автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области"
На правах рукописи
Белых Екатерина Анатольевна
ОБЩЕСТВЕННАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (60-е гг. XIX в. - ФЕВРАЛЬ 1917 г.)
Специальность 07.00.02. - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Работа выполнена на кафедре Историко-культурного наследия ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Л. В. Курас
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
А. А. Иванов
кандидат исторических наук, доцент С. В. Евдокимова
Ведущая организация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Защита состоится «с^У» ^О 2005 г. в ^ часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.022.07 при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета
Автореферат разослан 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент
.__ Палхаева
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы. Проблема взаимопонимания между людьми с разными культурными традициями и историческими судьбами особенно актуальна в наши дни, когда экономический и политический кризис, охвативший Россию, грозит ее целостности, • В этих условиях история взаимоотношений евреев с другими народами, многолетний опыт совместного хозяйствования, взаимопроникновение культур, традиции межнационального- общения представляются актуальной, как в научном, так и в социальном аспектах.
История евреев в России насчитывает три столетия. За это ■ время еврейский народ расселился по, всей ее обширной территории, в значительной. степени растворившись в других- народах страны, утратив национальную специфику, язык, отличительные этнические черты. Сокращению численности еврейского населения в немалой мере способствовали усилившиеся в последнее время эмиграционные процессы.
Место, которое евреи занимали в социальной системе региона, во многом определялось спецификой Сибири - района интенсивной колонизации. Сибирь, издавна была перекрестком культур и народов. Евреи как правило не вызывали в глазах сибиряков образа «чужака», порождающего враждебность, как это было в Европейской части страну. : :,
, _. . , • Изучение истории участия евреев в общественной и культурно-,.Г]ррсретительской-жизни Забайкальского области, их вклад в развитие ,о.бра?рдония,здравоохранения, типографскую и издательскую деятельность, сферу досуга и развлечений не менее значителен, чем у представителей других национальных групп населения. Эта сторона их "Деятельности, '.одобрявшаяся общественным мнением, была ' своеобразной формой борьбы за авторитет и стабильность.
Тем самым существует необходимость комплексного изучения данной проблемы, которая на протяжении десятков лрт не поднималась в научной литературе, в связи с чем,' заявленная нами тема представляет особый интерес и видится актуальной.- * ■
Степень научной ' разработанности проблемы. История общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин - одна из малоисследованных проблем.
Периодизация исторической литературы по проблеме жизни еврейских общин в целом совпадает с периодизацией истории дореволюционной России, советского и постсоветского общественного развития. , '
Первый, период - дореррлденирНШЙ» - охватывает последнюю треть XIX века и до 1917 года. Для еврейской историографии этот период можно считать «золотым веком», продемонстрировавшим стремительные темпы, ее. развитияи^/Иервые работы по изучению проблемы жизни евреевпв: России начинают появляться в последней трети XIX века. Одним из важных! ¡направлений этого периода было рассмотрение правового, положениж «евреев в Российской империи которое регулировалось,(Многочисленными* порой противоречащими друг другу законамиД Наибольший иинтерес представляют работы начала XX века. В числе монопрафкчеоких сочинений, в которых емко и фундаментально рассматривается прашйое положение евреев России, , осрбр,,выделяется исследование ¡И. ГЪЮршанского.3 Это первая ,рерьрзнад,, работа , по- проблеме . законодательных ограничений в отношении евреев, включая Сибирь.
Наибрльший интерес в русле проблемы, связанной с правовым положением евррев* ;Оказавшихся в Сибири, представляют монография Г. А. Белковского,4 статьи в научной периодике М. Мыш 5 и Т. И. Тихонова. ., ,, II,., и а ■■
Следующее направление дореволюционного периода - это научная литература, дающая* представления собственно по истории еврейского ь народа, освещающая ; различные стороны его жизни: численно.стьу,^география расселения^ сословная структура, культура, образование, религия. Ценный фактический материал представляют работы Л. Брамсона*; 1Б.1 ¡¡Брунруса^ П.- Марека и С. В. Познера, посвященные изучению») «истории ^.становления национального ..еврейского образоваи{м|"."!:в; Росоии.6 Первые'1 историки
, , , I.' : ■)■ I.-, ' '
' Тапелнп Р. ПЛ.. Кельнер ' В. '1' I:.1 Проблемы историографии сврес'и в России. Историографические очерки '.'-2-А полезий^п' XIX века - 1-я четверть XX века // Евреи в России. 2-я половина XIX векат.ХХ иск- М - Иерусалим, 1994.
2 Леванда В. Полный хронологический-сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения Алексея Михайловича до настоящего времени, 1649-1873. СПб, 1874; Левин '■). В.
Сборник ограничительных законов и постановлений о евреях по 1 июля 1902 юла. СПб, 1902; Мыш М. И. Руководство к русским законам о евреях. СПб. 1904; Зайденмап Л. Правовое положение евреев в России. СПб. 1906; Гимпельсон Я И. Законы о евреях. Систематический обзор действующих законоположений о евреях с разъяснениями Правительствующего Сената и Центральных правительственных установлений в 2 г. СПб, 1914-1915; Роговин Л, М. Систематический сборник законов о евреях. СПб, 1913 и др. * Оршанский И. Русское законодательство о евреях. СПб, 1872.
4 Белковский Г. А. Русское законодательство о евреях в Сибири. СПб, 1905.
' Мыш М. О евреях Сибири // Восход - 1889. - № 7.
" Брамсон Л. К истории начального образования евреев в России. СПб, 1896; Бруцкус Б. Профессиональный состав еврейского населения в России. СПб, 1908; Марек П Очерки но истории просвещения евреев в России. М„ 1909; Ннкпиш В. Евреи - земледельцы, 18071877. СПб. 1877; Псрсферкович Н. Религиозные вопросы у современных евреев. СПб, 1911;
дореволюционного периода, сделавшие попытку создать 'полную историю русских евреев, были Ю. Гессен и С. ДубйЬв.7
Стоит отметить, что в этот период специальных, обобщающих работ по истории общественной и к^Льтурно-просветительской деятельности евреев на территории России не было. Также не поднимались проблемы, где бы рассматривался вклад евреев в науку, медицину, сферу досуга, музыку, деятельность в общественных организациях. К тому же в этот чрезвычайно плодотворный для' развития еврейской исторйи' перйод исследования велись' безотносительно к региону. ' "
Жизнь еврейских общин Сйбйри в -этот период получила освещение только в двух работах. Первая работа - написанная Ю. Островским - очерк правового, экономического и культурного положения евреев в Сибири.8 Вторая - работа В. Войтинского и А. Горнштейна - «Евреи в Иркутске» - полноценное историческое исследование, охватившее все стороны жизни одной из крупнейших общин Сибири и давшее яркую характеристику столь уникальному явлению, как сибирское еврейство.4
Среди работ, позволяющих восстановить общую картину развития общественной и культурно-просветительской жизни Забайкальской области в дореволюционный период, наиболее интересны монографии Л. И. Шмакова, П. Г. Мацокина, Н. В. Кириллова о деятельности лечебных заведений и медико-санитарного состояния региона.10 Отдельные исследования дают возможность проанализировать культурно-историческую жизнь как в целом в России, так и отдельных регионов." Однако эти работы никак не затрагивают жизни и деятельности еврёе'йи'сфере культуры.
_'Ч I ■__
Пинкус Д. Ф. Очерки 'жоиомичсокой поторчи спреев. СПб, 19'йб; Познер С. В. Евреи в' общей школе. СПб, 1914; Поляков М. Сионизм и евреи. СПб. 1903; Цинберг И'. ^сТорЛя" еврейской печати в России. СПб, 1915; Усов М. [¿врси в армии. СПб, 1911 и др. ' Гсссеи Ю. История еврейского народа в России. Пг., 1916; Дубнов С. М. ¿врси в; царствование Николая II (1894-1914). Петроград, 1922; Он же. Краткая нСтор'и)!1 ¿'врссв^' Ростов-на-Дону. 1997.
"Ооновский 10. Сибирские евреи. СПб, 1911. 1,'.'"',/'' И,
'' Войтниский В., Гопштейн Л. Евреи в Иркугске. Иркутск, 1915. 1 " ' . ' ,.
