автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общественное сознание российского крестьянства в 20-е годы XX века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Миронова, Татьяна Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Общественное сознание российского крестьянства в 20-е годы XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественное сознание российского крестьянства в 20-е годы XX века"

О

и

На правах рукописи

МИРОНОВА Татьяна Павловна

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор СЕЛУНСКАЯ Валерия Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор МИТЯЕВА Ольга Ивановна

кандидат исторических наук,

доцент

РОГАЛИНА

Нина Львовна

Ведущая организация:

Российская Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится

V1998 г. в /час, на заседании диссертационного совета К 189.01.01 в Московском городском педагогическом университете по адресу:

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, ауд.128.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского педагогического университета по адресу: Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.

Автореферат разослан " ¿.¿ьСср/Ми-1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, профессор " КОРНИЛОВ В.А.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования.

Интерес мировой и российской науки к истории крестьянства обусловлен противоречиями, порожденными кризисом индустриальной цивилизации, приведшим к значительным изменениям в судьбах традиционного крестьянства.

Встал вопрос о преемственности между цивилизациями - доиндус-триальной, индустриальной и постиндустриальной. Важная специфика крестьянства заключается в его тесном единении с природной средой: крестьянское хозяйство и природа составляют органическое целое, способствующее стабильному существованию крестьянства и возможности сопротивляться подчинению человека производству.

Трудности возрождения российской деревни, поиск путей ее восстановления и развития с учетом специфики социальной психологии, интересов и потребностей работающих на земле, заставляют вновь обратиться к истории отечественного крестьянства. Необходимо осмыслить менталитет, оценить социально-психологические особенности крестьянства России, учесть негативный опыт отношения власти к крестьянству.

Изучение общественного сознания российского крестьянства в сложные и переломные 20-е годы, определившие дальнейшее развитие российской деревни и советского общества и приведшие к разрушению деревни, исключительно актуально.

Степень научной разработанности темы исследования.

Характеризуя степень научной разработанности избранной темы исследования, следует отметить, что, несмотря на огромное количество публикаций по истории российского крестьянства вообще и по проблемам развития деревни в 20-е годы, в частности, анализ общественного сознания отечественного крестьянства Европейской части России в 20-е годы XX века остался практически вне поля зрения историков.

Русские историки и социологи обратили внимание на психологический аспект исторического процесса на рубеже Х1Х-ХХ вв.1 В 20-е годы молодая российская психологическая наука, в лице П.П. Блонского, Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.2, предполагала исторический характер психологических процессов и общественно-исторической детерминации психических процессов. В 30-50-е годы ис-

1 Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении: В 12 т. - Пг.-М.:

Книга, 1919-1926; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.520

2 Блонский П.П. Очерк научной психологии. - М.: Госиздат, 1921; Выготский Л.С.

Мышление и речь. Психологические исследования. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1934; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Изд-во АН СССР, 1957; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977.

торико-психологические аспекты в советской науке исчезли, по причине существования единственно научной марксистско-ленинской методологии. В это же время на Западе активно развивалась школа "Анналов" французских историков3. Наиболее яркими учеными, представляющими психологическое направление в психолош-исторических исследованиях, были И. Мейерсон1 и Жан-Пьер Вернан5.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. вновь возрос интерес к человеку и началось сближение отечественной исторической науки и психологии. В середине 60-70-х годов появились работы Е.С. Кузьмина, Б Д. Пары-гина, А.Г. Ковалева, А.И. Горячевой, Б.Д. Поршнева, Н.С. Мансурова и другие коллективные труды6, рассматривающие методологические и теоретические проблемы исследования психологии классов и общественных групп.

Вопросы социальной психологии в исторической науке

Одним из первых историков, поставивших в середине 60-х - нач. 70-х гг. проблему изучения социальной психологии применительно к исторической науке был Б.Ф. Поршнев7. Он привлек внймание исследователей к актуальным вопросам изучения настроений масс, причинам и условиям их смены, влияющим на исторический процесс во многих его проявлениях. Не менее интересен и важен для специалистов совместный сборник историков, психологов и философов "История и психология"8. Проблемы методологии исследования психологии класса освещены в мо-

3 Февр JI. Бои за историю.М.,1990; Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем

исторической науки вокруг школы "Анналов".М.,1993; Далии В.М. Французские историки XX в.(Судьбы школы "Анналов") //Далин В.М. Историки Франции XIX-ХХв. М„1981; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М.,1993;

4 Тутунджян О.М. Прогрессивные тенденции в исторической психологии Иньяса

Мейерсона // Вопросы психологии.-1963.-№ 3. С. 118-124.

5 Анцыферова Л И. Жан-Пьер Вернан об исторической психологии // Вопросы психоло-

гии.1967. № 4. С.188-190.

6 Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972. Горячева А.И. О некоторых категориях социальной психологии в // Проблемы общественной психологии". М., 1965. Поршнев Б.Д. Элементы социальной психологии// Проблемы общественной психологии. М., 1965. Мансуров Н.С. Общественная психология и педагогическая наука. "Советская педагогика", 1965, № 9 и др.; Социальная психология. История, теория и эмпирические исследования. Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. JI., 1979; Социальная психология. Краткий очерк под ред. Г.Н. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М.,1975; Социальная психология. Под ред. А.В.Петровского.М.,1987; Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1997; Руденский Е.В. Социальная психология. М., Новосибирск. 1997.

' Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

8 История и психология. Под ред. Б.Ф.Поршнеза и Л.И.Анцыфсровой. М., 1971.

-рафии В.В. Шаронова "Психология класса"9. В начале 80-х годов шляется работа И.Г. Белявского и В.А. Шкуратова10. Это проблема рабатывается в начале 90-х годов Е.Б. Шестопалом11. Авторы поста-ш предметом своего исследования вопросы исторической психоло-I, культурно-антропологической истории, психоаналитического дви-шя в исторической науке, циальная психология советского крестьянства

Проблемам социальной психологии советского крестьянства посвя-н ряд разноплановых работ, имеющих целью показать основные и ¡цифические черты психологии советского крестьянства, те измене-I, которые произошли в нем под воздействием идей социалистическо-зтроительства и переустройства сельского хозяйства.

Среди исследований необходимо выделить методологические и >блемные работы, посвященные ленинскому анализу социальной пси-югии крестьянства, а также труды по социальной психологии кресть-:тва в переходный период.

Методологической основой изучения социальной психологии в соски й период были взгляды В.И. Ленина на психологию крестьянам. По его мнению, крестьянству как классу присуща особая классо-I психология, которая, с одной стороны, представляет собой выраже-; части сознания общества, с другой, - продукт духовно-практической (тельносп-: данного класса. Содержание структуры социальной психо-ии крестьянства В. И. Ленин раскрывает через анализ общественных юшений, которые порождают различные социально-психологические ;тояния: идеи, представления, настроения, привычки и традиции, рмирующиеся на основе потребностей и интересов. Все эти состоя-I выступают в качестве структурных элементов социальной психоло-\ класса.

В.И. Ленин отмечал неразрывное единство двух социальных сто-I крестьянства как класса: труженика и собственника и определял его даальный облик в целом как представителя мелкобуржуазной демок-

аронов В.В. Психология класса (Проблемы методологии исследования). Л., 1975.

елявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского ун-та. !982;

1куратов В.А. Психика. Культура. История. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского у-га. 1990; Его же. Историческая психология на перекрестках челоеекшнания. // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. 1991 -М: Наука, 1991; Шестопал Е.Б. Психоаналитическое движение в исторической науке //История СССР. - 1991 .№ 5.

Тенин В.И. Полк.Собр.Соч. Т. Т.5.С.25; Т.9.С.357; Т.13.С.124; Т.20, С. 171-180; Г.35.С.264; Т.37.С. 16,106.201, 478-479; Т.38.С.77,79,99-100,162-163,200, 203204.208,361, 369-370; Т.39.С.373; Т.41. С.17.173; Т.42.С.37-38,249; Т.43.С 60; Т.44. С.256; Ленинский сборник XIII. 1930. С.79,173; ХХ1.М.Л933.С.48; XXXVII. М , 1970. С.137,150; ХХХУШ.М.Д975, С.302,324-325 и т.д.

ратической буржуазии, сделав вывод о двойственности его классов« психологии. Основоположник советского государства подчеркивал пол жительные черты характера крестьянства, такие как трудолюбие, в< носливость, трезвость суждений, опору на свой опыт, веру в мощь дер венского "мира", глубокую ненависть к богатым. К отрицательным че там он отнес отчуждение от политики, религиозные чувства и предста ления, индивидуализм, настроения апатии и беспросветности, монарх ческие иллюзии.

В конце 60-х начале 70-х годов появились работы, посвященш методологическим основам изучения проблемы. Монография И.Т. Лев кина13 была первой в советской литературе работой, посвященной аь лизу методологических принципов исследования психологии классе социальных групп и коллективов на опыте изучения психологии кс хозного крестьянства. Вышло несколько публикаций, посвященных а'г лизу взглядов В.И. Ленина на психологию крестьянских масс14.

В конце 70-х - начале 80-х годов появляется труды, затрагивающ проблемы социальной психологии крестьянства в 20-е годы. В моногр фии В.А. Козлова15 рассматривается проблема роста политического с знания крестьянства и повышение общеобразовательного уровня дере ни в 1921-1927 гг. Автор дает анализ изменений, происшедших в мир воззрении и политическом сознании крестьянства в указанный перис Увидели свет статьи, посвященные проблемам социальной психолог] крестьянства, среди них можно выделить статьи В.Е. Щетнева16 и Н. Рогалиной17 Авторы попытались представить социально-психологиче

" Левыкин И Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологин М.,1975.

'* Козак А.И. В.И.Ленин о психологии крестьянства.// Научные записки аспирантов и преподавателей каф.общ наук. Воронеж, 1969; Левыкин И.Т. В.И .Ленин об объективных предпосылках изменения психологии крестьянства. //Ленин и кресть: ство. Воронеж, 1970.; Дробжец И.М. Ленин о психологии крестьянства.//Вопро< философского наследия В.И.Ленина. М., 1970; Утина Л.Н. В.И.Ленин о социальш психологии крестьянства и ее преобразовании. Автореферат. М., 1973.;

Кнрилллн А.Е. Некоторые проблемы психологии крестьянства в трудах В.И.Лениш Вестник ЛУ, серия экономика, философия, право, 1968, № 7, в.З.; Он же. В.И.Лени о психологии крестьянства. Автореферат. Л., 1970; Он же. В.И.Ленин о социальн психологических особенностях крестья »//Некоторые вопросы философских наук, ч Л., 1968 и др.

15 Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство. 1921-1927. (По материалам

Европейской части РСФСР). М.,1983.

16 Щстнев В.Е. Ленинский кооперативный план и некоторые вопросы социальной

психологии крестьянства//. Ленинский кооперативный план и современная деревш Материалы XVII сессии симпозиума по изучению проблем аграрной истории. Рост на-Дону, 1978. Изд-во Ростовского ун-та, 1980. С.163-170.

17 Рогалина Н.Л.. Щстнев В.Е. Особенности социальной психологии и динамика обще

ственно-психологических настроений крестьянства в 20-е годы //Социально-полит!

й облик российского крестьянства середины 20-х годов. Ими делается вод о том, что сознание крестьянства формировалось не только под аянием его классовых интересов, но и всей совокупности экономичес-х, политических и духовных факторов общественной жизни.

Выходят статьи И.С. Кузнецова18, в которых он анализирует обще-5енное сознание крестьянства Сибири накануне коллективизации, а оке статья А.Ф. Чмыги19, рассматривающая социально-психологичес-з предпосылки сплошной коллективизации. В ней отмечается перелом оциальной психологии крестьянства в сторону осознания необходи-сти перехода на колхозный путь развития. С нашей точки зрения, 1ьшинстзо положений автора спорны, но надо учитывать, что статья ла написана в то время, когда не были известны закрытые архивные иные о проведении коллективизации в 1929-1930 гг. (настроения и погон ие крестьян в этот период). Вопросам, затронутым автором статьи, священ раздел данной диссертации. Следует отметить коллективную нографию психологов О.И. Зотовой, В.В. Новикова, Е.В. Шорохо-й20, которая предстаатяет собой итог более чем двадцатилетнего иссле-вания авторами исторической динамики психологии русского кресть-ства, а также несколько работ Л.Б. Хвостовой21, посвященных влияю кооперации на общественное сознание во второй половине 20х го-в.

С конца 80-х годов историки пытаются найти новые методологи-жие основы и подходы к изучению общественного сознания крсстьян-т, происходит переориентация от классового, формационного подхода швилизационному и социокультурному. Предприняты попытки рас-атривать крестьянство как часть микро- и макроструктуры, на кото-го воздействует вся совокупность факторов исторического развития.

ческий и культурный облик деревни в его историческом развитии. Тезисы докладов и сообщений XVIII сессии симпозиума по изучению проблем аграрной истории. М.,1980.

"узнецов И.С. Развитие общественного сознания крестьянства Сибири накануне коллективизации (1928-1929 гг.)//Культурное развитие советской сибирской деревни. Новосибирск, 1980; Он же. Культурно-психологический облик трудящегося крестьянства Сибири накануне массовой коллективизации (неюторые проблемы изучения) // Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX -XX вв. Новосибирск, 1980.

[мыга А.Ф. Создание психологических предпосылок сплошной коллестивизации сельского хозяйства в СССР.// ВМУ сер.8 история 1980, № I, с.719,30,31.

отова О.И., Новикова В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства (прошлое и настоящее).М.,1983.

[востова Л.Б. Советская кооперация и общественное сознание крестьянства во второй половине 1920-х гг.//Вестник МГУСср.8.История. 1982. С.24-32; Она же. Воздействие советской кооперации на общественное сознание крестьянства второй половины 1920-х гг.//Автореф.дис. насоиск. уч. степ. канд. историч.наук. М., 1982.

Особый интерес представляет книга П.С. Кабытова, В.А. Козлова, Б Литвака22, в которой рассматриваются проблемы духовного развит российской деревни. Кроме этого, вышло несколько публикаций Т. Мироновой и, посвященных социально-психологическим особенност крестьянства в 20-х - начале 30-х годов; политическому сознанию крс тьянства, представлениям крестьян о социализме и советской власл взаимоотношениям государства и крестьянства в конце 20-х - начале 3 х годов и т.п.

В начале 90-х годов появилась докторская диссертация и учебн пособие И.С. Кузнецова по истории социальной психологии крестья ства Сибири в 20-е годы24.

