автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Отношение к религии и атеизму в системе мировоззренческих ориентаций Российской интеллигенции (1900-1930 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Отношение к религии и атеизму в системе мировоззренческих ориентаций Российской интеллигенции (1900-1930 гг. )"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Специализированный совет Д—161.04.04
Российской академия управления
На правах рукописи
СЕМЕНОВ Юрий Валериаиович
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И АТЕИЗМУ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (1900-1930 гг.)
Специальность 09.00.06 — теория и история религии, свободомыслия и атеизма
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва -1991
Работа выполнена в Институте религиоведения Российски академии управления.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор ОВСИЕНКО Ф. Г.
СЕМЕНКИН Н. С.
доктор философских наук, доцент —
ГЛАГОЛЁВ В. С.
Ведущая организация — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра теории и истории религии и свободомыслия.
Защита состоится декабря 1991 г. в час. на заседании специализированного совета Д—151.04.04 в Российской академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться ш библиотеке Российской академии управления.
Автореферат разослан ноября 1991 года.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор —
спвцмшшжромжюго совета
Л-
БАШИРОВЛ.^
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Новый уровень формирую-цихся в современном обществе отношений, динамичный характер геремен, изменение устоявшихся точек зрения на многие вопро-:ы вновь поднимают проблему выработки цельной системы взгля-10В на мир. Во всех слоях и социальных группах общества ощущается настоятельная потребность в глубоких исторических ис-¡ледованиях и серьезных философских обобщениях.
Наиболее драматично процессы, протекающие в духовной сфе->е, проявляются в среде интеллигенции, что, в частности, от-»ажается на ее отношении к основным мировоззренческим проб-[емам, к религии и атеизму. В условиях нестабильности общест-1а, глубокого духовного кризиса в сознании интеллигенции зна-гительное место занимают религиозные, мистические взгляды и деи. В среде интеллигенции распространяется негативное от-ошение к атеизму, формируется мнение о нем как о явлении скусственном, привнесенном на российскую почву марксизмом.
Развернувшаяся на рубеже 80-90-х годов полемика о роли месте интеллигенции в современном обществе зачастую не-лодотворна, т.к. ведется без комплексного изучения ее нацио-альных, исторических, культурных особенностей, многообра-ия функций, выполняемых в обществе этим социальным слоем, читывая возрастание роли интеллигенции во всех сферах жиз-и общества, а также ее влияния на характер общественного ознания, можно заключить, что изучение исторических особен-остей мировоззренческих ориентации российской интеллиген-ии в первой трети XX столетия, в том числе и ее отношения атеизму, религии и церкви, представляет несомненный инте-ес для историков, философов, религиоведов.
Состояние научной разработки проблемы. Изучение истори-эских особенностей отношения российской интеллигенции к ма-эриализму и атеизму, религий и церкви - комплексная пробле-з, разработка которой требует объединения усилий философов, гториков, социологов, психологов, культурологов, религиове-эв.
Особенности развития классов и социальных групп России к началу XX века привели к тому, что проблема интеллигенции прочно утвердилась в российской публицистике, литературе, философии. Большую известность приобрели труды В.Воронцова, П.Лаврова, Н.Михайловского , в которых авторы - выразители идей народничества - отмечали стремление российской интеллигенции к освобождению от влияния церкви и религии.
Важнейшим источником для изучения мировоззренческих ориентации интеллигенции в начале века может служить сборник "Вехи"^. Его авторы - Н.Бердяев, С.Булгаков, М.Гершенэон,
A.Изгоев, Б.Кистяковский, П.Струве, С.Франк выразили негативное отношение к атеистическим традициям в среде интеллигенции, призывая ее пересмотреть сложившиеся взгляды на религию. Широкий спектр мнений по мировоззренческим проблемам нашел отражение в критических статьях и рецензиях, вышедших после публикации таких сборников как: "В защиту интеллигенции" (M..I909), "По вехам. Сборник об интеллигенции и национальном лице" (М,.1909), "Интеллигенция в России" (Спб.. 1910), "Вехи как знамение времени" (М.. 1910). В полемике приняли участие деятели литературы и искусства, ведущие публицисты и политические лидеры самой различной ориентации.
Отношение части интеллигенции, разделявшей марксистские убеждения, к материализму и идеализму, религии и атеизму нашло отражение в статьях и книгах Л.И.Аксельрод (Ортодокс),
B.И.Ленина, А.В.Луначарского, Г.В.Плеханова^. Анализ этих
1.Воронцов В. Наши направления. - Спб., 1983; Лавров П.Л. (ГГ.Миртов). Исторические письма. - 1Уизд. - Спб., 1906: Михайловский Н.К. Записки современника (I88I-I882). - Собр. соч. - Спб.,1897. - Т.5.
