автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Общественно-философские воззрения Машраба
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-философские воззрения Машраба"
р Г Б ОА 1 Ц ДВГ 1995
ЖАДЕМЩ НАУК РЕСПУБЛИК! УЗБЕКИСТАН 1ИСТШТ И ЬРА^А ЦЦ. Ц.И.ЫУИЫЮйА
Дгцзаксквй Государстваннцй педагогический институт йл.А.Кадира
На правах дукописи »
лОЕШХШОВ МУМШ
уда I (575) (09)
ОБИЕСТЗШО-Ф1ШОСО№№ ВОЗЗРЕНИЯ МАШРАБА 09.00,03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации аз соаскез^в ученой сгеленв кандидата до досовских наук
Теииаиа - 1935
Роботе выполнена > Отделе истории философии Института философии и права им. И.М.Мушноеа АН Республики Узбекистан.
Научный руководитель
локгор философских наук,профсссор АЛКШОВ Х.Л.
Официальные оппоненты
Ведущая организация
- аоктор философски наук ШРИТДИНОВ М.Н.
кандидат философски неук,доцент ШЖЧЕДЬЯРОВ A.C.
- Ташкентский Государстгенний Университет.
Ä
1995
шита состоится
' ос
часов на заседании специализированного совета
года
Д.015.03.22 г Институте философии и права им. И.Ы.Мууинова АН Республики Узбекистан /700170, Ташкент, ул. Ыумкнова, 9 /.
С диссертацией иажно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан / Ташкент, ул.Нуминова, 13./.
/О > я <?
Автореферат разослан " >7 * 1595 г.
Ученый секретарь специализированного соЕота, цоктор философских ниук
ХШШ0ВА З.С.
- 3 -
ОБИАЯ ХАРШЕРКСТШ РАБОТЫ.
Актуальность исследования. С обретением независимости Узбекистаном резко возрос интерес к изучению духовного наследия узбекского народа,его богатого культурного прошлого. В трудах и сис-туплениях Президента Республики Узбекистан И.А.,Каримова постоянно подчеркивается необходимость освоения национальных культурных ценностей кок важной предпосылки дальнейшего духовного развития современного общества. "Особое внимание должно ,бъ!ть уделено возрождению самобытности национальной культуры. Вместэ с тем возрождение национального самосознания не может быть оторвано от идеалов мировой гуманистической культуры и общечеловеческих ценностей, традиция нашего многонационального общества"
Одной из важных задач, стоящих перед учеными независимого Узбекистана, является более полное возрождение и объективное оевз-шение общественно-философской мысли народов нашей' страны, восстановление исторической правды, незаслуженно забытых имён, с которыми связан большой вклад в сокровищницу национальной и мировой культуры.
Как известно, в. годы тоталитарно-административного режима многие известные представите/ш культур! прошлого, в том числе об-цественно-филоссфской мысли были преданы забвению, а их творчестве р(солитривгиюсь с односторонних партийно-классовых позиций,что нередко приводило к искажению их воззрений. Вот почему творчество, мировоззрение многих восточных шелиталей средневековья для своз-, го переосмысления нуждаются в новом подходе, новнх методологических и концептуально-Теоретических решениях. Одним из таких мыслителей является Боборя.хкм Мошроб, выдающийся узбекский пеэт ХУП- " ХУи веков. Б контексте определенных идеологических стереотипов недавнего прошлого творчество Мяшрабя,.его обшественно-философское наследие, пронизанное глубоким гуманизмом и общечеловеческими идеями, в ряде аспектов получило'неадекватное истолкование, предстало в неверном свете. А между том оно но потерялогевоего теоретического и практического значения, требует нового обращения к себе, своего дальнейшего углубленного и более объективного исследования.
I. Каримов И.А..Узбекистан свой путь обновления и прогресса. -Таикект: Узбекистан, 1992. - С. 07.
Следует отметить, что наследие Маораба, наше активное приобп^ние к нему обретают особую оначшость и актуальность в свете современных духовных процессов, когда склепывается иной подход к ряду идейных течений прошлого.
Наконец тематическая актуальность ценного исследования определяется также тем, что исюрическчГ: период,который представлен творчеством Ыашраба, наименее изучен в историко-философской неуке и неслучайно в последнее время привлекает и себе всё более пристальное внимание наших ученых. Толкуемый ранее преимущественно в негативном аспекте период ХУП-ХУШ вв. в настояиее время представляет большой интерес,ибо тогда складывались и развивались самостоятельные узбекские государство, интенсифицировалось дальнейшее развитие национальных духовных традиций формирование национального самосознания в целом.
Степень разработанности проблемы. Следует сказать,что богатое творческое наследие Боборахима Машраба до сих пор не полу-■чило своей, обстоятельной к всестороней разработки в нашей историко-философской литературе, хотя уъу давно привлекает внимание многих учёных. Прекде всего была проделана большая работа по изданию его произведений, в частности диванов,стихотворных сборников*. Б последние годы была установлена принадлежность ему трактатов, "Мабдви кур" и "Кимё*. Следует отметить, что творчество Машраба каило свое отражение и освеыение е^ё в трудах напкх ученых ХУП-ХУИ вв., в частности Аблул Муталдибя 8ахми, Мухаммеда Баде Ыалехо, Сайда Хакимхснтуры
В последующем отдельным аспектам творчества были посвящены иссле-
1. Матраб.Танленган асЕрлар.-ТоикенТдМОЗ; Машраб.Танлзы пн_оо*р-лор.-Тоикент, Гулом номкдап; Ддабиот ва санъат нашристи, 1971; Маираб. Девон.-Точкент :Р.гулеп ыс-ииапп; АааСий* га саиъаг ¡ш-ЕИо?н, Шшфг.З. Кзбрсшос. перевод с узбекского ка„рус.яз.-Тошкент,1959: Ыажраб шеъриятиг.ан:-Гошкент; Узбскистон И! ьЖнинг нашриёти, 19/9; Бобора^им Машраб. ыезфибоним кайдасан?-Тоикецт: ¿'.Кулоы нрыидаги Адебиёт ва емгьаг ншриёти. 1990; 1',кссг.й Узшраб. Тошкент: «зувч>;, 1992; Ооз{ Цирг.б киссаек.-Тошкент: ььр:, 1391.
