автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Общее и особенное в семейно-брачных отношениях у народов, не прошедших капиталистический путь развития (на примере народов северо-востока СССР)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общее и особенное в семейно-брачных отношениях у народов, не прошедших капиталистический путь развития (на примере народов северо-востока СССР)"
АКАДЕМИЯ НАУК
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Институт истории, филологии и философии
На правах рукописи
Б.Н.Попов
УДК 141.82:392.3(571)
ЭБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ЭТНОШЕНИЯХ У НАРОДОВ, НЕ ПРОШЕДШИХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ (на примере народов северо-востока СССР)
Специальность 09.00.02 — Теория научного социализма и коммунизма
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Новосибирск— 1989
Диссертация выполнена в Институте языка, литературы и истории Якутского научного центра СО "АН СССР.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Олех Л.Г. доктор философских наук, профессор Пан В.В. доктор философских наук, профессор Копылов И.Я.
Ведущая организация - Институт социологических исследований АН СССР.
Защита состоится "■__1989 г. в___
часов на заседании специализированного совета Д 002.77.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории, филологии и философии СО АН СССР.
Адрес: 630090, Новосибирск-90, просп. Акад. Лаврентьева, 17.
Автореферат разослан "_"_1989 г.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, филологии ж философии СО АН СССР.
Ученый секретарь специализированного совета к. филос.н., доцент
С. Н. Еремин
... г- • I
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Акт^альнооть_теш_исслезования. Семья - одна из высших социальных ценностей общества, исходная форма общности людей, ее малая группа, в которой создается оптимальная среда первичной социализации индивида. Семья - демографический фундамент общества, источник людских масс,- из которых оно состоит. В семье и через семью реализуются физическое возобновление поколений, эффективная демографическая политика, предполаган>-щая .использование социального опыта каждой нэиии и народности, происходит совершенствование образа кизни в иелом. В то яе время от того, на каких примерах, какими путями будет формироваться семья, какой опыт и образ кизни она передаст новому поколению, зависит развитие народонаселения, демографическое будущее национальных общностей /численность тех или иных народов, трудовых ресурсов, здоровья населения, решение коренных социально-экономических задач к т.д./.
Многогранность социального облика семьи и динамичность изменения ее характеристик обусловливает постоянный интерес к проблемам семьи представителей различных наук. Вместе с тем специфические особенности, своеобразие формирования семьи у отдельных социальных групп, наций, народностей не стали еще предметом специального социально-философского анализа. Но ванность и актуальность этого аспекта формирования семьи очевидны.
Такие глобальные процессы, как научно-техническая революция, урбанизация, индустриализация, а также рост образовательного уровня людей, вовлечение женщин в общественное производство, оказывают сильнейшее воздействие на семейно-брач-¡ше отношения во всех национальных регионах, независимо от их исторического прошлого. Современнойь семье присущи многие тенденции, единые у всех советских народов. 1 конкретных социально-экономических условиях общие тенденции развития советской семьи проявляются в специфических формах и ведут к различный результатам.
Этническая специфика более всего сохраняется и проявляется в языке, традициях, быте, вообще культуре. Известно, что
сохранению этой специфики било противопоставлено стремление ускорить отирание граней между нациями и народами. Теоретически неверная посылка на практике обернулась наступлением на культуру многих больших и малых народов нашей страны, что нанесло ощутимый урон союзу наших народов и вылилось в известные межнациональные трения.
Семейные отношения у всех народов имеют свою специфику,но геи не менее в них прослекквается много общего, что позволяет предложить следующее определение: семейные отношения у народов - это исторически сложившаяся система отношений меиду супругами, родителями и детьми, между молодыми и стариками, членами семьи и родственниками, направленных на удовлетворение их потребностей и интересов, э также на удовлетворение динамически изменяющихся потребностей общества в своем воспроизводстве.
Семейные отношения /как и язык, культура и быт/ наиболее полно отражают этническую специфику национальной жизни,а изучение этих отношений позволяет выявить специфические запросы того или иного народа. Потому-то в партийных документах последних лет особое внимание обращается на необходимость глубже вникать именно в такие запросы народов, а в постановлении. Ш КПСС от 7 июня 1988 г. "О повышении роли марксистско-ленинской • социологии в решении узловых проблем советского общества" изучение семейно-брачных отношений у советских народов провозглашено одной из важнейших задач науки, призванной полнее и глубже раскрыть прежде всего особенности современной стадии социализма. Этим еще раз подтверждена актуальность комплексного анализа опыта формирования и развития социалистических семейно-брачных отношений у ранее отсталых народов.и народностей Якутии, Чукотского автономного округа Магаданской области,т.е. всего северо-восточного региона страны, актуальность поиска путей дальнейшего совершенствования и развития этих отношений.
Интенсивное промышленное- освоение природных ресурсов всего Северо-Востока, осуществление здесь глубоких социально-экономических преобразований, формирование нового человека и прочие процессы, поднимая уровень всей культуры народов этого региона, вместе с тем порождают новые проблемы и противоречия. Так, нежелательным трансформациям подверглась не только легкоранимая экологическая среда Севера, но и сема семья. Из-под
большинства традиционных занятий местного населения была буквально "выбита почва", что привело ко многим негативным последствиям. К ним можно отнести: устойчивое снижение уровня брэчности у народов /некоторые из них оказались перед чертой, за которой может начаться депопуляция/, рост числа бессемейных одиноких людей, прогрессирующее нежелание образовывать семью; снижение количественных и качественных показателей рождаемости, рост числа внебрачных детей, увеличение количества неполных семей, размывание национальных семейных традиций,межпоколенных отношений, отрыв детей от родителей, ослабление воспитательного потенциала семьи и т.п. Наблюдается такао воспроизводство семьей негативных социальных' явлений. Как результат пьянства и алкоголизма среди взрослого населения множатся нравственно немотивированные, случайные половые связи, распространяются и прочие патологические явления, которые все более снижают интенсивность семейной деятельности.
Народности Севера прошли "сокращенный" /Ф.Энгельс/ путь к социализму, - минуя все антагонистические формации, что представляет собой беспрепендентное в истории общественное явление.
Сложные процессы, протекающие в- семье у народов Северо-Востока, отражают общие тенденции изменения семейной структуры, наблюдаемые и у других народов нашей страны. Вместе с тем им присущи и особенные черты, детерминированные своеобразием историко-культурных и' этнических условий /образом жизни, трудовой деятельностью, различиями в численности и дисперсностью расселения народов, устойчивостью экзогамных групп,давними традициями межэтнических и межнациональных связей и т.д./.
Как нам представляется, теоретические выводы, результаты данного исследования различных аспектов социальных трансформаций семейно-брачных отношений у народов Северо-Востока - якутов, юкагиров, эвенков, эвенов, чукчей и эскимосов - могут быть рэспрос гранены на только на все 26 народностей, населяющих Крайний Север и Дальний Восток СССР, но и на бурят,алтайцев, тувинцев, хэнасоэ я др., находящихся накануне Октября /как и якуты/ на патриархально-феодальной ступени развития.Одни« словом, на то народы, которые а своем общественном развитии прошли некапиталистический путь развития.
Актуальность изучения национально-региональных особенностей семейно-брвчных отношений с точки зрения их диалектического соотношения с общесоветскими определяется и практической необходимостью совершенствовать управление сообществом малочисленных народностей с помощью организаторской и идейно-воспитательной деятельности социальных институтов.
Таким образом, исследуемая в диссертации проблема выдвинута практикой совершенствования социализма, и на глубокое изучение ее намеливают материалы ХХЯ1 с"езда КПСС, XIX Всесоюзной пзртийной конференции и последующих пленумовЦК КПСС.