Среди публикаций, вышедших в последние годы, следует отмети сборник статей "Крестьянство и индустриальная цивилизация"26. I мнению авторов сборника, устойчивость крестьянского начала име антропологический аспект, определяемый органическим характер« связи " крестьянская семья- крестьянское хозяйство- окружающая пр рода"27, эта "органика" играет решающую роль в сохранении мехаш ма исторической наследственности, противостоит антагонистически: классовому разъединению общества и разрыву преемственности трал ций в ходе исторических перемен28, отмечается, что под агрессивш напором извне могут разрушаться социальная материя, утрачивать

22 Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. - М.,1988.

" Миронова Т.П. Крестьяне о социализме (по письмам в "Крестьянскую газету'7/ Советские архивы. 1987.№ 5; Политическое сознание советского крестьянства в обществоведческой литера гуре//Проблемы историографии и истории культуры народов СССР.М., МГУ 1988; Модели будущего в письмах крестьян юнца 20-х год /Актуальные проблемы исторической науки .Ярославль, 1990; Опыт применения контент-анализа при изучении общественного сознания доыэлхозного крестьянства Перестройка в источниковедческой науке и проблемы источниковедения и специал ных исторических дисциплин. Киев, 1990; Крестьяне и государство в конце 29-х годов// Россия нэповская: политика, экономика, культура. Новосибирск. 1991;Сопрс тивленис крестьянства насильственной коллективизации в конце 20-х-начале 30-х годов// Методика и опыт изучения сельских поселений Нечерноземья. Тверь,1991;

24 Кузнецов И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е годы: Автореф. дис. на соиск. д-ра ист. наук.- Новосибирск, 1992; Его же. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е годы: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1992.

2' Кузнецов И.А. Письма в "Крестьянскую газету" как источник для изучения ментали та российского крестьян« па 20-х годов. Автореф. дисс. на соиск. канд. ист. наук. М.,1996.

16 Крестьянство и индустриальная цивилизация. М..1993.С. 12-55.

27 Лурье C.B. Как погибла русская община// Там же. М.,1993.С. 136-173.

28 Гордон A.B. Тип хозяйствования- образ жизни- личность.// Там же.С.113-135.

>адиционные трудовые навыки, социальные и духовные ценности. По-ому судьбы крестьянства в разных странах при переходе к индустри-ьной цивилизации и в ее русле оказываются далеко не одинаковыми29. России оно стало жертвой двух стадий коллективизации, порожден-лх стремлением к абсолютной индустриализации сельского хозяй-ва30.

В автореферате И.А. Кузнецова25, предметом источниковедческого ¡следования являются крестьянские письма как источник изучения шталитета российского крестьянства в 20-е годы.

Вышел также сборник статей "НЭП. Приобретения и потери"31, по-ященный проблемам нэпа. Представляе! интерес статья Н.Л. Рогали->й32, в которой она рассматривает крестьянство в период нэпа с совре-:нных позиций, и статья К.Б. Литвака33, посвященная жизни крестья-ша 20-х годов. Вопросы социальной психологии крестьянства и поли-[ческих настроений стали предметом исследования М.Ю. Свириной34, П. Мироновой15 и Д.Х. Ибрагимовой36. Две последние монографии

Мугрузин А.С. Эволюция традиционного китайского крестьянства в ходе преобразований сельского хозяйства КНР (1949-1989).//Там же. С.224-247.

Члександров Ю.Г. Будущее кыхозно-совхозного строя в России// Там же.С. 12-55.

НЭП. Приобретения и потери. М., 1994.

\и алина Н.Л. Новая экономическая политика и крестьянство.// НЭП . Приобретения и потери.M. 1994.С. 139-149.

Питвак Б.Г. Жизнь крестьянина 20-х годов: современные мифы исторические реалии// НЭП. Приобретения и потери.М,1994.С. 186-202

Свирина М. Ю. Общественные настроения колхозного крестьянства 1933-начало 1941 гг. (по материалам Центрального Черноземья). Автореф. на соиск. канд. ист. наук.М.,1993.

Миронова Т.П. "Крестьянская газета" как источник по общественному сознанию крестьянства 20-х годов//Источниковедение 20 века.М.1993; "Крестьянское хозяйство в конце 20-х -начале 30-х годов (надежды и иллюзии крестьянствау/Крестьянское хозяйство: история и современность. Вологда, 1992; "Социализм- это рай на земле" Крестьянские представления о социализме в письмах 20-х годов. Миронова Т.П., Кабанов В.В., Хандурина Е.В.//Неизвестная Россия.Т.З.М.,1993; Антиколхозная агитация и слухи как форма сопротивления крестьянства в период юллекгивизации// Власть и общество в России в первой трети 20 века. М., 1994; Тоталитарное государство и крестьянство в конце 20-х- начале 30-х годов/Лоталитаризм и личность. Пермь, 1994; Письма как источник по социальной психологии крестьянства / / Историческое наследие и современность. Краснодар, 1995; Крестьянская мораль и хозяйство в 20-е годы (по письмам в "Крестьянскую газету'7/Материалы для изучения сельских поселений России. 4.2.М., 1995; Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918 -1932 гг. Сб. док. Под ред. А.К. Соколова. Составители : Журавлев C.B., Кабанов В.В., Миронова Т.П., Соколов А.К., Сорокина Т.В., Хандурина Е.В. М..1997.

Ибрагимова Д.Х. Нэп и перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку. М., 1997

В. В. Кабанова37 дают представление об общине, кооперации, социали; ме: его социально-психологические срезы важны и интересны для исслс дователя,

В работе, посвященной проблеме ментальностей и историческо антропологии, дается представление об истории школы "Анналов" и сс временных тенденциях развития проблемы38.

Таким образом, историографический обзор позволяет сделать вь вод о том, что, хотя исследователями проведена большая работа по из) чению истории крестьянства 20-х годов и его социально-психологичес к их особенностей, тема пока изучена фрагментарно; многие проблем нуждаготся в более глубоком и детальном исследовании.

Цель и задачи диссертационного исследования

Цель исследования - провести анализ общественного сознания кр< стьянства Европейской части России в 20-е годы XX в. на основе совр< менных методологических подходов и обширного круга неопубликова! ных источников, выявить устойчивые тенденции и новые элементы общественном сознании.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть основы менталитета российского крестьянст! (нравственное, моральное, правовое, религиозное сознание);

- определить характер и динамику влияния на сознание крестья! ства макро- и микросреды;

- проанализировать отношение крестьянства к Советской власт] социализму, рабочему классу (т.е. к комплексу понятий, отражающей политическое сознание);

- выявить отношение крестьян к общине, расслоению, коопер; ции, коллективным хозяйствам, и т.д. (т.е. к комплексу понятий, отраж ющему экономическое сознание);

- провести анализ динамики социального поведения и активное! крестьянства, их настроений в 20-е годы.

Хронологические и территориальные рамки исследования

Поставленные цели и задачи обусловили хронологические итерр ториальные рамки исследования -20-е годы XX в. В это время назрев; коренной перелом в жизни и настроениях отечественного крестьянств приведший к насильственной коллективизации.

Территориальное ограничение Европейской частью России обу ловлено закономерностями и спецификой развития крестьянства велик русских губерний с их традиционным общинным бытом.

57 Кабанов В.В. Кооперация. Революция. Социализм. М..1996; Крестьянская община и кооперация России ХХвека.М..1997.