2."Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции.-М., 1909.
3.Аксельрод Л.И. Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли. - Пг.,1922; Ленин В.И. Социализм и религия. - Поли.собр.соч. - Т.12. - С.142-147; Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицицизм. - Поли.собр. соч. - Т.18. - С.7-384. Лу начарский A.B. Религия и социализм. - 4.1-2. -Спб., 1908-19П; Плеханов Г.В. Воинствующий материализм. - Соч. - Т.17. - М.,Б/г - С.3-271; Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. -Соч. - Т.13. М. , Б/г. - СС197-309.
работ позволяет выявить как общие черта, так и различия во взглядах авторов по основным мировоззренческим вопросам.
К проблеме "Интеллигенция и религия" обращались известные деятели культуры начала XX века: Л.Андреев, А.Блок, М.Горький''' и многие другие.
После Октябрьской революции анализу мировоззренческих позиций интеллигенции были посвящены статьи и выступления Н.И.Бухарина, П.А.Красикова, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, В.И.Невского, Л.Д.Троцкого, Ем.Ярославского^. В них отразился современный уровень понимания причин религиозности как в обществе в целом, так и в среде интеллигенции, разрабатывались пути ее преодоления. Вместе с тем, в работах этих авторов четко прослеживается нигилистическое отношение к интеллигенции, а также стремление придать борьбе с религией острый политический характер.
Часть интеллигенции, не принявшая революцию, выразила свое отношение к революционной политике в области религии и церкви в сборниках "Из глубины" (1918) и "Освальд Шпенглер и закат Европы" (1923), которые явились логическим предложением "Вех".
Целенаправленное изучение интеллигенции возобновилось во второй половине 60-х годов, причем в исследованиях П.Алексеева, О.Знаменского, Н.Ермана, В.Лейкиной-Свирской, С.Фе-дюкина интеллигенция рассматривалась в основном с точки зрения социально-классовой структуры общества, а ее отношение к
I.Андреев Л. О российском интеллигенте. - Рассказы, повести и фельетоны. - М.. 1983. - U3I8-329; Блок А. Россия и интеллигенция. 1907-1918. - Ш., 1918; Горький М. Ответ на анкету газеты "МегъиГе^е ¿галсе" _ СоЧ. В 30-ТИ ТТ. - Т.¿9. - М., 1955. - С.496.
¿.Бухарин Н.И. Реконструктивный период и борьба с религией.-Революция и культура, 1929. - № 12. - С.7-13; Красиков П.А. На церковном фронте. - М., 1923; Крупская Н.К. Задачи антирелигиозной пропаганды. - Избранные педагогические произведения. - М., 1957. - С.461-472; Невский В.И. Нострадамусы XX века. - Под знаменем марксизма, 1922. - № 3. - С.25-32; Тро цкий Л.Д. Литература и революция. Печатается по изданию 1923 года. - М., 1991; Ярославский Ем. Научитесь правильно владеть оружием - марксизма. - Большевик, 1929. -№ 23-24. - С.77-85.
религии и атеизму изучалось фрагментарно
Социально-философский анализ мировоззренческих позиций интеллигенции предпринят И.Осинским и Л.Смоляковым ^, однако проблемы ее отношения к религии и атеизму затрагивались авторами лишь частично. В социологических исследованиях С.Калмыкова и В.Колоскова ^ анализируются взгляды современной интеллигенции на религию, церковь и атеизм, но исторический аспект проблемы практически не разработан.
Значительно шире историко-философский анализ отношения российской интеллигенции к основным мировоззренческим проблемам дан в работах В.Кувакина, М.Новикова, А.Окулова, Н.Семен-кина, М.Скибицкого, А.Сухова а также в обширной литературе по проблемам соотношения религии и науки, религии и морали,
I. Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. - М.,1987; Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября /февраль-октябрь 1917 г./. - Л., 1988; Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. - М., 1966; Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция периода трех революций в России. - М., 1981; Федюкин С.А. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к нэпу. - М., 1972.
Осинский И.И. Общее и особенное в формировании и развитии социалистической интеллигенции. - Дис... д-ра филос.наук.-М., 1990; Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: историко-философский аспект. - Дис... д-ра филос.наук. -
3. Калмыков С.А. Философско-социологический анализ современного мистицизма. - Дис... канд.филос.наук. - М., 1988; Колосков В.И. Мировоззренческие ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики и атеизма. - Дис... канд.филос.наук. - М., 1986.
4. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М., 1980; Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. - М., 1973; Окулов А.Ф. Ленинское атеистическое наследие и современность^ - М., 1982; Семенкин Н.С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей социологов. - Й., 1986; Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. - М., 1986; Сухов А.Д. Русская религиозная философия: пути развития /Очерки теоретической истории/. - М., 1989.
религии и искусства. Однако специальные исследования по интересующей нас проблеме отсутствуют.
Цель_и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы изучить мировоззренческие ориентации различных групп российской интеллигенции в отношении религии, атеизма и церкви в 1900-1920 годы, а также оценить влияние объективных и субъективных причин на процессы изменения взглядов этого общественного слоя.
Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе анализа вновь вводимых в научный оборот источников и переосмысления освоенного советскими религиоведами материала установить характер отношения различных групп интеллигенции России к проблемам атеизма и религии к началу изучаемого периода;
- исследовать процессы борьбы материалистического и идеалистического мировоззрения в интеллигентской среде в 19001920 годы;
- выявить основные тенденции в изменении взглядов различных групп интеллигенции на отношение к религии и атеизму;
- изучить причины перехода части интеллигенции на позиции научного материализма;
- показать особенности становления взглядов на мир и общество молодой советской интеллигенции;
- уточнить причины сохранения нематериалистических взглядов в среде интеллигенции к концу 20-х годов;
- выявить общее и особенное в содержании и характере ориентация интеллигенции в первой трети XX века с аналогичными процессами, происходящими в 80-90 годы.
Обращаясь конкретно к анализу мировоззрения российской интеллигенции первых десятилетий нынешнего столетия, мы рассматривали этот социальный слой в конкретно-историческом аспекте, выделяя многообразие мировоззренческих ориентации в философских учениях, во взглядах отдельных ее групп и представителей, выраженных в самой различной форме. Реализация замысла была сопряжена с необходимостью вовлечения в исследовательский обо-
- б -
рот обширного историко-философского, мемуарного, до ументаль-ного материала. По этой причине во многих случаях пришлось ограничиться отсылками к соответствующим источникам, знакомство с которыми позволяет получить более полную информацию по теме нашего исследования.
Хронологические рамки исследования (1900-1920 годы) обусловлены тем, что в это время выявились с полной наглядностью все противоречивые тенденции как дооктябрьского, так и послеоктябрьского периода. На этот же период приходятся наиболее острые дискуссии об отношении интеллигенции к проблеме материальности и познаваемости мира, резкое изменение роли церкви в государстве. Ограничение исследования концом 20-х годов вызвано свертыванием нэпа в этот период, резким ухудшением отношения к интеллигенции со стороны государства, началом репрессий, а также закреплением в законодательстве 1929 года окончательного перехода на позиции государственного атеизма.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- проведен ретроспективный анализ мировоззренческих ориентации российской интеллигенции в отношении материализма и идеализма, религии и атеизма в 1900-1920 годы, учитывающий распространение в ее среде широкой гаммы взглядов на эти проблемы;
- введен в научный оборот комплекс документов, характеризующих отношение к религии и церкви политических партий и движений, отражающих точки зрения различных групп интеллигенции;
- впервые предметом научного исследования становится проблема отношений различных групп интеллигенции к атеизму, религии и церкви в 20-е года;
- на основании изучения теоретического наследия Богданова A.A., Бухарина Н.И., Луначарского A.B., Сталина И.В., Троцкого Л.Д. и их взглядов на интеллигенцию раскрываются основные причины нигилистического отношения к культуре и интеллигенции, как ее носителю;
- осуществлен анализ отношения к религии руководителей ВКП(б) и Советского государства в 20-е годы, восприятия их взглядов различными группами молодой советской интеллигенции;
- выявлены причины сохранения и воспроизводства в интеллигентской среде идеалистических и религиозных взглядов на природу и общество.
Методологической основой исследования послужили сложившиеся в философии и религиоведении научные положения, связанные с принципом выведения различных типов миров ззрения и соответствующих им религиозных форм из отношений общественного бытия. Исходя из принципов научности, объективности и историзма, диссертант стремился не допустить односторонности в оценке происходящих процессов, и на основании частных примеров установить общие направления изменения взглядов интеллигенции на основные мировоззренческие вопросы.
