автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Общественно-политическое развитие курдов в Республике Казахстан
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политическое развитие курдов в Республике Казахстан"
РГб од
на правах рукописи
МАМЕДОВ МАХМЕТ МУСТАФАЕВИЧ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
(Специальность 23.00.02 - Политические институты и процессы)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Алматы 1997
Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии Алматинского Государственного Университета им. Абая
Научный руководитель Официалышые оппоненты
доктор философских наук, профессор ИШМУХАМЕДОВ А.Ш.
доктор политических наук ТАТИМОВ М.Б. кандидат политических наук ДЖУНУСОВ А.М.
Ведущая организация
Институт развития Казахстана
Защита состоится " /-^сентября 1997 г. в
часов на заседа!
Диссертационного Совета Д. 14 А. 01.25 по присуждению ученой степ* кандидата политических наук при Казахском Государствен* Национальном Университете имени Аль-Фараби. по адресу: 480078, г. Алматы 71, Каз ГУ, кафедра политологии.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского Государственного Национального Университета им. Аль-Фараби.
Автореферат разослан " У" ^ ^ ^4997 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета доктор исторических наук профессор
е-,**'
Козыбаев С
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Завершение XX - и начало XXI столетия характеризуется возрастанием национального, этнического фактора, охватившего все сферы общественной жизни на государственном, региональном и глобальном уровнях. В то же время развитие человечества, отражая стремление к формированию единой мировой цивилизации, сопровождается тенденцией к автономизации личности, развитию нации, национальных групп и меньшинств, обусловленных стремлением сохранить национальное своеобразие создать или восстановить свою государственность и определить пути развития. В этом контексте вполне закономерно то, что Президент РК в своем труде "На пороге XXI века", касаясь возрастания национального фактора, затронул одну из его сложнейших и животрепещущих аспектов: современную курдскую проблему.1
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что в современном мире, по-существу, почти нет государств, в которых не проживали бы национальные группы и меньшинства. Не исключением является и Казахстан, где вместе с казахами и русскими, проживают представители свыше 120 национальных групп и меньшинств. К их числу относится курдская диаспора в РК, являющаяся неотъемлемой частью почти 40-миллионного курдского народа, борющегося ныне за свою свободу и независимость.
Весомость исследуемой проблемы определяется также тем, что в переходный период без привлечения национальных групп и меньшинств невозможно успешное решение текущих и перспективных задач по модернизации, демократизации казахстанского общества. При этом особое значение приобретает проблема дальнейшего сохранения и упрочения гражданского мира, общественного, межнационального согласия в РК, от решения которой зависит судьба социально-экономических, политических преобразований и улучшение благосостояния народа2.
Актуальность темы исследования определяется неразработан-
1 Назарбаев Н. На пороге XXI века. Алматы, "8нер". 1996. С. 35, 61; См.: также "Новая книга президента". - "Курдистан". 1996, N 5, август. г Назарбаев Н. Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана. Доклад на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана "Казахстанская правда" 7 июня 1997 г.
1
ностью и отсутствием пока научной, апробированной концепции по защите прав национальных групп и меньшинств, базирующейся на приоритете прав человека. В этой связи особую значимосп приобретает теория и практика решения межнациональных отношений не только в РК, странах СНГ, но и за рубежом. При это* особую актуальность приобретает опыт и практика решения такиз проблем, как права национальных групп и меньшинств в обласп законодательства, характер социально-политических механизмо] выявления, согласования национальных интересов титульной на ции и этнических групп и меньшинств, предотвращение конф листов, роль и значение религиозного и других факторов в меж национальных отношениях, вопросы миграции, развитие нацио нальных культур и т.п. К этому же ряду следует отнести задачи п< преодолению негативных последствий тоталитаризма в решени национального вопроса в бывшем СССР, в т.ч. в Казахстане, пре одоление последствий дискриминации национальных менылинст и др.
Безусловно, все это не исключает позитивно-критического под хода к изучению и применению опыта СССР в области межнаци ональных отношений, учета своеобразия модели полиэшически государств Запада, развивающихся стран Азии и Востока, а такж ряда стран СНГ в области национально-государственного qipOH тельства, включая сферу межнациональных отношений в;них. И& опыт и практика в каждой многонациональной стране имеют cboi исторические особенности, традиции и менталитет.
Степень разработанности темы. Состояние и развитие националь ных групп и меньшинств до последнего времени не являлось пред метом специального и широкого исследования учеными полито логами и представителями других общественно-политических наук несмотря на полиэтнический состав Казахстана и наличие инте peca со стороны общественности к этой проблеме, а также чрезвы чайную важность изучения состояния и перспектив их развитш включая курдскую диаспору в РК, странах СНГ и курдскую прс блему в целом.
Это объяснялось, отчасти, тем, что проблема национальны групп и меньшинств, включая курдов, на протяжении мне гих десятилетий являлась как бы "запретной темой" для оС щественности СНГ, в т.ч. РК. Большинство опубликованны работ в период тоталитаризма, в основном, были посвящен; социально-экономическим, историческим и культурно-этни
ческим аспектам их развития в составе бывшего СССР.1 В них ощутимо отражалось тлетворное воздействие марксистско-ленинской доктрины и господствовал классовый подход в национальной политике. Несомненно и то, что в ряде работ, особенно историков, анализировались некоторые политические проблемы развития наций и этнических меньшинств, включая курдов и его диаспоры в бывших республиках Закавказья. Это относится к фундаментальному труду ученого-дипломата В. Никитина,2 к книге историка М.С. Бабаева3 и Др.
