автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX - в первой половине ХХ в. и развитие карачаевского этноса

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Байрамуков, Арасул Сосланбекович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX - в первой половине ХХ в. и развитие карачаевского этноса'

Текст диссертации на тему "Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX - в первой половине ХХ в. и развитие карачаевского этноса"

; >.. V vv: . л

На правах рукописи

шраму&ов Арасул Сосланбекович

Баяв

в |\арачае во вто

XIX — в первой

ги

)И по.

Х^ижяк л

и развитие карачаевского этноса,

Спеииальность 07.00.07

Этно/ЮГИЯ

диссертация на соискание ученой степени

'<V

V

Научиые руководители: доктор исторических наук профессор Текеев K.M., кандидат филологических наук, доцент Пшибиев И.Х.

Карачаевск

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МЫСЛЬ В КАРАЧАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА И РАЗВИТИЕ КАРАЧАЕВСКОГО ЭТНОСА

Введение.

ГЛАВА I.

1. Традиционные ценности и установка карачаевцев в аспекте знаний, образования.

2. «Серебряный век» в России и его влияние на Северный Кавказ.

3. Становление светской интеллигенции и изменение социальной структуры этноса

ГЛАВА П.

1. Деятельность светской интеллигенции.

2. Деятельность прогрессивного духовенства.

3. Соотношение религиозных, традиционных и светских ценностей в ценностной системе этноса.

ГЛАВА III.

1. Работа просветителей как фактор внесения инноваций в культуру этноса.

2. Редистрибуция информационных потоков в результате деятельности просветителей.

3. Трансформация общественно-духовной структуры этноса.

Заключение.

Использованная литература.

Список информаторов.

Список сокращений.

ВВЕДЕНИЕ

На данном этапе развития гуманитарных наук и общественно-политических процессов в стране большое значение приобретает проблема полного и объективного освещения процессов политического, социального и этнокультурного развития этносов России, поскольку политика власть предержащих, проводимая в 30-е - 80-е годы XX века, привела к появлению в истории этнических культур народов бывшего СССР многочисленных «белых пятен», которые требуют внимательного и беспристрастного исследования. Данная работа раскрывает деятельность неизвестных и малоизвестных просветителей светской интеллигенции и духовенства карачаевского этноса, их вклад в обогащение и усложнение этнической культуры народа, подробно освещена замалчивавшаяся позитивная деятельность прогрессивного духовенства. В работе описываются инновации, внесенные просветителями в культуру карачаевцев.

Исследование охватывает период со второй половины XIX века по 40-е годы XX века. Работа преследует цель дать новую неизвестную и малоизвестную информацию, полученную в ходе интервью информаторов-долгожителей, архивной и музейной работы, проанализировать влияние российской цивилизации и цивилизации мусульманского мира на развитие этнической культуры карачаевцев. В работе впервые объективно раскрывается роль исламской культуры Турции, Сирии, Египта в процессах динамики культуры карачаевцев, этики и этнического сознания.

Научная новизна труда состоит в том, что в диссертации в научный оборот впервые вводится информация о выдающихся деятелях духовенства и их вкладе в развитие культуры Карачая, освещаются связи карачаевского этноса со странами исламского мира, в данном исследовании мы стараемся дать объективный анализ о взаимовлиянии культур.

Методологической основой исследования стали исторический и структурно-функциональный методы, системный анализ.

Практическая ценность диссертации заключается в следующем: фактический материал, анализ и заключение диссертанта были заслушаны на научных конференциях и семинарах, были опубликованы в сборниках конференций университета.

Источниковой базой диссертации стал богатый полевой материал, документы и материалы, извлеченные из фондов архивов Краснодарского и Ставропольского краев, города Москвы. Были использованы статьи из сборника сведений кавказских горцев: Теплова В.Я. «По истокам Кубани и Теберды», Дьячкова-Тарасова А.К. «Заметки о Карачае и карачаевцах», Чурсина Г.Ф. «Поездка в Карачай» и другие.

Из историко-этнографического очерка Алиева Умара почерпнут цифровой материал, описание обычаев и традиций карачаевского народа.

Большую помощь в описании обычаев, отношения карачаевцев к знаниям оказали статьи и очерки Ислама Хубиева.