"' Шмаков Л, И. Очерки деятельности лечебных заведений г. Троицкосавска // Труды Троицкосавск-Кяхтинского отделения нриимурского отделения Русского географического общества (РГО). Вып. 1-2, Т. 2. 1899-1900. С. 8-21; Мацокии П. Г. Мсдико-санитарное состояние г. Верхнвудннска Забайкальской области // Русская медицина. - 1892. - №42: Кириллов II. В. Сельская врачебная часть в Забайкалье, ее состояния и нужды // Восточное обозрение. ■ 1896. - № 44 С. 2; № 46. С, 2; О преобразовании гражданской медицинской чисти в Забайкалье II1 1риамурскио недомоет и. -1897, - № 158. С. 27-51. 11 Милюков 11. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 3. Вып. 2. СПб, 1899; Сукачев В. П. Город Иркугск и его культурно-историческое значение. М.. 1X92; Иркутск, его место и
Важным источником информации об общественной и культурно-просветительской деятельности евреев в Сибири и Забайкальской области в дореволюционный период являются многочисленные периодические издания, содержащие письма, переписку, рекламу, хронику и факты, происходившие в жизни евреев.12
Первый этап советской историографии (1917-х середина 30-х гг.) обнаружил тенденцию к спаду интереса к истории евреев. В 19171925 гг. шли настойчивые поиски решения по национальному вопросу, продолжались исследования по истории евреев. ■ Переиздавались работы Ю. Гессена, работал Еврейский университетов.Петрограде, хотя уже наметилось противостояние двух подходов < к.''проблеме. К сожалению, конфликт двух научных школ - традиционной и новой школы пролетарской еврейской науки - перевел исследования из области науки в область идеологии. После 1925 года, когда Еврейский университет был ликвидирован, противостояние усилилось. Ленинградская еврейская историческая школа была обвинена в отстраненности от культурной революции и продолжении традиций старой Санкт-Петербургской общественности.13 Научная еврейская историография в России прекратила свое существование, прежде всего, в результате внутрипартийной борьбы.14
Этот этап, не давший сколько-нибудь серьезных исследований по избранной теме по сравнению с предшествующим можно считать началом кризиса в ее изучении, что было обусловлено официальной доктриной Советского государства по национальному вопросу.15
Следующие этапы советской историографии, завершившиеся в начале 90-х гг. никак не отражаются на истории еврейских общин, ни на их вкладе в общественную и культурно-просветительскую деятельность в России и регионах. Словно желая компенсировать отсутствие исследований по истории евреев в Советском Союзе,
чначеиис п истории и культурном развитии Восточной Сибири. Пол. ред. Сукачева В. II. M , 1891.
12 Байкальская Волна. - 1906, - №№1,2, 5, 6. 8, 10; Верхнеудинский листок. - 1905. -№№ 6. 7, 12, 13,20.21,34,40,44, 86, 104, 113, 116. 117. 119, 120, 121, 124, 126, 128, 129, 132. 139, 142; 1906 -№№ I, 15; Восточное обозрение. - 1888.-№50; 1890.-№№4-5; 1892. -№№ 18. 22. 29; Забайкальская Новь - Чита. 1910. - №№ 974.997, 1001; 1911 - №№ 1037, 1047, 1052, 1067. 1071, 1072. 1086, 1012; 1912 г. - №№ 1300, 1309, 1315, J329, 1364, 1365, 1407, 1437. 1456; 1918-№№3058„3072,3090:Сибирь,- 1878- №№ 17.18.26,28.
11 Лукин В. К столетию обртования Петербургской научной школы еврейской истории //
История евреев в Росрии. Проблемы источниковедения и историографии. СПб. 1993. С. 23. IJ Курпс Л. В. Есть ли будущее у русского еврейства? // Сибирский еврейский сборник. Ирку1ск. 1992. № 1. С. 108. >
15 Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос//Соч. Т. 2. С. 334
оживились историки на Западе. Не имеющие доступа к источникам на территории СССР, они попытались исследовать историю евреев в Советском Союзе, и их современное положение в стране.
В начале 90-х годов начинает формироваться современная российская историография, обусловленная распадом СССР и образованием нового государства. Объективно этому способствовали демократические преобразования, пробудившие национальное самосознание народов бывшего СССР и возродившие интерес к национальной истории, языку, культуре.
К началу 90-х гг. в отечественной историографии начинается формирование самостоятельного направления, связанное с исследованием широкого спектра проблем истории и культуры еврейского народа.
В 90-х годах стал издаваться «Вестник Еврейского университета в Москве», на страницах которого публикуются разнообразные материалы, в том числе исторического характера. Продолжением разработки темы еврейства как ■ диаспоры можно считать выход в свет¡в-Москве журнала «Диаспора» под редакцией В. И.Дятлова.17 'V/ ., ••
Первый опыт источниковедческого анализа По иотории евреев принадлежит петербургскому ученому Д. Эльяшевичу.18 Попытку классификации законодательства о евреях первым из ^российских ученых предпринял также историк из Санкт-Петербурга Д. Раскин.1''' Интересный фактический, материал представлен в работе П. Марека
_ и/
"' Aronson. О. (cd) Russian Jewry, 1917-1967. New York, 1969: lînron. S. The Russian Jews under Tsars and Soviets, New York, 1976; Brahum, R. Jews in the Communist World, New York, 1961; tëckman, L. Soviet Policy Towards Jews and Israel, 19.17-1974, New York, 1974; Frey, S. The Truth about Jews in the Soviet Union, New York, I960; iHric.dbcrg, M. Why They Left, New York, I960; Oilison, J/ The Soviet Jewish Émigré..Baltimore.. 1977; Korey, W. The Soviet Cage: Anti-Semitism in Russia, New York, 1973; Levy,.H. Jews and the National Question. London. 1958; и
др. -I НИ', Л! '• •
17 Мучник 10. Религиочная жизнь сибирскИХ'евреев в XIX столетии (по материалам Томской губернии) // Диаспоры. 1999, №1. С.' 58*76:ч Рабинович- В- Евреи дореволюционного Иркутска: наброски к портрету // Там <жИ. 0ич77*103; Кяльмина JI. Евреи в Западном Забайкалье: поиск -жоиомических ниш (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Там же. С. 104-114; Романова В. Российские евреи,в.Харбине //.Таите, С. 115-142.
18 Эльяшсвич Д. Источниковедение истории евреев в России (к постановке вопроса) // Ис горня евреев в России. Проблемы пстачликоведения к историографии. СПб, 1993. С. 2753. : ■" '
" Раскнн Д. «НвреПский вопрос» ^гдокумвпгах высших государственных учреждений Российской империи XIX - начале XX в. // Там же. С. 60-77.
«Борьба двух воспитаний», где идет речь об истории просвещения евреев в России в дореволюционный период.20
В конце 90-х и начале 2000-х гг. отмечается усиление интереса региональных исследований бывших республик СССР (Украина, стран Балтии), регионов и городов, где «еврейская»'"тема получила самостоятельное развитие.2'>, .1 . > :
В 90-е годы центром исследований па-историй сибирского еврейства стал Иркутск. Появились первые публикации по еврейской истории. В период с 1992 по 1996 гг. вышел' в'свет "«Сибирский еврейский сборник», в котором' представлены 'работы - историков, философов, демографов, социологов и др.22 < -
Появляются первые серьезные монографические работы отражающие жизнь сибирских евреев. Первая из них - работа А. Г. Гройсмана о евреях Якутии в 2-х томах.23 Глубина исторического анализа характеризует опубликованную в 1999 п. монографию Л. В. Кальминой и Л. В. Кураса «Еврейская община^ в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века - февраль 1917 года).24 Серьезный вклад в исследование по истории формирования и деятельности еврейских общин Дальнего Востока со второй половины XIX века до начала XX века сделан в работе В. В. Романовой.25
В начале 2000-х г. появилась новая обобщающая работа Л. В. Кальминой «Еврейское купечество Восточной Сибири (60-е годы XIX века — 1917 г.)."26 Еще одна работа Л. В. Кальминой освещает внутриобщинную жизнь сибирских евреев, процесс формирования и развития учреждений, составляющих «духовную территорию»
2,1 Марек П. Евреи в Российской империи XVIII - XIX вв. // Сборник трудов еврейских историков. М,- Иерусалим, 1995.