В 1989 г. в Москве АН бывшего СССР была опубликована крупная работа "Национальный вопрос за рубежом"/ в которой рассматривались правовые формы и практика регулирования межнациональных отношений в капиталистических, развивающихся государствах и в СССР. В ней привлекают зарубежные исследования роли национального фактора в сфере политики. К этой работе примыкает и труд ученых РК "Межнациональные отношения в Казахстане".5
Отношение к этой проблеме заметно изменилось на современном этапе, о ней стали чаще писать в прессе. Она явилась предметом специального рассмотрения на научных конференциях, симпозиумах и совещаниях. К числу первых опубликованных работ по курдской проблеме, отражающей также состояние и перспективы развития курдской диаспоры в странах СНГ, стали материалы научного симпозиума на тему: "Современное состояние курдской проблемы", состоявшийся в Москве в Институте востоковедения РАН 24-25 ноября 1994 г.6 В нем приняли участие видные ученые курдоведы из стран СНГ профессора, д. ист. н. Гасратян М.А., Жигалина О.И., Лазарев М.С., Мгои М.Х., Шараф Ашири, а также курдские ученые, патриоты, общественные деятели проф. Ванли И.Ш., доктор Джаббар Кадер и Баве Назе, Джоскун Насиф, Рустам Брои, Сеид Мол л а, Хасан Шейхо и др.
1 Подробнее см. Жигалина О.И. Курдоведение на современном этапе - современное состояние курдской проблемы (Научный симпозиум). М., 1995. С. 51-59.
2 Никитин В. Курды. Перевод с фр. М., "Прогресс", 1964.
3 Бабаев М.С. Из истории курдского народа. Баку, 1991.
4 Национальный вопрос за рубежом. Москва, 1989.
5 Межнациональные отношения в Казахстане. Алматы, "Рылым", 1993.
6 Современное состояние курдской проблемы (научный симпозиум). 24-25 ноября 1994 г. М., 1995 г.
Состояние и пути решения курдской проблемы, включая пол ожение их меньшинства в странах СНГ, стало в следующем год; предметом специального обсуждения в Комитете ГосДумы Фе дерального собрания РФ по геополитике, состоявшегося 25 июю 1996 г.1 В парламентских слушаниях приняли участие предста вители администрации Президента, депутаты федеральных орга нов исполнительной власти РФ, парламентарии из стран ближ него и дальнего зарубежья, ученые, эксперты, руководител] курдских и российских общественно-политических организаций представители ООН, депутаты парламента Курдистана в изгна нии (ПКИ) и др. Они отметили, что курдская проблема на ны нешнем этапе приобрела острый международный характер и вы работали рекомендации, адресованные Президенту, Совету РФ Гос.Думе и правительству РФ, предусматривающие комплек мер, осуществление которых было направлено на решение кур декой проблемы.
Заметно усилилось в последнее время интерес за рубежо! политиков и ряда ученых к состоянию межнациональных отно шений в Казахстане.
Этой проблеме было посвящено специальное Совещание : Брюсселе, Бельгии, 25-27 января 1995 г., организованное фон дом межэтнических отношений при сотрудничестве с фондо] короля Бодуэна.2 На нем было уделено значительное внима ние положению национальных групп и меньшинств в РК. Ин статутом стратегических исследований при Президенте был проведено заседание "Круглого стола" на тему "Конститу ция РК и нац. вопрос".3 На нем выступил Верховный Комис cap по делам национальных меньшинств ООН по безопасно сти и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Морк ван дер Сту; Он отметил, что этнические группы и меньшинства должн] иметь свое лицо, но в то же время учитывать, что они прожи вают совместно в одном многонациональном государстве. ! конце февраля 1996 г. в Алматы была проведена конферсн ция на тему "Вопросы гармонизации межнациональных oi ношений в новых независимых государствах на примере Ка захстана", организованная ОБСЕ.4 Выступающие отметил
1 См.: "Курдистан", N 5 (40) август 1996 г. С. 1.
2 См.: Отчет о семинаре "Межэтнические отношения в Казахстане: задачи
возможности в международном контексте". Брюссель, Бельгия, 25-27 января »См.: "Панорама", N 2, 27 мая 1995 г. С. 4.
4"Панорама", 1996 г., Н 8. 1 марта, с. 5.
наличие этнического многообразия в Казахстане и успешное функционирование национально-культурных центров, включая центр курдской общины.
В рассматриваемый период усилилось внимание ряда научных коллективов и отдельных ученых к вопросам межнациональных отношений и в самом Казахстане. Так, научные сотрудники Института развития РК опубликовали работу "Межнациональные отношения в Казахстане: этнический аспект кадровой политики", в которой проанализировали национальный состав центральных и местных органов власти, включая представительство в них этнических групп и меньшинств.1 Б ведущем и старейшем вузе Казахстана - АГУ им. Абая в начале 1996 г. было успешно и результативно проведена региональная научно-теоретическая и научно-практическая конференция "Конституция Республики Казахстан и развитие национальных меньшинств" (22-23 февраля 1996 г.). В ней приняли участие представители малой Ассамблеи народов города и области, профессорско-преподавательский состав университета и ряда других вузов Алматы.2
Социально-политические и некоторые другие проблемы развития национальных групп и меньшинств в РК рассматриваются в трудах и статьях ряда ведущих ученых Казахстана: Абсаттарова Р.Б., Ишмухамедова А.Ш., Мирзоева К.И., Мустафина Т.Т., Сарсенбаева Т.С., Сыроежкина К.Л., Татимова М.Б. и ряда других исследователей. Все это свидетельствует о проведении заметной научно-теоретической и экспериментальной работы по анализу и обобщению практического опыта в сфере межнациональных отношений в переходный период. Бе. зусловно, эта работа требует дальнейшего теоретико-методологического анализа, изучения и обобщения практического опыта, накопленного в области решения национального вопроса, налаживания межнациональных отношений в такой многонациональной стране, каковой является современный Казахстан.
Целью и задачами исследования являются: анализ и обобщение опыта общественно-политического развития национальных групп и меньшинств на примере курдской общины в РК, основываю* "Межнациональные отношения в Казахстане: этнический аспект кадровой политики". Алматы, ноябрь, 1994.
2 См.: Материалы научно-теоретической и практической конференции "Конституция Республики Казахстан и развитие национальных меньшинств". Алматы. 1996. Часть I, И.
