автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Общественно-политические взгляды К. Н. Леонтьева в системной реконструкции и интерпретации
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Цимерман, Мария Михайловна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВОЗЗРЕНИЙ К. Н. ЛЕОНТЬЕВА
§ 1. К.Н. Леонтьев и концепция «Москва-третий Рим»
§ 2. К.Н. Леонтьев и западники
§ 3. Творческое наследие К.Н. Леонтьева в контексте политической теории славянофильства и почвенничества
§ 4. К.Н. Леонтьев и позитивизм XIX в.
§ 5. К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА
§ 1. Теория триединого развития К.Н.Леонтьева мировоззренческая основа его политического учения
§ 2. Эстетика истории в контексте политических проблем
§ 3. Церковно-общественные идеалы - ключ к пониманию византизма» К.Н. Леонтьева
ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
К.Н. ЛЕОНТЬЕВА
§ 1. Критика западноевропейского политического идеала
1.1. Эволюция политических идеалов в Европе и приход эгалитаризма
1.2. Национализм и его перерождение в современной Европе
1.3. Пророчества К.Н. Леонтьева относительно будущего
Западной Европы
1.4. «Политическая антропология» К.Н. Леонтьева
§ 2. Миф о «славянском единстве» и его развенчание К.Н.
Леонтьевым
§ 3. Россия в политической концепции К.Н. Леонтьева
3.1. Социально-политический «изоляционизм» К.Н. Леонтьева
3.2. Политическая эсхатология К.Н. Леонтьева: Царырад как будущая столица России
3.3. К.Н. Леонтьев о политической миссии России
3.4. «Византизм» К.Н. Леонтьева
§ 4. К.Н. Леонтьев и евразийство 138 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ
Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Цимерман, Мария Михайловна
Существенной' спецификой современного положения политической науки в нашей стране является её интерес к прошлому обществоведческому наследию, что связано с поиском новых путей развития России. Разумеется, не всё в прошлом политическом наследии представляет концептуальную ценность, многие положения и выводы утратили актуальность, что вполне естественно. Вместе с тем, творчество ряда отечественных мыслителей, писавших на политические темы, не только не утратило значения, но и приобрело современное звучание. Таким мыслителем вполне можно признать Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891). Он не был мыслителем-философом в строгом логическом смысле, т.е. его нельзя считать философом-систематиком. Он много раз сам признавал себя поэтом, художником, мыслящим образами (191,257). В самом деле, К.Н. Леонтьев являет нам тип художника-эстета, а также практического общественного деятеля, одновременно бывшим ярким политическим публицистом. Характерным свойством натуры К.Н. Леонтьева являлось преклонение перед всем величественным, красивым и изящным. Он был в своём наблюдении весьма внимателен, не упускал, казалось бы, мелкие детали. Тем, кто занимается изучением его творчества, зачастую приходится «переводить» на логический язык живописную, поэтическую речь К.Н. Леонтьева, излагать добытые таким путём истины в искусственно систематизированном порядке. Такого рода труд - дело неблагодарное и непростое. К тому же, у самого К.Н. Леонтьева яркий образ часто подменяет саму дискурсивность, строгую доказательность. Между отдельными положениями своих текстов он подчас не делал смысловых связок, и оттого эти связки приходится делать самому читателю, лицу, обратившемуся к его сочинениям.
Ещё в ранней молодости К.Н. Леонтьев усвоил эстетическую любовь к внешним формам православного богослужения. Даже когда он был в юном возрасте поклонником революций и республик, ему во всём этом нравились не сами по себе цели освободительных движений (политическое равенство, экономическая свобода и пр.), а присущий им драматизм -«сила, вырабатываемая сословным строем, разнообразие характеров, борьба, битвы, слава, живописность и т.д.» (112,9,46; 112,7,265).
Представить общую канву миросозерцания К.Н. Леонтьева сложно ещё и потому, что в силу своего журналистского и публицистического таланта он вынужден был повторяться, намереваясь повлиять на восприятие читателя. Изменение контекста могло привести к изменению его оценки текущей ситуации, равно как с годами менялись и сами его взгляды. В этом смысле К.Н. Леонтьев противоречив и непоследователен.
Вместе с тем, существовали некие базовые принципы, которым К.Н. Леонтьев никогда не изменял, причём они в наибольшей мере затрагивали проблемы политики. Он был человеком с вполне выраженным и определённым политическим сознанием, которое не затушёвывалось метафизическими абстракциями и художественными образами. Ядром его политических убеждений являлась идеология консерватизма, чаяние «нового средневековья», проникнутого византийскими началами. В его специфической консервативной доктрине синтезировались богословские, философские, антропологические, социологические, правовые и эстетические взгляды.
Общий смысл политологического наследия К.Н. Леонтьева связан с положением о том, что ход исторических процессов в России неизбежно связан с реализацией православно-консервативных, антизападнических, антилиберальных идеалов и принципов. Как он полагал, в конечном итоге поддержание самого бытия России возможно только в случае, если наша страна останется верной имперской, византийской идее. При этом К.Н. Леонтьев определил вполне конкретные способы разрешения тех проблем, которые возникают при попытках сохранения политического, социальноэкономического, духовно-культурного своеобразия России как определённого «государства-материка».
