автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Общественное сознание как объект социально-философского анализа

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Караева, Палина Тавбатыровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Черкесск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Общественное сознание как объект социально-философского анализа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Караева, Палина Тавбатыровна

Введение.

Глава 1. Общественное сознание как сущностное свойство социума.

1.1 Теоретико-методологические подходы к пониманию общественного сознания.

1.2 Генезис, природа и сущность общественного сознания.

1.3 Специфика взаимодействия общественного сознания и общественной памяти.

Глава 2.Системный характер общественного сознания и общественного бытия.

2.1 Взаимосвязь исторических видов общественного сознания с общественно-экономическими формациями.

2.2 Тенденции изменения общественного сознания в условиях глобализации социальных процессов.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Караева, Палина Тавбатыровна

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования.

Нет ни одной социальной проблемы, которая бы, так или иначе, ни была связана с той или иной стороной, с той или иной формой общественного сознания, его структурой и функциями. В теоретических исследованиях оно постоянно находится в поле зрения современных авторов. На первый взгляд может показаться, что общественное сознание к настоящему времени изучено глубоко и всесторонне. Однако это далеко не так. Внимательный анализ показывает, что об общественном сознании, как целостном явлении, мы имеем самое общее представление. Несмотря на то, что в социальной философии категория общественного сознания занимает место одного из основополагающих понятий, с помощью которого раскрывается характер духовной жизни людей и отношение духовных процессов к материальным, тем не менее, то, что в реальности представляет собой общественное сознание, на удивление, оказывается мало изученным и философски недостаточно обоснованным.

Многие авторы отмечают, что общественное сознание является сложным многокачественным образованием и функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. Это во многом предопределяет весьма различные трактовки общественного сознания, понимание его теоретико-методологических оснований, в контексте которых оно изучается и оценивается. Все это вызывает потребность не только в систематизации наработок по данному научному направлению, но и в дальнейшем осмыслении важнейшей социально-философской проблемы.

Актуальность темы исследования обусловлена также происходящими изменениями в современном обществе, особенно связанными с усилением интеграционной деятельности людей в сферах экономики, политики, духовной жизни; чему во многом способствует интенсивное развитие системы связей, коммуникаций, информационного обмена. Все больше различных социальных проблем становятся общими для народов всех стран мира, превращаются в общецивилизационные. Не вызывает сомнения и тот факт, что общество все в большей степени предстает как целостная глобальная система, на первый план выходят его общие, интегративные свойства. В обществе циркулирует уплотняющийся поток информации о повседневной жизни людей, состоянии основных сфер жизнедеятельности, о событиях в различных странах и на континентах мира. Усиливающийся информационный океан свидетельствует также о том, что набирает силу новый уровень информационного обмена, соответствующий функционированию общепланетарного человеческого сознания. Перед современным общественным самосознанием возникает множество таких проблем, которые говорят о необходимости упорядочить глобальный мыслительный процесс; создать компактную всеобщую общечеловеческую память, емкую и весьма удобную для приема, хранения и выдачи информации, эффективную для каждого индивида. Возникают и такие проблемы, которые связаны с противоречиями различных форм общественного сознания, все более активным расширением национального сознания и выходом его на общечеловеческий уровень. Данный процесс охватывает все сферы жизни наций и характеризуется усилением взаимной адаптации, охватившей все уровни общественного сознания: от личностного до общенационального. Жизнь подтверждает как очевидное, что происходящие стремительные изменения в общественном сознании настоятельно требуют адекватного философского осмысления этой актуальной и современной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Представления о сознании человека начали формироваться еще в философии древнего мира. Проблема же общественного сознания получает свое отчетливое выражение лишь в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они изучали общественное сознание и его содержание через призму анализа предметно-практических форм человеческой деятельности, при этом указали на его социальную природу, подчеркивая, что производство идей, представлений, сознания, первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность, в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Они сформулировали положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. В рамках марксистской философии складывалось понимание общественного сознания как отражения общественного бытия.