Привлечены труды: Кумыкова Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. - Нальчик: Эльбрус, 1991. и Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX в. - начале XX в. - Нальчик: Эльбрус, 1996. Гурту ев ой М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. - Нальчик: Эльбрус, 1997. Текесва K.M. Карачаевцы и балкарцы. -1989. Мамхего-вой Д.А. Очерки об адыгской этике. - Нальчик: Эльбрус, 1996. Караке-това М.Д. Из традиционной обрядов о - культов ой жизни карачаевцев. -1995. Баучиева А. Дж. Халиллаиы Сайд. - Черкесск, 1975.

В периодических изданиях газет "Кавказ", "Мусульманская газета", "Кубанские областные ведомости", "Терские ведомости", "Молодой ленинец", "Ленинни байрагъы", "Ставропольская правда";

журналов "Мусульманин", "Революция и горец", "Тарих" почерпнут материал о школах Карачая, учителях, об отношении карачаевского этноса к знаниям, образованию.

В освещении теоретической части работы большую пользу принесли нам труды:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие к взаимодействие.- М.: Наука, 1989.

2. Львова Э.С. Культура народов Тропической Африки вчера и сегодя: взаимодействие культур и тенденция развития.

3. Акулинин В.К. Философия всеединства. - Новосибирск: Наука, 1990.

4. Мир России - Евразия: Антология / Сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Новикова, И.Н. Сиземская.- М.: Высшая школа, 1995.

5. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX-начала XX века. Избранное. В 2-х т. Т.1 /Сост. Т.Ш. Биттировой.- Нальчик: Эльбрус, 1993.

6. Политические культуры: теория и национальные модели./Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др.- М,: Интерпракс, 1994.

7. Ионин Л.Г. Социология культура: Учеб. пособие,- М.: Издательская корпорация "Логос", 1996.

8. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов.- М.: АО "Аспект Пресс", 1994.

9. Мир философии: Кн. для чтения. В 2-х ч.: 4.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы.- М.: Политиздат, 1991.

Ю.Горелов A.A. Древо духовной жизни.- М.: Аргус, 1994. 11 .Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры/теоретический

очерк: Ученик.- М.: Наука, 1994. 12.Очерки по истории философской и отечественной - политической мысли народов СССР. В 2-х т. Т.1 /Под ред. Т.С. Васецкого, М.Т. Иовчука, А.Н. Маслина и др.- М.: Изд-во АН СССР, 1956.

13.Русская философия. Малый энциклопедический словарь.- М.: Наука, 1995.

14.История народов Северного Кавказа (конец XVIII 3.-1917 г.)- М.: Наука, 1988.

15.Семенникова Л.Й. Россия в мировом сообществе цивилизации.- М.: Йнтерпракс, 1994.

16.Ерасков Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учеб. заведений. В 2-х ч. 4.1.- М.: АО «Аспект Пресс», 1990.

П.Ерасков Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов

высших учеб. заведений. В 2-х ч. Ч.П.- М.: АО «Аспект Пресс», 1990. 18.Этнология: Учебник. Для высших учеб. заведений/Э.Г. Алексаядрек-ко, Л.Б. Заседателева, Ю.И. Зверева и др.- М.: Наука, 1994.

Однако деятельность просветителей Карачая и значение их в развитии Карачаевского этноса в обозначенный период мадоизучена. Сказывается и тот факт, что в течение тринадцати лет (1943-1957 гг.) история карачаевского народа была предана забвению.'

Б связи с этим и с тем, что многие архивные материалы о Карачае утеряны, пришлось проделать большую полевую работу. Это дало нам возможность восстановить в памяти истории имена отдельных личностей, сыгравших немалую роль в деле становления и развития карачаевского этноса в области духовной и материальной культуры.

ГЛАВА 1

1. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКА КАРАЧАЕВЦЕВ В АСПЕКТЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗНАНИЙ

Культура каждого этноса в течение столетий претерпевает трансформации, вызванными внутренними изобретениями, внешними геополитическими факторами, вследствие чего происходили изменения в иерархии системы культуры, ценностных ориентациях. Этнополитическая культура вырабатывала свои императивы поведения, как реакцию культуры на какие-либо события, так как память каждой культуры избирательна, она запечатлевает события истории этноса, придающие его существованию смысл и перспективу. Этническая культура в процессе своего духовного производства создает, распространяет, потребляет и хранит свои специфические, самобытные духовные ценности, символы, нормы и знания. Именно этническая культура формирует духовный мир общества и человека, прививает человеку этнические стереотипы поведения; оснащает социум разработанной системой знаний и ориентации, которые служат жизнеобеспечивающим фундаментом для функционирования всех видов деятельности, значимых и существующих в данном этносе. Важным фактором в деле сохранения и создания духовного производства имели знания. В этнической культуре карачаевского этноса придавалась весьма престижная роль знаниям. Рассмотрим более подробно установки карачаевского этноса в отношении знаний и образования. В древнейшем памятнике карачаевского народа «Нартском эпосе» находим сведения, свидетельствующие о почитании народом мудрого человека, мастера, старейшины. Так, в сказании об Урызмеке богатырь приходит за советом к своему отцу, как победить врага нартов князя Пука. «Прежде всего он явился к отцу своему Схуртуку и сказал: «Отец! Я твердо решился исполнять свои намерения относительно Пука, и не ду-

май уговаривать меня, а лучше подай совет, как мне совершить все, мною задуманное: нет у меня и лошади, и вооружения».

- Если уж так твердо решился ты на свое предпирятие,- сказал Схуртук, - то возьми мою пегую лошадь, скрытую в подземелье; там же в черном сундуке ты найдешь седло с металлическими подпругами и мой меч сырпыи».1

В другом месте сказания об Урызмеке находим: Урызмек обращается к мудрой Сатаной с просьбой о помощи. «Урызмек был в затруднительном положении, не зная, каким образом поправить дело, и, наконец, решился обратиться за советом к всеведущей Сатаной.

Вещая Сатаной дала ему такой совет: чтобы достали пушку, которая хранилась в доме Алиговых, засыпали в нее сорок сапеток пороху, чтобы сам он залез в жерло вместо ядра, и чтобы затем из пушки выпалили».

Каждый этнос в процессе своей деятельности вырабатывал определенные истины и правила, которые были впоследствии отшлифованы народной мудростью, и закреплялись в памяти этноса в виде пословиц, поговорок, загадок. Эти пословицы, поговорки и загадки отражают многовековой опыт и народную мудрость по самым различным сферам человеческой жизнедеятельности. У карачаевского народа встречаются пословицы и поговорки о Родине, народе, героях, единстве народа, человеческом характере, языке, труде, религии, богатстве, науке, знаниях, семье, о временах года, о жизненных наблюдениях, животных и птицах, нравственности и т.д.

Пословицы и поговорки карачаевский народ называет «нарт сез-ле», что в переводе означает «слова нартов». Нарты же для горцев были примером мужества, стойкости и мудрости. Таким образом, можно сказать, что этот элемент культуры занимал очень высокую ступеньку в сис-

1 Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. Избранное: В двух томах. Т. 1. /Сост. Т.Ш. Биттирова,- Нальчик: Эльбрус, 1993,- С.48.

теме карачаевского этноса. Подтверждением служит пословица: «Нарт сез къарт болмаз» («Нартское сказание не стареет»). Как же относился народ к образованию, знаниям, науке, какое место отводилось народом иерархии ценностей этноса, чему отдавался приоритет: материальному богатству или знаниям? Народные пословицы и поговорки подтверждают, что все жизненные вопросы человек решает своим умом, поэтому человек ценится но уму и знаниям: «Малынг болмасыи да, билиминг бол-суи» - «Пусть у тебя не будет скота, а будут знания», «Дунияда байлыкъ билимди» - «Богатсво в мире - знания».1 Для этноса, который был заперт в горах и культура жизнеобеспечения которого требовала большого и напряженного труда, приведенные поговорки говорят о достаточно высоком уровне развития самосознания карачаевского этноса.

Следует отметить, что этнос рассматривал знания не только как самоцель, айв чисто практическом, утилитарном аспекте: «Билим къая тешер» - «Знания просверлят скалу».2 Народ отмечал универсальность знаний: «Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар» - «Знания - это и конь на скаку, и орел в полете».3 Народ в своих поговорках отмечал также доступность знаний: «Билим кимге да ортакъды» - «Знания всем доступны».4 Очень ценился опыт человека: «Кебню керген кеб билир» («Кто много видел, тот много знает»).

