автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Общественное телевидение Франции в эпоху внедрения цифровых технологий (2008-2013 гг.)

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Васильева, Анна Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Общественное телевидение Франции в эпоху внедрения цифровых технологий (2008-2013 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественное телевидение Франции в эпоху внедрения цифровых технологий (2008-2013 гг.)"

На правах рукописи

Васильева Анна Валерьевна

Общественное телевидение Франции эпоху внедрения цифровых технологий (2008-2013 гг.)

Специальность 10.01.10-журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

г 1 !,оя г 013

Москва-2013

005539276

005539276

Диссертация выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Шарончикова Людмила Васильевна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,

генеральный директор ООО «ПОЛПРЕД Справочники» Сальберг-Вачнадзе Георгий Николаевич

кандидат филологических наук, продюсер Дирекции главного продюсера AHO «Общественное телевидение России» Орлова Ольга Михайловна

Ведущая организация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Защита диссертации состоится « /3» 2013 г. в ТУ^асов на

заседании диссертационного совета^-ЯУ-^А^У По журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27

Автореферат разослан « /~7>> •/-/_2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

.В. Славкин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Основной характеристикой общественного телевидения является та, что оно финансируется и контролируется обществом и ему же принадлежит. При выполнении этих условий общественное телевидение всегда будет выгодно отличаться от всех остальных типов телевещания: отсутствием коммерческой заинтересованности — от телевидения частного, отсутствием пропагандистской составляющей - от телевидения государственного. Оно будет отвечать истинным потребностям населения, предоставляя обществу разнообразную, независимую и достоверную информацию.

Вот почему во всех развитых странах мира предприняты шаги по созданию независимого общественного телевидения, которое бы наиболее полно выполняло свою общественную миссию. Однако каждая из этих стран сталкивается с множеством трудностей — как объективных (поиск независимых источников достаточного для деятельности общественного телевидения финансирования, лавирование между необходимостью одновременно информировать, просвещать и развлекать и т.д.), так и субъективных (неправильные административные решения государственных и общественных структур, а также руководителей самих общественных телевещателей).

Россия не стала исключением в ряду стран, стремящихся разработать и воплотить в жизнь концепцию общественного телевидения. Первые усилия по созданию этого типа телевещания прилагались еще в начале 1990-х гг., когда Владислав Листьев, генеральный директор ОРТ («Общественное российское телевидение»), пытался сделать все, чтобы название телеканала на деле отражало его общественную суть. Однако 1 марта 1995 г. Владислав Листьев был убит в подъезде своего дома, после чего ОРТ окончательно утвердили в статусе государственного телеканала, вскоре переименовав его в «Первый канал». С тех пор в обществе постоянно и безуспешно поднимался вопрос о необходимости создания общественного телевидения в России, пока в мае 2013 г. не начало вещание Общественное телевидение России (OTP).

С первых же дней его работа вызвала много критики. Однако стоит отметить, что основные выдвигаемые к OTP претензии предъявляются общественному телевидению во многих странах мира. Во-первых, это

выбор юридической формы пока единственного общественного телеканала в России — это государственная компания. Во-вторых, это система финансирования, в которой не принимает участия общество. Финансирование OTP осуществляется за счет государственного бюджета. В-третьих, это программная политика канала, которая пока не отвечает главным требованиям, предъявляемым к общественному телевидению: освещение общественно значимых и важных явлений, а также просвещение нации.

Но если идея общественного телевидения в России будет развиваться, журналистам и общественным деятелям, политикам и экспертам, да и самим гражданам необходимо разбираться в моделях общественного телевидения, знать перечень проблем, с которыми приходится столкнуться при его организации, а также представлять себе его работу в других странах. Это поможет избежать ошибок и использовать только лучшие из уже отработанных на практике решений, что создаст надежную базу для быстрого и эффективного развития столь необходимого для демократической страны типа телевещания.

Аналогичной российскому этапу становления общественного телевидения можно, пусть и условно, назвать ситуацию с общественным телевидением Франции, которое тоже начинало свою работу как полностью подконтрольное государству. До сих пор, несмотря на то, что история общественного телевидения Франции насчитывает уже не один десяток лет, французскую модель общественного вещания характеризуют как общественно-государственную: государство является единственным акционером общественного телевещателя «Франс Телевизьон» (France Televisions), устанавливая рамки его бюджета, выдвигая требования и принимая важные решения относительно программной политики. При этом общество принимает участие в его финансировании.

С 2005 г. общественное телевидение Франции переживает насыщенный этап своего развития. Коренные изменения начались с глубокого реформирования общественного телевидения на законодательном уровне, которое продолжалось в период президентства Николя Саркози с мая 2007 г. по май 2012 г. По инициативе Саркози в 2009 г. принимается закон, согласно которому на общественных телеканалах ликвидируется вечерняя реклама (после 20 часов), что лишает «Франс Телевизьон» значительной части рекламных доходов. Кроме того,

по принятому в 2009 г. закону кандидатуру на пост главы общественной телекомпании «Франс Телевизьон» выдвигал президент.

Реформы все эти годы шли параллельно с переходом Франции на цифровое телевещание и появлением на медиарынке многих новых частных игроков. При этом трансформация общественного телевидения Франции, потребовавшая дополнительных инвестиций, совпала с мировым финансовым кризисом. Все это не лучшим образом отразилось на положении дел «Франс Телевизьон»: его финансовые проблемы с каждым годом усугубляются, отток аудитории приобретает перманентный характер, и в совокупности это увеличивает количество предъявляемых к нему претензий.

Учитывая характеристики, присущие общественному телевидению Франции, а также выявленные причины переживаемого им кризиса, можно найти возможные выходы из сложившейся сложной ситуации конкретно французского общественного телевещателя. Кроме того, это может стать базой для понимания существующих проблем большинства современных общественных телевещателей. Уже эту базу можно использовать для прогнозирования трудностей, с которыми могут столкнуться общественные телеслужбы других стран (в том числе России), а также для поиска путей их преодоления. Этим и объясняется актуальность представленной диссертации.

Основная цель исследования - проанализировать положение общественного телевидения на медиарынке Франции в эпоху развития цифровых технологий, а также изучить весь комплекс причин, который способствовал формированию занятых им позиций. В диссертации ставятся следующие задачи:

- изучить историю развития общественного телевидения Франции и понять, какое место оно занимает в современной структуре вещания и просто в жизни французов, а также насколько оно отвечает требованиям, предъявляемым к общественным службам;

проанализировать реформы Николя Саркози в области общественного телевидения и оценить последствия его законодательных инициатив;

- исследовать причины кризиса общественного телевидения Франции, которыми теоретически являются недостаток финансирования,

сложный переход с аналогового на цифровое телевещание, а также бурное развитие интернет-технологий;

- оценить действия руководства «Франс Телевизьон», государства и общества по выведению важного для всех общественного телевещателя из кризиса.

