автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Бочаров, Михаил Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

БОЧАРОВ Мкишл Петрович

ОЁШ^ЬВЕЧЁСКИЁ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ЙМвШ Й ШШйШМЙЙ

Специальность 23.00.03 — политическая культура иидеЬльгий

ABTdpeífcepáT дЙссерШйи M соискание ученой степени

Москва —1992

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. В канун XXI века,наряду с ошеломляющими технологическими новшествами, беспрецедентными экономическими возможностями, новыми политическими реформами, возвышением и падением культуры, со всей очевидностью обнаружились глобальные проблемы личности. Войны? революции, социальные эксперименты потребовали от человека возвыситься до понимания ответственности за сохранение жизни на Земле, за окружающую среду, предотвращение ядерной войны, ликвидацию бедности, трагической неравномерности развития стран. Постепенно приходит понимание, что положительный выход из конфронтациошшх противоречий в мире возможен только при вновь пробудившемся уважении к личности. При столкновении с глобальными проблемами у лвдей зарождается чувство глобальной общности. Снятие идеологических шор позволило понять, что развитие любого общества - всего лишь составляющая мирового процесса самоорганизации.

С другой стороны, для обеспечения на основе эволюционного развития природы и общества прогресса личности требуются духовные основания этого развития, новые духовные начала, шкала общечеловеческих ценностей, выработанных веем ходом истории и признаваемых современными людьми. Возникло противоречие: потребность в осознании общечеловеческих ценностей как приоритетных» определяющих в системе личностных ориентиров( и реальное состояние сознания, где эти ценности пока отсутствуют .

Рассматривая данную проблему с точки зрения глобального управления, можно предположить, что, объединяясь на основе общечеловеческих ценностей, человечество постепенно превращается в систему, способную адекватно анализировать общественное развитие, предвидеть и находить выходы из кризисов. Наряду с философским осмыслением главных тенденций освоения мировой цивилизацией общечеловеческих идей и ценностей, на нынешнем этапе ее исторического развития представляется важно® проблема интеграглж в мировую ценностную культуру освободив-

- 2 -

шейоя от пут тоталитаризма России.

Интеграция в общечеловеческое отягощается для личности тем, что ее субъективный мир определяется раштовенгориам групповым (классовым, корпоративным,этническим, национально-государственным) влиянием на индивидуальное. Групповые интересы, и эмоции, укорененный в истории России принцип социальной идентификации, основанный на противопоставлении "мы - они", приходят в столкновение с возрастающей объективной потребностью в общечеловеческом, родовом единстве. Этот конфликт выражается в дезинтеграционных процессах между бывшими республиками Союза и в растущей, вызванной рыночными процессами социальной дифференциации в обществе. Преодолению данного конфликта может способствовать нахождение ценностной модели интегрального развития, ориентированной на взаимовыгодный, устойчивый компромисс различных общностей и, в конечном счете, конкретных лкдей. Диахрония исторического прошлого России может развернуться в синхронию в случае, если каждая личность осуществит выбор идей и ценностей, которые смогут идентифицировать ее с наиболее адекватно отражающими интересы и потребности тенденциями, типами общества и, в конечном итоге, с человечеством.

Состояние научной разработанности проблемы. Современный социально-философский взгляд на комплекс указанных проблем опирается на глубокий пласт идей выдающихся мыслителей эпох, изучающих личность и общество, специфику их взаимодействия. Со времени постановки Сократом вопроса "Что есть благо?" философская гуманистическая традиция обогатилась ценностным подходом, который эволюционировал в современную аксиологию. Мыслители от Платона до Гегеля, рассматривая взаимоотношения личности и общества, выделяют биологические и социальные детерминанты ценностной теории, степени свободы личности по отношению к обществу, природе и самой себе. Вслед за Боэцием, ' Р.Декартом, Дк.Локком и Э.Кантом к проблемам личности и общества обращаются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые на основе принципа деятельности снимают противоположность меаду этими понятиями - мир из совокупности "внешних" вещей становится че~

говечским миром, а личность обретает социальное бытие. Насто-:щее исследование опирается на идеи современной теории лично-ти, ставящей во главу угла не растворение личного в обще-твенном, а сочетание этих категорий, дополнение одного дру-им*.

