автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-этические взгляды Ажинияза

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Реимов, Рустем Мамбеткаримович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Социально-этические взгляды Ажинияза'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-этические взгляды Ажинияза"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМЕНИ И. МУМИНОВА

На правах рукописи УДК 17(092) (575.172) Ажинияз

РГб ОД

РЕИМОВ РУСТЕМ МАМБЕТКАРИМОВИЧ 2 * ЯН9 2000

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЖШШЯЗА Специальность - 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент - 1999

Работа выполнена в отделе истории философии и общественной мысли Института философии и права имени И. Муминова АН РУз

Научный руководитель

- академик АН РУз, доктор философских наук, профессор М.М. ХАЙРУЛЛАЕВ

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор философских наук, профессор Х.П. ВАХИДОВ

- кандидат философских наук

У .К. ХУДАЙБЕРГЕИОВА

- Ташкентский государственный университет им. Мирзо Улугбека

Защита состоится «Ш » б^фЛ 2000 года в /^^^часов не заседании Специализированного^ совета Д 015.03.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в Институте философии и права им. И. Муминова Академии наук Республики Узбекистан. (700170, Ташкент, ул. Муминова, 9)

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН РУз (700170, Ташкент, ул. Муминова 13)

Автореферат разослан «//» ^РЖ-^^/УД

Ученый секретарь Специализированного совета доктор философских наук, профессор

1999 г.

Х.Л. АЛИКУЛОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Обретение Узбекистаном и „ в его составе Каракатпакстаном независимости, самостоятельное социально-экономическое и культурное развитие ставят совершенно новые -задачи перед нашими народами. Воспитание гармонически развитых и духовно богатых членоз общества, прежде всего молодежи является одной из главных актуальных задач, стоящих перед ними на нынешнем этапе. Её решение немыслимо без глубокого и всестороннего изучения духовного наследия народа, освоения духовно-культурных, в частности, социально-нравственных ценностей. Наша современная национальная культура может развиваться, лишь во всей полноте и сложности осваивая и перерабатывая культурное наследие прошлого.

На необходимость всестороннего исследования духовного наследия народа, его места п роли в мировой культуре и использования для дальнейшего развития общественно-философской мысли-указывал Президент Республик!! Узбекистан И.А.Каримов: «С первых дней нашей независимости важнейшей задачей, поднятой па уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесцепного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.

Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как. органический, естественным процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням»1.

Следует отметить, что спекулируя на многонациональное™ советской империи, провозглашая лозунга о дружбе народов, интернационализме и т.д., на самом деле идеолога недавнего прошлого фактически недооценивали либо искаженно интерпретировали древнее и богатое культурное, философское наследие узбекского, в том числе каракалпакского народа, его роль и место в мировом общекультурном н историко-философском процессе. Потери, понесенные историей общественно-философской мысли вследствие несостоятельной односторонне классовой методологии, оказались особенно значительными у таких малых народов, как каракалпаки, и лишь теперь появилась возможность их восполнения. Как справедливо отметил И.А.Карииов: «Благодаря независимости каракачпак-

1 Каримов И.А, Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.-Т.: Узбекистан, 1997.-С.131.

екий народ обрел возможность заново возродить многие духовные ценности. Осуществились мечты и чаяния мужественных, пламенных сынов каракалпакского народа, боровшихся за справедливость и равенство, свободу н независимость, таких народных героев, как Ерназар Алакоз, Аллаяр Досназаров.

Независимость открыла дорогу для утверждения национальной культуры и духовпостн, полного восспшоатенпя творческого наследия поэтов-классиков каракалпакского народа - Бердаха, Ажшшяза, для увековечения их светлой памяти»'. Поэтому исследование с позиции идеологии независимости духовных, в том числе общественно-нравственных ценностей каракалпакского народа, изучение социально-этических воззрении его мыслителен имеет актуальное значение для нашей историко-философской науки, для подлинного обновления современно!"! духовно!! жизни. При этом следует особо подчеркнуть ещё один важный аспект актуальности данной темы, который вытекает из указания И.А. Каримова о том, что «Национальное единство, национальная целостность, национальная сплочённость - основа национального расцвета».2 Между тем Ажинияз Косыбай улы (1824-1878), творческое наследие которого мы избрали объектом историко-философского анализа, является одним из тех, кто внёс крупный вклад в развитие духовно-нравственных ценностей каракалпакского народа, идеи национального единения, в борьбу против местничества, родо-илемениых пережитков, дичь лей-шее укрепление исторических связен между узбекским и каракалпакским народами. Празднование 175-летнсго юбилея Ажшшяза в 1999 г., которое проводилось согласно специальному постановлению Правительства Республики Узбекистан3, еще раз убедительно подтверждает это и ставит вопрос о необходимости дальнейшего развертывания всесторонних углубленных исследований его наследия, б частности малоизученных социально-этических воззрений, которые в своё время не получили должной оценки либо прямо искажались

1 Новое мышление - требование времени. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на внеочередной сессии Жокаргы Кепес Республики Карахалпахстая. //Вести Каракалпакстана, 19 июля 1997.

2 Там же.

3 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О проведении 175-летия со дня рождения Ажннняза Косыбай улы» от 13 августа 1999 г.//Вести Каракалнакстана. 21 августа 1999.