Гипотеза диссертации состоит в том, что французское общественное телевидение, которое постоянно испытывает недостаток финансирования, оказалось в очень трудной ситуации, когда переход на цифровой формат совпал с реформами Николя Саркози. Сложившееся многообразие каналов на французском телевидении требует от «Франс Телевизьон» наполнения эфира уникальными телепрограммами. Однако пока телекомпания не может справиться с этим требованием — в первую очередь из-за сокращения доходов, вызванного ликвидацией вечерней рекламы, уменьшения объема государственных дотаций и неудачной административной политики руководства общественной группы. Выход из разрастающегося кризиса видится в устранении всех этих причин.

Научная новизна диссертационной работы заключается в первом в научной практике комплексном анализе современного положения общественного телевидения на медиарынке Франции в эпоху развития цифровых технологий. Как катализатор кризиса общественного телевещателя во Франции рассматриваются реформы Николя Саркози, которые впервые комплексно исследованы с точки зрения их соответствия европейскому законодательству, а также проанализированы с учетом всех возникших на середину 2013 г. последствий - как для общественного телевидения, так и для других участников медиарынка.

Кроме того, настоящая диссертация является первым наиболее полным и актуальным исследованием прошедшего во Франции перехода от аналогового к цифровому телевещанию. Явление «цифровизации» также впервые комплексно рассмотрено с учетом его последствий для государства, аудитории, аудиовизуальных СМИ и участников рынка мобильных операторов. В диссертации впервые в отечественной научной практике проведена оценка наиболее успешных стратегий традиционных телеканалов Франции в области развития интернет-телевидения.

Объектом исследования стало общественное телевидение Франции. В качестве предмета исследования была выбрана кризисная ситуация

общественной группы «Франс Телевизьон», анализ которой предполагал выявление как объективных причин для кризиса, так и наиболее значимых действий властей, приведших к его углублению. Кроме того, стало явственно вырисовываться влияние на деятельность общественного телевидения Франции и активно развивающихся новых технологий.

Основные методы исследования — системно-исторический, аналитический и сравнительный. В работе систематизирован мировой опыт общественного телевидения, дана классификация основных проблем общественных телевещателей, а также, в результате анализа, проведено сравнение современного положения общественных телеслужб во Франции и других странах.

Хронологические рамки исследования укладываются в период с весны 2008 г. по осень 2013 г. Обусловлены они тем, что 2008 г., когда Саркози начал подготовку к реализации задуманных им на общественном телевидении преобразований, рассматривается как новый виток кризиса «Франс Телевизьон». Вплоть до осени 2013 г. его можно рассматривать как угрозу существованию общественной телекомпании.

При анализе степени научной разработанности темы выяснилось, что как в отечественной, так и в зарубежной научной практике предпринимался ряд попыток исследовать феномен общественного телевидения в ряду всех остальных типов аудиовизуальных СМИ. Это объясняется высокой значимостью общественного телевидения и его коренными отличиями от остальных типов телевещания.

Особенно важными для диссертации стали работы американского профессора Д. Ле Роя и французского теоретика Д. Вольтона, которые подробно рассматривают общественное телевидение как особое явление в развитии медиарынка каждой страны. Кроме того, и отечественными, и зарубежными авторами затрагиваются вопросы развития общественного телевидения в конкретных странах.

Однако чаще всего рассмотрение работы общественных телевещателей идет в рамках комплексного анализа аудиовизуального сектора выбранной страны. Так происходит в работах М. Макеенко, посвященных телевидению США, или в научных трудах Г. Вороненковой и М. Вороненкова о телевидении Германии. Отдельные исследования

касаются только британской модели общественного телевидения как наиболее успешной (например, книги Б. Любимова и А. Ожалво).

Похожая ситуация наблюдается и в сфере изучения общественного телевидения Франции. Оно анализируется наряду с другими типами телевещания в работах И. Кирии, Л. Шарончиковой, Е. Казенава. При этом детализированного изучения общественного телевидения Франции в эпоху развития цифровых технологий еще никто в международной научной практике не предпринимал. В целом изученную в ходе написания диссертационной работы литературу можно условно разделить на несколько групп:

1) Исследования общественного телевидения как феномена медиарынка, определенный тип телевизионного вещания (И. Барманкулова, Д. Барсемиан, Т. Мендел, Н. Спиридонова, Д. Вольтон, Д. Ле Рой, Р. Смит, Я. Засурский)1;

2) Научные труды, посвященные моделям общественного телевидения в конкретных странах (А. Воинов, Г. Вороненкова, Н. Голядкин, Дж. Кольман и Б. Роллет, Б. Любимов, А. Ожалво)2;

3) Аналитические работы о состоянии СМИ Франции, в том числе и общественного вещателя «Франс Телевизьон» (Г. Вачнадзе, И. Кирия, Л. Шарончикова, Е. Казенав, Д. Вольтон, Г. Бурже)3;

1 Барманкулова И. Общественное телевидение. Межд. фонд защиты свободы слова "Адил Соз", 2000; Barsamian D. The Décliné and Fall of Public Broadcasting, Cambridge, 2001; Мендел T. Служба общественного вещания. Пер. JI. Фунсо. ЮНЕСКО, 2002; Спиридонова Н. Телеэфир как общественное достояние. М., 2006; Засурский Я. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005; Wolton D. Eloge du grand public. Une theorie critique de la télévision. Paris: Flammarion, 1990; LeRoy D. Public télévision, Michigan, 1995; Smith R. The Other Face of Public Télévision: Censoring the American Dream, Algora, 2002

2 Воинов A. Общественное телевидение и радио в Западной Европе. Законодательство и практика СМИ. № 5 2005; Вороненкова Г. СМИ Германии в XX веке. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008; Голядкин Н. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004; Colleman J., Rollet В. Télévision in Europe, London, 1997; Любимов Б. Общественное вещание: британская модель. М., 2006; Ojalvo A. La Grande — Bretagne et sa télévision. Paris, 1988.

3 Вачнадзе Г. Печать пятой республики (1958-1968). M.: Изд-во МГУ, 1969 г. - 45-50 е.: Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. -М., 2005; Шарончикова Л. Радиовещание и телевидение Франции. - М.: Изд-во МГУ, 2011; Cazenave E.,Ulmann-Mauriat С. Presse, radio et télévision en France de 1631 a nos jours. Paris, 1994; Wolton D. Eloge du grand public. Une theorie critique de la télévision. Paris: Flammarion, 1990.