Следует отметить, что число публикаций, посвященных различным аспектам творчества К.Н. Леонтьева, значительно, но распределено неравномерно по различным годам (вернее, по различным историческим эпохам). Всплеск интереса к его наследию приходится на 1890-1920-е гг., а также на 1990-е гг. В указанные промежутки времени можно в публикациях отметить общий уважительный тон по отношению к фигуре самого К.Н. Леонтьева и отношению к его религиозно-философским опытам, но чем более авторы обращались к его политическим взглядам, тем более обнаруживалось неприятие его позиции. Крайние черты это неприятие обнаружило в работах представителей советской общественно-политической науки и публицистики. Идеологическая оценка наследия К.Н. Леонтьева в то время отличалась резкостью, навешиванием ярлыков «мракобеса», «реакционера-церковника» и пр. К чести российской политической мысли, этот в общем несостоятельный и упрощённый подход был прёодолён, чему в разные годы способствовали публикации А.И. Абрамова (2;3), Ю.В. Андронова (17), Ю. Булычёва (40), Т.С. Григорьевой (52), Н. Мещерякова (124), А.Г. Мячина (135), А.И. Новикова (136), A.M. Салмина (164), М.Ю. Чернавского (197-202), A.A. Ширинянца, А.Л. Янова (207-209). " ----
Особо отметим тех авторов, которые стремились представить целостный взгляд на творческое наследие К.Н. Леонтьева, провести репрезентацию его политических взглядов вкупе с религиозно-философскими, эстетическими, нравственными взглядами. Здесь можно указать на H.A. Бердяева (29-31), K.M. Долгова (57), Ю.П. Иваска (71-73),
A.M. Коноплянцева (93), A.A. Королькова (99-101), А. Сивака (166-167),
B.Кондратовича, О.В. Морякова, А.Р. Геворкян, Е. Иванову, Е.А.Кириллова и др.
Исследование политической концепции К.Н. Леонтьева невозможно без разбора существа его историософии. В этом смысле ценностью обладают работы, затрагивающие существо понимания К.Н. Леонтьевым хода исторического развития. В указанном контексте отметим тексты В.В. Розанова (150-151), Н.В. Дамье (56), A.B. Королёва (98), H.A. Рабкиной (146-147).
Аналогичная мысль уместна и при характеристике влияния социологических взглядов К.Н. Леонтьева на его политические воззрения. Среди авторов, занимавшихся изучением и оценкой социологии К.Н. Леонтьева, можно указать на Л.Р. Авдееву (4-7), Г.М. Дробжеву (58), С.М. Абдрасулова (1), А.Я. Кожурина (84).
Весьма любопытным и перспективным является определение эстетических оснований социально-философских и политических воззрений К.Н. Леонтьева, проведённое дальневосточным исследователем
A.A. Коковкиной, цель которой заключалась в анализе специфики эстетизма как мировоззренческого принципа, определённым образом конструирующего социальную реальность (92,5). Интересна мысль данного автора о том, что «концепция К.Н. Леонтьева, базирующаяся на эстетизме, является предвосхищением нового состояния культуры -постнеклассического, и нового типа философской рефлексии -постмодернистского дискурса» (92,7).
В тесной связи с политической концепцией К.Н. Леонтьева находились его религиозно-философские воззрения, анализ которых представлен наиболее полно (ещё с конца XIX в.), в частности, в работах K.M. Аггеева (8-9), A.A. Александрова (13-15), Антония (Храповицкого),
B. Бородаевского (33), Ю.Н. Говорухи-Отрока (49), К. Зайцева (61), Н.В. Лиливяли (118), К. Медведского (121), И. Фуделя (191-193), А. Черноглазова (203) и др. Вместе с тем, связь религиозно-философского мировоззрения Леонтьева с его общественно-политическими взглядами изучена ещё недостаточно. По мысли исследователя М.Ю. Чернавского, особенно это касается влияния наследия отцов церкви. Мы добавим, что здесь нужно говорить и о недостатке репрезентации связи политических убеждений русского мыслителя с наследием поздних византийских философов и богословов (Григорием Паламой, Николаем Кавасилой, Григорием Синаитом и др.).
Среди зарубежных авторов, занимавшихся изучением творчества К.Н.Леонтьева, следует отметить В.Гьюсти (212), Джорджа Клайна (213,35-53), Стефана Лукашевича (214), Робертса Спенсера (215), Монаса Сидни (216,483-494), Джордана Курланда (217) и др. Обширный обзор западных источников, посвящённых наследию К.Н. Леонтьева, можно найти в приложении к книге Ю.П. Иваска «Константин Леонтьев (1831-1891). Жизнь и творчество» (73).
Если рассматривать отношение исследователей политических взглядов К.Н. Леонтьева в историческом контексте, то несомненной является тенденция в целом постепенного потепления оценок его наследия. С годами уходят резкие эпитеты в адрес его политического учения, они заменяются стремлением объективно разобраться в существе его взглядов.
Объектом представленного диссертационного исследования являются истоки и мировоззренческие основания политических воззрений К.Н. Леонтьева. Мы стремились подвергнуть анализу внутреннюю структуру этих воззрений, наметить то основное, определяющее, что позволяет давать им совершенно определённую, адекватную характеристику. Мы показали сущностную связь между различными элементами общественно-политических воззрений выдающегося русского «византиста».
Предметом представленной диссертации можно признать целостное политическое учение К.Н. Леонтьева, которое, как полагает автор, весьма оригинально и представляет интерес для отечественной политической науки. Мы стремились выявить уровень теоретических построений К.Н. Леонтьева и определить глубину его политологических выводов.
В качестве методологической основы диссертации мы использовали ряд эвристических подходов, которые, с его точки зрения, могут способствовать прояснению существа политического учения К.Н. Леонтьева во всём многообразии содержания его элементов. Характеризуя «внзантизм» К.Н. Леонтьева, мы опирались на базовые для современной политической науки принципы системно-структурного анализа, историзма при взгляде на какую-либо определённую проблему, ставя перед собой цель предельно возможной объективности в оценках политических воззрений. На основе указанных выше принципов были определены для исследования несколько приоритетных принципов, которыми руководствовались в ходе написания данной работы:
1. Отказ от идеологических штампов и воздержание от прямолинейных оценок. При анализе политических взглядов К.Н. Леонтьева не следует прилагать к ним какие-то внешние критерии и понятия, выработанные в политической науке позднее в XX в., а необходимо исходить лишь из того содержания, которое присутствует в самих текстах данного русского мыслителя.