В современных исследованиях выделяются различные подходы к проблеме общественного сознания. Это находит отражение в работах В.С.Барулина, В.С.Библер, Г.М.Гака., А.В.Иванова, М.С.Кагана, А.Г.Спиркина, А.К.Уледова и других.

В поле зрения ученых попадают отдельные качества, характеризующие природу общественного сознания. Так, свойству идеальности индивидуального и общественного сознания посвящены работы Э.В.Ильенкова, Д.И.Дубровского.

Примечательным явлением стало изучение функционирования и развития тех или иных элементов общественного сознания. Так, К. Лоренц исследовал зависимость стереотипов молодежного мышления, отношения молодежи к старшему поколению от образа жизни. Целенаправленно исследуется характер современного духовного кризиса, вызванный изменениями в духовной сфере жизни общества и соответствующим разрывом с основными воззрениями прошлого. Эта проблема нашла отражение в работах Ю.Бохеньского, А .Швейцера. Особенности адаптационных изменений сознания индивида во взаимосвязи с общественным сознанием в структуре повседневного бытия рассматривались Э .Фроммом, К.Юнгом.

Специфике проявления социального самосознания посвящены работы Л.В.Скворцова. Социально-философские аспекты обыденного сознания рассматривались С.Т.Барановым.

Функциональный аспект общественного сознания в духовной жизни людей нашел отражение в работах Л.П. Буевой, И.А. Бокачева, Г.Э. Бурбулиса, Ю.Т. Волкова, В.И. Гараджи, В.Н. Гребенькова, В.Е. Давидовича, И.М. Дугина, В.Н. Жукова, В.Е. Кемерова, Ю.А. Красина, Ю.А. Левада, В.А. Лектерского, Н.П. Медведева, Н.Ф. Наумовой, П.И. Новгородцева, А.В. Осипова, Е.Б. Рашковского, И.В. Силуяновой, П.В. Симонова, Л.Н. Смирнова, В.Г. Федотовой, И.Т. Фролова, Т.В. Холостовой, И.Н. Экономцева.

Особую роль в развитии представлений об общественном сознании стали играть труды по социальной информации, а также идеи глобализации общественной жизни и применение системной методологии в исследовании социума. При этом важными оказываются прежде всего идеи В.И. Вернадского и Тейяра де Шардена о ноосфере как планетарном явлении. Соответствующий вклад по данным проблемам внесли Д.В. Афиногенов,

A.M. Буховский, Ю.А. Васильчук, Ю.Л. Воробьев, В.А. Зубков,

B.Л. Иноземцев, К.М. Кантор, Ф.Х. Кессиди, В.А. Каширин, У. Макбрайд, Г.Г. Малинецкий, М.А. Махутов, Н.Н. Моисеев, В.Д. Паронджанов,

А.С. Панарин, С.В. Режеп, А.Л. Самсонов, В.П. Свечников, В.Н. Фуре и др.

Однако вопрос о характере и тенденциях изменения общественного сознания в процессах глобализации остается мало изученным. Недостаточно также исследованы генезис, природа и сущность общественного сознания в новых исторических условиях. Нет однозначного определения и самого понятия «общественное сознание». Обращает на себя внимание и тот факт, что до сих пор нет в достаточной мере литературы, посвященной целостному исследованию общественного сознания как воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность. Соответствующий вклад в дальнейшую разработку этих и других проблем сделан настоящей работой.

Объект и предмет диссертационного исследования.

Объектом исследования является общественное сознание, как ядро духовной сферы жизни общества.

Предмет исследования - специфика природы, сущность, генезис и тенденции развития общественного сознания в современных условиях.

Цель и задачи исследования. В соответствии с этим ставится цель: на основе социально-философского анализа и системно-структурного подхода исследовать сущностные характеристики общественного сознания как целостной системы и выявить тенденции его трансформации на современном этапе общественного развития.