щегося на теоретико-методологических принципах исследова ния, а также на изучении и использовании социально-полити ческих, исторических, архивных и других письменных источни ков. Это позволило охарактеризовать состояние, особенносп межнациональных отношений, выявить тенденции и перспекта вы развития национальных групп и меньшинств, в т.ч. курдско го меньшинства в переходный период в РК. Реализация это! цели связана с решением ряда взаимосвязанных и взаимообус ловленных задач с позиции политической науки:
- обоснованием теоретико-методологической основы иссле дования этнических групп и меньшинств;
- выявлением объективных и субъективных факторов реше ния курдской проблемы вообще и ее диаспоры в Республик! Казахстан;
- социально-политической характеристикой положения кур дов в период советского тоталитаризма, выявлением негативны: последствий депортации и геноцида по отношению к националь ным группам и меньшинствам, включая курдское меньшинство
- анализом состояния и перспектив развития курдского этни ческого меньшинства в общественно-политической жизни Ка захстана, сочетающегося с рассмотрением и решением курдско! проблемы в целом.
На базе настоящего исследования сформулированы некото рые выводы, практические рекомендации, содействующие даль нейшему упрочению гражданского мира и согласия, укрепле нию межнациональных отношений между ведущей и интегри рующей казахской титульной нацией и национальными группа ми и меньшинствами, в том числе курдского, в период переход к демократии и прогрессу.
Предметом исследования выступает диалектически сложный со циально-политический процесс, отражающий в себе становлс ние новых межнациональных отношений между государством казахской нацией и национальными группами и меньшинства ми, включая курдскую общину. Работа направлена на анали: выявление и обобщение основных факторов развития курдскс го меньшинства на переходном этапе. Это позволяет обосноват некоторые тенденции и перспективы дальнейшего развития кур декой диаспоры и других этнических групп и меньшинств в сс ставе многонационального Казахстана.
Объектом исследования выступают новые субъекты политичес
кой сферы Республики Казахстан - национальные группы и меньшинства, в частности, курдское меньшинство;
отношения их с титульной казахской нацией, а также процесс становления новых отношений между ними в составе формирующегося казахстанского народа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе, в числе первых, с позиции теоретической и прикладной политической науки, проанализированы и обобщены межнациональные отношения в период перехода от тоталитаризма к демократии на примере развития курдской общины в полиэтническом Казахстане. Исследование базируется на многих архивных и иных материалах, включая документы по депортации курдов и других национальных групп и меньшинств в Казахстан и Среднюю Азию, часть которых впервые вводится в научный оборот. Это, в свою очередь, позволило выявить и подтвердить теоретическую и практическую несостоятельность марксистско-ленинской доктрины по национальному вопросу, раскрыть сущность политики геноцида, проводимую тоталитарной системой по отношению к целым народам, этническим группам и меньшинствам в бывшем СССР, на примере курдского национального меньшинства.
Соискателем проведено самостоятельное социологическое исследование общественно-политического положения курдов Ал-маты и ряда близлежащих к нему сел и районов; проанализирована и обобщена роль складывающейся новой государственной национальной политики в РК по созданию благоприятных условий по развитию курдской и других национальных общин, совместно проживающих в многонациональном Казахстане; выявлены некоторые тенденции и перспективы развития курдского и других меньшинств и национальных групп в более отдаленной перспективе.
В работе обоснованы ряд компонентов складывающейся новой концепции развития национальных групп и меньшинств, выдвинуты предложения по расширению их прав по самоорганизации и самоуправлению в составе многонационального Казахстана. Исследуемые вопросы в диссертации увязываются с решением курдской проблемы на Ближнем востоке, являющейся одной из сложнейших и животрепещущих проблем современной эпохи, ждущей своего радикального решения цивилизованным путем.
Теоретико-методологические основы исследования составляют не которые принципы материалистической диалектики. При этом важ ное значение приобретают принципы конкретного анализа соци ально-полгаических процессов, положения в них субъектов по литики - национальных групп и меньшинств; взаимосвязи, прота воречия между ними; соотношения субъективного фактора и объек тивных условий, а также принцип историзма, требующий диалек тического рассмотрения любого явления в политическом процес се, его становления, развития и будущего. При изучении межна циональных отношений, в т.ч. развития национальных групп I меньшинств, были использованы также принципы политическо! антропологиии и аксиологии (теория ценности), которые в неда леком прошлом были незаслуженно преданы забвению теорети ками марксизма-ленинизма.
При анализе и обобщении социально-политического развита национальных групп и меньшинств были использованы метода политического исследования, применяемые в политической на уке (методы системно-структурного анализа, институционализма принцип плюрализма и др.). Был применен проблемно-хроноло гический анализ эмпирического материала. В исследовании этни ческой природы национальных групп и меньшинств был исполь зован релятивистский подход, ставящий их в зависимость от боль шого круга социально-политических и иных факторов.1
Практическая значимость работы определяется целесообразность« использования ее материалов, ряда выводов и предложений пр! разработке государственной концепции в области национально! политики в РК, особенно в сфере межнациональных отношений обосновании текущей, среднесрочной и долгосрочной националь ной политики, включающей развитие национальных групп и мень шинств, проживающих в Казахстане.
Материалы исследования могут быть использованы при изуче нии политической истории суверенного Казахстана, межнацио нальных отношений в РК; при подготовке и чтении спецкурсов ] проведении спецсеминаров по политической науке и учебной дис циплине.
Апробация результатов исследования. Некоторые выводы, положс ния и практические рекомендации докладывались (в совместно} докладе с научным руководителем пофессором Ишмухамедовьв
1 См.: Марченко Г.И. Методологические подходы в исследовании этнополити еских явлений. Вестник МГУ. Серия 12. Полит, наука. 1995, NN 1, 2.
А.) на заседании "Круглого стола", проведенного в КазГНУ им. Аль-Фараби.1 Соискатель выступил с сообщением на тему "Насильственное переселение курдов Закавказья в Казахстан в период советского тоталитаризма" на региональной научно-теоретической конференции: "Конституция Республики Казахстан и развитие национальных меньшинств" в АТУ им. Абая в феврале 1996 г.; на этой же конференции выступил с докладом (в соавторстве), посвященном некоторым теоретическим и практическим проблемам развития национальных меньшинств.2
Соискатель принял участие и выступил с докладом на научно-теоретической конференции, посвященной " 150-летию со дня рождения поэта, мыслителя Абая Кунанбаева и 300-летаю поэмы "Мам и Зин", поэта философа курдского народа Ахмеда Хани", проведенного в АН РК в январе 1995 г.3 В этом докладе были рассмотрены, наряду с другими вопросами, некоторые проблемы политической истории курдского народа, и, в частности, вопросы патриотического воспитания молодежи на героических традициях этого народа в прошлом.