2. Максимальная содержательная полнота исследования. Каждый элемент политического наследия К.Н. Леонтьева должен быть изучен во всей полноте его содержания. Необходимо, с одной стороны, учесть все особенности и нюансы политического учения К.Н. Леонтьева, а, с другой стороны, выработать целостный взгляд на него, продемонстрировав его внутреннее единство.
3. Актуализация. Подчёркивая своеобразие политического наследия К.Н. Леонтьева, мы старались соотнести смысловое содержание его текстов с нынешней политической ситуацией как в самой России, так и за её пределами. Мы полагаем, что политическое учение К.Н. Леонтьева не может быть признано полностью анахронизмом, многие его пункты вполне актуальны и злободневны в настоящее время.
Руководствоваться указанными принципами возможно в том случае, если использовать на теоретическом уровне историко-сравнительный, логико-концептуальный и системный методы, а на эмпирическом уровне -описательные методы. Использование всех обозначенных методов должно быть направлено на воспроизведение логики политического «византизма» русского мыслителя XIX в.
Цель данной диссертации заключается в определении сущности политического учения К.Н. Леонтьева, прояснении наиболее значимых пунктов его. «византизма», репрезентации и реконструкции тех оригинальных идей в сумме политических воззрений К.Н. Леонтьева, которые представляют несомненный интерес для истории отечественной политологии. Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
1. Разъяснение политологического статуса учения К.Н. Леонтьева о государстве и обществе, этносе и культуре, церкви и личности, и его места в общей истории отечественно-политической мысли XIX в. в целом и истории русского консерватизма в частности.
2. Определение социально-исторических и социокультурных истоков политического наследия К.Н. Леонтьева, т.е. репрезентация того контекста, в рамках которого стало возможным появление «византизма» К.Н. Леонтьева.
3. Исследование теоретических истоков политологического учения К.Н. Леонтьева, обоснование его концептуальной связи с политологическим и идеологическим наследием ряда представителей допетровской общественной мысли (Дм. Герасимова и Филофея,), а также западников, славянофилов и почвенников.
4. Выявление содержания важнейшего концептуального понятия, вводимого в диссертационное исследование, т.е. «византизма».
5. Реконструкция теории развития К.Н. Леонтьева, соотнесение её с органической, общественно-политической и духовной сферами.
6. Репрезентация наиболее характерных моментов эстетики истории К.Н. Леонтьева в контексте применения её к реалиям политической жизни XIX в.
7. Анализ существа церковно-общественных взглядов К.Н. Леонтьева, без изучения которых невозможно понять, что есть «византизм» в его учении.
8. Исследование собственно общественно-политических взглядов К.Н. Леонтьева, выявление их сущностных характеристик и, в этой связи, репрезентация отношения К.Н. Леонтьева к славянскому единству, критики им западноевропейского политического идеала, анализ внутриполитической концепции К.Н. Леонтьева, определение существа его «византизма» в контексте своеобразной «политической эсхатологии».
9. Обоснование теоретического единства всех элементов политического учения К.Н. Леонтьева.
10. Соотнесение воззрений К.Н. Леонтьева с политическим учением евразийства, которое во многом продолжило и развило идеологическую доктрину «византизма».
Источниковая основа представленного диссертационного исследования включает в себя: а) работы К.Н. Леонтьева; б) критические и полемические работы современников К.Н. Леонтьева, отношение которых к его творческому наследию в целом было достаточно негативным, за исключением, пожалуй, B.C. Соловьёва; в) работы предреволюционных и пореволюционных авторов о К.Н. Леонтьеве, включая отдельные монографии, диссертации, журнальные и газетные статьи, заметки и т.п.; г) книги, статьи и заметки представителей русского Зарубежья; д) публикации современных интерпретаторов политического учения К.Н. Леонтьева.
Научная новизна данной диссертации состоит в том, что на основе анализа содержания книг, статей и заметок К.Н. Леонтьева представлено собственно его политической учение, выявлена его уникальность и применимость к современности. Исходя из принципов системности и историзма, мы стремились представить наиболее оптимальную модель, отражающую структуру и содержание политического учения К.Н. Леонтьева, с определением его истоков.
Новизна представленного к защите исследования конкретизирована в следующих положениях:
1. В работе обозначено место политического учения К.Н. Леонтьева в истории политической мысли XIX в. В данном контексте научной новизной является выявление отличий политических взглядов К.Н. Леонтьева, понимания им фундаментальных политических и социальных проблем от воззрений других русских политических публицистов того же периода. Автор показывает существо различий политических идей К.Н. Леонтьева от идей на первый взгляд родственных ему славянофилов и почвенников.
2. В диссертации защищается тезис о том, что византизм выступает в политическом учении К.Н. Леонтьева основополагающим принципом, имеющим в данном случае универсальное значение.
3. Предпринята попытка общеконцептуальной реконструкции логики политической мысли К.Н. Леонтьева, который возродил на уровне современной ему политической идеологии доктрину «византизма».
4. Осуществлена собственная реконструкция и интерпретация политического учения К.Н. Леонтьева, выявлена его отличительная особенность.
5. Выявлены наиболее существенные идейные предпосылки политического учения К.Н. Леонтьева. В этой связи впервые обосновывается связь политических взглядов К.Н. Леонтьева с позитивизмом и эволюционизмом Г. Спенсера.
Представленная диссертация имеет своей целью способствовать расширению границ понимания предмета и содержания политической науки в целом, а также подкреплению её соответствующим историческим материалом. Системный взгляд на политическое учение К.Н. Леонтьева имеет как методологическое, так и историко-научное значение. Использование материала диссертации позволит отечественной политологии осознать те приоритеты, на которые ориентировался (и возможно, ориентируется до сих пор) политический идеал значительной части русского народа. Таким образом, диссертация будет способствовать расширению теоретических горизонтов отечественной политологии, уточнению существа политических идеалов консервативной части населения нашей страны.