Состояние_^степень_разработаннос Актуальность проблемы семейно-брвчных отношений стала очевидной для советского обществознания лишь в коние 60-х годов, с выходом в свет фундаментальных теоретических трудов А.Г.Харче-ва, убедительно показавшего сложный характер такого об"екта исследования, как семья. Интенсивные исследования этой пробле-. ш развернулись в коние 70-х годов, когдэ были опубликованы социологические, этнографические, зтносоииологические,демографические, этнодеыогрзфические, социально-психологические и другие работы.
Получили освещение и национально-региональные аспекты проблемы семьи. Это направление исследований развивается в республиках Средней Азии и Казахстана.
Советским ученым удалось установить многие закономерности, функционирования семьи в условиях социализма, заложить основы культуры и техники конкретно-социологического, фтооофо-ко-соииологического, историко-зтногрвфического и демографического анализа семейно-брачных отношений на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования.
Вместе с тем надо отметить, что в работах общего плана из поля зрения исследователей выпала тэкая важная проблема.как диалектика общесоветского и национально-особенного в сеыейно-^ брачных отношениях у различных народов нашей страны. Исследо» ватели из национальных республик не рассматривают процессы интернационализации семейно-брачных отношений у народов ранее отсталых национальных окраин. Совсем почти не обращаются они к теме взаимопроникновения различных культур, не выявляют .то. общее, что присуще институтам брака и семьи-в иелвх нзиионально-этничеоких общно
этнических общностях. Кроме того, эти авторы слабо попользуют данные социологических исследований. Но самым главным недостатком их работ является обход острых противоречий и проблем, которые возникли при"ускоренном социально-экономическом развитии народов, а также в результате известных деформаций советского общества. Чаще всего в этих трудах семейные отношения у народов освещаются в торкественно-парадном стиле. В итоге разрывается живая связь времен, без которой осознать феномен семьи и показать перспективы ее развития невозможно.
Что не касается изучения оеыьи у отсталых в прошлом народов северо-востока страны, то следует отметить, что их домашний быт фрагментарно освещен в этнографических исследованиях И.С.Гурвича, Г.М.Василевич," С.И.Николаева и других.
Работы этих, а танке дореволюционных авторов /ссыльных либеральных народников В.Л.Серошевского, В.Г.Богорэза-Тана, В.В.Иохельсона, И.К.Маинова/ содержат общие данные, хотя не всегдэ системные, но ценные для исторической реконструкции разных аспектов оеыейно-брачных отношений у народов Северо-Востока, На основе этих данных ыоано сделать философско-соии-ологические обобщения и выявить закономерности смещения рззно-- родных культурных элементов, об"яснить сложный процесс социально-культурного оинтеза в области брака и оемьи, когда своеобразие местных, автохтонных семейно-брэчных культурных традиций полностью не устранялось и одновременно они обогащались и развивались под влиянием советского образа визни.
Однако в овете современных требований заметны и присущие иоторино-этнографическиы работам иедоотатки. Во-первых, почти вое авторы этих работ рассматривают семейный быт народов,взяв их как этнографические изоляты, т.е. не пытаясь установить причинно-оледотвенные связи их. быта о семейными и обществен-^ ними отношениями других, традиционно соседствующих с ними народов. Во-вторых, они описывают не семейные отношения в целостности, а лишь отдельные их формы и черты. В-третьих,разные народы и различные стороны их семейного быта часто представлены описательно, эмпирически, бессистемно, противоречиво. И, наконец, в-четвертых, семья нигде не предстает как элемент социальной сиотемы.
Начиная о 70-х годов, проблемы сонизльно-экономичвского
развития народностей Севера в условиях развертывания научно-технического прогресса стали предметом исследования новосибирских ученых. В их исследованиях указывается на необходимость •специального изучения нэиионвльно-спеиифичоских особенностей семейных отношений у народов северо-восточного региона, намечаются наиболее актуальные направления исследования этих отношений.
Но несмотря на все это следует подчеркнуть, что тема семейных отношений у народов Северо-Востока остается до сих пор наименее изученной и представляет собой философско-соииологи-ческую проблему.
втА_основная_иель_и_з8зачи_иссле^ования. ■ Сб"ектом исследования является семья и семейно-брачные отношения у ранее отсталых народов, в частности якутов, эвенков, эвенов, чукчей, юкагиров и эскимосов. Предметом исследования явилось изучение диалектики общего и особенного в сеыейно-брачных отношениях у этих народов в условиях интенсивной интернационализации их общественной жизни. Цель диосертаиии -выявить закономерности формирования новой- семьи при некапиталистическом развитии народов, проследить главные тенденции этого формирования и наметить линии совершенствования семейных отношений в свете диалектики общего, особенного и единичного.
В соответствии с этим ставятся задачи:
I/ Исследовать проявления качественно новых социальных законов в семейно-брачных отношениях народов северо-востока страны, т.е. изучив семейно-брачные отношения в системе общественных отношений у этих народов в условиях соседской общины накануне Великого Октября, сравнить их с ыноговариантными се-мейно-брзчными отношениями при социализме, попытаться выявить сущность и структуру национальной семьи.
2/ Определить механизмы.воздействия социалистических общественных отношений на семейно-брачные отношения у ранее отсталых народов, выявить направленность, содержание и формы процесса обновления семейно-брачных отношений у этих народов,т.е. показать: этапы интернационализации семейно-брачных отношений у народов, не прошедших капиталистический путь развития; асо-беннасги и последствия социального раскрепощения кевщины Севе-
ро-Востокэ; реалии коренной ломки морально-психологических стереотипов; новый, более демократический характер выбора супруга или супруги и обогащение добрачного поведения; развитие межнациональных браков и семей; национально-особенные черти семей сельского и городского типов.
3/ На основе выявления противоречий, трудностей и проблемных ситуаций в условиях интернационализации современных семейных отношений разработать практические рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. С этой целью проанализировать общее и национально-особенное в развитии семейно-брачных обычаев и традиций; рассмотреть типичные проблемные ситуаиии,воз-никающие при создании семьи; изучить общее и особенное в противоречиях формирования и розвития функций семьи; с учетом национально-специфических условий регионе обосновать конкретные рекомендации по совершенствованию семейно-бр8чных отношений у народов,
4/ Обосновать необходимость прогнозирования развития семейных отношений у изучаемых национальных общностей.
5/ Определить перспективные направления дальнейшего неумного изучения проблем национальной семьи.
Основной метод исследования - марксистско-ленинский филоаофско-соииологический анализ с опорой на пршшипы всеобщей связи и развития, единства логического и исторического, .системности и комплексности^.
Диссертационная работа опираетоя и на другие основополагающие принципы марксистско-ленинской методологии: принцип материалистического монизма /обязывающий все феномены жизни выводить из материальных факторов/,.принцип историзма /требукъ щий рассматривать любой предмет или процесс в развитии и взаимосвязи о другими явлениями/, принцип партийности.
Политическую базу исследования составили основополагающие партийные документы, Конституция СбСР /новая редакция/, Новая редакция Программы КПСС, материалы XXШ с"езда партии и последующих пленумов ЦК КПСС. .
В процессе исследования применялся комплекс конкретных методов: анализ материалов Всесоюзных переписей населения 1926, 1959, 1970, 1979 гг., выборочного ооииально-денографиче-ского обследования населения 1985 г.,текущей статистики соии-
вльно-демографических процессов, записей в метрических церковных книгах, нехозяйственных квигах; привлечение разнообразных документов оргзнов ЗАГСэ, материалов паспортного стола и заявлений о разводе в народном суде за достаточно продолжительный период времени; анкетные обследования, привлечение личных записей бесед с представителями старого поколения, проверенных, дополненных и уточненных путем опроса других информаторов и сравнения с архивными и другими документами; включенные и не-включенные наблюдения; сравнительный анализ исторических, ис-торико-этнографических и экономических работ, посвященных социальной организации коренных народов региона; осмысление материалов периодической печати, фольклора и художественной литературы, вводимых в научный обиход впервые.