цз-за несостоятельных методологических принципов, классового подхода, определенной недооценки в недавнем прошлом духовного Наследия малых народов.

Степень разработанности проблемы. В нашей науке уже достаточно давно стал проявляться интерес к творчеству Ажинияза. В своё время в Ташкенте было издано песенное состязание поэта с казахской поэтессой Менеш. («Туркистон вилоятннинг газети»-1878, №11-12). В 1925 году в Ташкенте известным каракалпакским просветителем С.Маджитовым была опубликована в «Букваре для взрослых» историческая поэма Ажинияза «Бозатау:-.

Систематический сбор и изучение творческого наследия Ажн-нияза начинается с 40-х годов.

Со стороны ученых-литературоведов была проведена большая и сложная работа по текстологическому изучению ¡1 публикации произведении Ажинияза, литературоведческому исследованию его творчества.

В 1949 г. под редакций!! известного каракалпакского литературоведа. Н.Давкараева был издан первый сборник избранных произведении Ажинияза. В целом был выпущен ряд таких сборников на каракалпакском', узбекском2 п русском3 языках. Отдельные стихотворения поэта были включены в «Антологию каракалпакской поэзии»'*, сборники .«Стенные струны»5 и «Идет Джсоп»6. Впервые проведенный обстоятельный литературоведческий анализ творчества Ажинияза содержится в монографиях Н.Давкараева, а также в статьях И. Сагитова, М. К. Нурмухаммейоза и др., посвященных изучению творческого наследия поэта.7

1 Эжян!шз.Тангламалы шгармалары.-Нокнс:ККМБ, 1949; Эжшшяз. Танглама-лы шгарлаларн.-Нохис: КК.МВ, , ¡960; Эзкишш (Зиуар). Танламалы шыгармалары.-Нскис: Кдраздлпахстан, 1965; Эжишип. Шыгармалары.-Нокис: Каракалпакстаи, 1975; Элсшиш (Зийуар). Танламалы шыгармалары.-Нокис: К^ракдппакстан, 1983.

2 Ажшшёз Кусибан улы.-Т,:Фгш,1962.

3 Ажнкняз. Избранные стихотворгиня.-Нукус: Каракалпакстаи, I975.

4 Антология каракалпакской поззни.-Т.: Фан, 1968.-С.193-204.

5 Степные струпы.-Москва, 1973.

6 Идгт Джеон.-Тбнлиси: Детгошпдат, 1970.-С. 19-21.

7 Перечень трудов перечисляемых авторов приводится в списке использованной литературы, приложенном к диссертации.

Новые материалы, связанные с жизныо и творчеством Ажинии-за, нашли свое отражение в статьях К.Айымбетова, И.Юсупова, К.Байниязова, X. Хамидова и других литературоведов.

К некоторым конкретным аспектам творческого наследия Ажн-нияза обращались такие известные ученые, как П.П.Иванов, Н.А.Баскаков, С.К.Камалов и другие.

В свое время были проведены обстоятельные историко-литературные, историко-философские, педагогические, литературоведческие исследования, в которых затрагивались некоторые вопросы изучаемо!'! нами темы, а частности в работах К.Худайбергенова, У.Алеуова, К.Мамбетова, Б.Калимбетова, А.Муртазаева п др., в связи с чем был опубликован также ряд статен Дж.Назарбаева, А.Пахратдинова, Б.Генжемуратова, К.Джаримбетова.

В своих диссертационных работах философы К.Худанбергенов, С.Сейтимбетов н У.К.Худанберпенова раскрывают обшественно-фнлософские, этические, эстетические идеи и свободомыслие каракалпакских поэтов-мыслителей XIX и начала XX веков, в частности связанные с ними отдельные стороны творчества Ажниияза,

В историко-философских исследованиях И.М.Мумшюва, М.М.Хайруллаева, Х.П. Вахндова, Х.А.Алпкудова, Ю.Д.Джумабаева, М.Н.Нуритдинова, М.Арипова и других намечается общий подход к разработке данной проблемы, связанный с тем, что в ходе их рассматривались определенные историко-философские принципы изучения истории общественно-философской мысли исследуемого периода.

Следует отметить, что в некоторых вышеперечисленных историко-философских исследованиях мировоззренческие позиции, общественно-этические идеи Ажшшяза в той или иной степени рассматривались в контексте более общих проблем развития общественно-философской мысли народов Узбекистана, в том числе Кара-калпахстана, анализа её отдельных исторических периодов; это наиболее обстоятельно осуществляется в монографии К.Худайбер-генова. Как н-зестно, в недавнем прошлом все общественные, как-то литературоведческая, историко-философская, историко-педагогическая и другие науки должны были в своих методологических принципах неукоснительно исходить из господствовавшей тоталитарно-классовой идеологии, что не могло не отложить на них

свой отпечаток I! вызвать необходимость пересмотра в настоящее время ряда прежних .выводов н положении.

В целой, несмотря на то, что в области изучения жизни и многогранного творчества Ажинияза проделана немалая работа, тем не менее никоим образом нельзя считать удовлетворительным состояние исследований его богатого идейного, наследия, мировоззрения, социально-философских воззрении, роли в истории общественно-филссофскон мысли. В частности до сих пор ещё не подвергались специальному изучению его социально-этические взгляды, которые и выступили объектом настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит п гом, чтобы в контексте изучения общественно-исторических предпосылок, общекультурных, нденно-духовных истоков творческого . наследия Ажинияза, основных, особенностей общемировоззренче-скнх позиций проанализировать его социально-этические взгляды, их гуманистическую сущность.