Диссертант вместе с известным ученым, д. хим. наук, академиком Надировым Н.К. от курдской диаспоры из РК участвовал в работе Комитета Государственной Думы, Федерального собрания • РФ по вопросам геополитики, состоявшегося в конце июня 1996 г. в Москве, на котором проводились парламентские слушания по вопросу "О путях решения курдской проблемы". Ее материалы, частично, были опубликованы на страницах газеты "Курдистан".4 Настоящая диссертация была обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной политологиии АТУ им. Абая на кафедре политологии КазГНУ им. Аль-Фараби и рекомендованы к защите.
1 Мамедов М.М. Демократия и некоторые аспекты развития этнических меньшинств - Республика Казахстан: политика и развитие. Ал маты, 1996. С. 34-40 (в соавторстве).
2 Мамедов М.М. Насильственное переселение курдов Закавказья в Казахстан в период советского тоталитаризма; Некоторые теоретические и практические проблемы развития национальных меньшинств (в соавторстве) - "Конституция Республики Казахстан и развитие национальных меньшинств". Алматы, 1996. С. 41-50, 75-81; "Курдистан", 1996, N 2, февраль.
'Мамедов М.М. Тезисы доклада "300-летие поэмы "Мам и Зин" поэта, философа и писателя Ахмеда Хани" - "Курдистан", 1995, N 6, июнь.
4 См.: О путях решения курдской проблемы - "Курдистан", 1996, N 5, август.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяется цель и задачи работа, а также ее научная новизна и практическая значимость.
В первой главе - "Национальное меньшинство в системе общественно-политических отношений" в параграфе 1 раскрываются теоретико-методологические аспекты исследования национальных меньшинств в области политической науки.
Формирование новой концепции в сфере национальных отношений в период перехода к демократии и рыночной экономике I РК связано с применением в области политической науки принципов материалистической диалектики, политической антропологии и аксиологии (теории ценности - М.М.), с помощью которых можно более объективно проанализировать состояние национальных проблем, включая вопросы развития национальных меньшинств.
Теоретико-мстодологичсский анализ положения, развития национальных меньшинств в ряде полиэтнических государств свидетельствует о том, что исходным принципом современной поли тики в области межнациональных отношений является положе нис, отраженное в тезисе "единство в многообразии", включаю щее интересы целого и его составных частей. В нем учтено своеоб разие национальных групп и меньшинств, как специфических об щностей, с присущими им этническими, культурными, религиоз ными, языковыми свойствами. При этом гарантом соблюдена равенства, недискриминации прав меньшинств следует рассмат ривать саму политическую систему в полиэтническом государ стве. Но в реальной действительности их положение в большинст ве многонациональных государств, не исключая страны СНГ, оп ределяется как "единство в однообразии", в которых неполно уч тены своеобразие и права национальных меньшинств, представи тел и которых в то же время являются гражданами этих государсп
Практика и опыт (теория) развития полиэтнических государств сви детельствуют, что сохранение неравенства, дискриминация, ущемленм интересов национальных групп и меньшинств способствуют росту и политической сознательности и активности. Ибо национальные разли чия подспудно содержат в себе скрытый потенциальный источник дл возникновения конфликтной ситуации, не проявляющейся открыто р определенного времени. Она возникает тогда, когда национальные групп и меньшинства все больше осознают общность своих интересов, вкли
чая социально-политические, когда они становятся активными субъектами политики. Политизированная национальная группа и меньшинство - новое действующее лицо на политической арене, активный субъект политики, все больше выступающий характерной чертой и тенденцией современной эпохи.
Правовые документы ООН, а также национальные законодательства ряда полиэтнических государств, в качестве обобщающего понятия ввели и используют дефиницию "национальное меньшинство" или просто "меньшинство", применяемое для таких социально-этнических групп населения.
Национальное меньшинство представляет собой меньшую часть населения по своей численности в многонациональном государстве. Они не занимают господствующего или доминирующего положения в нем, хотя являются гражданами этого государства. Меньшинство обладает специфическими отличными свойствами (этническим, религиозными, языковыми и другими) от остальной части населения страны. Им присуща самоидентификация, общность, происхождение, культурная характеристика и наличие определенной социально-этнической организации.1
Предпочтение в этом определении отдается не количественным измерениям меньшинства, а его социально-поведенческой, качественной характеристике, отражающей момент становления его как субъекта политики.
Понятие "Национальное меньшинство" включает в себя объективное и субъективное содержание. К его объективной стороне следует отнести то, что существующее меньшинство основывается на ряде критериев: языке, территории и др. К его субъективному содержанию следует отнести наличие определенного сознания, волю его членов, стремящихся сохранить свои специфические черты, традиции.
В период перехода к демократии и прогрессу возникла и усилилась тенденция, проявившаяся не только в защите интересов ведущей или доминирующей нации, но и отдельных национальных групп и меньшинств в многонациональном государстве. Учет интересов большинства и этнического меньшинства необходим для достижения общего консенсуса, политической стабильности и вовлечения национальных групп и меньшинств в модернизацию
1 См.: "Национальный вопрос за рубежом". Там же. С. 64, 109, 276; Васильева Т.А. Правовой статус этнических меньшинств в странах Западной Европы. - Государство и право. М., "Наука", 1992. С. 133.
всех сфер общества, включая преобразование его политической системы. При этом следует обратить внимание на то, что в ряде индустриально-развитых и развивающихся полиэтнических государств, в законодательном порядке допускается предоставление особого политического представительства национальным группам и меньшинствам в органах центральной и местной власти. Целесообразность такого подхода определяется необходимостью защиты прав этих социально-этнических общностей (опыт США, Индии, Малайзии1 и др.).
