автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Гаяза Исхаки

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Гали, Булат Талгатович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Гаяза Исхаки'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Гали, Булат Талгатович

Введение.3

Глава 1. Общественно-политическая деятельность Г.Исхаки

§ 1 Истоки формирования мировоззрения.21

§ 2 Общественно - политическая деятельность Г.Исхаки до эмиграции.31

§ 3 Общественно-политическая деятельность Г.Исхаки в эмиграции (1919-1954).63

Глава 2. Исторические взгляды Гаяза Исхаки

§ 1 Роль Г.Исхаки в развитии татарской периодической печати и публицистики. Выступления Г.Исхаки в периодике как исторический источник.90

§2 Художественные произведения Г.Исхаки как исторический источник.123

§ 3 "Идель-Урал" Г.Исхаки и проблема национального самоопределения татарского народа.144

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Гали, Булат Талгатович

Актуальность темы. Степень зрелости научной дисциплины, уровень ее развитости измеряется не возрастом и не широтой охвата, а методологической оснащенностью, наличием метода познания, который отвечает природе изучаемого объекта и критериям научности.

Оценивая с этой точки зрения современное состояние источниковедения нетрудно заметить новый подход в оценке источников. В современных учебниках по источниковедению появляются параграфы, посвященные междисциплинарным источникам, как литературоведение и художественные произведения.1

При всем многообразии методов, используемых в историографической науке, они могут быть сведены к основным четырем подходам: оценке, истолкованию, описанию и объяснению. Эти приемы в определенной мере используются и при изучении историографии Татарстана." После перестроечных перемен, происшедших в стране на рубеже 80-х - 90-х годов, вернулись к читателю и в лоно отечественной культуры многие имена видных татарских общественных деятелей, историков, запрещенных тоталитарным режимом после октября 1917 г.

Начиная с середины 20-х годов, когда прошел период лозунгов и завершилась двуличная игра в демократию, попали под строгий запрет произведения многих видных татарских ученых историков, обществоведов, философов, как Г.Баруди (1857-1921), Р.Фахретдинова (1879-1935), Г.Буби (1871-1922), Ю.Акчуры (1876-1935), Г.Губайдуллина (1837-1938) и других. В их числе оказалось и творческое наследие Гаяза Исхаки, остававшееся под запретом до 1985 года.

Соответственно, возникла необходимость научного осмысления их наследия, разработки адекватных методик работы с довольно сложными источ

1 Кабанов В.В. Источниковедение истории Советского общества. Курс лекций. - М.: Изд-во РГГУ, 1997. - С.

339; Медушевская О.М. Источниковедение. Теория, история и метод. - M.: Изд-во РГГУ, 1996. - С. 79. " Исследования по источниковедению истории Татарии. - Казань: ТКИ, 1980. - С. 213; Исследования по источниковедению истории Татарии в дооктябрьский период. - Казань: филиал АН СССР, 1988. - С. 193; Исследования по историографии Татарстана. - Казань: ТКИ, 1997. никами прошлого, изучения специфики прошлого, изучения специфики информационного материала.3

В 1991 году большим тиражом вышел первый сборник произведений Гаяза Исхаки "Зиндан", вобравший в себя его лучшие произведения, созданные в основном до 1917 года. С тех пор начался бурный, вследствие своей запоздалости, процесс изучения творчества Г.Исхаки как писателя-прозаика, драматурга. Между тем, даже лестное название "писатель", авторитетное определение "основатель новой реалистической прозы" сужают диапазон творчества Г.Исхаки. Со ссылкой на слова правозащитника Али Акыша А.Сахапов в своей монографии пишет: "Гаяз Исхаки из своих семидесяти шести лет жизни шестьдесят лет отдал национально-освободительному движению, пятьдесят пять посвятил печати. Он был организатором газет "Ил" ("Страна"), "Суз" ("Слово"), "Тавыш" ("Голос"), "Ил сузе" ("Слово страны"), "Маяк", "Милли байрак" ("Национальное знамя"), "Таракъкый" ("Прогресс"), "Тац" ("Заря"), "Хоррият" ("Свобода"), "Тац йолдызы" ("Утренняя звезда"), издания "Милли байрак" ("Национальное знамя"). Его литературные, сценические произведения и многочисленные статьи общественно-политического и научного содержания на сегодняшний день не потеряли своей значимости и составляют фонд национальной литературы".4

В осмыслении творческого наследия Г.Исхаки в целом достигнуты определенные успехи. Защищена одна докторская, три кандидатские диссертации.5

J Эта работа уже началась как в центре, так и на местах. См.: Из истории российской эмиграции. Письма А.З.Валидова иМ.Чокаева. Сост.: Исхаков С.М. - М.: РАН, 1999. - 128 е.; Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. 1918-1922. - Казань: ТКИ, 1995. - 328 е.; Народное просвещение у татар в дооктябрьский период, Отв.ред. и сост. Амирханов Р.У. - Казань: ТКИ, 1992. - 147 е.; Газиз Г. История татар (работа к исследовательскому проекту "Генезис кризисов в природе и обществе в России")- - М.: Московский лицей, 1994; Ахмеров Г.Н. Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар. Сост.вст. Хайрутдинов Р.Г. - Казань: ТКИ, 1998. - 238 е.; Карими Ф. Научно-популярный сборник. - Казань: Рухият, 2000. - 316 с. и др.

4 Сахапов А. Исхакый юкаты (Творчество Исхаки). Монография. - Казань: Мирас, 1997. - С. 6.

5 Сахапов А. Творчество Гаяза Исхаки и татарская литература XX века. Дисс. . докт.фил.наук. - Казань, 1998.; Яруллина Р. Идейно-эстетическое своеобразие творчества Г.Исхаки (1897-1906). Автореф.дисс. канд.фил.наук. - Казань, 1998.; Шигбанова X. Становление творчества Г.Исхаки (1897-1910). Автореф.дисс. . канд.фил.наук. - Казань, 1998.; Каримова А. Идейно-эстетическая эволюция проблем феменизма в творчестве творчестве Г.Исхаки. Автореф.дисс. . канд.фил.наук. - Казань, 2000.