38 История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.Д996.

тодолотческая основа и методика исследования

Методологической основой данного исследования является циви-ационный подход к изучению истории и социокультурная теория, а же философеко-антропологическая теория общения.39 Автор при м опирался на теоретические разработки психологов, социологов и ориков, специализирующихся по социальной психологии.

Соискателем использованы сравнительно-исторический, проблем-хронологический и системный методы анализа, а также контекг-ана-- метод качественно-количественного анализа содержания докумен-. Метод предполагает систематическую и надежную фиксацию опре-енных единиц изучаемого содержания, с последующей математичес-: обработкой полученных данных.

Были учтены два технических принципа контент-анализа: принт формализуемости и принцип статистической значимости.

Пробный пилотаж писем в "Крестьянскую газету", хранящихся в 96 Российского государственного архива экономики", позволил опре-гить наиболее важные вопросы, которые интересовали крестьян в '3-1929 гг.: землепользование, расслоение, взаимоотношения с рабо-1 классом, Советская власть, социализм, коллективные хозяйства, новация, техника, хлебозаготовки, налоговая политика и т.д., Эти темы пи приняты за единицы текста, позволившие определить основные [поненты анализа. Была проведена 20-процентная выборка (т.е. отби-ось каждое 6, 11, и т.д. письмо крестьян из губерний Европейской ча-: России) по следующим рубрикам архивных дел: общеэкономическое бщеполитическое положение крестьянства, землепользование, коопс-(ия, смычка рабочих и крестьян, власть на местах, старая и новая де-ня, просвещение.

Сведения о письме и авторе заносились в специальные таблицы, :ьма нумеровались по годам. Эти таблицы в дальнейшем использова-;ь как справочные.

Следующим этапом работы было составление специальных матриц I фиксации материала. По вертикали записывались выделенные ком-еонты содержания, каждому компоненту приписывался свой уникаль-й код, а по горизонтали - порядковые номера отобранных писем. Про-привая письма, мы делали отметки наличия компонентов (+) в каж-I письме. В дальнейшем заполненная матрица позволяла при необхо-иости определить, какие компоненты присутствуют в том или ином -ьмс. Всего было обработано около 3 тыс. крестьянских писем. Затем шые матриц вводились в компьютер. В результате частотной обработ-

зхтин М.М. Эстетика словесного творчества X) Бахтин М.М. Эстетика словесного гворчества.И.,1979, Он же. Проблема поэтики Достоевского М.,1972; Буева Е.А. -1еловек: Деятельность и общение.-М., 1978, Она же . Социальная Среда и сознание 1ичности.М.,1968; Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных огноше-шй.М.,1988., Он же. Системный подход и гуманитарное знанне.Л.,1991.

ки матриц были составлены итоговые таблицы, в которых делался сра! нительный анализ по годам, позволяющий проследить изменения, прс исходившие в сознании крестьян за эти годы. Затем была проведен дальнейшая математическая обработка данных. Для выявления связей взаимоотношений признаков использованы принципы 4-польной коррс ляции, позволяющей определять коэффициенты связи и сопряженност отдельных пар признаков. Для полноты картины использовано ^^^ ческое изображение данных.

Источнмковаи база исследования

В работе были использованы неопубликованные архивные док\ менты: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) (ф. 123 сч) - письма и жалобы из деревни, присланные в секретариат предссд; теля ВЦИК М.И. Калинина; Российского государственного архива экс номики (РГАЭ) (ф. 478) и (ф. 7486 сч) - Наркомзем - Сводки писем газе "Правда", "Социалистическое земледелие", "Крестьянская газета" в Ц ВКПБ и ОГПУ, отчеты уполномоченных по хлебозаготовкам, коллекп визации и ликвидации кулачества как класса, (ф.396) фонд "Крестьян« кой газеты" и др., а также информация опубликованных источников: с< циологических обследований деревни 20-х годов40, сборников докумер тов: "Кооперативно-колхозное строительство в СССР. Г. 1 и 2. (191' 1929), "Документы свидетельствуют", официальных документов Комм; нистической партии и государства: стенограмм, постановлений и реш< ний съездов и пленумов ЦК ВКПб, а также важнейших законов и пост; новлений ВЦИК и СНК, в которых сформулирована политика партии деревне. Материалы газет "Крестьянская газета", "Социалистическс .земледелие", "Беднота" и др. Наибольший интерес для нас представлж уникальный комплекс архивных документов - письма крестьян, которы стал базовым в нашем исследовании. История источника и анализ И1 формации об авторах писем позволяет считать, что представительное" источника велика, т.к. писали в газету все группы крестьянства, из вс< регионов Европейской части России.

40 Яковлев Я. Деревня канона есть. Очерк Никольской волости. М., 1924; Большаков A.M. Деревня 1917-1927. М.. 1927; Буров Я. Деревня на переломе: Год работы в деревне. М., Л. 1926; Феноменов МЛ. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования деревш Ч.1., Ч.И.Л., М„ 1925;

Сазонова Н.М. Куда идет деревня (по письмам крестьян Московской губ). М., Л. 1928;

Росницкий Н. Лицо деревни: по материалам обследования 28 вол. и 32730 крестьян

ких х-в Пензенской губ. М.Л. 1926;

Голубых М. Очерки глухой деревни. М.Л. 1926:

Гагарин А. Хозяйство, жизнь, настроения деревни (по итогам обследования Почии-ковской вол. Смоленской губ). М.Л. 1925 и т.д.

аучная новизла исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что вводятся в научай оборот новые, неопубликованные и рассекреченные архивные ис-чники. Элементы новизны определяются в авторской методике анали-массовых источников на основе качественно-количественного анали-содержания до1сументов - контент-анализа. Впервые в историческом ¡следовании используется методология, применяемая в социальной :ихологии - фнлософско-атропологическая теория общения.

ракггическая значимость исследования.

Материал, обобщенный, систематизированный и обработанный с ¡пользованием математических методов в диссертации, полученные ко-гаественные и качественные показатели, выводы, сделанные на их осте, могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования общевенного сознания российского крестьянства.

Диссертационная работа может представить определенный интерес ¡я специалистов и преподавателей по истории крестьянства, историог-[фии и источниковедению данной проблемы, при подготовке и проверни специальных курсов.

Данные диссертационного исследования могут быть использованы >и выработке научно-обоснованных практических рекомендаций по эрмированию социальной и экономической политики в отношении юстьякства, в ¡практике государственных органов.

пробация результатов исследования.

Основные положения к выводы диссертационного исследования ¡суждены на заседаниях кафедры Отечественной истории Московского рэдекого педагогического университета. В течение двух лет проводил-спецсеминар на историческом факультете Московского государственно педагогического университета им. В.И. Ленина и спецкурс по дан-ш теме, а также годовой спецкурс на историческом факультете Москов-ого городского педагогического университета.

Основные положения диссертации становились темой сообщений I аграрных симпозиумах (3), международных (3), союзных (5), россий-их (6), региональных (4) конференциях. По теме исследования опубли->вано 15 работ.

2. ОСНО ВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка ¡пользованной литературы, приложений.

Во введении обоснован выбор темы и ее актуальность, дан анализ |стояния ее научной разработанности, определены цель и задачи, хро->логические рамки исследования, охарактеризована теоретико-методо->гичесгсая основа, источнитвая база, новизна и практическая значи-эсть работы.