2. '.!у.\акмод Вглеъ Малого. :и;'оск1;рул-пс>;обгСо1.*.орт{анп , 1ви.^91;
А 5 дул 1>уталли5 ^г'-ьгу?.:;' 0; Д,гл>ра;: бос" на-
мсьлум/, 1363; Сайд Хоки.\цсон?5рг» Мунгахаб ут-таворкх. £;<он,1872.
дования таких известных. русских востоковедов и историков, как В.Л.Бяткин, Н.И.Васеловский, Н.С.Лыкошин и другие.
Крупный вклад в изучение творческого наследия Машраба как в контексте разработки общей истории узбекской литературы, так и в плане специальных,в том число текстологических исследований творчества поэта внесли узбекские литературоведы, такие какФит-рат, Г.Гулям, И.Султан, В.Ахмедов, В.Абдуллаев, А. Абдугафуров, А.Хайишетов, И.Абдуллаев, М.йокири, К.Юсупов, Н.Комилов, Г.Саля-мов, И.Хаккулов, Б.Садыков, В.Рахмонов и другие. ^
Исследование философских аспектов творческого наследия Машраба проводили И.М.Муминов, М.М.Хайруллаев, А.Д.Шарипов,Х.Алику-лов, М.Нуритдинов и другие философы нашей республики.^
1. Вяткин В.Л. Ферганский мистик Дивана - и Машраб.-Ташкент,1923;
Васеловский Н.И. Восточные заметки.-Петербург, 1895; Лыкошин Н.С. Дивана-и Машраб.-Ташкент, 1910.
2. Фитрат. Маыраб//&ц леникчи.-1991,29.31 ./1,2.УII: Г.Гулом.Асар-лар. Х1-том. АдабиП танкидий манолалар.-Тос1кенг,1959; Султок И., Ахмедов В. Асл Машраб.-Тошкент, 1936; Абдуллаев В. Узбек адабиёти
тарихи.-Пт.- Тоикент. 1960; Абдура<+урсв А. Х'збек адабиёти тари-хи. и-Т,-Тошкенг, 19с2; Его ке. Йашраб. Сузбоши уркида.-Тошкент,
1963.; Хайитметов А, 5(аётбахш чашма.-Тошкент, 1974; Его жа.Машраб
лирштси//Шарч юлдузн.-1980,3-сон; Его жэ.Шарч едабивтинниг ияо-
дий метода тарихидак.-Топкокт,1970; йбдуллаез И. Мябда-и-иурга
с7з боши //Шарк юлдузи. 1992.12-сон; .ЗокириЙ М.Адабий-тавдидий
очерк.-Тошкент,1966¡Юсупов К. Хаки^ий Машрабни излаб.-Тошкент ,
1990; Комилов Н..Саломов Г. Шоири аналхач - Тошкент, 1990; Хач-
кулов И. Тасаввуф га '¿еърият-.-Ташкент, 1992; Содинов Б. Хотира.
-Тошкент, 1919; Районов В. Бувк исёнкор.-Тошкент., 1900; и др.
3. Иуминов И. Танланган асарлар. - 1-том. - Тошкент, 1969; Хайруллаев М. Уйганиш даври ва Карч ыутафпккири. - Тошкент, 1971; Шарилов- А. Мировоззрение Машраба // Очерки истории общественно -философской мысли в Узбекистане. - Ташкент, 1977; /титулов X. Ур-та Осиё калклари хурфикрлилиги тарихидан. - 1У - - Тошкент, 1990; Иуритдинов М. Юсуф ЛорабогиП ва Грта 0сиёда\ХУ1-ХШ аср-лардаги ижтимоий-фалсафий фикр. - Тоинент, 1991. и другие.
В своих исследованиях они раскрывали сложное и противоречивое мировоззрение Ь1апраба,осоо'енносги общественно-философских воззрений мыслителя,его вклад в духовное развитие народов Средней Азии ХУП-ХУШ вв. Однако не следует забывать,что в историко-философских и литературсШзских трудах, написанных в недавнем прошлом нередко проявляется односторонний подход к творчеству Машраба, его идеи противопоставлялись исламу,недостаточно уделялось внимания общечеловеческий аспектам мировоззрения мыслителя.
Большим событием в духовной кизни Республики Узбекистан стало проведение юбилея Машраба - 350-летия со дня его роажения. В связи с этой датой вышли в свет его новые сочинения,книги, посвяшенные его творчеству,был осуществлен ряд публикаций в куриалах и газетах. В них были предприяты попытки по более объективному освещению некоторых аспектов мировоззрения'мыслителя, малоизученных сторон его творчества.
Однако до сих пор нет специального монографического исследования, научного труда,посвяшенного целостному анализу философских аспектов творчества Машраба. Объективное и всестороннее изу ченме общественно-философских воззрений Машраба предстает одной из важных и актуальных задач,стоящих перед нашими историками философии.
Цель и задачи исслэдования. Цель настоящей работы состоит в том,чтобы в контексте изучения социально-экономических пред-досшок.обшекультурных идейно-духовных истоков творчес кого нас-■ледия Машраба проанализировать основныа особенности ег.о обце-ственно-философскодрелигиозно-философских/оциально-этическихвоззрений,выявить место и роль в них суфизма,раскрыть гуманистическую сушность его мировоззрения в целом.