В 1998 году общественность Республики Татарстан широко отметила 120-летие со дня рождения крупного писателя, общественного деятеля, ученого-историка и идеолога национального движения Гаяза Исхаки (1878-1954). Была проведена научная конференция, организованная Академией наук РТ совместно с вузами и общественностью Татарстана. Во многих учебных заведениях прошли собрания, памятные встречи, концерты, спектакли. Правительством Республики приняты соответствующие постановления по увековечению памяти писателя, изучению его культурного наследия, разбросанного по всему миру, созданию научных трудов, изданию 15-томного собрания сочинений юбиляра. 30 июля 1999 г. в родной деревне Яуширма Чистопольского района открыт историко-этнографический музей Г.Исхаки. Подобное отношение к творчеству и памяти Г.Исхаки, считавшегося до второй половины 80-х годов "буржуазным отщепенцем", врагом советской власти и партии коммунистов, стало возможным лишь после распада тоталитарной системы. Это позволило обратить внимание и на духовно-исторические истоки, вернуть забытые произведения писателя и общественного деятеля.

Г.Исхаки вошел в историю не только как самобытный, оригинальный прозаик, но и как общественный деятель, организатор печати, публицист и историк, неординарный противник большевизма и критик его модели решения национальной проблемы. Его жизнь и творчество - это яркая, одновременно драматическая и даже трагическая, страница нашей истории.

Процесс формирования общественно-политических и исторических взглядов Г.Исхаки, его кипучая и разносторонняя деятельность заслуживают самостоятельного труда. Особый интерес представляет выяснение роли писателя-публициста в разработке важнейших вопросов государственного устройства татар и других народов.

Смысл и значимость многосторонней деятельности Гаяза Исхаки можно понять лишь в контексте исторической эпохи - конца XIX - начала XX вв., т.е. когда сформировалось его мировоззрение, социальный облик и художественное видение мира.

Несмотря на огромную популярность, творчество Г.Исхаки, особенно по части его мировоззрения и вклада в историческую науку, историографию, изучено фрагментарно. Еще недостаточно выявлена целостность системы его общеполитических взглядов в динамике и развитии. В этом направлении отечественными историками, литераторами раскрыты отдельные страницы биографии, этапы его борьбы. Но все же, несмотря на внушительный количественный список работ по творчеству Г.Исхаки, они не раскрывают весь идейно-философский и исторический, нравственный потенциал его наследия, особенно роль в развитии татарской периодической печати и публицистики.

В те годы не было четкого разделения на "виды и жанры" или "чистых" историков, писателей, журналистов, общественных деятелей. Это были люди, которые соответственно обстоятельствам, в условиях роста национального самосознания народа, занимались многим. Так, Газиз Губайдуллин, проучившись год на юридическом факультете Казанского университета, по совету профессоров-историков М.М.Хвостова, Н.Н.Фирсова переходит на отделение историко-филологического факультета, активно изучая историю, этногенез татарского народа, собирает материалы о творчестве Ш.Марджани, пишет работу "Ибн Халдун" и "Политика Аристотеля", вместе с Ф.Амирханом и Г.Тукаем принимает участие в издании журнала "Ац" ("Просвещение"), пишет юмористические, сатирические рассказы, рецензии под псевдонимом Г.Газиз.6

Таким же многогранным был и Исхаки. Весьма любопытно, что Тукай свое стихотворение, посвященное Г.Исхаки, написанное в 1913 г., т.е. в год своей смерти, назвал "Редактору", тем самым, подчеркнув для себя в его деятельности определяющее начало. Он был одним из лучших татарских публицистов начала XX века, активным политическим деятелем, признанным лидером эсеровского движения в регионе, не воспринявшим приход большевиков к власти. Его перу принадлежит историко-философское эссе "Идель-Урал" (1935). Ряд его художественных произведений посвящен национальной истории или

6 Губайдуллин Г. Открывая страницы истории. Избранные произведения.- Казань: ТКИ, 1989. -168 с. (на тат.яз); Насретдинова Д.М. Историк Г.С. Губайдуллин (1887-1937 г.г.) Жизнь и творчество. Автореф.дисс. . канд.историч. наук. - Казань: КГУ, 1997. - 26 с. имеет историко-документальную основу. Наступило время углубленного изучения деятельности и творчества Гаяза Исхаки как историка, философа, публициста и борца, с широким охватом оставшихся вне поля зрения исследователей частей его наследия.

Опубликованные статьи и архивные материалы позволили разработать эту научную проблему в хронологической последовательности и понять развитие творческого мышления писателя, теоретика национального движения.

Учитывая все вышеизложенное, автор поставил перед собой задачу изучить процесс формирования мировоззрения и исторических взглядов Г.Исхаки в различные периоды его жизни, обозначить его место и роль в становлении национальной историографии.

В этом заключается актуальность диссертационного исследования.

Методологическая основа исследования состоит в сопоставлении опубликованных источников, трудов литературоведов с историческими и художественными произведениями Г.Исхаки. В основе данного исследования лежит сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть общие закономерности общественно-политических взглядов и деятельности Гаяза Исхаки в целом. В зависимости от характера рассматриваемых проблем, используются и другие принципы, приемы анализа, позволяющие глубже осмыслить историко-культурное наследие писателя и ученого.

Методологической основой являются принципы историзма, системность и целостное изучение историко-публицистического наследия Г.Исхаки.

Тема диссертации, специфика источника определили необходимость комплексного подхода к анализу материалов. В работе широко использовался междисциплинарный принцип исследования на стыке истории и литературоведения.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение роли видного лидера социалистического и национального движения, учредителя и издателя около десяти газет и журналов, автора идеи создания "Штата Идель-Урал" в составе России Гаяза Исхаки в общественно-политической жизни и истории татарского народа, выяснение его исторических взглядов.

Для этого автор ставит следующие задачи:

1. Рассмотреть эволюцию политических и исторических взглядов Гаяза Исха-ки.

2. Определить роль и место Г.Исхаки в формировании идеологии национального движения первой половины XX века.

3. Раскрыть историческое наследие Г.Исхаки, показать его вклад в изучение истории татарского народа. Проанализировать художественное наследие писателя как исторический источник.

4. Определить роль Г.Исхаки в разрешении проблемы национального устройства татар.