Б первой главе - "Основы менталитета российского крестьянства. Правовое, нравственное и религиозное сознание дореволюционного крестьянства" -

подробно раскрывается проблема складывания основ традиционн го крестьянского общества: общины, семьи, хозяйства, права. Пользу» информацией опубликованных работ и источников, автор дает характ ристику общины (мира, общества)- органа сельского самруправлени общественной организации и объединения производственных едини которая выступала гарантом нормального функционирования и воспр изводства крестьянской семьи, который в экстремальных условиях обе печивал ее физическое выживание. Групповое общинное сознание пр никло во все сферы жизни крестьянского общества. Это было сознан] людей связанных не только деловыми отношениями, но также эмоди нально, сознательно ориентированное на традиции и идеалы данно сообщества.

Соискатель подчеркивает, что в пореформенный период происх дят серьезные изменения в экономике и в жизни общины. С одной ст роны, аграрное перенаселение, относительное малоземелье, сословн; приниженность, тяготы, связанные с выкупными платежами, креп: привязывали основную массу крестьянства к общине, с другой сторон товарно-рыночная перестройка экономики, способствовали выявлению общине слоя земледельцев, которых стесняли общинные порядки. Э привело к противостоянию двух типов: с одной стороны, традиционно крестьянина, приверженного традициям отцов и дедов и общине с коллективизмом и социальной защищенностью. И с другой стороны, н вого крестьянина, готового освободится от власти общины, жить и х зяйствовать на свой страх и риск. Автором делается вывод, что несмс ря на вышесказанное, в начале XX в. эти новации существенно не изм нили глубинных основ крестьянской жизни - ни хозяйственных, ни с циальных, ни культурно-нравственных. Для основной массы крестьян ких хозяйств община продолжает сохранять свое значение гаранта в; живания.

Исследование показало, что смыслом крестьянского хозяйствован; исторически являлось поддержание и продолжение жизни. Хозяйст характеризовало крестьянскую семью экономически, выделяло ее к группу, человеческий коллектив, и как категорию из совокупности Л1 дей, связанных родственными отношениями. Крестьянская семья бы единицей производства и потребления, воспроизводства и естественно размещения населения, самоуправления и управления, соединения х зяйственной целесообразности и ритуальных нужд, социализации нов го поколения и обеспечения старости. Как социальный организм, семе ное хозяйство имело совершенную и специфическую самоорганизаци Традиционно крестьянские хозяйства оставались симбиозом индивид ального и коллективного, что было присуще социальной организащ крестьянства в целом.

Особое внимание автором было уделено правовым основам кресть-гадаго общества. В условиях неразрывности собственности с трудом >естъянская семья была коллективным субъектом собственности.

В то же время, анализируя крестьянское общество, диссертант об-1щает внимание на российского крестьянина, который, по его мнению, >едставляет собой специфический тип личности.

Крестьянственность определялась не выбором занятия, а наследо-шием. Сын крестьянина не просто наследовал землю, а вступал в [ды земледельцев по праву рождения на данной земле. Хозяйствование >шо для крестьянина заветом и долгом. Труд на земле составлял для >естьянина главное содержание его жизни. Важное место занимала эирода, земля. Крестьянин - тип человека, для которого привязанность земле, к земледельческому труду есть неотделимое свойство личности.

. Дух общности, перекликающийся с религиозным сознанием, ос-зва менталитета. В нем основным звеном являются три ипостаси: Бо-¡родица, Мать-сыра земля, женщина-мать. Мать-сыра земля - кормили-1, хлебородица, хранительница нравственного закона - закона родовой изни, утешительница. Вся жизнь в общине строилась на основе мора-1 и крестьянской этики взаимопомощи, нестяжательства, честном труде 1 земле, равных правах всех и т.п.

Важную роль в жизни крестьян играло общественное мнение, ко->рое регулировало семейную и хозяйственную деятельность семьи, ав-»ритет стариков в семье и общине, накопление опыта и передача его ^следующим поколениям. Крестьянский досу г был тесно связан с тру->выми занятиями землепашцев и ими определялся. В решении многих ¡циальных вопросов для крестьянина основным фактором был обычай, крестьянина была особая связь с царем: " Как судит царь и Бог, так дим и мы. Как мы судим, также судят царь и Бог". По мнению соискания, вся совокупность вышеуказанных факторов влияла на формировало ментальности крестьянства, его нравственного, религиозного, правого сознания.

С развитием капитализма в России ломались родовые устои. У чаги крестьян, появились тенденции перехода от родового сознания к 1чностному, (от эрзац-этического и эрзац-родовому). Дух утилитариз-а, индивидуализма и прагматизма создавал кризисные ситуации, ре-1ьно способствуя пробуждению личностного сознания и провоцируя к вменению образа жизни.

о второй главе - "Экономическое сознание крестьянства"-

рассмотрено состояние крестьянского хозяйства, общины, деревни 1917 -1930 гг. Представлен широкий диапазон взглядов крестьян на гаитие хозяйства в 20-е годы, отношение к социальному расслоению деревне, дается оценка взаимоотношений крестьянских слоев. Рас-ютрено влияние кооперации, агрокультуры и технизации на крестьян-сук) психологию и отношение к ним земледельцев.

В работе подчеркивается, что возрождение и активизация общин в советское время было спровоцировано аграрной революцией, принт пом собственности двора и отрицанием личной частной собственност домохозяина. Это являлось основой революционного правосознания кр стьянских масс, нашедшего выражение во всех основных земельных з; конах Советской власти, начиная с Декрета о земле. Община, no-npi жнему, служила для них своеобразным социальным защитным механи мом. Общественное мнение, мораль, быт, семья, обычаи крестьян toi времени, пропитаны общинными установлениями Каждодневная пра тика показывала, как и прежде, выгодность сохранения общины для п сударства. Во-первых, ничто не могло заменить общинный псредсльнь механизм по распределению конфискованных земель; во-вторых, общ] ну привлекали для выполнения фискальных задач. Община в 2(?-е год не представляла административную единицу, но фактически оставала( в системе государственного устройства. Сельский сход вершил все де; деревенской жизни. В то же время, анализируя этот процесс, моя» придти к выводу, что в крестьянской среде происходили существеннь перемены. Крестьянин расширил свой кругозор, стал самостоятельне Уменьшалась власть над ним стариков - общинников и консервативнь традиций. Одновременно шло формирование новых социальных цен» стей.

В главе рассматриваются суждения, мнения, взгляды крестьян i развитие хозяйства, на расслоение в обществе и взаимоотношения кр стъян. Крестьяне понимали, что развитие индивидуального хозяйства 20-е годы зависело от множества обстоятельств. Оно обретало свой с циальный статус под влиянием экономики, политики, просветитсльж работы в деревне, социальных отношений.

Однако определяющим фактором, по убеждению крестьян, бьи внутренние качества хозяина, его духовно-нравственные устои. Автх обращает внимание на то, что такой подход к определению сути и кач ства хозяйства сильно отличался от классового подхода, проводимо: властями.