При анализе и отборе литературы автор столкнулся сс<5оль-им количеством книг советских исследователей, которые не могли избежать влияния в трактовке личности идей ложного эциологизма, преувеличивают роль государственного и классово факторов в становлении личности, в духе борьбы с буржу-зным идеализмом развивают "теорию пролетарской личности", :вободной от "соблазнов общества потребления", и тем самым

, Cm.: Allport Pat tore sad growth in peraourlity rH.Y., 1963; Handbook of personality. Theory and research,«3» E.F.Borgatta,7/.W.Lambert ,Chi.,1968; The study of personality .An interdisciplinary appraisal, ed.E.Norbsck,D.Price« Williams W.M. MacCord, U.Y., 1968;

.Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. - Л., 1968; Bischof L.J. iüterpreiing personality theories,2ed.H.i.19?0j Буев'а I.II. Человек, деятельность и общение. .-М. гПолитиздат, 1978; Замошкин ю.А. Коизис буржуазного индивидуализма и личность. - М.: Наука, 19Б6; Нами А. Бунтующий человек. Философия. Политика, искусство. -М.: Политиздат, 1990; Кон И.О. Социология личности, - М.: Политиздат, 1967; Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. - М.: Мысль, 1970; Ковалев С.М, О человеке, его порабощении и освобождении. - М.: Политиздат, 1970; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. - М.: Мысль, 1972; Личность. Материалы обсуждения пооблем личности на симпозиуме, состоявшемся 10-12 марта T97Ö г. в Москве. -М.:' Знание„ 1971; Maddy s.R. Personality theories. A comparative anaxyaas.Homewooa

(M.),I968; Мясищев B.H. Проблема человека в современной философии, - М.: Политиздат, 1969; Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991; Сартр Ж.П. Слова. - М.: Искусство, I96S: Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М.: Политиздат, 1989; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Выстя школа, 1991; Ярошевский Т.М. Личность и общество. - Ч,; Политиздат» 1973: Ясперо К. Духовная ситуация времени. Философская вера //Смысл и назначение истории. -М.: Политиздат, 1991.

создают основы длн манипулирования личностью^ упрочения тоталитарного сознания^.

В отличие от этого подхода диссертация опирается на положения и выводы исследований по структуре личности как целостности, ставших этапными в изучении проблемы^, основывается на аксиологии ценностей как средства выявления социальных связей и регуляторов человеческой деятельности^.

Сложившаяся в последнее время в отечественном обществоведении ■трактовка общечеловеческого как ценности страдает однолинейностью^, ряд определений не содержит сущностного значения данного понятия .

Значительное влияние на автора оказали работы ряда современных отечественных ученых, рассматривающих общечеловеческие ценности как социально-философскую проблему в связи с

1. См.: Косолапов Р.И. Ленинская жизненная позшшя. Быть или не быть личностью; Только об одной звезде// С чего начинается личность: Сб. /Т1од общ. ред. Р.И.Косолапова. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983; Скурлатов В.И. Молодежь и прогресс. Философские размышления о драме Свободы, Любви и Измены в истории. - И.: Мол. гвардия, 1980 и др.

2. См.: Адлер А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986: Джемс У. Психоло: //Психология личности. Тексты. - М.: МГУ,, .1982; Заззо Р. Психология и диалектический материализм 7/Йстория зарубежной психологии. Тексты. - М.: МГУ, 1986: Рассел Б. Человеческое познание. - М.: Прогресс, 1957: Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс. 1990; Фромм Э. Иметь или быть? - M.S Прогресс, 1986: Шпрангер э. Формы жизни. - Берлин, 1922. „ ,

3. См.: Weber Мах. Gesammelte Aufsätze zur Religionseoziolog

Bö. 1-3.- Tübingen, 1920- 21 ; Виндельбанд В. О свободе воли. - М., 1905; Платон. Соч. - 2-е изд. - СПб, 1909: Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. - М., 1910 Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня. - М.: Мысль. 1965;• Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме //избранные философские труды. - Л. ЛГУ,1988.

4. См.: Мчедлов М.П. Историзм в понимании классовых и общечеловеческих начал .//Драма обновления /Под общ.ред. М.И.Мел куляна. -М.: Прогресс, 1990.

5. См.: Кругов H.H., Крутова О.Н. Общечеловеческое и классовое в морали: Новые горизонты этических исследований // Философские науки. - 1989. - № 3.

теорией личности*.

При переводе концептуальных установок в частные методики и модели исследователь опирался на разработки ученых, сосредоточивающих внимание на общечеловеческих ценностях как объекте социологического анализа^.

При разработке ценностных моделей духовного развития общества в рамках новых общественных отношений автором учитывались некоторые идеи в исследованиях прогностико-футурологиче-ского плана, появившихся в последнее время®.

Для настоящей работы представляет ценность эмпирический материал социологических исследований ВЦИОМ, службы "Уокв рориИ" Б.Грушина. Проанализированы программные установки общественно-политических движений и партий, действующих на территории СНГ, выступления Б.Н.Ельцина, его советников, документы правительства России, материалы сессий Верховного Совета Российской Федерации, информационно-аналитические обзоры доктора философских наук В.Ф.Левичевой "Новые политические партии ,дви-внияи коалиции" 1991 года, документы, представленные в книге "Россия сегодня. Политический портрет в документах 198591 гг."4, публикации периодической печати 1991-1992 гг.

