка (Киров), 2002; и др.
42 Пухов Д.Ю. Указ. соч. берниях. Подробно проанализирована степень научной разработанности данной проблемы в литературе. Автором уточнены тиражи, источники финансирования, территориальные рамки распространения ряда газет, дополнены данные о составе редакционных коллективов уральских периодических изданий. Затронут вопрос взаимоотношений по оси «пресса-власть».
В настоящее время имеет место тенденция к более интенсивному изучению всей совокупности периодической печати начала XX века. Исследуется широкий круг вопросов: организация издательской деятельности, количественный анализ дореволюционной периодики, тщательный анализ содержания газет и журналов по широкому кругу вопросов. Изучается идейное содержание газет с целью выяснения идеологической направленности того или иного издания. В центре внимания историков находится политика властей в отношении средств печати. Выходят работы, посвященные видным деятелям уральской периодической печати конца XIX - начала XX века. Научные изыскания затрагивают проблемы функционирования, как столичной печати, так и региональной.
В совокупности указанные выше исследования позволяют реконструировать картину функционирования русской периодики, в том числе и уральской в рассматриваемый период, тематическое и типологическое многообразие средств печати, условия существования, факторы, влиявшие на функционирование системы печати.
Несмотря на усложнение проблематики в изучении русского либерализма и многопартийности в целом, необходимо признать, что в современной историографии преобладает реконструкция институциональной действительности. Пласт проблем, касающихся реконструкции восприятия и образов, в том числе и либералов, остается недостаточно изученным. Исследователи касаются их лишь при раскрытии сюжетов взаимоотношений политических партий. Ключевая для данного исследования проблема - реконструкция образов либерала и восприятия либерализма, остается неразрешенной. Поэтому история политических партий на Урале и ее составляющие нуждаются в дальнейшей разработке на основе постановки новых проблем и нетрадиционных подходов к их разрешению.
Состояние научной разработки и наличие источниковой базы определили объект и предмет, цель и задачи исследования. Объектом изучения в диссертации стала политическая пропаганда и полемика на Урале в 19051907 годах, отразившаяся в региональной периодической печати всех политических направлений.
Предметом исследования является процесс формирования и эволюции образов либерала в уральской публицистике в годы Первой русской революции.
Цель данного исследования — реконструкция образов либерала, появившихся в уральской печати в период российской революции 1905-1907 годов. Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи: во-первых, выявить основные особенности развития системы периодической печати на Урале; во-вторых, определить средства и каналы распространения либеральных образов; в-третьих, реконструировать специфику самоидентификации и самопрезентации либералов, в том числе и уральских; в-четвертых, воссоздать по материалам печати образ либерала из перспективы левых и правых оппонентов либеральных политических деятелей.
Структура диссертации определена задачами и внутренней логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 4 приложений, списка использованных источников и литературы. Первая глава диссертации «Самоидентификация и самопрезентация уральских либералов в периодической печати» призвана проследить динамику формирования собственного образа и реконструировать позитивный образ либерального деятеля. Вторая глава, соответственно, посвящена воссозданию образа либерала как
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образы либерала в уральской печати в период Первой российской революции"
Заключение
Первая российская революция стала пробным камнем в складывании российской многопартийности и явилась новым качественным этапом в становлении и развитии российской политической культуры. В ходе революции в стране сформировалась новая политическая система со всеми ее составляющими - институтами и отношениями. В ходе революции происходило социальное взаимодействие между различными субъектами политического процесса: массами, партиями и государством.
Период революции 1905-1907 годов явился значимым этапом в истории становления и развития российской печати и журналистики. Создавшиеся общественно-политические условия способствовали небывалому количественному росту периодических изданий. Сама система периодической печати, в том числе и уральская, претерпели ряд трансформаций, итогом которых стали — усложнение системы печати и перераспределение роли газеты и журнала в этой системе. Ведущее место в освещении событий заняла ежедневная газета. Революция стала временем рождения независимой и партийной печати, все политические объединения и союзы имели свои печатные органы, на страницах которых они рекламировали и пропагандировали свою программу, выражали свое отношение к программам и действиям других партий. Нередко на страницах газет и журналов разгорались словесные баталии по самым насущным вопросам российской действительности. Это позволило использовать материалы уральской периодической печати как источник, в котором представлена самоидентификация либералов и образы-типизации, отражающие восприятие либералов различными категориями населения и политическими оппонентами.