Источниками исследования послужили программные документы общественных объединений, творческих союзов, партий и организаций. В работе использованы материалы философских дискуссий, мемуары, публикации в периодической печати, научные труды русских и советских философов, статьи и речи лидеров различных политических партий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют специалистам, государственным и общественным организациям, политическим партиям в работе с интеллигенцией полнее учитывать психологические, национальные, религиозные особенности этой социальной группы, глубже видеть причины и ход эволюции ее мировоззрения в историческом аспекте. Выводы, содержащиеся в нем, могут быть использованы в учебном процессе, в лекционной деятельности.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании группы рецензентов и Ученом совете Института религиоведения Российской Академии управления. Отдельные положения и выводы диссертации были изложены в статьях, в докладе на совещании учителей Удмуртии, в выступлениях по республиканскому радио, в лекционной работе.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание.работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цели, анализируется состояние разработанности рассматриваемой темы в литературе, излагаются теоретические положения и методологические принципы, положенные в его основу, оценивается теоретическая й практическая его значи мость.
В первом разделе - "Отношение различных групп интеллиген ции России к атеизму, религии и церкви в начале XX века" - ана лизируются мировоззренческие позиции данного специфического со циального слоя, исторические особенности его развития, определяется место и роль интеллигенции в обществе, выявляются связи с другими элементами социальной системы.
Интеллигенция вовникла как институт реализации объективной потребности общества в духовном производстве. Понятие "интеллигенция" и в научном и в обыденном смысле достаточно многообразно. Ввдвигая в качестве отличительного признака интеллигенции ее преимущественно умственный характер труда,- можно,соглашаясь с В.А. Мансуровым и К.Г.Барбаковой, принять следующие ее определение: "Интеллигенция - закономерно возникающий с развитием капиталистических общественных отношений социальный слой, представляющий совокупность людей, профессионально занятых производством, воспроизводством и распространением духовно-культур ных продуктов, а также исполняющих организационно-управленческу функцию в духовном и материальном производстве, для которых вся эта деятельность выступает единственным источником существования" Данное определение позволяет избежать проблемы изучения ее преимущественно с духовно-этических позиций. Такие качества интеллигенции как образование, уровень культуры, определенные социально-психологические особенности подразумеваются в дефиниции как условия, необходимые для выполнения функции произ водства духовных ценностей.
I. Мансуров В.А., Барбакова К.Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. - М., 1982. - С.34.
В дооктябрьской России интеллигенция составляла относительно небольшой слой населения и насчитывала около 1,5 млн. человек, в том числе с высшим образованием - примерно 220 тысяч Роль интеллигенции определялась ее местом в общественной организации труда и в конечном счете подчинялась решению задач, которые ставил перед всем российским обществом развивающийся капитализм.
Определяющей была роль интеллигенции в развитии материальной и духовной культуры общества. Всемирную известность получили многие писатели, поэты, ученые, художники, изобретатели. Интеллигенция занималась распространением знаний в народе, видя в этом свое призвание и долг перед обществом.
В силу особенности своего положения интеллигенция сильнее, чем рабочий класс и крестьянство, воспринимала взгляды на мир, близкие взглядам буржуазии, которые были обусловлены ее отношением к средствам производства, сознанием своего места и роли в обществе. В общем социальном плане интеллигенция служила интересам правящего класса, но ее связь с классовыми интересами была не столь жесткой, как это можно себе представить. В определенных случаях она занимала относительно самостоятельную идейно-политическую позицию, вырабатывала относительно самостоятельные взгляды и мнения.
Исходя из тезиса, что мировоззрение класса и социальной группы в конечном счете отражает их реальное положение в обществе, необходимо учитывать воздействие на них не только объективного фактора, но и роль специфических условий, в т.ч. национальных, культурных, религиозных особенностей. Понятие "мировоззрение" является одним из самых многозначных и трудно поддающихся четкому и строгому определению. Анализ многочисленных определений этого понятия показывает, что в мировоззрении находят отражение (прямо или опосредованно) такие явления, которые представляют ценности для класса, социальной группы, индивида. Под мировоззрением диссертант понимает философскую категорию, дающую обобщенное представление об отношении человека к чело-
I. Бейлин А. Кадры специалистов в СССР, их формирование и рост. - М., 1935. - С.61.
веку, природе и обществу, о предназначении человека и смысла жизни, причем характер мировоззрения определяется прежде всего решением вопроса о первичности материального или идеального, о возможности познания окружающего мира.