Теоретические выводы диссертации можно использовать в ходе проведения методологических семинаров, при анализе феномена русского общественно-политического консерватизма. Кроме того, материалы исследования вполне применимы при чтении лекций по истории политической науки, истории государства и права, государствоведению, культурологии, истории философии в вузах, а также при написании фундаментальных работ по истории отечественной политической и социально-философской мысли.
Основные выводы и положения диссертации были апробированы автором в 5 публикациях, а также в докладах и сообщениях на 4-х научных конференциях и теоретических семинарах:
1. Международной научно-практической конференции «Наука в образовательном процессе вуза», проведённой совместно УГПИ, ПГСХА и УВВАКУ в марте 1997 г. (доклад «Ценность как основа гуманитарного знания и современной науки»);
2. Региональной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проведённой в УГПИ в мае 1999 г. доклад «Этико-эстетические взгляды К. Леонтьева на исторический процесс»);
3. Международной научной конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проведённой в УГЛИ в мае 2000 г, (доклад «Эстетико-исторические взгляды К. Леонтьева»).
4. Аспирантском теоретическом семинаре, проведённом совместно отделом аспирантуры и кафедрой социально-философских наук УГПИ в мае 1998 г. (доклад «Византизм в политической доктрине К.Н. Леонтьева»).
5. Аспирантском теоретическом семинаре, проведённом совместно кафедрами социально-философских наук и социально-экономических наук УГПИ в мае 2000 г. (доклад «Историческая миссия России в политических воззрениях К.Н. Леонтьева).
Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественно-политические взгляды К. Н. Леонтьева в системной реконструкции и интерпретации"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории русской политической мысли нет мыслителя, кроме К.Н. Леонтьева, который столь откровенно обозначил бы свою консервативную, если не сказать реакционную, позицию. Вместе с тем, его апология самодержавия и православного социального идеала базировалась на последовательном мировоззрении, в котором органически соединились эстетизм, религиозность, верность самодержавию и империи, а также духовный аристократизм и неприятие политического эгалитаризма. К.Н. Леонтьев попытался осовременить казалось уже забытую византийскую имперскую идею, придать ей характер руководства для внешней и внутренней политики России. Поначалу это вызвало неприятие даже со стороны консервативных публицистов, большинство из которых в то время находилось ещё в плену иллюзии «славянского братства», которую разоблачал К.Н. Леонтьев. Потребовалось время, прежде чем оправдались многие из пророчеств К.Н. Леонтьева. Как замечает в этой связи Т. Померанская, «увидеть в леонтьевских футурологических концепциях зерно истины стало возможным лишь потомкам, пережившим лихолетья нравственных и не только нравственных утрат глобального свойства» (142,126). Собственно говоря, история XX в. развивается во многом по его предсказаниям, правда тем из них, которые навеяны пессимизмом и предчувствием надвигающейся катастрофы. Поэтому, на наш взгляд, среди отечественных политических публицистов XIX в. К.Н. Леонтьев первый может претендовать на звание настоящего пророка русской политической истории. Рядом с ним в этом смысле можно поставить лишь фигуру его друга и последователя - В.В. Розанова.
К.Н. Леонтьев был эстетом и даже поэтом в политике. Одновременно он ставил в своей политической теории вполне конкретные цели (например, освобождение Царьграда и воссоздание великой православной империи). Как писал о нём В.В. Розанов, «если бы у Леонтьева было сто тысяч войска, он залил бы кровью всю Европу». Подобное выражение следует понимать не буквально, а в том смысле, что К.Н. Леонтьев жаждал быть субъектом и творцом политической истории. Его политическую доктрину можно назвать не только эстетической и поэтичной, но и романтичной. К.Н. Леонтьева можно сравнить с немецкими «реакционными романтиками» Шлегелем и Новалисом, которые опирались на апологию творчества в философских трудах Г. Фихте.
Одновременно К.Н. Леонтьева можно назвать одним из основоположников «нового религиозного сознания» в России. Он в числе первых стал формулировать собственный идеал политического и социального устройства, опираясь на исторические и религиозные традиции России. Вместе с тем, он был начисто лишён того глубокого «провинциализма», которым были заражены как либералы-западники, видевшие в России лишь ученицу «просвещённой Европы», так и некоторые консерваторы в худшем смысле этого слова, видевшие спасение нашей страны в застое. К.Н. Леонтьев - подлинный идеолог и пророк «консервативной революции», идея которой затем была подхвачена евразийцами и неоевразийцами.
Одновременно, его политическая доктрина не лишена внутренних противоречий и недостатков. Главная проблема для К.Н. Леонтьева, на наш взгляд, состоит в определении степени возможности соединения в реальной жизни политического романтизма и эстетизма с православным мировоззрением. Еще одно существенное противоречие его взглядов заключается в неадекватности исповедуемой им органической идее применительно к реализации тех или иных политических идеалов; социально-политические процессы не могут быть отождествлены с биологической эволюцией. Натурализм К.Н. Леонтьева-врача в корне противоречит его же романтизму, ибо объективно ведёт к фатализму, который К.Н. Леонтьев-поэт никак не мог принять.
Кроме того, К.Н. Леонтьеву свойственно неверие в творческие способности русского народа в применении к политической жизни. Одновременно, он преклоняется перед русским народом, считает его народом-мессией. Он напрасно противопоставляет имперскую идею идее национализма, что особенно проявляется при оценке роли византийских начал в русской истории. Впрочем, это он и сам понимал. Во всяком случае, он утверждал, что для реализации своего потенциала Россия должна дать «что-либо своё» (112,7,42), кроме византизма, который укоренился в ней со времён средневековья. По словам К.Н. Леонтьева, Россия не может дышать «исключительно азотом полного застоя» (112,7,109).
Психологический комплекс, который просматривается сквозь все его политические сочинения - это комплекс эстетического страха, который заменял у него радость богообщения. Именно этот страх гнал его в монастырь, но там его страдания не прекращались, ибо православное мировоззрение К.Н. Леонтьева обнаруживало внутри себя неустойчивость.