Степень разработанности проблемы. До вынужденной эмиграции из страны в 1918 г., в периодической печати изучению творчества и публицистики Гаяза Исхаки уделялось достаточное внимание, его произведения были объектом серьезных дискуссий и горячих споров.

Имя Гаяза Исхаки впервые упоминается в русскоязычной печати в 1898 году. В статье "Из мусульманского мира" некий "Н.И." пишет о том, как молодой учитель Гаяз в медресе Амирхан, что находится в Новой Слободе, учит шакирдов по светскому образцу и выражает надежду, что эта тенденция продолжится и в будущем. Творчеству же Гаяза Исхаки первую лестную оценку дает на русском языке известный тюрколог, историк, профессор КГУ Н.И.Ашмарин (1870-1933) в обзорной статье "Несколько слов о современной о литературе казанских татар".

Литературной деятельности Гаяза Исхаки еще в 1900 г. коснулась крымско-татарская газета "Терджеман" после публикации первых его произведений.

Популярность Гаяза Исхаки выросла после выхода фантастико-публицистической повести "Инкыйраз (исчезновение), спустя двести лет"

7 См:. Казанский телеграф. - 1898. - 15 ноября.

8 Журнал Министерства народного просвещения. - 1905. -ратуре казанских татар. (Очерк). - Спб.,1905. - 32 с. 9; См.его же: Несколько слов о современной лите

1904), где автор творчески используя утопическую форму романа писателя Беллами "Спустя сто лет" показал страшный процесс вымирания, гибели когда-то процветающей нации из-за самоизоляции, узости мышления, низкого уровня материальной и духовной культуры. Выход из тупика писатель видит в использовании положительного, прогрессивного из исторического прошлого и в интеграции татарского народа с европейской, русской и восточными культурами. В этом произведении проявляется зрелый аналитический ум, беспощадный реалистический критический пафос и конечный оптимизм автора.9 В предисловии к повести автор подчеркивает, что "Целью написания "Инкыйраз, спустя двести лет" является "Моя неудовлетворенность состоянием нынешнего развития нации и попыткой объяснить, что это может привести к исчезновению, гибели целого народа".10 О повести, написанной болью сердца за будущее своего народа, положительно отозвались почти все ведущие литераторы, ученые, историки того времени (Г.Ибрагимов, Ф.Амирхан, Дж.Валиди, Г.Газиз и ДР-)

В центре внимания прессы и общественности его деятельность оказалась после 1905 г. Так 5 ноября 1906 года в газете "Казан мехбире" ("Казанский вестник") появляется статья Ю.Акчуры "Гаяз эфэнде". Автор, отвесив поклон его литературному дарованию, стремился определить его мировоззрение, направленность его творчества. "Гаяз с тех пор, как я его знаю, весь в учебе и в поисках счастливого пути для своей нации, обращая внимание то на одну, то на другую сторону ее жизни. В одно время ему показалось, что идеал и мораль, присущие его нации, достаточны для достижения всеобщего счастья и благоденствия, но по мере углубления проблем убедился в недостаточности лишь указанных свойств.

Между тем Исхаки напряженно занимался самоусовершенствованием, изучал русскую литературу, философию, его особенно увлекла идея народности и соединения утопической морали с религиозным идеалом Л. Толсто

9 Гобэйдуллин Г. Ике йоз елдан сои инкыйраз // Мирас. - 1993. - № 3 (комментарий на тат. яз.).

10 Исхаки Г. Ике йез елдан сон инкыйраз. Эдэби эсер. - 1904. - С. 96. го, однако чрезмерный мистицизм этой секты, оттолкнули и охладили его пыл".11

Раньше он, продолжает тот же Ю.Акчура, ставил перед собой задачу искреннего, романтического служения отдельному индивидууму, затем пришел к убеждению о необходимости служения широким массам, бедным и обездоленным; любовь к отдельной личности переросла в любовь к нации в целом.

Ю.Акчура в своей статье не скрывает, что в своем отношении к народным массам, в вере в его способность отстоять свою независимость, суверенные права, он не разделял восторженно-эмоциональной выраженности Гаяза Исхаки. В отличие от последнего он верил в героя, в сильную личность, за что подвергся резкой критике, даже сатирическому высмеиванию ("Акчура малае "бичура" - "сын Акчуры домовой") со стороны Гаяза Исхаки. Ю.Акчура искренне признает правоту и перспективность взглядов, поисков Гаяз эфен-де.'2

Таким образом, Г.Исхаки ориентирует татарское общество на европейскую и общечеловеческую культуру, выступая против фанатизма и схоластики. Оценка творчества писателя, данная крупнейшим татарским поэтом-романтиком начала XX века Сагитом Рамиевым и публицистом Габдрахманом Хусаиновым ("Мухамметгаяз эфенде") в 1907 г. во многом созвучна мыслям Ю. Акчуры. Считая, что в таких писателях и редакторах народ нуждается всегда, что такие таланты рождаются редко, авторы не стесняются высоких слов и заканчивают свою статью патетикой: "Да здравствует, народ! Живи, Гаяз эфенде!"13

Не утруждает себя поиском оригинального названия для своей статьи и другой крупнейший представитель просветительства, писатель Ш.Мухамедьяров ("Вакыт", 1913, 2-го мая). Правда, названию статьи "Гаяз эфенде" он вынес подзаголовок "Из жизни последних лет нашего редактора", тем самым, обозначив направленность статьи, что речь пойдет не о писателе, а Акчура Ю. Гаяз эфэнде. (Господин Гаяз) // Мирас. - 1992. - № 6. - С. 27.

12Акчура Ю. Гаяз эфэнде (Господин Гаяз). - 1992. - № 6. - С. 27.

13 Вакыт, - 1907,-№ 16. об издателе, редакторе, общественном деятеле и борце. Автор повествует о приезде Г.Исхаки в Питер после скитаний по стране и ссылки в Архангельской области и как столичная мусульманская община восторженно встречает своего лидера. И по нему было видно, что он очень соскучился по молодежи, по своему народу, с которыми вынужденно находился в столь долгой разлуке".14

М. Горький задумал издать на русском языке лучшие произведения национальных авторов России. С этой целью он обратился к Г.Исхаки, и между ними завязалась оживленная переписка.15

В итоге такие рассказы Г.Исхаки, как "Счастье Башкира", "Брачный договор", "Мулла бабай", "Зять" и другие произведения были опубликованы в столичных журналах, сборниках (в"3аветах", "Современнике" и "Восточном сборнике").