Изучение эмпирического массива носило строго конкретный характер, то есть на'учет брались наиболее типичные материалы, отражающие характерные черты интернационализации семейных отношений народов.
Исследование формирования социалистических семейно-брзч-ных отношений у изучаемых народов проведено на философско-со-ииологическом и формаиионно-типологическом уровнях обобщения.
В теоретических выводах автор учитывал определения семьи, * данные основоположниками марксизма, а также предложенные и развиваемые советскими философами и социологами.
Научная ирвизна исследования определяется тем, что впервые в философско-соииологической литературе осуществлен комплексный подход к процессам социалистических преобразований семьи у бывших северных кочевников и якутов. Это позволило получить новые результаты, которые и выносятся на защиту:
I. Показано, что семейные отношения у народов Северо-Востока досоветского периода, имея общие черты с семьей 'других' ранее отсталых народов, обладали своей спецификой, определяемой принадлежностью этих народов к конкретной общественно-экономической формации, в тэюке характером их хозяйственной деятельности и уклада жизни, особыми природно-климзтическими условиями и заключающейся в рэспроотранении архаических форм брэка /рудименты.группового брака: перекрестный или двухсторонний, кроскузенный, "товарищество по жене", полиандрия и полигамия - левират, сорорат и многояенство; ранние и сверхрэн-
ние браки/.
2. Впервые осуществлено теоретическое обобщение видов перехода от специфических форм семьи к семье социалистического типа, что позволило раскрыть сущность семейных отношений
и их*место среди других общественных явлений в яизни ранее отсталых народов, выделить основные признаки внутрксзмейного взаимодействия у этих народов.
3. В процессе исследования показано, что научный анализ семейных отношений у народов в прошлом сильно отсталых в своем общественном развитии требует совмещения историко-сравни-телвного и социально-философского подходов, учета самых разнообразных факторов /социально-экономических, политических,культурных, демографических и др./, в той или иной степени влияющих на эти отношения. Иными словами, обосновано полонение о том, что здесь необходим комплексный формзиионный подход,кбо стадиальные изменения в системе семейно-брэчных отношений,отражают именно формэсиояные сдвиги в развитии общества.
Новый подход к анализу семейных отношений позволил автору:
- разработать методику конкретно-соииологкческвх исследований семьи и применять ее на практике;
- уточнить'и систематизировать-ряд категорий и узловых-понятий, необходимых для исследования национальной семьи и семьи у ранее отсталых народов.. Впервые введены такие понятия,
,. как "общее в семейно-брачных отношениях", "особенное в. сеией=_.. но-брачных отношениях1', "национальная семья", "национальная семейная культура", "национальна особенности", "национальные отличия", "национальное своеобразие семьи и семейных отношений" и т.д. При этом социологический аспект отделяется от этнографического и от представлений обыденного сознания;
- обосновать тезис, что общие закономерности социалистических преобразований семьи и брака проявлялись на Северо-Востоке иначе,чем у народов, прошедших капиталистическую стадию развития. Трансформация былых семейных отношений происходила * в три этапа. Сущность первого этапа заключается в утверждении общих социалистических принципов семейных отношений, зарождении новых форм создания семьи,закреплении-всего прогрессивного из семейных отношений патриархально-феодального и патриархально-родового укладов и преодолении отрицательных явлений.
Сущность второго.этапа заключается в демократизации браков, постепенном их освобождении от религиозной оболочки, заметном сокращении диспропорции в возрасте супругов, исчезновении ранних браков, повышении среднего возраста жениха.и невесты, отмирании многих пережитков патриархального быта. Третий этап развития семейных отношений у ранее отсталых народов связан с совершенствованием социалистического общества.
4. Впервые рассмотрены процессы интернационализации се-мейно-брачных отношений народов. Эют внализ показал, что се-мейно-брачные отношения народов и народностей нашей.страны выступают как определенная социальная система, отражающая общее в формах и способах организации отдельного. Интернациональное по отношению к национальному выступает здесь кек отношение сущности к явлению. Поэтому интернационализация семейных отношений раскрывается нэк проявление важнейшей законо- . мерности советского образа жизни. При этом семейно-брзчные отношения у .народов Северо-Востока^теряют свою уникальность.Они все более нивелируются под влиянием тех же отношений у представителей других этносов, оказавшихся на дэнной территории. Однако не все в этом влиянии можно назвать плодотворным. Многие утраченные семьей традиции могУт и должны быть возрождены. Общая уверенность специалистов в том, что этническая специфика автоматически будет задавать высокие уровни рождаемости, о'рачности и т.п., должна быть поколеблена.
5. Обосновывается тезис, что строительство социалистического общества породило в сеыейво-брачных отношениях у народов страны не только новые положительные явления, но и острые противоречия. Они должны быть рассмотрены и об"яснены с. широких социальных позиций, в.сопоставлении с историческим прошлым.
: 6. Показано, что семье, как социальному феномену, присущи черты социального института и национально-этнической общности. Семья - одновременно, и об"ект управления. В результата исследования трансформаций национальной семьи в условиях Се-'веро-Востока СССР сформулированы конкретные практические рекомендации для решения задач дальнейшего совершенствования сеыейно-брачных отношений, в частности, выравнивания в регионе уровней социального развития различных народов и групп ва-
селения, преодоления неантогонистических противоречий.
Таким образом, теоретическое и эмпирическое обоснование социологии национального и интернационального начал семьи з> крупных социальных общностей, например народов, позволяет -в противовес тем исследователям, которые рассматривают брак и семью у народов, миновавших в своем развитии антагонистические общественно-экономические формации, как сложившийся социальный организи и не учитывают их трансформации, - не только анализировать семью как динамичный социальный организм, выявить в нем как общее, так и специфическое, но и более широко толковать предмет и структуру социологической теории семьи и семейных отношений.
- ь_ исследования. Выв один положения,
сформулированные в диссертации, могут стать, пособием
- при чтении популярных лекаий по истории народов, в частности а лекциях о морально-этических основах семьи и брз-кат..о. традициях и новациях в сфере семейных отношений у народов, сделавших исторический скачок через несколько общественно-экономических формаций; . . .
- при подготовке учебныз курсов, составлении учебников, -проведении семинарских занятий по темам: :Семья", "Национальный вопрос", "Межнациональные отношения в СССР", "Интернациональное воспитание.трудящихся",.."Развитие народов и народностей СССР на этапе совершенствования социализма" и др.:. ______
- при создании научных и научно-популярных книг - как сводка самых разнообразных сведений о семейно-брэчных отношениях у народов Северо-Востока;
для партийных и советских работников, занятых делом упрочения сопиальных и семейных отношений у коренного населения Севера и Северо-Востока страны; •• -
- в деле исправления ошибок, допущенных в ходе социальных преобразований, а также предотвращения новых ошибок;
- г.ри выработке правильной социально-демографической политики в нашей стране.
Таким образом, диссертация не только дает новые знания о трансформации семьи у народов и малочисленных народностей,не прошедших в общественном развитии капиталистический путь развития, но в известной мере развивает тот раздел общесоииологи-
ческой теории, который посвящен советской семье.
Апробация выводов и положений исследования. ■
По теме диссертации были опубликованы следующие работы: "О поэзии зжзни". Якутск, 1971 /3,5 п.л./; "О поэзии жизни". Якутск, 1975 /5,5 п.л./; "Человек живет среди людей".Якутск, 1979 /7,5 п.л./; "О красоте человеческих отношений". Якутск, 1984 /5,5 п.л./; "Социалистические преобразования сеыейно-брачных Отношений у народов Якутии". Новосибирск: Наука,1987. /20 а.л./.