4) Исследования влияния цифровых технологий на работу СМИ во Франции и в мире (Б. Каррыев, М. Айдарханов, М. Балфанов, X. Ганн, Дж. Хельм, Д. Леви, Д. Миноли, С. Папатанассопулос, В. Симпсон)1;

5) Литература, касающаяся финансовой составляющей и экономических моделей аудиовизуальных СМИ на традиционных и интернет-каналах (Д. Браун и У. Куол, Е. Вартанова, Л. Вебер, А. Альбаран, С. Форрестер)2;

6) Сборники, посвященные законодательной практике Евросоюза и аудиовизуальной политике европейских стран и, а также книги и статьи по применяемым во Франции законам в аудиовизуальной сфере (К. Бекяшев, М. Прайс, сборник «Телевидение в Европе», А. Четвериков, А. Браун, Р. Пикард, X. Гальперин, Т. Хартли, И. Катсиреа)3.

Основной базой для эмпирической части исследования стали законодательные акты Франции, касающиеся аудиовизуального сектора страны. По ним можно было выявить задачи общественного телевидения, накладываемые на него ограничения, а также выдвигаемые к нему требования, и понять суть его реформирования в последнее время. Помимо текстов законов, анализировался большой массив правительственных

1 Каррыев Б., Айдарханов М, Балафанов Е. Всемирное Интервидение. — М.: SIBIS, 2008; Gum Н. The Basics of IPTV. Intl. Engineering Consortiu, 2007; Hjelm J. Why IPTV? John Wiley and Sons, 2008; Levy D. Europe's digital revolution. Routledge, 1999; Minoli D. IP Multicast with Applications to IPTV and Mobile DVB-H. Wiley-Interscience, 2008; Papathanassopoulos S. European television in the digital age. Polity Press in association with Blackwell Publishers, 2002; Simpson W., Howard Greenfield. IPTV and Internet Video. Focal Press, 2009.

2 Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2 т. -М.: Мир, 2001; Вартанова Е. Меднаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003; Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010; Albarran A. Management of Electronic Media. Belmont: Albany; Wadsworth Publishing Company, 1997; Forrester C. The business of digital television. Focal Press, 2000.

3 Бекяшев К.А. Международное публичное право. - М., 1998; Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000; Телевидение в Европе: регулирование, политика и независимость. Сборник материалов и документов. - Open Society Institute, 2006; Четвериков А. Гарантии законности в системе европейской интеграции: Ответственность государств-членов за нарушение правовых норм и индивидуальных предписаний Европейского Союза. - М., 2000; Brown A., Picard R., Digital terrestrial television in Europe. Routledge, 2005; Galperin H. New television, old politics. Cambridge University Press, 2004; Hartley T. The Foundations of European Community Law. Oxford, 1994; Katsirea I. Public Broadcasting and European Law, Gauge, 2008.

документов, касающихся финансирования общественной телегруппы, а также годовых отчетов «Франс Телевизьон», по которым можно было отследить ее бюджет и решения, касающиеся программной политики.

Эмпирический материал для исследования также дали общеевропейские законодательные акты (Европейская конвенция о трансграничном телевидении, решения Европейской комиссии по делам аудиовизуального рынка и др.), пояснительные записки к ним, а также аналитические доклады ЮНЕСКО и сборники документов Евросоюза1.

Использовались данные французских организаций, занимающихся контролем и регулированием рынка СМИ, данные последних социологических опросов, а также статистические данные, отражающие объемы аудитории французских телеканалов и их сайтов, что позволило отследить изменение интересов французских телезрителей.

Все это анализировалось и с учетом мнений французских журналистов, которые в своих аналитических статьях высказывали предположения относительно последствий происходящих на медиарынке событий для «Франс Телевизьон». Для отслеживания этих мнений в ходе работы над диссертацией ежедневно, в период с марта 2008 г. по сентябрь 2013 г., проводился мониторинг публикаций французских газет («Монд», «Либерасьон», «Круа», «Эко», «Юманите», «Паризьен» и др.), а также американской и английской прессы (Daily Telegraph, The New York Times, TV8).

В ходе исследования была также предпринята учебная поездка во Францию (в период с 1.04. 2012 по 1.07. 2012 гг.), благодаря которой стало возможно непосредственное знакомство с французским телевидением. Особое внимание было уделено общественным телеканалам «Франс-2» (France 2), «Франс-3» (France 3), «Франс-4» (France 4), «Франс-5» (France 5).

Филологический аспект исследования заключается в подробном анализе программной политики общественного телевидения Франции, который стал основой для выводов, касающихся соответствия контента «Франс Телевизьон» статусу общественной телеслужбы. Этот аспект

1 Public service broadcasting: The challenge of the twenty-first century. Paris, UNESCO, 1997; Decision of the European Commission, State aid C 27/2009 (ex N 34/A/2009 & N 34/B/2009)

затрагивается не только в отдельном параграфе диссертационной работы, но и на протяжении всего проводимого исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реформы экс-президента Франции Николя Саркози стали причиной резкого ухудшения и без того непростого положения общественного телевидения Франции и могут расцениваться как основа для развития беспрецедентного за всю историю существования общественной телеслужбы кризиса.

2. Переход французского телевидения исключительно на цифровое вещание был необходимым шагом в поступательном развитии медиарынка страны, однако негативно отразился на объемах аудитории и рекламы многих телеканалов, особенно общественных. На фоне остальных проблем «Франс Телевизьон» этот процесс невольно поставил под сомнение необходимость существования общественного телевещателя.

3. К концу 2013 г. общественное телевидение Франции находится в состоянии максимально глубокого кризиса: постоянно сокращающиеся доходы от рекламы ведут к закрытию многих информационных и аналитических программ, что приводит к потере аудитории, которая и так постепенно уходит на новые цифровые телеканалы. Это, в свою очередь, заставляет правительство Франции все чаще говорить о недоверии к общественному телевидению и сокращать выделяемые ему субсидии.

4. Усилившаяся конкуренция на медиарынке Франции стимулирует стремление телеканалов к повышению качества предоставляемых ими услуг и правильному позиционированию себя в интернете, который справедливо рассматривается как новая информационная площадка для расширения и диверсификации их деятельности как СМИ. «Франс Телевизьон» стремится не отставать в этом от других игроков, однако неизменно наталкивается на нехватку финансирования. Решение этой проблемы видится только в совместных усилиях руководителей общественной группы, государства и общества.

Теоретическая значимость диссертации заключается в комплексном исследовании общественного телевидения Франции. В ходе работы определена миссия общественного телевидения, а также выделены действия по ее выполнению на примере «Франс Телевизьон». В рамках исследования сформирован перечень свойственных для всех

общественных телеслужб проблем и трудностей, а также рассмотрена конкретная кризисная ситуация общественного телевидения Франции с ее индивидуальными причинами, ходом развития и последствиями.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы, собранные данные и сведения, анализ и выводы могут быть использованы для развития общественного телевидения в России, а также для прогнозов относительно дальнейшего развития медиарынка, необходимого для появления все более качественных информационных сервисов и СМИ. Кроме того, работа может быть использована для преподавания учебных курсов по страноведению, истории зарубежной журналистики, истории развития телевидения, а также спецкурсов, посвященных СМИ и телевидению Франции.

Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений с графиками и таблицами, иллюстрирующими результаты эмпирических исследований.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава «Общественное телевидение на медиарынке Франции» начинается с выявления значимости общественного телевидения как отдельного типа телевещания с присущими только ему особенностями. С опорой на различные теоретические работы автор полагает, что общественное телевидение, призванное максимально объективно и разнообразно информировать, просвещать и развлекать свою аудиторию, тем самым удовлетворяя интересы всех слоев общества, а также распространяя и формируя социальные ценности, является проявлением эволюции и социального прогресса. Именно этим объясняется стремление десятков развитых стран мира иметь эффективное общественное телевидение.

Общественные телеканалы функционируют в 49 странах мира. Каждый из них имеет свои особенности, однако схожи они в том, что формируются только на основе специального законодательства, так или иначе контролируются со стороны общества, отвергают рекламу как

основной источник дохода, хотя из-за недостатка финансирования продолжают ее привлекать. Кроме того, они стараются выстраивать программную политику на основе объективной информации, а также стремятся удовлетворить интересы самой широкой аудитории.

На общественные телеканалы возлагаются особые обязанности, базирующиеся на трех основных принципах: универсальность (общественное вещание должно быть доступно каждому гражданину), разнообразие (вещание должно отвечать зрительским интересам, предлагая разнообразные программы - от новостей до развлекательных), независимость от политических пристрастий. И все они сталкиваются с одними и теми же проблемами: зависимостью от государства, финансовыми трудностями, необходимостью конкурировать с частными телекомпаниями, и вследствие этого — с коммерциализацией эфира и оттоком аудитории.

Не стало исключением и общественное телевидение Франции, которое изначально носило этот статус не вполне заслуженно. С первых дней своего существования общественный телевещатель на 100% принадлежал государству, хоть и оплачивался частично на деньги телезрителей.

Это всегда давало государству так или иначе возможность если и не строить полностью редакционную политику телеканалов, то, по крайней мере, всегда оставаться конечной инстанцией для решения всех важных для деятельности телекомпании вопросов.

Так общественное телевидение мало чем отличалось от государственного. При этом плюсов государственного телевидения — в виде устойчиво высокого финансирования — оно не имело, что, впрочем, до поры до времени, в связи с монополией общественного телевидения на рынке СМИ, на нем почти не сказывалось.

Однако с появлением первых частных телекомпаний в 1984 г. общественной группе пришлось искать дополнительные средства к существованию на фоне невысокой абонентской платы и переменчивых по своим объемам государственных субсидий. Это подтолкнуло общественного телевещателя Франции к другой крайности — расширению коммерческой деятельности в самом легком и доходном ее проявлении в виде продажи рекламного времени.

Зрители, которые, в целом, сами и диктуют подобные массовые вкусы, коммерческими составляющими в работе общественных

телеканалов были недовольны - они обвиняли их в «примитивизации» программ и выражали нежелание платить за телевидение, которое мало чем отличается от частного.

При этом программное наполнение общественных телеканалов, несмотря на многочисленную критику, вплоть до 2008 г. полностью отвечало предъявляемым к ним требованиям. Основу эфирной сетки телеканалов «Франс-2», «Франс-3», «Франс-4», «Франс-5» (телеканал «Утр-мэр премьер» (Outre-Mer 1ère, бывший РФО, RFO) не представлен в исследовании в силу его вещания на регионы за пределами Франции — прим. A.B.) составляли сильные информационные блоки, многочисленные аналитические и просветительные программы, а также документальные и художественные фильмы собственного производства.

Это отражалось на аудитории общественных телеканалов, которая до 2008 г. составляла в совокупности не менее трети от всех французских телезрителей (35,9%). Но постепенно общественному вещателю во Франции стало все труднее оправдывать свое существование в многоканальной телевизионной среде и доносить смысл своей миссии до общественности. К концу 2012 г. общее число зрителей общественных телеканалов снизилось до 30,1% от всей французской аудитории. И это при условии анализа усредненных показателей, учитывающих моменты максимального присутствия телезрителей на каналах во время трансляции крупных спортивных событий или, скажем, важных политических дебатов. Реальная доля аудитории четырех каналов «Франс Телевизьон» оценивается на уровне в 27%.

Постоянством в популярности среди телезрителей даже на общественных телеканалах отличаются только сериалы. Подробно проанализировав телепрограмму каждого из телеканалов в конкретный день, можно сказать, что руководство «Франс Телевизьон» идет на поводу у вкусов телезрителей и в последнее время все активнее наполняет программную сетку своих телеканалов сериалами и мультфильмами -причем часто вовсе не французского производства. Причины таких административных решений - финансовый кризис и реформы Николя Саркози в сфере общественного телевидения.

Вторая глава диссертационной работы «Реформирование общественного телевидения Франции» посвящена ' максимально детальному анализу реформ Николя Саркози, который строится на

сравнении старого законодательства и принципов работы «Франс Телевизьон» до января 2009 г. и рассмотрении внесенных в закон поправок. Сравнительный анализ сопровождается наиболее емкими комментариями специалистов, экспертов и журналистов по поводу нововведений, а также дополняется исследованием уже выявленных последствий реформы общественного телевидения. Кроме того, в главе дана оценка влияния реформы на остальных участников медиарынка страны, а также исследование не поднимаемого никем пока в научной практике аспекта соответствия реформы законодательству Европейского союза.

Первая, экономическая часть реформы Николя Саркози была проведена в спешке, и самым ее главным недостатком стали непродуманные источники возмещения убытков «Франс Телевизьон» от потери вечерней рекламы. Предполагалось полностью покрыть их за счет увеличившегося до 3% налога на рекламу, транслирующуюся на частных телеканалах, а также за счет введенного налога в 0,9% от годовой прибыли интернет-провайдеров и операторов сотовой связи. Этот налог до сих пор оспаривается в Европейском суде, но даже он все это время не спасал общественную группу от ежегодно увеличивающегося дефицита бюджета. Во многом потому, что росту пропасти между доходами и расходами группы также способствовали мировой финансовый кризис, необходимые для перехода на цифровое телевидение траты на оборудование, а также постепенный уход многих рекламодателей на новые цифровые телеканалы.

Несмотря на запрет на показ рекламы после 20 часов, в 2009 г. группе «Франс Телевизьон» удалось добиться некритического дефицита бюджета - в первую очередь, за счет роста государственных дотаций и увеличения на 2 евро абонентской платы.1 Однако после переходного 2009 г. убытки «Франс Телевизьон» начинают резко расти.