Видные литераторы, историки, ученые начала XX века Ю.Акчура, Г.Ибрагимов, Ш.Мухаммедьяров, Г.Губайдуллин, С.Максуди С.Рамиев, Г.Хусаинов и другие, в своих выступлениях дав высокую оценку творчеству Г.Исхаки, подчеркивали общественно-политическую направленность и программность его поисков. И другие ученые, критики того времени дали творчеству писателя в целом положительную оценку, что не скажешь о работах и статьях, созданных в советские годы по социальному заказу тоталитарного режима. Таковы работы М.Султангалеева, С.Атнагулова, Ф.Бурнаша и др.16

К сожалению и такой крупный писатель, и общественный деятель, как Г.Ибрагимов, после октября 1917 г., видимо, стремясь показать свою лояльность и преданность политике Советов, в ряде своих публикаций пытался очернить Г.Исхаки и все его наследие. Он делает упор на то, что Г.Исхаки является противником всех революций и особенно совершенной большевиками. В таких своих статьях, как "Социальная революция и татарская интеллигенция" (1919), "Материалы к истории революции" (1922), "Черные маяки, или

14 Вакыт. - 1913.-2 май.

15 Опубликованы проф. И.Нуруллиным в журналах "Вопросы литературы" (1988, № 4), "Татарстан" (1992, №7).

16 Султангалеев М. Татары и октябрьская революция //Жизнь национальностей. - 1921. - 5 ноября. -№ 24; Атна-гулов С. Меселман буржуасы - М: Татар-башкорт бюросы, 1922. - 26 б.; Бурнаш Ф. Революция Ьэм татар эдэбияты. - Ташкент // Мэгариф вэ укытучы. - 1929. - № 1, 2, 3 и др. белая литература" (1924), "В первые годы Великого Октября" (1932), Г.Ибрагимов подчеркивает полное неприятие не только политических воззрений Г.Исхаки, но и отрицание его наследия в целом как вредного и враждебного.

Такому же соблазну "укусить" старшего брата по перу поддался и М.Джалиль, в одной статье он называет Г.Исхаки человеком, ушедшим в контрреволюцию - к фашизму. В "разоблачении" Г.Исхаки не менее усердными и язвительными были и более второстепенные деятели, как Г.Тулумбайский, Т.Имаметдинов и др., имена которых уже во многом забыты.

Правда, несмотря на жесткую большевистскую цензуру и идеологические установки звучали и трезвые голоса. Так, историк, литературовед Дж.Валиди в статье "Мир печати" вступает в тяжелый спор с Г.Ибрагимовым -главным авторитетом татарской советской общественной мысли тех лет, доказывая бессмертность и нетленность произведений и гуманистических мыслей, концепции Г.Исхаки, за что и был позднее репрессирован, как и сам

1 «у

Г.Ибрагимов.

В целом в отношении к имени и наследию Г.Исхаки устанавливается такая закономерность: после октября 1917 г. и на протяжении 20-30-х годов его огульно ругают, без доказательств критикуют, шельмуют, а в 50-80-е годы о нем просто умалчивают, ибо знавшее его поколение ушло и наступило время вычеркнуть Г.Исхаки из истории, из памяти людей, с тем, чтобы он не способствовал развитию интеллекта и сознания нового поколения.

Но о нем "не забывают" при каждом удобном случае идеологи "застойного времени".18

Даже после ряда публикаций, страстно призывающих вернуть богатейшее наследие Г.Исхаки, появления статей, стремящихся дать объективную

17 Валиди Дж. Мир печати // Татарстан хэбэрлэре (Вести Татарстана). -1922. - № 5 (на тат.яз.).

18 Фасеев К. Из истории татарской передовой общественной мысли. - Казань: ТКИ, 1955. - С. 167; Водолагин М. Начальный этап национального государственного строительства // Коллектив авторов. Гражданская война в Поволжье- Казань: ТКИД974. - С. 386; Газизуллин Ф. Дорогой к правде.- Казань: ТКИ,1979. - С. 166-167; Абдуллин М.И. Тонущий хватается за змею (Критика буржуазных фальсификаций нац. политики КПСС). -Казань: ТКИ, 1988. - С. 183. оценку творчеству писателя, делались попытки опорочить честное имя, положительный имидж писателя.19

Между тем, за рубежом интерес к творчеству и деятельности Г.Исхаки не утихает. К осмыслению и сохранению его богатейшего наследия внесли посильный вклад Г.Акыш, М. Исмагыйли, С.Максуди, М.Тагир, Г.Баттал-Таймас, Ю.Акчура, А.Тимер, М.Байчура, и другие вынужденные эмигранты.20

В 1951 г., незадолго до кончины, Г.Исхаки собственноручно составил библиографию своих произведений, куда вошли 58 наименований, в том числе и публицистика, материалы мемуарного и историко-литературного характера.

Долгие годы сбором и изучением наследия Г.Исхаки занимался в Турции Махмут Тагир - ученый-любитель, сам по профессии инженер-гидролог, татарин по национальности, страстный поклонник таланта Г.Исхаки, пропагандист истории, культуры народа в целом. С его помощью сохранилась и вернулась на Родину рукопись драмы "Улуг Мухаммед". Его перу принадлежит монографи-ческо-библиографическое исследование "Национальный борец и национальный литератор Гаяз Исхаки", опубликованное через год после смерти писателя в 1955 г. на турецком языке.

Большая часть архива писателя вернулась в Республику Татарстан 9 июня 1997 г., когда дочь известного предпринимателя, издателя журнала "Казань" в Турции Ахмет Вели Менгера, философ Сафия Имре, официально вернула правительству РТ наследие писателя.

Прогрессивная научная общественность, ученые своими объективными трудами, смелыми поисками облегчили драматический путь возвращения наследия Г.Исхаки читателю. Необходимо, прежде всего, подчеркнуть смелую подвижническую работу историка литературы проф. И.Нуруллина, написавшего научную статью к сборнику "Зиндан"с обширными комментариями и серьезную статью в "Вечерней Казани"21, ознакомившего с основными вехами

19 Билялов У., Фасеев К. Гаяз Исхаки, он же "Шольц" // Советская Татария. - 1989. - 19 февраля.