Исходя из этого в диссертации решаются следуишие конкретные задачи:
-раскрыть осиоЕНыс осоЗштетк с тенденции обшоственно-по-лиг'кческой и культурной жизни Средне К Азии ХУП-ХУШ веков;
- выявить идейно-духовные истоки абшественно-фшюсофских воззрений М&щреба;
- изучить малоизвэегкш «спвкти его творческого наелвякя, а том числе трактаты;
- показать место и значение ислама в его мировоззрении;
- исследовать особенности суфист ской концепции;
- проанализировать социально'-зтическио взгляды;
- выявить место и роль обмрственно-фшюссфского наследия мыслителя в развитии духовно-Г! ккзни Средней Азии.
Методологические основы и источники. Теоретической и методологической осноюй диссертации явились принципы научно-объзк-тивного,конкретно-исторического н диалектичэского подхода я духовкой еизни,развитию обшественно-философской мысли. Автор стремится преодолеть некоторые негативные аспекты прошлых методологических установок, в частности прзимуаественно отрицательного подхода к суфистким тарикатем.роли исламской религии в духовной жизни. Востока, жесткого взпимолротивопоставдения идейно-философских течений, пренебрежительного отношения к выявлению национальных особенностей духовных процессов и т.д. При разработке концептуально-теоретической и методологической основы мы постарались учесть методшогию историко-философского исследования прошлых уче них Востока, в том числе Центральной Азии, и Запада, а также современные теоретико-методологические"достижения в области истории философии, истории литературы, истории культуры в целом. Текстологической основой послужили труды Машраба, издание на узбекском и русском языках.
Научная новизна исследования заключается в слепушрм:
- изучены основные особенности обп^ственно-полИтическоЯ и духовной жизни Средней Азии ХУИ-ХУШ вв. некоторые её малоизученные аспекты, имевшие важное значение для-формирования мировозре-ния Машраба;
- на основе обстоятельного анализа духовно - идейных источников его творчества внесены коррективы в прешоо толкование этой проблемы;
. - подвергнуты специальному историко-философское анализу некоторые малоизученные аспекты его творческого наследия,в частности его трактаты "Йабдал нур" и "Киме";
' - вскрыты особенности его суфистной концепции,ео место в счстеме суфистских тарикатов того зремэни;
- на основе новых подходов вьтлзлены роль и место религии в его мировоззрении,различные аспекты отношения к духовенству;
' - исслоиораны социально-этические воззрения,их понятий но-
- а -
категориальное содержание,значимость для духовно-нравственного совершенствования человека в его борьбе за социальную справедливость;
- на основе обобщения и сопоставительного анализа различных конкретных аспектов мировоззрения мыслителя делается вывод о его обцегуманистической сущности, об органической взаимосвязи в нем оби^человеческих и национальных ценностей.
Научно-практическое значение диссертации определяется тем, что объективное изучение обц^ественно-философской мысли ХУП-ХУ13 вв, в частности мировоззрения Машраба, но наш езгляд, поможет восполнить один из тех пробелов, которые существовали в истории обирственно-философской мысли Средней Азии этого периода,определить подлинный характер развития обшественной мысли,выработать некоторые новые критерии поступательности историко-философского процессе. Научное значение насгсдоузй диссертации состоит тате в том, что всестороннее рассмотрение места религии и суфизма в общественной жизни того периода,свободомыслия Машраба,взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей в его общественно-философских воззрениях будет в определенной мере способствовать дальнейшей разработке современной концептуальной интерпретации этого периода духовного развития Средней Азии.
О практическом значении работы свидетельствует широкое использование ее основных результатов в учебной работе,при чтении лекций по философии и политологии в Дчизпкском педагогическом институте ии.А.КадыриАлэбкском политехническом институте,Д^и-эакском институте повышения квалификации учителей и других учреждениях. В последушэм они могут быть привлечены для чтения курсов по философии,истории философии,основ литературоведения, этики и эстетики, истории и теории культуры, методики препода— вания литературы и другим предметам, о также в ходе зоспитагель-ной работы с молодежью.
Апробация работы. Основное содержание работы опубликовано в ряде журналов, периодической печати я получило положительную оценку. Оно нашло свое отражение также в выступлениях диссертанта но теоретических конференциях, методологических сои:шарах, г» такяе Мвшребских чтениях,проворикых ежегодно в Исмг.мгона.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРКШЕ РАБ0"Ш
Во введении обосновываются актуальность избранной теш,степень разработанности, рассматриваются цели и задачи, новизна, теоретическое и практическое значение исследования.
Первая глава диссертации - "Обп^ственно-политическая и культурная жизнь Средней Азии в ХУД-ХУШ вв." - состоит из трёх параграфов. В ней освещаются особенности социально-экономического,политического положения, культурной жизни данной ¡эпохи, жизнь и творческое наследие Машраба.
Первый параграф - "Общественно-политическая обстановка".
Анализируя общественно-политические и духовные процессы, происходившие в этот период в Средней Азии, следует прежде всего отметить их сложность и неоднозначность. Если в недавнем прошлом в нашей науке преобладала преимущественно негативная оценка этого времени, то теперь к нему подходят более адекватно,учитывал те важные изменения, особенности, которые накатились и проявились в ходе исторического развития и в конечном счете сыграли важную роль в последующей судьба всего региона, в том числе Узбекистана. Конечно,для понимания исторического процесса того периода необходимо учитывать и принимать во внимание ряд проявлений, тормозивших общественный прогресс.