Наемный труд в подобных отношениях рассматривался как npi знак кулачества. Крестьяне на первое место ставили человека и его де тельность. Через личность рассматривали принадлежность хозяйства той или другой категории, распространяя этот принцип при делении д ревни на социальные группы. Крестьянин для них - не субъект социал но-классовых отношений, а человек - односельчанин и сосед. Дерев! считала тружениками всех: и зажиточных, и середняков и часть беднея (т.е. тех, кто работал на своей земле сам и пытался изо всех сил подня хозяйство, применяя и наемный труд). По этим признакам крестъянсп четко определяло деревенских кулаков, отделяя их от зажиточных. Г их мнению, этой категории сельского населения было присуще "нежел ние трудиться на земле", они предпочитали жить за счет труда .други

/иметься спсЕ^лядией, ростовщичеством, получать доходы лишь от эк-пуатации наемного труда1". Эти люди, преступившие традиционную щинную мораль, порвав связь с землей, духовно "раскрестьянились", свратились в хищников, которые разрушали деревенское общество, естьяне также различали в деревне слой людей, схожий с кулацким по разитичсскому отношению к жизни. Их возмущало, что часть бедня-з, опустившись на дно деревенского общества, не желала поднимать >е хозяйство, надеясь на льготы Советской власти.

Всего крестьяне называли 7 слоев в своей среде: кулаки, зажиточ-1С, середняки, бедняки-работающие, бедняки-люмпены, безлошадные42, граки.

Взаимоотношения групп деревенского общества, по мнению крес-да, формировались и осуществлялись под влиянием личных интере-в; общинных традиций и обычаев; политика Советской власти и ассовый подход к крестьянству.

Деревенское общество неодинаково относилось к разным слоям: гть бедноты своим инертным отношением к производству вызывала у го чувство пренебрежения. Отношения с этим слоем крестьянство роило как с людьми, не заслуживающими уважения. Середняцкий эй вступал в определенные противоречия с бедняками-люмпенами, но ажительно относился к беднякам-труженикам. В экстремальных сшу-иях он склонялся к объединению с беднотой в противовес кулацким и киточным хозяйствам.

Большинство крестьян оценивало события именно с позиций об-1нного устройства и считало, что в новом обществе, чтобы выбиться в >ди, необходимы были, не только радивоегь в хозяйстве, но способ-сть нравственной категории, позволявшая преступить мораль для по-чения дополнительного дохода за счет эксплуатации земли или физи-ских сил односельчан.

По мере восстановления крестьянского хозяйства к середине 20-х до в у крестьян появлялась потребность в повышении агрокультуры, льтурное ведение хозяйство, постепенно становилось явью крестьянс-ро бытия. Крестьяне интересовались новшествами, осторожно, примени к себе. Желание приобрести сельскохозяйственную технику приво-ло к необходимости объединяться в товарищества.

Анализ крестьянских писем позволяет определить степень популярен! среди крестьянства сельскохозяйственной техники, культурного дения хозяйства, многополья. По этим вопросам в 1927 г. крестьяне ¡сказывались почти в 1/5 писем (а в 1928 г. число высказываний увечилось в 2 раза.) Крестьяне говорили о необходимости культурного ве-ния хозяйства, старались увеличить количество сельхозмашин и ору-

ТАЗ. Ф.396.0п.З.Д.521.Л.16

ТАЭ. Ф.396,Оп.З.Д.4.Д 122; РГАЭ. Ф.396.0п.З.Д.451.Л.72

дий. Большинство машин приобреталось в рассрочку через кредитное сельскохозяйственное товарищество. Крестьяне покупали машины, соединившись по 2-3 человека.43

На основании данных, полученных при обработке крестьянские писем, можно сделать вывод о степени популярности кооперации среда крестьянства и об отношении к ней крестьян. В 1927 году особой популярностью среди крестьянства пользовались первичные формы кооперации: потребительская и сельскохозяйственная. Поэтому в этом году количество высказываний крестьян о кооперации в 2,5 раза больше, чем I 1928 году и в 7 раз больше в 1929 г. Крестьяне сообщали о том, что кооперация "дает все для крестьянства: лесоматериальные строения, сель с-кохозяйственные орудия, денежные суммы на приобретение скота"' Вместе с тем 1/5 корреспонденции из общей совокупности по теме сооб щают о неудовлетворительной работе потребительской кооперации, о за силье частных торговцев, о нехватке необходимых товаров.44 В 192? году отмечается самый высокий процент отрицательных отзывов кресть ян о кооперации. Это объяснялось усилившимся отставанием сельской хозяйства от уровня промышленного развития. Несмотря на эти данные в целом можно сказать о том, что кооперация, вовлекала крестьян в эко номические отношения, постепенно разрушала его натуральную замк нутость, втягивала в рыночные отношения. Возникали новые интересы Кооперация заставляла крестьян повышать свой образовательный уро вень. Она была заинтересована в новом человеке: инициативном, гра мотном, преодолевающем рутину, старые привычки, нормы поведения.

В третьей главе " Политическое сознание крестьянства"

рассмотрены крестьянские представления о социализме, а также от ношение крестьян к рабочим и Советской власти, показаны взаимоотно шения государства и крестьян в конце 1929- начале 1930 гг.

Контент-анализ 400 крестьянских писем дает возможность просле дить динамику отношений крестьянства с рабочим классом (1924-192! гг.).

В 1924-1925 гг. крестьяне считали, что смычка необходима для уси ления рабоче-крестьянского правительства, благодарили шефов за по мощь. Максимальное количество положительных суждений по этом вопросу было в 1925 г .(59,2 %). В то же время трудности экономическо го развития страны, '"ножницы" цен на промышленную и сельскохозяй ственную продукцию способствовали появлению негативных суждени крестьян о проведении смычки в жизнь, расхождении "слова и дела' Особенно ярко это проявилось в 1926г. (130,6%) и 1928 г.(126,7%). Кре стьяне делали выводы о лучшей жизни рабочих (8-часовой рабочи

41 РГАЭ. ф.396. оп.б. д.2. л.50,51.: РГАЭ, ф.396, оп.6. д.2. л.66.

44 РГАЭ, ф.396, оп.5, д. 142, л 16

чь, хорошее жалование и т.д.; отмечали при этом большой крестьянс-й налог, дороговизну). Они считали, что город пользовался всеми бла-ли, горожане имели возможность купить продукты питания, обуться, лъся, пользоваться развлечением, учиться, в то время как крестьяне мвали весь хлеб городу, а сами "сидели голые и босые".

К 1926 году повысилась активность крестьян, их самосознание. За п- год получено самое большое число писем (около 1/2 всей совокуп-гти). По ним видно, что крестьяне знали, что они жили в рабоче-крес-шском государстве, что они участвовали в завоевании власти, помога-, чем могли в годы гражданской войны и имели право на лучшую [знь. Выросли их потребности. Они хотели улучшения материальной вни, У них возникло стремление к культурному развитию, грамоте, В сьмах появлялись вопросы "Почему жизнь рабочих лучше?", "Пра-льно ли, когда при Советской власти неравно живут?" В то же время и надеялись, что Советская власть разберется, улучшит положение гстьян. Анализ показал высокий коэффициент связи между следую-ши компонентами: лучшей жизнью рабочих и тяжелым экономичес-м положением крестьян (Q-0,96, Ф-0,55 шах); тяжелым зкономичес-м положением и большим налогом (Q-1, Ф-1, max), дороговизной, от-гствием товаров; осознанием своих прав и политикой Советской влас-(0-0,73,0-0,32), и т.д.

Крестьянские представления о социализме, по мнению соискателя, то в но можно разделить на следующие группы: отношение крестьян к циализму как общественному строю; представления о социализме; мо-ии будущего общества.