Для достижения данной цели предлагается решение следующих задач: проанализировать суть общественного сознания, его значимость в жизни общества и в бытии личности; раскрыть основные атрибутивные признаки общественного сознания как целостной системы; выявить характер становления важнейших элементов общественной памяти, обеспечивающих возникновение, функционирование и развитие общественного сознания; исследовать зависимость структурных изменений общественного сознания от изменений в общественной памяти и общественном бытии; показать системную взаимозависимость общественного сознания от трансформационных процессов в современном обществе.

Научная новизна исследования состоит в следующем: - подтверждено, что потребности коллективных координационных действий в становлении первых людей обусловили возникновение первых социальных механизмов общностной координации, которые появились в результате звукового знакового кодирования и передачи информации;

- получила дальнейшее развитие идея о том, что общественное сознание возникает и начинает функционировать на основе первых механизмов общественной памяти, к числу которых относится звуковая членораздельная речь, а также механизмы знаковой и понятийной памяти индивидов;

- выявлены сущностные признаки общественного сознания, с учетом специфики современного этапа общественного развития, которые позволили сформулировать определение понятия «общественное сознание»;

- раскрыта сложная структура общественной памяти, включающая в себя как материальные, так и идеальные процессы отражения действительности и определен характер ее взаимосвязи с общественным сознанием;

- показана диалектическая взаимосвязь речи и языка и их влияние на становление и развитие общественного сознания в различные исторические периоды;

- исследованы исторические виды существования общественного сознания в их взаимосвязи с общественно-экономическими формациями; определены тенденции возникновения и развития нового исторического вида общественного сознания - глобального общечеловеческого сознания.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы.

1. Современные трактовки общественного сознания неоднозначны. Чаще всего они непосредственно связаны с пониманием методологических подходов, в контексте которых оно изучается и оценивается. Характерным же в оценке общественного сознания остается то, что оно рассматривается как самостоятельный феномен, как более общий, чем индивидуальное сознание, независимо от механизмов общественной памяти. В существующих же определениях общественного сознания не учитываются его основные сущностные атрибутивные признаки.

2. Генетически общественное сознание связано с таким свойством материи, как отражение. Отражение, по существу, является основным атрибутивным генетическим сущностным признаком общественного сознания. С отражением непосредственно связана информация. Возникающие в сознании представления, идеи, теории, отражая действительность, представляют собой определенные сведения, дают информацию, которая также оказывается атрибутивным сущностным признаком общественного сознания. Этот признак функционально-целевой. К числу функциональных атрибутивных сущностных признаков относится координация, которая в широком понимании включает в себя все процессы согласования, то есть корреляцию, регуляцию, саморегуляцию, управление, самоуправление. Координация является изначальной основной функцией общественного сознания - осуществлять координирующие действия индивидов во взаимосвязи друг с другом внутри возникающего социума и во взаимосвязи социума с внешней средой.

3. Выделенные признаки можно полагать необходимыми и достаточными для определения сущностных характеристик общественного сознания, которое является отражением действительности в общественной памяти и которое функционирует как процесс межличностной передачи информации на основе языка и выполняет координирующие действия внутри общества и во взаимосвязи с внешней природной и социальной средой.

4. Общественное сознание возникает с появлением первых механизмов общественной памяти. Их возникновение связано с функционированием коллективных координационных процессов на основе звукового знакового кодирования информации и передачи звуковых кодов между индивидами. Становление этих процессов происходило одновременно и во взаимосвязи с трансформацией механизмов памяти индивидов, появлением знакового и понятийного этажей их памяти. Именно они и легли в основу становления сущностных механизмов общественной памяти.

5. Анализ процессов возникновения первых механизмов общественной памяти и первых форм общественного сознания позволяет уточнить характер соотношения и взаимосвязи языка и членораздельной речи. Членораздельная речь - это процесс передачи информации в звуковой знаковой форме; письменная речь - передача информации в письменной знаковой форме. Язык же связан со смысловым значением знаков. Язык - это процесс смыслового отражения действительности и передачи смыслов в знаковой форме. Каждое звуковое или письменное слово является не только знаком, но и выражением определенного понятия, поэтому будет правомерным утверждение, что язык - это процесс передачи смысловой информации в понятиях и суждениях. И соответственно, мышление является процессом оперирования понятиями и суждениями на основе языка.