Исходя из целей исследования, автор стремился уделять внимание не только анализу мировоззрения индивида (хотя именно для интеллигенции это особенно важно), сколько отношению к основным мировоззренческим проблемам интеллигенции как социального слоя. В данном случае диссертант согласен с В.С.Буяновнм, который полагает, что о групповом мировоззрении целесообразно говорить лишь в том случае, если группа отличается общностью интересов и целей, связанных с социально-значимой деятельностью в сфере материального и духовного производства В нашем случае речь идет о передаче знания, о воспроизводстве духовной культуры общества.
Особенность интеллигенции состоит в том, что в ее мировоззрении значительную и достаточно самостоятельную роль играют абстрактные идеи и ценности. На нее больше, чем на какую-либо иную социальную группу, действуют не только объективные факты и явления общественной жизни, но и вырабатываемые обществом в целом, и интеллигенцией в частности, продукты духовной деятельности. Интеллигенция раньше, активнее и в целом полнее других социальных групп и слоев усваивает новые ориентиры, она более открыта для новых идей.
Межклассовое положение интеллигенции порождало и порождает противоречивость и непоследовательность ее воззрений. Не имея возможности активно сопротивляться реальным социальным силам, угрожающим ее состоянию как "справа", так и "слева", интеллигенция переносила свои надежды на радикальные изменения в обществе в сферу мыслей, и главным образом, в чувства. Отсюда - поиск новых форм религии, отказ от традиции и ортодоксии. Отсюда - постоянное стремление интеллигенции к "чистой" мысли, к "чистой" теории.
Отличительной чертой российской интеллигенции со второй половины XIX века становится ее высокая политическая активность,
I. Буянов B.C. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. - М., 1987. - С.31.
соторая реализовывелась в самых различных формах - от сочуствия 'ому или иному течению до активного участия в работе политичес-сих партий. Обострение политической борьбы в России начала XX зека не могло не вызвать обострения борьбы идеологической, [ак следствие - усиление полемики по основным мировоззренчес-сим проблемам.
К началу XX века значительная часть российской интелли-'енции, особенно выходцев из непривилегированных сословий, ¡ыла неверующей. Это было вызвано развитием естественных наук, ■ехники, влиянием литературы, искусства, возрастанием полити-геской активности общества. Одним из факторов укрепления пози-[ий материализма послужило распространение марксизма в России. >днако философские взгляды К.Маркса были известны значительно [еньше, чем экономические и социально-политические составляю-[ие его учения
В годы первой русской революции отношение различных клас-ов и социальных групп к основным мировоззренческим вопросам, : религии и церкви нашло отражение в программных документах парий и союзов, причем, если левые партии требовали безусловно- ' о отделения церкви от государства и введения свободы совести, о правые настаивали на укреплении позиций государственной равославной церкви.
Революция 1905 года заставила интеллигенцию более трезво объективно оценить свое место и роль в обществе, т.к. ни один ласс в России на признал в интеллигенции своего духовного вож-я, на роль которого она претендовала. После революции интелли-енция ощущает потребность в переоценке духовных ценностей. Ост-ый характер классовых противоречий, поиск выхода из духовного ризиса привел к переходу части интеллигенции от идеализма фи-ософского к идеализму религиозному. Этот переход отмечен появ-ением в 1909 году сборника "Вехи", авторами которого были .Бердяев, П.Струве, С.Булгаков, С.Франк и другие. "Вехи" при-ывали интеллигенцию России отречься от материализма, отказать-я от выбора революционного пути развития страны. Сборник как ы суммировал мнение той части интеллигенции, которая открыто ошла на союз с консервативными силами.
- 12 -
Выход "Вех" вызвал бурную реакцию всех слоев российской интеллигенции, заслужив одобрение только крайне правых сил. Многие негативные оценки сборника носили сугубо политический характер, однако анализ вопросов, поднятых веховцами, наводит на мысль о том, что авторы сборника раньше других поняли,правда, не признаваясь в этом самим себе, что Маркс был прав, развивая теорию классовой борьбы. Во время острейшего столкновения классов интеллигенции неизбежно пришлось делать выбор: "С кем быть?", и уход в идеализм, в мистику, в религию мог стать нишей, в которой можно было переждать кризис.
В начале века в среде левой, марксистски ориентированной интеллигенции возникло течение, трактовавшее созидательную дея тельность как религиозную. Наиболее видные представители этого направления - А.В.Луначарский и В.А.Базаров - объявляли своей задачей обоснование новой религии пролетариата, религии без бога, которая превращалась фактически в обожествление коллектива, прогресса. Особенность ситуации состояла в том, что теория богостроительства преподносилась как творческое развитие марксизма.