Наибольший интерес крестьян к данной проблеме проявился в 27г. Они обсуждали возможность построения социализма в нашей зане, пытались определить свое отношение к нему, строили модели бу-щего общества.

Отношение к социализму как к общественному строю в крестьяне-й среде было неоднозначно, диапазон мнений достаточно широк: от лного принятия, признания его, уверенности в его победе - до разоча-вания в нем; от незнания, непонимания сути социализма - до неприя-я отрицания как государственного строя.

Определенная часть крестьян, в основном бедняки, бывшие солда-и молодые крестьяне, писавшая о социализме в 1927 г. считала, что циализм "нужен всем трудящимся, он как воздух, пища и питье для ¡х и вполне возможен"'. Эти крестьяне, верили в идеал социализма и о победу, приняли идеологическую платформу Коммунистической ртии. Другая часть крестьян (это прежде всего середняки и зажиточ-ie) пыталась реалистически подойти к решению этого вопроса, Осто-жность, практичность, потребность в наглядности, подтверждающей [годы социалистического пути, заставляли их подходить с оглядкой к шению этого вопроса. Не отказывая в потенциальных перспективах строения социализма, они считали, что хорошее дело быстро не дела-

ются, что нужны условия и время для его осуществления. Это мнем крестьян-тружеников, привыкших работать наверняка, "всерьез".

Авторы писем указывали на специфические черты и особенное-психологии русского крестьянства, отмечая индивидуализм крестьянин В конце 1927 - начале 1928 гг. выделилась группа крестьян, не получи шая быстрых результатов от революции, улучшения условий своего с ществования, которая стала разочаровываться в социализме. Состоят революционного нетерпения, желание "скорейшего социализма" люб] ми путями и средствами, лишь бы изменить опостылевшую жизнь, бы. широко распространено среди основной массы бедноты, не желавш< больше ждать улучшения и требовавшей "быстрейшего хода по пути социализму", т.к. только в нем они видели возможность изменения сво( жизни. Диссертант считает, что именно настроения такого рода и позв лили в дальнейшем утверждению в стране "казарменному сталинское социализму". Не видя реальных результатов, они пытались найти в новников медленного развития социализма, обвиняя в преднамерение затягивании этого процесса коммунистов и служащих, которые "весь в готовы осуществлять коммунизм на бумаге. Эти настроения переклик лись с аналогичными настроениями в городской среде, когда не без п мощи идеологического воздействия, горожане выискивали виновник неудач среди специалистов, врагов народа и т.п. Некоторые крсстья пытались более трезво разобраться в причинах, мешающих строить деревне новую жизнь, называя особенности психологии крестьянш "боящегося перестройки и новшеств", говорили о наличии несправедл вости, насилия, взяточничества, волокиты, пьянства, бюрократизма т.п., и делали вывод: "либо теория социализма... практически неприм нимая к жизни, либо те люди, которые говорят о строительстве соцн лизма, не способны претворить ее в жизнь...".

Часть крестьян не знала или не поняла сути социализма, друг считали его "форменной утопией", они считали, что "социализм прсп вен ее природе". "Кулацкая" часть крестьянства не приняла нов} власть, ненавидела се и ждала, когда придет ей конец. Автором делает вывод о том, что идеи социализма затронули серьезно и глубоко бедне шие слои крестьянства, остро нуждавшуюся и желавшую изменить свс опостылевшую жизнь, и определенную часть маломощных середнякс допускавших возможность коллективного хозяйствования, если не удас ся поднять личное хозяйство.

Представления о социализме формировались у них в зависимое от уровня политической грамотности, образования, жизненного опы-веры и традиции. Условно их можно разделить на три типа: а) сочетай идеализированных (иллюзорных) представлений о социализме с релш озными; б) сочетание исконно крестьянских общинных представленш лучшей жизни с марксистско-ленинскими идеями социализма; в) пр< ставления, имеющие б основе ленинские идеи построения социалист ческого общества.

Отношение крестьян к Советской власти, изменение их палитичсс-к настроений были непосредственно связаны с аграрной политикой сударства и теми изменениями, которые происходили в советском об-хтве в конце 20-х годов. Новая экономическая политика предоставила естьянству возможность развивать единоличное хозяйство, активно эствовать в торговле и развивать рыночные отношения в стране.

В середине 20-х годов эта политика привела, с одной стороны, к звитию рынка, некоторому повышению благосостояния общества, с угой, - к расслоению крестьянства. Различные крестьянские слои име-[ свои интересы и потребности, но к Советской власти до конца 1927 да относились в целом удовлетворительно. Оценивая итоги десятилет-пэ существования нового социалистического государства, они поддержали Советскую власть, считая ее своей, хотели ее защищать. Кресть-[е осознавали себя полноправными гражданами государства, имеющи-1 право выбирать свой путь, давать советы правительству и критико-ть существовавшие недостгпки социалистического строительства. Они .пгались найти свое место к настоящем и будущем обществе в зависи-)с.ти от материального положения, политического и общеобразовательно уровня.

В 1927 г., в:рестьяне активно обсуждали вопросы кооперирования, ль коллективных хозяйств н процессе строительства социализма, отме-я недостатки и положительные черты. Они строили модели будущего |щества в соответствии со своими интересами: "коммуну", "эконо-«о", "товарищество".

Большая часть бедняков и часть маломощных середняков, убедив-и;;ь в невозможности дальнейшего роста их хозяйств, добровольно гш в коллективные хозяйства. Часть крепких крестьян, не отвергала ллективных хозяйств, если они действительно покажут преимущества ;ред индивидуальным хозяйством. Наиболее самостоятельные кресть-ю не желали идти в них, справедливо полагая, что у них будет отсут-боветь свобода развития хозяйства.

Изменение курса экономической политики в 1928-1929 гг. ("чрез-.шашцина" и насильственная коллективизация) вызвало негативную акцию большинства крестьян. Эта политика ассоциировалась у них с >м бедами, продразверсткой., "военным коммунизмом" - насилием, ко-шдными методами, невозможностью развивать личное хозяйство. У юстьян усилилось недоверие к власти, росло недовольство средних и житочных слоев, боязнь насильственной коллективизации. Однако юетьяне все еще надеялись., что правительство поймет, что насилием {чего хорошего не добиться, и они получат возможность жить так, как л хочется, и самим распоряжаться результатами своего труда. Но к ¡нцу 1929 г. усилилась неггтивная реакция всех слоев крестьянства на юилие.

Анализ сводок писем в ОГПУ, ЦК ВКПб, отчетов уполномоченнь по хлебозаготовкам и коллективизации, жалоб крестьян М.И. Калинш позволяют сделать следующие выводы.

При проведении коллективизации, государство использовало ра ные формы давления на крестьянство. Условно их можно распредели на следующие группы: а) прямые насильственные меры; б) обещан! льгот и преимуществ всем вступившим в колхозы; в) обман, подтасов! фактов, подлог. Формы сопротивления крестьянства выразились в анп колхозной агитации и распространении слухов; пассивных и активнь формах сопротивления.

Так продолжалось до марта 1930 г., до выступления Сталина, поа чего произошел отток крестьян из колхозов, о чем свидетельствуют сво, ки уполномоченных и заявления крестьян о выходе из колхозов. Прич нами выходов крестьян из колхозов были следующие: насильствен« принуждение, обобществление скота и орудий труда, нежелание раб тать по указке, желая быть хозяином своей жизни и т.п.43 В этой борь! крестьяне не были организованы; власть оказалась сильнее и подчини] их новым условиям.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщ ния и выводы.