Список научной литературыЦимерман, Мария Михайловна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"
1. Абдрасулов С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX в.: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. Дисс. канд. филос. наук. М., 1995.
2. Абрамов А.И. Культурно-историческая концепция русской цивилизации К. Леонтьева// Цивилизация: прошлое, настоящее и будущеечеловека. М., 1988.
3. Абрамов А.И. Консервативная социальная утопия второй половины XIX в. // Русская философская мысль в 80-х гг. 19 в. о будущем России. М., 1990.
4. Авдеева Л.Р. Философско-мето дологические аспекты консервативной социологии Леонтьева// Актуальные проблемы историифилософии народов СССР. Вып.9. М., 1981.
5. Авдеева Л.Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева// Вестник МГУ. Сер.7: Философия. 1982. № 3.
6. Авдеева Л.Р. Религиозно-консервативная социология К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1983.
7. Авдеева Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель»?// Социально-политический журнал. 1992. № 8.
8. Аггеев K.M. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания христианства (дисс.). Киев, 1909.
9. Аггеев K.M. Константин Леонтьев как религиозный мыслитель// Богословский вестник. 1909. №№ 4-8.
10. Адамович Г.В. Мракобесие// Новое русское слово. 1957. 19мая.
11. Адрианов Б. Иерархия вечный закон человеческой жизни// К. Леонтьев, наш современник. СПб., 1993.
12. Аксаков К.С. Собрание сочинений. М., 1861. Т. 1.
13. Александров Анат. Памяти Вл.С. Соловьёва// Новое время. 1900. 7 авг.
14. Александров A.A. К.Н. Леонтьев// Московские ведомости. 1911. 13 янв.
15. Александров A.A. Памяти К.Н. Леонтьева// Богословский вестник. 1915. № 1.
16. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.
17. Андронов Ю.В., Мячин А.Г., Ширинянц A.A. Русская социально-политическая мысль 19-начала 20 века: К.Н. Леонтьев (под ред. Д.В. Ермашова). М., 2000.
18. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.
19. Антоний (Храповицкий). Искренняя душа// Памяти К.Н. Леонтьева. СПб., 1911.
20. Аристов П. Леонтьев и его гадания// Русское дело. 1888. 10янв.
21. Астафьев П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса// Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1885.
22. Астафьев П.Е. Национальное самосознание и общечеловеческие задачи//Русское обозрение. 1890. Ч.З.
23. Астафьев П.Е. Объяснение с г. Леонтьевым// Московские ведомости. 1890. 29 июня.
24. Багдасаров Р., Вовченко А. Возвращение Леонтьева// Литературная Россия. 1991. № 47.
25. Бажов С.И. Некоторые аспекты проблемы культурно-исторического самоопределения России в творчестве К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы истории русской философии XIX в. М., 1987.
26. Балканский Т. Славянство и К. Леонтьев// Современные известия. 1885. 31 окт.
27. Басаргин А. (Введенский А.И.). К.Н. Леонтьев о Л.Н Толстом// Московские ведомости. 1911. 7мая.
28. Бахтин Н.М. Константин Леонтьев (Рецензия на книгу Бердяева о Леонтьеве)// Звено. 1926. № 165 (28 марта).
29. Бердяев H.A. К. Леонтьев философ реакционной романтики// Вопросы жизни. 1905. № 7.
30. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989.
31. Бердяев H.A. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли)// H.A. Бердяев о русской философии. 4.1. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1991.
32. Бибихин B.B. К.Н. Леонтьев// Литературная газета. 1989. 5 апр.
33. Бородаевский В. О религиозной правде Константина Леонтьева// РГАЛИ, ф.290, оп.1, е.х. 63.
34. Бочаров С. Г. Эстетический трактат Леонтьева// Вопросы, литературы. 1988. № 12.
35. Бочаров С.Г. «Ум мой упростить я не могу»// Литературная газета. 1991. 18 дек.
36. Бочаров С.Г. К.Н .Леонтьев// Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1994.w
37. Бразоль Б. Памяти К.Н. Леонтьева. Нью Иорк, 1944.
38. Булгаков С.Н. Победитель-Побеждённый (Судьба К.Н. Леонтьева)// Биржевые ведомости. 1916. 9,16,22 сент.
39. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1918.
40. Булычёв Ю. Вольнолюбивый певец деспотизма// К. Леонтьев -наш современник. СПб., 1993.
41. Бурнакин A.A. Царьград и всеславянство (Пророчества К. Леонтьева)// Новое время. 1912. № 13163.
42. Бычков B.B. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма// Философия искусства в прошлом и настоящем. М.: Искусство, 1981.
43. Волжский (Глинка A.C.). Святая Русь и русское призвание. Б.м. 1915.
44. Гагарин A.C. Кризис европоцентризма и судьба России: культурологические воззрения К.Н. Леонтьева и О. Шпенглера// Культуры в диалоге. Вып.1. 1992.
45. Гайденко П.П. Наперекор историческому процессу (К.Н. Леонтьев-литературный критик)//Вопросы литературы. 1974. № 5.
46. Гальцева Р.П., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах. Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьёв, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале// Неоконсерватизм в странах Запада. М., 1982. 4.2.
47. Герцен А.И. Сочинения. Изд. Ф. Павленкова. СПб., 1905. Т.5.
48. Глушкова Т.М. «Боюсь, как бы история не оправдала меня.»// Наш современник. 1990. № 7.
49. Говоруха-Отрок Ю.Н. (псевд.: Ю. Николаев). Новый критик славянофильства//Московские ведомости. 1892. 15 и 29 окт.
50. Голосенко И.А. К.Н. Леонтьев// Социологическая мысль в России. Л., 1978.
51. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М., 1974.
52. Григорьева Т.С. Концепция культурного идеала К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
53. Грифцов Б.А. Судьба К.Н. Леонтьева// Русская мысль. 1913. №№1,2,4.