Распад тоталитаризма в бывшем СССР сопровождался возрастанием роли, места и значения национального, этнического фактора, что подтверждает теоретическую и практическую несостоятельность одного из краеугольных постулатов марксистской доктрины о превосходстве классового над национальным. Это обстоятельство положительно сказалось на положении курдской общины и других национальных групп и меньшинств, проживающих в РК. Они стали все больше сознавать, по мере роста своего общественно-политического положения, что являются частью казахстанского общества. В то же время курдское меньшинство продолжает считать себя неотъемлемой составной частью сорокамиллионного курдского народа. Многие представители курдской интеллигенции, значительная часть простых курдов стали все больше понимать суть политических процессов, протекающих в Курдистане, стали связывать свои надежды на будущее с успехами национально-освободительного движения на родине. Следовательно, в пробуждении и росте национального самосознания (включая политическое) крудского меньшинства в РК и других страна> СНГ, значительную роль выполняет внешний фактор, связанный с освобождением исторической родины. Этим самым курдская проблема, по-существу, приобрела международный характер.
Известно, что исследуемая проблема, в недалеком прошлом I бывшем СССР считавшаяся "запретной", ныне превратилась в одн} из сложнейших и животрепещущих проблем современной эпохи О чем справедливо отмстил Президент РК Н.А. Назарбаев.2
Практическое решение курдского вопроса, по-видимому, воз можно посредством проведения политического диалога и призна ния курдского культурного своеобразия всеми заинтересованны ми странами, включая Казахстан и другие страны СНГ.
'См.: Абазов Р.Ф. "Экономика Малайзии: ускоренный путь развития". "Сая сат" - Политика. 1996, N 5, май. С. 80.
2 См.: Назарбаев Н. На пороге XXI века. Там же. С. 35, 61.
12
Второй параграф первой главы посвящен анализу объективных и субъективных факторов решения курдской проблемы и ее меньшинства в РК.
Объективная необходимость решения курдского вопроса получила в настоящее время международный резонанс. Все больше правительств и государств осознают масштабность, сложность и трудность ее решения. Свои коллективные и частные мнения по этой проблеме высказали Европарламент, Совет Европы, известные деятели США, Франции, РФ, религиозные авторитеты, включая Папу Иоанна Павла II, неправительственные организации, ряд лидеров и известные деятели науки и искусства.
В рассматриваемом контексте решение курдского вопроса в странах их проживания - на Ближнем Востоке, а также странах СНГ, связано с рядом факторов. Наиболее существенным фактором является отсутствие или слабость демократических традиций и институтов в их социально-политической и других сферах общественной жизни, которые присущи северо-американской или европейской цивилизациям.
Несомненно и то, что регион Курдистана в прошлом и ныне имеет сверхважное политическое и геостратегическое значение не только для Европы и США, но и для Закавказья, РФ и Средней Азии и Казахстана (центр торгово-экономических коммуникаций). Эти и некоторые другие факторы определяют не только региональную, но и международную значимость курдской проблемы. Это особенно подчеркивалось на научной конференции "Курдистан: На перекрестках истории", проведенной в Москве с 22-24 февраля 1994 г., в которой принимал участие профессор, д. филол. наук Мирзоев К.И. и автор данной работы.
Познание и учет объективных факторов, что является предметом изучения политической науки, позволяют выявить тенденции, перспективы решения курдской проблемы, включая проблему развития курдов в РК и странах СНГ. Эта наука имеет дело и с группой субъективных факторов, связанных с выявлением политических целей и мотивов, установок, интересов, ценностных ориентации, политического настроения, представлений субъектов политики.
В диссертации рассматривается действие такого фактора как национализм, выступающего на нынешнем этапе одним из влиятельных социально-политических движений в мире. Он проявился и в стремительном росте национально-освободительной борьбы курдского народа, усилении национального сознания среди
части курдов в РК и других регионах СНГ.
Позитивный смысл национализма, как свидетельствует опыт ряда полиэтнических государств (пр. Индия и др.), исходит из признания принципов демократии: национальной справедливости, равенства всех национальных групп и меньшинств, веротерпимости и др.
К числу постоянных факторов относятся условия жизнедеятельности человека и национальных групп и меньшинств, в том числе курдской диаспоры, проживающей в ряде южных областей Республики Казахстан (Алматинской, включая бывшую Талды-корганскую, Южно-Казахстанскую и др.). Среда проживания курдского меньшинства сочетается с сохранением у значительной части осознания принадлежности к своему этносу. Наличие этой особенности наложило определенный отпечаток на их поведение, психологию, традиции, язык и др., что способствовало сохранению и углублению их самобытности.
На развитие курдского народа и его диаспор в РК, РФ свой отпечаток наложила и политическая история, связанная с появлением и ростом национальной идеи, усилившейся под воздействием национально-освободительного движения в Курдистане во второй половине XIX в. и продолжающегося до настоящего времени. В последнее время возросло политическое влияние России, которая старается усилить миротворческую миссию в решении курдского вопроса. "Курдская политика России" получает значительное признание со стороны руководителей рабочей партии Курдистана.
Важнейшей особенностью развития курдского движения на нынешнем этапе явилось, кроме существования внешних факторов, действие ряда внутренних факторов. Политики и ученые по-разному оценивают роль и значение этих факторов (одна группа абсолютизирует роль внешних факторов в решении курдской проблемы - проф. Ш.Х. Мгой и др., другие, наоборот, чрезмерно абсолютизируют роль внутреннего фактора - Джаббар Кадер и др.) К факторам внутреннего порядка следует отнести возникающие временами противоборство, разногласия, существующие между двумя ведущими партиями: демократической партией Южного Курдистана (ДПК) и патриотическим союзом (ПСК), действия которых вызывают различную реакцию со стороны внешнего мира, а также со стороны курдских общин и их руководителей, проживающих в странах СНГ, в т.ч. РК.
Позитивное решение курдской проблемы в значительной степени зависит от правильного учета роли внешних и внутренних факторов, от
единства действий политических и иных общественных организаций курдов, включая функционирующие в Казахстане, СНГ, а также от опыта и зрелости их руководителей.
Стратегия и тактика курдских партий, оказывающих известное влияние на курдские диаспоры в странах СНГ, судя по их платформам, лозунгам, характеризуются существенными различиями, значительной пестротой: одни ограничиваются признанием национальной культуры, другие - автономией (создание федерации в рамках единого государства), а третьи - за создание независимого, единого Курдистана. Правомерно то, что это не должно стать препятствием в деле объединения различных партий, национально-патриотических движений и организаций, часть которых оказывает определенное влияние на курдское население в странах СНГ. Без согласования их действий невозможно решение общенациональных целей и задач Курдистана и его народа.