Исходя из этого в диссертации решаются следующие конкретные задачи:

- раскрыть основные особенности и тенденции социально-экономической п общественно-политической жизни каракалпаков в период конца XVIII - первой половины XIX веков;

- выявить идейно-духовные истоки соцнальпо-этнчсских воззрений Ажинияза;

- проанализировать общефилософские, мировоззренческие основы социально-этических взглядов Ажинияза;

- подвергнуть специальному анализу социально-этические идеи Ажинияза и их гуманистическую направленность;

~ определить место и значение социально-этических воззрений Ажинияза в развитии общественно-философской, всей духовной жизни Каракаппакстана, показать их значение для современности.

Методологической н теоретической основой диссертации выступили .методологические положения по изучению нашего исторн-ко-духовного прошлого, выдвинутые в трудах и выступлениях Президента Республики Узбекистан И.А.Каримовь, руководителей Ка-ракалпакстана, официальных документах, принципы научно-объективного, сравнительно-системного, конкретно-исторического изучения духовной культуры и духовного становления наших народов, современные теоретико-методологические достижения не-

торико-философской науки, ряд теоретических положений мыслителем Средней Азии. Богатой текстологическом основой послужили материалы, содержащиеся в изданиях на каракалпакском и других языках произведений Ажинияза, а также в их списках, имеющихся в рукописном фонде Каракалпакского отделения АН РУз. Кроме того, в ходе написания' диссертации автором были использованы монографин, труды, статьи, материалы из периодической печати, связанные с исследованием различных аспектов духовного наследия среднеазиатских, в том числе узбекских, каракалпакских мыслителей, в частности Ажинияза.

Научная новизна нсследоиання заключается в следующем:

-изучены основные особенности социально-экономическом, общественно-политической и духовной жизни Каракалнакстана конца XVIII- первой половины XIX вв., имевшие важное значение для формирования мировоззрения Ажинияза, его социально-этических взглядов;

- выявлены культурные, идейно-теоретические истоки становления и развития социально-этических взглядов Ажшшяза;

-изучены в свете новых подходов основные особенности и аспекты мировоззрения поэта', общефилософские основы его творческого наследия;

- проанализированы воззрения Ажшшяза по проблеме человека, их гуманистическая сущность;

- раскрыты его позиции но проблемам социальной справедливости;

- исследованы категориально-понятийные аспекты его этических воззрений;

- рассмотрены основные положения нравственной дидактики поэта;

- по ходу исследования выявлялись существенные аспекты современной зиачимс стн его соцналыю-этнчгских воззрений.

Научно-теоретическое и практическое значение диссертации определяется тем, что диссертант на основе изучения произведении Ажинияза н путем привлечения весьма широкого круга материалов по истории, литературоведению, истории общественно-философской мысли пришел к ряду выводов, способствующих выработке новых подходов к исследованию историко-философского процесса в Каракалпак стане конца XVIII - первой половины XIX вв., некоторых

теоретических аспектов его целостного и подлинного воссоздания в наше время. Из этих выводов следует также, что социально-этические идеи Ажииияза, выступающие существенным компонентом духовной жизни каракалпакского народа, важным достижением его общественно-философской мысли, призваны определенным образом способствовать современному духовному совершенствованию общества и личности, нравственному восииташно молодежи. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах ио истории философии и культуры народов Средней Азии, в том числе Узбекистана, Каракалпака ана, могут послужить вспомогательным материалом в деятельности их учебно-воспитательных учреждений.

Апробация работы. Результаты данного исследования отражены в выступлениях автора па традиционных республиканских научно-теоретических конференциях «Мустакил' Узбекистон: фалсафа ва хукук фаиларииинг долзарб муаммолари»; профессорско-преподавательского состава Каракалпакского государственного университета и др., в научных статьях н тезисах выступлении.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите па заседаниях отдела истории философии и общественной мысли, проблемного совета но истории философии при Институте философии и права им. И.Мумшюва АН РУз, а также научно-теоретического семинара при кафедре философии и истории Узбекистана 1-го Ташкентского государственного медицинского института.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во- введении обоснована актуальность темы, раскрыта степень её разработанности, определены цель и задачи исследования, его методологические основы, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава - «Исторические условия формирования мировоззрения Ажшшяза» - посвящена анализу социально-экономической и общественно-политической жизни Каракалпакстана конца XVIII -первой половины XIX вв., духовных предпосылок формирования

творчества и мировоззрения, жизни, деятельности н идейно-духовного наследия Ажинияза.

Социально-политическая обстановка, большие исторические события, происходившие в Туркестане в конце XVIII - Первой половине XIX вв., имели важное значение в общественно-духовном развитии каракалпакского народа.

К 1811 г. хивинский хаи Мухаммад Рахим завершил вюноченне каракалпаков, еще не обладавших централизованной, государственной властью, в состав Хивинскою ханства.

Все это способствовало переходу каракалпаков к преимущественно оседлому образу жизни, что также явилось важным фактором развития их культуры, всей духовной жизни в этот период.