Эпоха, в которую.жил Машраб, совпадает с периодом правления Аштарханидов, продолжавшегося вплоть до середины ХУШ века. Из числе их представителей Бухарой правили Бокимухаммад /10991005/, Валийцухаммад /1005-1011/, Имамкулихан /1011-1642/ и его младший брат Надирь^хашад /1042-1045/.^ В это время образовались два узбекских государства - Бухарское и Хорезыское.
В начале ХУШ века Фергана также определилась^'качестве отдельного государства. В 1710 году Шохрухбий, котормй был родом.
I. История Узбекистана. Ш-том.-Ташкент, 1993., - С. 50-59.
иэ узбекского племени "минг", победив местную знать.подчиняет себе часть Сырдерьинского бассейна и Еттисува и на месте селения Хуканд основал город Коканд.
Хивинский хан Анува постоянно еосерыал военные походы против Бухарского ханства о целью его захвата и присоединения к Хорезму. После убийства Ануши в 1сй7 году правление Хивинским ханствои переходит в руки Субханкулихена.
Эти важные исторические события свидетельствовали о процес сах формирования самостоятельных узбекских государств. Конечно данный процесс следует рассматривать во всех формах его проявления. В частности объединительная борьба сопровождалось и такими негативными явлениями,как политические раздоры и столкновения, усиление позиции определенной части фундаменталистского духовенства, которое аачаст ую игнорировало и предавало забвению позитивные традиции ислама, искажало и принижало его гуманистический потенциал. Несмотря на все это наметились определенные сдвиги в области сельского козяйства, в частности развивались хлопководство,аелководство,садоводство. Основой сельского хозяйства служили поливные земли. А в городах развивалось кустарное ремесло. В ХУП-ХУШ веках расширяется внешня и внутренней торговля.
Таким образом,особенности данного исторического периода определяли все более интенсифицируюцися процессы формирования самостоятельных узбекскик государств, правда ещё носивших разрозненный характер,но уже заложивших связанные с этим прочные общественно-политические, нормативно-правовые,духовные традиции.
Второй параграф - "Духовная жизнь обЕ^ества" - посвящен анализу культурной жизни.основных факторов и особенностей её развития в этот период.
Хотя в ХУН-ХУШ ьв. в Мавераннахре наблюдаются феодальная раздробленность И связанные с этим процессы в общественной киз-ни, вышеуказанные особенности исторического периода обусловили и многие позитивные явления в духовно-культурной сфере. Так , были построены крупные архитектурные памятники,особенно во .время правления Аштархшидов. По заключению историка П.П.Иванова, и Средней Азии, в провоьес кекотсрым »/нениям, сохранились прожни« культурные традиции. Го.сполл-ьумцие классы уабвков. вовсе ни
- И--
проявляли враждебное отношение к таким традициям, а наоборот стремились их продолжить и развивать дальше.
В медресе Самарканда и Бухары, наряду с богословскими дисциплинами, преподавались этика, педагогика,философия,литература и другие светские науки. В ХУП-ХУШ вв. большого расцвета достигли традиционные випы ремесел: ювелирное дело, керамика, тяачест-во, обработка металлов и др.
В недавнем лроалом среди некоторых ученых бытовало мнение о том, что ХУП-ХУШ века являются периодом преимущественно духовно-культурного упадка, что тогда мало выдвинулось крупных поэтов, ученых, философов, историков, литераторов, сколь-нибудь видны* представителей лругих этрэелеП ксукч.
Исследовэтая псслесшх лет опрогергают ото мнение. В действительности з эту эпоху жили такие известные,как Саидо Насафи,' Равнак, Нишати, Андалиб, Хувайдо, и другие. К этому греме-
ни относится творчество таких крупных представителей религиозно - философской шели, как Суфи Аллаяр, 1£аЯх Хасанкули,Мухаммед Тохир Хорезми, Ишрати Еухари. В рассматриваемый период своих видных представителей имела у философская нзука. К ним относятся Юсуф Кераб.аги /1503-1 47/, Ыухгэд.шд Шярий Бухари /1609-1097/, лироажон Иирази /умор 1507 г./ и другие. В диссертации кратко анализируятся обшественно-философские воззрения некоторых крупных мыслителей в контексте формирования мировоззрения Маш. .раба. В частности,Юсуф Карабаги в своих трактатах развивал идеи восточного перипатетизма, он стремился раскрыть закономерности развития объективного мира, причинную взаимосвязь явлений и предметов, раскрыть соотношение природы и бога. В центре общественных взглядов Карабаги стоял человек и его созидательный труд. Человек представляет соббН вершину в иерархии живых сушеств и создан для того, чтобы творить добро и бороться против злп.
I. ¡¡уритаинов М. Юсуф -^арабогий ва Урта Осиёда ХУ1-ХУП аерлар-даги ижтимоий-фэлсРфнП фикр.-Тошкеит, 1990. 2 Зрта Осиё халклг.ри чурфнкрлилигк тартшдан.-Тошкент, Фан, -.., 1990. - 14У б.
Одним из известних мыслителей этого периода выступает Мирзо Абдукадир Бедиль /1644-1721/,который хотя жил и творил в Индии, тем не менее оказал большое позитивное влияние на развитие общвст-венно-философсной мысли Средней Азии.*
В целом вышеуказанные общественно-политические особенности периода ХУБ-ХУШ вв. нашли противоречивое проявление и в духовно-культурной жизни. С одной стороны, она характеризуется обращением к богатым духовным традициям, стремлением к развитию наук,позитивных знаний,призывом к национальной консолидации узбеков /Турды/, стремлением как мокно более эффективно использовать гуманистический потенциал исламской религиям в деле политического объединения и духовного воспитания личности. С другой стороны,на волне негативных процессов,происходящих в обществе, здесь наблюдается со стороны некоторых правящих кругов стремление к подавлению прогрессивных общественных процессов, оживление фундамента-листски настроенных представителей духовенства, их попытки искажения подлинного ислама в своей духовно-нравственной жизни и проповеднической деятельности.