Самой крупной либеральной партией в России была Конституционно-демократическая партия, организационно оформившаяся в октябре 1905 года. После учредительного съезда партии ее комитеты и отделы возникли по всей стране. На Урале активная деятельность кадетских организаций началась в период отступления революции и имела ряд специфических особенностей, обусловленных, в свою очередь, «оригинальным строем» уральской промышленности.
Содержание газет, характер публикаций и интенсивность их появления позволяют сделать вывод, что пиками наибольшей активности кадетов были избирательные кампании в Государственные думы. В эти периоды общественно-политическая жизнь в крае оживлялась и шла особенно бурно.
Трансформация устоявшегося стереотипа «либерала» и формирование положительного образа начались с момента образования Конституционно-демократической партии. Исследователем по проблемам русского либерализма С.С. Секиринским была подмечена следующая закономерность в самопрезентации либералов. В разные моменты времени образ либерала был различным, порой даже противоречивым. Во многом это объяснялось степенью близости либералов к законотворческим и административным институтам монархической власти. «Хождение во власть» или «ко двору» наделяло их подчас чертами бюрократического недоверия к общественной инициативе, а утрата возможностей прямого или косвенного влияния в государственном аппарате превращала вчерашних адептов инициативы «сверху» в сторонников расширения возможностей для инициативы «снизу», вплоть до введения общероссийского представительства1. Особенности либерализма как мировоззренческой системы также оказывали определенное влияние на формирование либералами собственного образа. По мнению В.В. Шелохаева, «либерализм представляет собой открытую ценностную систему, способную и к самонастройке, и к самотрансформации, более или менее отвечающим
1 Секиринский С. Российский либерализм XIX века: формула судьбы // Россия XXI век. - 2002. -№1. - С. 74. ходу модернизации исторической среды»2. Данная особенность во многом объясняет и делает понятными тактические шаги кадетов.
С момента своей самоорганизации кадеты начали путь к достижению выдвинутых руководством партии целей: возглавить освободительное движение, ввести его в рамки закона и, добившись легитимных механизмов, принять активное участие в преобразовании российской действительности по пути ее вывода из кризиса. Поставленные цели определили и содержание самопрезентации.
Для распространения собственных образов в арсенале либералов оказались различные каналы и средства: трибуна земского и городского самоуправления, заседания просветительских и научных обществ, агитационные собрания, консультационные бюро и печать, используемые ими в различные периоды революции и с разной степенью эффективности. Наиболее широким каналом в плане охвата аудитории оказалась периодическая печать. Печатный бум на Урале совпал с пиком активности самих кадетов. Легальная печать Урала в большинстве своем поддержала кадетскую партию и способствовала, таким образом, распространению позитивного образа либерала.
Самопрезентация кадетов сводилась к подаче себя и своей программы как наиболее отвечающих требованиям современного момента. Самопрезентация касалась как профессионального багажа членов кадетской партии, так и их нравственных качеств. Особый акцент в самопрезентации был сделан на народный характер партии, отстаивавшей интересы не отдельной группы людей, а всего народа в целом. Динамика в формировании самопрезентации сводилась к поиску кадетами все новых достоинств и противопоставлению себя как «самых лучших» политическим оппонентам всех направлений. Подобная ситуация была естественной, закономерной и сообразной поставлен
2 Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема. С. 30. ной кадетами цели - под своей эгидой повести Россию по пути конституционного развития. Если в конце 1905 - начале 1906 года образ либерала в уральской печати был преимущественно позитивным, то по мере развития событий революции и практической деятельности самих кадетов, в том числе и местных, уже в мае-июне 1906 года уральская печать от однозначных оценок отказалась и критически отнеслась к оценке партии в целом. Политическое самоопределение уральской прогрессивной печати повлекло за собой сужение для кадетов данного канала. Тем не менее, создаваемый в печати собственный образ на протяжении всего рассматриваемого периода был однозначно позитивным, без единого изъяна. И даже слишком очевидные политические демарши кадетской печатью всегда интерпретировались и оправдывались «требованием настоящего момента». Однако самопрезентация в содержательном плане не сходилась с теми впечатлениями, которые складывались о либералах у политических оппонентов.
Образы, или типизация либерала складывались, главным образом, под воздействием деятельности самих либералов. Общая провинциальная политическая неграмотность основной массы населения Урала в период образования буржуазных партий не только в уездных, но и в губернских городах способствовала тому, что представление о политическом лице можно было получить только в ходе деятельности местных организаций.