В социально-этнической проблематике важную роль стала занимать религия, выступающая действенный фактором политики и объектом изучения политической науки. В Казахстане ныне проживает свыше 10 млн. мусульман, представляющих 23 национальности, включая курдов.
Тенденция роста национального самосознания народов, национальных групп и меньшинств, в т.ч. курдов, сопровождалось усилением национальных трений и конфликтов. Так, карабахский конфликт затронул курдов, часть которых была втянута в армяно-азербайджанский конфликт. Как свидетельствует опыт политической истории, и в прошлом и в настоящее время враги курдов не раз пытались использовать факторы его разделения по диалектным и конфессиональным признакам (курды-мусульмане, кур-ды-езиды).
Приверженность значительной части тюркского населения РК влиянию ислама, не дают основания утверждать, что религия (т.е. исламский фактор) в настоящем и в перспективе будет доминировать и влиять на политику и идеологию внутри Казахстана.
К числу объективных переменных факторов относится народонаселение. Распад тоталитарного строя в бывшем СССР сказался на усилении миграционных процессов, сопровождающихся ростом ряда национальных групп и меньшинств, к числу которых относятся и курды.
Появление курдского меньшинства в Казахстане и Средней Азии явилось следствием политики советского тоталитаризма, приведшей к их депортации из республик Закавказья в 1937, 1944, 194815
1950 гг. Размещение переселенцев носило здесь дисперстный характер.
В настоящее время в Казахстане и Средней Азии проживает свыше 100 тыс. курдов, большая часть которых проживает в РК (по другим данным 27 тыс., 40 тыс.).1
Сохранение курдов, как социально-этнической группы в бывшем СССР, а в настоящее время в странах СНГ, действенное их участие в социально-политической и других сферах общественной жизни РК, РФ и других суверенных государствах объясняется не только проводимой демократической национальной политикой их правительств, но и гуманным отношением к ним народов Казахстана и среднеазиатских республик.
На социально-политическое развитие курдского меньшинства и иных национальных групп, проживающих в Казахстане и других регионах СНГ определенное позитивное воздействие оказывает объективный процесс перехода их народов на путь демократии и прогресса.
Рост численности национальных групп и ряда меньшинств в РК, в т.ч. курдской диаспоры, отражает собой объективную тенденцию в развитии многонационального Казахстана. С действием этой тенденции, проявившейся в росте численности коренного населения и ряда национальных групп и меньшинств, должна считаться и строиться национальная политика и межнациональные отношения в РК.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе невозможно больше игнорировать и не учитывать курдский национальный фактор, вызванный объективными потребностями роста борьбы его народа за освобождение своей родины. Эта борьба, в свою очередь, характеризуется дальнейшей консолидацией курдского населения в РК и других стран СНГ, оказывает воздействие на рост их национального и политического самосознания и способствует укреплению солидарности всего народа за его освобождение и вступление на путь независимости и прогресса.
Во второй главе диссертационной работы освещаются проблемы положения курдского этноса в период существования советской тоталитарной системы, а также вопросы развития курдского этнического меньшинства в период распада СССР и становления суверенитета независимого Казахстана.
См.: Современное состояние курдской проблемы. Там же. С. 22, 124. Абсатта-ров Р. Б. Национальный процесс: особенности и проблемы. Алматы, 'Тылым", 1995. С. 140.
Курдское этническое меньшинство в своем развитии в новейшее время пережило период обретения своей автономии в первые годы существования советской системы. Характеризуемые консолидацией этноса, развитием национального языка, культуры и традиций. Но вслед за этим кратким по своим срокам этапом наступил период жестокого притеснения и дискриминации, насильственного переселения курдского населения в республики Средней Азии и Казахстана.
В первом параграфе второй главы автором предпринимается попытка выяснить истинные причины насильственного переселения. Исходя из анализа некоторых источников, им делается предположение о том, что причины данной трагедии коренятся в самой природе тоталитарной системы, в ее антинародном характере, в попрании любых прав и свобод не только отдельно взятого человека, но и целого народа, что судьба советских курдов в этот период во многом зависела от внешних факторов, и не случайно "курдский вопрос" встал перед советским политическим руководством именно тогда, когда в сопредельных государствах Среднего и Ближнего Востока нарастает национально-освободительная борьба курдов за обретение своего независимого государства, когда резко обостряется международная обстановка в мире, когда усилилось соперничество мировых держав за обладание этим экономически и геополитически емким регионом.
Все эти факторы, по мнению автора, сыграли роковую роль в судьбе советских курдов и способствовали депортации их в Казахстан и Среднюю Азию.
В первом параграфе уделяется много места анализу и обобщению конкретных историко-политических событий, связанных с депортацией курдского населения Закавказья в Казахстан. Приводятся факты жестокого обращения работников НКВД, ответственных за доставку переселенцев. В 1937-1938 гг. большая часть курдов Закавказья была депортирована в Казахстан и Среднюю Азию.
В работе рассматривается социально-политическое положение курдов, а также других переселенцев, о том, как на местах решались проблемы их бытового обустройства, выплат компенсаций за реквизированное имущество. В данном параграфе освещаются и проблемы взаимоотношений курдских переселенцев с коренным населением, их социальной адаптации и акклиматизации.
В исследовании приведены конкретные факты беззакония властей к проблемам переселенцев, отсутствия элементарных условий для проживания, невыплаты компенсации за утерянное иму-
щество, а также примеры массовых самовольных переселений курдов из-за тяжелых условий не только в другие места Казахстана, но и за пределы республики.
С началом Великой Отечественной войны социально-поллити-ческое положение переселенцев еще более усугубляется, вводятся дополнительные меры по ограничению их передвижения, повышаются нормы выработки.
В 1944 году проходит еще одна волна переселения народов Северного Кавказа, в их числе и курдов с территории Грузии. В работе уделено место выяснению причин этой акции, а также условиям депортации в военные годы.