Третий параграф - "Жизнь и творческое наследие Машраба". В настоящее время несмотря на определенную освещенность данной проблемы к ряду её аспектов,необходимо подойти по новому.
В источниках сообщается, что '¿аираб родил ся в ¡¿аиангьне. Своё первоначальное образование он получил у Муллы Бозор Ахунда. Наставник отправляет Машраба в Кашгар, где он становится учеником крупнеРшего представителя суфизма того времени Офои Хсгли. Здесь он изучает религиозные и светские науки того.времени.
Машраб семь лет находился на службе у своего пира-духовного наставника, однако он не разделял ряд религиозных установок некоторых представителей духовенства, тасаввуфа. В результате между Офок Ходжой и Машрнбом начинаются острые разногласия, после чего он был вынужден покинуть Кашгар. Машраб побывал в Ташкенте, Карши, Туркестане, Самарканде, Бухаре и других городах. В его недавно обнаруженных газелях говорится о его путеиествких в Йемен, о том,
I. Мирзо Абдулкодир Бедил.-Тсшкент, 196С. - 3 б.
что он побывал в Халабе, Руме, Шаме и ряде других городов,затем вернулся в Афганистан.
В конца жизни Машраб жил в Балхе. В 1711 году он был казнен по указу хакима Балха и Кундуза Махмуде Катагана.
Машраб оставил большое литературное наследство:газели,му-хвммасн, мустазады-, рубай. Ему принадлежит также' трактат фило-софско-этического характера под названием "Кимё". До недавнего времени ряд ученых высказывали сомнения отнётельно принадлежности Машрабу произведения "Мабдаи кур", однако теперь на основе изучения источников того периода его авторство убедительно доказано.
Все это значительно расширяет наши представления о творческом наследии мыслителя и открывает новнэ возможности для анализа ого мировоззренческих позиций, общественно-философских воззрений.
Вторая глава - "Основные особенности общественно-философских воззрений МашрабаУ - посэяшена анализу малоизученных либо искажаемых в недавнем прошлом аспектов мировоззрения поэта с позиции объективного, конкретно-исторического подхода.
Первый параграф - "Истоки общественно философских воззрений Машраба".
Мировоззрение Иашраба противоречиво, однако это,на наа взгляд, не означает какуя-то эклектичность или непоследовательность, а представляв! собой выражение противоречивости самого времени, духовно-обш^ственного состояния того--периода. На эти аспекты творчества поэта обращали внимание многие исследователи. В частности,екад. Й.М.Муминов отмечал:"В творчестве Маш-раба, внутренне противоречивом, как в зеркале, отражались, с одной стороны, протест, озлобление и гнев трудявукся масс против угнетения, и о другой стороны - беспомощность и слабость рвуцихоя « свободе, но не сплоченных, неорганизованных народных масс. По словам Н.Лыкомина, мыслитель пользовался боль-
I. Й.М.Муминов. Танланган есарлар. I -том. - Тошкент, 1969. -- 211 б.
икм авторитетом среди простого народа, а некоторые высшие слои населения к неиу относились настороженно*".
Говоря об истоках общественно-философских воззрений Ыашраба, диссертант ввляет его весьма широкий спектр и диапазон. В работе кратко рассматриваются философские воззрения Платона, Аристотеля, неоплатоников,творчество которых оказало большое влияние на формирование взглядов мыслителей Средней Азии, а ряд их аспектов определенным образом сказался и на мировоззрении Машргба.
Мавраб испытал плодотворное влияние своих среднеазиатских предшественников /Фараби, Ибн Сины, Навои, ДавЕ.ни и др./, а также ряда представителе?; других восточных народов /Аль Кинди, Ис'н Рушда, Ибн Т^фейля и др./, связанных с развитием вооточно-першатетических традиций. В их творчества с этих позиций рассматривались проблемы реального шра, бытия, изменчивости явлений, Есиросы о места человека £ мире, об идеальном обществе,справедливом управлении государством, о совериенном и высоконравственном человеке. Все эти и другие идеи мыслителей нашли самобытное отражение в мировоззрении йашраба и получили у него своеобразное истокование и развитие .
Однако основу мировоззренческих позиций кве-пггзля состов-ляет суфистско - пантеистическое мирр понимание. Исторические корни этого учения згеквутся »а. некоторых аспектах творчества §э-рвби, Ибн Синь', концепциях Мс.нсура Халладжа, Шейха Баяэкда Вистами, Кмамиддина Насши и других мыслителей. Машраб разбивал их гуманистические и общечеловеческие идеи.
Важным идейно-духовным источником мировоззрения Матраба выступает исламская религия, её богатая духовная история,традиции и ценности по духовно-нравственному совершенст-роялто человека, которые однако порой получали весьма противоречивое выражение, выступая отражением борьбы определенных сил г: направлений внутри самой религиозной общины.