20 См.: Книга "Писатель северных тюрков Гаяз Исхаки". Без даты. НА РТ, Ф. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 36, лл. 1-31; В Турции помнят Гаяза Исхаки (Отметили 40-летие со дня смерти татарского писателя) // Казанские ведомости. - 1994. - 5 июля; Binark N. Ayaz Ishaki // Kazan. - 1974. - № 12.

21 НуруллинИ. Возвращение Гаяза Исхаки//Вечерняя Казань. - 1988. - 17 октября. жизни и творчества писателя русскоязычного читателя. В дальнейшее изучение творчества Г.Исхаки серьезный вклад внесли М.Хасанов, М.Усманов, А.Ахмадуллин, Х.Миннегулов, А.Сахапов, Р.Ганиева, Ф.Мусин, Р.Яруллина, научные работники архивов и музеев. Серьезным шагом в глубоком осмыслении и объективной, всесторонней оценке наследия писателя стали две монографии А.Сахапова, впоследствии легшие в основу его докторской диссертации.22 Автор, рассматривая творчество Г.Исхаки в контексте развития татарской литературы XX века, больше уделяет внимание анализу чисто художественных открытий писателя, раскрытию изобразительно-выразительных средств.

Аналогичный подход к творчеству Г.Исхаки и у проф. Ф.Мусина в его монографии "Гаяз Исхаки",23 посвященной 120-ти летию со дня рождения писателя. Ученый более внимателен к хронике жизни писателя.

Жизни и творчеству Г.Исхаки в эмиграции посвящена работа Х.Миннегулова, специально написанная и выпущенная для учителей и старшеклассников. Автор уделяет серьезное внимание осмыслению общественно-политической деятельности писателя за рубежом.24

Историческое наследие Г.Исхаки как историка в той или иной степени освещено в трудах Р.К.Валеева и в работе Алишева С.Х. "Возвращенные имена" (1990), в книгах И.Р.Тагирова "Очерки истории Татарстана и татарского народа" (1999), "История национальной государственности татарского народа и Татарстана" (2000).

Однако взгляды писателя как историка практически не подвергались целостному и системному изучению, с одной стороны, из-за запрещения имени и произведений Г.Исхаки, с другой, из-за разбросанности его статей в периоди

22 Сэхэпов Э. Исхаки ижаты. Монография. - Казан: Мирас, 1997. - 368 б.; Исхаки Ьэм XX гасыр татар эдэбияты. Монография. - Казан: Мирас, 1997. - 528 б.

23 Мусин Ф. Гаяз Исхаки. Монография.- Казань: ТКИ, 1988. - 190 с.

24 Миннегулов X. Исхаки в эмиграции. - Казань:Тан - Заря, 1999. - 84 с. (натат. яз.). ческой печати начала двадцатого века, к тому же опубликованных на основе арабской графики.

На Родине серьезную заявку на расширение тематики изучения наследия писателя сделал И.Тагиров в своей статье "Г.Исхаки как историк", где ученый выдвигает несколько перспективных проблем и аспектов изучения общественно-политической деятельности Исхаки как одного из создателей национальной идеи и его вклада в изучение истории татарского народа. Учитывая существование различных мнений об Исхаки и его роли в истории татарского народа, в осмыслении его наследия, схематично автор выделяет несколько направлений, в частности, по трем аспектам: 1 - взгляд писателя на историю татарского народа; 2 - его личный вклад в изучение истории; 3 - освещение, раскрытие истории в его произведениях, особенно в его публицистике, в частности, по материалам газет "Тац йолдызы", "Ил", "Яца милли юл", "Милли байрак".25

Мысли И.Тагирова дополняет и продолжает проф. Р.Хайрутдинов в его работе "Гаяз Исхаки - политик".26

Только за последние годы, особенно в связи с юбилеем Г. Исхаки, стали появляться статьи и исследования и на русском языке.27 Написанная как рецензия на монографии А.Сахапова о Гаязе Исхаки статья Б.Ф.Султанбекова привлекает четкостью оценок и предложений: "Полагаю, что материалы о Гаязе Исхаки могут и должны быть изданы и на русском языке. Его судьба и тернистый путь- это один из уроков истории, который если уже не усвоить, то по крайней мере знать должны."28

Реалистическое, национально-народное наследие Г.Исхаки огромно. Напомним, что еще в дооктябрьский период, т.е. при жизни писателя было изда

25 Тагиров И. Бэйсезлек баскычлары. - Казань: ТКИ, 1994. - С. 92.

26 Ватаным Татарстан. - 1998. - 5 июня.

27 Галиева Э.Р. Великий сын татарского народа // Научный Татарстан. - 1998. - №1. - с.77-82; Шагбанова Х.С. Он нашел путь к сердцу народа. - Там же. - С.83-85.

28 Султанбеков Б. Гаяз Исхаки - окончательное возвращение//Мирас. -1998. - №8. - С. 50. но 8-томное собрание сочинений в 17-ти книгах.29 А сколько им написано, исследовано за долгие годы жизни вдали от родины? Его художественные произведения являются ценными источниками при осмыслении исторического прошлого.

Достигнутые успехи о исследовании творческого наследия Г.Исхаки никак не снимают задачи дальнейших научных исследований, а наоборот, нацеливают на новые поиски. Приходится констатировать, что, несмотря на наличие большого количества работ, посвященных непосредственно анализу художественного наследия, нет еще целостного типологического исследования, посвященного осмыслению общественно-политической деятельности Г.Исхаки. Остаются вне поля зрения и его вклад в изучение истории татарского народа. Известно, что без теоретического осмысления этой части многогранной деятельности Г.Исхаки невозможно понять его вклада в целом в развитие исторической, эстетической, общественной мысли XX века в целом. Очевидно, что состояние разработанности указанной проблемы определяет необходимость перехода от анализа эмпирических наблюдений к более глубоким теоретическим обобщениям.