В 2010 г. правительство вынуждено выделить на содержание общественного телевещателя еще на 100 млн евро больше, чем в предыдущем. К 2011 г. становится понятно, что ликвидация рекламы в дневное время (с 6.00 до 20.00), которая приносит общественному вещателю ежегодно около 400 млн евро при среднем бюджете в 3 млрд

Loi relative à la communication audiovisuelle et au nouveau service public de la télévision Loi n° 2009-258 du 5 mars 2009 parue au JO n° 56 du 7 mars 2009 // URL:http://www.senat.fr/

2 Rapports financiers 2010 // http://www.francetelevisions.fr

евро, повлечет за собой лишь необходимость очередного увеличения государственных вливаний.

Правительство принимает решение оставить дневную рекламу на общественных телеканалах как минимум до конца 2016 г. Кроме того, весной 2012 г. на рассмотрение даже вносится законопроект о необходимости вернуть вечернюю рекламу, что могло бы приносить дополнительные 300-350 млн в год.1 Однако это предложение вызывает огромное неудовольствие частных телеканалов, в который раз обвиняющих власти в чрезмерной поддержке «Франс Телевизьон». Они напоминают правительству о том, что платят за общественное телевидение установленный налог. Руководители частных телеканалов продолжают настаивать на том, что растущие убытки «Франс Телевизьон» — следствие неэффективной политики, выбранной руководством.

Поддерживая в этом представителей частных телеканалов, правительство в 2012 г. принимает бюджет на 2013-2015 гг. с учетом сокращения государственного финансирования «Франс Телевизьон», которое уже в 2013 г. будет меньше на 85 млн евро. Кроме того, обязует руководство группы до конца года сократить штат на 500 человек.2

При этом, осознавая, что, изначально не создав для «Франс Телевизьон» новых надежных источников финансирования и активно поспособствовав разрастающемуся кризису общественной телеслужбы, правительство закладывает в бюджет на 2013 г. увеличение абонентской платы на 6 евро, и это после уже состоявшегося в прошлом году повышения на 5 евро. В итоге абонентская плата, которая еще в 2009 г. составляла 116 евро, теперь равна 131 евро для жителей Франции и 85 евро для жителей заморских департаментов Франции.

Увеличенный аудиовизуальный налог должен принести «Франс Телевизьон» дополнительно около 50 млн евро. Этим налогом, правда, сокращенным более чем в два раза - 63,5 евро, с января 2013 г. теперь также, дополнительно к основному, облагаются и владельцы нескольких домохозяйств. В результате этот дополнительный налог может принести «Франс Телевизьон» еще около 110 млн евро доходов.

Тем не менее, вместо того чтобы сохранить и даже повысить качество услуг общественного телевещания, реформа привела к тому, что группа стала вынуждена закрывать одну программу за другой, а также

1 France Télévision peut revenir publicité // Le Monde. 2012. Avril, 14. - P. 5.

2 L'Etat baisse sa dotation à France Télévisions // Le Monde. 2013. Avril, 21. - P.7

сокращать выделяемые ресурсы на производство новой, уникальной аудиовизуальной продукции. Вот почему она так и не была доведена до конца: реклама с общественного телевидения полностью не исчезла. Но после долгих споров министерство культуры все же решило сохранить претворенную в жизнь первую часть реформы и по-прежнему не дало своего согласия на возврат вечерней рекламы на общественные телеканалы группы «Франс Телевизьон».

В любом случае для «Франс Телевизьон» эта реформа послужила катализатором кризиса, а для правительства обернулась необходимостью переложить часть финансовой нагрузки на население, а также общими дополнительными тратами бюджетных денег на поддержку общественного вещателя.

А вот коммерческому телекоммуникационному сектору, куда перешел почти весь объем вытесненной рекламы, ликвидация части рекламного времени на общественных телеканалах придала новое ускорение. Ряд обозревателей подозревают Елисейский дворец в намеренном ухудшении положения общественных телеканалов - с целью либо их дальнейшей приватизации, либо создания механизма "перекачивания" рекламных денег частным телекорпорациям.

Еще более неудачной оказалась вторая часть реформы Саркози, касающаяся изменений в системе управления группы «Франс Телевизьон». Если в случае с устранением рекламы благие намерения действительно были видны и в итоге заставляли задуматься о необходимости предложенных Саркози изменений, то решение о назначении главы общественного телевидения президентом Франции, а не Высшим аудиовизуальным советом, противоречило демократическим нормам и являлось шагом назад в обеспечении общественной телеслужбы редакционной независимостью.

Президент Франции Франсуа Олланд, приступивший к своим обязанностям в мае 2012 г., пообещал это решение отменить. Слово свое он сдержал. В июне 2013 г. министр культуры Орели Филиппети заявила о подготовке нового аудиовизуального закона о независимости общественного телевидения Франции, а к концу октября 2013 г. законопроект был одобрен как Национальной ассамблеей, так и Сенатом. По новому закону, который уже прозвали законом «Анти-Саркози», Высший аудиовизуальный совет теперь будет состоять из семи, а не из девяти членов, и только один из них - правда, председатель - будет

назначаться президентом лично. Так преобразования Николя Саркози в системе управления «Франс Телевизьон» были ликвидированы, однако с 2010 г. по 2013 г. группой все-таки руководил ставленник Саркози Реми Пфлимлен. Его решения на посту главы общественных телеканалов нередко вызывали критику со стороны аналитиков и телезрителей. Но стоит отметить, что это были не самые простые для «Франс Телевизьон» годы, поэтому нельзя с уверенностью сказать, что порой неэффективная административная политика была следствием некомпетентного управления Пфлимлена. В любом случае, позитивных преобразований эта часть реформы не принесла никаких.

В третьей главе «Влияние цифровых технологий на развитие общественного телевидения Франции» подчеркивается тот факт, что переход Франции на цифровое телевещание происходит именно на фоне глубокого реформирования общественного телевидения. Переход на цифровое телевещание негативно отразился на объемах аудитории многих телеканалов. С момента начала цифрового вещания во Франции в 2005 г. на новые телеканалы в общей сложности перешло около 17% всей французской аудитории. И этот показатель лишь продолжает расти. Аудитория общественных телеканалов снизилась в среднем на 2-5%, однако канал «Франс-3» в своем кризисе зашел дальше всех — его аудитория за последние шесть лет уменьшилась почти в два раза, с 17,1% до 9,3%.

Если доля аудитория общественных телеканалов продолжит снижаться, и «Франс Телевизьон» по-прежнему будет сокращать производство уникальных аудиовизуальных произведений, то правительство грозится поставить под вопрос необходимость существования если не всей группы «Франс Телевизьон», то некоторых ее телеканалов.'

Именно эта угрожающая «Франс-Телевизьон» перспектива требует от Реми Пфимлена самых активных действий. Ситуация осложняется тем, что государство как главный акционер «Франс Телевизьон» не одобрило идею запуска новых цифровых телеканалов в структуре холдинга. В начале 2012 г., когда решался вопрос о выдаче шести частот под новые телеканалы, руководство «Франс Телевизьон» рассчитывало получить хотя бы одну из них. По оценкам экспертов, уже к 2015 г. именно на эти

1 Aurélie Filippetti dicte sa loi à France Télévisions // Le Figaro. 2013. Avril, 21.

-Р.5.