21 Каган И. И. Очерк истории евреев Оренбуржья в XIX - начале XX вв. Оренбург, 1996; Иоффе Э. Г. Страницы истории евреев Беларуесии. Краткий научно-популярный очерк.
Минск, 1997; Шкурко Э. А. Очерки истории евреев Башкортостана. Уфа, 1999 и др.
32 Сибирский еврейский сборник. Иркутск, 1992. №1.; Сибирский еврейский сборник. Иркутск, .1996. №2; Еврейские общины Сибири к Дальнею Востока // Материалы 111 региональной мауч.<-практ. коиф. (26-27 августа 2002 года). Красноярск - Улан-Уд). 2002; Впрси в Сибири и па Дальнем Востоке: история и современность И Материалы IV' региональной нау»|.-лракт. конф. (25-26 августа 2003 года). Красноярск-Бнробнджап. 2003;' Евреи в Сибири: С<5. статей / Под ред. Э. И. Черняка и Я. М. Кофмана. Томск, 2000. I-21 Гройсмаи А- Квреп в Якутии. Ч. 1. Община. Якугск, 1995.; Ч. 2. После революции. -Якутск. 1999.
24 Кальмипа Л, В., Курас Л. В. Еврейская обишна в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века -февраль 1917 года). Улан-Уд). 1999.
21 Романова В. В. Власть, и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX в. - 20-е годы XX в.). Красноярск, 2001.
16 Кальмина Л. В. Еврейское купечество Восточной Сибири (60-е годы XIX века - 1917 г.), Улан-Уд). 2002.
еврейской общины: религиозных, благотворительных и просветительных.27 Опыт анализа проблемы формирования и жизнедеятельности еврейской общины дореволюционного Иркутска принадлежит иркутскому исследователю В. Ю. Рабиновичу.28
Несомненный интерес, представляет монография М. Н. Савиных, в . которой рассматривается, законодательная политика российского самодержавия в* отношении евреев во второй половине XIX - начале XX вв.2,9 Значительным вкладом в историографию проблемы стали материалы проведенных при поддержке «Джойнта» пяти региональных научно-практических конференций,30 а также издание библиографических указателей отечественной литературы на русском языке по истории еврейского этноса Сибири и • Дальнего Востока."1'
Что касается историй общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин на территории Забайкальской области в указанный период, то по этой проблеме опубликовано лишь несколько статей, символизирующих начало подступов к теме.32 Эти работы раскрывают сюжеты, связанные с деятельностью евреев в области медицины, 'Типографском деле, в
" Кальмнна Л. 13. Парен Восточной Сибири: «духошшя территория» (середина XIX века -1917 год) // Еврейские общины Сибири л Дальнего Востока. Красноярск, 2002. Вып. 9. ís Рабинович В. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе. Красноярск, 2002.
и Савиных М. И, Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во торой половине 19 - начале 20 вв. Омск, 2004.
См. История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока. Сб. матер. I per. науч. - иракт. конф. 4-5 ноября 2000 г, Томск. 2000: Евреи » Сибири н на Дальнем Востоке: история и современность. Материалы V per. иауч..-практ. конф. (19-20 августа 2004 года). Красноярск. 2004.
11 Библиографический указатель отечественной литературы // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока, Сост. Л. В. Капьмина. Л. В. Курас. Красноярск, 2001. Вып. III.; Библиографический указатель литературы на русском языке // Евреи Сибири и Дальнего Востока. Соог. Л. В. Кальмина, Л. В. Курас. Т.' А. 11емчинова. Красноярск, 2004. Выи. VI. "Кальмнна Л. В.. Курас Л. В. Еврейская диаспора в Бурятии в конце XIX - начале XX в. (социально-профессиональная структура, образование). Улан-Удэ, 1996. С. 135-137: Белых И. Л. Евреи в медицине Верхнсудинска (70-е годы XIX - начало XX вв.). Красноярск - Улан-Удэ. 2002. С. 83-87; Белых Е. А. Роль евреев в становлении типографского дело в Западном Забайкалье в начале XX века. Улан-Удэ, 2002. С. 46-48; Белых Е. Л. Деятельность евреев в государственных и общественных организациях Забайкальской области (1868-1918). Улан-Удэ. 2003. С, 57-67: Белых Е. А. Роль евреев Забайкалья в общественной и культурно* просвети гельской деятельности (60-е годы XIX века - 1917 г.). Улан-Удэ. 2003. С.146-149; Белых Е. А. Вклад евреев в общественную и кулыурную жизнь Западного Забайкалья в конце XIX - начале XX века. Иркутск, 2003. С. 33-36: Белых Е. А. Вклад евреев в сферу досуга и развлечений Западного Забайкалья (середина XIX - 20-е i r. XX вв.). Красноярск-Биробиджан, 2003. С. 34-40 и др.
работе профессиональных обществ, государственных учреждений, и др.
Таким образом, есть основания утверждать, что на сегодняшний день в отечественной историографии российского еврейства сложилась определенная база, являющаяся основой для углубленного изучения отдельных аспектов исследований по истории регионов Сибири, в том числе и Забайкальской области.
Исследование обозначенной проблемы невозможно представить без использования многочисленных работ историков сибирского региона, как по общим проблемам истории, так и по отдельным ее аспектам.33
Цель исследования - изучить историю общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин в Забайкальской области (60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.) для достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Проанализировать Российское законодательство о евреях в Сибири применительно права заниматься общественной и культурно-просветительской деятельностью./2. На основе архивных материалов показать общественную, благотворительную и культурно-просветительскую деятельность евреев в регионе, 3. Рассмотреть пути формирования местной еврейской интеллигенции в области медицины и образования. 4. Раскрыть специфические особенности еврейского образования в Забайкальской области.
"Дондаков Б. Ц. Возникновение и развитие партийно-советской печати в Бурятии (19181937). Улан-Удэ, 1960; 'Ганский М. В. Странички из прошлого Улан-Удэ. Улан-Удэ, 1966; Пезряев 15. Впереди огни. Очерк культурного прошлого Забайкалья. В-Сиб. 1968; Шмулсвич М. М. Лечебное дело//Очерки истории культуры. Т. 1. Улан-Удэ, 1972. С. 218; Нагаев П. Л. Улан-Удэ (Краеведческий сборник). Улан-Удэ, 1983; Бежжрыс М. А. Верхнеудинскне типографии начала XX века. II Материалы вторых Макрушинеких чтений (23 - 24 мая 1991 г.). Томск, 1991. С. 50-54;. Городская культура Сибири: история, памятники, люди. Сб. e ra гей. Новосибирск, 1994; Немов В. Чита - история, памятные места, судьбы. Чита, 1994; Гапоненко В. В. Верхнеудинскне меценаты первой половины XIX века / Улан-Удэ в прошлом и настоящем. Улан-Удэ, 1996; Гурьянов В. К. По Большой, Большой -Николаевской. Улан-Удэ, 1998: Константинова Т. А. Губернаторы Забайкалья 1851-1917 гг. Чита, 2001; Замула И. 10. Городская культура и общественный бы г Верхнеудинска (1875-февраль 1917 гг.). Иркутск, 2001: Лобанов В. Старая Чита. Чита, 2001 и др.
Объект диссертационного исследования - общественная и культурно-просветительская деятельность еврейских общин на территории Забайкальской области (60-х гг. XIX в. - февраль 1917 г.)