Образы либерала стали формироваться с началом активной деятельности последних, с конца декабря 1905 - в начале 1906 года, по мере деятельности кадетской партии типизация либерала наполнялась, конкретизировалась, хотя и весьма однолинейно. С развитием событий революции вглубь образ либерала становился все более устойчивым.
Взаимоотношения кадетов и социалистов, несмотря на органически присущее идейное противостояние, все же не поддаются однозначной оценке. Известны многочисленные факты сотрудничества уральских социалдемократов и кадетов3. Однако развитие взаимоотношений шло по пути эскалации взаимной антипатии, что особенно ярко проявилось после победы кадетов на выборах в I Государственную Думу. Участие социал-демократов в выборах во II Государственную Думу способствовало усилению накала неприязни, что, в свою очередь, объяснялось и логикой ведения предвыборной борьбы. Себя и свою программу левые противопоставили либералам и их альтернативе общественного устройства, сосредоточив свои усилия на поиске деморализующих в глазах избирателей кадетов факторов. Кадеты в глазах социалистов предстали как скрытые, а потому наиболее опасные конкуренты в борьбе за руководство в освободительном движении. В мае-июне 1906 года разгромные статьи стали приобретать систематический характер, в печати началось однолинейное формирование образа либерала как врага. Практическая деятельность кадетов в Государственной Думе позволила большевикам обвинить кадетов в антинародном характере их партии. Одним из главных пороков партии, по мнению социал-демократов, оказался буржуазный социальный состав кадетской партии. Исповедуемые кадетами этика компромисса и принцип верховенства закона, закономерный, поэтому, принципиальный отказ кадетов от нелегальных, в том числе и вооруженных средств борьбы был расценен левыми как измена и предательство дела революции и народа. Контрреволюционные задачи, контрреволюционная тактика и контрреволюционная аудитория — вот три кита, составившие, по мнению большевиков, русский либерализм4. Типичными нравственными чертами либералов, по мнению левых, были трусость, робость, мягкотелость, гибкость, подобная тростнику, фальшь, лицемерие и ханжество. Все эти вместе взятые «достоинства» составили «особую политическую нравственность, свойственную как
3 Подробнее см.: Нарский И.В. Кадеты на Урале. С. 121-136.
4 Каменев Л.Б. Из истории русского либерализма (П. Милюков. Год борьбы. Публицистическая хроника) // О свободе: Антология мировой либеральной мысли: (первая половина XX в.). - М., 2000. - С. 671. лидерам партии кадетов, так и всей партии в целом»5. Либералы были названы «контрреволюционерами» и предателями, а еще шире — врагами. Во взаимоотношениях социалистов с кадетами прослеживается следующая закономерность: обострение взаимной неприязни наблюдалось в периоды избирательных кампаний и работы Государственных Дум.
Взаимоотношения либералов с партиями консервативно-реформистского и ультраправого политического спектра характеризуются однозначной враждебностью. С момента выхода на политическую арену Конституционно-демократической партии в глазах ультраправых и октябристов либерал представился как опаснейший революционер, бандит и террорист. В глазах правой оппозиции кадеты были главными виновниками творившейся в стране «смуты». Лишь деятельность одной оппозиционной партии - Партии народной свободы, не останавливающейся «ни перед чем в сообществе с еврействующим обществом», по мнению правых, была причиной ужасной народной «распри»6. Потому российские либералы в официальных сферах и в правых кругах партийно-политического ландшафта страны считались крайними революционерами-евреями и наиболее опасными врагами всей российской государственности. Уничтожение России как самостоятельного государства, по мнению октябристов и черносотенцев, могло стать итогом кадетского министерства.
Образ либерала глазами политических оппонентов был стереотипен и однозначен в своей трактовке. И левыми, и правыми либерал был назван опасным врагом. Политические оппоненты «справа» и «слева» часто использовали слово «либерал» как ярлык, синоним «господчины», «эксплуатации» и т.п. По мнению П.Б. Струве за то миросозерцание, которое лежит в основе
5 Цит. по: Сибиряков И.В. Нравственные ценности либерализма (Исторический аспект). Автореферат дисс. .докт. ист. наук. - Челябинск, 1998.-С. 6.
6 ГАРФ. Ф. 116. On. 1. Д. 346. Л. 5. программы ПНС, кадетам приходилось считаться с тем, что ее посрамляли такими ужасными кличками, как «буржуа» и «постепеновцы» и даже самой ужасной - «либералы»7. Поэтому лидеры Конституционно-демократической партии — крупнейшей либеральной партии России - избегали в отношении себя пользоваться термином «либералы», предпочитая называть свою партию «Партией народной свободы»8. Показательна в этом отношении следующая особенность, отмеченная нами в ходе просмотра периодики. Само слово «либерал» на страницах газет встречается крайне редко, можно сказать даже штучно, тогда как слово «кадет» используется практически во всех случаях, когда речь идет о либералах.