В послевоенный период в судьбе населения Казахстана прослеживается ряд политических событий, что также анализируется в диссертационном исследовании.
Прежде всего это был период реабилитационной политики, осуществленной новым Советским руководством во главе с Н.С. Хрущевым. Несмотря на одинаковые причины переселения и условия проживания в местах депортации, у курдов, в отличие от других депортированных народов и меньшинств не была восстановлена административно-территориальная автономия в Закавказье, что, в свою очередь, побудило группу курдской интелигенции обратиться в начале 60-х годов к высшему политическому руководству СССР с предложением о восстановлении Курдского автономного уезда в составе Азербайджанской ССР. Но это обращение осталось без ответа.
В работе уделено место выяснению причин этих событий в политической истории советских курдов.
В последнем параграфе II главы "Состояние и перспективы развития курдов в социально-политической сфере общественной жизни Казахстана" автором делается анализ проблемы существования и развития курдского этнического меньшинства на современном этапе.
Особое внимание уделено проблеме политизации курдского населения в период деструктивных процессов в СССР в конце 80-х -начале 90-х годов.
В это время после известных событий в Нагорном Карабахе, переросших в войну между Азербайджаном и Арменией, курды пережили суровые времена этнических притеснений и вынужденной миграции, что, в свою очередь, повлияло на процессы этнической консолидации и политизации населения.
Параллельно с этим автор рассматривает политические собы-
тия, связанные с периодом гласности и демократизации общественного строя в бывшем СССР, с началом нового этапа борьбы курдов за национальное возрождение и восстановление курдской автономии.
В этот период по всему СССР в местах компактного проживания курдов образуются комитеты общественного движения за возрождение курдской автономии и другие общественные формы самоорганизации курдского населения. Возникает Всесоюзная ассоциация курдов "Якбун" ("Единство"). В этом параграфе большое внимание уделено выявлению причин роста политического самосознания курдского населения.
Рассматривая данную проблему, соискатель подробно анализирует политические события, связанные с причинами этнической консолидации, с поиском путей решения проблемы восстановления курдской автономии; с положением в самом курдском движении, основных его течениях и противоречиях среди руководства BKA "Якбун".
В ходе анализа и обобщения данных политических событий, автор уделил внимание вопросам зависимости решения курдского вопроса в СССР от проблем нарастания дезинтеграйионных процессов во всей политической системе. Это в конечном итоге привело к распаду советской системы, что, в свою очередь, повлияло и на изменение содержания самой курдской проблемы и путей ее решения.
Распад СССР и образование независимых государств поставили проблемы возрождения курдского этнического меньшинства совершенно в иную политическую плоскость.
В работе сосредотачивается внимание в этом параграфе на проблемах консолидации курдского меньшинства в Казахстане, как одной из стран, ставшей для курдов после распада СССР страной постоянного проживания, имеющей свои политические приоритеты, свою национальную политику.
В данной части работы уделено внимание путям решения задач по возрождению культурных, бытовых традиций курдов в Казахстане, взаимоотношениям курдского населения с представителями других этнических групп, коренной нацией страны.
Уделяется внимание освещению проблемы самоорганизации курдского населения в новых политических реалиях. В работе приведены некоторые примеры взаимодействия курдских общественных организаций и властных структур республики по решению конкретных проблем населения, в частности бытовых вопросов,
открытия и функционирования печатного органа, преподавания родного языка в школах, в местах компактного проживания курдов, проведения культурно-массовых мероприятий.
В работе обобщаются результаты общественно-политического опроса курдского национального меньшинства, проведенного через газету "Курдистан" в мае-июле 1995 г. По результатам опроса, проведенного автором, делается ряд предварительных выводов о степени общественно-политической активности курдского населения; о проблемах идентификации курдов, как граждан суверенного Казахстана, о функциональных, социальных особенностях этноса, а также о степени его урбанизированное™ на современном этапе развития. О степени функциональности и развития национального языка.
С точки зрения соискателя и исходя из данных опроса, несмотря на жестокие условия тоталитарного периода, курдское национальное меньшинство сохранило свои основные этнические признаки: язык, культурные и бытовые особенности, этническое самосознание, конфессиональную принадлежность, обычаи и традиции
Курдское население имеет достаточно широкий доступ к образованию. Несмотря на полное отсутствие преподавания родного языка в школах в советское время, курды сохранили родной язык в быту. Почти все из числа опрошенных (исходя из данных опроса) владеют русским языком, многие освоили язык коренного народа, что говорит о большой коммуникабельности курдского населения, открытости к восприятию культурных и бытовых ценностей представителей других народов, населяющих республику.
Автор отмечает значительную степень политизации курдского населения. Это подтверждается на основе данных активного участия его во всех политических мероприятиях, как общегосударственного, так и местного масштаба, а также проявления солидарснос-ти с национально-освободительной борьбой соплеменников в странах Среднего Востока, ответной рпсакцией на любые инициатив-вы по самоорганизации в деле расширения своих прав и свобод.
Исходя из конкретных фактов, результатов опроса соискатель предполагает, что курдское национальное меньшинство еще не утратило некоторые свойства присущие патриархально-родовым отношениям. Это сказывается на сохранении у курдов довольно сильных признаков этнической солидарности, которые находятся в стадии активной самоорганизации, что в будущем естественным образом отразится и на активном участии их во всей системе об-
щсственно-политических отношений в республике. Это, в свою очередь, накладывает определеную ответственность на органы государственного управления, отвечающие за проведение национальной политики. По мнению автора, они должны быть готовы адекватно корректно реагировать на все проявления роста этнического самосознания курдского населения как и других национальных групп и меньшинств республики, руководствуясь как актами международного права, регулирующими права этнических меньшинств, так и собственным опытом, накопленным в ходе осуществления национальной политики.
В заключении данного раздела автор делает следующие выводы.
Курдское население СССР, пережив долгие годы советского тоталитаризма, в период общественной трансформации конца 80-х - начале 90-х годов оказалось в состоянии начать активное действие за расширение своих прав как этнического меньшинства, связывая итоги этой борьбы прежде всего с восстановлением своей административно-территориальной автономии.