/Работы получили положительные отзывы читателей в партийных и молодежных газетах Якутии. По каждой из них проведены читательские конференции в г, Якутске» а также в селах республики/. . •
Опубликованы также в разных сборниках статьи /общим об"е-мом 7 п.л./. •
Зыводы и результаты исследования были доложены на Всесо- . юзных и региональных научно-практических конференциях /Якутск, 1976, 1982, 1997, 1988; Магадан, 1982; Новосибирск,1987,1988/.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на философских /методологических/ семинарах Института языка, литературы и истории Якутского НЦ СО АН СССР.
Выводы и материалы диссертации апробироввны в лекциях и семинарских.занятиях по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму, при чтении спецкурса "Прикладная социолог гия" в Якутском ордена Дружбы народов Государственном университете. .
Практической апробацией концепций диссертанта явились чтение им никла лекаий /в качестве внештатного лектора с 1967 г./ Якутского обкома КПСС, обкома ВЛКСМ и общества "Знание", а также выступления в периодической партийной и молодежной печати.
Рассматриваемая в диссертации проблеме входит в план НИР Института языка, литературной истории Якутского НИ СО АН СССР на 1981-1985 гг., вошла в план 1986-1990 гг. и выполняется в соответствии с координационным планом АН СССР, Многие идеи диссертанта были использованы в научных отчетах, при выполнении хоздоговорных работ и при разработке практических рекомендаций для специалистов по управлению в Якутокой АССР и Чукот-
ском автономной округе.
Результаты исследования неоднократно подвергались обсуждению: в секторе социальных проблем семьи Института социологии АН СССР /г. Москва, Ю мая 1986 г./; на заседании кафедры научного коммунизма Якутского университете /г. Якутск, 29 февраля 1988 г./, на совместном заседании отдела истории Института языка, литературы и истории Якутского НЦ СО АН СССР и кафедры научного коммунизма Якутского университета /г. Якутск, 17 июня 1988 г./, а такие в отделе социологии и философии Института истории, филологии и философии СО АН СССР /г. Новосибирск, 8.декабря 1983 г./.
Стоук.турэ диссертации обусловлена комплексным характером и .задачами исследования поставленной проблемы. Диссертация оо-стоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВНВЩЫ РАБОТЫ
Во "Введении" обосновывается актуальность темы, определяются степень разработанности проблемы, а также предмет и об"ект исследования, его основные цель и задачи, рассматривается методологическая база и отмечаются теоретические основы •исследования, излагаются данные о научной новизне и нзлно-практической значимости диссертационной работы и об ее апро^ бапии»
Первая глава - "Теоретико-методологические основы иоолая... дования проблем семейно-брачных отношений народов в свете диалектики общего, особенного и единичного" состоит из трех параграфов. В § I - "Классики марксизма о сущности и специфике семейно-брачных отношений на разных этапах исторического развития" подчеркивается, что основоположники марксизма-ленинизма .заложили фундамент научного познания"сущности и роли семьи. Более того, они разработали основные методологические положения и наметили принципиально.верное направление исследований в области брака и семьи. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин, исследовав сущность семейно-брачных отношений, дали им материалистическое обоснование. Опираясь на принцип историзма, конкретно-исторический энализ, учитывая качественные изменения и тенденции развития семейно-брачных отношений, они вычленили и исследовали различные, противоречивыэ их стороны. Прежде
всего, семья как социальное явление предполагает определенное отношение. К.Маркс рассматривал ее как вид производства и,следовательно, как явление,подчиняющееся его всеобщему закону.
Каждый достигнутый уровень развития производства, обмена и потребления обусловливает и определяет специфику и организацию семейно-брачных отношений. А конкретная организация семьи, в свою очередь, может значительно воздействовать на проявление общественных закономерностей. Та или иная организация семьи порождает специфические черты домашнего быта,обусловленные национальной принадлежностью членов семьи, традициями, обычаями, географическим положением местожительства,климата и т.д. Типы и формы семьи детерминируюся геми условиями, в которых люди живут и трудятся, и приобретаются от предыдущей общественной формы, которую создали не эти люди, а предшествовавшие им поколения.
Исходя.из марксистско-ленинских методологических положе- ■ ний, диссертант считает, что методом и рабочим инструментом исследования семейных отношений у народов ранее отсталых окраин должна стать диалектика категорий общего и особенного, которая дзет возможность сопоставить общесоюзные и национально-региональные показатели семейного образа жизни, ввести в научный оборот значительный об"ем социологической, статистической и другой информации. Рассмотрение семейно-брэчных отношений у национальных общностей в аспекте соотношения общего и особенного позволяет показать активное начвло семьи, далеко непростые переходы ее от низшей формы к высшей, ее внутреннюю . сущность.
В § 2 - "Общие закономерности и национальные особенности семейно-брачных отношений в.условиях социализма" - раскрывается содержание таких понятий, как "общее в семейно-брачных отношениях", "особенное в семейнсъ-брэчных отношениях", "наиио-_ нзльная семья", "национальная еемеййая культура", "национальные особенности", "национальные отличия", "национальное своеобразие семьи и семейных отношений". Пришшп обязательности национально-регионального подхода к исследованию социальных процессов, происходящих в семейно-брачных отношениях народов различных национальностей, является одним из важнейших методологических принципов, позволяющих выяснить соотношение общего,
особенного и единичного. Регион может рассматриваться кок общее, функционально охватывающее всю совокупность общественных отношений, на развитие которых существенно влияют об"ективныо специфические социально-экономические условия, характерные для дэнного региона. Для того, чтобы охарактеризовать семейно-брачные отношения коренного населения региона, его следует рассматривать как социально-территориальную общность.
Своеобразие семейно-брачных отношений людей с точки зрения их территориальной общности - это социологическая категория, отражающая их социальную связь как результат совместного проживзния в определенных условиях. Поскольку же в любом регионе локализуются единые для всей страны общественные и се-мейно-брачные отношения, они в главном совпадают с образом жизни всего советского нерола. Вместе с тем для постоянно проживающего на территории северо-восточного региона населения характерны устойчивые внутренние экономические и социальные овязи, особые условия жизнедеятельности, специфические семейные потребности и интересы. Поэтому если говорить о сегодняшних нзийональнй-спеиифических особенностях семейно-брачных отношений у изучаемых народов» то они также во многом опредвля--ются исторический прошлым-, дореволюционным строем и культурой; характером труда и жизнедеятельности; функционированием семьи в экстремальных природно-климатических» естественно-географических условиях; езэвФбрэзием традиционного хозяйства». кото-.... рыы с давних пор -занягэ херенное население региона; удаленностью от. промышленных я культурных центров страны; особенностями производственная я ешиэльной инфраструктуры; уровнем и направленностью развития производственных сил; дисперсным расселением.
Эти особенности оказывают звметное влияние на степень проявления социального потенциала .советской семьи. Экстремальные природные условия Севера накладывали и накладывают отпечаток квк на трудовую, так и нэ семейно-бытовую сферу жизни коренного населения. Здесь многое специфично и сегодня. Низок здесь уровень урбанизации населения, а также бытового и культурного обслуживания. По сравнению с центральными районами остро ощутим дефицит мест неформального общения, что резко снижает воспитательную действенность досуге. Специфичны и жилищ-
ные условия, велики затраты времени на домашний труд, а быто-. вая перегрузка женщины, отрицательно сказывается на воспитании детей, на развитии взаимоотношений в семье, на профессиональном труде; очевидны и негативные особенности северных поселений /их,отдаленность и относительная изолированность/.Влияние природного фактора, географической среды на функииониро- * вание семьи, проявляющееся в основном через трудовое занятие человека, значительно и устойчиво. Поэтому природный фактор должен быть включен в число детерминат семейной жизни. Следовательно, семейно-брачная жизнь у аборигенных, коренных народов региона - это одна из сфер их жизнедеятельности, определяемая диалектическим взаимодействием общественно-экономичес-■ких условий и специфических особенностей территории.