Почему либералы в глазах и политических оппонентов и официальной власти представлялись почти исключительно в образе врага? И левые, и правые радикалы при всей своей ненависти друг к другу именно в либералах-кадетах увидели своих главных и наиболее опасных идейных противников. Как верно заметила газета «Прикамский край», уже в мае 1906 года Партия народной свободы оказалась в ситуации «между молотом революции и наковальней бюрократических позиций»9. Деятельность кадетов в Думе вызывала упреки, «слишком часто совпадающие почти буквально в обвинительных тирадах, идущих с обеих сторон»10. Обвинения оппонентов замыкались на тактике компромисса. Отказ кадетов от нелегальных форм и методов борьбы левые расценили как слабость и недостаточную решительность. Кадеты были названы «болтунами, готовыми в каждую минуту броситься в объятия бюрократии»11. Умеренные, в свою очередь, практику компромисса объявили ре
7 Вестник Уфы. 1907. 26 января.
8 Медушевский A.H. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. - 1992. - № 8-9. - С. 174; Секиринский С., Филиппова Т. Родословная Российской Свободы. - М., 1993.-С. 245.
9 Прикамский край. 1906.28 мая.
10 Там же. 1906.28 мая.
11 Простор. 1907.21 января. зультатом страха кадетов перед левыми, объявив, что «дряблый, малодушный» либерализм всегда шел на буксире у левых. Планы и намерения кадетов шли вразрез с планами будущего устройства страны, предлагаемыми РСДРП, а также не совпадали с идеалом общественного устройства монархистов. Правые, вслед за социал-демократами с особым усердием занимались в печати разоблачением истинной сущности членов кадетской партии. Помимо нападок на варварские, по мнению ультраправых, цели кадетов, критика стала касаться моральных качеств. Их честолюбивые стремления в глазах политических оппонентов выглядели как корыстные и эгоистичные порывы, жажда завладеть министерскими портфелями. Как у врага у либерала отрицались все положительные качества и приписывались все негативные. Любые тактические шаги либералов оценивались подобным образом.
Для разоблачения кадетов политические оппоненты зачастую вторгались в личную жизнь лидеров партии, выискивая какие-либо скандальные сюжеты. Они не упускали из виду внешний вид кадетов, вкусы и пристрастия, размер гонораров, занимаемую должность, семейное положение и т.п. Левые и правые были едины в определении кадетов, как лицемерных обманщиков и предателей всего народного.
Отрицательный образ либерала во многом был и удобен и универсален. Образ врага был емким и понятным всем, он предельно ярко подчеркивал степень опасности, которая исходила от либералов. Понятие «враг» подразумевает антитезу по принципу «свой-чужой». В переломные и кризисные моменты жизни общества происходит отторжение «своими» всего «чужого». Либералы объявлялись врагами всего российского и народного. Созданный политическими оппонентами образ врага, кроме того, был еще и тактическим приемом по привлечению на свою сторону мечущихся в своем выборе депутатов Думы. В борьбе с «врагами» можно было действовать по принципу «любые средства хороши». С врагами нужно было расправляться жестко, без зазрения совести. Сформировавшийся образ врага в конечном итоге вызывал эффект национально-культурного отторжения либералов и их системы ценностей, как исключительно губительных, как несущих с собою угрозу существования российской государственности.
Либеральные ценности, несмотря на свою привлекательность, так и не прижились на Урале, не стали близкими и родными для большинства уральского населения. Здесь необходимо учитывать и социально-экономическую и психологическую обстановку, сложившуюся в крае в данный период. Догоняющая, и потому форсированная модернизация, вызвавшая трансформационный кризис общества, изнурительная русско-японская война накладывали определенный отпечаток на процессы социального взаимодействия и восприятия. В обстановке предельного социального напряжения, когда рушилась веками устоявшаяся система ценностей, умеренные и чересчур последовательные либералы оказались непопулярны среди местного населения, чье мировоззрение и мировосприятие изначально было проникнуто духом радикализма и традиционализма одновременно. Либералы оказались непонятными ни левым, ни правым. Они оказались носителями разных культур в широком смысле этого слова и, соответственно, говорили на разных языках. Поэтому в условиях российской действительности начала XX века программа постепенных, осторожных преобразований не нашла отклика среди широких слоев населения. В результате кадеты в революции 1905 - 1907 годов оказались изолированы как справа, так и слева. В этом контексте и формировался образ либерала.