1. См.: Аверинцев С. Надежды и тревоги //Наше наследие. -1988. - 1У; Дилигенский Г.Г. ''Конец истории" или смена цивилизации? //Вопр. философии. - 1991. -»3; Загладин В.В. Глобальные проблемы и историческая миссия социалистического общества: Автореф. докт. дисс. -М., 1982; Мамардашви-ли М.К. Про б лег,ja человека в философии //О человеческом в человеке: Сб. /под.общ."ред; И.Т.Фролова. -М.: Политиздат, 1991; Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция; Проект Конституции; Мир через полвека //Досье Л.Г. Приложение к "Лит.газете", 1990, янв.

Яковлев А.И. Муки прочтения бытия //Перестройка: надекды и реальность. - М.: Новости, 1991,

2. См.: Гордон JL, Плискевич И. Лнщи устали от насилия //Независимая газета. - 1991. - № 7 дек.; Гразданкин А.И, Общая история, разные судьбы? //Человек. - 1991. - № 4; Сого-молов А. День гнева... День скорби //Человек. - 1991. - I Ядов В.А. Личность в условиях модернизации //Человек. -1991. - № 3 и ДР.

I. См.: Ахиезер A.C. Социокультурная динамика России //Полис. - 1991. - № 5; Мигранян А. Перспективы русского нащюкалй-ного движения //Независимая газета. - 1991. - . 14 февр.; Шахназаров г,2с Грядущий миропорядок. - М.: Новости, 1990.

L См.: Россия сегодня, Политический поотиет в документах 1985-91 гг. - М„: Меядутар, отношения/ 1991,-

Изучение научной литературы по проблеме диссертации говорит о наличии солидной исследовательской базы для философского анализа восприятия личностью общечеловеческих ценностей. В то же время до сих пор отсутствуют комплексные разработки по изучению феномена общечеловеческого, научной проблемой остается ценностный выбор личностью общественных идей через призму общечеловеческого.

Научную разработанность проблемы духовного возрождения личности, ее приобщения к общецивилизационной системе идей и ценностей, недостаточную социальную технологичность аксиологических методик ценностного выбора для личности показала реализация концепции обновления российского общества. Недооценка роли глобального управления ведет к доминированию тенденции выдавать групповые интересы и ценности за общественные блага, к преувеличению роли технократических сил, действующих в духе прямолинейного рационализма и технократического неодарвинизма, к неприятию во внимание активного влияния личности на общественные процессы как субъекта управления.

Важно разработать и предложить обществу новые эффективные методики социальной диагностики ценностных ориентации личности в соответствии с доминирующими общественными отношениями и процессами, зафиксировать аксиологический взгляд на развитие общества различных общественных сил, определить научно обоснованные варианты оптимального ценностного выбора для личности.

При этом представляется важным учитывать, что при выборе оптимальных вариантов общественных структур, связанных с созданием институтов предпринимательства, парламентаризма, муни-ципальности, личность выступает не только традиционно в виде объекта, но и все больше утверждается как субъект управления обществом и государством.

Эффективность решения проблем управления зависит от выработки обществом стратегических концепций, прочно опирающихся на использование человеческого ресурса, интеллектуальной собственности, что оказывает обратное воздействие на механизм принктш и реализации управленческих решений.

Целью диссертации является философский поиск парадигмы восприятия и усвоения личностью общечеловеческих ценностей, путей оптимизации воздействия на процессы ее ценностного выбора.

Достижению яанной цели способствовало решение следующих задач:

переосмыслить феномен общечеловеческого в условиях смены общественных отношений и иной системы восприятия ценностей личностью?

- исследовать духовную структуру личности как целостности для выявления внутренних оснований ее идентификации с обществом и человечеством, ее духовного возрождения;

- выдвинуть гипотетические модели общественного развития России, лежащие в основе ценностного выбора личности, ее участия в управлении общественными процессами гражданской гатзни.

Объектом исследования являются реальные процессы целостного выбора^ способы общественного воздействия на формиро-эание предпочтений, аксиологические аспекты общей теории аичности, спроецированные на общецивилизационную и отечественную ситуацию.

Предмет исследования - аксиологические проблемы личное/:-юго выбора; способы идентификации личности с целым - обще-:твом, человечеством; общечеловеческие идеи и ценности как закторы оценочо-нормативной корреляции меиду развитием миро-юй цивилизации к превращением индивида в личность, способ-:твукщие решению глобальных проблем.