Второй параграф - "Отношение Ыашраба к исламу" - посвящен ендлизу религиозных воззрений мыслителя, мести и роли исламской религии в его мировоззрении. Следует отметить, что этот
I. Лыкои ин Н. ДиЕона-и Машроб //Средняя Азия.Ежп-ес ччкое литора-турнс-ксторичзскге издание.-Ташкент, 1910,- С. 211.
вопрос является одним из самых сложных и по-разному толкуемых в в контексте анализа мировоззрения Машраба. До недавнего времени в научной литература бытовало мнение о том, что он выступал против религии ислама, критически относился к её основоположениям. Сторонники такогд взгляда ссылались на некоторые идеи, содержащиеся в его газелях, рубай и других произведениях. На самом деле, Машраб был правоверным мусульманином, следовал установкам ислама, соблюдал обряды . Исследования последних лет, найденные новые газели и рубай поэта дают возможность сделать вывод о том, что Машраб как представитель суфизма не только не отрицал бога, но наоборот выражал свою любовь к божественному началу в контегеге своих концептуальных суфистских позиций. Он посещал святые места для поклонения,совершал хадк:
Я Машраб в поисках таинств Г-аабы И из страха перед божеством отправляюсь к ней.
В своих произведениях поэт подчеркивает, что совершая обряды, паломничество, он стремится ещё глубже приобциться к исламским ценностям, осознать их не только с точки зрения своего личностного восприятие, но и в контексте общедуховных процессов.
Я совершил паломничество в Медину,
Мекку, к святому колодцу, К четырем праведникам и пуйтился обратно в слезах.* Все эти ц другие идеи МашраСа псоволяюх сделать вывод о том, что он, как и другие мыслители, в частности Фараби, Ибн Сина, Ееруни, Навоя, Еедиль и другие беспрекословно следовал заповедям ислама. Но, с другой стороны, в общественных воззрениях Машраба большое место занимают антиклерикальные идеи,критика духовно - нравственного мира некоторых кругов духовенства, несовместимого с канонами ислама. В своих гагелях,рубай и других поэтических произведениях поэт беспощадно разоблачал ханжество, двурушничество, алчность и корыстолюбие мЯогих еаизон, шейхов, суфпеп. Именно за токую дерзкую и открытую критику пу-
I. ¿'збькистон алабиёти ва оакьати. - 1991, 2 май.
ховенства поэт преследовался всю жизнь. В диссертации с этих новых позиций подробно анализируются вольнодумные и антиклерикальные идеи Машраба.
Проведенный обстоятельный анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что воззрения Машраба на религию, на наш взгляд, были основаны на его стремлении возродить подлинную сущность ислама, способствовать раскрытию и развитию его духовно-нравственного потенциала, гуманистических ценностей во шля духовного совершенстве, человеке, непримиримой борьбе против тех, кто искажал исламскую религию, в частности фундаменталистов настроенной части духовенства, отступавшей от истоков ислама или использовавшей его в своих корыстолюбивых целях.
Гретий параграф - "Место тасаввуфа в мировоззрении Машраба' -посвяшен рассмотрению суфипских взглядов Машраба, которые за-нимавт центральное место в системе общественно-философских воз-арени й мыслителя.
Машраб явился представителем левого течения суфизма, в частности тариката каландария, который получил широкое распространение в Туркестане в ХУ11-ХУШ веков и был связан с суфистским учением йакшбандия. Его крупными идеологами выступили Юсуф Хама-дани, Абдухалик Гиждувани ц Еахоуддии Нвкшбэид,
Члены суфистского тариката каландария объединялись в союз, имели своих духовннх наставников , руководителей, одним из которых был Машраб. Он призывает людей вступать в суфистский ор-4йн каландария, чтобы бороться с господствовавши«« в обществе жестокостью, насилием и произволом:
Если хочешь избавиться от дурных людей, будь каландаром, будь Каландаром.
Если хочешь воспомошествовать жалобам цд угнетение и подлость,
Если хочешь доставить веем смех, будь каландаром, будь Каландаром.
Если хочеаь отречься от благочестия,разоблачить тайну аскетизма,
Уели хочепь идти путем истины, будь каландаром, будь ка-ланцарсм .
I. Онараб. Девсн. - Тошкснт, 19сС. - *?4 ('..
Стороники этого течения, в том число и Машраб, виступали против аморализма, несправедливостей в общество, бичевали отрицательные и гнусные проступки представителей духовенства, искажавших ислам, выступали на стороне малоимущих, занижали интересы нпропа.
В диссертации стмсчветсн, что дернин во многих случаях не соблюдали догмы и обычаи религии , не занимались общественно-полезным трудом, кили попрошайничеством. Но с другой стороны, они были независимими и свободными людьми, открыто критиковали негативные явления современного им общества. Дтя Мешраба калан-дария, дервишество служили пля вирвжения вольнодумных идей,своего общественного протеста.
По мнении диссертанта, Мзшраб остро критиковал тех шейхов, захидов, впизов, казиев, которые нарушали заповеди ислама. Говоря о яанжествуших заходах, он разоблачает их алчность,обман, расхождение слов с делом;
Ты, о аскет, иди и чигей свои наставления у михраба, Я в мире не видел человека столь коварного, как ты. днем представляясь наставником, ты притворно исполняешь
А ночьи раскрываешь свой черный лик.
Свою любовь к богу Машраб выражает вчвллегорической форме, на пример бабочки и свечи. Бабочка постоянно порхает вокруг свечи, стремясь соединиться с нею. В своих произведениях он неоднократно упоминает известных пантеистов-суфиев, даже тех из них, кто в своё время был осуждён з® свое раскоядение с господствующей идеологией. Машраб, как и они, считал, что "всё воплошено в нем":
Я тот, кто в страдание отрекая от мира, Я тот сияюший небесньнЧ путь,по которому сам хожу. Я сам лечу, свой непуг, от которого нот'исцелителя; Никто в религии не сравнится со мной р святотатство^ Я сам себе и родина, и путешествия, и шах, и ниший.
.и
1. Машраб. Девон. - Тоакент, 19130.
2. лонпнчи. - 1991 г., 2 июль.
- 62 б.