В общественно-экономической жизни Хорезма, в том числе каракалпакского народа, происходят глубокие изменения, укрепляется база для дальнейшего развития, формируются новые города, такие как Новый Ургенч, Кунград, Ходжейлн, Чнмбай, Шурахал н т.д., расширяются тортовые связи, со всем Туркестаном, Ираном, Россией, Афганистаном и другими странами, значительно усиливается ханская власть при Мухаммад Рахнмхане, осущестатяется широкая реконструкция системы орошения, осваиваются новые земли.

В то же время обострившаяся в последующем междоусобица, борьба за власть стали тормозить социально-экономическое развитие, пагубно сказывались на благосостоянии народа, вызывали общественное недовольство. Происходит ряд восстании ла территории проживания каракалпаков (1827, 1855-56 гг.),1 в том числе в,Кун-граде? известное как Бозатауское восстание в 1858-59 гг.

Одна из основных особенностей общественно-политической жизни каракалпакского народа этого периода, на наш взгляд, была связана с усилением объединительных процессов, борьбы за национальное единство, развитие национальной культуры.

По мере перехода к оседлой жизни каракалпаки могл и всё более интенсивно приобщаться к духовным достижениям мусульманских стран, в том числе всего Туркестана.

См.: Камалоз С., Кощанов Э. К,аракалпак,стан тарннхы. -Накис: Билпм. 1993. - 161-6. •

* См. Узбекистои халклари тарихн. 2 ж. - Т.: Фан, 1993. 76-6.

В начале XIX с. благодаря усилиям хивинского правительства каракалпаки стали обучаться в знаменитых хивинских учебных заведениях, более систематически осваивать культурно-духовные ценности других пародов. После завоевания Россией Хива, в её составе И каракалпаки, полностью оказались в сфере влияния русского царизма и стали объектом его.колониальной эксплуатации.'

В истории духовной культуры каракалпаков к концу XVIII -началу XIX вв. самым значительным явлением стало развитие письменной литературы, появление первых крупных её представителей. Среди них последовательно продолжившим в своих произведениях традиции-народного'фольклора поэт XVIII века Жнен Жрау и внедрявшие в XIX з. в каракалпакскую литературу письменные традиции крупные'ноэтьгКунхожа, Ажшшяз, Бердах, Отеш и другие, оставившие богатое духовное наследие.

Их произведения,. несущие в себе гуманистические и демократические идеи, были проникнуты глубоким философским и нравственно-этическим содержанием.

В-данной-главе в ходе анализа духовных предпосылок и источников формирования мировоззрения Ажинняза, его социально-этических воззрений особое внимание уделяется устному народному творчеству, которое у каракалпаков, не обладавших в свое время достаточными письменными традициями, стало основной формой проявления духовного творчества народа, выражения его мировоззренческого потенциала.

Одним из главных источников формирования мировоззрения Ажшшяза сталь" произведения таких великих представителей восточной классической литературы, как Низами, Навои, Дехлеви, Фи-зули, Машраб, Аидалпб, Махтумкулн и др.2 Вместе с тем он имел непосредственные контакта с литературной средой Хивы того времени5, "представленной Агахи, Мунисом, Камилом и др. Их произ-

1 Камалоз С., Кошаиов Э. К^арак;алпакстан тарийхы. - Нокис: Билим, 1993. -169-170-6.

- Давкараев Н. Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литера-уры. - Т.: Фан, 1959. - С. 162; Худайбергепов К. Развитие общественно-политической и философской мысли п Каракалпак »(стане. - Нукус: Каракал-пакстан, 1990. - С. 82; Мамбетов К. Эжинияз, - Нокис: Билим, 1994. 12-6.

3 Калимбетов Б. Лирика Ажишгаза.-Т.: Фан, 1991.-С,7

ведения сыгран! большую роль в его ознакомлении с богатым наследием восточной культуры, философской мысли.

Творчество Алишера Навои занимает важное место не только в художественной классике Востока, но н в развитии его общественно-философской мысли, в том числе философского наследия кара-кашакского народа.

Этические взгляды Ажинняза, его мировоззрение в целом в значительной степени, на наш взгляд, связаны со средневековой философией народов Средней Азии, а через неё и с древнегреческой философией, представителей которой он неоднократно упоминает в своём стихотворении «Нусипхат»1 (Наставление).

Всё это но существу преломлялось через ту важную роль, которую сыграли исламская религия, её духовная культура, что замалчивалось у нас до недавнего прошлого.

Особо следует отметить, что на мировоззрении Ажинняза в значительной степени сказалось и влияние суфизма, о чем к сожалению, не говорилось в исследованиях прошлых лет.

В диссертации раскрывается возросшее значение тариката на-кшбанднйа в Средней Азии, особенно в Туркестане в начале XIX в.