Методологическая база диссертации основывается на принципах общецивилизационного переворота как нового типа теоретк-:еской и практической рациональности, глобального управления, снованного на "человеческом измерении". Основополагающим:! ля представленного исследования стали идеи ноосферы и соли-арпзма, разработанные П.Леру, П»Тейярол< де Шарденом и

- 8 -В.И.Вернадским-'-. Работа опирается на наследие классической отечественной философской мысли, лежащей в основе общечеловеческих принципов объединения людей и интеграции России в мировую цивилизацию2.

Б основу разработки методик социальной диагностики ценностных ориентаций личности как субъекта управления лег ряд идей современного предпринимательства, связанных с повышением роли и ответственности участников процесса управления^. Выйти на более глубокие обобщения автору позволили исследования в области теории глобального управления^.

Ряд выводов исследования осуществлен на основе сформированной на первой аксиологической игре ведущих экспертов страны первой отечественной "концепции безопасного мира и рефлективного (мягкого) управления безопасностью" по принципу: "не борьба с угрозами, а их профилактирование, уничтожение угроз в зародыше" (под руководством С.Лена, 29 июня -4 июля 1990 г.).

1. См.: Волгин В.П. П.Леру - один из эпигонов сен-сшонизма //Из истории общественных движений и международных отношений: Сб. - М.: Политиздат, 1957: Шарден Тейяр П. Феномен человека. - М.: Прогресс, 1958; Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - м.: Сов. Россия, 1989.

2. См.: Бердяев H.A. И мир объектов //Опыт философии одиночества и общения. - Париж, 1963: 0 рабстве и свободе человека //Опыт персоналистической философии. - Париж, 1939; Белый А. Пути культуры //Вопр. философии. - 1991. - № II; Соловьев B.C. Русская идея. - СПб: София. 1991: Ипет Г.Г. Введение в этническую психологию //Соч. - М.: правда,

. 1989 и др.

3. См.: Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.: Дело, 1991; Мерсер Д. Иш: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. .- М.: Прогресс, 1991;, Андерсон А., Хыодж э.Йух превосходного производства //Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям. - М.: Политиздат, I99I; Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1992.

4. См.: Мушакодзи Кинхида. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление //полис. - 1991.

- № 3; Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм //Вопр. философии. - 1991. - Ш 3; Человек во Вселенной и на Земле //Вопр. философии. - 1990. - № 6; Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. - М.: Новости, 1991.

В работе представлена авторская интерпретация данных социологических исследований крупнейших социологических центров России, контент-анализ основных идей, содержащихся в программных документах общественно-политических партий и движений, выступлениях ведущих общественных деятелей и ученых Российской Федерации и СНГ.

Научная новизна и практическая значимость исследования определяются выбором одной из самых неразработанных в современной культурологии проблем, которая в новых условиях пока не была предметом специального философского исследования.

В работе обогащается содержание категории "общечеловеческое", переосмысливается триада "общее - особенное - единичное" применительно к личности и вводится понятие "всеобщее",, открывающее новые эвристические возможности для понимания и принятия личностью общечеловеческого, в частности в преодолении стереотипов, ограничивающих сущностную характеристику человека, в понимании его духовного возвышения. Исходя из этого, выявляются общечеловеческие основания идентификации личности с обществом и человечеством для преодоления ее отчуждения безличными социальными силами.

Рассматривая личность ' .как целостность, автор использует понятие "базисная структура личности" (совокупность ценностных отношений, выражающая духовные приоритеты личности), которое является общечеловеческим основанием для идентификации с обществом, человечеством и главной характеристикой в общечеловеческой значимости ее отношений. Автор дает интерпретацию сущностного содержания классического определения личности как ансамбля общественных отношений, используя понятие структуры отношений, выстраивая их иерархию, добиваясь зубординации в зависимости от значимости. Определяется заьиек-гех или иных отношений от векторов ценностей личности, представляющих собой общественные идеи, выступающие в роли норм I ориентиров для личности. Введением понятия "духовный уклад егчности" (совокупность основополагающих идей, ценностей, горм аодзиедеятелкгссти, укоренившихся в сознании личности) асч&ряеяся предо ¿злеет.; о целостном эзборе п возможностях

- то -

общественного воздействия. На основе авторской интерпретации материалов сощологических исследований по иерархии ценностей, соотношению коллективного'и индивидуального в структур*.; современной личности обозначена конструкция общечеловеческих качеств, которые могут служить ориентирами для ее возрождения. Исходя из культурологических и исторических особенностей России, формулируются составляющие духовного возрождения личности применительно к российскому менталитету;

. - идентификация с новыми ценностями, рождающимися в условиях кардинальных общественных перемен;

■ - приобщение к тем достижениям мировой культуры и цивилизации, которых личность долгое время была лишена;

- возвращение к отечественной духовной традиции с приматом духовного, идеалов свободы, миролюбия и "всечеловеческой" справедливости.