Подспорьем в подходе к вынесенной нами проблеме являются труды проф. А.Литвина, Р.Хайрутдинова, Я.Абдуллина, А.Каримуллина и др.30 Работа Р.Валиева, посвященная раскрытию трагедии талантливого рода Шараф, явилась одним из первых серьезных исследований по возвращению народу забытых и оклеветанных имен.31 Чуть раньше вышла обстоятельная статья Б.Султанбекова о личности и сложной судьбе - З.Валиди.32

Наша работа органически вписывается в общее русло поисков по возвращению и научному осмыслению наследия соратников, единомышленников,

29 Подробно об этом: Исхаки Г. "Зиндан". - Казан: ТКИ, 1991. - С. 663-669.

30 Литвин А. Запрет на жизнь. - Казань: ТКИ,1993. - 224 е.; Каримуллин А. Язмыш, язмыш. - Казан: TKH, 1996; Абдуллин Я. Джамал Валиди и Гаяз Исхаки. (Ж^амал Вэлиди haM Гаяз Исхакый) // ШэЬри Казан. -1993. - 3 март; На пути осмысленных поисков (Фикри эзлэнулэр юлында) // Казан утлары. - 1993. - № 1.

31 Валиев Р. Трагедия (Фажига). - Казань:ТКИ, 1996.

32 Татарстан. - 1993. - № 6. - С.45-51. последователей Г.Исхаки. Так, в октябре 1994 г. в Казани прошла научная конференция по изучению наследия Садри Максуди. Материалы изданы отдельной книгой (Садри Максуди (1879-1957), 1996. - с. 160); Гаффаровой Ф.Ю. защищена кандидатская диссертация: "Садри Максуди в истории татарского народа в начале XX века (1906-1924)". Подобная же конференция в 1999 г. проведена историческим факультетом КГУ по творчеству Г.Ахмерова; издан сборник его избранных сочинений, обнародованы труды Г.Баттала и др.34 Серьезный вклад в изучение общественно-политической деятельности Юсуфа Акчуры внес Р.Ф.Мухаметдинов.35

В январе 1999 г. исполнилось 140 лет со дня рождения известного историка, общественного деятеля, издателя, богослова и писателя Ризаэтдина Фах-ретдинова. Его многогранное, гуманистическое наследие оставило глубокий след в истории татарского и других тюркских народов. Прошла научная конференция в его родной деревне Кичучат Альметьевского района РТ, издан сборник, посвященный его творчеству, где значительное место занимает статья-некролог Гаяза Исхаки, опубликованный в "Яца милли юл" ("Новый национальный путь" - Берлин, 1936, № 6.- с. 1-8) и другие корреспонденции, помещенные в том же журнале.

Поэтому изучение общественно-политической деятельности и исторического наследия Г.Исхаки не выглядит чем-то необычным и вписывается в общее русло научных изысканий.

Татарстанские историки от постановки общеметодологических задач и осмысления фактов и деталей, лежащих на поверхности общественных явлений, переходят ко всё более глубокому историко

См.: Из истории российской эмиграции (1924-1932). Письма А.З Валидова и М.Чокаева. - М: РАН, 1999. - 128 с. j4 Ахмеров Г.Н. Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар. Составит.вступл., стат, комент. Хайрутдинова Р.Г.- Казань: ТКИ, 1998. - 238 е.; Батгал Г. Казан теркилэре (Казанские тюрки). - Казань: TKH, 1996. - 189 с.

Мухаметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. -Казань: Заман, 1996. - 270 е.; Юсуф Акчура и Зия Гекальп: формирование идеологии тюркизма (70-е г.г. Х1Хв. - ЗО-е г.г. ХХв.). Автор.канд.дисс. - Казань, 1996. теоретическому осмыслению исторического прошлого народов РФ.

Научная новизна. До сих пор отсутствует работа по системному, целостному исследованию идейно-политических поисков Г.Исхаки, его новаторской деятельности по обновлению общественного сознания татарского народа. В равной степени ждет своего глубокого изучения творчество Г.Исхаки как публициста и романиста, историка и остро социального журналиста.

Научная новизна настоящей работы в том и состоит, что это первое комплексное исследование общественно- политической деятельности и исторического наследия писателя. В центре работы - раскрытие оригинальности и своеобразия общественного деятеля, его вклада в историческую науку.

Подробный анализ газет, редактируемых Г.Исхаки, хроника его жизни, освещение этапов роста мировоззрения - от подражания к самостоятельности, раскрытие исторических корней его художественных произведений позволили по-новому взглянуть на жизненный и творческий путь писателя и идеолога татарской общественной мысли первой половины XX века.

Территориальные и хронологические рамки диссертации. Все творчество, в том числе и общественно-политическая деятельность Г.Исхаки делится на два этапа: 1) от начала XX века до прихода к власти большевиков в октябре 1917 года и последовавшей за ней эмиграцией (1918 г.); 2) годы жизни за пределами Родины до кончины в 1954 году. Его многогранная деятельность второго периода, связанная, прежде всего, со стремлением к консолидации разбросанных по всему свету татар вокруг идеи национального возрождения, восстановления государственности в форме конфедерации "Идель-Урал", протекала в Германии, Польше, Китае, Японии, Турции и других странах Европы и Азии. В работе серьезное внимание уделяется этому периоду деятельности писателя. Не претендуя на полноту освещения, в работе, как базовые для раскрытия общественно-политической и исторической деятельности, берутся издаваемая Г.Исхаки периодическая печать: "Тац йолдызы" (Утренняя звезда"), "Тавыш" ("Голос"), "Ил" ("Страна"), "Суз" ("Слово"), "Ил сузе" ("Слово страны") "Милли юл" ("Национальный путь"), "Милли байрак" ("Национальное знамя").

Источники и литература. После реабилитации Г. Исхаки и всех эмигрантов его поколения, стало доступно огромное литературно-художественное, общественно-политическое наследие с новым подходом, новым видением многих событий начала и в целом первой половины XX века. Нелегко разобраться в этом духовно-культурном богатстве, найти стержневое определяющее и способствующее лучше понять не только прошлое, но и современное и будущее. Приоритеты в диссертационном исследовании были отданы газетам и журналам, вышедшим непосредственно под редакцией Г.Исхаки, тукаевской газете "Фикер", "Йолдыз", с редактором которой С.Максуди Г. Исхаки находился в постоянной дружеской полемике . Использованы отдельные номера газеты "Тарджеман" И.Гаспринского, "Казанского телеграфа", "Татарского еженедельника" и др., а также статьи и рукописи, хранящиеся в фондах Национального Архива РТ под шифром Р-2461 "Политика раздела и разделения" (1931), "Улуг Туркестан" (1931), "Политика русского империализма" (1934), "Политика русского империализма в Маньчжурии" (1934), "Положение тюрко-татар в Советском Союзе, их деятельность и взгляды на будущее" (1934), "Проблема Восточной железной дороги" (1934), "Империалистическая политика России на Дальнем Востоке" (1934) и работы Гаяза Исхаки последних лет: "Основы национального пути", "Пусть будет как моим духовным завещанием", историко-философский трактат "Идель-Урал", предсмертное обращение писателя к будущему поколению "Потомкам мое смысловое завещание" (1954).