6. Формирование и развитие общественного сознания напрямую связано с совершенствованием вещественных элементов общественной памяти. Когда удалось в вещественных элементах хранить большой объем информации, то есть, когда стало возможным кодировать не просто отдельные мысли, понятия, но целые теории, произошел качественный скачок в развитии общественного сознания, появился новый уровень - абстрактно-теоретический. Этот уровень стал функционировать с появлением рукописных книг и получил значительное развитие с зарождением книгопечатания.

7. С точки зрения логики понятие «общественное сознание» является результатом абстрагирования от более конкретных абстрактных понятий, фиксирующих конкретные исторические виды общественного сознания. В соответствие с историческими формами общности людей, выделяются родоплеменное, народностное, национальное общностные виды сознания. Современные мировые интеграционные процессы, пронизывающие все сферы жизнедеятельности общества, обусловливают тенденцию к образованию нового конкретно-исторического вида общественного сознания - глобальное общечеловеческое сознание. Становление и структурные изменения исторических видов общественного сознания осуществляются в соответствии с изменениями общественной памяти, которые обусловлены, в конечном счете, прогрессом в производстве средств существования и жизни человека.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды классиков мировой философии, положения и концепции, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, специалистов по естествознанию, логике и лингвистике.

В работе использованы методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы анализа общественного сознания. Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий представить общественное сознание как систему, состоящую из структурированных, в соответствии с выполняемыми функциями элементов, интегрирующих социум.

Научно-практическая значимость. Результаты, основные положения и выводы диссертации являются определенным вкладом в систему научного знания по проблеме общественного сознания. Они могут быть использованы в исследованиях особенностей трансформации общественного сознания в условиях глобализации современных общественных процессов. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе и непосредственно при чтении лекций и проведении семинарских занятий по социальной философии, а также при разработке и чтении спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования заслушивались на внутривузовских и межвузовских научных и научно-практических конференциях. Текст диссертации обсуждался на кафедрах философии, политологии и социологии Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. По теме исследования автором опубликовано 5 научных работ общим объемом 3,8 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, примечания и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественное сознание как объект социально-философского анализа"

Заключение. hi

Рассмотренные в диссертации проблемы и полученные результаты показывают, что традиционно сложившиеся подходы, рассматривающие общественное сознание как существующее само по себе вне связи с общественной памятью, в современных условиях не срабатывают, не дают адекватного понимания сущности и тенденций структурных изменений общественного сознания.

Более адекватную картину мы получаем с учетом двух моментов, имеющих важное методологическое значение. Во-первых, это взаимосвязь общественного сознания и общественной памяти. Общественное сознание и общественная память существуют и действуют как единый взаимосвязанный комплекс. Их единство обеспечивается системой взаимопроникающих связей различных уровней, в различных измерениях. Учет этой взаимосвязи и направленность в исследовании структуры и сущности общественной памяти повышает возможности более глубокого осмысления природы и сущность общественного сознания.

Во-вторых, это использование системной методологии. Общественное сознание, во взаимосвязи с общественной памятью, функционирует в системе целостного общественного организма; оно выполняет системообразующие функции, направленные на сохранение целостности, на поддержание устойчивого динамически равновесного состояния общественной системы. От того, как выполняются эти функции, зависит характер внутренней и внешней адаптации целостного общества.

Системный взгляд на процесс общественного развития позволяет выделить сущностные признаки общественного сознания, обусловленные системной целостностью общества. Первым и основным признаком является-генетический, определяющий природу общественного сознания; возникает общественное сознание как отражение действительности, но на более высоком уровне, качественно отличным от уровня индивидуального сознания. Это сознание целостного социума. Оно имеет социальную природу. Второй признак - функциональный, информационный. Общественное сознание начинает функционировать в результате передачи информации в звуковой знаковой форме, с возникновением звуковой членораздельной речи. Передача информации между индивидами имело своей целью координирование действий индивидов в их совместной жизнедеятельности. Координация является третьим функциональным признаком. Именно с целью координации формировалось изначально звуковая знаковая система передачи информации. Основное функциональное назначение общественного сознания - осуществлять координирующие действия индивидов во взаимодействии друг с другом внутри общности и во взаимосвязи общности с внешней средой.