Предмет исследования"-^ процесс становления и развития общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин на территории Забайкальской области в контексте общероссийского исторического развития еврейской истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до Февральской революции 1917 года. В исследовании обозначенной темы эти границы имеют свой специфический смысл: в 60-е годы формируется устойчивая этническая группа евреев в Забайкальской области, к тому же в этот период в России был проведен ряд либеральных реформ - отмена крепостного права и создание новых органов самоуправления, которые способствовали культурному развитию России. Февраль 1917 года принес представителям всех национальных меньшинств бывшей Российской империи освобождение от унижающих их национальное достоинство запретов и предоставил равенство гражданских прав и свобод. ' •
Территориальные рамки определены границами Забайкальской области, образовавшимися в составе ' ВосточноСибирского генерал-губернаторства в 185Ггоду с областным центром в Чите и вошедшими округами - Баргуз^нокий, Верхнеудйнский, Селенгинский, Нерчинский, Нерчинс'кб'-ЗййбДской и А'Мийнский. Выбор этого региона обусловлен тем, 'что это' один из' районов Сибири, который был местом ссылки еврейского населения, что и заложило основу формирования здесь еврейской общины. '' ' Методологическая оснойа диссертаций В процессе работы были использованы основные методы истории: генеральный методологический" гфйнцип историзма и объективности. Принцип историзма позволил "'представить процесс истории развития общественной и культурно-просветительной деятельности еврейских общин в Забайкальской области, на фоне развития общей истории евреев России в их взаимосвязи с законодательной политикой по отношению евреев в Сибири и их реальном развит/т.'1 Принцип объективизма позволил изучить-достоверные про'цеёСы,'происходившие в общественной и культурно-просветительской деятельности евреев Забайкалья и изложить -их, не искажая факты, г-'"•' "
и ■ Системный-и диахронный методы позволили- более полно' раскрыть поставленную проблему, детальнее и углубленнее
рассмотреть события и явления, происходив,щие.р общественной и культурно-просветительской ,, деятельности еврейских . общин Забайкальской области. -о<и ■ i 1-
В исследовании тщменены общенаучные, ¡.методы: структурный (предметный) анализ,,синтетический (обобщение научная организация собранного материна). ..¡,
В процессе работы применялись и специальные методы: сравнительно-исторический и статистический,.,,.,. Методы систематический и ретроспективный применялись fia протяжении всей диссертации, так как материалы введенные, в оборот требовали глубокого анализа и понимания процессов происходящих в указанный период.
Положения, выносимые на защиту:
1. Еврейский вопрос в законодательстве Царской России занимал особое место. Весь строй законодательства Российской империи предусматривал притеснение в силу конфессионального неприятия православной церковью иудаизма.
2. Несмотря на «драконовские» меры законодательства, запрещавшего евреям заниматься общественно-полезной деятельностью, они находили выход своей общественной активности в национально-благотворительных организациях.
3. К началу XX века в Забайкалье сформировалось ядро еврейской общинной интеллигенции, выходцев из центральных Российских губерний и выпускников тамошних университетов. Именно они сыграли значимую роль в становлении национадьррй и светской культуры края.
4. Евреи, имея многовековой опыт в финале,ово7коммерческой деятельности, сумели в Забайкалье приложить,с^ои способности в торговле, сфере обслуживания и досуга. А именно: первые рестораны, кофейни, гостиницы, бани, кинотеатры (иллюзионы), цирки, карусели, были организованы евреями.
Источниковая база диссертации
Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использован широкий круг опубликованных и неопубликованных источников: архивные документы Национального архива Республики Бурятия (НАРБ), Государственного архива Читинской области (ГАЧО), законодательные и нормативные акты, статистические, справочные материалы, периодическая литература.
Опубликованные источники: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ), Свод законов Российской империи,
статистические материалы и отчеты органов власти разных уровней исследуемого регйона.
В соответствии со схемой Дубнова-Гинзбурга, которой пользуются как'рбсйийскйе, ткк? и'Зарубежные специалисты по истории еврейского народа;'1 все о'сйовные источники мы разделили на две группы: первай: г; Ьсточйи^й' по истории правовых, экономических и культурных /'бтноще'ййй ^!ёй{эёйскс>й 'общины с государством и общество^! К'' ним ' отнсЗ'сятся ' официальные документы: царские манифесты', ' поЛдж'еЙия-'' Комитета Министров, разъяснения Правительствующего СёНата,' циркулярные письма министерств и ведомств, переписка 1 Забайкальского военного губернатора, 'отчеты городских Управ, старост и волостных старшин и т. д. Вторая группа источников - «внутренние» документы общин, к которым относятся метрические книги еврейских общин и различных обществ, религиозная литература, мемуары.
В Государственном архиве Читинской области (ГАЧО) к источникам первой группы относятся фонды 1 (Забайкальское областное правление) разделенный на несколько подфондов: 1 (Общий), I (Врачебный), 5 (Политический), 1 (Строительный). Фонд 226 (Читинская городская дума), фонд 94 (Читинская городская управа), фонды 23 (Читинское окружное полицейское управление), фонд 24 (Читинское уездное полицейское управление) и фонд 26 (Читинское городское полицейское управление).
Отдельный блок составляют фонды общественных организаций Забайкальской области материал о которых сосредоточен в фонде 152 (Забайкальский областной попечительный о тюрьмах комитет), в котором можно проследить деятельность евреев, в разное время занимавших посты директоров, попечителей приютов и их пожертвованиях в пользу комитета и фонд 57 (Забайкальский областной комитет по обеспечению нужд беженцев).
Источники второй группы в ГАЧО не представлены.
В Национальном архиве Республики Бурятия первая группа источников представлена в фондах 337 (Верхнеудинское уездное полицейское управление), фонд 123 (Баргузинское уездное полицейское управление), фонд 10 (Верхнеудинская городская управа), фонд 211 (Инспектор народных училищ Верхнеудинского и Баргузинского уездов), фонд 136 (Штатный смотритель Верхнеудинского и Баргузинского округов). Деятельность учреждений здравоохранения и культуры представляют фонд 101 (Лазарет Верхнеудинского местного управления Российского Общества Красного Креста) и фонд 279 (Кабанский Народный дом). Впервые был
использован и введен в научный оборот фонд 1178 (Верхнеудинский еврейский общинный совет) содержащий информацию о деятельности совета. • л»;.« •••» :'«•«•
Из источников второй группы В|НДР5 ВДМИ обнаружены лишь два фонда; 196? (^ерхнеудинская„еврейркая релйгидзьад;<?бщина) и 385 (Баргузинркая 1 еврейская религиозная ( рбщиН9)--чВ первом ¡из них содержатся! протоколы хозяйственадгР/^равлвниямобщины. аа- 1908 -,1918;Г0Д№ игпрохоколы ¡общвд |(|обраний' общиннилов>с 19/)8(!1?о.11917 ;годы ..¡журнал исходящих бумаг, ;Верхнеудинского общества,дав,$ина и метричер.КИ?!(Книги, с, 1885,,пЫРО,'Тчподы. Второй содержат..протоколы ■хозяйственного прарледеия общины с 1906 по 1916 год и протоколы общих собраний общины за 1917 - 1920 год.
Большую ценность представляют личные фонды, неопубликованные мемуары. Это фонд 1778 верхнеудинского врача М. В. Танского.
Многие интересные сведения относительно к региону удалось почерпнуть из журналов и периодической печати. Отдельные детали из жизни видных деятелей евреев Верхнеудинска удалось восстановить по воспоминаниям родственников. Важным источником исследования явилась справочная литература центральных и местных изданий, в которой, емко отражены отдельные стороны жизни Российского еврейства, жизнь и деятельность видных представителей этого народа.34
и, „..Научная новизна состоит в том, что предпринята попытка комплексного научного исследования по истории общественной и культурно-просветительской деятельности еврейских общин с 60-х годов XIX века до февраля 1917 года в Забайкальской области. В ддннун? работу включен большой и разнообразный пласт архивных документов, большинство из которых впервые введены в научный оборот, а также обобщены уже имеющиеся материалы по заданной теме. ; ,11
;.П Н
---г-—.>•. -Г/1,'1.--¡1 ш>/ШМ1"л
14 Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре)Гр ,[|рпц|/(ом и настоящем. Т., V. С. 797-812; Т. XV С. 589-595. СПб - М.. 1991; Краткая/энцикл'оиЦня по истории купечества и коммерции Сибири в 4-х 'Г. Новосибирск. 1994; Г^ссийская еврейская энциклопедия. Т. II // Биографии. М., 1995; Энциклопедический словарь Ь. А. 'гёрокгау з, И. А. Эфрон. Т. XI. СПб. 1893; Энциклопедия Забайкалья, Т. I. Общий очерк//■■УбставП'Юль Р Ф. Генкагулин. Новосибирск, 2000 и др. >'/■ ,01 ' н/'
' , '1.П>ч<1'< 44,1 ' 'П '
Практическая значимость заключается в возможности использования ее материалов и выводов при чтении общих и спецкурсов по истории Сибири, в краеведческой работе, а также при создании научных пособий, обобщающих трудов по истории евреев в Сибири. Большое значение исследование имеет для представителей еврейской национальности. Материалы работы могут быть использованы в экспозиционно-выставочной деятельности при национальном еврейском обществе, что .будет способствовать дальнейшему процессу национального возрождения, пробуждению интереса к деятельности своих предков, гордости за свой народ.