Культурная традиция этноса отмечала и значение семейной преемственности: «Джахил болса анасы, не билликди баласы?» («Если невежественна мать, что будет знать ее чадо?»). Но при всем уважении к знаниям народная мудрость не абсолютизировала их как внешний идеал, более высокое значение придавалось человеческим качествам индивидуума: «Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды» («Труднее быть че-

1 Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии: Оригинал и перевод на русский язык,- Черкесск, 1990,- С.45-46.

2 Там же,- С.44.

3 Там же,- С.45.

4 Там же,- С.45.

ловеком, чем ученым»).

Культурная традиция народа насчитывает огромное количество поговорок в области науки и образования. Основываясь на приведенных примерах, можно утверждать, что этнос сумел выработать достаточно глубокую и целостную систему взглядов на знание, которая достаточно высоко и объективно оценивала науку и образование с их позитивными и негативными сторонами.

В поговорках подчеркивается, что знания приобретаются ценой собственных усилий: «Бишш сатылмайды, окъуб алынады» («Знания не продаются, добываются учебой»). Мудрость народного опыта подчеркивала беспредельность границ познания: «Билимни тюбю джокъ» («У знаний нет конца»). Народ подчеркивал большую практическую ценность знаний: «Билими. бар минг палахдан къутулур, билими джокъ минг палахха тутулур» («Человек со знаниями спасается от тысячи бед, человек без знаний испытывает тысячу бед»).1

Особые качества этих изречений сделали их стойкими и крайне нужными в быту и речи. М. Горький по этому поводу пишет: «Ученые-историки культуры, этнографы утверждают, что это мышление (социально-политическое мышление - курсив автора) выражается в сказках, легендах, пословицах и поговорках. Именно пословицы и поговорки выражают мнение народной массы в полноте особенно поучительной. Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный, социально-политический и исторический опыт трудового народа».2

В этнической культуре карачаевского народа были сильны традиции геронтотимии: на старейшин смотрели как на носителей мудрости, опыта и знаний. И народная традиция обязывала молодых людей обра-

1 Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии: Оригинал и перевод на русский язык,- Черкесск, 1990,-С.45.

2 Горький М. Собр. Соч. вЗО т.- М., 1953,- Т.24,- С.423.

щаться к ним за советом, проявлять к ним знаки, внимания и почтения. Уважительное отношение к старшим воспитывалось в детях с самых малых лет. О роли старейшин в жизни этноса свидетельствует такой факт: медиаторские суды, возглавляемые старейншнами, сохранялись в Кара-чае до начала XX века. Карачаевская этническая культура имеет в своей сокровищнице пословицы и поговорки, подчеркивающие роль и статус старейшины в этнической иерархии и культуре этноса.

«Тамадасыз юйню оту жарыкъ жанмаз» (карач., балк.) - «Очаг не светит в той семье, где нет старшего»; «Уллу айтханны этмеген уллай-маз» (карач., балк.) - «Не станет сам старшим, не слушающий старшего».1

Идеи, опыт карачаевского народа по воспитанию получил широкое отражение и в таком жанре фольклора как «Таурухла» (сказки). Они пробуждают в ребенке любознательность, стремление к справедливости, к доброте и человечности. Через сказки ребенок получил представление этнической культуры об идеале человека: о сильном, ловком, смелом, великодушном, умном, упорном человеке. Не одно поколение воспитывалось на сказке «Сосруко и эмеген».

Кроме адатных ценностных установок в области образования позитивную роль сыграл и исламский пласт в этнической культуре карачаевцев, поскольку ислам высоко ценил знание, и народ, слыша проповеди прогрессивного духовенства, осознавал положительную роль образования. Прихожанам приходилось слышать в проповедях цитируемые слова пророка Мух а меда: «Присутствовать на уроках ученого более достойно похвалы, чем делать тысячи коленопреклонений, посещать тысячи больных, следовать в тысяче похоронах».2 И далее: «Ученые наследники пророков».3 Несомнено, что сильные позиции веры и бескорыстная деятель-

1 Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа,- Нальчик: Эльбрус, 1997,- С. 105.

2 Баммат Г. Лики Ислама //Тарих,- 1996,- № 1,- С.70-80.

3 Там же,-С.78.

и ость религиозных деятелей помогали росту престижа образования -и знаний, поддерживали интерес к учебе у молодежи.

Росту престижа образования способствовало уважение стариков к учителям. По утверждению информатора Урусова �