Исследование объясняет объективные основания личностного выбора в едином интеллектуальном пространстве человеческих общностей. На основе контент-анализа в качестве оснований для предпочтения предложены гипотетические модели общественного развития ("мягкого вхождения в цивилизавдонную интеграцию", "пробуксовки кардинальных реформ", "демократической диктатуры", "возвратного движения") и соответствующие им ценности, поддержка которых упрочивает объективные основания ценностного выбора и дает возможности для развития личности в разных общественных условиях.

, Через активный ценностный выбор раскрывается специфика личности как субъекта управления. Выявление субъектно-объект-ных ценностных отношений, построение пирамиды ценностей являются определяющими факторами обновления способов общественного воздействия на личность. Это может служить необходимым условием для оптимального взаимодействия управляющих систем разных уровней, интеграционных процессов между управляющими и управляемыми, предотвращения возможных конфликтов между ними, преодоления неприятия в массовом сознании инновационных идей, новых коммерческих структур и утверждения связанных с ними общественных отношений.

- II -

Основные идеи работы могут быть использованы в методика:: и содержании занятий по подготовке и переподготовке управленческих кадров, а также могут лечь в основу разработок по теории социального управления, подготовке и реализации исследовательских программ.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждены в Российской академии управления, на научно-практических конференциях, в ходе проведения автором социологического исследования в коллективе производственного объединения "1-ая Образцовая типография" (Москва, 1991 г.), в лекциях перед различными аудиториями г.Москвы.

П. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Обосновывается актуальность исследования. Дается обзор состояния научной разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе по данной тематике, формулируются цель и задачи диссертации.

В первом разделе - "Общечеловеческое как социально-философская проблема" - центральным вопросом является осмысление проблемы общечеловеческого. Автор исходит из того, что масштаб личности измеряется только значимостью тех реальных задачу в ходе решения которых она и возникает, и оформляется в своей определенности, и разворачивается в делах, волнующих и интересующих не только собственную персону, но и различные человеческие общности, в конечном счете все человечество.

В концептуальном плане важно положение о том, что в процессе человеческой практики сформировались идеи,.нормы и ценности, имеющие общечеловеческие основания для объединения лкдек. В разделе проводится историко-философский экскурс в генезис общечеловеческого. Доказывается, что новое мышление XX века, вызванное обострением глобальных проблем* зиждется на объективных общечеловеческих основаниях и ставит все человечество перед необходимостью быстрейшего усвоения общечеловеческих ценностей и объединения людей. Современное стремление мрового сообщества к этому объединению является лишь частным случаем истерического общечеловеческого процесса, Ъ'-сь естественный хс ^ истории, интенсивное развитие щуки, в

- 12 -

том числе и общественной, искусства, вообще культуры позволяет говорить о человечестве как о цельном и взаимосвязанном образовании, своеобразной общности общностей, которая находится в процессе становления общемировой цивилизации.

В исследовании общечеловеческое рассматривается как совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих индивида с миром и создающих единство человека и мира, которому человек в ходе своей практической деятельности придает ценностное содержание и наделяет значением. По своей природе,, будучи общественным существом, человек объединяется с себе подобными в общности разного уровня, в рамках которых организует совместную деятельность, вырабатывает ее мотивы, цели и знания. Сословие, нация, класс, по-своему объединяя людейа формируют в каждой группе некоторый синтезированный тип, интересы этого типа, укоренившийся в истории принцип социальной идентификации, сталкивающийся с возрастающей потребностью в общечеловеческом, родовом единстве.

Трактовка в диссертации "общечеловеческого" основывается на понятиях "ансамбль компонентов целого" (Аристотель), "многоединство, всеединство" (русские религиозные философы), "всецелое опосредование" (Гегель) /общая забота" (М.Хайдег-гер), "общее чувство" (Ж.-П.Сартр), "связь понимания" (М.К.Ма-мардашвили), "человеческая солидарность" (С.Аверинцев) и связана с пониманием сути нынешней мировой цивилизации. Она вбирает в себя ценности, необходимые для развития и единства человеческого рода, где бы они ни были созданы. Личность, входящая в человечество, проявляет максимально свои потенциальные возможности, только объединившись в эту человеческую общность и привнося в нее с собой уникальность своих связей со всеми общностями, с которыми она себя идентифицирует.

Через категорию всеобщего объясняется процесс интеграции личности в человечество. Делается это на основе положения о том, что сила личности' - это всегда индивидуально выраженная сила того коллектива, "ансамбля" индивидов, который в ней представлен, сила индивидуализирование;?: всеобщности уагрешгеюй» потребностей, целей, которые с-:«* руководят. Зга

сила личностей, исторически накопившаяся в ней и сконцентрированная, как в фокусе, способна сломать исторически изжившие себя формы отношений людей, стереотипы мышления, развязать инициативу.