На протяжении всего рассматриваемого периода политическая борьба отличалась проявлениями низкой политической культуры, для которой характерны нетерпимость и бесцеремонность. Деморализация своих политических соперников, поиск врагов становились привычными методами, к которым, не смущаясь, прибегали участники политического процесса. Постепенно от критики по существу в образе либерала стал преобладать эмоциональный фактор. Наряду с обезличенными образами, характеризующими партию в целом, стали мелькать персонифицированные, в основном касавшиеся лидеров партии. Про лидеров Партии народной свободы слагали разного рода эпиграммы, куплеты, анекдоты и т.п. Критика стала касаться личных и моральных качеств членов кадетской партии.
Все многообразие образов либерала, возникших в конце XIX - начале XX веков, можно условно систематизировать в три группы. Первая группа -это самопрезентация либералов, суть которой заключалась в том, что либералы играли в политической жизни России в высшей степени важную и все возрастающую роль. Самопрезентация, ее содержание была адекватна ситуации, в которой оказались все политические партии. Вторая и третья группы образов, или типизаций, это — взгляд на либералов из правой и левой перспективы политической оппозиции. При резком неприятии либералов и левыми, и правыми, тем не менее, в типизациях тех и других существовали существенные различия. Для левых либерал это, прежде всего опасный классовый и идейный враг. Правые в либералах увидели опасного врага для российской империи, этим объясняется высокий патриотический накал и предельный антисемитизм в критике ультраправых.
Эти три группы стереотипов и встречались на страницах газет во время Первой русской революции, более того, данные интерпретации сохранились и в современной историографии либерализма в России. Налицо резкое различие между самопрезентацией либералов и их восприятием политическими оппонентами. Самоидентификация либералов отличалась стремлением последних сломить устоявшийся в сознании общества негативный образ либерала, вследствие чего их усилия сводились к поиску и акцентированию в формируемом собственном образе максимально большего числа достоинств. Политические оппоненты напротив пошли по пути усиления и утрирования негативных качеств либералов как политиков и как личностей, для чего воепользовались уже готовыми стереотипами, созданными русскими писателями. Самопрезентация либералов отличалась преобладанием рационального компонента. Образы левых и правых, появившиеся в публицистике в рассматриваемый период, обращают на себя внимание своей экспрессивностью, преобладанием эмоционального аспекта. Об этом свидетельствует и сама форма созданных типизаций, они представлены в виде большого числа стихов, куплетов, анекдотов, сценок и т.п. Использование подобного рода средств, в свою очередь, делало эти образы богатыми по содержанию, более яркими, наглядными, доступными, запоминающимися, а в конечном итоге устойчивыми и живучими.
В формировании образа либерала политическими оппонентами и самопрезентации проявилась категоричность и резкое противопоставление: либералы не видели другой альтернативы кроме себя самих, левые и правые, соответственно, считали достойными лишь себя. Каждая политическая партия представляла себя как единственно народную. По отношению к другим партиям разворачивалась критика. Сложившаяся в общественно-политической сфере ситуация в начале XX века стала проявлением особенностей российской политической культуры.
Одной из причин формирования резко отрицательного, враждебного образа либерала стала специфика российской политической культуры, сформированной, в свою очередь, традициями самодержавного правления. Самодержавие как форма правления отрицало принципы плюрализма мнений и легитимной конкурентной борьбы. Категория «народ» подразумевала некий монолит без деления на страты, слои, группы и т.д. Каждая партия представляла себя представителем народа, выставляла себя защитницей народа и говорила от имени народа. Подобного рода представления означали противопоставление себя как «народной» всем другим партиям как «врагов народа», рождали враждебность, нетерпимость и исключали возможности эффективного межпартийного сотрудничества.
Список научной литературыАверенкова, Наталья Вячеславовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Архивные источники Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) г. Москва. Ф. 102. Департамент полиции. Особый отдел. Оп. 00. Д. 5ч13лА; Д. 5ч28лА; Д. 5ч28. Оп. 233. Д. 80ч12; Д. 80ч29. Оп. 235. Д. 20ч12; Д. 20ч73.
2. Ф. 116. Всероссийский Дубровинский Союз русского народа. Оп. 1.Д. 337.
3. Ф. 523. Конституционно-демократическая партия. On. 1. Д. 199; Д. 301, 311, 312, 406.