На основе данных признаков дано определение «общественное сознание». При этом автор не претендует на его исчерпывающую полноту. Он просто выражает то видение сущности общественного сознания, которое вытекает из предложенной в диссертации концепции.

Более глубокое осмысление природы и сущности общественного сознания получается с учетом его взаимосвязи с общественной памятью. Общественная память является сложной системой, включающей в себя как материальные, так и идеальные стороны отражения процессов отражения действительности. Материальную основу общественной памяти составляют такие механизмы, как звуковая членораздельная речь, нейрофизиологические механизмы знаковой и понятийной памяти индивидов, а также вещественные элементы памяти, к числу которых относятся книги, библиотеки, хранящие их, музеи, архивы, галереи, кинематография, фото-, фоно-, кинотеки, ЭВМ, компьютерные системы, «банки данных» и др.

Идеальная составляющая общественной памяти заключена в самой структуре общественного сознания, она представляется в виде совокупности духовных ценностей, потребностей, предпочтений, стереотипов и образов, которые в духовной жизни индивидов фиксируют и воспроизводят общностную специфику самосознания и их общностный духовный облик, передающийся от поколения к поколению. Идеальная составляющая общественной памяти функционирует как на обыденном, так и на абстрактно-теоретическом уровнях. В этой связи выделяют народную память и профессионализированную память. К народной памяти относят мифы, эпос, предания, сказания, легенды, пословицы, поговорки, обычаи, обряды и др., которые передаются от поколения к поколению. В профессионализированную память входят исторические хроники, исторические исследования, этнография, все жанры литературы, искусство и др.

Структурные изменения в общественном сознании вы многом определяются материальными составляющими общественной памяти. В племенной общности память каждого индивида, являясь элементарной ячейкой коллективной памяти, могла хранить в себе небольшой объем информации. Общностное знание, опыт, умения, приобретенные предыдущими поколениями передавались от индивида к индивиду непосредственно через звуковую речь. Образуемые при этом потоки информации обеспечивали формирование процессов коллективного, общностного мышления на уровне обыденного сознания. С изобретением письменности, элементами общностной памяти становятся уже письменные, а затем печатные книги. В дальнейшем развитие общественного сознания оказывается, напрямую, зависимым от совершенствование вещественных элементов общественной памяти. Только после того, когда удалось в вещественных элементах накапливать большой объем информации, используя для этого более удобные формы кодирования, хранения и извлечения информации, то есть, когда удалось кодировать не только мысли, но и целые теории, произошел качественный скачек в развитии общественного сознания, который поднялся на более высокий абстрактно-теоретический уровень.

В конкретных исторических условиях общественное сознание предстает в различных исторических видах. Каждый вид при этом определяется исторически реальным процессом жизни - общественным бытием, включающим в себя материальную и духовную стороны, охватывающие все сферы жизнедеятельности людей (экономическую, политическую, социально-классовых отношений, духовную, семейно-бытовую).

В рамках сложившейся общественно-экономической структуры складываются определенные материальные основы функционирования общественного сознания, а способ его идеального бытия определяется характером функционирующего языка. По существу, на каждой исторической ступени, в каждой общественно-экономической формации, складываются материальные и идеальные основания для функционирования и изменения структуры, содержания, составных частей общественного сознания. Носителем общественного сознания является та или иная историческая общность людей, то есть, конкретно исторически общественное сознание перерастает в качестве общностного сознания рода, племени, народности, нации, этноса.

В современных условиях создание компьютерной техники, сети Интернет подготовило хорошую материально-техническую основу к формированию вещественных ячеек общепланетарной общественной памяти. Для полноценного функционирования общечеловеческой памяти необходимо создавать надежные, компактные мировые международные информационные банки, к которым можно подключаться каждому человеку через персональный компьютер. Практически комплектование механизмов общечеловеческой планетарной памяти неразрывно связано с упорядочением структурных организаций общества.