II. Основное содержание диссертации
Структура исследования определяется целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, основной части включающей шесть разделов, заключения, списка использованных источников и опубликованной литературы , и приложений.
Во , введении обоснована актуальность исследования, рассмотрено состояние научной разработки проблемы, определенны цель и задачи, хронологические и территориальные рамки, методологические основы работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, рассмотрена источниковая база диссертации,, выявлена новизна, и практическая значимость исследования.
В первом разделе «Российское законодательство о праве евреев занимать общественные, должности в Сибири». В данном разделе автором рассматривается динамика государственной политики Российской империи в отношении евреев занимать общественные должности в Сибири. Анализируется законодательство по периодам с правления Николая I (1825-1855 гг.) до Февральской революции 1917 года.
Положение евреев в Царской России регулировалось многочисленными, законами и подзаконными актами. Большинство из них вводилось в виде разъяснений и решений правительствующего сената, Положений Комитета министров, циркуляров министерств. По подсчетам исследователей, только более или менее общих узаконений и распоряжений о евреях за 1810-1917 гг. в материалах высших государственных учреждений России насчитывается 557. Годы наибольшей законодательной интенсивности, в отношении евреев приходятся на царствование Николая I (1825-1855) и Александра И (1855-1881), с той разницей, что законодательство первого имело ярко
выраженный антиеврейский характер.- Личные представления царствующих особ по еврейскому вопросу существенно влияли на политику по отношению к исповедующим иудаизм: Характерно то, что правление практически каждого монарха начиналось с послаблений и кончалось ужесточением. Самым жестоким ущемлением прав евреев в России, «апофеозом дискриминации», стала «черта еврейской оседлости», отлучатся за пределы которой евреи не имели права без специального разрешения. Но была территория, на которой «в виде изъятия» могли проживать лишь те евреи, которые признавались наиболее прочными, на которую евреям с честным именем, евреям труда, запрещалось водворяться - то была Сибирь. Проживание евреев в Сибири выдвинуло вопрос об их специальных правах. Сибирь определялась как одна из тех местностей, «в коих относительно евреев установлены особые ограничительные правила». '"''■"
Законодательство о евреях в Сибири делятся на'две группы. Первая - документы, регламентирующие въезд евреев в Сибирь, вторая - законодательные акты, ограничивающие гражданские, имущественные и политические права, оказавшихся в Сибири.
Царствование Александра II отличалось более лояльным отношением к евреям. Право проживать и заниматься профессиональной деятельностью в Сибири, получили евреи, окончившие медицинский факультет и получившие звание доктора медицины и хирургии, аптекарские помощники, дантисты, фельдшеры и повивальные бабки. Этим правом пользовались евреи, окончившие и другие факультеты университета. Они могли состоять на военной и гражданской службе. Получили право открывать национальные учебные заведения (Талмуд-Тора, Эшибот, Хедер). Разрешалось иметь собственные типографиях, книжные магазины и лавки. «Городовое положение» 1870 года определило право евреев занимать должность гласного городской думы в числе одной трети голосов. Александр III положил конец либеральным тенденциям своего отца. Было ограничено число служащих евреев-врачей по военному ведомству. Новое «Городовое положение» 1892 года лишило права евреев заниматься деятельностью в городском управлении. Вводилась квота на прием евреев в высшие и средние учебные заведения. Политика последнего императора продолжила начатую компанию Александра III, но был выдвинут ряд смягчающих законоположений относительно гражданской службы.
«Полную гражданскую эмансииацию» евреи России получили лишь в марте 1917 года, когда временное правительство своим
постановлением ,оценило .рее надцонапьные и вероисповедальные ограничения. ог, ,,,, « ,■■ . г <•
Во втором ращъпр,,«Деяте,1ь/юсть евреев в государственных и общественных оргащ?ациях{(, Забайкальской области». Автор рассматривает и анализирует,.деятельность евреев в общественных организациях согласно установленных законодательством норм.
В общественных организациях Забайкалья еврейская активность проявлялась в благотворительных и культурно-просветительских организациях.. На, государственной службе их процентная норма была очень низкой. Тем не менее, в число гласных Городских дум, входили именитые еврейские купцы Забайкальской области (3. О. Помус, А. Л. Либер^эдн, И. (И. Шлезингер и др.). Отдавая должное коммерческим способностям и порядочности в делах еврейских купцов, привлекали ,к службе, требующей экономических знаний. Особенно выделяется, деятельность евреев в работе благотворительных организаций; ,, «Забайкальский областной попечительный о тюрцмах .комитет», который фактически был «еире^ск^д,организацией, по числу работавших в ней евреев. Другой сферой, приложения усилий стали сиротские и совестные суды. Особенно,, активная .деятельное1?;!;, евреев, была в «Обществе по обеспечению нужд беженцев» где 1;о,ни. входили в финансовые и врачебные комиссии. Среди множества обществ, существовавших на территории Забайкальской области, в начале XX века, действовали и еврейские благотворительные, основанные на традиции бескорыстно оказывать помощь ближнему, заботится о больных и старых людях. Такое было открыто в 1912 году в Верхнеудинске: «Общество пособия бедным евреям». Среди евреев проявляющих свою социальную активность в благотворительных организациях выделился целый круг меценатов: Я. Фризер, А. Новомейский, И. М. Шлезингер, 3. О. Помус. Несмотря на постоянные ограничения законодательства по отношению к евреям занимать должности в государственных учреждениях, они смогли занять заметное место, исполняя свои обязанности в общественных и благотворительных организациях.
В третьем разделе «Становление и развитие национального светского еврейского образования в Забайкальской области». Автор раскрывает и анализирует особенности становления и развития еврейского образования в Забайкальской области в рамках Российской империи. Дает характеристику основных понятий, выявляет персоналии педагогического состава. Национальное еврейское образование на подобие светскому, начинает развиваться в Забайкальской области на рубеже XIX - XX веков, хотя тяга у евреев
получить его всегда была очень сильной. Дело воспитания и обучения в еврейском народе стало одним из важнейших вопросов общественной жизни. У евреев в традиции было устраивать для детей неимущих семей общественное обучение, основу которого составляло обучение Священному Писанию, выполнение которого было долгом общины. Рубеж XIX - XX веков стал временем борьбы за национальное самосохранение, что выражалось в заботах о национально-культурном воспитании детей. Развитие просветительской" деятельности среди еврейского населения а в особенности среди подрастающего поколения волновало местные еврейские общины и лежало исключительно на плечах общинников.
* 1 Заслуга начального еврейского • образования всецело принадлежит Хедерам ^ народной вероиспбведальной школе, которые делились на' частные; (платные) и общественные (бесплатные). Последние назывались Талмуд-Торами и были учреж'дёнйями больше благотворительными, чем образовательными. Первы'е,'частные Хедеры в Забайкальской области появились в'1*881- гоЛу'й продолжали прочно развиваться до 1917 года. I'Первая ТалмуД-Тора в Верхнеудинске открылйоь в 1910 году. Неомотря на'ПримйтйвностЬ' учебного:процесса, от бь!ла; все-таки выходом^для бедный '-'¿етёй, 'гДе^'и;*1, обучали и кормили.'ОНИ послужйли/началышй базбй дйя: оТкрытйя пЙгнб'Цекных учебных заведений. Пблноценные еврейские учеб^ые-заведёний;1 каким являлось русско-еврейское! училище, в Забайкальской области ¿/¿тли открываться1 в начале :ХХ! века. В 'отличие от Хедеров, в них давали светское образование.'1 Для* их открытия' требовались постоянные солидные денежные влива!Ния, которые ранее общиНам были просто не по карману.- К тому же, стремитСЯ'к «идеалу национально-культурного Воспитания»: было' невозможно из-за йтсутствия учителей. Первое русько-еврейскоеучилище в Забайкальской области открылось в Баргузине в 1909 году. В Чите в 1912 и в Верхнеудинске в 1913 гг. Предреволюционные годы характеризуются всплеском еврейской культурной Жизни - начинают появляться национальные культурно-просветительские организации в области - отголоски расцвета культурной жизни российского еврейства. Среди них общество «Тарбут» - занимающееся подготовкой'квалифицированных кадров для преподавания в национальных еврейских училищах и школах,-п -ша же обшествЬ «Кодими» - для изучения еврейского языка. • > •<• / 1 Революция 1917 гбда изменила деятельностью'общинного правления. На Первое место встали вопросы' помтики,'.отодвинувшие вопросы образования на второй 'план*. Забота об'учебе еврейских детей
пошла на спад. Это стало началом конца традиционного еврейского образования.