В контексте исследуемой проблемы рассматривается жизнедеятельность Ажинняза, даётся целс>спш характеристика его мировоззрения. В частности, немаловажное значение имеет тот факт, что Ажииияз первым из числа крупных представителей каракалпакской общественно-философской мысли получил своё образование сначала в медресе Шергазы хана, затем в медресе Кутлымурад инак в Хиве, что дало ему глубокое знание староузбекского, персидского, арабского языков, исламскою вероучения, классической литературы, общественно-философской мысля Востока, особенно Средней Азии, а также возможность впоследствии заниматься активной культурно-просветительской деятельностью. Исходя из своих общих мировоззренческих положений Ажишшз, с одной стороны, призывал любить человека как частицу бога, с другой - ценить жизнь и дорожить ею, в чёл выражается близость его воззрений к суфизму школы накшбавдийа, яркую характеристику которой в свое время дал

1 Эжииияз. Танламалы шыгармачары. 1988, 103-б.

.М.Мумниов1. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие гроки нз стихотворения Ажмпняза «Мегзер» («Подобно»): Каждый сын человеческий - человек, Живи бурно, радуйся в душе.2

Ажинияз кик выдающийся поэт, серьезно занимавшийся распро-граненнем знаний, глубоким изучением произведений ноэтов-росветнтелей Востока, сумел не только продолжить, но и в той •ш иной степени развить многие идеи просветительства. В частно-ги, это касается его воззрений на просвещение, просветительскую :ятелыюсть, их общественно-воспитательную значимость и др.

Одна из важных заслуг Ажииияза состоит в том, что он в кои-:ксте своего мировоззрения сознательно ставил вопрос о нацио-шьном единении каракалпакского народа, призывал к развитию щиональной культуры. Это наиболее ярко проявилось в его стихо-юреиин «Ехтерим барды» («Мои народ есть»): Есть мой народ, прозывающийся каракалпаками.3 Более того Ажинияз убежден, что у хорезмийцев и каракалпа-эв общая Родина - Хорезм как с точки зрения исторического ормироашшя, так и их будущей судьбы. Обобщающие выводы по первой главе:

И В Каракалпакстане особенности общественно-исторической остановки конца XVШ - первой половины XIX вв. обусловлены южными общественно-историческими процессами, пронсходивши-н внутри самого каракалпакского общества, и включением разроз-:ш»ых каракалпаков в состав централизованного Хивинского хан-ва, что привело к определённой стабилизации и ускорению разви-ьч общественно-социальной н экономической жизни, ослаблению )до-гшемелных междоусобиц и внешних военных угроз, усилению щионзльно-объединительных. процессов, росту национального са-осознання каракалпакского народа и в то же время, к появлению эвых социальных проблем и конфликтов.

2) Эти сложные социально-исторические события сопровождать глубокими духовными процессами, развитием письменной ли-

Муминоп И. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбе-

¡стане конца XIX и начала XX вв. //Избранные произведения.Т.2.-Т.: Узбе-

[стан, i976.-C.57.

Эжикияз. Шыгармалары. 73-6.

Гам же. 32-6.

тературы, в которой находил своё отражение, почти ве* комплекс духовно-идейных устремлений каракалпакского народ система общественно-философской мысли, соцналыю-нравствепнь ценностей.

3) Важными факторами формирования и развития мировоззр ния Ажшшяза явился целый ряд идейно-духовных', источников, том числе устное народное творчество каракалпакского парода, б гатейшее идейно-духовное наследие Востока, прежде всего духовн нравственный потенциал ислама, -классическая поэзия Средш Азии, давние философские традиции её народов, особенно идеи с физма, и главным образом, современная Ажипиязу духовная жнз) во всех её многообразных проявлениях, особенно в^ регионе Хоре ма, с которым была связана историческая судьба каракалиакско народа.

4) Творческому наследшо Ажшшяза присуще органическое .с четанпе художественно-образного, эмоционального восприятия с о ределенными мнровоззреическо-философскими обобщениями, выв дамп, что определило его особую силу воздействия - на сознание л; ден и крупный вклад Ажшшяза в развитие национальной духови сти каракалпакского народа, его общественно-философской мысли

5) Общемировоззренческие и общефилософские аспекты тво чества Ажниияза, на наш взгляд, свидетельствуют о его нриверже ности преимущественно духовно-нравственным идеям накшбандий получившего широкое распространение в Средней Азии.

6) Последовательная приверженность Ажшшяза идеям духовн культурного, территориального единства каракалпакского народа системе единой государственности с узбекским народом, в части сти, Хивинским ханством, развития его национального самосози ния определяют положение Ажшшяза как одного из тех, .кто сто; у истоков определённого духовно-философского обеспечения пр цессов национального единения каракалпакского народа.

. Вторая глава - «Место и роль социально-этических идей творчестве Ажинияза» - посвящена анализу его воззрений на чел века, социальную справедливость, их . гуманистической сущност этических идей и нравственной дидактики.

Гуманизм Джшшяза связан с выявлением духовно-творческой щности человека, его положения в мире как венца божественно-творения. Он утверждает: «Сын человеческий - краса сего ми-

В основе размышлении Ажинняза о человеке и всех тех проем, которые связаны с этим, лежит идея его разумности, ионима-е разума, которым он наделён свыше, как главного фактора ду-вно-личиостного н общественного совершенства.