4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) г. Москва.
5. Ф. 274. Центральный комитет Партии социалистов-революционеров.1. On. 1. Д. 20.
6. Ф. 279. П.Б. Струве и редакция журнала «Освобождение». On. 1. Д. 78; 90; 91; 92. Оп. 2. Д. 237; 246.
7. Российский государственный исторический архив (РГИА) г. Санкт-Петербург.
8. Ф. 776. Главное управление по делам печати МВД.
9. Оп. 21 ч.П. 1906. Д. 11; 38; 47; 99; 126; 221; 222; 232; 234; 370; 383; 423; 449; 450;
10. Оп. 21 ч. II. 1907. Д. 23; 48; 253; 277 а, б; 283.
11. Vi- Ф. 1327. Особое делопроизводство по выборам в Государственную
12. Думу и Государственный Совет МВД.
13. On. 1. Д. 10; 28; 31; 46 (I Гос. Дума); Д. 9; 25; 40 (II Гос. Дума).
14. Оп. 2. Д. 80; 101; 126; 129.
15. Государственный архив Кировской области (ГАКО) г. Киров. Ф. 582. Канцелярия Вятского губернатора. Оп. 146. Д. 47; 161; 186а; 195а; 203; 220; 224; 225; 227; 228. Оп. 147. Д. 16; 41; 51.
16. Ф. 714. Вятское губернское жандармское управление. On. 1. Д. 130; 363; 431.
17. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО) г. Оренбург. Ф. 10. Канцелярия оренбургского губернатора. On. 1. Д. 268; 272.-W
18. Ф. 21. Оренбургское губернское жандармское управление.
19. Оп. 2. Д. 62; 63; 65; 66. Оп. 9. Д. 156.
20. Ф. 183. Оренбургский комитет общества Союза 17 октября. On. 1. Д. 2; 3;
21. Государственный архив Пермской области (ГАПО) г. Пермь. Ф. 160. Пермское охранное отделение. Оп. 1.Д. 51.
22. Оп. 2. Д. 67; 76; 77; 79; 81; 84; 88; 98.
23. Ф. Р.-732. Коллекция документов и воспоминаний о революции 1905 г., Февральской революции, Великой октябрьской социалистической революции и гражданской войне.1. On. 1. Д. 72.
24. Ф. Р-953. Личный фонд Н.А. Чердынцева.1. On. 1. Д. 25.
25. Государственный архив Свердловской области (ГАСО) г. Екатеринбург.
26. Ф. 180. Прокурор Екатеринбургского окружного суда.
27. Оп. 1.Д. 337; 362; 381; 500.
28. Ф. 185. Помощник начальника Пермского губернского жандармского управления в Екатеринбургском и Шадринском уездах.1. On. 1. Д. 57; 64.
29. Ф. 521. Помощник начальника Пермского губернского жандармского управления в Красноуфимском и Кунгурском уездах.1. On. 1. Д. 12.
30. Ф. Р-2266. Коллекция В.П. Бирюкова.1. On. 1. Д. 54.
31. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО) г. Челябинск.
32. Ф. И-54. Помощник начальника Оренбургского и Пермского губернских жандармских управлений в Челябинском, Троицком и Верхнеуральском уездах.1. On. 1. Д.1;2;3.
33. Ф. 596. Челябинский истпарт.
34. On. 1. Д. 32a; 40; 46; 250; 338; 340.
35. Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО) г. Киров.
36. Ф. 45. Истпарт Вятского губкома ВКП(б).
37. Оп. 1.Д. 6; 11; 13; 17; 18; 27; 45; 46; 52; 55; 61; 66; 76; 77; 78; 269.
38. Государственный общественно-политический архив Пермской области (ГОПАПО) г. Пермь.
39. Ф. 90. Истпарт Пермского губкома ВКП(б).1. On. 1. Д. 14; 21.1. Оп. 2. Д. Ш-23а.
40. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) г. Екатеринбург.
41. Ф. 41. Свердловский истпарт.
42. On. 1. Д. 34; 48; 49; 51; 153; 159; 162.1. Оп. 2. Д. 142.
43. Ф. 221. Воспоминания, газетные статьи, рукописи и печатные издания Чердынцева Н.А.
44. Оп. 2. Д. 5а; 11в; 16; 20; 22.
45. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.
46. Ф. 1072. Материалы по истории выборов в первую Государственнуюдуму.
47. Т. И. Вятская губерния. Т. VI. Оренбургская губерния. Т. IX. Уфимская губерния.1.