В четвертом разделе «Вклад евреев в развитие ■здравоохранение Забайкальской области» Автор анализирует деятельность евреев-врачей, их вклад в здравоохранение:'-области, выявляет ярких представителей. Вклад врачей-евреев в'-'-МбДицину Забайкальской области обширен. Это одни изы «'первых профессиональных врачей которые приезжали в регион из центральных уголков России, окончив высшие медицинские университеты.-Выбор евреями этой специальности обусловлен несколькими факторами. Во пербых - процентные нормы для евреев при приеме в медицинские учебные ' заведения были более щадящими нежели на другие факультеты. Во вторых - Согласно политики самодержавия, евреи получившие медицинский диплом допускались на службу по всем ведомствам без ограничения1 места пребывания. В Сибири их роль в медицинской «касте» была очень заметной. Они служили '&'качестве участковых и окружных врачей практически во всех уездах, ординаторами городских больниц, в военных госпиталях, в сиротских домах, приютах, училищах и гимназиях, на железной дороге. Зубоврачебное и аптекарское дело в области в конце XIX -началеXX вв. получило широкое развитие благодаря приезжим специалистам, подавляющее большинство из которых, были евреи. Помимо профессиональной деятельности они занимались просветительской работой, играли важную роль в городской жизни и пользовались уважением населения.
В пятом разделе «Роль евреев в становлении типографского и издательского дела в Забайкальской области» В разделе уделено внимание деятельности евреев в становление >в области в начале XX века типографского и издательского дела. Основанием первых типографий Забайкалье обязано еврейским предпринимателям. Право заниматься евреям типографским делом в Сибири определил закон 1862 года, принятый Александром II «О типографиях, литографиях и других подобных заведений для тиснения букв и изображений». Первая перепись населения 1897 года показала, что евреев занимающихся типографским делом в Забайкальской области было; двадцать ! два человека. Одну из первых типографий в Верхнеудинскс в -1900 году открыл А. Д. Рейфович. Монополистом печатного дела Верхнеудинска был признан С. Б. Нодельман, открывший свое дело в 1903 году. В Чите с 1906 году действовало крупное печатное товарищество «Бергут и сын» во главе с А. К. Бергутом. Эта типография многие годы оставалась лучшей по качеству продукции. Являясь владельцами
типографий, евреи выступали и издателями газет,- подчас исполняя роль главных редакторов («Волна», «Байкальская, волна», «Верхнеудинский листок объявлений»^. (¿Забайкальский рабочий»). Революция 1905-1907 гг. способствовала, появлению *в .Забайкалье нелегальных типографий. Были случаи ^¡косда;,. евреи .■ были содержателями таких типографий.,1 . ■ ■'.-•uv ^м , ■ -
В шестом разделе «Участие.,евреев в культуре, сфередосуги и развлечений Забайкальской, абласти»с■ Показывается;.в кл а дев р е 6 в в область культуры, анализиругатсяг-причины появления.евреев в этой сфере. Быстро ориентирующиеояш растущих культурных потребностях населения, еврейские бизнесмены ■ вкладывали деньги в сферу развлечений, хотя, здесь:мИХ' опыт,- был намного скромнее, чем в промышленнорти-и.^торповле.! :В; эту сферу евреи стали проникать гораздо позднее, ьяем.ив.1 другие отрасли, в-которых они имели многовековой н&пыт: неустойчивые традиции. Деятельность евреев в этой сфере' преимущественно развивалась в городах,: что было обусловлено - спросом населения. Один из, первых стационарных театров'!В,Верхнаудинске открыл в начале XX века С. И. Розенштейн. Евре;и, были, ¡содержателями антрепренерских коллективов. Открывали кинематографы,1 были владельцами цирков и различных увеселительных учреждений. Преуспели евреи и в гостиничном деле. Были владельцами ресторанов и кафе. Благодаря баргузинскому еврейскому купечеству, в 188! году на собственные средства была открыта «Общественная библиотека». Не раз выступали инициаторами и учредителями общественных организаций и клубов. С их именами связано строительство многих зданий в Забайкалье, .которые до сих пор служат украшением городов и входят в список памятников культуры.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы, вытекающие из основных положений, определяются дальнейшие перспективы* изучения темы. Выводы: 1. Политика самодержавия по отношению к евреям разрабатывалась особым законодательством, которое находило свое применения для евреев Сибири. Оно имело два основных направления: первое - всемерное пресечение въезда и водворения евреев в Сибирь. Второе - ограничение различных форм хозяйственной и общественной деятельности евреев в Сибири и ограничения возможности свободного перемещения еврейского населения по территории края. При этом, несмотря на драконовые меры по отношению к еврейскому населению, евреи Западных губерний продолжали прибывать в Сибирь, а их роль в экономической, культурной и просветительской деятельности повышал их фактический статус и заставлял считаться с действительным
положением вещей. 2. Экономическая состоятельность, относительно высокий уровень образования, стремление повысить свою социальную значимость и завоевать хорошую репутацию сформировали поаедбнческий стереотип членов еврейских общин, отличный от такового в черте оседлости. Евреи стали органической частью общества. 3. В общественной и культурно-просветительской деятельности евреи проявляли себя наравне с представителями других национальных групп населения. Эта сторона, одобряемая общественным мнением, тоже была формой борьбы за место в обществе, повышала их статус, делала полезным и приносила признание, необходимое при их правовой уязвимости. Она «растворяла» их в обществе, служила доказательством их патриотизма, не давала замечать «чужеродности». 4. Важной составляющей деятельности евреев было создание национальных общественных организаций в регионе. В большинстве своем это благотворительные организации, деятельность которых особенно активизировалась в годы I Мировой войны. Вкладывая собственный капитал в создание общественно-благотворительные организации, они тем самым поддерживали не только своих единоверцев, по и помогали «всякому нуждающемуся». Среди евреев, проявляющих свою активность в этой области, выделился целый круг меценатов, в большинстве случаев монополистов-золотопромышленников. 5. Благодаря тому, что на рубеже Х1Х-ХХ веков среди евреев Забайкальской области велась борьба, за национальное самосохранение выражавшаяся в национально-культурном воспитании детей, в регионе открывались еврейские национальные школы и училища, главной задачей которых было знакомство с языком и сущностью иудаизма, в той степени, в какой это было необходимо, чтобы сохранить себя как народ, б. Здравоохранение в Забайкальской области в описываемый период можно назвать с большей долей «еврейской» специальностью. В соответствии с политикой самодержавия, только врачи-евреи составляли тот привилегированный слой, которому позволяли селиться в Сибири и даже в тех местах, где поселение евреев вообще было запрещено. Это в свою очередь предопределило высокий процент евреев медиков занимающихся этой деятельностью в регионе. Адаптировавшись в сибирском обществе благодаря своим деловым качествам и активной деятельности, достигнутые ими успехи, выдвигали их в ранг самых известных и,уважаемых людей в этой области. Первые гражданские врачи, стоматологи, фельдшеры и провизоры, приехавшие в Забайкалье, в подавляющем большинстве были евреями. Их появление в этом отдгитенном крае сыграло важную роль в развитии здравоохранения. 7.