Это обстоятельство побудило многих марксистов выступить в печати с критикой новейших философских обоснований идеализма и религии. В печати появляется серия статей Л.Аксельрод (Ортодокс ), А.Деборина, М.Ольминского, Г.Плеханова, С.Шаумяна. Со специальной работой "Материализм и эмпириокритицизм" вк ступил В.И.Ленин. В итоге к началу 1910-х годов вследствие оживления экономики, активизации политической жизни в стране, критики новейших религиозных теорий проблема поиска Бога потеряла былую остроту.
В годы, предшествовавшие первой мировой войне, многие интеллигенты остро чувствовали свою отчужденность от народа, замкнутость на небольшой круг образованных людей столиц.
В ожидании близких социальных перемен деятели культуры искали непреходящее духовное начало в русской старине, в нетрадиционных для России религиях. Однако в целом интеллигенция России разделяла идеи свободомыслия, была в основном неверующей, что подтвервдается данными протоиерея А.И.Введенског
который на основании анализа писем читателей газет сделал вывод, что среди его корреспондентов: "... не менее 95% атеистов, либо очень свободомыслящих"
По мнению диссертанта, вывод А.И.Введенского не совсем корректен, т.к. в нем отражена прежде всего общественная активность интеллигенции. Кроме того, под атеизмом и свободомыслием часто понимался отказ от принятия обрядов, дуализм, позитивизм и т.д. Отрицание религии в какой-либо ее форме отнюдь не означало принятия научного материализма, который казался интеллигенции прямолинейным и холодным. В среде интеллигенции шел поиск нового идеала, новых духовных ориентиров. Начавшаяся мировая война подорвала веру как в миротворческую миссию религии и церкви, так и в гуманную направленность прогресса, вызвав глубокий кризис в сознании интеллигенции.
Во втором разделе - "Характер и причины изменений мировоззренческих ориентаций российской интеллигенции в отношении религии и атеизма после Октябрьской революции" - раскрываются изменения в социальном статусе и качественном составе интеллигенции, произошедшие в результате Октябрьской революции и гражданской войны, и как следствие - изменение взглядов различных ее групп на религию, церковь и атеизм.
Демократические традиции и чувство патриотизма обусловили сотрудничество многих интеллигентов с новой властью. Сопротивление мероприятиям молодого государства, выразившееся в саботаже, оказалось недолгим, что объясняется как жесткими мерами, принятыми против забастовок интеллигенции и служащих новой властью, так и социальным характером интеллигенции, как сословия, не эксплуатирующего чужой труд.
В плане мировоззренческом шел сложный поиск, сопровождавшийся рецидивом религиозных чувств, иногда из соображений политической борьбы. После окончания гравданской войны наблюдается возросший интерес интеллигенции к идеалистической философии, к нетрадиционным формам религии и мистике. По мнению диссертанта, это можно объяснить попыткой адаптации к стремительно изменившемуся миру.
I. Прот.Введенокий А.И. Церковь и государство. (Очерк взаимо-^ействия^еркви и государства в России 1918-1921 гг.).-М.,
В то же время кризис вызвал укрепление позиций материала ма и атеизма, особенно среди интеллигенции, принявшей советсю строй. Большинство естествоиспытателей, признававших первичность материи, также не изменили точки зрения. На распространение научно-материалистических взглядов в среде интеллигенции повлияло и увеличение выпуска марксистской литературы, в том числе и ранее неизданных произведений К.Маркса и Ф.Энгельс
Важным фактором, способствовавшим развитии философии мар! сизма, стало появление в № 3 за 1922 год журнала "Под знамене» марксизма" статьи В.И.Ленина "О значении воинствующего материг лизма". Статья показала близость по многим пунктам взглядов В.И.Ленина на проблемы религии и атеизма с позицией большинст! интеллигентов, приглашала их к сотрудничеству. Одной из особе* ностей статьи было то, что в ней не провозглашался какой-то не вый пролетарский атеизм, а выдвигалось требование внимательного изучения и творческого развития наследия прошлого, в т.ч. и трудов философов ХУП-ХУШ веков.
Следует отметить и те высказывания в статье, которые не могли не вызвать определенные опасения, например, термин "воии ствующий атеизм", резкая критика ученых, не разделявших марксистские убеждения. Это связывалось - и не без основания - с закрытием церквей, изъятием церковных ценностей, вскрытием мощей и т.д. Требование высылки за границу некоторых ученых-не-марксисгов было в самое ближайшее время выполнено, и это, естественно , заставляло делать далеко идущие выводы.