Таким образом, общецивилизационный переворот вызывает необходимость идентификации личности с человечеством, когда она выступает, по справедливому замечанию Э.В.Ильенкова, как "коллективная всеобщая". Этот процесс не ведет к нивелировке личности: личность, не утрачивая своей индивидуальности, начинает индивидуально выражать всеобщее. Идет процесс подъема, сгущения, укрепления и углубления индивидуальности - "я" начинает осознавать свою индивидуальность как "я" социальных личностей - от "я", члена семьи, до "я" всего человечества (некую "сверхиндивидуальность").

Другими словами, личность, соотносясь, с другими, дает себе форму всеобщности.

Исходя из этого, диссертант обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, раскрывает диалектику возвышения классового до уровня общечеловеческого, одним из вариантов воплощения которого может служить движение к реальному гуманизму, являющемуся общемировым общецивилизационным действием.

Общечеловеческие ценности, таким образом, выступают в качестве факторов оценочно-нормативной корреляции между развитием мировой цивилизации и совершенствованием общественно-политической системы любой страны, между оптимальным функционированием социальных отношений в том или ином обществе и развитием способов реализации личности в различных видах деятельности.

Экстраполируется авторское видение феномена общечеловеческого на конкретную социально-политическую ситуацию. Доказывается, что изменение общественных отношений не может являться основой раскрытия потенциала личности. Даже при либеральной демократии личность,формально свободная, предоставленная сама себе, может стать жертвой социальных случайностей, оказываться игрупжой новых властных структур. На основе идей ноо--

сферы и солидаризма из предыдущих рассуждений делается, вывод о необходимости стремления личности объединиться в коллективное целое, о предоставлении возможности человечеству, сосредоточившему в своих руках все земные блага, рационально и свободно устроить жизнь целого. На такой основе возможно гармоничное развитие каждого.

Во втором разделе - "Общечеловеческое - основа духовного возрождения личности" - ставятся ключевые вопросы для всей диссертации: почему общечелшгаеские ценности не воспринимаются каждой личностью? Чем определяется мера восприятия? Каковы способы и механизм восприятия личностью общечеловеческих ценностей? Как она реагирует на смену ценностей, по каким направлениям может изменяться?

Ответы на эти вопросы коренятся в связи личности с человечеством и обществом на уровне ее внутреннего пространствас Главным содержанием этого внутреннего пространства является базисная структура личности как целостности,, выражающая общественную детерминированность. Ее сущностным содержанием являются предметные, вещно-осязаемые "отношения к другому" -человек, относясь к самому себе как к некоему другому, выступает носителем признаков всей общности, в которую он входит,. Многообразие отношении личности с другими, выражающееся в различных представленных в диссертации классификациях, формирует ее социальный характер, позволяет человеку ощущать себя личностью тогда, когда он смотрится в другого человека, как в зеркало. Классификации отношений личности, данные в авторской интерпретации по В.Франклу, Э.Шпрангеру и К.Абульхановой -Славской, типизируют личности, определяют соответствующие нормообразуицие ценности. Среди этих ценностей выделяются общечеловеческие ценности в базисной структуре, составляющие основное содержание вводимой автором категории "духовный уклад личности". Духовный уклад личности является определяющим в ее структуре.

Предлагается авторская трактовка системного многообразия: личностей, являющегося показателем общечеловеческого в духовном уклада личности. Однако анализ денюег-их предпоцтенгп

- 15 -

личности на основе материалов социологических исследований 5 в том числе и собственного (на базе коллектива П/0 "Первая образцовая типография", май 1991 г. Опрошено 800 подписчиков многотиражной газеты) показывает, что лишь незначительное число опрошенных (от 2 до 5%) обеспокоены в настоящее время невосприятием в духовной сфере общества общечеловеческих ценностей. В то же вречя соответственно 65$ и Ы% опрошенных считают, что нравственные и национальные ценности могут обеспечить политическое единство общества (данные по четырем регионам России, май- сентябрь 1991 г.)-'-. Вместе с тем противоречие состоит в том, что сегодняшние жизненные приоритеты людей сдвигаются в сторону проблем выживания (продовольствие, медицинская помощь, цены, доходы), и, например, москвичи, проживающие в Центральном округе, среди вариантов решения жилищной проблемы отдают предпочтение жилищному .строительству в охранной зоне (35,2$, по опросу мэрии в декабре 1991 г.), а при выборе между поощрением предпринимательства и свободного рынка и налаживанием справедливого распределения продовольствия и товаров жители крупных и малых городов России выбирают последнее.