54. Губанков H.H. К истории борьбы эстетизма с техницизмом в буржуазной культурологии// Искусство в системе культуры. Л., 1981.
55. Гулыга A.B. Русская идея и её творцы. М., 1995.
56. Дамье H.B. Философия истории К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
57. Долгов K.M. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 1997.
58. Дробжева Г.М. Проблема социокультурного идеала в социально-философских воззрениях К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1995.
59. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1871.
60. Жуков В.Н. Рец. на: К.Н. Леонтьев. Записки отшельника// Вопросы философии. 1993. № 6.
61. Свящ. Кирилл Зайцев. К познанию православия. Шанхай, 1948.
62. Закржевский А. Одинокий мыслитель// Христианская мысль. 1916. Кн.4.
63. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. С.211-215.
64. Зандер Л.А. К. Леонтьев о прогрессе// Русское обозрение. Пекин, 1921. №№ 5-7.
65. Зеленов Л. Курс лекций по основам эстетики. Горький, 1974.
66. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа (Критика европейской культуры у русских мыслителей). Париж, 1929.
67. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.2. Л.: «Эго», 1991.
68. Иванов В.Г. Мессианские взгляды A.C. Хомякова и B.C. Соловьева. Автореф. дисс.канд. филос. наук. СПб., 2000.
69. Иванов Г. Страх перед жизнью. Константин Леонтьев и современность//Континент. 1993. № 77.
70. Иванова Е.В. К.Н. Леонтьев: судьба и идеи// Литературная учёба. 1992. № 1-3.
71. Иваск Ю.П. Апология пессимизма. К. Леонтьев и Ницше// Новый град. 1939. № 14. С.89-100.
72. Иваск Ю.П. Что Леонтьев чтил, ценил, любил. Ответ А.И. Солженицыну//Вестник РХД. 1974. № 123.
73. Иваск Ю.П. Константин Леонтьев (1831-1891). Жизнь и творчество. Берн Франкфурт-на-Майне, 1974.
74. Исупов К.Г. Об эстетической форме представлений исторического знания// Формы представления знаний и творческое мышление. Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск, 1989.
75. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921.
76. Кантор В.К. Борьба идей в русской эстетике XIX в. (40-70-е гг.). Автореф. канд. дисс. М., 1988.
77. Кантор В.К. Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978.
78. Карлова Т.С. Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина//XVIII век. Л., 1969.
79. Карпец В. Российское самодержавие и русское будущее (на пути к православному государствоведению)// Выбор. Литературно-философский журнал русской христианской культуры. М., 1990.
80. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Тт. 1-2.
81. Киреев A.A. Народная политика как основа порядка// Славянские известия. 1889. №№ 28-29.
82. Киреев A.A. «Национальная политика как орудие всемирной революции» (рец.)// Русский вестник. 1889. № 6.
83. Кобылин В. Рецензия на кн. Ю.П. Иваска о К. Леонтьеве// Голос Зарубежья. 1980. № 19.
84. Кожурин А.Я. Социальные аспекты антропологии К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1997.
85. Козловский Л.С. Мечты о Царьграде (Достоевский и К. Леонтьев)// Русский архив. 1915. №№ 9-10.
86. Козырев А.П. Вл. Соловьёв и К. Леонтьев: диалог в поисках «Русской звезды»// Начала. 1992. № 2.
87. Козырев А.П. Константин Леонтьев в «зеркалах» наследников//Константин Леонтьев: Pro et contra. Кн.1. СПб., 1995.
88. Коковкина A.A. Красота и нравственность в условиях научно-технического прогресса (к вопросу об эстетизме Константина Леонтьева)// Россия на пороге XXI века. Материалы научного симпозиума. 4.2. Хабаровск, 1999. С.89-93.
89. Коковкина A.A. Об «эстетическом аморализме» Константина Леонтьева// Духовная деятельность и её формы. Сборник научных статей. Хабаровск, 1999. С. 14-18.
90. Коковкина A.A. Социально-эстетический портрет «последнего человека» в творчестве К. Леонтьева// Философский ежегодник. Хабаровск, 2000. С.8-12.
91. Коковкина A.A. Понятие «эстетизм» и его историческое развитие// Научно-технические и экономические проблемы транспорта. Хабаровск, 2000. Т.4. С. 120-129.
92. Коковкина A.A. Эстетизм как принцип социальной философии (экспликация концептуальных положений социальной модели К.Н. Леонтьева). Автореф. дисс. . канд. филос .наук. Владивосток, 2000.
93. Коноплянцев A.M. Жизнь К.Н. Леонтьева в связи с развитием его миросозерцания// Памяти К.Н. Леонтьева. СПб., 1911.
94. Консерватизм в России («Круглый стол»)// Социологические исследования. 1993. № 1.
95. Константин Леонтьев: Pro et contra. Кн.1-2. СПб., 1995.
96. Константинов В. К истории одной полемики'(К.Н. Леонтьев и B.C. Соловьёв о проблемах христианской эсхатологии)// Начала. 1992. № 2.
97. Корниенко В.Ф. О сущности эстетического познания. Новосибирск, 1962.
98. Королёв A.B. Культурно-исторические воззрения К.Н. Леонтьева// К. Леонтьев наш современник. СПб., 1993.
99. Корольков A.A. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991.
100. Корольков A.A. К. Леонтьев и его эстетическая картина эгалитарного прогресса//Философские науки. 1991. № 11.
101. Корольков A.A. Неуслышанный Леонтьев// Смена. 1995. № 6.
102. Косик В.И. К.Н. Леонтьев: реакционер, пророк?// Советское славяноведение. 1991. № 3.
103. Кремнев Г.Б. Леонтьев и русское будущее// Наш современник. 1991. №12.
104. Леонтьев К.Н. Маносские староверы// Санкт-Петербургские ведомости. 1884. №262.