В Республике Казахстан курдское население вышло на новый уровень политизации и развитие этнического самосознания, что выражается в более активном участии его в общественно-политической жизни страны, в создании общественных организаций, в расширении работы по сохранению языка и культуры своего народа.
Положение курдского меньшинства в республике, его внутреннее состояние свидетельствуют о его значительном восприятии тех политических и социально-экономических реалий, которые происходят в стране на нынешнем этапе его реформирования и суверенизации, что, в свою очередь, отражается на процессах идентификации курдского меньшинства как граждан Республики Казахстан.
В заключении диссертации сформулированы основные выводы и итоги исследования, предлагаются рекомендации по практическому использованию результатов работы. В нем обоснованы также конкретные задачи по дальнейшему расширению прав национальных групп и меньшинств, в т.ч. курдов, на самоорганизацию и местное самоуправление в местах их компактного проживания. Решение этой проблемы, совместно и с помощью государственных и местных органов власти, несомненно скажется на позитивном осуществлении проводимых реформ и будет содействовать дальнейшей стабилизации многонационального Казахстана.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Демократия и некоторые аспекты развития этнических меньшинств - Республика Казахстан: политика и развитие. Алматы, 1996. С. 34-40 (в соавторстве).
2. Насильственное переселение курдов Закавказья в Казахстан в период советского тоталитаризма. - "Конституция Республики Казахстан и развитие национальных меньшинств". -Материалы региональной научно-теоретической и практической конференции. 22-23 февраля 1996 г. Алматы, 1996. С. 75-81.
3. Некоторые теоретические и практические проблемы развития национальных меньшинств. Там же. С. 41-50 (в соавторстве).
4. Доклад "Бессмертное творение Ахмеда Хани на научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения поэта и мыслителя Абая Кунанбаева и 300-летию создания бессмертной поэмы "Мам и Зин" курдского поэта, философа и религиозного деятеля Ахмеда Хани. - "Курдистан", 1995, № 6, июнь.
Журнальные и газетные публикации:
1. Люди земли, помогите нам. - Журнал "Нубар" (на курдском языке), 1996, N 2 январь, N 4 июнь, N 5 август.
2. Обращение ко всем журналистам и тслерепортерам мира. -"Курдистан", 1996, N 1 январь.
3. Насильственное переселение курдов. - "Курдистан", 1996, N 2 январь; N 4 июнь; N 5 август.
4. Об истории культуры курдов. - "Курдистан", 1995, N 3 март.
5. Истоки культуры. - "Курдистан", 1995 N 8; 1996, N 1 январь.
6. Два интервью в кулуарах проходивших в Москве сессий (Парламента Курдистана в изгнании - ПКИ). - "Курдистан", 1996, N 1 январь; Интервью с Рамзи Картал - "Единство народа - это свобода Курдистана"; Интервью с шейхом Даурешем -"Прежде всего, мы - курды". - "Курдистан", 1996, N 4 июнь; Интервью с депутатом ПКИ от курдской диаспоры в РК Над-ировым Н.К.; - "Курдский парламент в изгнании и международный терроризм". "Обвинения необоснованы". - "Курдистан", 1995, N 5 май; Нет жизни без Родины. - "Валат" ("Родина" - на курдском языке). 1994 N 110, 27 марта - 2 апреля; и др.
Мамедов Махмет
Саяси гылым кандидаты дэрежес!н алу уийн жазылган диссертация. "Казахстан Республикасьшдагы курдтардьщ цогамдьщ-саяси дамуы".
23.00.02 — Саяси институттар жэне процестер.
Диссертация к;аз1рп замангы саяси гылымдардыц акту-альды проблемасыныц Шрг улттык, этникалык, факторлардьщ осш-оркендеуше арналынган. Оныц шшдеп мацызды орын алган моселе — Улттык, топтар жене олардыц азшылыгы — саясаттын жаца субъекпа алга койылган.
Бул контексте мацызды анализ тэж1рбие болган меселе коп ултты К,азак,стан Республикасындыгы туратын саяси еле-уметпк; этникалык; топтар жене олардыц азшылыгы. Жумыста кецшен пайдаланылган курдтану барысындагы ер турл1 саяси архивпк тарихи маглуматтар деректер пайдаланган.
Дисссртацияньщ теориялык, методологиялык, зерттеу непз1 — улттык топтар жене олардыц азшылыгы; курд пробле-масын шешу1 объективпк субъективпк факторлары жене олардыц К,азак;стан Республикасындагыдиаспорасы (кдуымы). Ар-найы зерттеуд1 кажет еткен коб1рек мэселенщ б1р1-тоталитар-лык; кезендеп курд кдуымыныц азшылыгы, отпел1 кезендеп жене болашак,тагы мацыздылыгы жайлы жазылган.
Бул гылыми зерттеу барысында нспзп улттык; диаспо-расы (кдуымныц) топтардыц аздылына к,ортынды жасалган, даму тенденциясынын, багыттары мен озш оз1 баекдрудыц уным-дастырудьщ жеплдеру барысындагы мацызды усыныстар Казахстан Республикасындагы улттык, саяси кщынастар непздеуде мацызылыгы корсетшген.
Mamedov Makhmet Moustafaevich
The thesis for Doctor of politics " Social and political development of the Kourds in the Republic of Kazakstan"
23.00.02. - Political institutes and processes
The thesis is dedicated for one of the most actual problem of political sciencies, connected with ethnic factor at modern epoch. National groups and minorities play a part as new subject of politics.
Therefore the analisys and experience of social and political development of national groups and minorities, including the Kourds, living in international Kazakstan are very important things. Political, historical and archives materials about various aspects of the Kourdology are used in the thesis.
Theoretical and methodological basis of research of national groups and minorities is presented in the thesis; objective and subjective factors for desicion of the Kourds problem, including the Kourds community in the Republic of Kazakstan. Social and political situation of the Kourds minority during "totalitarismus", transitional period and its outlook is specially recearched in the thesis.
This investigation draws conclusions, reveals tendencies, grounds practical recommendations of self-organization and self-government for national groups and minorities applied on the Kourds community. Results of the investigation should be used for the Government National politics in the Republic of Kazakstan and should be very usefull for international relations at present time and for the future.