Очевидно, В.И.Ленин понимал, что борьба в сфере мировозэр ческой будет долгой и сложной, а потому решил пойти по пути да леко не самому лучшему, но, как в то время казалось, - максимально эффективному. Однако удаление ведущих философов-идеалистов из страны не могло устранить объективные условия для воспроизводства идеалистического, религиозного мировоззрения. Дальнейшие мероприятия в этом направлении - прекращение выпуска немарксистской философской литературы, фактическая ликвидация контактов с зарубежными философами - безусловно, способствовали свертыванию немарксистских философских исследований. Утрата опытного, серьезного оппонента давала знать о себе сни-
«гнием научного уровня исследований. И если в плане сиюминут-гсм, пропагандистском высылка сыграла свою роль, то в перспек-'иве развития науки подобный метод имел только негативные по-¡ледствия. Они проявились уже в ходе первых философских дискус-:ий. В ходе научных споров обнажились слабые места молодой со-$етской философской науки, в том числе относительно низкий про-зессиональный уровень ее представителей, догматизация взгля-юв, слабое понимание духа марксизма, как учения развивающегося, пристрастие к цитате. В отношении к религии почти все участ-1ики дискуссий сходились в том, что при социализме религиозное [ировоззрение потеряло базу для воспроизводства.
В ходе полемики проявились такие негативные тенденции, :ак стремление к разгрому оппонента, к навешиванию ярлыков. ,искуссия обнаружила желание высшего партийного руководства, в ервуто очередь И.Сталина, превратить философию в инструмент про-аганды, а научный спор перевести в плоскость политических обвинений.
Ощущая себя лидерами общества, носителями наиболее про-рессивной идеологии, новые руководители испытывали дискомфорт т того, что ведомые ими ыассы не всегда и не во всем их пони-али. Особое раздражение вызывала та часть старой интеллигенции, оторая хотела не допустить ошибок, вызываемых торопливостью и екомпетентностью. Медленный процесс восстановления разрушен-ого, низкие темпы строительства и формирования "человека со-иалистического завтра" не могли удовлетворить желания пере-кочить мучительный переходный период одним прыжком из "цар-гва необходимости" оказаться в "царстве свободы". Это приводи-э к узкоклассовому подходу в анализе общественных явлений. В ознании большинства руководителей различных уровней прочно акрепились и впоследствии развились по существу утопические, цеалистические по сути своей представления о решающей роли объективного фактора.
Стремление руководства страны, и в первую очередь И.Сталина, зрсировать создание материально-технической базы социализма ж отсутствии как необходимых, так и достаточных предпосылок лзвало к жизни попытку параллельного и столь же быстрого соз-
дания идеологической надстройки. Любые немарксистские теории, несмотря на их пестроту и неоднозначность, объявлялись вражде ными. Верх брало черно-белое, контрастное миропонимание. Все более утрачивался теоретически разработанный и законодательно закрепленный принцип невмешательства государства в дела веры. Складывалось упрощенное представление об атеистической работе Нередко противоположность научного и религиозного мировоззрения целиком сводилась к политическому противоборству.
В конечном счете возобладало отношение к религии, как к идеологии, враждебной коммунизму. Оно нашло свое отражение и в Программе Коммунистического Интернационала, в котором РКП(б объявлялась ведущей силой мирового коммунистического движения В частности, там говорилось: "Освящая святой водой религии во гнусности капиталистического режима и терроризируя свою паств; призраками загробных кар, руководители этих организаций являю ся наиболее реакционными отрядами классового врага пролетариа та"
Левосектантские взгляды были достаточно широко распростр нены и в низших слоях руководящего состава партийных и госуда| ственных органов, значительной части учителей, работников кул] туры, молодежной печати. Революционно-романтические настроения, характерные для этой части интеллигенции, вели к недооце] ке трудностей, к преуменьшению роли объективных причин существования религиозного мировоззрения. Значительная часть новых руководителей, публицистов, деятелей Пролеткульта, охваченная революционным нетерпением, особое внимание в своей работе уделяла наступательному духу, бескомпромиссности и непримиримое^ марксизма к различного рода "уклонам".