Таким образом, жизненные приоритеты личности под влиянием как объективных, так и субъективных факторов могут нивелироваться, терять общечеловеческий смысл.

Дальнейшие авторские рассуждения определяют, каким образом можно способствовать выявлению и сохранению наиболее значимого в структуре личности. Это соотносится с методами управления и самоуправления для личности как организованной системы. Рассматривается, каким образом личность как субъект управления может влиять на общественные процессы.

Личность, вооруженная компьютером и имеющая свободный доступ ко всем открытым базам данных и знаний, по уровню информированности не только не уступает, но может превосходить

I, См.: Пищулин Н.П0, Левашов В.И. Общественное мнение и рынок, - ГЛ.: Российская академия управления, консорц. "Соц. мониторинг России", 1992. - С.38.

государственных чиновников или служащих новях рыночных структур. Наличие интегрированных систем связи открывает неограниченные возможности для предпринимательской инициативы, контактов и взаимодействий. Реальная практика складывающихся новых отношений в обществе требует соответствия факторам духовного возрождения личности, которыми, по мнению автора, являются: развитие общечеловеческого как основы высокой устойчивости прямых, непосредственных связей между людьми; рассмотрение личности обществом и государством через цивилизационную призму прав и свобод человека; ощущение себя частицей человечества, причастности к судьбам страны и мира, Формулируются составляющие духовного возрождения личности применительно к российскому менталитету.

Третий раздел диссертации - "Ценностный выбор личности: гипотезы и перспективы в изменяющихся политических и экономических условиях" - базируется на тезисе о том, что общечеловеческое формируется на основе выработки субъектами универсальных способов освоения общественного бытия. Раздел раскрывает содержание ценностного подхода личности к явлениям природы и общества, идей и ценностей общества„ На этой основе строятся гипотетические ценностные модели общественного развития.

Человек не только познает и созерцает, но и оценивает и действует. В акте деятельности важное значение имеет целепо-, латание, ее направленность на что-либо полезное, нужное, ценное. Цели в силу своей важности и привлекательности выступа-, ют как ценности.

Ценностный выбор значим при любом общественном строе. Несмотря на исторические и идеологические различия в определении того, что именно является ценностью, этот выбор'вытекает из природы человека как живого, обладающего потребностями и интересами существа, из коренных задач общественной жизни* Ценностный выбор, оценка побуждают человека поступать так или иначе в своей практической деятельноета, Пйрокие возможности выбора и возможности воздержаться от чего, пограничные ситуации "или - или" требуют от личности поступка. Для иссле-

дования представляется важным следующее наблюдение: чем бсц<ъ= ше личность превращает свою практику в средство изменения общества, в котором она живет, чем больше делает ее средством изменения самой себя, тем больше она входит в этот мир, тем больше в ней сознание, что это ее мир, и тем больше она сама детерминирует мир.

На основе теории множеств построена схема образования ценностей для личности, составляющих духовный уклад, из идей общественных и государственных институтов. Определены возможности влияния на этот процесс.

Комплексно исследуется проблема ценностного выбора личности, На основе различных социологических исследований и анализа идей всего спектра общественных движений и политических партий автором выдвинуты гипотезы развития духовных ценностей личности в зависимости от доминирующих тенденций развития Содружества Независимых Государств и России, построены модели общественного развития, показаны их характеристики, предпочтительные для личности.

I модель: доминирующей тенденции относительно успешного осуществления социально-экономических и политических преобразований при конституционном контроле за рыночными процессами соответствуют идеи цивилизованного саморегулируемого рынка, неотъемлемого права частной собственности, деловой активности и предпринимательской инициативы, универсализации прав человека, верховенства закона и разделения властей, ненасилия в процессе изменения общества, равноправия и плюрализма всех политических сил,веротерпимости и свободы совести.

П модель: при доминирующей тенденции частичного прогресса преобразований, сопровождающегося острыми кризисами и отступлениями от реформ, господствующими являются идеи административного рынка, дезинтеграции хозяйственных связей, народных суверенитетов, сильной власти и "охоты на ведьм", ниспровержения всяческих авторитетов, переписывания истории (идея "свободы сильному, возможности выжить слабому") и т.п.

Ш модель: для проведения демократических и рыночных реформ в условиях авторитарной диктатуры возможно выдвижение

- 18 -

идей новой российской государственности как инструмента реформ, чрезвычайных полномочий, президентского правления, "мягкого насилия", концепции России как "Союза русских начальников" и т.п.

IУ модель - доминирующая тенденция восстановления "порядка" насильственными методами при провале преобразований, сопровождающаяся возвратом к старому, подкрепляется идеями "наведения порядка и дисциплины", "сильной власти", автаркии и антизападничества, единого могучего Советского Союза (или единой и неделимой Российской империи), . "снятия" противоречий рыночного развития путем народной революции (лозунг "Родина, партия, коммунизм" по типу: "Самодержавие, православие , народность").