Национальная специфика семей - это и исторически сложившееся, национальное,' и новое, межнациональное. Национальная специфика семьи складывается в результате непосредственного воздействия национального /быта, традиций, условий и т.д./. Общение же с другими народами обогащает это национальное. Национальные условия создают, таким образом, внутреннюю, а связи и общение - внешвюю возможность развития национально-специфического в сеыейно-брэчных отношениях.
Национальная специфика семьи выражается прежде всего в своеобразии форы и способов удовлетворения потребностей членов семьи, в общении, отдыхе, любви и т.д., воторые, в свою очередь, оказывают влияние и на характер семейных отношений. Эта специфика проявляется также в стиле мышления и в ыироощу щении, в подчас неуловимых нюансах общения членов оемьи, образном строе чувствования и сознания, своеобразии этически-эстетически-философского восприятия бытия во времени и пространстве» Национально-специфическое в семейных отношениях,т.е. в отношениях супругов,, старших и младших в семье, с .родственниками и т.д.в оказывает сильное влияние на соблюдение нравственных, этических и эстетических норм, традиционных для данного народа.
^ Национальная специфика сеыейно-брачных отношений всегда социально обусловлена. В каждой нации имеются семьи, жизнедеятельность которых интернационализирована в различной степени, чяо обусловлено принадлежностью членов семьи к определенному
классу, той или иной социально-профессиональной группе, уровнем образования и даже местоу жительства.
Наконец, следует помнить и о том, что специфика специфике рознь, поскольку она бывает прогрессивной или реакционной. Так, пережитки феодально-патриархальных отношений или националистических извращений в сфере семейной жизни никак не могут украшать национальную специфику. Национальная специфика семьи имеет устойчивый хэракгвр, поскольку национальные особенности составляют целый комплекс, включающий в себя социальные и этнические различия в жизни народов. Социальные особенности,уровень экономического развития, социальная структура и т.д. изменяются быстрее, чем этнические черты /язык, обычаи, традиции и т.д./.'Последние, освященные историческими традициями, более устойчивы и в сфере семейных отношений. Иначе говоря, старое и.новое0 отжившее и современное, негативное и. позитивное существуют прежде всего в семейно-бытовсй деятельности.
Существенное влияние на формирование специфики семейных отношений оказывает также психический склад нашш,который формируемая из поколения в поколение под влиянием социально-экономических условий существования. Значительную роль в формировании специфики национального играют эстетические вкусы, этические идеалы отдельных социальных слоев, профессиональных групп или даже отдельных индивидов, поэтому в семейных, отношениях всегда отражается уровень цивилизации и культуры той или иной нации. В этом плане рассматривается формирование специфики национального этического и эстетического идеалов, эстетическое восприятие другого человека, показывается роль национальной семьи я ее роль в накоплении, стабилизации, хранении и передаче из поколения в поколение информации, обеспечивающей се-ыейно-культурнуа преемственность в рамках народа. Однако еле- . дует особо подчеркнуть, что.вообще в об"екзиввой реальности национальная сеыья на существует вне влияния других национальных семей /я советское время теы более/, точно так же, как не существует она вне социальных институтов., Поэтому эту семью характеризуют как специфически-национальные, так и межнациональные /в том числе, общечеловеческие/ компоненты культуры. Общность национальной сеыейной культуры с семейной культурой других народов имеет вэжное значение для функционирования нв-
ииональной семьи как целостного организма. Национальной семье изначально присущи одновременно дифференцирующие и интегрирующие свойства. .
Отношение ыегду общесоветской семьей и национальной семьей представляет собой соотношение целого и части. Поскольку общесоветская семья не может существовать вне национальной,то их взаимосвязь следует рассматривать.как диалектическое единство противоположностей. Отсюда следует, во-первых, то, что общесоветскан семья синтезирует лучшие достижения семейного творческого опыта наций, накопленного в их историческом развитии, отражает глубокое единство и всевозрастающее на этой основе сходство; во-вторых, то, что общесоветская семейная культура многогранней любой национальной семейной культуры, ибо она. обогащена наиболее прогрессивными элементами культуры всех наций нашей страны.
§ 3 » "семья й бра« у народов"Северо-Востока СССР как об"ект фуласофск^-соикологического исследования" - посвящен краткой характеристике социальной и экономической жизни изучаемых народов, Обосновывается ¡необходимость рассмотрения семейных отношений у этих нэрздйа аз форианионном уровне, отмечаются преимущества такого рашайтреййя для получения достоверных сведений. Двлее характеризуются ардаенетше в практике настоящего исследования различные социологические методы.
Вторая глава диосертаййй - "ОЗцее и особенное в развитии семьи у отсталых в прошлш народов Советского Северо-Востока"-состОит из четырех параграфов» В первом из них-"Спеикфика тра-дйкиййных семеййо-брачвых отношений у народов Северо-Воотока"-ашййзируются объективные и субъективные причинно-следственные связи важнейших явлений формирования и функционирования семей-но-брачных отношений у народов северо-восточного региона накануне Великого Октября, в частности влияние христиэвствэ и по-литссыльных, межэтнические и межнациональные браки. На основе исторических фактов раскрываются своеобразная диэлектическ8я стадийность возникновения и формирования у коренных народов региона этико-эстетической оценки человека другой национальности, процессы об"якучи£зн$ш и обрусения, отнюдь не прямолинейный, а волнообразный или зигзагообразный характер межнационального общения. Здеоь *е указывается на обличительные призна-
ки брака и семьи народов, не прошедших капиталистический путь развития, характеризуется феодальное домашнее хозяйство якутов, а также типы семей у северных народностей. Двлается вывод о том, что у изучаемых народов семья была патриархальной и явилась следствием становления /у народностей Севера/ и установления /у якутов/ чаотнсй собственности, а твкже разрушения * старых, коллективистских отношений. Накопление богатств в руках отдельных лиц и становление частной собственности объективно способствует дальнейшему укреплению семейно-брачкых отношений. Развернутую определенность получают "внешние" и "внутренние", о<3"ективные и суб"ективные "обручи", стягивавшее семейные узы северных народов. Различные формы брака: групповые, левират, оорораг, многоженство, ранние и сверхранние - находят об"ясневие в образе жизни, способе производства. По мнению диссертанта, национальными специфическими чертами семейных отношений у народов севера являлись большая"возрастная разнице между мужем и женой, широкая распространенность повторных браков, архаические условия и способы заключения брака.',
В отличие от других северных народов, у якутов более широкое распространение получил калым, потому что существование развитой частной собственности немыслимо без наследования.Поэтому якутская семья /в отличие от других/ представляет собой ячейку, занятую не только воспроизводством людей, но и воспроизводством чаотных собственников. Однако социологическое обобщение различных путей обхода необходимости платить квлым выявляет своеобразную систему, которая» по мнению диссертанта,сводится к восьми способам такого обхода и свидетельствует о том, что принципы частной собственности и принципы установления се-мейнсьбрачных отношений не во всем совпадали.
К особенностям внутрисемейных взаимодействий, соответствующим патриархальной семье, диссертэну »унося?? I/ непрерывный тяжелый.труд всех членов семьи; 2/ неразрывную связь жизнедеятельности семьи с суровой северной природой, полную зависимость от нее; 3/ нерзсчлененность производства и быта; 4/чрвэиерную трудность обеспечения физического существования сеылМ, воспроизведения ее; 5/ простоту и устойчивость внутрисемейных отношений; б/ неустойчивость и отсутствие эмоииональ-
ной близости между родителями и детьми.
По мнению диссертанта, раздел родительской и "детской" семей осуществлялся по пяти разным об"ективным и суб"ектив-ным причинам. Здесь кв освещается специфика родственных связей у различных народов Северо-Востока, устанавливаются причины, заглушающие внутрисемейные конфликты.
Всесторонне анализируется национально-специфическое в положении мужчины и женщины, обусловленное их местом в системе экономических отношений. Особое внимание уделено относительной свободе и особенностям этой свободы у женщины северных народностей по сравнению с якутской женщиной. Характеризуя эту свободу северянки, диссертант анализирует ее об"ек-тивные и сиб"ективвые причины.