Со второй половины 20-х годов стала определяющей тенденция рассматривать чисто коммунистическую партийную позицию в отношении немарксистских теорий вообще как линию, которую широкие беспартийные массы обязаны принимать как единственно ве] ную, а отклонения от официальной линии стали трактоваться как недопустимые. Расхождения мировоззренческого плана однозначно
I. Программа и^Устав Коммунистического Интернационала. - М.;
риравнивались к отклонению от правильной политической линии, затем к измене делу строительства социализма.
В то же время за исторически короткий срок не могли быть реодолены противоречия между городом и деревней, между физи-еским и умственным трудом. Не исчезло фактическое неравенст-ю женщин, особенно в быту, значительным был разрыв в уровне атериального благосостояния. Наличие этих и других причин, I конечном счете, и выступали объектом религиозного отражения, | том числе и в среде интеллигенции.
В условиях формировавшейся административной системы, фак-ической монополии партийного аппарата на выработку идеологии, (ировоззренческие позиции интеллигенции во многом определялись тношением к ней партийного и государственного руководства.
Организованный после процессов Промпартии и так называемо "Шахтинского дела" всплеск антиинтеллигентских настроений пособствовал укреплению в сознании интеллигенции ее "второ-ортности", зависимости от непредсказуемой воли каких-то выс-их, непознаваемых сил. Такое отношение к интеллигенции шз-1ало в ее среде отчуждение, близкое по своему характеру к ре-:игиозному, которое предполагает отчуждение духовной деятель-ости человека и ее результатов от него самого, противостояние му и господство над ним. Категория религиозного отчуждения озволяет понять закономерный характер существования и воспро-¡зводства идеалистических, религиозных взглядов на развитие рироды и общества в различных формах проявления. Невозможность нтеллигента реализовать свои личные потенции также могла слу-:ить одной из причин обращения к вере, к религии.
Новая, сформированная по классовому признаку интеллиген-. ;ия из рабочих и крестьян, безусловно имела атеистические взг-:яды. Но в большинстве случаев ее атеизм базировался на основе [ростого отрицания религии, нигилистического отношения к ней. [аучно-материалистическое осознание законов развития природы и ■бщества, восприятие гуманистических традиций культуры прош-их эпох было присуще немногим, преобладали технократические 1згляды, волюнтаризм, что явилось одной из причин формирова-[ия культа личности.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследова ния. Диссертант обосновывает положение о том, что в течение 1900-1920-х годов в мировоззрении различных групп российской интеллигенции происходило упрочение позиций материализма и ат изма, В то же время, ее материализм далеко не всегда был поел довальным, научным. Отрицательное отношение к церкви во многи случаях ограничивалось неприятием обрядов, антиклерикализмом.
После Октябрьской революции и окончания гражданской войн] противоречивая обстановка 20-х годов создавала объективные ус ловия как для упрочения позиций атеизма, так и для воспроизво, ства в сознании отдельных групп интеллигенции идеалистических взглядов на природу и общество. В дальнейшем формирование и у: репление административно-бюрократической системы привело к волюнтаристским методам борьбы со взглядами, не совпадающими с официальной доктриной.
Развитие противоречий в общественной жизни, накопившиеся за десятилетия, привело наше общество в середине 80-х годов к острому кризису. Нарушения принципов социальной справедливости, резкое снижение ценности и престижа интеллектуального труда, отсутствие перспектив усиливали чувство отчужденности интеллигенции, что в свою очередь способствовало усилению религиозных настроений. Невозможность реализовать индивидуальные потенции привела к снижению уровня социальных притязаний, выработке двойственного сознания. Духовный конфликт личности часто становился предпосылкой религиозного обращения. Как и в начале века, интеллигенция пытается найти в религии средство выхода из духовного кризиса. Возрастание религиозно-мистических настроений в интеллигентской среде подтверждается исследованиями 80-х годов.
На основании изложенного автор делает вывод о том, что мировоззренческие ориентации российской интеллигенции в отношении религии и церкви как в начале XX века, так и в его последние десятилетия имеют много общего. В целом, в этих ориен-тациях отражается влияние объективных факторов и конъюнктуры текущего момента.
х
X
X
Некоторые положения диссертации изложены в опубликованных статьях:
1. Некоторые особенности атеистической работы в современных условиях. - Пропагандист и агитатор. 1988. - № 16.
2. Изучение общественного мнения в преподавательской среде (в соавторстве). - Седьмые Уральские социологические чтения. Перестройка социально-экономической жизни СССР и задачи социологов. Тезисы докладов. - Ижевск. - 1989.
3. Формирование материалистического мировоззрения русской интеллигенции. - Вестник обкома КПСС, 1990. - № 22.