На духовное, нравственное и культурное развитие Забайкальской области, несомненно, повлияло становление и развитие типографской и издательской деятельности отрасли, результатом которой стало появление периодической печати. Основанием первых типографий Забайкалье обязано еврейским предпринимателям. Благодаря их деятельности в,этой области вся печатная продукция перешла на новый качественный ^уровень, остававшийся непревзойденным в течении многих лет. 8. Обладая завидной предприимчивостью, евреи прилагали свои усилия в сферу досуга и развлечений, а так же учреждения культуры - библиотек и общественных кружков Забайкальской области. В большинстве случаев .они выступали как организаторы зрелищ, увеселений. Были основателями и председателями основанных ими кружков и организаций. Не являясь первыми в этих областях, они развивали и... продолжали, уже имевшиеся традиции. Вкладывая собственный- капитал в их создание, они тем самым влияли на развитие культуры в Забайкальской области.
Таким образом, Забайкалье характеризовалось отсутствием жесточайшей конкуренции,' характерной дл/1. губерний черты оседлости,.неразвитой инфраструктурой и незаполненными нишами в экономической деятельности,' веротерпимооть и в целом доброжелательное отношение к евреям населения способствовали проявлению их инициативы.
На базе проведенного исследования считаем возможным внести следующие предложения:
1. 'В комплексе изученной „проблемы мы полагаем, что изучение . истории еврейской благотворительности - тема, требующая специального ¡, .изучения, так .как- . переосмысление значения общечеловеческих и нравственных, I ценностей, в том числе сострадания, милосердия и их роли .в гуманнизации межчеловеческих отношений I. в,, дювых:., государственных условиях актуальна на сегодняшний день; . , I , ,...
, I-'2,.,! Представляется необходимым; ;продолжить исследование проблемы в .условиях смены режимов власти (1917 - 1930-е гг.), так как в этот - период происходят радикальные,' демократические изменения внутриобщинной . ' жизни. Национальная жизнь. приобретает политический'Характер; В. этот период еврейская община выступает не только-'как этнокулъ'турный феномен, но и как субъект социально-политической жизни. ' ■•> < <■
< . 3. 'Исследованный материал может быть использован для чтения спецкурсов, в экспозиционно-выставочной деятельности при
национальном еврейском обществе, а так же общих курсов по истории Сибири.
Апробация темы '
Основные положения диссертации были изложены автором в докладах на региональных и международных научно-практических конференциях в период с 2001 по 2005 гг. Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Белых Е. А. Роль евреев в становлении типографского дела в Западном Забайкалье в начале XX века // Исследования молодых ученных. Межвуз. сб. ст. Вып. IV. Улан-Удэ, 2002. - 0,3' п.л.
2. Белых Е. А. «Духовная территория» евреев Восточной Сибири. Рец. на кн. J1. В. Кальминой «Евреи Восточной Сибири: духовная территория (середина XIX века - 1917 год)». Красноярск, 2002. С. 164. // Исследования молодых ученных. Межвуз. сб. ct. Вып. IV. Улан-Удэ, 2002.-0,3 п.л. '
3. Белых Е. А. Вклад евреев в общественную и культурную жизнь Западного Забайкалья в конце XIX - начале XX века // Учителя, ученики. Матер, per. науч.-теор. конф., посвященной 90-леТию В. И.Дулова. Иркутск, 2003. -0,2 п.л.
4. Белых Е. А. Роль евреев Забайкалья в общественной и культурно-просветительской деятельности (60ге годы XIX века - 1917 г.) // Полония в Сибири: проблемы и перспективы развития. Матер, междунар. науч. конф. (30-31 мая 2003 г.). Улан-Удэ, 2003. - 0,4 п.л. 1 '
5. Белых Е. А., Голосовская Т. В. Евреи и представители польской диаспоры в золотопромышленности Забайкалья // Пойбния б Сибири: проблемы и перспективы развития. Матер, междунар. науч. конф. (30-31 мая 2003 г.). Улан-Удэ, 2003.-0,3 п.л.
6. Белых Е. А. Вклад евреев в сферу досуга и развлечений Западного Забайкалья (середина XIX - 20-е годы XX века) // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Матер. IV per. науч. - практ. конф. (26-27 августа 2003 года). Красноярск - Биробиджан, 2003. - 0,4 п.л.
7. Белых Е. А. Деятельность евреев в государственных и общественных организациях Забайкальской области (1868 - 1918) // Исследования молодых ученых. Межвуз. сб. ст. Вып. V. Улан-Удэ, 2003. - 0,6 п.л.
8. Белых Е. А. Общества пособия бедным евреям в Забайкальской области в начале XX века // Исследования молодых ученых. Межвуз. сб. ст. Вып. VI. Улан-Удэ, 2004. - 0,4 п.л.
9., Белых Е. А. Вклад евреев в становление театральной .жизнш в • Верхнеудинске в начале XX века // Евреи в Сибири и на Дальнем ' Востоке: история и современность. Матер;'. V; рег.,':ндуЧ-.-практ. конф. (19-20 августа 2004 года). Красноярск, 2004т-0,3-iTJi.
10. Белых Е. А. Становление и развитие национального еврейского; образования в Забайкальской области, в 1881 - 191.7.:. грi¡>t//., Историко-культурное и природное . наследие: >< проблемы, сохранения, трансляции и подготовки кадров.'Матер. Междуна]Ь. науч.-практ. конф. г. Улан-Удэ, 26 ноября 2004. Улан-Удэ/2004. -0,5п.л. ,
11. Белых Е. А. Источниковедческий .анализ архивных документов и литературы по истории : общественной и культурно-просветительской деятельности-еврейских общин на территории
'! .Забайкальской области (60-е годы XIX века - февраль 1917 года) П Исследования молодых ученых. Межвуз. сб; ст. Вып. VIII. -• ■ Улан-Удэ, 2005. - 0,6 п.л.
12. Белых Е. А. Евреи в медицине Забайкальской области (60-е годы
XIX - начало ,ХХ вв) II Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Межвуз. сб. ст. Вып. I. Улан-Удэ, 2005. - 0,4 П.Л.
13. Белых Е.;,;А/; Роль евреев в становлении типографского и издательского дела,в>Забайкапьской области (конец XIX - начало
XX вв.),//'Еврея в i Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. Матер. VI per. науч.-практ. конф. (25-26 августа ,2005 года).;мБарнаул, 2005, - 0,4 п.л.
Общий объем: 4,5 п.л. i. , ■
; ■ i <: - ■ ' -/* - I.
•■-и - ■ ■ '•'!>
(' ■ .Л > '!- ■ ' ■••' íi;|í'
ll < i•'!i . ■•i • ! I У '/
.(.' : /it ' "/ V'.'UOI
Подписано в печать 19.09.2005 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Объем 1,5 печ. л. Тираж 100, Заказ № 96.
Отпечатано в т ипографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
I .ru '•
РЫБ Русский фонд
2007-4 10956
Получено 29 ДЕК 2005
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Белых, Екатерина Анатольевна
Глава I Российское законодательство о праве евреев должности в Сибири
Глава II Деятельность евреев в государственных и Забайкальской области
Глава III С
3.1. занимать общественные С
3.2. общественных организациях С
3.3. Становление и развитие национального светского еврейского образования в Забайкальской области (1881 1917гг.) С
Глава IV Вклад евреев области
Глава V Роль евреев в становлении Забайкальской области
Глава VI Участие евреев в культуре, сфере досуга и развлечений Забайкальской области С
6.1. Заключение
Список источников и опубликованной литературы
Приложения С
6.2. С
6.3. С
6.4. типографского и издательского дела С
6.5. в развитие здравоохранения Забайкальской С
Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Белых, Екатерина Анатольевна
С. 3-32.
Раздел I
Российское законодательство о праве евреев занимать общественные должности в СибириС. 33 - 55.
Раздел II
Деятельность евреев в государственных и общественных организациях Забайкальской областиС. 56 - 88.
Список научной литературыБелых, Екатерина Анатольевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Кальмина Л. В. Курас Л. В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века февраль 1917 года). Улан-Удэ, 1999. С. 25.
2. Из истории и мифологии революции. Почему евреи? Материалы «круглого стола» // Отечественнаяистория. 2000. №2. С. 110.
3. Гессен Ю. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о праве жительства евреев в России.СПб., 1911.С. 106.
4. Евреи в России. Указ. соч. С. 18.
5. Систематический сборник действующих законов о евреях Сост. Роговин Л. М. СПб, 1913. С. 283.