телеканалы должны были перейти около 10-12% от всей аудитории французских зрителей.1 Однако уже в марте 2012 г. распределение произошло, и компании «Франс Телевизьон» в числе получателей новых частот не оказалось. Вследствие этого у компании нет другого выхода, кроме как всячески развивать и улучшать имеющиеся у нее программы.

Тем не менее, переход страны от аналогового к цифровому телевещанию повлек за собой и положительные изменения на медиарынке. Основным итогом прошедшей во Франции цифровизации, которой предшествовала длительная подготовка законодательной и технологической базы, стало то, что большинству французов теперь доступны более 60 бесплатных цифровых каналов. Все они в гораздо лучшем качестве, а самое главное - с возможностью быть вовлеченными в процесс благодаря интерактивности нового телевидения. Кроме того, результатом стало значительное расширение медиарынка страны, на котором появились десятки новых игроков, включившихся в конкурентную борьбу за телезрителей. Потенциально это стимулирует постоянное повышение качества контента и расширение списка телепередач.

Французские телеканалы также начинают проявлять себя и активными участниками рынка интернет-телевидения, который ежегодно растет на 15-20%. Самыми успешными являются сайты частной группы «ТФ-1», а также общественной группы «Франс Телевизьон». Компания «ТФ-1» добивается этого с помощью запуска все новых удобных и полезных сервисов для телезрителей, а группа «Франс Телевизьон» делает ставку на активное развитие интересных интернет-проектов. Успешная стратегия развития в интернете позволяет телевещателям лишний раз рекламировать свою продукцию и тем самым увеличивать аудиторию, а также дает им, по сути, новую информационную площадку для расширения и диверсификации их деятельности как СМИ. И у общественного телевидения Франции есть шанс воспользоваться этим для стабилизации своего положения.

В Заключении приводятся выводы, сделанные в ходе исследования, формулируется общий итог работы. Доказывается, что с 2008 по 2013 гг. общественное телевидение Франции переживает беспрецедентный за всю

1 Gonzales P. L'audiovisuel public, grand perdant de la TNT // Le Figaro. 2013. Mars, 12. -P.5.

историю своего существования кризис. Обусловлен он, как становится ясно из анализа ситуации, двумя взаимосвязанными причинами — постепенным, но неуклонным оттоком аудитории и возрастающим дефицитом бюджета. Постоянно сокращающиеся доходы от рекламы заставляют руководство «Франс Телевизьон» жертвовать многими информационными и аналитическими программами, что приводит к потере аудитории, которая и так постепенно уходит на появляющиеся цифровые телеканалы. Это заставляет правительство Франции все чаще говорить о недоверии к общественному телевидению и сокращать выделяемые ему субсидии, что замыкает круг проблем.

Выход из этого кризиса видится в совместных усилиях самой группы «Франс Телевизьон», государства и общества. Руководителям группы следует реформировать свою программную политику (не отступая от миссии общественного телевещателя и не забывая об интересах аудитории), продолжать развивать и использовать новые каналы распространения информации (в первую очередь, интернет), а также проводить постоянную работу над оптимизацией расходов, при этом не жертвуя формирующими лицо телеканалов качественными новостными блоками и уникальными просветительскими программами, а также художественными и документальными фильмами собственного производства. От государства было бы логичным ожидать закрепления за группой наконец полной редакционной независимости, а также разработки четкого плана государственных субсидий на ее содержание - хотя бы на ближайшие два-три года. Со стороны общества же должно придти понимание, что кроме него самого никто настоящее общественное телевидении создать не может. Это осознание должно касаться всего — вопросов финансирования (а следовательно, готовности платить высокую абонентскую плату), контроля (выражающегося в постоянном отслеживании принимаемых в общественной группе решений и их исполнения) и программного наполнения (заключающегося в стремлении создавать для себя все больше качественных и высокоинтеллектуальных передач и фильмов, а не легких для восприятия шоу и сериалов).

Апробация результатов исследования

Аспирант имеет 7 опубликованных работ, в том числе по теме диссертации - 7, общим объемом 2,8 п.л., которые посвящены

исследованию вопросов, связанных с общественным телевидением Франции в эпоху внедрения цифровых технологий.

К основным работам по теме диссертации следует отнести:

1. Васильева A.B. Кризис общественного телевидения Франции // Медиаскоп. - Выпуск № 4. - 2013 г. // http://www.mediascope.ru/node/1397 - 0,86 п.л.

2. Васильева A.B. Лидеры в развитии интернет-телевидения Францни. // Современные исследования социальных проблем. — Выпуск №6. - 2013 г. // http://www.journal-s.org/index.php/sisp/article/view/620134 - 0,63 п.л.

3. Васильева A.B. Особенности и результаты перехода телевидения Франции на цифровое вещание // Медиаскоп. - Выпуск № 3. - 2013 г. // http://www.mediascope.ru/node/1395 - 0,76 п.л.

4. Васильева A.B. Новый аудиовизуальный закон Франции // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2009.-0,13 п.л.

5. Васильева A.B. Реформирование системы общественного телевидения Франции // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] -М.: МАКС Пресс, 2010.-0,14 п.л.

6. Васильева A.B. Процесс перехода Франции на цифровое телевещание: особенности и результаты // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2011. - 0,14 п.л.

7. Васильева A.B. Кризис общественного телевидения во Франции // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2013. - 0,14 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Общественное телевидение Франции в эпоху внедрения цифровых технологий (2008-2013 гг.)"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

На правах рукописи

04201365477

Васильева Анна Валерьевна

ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ФРАНЦИИ В ЭПОХУ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2008-2013 гг.)

Специальность 10.01.10 — журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель к.ф.н. Шарончикова Л.В..

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................4

I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА МЕДИАРЫНКЕ ФРАНЦИИ..................................................................................17

1.1. Общественное телевидение как явление и этап развития СМИ...17 1.1.1. Общественное телевидение как проявление эволюции и

социального прогресса...........................................................17

1.1.11. Общественное телевидение в развитых странах мира.........27

1.11. Общественное телевидение Франции.....................................37

1.11.1. Становление общественного телевидения Франции...........37

1.11.11. Задачи общественного телевидения Франции..................54

1.11.Ш. Программная политика группы «Франс Телевизьон». Место общественных телеканалов в структуре вещания.............59

1.Ш. Критический момент в развитии общественного телевидения...72

1.Ш.1. Проблемы общественных вещателей во всем мире............72

1.Ш.П. Кризис общественного телевидения Франции..................79

И. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ФРАНЦИИ.................................................................................85

11.1. Система финансирования........................................................89

П.1.1. Финансирование до 2009 г.................................................89