В § 2 - "Процесс реализации общих закономерностей формирования и развития социалистических семейно-брачных отношений в условиях Северо-Востока" - исследуется процесс преобразования патриархального типа семейно-брачных отношений в социалистический, показываются формы, методы и средотва развития общинно-патриархальной семейной культуры в социалистическую. Диссертант приходит к выводу, что в.каждом регионе социалистические преобразования семейно-брачных отношений характеризуются определенными методами социально-культурного воздействия на эти отношений, конкретными формами их организации и, наконец, темпами их осуществления. В социалистическом преобразовании семейно-брачных отношений у ранее отсталых народов автор исследования устанавливает три этапа. Длительность того или. иного этапа у различных народов различна и «е всегда совпадает с общими этапами развития страны или.яанианальнаго регионе, а также с общими этапэми социалистического преобразования общесоветской семьи, что об"ясвяеуся различным уровней развития этих народов в дореволюционное время, Образом жизвв, который продолжается и в советский период', а также спецификой семейных отношений, обусловленной их относительной самостоятельностью и определенной пре^аственностью.
Здесь же исследуются: а/ особенности и последствия социального раскрепощения женщины Северо-Востоке; б/ специфика коренной перестройки морально-психологических осног; секейно-брэчных отношений; в/ демократизация выбора супруга и обога-
щение характера добрачного поведения.
- В § 3 - "Развитие межнациональных браков и семей: общее и особенное" - анализируются межнациональные браки как следствие интерйаиионаиионэлизэиии жизни, результат новых отношений между народами, показывается конкретное отражение этих новых отношений в семье и браке; сами межнациональные браки рассматриваются как интерграторы национально-специфических и общесоветских форм семьи и семейных отношений; характеризуются сущностные черты межнациональных сеней, динамика конкретно-исторических об"ективных и еуб"ективных условий формирования таких семей; отмечаются современные особенности возникновения новых тенденций в развитии этих семей у разных народов в зависимости от условий жизни, социального положения-, пола людей. Анализ по указанным параметрам сделан в сопоставлении с данными исследований, проведенных в других национальных регионах страна. Исследуются возрастное соотношение между супругами, язык общения в семье, определение детьми из межнациональных семей своей национальной принадлежности, особенности внутрисемейных
. „ .оынвнтаигии
отношений, Tib' межнациональные или однонациональные семьи, отношение родителей к ориентации своих детей.на создание сеиьи.
По признаку интенсивности создания межнациональных браков регион проживания изучаемых народов разделен на четыре условных района: смешанные районы /в которых количество пришлого и коренного населения почти одинаково; "старые" и "новые", промышленные районы /где коренные народы региона представлены слабо/, районы, где в историческом прошлом произошло смешение коренных этнических общностей,, и сельские однонациональные районы.
Устанавливаются различия в цеха низы ах создания с'емьи и развития внутрисемейных отношений, между однонациональными и межнациональными семейно-брачными отношениями. Межнациональные браки, в тем более семейные отношения, /по сравнению с однонациональными/ возникают и развиваются в результате преодоления определенных трудностей. В развитии межнациональных браков автор выделяет факторы общего и особенного характера.Судьбы межнациональных браков во многом обусловлены спецификой хозяйственной деятельности конкретных аборигенных народов этно-региона, и такие браки отражают не просто факт территориально-
го соседства различных национальностей, а степень и глубину их производственных и морально-психологических контактов,Простое возрастание'численности приезжего и местного населения не приводит к увеличению числа межнациональных браков.
В § 4 - "Трансформации национальной семьи сельского и городского типов" - на основе анализа социально-экономических и соииально-психологических особенностей жизни северной деревни рассматривается вопрос об отношении к семейному образу жизни людей разных национальностей региона, отмечается определенная ограниченность в выборе не только образа жизни, но и спутника жизни. В этой связи анализируются причины и следствия низкого уровня брзчности у коренных народов региона. Подробно анализируется дюккачество у якутов как специфические семейные отношения, когда в одном доме жили несколько дружественных семей, чтобы облегчить домашние заботы; указываются социально-экономические причины исчезновения дюкквчества. Здесь же показывается, как под влиянием общесоветских тенденций развития семьи старая мораль, цементировавшая структуру семей, утратила прежнюю силу и привела к разделению семей на семьи отцов и семьи детей, Рассматривается социально-экономическая, социально-психологическая обусловленность нуклеаризации семьи, способствующей усилению и углублению интернационализации самейно-бытовой жизни народов региона; дается обзор распределения семей по их численному составу, выявляются новые противоречивые тенденции в рождаемости, особенности выравнивания возрастной и образовательной разницы между супругами.
В свете новой политики Советского государства по отношению к крестьянскому хозяйству рассматривается роль городов в распространении городского образа жизни в ранее отсталых регионах. Если в досоветское время здесь преобладала деревня, то сегодня городские отношения проникают в деревню, ^бэнизаиия довольно быстро сузилз сферу этнически специфического, особенно в производственной деятельности коренных народов. В северном городе почти нет условий для функционирования традиционных отраслей хозяйства, которые бы развивались на основе преемственности национального опыта. В результате этническое своеобразие преимущественно сохраняется во внепроизводственной деятельности, социальной организации, духовной .'¿льтурэ и психо-
гг
лингвистической сфере. Национальная специфика более отчетливо проявляется во внутрисемейных отношениях и взаимодействиях, в мотивах создания семьи и укрепления семейного союза, в .манере общения, словом, во вс.ем бытовом и семейном укладе. Этнокультурную окраску имеют также способы, формы и результаты реализации всего комплекса социальных фунпий семьи. Однако здесь внимание обращено главным образом нэ семьетворческую деятельность коренных народов изучаемого региона в условиях городского образа жизни.
Город, с одной-стороны, в известной мере обостряет, делает более значительными, выпуклыми некоторые аспекты жизнедеятельности семьи, а с другой - дает импульсы к возникновению новых, прогрессивных и вместе с тем противоречивых черт семейной жизни. В городах с полиэтническим населением стиль, нормы и модели семейно-брачного поведения и общения какой-либо отдельной цаиии не могут быть приняты представителями всех других наций. Об"ективно возникает ситуация, когда каждая нация имеет возможность для обогащения от общения с другими нациями. Чаще в'сего это ориентирует представителя коренной национальности на изменение традиционного стереотипа поведения и интенсивное овладение интернациональными ненностями общения, быта и культуры. Личность обретает новый опыт во всех сферах общественной и индивидуальной жизни. В городе наиболее выпукло и четко проявляется диалектика общесоветских и национально-особенных тенденций в семье и быту. Диалектика общего и особенного зависит от типа города, национального состава его населения. - : ' - " ■
В начале своего возникновения городская семья представляла собой переходный тип семьи, т.е. в ней совмещались черты городского и крестьянского быта. Это совмещение, во-первых, обусловливалось тем, что число таких семей пополнялось крестьянами улусов /районов/, еще не успевших освободиться от традиций и обычаев пэтризрх8льной или традиционной семьи. Во-вторых, низкий жизненный уровень и непривычный ритм города заставляли их сохранять устойчивые связи с деревней, что проявлялось не только в характере производства и потребления, но и в духовных устоях внутрисемейных отношений. В-третьих, отсутст- • вие широкой сети предприятий общественного питания требовало
от национальных городских семей содержания личного подсобного хозяйства. В-четвертых, низкий уровень развития городского коммунального хозяйстве, в пятых, традиционное северное гостеприимство и доброжелательность заставляли ладей-в ущерб своим удобствам принимать многочисленных гостей или временных и постоянных квартирантов из числа деревенских родственников или просто земляков.