Машраб в своих суфийских воззрениях развивал учения Яссави и ¡ккшбанда и в тсдс время объявлял себя единомышленником Майсура Халладжа, Баязида Бастоми, Фаридуишна Аттора, Иброхима Адхама и Улюшташш Наста. Его суфистские идеи, даже будучи зачастую выражены в форме мистики в аскетизма, несли в себе богатый гуманистический потенциал, в котором были заложены многие национальные и общечеловеческие ценности.
Четвертый параграф. - "Социально-этические воззрения Маш-раба". 11ак и многие другие ыислители прошлого, поит большое внимание уделяет вопросам морали к воспитания, в своих газелях му-хашасах, рубак и других поэтических произведениях Машргб продолжил лучшие традиции своих предшественников. Учения Фараби, Ибн Сины, Насритдина Ту си, Навои, Давани" Осогериенном человеке" /"инсонк комил"/, о врождённых и приобретенних качествах, о путях воспитания у людей высоких добродетелей и др. несомнено нашли своё развитие в его творческом наследии.
В диссертации подход мыслителя к тем или иным социально -этическим проблемам рассматривается в контексте основных особенностей его мировоззрения. Б сеязи с этим делаете-' вкеод о том, что его этические воззрения исходят преимукептвенно из пантеистически-суфистского миропонимания в целом.
Машраб в своих произведениях старался раскрыть своё пони-манке нравственных качесть человека, использовать свое высокое искусство, чтобы прививать людям честность, трудолюбие,душевную чистоту, правдивость, отрешение к знаниям , полезному труду, милосердию, справедливости, любовь к истине. Уважение к родителям среди них занимает особое мосто, и поэтому он удевля-ет большое внимание, данному вопросу, раскрывает его глубинную значимость. Почитание родителей Машраб включает в число вржней-вих требований, которые своими корнями уходят в наккбвнлкзм.
Если хочоиь рая, будь достоин любви отца;
Пока он не будет доволен, не примется твоё покаянно.
Машраб в своих газелях посвяшаот много проникногриных строк,
I. Машраб. Мехрибоним кайдасан ? - Тошкент, 1590. - 345 б.
теплых слов своей матери,.
В некоторых исследованиях творчества Машраба однестороннэ и необоснованно толкуется и его отношение к науке, светскому и религиозному знании. В них пишется о том, что поэт не был
знаком со светскими знаниями. Однако как свидетельствует тшатель ное изучение его творческого наследия, он, вслед за Днами и Навои, наряду с глубокой осведомленностью в области религии,обладал большими познаниями по части светских наук, говорил о необходимости овладевания разными знаниями.
В центре этических воззрений Машраба стоит человек,ег<э лучшие качества. Немало внимания он уделяет и вопросам земной любви, прелестям земной жизни. Его этика прсвизана народностью,гуманизмом и патриотизмом. Мыслитель восд<;1!с.ет совершенного человека, говорит о его лучших нравственних качествах: добре, шед-рости, верности, терпении, справедливости, щедрости души, воздержании, скромности, совестливости и др., имеющих по сушеству общечеловеческий характер. Вместе с тем, как выявляется в дис-.-сергации, в ого произведениях нашли свое отражение острая критика отрицательных социально-нравственых явлений обшества.сме-лое обличение многих недостойных представителей высших слоев. Он призывает люде:%особенно правителей г. аристократов к справедливости, осуждает насилие, высокомерие, алчность, невежество, бездарность, откуда бы они не исходили.
В целой, существо социально-этических воззрений Машраба состоит в том, что он остро реагировал на события, происходившие в обшестве ХУП-ХУф веков, открыто выражали свое недовольство им, бичевал его негативные стороны, выступал на сторона, врогупп простого народа и иногда, видя тшатность своих усилий, внацал в пессимизм. Кесиотрая на это, его гуманистические,рационалистические, общечеловеческие идеи сыграли большую роль в развитии обшесгвенно-философской мысли того периода. Они обретают особое значение в условиях независимого Узбекистана.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования,делаются обшие выводы, раскрывается значение обшественних воззрений Машраба для современности, выдвигается ряд научно-практических рекомендаций.
Основное содержание диссертации изложение в следующих пуб-ликйциях автора:
1. Машраб ва Урта Осиёда ижтимоий фикр теракчиёти.-Тошкент. 1994. -204 б. ,
2. Машраб эътш{оди // Адабий мерос.- 1992, № 2 С.З.
3. Оташгсалб шоир // Тил ва адабиёт таълими.- 1992, Ii 3-4
С. 2.
4. Исёнкор шоир // Гулиетсн.- 1992, №9-10, /в соавторстве с Аликуловш X,/ С. 3.
5. Бобораким Машраб асарлариде рухий тасвир // А.1юдирий 100 йиллигига багшланган институт проф. укигувчилар XX -ил-иий назарий конференциям ыатериаллари. - Низзах. 1992. - С. 3.
6. Машраб ва тасаввуф // А.Кодкрий 100 йиллигига багии-ланган институт проф. укитувчилар XXI илмий назарий конфе-ренцияси материаллари. - Киззах. 1994. - С. 2
7. Машраб ва Хожанинг ахлокий каршлари.-Жиззах, 1992., /в соавторстве с Гезиевым С./ - С. 2.
Ö. Мшребнинг икпшоий-ахлокий карадшари // Мус та к ил Узбе-кистон: фалсефа ва ХУЧУК фанларкнинг долзарб муаммолари. - Ташкент: San, 1994. - С. 2.