6. ПСЗРИ Т. XVI, ч. 1, Ст. 380, изд. 1892 г.
7. Систематический сб. Указ. соч. С. 282.
8. Евреи, которые жили в России // Евреи в России XIX век. Россия в мемуарах. М., 2000. С. 16.
9. Хедер издавна существующая у евреев народная вероисповедальная школа.
10. Романова В. Указ. соч. С. 36-37.
11. Систематический сб. Указ. соч. С. 277.
12. Меламед содержатель и учитель хедера, а так же домашний учитель древне-еврейского языка и законаверы.77ПСЗРИ Т. XXXI. Ст. 31,104. РОССИЙСКАЯ
13. ПСЗРИ Т. XXXIV. Ст. 34,460. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
14. ПСЗРИ т. XXXVII. №38,641; т. XXXVIII. №39,158.
15. Талмуд-Тора еврейская вероисповедальная начальная общественная (бесплатная) школа.
16. Гессен Ю. И. Евреи в России: очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев.СПб, 1906. С. 273.
17. Мышь М. И. Указ. соч. С. 393-394.
18. Гессен Ю. И. Указ. соч. С. 285-288.
19. Островский Ю. Сибирские евреи. СПб, 1911. С. 26
20. Евреи в России Указ. соч. С. 22 23.
21. Белковский Г. А. Русское законодательство о евреях в Сибири. СПб, 1905. С. 148-150.
22. Систематический сб. С. 61,64-65.
23. Тихонов Т. И. Сибирские евреи, их права и нужды // Сибирские вопросы. Период, сб. СПб, 1905. С. 305306; Лесков Н. С. Евреи в России: несколько замечаний по еврейскому вопросу. М., 1990. С. 19-29.
24. Леванда В. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от уложенияАлексея Михайловича до настоящего времени 1649-1873. СПб, 1874. С. 849 №752, С. 991. №908.
25. Гессен Ю. И. Евреи в России: очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев.СПб., 1906. С. 271-284.
26. Лобанов В. Старая Чита. Чита, 2001. С. 157.
27. ГАЧО Ф. 94. On. 1. Д. 67. ЛЛ. 3-5.
28. Там же Ф. 94. On. 1. Д. 96. ЛЛ.9-13.
29. Памятная книга Забайкальской Области за 1871 год. Иркутск. 1873. С. 22.117 Там же С. 6, 10, 13, 15.1,8 ГАЧО Ф. 94. On. 1. Д. 96. ЛЛ. 9-13.
30. ГАЧО Ф. 94. On. 1. д. 22. Л. 2.
31. НАРБ Ф. 10. On. 1. Д. 9. Л. 22.
32. ГАЧО Ф. 226 On. 1. Д. 4. ЛЛ. 11, 34-37.
33. Там же Ф. 226. On. 1. Д. 3. ЛЛ.
34. Там же Ф. 152. Оп. 2 . Д. 43. ЛЛ. 1-2
35. ГАЧО Ф. 21. Оп. 2. Д. 68. Л. 10.
36. Л. В. Кальмина. Указ. соч. С. 203.
37. Верхнеудинский Листок. 1905. № 121. 23 октября.
38. НАРБ Ф. 10. On. 1. Д. 2955. JUL 204-204об.
39. Верхнеудинский Листок. 14 октября 1905 г. № 117.
40. Обзор деятельности Верхнеудинского Городского Управления за 1907-1909 г. Иркутск. 1910. С. 12-71.
41. Капьмина Л. В. Указ. соч. С.56.
42. ГАЧО Ф. 152. On. 1. Д. 486. ЛЛ. 1.
43. Там же Ф. 152. Оп. 1.Д. 153. Л. 3.
44. ГАЧО Ф. 152. On. 1. Д. 173. Л. 8.
45. Там же Ф. 152. Оп. 2. Д. 43. ЛЛ. 1-6.
46. ГАЧО Ф. 152. On. 1. Д. 506. ЛЛ. 42-42об.
47. Нагайцева Н. Д. Указ. соч. С. 13-15.
48. ГАЧО Ф. 94. On. 1. Д. 96. ЛЛ. 46-59.
49. НАРБ Ф. 236 On. 1. Д. 133. Л. 40; Д. 76. ЛЛ. 26-27, 30,40;Д. 90. ЛЛ. 7-7об, 19-19об, 22.
50. ГАЧО Ф. 94. On. 1. Д. 640. ЛЛ. 5-6, 8-9об.
51. Там же Ф. 57. On. 1. Д.7.ЛЛ. 193-194.
52. ГАЧО Ф. 57. On. 1. Д. 6. ЛЛ. 44-44об, 150.
53. Там же Ф. 226. On. 1. Д. 61. ЛЛ. 7-8об.
54. ГАЧО Ф. 1(о). Оп. 1.Д. 10779. JUL 10, 16-17.
55. Орехова H. А. Общество пособия бедным евреям в Енисейской губернии (конец XIX начало XX вв.).Материалы IV региональной научно практической конференции 25-26 августа 2003 г. КрасноярскБиробиджан, 2003. С. 61.
56. Амбросимова Е. А. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российскихблаготворительных организаций // Благотворительность в России. Социальные и историческиеисследования. СПб., 2001. С. 305.
57. Орехова Н. А. Указ. соч. С. 162
58. Нагайцева Н. Д. Указ. соч. С. 21-22.
59. НАРБ Ф. 337. Оп. 2. Д. 2587. ЛЛ. 1-9.
60. Кальмина Л. В. Курас Л. В. Еврейская Община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века февраль 1917 года). Улан-Удэ, 1999. С. 114.
61. ГАЧО Ф. 13. On. 1. Д. 9. ЛЛ. 12, 66.
62. Памятная книга Забайкальской Области на 1912 год. Чита. 1912. С. 272-273.
63. Нагайцева H. Д. Указ. соч. С. 18-19.
64. Кальмина Л. В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX века 1917 год).Красноярск, 2002. С. 109.
65. НАРБ Ф. 385. On. 1. Д. 12. ЛЛ. 4-5.
66. Там же Ф. 385. On. 1. Д. 12. Л. 3.
67. Кальмина Л. В. Сибирский золотопромышленник и меценат Яков Фризер // Вопросы истории № 3, 2003.С. 142-145.
68. ГАЧО. Ф. 1(стр). Оп. 2. Д. 105. ЛЛ. 1-19.
69. Забайкальская Новь 1912. № 1407. 16 мая.
70. НАРБ. Ф. 123. On. 1. Д. 235. ЛЛ. 1-2, 7-10, 49, 54-55.
71. Филиппова Т. С. Возвращая забытые имена // Баргузин: страницы истории. Материалы научнопрактической конференции, посвященной 350-летию со дня основания города Баргузин. Улан-Удэ, 1998. С.113.118.
72. ГАЧО Ф. 1. On. 1. Д. 1772. Л. 2.
73. Новомейский М. От Байкала до Мертвого моря. Библиотека Алия, 1979. С. 81-83.
74. Забайкальская Новь 1912. № 1407. 16 мая.
75. Забайкальская Новь 1912. № 1315. 19 января; ГАЧОФ. 1(о). On. 1. Д. 10114. ЛЛ. 135-144, 147. ГАЧО Ф. 1(о). On. 1. Д. 10114. ЛЛ. 132-133; Ф. 13. On. 1. Д. 9. Л. 12, 66.
76. Забайкальская Новь 1912. № 1437.21 июня.
77. ГАЧО Ф. 152. On. 1. д. 506. ЛЛ. 42-42об; Нагайцева H. Д. Указ. соч. С. 104-105.
78. Там же Ф. 1(о). On. 1. Д. 10114. ЛЛ. 83-83об.
79. Восточное обозрение. 1888. № 50; 1890. №№ 4-5.
80. HАРБ. Ф. 10. On. 1. Д. 2839. ЛЛ. 99-101.
81. Там же Ф. 10. On. 1. Д. 2955. ЛЛ. 207об-208.
82. НАРБ Ф. 337. Оп. 2. Д. 1859. Л. 21; ГАЧО. Ф. 1(о). On. 1. Д. 10114. ЛЛ. 122-123.
83. Кальмина Л. В. Указ. соч. С. 212.
84. ГАЧО Ф. 57. On. 1. Д. 4. Л. 3.