Стабильные связи с селом характерны для семей горожен, недавно переехавших из села; уроженпев городов, родители которых были сельскими жителями; потомственных горожан, имеющих в деревне близких, а также однонациональных родственников. В то же время'отмечается и другая тенденция, которая возникла в процессе интеграции образов жизни. Суть ее заключается в увеличении доли семей, прежде всего молодых, ограничивающих родственные связи, т.е. поддерживающих их только с ближайшей родней с отцовской и иатеринокой стороны или вовсе их не поддерживающих.
Более чем 20-леткее /с 1965 г./ изучение городской национальной семьи позволяет автору сделать следующие выводы:
I/ Глубокие изменения произошли в об"ективных критериях мотивации брака - в соотношении возрастов, уровней образования вступающих в брак, е также в ооиизльном к количественном облике повторных браков; продолжается сокращение числа браков с большой возрастной разницей; типичными становятся браки . с близким или одинаковым уровнем образования, духовного развития и культурных потребностей и интересов; меняется социальный облик повторных браков;
2/ в результате сочетания многих интегративных тенденций происходит интенсивное сокращение среднего размера семьи;
3/ неуклонно возрастает количество межэтнических, межнациональных и социально-гетерогенных семей.
В своем развитии урбанизация национальной семьи и семейных отношений проходит несколько фаз. В первой фазе происходит исчезновение патриархальной, крестьянской семьи и намечаются контуры новой. Во второй фазе новые явления /нуклеаризация, малодетность, демократичность, биэрхэтность, нестабильность, профессиональная занятость родителей в учреждениях и предприятиях, безнадзорность детей в некоторых семьях/, благо-
даря самостоятельной активности семьи развиваются и'закрепляются. Темп и интенсивность урбанизации4национальной семьи в условиях северо-восточного региона заметно превышает среднеазиатские и закавказские регионы.
Третья глава - "Проблемы дальнейшего совершенствования сэмейно-брачных отношений у народов Северо-Востока" - состоит из трех параграфов. Первый из них "Семья и брак и внутрисемейные отношения в условиях интернационализации общественной жизни" - посвящен анализу сущности, специфики и интенсивности интернационализации, новых противоречий и дальнейшего совершенствования семейно-брэчных отношений.
Интернационализация в сфере семьи - одна из основных закономерностей современной общественной жизни. Этот процесс происходит объективно, незаметно, постепенно; отчасти стихийно. Интернационализация семейной жизни есть диалектический процесс обогащения национального опытом семейных отношений других народов. Развитие общего в семейной сфере означает расширение и углубление межнационального, т.е. интеграцию; развитие рке в данной сфере особенного, единичного - усиление национально-специфического, т.е. дифференциацию. Расширение сферы межнационального происходит в результате освоения общесоветских элементов семейно-брэчных отношений отдельными народами региона, а усиление национально-специфического - путем творческой переработки национальных семейных "традиций. Другими словами, развитие национального происходит как сохранение и развитие традиционных, и как освоение и развитие инонациональных ценностей.
Показывается, что интернационализация семьи означает объективный процесс ломки'ее национальной обособленности и замкнутости, развитие в ней общесоветских черт и частичного стирания национальных различий. Этот процесс захватывает и условия формирования семьи в национальных общностях, и сферу их семейной деятельности, и область повседневных отношений в семье. Интернационализация семьи - долговременный и многоплановый процесс, ибо каждому этапу развития свойственна определенная степень зрелости социальных и национальных отношений. Поэтому диссертант приходит к следующему выводу; чем значительнее исторический скачок, который сделает за короткий срок тот
или иной народ, тем сильнее влияние на его семейную жизнь более развитых народов, значительнее ломка национальных перегородок, стирание .национальных различий в семейных отношениях. Поэтому исследование диалектики интернационального и национального в сфере семьи должно быть подразделено на /а/ интернационализацию семейной жизни у зрелых национальных общностей, /б/ то же самое у национальных групп и /в/ у малочисленных народностей. Процесс проникновения инноваций в семейные отношения имеет четыре основных этапа: копирование, селекция, 'модификация и структурная интеграция.
В национальной специфике семейно-брэчных отношений условно выделяются три относительно взаимосвязанных, но все же отличных друг от друга комплекса характеристик. Первый комплекс - коренные этнические черты, которые развиваются благодаря и при помощи семьи. Это ощущение общности с людьми своей национальности, а также национальное самосознание, усвоение родного языке и.национальной культуры и формирование системы неформальных отношений. Второй комплекс - специфические характеристики национальной семейной культуры. Так, у народов северо-востоке страны этот тип выражается в виде относительно сильного тяготения к семье, ориентации на использование свободного времени в интересах семьи, сравнительно большего неприятия разводов, поддержание тесных родственных контактов, сохранения традиционного разделения функций между мужчиной и женщиной и т.д. Третий комплекс - это национальные оттенки восприятия явлений и процессов всеобщей общественной жизни. Сюда можно было бы включить и обыденно-житейский опыт общения членов семьи - традиции, обычаи и привычки.
Далее диссертант рассматривает основные итоги интернационализации брака, семьи и внутрисемейных отношений.
В § 2 - "Противоречия в развитии семейасъбрачных отношений: общие характеристики и национальные особенности" - указывается, что в семье, как и в любом социальном организме, идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, позитивные, но и разрушающие, негативные тенденции. Семья сама есть противоречие. Онв включает в себя различные отношения и потому сочетает в себе многообразие противоположностей: социального и биологического, материального;« идеального,
объективного и субьективного, личного и общественного и др. Противоречия, присущие институту семьи /как и все прочие/, постоянно снимаются, но столь же постоянно создаются вновь. Изменяются лишь способы их разрешения. Однако общие противоречия проявляются в особенном по-разному. Здесь же говорится о том, что хотя в советский период постепенно исчезает господствовавшая прежде над сознанием-и'чувствами патриархальной семьи власть традиций,, нравов бытового уклада, в семейных отношениях у изучаемых народов иногда причудливо смешиваются феномены равных общественно-экономических формаций.Семья у изучаемых народов, если говорить, о сочетании традиций и инноваций, означает устойчивую мажпоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных семей. Поэтому, особенно в многопоколенной семье, наряду с представителями новой морали, сосуществуют носители старых семейных традиций и обычаев, норм и привычек, продолжающие оказывать свое воздействие на окружающих.
В досоветский период в семейных обычаях и- традициях народов региона переплетаются этническое и религиозное начала. При этом первое выражает возникающую культурно-ист-орическую специфику этих народов, э второе - преимущественно беспомощность людей перед стихийными силами. Традиционно-обрядовая сторона семейной сферы характеризуется неприятием иноплеменного, чужеродного, нетерпимостью к любого рода инновациям,же- . стной привязанностью к привычному укладу жизни и становится основным средством морального и социального контроля.Поэтому семейный традиционализм у-народов, имея много общего в результате влияния сходного образа жизни, все-таки был скован классовыми путами, узкими территориальными рамками, неразвитостью социального общения и потому сохранялся.Семейные традиции этих народов подвергались основательной модификации лишь при переходе их на стадию классового расслоения. .
В социалистическом обществе в результате качественных преобразований материально-производственного бззксз, интенсификации экономических и других общественных связей семейные ■традиции перерастают национальные рамки, все более обретают
региональные черты, постепенно интернационализируются.
Анализ становления общесоветемх семейных обычаев и традиций у народов, не прошедших капиталистический путь развития, позволяет говорить о больших различиях в их восприятии, усвоении и внедрении в жизнь, обусловленных спецификой объективных условий и субъективных факторов. Здесь можно наблюдать, по крайней мере несколько тенденций. Первая - тенденцию когда •некоторые из национально-специфических обычаев и традиций исчезают, вытесняются новыми; вторая - когда некоторые из них очищаются от различных анахронизмов; третья - когда обычаи и традиции обогащаются новым содержанием, способствуя развитию и укреплению сеиейяо-брачных отношений; четвертая - когда они в корне трансформируются и изменяются; пятая - когда аоявля-ются новые традиции /к примеру, у изучаемых народов - разделение функций главы семьи между супругами, помощь мука супруге в ведении домашнего хозяйства, что раньше считалось позором, неподходящим и недостойным для северного мужчины делом/.