"Машрабнинг ижтимоий-фалсафий карашлари" X У Я О С А
Хозирги муста^иллик шароитидо утыиш ижишоий-фалсафий та-факкура тарихини холисона таджик цилиш, салафларшшг дунёкара-,шинн пнги услуб ва назарий ёндашувлар асосида ёритиш долзарб вазифалардан з?исобланади. Машрабнинг ижтимоий-фалсефий карвд-ларига шу вактгача кам эътибор берилди, дунёцараши бир томон-лама, сгафий нучтаи назардан туриб таХлил килинди. Хол-
буки у 7а даврининг мензур мутафаккири ва шоири булиб, ХУП-ХУШ аср ижтимоий-фалсафий фикри тараккиётига садмоцли >;нсса .кушгаь.
Диссертациянинг асосий максади Ыаирабнинг ижтимоий-фалсафий караалершшнг мухим хусусиятларшш, айницса, унинг икти-моий-ахлоций, дший-тассввуфий ропларпни холисона тадцик килищ, *&ыда уларнинг инсонпарварлик ьа уыуминсоний характерини очиб беришдир. . • ■
Диссертациянинг биринчи боби Машрабнинг пшаган даврцаги кучшоий-сиёсиП ва маданий хаётнк Сдопмго багишланган, унда ;.ец.ш:кг г.ураккабдиги, зиапиятлв \ о рок то ¡..и, хонликлврнйнг узаро
курпви очиб ташланган. Бу эпа ХУЛ-ХУШ аср Урта Осиё изданий ва маВДЕЕИй лаётигя ус тсъскрини курЬатган. %кааЯ буливига кара-масдон уиа даврда Саидо Насафий, Турди, Гсуф 1гораборий, Мухаммед Еариф Бухорий, Мирзажон Шерозий квбк машхур шоир ва файла-суфлар етипиб чичкан.
Дкссертациянинг иккинчи бобида Машраб ижтимокй-фолсафий т;ораилари конкрет тарихий ёидошув асосида холисона тадкик килин-гпн. Хусуссн, Мрсроб пунё^арг'гининг зипдиятли тононлари манбаъ-ларга псосланган у.олда курсатиб берилгон. Унинг ижгимоий-фплса-фий каракларига кадимги инон ыутафаккнрлари Афлотун, Араету хвмда Форобий, Ибн Сяно, Мансур Халлож, Боязид Бсктомий, Насини?,, Навоилар катта таъслр кУрсатган. Машраб мусулмончилик ко-нун-коидаларига , исломнинг акида ва маросимларкга амал килган. Леккн, иккинчи тарафдан, унинг дунёкарашида хурфикрлилик ва ак-ткклерикал гоялар, рухонийларнинг ислом динига зид катти-хара-кятларини гвнкиди катта урин эгаллайди.
Диосертацияда Машраб :'асаввуфий таълимотининг мухим хусу-сиятлари очиб ташланган, поирнинг ижтямоий-ахлокий ^арашлари трдчич килинкб, инсоннинг ахлочий камолотида унинг урни курса-тиб берилган.
Охириса кш буйича умумий хулосалар килинген, Машраб ижти-моий-фалсвфий парашларининг хозирги мустачиллик иароитидаги ахамияти курсатилган, илшй - амалий тавсиялар берилган.
SOCIAL-PHILOSOPHICAL VIEWS OF MASHRAB
SUMMARY HOSHIMKHOHOV MUMIN
One of the important goals of the scientists of independent Uzbekistan is an objective interpretation of social-philosophical thoughts of peoples of our country, rehabilitation of historical truth. It should be told that the outlook of many of the medieval oriental thinkers need in the new approach and new methodological and conceptual-theoretical decisions for its recomprehension. I!o-borahim Mashrab, a remarkable u2bek poet of the XVII-XVIII centuries is one of such thinkers. His rich creative heritage had not received up to now its detailed and thorough elaboration in our liistorico-philosopliical literature.
The thesis consists of the introduction, two chapters, conclusion and the list of the used literature. Chapter One deals with the peculiarities of the social, economic and political position, cultaral life of the given epoch, life and creative heritage of Kashrab. The thesis points the complication and variety social-economic and spiritual processes occured at that timo in Central Asia. Nevertheless, such famous poets and philosophers as Saido Nasafi, Turdi, Yitsuf Karabogi, ISuhamad Sharif Bukhari, Mir-zajon Shirasi and others lived and created in this period.
The Second Chapter of the thesis is dedicated to the analysis of Mashrab's outlook from the viev/ of the objective concrete-historical approach. In this work tho contradictoriness of Kashrab's outlook, potent an»! weak aspects of his creation arc noted. He was effected by ancient Greek thinkers and his Central Asiatic predecessors such as Platon, Arietotel, Farabi, Ibn Sino, Mavui, Devoni and others. In the thesis much attention is paid to Mashrab's relation to the religion. On the basis of study of new sources of his works the author arrives at a conclasion thai, f-'-tsbrab was a true—believer Uosic;;., bo hrpt the rules of Islam, iv-«o five-times nascs,' kept, the; i a?;::t.han. But on the other
hand in social views of the poet the anticlerical ideas, criticism of spiritual-moral world of sorce incompatible with Islr-M clergy circles take great plane.
The peculiarities of the conception of :;ufits place in the system of the ideas of sal'izin of that period are shown in the thesis. The social ethic; vie.is. its i sport.anr.e for spiiiUnl ;md noral inprovp'nont of a sin in his fight for the social justice are also rescarel'fKl here.
In conclusion the author r"kos central dcrii-ctions, shows l.?.'-significance of thf> public vin-'s of Marhrah for lb'.'. up-t.o -d.i ness, advances a nuaber of. scicntifio and i<ract :r3l rc-cowervJ.-.'.i-ons.
Подписано к печати 30.05.95г.
Заказ № Ш Тираж 100 эм. Обьем I п/л.
Отпечатана на ротапринт« ffiAH Республика Уабвкнетап г. Ташкент ул. My ми нова 13.