По Ажнпнязу, возвеличивающим и обогащающим внутренний !р человека чувством является любовь, которая противостоит злу насилию и составляет его духовно-нравственную сущность: Он вечно гошгг в пламени любви.2

В данной главе рассматривается понимание любви Ажиниязом в нтексте гуманистического содержания, гуманизации проблемы че-векн, и в отличие от прежних исследований также ирослеживает-их суфийская соотнесённость. Гуманистические устремления как общечеловеческие ценности связывает с патриотизмом, любовью к своей Родине. С этих позиции создавалась историческая поэма Ажинияза «Бо-ау» н многие лирические произведения. В стихотворении «Наио-наегмне» он пишет следующее: Как человек в родном краю счастлив -11 впрямь султана он напоминает.3

Поэт считает своей Родиной сесь Хорезм. В его стихотворениях пятне Родина прежде всего связывается с народом, его традиция, обычаями, собственной гордостью за свой народ, Никогда ие высказывающий заведомой лжи. Неизменно идущий по прямому пути, Никогда ие водящий дружбу с недостойными4. Здесь автор поднимается до определенных по существу фило-¡зских обобщений, пытаясь увязать проблемы патриотизма и нрав-seHHocTH. Весьма важное значение нмезт то, что в решении про-:мы человека Ажшшяз отличает понятия «адам» («человек») от

кншшз. Шыгармалары. 65-6. ам же. <53-6.

хшншз. Избранные стихотпорення.-С.27 жннияз. Шыгарматары. 32-6.

«писан», как человек в его высшем, духовио-нравственн проявлении.'

Существенным компонентом гуманизации Ажиннязом проб/ патриотизма выступают его идеи дружбы народов, гуманистическ подход к духовному наследию других народов, их представителе! неизменное обращение к проблемам развития национальной куль ры, должное раскрытие чего не допускалось в недавнем прошлом,

В социально-этических воззрениях Ажинияза важное, а по ществу центральное, связующее значение -имеют проблемы справ ливости. Чтобы устранить зло на земле - насилие, угнетение -обходимо прежде всего обеспечить господство справедливости в ловеческих взаимоотношениях.

Поэт считает, что для достижения этой цели в обществе улучшения жизни простого парода необходимы достойные xai правители, религиозные служители, судьи, главной задачей котор является следование путем справедливости. В свою очередь, си ведливость означает, прежде всего, равное отношение ко всем: Если ты казий, то следуй путем справедливости, Равно относись к баю, бедняку, беку, султану.2 У Ажинияза справедливость толкуется с точки зрения утв ждення справедливых законов, прежде всего шариата, как важн шего условия, основы должного государственного управления.

В поэме «Бозатау» он акцентирует внимание на том, какие i следствия может иметь несправедливость, допускаемая йо othoi шно к малому народу. Вместе с тем Ажинияз высказывает глуб( философскую мысль, что даже справедливые правители бессиль без народа. В стихотворении «Болмаса» («Если не будет») он i шет:

Занимающие трон даже справедливые султаны Не стоят ни гроша без своего народа.3

При всем этом необходимо следовать не абстрактной справ ливости, а той, что преследует определённые социальные литер« человека, общества в целом. Так, он полагает: Дехканину нужны земля, семена и скотина.4

1 Эжишшз. Шыгарматары. 132-6.

2 Там же. 134-6.

х Там же. 67-6

4 Там же. 103-6.

Согласно Ажинлязу, господства справедливости в обществе и во а»: •'"отношениях людей нельзя достичь без должного воспитания адданных в духе справедливости. Отсюда стремление поэта решать юблему справедливости в контексте тесной связи просвещения и 1уки.

По мысли Ажинияза, предназначение этики состоит в духовпо-пшственном совершенствовании человека и всего общества, поис-! путей эффективного использования в этом направлении богатого 'ховио-нравственного потенциала парода и особенно духовно-:нностных возможностей религии ислама.

Ажинияз, следуя лучшим традициям прошлой и современной (у этической мысли, в своих нравственных воззрениях исходит >ежде всего из велений разума, видит в нем один из главных кри-риеп; нравственного 'поведения, ответственность за которое на че-шека пэзложена свыше.

В этических воззрениях Ажинияза «добро» и «зло» («жак,-шык,» и «жаманлык.») составляют две важнейшие категории, два >люса духовно-нравственных яачений и поступков человека: Если спросишь о разнице между добром и злом, То солнце и земля намного взаимно ближе, чем оши.1 Ажинияз добром считает все допустимое и необходимое с точ-[ зрения его понимании смысла и цели человеческой жизни, толкания нравственного идеала и счастья человека, в целом, все то, о избавляет народ от страданий и притеснений, а злом - все не-пустимое и отвергаемое с позиции таких подходов.

Понятия «доброго» и «злого, порочного» человека в воззрениях ктшяза, как и по многих других этических учениях, выступают гшсщением соответствующих «добродетелей» и «пороков», кото-1с находят свое выражение в отдельных этических категориях и иштнях.

Такого рода традиционными широкими понятиями, более того тегориями, выступают «мэртлшс» и «нэмэртлик», которые наряду рядом'других этических качеств определяют то, является ли челок «добродетельным» (добрым) или «порочным» (злым). В целом, [! категории ■ имеют оценочный характер. «Мэртлик» означает все аветаенпо положительное, а «нэмэртлик» - аморальное, пороч-

Ькшгпяз. Шыгермаллры. 108-6.