Рукописные работы и архивные материалы позволили разработать тему в хронологической последовательности, что и дало возможность по-новому взглянуть на наследие Г. Исхаки.

Опираясь на исследования последних лет, автор стремился подойти к общественно-политическому и историческому наследию деятеля под новым углом зрения - показать формирование и развитие общественной мысли среди татар в первой половине XX века и определить в этом движении бесспорное

20 место Гаяза Исхаки, как одного из основных идеологов национального движения. Исходя из этого, некоторые, даже известные факты и явления, получают новую смысловую оценку, подходы и нюансы.

Практическая значимость работы. Разностороннее изучение наследия Гаяза Исхаки позволяет ярче представить характерные черты перехода татарской общественной мысли с конца XIX века, когда идейно-философским стержнем оставалось просветительство, джадидизм, до начала XX века, на позицию теории научного социализма, обогащенные поисками национальной идеи и идеологии.

Данная работа может служить историческим и источниковым подспорьем для исследователей развития общественной мысли татар в XX веке, историографов, журналистов, для преподавателей и студентов учебных заведений, учителей. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебников и пособий по истории татар и Татарстана.

Апробация работы. Основные идеи, положения и выводы диссертационного исследования изложены в 5 публикациях и выступлениях на ряде научно-практических конференций и тесно связаны с планами научных исследований Казанского государственного университета и Академии наук РТ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Гаяза Исхаки"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы проследили общественно-политическую деятельность крупнейшего татарского писателя, публициста, теоретика и практика национального движения Г.Исхаки с начала XX века до 1954 г. Более подробно остановившись на его общественно-организаторской деятельности, намеренно оставили в стороне проблемы творческого метода, стиля, мастерства.

Изучение творческого наследия Г.Исхаки в широком аспекте позволяет полнее понять историю формирования и развития национального движения среди татар в первой половине XX века в целом.

Г.Исхаки - писатель, мыслитель, философ и общественный деятель был выше многих своих современников, он смог раньше других понять губительную политику большевиков для народов России и вдали от родины продолжал борьбу за светлое будущее своего народа.

Каждый народ имеет присущее только ему своеобразие мышления, менталитета (зачастую совпадающего по многим параметрам или не противоречащего идеалу других наций), который формируется на протяжении многих веков. И в его развитие, совершенствование вносят свой вклад передовые общественно-политические деятели каждой эпохи. Такой большой личностью был и остается Г.Исхаки.

Как мы могли убедиться, его взгляды на историю, современное состояние и будущее татарского народа менялись, обновлялись и делятся на несколько этапов, которые по своему характеру были неоднородны, отличались присущими тому или иному этапу особенностями, хотя и сохраняли общую гуманистическую основу - любовь к своему народу, верность лучшим гуманистическим традициям.

Известный правозащитник, политолог, журналист Гали Акыш в своих воспоминаниях пишет о Г.Исхаки, как о человеке честном, порядочном, умеющим смотреть в будущее, способным определить перспективу развития.240

240 Акыш Г. То, что осталось в памяти. Мемуары // Мирас. - 1994. - № 5-6. - С. 217-224; № 7-8. - С. 173-179.

Другой правозащитник из татар Мингаж Исмагыйли в одном из своих интервью, подчеркивая лучшие черты Г.Исхаки, его бескорыстное служение своему народу, гуманизм, говорит, что гении рождаются в сто лет один раз, а такие как Г.Исхаки один в тысячу лет.241

Исходя из вышеизложенного, можно придти к определенным выводам:

1. Мировоззрение раннего Г.Исхаки формировалось под влиянием идеалов Возрождения и Просвещения и таких мощных деятелей и интеллектуалов конца XIX - начала XX века, как Ш.Марджани, И.Гаспринский, К.Насыйри, Р.Фахретдин и др. В этот период и в творчестве, и в публицистике, и в общественно-политической деятельности он выступает за реформацию всей национальной жизни, прежде всего, просвещения и образования.

2. В годы первой Российской революции он принимает программу и направление социал-революционеров и становится лидером татарских эсеров, развивая бурную деятельность в пропаганде идей социализма среди татарского народа, создав самостоятельное политическое движение "Тангчылык".

Г.Исхаки понял необходимость постоянной борьбы, что для них, угнетенных малых пародов, нет другого пути, иначе они обречены на инкыйраз -исчезновение. Г.Исхаки состоял в партии эсеров, признавал их программу, но с единственной целью - помочь своему народу в борьбе против угнетения, за восстановление справедливости.

3. Г.Исхаки по праву можно отнести к родоначальникам татарской демократической печати. Созданная им газета "Тац йолдызы" сыграла заметную роль не только в пропаганде идей социализма, но и в целом в общественно-политической жизни татар, в повышении общего интеллектуального уровня нации, в подготовке элиты. В этот период общественно-политическая и публи-цистико-журналистская и писательская деятельность Г.Исхаки неразрывно связаны и представляют собой единое целое.

241 Исмагыйли М. Что я пожелал бы татарину?! //Мирас. - 1994. - № 12. - С. 180-184.

4. В годы между российскими революциями Г.Исхаки уже не замыкается в узких партийных рамках, а приходит к твердому убеждению, что татарский народ должен включиться в общероссийскую, а затем и в мировую материальную и духовную культуру. В творчестве окончательно сформировался реалистический подход, который тесно связан с динамикой в его мировоззрении, в общественно-политической и исторической деятельности.

И сама национальная идея становится не самоцелью, а краеугольным камнем возрождения народа, ступенью к возвращению самостоятельности, государственности.