На основе формирующихся ячеек общечеловеческой памяти начинает функционировать глобальное общечеловеческое сознание, важнейшей функцией которого на современном этапе, как и в период возникновения первого социального общностного сознания в антропосоциогенезе, оказывается координация во взаимоотношении между внутренними составляющими формирующегося целостного глобального общества и во взаимосвязи с биосферой, в целом же с внешней средой, включая и ближний космос. Подобная координация напрямую связана с явлениями духовной жизни всех наций, с проблемами, противоречиями различных форм общественного сознания, перерождающихся из общностных национальных рамок, в глобальные общечеловеческие рамки. Процесс перерождения происходит по всем сферам жизни наций, он связан также и с взаимной адаптацией, которая охватывает все уровни, от личностных до общенациональных. Естественно возникла идея координации межнациональных, межгосударственных отношений путем создания определенного социально-политического международного органа. Таким органом в настоящее время является Организация Объединенных Наций.

В целом проведенное исследование приводит к следующим основным результатам:

- общественное сознание как целостное системное образование возникает, функционирует и развивается в единстве и взаимосвязи с возникновением, функционированием и развитием общественной памяти;

- первоначальными исходными механизмами общественной памяти являются звуковая членораздельная речь, знаковая и понятийная память индивидов;

- основными атрибутивными сущностными признаками общественного сознания являются отражение, информация и координация;

- общественное сознание функционирует с помощью языка; язык - процесс индивидуального смыслового отражения действительности и передачи смысловой информации в понятиях и суждениях;

- в реальных исторических условиях общественное сознание предстает в различных видах общностного сознания: родоплеменного, народностного, национального; в настоящее время формируется новый исторический вид общественного сознания - глобальное общечеловеческое сознание.

 

Список научной литературыКараева, Палина Тавбатыровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности// Вопросы философии, 1962, №7, с.97.

2. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.

3. Appadurai A. Modernity at harge: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.

4. Акопян A.C. Бушуев B.B., Голубев B.C. Эргодическая модель человека и человеческий капитал //Общественные науки и современность, 2002, №6, с.98-106

5. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, 1983.

6. Барт P. Воображение знака// Семиотик. Поэтика.-М., 1989., С.246.

7. Баранов С.Т. Общественное сознание как сфера социального бытия. Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.

8. Барулин B.C. Социальная философия. М., 1999.-559 с.

9. Бузгалин А.В. «Постиндутсриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? Вопр.философии «5 с.26-43.

10. Ю.Бакачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа.М. 200011 .Буровскиа A.M. Экстремальные ситуации и мыслящее вещество. Общ. Науки и современность №5, 2000, c.l 11-120

11. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю (пер. с французского) М., 1936. -40 с.

12. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX века. Фактор культуры. Общественные науки и современность №1, 2003, с. 5

13. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег. Общ.науки и современность №4, 2001, с.5-30

14. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Общественные науки и современность, №1, 2001 г. с.5.

15. Вопросы философии. 1986., №9, с. 167-169.

16. Губанов Н.И. Пространственная локализация и проекция чувственных образов./УФилософские науки. 1984, №3, с. 74.

17. Глой К. Проблема последнего обоснования динамических систем. Вопр. Философии №3, 1994. с. 94.

18. Геловани В.А. Дубровский С.В. Глобальное моделирование //Труды ВНИИСИ. М., 1979-1991

19. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. Перевод с немецкого. М., Прогресс, 1984. 398 с.

20. Гумбольдт В. О границах деятельности государства. С.-П., 1999., с.274.

21. Гаджаева А.К. Язык и цивилизация. Волгоград: ВГУ, 1999. -75 с.

22. Гаджаева А.К. Лингвокультурные парадигмы. Волгоград: ВГУ, 2000. -44 с.

23. Гладких Ю. Глобалистика: трудный путь становления// Мировая экономика и международные отношения

24. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994

25. Грант В.Эволюция организма. М., 1980. с. 20

26. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора // Дарвин Ч. Соч. т. 3. М.-Л. 1993

27. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000, с. 252.