ILI.1I. Изменения в законе об аудиовизуальных СМИ.................91

П.1.Ш. Оценка нововведений и их последствий..........................98

II.II. Система управления..........................................................106

ILII.I. Управление до 2009 г................................................106

И.П.П. Изменения в законе об аудиовизуальных СМИ...............108

H.II.IH. Оценка нововведений и их последствий........................111

II.III. Влияние реформы телевидения на других участников

медиарынка............................................................................116

II.IV. Соответствие реформ законодательству ЕС........................124

111. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ФРАНЦИИ..........................131

III.I. Интернет в работе телевидения..........................................131

III.I.I. Интернет-телевидение в мире и во Франции...................131

ИЫ.П. Стратегия развития общественного телевидения Франции в интернете...........................................................................137

IILII. Переход Франции на цифровое телевещание........................143

III.ILL Особенности и результаты перехода Франции на цифровое

телевещание......................................................................143

ПЫ1.П. Влияние цифровизации на общественное телевидение.......................................................................160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................168

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................173

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................185

Введение

Основными характеристиками общественного телевидения всегда в идеале является то, что оно финансируется и контролируется обществом и ему же принадлежит. При выполнении этих условий общественное телевидение всегда будет выгодно отличаться от всех остальных типов телевещания: отсутствием коммерческой заинтересованности от телевидения частного, отсутствием пропагандистской составляющей от телевидения государственного. Оно будет отвечать истинным потребностям населения, предоставляя обществу разнообразную, независимую и достоверную информацию.

Вот почему во всех развитых странах мира предприняты шаги по созданию максимально независимого общественного телевидения, которое бы наиболее полно выполняло свою общественную миссию. Однако каждая из этих стран сталкивается с множеством проблем и трудностей - как объективных (поиск независимых источников достаточного для деятельности общественного телевидения финансирования, лавирование между необходимостью одновременно просвещать и развлекать и т.д.), так и субъективных (неправильные административные решения государственных и общественных служб, а также руководителей самих общественных телевещателей).

Россия не стала исключением в ряду стран, стремящихся разработать и воплотить в жизнь концепцию общественного телевидения. Первые усилия по созданию этого типа телевещания прилагались еще в начале 1990-х гг., когда Владислав Листьев, генеральный директор ОРТ («Общественное российское телевидение»), пытался сделать все, чтобы название его телеканала на деле отражало статус общественного. Однако 1 марта 1995 г. Владислав Листьев был убит в подъезде своего дома, после чего ОРТ окончательно утвердили в звании государственного телеканала, вскоре переименовав его в «Первый канал». С тех пор в обществе постоянно поднимался вопрос о необходимости создания общественного телевидения в

России, пока в мае 2013 г. не начало вещание Общественное телевидение России (OTP).

С первых же дней его работа вызвала много критики. Однако стоит отметить, что основные выдвигаемые к OTP претензии предъявляются общественному телевидению во многих странах мира. Во-первых, это выбор юридической формы пока единственного общественного телеканала в России, потому что это государственная компания. Во-вторых, это система финансирования, в которой не принимает участия общество. Финансирование OTP осуществляется за счет государственного бюджета. В-третьих, это программная политика канала, которая пока не отвечает главным требованиям, предъявляемым к общественному телевидению: освещение общественно значимых и важных явлений, а также просвещение нации.

Тем не менее, с постепенным развитием OTP критика стала стихать. Однако на фоне зарождения общественного телевидения в России журналистам и общественным деятелям, политикам и экспертам, а также самим гражданам страны необходимо действительно уметь разбираться в моделях общественного телевидения, знать перечень проблем, с которыми приходится столкнуться при его организации, а также представлять себе его работу в других странах. Все это поможет избежать ненужных ошибок и использовать только лучшие из уже проработанных на практике решений, что создаст надежную базу для быстрого и эффективного развития столь необходимого для каждой демократической страны типа телевещания.

Аналогичной российскому этапу становления общественного телевидения можно, хоть и условно, назвать ситуацию с общественным телевидением Франции, которое тоже начинало свою работу как полностью подконтрольное государству. Хотя даже до сих пор, несмотря на то, что история развития общественного телевидения Франции насчитывает уже не один десяток лет, французскую модель общественного вещания характеризуют как общественно-государственную: государство является

единственным акционером общественного телевещателя «Франс Телевизьон» (France Televisions), устанавливая рамки его бюджета, выдвигая требования и принимая важные решения относительно программной политики. При этом общество принимает участие в его финансировании.

С 2005 г. общественное телевидение Франции переживает насыщенный по событиям этап в своем развитии. Коренные изменения начались с глубокого реформирования общественного телевидения на законодательном уровне, которое продолжалось в период президентства Николя Саркози с мая 2007 г. по май 2012 г. По инициативе Саркози в 2009 г. принимается закон, согласно которому на общественных телеканалах ликвидируется вечерняя реклама (после 20 часов), что лишает «Франс Телевизьон» значительной части рекламных доходов. Кроме того, по принятому в 2009 г. закону кандидатуру на пост главы общественной телекомпании «Франс Телевизьон» теперь предлагает президент.

Реформы все эти годы шли параллельно с переходом Франции на цифровое телевещание и появлением на медиарынке многих новых частных игроков. При этом трансформация общественного телевидения Франции, потребовавшая дополнительных инвестиций, совпала с мировым финансовым кризисом. Все это не лучшим образом отразилось на положении дел «Франс Телевизьон»: его финансовые проблемы с каждым годом только усугубляются, отток аудитории приобретает перманентный характер, и в совокупности это увеличивает количество предъявляемых к нему претензий.

Учитывая характеристики, присущие общественному телевидению Франции, а также выявленные причины переживаемого им кризиса, можно найти возможные выходы из сложившейся сложной ситуации конкретно французского общественного телевещателя. Кроме того, это может стать базой для понимания существующих проблем большинства современных общественных телевещателей. Уже эту базу можно использовать для прогнозирования трудностей, с которыми могут столкнуться общественные

телеслужбы других стран (в том числе России), а также для поиска путей их преодоления. Этим и объясняется актуальность представленной диссертации.

Основная цель исследования - проанализировать положение общественного телевидения на медиарынке Франции в эпоху развития цифровых технологий, а также изучить весь комплекс причин, который способствовал формированию занятых им позиций. В диссертации ставятся следующие задачи:

- изучить историю развития общественного телевидения Франции и понять, какое место оно занимает в современной структуре вещания и просто в жизни французов, а также насколько оно отвечает требованиям, предъявляемым к общественным службам;

- проанализировать реформы Николя Саркози в области общественного телевидения и оценить последствия его законодательных инициатив;

- исследовать причины кризиса общественного телевидения Франции, которыми теоретически являются недостаток финансирования, сложный переход с аналогового на цифровое телевещание, а также бурное развитие интернет-технологий;

- оценить действия руководства «Франс Телевизьон», государства и общества по выведению важного для всех общественного телевещателя из кризиса.