ное, негативное в нравственном проявлении. Важное значен эти категории обрели в системе нравственных ценностей, разраб танной Махтумкули.1

Во взглядах Ажинняза па добродетели прослеживается опре; лённая соотнесённость с четырьмя древнегреческими добродетели; (мудрость, мужество, справедливость, умеренность), когда он в ег ем стихотворении «Еолмаса» важное значенн? придает доброде'1 лям ~ мудрости (акыллылык), мужеству (мэртлнк), справедливое (эднллнк), а также честности (расгойлик).2

Одним из ведущих мотивов человеческого поведения карак;. лакские поэты, б том числе Ажинияз, считали нравственный дс перед Родиной, народом, перед родителями, друзьями, возлюблс нымп.

С категорией «канаат» тесно связана категория «сабыр». В ря своих стихотворений Ажинияз призывает человека быть терпелив! («сабыр»), уметь стойко переносить трудности жизни.

Согласно этическим воззрениям Ажшшяза, совесть - это свос рода внутренний оценочный критерий. Следует особо отметить, ч понятия совести, чести тесно связаны с понятием «иман», продет; ляклцпм собой веру. «Имаисыз» - человек без веры, не нрнзна щпй никаких ценностных ориентиров. Обобщая, Ажинияз гшш' «Если ты разумен, задумывайся о последствиях, в этом ничто тс не принесёт пользы, кроме «нман» (веры)»3. Он вкладывает в по! тие «имап» помимо чисто религиозного смысла обшечеловечесь содержание.

В своих стихотворениях Ажншш раскрывает различные acut ты «щедрости» («савдуат») и «скупости» («баклллык»)*. В отлиг от многих мыслителей о г, придаёт большое значение нравственно аспекту такого широкого понятия, как «надап» («невежда»), т нравственному невежеству, которое следует преодолевать пут воспитания.

В диссертации раскрывается определённая связь между авт( ским толкованием нравственных понятий и их накшбандипской i териретацией.

1 Махтумкули. Танланган асарлар. - Т., 1958. 431-6.

2 Эжинияз. Шыгармалары. 66-69-6. ' Там же. 131-6.

J Там же. 74-6.

Таким образом у Ажипняза складывается определенная перар-[ этических категорий и понятии, связанных с указанием на те I иные человеческие качества и характеристики.

Сходным образом обстоит с проблемой нравственной дидакти-

главная задача которой состоит в том, чтобы исходя из цыше-1занных нравственных категорий и понятий, помочь человеку сильно различать добро и тю, Поскольку согласно Ажиниязу, шейшим средством их различения выступает разум, то правовое совершенствование неотделимо от интеллектуального разви-[, ибо:

Разумный человек зла не держит,

А дурной злопамятен1.

В нравственной дидактике Ажинпяза большое внимание уделс-взаимоотношенлям детей н родителей.

Вопросы нравственного воспитания и обучения молодого поко-н¡я им ставятся в определённом единстве. Поэт констатирует, что гвежествеиный человек не знает добродетелей»2

Многие нравственно-дидактические стихотворения поэта но-[щены женщинам, которые играют большую роль в воспитании лодого поколения.

Одним из наиболее эффективных средств нравственно-фактического воздействия выступают должные взаимоотношения жду родителями, семья.

Всё это обретает особую актуальность в наши дни, когда в Рес-Злике Узбекистан ¡998 г. был объявлен годом семьи, а 1999 г. -ц>м женщин.

Обобщающие выводы по данной главе:

1. Гуманизм Ажшшяза, ¡уманистическч» потенциал его творче-за, будучи сложным многокомпонентным и целостным залетим, котором наряду с другими факторами важную роль играет на-гбандийская направленность его мировоззрения, в качестве одного

гедушпх составных элементов включает в себя проблему чело-ха в её многообразных личностных и общественных проявлениях.

2. Если гуманистическое истолкование проблемы человека шишом в её личностном аспекте связано с его анализом при-

1ЖШ1!ИЗ Шыглрмцлпры., 67-6 ам же. 73-6

сущности человеку разума, способности любви, духовно-н^ ственного совершенствования, то в общественном аспекте это п является в осмыслении взаимоотношения человека и общества, i риотизма, любви к своему народу.

3. Исхода из того, что сощшльиая справедливость должна б; обеспечена как но отношению ко всему обществу, его соииачы; слоям, так и отдельной личности, Ажинияз видел основные ист ники и гарантии её реализации в разработке должных законов, неукоснительном соблюдении, использовании духовно-нравствсни потенциала ислама, привлечении и развитии науки, воспитании в членов общества в духе справедливости, выявлении возможное эффективных путей использования этих факторов в самобытных ловнях развития каракалпакского народа.

4. Проблемы нравственности, нравственной дидактики Ажин воспринимает через общемиромизрепческне категории добра и : определённую иерархию этических категорий и понятий, а пропс дуемая им система воспитания ставит своей целью не только ,ф мированис у человека сугубо морального сознания, но п unipoi духовно-нравственное совершенствование, ориентированное как нравственно-личностные отношения, так. и на выполнение обще венного долга перед Родиной, народом1.

Основные положения диссертации изложены в следующих ра тах автора:

1. Ажшшё'! Куспбой утининг ахлоклй карашл; тугрисида/УУзбгкистонда нжтимоий фанлар. - 1997. - № 12. -б.т.