28. Делокарова К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис. Общ.науки и современность №2, 1994, с.89-98

29. Дубровский С.В.Путеводитель по глобальному моделированию. Общ. Науки и современность №3, 1998, с. 161-171

30. Дилыпей ВУ. Предпосылки или условия сознания либо научного познания. Вопросы философии №9, 2001, с. 124-125

31. Дубовский С.В. Путеводитель по глобальному моделированию. Общественные науки и современность, №3, 1998, с. 161.

32. Дуре В.Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории. Общест. науки и современность № 6, 2000, с. 128.

33. Деррида Ж. О грамматологии. М., 1998.35.3ошов А.Ф., Мирошов В.В., Разин А.В. Философия. М.: академический проект; Трикста, 2004. 688 с.

34. Иванов А.В. Сознание и мышления. М., 1994.

35. История России (Россия в мировой цивилизации) /Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. с. 23, 24.

36. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992, с. 166270.

37. Иноземцев В.Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века // Общественные науки и современность. 2002, №4, с. 101-111

38. Колотаев В.А. Восстание квоткультур ( К пробеме глобализации «локальных культур) // ОНС. 2003, №2, с. 157-163

39. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии, 2003, №1, с. 63-75.

40. Красков В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма. Обществ. Науки и современность №3, 2003, с. 19.

41. Кисилев Г.В. Новая религиозность как проблема сознания. Вопросы философии №5, 2002,с. 173-182

42. Кутырев В. Космизация Земли как угроза человечеству. Обществ, науки и современность «2, 1994, с. 127-134

43. Капица С.П. Модель роста населения земли // Успехи физических наук, 1995, Т.26, №3

44. Кинг А. Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991

45. Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность. Вопр. Философии, №1, 2003, с. 76.

46. Крутиков Р.И. О методологии исследования молекулярных основ обучения и памяти.//Вопросы философии. 1998, №7, с.81-92.

47. Капица С.П. Рост населения земли и будущее цивилизации//Онс, 2003, №3, с. 128-146.

48. Констэбл Дж. Неандертальцы. М.: Мир, 1978.

49. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность. Вопр. Философии, №1, 2003, с.76.

50. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса. Общест. науки и современность № 2, 2001, с. 20

51. Кормер В. Человек плюс машина. Вопр. Философии, №8, 1997, с. 77

52. Кантор К.М. Дизинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории. Вопр. Философии, №3, 1997, с.31.

53. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. Собр. соч., т. 18.

54. Липкин А. «Духовное ядро» как системообразующий фактор цивилизации :Европа и Россия Общ. Науки и современность №2, 1995, с.57-67

55. Лесков Л. Устойчивое развитие в космическом измерении. Общ. науки и современность №2, 1995, с. 140-148

56. Лесков Л «Нельзя вечно жить в колыбели» Общ. Науки и современность №2,1994, с. 135-140

57. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930

58. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? //Ленин В.И. Полн. Собр. соч., т.1., с. 133-134.

59. Heroy Le langage Paris 1905

60. Лефевр B.A. О способах представления объектов как систем //Философские проблемы современного естествознания. 1969. 14 вып., с. 17.

61. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т.З, с. 24.

62. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог. Вопр. философии №1, с. 80.

63. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. Вопросы философии, №4,1999

64. Маркс К., Энгельс ф. Немецкая идеология Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.З., с.69.

65. Маркс К. Капитал. Т.2.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 24, с. 43-44.

66. Маркс К. Наемный труд и капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.6., с.442.

67. Маркс К. К критике политической экономики//Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.13,с. 7-8.

68. Маркс К. Капитал. Т.1 .//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с. 191.

69. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М.: Российский гос. гумм. Ун-т, 1994. - 320 с.

70. Моисеев Н.Н. Стратегия разума //Знание-сила, №10, 1986, с. 25

71. Назаретян А.П. В зеркале двух веков. Предварительные оценки и сценарии. Статья 1, Общест. науки и современность № 6, 2000, с. 140.