105. Леонтьев К.Н. Невольное пробуждение старых мыслей и чувств// Гражданин .1887. № 41.
106. Леонтьев К.Н. Панславизм и греки// Русский вестник. 1873. №2.
107. Леонтьев К.Н. Письма к Губастову К.А.// Русское обозрение. 1894. Кн.9-11.
108. Леонтьев К.Н. Отец Климент (Зедергольм) <иеромонах Оптиной Пустыни>// Русский вестник. 1879. Кн.11-12.
109. Леонтьев К.Н. Письма к Губастову// Русское обозрение. 1897.1. Кн.6.
110. Леонтьев К.Н. Из писем К.Н. Леонтьева// Московские ведомости. 1911. № 9.
111. Леонтьев К.Н. Письма к ВВ. Розанову// Русский вестник. 1903. №№ 4-6.
112. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений. Тт.1-9. М., 1912-1913.
113. Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир// Христианин. 1913. Кн. 11.
114. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьёве и эстетике жизни (по двум письмам)// Начала. 1992. № 2.
115. Леонтьев К.Н. Письмо провинциала к г. Тургеневу// Отечественные записки. СПб., 1860. Т. 130.
116. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.
117. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
118. Лиливяли Н.В. Религиозно-философская концепция К.Н. Леонтьева//Религиозно-идеалистическая философия в России 19-нач.20 вв. (Критический анализ). М, 1989.
119. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.
120. Маркс К. Нищета философии. М.: Госполитиздат, 1955.
121. Медведский К. Философ-христианИн: Основы миросозерцания К.Н. Леонтьева// Русский вестник. 1896. № 1; № 4.
122. Мережковский Д.С. Страшное дитя// Речь. 1910. № 30 (31 янв.).
123. Метлов В.И. «Русская идея», возрождение России и проблема метода// Вестник Московского университета. Сер. 12: Общественно-политические исследования. 1994. № 1.
124. Мещеряков Н. У истоков современной реакции// Литературное наследие. Т.22-24. М., 1935.
125. Миллер Ор. О церкви в исторической жизни русского народа// Русь. 1883. 13 апр.
126. Миллер О. Церковь и византийство// Киевская старина. 1884. №11.
127. Милюков П.Н. Саморазложение славянофильства// Вопросы философии и психологии. 1893. Кн.5.
128. Милюков П.Н. Славянские и русские «космополиты»// Речь. 1908. 20 апр.
129. Миляев H. Из воспоминаний о К.Н. Леонтьеве// Русское обозрение. 1898. № 1.
130. Михайловский Н.К. «Послушаем умных людей»// Отечественные записки. 1881. № 9.
131. Морякова О.В. Культурная традиция и политика в философии К. Леонтьева// Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991.
132. Московитянин. Новая книга о К. Леонтьеве// Вестник РХД. 1977. № 121.
133. Мочкин А.Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в конце XIX-начале XX века). М., 1999.
134. Мурсалимов и др. Общественное мнение и созидание по законам красоты. Казань, 1991.
135. Мячин А.Г. Социально-политические взгляды К.Н. Леонтьева. Дисс. канд.по лито лог. наук М., 1998.
136. Новиков А.И., Григорьева Т.С. Консервативная утопия Константина Леонтьева// Россия глазами русского. СПб.^ 199J
137. Осипов Г. «Страна без идеологии что человек без мыслей»// Завтра. 2001. № 10(379).
138. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970.
139. Пачулия Г.Г. Проблема эстетической ценности в «Критике способности суждения» И. Канта. Автореф. канд. дисс. Тбилиси, 1986.
140. Пишун К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дисс.канд. политич. наук. Владивосток, 1999.
141. Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток, 1993.
142. Померанская Т. «Всего лишь неполный год.»// Литературная учёба. 1989. № 6.
143. Подокшин С.А. Франциск Скорина. М., 1981.
144. Попов И.В. Личность и учение блаж. Августина. Тт.1-2. Сергиев Посад, 1917.
145. Преображенский П.Ф. А. Герцен и К. Леонтьев (Сравнительная морфология творчества)// Печать и революция. М., 1922. № 2. С.78-88.
146. Рабкина Н.А. Исторические взгляды К.Н. Леонтьева// Вопросы истории. 1982. № 6.
147. Рабкина Н.А. Византизм К. Леонтьева// История СССР. 1991.6.
148. Реймерс Н.А. Эстетический принцип в истории. Опыт характеристики народов. Paris, 1931.
149. Реймерс Н.А. Право и мораль. Опыт морфологии нравственного сознания. Paris. 1934.
150. Розанов В.В. Эстетическое понимание истории// Русский вестник. 1892. № I.
151. Розанов В.В, Теория исторического прогресса и упадка// Русский вестник. 1892. Ж№ 2-3.
152. Розанов В.В. Поздние фазы славянофильства (О Леонтьеве и Данилевском)// Литературные очерки. СПб., 1899.
153. Розанов В.В. Константин Леонтьев и его «попечители»// Новое слово. 1910. №7. С.24-26.
154. Розанов В.В. Неоценимый ум// Новое время. 1911. № 12669 (21 июня).
155. Розанов В.В. К 20-летию кончины К.Н. Леонтьева// Новое время. 1911. № 12813 (12 нояб.).
156. Розанов В.В. Литературная новинка// Новое время. 1912. № 12910 (20 февр.).
157. Розанов В.В. К изданию полного собрания сочинений К.Н. Леонтьева// Новое время. 1912. № 13024 (16 июня).
158. Розанов B.B. Закржевский о Конст. Леонтьеве// Новое время. 1912.11 авг.
159. Розанов В.В. Приостановка издания «Сочинений К. Леонтьева»//Новое время. 1913. 14янв.
160. Розанов В.В. К. Леонтьев об Аполлоне Григорьеве// Новое время. 1915. 9 дек.
161. Романович-Славатинский A.B. Система русского государственного права в его историческо-догматическом развитии. Киев-СПб., 1886.
162. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
163. Самарин Ю.Ф. A.C. Хомяков и крестьянский вопрос// Русская беседа. 1860. Т.2.
164. Салмин A.M. Политическая историософия Леонтьева// Русская политическая мысль 2-ой пол. XIX в. М., 1989.
165. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М., 1984.
166. Сивак А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.
167. Сивак А.Ф. Всадник русского апокалипсиса// Литературная газета. 1991. 20 нояб.
168. Синякин C.B. К.Н. Леонтьев и евразийство// Гуманитарные исследования. Альманах. Вып.З. Уссурийск, 1999.
169. Слонимский Л.З. «Восток, Россия и славянство» (рец.)// Вестник Европы. 1885. № 12.
170. Соколов A.M. Культурно-философский смысл консерватизма. Автореф. дисс.канд. филос .наук. СПб., 1997.
171. Соловьёв B.C. Константин Леонтьев// К. Леонтьев наш современник. СПб., 1993.
172. Соловьёв B.C. Национальный вопрос в России. СПб., 1891. Вып.2.
173. Соловьёв B.C. Письма к К.Н. Леонтьеву// Вестник РХД. 1990. № 149.
174. Соловьёв H.A. Рецензия на брошюру Леонтьева «Как надо понимать сближение с народом»// Современные известия. 1882. 13 апр.
175. Спенсер Г. Основания социологии. Т.2. СПб., 1877,
176. Стрекалов Н. Византийское влияние на религиозную, общественную и политическую жизнь домонгольской Руси. М., 1918// Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. Карт.405. № 2.
177. Струве П.Б. Константин Леонтьев// Возрождение. 1926. 30 мая.
178. Стрюченко И.Г. Культура и исторический процесс. Этюды теории. Владивосток: ДВГУ, 1998.
179. Сломенов А. О сельской общине// Русский архив. 1884. Кн.4.
180. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. 4.1. М., 1905.
181. Тихомиров Л.А. Тени прошлого. К.Н. Леонтьев// Литературная учёба. 1992. № Î-3.
182. Тихомиров Л. А. Непризнанный пророк// Московские ведомости. 1911. 30 июня.
183. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х тт. М., 1983. Т. 15.
184. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах// Структура текста. М.: «Наука», 1980. С.3-58.
185. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил// Вестник Европы. 1892. Окт. С.772-810.
186. Ускокович М, Россия, славянство и мир будущего с точки зрения славяно-христианской идеологии A.C. Хомякова. СПб., 1916.
187. Успенский Б.А. История и семиотика. Восприятие времени как семиотическая проблема// Успенский. Избранные труды. Т.1. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С.9-70.
188. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
189. Франк С. Л. Миросозерцание Константина Леонтьева// Критическое обозрение. 1909. № 11.
190. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
191. Фудель И.И. Культурный идеал К.Н. Леонтьева// Русское обозрение. 1895. № 1.
192. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. М., 1900.
193. Фудель И.И. К. Леонтьев и Вл. Соловьёв в их взаимных отношениях//Русская мысль. 1917. Кн.11-12.
194. Храброва И.А. Эстетический компонент человеческой деятельности и его гуманистическое содержание// Депонировано в ИНИОН. Харьков: ХИИЖТ, 1984.
195. Цимерман М.М. Эстетико-исторические взгляды К. Леонтьева// Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып.2. Уссурийск, 2000.
196. Цыганков А. Политические и церковно-общественные идеалы К.Н. Леонтьева. СПб., 1914.
197. Чернавский М.Ю. Идея прогресса и русский консерватизм// Поиск молодых. Сборник научных статей аспирантов. Уссурийск, 1998.
198. Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева. Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 2000.
199. Чернавский М.Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып.4. М., 1999.
200. Чернавский М.Ю. Идея социализма в консервативной системе К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып.5. М., 1999.
201. Чернавский М.Ю. Принцип насилия в социальной философии К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып.5. М., 1999.
202. Чернавский М.Ю. О связи мировоззрения К.Н. Леонтьева с учением святых отцов и русской православной традицией// Из истории общественной мысли: культура, идеология, политика. М, 1999 (деп. в ИНИОН РАН. № 55051 от 14.10.99. С.642-660).
203. Черноглазое А. Формула воцерковления. О Православии Константина Леонтьева// К. Леонтьев наш современник. СПб., 1993.
204. Шестаков H.A. К. Леонтьев и русский либерализм// Вестник МГУ. Сер.12: Социально-политические исследования. 1993. № 2.
205. Шило A.B. Проблематика творческого самоопределения в пост-новоевропейскую эпоху: от эстетики деятельности к практической эстетике// Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993.
206. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М.: «Гардарика», 1999.
207. Янов А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев (Буржуазный миф о «пророчестве Леонтьева» и русская консервативная мысль XIX столетия). Дисс. канд. филос. наук. М., 1970.
208. Янов А.Л. Трагедия великого мыслителя// Вопросы философии. 1992. № 1.
209. Янов А.Л. Три утопии (М. Бакунин, Ф. Достоевский, К. Леонтьев)// Искусство кино. 1992. № 9.'
210. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
211. РГАЛИ. Ф.290. Оп.1. Е.х.88.
212. Giusti W. Un pensatore russo controcorrente: Constantino Leont'ev// Storia e política. Milano. 1964.
213. Kline George L. Religious and anti-religious thought in Russia (1968). Ch.2. Religious new-conservatives: Leontiev and Rozanov.
214. Lukashevich Stephen. Konstantin Leontiev. A study in russian heroic vitalism. New York. 1967.
215. Roberts Spencer E. Essays in russian literature. The conservative view: Leontiev, Rozanov, Shestov. 1968.
216. Monas Sidney. Leontiev: A meditation// Journal of Modern History. 1971. September.
217. Kurland Jordon. The history and destiny of Russia according to Konstantin Leont'ev// An unpublished M.A. thesis. Columbia University. 1952.