* В семейно-бытовой сфере людей соотношение интернационального и национально-специфического варьируется в зависимости от их принадлежности к определенной социальной группе.В этом плане условно выдвляются три типа семей.
Далее рассматриваются связанные с обычаями и традициями пережитки, причины'отклонений, деформаций, реставрации и воспроизводства тех или иных устаревших семейных обычаев -и традиций, некогда распространенных в регионе, а также различные типы проведения свадебных торжеств.
Затем анализируются общие характеристики и национальные особенности противоречий в браке и с'емье, выявляются объективные и субъективные трудности, стоящие на путях создания семьи, и противоречия в семейном воспитании, проявляющиеся только у народов региона и оказывающие влияние Н8 формирование и развитие новых семей. Изменение социальных функций семьи, и прежде всего экономических, трансформировало .мотивы не только вступления в брак, но и нежелания вступать в него.
Среди -национально-региональных причин бессемейной жизни выделены следующие: утрата конкурентноспособности молодыми мужчинами в качестве.женихов в результате пьянства и алкоголизма; возрастание различий в уровнях'образования женщины и
мужчины; рост количества вдов и матерей одиночек, внебрачных детей; родовые пережитки, в частности, соблюдение требований экзогамии; родственные отношения в малонаселенных пунктах; нарушение оптимального соотношения брачноспособных мужчин и женщин; непрестижность традиционных видов занятий среди девушек и т.д.
Проблемы формирования и развития функций семьи рассматриваются в свете диалектики общего и особенного, йиверсаль-ные функции полноценной семьи проявляются по-разному регионально, массово, социально и этнически. У народностей Севера за короткий промежуток времени произошла резкая замена различных типов семьи /постфигуре тивны й,кофигурэтивный и пре-фигуративный/. Патерналистская политика подтягивания народностей Севера до уровня, передовых, цивилизованных при помощи опеки, увенчалась тем, что все функции семьи, за исключением репродуктивной, перешли к государству. В результате возникли далеко не простые проблемы: а/ возрождения и развития национальной культуры взаимоотношения родителей и детей; б/ последовательного "вписывания" этнопедагогики в дело воспитания; в/возрождения авторитета семьи как субьекта воспитания молодого поколения, г/ взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания, д/ разработки принципов планирования и управления сиотвмой воошдания н образования о .учетом диалектики общего и наиионадьно-оообенного и т.д.
В § 3 - "Проблемы дальнейшего совершенствования овмейн'о* брачных отношений у народов Северо-Востока: общее и особен" ное" *» проводится мысль о том, что задача научного-исследования проблемы не может быть сведена к констатации противоречий, к их описанию в системе семейных отношений и потому делается попытка указать пути их эффективного преодоления. Совершенствование образа аизни и тесно связанное с ним совершенствование семейных отношений - одновременно и основа и продукт комплексного развития территории. Для .народов региона выпадают некоторые пели общего хзрактерз, как например, стабилизация семьи, снижение уровня развода, улучшение качества семейных отношений, социальная и психологическая адаптация разведенных и разводящихся. Поэтому научно-практические рекомендации, вытекающие из диссертации, сгруппированы по следую-
щим темам: /I/ развитие молодой семьи, /2/ рвзвитие службы семьи, /3/ развитие сельской семьи, А/ развитие городской семьи, /5/ система "школа - родители", /6/ обряды, обычаи и традиции, /7/ рекомендации общего характера.
Большинство из этих рекомендаций диссертанта приняты Якутской городской научно-првктической конференцией "Вопросы формирования активной позиции советских людей" /май, 1983 г./, региональной научно-практической конференцией "Урбэнизэиион-ные процессы на Севере" /октябрь 1987 г./ с участием ответственных работников Якутского обкома КПСС, Совета Министров,горисполкома, органов суда и'прокуратуры. По рекомендации диссертанта 18 июня 1983 г. в г. Якутске впервые состоялся праздник советской семьи под девизом: "Крепкая семья - крепкая держава", ставший теперь традицией. Посредством "Службы знакомства",'постоянной рубрики, открытой по рекомендации диссертанта в еженедельнике "Якутская неделя", созданы сотни новых семей.Некоторые рекомендации приняты для внедрения в практику еемейно-брачных отношений Чукотским окрисполкомом, Магаданским облисполкомом /март 198? г./, Советом Министров Якутской АССР /октябрь 198? г., январь 1989 г./, а также опубликованы в "Предложениях к. концепции" социальное и экономическое развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса". /Новосибирск, 1988,- с.40-М/.
Рассматриваются перспективы развития семейно-брачных отношений у народов региона.
В "Заключении" подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы и поставлены новые проблемы, требующие дальнейшего анализа.
Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях общим обьемом свыше 60,0 п.л.:
1. Социалистические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии. - Новосибирск: Наука| 1987. - 323 с.
2. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. - М.: Наука, 1966. - 93 с.
3. О красоте человеческих отношений /не якутском языке/. Якутск: Якутское книжяое издательство, 1933. - 95 с.
1к Чел сток живет среди людей /на якутском языке/. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. - 152 с.
5. О поэзии жизни /на якутском языке/. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1975. - 104 с.
6. О поэзии жизни. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1970. - 55 с.
7. Современники думают о счастье // Полярная звезда. - 1971.
, - № I. - С. 90-95.
8. О иелях жизни наших современников' // Вопросы истории и социологии народов Якутии. - Якутск: Якутское книжное издательство. - 1975. - С. 59-65.
9. О некоторых аспектах морального и эстетического сознания // Сельская молодежь Якутии. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. - С. 33-60.
10. Отношение молодежи к вопросам любви, брака и семьи. -Там же. - С. 60-80.
11. Семейно-брачная ситуация в городах Якутии // Социальное развитие городского населения Якутской АССР. - Якутск: 1981. - С. 66-85.
12. Социалистический образ жизни и преобразования в семейно-бра^ных отношениях народов Якутии / Проблемы развития социалистического образа жизни в свете требований ХХЛ сьеэдэ КПСС. - Магадан, 1982. - С. 46-48. .
13. Семья народов Якутии в системе городского образа жизни // Проблемы совершенствования социалистического образа жизни в условиях Дальнего Востока. - Хабаровск, 1985. -
С. I06-II0.
14. Сельская семья Якутии // Социальное развитие сельского населения Якутской АССР. - Якутск,. 1984. - С. 5-0-63.
15. Общее и нзнионзльно-слепифичеакие особенности семейных отношений* народов Северо-Востока СССР // Научно-практическая конференция "Великий Октябрь и социальный прогресс народов Северо-Востока СССР". 8-9 окт.Л987 г. - Якутск, 1987. - С. 15.
16. Межнациональные браки как проявление интернационализации общественной жизни народов Сибири // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции "Великий Октябрь
и социалистические преобразования в Сибири". - Новосибирск, 2-4 ноября 1987 г, - С. 39-40.
17. Семейно-брачные отношения у народов Северо-Востока как
обьект историко-соииологическога исследования // Семья у народов Северо-Востока СССР. - Якутск, 1988. - С.4-14.
18. В соавторстве с Поповым В,Б. Современные проблемные ситуации при создании семьи // Там же. - С. 51-66.
19. формирование семьи в городской местности Якутии // Современные социально-культурные процессы в городах Севера.
- Якутск, 1988. - С. 84-92.
20. Об особенностях интернационализации семейной жизни у народов СССР // Региональная научно-практическая конференция "Диалектике развития национальных отношений и задачи интернационального воспитания трудящихся в свете решений XX УП обезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции.
- Якутск, 4-5 октября 1988 г. - С. 140-144.