1 .Развитие товарно-рыночных отношений в России, войны и револг ции подрывали основы традиционного существования крестьянст (община-хозяйство-семья; мораль, нормы, традиции, религия и т. д однако, большая часть крестьянства оставалось носителем родово сознания и пришло к 1917 г. с прежними устоями и нормами жизн

2.Общественное сознание крестьянства трансформировалось в 20-е щг под влиянием макро и микросреды (совокупности политических, эк номических, социально-психологических, культурных факторов), крестьянском обществе проходили два параллельных процесса, одной стороны, община оживает, оставаясь, по-прежнему, основ« крестьянского бытия. С другой стороны, коренная ломка устоев жг ни государства не могла не отразиться на крестьянстве и его созп нии. На него воздействуют партийная (социалистическая) пропага да, радио, газеты, возросшие возможности образования, технизащ кооперация и т.д. Все это оказывало сознательное и подсознательн влияние на крестьянство и способствовало формированию новых че его психологии.

3.Крестьянин начинает осознавать себя не только частью общинно мира, но правомочным членом советского государства и представ телем класса. Он полагает, что имеет право участвовать в управл нии государством, давать советы высшей власти, предъявлять п{

45 РГАЭ.Ф.7486. Ол.37.Д.61. Л.43; Д. 100. Л.57. Там же. Д.61. ЛЛ.43, 54.; Там же. Д.65.ЛЛ.38, 41

тензии к ней и т.д. Повышается его социальная активность. Представители различных слоев крестьянства, ¡сак грамотные, так и неграмотные (просившие написать письмо в газету своего соседа), имеют свою точку зрения, свое мнение, интерес по отношению к таким важным моментам их жизни как крестьянское хозяйство, отношение к рабочим, Советской власти, социализму, международным отношениям и т.д.

4.Крестьянство - сложный психологический феномен, сохранивший старые и сформировавший новые черты своего мировоззрения и обыденного сознания. Это неоднородная масса крестьянства, это организм, который расслаивается на определенные группы, со своими интересами, потребностями, ориентациями. Поляризация в крестьянском обществе происходит в зависимости от уровня сознания крестьянина (родового или личностного), а также экономического и политического сознаний. Носителями личностного сознания были грамотные и самостоятельные крестьяне, зажиточные и часть середняков, некоторые члены кооперации, часть бывших солдат, отходников, молодых крестьян, которые не боялись взять на себя ответственность. Однако основная масса крестьянства, по-прежнему, была силой, тянущейся к общинной земле, оценивающей жизнь с точки зрения морально-этических норм хозяйствования, а не только с точки зрения экономических и политических, что отразилось в крестьянских предстаатениях о социализме.

5.Крестьянство 20-х годов - носитель традиционных черт ментальнос-ти и новых, появившихся в советское время. Крестьяне, как и прежде, в основной своей массе отличались трудолюбием, способностью выживать в любых условиях, осторожных в своих действиях и решениях, практичных, желающих все опробовать на практике. Они, по-прежнему, боялись перемен и новшеств, следовали традициям, перешедшим к ним от отцов и дедов. Им свойственно было видеть всех равными и завидовать более состоятельным соседям. С другой стороны, жизнь заставляла их быть социально активными. Участие в кооперации; использование техники и агрокультуры; стремление повысить свой образовательный уровень- все это способствовало отходу от старых устоев и более инициативному отношению к жизни.

6.20-е годы заставили крестьянство задуматься о дальнейшей своей жизни: как развивать хозяйство; как участвовать в социалистическом строительстЕе, навязываемом государством; гак выжить. Каждому из них пришлось определить свои ценностные ориентации. Партийная пропаганда создала иллюзию социализма - будущего «социалистического рая». Однако к концу 20-х годов многие крестьяне, не получившие обещанного социализма, испытывавшие экономические трудности, не имеющие возможности поднять свое хозяйство, стали требовать от власти обещанного, сверху спущенного социализ-

ма. Они стали платформой, социальной опорой коллективизаци: Остальное крестьянство встретило ее резким сопротивлением.

7.В конце 20-х - начале 30-х годов меняется отношение к власти. Oí перестала быть высшей, «божественной» инстанцией, с которой тр; диционное крестьянство чувствовало единение. Крестьяне четко осо нали, что власть - враг их устоявшихся традиций, жизни и пытали; сопротивляться насилию.

8.Таким образом, к концу 20-х - началу 30-х годов политика госуда] ства по отношению к крестьянству привела к расслоению крестъя) с ко го общества, разрушению монолитного общинного механизм уничтожению социального типа личности крестьянина традицио] но го общества.. Это поспособствовало, в значительной степени, дал нейшему разрушению российской деревни.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

рестьяне о социализме" (по письмам в "Крестьянскую газету")// Советские архивы". 1987. № 5. (0.5.п.л.).

'олитическое сознание советского крестьянства в обществоведчес-й литературе".// Проблемы историографии и истории культуры родов СССР. М., МГУ. 1988. (1 п.л.).

1одели будущего в письмах крестьян конца 20-х годов" // Актуаль-ю проблемы исторической науки и проблемы историческсй науки, юславль. 1990. (0.25 п.л.).

лунская В.М., Миронова Т.П.. "Опыт применения контент-анализа « изучении общественного сознания доколхозного крестьянства"// грестройка в исторической науке и проблемы источниковедения и ециальных исторических дисциплин. М, 1990. (0.25). .'рестьяне и государство в конце 20-х годов"// Россия нэповская: шитика, экономика, культура. Новосибирск. 1991. (0.25). ^противление крестьянства насильственной коллективизации в нце 20-х - начале 30-х годов"// Методика и опыт изучения сельских »селений Нечерноземья. Тверь. 1991. (0.25 п.л.). 'рестьянская газета" как источник по общественному сознанию естьянства 20-х годов"// Источниковедение 20 века М., 1993 (0.25

рестьянское хозяйство в конце 20-х - начале 30-х годов (Надежды и ипозии крестьянства)» // Крестьянское хозяйство: история и совре-шность. Вологда, 1992. (0.25 п л.).

,'оциализм - это рай на земле". Крестьянские представления о социа-:зме в письмах 20-х годов // Неизвестная Россия. Т.З. М.„ Истори-ское наследие. 1993. (1.4 п.л.).

Антиколхозная агитация и слухи как форма сопротивления кресть-ютва в период коллективизации"// Власть и общество в России в :рвой трети 20 века. М., 1994 (0.25).

Тоталитарное государства и крестьянство в конце 20-х30х годов"//

ггалитаризм и личность. Пермь, 1994. (0.25 п.л.).

Письма как источник по социальной психологии крестьянства»//

гторическое наследие и современность. Краснодар,. 1995. (0.25

л.).

Крестьянская мораль и хозяйство в 20-е годы (по письмам в "Крес-янскую газету"// Материалы для изучения сельских поселений >ссии. 4.2. М„ 1995. (0.25 п.л.).

Ълос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о |бытиях 1918-1932 гг.. Сб. док. Составители: Журавлев C.B., Каба-№ В.В, Миронова Т.П., Соколов А.К., Сорокина Т.В., Хандурина В.. М„ 1997, (24.6 п л.)