2. К вопросу изучения социалыю-этического воззрения Ажин за//Актуальные вопросы; в области 'гуманитарных н соцпаль; экономических наук. Межвузовский сборник научных трудов. ТГТУ им. Берушз, 1997. - 0,4 пл.

3. Ажшшёзшшг социал-ахлок,ии к.арашлари//Муста! Узбекистан: Фалсафа фанларшшнг ддлзарб муаммрлари. IV Респ лика илмий-назарий копференциясишшг маърузалар тупламн. -Фан, 1997. -0,2 б.т.

4. Эжшшяздьш дупьяга 1;оз-к,арась: мэселеснне//Вестипк К а калпакского отделешш АН РУз. - Нокис, 19.99. № 1. -0,3 б.т.

5. Ажиниёз ижодида тасаввуфий-фалсафий фикрлар// Мустак Узбекистан: Фалсафа фанларининг долзарб муаммоларн. - Т.: Ф 1999.-0,2 б.т.

6.Эжшшяздьш эдеп-икрамлылык. дидактикасы хакдьн //Вестник Каракалпакского отделения АН РУз-Нокис.-1999. N22.-' пл.

P.M. Реймошшнг «Акшшё'зшшг ижтимоий-ахлокий карашлари» номзодлнк днссертациясп

РЕЗЮМЕСИ

Мазкур диссертация Ажиниёз ижодпн мероси шаклланишнииг гнмоий-тарнхий шарт-шароитларн, умумий маданий, гоявий ва ыиший манбапариии урганиш асоспда унннг кам ургашшган пж-юнй-ахлокпй карашлари хамла уларнинг ннсонпарварлнк х,иятппи тадклк. этишга багишлаигап.

Диссертация кириш, нкки боб, хулоса ва фойдалаиилгаи адаби-:ар руйхатидан иборат.

Бириичи боб «Ажиниёз дунёкарашн шакллаиишипинг гарихий рт-шароитлари» Коракалиогистоининг XVIII аср охири- XIX » бириичи ярмндаги ижтимоин-иктисодий ва сиёсий хдётп, Ажи-Ьшшг дунёкараши, нжодий фаолияти ла гоявий-маънавнй меро-iitur маънапип шарт-шароитлари хдмда маибалари тахдилига шилаигаи. Жумлэдаи, ишда хаидпшг оигига алох,ида таъспр эсатгаи Ажиниёз ижодий меросндаги бадиийлик ва образлилик-ir муайяи фалсафнн умумлашмачар билли упгунлигп хдмда ;ипнёзнш1г миллий маъиавпй мадаиият, жумлэдаи нжтимоий-тсафий фикр тараккнётига кушган улкан хдссаси очиб берилади.

Диссертациянинг «А;киниёз ижодида ижтимоий-ахлокий ларшшг урни ва роли» деб номлаиган шшшчн бобида уиииг ни-1 ва нжти.чошТ эдолат хаю шаги карашлари ва уларшшг ннсон-зварлик мохиятм, ахлокий гоялари ва ахлок,ий угитлари тахлил ишади. Ажиниёз адолат, ахлок,, ахлокцй угит муаммолариии ьлум умумий дунёкараш за ахлокии категориялари таркиби ва )архияси о р кал и апглащга шшшади. У таршб кдлган тарбия ти-ш эса нафш<.ат инсошш тарбнялащ ва унда ахлокдш онгни шакл-пгпршлни, балки унииг гоксак маьиавнй-ахлокий етукликка эри-¡ii'i.-) уз шахсий ва ижтимоий бурчшш адо кнлишшш х,ам максад шб куяди.

Диссертация мазмунидан кдскд умумий назарий хулосалар харилади. Ажиниёз ижтимонн-ахлок,ий меросидан фойдаланиш засида тавсиялар берилади.

SUMMARY

The Social-ethical views of Adjiniyaz R.M.REYMOV

The thesis given is devoted to analysis of Adjiniyaz's insufficier known social-ethical views, their humanistical essence on the basis the study of the social-historical prerequisites, the common cultu: ideological-spiritual sources of his creative heritage.

The thesis consists of an introductory, 2 chapters, a conclusion i a reference-list.

The I" chapter named "The historical conditions of forming Adjiniyaz's world outlook" is devoted to analysis of the soci political life of Karakaipakstan at the end of the XVlII-thc first half the XIX centuries, the spiritual prerequisites and sources of forming creative work and the outlook, the life, the creative activity and ideological-spiritual heritage of Adjiniyaz. In particular, one can di a conclusion that an organic combination of an artistic-figurativen with certain philosophical generalizations, world outlook, couclusio which determined peculiar force of influence upon conciencc of peo and a big contribution of Adjiniyaz in development of the natior spiritual culture including the social-philosophical thought.

In the 2d chapter named 'The place and the role o social-ethi ideas in the creative work of Adjiniyas" the analysis of his outlook ti man, their humanitarian essence, the social justice, the ethical ideas i moral didactics is conducted. It is shown in it, that Adjiniyaz percei" the problems of justice, morality, moral didactics though certain hiei chy of common world outlook and ethical categories and concept» and the system of education propogated by. him sets before a man task both a formation of moral perfection and a wide spiritual-mc one fulfilling his duty before Motherland and people.

At the end of dissertation the brief conclusions, some methodolc cal generalizations are formulated, the recommendations on modern i of the social-moral heritage of Adjinijaz are given.