Личность соотносит выраженныев предлегаемых общественно-политическими движения и партиями идеях формы и способы организации экономической, политической и духовной жизни со своими представлениями, основанными на ценностных отношениях, заложенных в базисной структуре личности. Иными словами, от ценностного выбора личности зависит, станет ли доминирущей та или иная тенденция в развитии России.

При анализе вариантов общественного развития выявлена ориентация различных сил на ценности гражданского общества.

Проблемы ценностного выбора соотнесены с теорией управления, которое рассматривается в отношении личности не столько как целенаправленное воздействие, упорядочение, сохранение, совершенствование и развитие ее качественной специфики, а в большей мере как ее функция, направленная на повышение уровня организации социальной системы, обеспечивающей развертывание творческих сил человека и его активных действий как субъекта управления.

Действуя.по-настоящему свободно, человек сам можёт открывать ценности, независимо от общественных сля, - дела;; тот или иной выбор и каждый раз "реализуя свой собственный проект"(

В переходный период жизни страны очевк,».гна важность управления выбором тенденций общественного разшэгия на основе дкаг--тссетжи ценностных оряентавдй личности, «за общестзекша

- 19 -

таух, призванных Превратить "бюрократически управляемый ин-оустриализм... в гуманистический индустриализм, при котором зоциальное устройство подчинено целям развития человека и зсех его способностей, в том числе любить и мыслить"-^.

В заключении автор подводит основной итог работы.

Развитие базовой структуры личности, ее духовного уклада на основе общечеловеческих ценностей в конечном счете способствует успеху демократических преобразований, включению России в мировой цивилизационный процесс. В свою очередь личностный ценностный выбор моделей общественного развития зависит от того, какая из тенденций развития общества станет номинирующей, каковы способы и структуры общественного воздействия, осознает ли себя личность как субъект управления, реализует ли свои потенциальные возможности.

В диссертации обозначаются исходные позиции, на базе которых возможны дальнейшие научные поиски по представленной проблеме. В период, когда гуманитарное знание ищет подходы и выработке современной теории личности, настоящая работа иогла бы явиться основой для постановки и углубления подобных доследований, а ее теоретические и практические положения - войти в содержание преподавания обществоведческих дисциплин. Прослеживаемая в диссертации связь фундаментальных наук з теорией управления требует внимания при составлении учебно-летодических программ и проведении занятий по переподготовке управленческих кадров. Ряд сущностных положений и выводов ис-зледования может быть учтен при подготовке новой Конституции Российской Федерации. Поиск автором ценностных ориентиров з философской мысли прошлого расширяет диапазон приобщения шчности к духовным ценностям, требует учета этого фактора з современной книгоиздательской политике, переориентации на ^коммерческую духовную книгопродукцию. Данное диссертаци->нное исследование может иметь практический интерес для политиков: оно позволяет сделать обоснованный прогноз в разви-

[. См.: Фрош з. Наш образ жизни делает нас несчастными //Лит. газета. - 1964. ™ 24 октября.

- 20 -

тии общественной ситуации в стране. Автор полагает, что, рассматривая в теоретико-методологическом аспекте обозначенные проблемы и выдвигая их на обсуждение научной общественности, способствует дальнейшим исследованиям в данном направлении, более глубокому познанию закономерностей развития личности для более успешной интеграции России в мировую цивилизацию.

X х X

По теме диссертации опубликовали работы:

1. К вопросу о социализме как общечеловеческой ценности //Проблемы духовного обновления общества: Материалы научно-практической конференции в г.Мурманске 17-18 января 1991 г.

- М., 1991. - 0,6 п.л.

2. Общечеловеческие ценности - необходимые элементы структуры личности как субъекта управления //Актуальные проблемы духовно-политического развития общества: Сб. статей„

- М.:Рос, акад. управления, 1991. - I п.л* (В печати).

3. Вопросы развития разумных потребностей молодежи и формы их удовлетворения (социальные и социологические аспекты). - М.; МГОО "Знание" РСФСР, 1989. - 3 п.л.

4. Гнездо жар-птицы (к 1000-летию крещения Руси) //Брянский комсомолец (еженедельник), - 1988. - 5 июня. - 0,4 п.л.

5. Барометр общественного настроения //Правда полиграфиста. - 1991. - 5 мая.

6. К вопросу о ценностях //Центр, издание Москворецкой ассоциации "ПДС-Интернэшнл". - 1990. - № 1с - 0,1 п.л.

Зан.Ц" 38 Тир./¿Я? экз. " ПМБ РАУ

117606 Москва,,пр.Вернадского,84