5. В эмиграции идеи национальной идеологии и единства нации пронизывают все грани творчества и деятельности Г.Исхаки, постепенно обогащаясь принципом историзма, позволяющим ему связывать судьбу своего народа с судьбами других порабощенных большевизмом наций.

6. Основу мировоззрения и всей его общественно-политической деятельности составляют его представления о государственных управленческих традициях в прошлом и будущем. Национальная государственность для него не только социальный паспорт народа, но и источник обновления памяти и составная часть самосознания народа.

7. Общественно-политические и литературно-эстетические традиции Г.Исхаки - это не только наша история, прошлое, а прежде всего представление о будущем, о социальной справедливости, о разумных формах развития общества в наши дни.

Наследие Г.Исхаки принадлежит не только татарскому, но общетюркскому, общероссийскому и мировому общественно-политическому движению.

 

Список научной литературыГали, Булат Талгатович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. РУКОПИСИ ГАЯЗА ИСХАКИ, ХРАНЯЩИЕСЯ В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО АРХИВА РТ

2. Исхаки Г. Булгэлэу Ьэм идарэ иту сэясэте. (Политика раздела и разорения) // Милли юл. (Путь наций). 1931. - февраль. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 13, лл. 1-11.

3. Исхаки Г. "Олуг Туркистан" ("Великий Туркестан"). Без даты. Р 2461, on. 1, ед.хр. 4, лл. 1-34.

4. Исхаки Г. Руссияныц Ерак Кенчыгыштагы империалистик сэясэте. (Империалистическая политика России на Дальнем Востоке) // Яца милли юл. 1934. - 21 октября. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 46, л.л. 1-7.

5. Исхаки Г. Руссия империализмыныц Маньчжуриядэге сэясэте. (Политика русского империализма в Маньчжурии). 21 октября 1934 г. На русском языке. Р - 2471, on. 1, ед.хр. 1, лл. 1-4.

6. Исхаки Г. Советларда терки-татарныц хэле Ьэм аларныц хэрэкэте. (Положение тюрко-татар и их движения). Сентябрь. Год не установлен. Р 2461, on. 1, ед.хр. 52, лл. 1-14.

7. Исхаки Г. Кончыгыш тимер юлы хэллэре. (Проблема Китайской Восточной железной дороги). декабрь 1934 г. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 16, л.л. 1-8.

8. Исхаки Г. Рукопись пьесы "Олуг Мехэммэт" ("Мухаммед Великий"). Без даты. Р 2461, on. 1, ед.хр. 6, л.л. 1-61.

9. Исхаки Г. Идел-Урал торкилэрнец сэяси фиркалары 1гэм аларныц милли бэйсезлек очен керэш тарихы. (Политические партии тюрков Идель-Урала и история их национально-освободительной борьбы). Без даты. Р 2461, on. 1, ед.хр. 24, л.л. 1-24.

10. СТАТЬИ Г.ИСХАКИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ СБОРНИКАХ, ГАЗЕТАХ И ЖУРНАЛАХ

11. Исхаки Г. Дэулэт Думасы эгъзаларына ачык хат. (Открытое письмо татарским членам Государственной Думы) // Таи йолдызы. 1906. - 22 мая. (Перепечатано // Мирас. - 1996. - № 2. - с. 12-13.)

12. Исхаки Г. Дэулэт вэ халык. (Государство и народ) // Тац йолдызы. 1906. -26 мая.

13. Исхаки Г. Безнец асылымыз вэ миллэт. (Наша сущность и нация) // Тац йолдызы. 1906. - 29 мая. (Перепечатано // Мирас. - 1998. - № 2 - с. 15-16).

14. Исхаки Г. Халыкка жирне тарату буенча Думадагы еч фирка. (Три партии в Думе в вопросе раздачи земли народу) // Тац йолдызы. 1906. - 1 июня.

15. Исхаки Г. Минем тэрясемэи хэлем. (Моя биография). 1923. - 11 мая. Араб.шрифт. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 2, л.л. 1-52.

16. Исхаки Г. Положение комитета независимости "Идель-Урал" в годы Второй мировой войны. Без даты. Машинопись турецкий язык. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 20, л.л. 1-8.

17. Исхаки Г. Настоящее положение тюрко-татар эмигрантов в Европе и их взгляды на будущее. 1934. - 26 августа. На русском языке. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 44, л.л. 1-7.

18. Исхаки Г. К трагедии расстрела 12 тысяч польских офицеров. 1943. -19 апреля. На турецком языке. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 17, л.л. 1-5.

19. Исхаки Г. О духовном и культурном развитии тюрков Идель-Урала. 1936. На немецком языке. Р - 2461, on. 1, ед.хр. 17, л.л. 1-21.

20. Исхаки Г. Взгляд на литературу северных тюрков. Без даты. На турецком языке. Р 2461, on. 1, ед.хр. 9, л.л. 1-314.

21. Исхаки Г. Решение национально-культурного совета по поводу "Янга Япон Мохбири" ("Новый японский корреспондент"). Без даты. На русском языке. Р 2461, on. 1, ед.хр. 22, л.л. 1-2.

22. Исхаки Т. О Юсуфе Акчуре. Варианты рукописей. Без даты. Машинопись на немецком языке. Р 2461, on. 1, ед.хр. 7, л.л. 1-27.

23. Исхаки Г. Гаяз Исхакыйныц васыяте. (Завещание Г.Исхаки). Без даты. Р 2461, on. 1, ед.хр. 52, л.л. 1-14.

24. Исхаки Г. Минем рухи васиятем кебек булсын. (Пусть будет как бы моим духовным завещанием) // Мирас. 1999. - № 2.

25. Исхаки Г. Динне якларга баручы депутатлар. (Депутаты, едущие защищатьрелигию) // Тац йолдызы. 1906. - 5 июня.

26. Исхаки Г. Татарлар Ьэм инкыйлаб. (Татары и революция) // Тац йолдызы. -1906. 30 июня. / Перепечатано // Мирас. - 1998. - №2. - с. 30.

27. Исхаки Г. Ачлык башланды. (Начался голод) // Тац йолдызы. 1906. - 12 сентября.

28. Исхаки Г. Бугенге вэзгыять вэ безнец вазифамыз. (Современное положение27.