72. Назаретян А. Истина как категория мифологического мышления (тезисы к дискуссии). Обществ. Науки и современность. №4, 1995, с. 105.

73. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке. Вопросы философии, №11, 21002, с.3-12

74. Предвечный Г.П. Общая социология. Ростов-на-Дону, СевероКавказский научный центр высшей школы. 1991, с. 5-6.83 .Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций//Вопросы философии 2003, №6, с. 3-15.

75. Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму. Вопр. Философии, №3, 1994, с. 73.

76. Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи. Вопр. Философии, №5, 199, с.З.

77. Паронджанов В.Д. Устойчивое развитие и проблема улучшения интеллекта. Общественные науки и современность. №2, 2003; с. 125.

78. Пантин В.И. Второй социально-экологический кризис в России: причины и последствия. Общест. науки и современность № 2, 2001, с. 115.

79. Поршнев Б.Ф. О началах человеческой истории. Основы палеопсихологии. М., 1974

80. Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии, 2003, №6, с.З-15

81. Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? //ОНС. 2003, №2,с. 143-156

82. Роуз С. Устройство памяти. М., 1995

83. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992

84. Режеп С.В. Способ существования общества (социально-философский аспект). Ставрополь: СевКавГТУ, 1999.-111 с.

85. Рузавин Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация. Вопр. Философии, №11, 1999, с. 90.

86. Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития. Вопросы философии, №5, 2002, с. 67-77

87. Robertson R. Globalization, London, 1992, p. 8.

88. Синельников Б.М., Горшков B.A., Свечников В.П. Основы общей методологии исследования систем. М., 2002. 380 с.

89. Синельников Б.М., Горшков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. М., 1999. 387 с.

90. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем. Общественные науки и современность, №5, 1993, с.92

91. Свечников В.П. Системно-структурные отношения в обществе как объект социально-философского анализа. Докт. дисс. Ставрополь, 1996.

92. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарини, 2000. 816 с.

93. Спиркин А.Г.Сознание и самосознание. М., 1972.

94. Сироткин С.А. Чем лучше мысленно вооружаться жестом или словом? // Вопр. Философии № 6, 1977. 96-101 с.

95. Тоидис В.П. Этнонациональное сознание как феномен культуры. Карачаевск, 1997.

96. Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» Общ. Науки и современность №5, 2000, с.111-120.

97. Урсул А. Космические перспективы автотрофности человечества. Общ. Науки и современность, №2,1995, с.131-139.

98. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (изд-е 8-е). Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 576 с. (Серия «Высшая школа»),

99. Философский словарь (под ред. И.Т.Фролова). М., 1982.

100. Философия: учебник. /Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: 1982.

101. Фридман JI.A. Процесс глобализации и его воздействие на развитые и развивающиеся страны. М., 1999

102. Форрестер Дж. Мировая динамика, М., 1978

103. Френкин А.А. Уровни правого сознания. Вопросы философии, №9, 2001, с. 25-35

104. Филин Ф.П. Славянские языки. М., 1989.

105. Фуко М. Слова и вещи. М., 1994, с. 363.

106. Черный Г.П. Биофизическая модель устойчивого развития цивилизации. Общ. науки и современность, №3,1998, с.143-148

107. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта.//Вопр. Философии., 2003, №1, с. 38-62.

108. Хорунжий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика и отвергание чувств: два концепта в сравнительной перспективе. Вопросы философии, №3, 1999, с. 55-84

109. Хачатурян В.М. Проблемы изучения сравнительной истории цивилизаций // Преподавание истории в школе., 1991, №5, с. 6.

110. Черный Г.П. Биофизическая модель устойчивого развития цивилизации. Общ. науки и современность, №3, 19978, с.143-148

111. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997, с. 570.

112. Энгельс Ф. Происхождение семьи частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произвел, в 3-х томах, т.З.-М.: Изд-во полит, лит-ры, 1979, с. 225-372.

113. Яковенко И. Цивилизация и варварство в истории России. Обществ. Науки и современность, №4, 1995, с. 66.