Гипотеза диссертации состоит в том, что французское общественное телевидение, которое постоянно испытывает недостаток финансирования, оказалось в очень трудной ситуации, когда переход на цифровой формат совпал с реформами Николя Саркози. Сложившееся многообразие каналов на французском телевидении требует от «Франс Телевизьон» наполнения эфира уникальными телепрограммами. Однако пока телекомпания не может справиться с этим требованием - в первую очередь, из-за сокращения доходов, вызванного ликвидацией вечерней рекламы, уменьшения объема государственных дотаций и неудачной административной политики

руководства общественной группы. Выход из разрастающегося кризиса видится в устранении всех этих причин.

Научная новизна диссертационной работы заключается в первом в научной практике комплексном анализе современного положения общественного телевидения на медиарынке Франции в эпоху развития цифровых технологий. Как катализатор кризиса общественного телевещателя во Франции рассматриваются реформы Николя Саркози, которые впервые комплексно исследованы с точки зрения их соответствия европейскому законодательству, а также проанализированы с учетом всех возникших на середину 2013 г. последствий - как для общественного телевидения, так и для других участников медиарынка.

Кроме того, настоящая диссертация является первым наиболее полным и актуальным исследованием прошедшего во Франции перехода от аналогового к цифровому телевещанию. Явление «цифровизации» также впервые комплексно рассмотрено с учетом его последствий для государства, аудитории, аудиовизуальных СМИ и участников рынка мобильных операторов. В диссертации впервые в отечественной научной практике проведена оценка наиболее успешных стратегий традиционных телеканалов Франции в области развития интернет-телевидения.

Объектом исследования стало общественное телевидение Франции. В качестве предмета исследования была выбрана кризисная ситуация общественной группы «Франс Телевизьон», анализ которой предполагал выявление как объективных причин для кризиса, так и наиболее значимых действий властей, приведших к его углублению. Кроме того, стало явственно вырисовываться влияние на деятельность общественного телевидения Франции и активно развивающихся новых технологий.

Основные методы исследования - системно-исторический, аналитический и сравнительный. В работе систематизирован мировой опыт общественного телевидения, дана классификация основных проблем общественных телевещателей, а также, в результате анализа, проведено

сравнение современного положения общественных телеслужб во Франции и других странах.

Хронологические рамки исследования укладываются в период с весны 2008 г. по осень 2013 г. Обусловлены они тем, что 2008 г., когда Саркози начал подготовку к реализации задуманных им на общественном телевидении преобразований, рассматривается как новый виток кризиса «Франс Телевизьон». Вплоть до осени 2013 г. его можно рассматривать как угрозу существованию общественной телекомпании.

При анализе степени научной разработанности темы выяснилось, что как в отечественной, так и в зарубежной научной практике предпринимался ряд попыток исследовать феномен общественного телевидения в ряду всех остальных типов аудиовизуальных СМИ. Это объясняется высокой значимостью общественного телевидения и его коренными отличиями от остальных типов телевещания.

Особенно важными для диссертации стали работы американского

профессора Д. Ле Роя и французского теоретика Д. Вольтона, которые »

подробно рассматривают общественное телевидение как особое явление в развитии медиарынка каждой страны. Кроме того, и отечественными, и зарубежными авторами затрагиваются вопросы развития' общественного телевидения в конкретных странах.

Однако чаще всего рассмотрение работы общественных телевещателей идет в рамках комплексного анализа аудиовизуального сектора выбранной страны. Так происходит в работах М. Макеенко, посвященных телевидению США, или в научных трудах Г. Вороненковой и М. Вороненкова о телевидении Германии. Отдельные исследования касаются только британской модели общественного телевидения как наиболее успешной (например, книги Б. Любимова и А. Ожалво).

Похожая ситуация наблюдается и в сфере изучения общественного телевидения Франции. Оно анализируется наряду с другими типами телевещания в работах И. Кирии, Л. Шарончиковой, Е. Казенава. При этом

детализированного изучения общественного телевидения Франции в эпоху развития цифровых технологий еще никто в международной научной практике не предпринимал. В целом изученную в ходе написания диссертационной работы литературу можно условно разделить на несколько групп:

1) Исследования общественного телевидения как феномена медиарынка, определенный тип телевизионного вещания (И. Барманкулова, Д. Барсемиан, Т. Мендел, Н. Спиридонова, Д. Вольтон, Д. Ле Рой, Р. Смит, Я. Засурский)1;

2) Научные труды, посвященные моделям общественного телевидения в конкретных странах (А. Воинов, Г. Вороненкова, Н. Голядкин, Дж.

Кольман и Б. Роллет, Б. Любимов, А. Ожалво) ;

3) Аналитические работы о состоянии СМИ Франции, в том числе и общественного вещателя «Франс Телевизьон» ( Г. Вачнадзе, И. Кирия, Л. Шарончикова, Е. Казенав, Д. Вольтон, Г. Бурже) ;

4) Исследования влияния цифровых технологий на работу СМИ во Франции и в мире (Б. Каррыев, М. Айдарханов, М. Балфанов, X. Ганн, Дж. Хельм, Д. Леви, Д. Миноли, С. Папатанассопулос, В. Симпсон)1;

1 Барманкулова И. Общественное телевидение. Межд. фонд защиты свободы слова "Адил Соз", 2000; Barsamian D. The Décliné and Fall of Public Broadcasting, Cambridge, 2001; Мендел T. Служба общественного вещания. Пер. JI. Фунсо. ЮНЕСКО, 2002; Спиридонова Н. Телеэфир как общественное достояние. М., 2006; Засурский Я. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005; Wolton D. Eloge du grand public. Une theorie critique de la télévision. Paris: Flammarion, 1990; LeRoy D. Public télévision, Michigan, 1995; Smith R. The Other Face of Public Télévision: Censoring the American Dream, Algora, 2002.

2 Воинов A. Общественное телевидение и радио в Западной Европе. Законодательство и практика СМИ. № 5 2005; Вороненкова Г. СМИ Германии в XX веке. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008; Голядкин Н. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004; Colleman J., Rollet В. Télévision in Europe, London, 1997; Любимов Б. Общественное вещание: британская модель. М., 2006; Ojalvo A. La Grande — Bretagne et sa télévision. Paris, 1988.

3 Вачнадзе Г. Печать пятой республики (1958-1968). M.: Изд-во МГУ, 1969 г. - 45-50 е.: Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. - М., 2005; Шарончикова Л. Радиовещание и телевидение Франции. - М.: Изд-во МГУ, 2011; Cazenave E.,Ulmann-Mauriat С. Presse, radio et télévision en France de 1631 a nos jours. Paris, 1994; Wolton D. Eloge du grand public. Une theorie critique de la télévision. Paris: Flammarion, 1990^

5) Литература, касающаяся финансовой составляющей и экономических моделей аудиовизуальных СМИ на традиционн